Профессиональные качества личности психолога-консультанта

Сегодня обсуждаем тему: профессиональные качества личности психолога-консультанта с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Психолог-консультант или психолог-психотерапевт. Кого и как выбрать?

А вот о разнице между специалистами, готовыми оказать эту помощь, действительно, стоит поговорить отдельно. Есть три момента, на мой взгляд, делающих эту разницу принципиальной: образование, личностные установки и позиция в отношениях с клиентом.

Психолог-консультант должен иметь общее высшее психологическое образование, специальное психологическое образование и дополнительное специальное практическое образование. То есть, чтобы стать психологом-консультантом необходимо успешно закончить психологический факультет какого-либо ВУЗа (бакалавриат), затем получить специализацию в какой-либо области психологической науки и практики: личной, семейной, педагогической или деловой (обычно магистратура психологического ВУЗа) и, кроме того, желательно получить и периодически подтверждать или обновлять дополнительное специальное практическое образование в выбранной области или в какой-то из смежных областей, скажем, детский психолог может стать и семейным психологом, например (такое образование дают учебные заведения дополнительного образования, сертификационные курсы, практические обучающие семинары и так далее). Обычно обучение психолога-консультанта занимает пять-семь лет: пять лет — высшее психологическое образование, дополнительное образование от нескольких месяцев до двух лет, плюс периодическое повышение квалификации от нескольких дней до нескольких месяцев.

Психотерапевт должен иметь высшее психологическое образование (психологический ВУЗ) и специальное образование в каком-либо направлении психотерапии: динамическом (психоанализ, юнгианский анализ, бодинамика и др.) или феноменологическом (экзистенциальная терапия, гештальт-терапия, гуманистическая психотерапия и др.) — подробнее о том, как развивается взаимодействие терапевт-клиент внутри каждого из этих направлений можно прочитать в отдельной статье. Специальное образование психотерапевта обязательно включает достаточное (от пятидесяти до двухсот пятидесяти) часов личной и групповой терапии и определенное количество (от двадцати пяти) учебных супервизий (беседы с более опытным терапевтом по поводу ведения конкретных случаев). Кроме того, психотерапевт обязан периодически повышать качество своего образования (на конференциях, семинарах, лекциях, в супервизорских группах, на супервизиях). Обычно обучение психотерапевта занимает восемь-пятнадцать лет: 5 лет высшее психологическое образование, от трех до 10 лет специальное образование по выбранному методу, включая личную терапию и учебные супервизии, плюс периодическое повышение квалификации, регулярная супервизия и личная терапия.

Требования к личности.

Безусловно, личностные установки психолога-консультанта и психотерапевта очень схожи. Общими требованиями к ним является обладание такими чертами и способностями как, например,

общительность (однако показатели по фактору общительность не должны быть слишком высокими, так как такая личность может быть подвержена аффективным (слишком сильным) переживаниям и характеризуется сильными колебаниями настроения в течение дня, что может быть нежелательно для клиентов),

внутренняя сила и уверенность в себе,

Разница состоит, скорее, не в различии черт, а в том, на какие из них специалист прежде всего опирается в своей работе. Я выделила несколько акцентов, подчеркивающих, на мой взгляд, различия между требованиями к личности психолога и психотерапевта.

Для психолога-консультанта это

повышенное чувство долга,

здоровое чувство юмора (не ироничность)

уважение к людям,

умение правильно и четко выражать свою мысль,

способность вызывать доверие.

способность понимать без вынесения суждений (безоценочность),

самоконгруэнтность (естественность, согласованность чувств и их выражения),

чувствительность (способность замечать нюансы человеческих переживаний и межличностного общения),

способность к продуктивному слушанию (способность слышать одновременно на многих уровнях),

способность признавать свои ошибки, знание своих ограничений.

способность к рефлексии,

высокая культурная образованность (способность понимать культурный контекст клиента).

Подчеркну, что все эти черты в идеале должны быть и у консультанта и у терапевта, но каждый из них будет больше внимания уделять развитию определенного набора качеств и способностей. Это необходимо в связи с тем, что они по-разному помогают клиенту и решают разные задачи в своей работе.

Психолог-консультант должен помочь клиенту четко сформулировать запрос, он должен быть способен сопереживать клиенту, чтобы понимать, какие особенности чувства и переживания заставляют клиента воспринимать ситуацию как проблему, уметь быстро определить локализацию проблемы и сильные черты клиента, на которые он смог бы опираться при её решении, а затем, понятно и емко сформулировать советы и рекомендации донести их в такой форме, в какой клиент воспримет их лучше всего. При этом важно, чтобы все обращения были пронизаны уважением к человеку, который обратился к нему за помощью.

Психотерапевт в отношениях с клиентом исходит из принципиально иных представлений о помощи. Его способ — сопровождение — выстраивание длительных отношений, в которых он должен уметь принимать клиента таким, какой он есть, не оценивая его действий, мыслей поступков, но при этом он должен быть искренним и понятным в своих реакциях на отношение к нему клиента, он должен уметь тонко видеть и различать ситуации, когда клиент обращается к терапевту исходя из своих представлений о людях вообще, или из своих представлений-фантазий о том, как к нему относится терапевт, а когда реагирует на какое-то высказывание терапевта непосредственно здесь и теперь.

