Профессиональная деформация

Сегодня обсуждаем тему: профессиональная деформация с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

One more step

Please complete the security check to access www.turkaramamotoru.com

Why do I have to complete a CAPTCHA?

Completing the CAPTCHA proves you are a human and gives you temporary access to the web property.

What can I do to prevent this in the future?

If you are on a personal connection, like at home, you can run an anti-virus scan on your device to make sure it is not infected with malware.

If you are at an office or shared network, you can ask the network administrator to run a scan across the network looking for misconfigured or infected devices.

Another way to prevent getting this page in the future is to use Privacy Pass. Check out the browser extension in the Chrome Store.

Cloudflare Ray ID: 502a338dca12dab8 • Your IP : 185.189.13.12 • Performance & security by Cloudflare

Профессиональные деформации

По мнению многих исследователей (А. Адлера, С.П. Безносова, Р.М. Грановской, Э.Ф. Зеера, и др.) процесс освоения профессии проходит как конструктивно: личность развивается, происходит усиление и совершенствование качеств, способствующих успешности в деятельности; так и деструктивно: наблюдается разрушение личностных подструктур, искажение профессионально-личностного профиля специалиста. Последнее в психологии профессионального развития получило название профессиональных деформаций.

По мнению Э.Ф. Зеера профессиональные деформации могут проявляться на четырех уровнях.

1.Общепрофессиональные деформации, типичные для работников этой профессии. Эти инвариантные особенности личности и поведения профессионалов прослеживаются у большей части работников со ста­жем, хотя уровень выраженности данной группы деформаций различен. Так, для врачей характерен синдром «сострадательной усталости», выражающийся в эмоциональной индифферентности к страданиям боль­ных. У работников правоохранительных органов развивается синдром «асоциальной перцепции», при котором каждый гражданин воспринима­ется как потенциальный нарушитель; у руководителей – синдром «вседозволенности», выражающийся в нарушении профессиональных и этических норм, в стремлении манипулировать профессиональной жизнью подчиненных. Ансамбль общепрофессиональных деформаций де­лает работников профессии узнаваемыми, похожими.

2. Специальные профессиональные деформации, возникающие в процессе специализации по профессии. Любая профессия объединяет несколько специальностей. Каждая специальность имеет свой состав деформаций. Так, у следователя появляется правовая подозритель­ность, у оперативного работника – актуальная агрессивность, у адвоката – профессиональная изворотливость, у прокурора – обвинительность. Врачи разных специальностей тоже обрастают своими де­формациями. Терапевты ставят угрожающие диагнозы, хирурги цинич­ны, медсестры черствы и равнодушны.

3. Профессионально-типологические деформации, обусловленные наложением индивидуально-психологических особенностей личности: темперамента, способностей, характера – на психологическую струк­туру деятельности. В результате складываются профессионально и личностно обусловленные комплексы:

§ деформации профессиональной направленности личности: иска­жение мотивации деятельности («сдвиг мотива на цель»), перестрой­ка ценностных ориентаций, пессимизм, скептическое отношение к но­вичкам и нововведениям;

§ деформации, развивающиеся на основе каких-либо способнос­тей: организаторских, коммуникативных, интеллектуальных и др. (комплекс превосходства, гипертрофированный уровень притязаний, завышенная самооценка, психологическая герметизация, нарциссизм и др.);

§ деформации, обусловленные чертами характера: ролевая экс­пансия, властолюбие, «должностная интервенция», доминантность, индифферентность и др.

Эта группа деформаций развивается в разных профессиях и не имеет четкой профессиональной ориентации.

4. Индивидуализированные деформации, обусловленные особен­ностями работников самых различных профессий. В процессе много­летнего выполнения профессиональной деятельности, психологическо­го сращивания личности и профессии отдельные профессионально важ­ные качества, как, впрочем, и профессионально нежелательные, чрезмерно развиваются, что приводит к возникновению сверхкачеств, или акцентуаций. Это может быть сверхответственность, суперчестность, гиперактивность, трудовой фанатизм, профессиональный энтузиазм. Данные деформации можно назвать «профессиональным кретинизмом».

Следствием всех этих деформаций являются психическая напряженность, конфликты, снижение продуктивности профессиональной деятельности личности, неудовлетворенность жизнью и социальным окружением.

В педагогической деятельности наиболее распространенными деформациями являются:

1. Авторитарность,которая проявляется в жесткой централизации учебно-воспитательного процесса, единоличном осуществлении управленческих функций, использовании преимущественно распоряжений, рекомендаций, указаний. Авторитарные педагоги тяготеют к различ­ным наказаниям учащихся, отказываются от сотрудничества с ними. Авторитарность обнаруживается в снижении рефлексии – самоанализа и самоконтроля педагога.

