Профилактика стресса при помощи мыслей

Сегодня обсуждаем тему: профилактика стресса при помощи мыслей с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Профилактика стресса при помощи мыслей

Техника Остановка мыслей как способ регуляции стресса

Те негативные эмоции, тот информационный стресс, который испытывает человек, он же сам и вызывает при помощи так называемого внутреннего негативного саморазговора. Негативный саморазговор — это отрицательные оценки действий, поступков человека и его самого в целом, а также негативные прогнозы на будущее.

Внутренний негативный саморазговор, как правило, не осознается. Он представляет собой поток мыслей, «наращивающий» дискомфорт.

Для того чтобы прекратить этот разрушительный процесс, необходимо использовать технику остановки мыслей, которая является отличным способом регуляции стресса

Техника существует в трех вариантах. Наиболее просты в освоении и практическом использовании варианты № 2 и 3.

Эффективность техник определяется тем, что во время их правильного выполнения вы будете смещать фокус своего внимания с

потока негативных мыслей, тем самым разбивая их ход и нормализуя свое эмоциональное состояние.

1.Сосредоточьтесь на потоке мыслей, которые проходят в данную

минуту, т. е. осознайте их. (При этом можно, если позволяет ситуация, закрыть глаза.)

2. Мысленно, довольно жестко, скажите «стоп» и остановите поток мыслей. (Вместо слова «стоп» можно использовать представление равнозначных по эффекту зрительных символов, например знак «стоп» или шлагбаум.)

1.Переместите фокус внимания вовне, т. е. направьте его на внешние объекты, звуки, ощущения.

2.Перемещая внимание, перечислите все, что воспринимаете, по принципу «Что вижу — о том пою»:

Иными словами, просто «отпустите» свое внимание, в режиме свободного полета созерцайте окружающий мир во всем его многообразии красок, форм, звуков, запахов и ощущений.

Представляет собой модификацию варианта № 2. Отличается от него тем, что вы выбираете один какой-то внешний объект и подробно описываете его. При этом необходимо стремиться к безоценочным высказываниям: мысленно описывая объект, указывайте только то, что действительно у него есть, а не является вашими домыслами.

Правильно — «Компьютер. Монитор. Экран плоский. Корпус

пластмассовый, белого цвета и т. д.».

Неправильно — «Компьютер. Дурацкий монитор! Всего 60 Гц!

Разве можно на таком работать? И т. д.».

В примере, обозначенном как «неправильно», присутствует оценка. Все-таки присвоение монитору характеристики «дурацкий» является субъективным мнением. А любое оценочное суждение повышает риск формирования негативных эмоциональных переживаний и развития стресса. Но полностью избавить себя от оценок происходящего в окружающей действительности практически невозможно,

для этого нужно быть дзенбуддийским монахом.

Для регуляции стресса достаточно использовать описанную технику и при ее выполнении стремиться к безоценочному констатированию воспринимаемого.

Профилактика стресса – 17 способов защитить себя от стресса

Профилактика стресса – это важное условие для сохранения эмоционального здоровья. И важно следовать общим принципам по повышению уровня сопротивляемости стрессовым ситуациям. Это продлит вашу жизнь и повысит ее уровень в несколько раз. Вот способы контроля над неприятными переживаниями:

1.Относитесь ко всему проще.

Не стоит принимать все близко к сердцу и переживать из-за каждого пустяка. Учитесь спокойно воспринимать любые события в своей жизни. Представьте, что вы сито, или облако и все стрессы проходят через вас, не оставляя следа.

2.Учитесь позитивному мышлению

Если вас одолевают стрессы, вам поможет позитивное мышление. Его суть в том, что нужно концентрироваться на положительных мыслях и воспоминаниях.

3.Используйте способы переключения

Вас одолевают неприятные мысли? Не давайте им силу. Переключайтесь. Сместите акценты на внешний мир. Понаблюдайте за тем, что вас способно порадовать. Концентрируйтесь на том, что вы видите и слышите в данный момент.

4. Освобождайтесь от отрицательных эмоций

Подавленные эмоции усиливают стресс и могут привести к депрессии. Поэтому давайте им выход. Естественно, что делать это нужно позитивным способом. Так, чтоб не причинить вред окружающим. Например, поколотить подушки или заняться прощением.

5.Больше смейтесь

Смех – это лучшая профилактика стресса. Не пренебрегайте ей. Смотрите комедии, используйте смехотерапию, улыбайтесь прохожим.

6.Занимайтесь физическими упражнениями

Спорт помогает справляться со стрессом. Поэтому, если вы хотите сохранить эмоциональное здоровье, запишитесь в любимую спортивную секцию и получайте удовольствие от регулярных тренировок.

7.Будьте благодарны за то, что имеете

Благодарность – очень хороший способ профилактики стресса. Вместо постоянного недовольства, вы начнете получать радость от того, что имеете.