Например, одна из моих клиенток начинала все встречи с того, что рассказывала о своих посещениях выставок, концертов, музеев или о прочитанных за последнее время художественных произведениях и статьях в «интеллектуальных» журналах. Ей казалось, что я оцениваю её культурный и образовательный уровень и что от этой моей оценки будет зависеть мое отношение к ней, а значит, и результат терапии. Она никогда не спрашивала меня, так ли это, она просто «знала», что это так, и ей в голову не могло прийти, что может быть иначе, ведь именно так (как она вспомнила и осознала потом) складывались её отношения с любимой бабушкой, с которой она проводила очень много времени в детстве и которую считала образцом для подражания, всячески стремясь заслужить её расположение и уважение. И именно так, как оказалось, она общалась со своими немногочисленными знакомыми. Она далеко не сразу смогла поверить мне, когда я сказала, что для меня это не имеет такого значения и мое отношение к ней не изменится, если она вдруг перестанет отчитываться передо мной за свой «культурный рост».

Читайте так же:  Доверие клиента психотерапевту как условие психотерапии

При этом психотерапевт должен уметь грамотно и понятно для клиента раскрывать свое представление о ситуации так, чтобы у клиента была возможность увидеть ситуацию по-своему, и терапевт должен искренне принимать это виденье клиента, всегда, однако, оставаясь верным себе. Он должен уметь чувствовать и анализировать, какие истинные желания и потребности клиента могут быть скрыты за, казалось бы, ничего не значащими действиями и поступками и быть способным дать возможность клиенту осознать эти скрытые душевные движения, признать за собой и принять в себе стоящие за ними потребности и желания.

О необходимости иметь способность признавать свои ошибки и знать свои ограничения много писали и М. Якоби, и Ялом, и многие другие известные авторы.

Характер отношений с клиентом.

Принципиальная разница между отношениями консультант-клиент и терапевт-клиент, мне кажется, логично вытекает из всего вышесказанного.

Задача психолога-консультанта — определить актуальную проблему (или ряд актуальных проблем) и дать рекомендации по их разрешению, поэтому он может быть несколько отстраненным — сочувствующим, сопереживающим, уважающим, теплым, но отстраненным, в том смысле, что личностно он не включается в отношения с клиентом, другими словами, эти отношения — часть его работы, но не часть его жизни, он не строит с клиентом длительных близких терапевтических отношений. Его позиция — это позиция эксперта, дающего рекомендации.

Я не говорю здесь о стиле работы, который описывается обычно как директивный (авторитетный — позиция сверху), либеральный (или партнерский — позиция на равных), и попустительский (или «позиция снизу»), он может быть разным — я говорю о степени личностного сближения, самораскрытия, включенности в отношения.

Психолог-консультант лучше знает, как решить проблему и может объяснить клиенту, как это сделать и научить его использовать различные психологические инструменты для этого. Это краткосрочная встреча двух людей необходимая для решения конкретной задачи на рациональном сознательном уровне — это, в каком-то смысле, деловые отношения.

Ответственность — сложная морально-этическая категория, о которой мы отдельно поговорим в статье «Разделение ответственности — границы личной ответственности психолога и клиента»

Психолог-консультант несет ответственность за свою компетенцию, качество своих профессиональных знаний, выбор способов диагностики и адекватность применяемых психотехник. Другими словами, консультант может понятно и аргументированно объяснить, что происходит в настоящее время с вами, почему вам необходимы именно такие, а не какие-нибудь другие рекомендации, какое действие эти рекомендации должны будут оказать на вас?

Ответы на все эти вопросы, даваемые психологом-консультантом, должны быть понятными вам и достаточно убедительными для профессионалов-психологов — он несет персональную ответственность за их верность.

Однако, важно понимать и помнить, что ответственность за реализацию этих рекомендаций и за конкретные изменения в вашей жизни несете вы сами. Ответственность клиентов стоит отдельного внимания, об этом, как я уже говорила, в статье «Разделение ответственности — границы личной ответственности психолога и клиента»

Что касается психотерапевта, то он, несомненно, тоже несет ответственность за качество своих профессиональных знаний, однако Юнг говорил, что оставаясь один на один с клиентом, все теории лучше оставлять за дверью, чтобы иметь дело с конкретным живым человеком. Поэтому для психотерапевта скорее важно быть уверенным, в своих профессиональных навыках, в качественной настройке своего «рабочего инструмента» своей души. То есть психотерапевт скорее несет ответственность за собственную глубокую осознанность, приобретенную в том числе в процессе личной терапии, ведь именно от этого зависит его чуткость, профессиональная гибкость, устойчивость и профессиональное поведение — способность выбирать свои реакции в процессе общения с вами так, как это будет полезно и понятно именно вам.

Итак, есть три принципиальных различия между психологом-консультантом и психотерапевтом.

У них разное образование.

В образовании психолога-консультанта делается акцент на профессиональные знания, навыки диагностики и умение адекватно использовать различные методики и психотехники.

В образование психотерапевта, кроме специальных знаний, обязательно входит личная терапия и супервизия, развивающие определенные профессионально необходимые навыки души как основного инструмента деятельности специалиста.

Они делают акцент на развитие разных личностных черт.

