Психолог — советчик

Сегодня обсуждаем тему: психолог - советчик с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Школьный психолог: помощник, советчик, доверенное лицо

Должность педагога-психолога появилась в штатных расписаниях общеобразовательных учреждений не так давно, но быстро стала привычным явлением. В некоторых школах созданы целые психологические службы, где работают несколько специалистов. Цель их работы состоит в улучшении учебного процесса. Важной составляющей этих усилий является анализ и оптимизация отношений, возникающих в триаде «ученик – родитель – учитель».

[3]

Сегодня мы беседуем с Надеждой Анатольевной Кириловой, кандидатом психологических наук, доцентом, деканом факультета психологии ИП ПГГПУ.

– Надежда Анатольевна, почему разговор о роли педагога-психолога актуален в современных условиях?

– Отношение к психологу в российской школе напоминает качели. В 90-е годы психологические службы в отечественном образовании переживали подъем. Повсеместно в образовательных учреждениях вводились ставки психологов и организовывались психологические службы. Однако позже они были практически разрушены, школы и детские сады остались без психологического сопровождения. Сегодня мы вновь видим возрождение интереса к психологам в образовании. Это связано с ростом негативных явлений в образовательной среде: девиантное поведение, рост суицидов, снижение ощущения безопасности образовательной среды у ее субъектов. И, наконец, реализация образовательных стандартов нового поколения невозможна без глобальной психологизации образовательного процесса на всех его уровнях. Сегодня главной целью образования становится формирование социально компетентной личности, способной к творчеству и самоопределению в условиях меняющегося мира, обладающей развитым чувством ответственности и стремлением к созиданию. Психологизация образовательного процесса подразумевает собой систематическое применение психологических знаний, технологий, методов и приемов в деятельности субъектов учебно-воспитательного процесса в целях успешного развития российской системы образования.

– Каков существующий профессиональный стандарт этой должности?

– Должность педагога-психолога (психолога в сфере образования) утверждена приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 июля 2015 г. Основным видом профессиональной деятельности является психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса. Данная функция реализуется по разным направлениям. Это психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ; психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды; психологическое консультирование субъектов образовательного процесса; коррекционно-развивающая работа с детьми и обучающимися, в том числе работа по восстановлению и реабилитации; психологическая диагностика детей и обучающихся; психопрофилактика (профессиональная деятельность, направленная на сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся в процессе обучения и воспитания в образовательных организациях).

– Психолог в школе – что это за фигура? Каковы его человеческие и профессиональные качества?

– Психолог в школе – это не «скорая помощь», хотя иногда и приходится экстренно реагировать на какие-то острые ситуации. Психолог осуществляет свою деятельность планомерно, по основным направлениям: психологическая профилактика, психологическое просвещение, психологическая диагностика, психологическая коррекция и развитие. В целом он осуществляет психологическое сопровождение образовательного процесса. Психолог осуществляет свои профессиональные функции, взаимодействуя со всеми субъектами образования: педагогами, детьми, родителями.

– Чем может помочь ребенку такой специалист?

– Перечисление всех возможных вариантов займет много времени, я назову лишь некоторые:

В начальной школе это может быть помощь в адаптации к новым социальным условиям, принятие позиции школьника, формировании познавательных потребностей, развитии учебной мотивации, познавательных процессов, выстраивании конструктивных взаимодействий с учителем и сверстниками и пр.

В подростковом возрасте это может быть помощь в преодолении трудностей переходного возраста, проблем во взаимоотношениях с родителями, учителями, сверстниками. Развитие потребности в самопознании, саморазвитии. Профилактика и коррекция девиантного поведения. Развитие эмоциональной саморегуляции. Профилактика стресса. Профориентация.

В старших классах: помощь в профессиональном и личностном самоопределении, взаимоотношения с противоположным полом, принятии ответственности за свои жизненные выборы и т. д.

В каждом возрасте есть свои специфические задачи развития, которые психолог, опираясь на имеющиеся у него профессиональные компетенции, может решать применительно к каждому конкретному случаю.

– Расскажите о работе психологических служб.

– Учитывая широкий спектр видов деятельности психолога, задач, которые ему необходимо решить, понятно, что в каждом учебном заведении должен быть не один психолог, а работать полноценная психологическая служба.

Психологическая служба образования (ПСО) – это один из компонентов системы образования страны. Целью таких служб является психологическое здоровье детей, а задачей – создание благоприятных условий для его сохранения и укрепления. ПСО – это интегральное явление, представляющее собой единство трех аспектов: научного, прикладного и практического. Каждый из аспектов имеет свои задачи, решение которых требует от исполнителей специальной профессиональной подготовки. К этому определению необходимо добавить и четвертый аспект – организационный. Сегодня на всех уровнях образования появляется осознание необходимости возрождения школьных психологических служб, и этот процесс уже запущен.