8.Расслабляйтесь

Этот способ очень полезен. Все врачи и психологи рекомендуют ежедневно в течение 10-30 минут заниматься аутогенной тренировкой для профилактики стресса.

Видео для расслабления:

9.Отправьтесь в путешествие

Одна моя знакомая испытывала хронический стресс, связи с беспокойством за свое здоровье и увольнением с работы. Ее любимый подарил ей путевку в Мексику. После возвращения ее не узнать. Все стрессы она оставила в другой стране. Попробуйте и вы, если конечно любите путешествовать.

Кстати, необязательно ехать в другую страну, можно заняться туризмом даже в родном городе.

10.Принимайте ванны

Отличное средство для расслабления. Особенно с применением эфирных масел.

11.Бывайте на свежем воздухе

Пребывание на свежем воздухе рекомендуется всем без исключения. Поэтому сделайте себе привычкой ежедневно в течении часа ходить по улицам родного города. А еще лучше совершать прогулки в лесу или парке.

12. Используйте самовнушение

Выберите для себя подходящую аффирмацию и проговаривайте ее вслух или про себя как можно чаще, настраиваясь на нужную волну. Например, если вы волнуетесь на работе, можно говорить следующую формулу: «Внутри и вокруг меня мир и гармония».

13.Найдите себе увлечение

Любимое хобби – замечательная профилактика стресса. Поэтому спросите себя: Что мне нравится делать?» Возможно, писать стихи, готовить кулинарные шедевры или изучать психологию. Узнали ответ. Хорошо. А теперь не откладывая приступайте к интересному занятию.

Читайте так же:  Иллюзия контроля и контроль без иллюзий

14.Составьте список того, что вас радует

Уделите несколько минут тому, чтоб написать свои самые любимые способы времяпрепровождения, которые вас могут порадовать. Эти занятия – ваше спасение от стресса.

14.Мечтайте и фантазируйте

В позитивной психологии есть такая техника, которая называется «Визуализация». Ее суть в том, что вы мечтаете о том, чего хотите, делайте это с удовольствием и в настоящем времени. И затем получаете то, что рисовали в своем воображении.

16.Ведите дневник

Дневник помогает разобраться в себе, проанализировать свою жизнь и найти выход из сложных ситуаций. А так же ведение записей оказывает функцию пчихотерапевта, вы пишите о том, что вас тревожит, и вам становится легче.

17.Обратитесь к психологу

Если у вас нервные силы на исходе и вас ничего не радует, обратитесь к психологу. Слава богу, сейчас достаточно профессионалов в этой сфере, которые вам могут помочь справиться со стрессом.

Что такое профилактика стресса: понятие и методы

Стресс не считается заболеванием, это ответная реакция на раздражающие факторы. При этом воздействие может быть позитивным или негативным. Профилактика стресса – это защита и решения возникших сложностей.

Что такое профилактика стресса

Стресс окружает человека постоянно, став привычным явлением. Умеренная реакция на него приносит пользу, она позволяет всегда находиться в тонусе. Психика человека страдает от неправильных реакций, ведь длительное воздействие негативных факторов провоцируют нервное расстройство, перерастающее в хронический тревожный стресс. Он вызывает серьезные перегрузки, снижающие защитные силы организма.

Профилактика состояний

Стресс и его профилактика – область, интересующая не только психотерапевтов и психологов, но и обычных людей. Частые нервные перегрузки провоцируют появление у человека таких качеств, как повышенная тревожность, апатия, слабость, нерешительность, панические состояния.

Всё это приводит к истощению организма, существенному снижению иммунитета. Чтобы избежать таких негативных последствий, следует применять методы профилактики, ведь избежать проблемы всегда проще, чем лечить полученные заболевания.

Психопрофилактика представляет собой систему методов управления стрессом. Они позволяют определить причины стрессового нервного расстройства, найти способы снятия лишнего напряжения, предотвратив таким образом наступление стадии истощения.

Что такое стрессовый и нестрессовый образ жизни

Выбирая методы профилактики стресса, следует понимать, что такое правильный образ жизни. С одной стороны, факторы, вызывающие напряжение, окружают человека постоянно. Важно отношение человека к этим факторам, которое и определяет его образ жизни.