2. Демонстративность– качество личности, проявляющееся в эмоционально окрашенном поведении, желании нравиться, стремлении быть на виду, проявить себя. Эта тенденция реализуется в ориги­нальном поведении, демонстрации своего превосходства, нарочитых преувеличениях, расцвечивании своих переживаний, в позах, поступ­ках, рассчитанных на внешний эффект. Эмоции ярки, выразительны в проявлениях, но неустойчивы и неглубоки. Некоторая доля демонстратив­ности педагогу профессионально необходима. Однако, когда она начи­нает определять стиль поведения, то снижает качество педагогической деятельности, становясь средством самоутверждения.

3. Педагогический догматизм возникает вследствие частого повтора одних и тех же ситуаций, типовых профессионально-педагогических задач. У педагога исподволь формируется склонность к уп­рощению проблем, применению уже известных приемов без учета всей сложности педагогической ситуации. Профессиональный догматизм проявляется также в игнорировании психолого-педагогических тео­рий, пренебрежительном отношении к науке, инновациям, в самоуве­ренности и завышенной самооценке. Догматизм развивается с ростом стажа работы в одной и той же должности, снижением уровня общего интеллекта, а также обусловливается особенностями характера.

4. Доминантность обусловлена выполнением педагогами властных функций. Ему даны большие права: требовать, наказывать, оцени­вать, контролировать. Развитие этой деформации определяется также индивидуально-типологическими особенностями личности. В большей мере доминантность проявляется у холериков и флегматиков. Она может развиться на основе акцентуации характера. Но в любом случае работа педагога создает благоприятные условия для удовлет­ворения потребности во власти, в подавлении других и самоутверж­дении за счет учащихся.

5. Педагогическая индифферентность характеризуется эмоцио­нальной сухостью, игнорированием индивидуальных особенностей учащихся. Педагогическое взаимодействие с ними строится без учета их личностных особенностей, исходя из типологического подхода: «двоечник», «хулиган», «активист», «лентяй» и т.д. Индифферентность развивается с годами как следствие эмоциональной усталости и отрицательного индивидуального опыта взаимодействия с учащимися.

6. Консерватизм проявляется в предубеждении против нововведений, приверженности устоявшимся технологиям. Развитию консерватизма способствует то обстоятельство, что педагог регулярно репродуцирует один и тот же учебный материал, применяет определенные формы и методы обучения и воспитания. Стереотипные приемы воздействия постепенно превращаются в штампы, экономят интеллектуальные силы педагога, не вызывают дополнительных эмоциональных переживаний. По мере профессионализации эти штампы в педагогической работе становятся тормозом развития деятельности и личности педагога.

Читайте так же:  Когда ты стараешься больше и больше

7. Ролевой экспансионизм проявляется в тотальной погружен­ности в профессию, фиксации на собственных пробле­мах и трудностях, в неспособности и нежелании понять другого че­ловека, в преобладании обвинительных и назидательных высказыва­ний, безапелляционных суждений. Эта деформация обнаруживается в жестком ролевом поведении за пределами образовательного учреждения, в пре­увеличении собственной роли и значения.

8. Социальное лицемерие педагога обусловлено необходимостью оправдывать высокие нравственные ожидания учащихся и взрослых, пропагандировать моральные принципы и нормы поведения. Социальная желательность с годами превращается в привычку морализирования, неискренность чувств и отношений.

9. Поведенческий трансфер (проявление синдрома ролевого трансфера) характеризует формирование черт ролевого поведения и качеств, присущих учащимся. Поговорка «С кем поведешься – от того и наберешься» справедлива в отношении педагогов.

10. Дидактичность – это проявление педагогических издержек объяснительно-иллюстративных методов обучения. Она выражается в стремлении учителя все объяснить самому, а в воспитательной работе – в нравоучении и назидании. Дидактичность педагога проявляется также за пределами учебного заведения: в семье, неформальном общении, часто приобретает характер профессионального занудства.

11. Педагогическая агрессия проявляется во враждебном отношении к нерадивым и неуспевающим ученикам, в приверженности к «ка­рательным» воздействиям, в требовании безоговороч­ного подчинения.

27. Психологические компоненты профессиональных стандартов и государственных образовательных стандартов.

Мониторинг профессионального развития личности

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Кому грозит профессиональная деформация

Каждая профессия накладывает на человека свой отпечаток. Если профессиональные изменения расцениваются как негативные – нарушающие целостность личности, снимающие ее адаптивность и устойчивость к жизненным событиям, – то их следует рассматривать как профессиональные деструкции или деформации.

Группа риска – политики, психологи, учителя

Несмотря на широкое изучение этой проблемы психологами, до сих пор в научной и специальной литературе нет серьезных работ, которые бы полностью раскрывали понятие профессиональной деформации и предлагали стопроцентно действенные методы борьбы с этой проблемой. Это связано со сложностью структуры и многообразием связей между формами проявления деформации. Проще говоря, видов профессиональной деформации настолько много, что они не поддаются общей классификации.

Согласно статистике, самое большое влияние профессиональная деформация оказывает на личность представителей профессий, связанных с людьми. Это педагоги, HR-менеджеры, чиновники, политики, медики, полицейские, а также психологи и руководители – от младших менеджеров до генеральных директоров. Одна из самых неприятных форм деформации личности выражается у них в сугубо функциональном отношении к людям, что не может не усложнять профессиональную и личную жизнь. Наибольшая склонность к деформации наблюдается в тех профессиях, представители которых обладают трудно контролируемой властью.

