Проживая психологический кризис

Сегодня обсуждаем тему: проживая психологический кризис с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Психологический кризис — пришло время перемен

В природе все устроено циклично: день сменяется ночью, а зима летом. Определенная цикличность процессов свойственна и человеческому организму, а также — человеческой жизни в целом. Не зря говорят, что наша жизнь состоит из светлых и темных полос. Случается, что периоды везения и гармонии сменяются периодами неудач и проблем. И даже если у человека внешне все остается благополучным, то избежать психологического кризиса все равно не удается. То, что было милым и приятным, вдруг начинает раздражать и казаться скучным, а то, что приносило радость — нагоняет тоску.

Зачем нам нужны кризисы

Любые наши жизненные невзгоды и проблемы — это отличный шанс получить новый опыт, научиться чему-то, немного измениться самому, стать взрослее и мудрее. А если психологический кризис случается на фоне внешнего благополучия, значит, потребность в переменах слишком велика, и следует прислушаться к себе, понять, что необходимо изменить, какие мысли и поведенческие реакции стали вам «слишком тесны». Следует разобраться в себе, понять, «куда» и зачем вам следует расти.

Кризис практически всегда сопровождается апатией: казалось бы, внешние обстоятельства все те же, они дают возможности жить и действовать, как раньше, но человек уже не в состоянии проявлять прежнюю активность. Он утрачивает понимание, зачем ему это нужно. Появляется острое чувство бессмысленности происходящего.

Состоянию кризиса сопутствуют резкие отрицательные эмоции. В этот период очень трудно собраться и начать действовать. Кризис может ломать людей, но те, кто находят силы его преодолеть, становятся более мудрыми и зрелыми, переходят на новую ступень.

Как пережить кризис

Каждый человек несет ответственность за себя и за то, что с ним происходит. Он также несет ответственность за то, как он распоряжается своими возможностями, заложенными в него родителями и природой, и каким образом реализует свои способности. И следует понимать, что все наши проблемы, в том числе и внутренние — это наш шанс стать опытнее и успешнее, избавиться от устаревших стереотипов и недейственных моделей поведения.

Чтобы преодолеть кризис, прежде всего, требуется осознать его, понять, что у вас действительно имеется проблема и принять этот факт. Нужно научиться анализировать свои мысли и чувства. Можно попробовать следующее упражнение: описать какое-то явление с разных сторон.

Например, вы сердитесь и осознаете это. Понаблюдайте, что в такие моменты происходит с вашим телом: у вас сжаты кулаки, напряжены мышцы лица и т.д. Зафиксируйте мысли, которые в данный момент приходят вам в голову. Эти простые упражнения помогают научиться контролировать свои эмоции, понимать себя, лучше разбираться в своих истинных мотивах и потребностях.

Можно также практиковать упражнения на мышечную релаксацию. Кризис неразрывно связан с негативными эмоциями, и потому умение управлять своим телом и снимать напряжение в этот период вам очень пригодится.

Во время кризиса стоит записаться на прием к психологу — это хороший способ решения личностных проблем. Психотерапевт или психолог поможет вам разобраться в себе, понять, что требуется изменить. Он также поможет снять эмоциональное напряжение, посмотреть на ситуацию со стороны, преодолеть кризис и перейти на следующий этап — тот этап, который соответствует вашим интересам, потребностям и внутреннему состоянию.

Записаться на прием Вы можете по телефону: (495) 231-85-59 или через online форму, а также задать интересующий Вас вопрос.

Как помочь себе пережить психологический кризис

Что такое кризис?

Это состояние, в котором человек не видит выхода из сложившейся ситуации, сопровождающееся тяжелыми переживаниями. Состояние, при котором невозможно дальнейшее функционирование личности в рамках прежней модели поведения. Кризис может возникнуть внезапно в ответ на катастрофу, так и явиться результатом длительно развивающегося процесса.

Сразу начну с того, что не существует такого средства, которое способно мгновенно избавить вас от страданий, когда вам очень плохо. Поэтому речь пойдет о простых, базовых вещах, которые помогут Вам постепенно пережить тяжелый период в жизни.

— Не замыкайтесь в себе. Люди, переживающие горе, зачастую склонны изолироваться. Окружающие становятся вдруг как будто бы чужими и далекими, человеку кажется «им меня не понять, у них всё хорошо». Но, наверно, нет такого человека, который хоть однажды не был в серьезном кризисе, а это значит, что он вполне может представить, что испытываете Вы. Помните, человеку нужен человек. Это простая истина правда очень важна. Ищите того, с кем сможете поговорить. Это должен быть человек, которому Вы сможете довериться, который будет готов просто побыть с Вами, выслушать Вас без оценок, советов и нравоучений, которого не напугают Ваши слезы. Можно также позвонить на телефон доверия или обратиться к психологу. Компетентный психолог поможет Вам прожить и преодолеть кризис с наименьшими, так сказать, потерями.