Стрессовый стиль жизни характеризуется следующими показателями:

[3]

Правильный же образ жизни характеризуется следующим образом:

  • человек допускает для себя определенные периоды, когда он может получить долю творческого стресса (при этом он всегда имеет пути отступления, которые приносят расслабление, помогают отвлечься, увидеть ситуацию со стороны);
  • он умеет отстаивать свои принципы, права, потребности, и делает это, относится уважительно ко всем, принимает такое отношение к себе (во взаимоотношениях сохраняет спокойствие и уверенность в себе);
  • доволен своей работой, которая приносит удовлетворение, благодарность и достойное вознаграждение (имеет стимул, который помогает пройти высокие нагрузки; умеет сочетать периоды перегрузок и отдыха);
  • человек старается всегда быть в хорошей физической форме, не имеет вредных привычек, заботится о себе (рационально расходует энергию на те виды деятельности и области, которые приносят удовольствие и удовлетворение);
  • старается не участвовать в ролевых играх, пытается быть собой в любой ситуации, свободно выражает естественные потребности, желания, чувства, не пытаясь оправдаться (избегает напряженных ситуаций, умеет распределять время);
  • умеет находить удовольствие в мелочах, живет полной жизнью, в том числе и сексуальной, наслаждается, ему присуще чувство юмора.

Для профилактики и преодоления стресса важно использовать методы саморегуляции. Они позволяют дать верную оценку происходящему, улучшить противостояние нервным ситуациям, повысить выносливость.

Варианты защиты

Медицинскими работниками и психологами разработаны определенные методы профилактики стресса, которые решают проблемы личностного и организационного характера. К первым относят:

  • активный отдых;
  • тренинги на повышение стрессоустойчивости;
  • самоконтроль поведения;
  • грамотную организацию времени;
  • регулировку времени сна и бодрствования.

Профилактика и преодоление перенапряжения включает в себя следующие индивидуальные меры:

  • отказ от злоупотребления едой, алкоголем;
  • отказ от курения, являющееся основным фактором появления напряжения;
  • занятия спортом, регулярные прогулки, способствующие выработке эндорфинов – гормонов счастья;
  • выделение времени в течения дня для релаксации, медитации;
  • организация своего времени, определение соразмерной ответственности;
  • снижение, устранение причин стресса.

[2]

Показала свою эффективность интересная наука об управлении временем – тайм-менеджмент.

Обязателен своевременный и достаточный отдых. Индивидуальные методы профилактики наиболее важны, их человек может применять самостоятельно в процессе жизнедеятельности.

Психопрофилактика и коррекция

Психологическая коррекция стрессовых состояний производится в личной или групповой форме. Основные методы, которые может применять психолог, следующие:

  1. Личностно-ориентированные.
  2. Когнитивные.
  3. Поведенческие.
  4. Музыкальные.
  5. Суггестивные.

Психокоррекционная работа при личностно-ориентированном методе с клиентом проводится индивидуально, при отсутствии посторонних, или в группе, при взаимодействии людей друг с другом. Основные меры психокоррекции, применяемые в этом случае — внушение и убеждение.

Когнитивные методы делают упор на личности, ее логических способностях. Они ориентированы на то, чтобы снять стресс, при этом человек активно в них участвует, познает себя, свое восприятие жизни и окружение, пытается поменять отношение и поведение на оптимистичное в критических ситуациях.

При поведенческой коррекции прорабатывается методика обратной связи в каждой ситуации, которая вызывает у человека нервное напряжение. Используются в работе вербальные символы и описание ситуаций, представление по списку, который разработан заранее.

Суть состоит в том, что человек представляет ситуацию несколько секунд, затем избавляется от возникших ощущений путем релаксации. Через несколько проработок тревога проходит, человек освобождается от страхов, далее прорабатывается более сложная ситуация.

За одно коррекционное занятие работа производится максимум с 3-4 сложными случаями.

Читайте так же:  Если бы это знала каждая женщина
Видео (кликните для воспроизведения).

Музыкальные методы заключается в воздействии музыки с целью коррекции эмоциональных отклонений, расстройств психики, движений, речи, затруднений в коммуникативном общении. Это один из методов, относящихся к арттерапии. Он применяется совместно с другими методиками.

Главной составляющей любой коррекционной работы являются суггестивные методы, представляющие внушение, доверительные беседы. Они форсируют положительные изменения в отношении пациента как к психологу, так и к беспокоящим ситуациям.

8 способов профилактики

Распространенной разновидностью суггестивных методов является аутогенная тренировка, которая основана на снятии нервного напряжения путем релаксации и целенаправленного самовнушения.

Профилактика стрессов в деловом общении и у подростков

Профилактика стрессов в деловом общении – важная часть разрешения конфликтов, которые порождаются производственным процессом. Чаще всего затрагиваются отношения по вертикали руководитель – подчиненный, но нередки конфликты и между сотрудниками.