Сеем разумное, доброе, … нервное

Профессиональная деформация в одной из самых мирных профессий – у учителей – заключается в параноидальной мании, когда они выискивают ошибки там, где их нет. У «заболевшего» деформацией педагога появляется авторитарность, снижается самоанализ и самоконтроль. Дает о себе знать и демонстративность, которая отражается на качестве педагогики и становится средством самоутверждения. Педагогическая агрессия проявляется во враждебном отношении к нерадивым учащимся, когда педагог не может себя держать в руках. Приходя домой, такой педагог и действия близких людей оценивает по пятибальной шкале, раздражаясь из-за любой ошибки.

Мы с женой поженились, будучи студентами. Я учился на программиста, она – на учителя химии. Семью создали по большой любви, я был очень рад, что моя жена не только замечательная хозяйка, но и планирует карьеру. Мне казалось, профессия учителя поможет ей воспитывать наших детей, когда они появятся. Поначалу так и было – жена с красным дипломом окончила институт, устроилась в школу на работу, и один за другим у нас родилось двое сыновей. Выйдя из декрета, супруга вплотную занялась работой, стала классным руководителем. И примерно через два-три года я почувствовал, что становлюсь двоечником. Двоечником в семейной жизни, причем оценки мне ставит жена почти каждый день. Приходя с работы, она заступает на вторую смену дома, где учениками выступаем мы с сыновьями. Мы регулярно получаем выговоры за всё: не так поставленную чашку, просмотр «не тех» передач по телевизору, выбор плохой с ее точки зрения музыки, неправильную позу перед компьютером. Причем высказывается всё это в таком безапелляционном тоне, что мне становится жаль ее учеников. И себя в том числе. У нас участились скандалы. Выхода из этой ситуации не вижу, если только не уговорю жену сменить место работы. — Владимир, программист

«Порча» властью

Многих управленцев, особенно тех, кто долго шёл к вожделенному креслу, с воплощением мечты настигает такой недуг, как административный восторг, о котором в романе «Бесы» упоминал еще Достоевский: любой специалист, почуявший пусть небольшую, но власть, тут же стремится подмять под себя как можно больше народа, потешив свое самолюбие. Управленческая эрозия – один из распространенных психологических феноменов. Человек не столько озабочен интересами дела, сколько стремится к доминированию над подчиненными. Общественная польза заменяется личным удовольствием и упоением властью. Стремление к власти у такого руководителя подчиняется тем же законам, что и наркомания. Всё большее усиление власти и новые посты никогда не дают ему полного удовлетворения.

Когда карьера мужа пошла вверх, радовались все мы: я, дети, его родители. Я всегда верила в то, что он сможет добиться для семьи материального благополучия и заявит о себе как о талантливом руководителе и профессионале в своем деле. Все его планы сбылись, ему предложили занять пост руководителя отдела в крупной компании. Это сказалось на его доходе – мы стали позволять себе путешествия на дорогие курорты три-четыре раз в год, старшего ребенка отдали в хорошую частную школу, я бросила работу и стала заниматься хозяйством и детьми. Мне казалось, наш уютный дом стал полной чашей, где каждый член семьи мог отдохнуть и набраться сил. Но вскоре я почувствовала, что без мужа нам с детьми гораздо комфортнее, чем когда он дома. Наш папа «словил звезду» и продолжал командовать и после работы, периодически устраивая истерики на тему «меня не любят и не ценят». Его коллега рассказал, что на работе тоже всё неладно: муж упивается долгожданной властью и увольняет ценных сотрудников, которые стояли у истоков создания компании, скандалит по любому поводу и не замечает, что его стремление к царствованию серьезно вредит компании. Я собираюсь уговорить мужа пойти к психологу, пока ситуацию ещё можно исправить. — Анна, домохозяйка

Как бороться с профессиональной деформацией

Что поможет справиться с деформацией личности? Отличное здоровье, сознательная и регулярная забота о физическом состоянии, уверенность в своих способностях и возможностях, опыт успешного преодоления стрессов, умение быстро меняться при необходимости и чутко реагировать на настроения в коллективе.

Читайте так же:  Три способа улучшить отношения

Важны открытость, общительность, самостоятельность и стремление опираться на собственные силы, а также способность формировать и поддерживать в себе позитивные установки и ценности – как в отношении себя, так и в отношении коллег.

Некоторые проявления профессиональной деформации, вредные стереотипы, шаблоны поведения и оценки можно предупреждать, если научиться замечать и осознавать их, обсуждать их с психологом или людьми, которым вы доверяете.

Мнение эксперта

Профессиональная деформация – это неизбежный процесс. Вопрос вреда или пользы – именно в мере.

