Психоанализ и не только во время беременности

Сегодня обсуждаем тему: психоанализ и не только во время беременности с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Беременность и психоанализ

Многие ошибочно полагают, что любая психологическая работа с беременными невозможна по причине большой склонности к соматизации у беременных женщин. Так что, если беременная обращается к психологу, работа происходит в основном через техники арт-терапии. И это помогает, но к сожалению, не всегда, так как эти техники, в основном, просто снимают, либо понижают уровень тревожности, так и не решая глубоких проблем.

Именно это время (период беременности) дает женщине возможность актуализировать свой внутренний потенциал, но также и обостряет внутренние конфликты, провоцирует появление высокой тревожности и множества страхов. Именно в это время наиболее продуктивным будет исследование и анализ фантазий, воспоминаний и сновидений беременной женщины, обретающих силу в различные триместры. Именно этот период является наиболее чувствительным для эффективного психологического взаимодействия с эмоциональным состоянием будущей матери.

Беременность это особое состояние, при котором женщина ближе, чем когда бы то ни было находится к своему бессознательному, и поэтому проблемы могут возникать серьезные и глубинные, а также это лучшее время узнать себя лучше, принять изменения в себе и в окружающих, изменения в жизни, которые уже произошли и произойдут после рождения ребенка.

Психоанализ за время своего существования сильно развился и работа с беременными идет пусть не в технике классического психоанализа (эта техника сейчас не так сильно распространена), а в техниках современного психоанализа, которые позволяют работать и с беременными и с маленькими детьми и с подростками, а не только со взрослыми.

Во время беременности с женщиной происходят глобальные изменения – как на телесном, так и на психологическом уровне. И проблемы, которые чаще всего вытекают из этогонеприятие своего тела, обострение отношений с матерью, ожидание ребенка определенного пола, многие современные женщины задумываются о том как ребенок повлияет на их дальнейшую карьеру и многое другое. И если все это замалчивать, не обращать на них внимание, думать, что все как-нибудь устроится само – то это может впоследствии вылиться в еще большие проблемы, это как снежный ком – он только нарастает, и после рождения ребенка может все стать только хуже.

Выдержки из статьи: «Возможности психоанализа в психотерапии беременных». Ю.Л.Бердникова («Вестник Психоанализа» N:1 2000, СПб, 2000)

Особое значение в психоанализе придается таким понятиям как «фантазматический» и реальный ребенок. К фантазму относятся определенные, иногда очень четкие, представления женщины о том, какого пола будет ребенок, какой внешности. Иногда это патологические убеждения о возможном дефекте у ребенка или о неблагополучном исходе беременности. Крайне важно в психотерапии этого периода очень осторожно и последовательно работать с этими фантазиями. Женщина должна принять такого ребенка, который родится в реальности, а не того, которого она представляет. В сновидениях часто появляется образ младенца, фиксируясь в представлении будущей матери. В случае сильного расхождения фантазий и реальности возникают осложнения в процессе родов, трудности в постнатальных отношениях, вплоть до непринятия ребенка. Случаи отказов от младенцев в родильных домах могут бессознательно мотивироваться именно этим. По этой же причине возникают сложности с уходом и вскармливанием.

Невыполнение специфических задач беременности соответствует трудностям во взаимоотношениях с ребенком на постнатальных стадиях, описанных Маргарет Малер.

Проблемы первого этапа вызывают трудности на симбиотической стадии развития младенца. Не решенные психологические задачи второго этапа продлевают симбиоз, нарушая развитие независимости ребенка, что в дальнейшем приводит к инфантилизации и трудностям вступления в социум. И, наконец, невозможность психической сепарации беременной от плода влияет непосредственно на процесс родов: длительность скорость, необходимость медицинских вмешательств.

Проводимая во время беременности психоаналитическая терапия позволяет гармонизировать ее течение, а также предупредить возможные осложнения не только беременности и родов, но и послеродовые депрессии.»

[3]

Перинатальная психология (Г. Н. Чумакова, 2015)

Учебное пособие дает основное представление о перинатальном периоде, об адаптации новорожденного; формировании психологической симбиотической связи в диаде «мать – плод», «мать – новорожденный», представляет психологические аспекты перинатальной помощи и пренатальной педагогики. Пособие ориентировано на студентов психологических вузов.

Оглавление

  • Условные сокращения
  • Введение
  • Глава 1. Методологические основы, история развития перинатальной психологии
  • Глава 2. Беременность. Формирование диады «мать – плод»

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Перинатальная психология (Г. Н. Чумакова, 2015) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

[2]

Глава 2. Беременность. Формирование диады «мать – плод»

2.1. Взаимосвязь гестационного процесса с психологией беременной. Диагностика психологического компонента гестационной доминанты

Сегодня активно изучаются факторы, оказывающие влияние на развитие ребенка, когда он находится во внутриутробном состоянии, и влияющие на благополучие диады «мать – плод» и в дальнейшем диады «мать – ребенок». Большой интерес вызывает эмоциональное состояние беременных, изменения в восприятии мира в связи с их положением, отношение к будущему ребенку, а также влияние взаимоотношений с окружающими на течение беременности. Существуют разные подходы к восприятию беременности и внутриутробному развитию младенца, в том числе не только медицинский, определяющий беременность как физиологический процесс, при котором из оплодотворенной яйцеклетки в организме женщины развивается плод, но и философско-культурологические подходы.