Для минимизации нервных ситуаций в коллективе с целью сохранения производительности труда следует организовать антистрессовое подчинение. Оно основано на реализации следующих методов:

  • анализ возможностей работы и продвижения по службе в конкретной компании;
  • обсуждение рабочих вопросов с коллегами и руководителем;
  • налаживание эффективных отношений между сотрудниками и руководителем;
  • важно умение обоснованно отказаться от выполнения работы, которая не по силам;
  • определение полной ясности выполняемого задания;
  • обсуждение невозможности выполнения нескольких дел открыто;
  • кратковременный отдых в течение рабочего дня;
  • анализ причин неудач в работе;
  • разрядка отрицательных эмоций в допустимых вариантах, но не подавление их;
  • недопустимость смешивания личных и деловых отношений.

Эти рекомендации довольно общие, а стресс носит, как правило, личностный характер. Все зависит от восприятия ситуации конкретным человеком, его умения выходить из проблемных ситуаций.

Профилактика стресс

Профессиональные стрессы представляют небольшую часть всех реакций, воздействующих на человека, хотя и имеют свою специфику. Но физиология их возникновения одна, что позволяет для их ликвидации использовать общие методы профилактики, основанные на ценностях человека, жизненной стратегии, личностных особенностях.

[1]

Важное значение имеет профилактика стресса у подростков. Факторов риска ныне немало, а в связи с гормональной перестройкой организма явление стресса в этот период очень сложное. Подростки становятся вспыльчивыми, обидчивыми, у них резко и часто меняется настроение.

[3]

Подростковый стресс требует особого внимания со стороны родителей, педагогов, психологов. Упущенная ситуация создает риск угрозы развития и адаптации. Основная помощь должна быть оказана в семье. Она заключается в создании комфортной психологической обстановки, поддержке ребенка, адекватной оценке его возможностей и талантов, минимизации перегрузок.

Лучшим способом научить ребенка справляться с проблемами станет личный пример родителей, их оптимизм, открытость и доверительные отношения с ребенком.

Профилактика дистресса

Дистресс, согласно терминологии физиолога Ганса Селье из Канады, это напряжение, которое провоцирует негативные последствия. По его словам, стресс нужен человеку, и в полностью расслабленном состоянии человек тоже испытывает перенапряжение. Профилактика дистресса предполагает постоянное поддерживание у себя мажорного состояния.

Для этого существует ряд эффективных упражнений, которые следует обязательно вписать в свой режим дня:

  • утренние процедуры, включающие в себя разминку;
  • дыхательные упражнения следует выполнять утром и в течение дня;
  • гимнастика для лица.

Выполнение этих простых правил позволит поддерживать позитивный настрой, который помогает в борьбе с перенапряжением.

Важно знать, что более подвержены влиянию стрессов люди, которые испытывают сильное беспокойство по поводу своей значимости, имеют эгоистичные черты и мало общается с другими людьми. Мажорное настроение проще поддерживать человеку, готовый готов к оказанию помощи другим и ориентирован на успех.

Видео (кликните для воспроизведения).

Для успешной профилактики дистресса следует развивать в себе такие черты, как ответственность, умение радоваться за других, честность, доверие к себе и окружающим, общительность. Это позволит избежать многих проблем и жить насыщенной интересной жизнью.

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

Самое популярное

Профилактика экзаменационного стресса
Работа с родителями — Беседы, консультации для родителей

Экзамен – это не просто проверка знаний, а проверка знаний в условиях стресса и непредсказуемого результата. Стресс возникает не только не только при нагрузке, но и при отсутствии её. Жизнь детей и взрослых в этот период наполнена эмоциональной напряженностью.

Уважаемые родители!
Уважаемые родители, уместно вспомнить, что тревожность – это естественное, обычное состояние человека, в сложной, незнакомой ситуации, и испытывают его абсолютно все люди. Тревожность можно мобилизовать,
собраться с мыслями, знаниями и отвечать на экзаменах.
Простейший пример: накануне экзамена не хватает времени, чтобы все повторить перед экзаменом – сплошная «каша» вы голове, ничего не вспомнить, но… стоит взять билет и немного успокоиться, как вдруг все «всплывает», становиться четким и понятным.

Первым шагом к успеху в любом начинании является психологическая установка, абсолютная уверенность в том, что цель будет достигнута. Необходимо приучить ребенка к успеху, удаче, но при этом известно, что одна из причин, мешающих тревожным людям результативно выступать, состоит в том, что они в большей степени сосредоточены не на выполнении конкретной деятельности, а на том, какие возможны последствия. Поэтому неэффективно ставить перед собой цель типа «Я должен получить отличную оценку», «Я должен ответить во что бы то ни стало», лучше сформулировать конкретно «Я должен доказать теорему или решить задачу …».
Возможность провала становиться для ученика показателем его жизненной несостоятельности, его человеческой неполноценности. При таком восприятии экзамен – уже не просто определенная проверка знаний, а препятствие, которое может лишить человека самоуважения, уважения в глазах окружающих. Это проверка на право чувствовать себя – человеком.