— Помните, что настолько плохо Вам временно. Рано или поздно это пройдет. Верьте, что в будущем Вы, скорее всего, сможете вернуться к нормальной жизни, сможете снова испытывать радость, удовольствие, быть счастливым.

— Сейчас Вам очень нужны ресурсы, чтобы пережить этот период. Да, скорее всего, Вам даже сложно помыслить о чем-то, что может Вас порадовать, но очень важно делать какие-то простые вещи, которые Вас поддерживают: например, слушайте любимую музыку, смотрите фильмы, которые Вам нравятся, съешьте что-то вкусное (но не стоит заедать горе). Если хватает сил, займитесь спортом, бегом, йогой, медитацией.

— Внутри себя Вы будете слышать как бы две Ваших части. Одна, которая глубоко страдает, болит, впадает в уныние, тоску и безысходность. И вторая, которая верит в то, что Вы это переживете, получив ценный опыт и, возможно, позитивные перемены в жизни. Эта вторая часть – ваша внутренняя опора.

— Старайтесь не опускать руки и продолжайте выполнять ежедневные ритуалы по уходу за собой: бритье, душ, чистая одежда, прическа. В кризисе человек может смотреть на это как на что-то совершенно бесмыссленное и ненужное. Однако эти простые ритуалы как бы помогают нам оставаться в привычном укладе жизни и не впадать в полное отчаяние и уныние.

— Старайтесь регулярно и достаточно есть и спать. Физическое и психическое истощение – это неразрывно связанные друг с другом процессы. Психическое истощение подтягивает к себе физическое, и наоборот. Поэтому позаботьтесь о себе заранее, ухудшение здоровья Вам точно не поможет справиться с кризисом.

Читайте так же:  Как выбрать будущую профессию и не ошибиться

— Расширьте контекст. В кризисе мы часто ощущаем себя совершенно одинокими в своих страданиях. Не обесценивая свои чувства, постарайтесь увидеть, что Вы не первый в этом мире человек, который переживает расставание, развод, утрату, болезнь, какую-то крупную неудачу. Это правда, Вы такой не первый и не единственный. Все люди, так или иначе, с этим сталкиваются. А это означает, что даже если сейчас Вам очень страшно и больно, это можно пережить.

И последнее, кризис надо прожить, а не попытаться его перешагнуть, перепрыгнуть, поскольку непрожитое горе может остаться где-то глубоко внутри и тихо плакать там очень и очень долго.

Кризис 30 лет и проблема смысла жизни

Кризис 30 лет относится к кризисам эмансипации. Теперь человек входит в кризис сценарной эмансипации. Это значит, что ему предстоит осознать те установки, которые интериоризованы в процессе жизни, и решить, подходят ли они лично ему. В противном случае – пересмотреть сценарий жизни и построить свой собственный путь.

Симптоматика кризиса 30 лет проявляется в виде ощущения монотонности, заданности, предопределенности. Возникают сложности в семье и на работе. В семье – ощущение одиночества среди близких людей («меня не понимают»), На работе – потеря значимости своей профессии и интереса к ней; неудовлетворенность выбором профессиональной сферы и состоянием своей карьеры. Выход из кризиса – в расширении жизненной перспективы.

Итак, кризис 30 лет возникает вследствие нереализованности жизненного замысла. Если же при этом происходит переоценка ценностей и пересмотр собственной личности, то речь идет о том, что жизненный замысел вообще оказался неверным. Только в этом случае развитие могут сковывать семья, профессия, привычный образ жизни, может (хотя и не обязательно) сузиться реальное поле отпущенных человеку возможностей. Если же жизненный путь выбран верно, то привязанность к определенной деятельности, определенному укладу жизни, определенным ценностям и ориентациям не ограничивает, а, наоборот, развивает его личность. Ведь при удачном выборе жизненного пути другие возможности в меньшей степени отвечают особенностям человека и его личностному развитию.

Кризис 30 лет нередко называют кризисом смысла жизни. Действительно, именно с периодом кризиса 30 лет (границы которого иногда могут сдвигаться в ту или другую сторону) обычно связаны поиски смысла существования. Эти поиски, как и весь кризис в целом, знаменуют переход от молодости к зрелости.

Психология зрелого возраста

Зрелость – самый длительный для большинства людей период жизни. Его верхнюю границу разные авторы определяют по-разному: от 50–55 до 65–70 лет. Обычно ее связывают со временем ухода на пенсию.

Развитие личности. Профессиональная продуктивность. В зрелости, как и в молодости, главными сторонами жизни обычно являются профессиональная деятельность и семейные отношения. Однако определяющая их социальная ситуация развития существенно меняется: если в молодости она включала овладение выбранной профессией и выбор спутника жизни (создание семьи), т.е. была ситуацией организации, создания соответствующих сторон жизни, то в зрелости это ситуация реализации себя, полного раскрытия своего потенциала в профессиональной деятельности и семейных отношениях.