Отечественный психолог Л. С. Выготский выделял период беременности как критический период семьи, когда возникают психологические новообразования, а именно формируются внутренняя картина беременности, родительское отношение к будущему ребенку, когда вопрос сохранения беременности решен положительно. Сама беременность является подготовкой к новой роли – роли матери. Состояние женщины формирует будущую жизнь и здоровье ребенка. Поэтому беременность можно считать экзистенциональной ситуацией в связи с тем, что она влияет на всю жизнь женщины, обусловливает глубокие изменения самосознания, отношения к себе, к другим, к миру. В период беременности, особенно первой, ускоряется созревание личности женщины, у нее появляется чувство ответственности за будущего ребенка, зреет инстинкт материнства.

Беременность – это первый этап материнства, на протяжении которого вызревает не только плод в утробе матери, но и сама мать, та часть личности женщины, которая в последующем будет выполнять материнские функции.

Взгляды психоаналитиков на беременность

[3]

Одним из комплексов, присущих женщине, З. Фрейд считал комплекс кастрации. Поэтому беременность женщины он рассматривал как возможность ее освобождения от этого комплекса. Прикладывание младенца к груди, по его мнению, позволяет женщине компенсировать отсутствие пениса как предмета подсознательной зависти. То есть желание иметь ребенка является замещением другого желания. Рождение ребенка (как эквивалента древней символики пениса) с позиций психоанализа является важнейшим условием самореализации и завершением психосексуального развития женщины. По мнению З. Фрейда, беременность и роды оказывают саногенное влияние на психику некоторых невротических женщин.

Читайте так же:  А можно амазонкам тоже счастья по следам клиентских историй

Во время беременности самоощущение женщины меняется, и «формой ядерного субъективного существования» выступает категоризация, опирающаяся в первую очередь на эмоционально-оценочные конструкты (Тхостов А. Ш., 2002). Собственное тело воспринимается в связи с зародившейся жизнью в утробе. Особую роль играет встреча с врачом при постановке на учет по беременности, так как пережитые от этого эмоции создают определенное отношение к беременности, усиливая радость или усугубляя негативность и создавая особую форму субъективности в виде эмоционального переживания.

Первая беременность способствует появлению чувства биологической идентификации со своей матерью, а также позволяет закончить отделение от матери и индивидуализацию. Однако данный этап зависит от взаимоотношений матери и дочери на предыдущих этапах жизни. Они могли развиваться нормально или патологически, и следствием является то, станет ли беременность поводом к взрослению аутентичного Я у дочери, поспособствовует ли самоактуализации и личностному росту, или пойдет по патологическому пути развития, проживанию чужих чувств. Таким образом, в психоанализе беременность рассматривается двояко: в норме как вершина полоролевого и психосексуального развития женщины или патологично как порождение глубокого личностного кризиса.

Акмеологическое объяснение беременности

Влияние эмоций на беременность

По данным исследований М. А. Кочневой (1992), П. Я. Кинтария (1984), Г. А. Лескова (1992), эмоциональное состояние женщины изменяется в течение каждого семестра беременности.

Эмоциональные изменения женщины при ожидании ребенка в первом триместре беременности связаны с амбивалентными чувствами надежды и тревоги при ожидании подтверждения беременности. Женщина концентрируется на внутренних переменах, у нее наблюдается частая смена настроения от радостного до резко сниженного, отмечаются плаксивость, раздражительность, мнительность, повышенная внушаемость, апатия, страх относительно будущего. При этом просыпаются материнские чувства, в то же время может появиться страх выкидыша. Присутствует ощущение, что время тянется долго.

Второй триместр характеризуется противоречивостью эмоциональных состояний: у одних происходит нормализация психического состояния, повышение работоспособности, у других повышается уровень невротизации, отмечаются расстройства настроения с легким субдепрессивным компонентом, расстройства тревожного ряда. Ощущается большая зависимость от процесса развития ребенка; женщина принимает беременность; появляется интерес к ребенку и материнству. При этом может иметь место углубление в себя; развивается чувство собственной значимости; различные чувства вызывает изменение внешности; появляется ощущение, что время летит быстро.

В третьем триместре женщина фокусируется на родах; опасается родоразрешения, неизвестности; может испытывать различные чувства относительно своей внешности; возрастает зависимость от других; присутствует желание защиты; возможно снижение полового влечения; появляется ощущение, что время тянется долго.