Цинизм продавца или врача является важной защитой, позволяющей им справляться с трудной для человеческой психики информацией и эмоциями. Но если цинизм становится доминирующей чертой личности, обязательно возникают проблемы не только в профессиональной, но и личной сфере. И тогда полезное становится вредным.

Когда стоит беспокоиться? Когда вы замечаете, что какие-то ваши черты, помогающие вам в профессии, начинают мешать в личной жизни. Когда вы замечаете, что стали более жестким, властным человеком, подозрительным по отношению к близким.

Что делать?

Заведите увлечения помимо работы (хобби, семья, друзья) и уделяйте им достаточно времени. Занимаясь делами, не связанными с профессией, мы используем другие характеристики личности, выравнивая свое развитие. Личные отношения, близость, теплота помогают «отходить» от трудностей профессии, отдыхать, получать поддержку.

Стоит иногда переосмысливать свое положение в профессии и стремиться к профессиональному развитию. В любой профессии возникают периоды стабильности, но если вы застоитесь как специалист, профессиональная деформация возникнет гораздо быстрее. Опасна также и обратная ситуация – слишком быстрый подъем по карьерной лестнице не дает времени на адаптацию психики.

С трудностями профессиональной деформации люди сталкиваются часто, с ними можно и нужно справляться.

[3]

И анекдот в тему:
Я попросил фотографа снять куртку в прихожей – он сделал 10 снимков куртки, висящей в прихожей на вешалке.

Профессиональная деформация

Профессиональная деформация — В производственной медицине, гигиене, санитарии, в работах по технике безопасности труда хорошо осознаны и исследованы эффекты взаимосвязи между трудом и субъектом труда. Эффекты этой взаимосвязи рассматриваются в рамках психофизиологии,… … Энциклопедия современной юридической психологии

Профессиональная деформация личности сотрудника — Негативное изменение психологических и социально психологических особенностей личности сотрудника ПОО в процессе службы и осуществляемой правоохранительной деятельности. Проблемы профессиональнойдеформации исследовались А.Р. Ратиновым (1967), Г.Г … Энциклопедия современной юридической психологии

Профессиональная деформация личности сотрудников исправительных учреждений — Изменения и нарушения в личности сотрудников, вызванные специфическими факторами деятельности и отрицательно влияющие на ее осуществление. Профессиональная деформация личности сотрудников ИУ – результат взаимовлияния специфики служебной… … Энциклопедия современной юридической психологии

Профессиональная деформация личности — процесс и результат влияния на личностные свойства человека специфических особенностей определенной профессиональной деятельности, осуществляемой в течение длительного времени … Психология человека: словарь терминов

ДЕФОРМАЦИЯ ЛИЧНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ — – изменение психической структуры, качеств личности под влиянием выполнения профессиональных обязанностей, в некоторых случаях снижение уровня профессиональных знаний, навыков, умений до неприемлемого уровня … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

деформация личности профессиональная — измнение психической структуры, качеств личности под влиянием выполнения профессиональных обязанностей … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Деформация личности профессиональная — изменение личности военнослужащих под влиянием выполнения профессиональной роли … Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

Виктимность профессиональная сотрудника ПОО — Психологически отрицательное профессионально–личностное образование , создающее реальную угрозу несчастных случаев, ранений или гибели сотрудника при действиях в криминально опасных и иных критических ситуациях. Структурно профессиональная… … Энциклопедия современной юридической психологии

Социально-психологические факторы в службе и деятельности персонала ПОО ПД — деятельность для людей, с людьми и среди людей. Поэтому она вплетена в «паутину», систему социально психологических связей, зависимостей и влияний (см. Социально психологический подход в ЮП) и неотрывна от них. В ней есть три основные сферы со… … Энциклопедия современной юридической психологии

Антикриминальная устойчивость сотрудника — Характеризует и способность успешно осуществлять административно юрисдикционную, уголовно процессуальную, оперативно розыскную и служебно боевую деятельность вопреки нравственно психологическому и силовому (включая вооруженное) противодействию… … Энциклопедия современной юридической психологии

Профессиональные деформации (стр. 1 из 8)

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

по дисциплине: педагогика и психология

На тему: Профессиональные деформации

1. Теоретические аспекты профессиональных деформаций

1.1 Профессиональные деформации

1.2 Эмоциональное выгорание

1.3 Административный восторг

1.4 Управленческая эрозия

2. Практические аспекты профессиональных деформаций на примере департаметна социального развития тюменской области

2.1 Диагностика уровня эмоционального выгорания у работников Департамента социального развития Тюменской области

2.2 Оценка удовлетворенности работой у сотрудников Департамента социального развития Тюменской области

2.3 Методика определения удовлетворенности потребностей работников Департамента социального развития Тюменской области методом парных сравнений

2.4 Мероприятия по снижению и устранению воздействия профессиональных деформаций на работника

Список использованных источников

В обществе меняется отношение людей к работе, люди теряют уверенность в стабильности своего социального и материального положения, в гарантированности рабочего места, обостряется конкуренция за престижную и высокооплачиваемую работу. Как следствие, растет психическое, эмоциональное напряжение, которое связанно со стрессом на рабочем месте.