Согласно Э. Эриксону, средняя зрелость – седьмая стадия жизненного пути. Зрелая личность стоит перед выбором: генеративность (производительность, продуктивность, плодовитость, порождение, творчество) против стагнации (застоя). Близкие отношения и преданность определенным людям переходит в общую заботу о воспитании и поддержке следующего поколения. С точки зрения человеческой психосоциальной эволюции, люди – существа обучающие. Они должны научить следующее поколение реализовывать идентичность, поддержать умения и навыки. Однако производительность подразумевает заботу не только о потомстве, но и обо всем, что создастся человеком в этой стадии, о «порождениях ума и сердца»: идеях, идеалах, творениях, продуктах и самих себе, так как человек также является продуктом собственного творчества: «Забота выражается во всеобъемлющем интересе к тому, что было произведено любовью, необходимостью или случаем. Забота преодолевает амбивалентность, присущую необратимым обязательствам» (Э. Эриксон). Все сильные человеческие качества, приобретенные в предыдущих стадиях жизни: надежда, автономная воля, инициатива, умение, верность, любовь – оказываются основополагающими для решения задачи, стоящей перед старшим поколением – культивировать эти сильные качества в следующем поколении.

Если сфера продуктивности человека не расширяется, он рискует стать жертвой скуки и стагнации. Если человек не востребован, он будет страдать от нарциссизма и погруженности в себя. Антипатическая тенденция проявляется в стадии сердцевинной патологии, которую Э. Эриксон называет погруженностью в себя, отвержением. «Взрослые должны стать в глазах следующего поколения образом божества и действовать как судья порока и распространитель идеальных ценностей, носитель ритуалов» (Э. Эриксон).

Выделение внутри периода зрелости «акмэ» – вершины, поры наибольшего расцвета перекликается с распространенным взглядом на зрелость как на возраст, в пределах которого у всех или, по крайней мере, у многих людей начинается спад жизненной энергии и жизненной активности. Г. Крайг отмечает, что зрелость «может быть периодом расцвета применительно к семейной жизни человека, его карьере или творческим способностям, но при этом люди все чаще задумываются о том, что они смертны и что их время уходит. Некоторых людей в середине жизни начинают беспокоить вопросы реализации своего творческого потенциала и необходимости передать что-то следующему поколению, мучить опасения по поводу стагнации и упущенных возможностей, одолевать заботы о том, как сохранить близкие отношения с родными и друзьями».

«Водораздел», переход от прогресса к регрессу связывается у разных авторов с разным возрастом; чаще всего его указывают для возраста от 40 до 50 лет. Безусловно, необходимо иметь в виду, что в период зрелости у большинства людей с определенного возраста в развитии психических функций начинаются инволюционные процессы. Это связано с начинающимся биологическим старением. В то же время работы Б. Г. Ананьева и его учеников (петербургская психологическая школа) показали, что процесс развития психических функций в зрелости сложен и неоднозначен.

В ранние и средние периоды зрелости продолжается первая фаза – фаза прогрессивного развития общих свойств функций. Однако существует и вторая фаза прогрессивного развития, связанная со специализацией психических функций в процессе профессиональной деятельности. Она частично накладывается на первую, но достигает наиболее высокого развития в поздние периоды зрелости, вследствие чего нередко отмечается совмещение инволюции общих свойств функции с прогрессивным развитием ее специализации. Например, могут продолжать прогрессивно развиваться техническое и другие виды специального мышления, творческое воображение, профессиональная память и т.д.

Центральным возрастным новообразованием периода зрелости можно считать продуктивность, понимаемую вслед за Э. Эриксоном как интегральное образование: профессиональную продуктивность и вклад в развитие и утверждение в жизни будущего поколения. При проявлении кризиса 40 лет можно говорить о еще одном важном новообразовании зрелости: коррективе жизненного замысла и связанных с ним изменениях Я-концепции.

Читайте так же:  Запрет на зло или в защиту бесстыжих

Отношения с детьми. Зрелость – время продуктивности во всех сферах жизни. Одна из самых важных задач взрослого человека – вырастить своих детей. Отношения с взрослеющими детьми складываются у родителей по-разному, в зависимости от различных обстоятельств. Одним из наиболее важных моментов, зачастую решающим, становится то, какова эмоциональная база отношения каждого из родителей к ребенку. В психологии обычно рассматриваются три варианта: эмоциональной основой может стать безусловная любовь, обусловленная любовь и непринятие ребенка.

Отношения родителей и детей зависят и от ребенка, его личностных особенностей. Общеизвестно, что индивидуальные особенности детей необходимо учитывать в процессе воспитания и обучения. Тем не менее, и среди родителей, и среди профессиональных педагогов и психологов достаточно распространены ошибочные взгляды и родительские установки. Общая характерная их особенность – это объектное отношение к своему ребенку, отказ ребенку в наличии собственного жизненного мира и жизненной перспективы.

Когда дети достигают юношеского возраста, их отношения с родителями обычно становятся спокойнее. Выросшие дети продолжают жить в родительской семье уже на правах взрослых, более независимых, чем раньше, членов семьи или уходят из дома. На Западе принят второй вариант, порождающий специфические проблемы.