Тревога играет не только негативную роль, она может способствовать лучшей адаптации женщины к ее новому состоянию: если беременная быстро справляется с негативными эмоциями, резкое учащение пульса (до 130–140 уд/мин) непродолжительно, то ее ребенок будет эмоционально устойчив и будет хорошо контролировать себя (Подобед Н. Д., 2001). Если же уровень тревоги продолжает повышаться, это приводит к негативным последствиям. Могут нарушаться сон, аппетит, нарастает неуверенность в себе, будущее представляется в мрачных тонах. Отношение женщины к себе, к окружающим нередко становится неадекватным. Неверно оцениваются и отношения окружающих к ней, т. е. происходят личностные изменения. При этом тревога перестает играть адаптивную роль, а напротив, ухудшает течение беременности, может стать причиной осложнения в родах, так как становится доминирующей эмоцией.

Сегодня имеется несколько классификаций переживания беременности. Г. Г. Филиппова выделила стили переживания беременности, акцентировав внимание на отношении к шевелению плода (табл. 2.1). И. В. Добряков определил пихологические компоненты гестационной доминанты (ПКГД) и их влияние на типы семейного воспитания (табл. 2.2). У авторов определяются два идентичных понятия – тревожный и эйфорический.

Также выделены особенности переживания беременности по триместрам в соответствующих стилях переживания беременности (табл. 2.3).

Следует знать, что эмоциональные переживания влияют на родовую деятельность и младенца. Так, переживания из-за отношений с супругом и межличностные конфликты ведут к эмоциональной неудовлетворенности. Для плода женского пола такое состояние матери увеличивает угрозу выкидыша, а мальчик при рождении не кричит, несмотря на отсутствие асфиксии. Специалисты расценивают это как проявление психогенной заторможенности. Стремительные и быстрые роды и отсутствие крика при рождении девочек отмечаются в случае большой нагрузки у матери на работе или в учебе.

Сильные эмоциональные переживания порождают болезненные ощущения у женщин, осложняют взаимоотношения с окружающими и процесс вынашивания беременности. В последующем это грозит развитием патологичных или деструктивных детско-родительских отношений. Сильные переживания в начале беременности формируют затяжные роды плодом мужского пола, преждевременные – женского. Плохой сон во время беременности провоцирует обвитие пуповины вокруг шеи при рождении мальчиков, быстрые стремительные роды – для девочек. Сегодня сделаны попытки выделить группы показателей психологической готовности к материнству. Идентификация переживания беременности может расцениваться как старт определенной готовности к формирующемуся материнству. С. Ю. Мещерякова (2000) выделяет три группы показателей психологической готовности к материнству:

– особенности коммуникативного опыта в раннем детстве. Становление родительского поведения происходит через преобразование объективного в субъективное к собственному ребенку, важно общение с детьми разных возрастов, важен опыт, приобретаемый в играх с куклами, в дочки-матери;

Стили переживания беременности (Филиппова Г. Г., 2002)

Психологические типы гестационной доминанты (Добряков И. В., 2002)

Особенности переживания беременности по триместрам в соответствующих стилях

– переживания по поводу еще не родившегося ребенка, отношение к нему. В период от зачатия до рождения ребенка, когда в организме и психике женщины происходят глобальные преобразования, формируется отношение матери к своему еще не родившемуся ребенку через взаимодействия с ним, наличие или отсутствие общения, желанность или нежеланность ребенка, особенности протекания беременности и субъективное переживание женщиной беременности;

– установки на стратегию воспитания ребенка. Намерения осуществлять уход за ребенком, приучение к самостоятельности, ориентация на потребности младенца или на собственные представления о необходимом ему.

[1]

В период беременности актуализируются те установки, поведенческие и культурные стереотипы, которые будут определять тип материнства.

Читайте так же:  Как выбрать своего психолога рекомендации и мифы

Выделяют два уровня психологической готовности к материнству.

Низкий уровень: колебание в принятии решения иметь ребенка, негативные переживания и ощущения в период беременности. Приверженность к строгому воспитанию ребенка из-за боязни его избаловать. Воспоминания из детства при таком типе поведения связаны с отсутствием привязанности к матери и строгим отношением родителей. Игры с куклами не были любимыми. Такие дети предпочитают игры и общение с детьми старше трех лет.

Высокий уровень: отсутствие колебаний в принятии решения иметь ребенка, радость от своей беременности, преобладание положительных ощущений и переживаний во время беременности, ориентация на стратегию «мягкого» воспитания ребенка. Такой тип поведения проявляется при наличии благоприятного коммуникативного опыта в детстве, привязанности к матери, ласковом отношении родителей. В детстве предпочтение отдавалось играм с куклами, любовь и интерес к общению с детьми младенческого возраста. У женщин, на протяжении всей беременности которых сохраняется позитивное отношение к себе, супругу, родителям, будущему ребенку, беременность и роды протекают без осложнений, не наблюдается послеродовой депрессии, эти женщины довольно легко принимают на себя роль заботливой, любящей, понимающей матери. В тех случаях, когда наблюдается отрицательная динамика, течение беременности и родов осложняется, в послеродовой период наблюдаются трудности в установлении контакта с ребенком и низкая мотивация самой заботиться о нем.