Читайте так же:  Позвольте себе прокрастинировать

Проблема влияния профессиональной деятельности на формирование сознания личности занимало умы ещё древних философов, но особенно часто эта проблема стала обсуждаться в конце ХIX века, а в начале ХХ века известный социолог Питирим Сорокин для обозначения особого социально-психологического феномена ввел в научный оборот специальное выражение «профессиональная деформация».

Видео (кликните для воспроизведения).

В числе ученых, в той или иной степени занимавшихся и занимающихся разработкой проблемы профессиональной деформации личности, можно назвать В.В. Бойко, Р.М. Грановскую, А.А. Крылова, Е.С. Кузьмина, В.Е. Орла, Е.И. Рогова, Д.Г. Трунова и других.

Объект исследования: профессиональные деформации.

Предмет изучения работы: профессиональные деформации работников социальной сферы.

Цель работы: рассмотреть профессиональные деформации у работников социальной сферы и методы по борьбе с ними.

Изучить теоретические аспекты профессиональных деформаций.

Ознакомиться с эффектом эмоционального выгорания.

Раскрыть понятие административный восторг.

Охарактеризовать управленческую эрозию, или порчу властью.

Ознакомиться с проблемами влияния профессиональных деформаций на человека.

Провести исследование диагностики уровня эмоционального выгорания у работников Департамента социального развития Тюменской области.

Проанализировать оценку удовлетворенности работой у сотрудников Департамента социального развития Тюменской области.

Определить удовлетворенности потребностей работников Департамента социального развития Тюменской области методом парных сравнений.

Сделать выводы по изученной проблеме.

Метод исследования, применяемый для анализа профессиональных деформации в Департаменте социального развития Тюменской области — анкетирование, социологический опрос.

В первой главе мы рассматриваем профессиональные деформации как процесс, наступающий под влиянием выполнения профессиональной деятельности. Разбираем его основные компоненты и причины, а также негативные и позитивные последствия.

Во второй главе проводится анализ уровня эмоционального выгорания, удовлетворенности работой и удовлетворенности потребностей работников компании ООО «Автоград ЛТД», а также предлагаются методыпо снижению и устранению воздействия профессиональных деформаций на работника.

Работа выполнена на кафедре социального менеджмента.

1. Теоретические аспекты профессиональных деформаций

1.1 Профессиональные деформации

Профессиональная деформация личности — изменение качеств личности, наступающее под влиянием выполнения профессиональной деятельности, проявляется в профессиональном жаргоне, манерах поведения, физическом облике. [6 C.449]

Профессиональная деформация личности — это перечень явлений социально — психологического характера, к которым относятся все нарушения норм (морально — этических, правовых, деятельностно-служебных и т.п.), и которые может совершить только субъект-профессионал, специалист в определенной сфере. [13 C.128]

Термин „профессиональная деформация“ — это достаточно удачная метафора, на основе которой можно построить модель, наглядно описывающую механизм деформирующего влияния профессиональной деятельности. Для этого представим некий производственный процесс изготовления какого-либо изделия с помощью прессования.

Деформация — это изменение формы под влиянием внешних сил.

На входе в этот процесс мы имеем материал определенной формы, который проходит через воздействие пресса и потому теряет свою старую форму (то есть деформируется). На выходе этот материал имеет новую форму, которая соответствует конфигурации пресса. Для того чтобы процесс деформации успешно состоялся, необходима достаточная сила пресса и подходящие свойства материала. В противном случае материал не изменит свою форму (если пресс не достаточно мощный) или через некоторое время он может принять первоначальную форму. Для того, чтобы этого не случилось в некоторых производственных процессах используются различные способы закрепления полученной формы (например, обжиг при изготовлении керамических изделий), будем это так условно и называть.

Дело в том, что все перечисленные выше деформирующие факторы имеют свои аналогии в работе психолога-консультанта:

Свойства материала — это личностные особенности консультанта и его изначальные склонности: психическая подвижность/ригидность, мировоззренческая независимость/ податливость и пр.

Конфигурация пресса — это профессиональные рамки, в которые помещает себя консультант: принципы и установки, профессиональные навыки, должностные обязанности, условия работы и пр.

Сила пресса — это степень воздействия предыдущих факторов, зависящая от таких параметров, как: личностная значимость профессиональной деятельности, ощущение ответственности, эмоциональная вовлеченность в профессиональную деятельность, мотивация, сила внешнего контроля и пр.

„Обжиг“ — это фактор, который способствует закреплению полученной формы, и связан он в основном с получением положительных эмоций: профессиональный успех, благодарность от клиентов, признание коллег и пр. [18 C.32]

[1]

Самое большое влияние профессиональная деформация оказывает на личностные особенности представителей тех профессий, работа которых связана с людьми (руководители, медицинские работники, педагоги, психологи).