Американские психологи описывают феномен «опустевшего гнезда». Когда младший ребенок покидает родительский дом, родители остаются вдвоем, лишаются привычных связей и забот, вынуждены в какой-то мере пересматривать свои отношения и образ жизни. В этот период особенно трудно входить тем, кого не объединяют глубокие чувства, кто обнаруживает, что рядом – чужой человек. Но такие семьи не обязательно распадаются. Сохранению семьи часто способствует материальная зависимость супругов друг от друга – совместное владение домом, обстановкой и т.д.

Психологическое отдаление взрослых детей от родителей – естественное, закономерное явление, без которого невозможно достижение самостоятельности, построение собственной жизни младшим поколением. Идеальный случай – когда система старых отношений вовремя перестраивается, не возникает ни серьезных конфликтов, ни «игр», родители «отпускают» от себя детей, не теряя взаимно теплых чувств. Но существует и еще один вариант: сохранение тесных детско-родительских отношений, эмоциональной зависимости.

Кризис середины жизни

Этот кризис переживается человеком в 40-летнем возрасте. Он называется кризисом середины жизни, потому что 40–45 лет – некий психосоциальный рубеж, психологический водораздел, означающий, что человек прожил половину жизни, достиг вершины своего развития, а далее в его жизни начинается спад. Принять этот спад – значит, сделать переоценку ценностей, в этом и заключается суть кризиса.

Сорокалетнему человеку «больше не нужно воспитывать волю – скорее, чтобы понять смысл своей индивидуальной жизни, нужен опыт собственной сущности. Социальная полезность уже не столь желанна, как раньше. Он воспринимает свою социально бесполезную творческую деятельность как работу и над собой, и личное благодеяние» (К. Г. Юнг). Проблемой зрелого возраста может стать то, что «мы цепляемся за свою молодость подобно тому, как юноша цепляется за свое детство». То есть суть кризиса середины жизни, как и других кризисов, в неспособности перешагнуть через порог предыдущей фазы. «Очень часто встречающиеся невротические расстройства зрелого возраста имеют нечто общее: они пытаются перенести психологию фазы молодости через порог зрелого возраста».

Кризис середины жизни не связан с внешними событиями и поэтому не может быть решен через внешние события. Это экзистенциальный кризис, который решается человеком только через внутреннюю работу. Зрелость – самый длительный и самый значимый период в жизни человека, когда он должен раскрыть свой потенциал, реализовать себя во всех сферах, исполнить свое предназначение. В этом смысле зрелость – цель развития, но эта цель не обязательно предполагает его конец. Это достижение расцвета, за которым может следовать не увядание, а дальнейшее развитие.

Таким образом, центральным возрастным новообразованием зрелости является продуктивность – как в профессиональном плане, так и в плане воспитания следующего поколения.

Проживая психологический кризис

Возможно, в вашей жизни был момент, когда вы задумывались, чем руководствуетесь в жизни, теряли смысл происходящего.

Думали о своих принципах и ценностях, пересматривали свои убеждения.

И чувствовали, что вы уже что-то переросли или что какое-то убеждение больше «не работает».

Это признаки психологического кризиса.

Читаем в психологическом словаре: кризис — это «состояние, при котором невозможно дальнейшее функционирование личности в рамках прежней модели поведения, даже если она целиком устраивала данного человека».

Психологи говорят о возрастных психологических кризисах и о кризисах травматических.

Возрастные кризисы связаны с развитием личности.
Принято выделять несколько возрастных кризисов:

  • кризис 1 года,
  • 3 лет,
  • 7 лет,
  • кризис подросткового возраста (11-13 лет),
  • кризис юношеского возраста (17 лет),
  • кризис 30 лет,
  • кризис 40 лет,
  • кризис ухода на пенсию.

Травматические кризисы связаны с травматическими событиями (развод, смерть близкого, болезнь, физическая травма и т.д.)

В процессе возрастных и травматических кризисов возникают похожие переживания. В обобщенном варианте это неуверенность, тревога, страхи, могут изменяться представления о себе, о мире, вы можете перестать видеть смысл в чем-то в своей жизни и увидеть смысл совершенно в других событиях и ценностях.

Для меня ярким кризисным переживанием был развод.
Думаю, это был травматический кризис.

До развода я считала правильным выполнять обязанности жены наилучшим образом: готовить всегда свежее, соблюдать чистоту (чрезмерно), быть ласковой с мужем, работать. Мне казалось это важным.

Я верила, что эти способы помогут сохранить хорошие отношения с мужем. Это привело к тому, что я очень много вкладывала в семью, мало получала отдачи и совсем мало заботилась о себе в этих отношениях.