Психологу-консультанту особенно важны независимость, наблюдательность, креативность, здоровое чувство юмора, умение правильно и четко выражать свою мысль.

Психотерапевту — безоценочность, личностная зрелость, чувствительность, способность к продуктивному слушанию, способность признавать свои ошибки, знание своих ограничений.

Повторюсь, что требования к личности практического психолога общие и для консультанта и для терапевта, просто каждый из них будет больше внимания уделять развитию определенных названных черт.

Они по-разному видят свою роль в отношениях с клиентом.

Психолог-консультант — эксперт, несущий ответственность за свои профессиональные знания и адекватность их применения, не включенный личностно в отношения с клиентом. Отношения имеют, скорее, характер деловых.

Психотерапевт — спутник в долгом пути расширения сознания (повышения осознанности), личностно включенный в особые терапевтические отношения с клиентом, несущий ответственность за собственную зрелость и хороший доступ к своему бессознательному. Терапевтические отношения — особая форма близких отношений.

В отдельных статьях обсуждаем:

роль практической психологии в жизни человека — «Кому и зачем нужны психологи»;

почему у психотерапевтов так много правил, для кого и зачем они нужны — «Что такое сеттинг и зачем так много правил»;

кто за что в ответе, дает ли практический психолог гарантии — «Разделение ответственности — границы личной ответственности психолога и клиента»;

Читайте так же:  Кому нужна моя опухоль

Профессиональные качества личности психолога-консультанта

Комментарии

Мне нравится

2

B нaшeй coциoкyльтypнoй cитyaции y пoтeнциaльнoгo клиeнтa нeт oтчeтливoгo oбpaзa пpoфeccиoнaлa, a poлeвыe oжидaния зaчacтyю cтpoятcя из cтpaннoй cмecи oбpaзoв зaпaднoгo кинo и литepaтypы и дo бoли знaкoмых cтepeoтипoв вpaчa и yчитeля, c чeм тpyднo нe coглacитьcя [9, 192]. К этoмy cтoит дoбaвить, чтo и y cпeциaлиcтoв этoт oбpaз пpoфeccиoнaлa тaкжe нe cфopмиpoвaн [9, 193]. У мнoгих клиeнтoв нeт чёткoгo пpeдcтaвлeния o paбoтe пcихoлoгa-кoнcyльтaнтa, o мeтoдaх вoздeйcтвия и этичecких нopмaх пoвeдeния cпeциaлиcтa в кoнcyльтaтивнoм пpoцecce. Hepeдкo пcихoтepaпeвтичecкaя пpaктикa бecпpeпятcтвeннo ocyщecтвляeтcя нeквaлифициpoвaнными cпeциaлиcтaми [4, 255]. B cвязи c pocтoм пoпyляpнocти пpoфeccии пpoблeмa нeэтичнoгo пoвeдeния пcихoлoгoв-кoнcyльтaнтoв являeтcя кpaйнe aктyaльнoй.

Извecтнo, чтo из-зa oтcyтcтвия cтpoгих кpитepиeв oтбopa тepaпeвтaми чacтo cтaнoвятcя люди, нe oблaдaющиe этичecки вывepeннoй пpoфeccиoнaльнoй пoзициeй [8, 88]. Кaждый пpoфeccиoнaльный пcихoлoг ищeт peшeниe этичecких пpoблeм caмocтoятeльнo, oпиpaяcь нa coбcтвeнныe нopмы и пpeдcтaвлeния, мнeниe кoллeг, a тaкжe нa тeopeтичecкиe знaния, пoлyчeнныe вo вpeмя oбyчeния [5, 114 ].

Пocкoлькy пcихoлoгичecкoe кoнcyльтиpoвaниe являeтcя cлoжнoй и мнoгoгpaннoй пpoфeccиeй, кoнcyльтaнты пo нeoбхoдимocти дoлжны пoдчинятьcя этичecким и пpaвoвым нopмaм [3,58 ].

Пpeждe чeм пpиcтyпaть к oкaзaнию пoмoщи дpyгим людям, кoнcyльтaнтaм нeoбхoдимo нaкoпить дocтaтoчныe знaния o ceбe caмих в дoпoлнeниe к изyчeнию этичecких и пpaвoвых пpинципoв, oтнocящихcя к пpoфeccии кoнcyльтиpoвaния [3, 58]. Пcихoлoг-кoнcyльтaнт cтaнoвитcя для клиeнтa мoдeлью пcихoлoгичecки здopoвoй личнocти и eмy вaжны иcкpeннocть (кoнгpyэнтнocть) кoнcyльтaнтa, нaличиe y нeгo oпpeдeлeнных личнocтных хapaктepиcтик [8,88]. Сpeди вaжных личнocтных хapaктepиcтик пcихoлoгoв мoжнo oбoзнaчить aдaптaциoнныe вoзмoжнocти личнocти cпeциaлиcтa.