Что бы этого избежать, ВАМ родители, нужно поддерживать уверенность в силах вашего ребенка. Чувствовать себя уверенно легче в том случае, когда за спиной надежный тыл, любящие люди. Родители, не любящие своих детей, — явление не частое, но подростков, абсолютно уверенных в родительской любви, не так уж и много. Объясняется это противоречие просто. Родители, из лучших побуждений часто говорят о недостатках, указывают на ошибки. Вы – взрослые, считаете, что ребенок поймет, однако подростки ориентируются на прямое значение слов. Часто слыша о собственных недостатках и редко о любви, эмоциональной поддержке, внимании и заботе не материальной, ребята начинают сомневаться во всем
(во взаимоотношениях к себе, в своей самооценке).
Не бойтесь прямо говорить ребенку о том, что он любим, не зависимо от жизненных ситуаций, говорите о своих чувствах, они более понятны, чем просто лекции или долгие объяснения.(«Ты должен учить уроки», «Хватит гулять делай то-то»).

Тревожность — это поток чувств, сфокусированных на страхе: что- то плохое должно случиться. Это естественное, обычное состояние человека, в сложной, незнакомой ситуации, тревожность испытывают все люди. 3 фазы реагирования на стресс:

-1 реакция – тревоги (головные боли, учащенное дыхание, неспособность сосредоточиться, приступы раздражительности, беспокойство и т.д.).

-2 реакция – сопротивление (поддержка усилий, которые предпринимаются ребенком)

-3 реакция – истощения (после длительного напряжения, понижается способность организма к сопротивлению)

Признаки стрессового напряжения:

  • Невозможность сосредоточиться на чем – то
  • Слишком частые ошибки (нехарактерные для этого человека)
  • Ухудшение памяти, внимания.
  • Слишком часто возникают чувство усталости.
  • Очень быстрая речь, быстрая ходьба
  • Мысли часто «улетучиваются»
  • Довольно часто появляются боли (голова, спина, область желудка)
  • Повышенная возбудимость и раздражительность
  • Появление агрессивности, конфликтности
  • Проявление нетерпеливости, нервозности
  • Резкие перепады настроения, негативные эмоциональные реакции(страх, разъяренность, слезы)
  • Потеря чувства юмора
  • Пристрастие к вредным привычкам и появлению навязчивых движений
  • Появление чувства душевного опустошения
  • Постоянное ощущение недоедания либо потеря аппетита (вообще потерян вкус к еде)
  • Невозможность закончить начатое занятие, снижение работоспособности, неорганизованность
  • Отрицательное отношение к жизни

Проблемы на экзаменах.

К выпускному классу у учеников вырабатывается стереотипы работы.

Ребенок много раз отвечал устно и письменно, ситуация проверки знаний не является новой.

Определенное волнение, связанное с новизной самой процедуры экзаменов, достаточно легко нормализуется путем представления необходимой информации, т.е. подробного рассказа о том, каким образом проходят экзамены, и мысленно проигрыванием волнующей ситуации.

Проблема заключается в следующем:

Первые выпускные экзамены совпадают с периодом, когда человек прекращает заниматься деятельностью предписанной всем.

Встает двойная необходимость:

1- Выбор дальнейшего жизненного пути. Чтобы сделать выбор, необходимо разобраться в своих особенностях, желаниях, интересах.

2- Даже в случае, если выбор сделан, нет никакой гарантии, что он может быть реализован. Нужно доказать и выдержать определенную конкуренцию.

Вывод: Решение возникшей двойной задачи, требует от подростка принять на себя ответственность за дальнейшую жизнь. Выводы, сделанные в данный период, могут существенно скорректировать направление личностного развития.

1-м шагом к успеху в любом начинании является психологическая установка, абсолютная уверенность в том, что цель будет достигнута.

Создание условий успеха для подростков:

— Осознать ребенком, от чего же зависит успешность в том или ином начинании,

— Возможные стратегии выбора,

— Способствование повышению уверенности в своих силах,

— Укрепление чувства собственного достоинства,

— Научиться выявлять область, в которой требуется помощь от других людей, и просить о помощи без ущерба чувству собственного достоинства

Рекомендации по преодолению стресса:

  • Ребенку необходимо делиться своими переживаниями.
  • Переключаться на занятия, приносящие удовлетворение.
  • Стараться высыпаться и правильно питаться
  • Прибегать к процедурам, улучшающим самочувствие (душ, прогулка, физическая разрядка)
  • Переключаться на приятные сегодняшние воспоминания
    (новости, комплименты, хорошие дела).
  • Не боятся плакать
  • Постараться принять негативные события как необходимость совершить позитивные действия (по принципу: все, что ни делается, все к лучшему).
  • Не создавайте напряжения во взаимоотношениях и не угрожайте.
  • Поддерживайте его в момент неуверенности в своих силах.
  • Развитие навыков саморегуляции (самовнушение) с целью снятия напряжения.