После развода я переосмыслила свое отношение к браку, для меня стало не настолько важным ответственное выполнение обязанностей жены. И сейчас на первом месте у меня отношения с мужем.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Но сам процесс переосмысления был очень болезненным. Я чувствовала отчаянье, разочарование, тревогу, тоску, одиночество. Не понимала, на что опираться в отношениях, если не на обязанности и обязательства. И только когда начала замечать ценность самих отношений, я начала успокаиваться и чувствовать себя более уверенно. И теперь я убеждена, что кризис можно пережить.

В моменты кризиса важно прислушиваться к себе. Я помню, что задавала себе вопросы.

  • Чего я хочу?
  • Как мне хотелось бы жить?
  • Что я чувствую, и как мне хотелось бы поступить?
  • Чего я хочу в отношениях?
  • Что я могу?

Ответы на эти вопросы позволяли мне почувствовать почву под ногами и двигаться дальше.

Читайте так же:  Психологический терроризм

Человеку, находящемуся в кризисе, нужна поддержка. Если вы можете поговорить с кем-то о том, что вы чувствуете, что с вами происходит, что вас беспокоит — делайте это. От общения обычно становится немного легче, такие беседы помогают внести ясность в происходящее.

Но если вас некому поддержать, это не так страшно. Старайтесь делать то, что вы считаете важным для себя в этот момент. Несмотря на препятствия, даже если не все выходит так, как задумано. Действие дает силы, дает ощущение жизни и помогает перестроиться и пережить любые трудности.

Избавиться от болезненных чувств и тревоги помогает творчество. Или просто новое дело, которым вы никогда не занимались. Некоторые люди, переживая кризис среднего возраста, меняют профессию, начинают петь, танцевать, заниматься спортом. Все эти изменения помогают им воплотить в жизнь то, что они когда-то не позволяли себе. И это дает им новый ресурс, энергию, вдохновение.

Но вовсе не обязательно менять свою жизнь кардинально — можно придумать себе новое хобби, найти подработку, завести новых друзей или съездить в путешествие. Способов много, ищите и выбирайте то, что подойдет именно вам.

Проживание психологического кризиса — не важно, возрастного или травматического — это всегда индивидуальная история. Вы можете использовать чужой опыт, советы, но проживете его вы по-своему, только так, как могли бы это сделать вы.

Психолог в Москве

Психологические услуги взрослым и подросткам

Психологический кризис

Кризис — это переворот, пора переходного состояния. Психологический кризис — состояние, при котором невозможно дальнейшее функционирование личности в рамках прежней модели поведения, даже если она целиком устраивала данного человека.

Проявления психологического кризиса:

[3]

При кризисах нарушается привычный образ жизни, рушится привычная картина мира, образ самого себя, рушится образ будущего.

Появляются следующие переживания:

  • Тревога
  • Ощущение потерянности,
  • Ощущение беспомощности,
  • Ощущение тотальной неуспешности,
  • Переживание горя,
  • Чувство потери опасности,
  • Чувство неконтролируемости происходящего,
  • Появляются новые привычки,
  • Социальная отстраненность,
  • Сильная душевная боль,
  • Одиночество,
  • Депрессия.

Ощущение отстраненности, ощущения, что жизнь идет где-то там за стеной, «не живу, а существую», замороженные чувства — свидетельствуют о застарелом кризисе.

Какие бывают кризисы?

Кризисы бывают внешние – обычно это событие из вне, изменившее привычный ход жизни. Войны, катастрофы, нападения, травмы, и т.д. при этом нарушается ощущение безопасности, стабильности, доверия людям, глобально — миру, его предсказуемости.

Внутренние кризисы, кризисы развития, возрастные кризисы обусловлены переменами, происходящими с личностью человека, возрастными изменениями. Сопровождаются ощущением «по-старому уже не могу, по-новому не знаю, как».

Кризисы приобретения – вступление в брак, рождение ребенка, неожиданное существенное улучшение материального состояния.

Смена работы, поступление в школу, детский сад, вуз – все те же кризисы, ведь у человека меняется образ жизни; часть его жизни остается в прошлом, ему необходимо адаптироваться к изменившейся ситуации.

Кризисы в отношениях могут проявиться не одновременно у обоих партнеров. Часто внутриличностный, возрастной кризис продолжается в кризисе отношений. Кризисы отношений обычно проявляются в изменах, которые сопровождаются ревностью, разводах, расставаниях и в регистрации брака, рождении ребенка.

Обычно за помощью психолога люди обращаются именно в период острого кризиса или же, понимая, что все чувства куда-то пропали, жизнь будто во сне проходит, одолевает психосоматика, а за этим стоят множественные непережитые кризисы.

[2]

Большинство жизненных ситуаций и внутренних кризисов не страшно пережить, если есть с кем. Важно, с каким жизненным опытом вы из этого выйдете, какую мудрость для себя вынесете, будет ли она вам потом опорой при столкновении со следующими кризисами.

К счастью, сейчас есть возможность прожить кризисы с помощью психотерапевта/психолога. Кризис может привести к слому личности, а может стать отправной точкой ее развития. В результате проживания кризиса у каждого человека есть шанс стать сильнее, мудрее, увереннее в себе, ведь удалось выжить, справиться с трудностями.