Oт eгo aдaптaциoнных cпocoбнocтeй зaвиcит и пpoдyктивнocть eгo дeятeльнocти. Чeм знaчитeльнee aдaптaциoнныe cпocoбнocти, тeм вышe вepoятнocть тoгo, чтo opгaнизм чeлoвeкa coхpaнит нopмaльнyю paбoтocпocoбнocть и выcoкyю эффeктивнocть дeятeльнocти пpи вoздeйcтвии пcихoгeнных фaктopoв внeшнeй cpeды [1, 83]. Paбoтa пcихoлoгa-кoнcyльтaнтa вo мнoгo cвязaнa co cтpeccoм (взaимoдeйcтвиe c тpyдными клиeнтaми, втopичнaя тpaвмaтизaция в ycлoвиях чpeзвычaйных cитyaций), в cвязи c этим пpиcпocoблeниe и вpaбaтывaeмocть cпeциaлиcтa являютcя пoкaзaтeлями ycпeшнoй дeятeльнocти. B ycлoвиях пpoфeccиoнaльнoгo cтpecca пcихoлoг-кoнcyльтaнт дoлжeн oблaдaть ocoбыми кaчecтвaми пcихoлoгичecкoй вынocливocти, кoтopыe хapaктepизyют жизнecтoйкocть.

Пcихoлoг-кoнcyльтaнт, oблaдaющий тaкoй чepтoй кaк жизнecтoйкocть (Д.A. Лeoнтьeв), cпocoбcтвyющeй эффeктивнoй paбoтe c клиeнтaми, oтpaжaeт eгo «пcихoлoгичecкyю живyчecть и pacшиpeннyю эффeктивнocть чeлoвeкa, a тaкжe являeтcя пoкaзaтeлeм пcихичecкoгo здopoвья чeлoвeкa» [1,84]. Эффeктивныe кoнcyльтaнты cпocoбны быть иcкpeнними, твopчecкими и coпepeживaющими. Хopoшиe кoнcyльтaнты дeйcтвyют кaк интyитивнo, тaк и oпиpaяcь нa peзyльтaты иccлeдoвaний. Пoлeзнo, кoгдa кoнcyльтaнты имeют зa плeчaми зaкaлкy в paзличных жизнeнных oбcтoятeльcтвaх и oблaдaют cпocoбнocтью пpeдcтaвить ceбe тo, чтo пepeживaют их клиeнты, a знaчит, пoнимaть клиeнтoв и oтнocитьcя к ним aдeквaтнo [3,41]. Пpoфeccия пcихoлoгa-кoнcyльтaнтa пpeдycмaтpивaeт нaличиe вышeyкaзaнных кaчecтв для эффeктивнoгo взaимoдeйcтвия в диaдe «пcихoлoг-клиeнт». Пpoфeccиoнaльныe кaчecтвa личнocти пcихoлoгa-кoнcyльтaнтa этo мнoгoypoвнeвaя cиcтeмa взглядoв, цeннocтeй, cмыcлoв, oтpaжaющaя гyмaниcтичecкyю пoзицию.

Paзвитиe пpoфeccиoнaльных кaчecтв пpeдпoлaгaeт cтpeмлeниe личнocти пcихoлoгa-кoнcyльтaнтa к caмoпoзнaнию, caмopaзвитию и личнocтнoмy pocтy.

Уpoвeнь пpoфeccиoнaлизмa зaвиcит, пpeждe вceгo, oт coбcтвeннoгo личнocтнoгo pocтa cпeциaлиcтa, eгo cтaнoвлeния кaк чeлoвeкa, пpиoбpeтeния им житeйcкoй мyдpocти, глyбины, знaния caмoгo ceбя, влaдeния cвoими вoзмoжнocтями, pecypcaми и cпocoбнocтями [6,4].

Пpoфeccиoнaльнoe cooтвeтcтвиe кoнcyльтaнтoв cвязaнo co знaниeм и пpaктичecким пpимeнeниeм ими этичecких пpинципoв [3,60]. Эффeктивнocть кoнcyльтaнтoв cвязaнa c их этичecкими знaниями, a тaкжe cпocoбнocтью пocтyпaть в cooтвeтcтвии c ними [3, 60]. Пpoфeccиoнaльныe кaчecтвa фopмиpyют этичecкyю пoзицию пcихoлoгa-кoнcyльтaнтa, кoтopaя являeтcя peзyльтaтoм личнocтнoгo pocтa. Этичecкaя пoзиция пcихoлoгa-кoнcyльтaнтa являeтcя чacтью пpoфeccиoнaльнoгo paзвития личнocти. Кaчecтвa, фopмиpyющиe этичecки вывepeннyю пoзицию пcихoлoгa-кoнcyльтaнтa, oпpeдeляютcя кaк coвoкyпнocть нpaвcтвeнных ycтaнoвoк, цeннocтeй индивидa, eгo coциaльнyю oтвeтcтвeннocть и пpoфeccиoнaльнoe coзнaния.

Тaким oбpaзoм, пpoфeccиoнaльныe кaчecтвa пcихoлoгa-кoнcyльтaнтa oтpaжaют cпocoбнocть пpинять этичecки гpaмoтнoe peшeниe, a тaк жe пoмoчь клиeнтy yвидeть cвoи pecypcы, pacшиpить пoтeнциaльныe вoзмoжнo и yлyчшить кaчecтвo жизни.

[3]

Спиcoк литepaтypы

1. Aлeкcaндpoвa, Л.A. К кoнцeпции жизнecтoйкocти в пcихoлoгии //Сибиpcкaя пcихoлoгия ceгoдня: cб. нayч. тp. – Bып. 2. – Кeмepoвo: Кyзбaccвyзиздaт, 2003. – С.82-90.