При профессиональной деформации воздействие профессиональных рамок и установок не ограничивается исключительно профессиональной сферой, то есть происходит проникновение «Я-профессионального» в «Я-человеческое». Можно сказать, что после выхода человека из профессиональной ситуации не происходит его естественного “выправления», поэтому даже в личной жизни человек продолжает нести на себе “деформирующий отпечаток» своей профессии.

В профессиональной деформации можно предположить два компонента:

1. Изначальные склонности, т.е. еще до соприкосновения со своей будущей работой у человека уже есть черты характера и особенности личности, присущие представителям этой профессии. Они могут осознаваться — приниматься как желательные и вызывать чувство гордости (например, желание помогать людям) или, напротив, быть неосознанными, подавляться и скрываться (например, интерес к частной жизни других людей).

2. И второй компонент — это сама профессиональная деформация, т.е. профессиональная деятельность развивает личностные особенности, очерчивает и рельефно выделяет их. Они представляют собой «благоприятную» почву, на которой в последующем разворачивает свою деформирующую деятельность профессия.

Грановская Р.М. и Хоминский В.А. считают, что профессиональные деформации проявляются в стереотипных действиях. Сперва стереотипы ускоряют и повышают эффективность работы, но когда они начинают доминировать — восприятие ситуации становиться упрощенным, а уверенность в непогрешимости используемых методов со своими возможностями — излишней, что понижает аналитические способности, гибкость мышления и умение взглянуть на вещи с другой позиции. [12 C.35]

Уровни профессиональной деформации:

1. Общепрофессиональные деформации. Например, развиваются синдром «асоциальной перцепции» (представители правоохранительных органов), синдром «вседозволенности» менеджеры).

2. Специальные профессиональные деформации. Например, у врачей разных специальностей могут проявляться черствость, равнодушие.

Читайте так же:  Современный человек и его отношение к отдыху

3. Профессионально-типологические деформации, связанны с психологическими особенностями личности: темпераментом, характером, способностями. Например, деформации, обусловленные чертами характер: властолюбие, доминантность, индифферентность или деформации, развивающиеся на основе некоторых способностей организаторских, коммуникативных, такие как комплекс превосходства, завышенная самооценка, нарциссизм и другие.

4. Индивидуальные деформации, связанные с особенностями работников самых различных профессий. В процессе реализации профессиональной деятельности происходит к возникновению акцентуаций, например, сверхответственность, сверхчувствительность, гиперактивность, трудовой фанатизм, профессиональный энтузиазм и другим. [16 C.40]

Причин для профессиональной деформации множество, вот основные из них:

Монотонность работы, особенно если ее смысл кажется сомнительным.

Профессиональные деформации личности: что это, факторы, признаки и профилактика

Замечали ли вы, что некоторые профессии видны невооруженным глазом? Стоит посмотреть на человека с выраженным цинизмом и сарказмом и можно предположить, что перед нами врач. Юрист всегда найдет, что сказать из опыта или припомнит какую-нибудь статью. Учитель старается все как можно подробнее объяснить, научить. Диктор обладает хорошо поставленной, быстрой и четкой речью. Психологи задают много вопросов и хотят как можно глубже вас «копнуть».

Продолжать можно долго, но в каждом случае речь идет об одном и том же – профессиональных деформациях личности. Проще говоря, о переносе профессиональных качеств, навыков и привычек в жизнь.

Что это такое

К сожалению, часто можно услышать чью-то историю болезни, начинающуюся со слов «Мой отец был военным, потому дома царила жесткая дисциплина…». Но так не должно быть, это и есть пример профессиональной деформации.

[2]

Впервые феномен профессиональных деформаций был описан в 60-х годах XX века. Начиналось все с изучения профессии учителя. На сегодняшний день известно, что чаще профессиональные деформации возникают в профессиях типа «человек-человек» (социономических профессиях). Это обусловлено тесным взаимодействием, обоюдным влиянием специалиста и клиентов на личности друг друга.

В таких профессиях отношение специалиста к клиенту должно быть:

  • как к равному участнику взаимодействия;
  • нравственное;
  • уважительное и гуманное;
  • но без лишней жалости и нервозности, чтобы сохранить собственное психическое здоровье.

Еще больше из этой категории деформациям подвержены профессии, которые наделены повышенной властью и слабым контролем, например, врачи, надсмотрщики в тюрьмах.

Профессиональные деформации вытекают из профессиональной адаптации. Так, например, врачу необходимо научиться некой эмоциональной холодности в отношении людей. Но иногда эта холодность поглощает человека, тогда он становится подобием машины (робота) везде, в любых сферах жизни, а не только в профессиональной. Ну, а к пациенту в итоге врач обращается как к объекту, а не субъекту.

Рассмотрим особенности деформаций на примере профессии психолога:

  • отождествление пациентов с их диагнозами и разговоры только в этом контексте («самая странная социофобия на моей практике»), употребление жаргонных слов;
  • общение с клиентами и их родственниками с нескрываемым раздражением, демонстрацией занятости и важности;
  • оскорбления клиентов по их диагнозам, синдромам и симптома («этот психопат»).