Обратиться за помощью к психологу в Москве можно здесь.

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Психиатрия и наркология.
Основные психологические кризисы жизни

Основные психологические кризисы жизни

Давно известна истина , что жизнь имеет черно — белую окраску, где полоски разного цвета чередуются с завидным постоянством. То везет во всем и все удается, а то, вдруг, «черная полоса пошла», со всеми вытекающими отсюда последствиями. Но бывает и так, что, вроде бы все в жизни идет нормально, несчастий мелких и, тем более, крупных не происходит, и все удается , как прежде, но . Что — то грызет , и грызет изнутри , именно это « как прежде» почему — то не радует, а, наоборот, раздражает, и настроение постоянно плохое, и все , что раньше нравилось, вызывает отвращение .

Не спешите ставить себе диагноз : депрессия . Есть такое понятие , которое давно уже стало не научным , а вполне житейским , как возрастной кризис . Мы все слышали это слово и даже можем примерно объяснить его значение , но почему — то считаем , что касается сие понятие далеко не всех . Есть кризис трех лет , есть подростковый , ну , может быть , еще — старческий . И все , вся остальная жизнь человека течет гладко и спокойно , без кризисов . Это не так . Кризисные периоды охватывают всю нашу зрелую , а не только детскую жизнь и надо быть к этому готовыми .

Психологи утверждают , что бояться кризисов не стоит , они , как сигнальные огни , указывают нам , что пришло время изменений , без которых невозможна полноценная жизнь . А вот каких изменений — это уже вопрос к каждому из нас лично , на который мы должны ответить сами , без помощи и подсказки . Кризис говорит нам о том , что пришло время остановиться , оглянуться назад , внимательно оценить настоящее и пересмотреть будущее . Ведь жизнь — это всегда изменения , иначе ничто не имеет смысла .

Пройти какой — то отрезок пути быстрым шагом , видя впереди себя цель , а потом , достигнув ее , надолго осесть в « болоте », где нет никакого течения — вряд ли такая перспектива кому — нибудь понравится , даже самым ленивым из нас . Зачастую , бывает так , что вылезти из « болота » можно только изменив установки на жизнь в целом и на свое окружение , в частности . Это всегда не легко . А значит , надо постоянно сверять свою жизнь , свое движение по ней по компасу — по кризисным периодам . Именно они , протекая легко или , наоборот с болью , мучениями и отчаянием , укажут нам , правильно ли мы двигались до сих пор .

Читайте так же:  Два вида любви

О жизненных кризисах психологи всего мира писали и пишут уже давно , ведь практически все психологические проблемы личности связаны с ними . Существует много признанных и подробно описанных кризисных периодизаций , на которые опирается любой практикующий психолог , и которые было бы крайне полезно знать каждому человеку . Мне бы не хотелось мучить читателя обилием научных психологических терминов и выкладок .

В связи с этим мне кажется весьма удачным описание жизненных кризисов , данное в одной из книг отечественного психолога Алены Либиной , которая обобщила опыт лучших зарубежных и отечественных психологов и собственные наблюдения , описав все основные жизненные этапы , кризисы , через которые проходит каждый из нас .

Первый важный этап в череде кризисных периодов — от 3 до 7 лет . Его еще называют периодом « укрепления корней ». В это время формируется глобальное отношение к миру : безопасен ли он или враждебен . И отношение это вырастает из того , что чувствует малыш в семье , любим он и принимаем или , в силу тех или иных причин , ему приходится « выживать ».

Как вы понимаете , имеется ввиду не физическое выживание ( хотя семьи бывают разные , в том числе такие , где ребенку приходится бороться за выживание в буквальном смысле ), а психологическое : насколько маленький человек чувствует себя защищенным среди самых близких людей , избавлен ли он от всякого рода стрессов .

Это очень важный период , так как от чувства , что мир вокруг доброжелателен зависит и самооценка , отношение человека к самому себе . Отсюда нормально развивается и любознательность и желание быть лучше и еще многое другое .

Такой ребенок взрослеет с чувством значимости собственных усилий : « Я буду стараться , а мир вокруг меня поддержит ». Такие дети получаются оптимистами , не боящимися самостоятельности и принятия решений . Недоверие же к миру взрослых ( а значит к миру вообще ) формирует человека вечно сомневающегося , безинициативного , апатичного . Такие люди , вырастая , не способны принять не только себя , со всеми недостатками и достоинствами , им так же вовсе не знакомо чувство доверия к другому человеку .

Следующий кризис с наибольшей остротой проявляется в период с 10 до 16 лет . Это переход от детства к взрослости , когда собственные силы оцениваются через призму достоинств других людей , идет постоянное сравнение : « лучше я или хуже , отличаюсь ли от других , если — да , то чем именно и как это для меня — хорошо или плохо ? ». И самое главное : « Как я выгляжу в глазах других людей , как они меня оценивают , что значит быть индивидуальностью ? » Задача , которая стоит в этот период перед человеком — определить меру собственной независимости , свой психологический статус , границы своего Я среди других .