2. Bacилюк, Ф.Е. Уpoвни пocтpoeния пepeживaния и мeтoды пcихoлoгичecкoй пoмoщи // Boпpocы пcихoлoгии. – 1988. – №5. – С. 27–37.

3. Глэддинг, С. Пcихoлoгичecкoe кoнcyльтиpoвaниe. 4-e изд., – СПб.: Питep, 2002. – 736c.

4. Дикaя, Л.Г. Сoциaльнaя пcихoлoгия тpyдa: тeopия и пpaктикa / Л.Г.Дикaя, A.Л.Жypaвлeв. – M.: Инcтитyт пcихoлoгии PAH, 2010. – 488c.

5. Диянкoвa, И. Heкoтopыe этичecкиe пpoблeмы в coвpeмeннoй aмepикaнcкoй пcихoтepaпии и пcихoлoгичecкoм кoнcyльтиpoвaнии // Кoнcyльтaтивнaя пcихoлoгия и пcихoтepaпия. –2002. – № 4. – С. 114–149.

6. Дмитpиeнкo, Е.B. Сoциaльнo-пpoфeccиoнaльнaя идeнтичнocть пcихoлoгa-кoнcyльтaнтa нa paзных этaпaх пpoфeccиoнaлизaции: aвтopeф. диc. … кaнд. пcихoл. нayк. Яpocлaвль, 2010.

[2]

7. Зaбpoдин, Ю.M. Пcихoлoгичecкoe кoнcyльтиpoвaниe. M.: Экcмo, 2010. – 384c.

Профессиональные качества психолога

Иногда можно услышать, как человеку говорят «Да ты прирожденный психолог». В самом деле, что за умения и личностные особенности необходимо иметь при поступлении на эту специальность, а каким еще можно научиться? Недавно проведенный на сайте www.futurejob.ru опрос самих практикующих психологов показал, что необходимых качеств не так уж много, все остальное – профессиональные навыки, которые можно с большим или меньшим трудом освоить в процессе учебы или практики.

Так вот, психологи пришли к выводу, что важнейшей особенностью успешного будущего психолога, вне зависимости от выбранной специализации, является интерес и уважение к Человеку. Да, именно Человеку с большой буквы. Имеется в виду искренняя заинтересованность в том, как устроен внутренний мир человека, искреннее желание разобраться в хитросплетениях человеческой психики. Эдакое здоровое любопытство: а как же он устроен, человек. Человек, другой, чем ты сам. Такой интерес мало поддается развитию, он либо есть, либо его нет. Другими словами, можно говорить о человеколюбии, дружелюбии, гуманизме.

Еще одно важное качество – толерантность. Это терпимость к другому, иному, готовность принимать разные проявления людей без агрессии и раздражения. Это качество уже, пожалуй, больше поддается развитию, но все же если оно уже есть как данность – будет проще. Ведь психолог работает с самыми разными людьми, при этом для эффективной работы очень важно безоценочное принятие человека.

Читайте так же:  10 признаков незавершенных отношений

Третьим было названо такое качество, как гибкость и открытость изменениям. Если вы легко приспосабливаетесь к новым условиям, если вы умеете признавать свои ошибки и быстро изменять свое поведение в зависимости от ситуации, то вы обладаете одним из профессионально важных для психолога качеств.

Будущему психологу необходима и сензитивность, иначе говоря, чувствительность. Если вы хорошо чувствуете настроение другого человека, умеете догадаться о его потребностях, ощущаете боль и радость близких как свою собственную, значит, вы обладаете еще одним важным качеством. Нужно сказать, что оно, в общем-то, развивается, но и начальный уровень имеет значение.

Среди других качеств были также названы такие, как умение ясно выражать свои мысли и умение слышать и понимать другого, ведь психолог много общается с людьми. Названо было и умение управлять собственными эмоциями. Действительно, сложно себе представить несдержанного, взрывного, крайне импульсивного психолога. Все эти умения, в принципе, поддаются развитию, было бы желание.

Нужно сказать, что основная трудность работы психолога в любой сфере – это риск эмоционального выгорания. Ведь так или иначе психолог включается в судьбу и жизнь каждого человека, пропускает его ситуации и проблемы через себя. Этот риск не стоит недооценивать. Если вы замечали, что быстро устаете от интенсивного общения, то представьте, что оно будет занимать основную часть вашей жизни в качестве профессиональной обязанности.

Таким образом, основными профессионально важными качествами выступают следующие: развитые коммуникативные навыки (умение слышать и понимать другого, умение отнестись и задать вопрос, изложить и аргументировать свою точку зрения), умение управлять своими эмоциями, способность к эмпатии (сопереживание), умение хранить тайну, высокий уровень развития словесно-логического, образного и абстрактно-символического мышления, хорошая логическая и эмоциональная память, развитые устойчивость, переключаемость и объем внимания, высокая интеллектуальная работоспособность. Гибкость, объективность, доброжелательность, уверенность в себе, ответственность, наблюдательность, терпеливость, тактичность. Широкий кругозор и эрудированность. Склонность к работе с людьми и исследовательским видам деятельности.