Очевидно, что это негативные деформации, не имеющие ничего общего ни с этическим профессиональным кодексом, ни с элементарными нормами общечеловеческой морали.

Можно ли заметить профессиональные деформации? Да, если человек осознает переживания и не заглушает их. Ощущается это как рассогласованность в Я-концепции и во взаимоотношениях с людьми. Если человек говорит от своего лица («Я устал за сегодня»), а не обвиняя других («Меня достали и утомили эти клиенты»), переживает и рефлексирует по этому поводу, то есть шанс выявить деформации и избавиться от них.

Профессиональные деформации не возникают за короткий промежуток времени, на это уходят годы. В результате профессиональной деятельности меняется:

  • активность специалиста;
  • уровень энергетических запасов;
  • активность психомоторных реакций;
  • структура отношений с окружающими людьми;
  • позиция относительно профессиональных вопросов.

Кроме того, меняется устойчивость психики и организма в отношении внешних раздражителей. Отмечается угасание или ослабление позитивных психических свойств. В совокупности это опасно профессиональным выгоранием и профессиональными деформациями личности.

[3]

Профессиональные деформации встречаются у всех людей, но не всегда они характеризуются как проблемные и требующие корректировки. Важен уровень выраженности деформаций и их влияние на жизнедеятельность человека как личности, гражданина и члена семьи.

Модель деформаций, или факторы, вызывающие их

На возникновение профессиональных деформаций оказывают влияние как внешние факторы, так и внутренние. К внешним относится все то, что регламентирует профессиональную деятельность:

  • нахождение в какой-либо структуре, иерархии;
  • выполнение обязанностей, социального заказа;
  • инструкции, учебники, методички.

Если специалист принимает инструкции как единственную истину, то тем самым принуждает себя к деформациям и формальному (функциональному) отношению к другим людям (клиентам). При таком дифференцированном отношении к человеку (только в рамках диагностик, методик, классификаций) специалист, естественно, изменяет свое сознание.

В итоге если специалистом руководит только «как надо», «что должно быть», «я лучше знаю», «так должно быть», то сознание его становится неподвижным и стереотипным. Не секрет, что теория всегда очень отличается от практики. И если специалист применяет что-то, не анализируя реальные условия жизни конкретного человека, а слепо следуя учебникам, то тут недалеко не только до профессиональных деформаций личности, но и до непрофессионализма.

Кроме этого, влияют и индивидуально-личностные особенности человека. Вероятность возникновения профессиональных деформаций выше у людей:

  • с неподвижными нервными процессами;
  • узостью профессии и ее культивированием;
  • склонностью к формированию жестких стереотипов поведения;
  • рефлексией;
  • низким уровнем интеллекта;
  • чрезмерной самокритичностью;
  • нравственными пробелами воспитания.

Чем больше человек подвержен созданию и следованию стереотипам, тем сложнее ему усваивать что-то новое, мыслить иначе, видеть проблемы и решать их. Все мировоззрение в итоге вертится только вокруг профессии. Нет других интересов или хобби, а если и есть, то ходит он туда с коллегами и говорит о работе.

Очень часто профессиональным деформациям предшествуют психологические механизмы защиты, которые человек вынужден включать, чтобы сохранить свое «Я». К наиболее популярным механизмам относится:

  • отрицание,
  • вытеснение,
  • проекция,
  • рационализация,
  • идентификация,
  • отчуждение.

Чем выше эмоциональное напряжение на работе, тем больше вероятность развития деформаций. Эмоциональная обстановка в свою очередь очень часто угнетается по мере роста стажа труда.

Читайте так же:  Друзья vs психологи

Деформации могут быть следствием эмоционального выгорания. Это неустойчивое психическое состояние, возникающее на фоне повышенной эмоциональности на работе и сопровождающееся раздражением, тревожностью, перевозбуждением и нервными срывами. Как следствие – усталость от работы, неудовлетворенность, потеря перспектив роста, профессиональные деструкции (деформации) личности.

Виды деформаций

Принято выделять 3 типа деформаций:

  1. Общепрофессиональные деформации. Возникают под продолжительным влиянием условий труда и особенностей самой деятельности.
  2. Типологические деформации. Возникают в результате взаимного влияния особенностей личности и трудовой деятельности, узкой направленности профессии.
  3. Индивидуальные деформации. Возникают на основе индивидуально-личностных особенностей, интересов, потребностей, способностей, мотивов.

Кроме того, все деформации делятся на деструктивные и конструктивные. Например, усвоение пунктуальности и исполнительности во всем – полезная деформация, но ее переход в педантизм, требовательность (самотребовательность) и раздражение от нерасторопности других – деструктивные деформации.