Влияние стресса на беременность

Состояние эмоциональной неудовлетворенности образует стрессовый комплекс в виде повышенной раздражительности, нарушений сна, частых испугов и семейных переживаний. Такие психологические факторы, как тревожность, мнительность, впечатлительность, эгоцентризм и страх боли, способствуют появлению эмоционального стресса при беременности, которая в итоге воспринимается как негативное психоэмоциональное состояние, которое осложняет протекание беременности и родов и подготовку к роли матери. В первом триместре для женщины ее новое состояние может быть неожиданным: вызвать радость, недоумение или огорчение. То есть беременность связана с новым социальным статусом женщины и может вызвать состояние психологической дезадаптации. Основным фактором, влияющим на разнообразие реакций женщин на беременность, являются семьи, в которых они живут. Многое зависит от того, как отнесутся к беременности те, на кого можно рассчитывать, кто может поддержать. Большое значение имеют возраст и состояние здоровья самой женщины.

Психоанализ и не только во время беременности

Видео (кликните для воспроизведения).

Психоаналитик Андраханова Наталья Владимировна, тел. 8 903 994 35 11
Психоанализ беременности

История человека в течение девяти месяцев, предшествующих его рождению, вероятно, является более интересной и содержит события большей важности, чем все три по двадцать и десять лет в последующем.

Сэмюэль Тейлор Колридж

Характер ребенка закладывается ещё во внутриутробном периоде. Все девять месяцев, которые прожил новорожденный к моменту своего появления на свет, в значительной степени определяют направление его дальнейшего развития. С момента зачатия эмоциональное состояние матери влияет на ребенка на протяжении всей беременности.

Принято считать, что разум ребенка включается сразу после рождения, с его первым вдохом. И мало кому известно, что младенческий разум проходит интенсивное развитие ещё во время пренатальной стадии. Современные исследования показали, что младенцы являются изначально сложными существами с мощным интеллектом. Они знают намного больше, чем предполагалось раньше. После своего рождения младенцу достаточно нескольких минут созерцания лица матери, чтобы он мог выбрать её из серии фотографий. Новорожденные распознают пол других младенцев, даже если они одеты.

Существует множество мифов о новорожденных: о нечувствительности младенцев к медицинским процедурам; об их слабых умственных способностях и отсутствии самоощущения; о том, что дети не нуждаются в матерях и не являются личностью задолго до рождения. Считалось, что ребенок рождается как чистый лист, на котором можно написать всё что хочешь. Теперь существует совершенно другая точка зрения и её доказательства. Доказано, что психика ребенка формируется ещё до рождения в утробе матери. Находясь ещё в утробе матери, ребенок способен устанавливать контакт со своими родителями. У ребенка есть много врожденных способностей.

Беременность всегда влияет на взаимоотношения матери и ребенка. Все эмоции беременной женщины плод чувствует, так как он получает те же эндорфины. Отсюда и идут советы гармонизировать быт беременной женщины и окружить её заботой и вниманием. Слой бессознательного мира беременных необычайно близок к осознаванию. Женщина психически регрессирует, её мир близок к миру детей и подростков. Поэтому очень важно, когда с матерью проводится поддерживающая терапия беременности. Во время этих сеансов снимается тревога, психоаналитик следует за женщиной в её потребностях, состояниях, фантазиях.

Частыми признаками нарушений в протекании беременности служат тревога, страх, галлюцинации беременной женщины. Её невозможность принять материнскую роль ещё во время беременности, приводит к нередкой в нашем обществе ситуации, когда новорожденный младенец отдается на воспитание матери, бабушке, няне.

Существуют причины, осложняющие процесс беременности. Сюда относятся: сверхценная беременность, наступившая вслед за неоплаканным выкидышем, прежние случаи рождения мертвого ребенка, ребенка с физической или психической патологией, случай замершей беременности, беременность, наступившая после длительного бесплодия (она либо сверхценная, либо родители уже и не хотели ребенка); амбивалентное отношение к беременности; нежеланная беременность; ранняя беременность; первая беременность, наступившая после 35 лет; беременность от нефункционального партнера (наркоман, алкоголик) или его отсутствие.

Важные жизненные моменты, происходящие во время беременности, всегда отражаются на эмоциях ребенка. Если во время беременности женщина переживает негативные события, такие как тяжелая утрата, развод, предразводная ситуация, смерть значимых людей, катастрофические ситуации, горе и страх, ей необходима помощь психоаналитика. Её эмоциональный кризис накладывается на эмоциональный кризис беременности и тогда женщина становится неспособной справиться с беременностью.