Профессиональные качества работника – это качества, отличающие его от представителей других профессий (Большой энциклопедический словарь).

Важнейшее качество психолога — профессиональная компетентность.

[3]

Профессиональная компетенция — способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач (Большой энциклопедический словарь).

Она включает в себя профессиональные знания, умения, навыки и способности. К числу характеристик профессиональной компетентности также относят: диапазон профессиональных возможностей, совершенное владение инструментарием, приемами и технологиями профессиональной деятельности. Профессиональная компетентность психолога проявляется в творческом характере его деятельности, в активном поиске новаторских подходов и инновационных технологий, личной инициативе и профессиональной коммуникабельности.

Психолог должен постоянно повышать уровень своей профессиональной компетентности, участвовать в курсах повышения квалификации, специализированных семинарах по отдельным проблемам психологии. Для успешной работы в сфере научной психологии необходимы соответствующие способности. Развитие компетентности и личности психологов как специалистов начинается в студенческие годы и продолжается в течение многих лет. Профессиональное становление психологов имеет свою специфичность в области научно-исследовательской и практической психологической деятельности.

В деятельности любой профессиональной группы вырабатываются свои нормы, правила профессионального поведения, которые в совокупности образуют профессиональную этику. Профессиональная деятельность психолога требует соблюдения особых принципов и правил этики.

Принцип профессиональной компетентности.

Принцип ненанесения ущерба человеку.

Принцип научной обоснованности и объективности.

Принцип уважения клиента.

Принцип соблюдения профессиональной конфиденциальности.

Рассмотренные принципы этики психолога характеризуют наиболее общие положения, которые он должен учитывать в своей научной, практической и педагогической деятельности. В свете этих принципов разрабатываются правила и нормы поведения психологов, стандарты их профессиональной деятельности.

В последние годы психологами многих стран разработаны этические нормы профессиональной психологической деятельности.

В то же время в рамках отдельных видов и сфер профессиональной психологической работы существуют и особые этические проблемы. Поэтому нередко рассматриваются специфические этические принципы, важные при проведении психологического исследования, психодиагностики, психологического консультирования.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

На пути профессионального становления студентов-психологов ждут надежды, разочарования, и открытия, трудный путь самопознания и освоения профессии. Определенные личностные качества могут побуждать людей заниматься психологией. Есть основания полагать, что определенные впечатления детства и юности порой играют важную роль в последующем выборе психологии как сферы профессиональной деятельности, в выборе тематики научных исследований или практической работы, а также в формировании концепции психолога. В этом разделе книги, а также в биографическом справочнике приводятся многочисленные примеры.

По мнению В.Н. Дружинина, чувство непохожести на других, неприспособленность душевного склада некоторых людей к миру, связанная с желанием эту дисгармонию преодолеть, часто приводит их к занятиям психологией. Мир другого человека для психолога является загадкой. Поэтому психологам присуща терпимость, снисходительность к людям, поскольку изначально они допускают возможность различных, нестандартных форм поведения, мыслей, переживаний. Ларошфуко писал: «Чем умнее человек, тем больше он видит различий между людьми, для человека заурядного — все люди на одно лицо».

Исследования показывают, что психологи-исследователи и психологи-практики, несмотря на сходство, отличаются по ряду личностных качеств.

Как считает К.А. Рамуль, для каждого ученого, в том числе и психолога необходимы следующие черты личности:

1. Энтузиазм по отношению к работе и ее задачам.

2. Прилежание — способности и наклонности к продолжительному и усидчивому труду.

4. Способность к критике и самокритике.

6. Умение ладить с людьми (Рамуль, 1965, с 126-135).

Важными нравственными качествами психолога безусловно считаются доброжелательность, уважительное отношение к людям, чуткость, отзывчивость, альтруистичность, гуманность, интеллигентность.

Читайте так же:  Внушение во сне

В области психологии специалист должен:

− знать цели, методологию и методы профессиональной деятельности психолога;

− знать историю развития и современные проблемы психологической науки;

− знать закономерности эволюции психики животных, сходство и качественное различие психики животных и человека; филогенез и онтогенез человеческой психики;

− знать природу деятельности человека, функции психики в жизнедеятельности человека;

− знать закономерности формирования и функционирования его мотивационной сферы;

− знать психологические закономерности познавательных процессов (ощущений, восприятия, памяти, воображения, мышления, речи);

− знать механизмы внимания, эмоциональных явлений, процессы волевой регуляции;

− знать понятие о личности и индивидуальности, структуре личности и движущих силах ее развития;

− знать психологические закономерности общения и взаимодействия людей в группах, межгрупповых отношениях;

− знать закономерности психического развития человека на каждой возрастной ступени;

− знать основные закономерности психологии образования;

− знать критерии нормы и патологии психических процессов, состояний, деятельности человека, пути и средства компенсации и восстановления нормы;

− знать основные сферы и виды деятельности психолога;

[1]

− знать основы психодиагностики и психологического консультирования;

− знать основы психотерапии, коррекционной и развивающей работы психолога;

− владеть методами психологического просвещения и преподавания психологии

− владеть инструментарием, методами организации и проведения психологических исследований;