Именно здесь приходит понимание того , что существует огромный взрослый мир со своими нормами и правилами , которые нужно принять . Поэтому так важен опыт , полученный вне дома , поэтому все наставления родителей становятся ненужными и только раздражают : главный опыт там , во взрослом мире , среди сверстников . И набивать шишки хочется только самому , без заботливых маминых рук .

Позитивное разрешение этого кризиса приводит к еще большему укреплению самооценки , окрепнувшей уверенности в собственных силах , что « я все могу сам ». Если же кризис не разрешился должным образом , то на смену зависимости от родителей приходит зависимость от более сильных и уверенных в себе сверстников , от любых , даже навязанных « норм » среды , от обстоятельств , наконец . « Зачем стараться , добиваться чего — то , у меня все равно ничего не получится ! Я хуже всех ! ».

Неуверенность в себе , зависть к чужим успехам , зависимость от мнения , от оценки окружающих — вот те качества , которые человек , не прошедший второй кризис несет по всей своей дальнейшей жизни .

[1]

Третий кризисный период ( от 18 до 22 лет ) связан с поиском собственного места в этом сложном мире . Приходит понимание того , что черно — белые краски предыдущего периода уже не годятся для того , чтобы понимать всю палитру внешнего мира , который гораздо сложнее и не однозначнее , чем казался до сих пор .

На этом этапе опять может появиться неудовлетворенность собой , страх , что « я не соответствую , я не смогу . ». А ведь речь идет о поиске собственного пути в этом нелегком мире , самоидентификации , как говорят психологи .

При неудачном прохождении данного кризиса есть опасность впасть в ловушку самообмана : вместо собственного пути , искать объект для подражания или « широкую спину », за которую можно прятаться всю оставшуюся жизнь , или , наоборот начать отрицать всяческие авторитеты , но при этом не предлагать ничего своего , ограничиться только протестом , без конструктивных решений и путей .

Именно в этот период формируется « привычка » поднимать собственную значимость путем унижения , принижения значимости других , которую мы так часто встречаем в жизни . Об удачном прохождении кризиса свидетельствует умение спокойно и с полной ответственностью принять самого себя таким , каким ты являешься , со всеми недостатками и достоинствами , зная , что собственная индивидуальность важнее .

Следующий кризис (22 — 27 лет ), при условии его благополучного прохождения , приносит нам умение без страха что — то менять в своей жизни , в зависимости от того , как меняемся мы сами . Для этого надо преодолеть в себе некий « абсолютизм », заставляющий нас верить в то , что все , что сделано в жизни к этому моменту — это навсегда и ничего нового уже не будет .

Глобальный жизненный курс , по которому мы двигались до сих пор , почему — то перестает удовлетворять . Появляется непонятное чувство беспокойства , неудовлетворенности тем , что есть , смутное ощущение , что могло быть по — другому , что упущены какие — то возможности , и изменить уже ничего нельзя .

При успешном прохождении этого этапа кризиса исчезает страх перед переменами , человек понимает , что никакой жизненный курс не может претендовать на « абсолютный », глобальный , раз и навсегда данный , что его можно и нужно менять , в зависимости от того , как изменяешься ты сам , не бояться экспериментировать , начинать что — то заново . Только при условии такого подхода можно успешно миновать следующий кризис , который называют « коррекцией жизненных планов »,« переоценкой установок ».

Наступает этот кризис где — то в возрасте 32 — 37 лет , когда уже накоплен опыт во взаимоотношениях с окружающими , в карьере , в семье , когда уже получены многие серьезные жизненные результаты .

Результаты эти начинают оцениваться не с точки зрения достижений , как таковых , а с точки зрения личной удовлетворенности . « Зачем мне это ? Стоило ли оно таких усилий ? ». Многим осознание собственных ошибок кажется очень болезненным , чем — то , чего нужно избегать , цепляясь за прошлый опыт , за иллюзорные идеалы .

[3]

Вместо того , чтобы спокойно скорректировать планы , человек говорит себе : « Я не изменю своим идеалам , буду придерживаться раз и навсегда выбранного курса , я должен доказать , что был прав , не смотря ни на что ! ». Если у вас хватило мужества признать ошибки и скорректировать свою жизнь , свои планы , то выход из данного кризиса — новый приток свежих сил , открытием перспектив и возможностей .

Читайте так же:  Выход в свет в сети интернет

Если же начать все с начала оказалось невозможным , период этот будет для вас скорее разрушительным , чем конструктивным .

Один из самых сложных этапов — 37 -45 лет . Мы впервые отчетливо осознаем , что жизнь не бесконечна , что все тяжелее тащить на себе « лишний груз », что необходимо сконцентрироваться на главном .