Беременность может наступить внезапно, а может быть долго вынашиваемым и осуществленным планом. Для кого-то она желанна, для кого-то – это катастрофа. Для одного члена семьи – это радость, другой совершенно равнодушен к этому событию. Вариантов эмоциональных реакций на это известие может быть множество.

На женщину и на окружающих её близких, ложится дополнительное бремя: гормональные изменения, которые сопровождают беременность, приносят с собой непривычные колебания настроения и физический дискомфорт. Часто среди родивших женщин можно наблюдать послеродовую депрессию. В ряде случаев возможно предвидеть патологический исход и, следовательно, своевременным вмешательством предотвратить послеродовую депрессию.

Во время беременности оживляются конфликты и тревоги прошлого, которые утяжеляют состояние женщины. Изменение эмоциональной жизни матери семейства ведет также к перемене внутрисемейных отношений, так что каждая беременность и рождение ребенка неизбежно сопровождаются нормальным семейным кризисом.

Спокойно пережить период в 40 недель и последующие за ним месяцы, подготовиться к появлению своего малыша на свет, установить с ним контакт и научиться быть достаточно хорошей матерью, вам поможет поддерживающая терапия беременности. Терапия и психоанализ беременности окажутся полезными женщинам, желающим родить ребенка и старающимся осуществить это желание, либо потерявшим ребенка во время беременности или родов.

В процессе терапии часто происходит наступление долгожданной беременности, проживаются и прорабатываются прежние утраты. Общение с психоаналитиком во время беременности способствует снятию тревоги у матери и имеет огромное значение для последующего психического развития ребенка.

первая беременность, ранняя или поздняя беременность, тревожность, страхи, галлюцинации, токсикоз, негативные события во время беременности, эмоциональная нестабильность, бессонница, нежелательная беременность, неоплаканный выкидыш, невозможность забеременеть, тяжелая утрата, развод, предразводная ситуация, смерть значимых людей, катастрофические ситуации, горе, страх, непривычные колебания настроения, физический дискомфорт.

Рекомендуемая литература:

Дик-Рид Г. Роды без страха
Дольто-Толич К. На путях рождения
Пайнз Д. Бессознательное использование своего тела женщиной
Райгородский Д.Я. Психоанализ беременности
Серз У. Серз М. В ожидании малыша
Шутценбергер А. Синдром предков
Эльячефф К. Дочки-матери

Психоанализ и не только во время беременности

Психология родительства — область психологии, направленная на изучение родительства как психологического явления. С психологической точки зрения родительство рассматривается как часть личности отца и матери. Изучаются особенности его развития в течение жизни (как ценности … Википедия

Видео (кликните для воспроизведения).

Пренатальная и перинатальная психология — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Пренатальная и перинатальная психология (др. греч … Википедия

Медицина — I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… … Медицинская энциклопедия

Харьковская психологическая школа — Харьковская психологическая школа группа психологов и система неформальных личных связей между специалистами в целом ряде психологических и смежных с ними дисциплин (напр., психиатрия, социальная гигиена, психогигиена, рефлексология,… … Википедия

Расстройства приёма пищи — МКБ 10 F50.50. МКБ 9 307.5 307.5 MeSH … Википедия

ЛЮБЛИНСКАЯ Анна Александровна — [5(18).6.1903, Гродно, 26.6.1983, Ленинград], психолог, д р пед. наук, проф. С 1924, после окончания Ленингр. пед. ин та дошк. образования, работала в ЛГПИ, в 1964 75 зав. кафедрой педагогики и методики нач. школы. Осн. проблемы исследования… … Российская педагогическая энциклопедия

Расстройство приёма пищи — Расстройства приёма пищи МКБ 10 F50.50. МКБ 9 307.5 307.5 MeSH … Википедия

ЛЮБОВЬ — высшее чувство, проявляющееся в глубокой эмоциональной привязанности личности к другому лицу или персонализиров. объекту. Л. чувство, трудно поддающееся формальному определению. Как отношение между людьми Л. характеризуется высшей эмоционально… … Российская педагогическая энциклопедия

Психоанализ и не только во время беременности

Психология родительства — область психологии, направленная на изучение родительства как психологического явления. С психологической точки зрения родительство рассматривается как часть личности отца и матери. Изучаются особенности его развития в течение жизни (как ценности … Википедия

Пренатальная и перинатальная психология — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Пренатальная и перинатальная психология (др. греч … Википедия

Медицина — I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… … Медицинская энциклопедия

Харьковская психологическая школа — Харьковская психологическая школа группа психологов и система неформальных личных связей между специалистами в целом ряде психологических и смежных с ними дисциплин (напр., психиатрия, социальная гигиена, психогигиена, рефлексология,… … Википедия

Расстройства приёма пищи — МКБ 10 F50.50. МКБ 9 307.5 307.5 MeSH … Википедия

ЛЮБЛИНСКАЯ Анна Александровна — [5(18).6.1903, Гродно, 26.6.1983, Ленинград], психолог, д р пед. наук, проф. С 1924, после окончания Ленингр. пед. ин та дошк. образования, работала в ЛГПИ, в 1964 75 зав. кафедрой педагогики и методики нач. школы. Осн. проблемы исследования… … Российская педагогическая энциклопедия