Психологическая усталость и ее преодоление

Эффективные способы снятия эмоционального напряжения.

  • Для многих людей эффективным способом снятия эмоционального напряжения является – разговор
  • Негативные эмоции могут быть сняты и с помощью искусства – сочинение стихов, песен, рассказов и т.д.
  • Для многих людей естественным и привычным способом является форма снятия напряжения – слезы
  • Хорошей профилактикой от стресса является активизация – чувства юмора (ирония, улыбка, смех совершают переоценку значимости событий и помогают преодолевать трудности)
  • Выработка в организме активных психогормональных веществ (помогут: дыхательная гимнастика, бег, плавание, массаж, душ и т.д.)

Антистрессовое питание

Мозг человека составляет всего 2-3 % от всей массы человека, 20 % калорий потребляемых нами в день «съедает» мозг

Лучшему запоминанию способствует – морковь

От напряжения и усталости хорошее средство – лук

Выносливости способствуют — орехи (укрепляют нервы)

Острый перец, клубника, бананы помогут снять стресс и улучшат настроение

От нервозности вас избавит – капуста

Для питания клеток мозга и хорошего кровоснабжения, полезны черника или морская рыба.

Стимулирует работу мозга пища богатая белками – это мясо и рыба.

Сахар – совсем не является средством для повышения работоспособности.

Намного лучше есть не чистый сахар, а продукты, в котором он находится:

Сухофрукты, орехи, семечки, злаки, горький шоколад и т.д.

Капсулы с рыбьим жиром рекомендуется принимать в стрессовых ситуациях, в частичности перед экзаменом. Врач подскажет по какой схеме принимать его. Перед экзаменом лучше всего позавтракать морской рыбой с овощами или чашкой кофе с горьким шоколадом (30 г) вприкуску.

Методы профилактики и психокоррекции негативных последствий стрессов.

1. Система методов профилактики и нейтрализации последствий стресса.

Общие подходы к профилактике и нейтрализации негативных последствий стресса.
Существует много методов профилактики и коррекции психоэмоционального стресса. Задача психолога-практика заключается в том, чтобы выбрать из этих методов те, которые будут способствовать реализации двух основных условий психологической помощи:
1) учитывать индивидуально-личностные особенности конкретного человека;
2) учитывать условия реальной социальной ситуации.
Особенности применения антистрессорных методов.
1. Как отмечает Ю.В. Щербатых, в большинстве случаев антистрессорные методы применяются спонтанно и не всегда обоснованно, а в результате — с низкой эффективностью.
2. Широкий диапазон методов уменьшения психического напряжения обуславливает проблему их выбора (особенно это касается методов релаксации (кто-то из психологов отдает предпочтение АТ, другие — НМР, третьи — дыхательным упражнениям, четвертые — медитации и т.д.
Американский психолог Джозеф Вольпе в свою очередь полагает, что существуют только три занятия несовместимых с напряжением:
— секс;
— еда;
— упражнения на релаксацию.
3. Необходимо оптимального подбирать те методы (техники) и способы, которые в максимальной степени соответствуют характеру стресса и индивидуальным особенностям человека.

Сущность и структура классификаций методов и техник профилактики и нейтрализации негативных последствий стресса

Эмоциональный стресс и эмоции, бьющие через край: причины, симптомы и лечение

Эмоции – они могут определять в человеческой жизни многое, но именно при негативном стечении обстоятельств любой человек может переживать эмоциональный стресс.

Эмоциональный стресс представляет собой состояние, при котором человек испытывает ярко выраженное психо – эмоциональное переживание, полученное вследствие конфликтной ситуации, при долгом или коротком по времени ограничении в удовлетворении его естественных, как социальных, так и биологических нужд. Част развивается при чрезмерном перенапряжении нервной системы.

Механизм развития эмоционального взрыва

Механизм эмоционального стресса характерен следующей динамикой развития своего внутреннего напряжения и соответственно проявления:

  1. На первой стадии идет мобилизация всего организма, как на физическом, так и эмоциональном уровне. Данная стадия характерна ростом внутреннего напряжения и интенсивностью реакций, ускоренной способностью человека воспринимать информацию, анализировать и запоминать ее.
  2. На следующем этапе имеет место развитие дезадаптации – в этом случае стресс перерастает вовнутрь, когда сама стрессовая ситуация уж слишком долго затянулась. На данном этапе у пациента наблюдается определенное торможение в реакциях, снижается качество его деятельности, неорганизованность, идет частичная потеря информации, решения принимаются без учета возможных последствий.
  3. Дезорганизация – третья стадия течения механизма развития эмоционального стресса отмечена нервным истощением и развивается в итоге чрезмерной стрессовой нагрузки. На данном этапе может иметь место нарушение во внутреннем поведении пациента, поведение – неадекватно окружающей ситуации. Если данная стадия затянется – у пациента могут развиваться тяжелые заболевания, когда уже будет необходимо привлекать специалистов, таких как психиатр и терапевт, психоневролог.