Существует и еще одна популярная классификация (Э. Ф. Зеер):

  1. Общепрофессиональные деформации. Типичные для какой-либо профессии деформации. Например, подозрительность охранников.
  2. Специальные профессиональные деформации. Изменения в рамках узкой специализации, например, обвинительность прокурора, изворотливость адвоката.
  3. Профессионально-типологические деформации. Комплекс особенностей профессии и личности. В рамках этого можно выделить три группы деформаций: профессиональной направленности (изменение мировоззрения, ценностей, мотивов), способностей (постепенно развиваются синдромы типа превосходства или нарциссизма), черт характера (усиление каких-либо черт, например, властолюбие).
  4. Индивидуальные деформации. Подразумевают развитие под влиянием особенностей профессии сверхкачеств или акцентуаций характера (трудоголизм, сверхобязательность).

Что интересно: деформации могут отражаться не только на личности, но и на человеке как индивиде. Например, спортсмены отличаются физической развитой формой, а военные – идеальной осанкой. Но это скорее положительные деформации. Среди отрицательных можно отметить психосоматические заболевания.

На практике разграничить сферу работы (одних норм) и жизни (других норм) практически невозможно. Потому люди тяжелых профессий (полицейские, сотрудники специальных служб и МВД, палачи, психиатры и психологи) нередко сами оказываются в плену психических расстройств, заболеваний, угнетающих состояний и даже подвержены суициду.

Конечно, нельзя нарушать из-за общих принципов трудовые инструкции, как и регулярно подавлять усвоенные личностью общественные нормы. Потому можно заключить, что неправильно выбранная профессия – предвестник деформаций.

Профилактика деформаций

Таким образом, профессиональные деформации – это изменения в познавательных процессах личности и дезорганизация ее психологии. В контексте проблемы деформаций обычно говорят о деструктивных изменениях, снижающих работоспособность человека, понижающих продуктивность, вызывающих развитие негативных личностных черт и признаков в поведении. В широком смысле профессиональная деформация – след (положительный или отрицательный), который оставляет человеку профессия.

Признаки профессиональных деформаций:

  • возведение своей профессии в абсолют (единственная достойная форма активности);
  • ригидность в поведении (невозможность менять поведение вне работы);
  • следование определенным поведенческим стереотипам и профессиональным ролям;
  • снижение работоспособности, ухудшение производительности;
  • усталость;
  • утрата знаний, навыков и способов выполнения работы (обеднение репертуара).

При ухудшении трудовой деятельности обязательно происходит и замедление развития личности, так как она развивается только в условиях активности и какой-либо деятельности, для взрослого человека – трудовой.

Особую роль в проявлении и профилактике деформаций играет направленность личности. Важно иметь развитую систему морально-нравственных качеств и норм. Их носитель – человек и продукты культуры. Но именно нравственные нормы, к которым человек обращается в сложных ситуациях выбора или ситуациях, которые не прописывает частный профессиональный кодекс, оказывают регулирующее влияние на деятельность.

Очевидно, что развивать нравственные качества (долг, ответственность, честность) можно только самостоятельно, читая книги, просматривая фильмы, занимаясь социальной деятельностью. То есть нужно формировать в себе моральную воспитанность.

Риск развития деформаций возрастает, если ценности (моральные убеждения и требования) человека как личности и как субъекта профессии, то есть общественная мораль и профессиональная, расходятся. Если такие ситуации возникают часто, а человек отдает предпочтение нормам профессии, то личностные деформации не заставят себя ждать. Ярким примером такого противоречия может быть противостояние общественного убеждения «не убей» и исполнители смертных приговоров, либо случая эвтаназии в медицине или ситуации выбора, кого спасать, если есть шанс спасти лишь одного человека.

Если подобный выбор изначально делается легко, то человеку не стоит бояться деформаций, ведь нормы профессии уже соответствуют его личностному самосознанию. Если же выбор непросто делать ни в первый год работы, ни через 5 лет, то возрастает стрессовое влияние профессии. В таком случае стоит обучиться техникам саморегуляции или сменить сферу деятельности.

Интересно с точки зрения профилактики деформаций и расстройств выглядит практика в Греции, которую используют в отношении осуществляющих смертный приговор людей. Там узаконен расстрел как форма смертельного приговора. Так вот, исполняют его несколько человек, а патроны им выдают наполовину боевые, а наполовину холостые. Таким образом, ни у одного исполнителя нет четкого ощущения себя как палача.

Однако практически для любой профессии важно умение переключаться с одной роли на другую, разграничивать семью и работу. Для этого нужно:

  • вырабатывать гибкость мышления;
  • развивать артистичные умения;
  • расширять способы общения с людьми;
  • учиться менять восприятие людей.
Видео (кликните для воспроизведения).

В противном случае и дома, и на работе возникают конфликты, травмы, разногласия, а сам человек страдает от деформаций.

Источники


  1. Резников, Е. Н. Психология этнического общения / Е.Н. Резников. — М.: Когито-Центр, 2015. — 432 c.

  2. Иванников, В. А. Общая психология. Учебник / В.А. Иванников. — М.: Юрайт, 2014. — 482 c.

  3. Харриет Лернер Всё сложно / Харриет Лернер. — М.: Альпина Паблишер, 2015. — 288 c.
  4. Джон, Г. Карта любви / Г. Джон. — М.: Эксмо, 2018. — 866 c.
Профессиональная деформация
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here