Расстройство приёма пищи — Расстройства приёма пищи МКБ 10 F50.50. МКБ 9 307.5 307.5 MeSH … Википедия

ЛЮБОВЬ — высшее чувство, проявляющееся в глубокой эмоциональной привязанности личности к другому лицу или персонализиров. объекту. Л. чувство, трудно поддающееся формальному определению. Как отношение между людьми Л. характеризуется высшей эмоционально… … Российская педагогическая энциклопедия

Психоанализ и беременность

Я пришла на терапию со страхом поглощения. Выглядела как психотик.

Долго пытались проработать это как с шизоидным страхом. Не так давно нашли истерические корни и конфликт эдипов.

Мне часто снились осьминоги, черви, змеи , рыбы — они преследовали меня. Иногда это были людьми — ходили за мной, звонили в дверь, пытались привязать в прямом смысле. Мне хотелось отделаться, но я не могла. Я говорила «Оно просто прилипает когда мне, будто огромными присосками и я пытаюсь оторвать, но не могу». Рыбы и осьминоги выбирались из океана и бежали за мной, люди стояли под дверью.

Долго рабочей версией был просто страх привязанности. Но интерпретация не работала.

Симптомы были такие — страх от приближения человека, боязнь крови (при виде крови теряла связь с реальностью и казалось, что ранена я, а не другой человек, начинала трогать себя, искать ранения на теле). Страх приблидения — например, я не могла засыпать рядом с кем-то, не спала. И стоять близко было страшно.

Потом мне приснилось, как меня преследует маньяк и режет мне живот. Опять этот страх преследования — не страшно, что убьет, хочу просто побыть одна, чтобы его НЕ БЫЛО.

И тут я выдаю, что подруга рассказывала мне, что во время кесарево слышала треск кожи и это было ужасно. С чего я об этом заговорила мы тогда не поняли.

Потом я вдруг стала все чаще возвращаться к этой теме — беременность. Я стала встречаться с парнем. Я призналась, что боюсь забеременеть. И что для меня было бы большим стрессом носить ребенка, что я бы хотела избавиться от него, но я не смогу сделать это не повредив себя. Мне и при аборте и при родах будет очень . Неприятно, скажем так. И ребенок как бы преследует меня. ПРЕСЛЕДУЕТ. Терапевт спросил про контрацепцию и я призналась, что мы НЕ предохраняет я, НО я каждый день бегаю в аптеку за тестами для определения беременности. Я помню, что сказала это и мы обе засмеялись.

Я объясняла это тем, что хочу успеть сделать аборт, который тоже боюсь, не меньше кстати. И почему то не предохраняюсь.

Терапевт сказала, что возможно я хочу ребенка.

После этой интерпретации я стала засыпать рядом с парнем. Прошла бессонница.

И мы решили поговорить почему же я так боюсь. Я пыталась вспомнить боялась ли я забеременеть после изнасилования, но потом сошлись, что проблема моложе и даже если боялась — это ретравматизация.

И я вспомнила, что в детстве была игра — безногая кукла беременнела, рожала. Я спрашивала у мамы — когда появиться живот (месяц), как за куклой ухаживать и т.п. самое интересное — кукла рожала и я теряла интерес к игре. Я не играла в дочки матери — цель беременность куклы. И она снова беременнела. И так повторялось до бесконечности. Еще интересный факт — я рисовала или очень маленькие ноги или много ног, а кукле, самой любимой, ноги оторвала. Но это не знаем пока зачем)))

С самого детства я интересовалась этой темой.


Видимо хотелось как-то кровосмешания. Поэтому и обернулось желание в страх.

Результат — сны с преследованием прошли, бессонница рядом с другими сошла на нет, думаю о контрацепции — нужна ли она мне, готова ли я признать, что хочу детей и даже готова к ним. Пока выбираю предохраняться)

Психоанализ шикарнейшая вещь для таких тяжелых пациентов как я!

Чувствую себя гораздо лучше.

Думаю о детях. Хочу ли я с кем-то оставаться. Может поэтому боюсь близости? Многое предстоит узнать о себе.

Психологические проблемы беременных

Психология беременности – это самый большой и важный раздел перинатальной психологии, как по причине сложности, разнообразия и взаимосвязанности психологического рисунка единой системы «мать-дитя», так и по степени влияния психологического состояния матери в этот период на развитие и дальнейшую жизнь младенца.

Психологическая помощь беременным

Эмоции, которые испытывает будущая мама во время беременности меняют физиологические показатели: частота дыхания, сердечных сокращений, показатели биохимического состава крови – таким образом, даже на физическом уровне реакция матери на беременность, ее эмоции оказывают мощное воздействие на организм ребенка.