Карьера , семья , связи — все это не только устоялось , но еще и обросло множеством ненужных , досадных условностей и обязанностей , которые приходится соблюдать , потому , что « так надо ». На этой стадии происходит борьба между желанием расти , развиваться и состоянием « болота », застоя . Приходится принимать решение , что тащить на себе и дальше , а что можно сбросить , от чего избавиться .

Например , от части забот , научившись распределять время и силы ; от обязанностей по отношению к близким , поделив из на первичные , действительно необходимые , и вторичные , те , что мы делаем по привычке ; от ненужных социальных связей , поделив их на желательные и обременительные .

После 45 лет начинается период второй молодости , причем не только у женщин , которые становятся « ягодками опять », но и у мужчин . По словам одного из западных психологов , мы наконец перестаем измерять свой возраст числом прожитых лет и начинаем мыслить в категориях времени , которое еще предстоит прожить .

Вот как А . Либина описывает этот кризисный период : « Мужчин и женщин этого возраста можно сравнить с подростками . Во — первых , в их организме происходят бурные изменения , вызванные закономерными физиологическими процессами . Из — за гормональных изменений в период климакса они , подобно подросткам , становятся вспыльчивыми , обидчивыми , легко раздражаются по пустякам . Во — вторых , у них вновь обостряется чувство самости , и они опять готовы бороться за свое Я , даже при малейшей угрозе независимости . Бороться в семье — с детьми , которые уже покинули или вот — вот покинут родительское гнездо , на работе — чувствуя себя крайне неуютно и неустойчиво в роли пенсионеров , которым » наступают на пятки » более молодые .

Мужчины в возрасте 45 лет сталкиваются с давно позабытыми вопросами юности : » Кто я есть ? » и » Куда я иду ? «. Это верно так же и в отношении женщин , хотя , у них этот кризис проходит гораздо сложнее .

Многие исследования показывают , что самыми незащищенными в течении этого кризиса оказываются женщины , считающие себя исключительно домохозяйками . Их приводит в отчаяние мысль о » пустом гнезде «, которым , по их мнению , становится дом , покинутый выросшими детьми . Тогда они затевают дома перестановку мебели и покупают новые шторы.

Многие воспринимают этот кризис как потерю смысла жизни , другие напротив , видят в таком неизбежном повороте событий возможность для дальнейшего роста . Во многом это зависит от того , как были пройдены предыдущие возрастные кризисы .

В этот период могут обнаружится скрытые ресурсы и не выявленные доселе таланты . Их реализация становится возможной благодаря открывшимся преимуществам возраста — возможности думать уже не только о собственной семье , но и о новых направлениях в работе и даже начале новой карьеры ».

После пятидесяти лет начинается возраст « осмысленной зрелости ». Мы начинаем действовать , руководствуясь собственными приоритетами и интересами больше , чем когда бы то ни было . Однако , личностная свобода далеко не всегда кажется подарком судьбы , многие начинают с остротой ощущать собственное одиночество , отсутствие важных дел и интересов . Отсюда — горечь и разочарование в прожитой жизни , ее бесполезности и пустоты . Но страшнее всего — одиночество . Это в случае негативного развития кризиса из — за того , что предыдущие были пройдены « с ошибками ».

В позитивном варианте развития — человек начинает видеть для себя новые перспективы , не обесценивая прежних заслуг , ищут новые сферы приложения для своего жизненного опыта , мудрости , любви, творческих сил . Тогда понятие старость приобретает лишь биологический смысл , не ограничивая жизненных интересов , не несет пассивности и застоя .

Многочисленные исследования показывают , что понятия « старость » и « пассивность » абсолютно не зависят одно от другого , это просто распространенный стереотип ! В возрастной группе после 60 отчетливо прослеживается различие между « молодыми » и « старыми » людьми . Все зависит от того , как человек воспринимает собственное состояние : как тормоз или как стимул для дальнейшего развития своей личности , для интересной полноценной жизни .

Все эти кризисные периоды , которыми полна наша жизнь плавно переходят один в другой , как лестница , « длиною в жизнь », где нельзя попасть на следующую ступеньку , не постояв на предыдущей и где , споткнувшись на одной ступеньке , уже не шагнешь плавно и правильно , ровно ставя ногу , на следующую . И уж тем более , не получится перепрыгнуть через несколько ступенек : все равно когда — нибудь придется вернуться и доделать « работу над ошибками ».

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Пожалуйста, скопируйте приведенный ниже код и вставьте его на свою страницу — как HTML.

Источники


  1. Чуковский, Корней От двух до пяти / Корней Чуковский. — М.: Детская литература. Москва, 2008. — 981 c.

  2. Пинт, Александр Люблю — ненавижу, Или любовь как она есть / Александр Пинт. — М.: ИГ «Весь», 2011. — 737 c.

  3. Станков, А. Г. Что надо знать до брака и в браке / А.Г. Станков. — М.: Медицина, 2007. — 350 c.
  4. Джон, Таусенд 21 способ сделать семейную жизнь счастливой / Таусенд Джон. — М.: Триада, 2007. — 682 c.
Проживая психологический кризис
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here