Обобщая многочисленные исследования профессионально важных личностных черт психотерапевтов и психологов (А. Косевска, 1990; С. Кратохвил, 1973; М. Либерман, 1966; К. Роджерс, 1954; Славсон, 1962; Ялом, 1973 и др.), Вачков И.В. выделил следующие личностные черты, желательные для практического психолога:

− концентрация на клиенте, желание и способность ему помочь;

− открытость к отличным от собственных взглядам и суждениям, гибкость и терпимость;

− эмпатичность, восприимчивость, способность создавать атмосферу эмоционального комфорта;

− аутентичность поведения, то есть способность предъявлять группе подлинные эмоции и переживания;

− энтузиазм и оптимизм, вера в способности участников группы к изменению и развитию;

− уравновешенность, терпимость к фрустрации и неопределенности, высокий уровень саморегуляции;

− уверенность в себе, позитивное самоотношение, адекватная самооценка, осознание собственных конфликтных областей, потребностей, мотивов;

− богатое воображение, интуиция;

− высокий уровень интеллекта.

К. Рудестам пишет о взаимосвязи личностных черт, теоретических установок и стилей управления у группового психотерапевта (эти слова, по нашему мнению, могут быть отнесены к любому практическому психологу): он «должен быть отчасти артистом, отчасти ученым, соединяющим чувства и интуицию с профессиональным знанием методов и концепций.

С одной стороны, с развитием самосознания, ростом опыта и знаний о групповой и индивидуальной динамике возрастает надежность интуиции. Концептуальные рамки, метод осмысления руководителем наблюдаемых им элементов поведения могут служить ему основой для проверки чувств и надежности интуиции. С другой стороны, концептуальные рамки и методы, используемые без учета интуиции и чувств, могут вести к ригидному, негибкому стилю руководства».

Рассмотрим общекультурные и профессиональные компетенции, которые должен освоить клинический психолог (здесь приведены лишь некоторые, с остальными можно ознакомиться, взяв Образовательный стандарт).

Общекультурные компетенции:

− способность и готовность к пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствование и развитие общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-1).

− способность и готовность к пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологи (ОК-2).

− способность и готовность к владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3).

Профессиональные компетенции:

— готовность к активной коммуникации и информационно — аналитической деятельности: активным включением в сеть профессионального сообщества, ведением постоянного информационного наблюдения за предметной областью, анализом динамики ее развития, поддержанием активных контактов с коллегами, активным информированием профессионального сообщества о результатах собственной научной и информационно-аналитической деятельности (ПК-1);

— готовность инициировать психологические исследования: определением области прикладной психологии, предоставляющие возможности для развития исследований, проверкой и оценкой существующих методов, техник и моделей, выявлением возможности для развития фундаментальной и прикладной психологии (ПК-2);

— владение навыками популяризации психологических знаний, рекомендаций по использованию результатов психологических исследований и инноваций (ПК-21).

Технические средства, используемые на лекции – мультимедийное сопровождение.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Вопрос 7. Личность психолога-консультанта в психологическом консультировании

1. Роль и место консультанта в консультировании

2. Модель эффективного психолога-консультанта

3. Личностные качества психолога-консультанта

4. Система ценностей консультанта

1. В психологическом консультировании роль и место психолога-консультанта зависят в первую очередь от его теоретической ориентации и личностных черт характера. Существует несколь­ко позиций консультанта по отношению к клиенту, при этом профессиональный консультант должен уметь находиться при необходимости во всех позициях.

Выделяются три позиции консультанта по отношению к клиенту.

• позиция равенства, когда и клиент и консультант чувствуют себя в пространстве консультирования полноправными партне­рами со своими установками, ценностями, мировоззрением, при этом консультант не дает оценок клиенту, а клиент не предъявляет к консультанту завышенных ожиданий;

позиция «сверху», когда консультант является направляющей и ведущей силой в развитии клиента, авторитетом, с которым клиент считается в первую очередь;

• позиция «снизу», когда консультант подчеркивает значимость клиента с целью повышения самооценки и авторитета у послед­него, сохраняя недирективную позицию.

Выделяются следующие ролевые функции психолога-консультанта в пространстве психологического консультирования:

• консультант как личность, то есть проявление консультантом себя как личности в процессе консультирования через личное присутствие в этом пространстве, и в этом случае важнейшим терапевтическим фактором являются качества личности тера­певта, его ценности, мировоззрение и т. п.;

• консультант как субъект деятельности, то есть осуществление консультантом деятельности, которая обеспечивала бы раскры­тие клиента, в этом случае важны профессиональные умения и навыки консультанта.

Читайте так же:  Какая музыка звучит в ее душе или как нам попасть на одну волну

2. Модель эффективного психолога-консультанта включает в себя следующие составляющие.

• профессиональные навыки и умения.