Каждая женщина по-своему реагирует на беременность, и каждый тип реакции имеет свои определенные риски и их последствия при предстоящих родах и послеродовом периоде. Когда мы можем предположить вероятность развития психологических проблем в период беременности, чтобы обратиться за психологической поддержкой заблаговременно: ведь известно, что проблему легче предупредить, чем от нее избавиться.

Факторы риска развития психологических проблем при беременности:

  • Неплановая и нежелательная беременность
  • Натянутые отношения с мужем
  • Плохие отношения с родителями, особенно с матерью
  • Беременность с меркантильными целями (в том числе социальные и психологические)
  • Беременность на фоне семейного кризиса или конфликта
  • Хронический стресс, на фоне которого беременность протекает
  • Внезапное стрессовое событие во время беременности, наносшее психическую травму

Виды психологических реакций женщин на беременность и их последствия:

  1. Нормальная, адекватная реакция на беременность
  2. Сниженная реакция, связана с подсознательным неприятием своей беременнности
  3. Эйфоричное восприятие беременности
  4. Тревожный тип отношения к беременности
  5. Депрессия беременных

Нормальная психологическая реакция

Нормальная или здоровая реакция на беременность: это самый оптимальный вариант, который имеет следующие отличительные признаки:

  • Женщина рада своей беременности, это желанное и долгожданное событие
  • Относится к своей беременности спокойно, без ненужной тревоги
  • Продолжает активную жизнь, необходимые изменения в образе жизни и ограничения воспринимаются как необременительные и выполняются легко – беременность полностью соответствует ее жизненным планам
  • Вовремя встает на учет в женскую консультацию, своевременно выполняет все рекомендации врачей, ходит на занятия по предродовой подготовке
  • Знаки внимания окружающих к ее «положению» воспринимают спокойно, но особого внимания к себе не требуют
  • Хорошие отношения с родителями и близкими родственниками, которые рады ее беременности и поддерживают ее
  • Гармоничные и теплые отношения с мужем: беременность плановая и желанная для обоих. Муж не ревнует жену к будущему ребенку
  • Она с удовольствием пытается представить своего будущего ребенка и пытается понять по шевелениям его эмоции
  • Женщина считает, что она справится со своими материнскими обязанностями и изначально настроена кормить грудью, она относится ответственно и с любовью к будущему младенцу.

Психолог может только порадоваться за эту будущую маму, ребенка и семью в целом: велик шанс, что в этой семье будет воспитываться здоровый и гармоничный ребенок. Психологическая консультация в таких случаях может понадобиться только для того, чтобы лишний раз убедиться, что все в порядке, беременность протекает по плану.

Новые статьи на сайте

Почему существует доброта

Что важно знать о детских истериках?

Без банальностей и клише. Как правильно просить прощение?

Безразличное отношение к беременности и будущему ребенку

Такие женщины стараются свою беременность как бы «не замечать» сами и довольно болезненно реагируют, когда окружающие обращают на нее внимание. Признаки равнодушного восприятия:

Риски для ребенка как показания к психотерапии

В случаях равнодушного отношения или неприятия своей беременности, ребенок еще до своего рождения становится потенциальным клиентом детского психолога и не только. Выявлено, что такие дети в раннем возрасте страдают синдромом гиперактивности, в подростковом периоде могут иметь склонность к антисоциальному протестному поведению, возможно – употреблению психотропных препаратов. Часто у них диагностируются нервно-психические заболевания.

Исходя из интересов ребенка, семьи, общества в целом, такой женщине безусловно показана психотерапия, чтобы помочь ей решить такие проблемы:

  • Улучшить отношения с мужем, помочь паре сблизиться
  • Помочь задуматься и разобраться в системе жизненных приоритетов, где ребенок не может находиться на последних местах
  • Помочь осознать свою ответственность перед будущим человечком, ощутить его полную зависимость от отношения матери
  • Помочь женщине почувствовать тепло и симпатию к ребенку

Эйфоричное восприятие беременности

С момента установления факта беременности у женщины отмечается преувеличенно-прекрасное настроение, которое отличается от нормального хорошего настроения отсутствием адекватного восприятия действительности. Что бы ни происходило, у такой женщины все прекрасно, что может не всегда соответствовать действительности.