Стадии развития стрессорной ситуации

В психологии практикующие психологи выделяют такие фазы-стадии течения эмоционального стресса:

  1. Фаза тревоги – на данном этапе мобилизуются внутренние силы всего организма, защитные механизмы и его устойчивость к негативным внешним и внутренним негативным факторам.
  2. Фаза резистенции – это этап максимальной адаптации когда организм равномерно расходует свои силы и внутренние резервы, а все параметры, которые были выведены из равновесия на первом этапе закрепляются на новом уровне. Если эмоциональный стресс развивается и дальше – наступает третья фаза.
  3. Фаза истощения – организм и эмоциональное состояние пациента подвержено структурным изменениям, истощением, поскольку все силы пациента, эмоциональные и физические на первых двух фазах были исчерпаны.

Причины и факторы – провокаторы

К причинам эмоционального стресса практикующие психологи относят следующие, самые распространенные и часто встречающиеся:

  • конфликтные ситуации, как дома, так и на рабочем месте, жизненные трудности, кажущиеся пациенту непреодолимыми;
  • тяжелые болезни и смерть близких и родных людей;
  • изменение в социальном, экономическом положении человека, негативное влияние таких изменений на эмоциональное положение пациента;
  • внутренние страхи и внутренние эмоциональные фобии;
  • внутренние особенности в каждой личности – это тревожность и ментальность, мнительность и лабильность.

Из факторов – провокаторов, приводящих к развитию эмоционального стресса выделяются следующие:

  • значимость стресса и врожденные особенности в деятельности ЦНС;
  • наследственность, когда модель поведения и реакции на стресс унаследована от предков, а также все особенности процесса взросления и становления особы как личности;
  • диагностирование у особы соматических или же психических заболеваний, либо же недавно перенесенная пациентом болезнь;
  • негативный опыт поведения в подобных стрессовых ситуациях, существующие внутренние установки или же отсутствие мотивации;
  • определенный уровень толерантности к стрессовой ситуации и существующая самооценка, как качественно особа воспринимает себя как личность;
  • неопределенность или же конкретная определенность в надеждах и ожиданиях, прогнозах пациента.

Симптоматика, присущая для таких ситуаций

Любое проявление эмоционального стресса и эмоций в принципе у каждого человека – индивидуально, тем не менее, если обобщать всю симптоматику, то она в любом случае будет носить негативный подтекст и окрас при развитии стрессорного взрыва.

Симптоматика будет развиваться в зависимости от того, на какой стадии развития стресса находится индивид в данный момент.

Эмоциональный стресс может проявлять себя такими негативными симптомами как постоянная, хроническая усталость, апатия и раздражительность, которые невозможно объяснить логически.

При эмоциональном разладе индивид будет ощущать страх, он не способен сдержать слезы или нервный смех, переживает постоянное беспокойство и отчаяние, безысходность.

Наравне с этим могут проявлять себя и расстройства и симптомы на эмоциональном уровне – это повышенная потливость, повышение температуры и давления, приступы головной боли.

Диагностические критерии

Ели на физическом уровне причин, которые могут провоцировать эмоциональный стресс нет, то врач, скорее всего, направит пациента на обследование у психиатра, психотерапевта.

Они способны диагностировать хронический стресс, существующие первопричины развития эмоционального разлада. Также может потребоваться и консультация психолога – в этом случае устанавливается наличие или же отсутствие психических и неврологических отклонений от нормы и патологий. Обследование на энцефалограмме – еще один элемент обследования и диагностирования.

Регуляция и коррекция эмоциональных состояний

Практикующие психологи рекомендуют не оставлять без внимания эмоциональное напряжение и стрессорную ситуацию, не зависимо от той стадии, на которой он развивается.

Регуляция стрессовых эмоциональных состояний включает в себя следующие методы:

  1. Выпускаем свои эмоции – не стоит скапливать весь негатив и неудовлетворение внутри себя. Избавиться от них можно по разному – тут все зависит от того, что нравиться определенному человеку. Рисование и йога, дыхательные упражнения – выбирает каждый сам для себя.
  2. Раскрываем собственную душу – в этом отношении главным условием есть именно общение. Друзья и знакомые, родственники – главное не замыкаться в себе и своем эмоциональном переживании ситуации и стресса. Главное – общайтесь с оптимистами, позитивно настроенными людьми.
  3. Нет друзей или знакомых, готовых здесь и сейчас выслушать? Доверьте ситуацию и собственные эмоциональные переживания бумаге – пишите стихи и рисуйте. Просто напишите на чистом листе все, что вы пережили, что беспокоит и главное – что стоит делать, чтоб побороть ситуацию и сам негатив. Так вы берете под контроль ситуацию и смотря на текст или рисунок постепенно будете понимать – что стоит делать далее или же от чего стоит отказаться.
  4. Составьте собственную карту стрессовых факторов, которые ввергают вас в эмоциональный кризис – в этом случае действует принцип, что своего врага стоит знать в лицо. Когда вы знаете, что может вас ввергнуть в эмоциональный стресс – сделайте все, чтоб избежать данных ситуаций, влияния на вас негативных факторов – провокаторов. Да и сам метод внутренне подготовит к тому, что на многие раздражители человек будет реагировать не столь болезненно и эмоционально.
  5. Повышаем собственную сознательность. Именно знание – прекрасный способ избежать и побороть неконтролируемые эмоции. Главное иметь в своем активе достаточный багаж знаний – тем сильнее человек как личность, избавлен от стадного инстинкта и не подвержен всему тому, что переживают многие в силу своего незнания или же банального невежества.
  6. Меняйте систему собственных убеждений. Именно система собственных устоев, правил и убеждений способна стать эффективной защитой на пути эмоционального стресса. Если она не сформирована – человек будет воспринимать окружающий его мир с позиции угроз, постоянных проблем и опасностей, когда реальная угроза не воспринимается должным образом, а из любой мелочи делается проблема. В этом отношении главным моментом есть именно адекватное реагирование на ситуацию, восприятие окружающего мира, всей действительности, происходящей вокруг.
  7. Возьмитесь за выполнение сложного задания – это поможет отвлечь от эмоциональных переживаний, стрессовой ситуации, помогая преодолеть и побороть, пережить стрессовый фактор.
  8. Коррекция состояния, лечение и устранение факторов – провокаторов.

В отношении вопроса о коррекции состояния индивида при развитии эмоционального стресса, то скорректировать ситуацию можно следующими методиками и приемами:

Представленные методики коррекции не являются исчерпывающим списком – это наиболее практикуемые, чаще всего применяемые из огромного арсенала психологической и эмоциональной коррекции поведения и состояния индивида.

Помимо всего прочего пациенту стоит максимально исключить на период восстановления и все факторы, которые провоцируют эмоциональный стресс и негативные ситуации для его психики.

Медикаментозное лечение

Если методы коррекции не дают положительной динамики или же состояние пациента запущено – врачи переходят к медикаментозному курсу лечения.

При назначении медикаментов, чаще всего врачи прописывают курс приема транквилизаторов и аминокислот, бета-блокаторов и седативных средств на растительной основе, а также антидепрессанты.

Для улучшения сна и общего состояния пациента назначается курс приема снотворного, витаминных комплексов.

Профилактика эмоциональной сферы

Практикующие психологи выделяют 4 основных способа профилактики эмоционального стресса и иных сбоев в эмоциях человека:

  1. Релаксация – тут все средства хороши и каждый пациент выбирает для себя сам, как и при помощи чего он способен расслабиться и восстановить эмоциональное равновесие. Танцы, спорт, музыка или йога – все зависит от человека.
  2. Оказание помощи извне — тут на помощь могут прийти знакомые, родные или же профессиональная помощь психолога или же психиатра.
  3. Переделка режима собственного дня. Придя домой с работы или же учебы отвлекитесь от тех переживаний и эмоций, которые вы пережили за день. Просто расслабитесь и выпейте чашечку ароматного чая или кофе, послушайте музыку, пообщайтесь с любимым котом.
  4. Каждый день проводите анализ собственного, личностного стресса – это позволит понять первопричину развития эмоциональных негативных переживаний. Оптимально будет, если вы будете вести свой дневник. И главное помните – оградиться от стресса, его негативного влияния полностью не получиться, поскольку жизнь вокруг нас течет, бурлит и меняется. Стоит просто учиться ему противостоять.
Читайте так же:  Выбираем профессию

Источники


  1. Уитон, А. Закон о прощении. Источник любви (комплект из 2 книг) / А. Уитон, Свагито Р. Либермайстер. — М.: ИГ «Весь», 2012. — 640 c.

  2. Кинг, Д. Любовница, подруга и жена. Психология супружества / Д. Кинг. — М.: ФАИР-ПРЕСС, Информпресс+, 2014. — 384 c.

  3. Никитина, Юлия Сексуальность, либидо, здоровье. Упражнения для развития чувственности / Юлия Никитина. — М.: Книжкин дом, 2011. — 809 c.
  4. Вебер, Патрик Как решить проблемы в молодой семье, или Е-мое, кота опять стошнило!: моногр. / Патрик Вебер. — М.: Рипол Классик, 2016. — 192 c.
Профилактика стресса при помощи мыслей
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here