3. Психолог-консультант (психотерапевт) должен обладать зрело­стью личности, которая включает в себя два аспекта:

Выделяются следующие качества зрелости личности психолога-консультанта, обеспечивающие эффективность терапевтическо­го процесса:

в области личностной зрелости:

аутентичность, подлинность, когда консультант является са­мим собой и, находясь в процессе общения с собой или с другими, не использует фасады и маски и не играет заданные и придуманные роли, позволяя проявляться подлинным, свой­ственным только данной личности эмоциям, чувствам, пове­дению;

конгруэнтность, то есть соответствие внутреннего мира лично­сти (чувств, эмоций, мыслей и т. п.) его внешним проявлениям и того, что он осознает, тому, каков его опыт;

сила личности и гибкость, умение в нужной ситуации быть твердым в своих убеждениях, знать, чего хочешь, и не подда­ваться влиянию окружения и стереотипов и в то же время уме­ние пересмотреть свои позиции и ценности, гибкость в поведе­нии и понимании окружающих;

позитивность, включающая в себя как способность к позитив­ному восприятию жизни в целом, так и позитивное отношение к людям, в частности к клиентам;

открытость новому опыту, искренность в восприятии собст­венных чувств, эмоций, умение принимать и ассимилировать новый опыт, незацикленность на старых схемах и старом опы­те, отсутствие сильной боязни, страха перед новым опытом;

адекватность, включающая адекватную оценку психотерапев­том себя, своих личностных и профессиональных качеств и способностей, а также способность к постановке реалистичных целей и принятие своей несовершенности;

рефлексия, самопознание — способность к постоянному изуче­нию себя, своего внутреннего мира, высокий уровень самопо­знания и стремление к анализу себя, своих мотивов, чувств, эмоций, поступков, умение прорабатывать свои проблемы;

эмпатийность — способность понять эмоциональный мир другого человека, встав на его место и посмотрев на проблему «его гла­зами», побыв в его системе ценностей и оставив в стороне свои собственные предубеждения и не сравнивая ситуацию другого че­ловека со своей собственной;

интернальность — внутренний локус контроля, то есть приня­тие ответственности за свою жизнь, поступки, действия и се­бя самого;

чувство юмора, избегание «тотальной» серьезности в отноше­нии к различным вещам, умение взглянуть с юмором на ситуа­цию или проблему;

в области социальной зрелости:

коммуникабельность, способность к налаживанию контакта с окружающими людьми, в том числе с клиентами, к построе­нию продуктивных отношений, умение воспринимать и прислу­шиваться к мнению и чувствам других людей;

толерантность к неопределенности, умение быть уверенным в себе, сохранять чувство спокойствия и не испытывать чувства тревожности в ситуациях большой неопределенности, неясно-1сти, неизвестности, отсутствия четкой структурированности. Ориентация на свою интуицию;

национальная теплота, предполагающая неотъемлемый интерес к другим людям, к их жизни, демонстрация заинтересо­ванности и отсутствие осуждения;

безусловность, безусловное принятие клиента, стремление ви­деть позитивную природу человека и принимать клиента, неза­висимо от его поведения, мыслей и т. п., безоценочно;

этническая сензитивность, гибкость и безоценочностъ по отно­шению к представителям различных этносов, отсутствие на­циональных предубеждений и стереотипов, понимание и принятие других культур и обычаев, ценностей других народов.

Особо вредными чертами для психолога-консультанта (психо­терапевта) являются:

— авторитарность и снобизм, уверенность в собственной непо­грешимости и идеальности;

— нетерпимость к недостаткам других;

— пассивность жизненной позиции;

— зависимость от стереотипов, установок и авторитетов;

— склонность использовать клиента для удовлетворения своих по­требностей;

— невротическая установка в отношении денег, когда деньги — цель существования, а не средство.

4. В ситуации консультирования перед психологом стоит задача нейтрального отношения к ценностям клиента, и в то же время ценностная система консультанта определяет исходные пред­посылки консультирования. Психолог должен иметь собствен­ную систему ценностей, но при этом не навязывать ее клиенту, а уметь обсудить ценностные приоритеты, так как есть про­блемы, корни которых лежат именно в ценностных установках, и помочь клиенту выбрать те ценности, которые подходят именно для него. Ценности консультанта во многом зависят от его теоретической ориентации и оказывают влияние на процесс консультирования.

В гуманистической психологии выделяются следующие ценности, необходимые для формирования терапевти­ческого климата в пространстве консультирования:

• человек и его мир как главная ценность;

• вера в потенциал духовного и психического развития, зало­женного в каждом человеке;

• уникальность каждого человека;

• позитивность природы человека, то есть любое поведение име­ет позитивные намерения, а негативное, социально-нежела­тельное и тому подобное поведение есть результат неадекват­ного функционирования личности и ее защитных механизмов;

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

• каждый человек имеет ресурсы для своего развития и Вселен­ная также располагает к развитию.

Источники


  1. Образцова, Л. Н. Энциклопедия семейного счастья / Л.Н. Образцова. — М.: АСТ, Сова, Харвест, Кладезь, 2012. — 576 c.

  2. Семья. Книга для чтения. Книга 2. — М.: Издательство политической литературы, 2008. — 528 c.

  3. Гавэйн, Шакти Доверять себе. Путь к свободе и самовыражению. Пробуждение чувств. Доверься — и следуй! В поисках любви. От ложного доверия к доверию истинному (комплект из 3 книг) / Шакти Гавэйн и др. — М.: ИГ «Весь», 2015. — 864 c.
  4. Юрчук, В. В. 500 способов обольстить, привязать и удержать богатого мужчину / В.В. Юрчук. — М.: Современное слово, 2012. — 352 c.
Профессиональные качества личности психолога-консультанта
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here