  • Истеричный тип личности, склонность к перепадам настроения – эмоции от недовольства до восторга
  • Беременность желанная, но по тем или иным меркантильным соображениям
  • С момента установления беременности требует к себе подчеркнуто особого внимания от всех: начиная домашними и заканчивая врачами, настаивает на выполнении всех своих прихотей
  • Обращаясь к врачам, требует для себя самых лучших специалистов, уровня не ниже профессора
  • Использует свою беременность для манипулирования близкими
  • Часто проявляет недовольство, когда окружающие, как ей кажется, недостаточно «прониклись» ее «выдающимся» положением
  • Проявления эмоций по отношению к будущему ребенку явно преувеличены и гипертрофированны: чрезмерный восторг, чрезмерные фантазии, чрезмерная любовь
  • Она считает, что будет лучшей матерью и ребенок будет просто выдающимся: самым умным, красивым, талантливым и гениальным

Риски эйфоричного отношения к беременности и необходимость психологического сопровождения

  • В случае возникновения каких-либо проблем или трудностей в течении беременности или родов, женщина оказывается совершенно к ним не готова, не способна сотрудничать с врачами, вследствие своей претенциозности, капризности и безответственности, либо быстро впадает в панику
  • Родившийся ребенок вызывает разочарование у матери: он совершенно далек от того идеала, который она себе вообразила
  • Впоследствии при воспитании ребенка такая мама стремится к его гиперпротекции, лишая ребенка всяческой инициативы и ограничивая самостоятельность. Мать активно сопротивляется его взрослению, воспитывая инфантильную личность. Такая модель воспитания также может вызвать несогласие мужа и привести к конфликтным ситуациям.

Тревожный тип реакции

Все беременные женщины испытывают тревогу перед будущими родами, что совершенно нормально. Тревога, в свою очередь, заставляет их более ответственно и осторожно относиться к своему здоровью. Такую тревогу психолог не пытается купировать – она помогает женщине психологически подготовиться к родам.

Когда страх и тревога принимают патологический характер, тогда возникает явная необходимость психологической помощи.

Предрасполагающие факторы для возникновения страха беременных

  • Незапланированная и внебрачная беременность
  • Отсутствие взаимопонимания в отношениях с мужем
  • Низкий материальный достаток, плохие бытовые условия жизни
  • Особенности личности: заниженная самооценка, неуверенность в себе, тревожность как свойство характера
  • Проблемы со здоровьем

Признаки начинающегося формирования повышенной тревожности и страха:

  • Двойственное отношение к беременности: радость сочетается с опасениями
  • Женщина стесняется своей беременности
  • Первое шевеление плода вызывает отрицательные эмоции – возникают вопросы: все ли благополучно
  • Постоянно дурные предчувствия и сомнения в благоприятном исходе беременности и родов, ожидание неприятных событий без всяких на то оснований и предрасполагающих факторов
  • Очень мнительно относится к словам медицинского персонала, истолковывая их исключительно в негативном ключе
  • Очень легко травмируемая психика, что затрудняет работу с такой пациенткой медицинского персонала и даже перинатального психолога

Таким женщинам могут быть противопоказаны групповые занятия по подготовке к родам – собственные тревоги, в сочетании с тревогами и волнениями других беременных в группе, разговоры об осложнениях примеряются на себя и могут индуцировать возникновение страхов. Для женщин тревожного типа требуются индивидуальные консультации и занятия с перинатальным психологом. Психотерапия страха беременных сложная задача, требующая работы и серьезных усилий для ее решения.

Депрессия беременных

Считается, что депрессивные расстройства у беременных являются наиболее частыми, они же несут в себе максимальные риски для нормального течения беременности, родов и послеродового периода.

Депрессивной реакции нередко сопутствует тревожное отношение к беременности. Признаки депрессивного состояния:

  • Часто или практически постоянно плохое и подавленное настроение
  • Подавленность может служить причиной конфликтных ситуаций с окружающими, что в свою очередь усугубляет ситуацию
  • Ощущения тоски и безысходности
  • Повышенная утомляемость, низкая физическая и эмоциональная активность
  • Настроение может быстро меняться
  • Моменты оптимизма сменяются ипохондрией и суицидальными мыслями
  • Сомнения в себе и своих силах: сомнения в благополучности родов, рождении нормального здорового ребенка, неверие в способность быть хорошей матерью
  • Сомнения в своей привлекательности для мужа, боязнь, что он уйдет
  • Страх смерти в родах

Страхи беременных – это вообще отдельная и большая тема.

Надо ли говорить, что такая женщина нуждается в продолжительном индивидуальном психологическом сопровождении, зачастую по индивидуально составленной программе, учитывая, что депрессия беременных является фактором риска для возникновения послеродовой депрессии.

Своевременное выявление психологических отклонений во время беременности очень важно для формирования нормальных детско-родительских отношений впоследствии, плодотворного процесса воспитания и гармонии семьи в целом.

Читайте так же:  Об уважении и его отсутствии

Источники


  1. Солодников, В. Социология социально-дезадаптированной семьи (+ CD-ROM) / В. Солодников. — М.: Питер, 2019. — 463 c.

  2. Р. Шарма Уроки семейной мудрости от монаха, который продал свой «феррари» / Р. Шарма. — М.: АСТ, 2017. — 731 c.

  3. Зубова, А. В. Семейная дипломатия. Между невесткой и свекровью… / А.В. Зубова. — М.: Феникс, 2015. — 224 c.
  4. Гитин, В. Г. Эта покорная тварь — женщина / В.Г. Гитин. — М.: Торсинг, 2015. — 544 c.
Психоанализ и не только во время беременности
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here