Наиболее распространенными являются две модели школьной психологической службы, принципиальное отличие которых заключается в том, где работает школьный психолог – в школе или вне школы (в консультации, психологическом кабинете при районных или городских центрах и пр.). Каждая из этих моделей имеет свои особенности.

Первая модель предполагает работу группы психологов при районном (городском, краевом) центре. Опыт работы наших практических психологов при ЦМППСС (Центр психолого-медико-социального сопровождения) позволяет говорить об этой форме психологической службы как о достаточно эффективной. Психологи предлагают целый спектр психологических услуг. Однако эта модель является достаточно ограниченной и не отвечает в полной мере современному уровню психологической практики.

Вторая модель школьной психологической службы предполагает работу практического психолога непосредственно в школе (детском саду). Это позволяет специалисту более основательно вникнуть в воспитательную ситуацию школы, узнать как учителей, так и учащихся, их взаимоотношения, вступить в контакт с родителями. Он имеет возможность сочетать изучение личности и поведения ребенка в реальных жизненных условиях с углубленным анализом его индивидуальных особенностей. Анализируя «систему всех влияний» (А. С. Макаренко) на ребенка, психолог получает оценку результативности своей деятельности (как претворяются в жизнь его советы и рекомендации, основывающиеся на применении диагностики, какие изменения произошли в школьной жизни в результате его консультативной или профилактической деятельности и пр.).

Эта модель в большей степени отвечает решению перспективной задачи школьной психологической службы – максимальному содействию развитию каждого учащегося. Она предусматривает более активные формы деятельности практического психолога: психопрофилактику, специальную работу по развитию способностей, интересов, формированию определенных личностных качеств, психокоррекцию, психологический тренинг и пр. Для развития школьной психологической службы целесообразно сочетание обеих этих моделей, то есть взаимодействие психолога школы с психологами центров.

Молодежи, которая выбирает для себя профессию школьного психолога, мы можем ответственно заявить: это непростой, но интереснейший путь. Работа педагога-психолога привлекательна разнообразием возникающих задач, безусловной социальной значимостью, возможностью постоянно открывать для себя что-то новое и развиваться.

Читайте так же:  Системный анализ семейных тайн в психотерапевтической практике

Почему не стоит доверять психологу-советчику?

«Самое трудное — познать самого себя, самое легкое — давать советы другим».Фалес

В российском обществе до сих пор существует мнение, что к психологу ходят за советами.
Это происходит по нескольким причинам:

  • 1. Пока услуги психолога все еще остаются в нашем обществе нераспространенными и ими пользуются нечасто и не все;
  • 2. Нет информации о формате работы с психологом;
  • 3. Есть предубеждение, что психолог работает с психами и часто клиенты умалчивают, что они посещают психолога.

Иначе: вот человек столкнулся с какой-то трудностью в жизни. Он начинает спрашивать у близких, знакомых совета или искать ответы самостоятельно.

Когда он понимает, что ни один из полученных советов его не устраивает ( или он не может найти самостоятельного решения, справиться с чувствами и переживаниями), то он вспоминает о том, что есть такая профессия как психолог. Он знает, что психолог разговаривает, слушает, понимает…

А еще такой потенциальный клиент знает, что психолог дает КОНСУЛЬТАЦИИ…

И тогда…. Срабатывает механизм социальных стереотипов:
есть консультация юриста — мы приходим, задаем вопрос и получаем ответ (совет);
есть консультация врача, где мы также получаем ответ на заданный и волнующий нас вопрос, связанный со здоровьем.

И есть консультация психолога, куда клиенты приходят точно с такими же ожиданиями…
— » Моя жена меня не любит. Скажите, ЧТО МНЕ ДЕЛАТЬ?»
— » Мой сын меня не слушает. ЧТО МНЕ ДЕЛАТЬ?»
— » Мой муж мне изменяет. ЧТО МНЕ ДЕЛАТЬ?»
— » У меня депрессия. ЧТО МНЕ ДЕЛАТЬ?»

Вопрос «Что мне делать?» звучит часто на консультации у тех, кто обратился впервые.

И этот вопрос вполне понятен с точки зрения логики и действия стереотипов.
Везде же отвечают, почему психолог не хочет?
За что он, в конце концов, деньги берет?

Именно поэтому у меня возникло желание разъяснить потенциальным клиентам, почему они не получают советы от психолога (некоторые расстраиваются), чтобы помочь обрести ясность и, возможно, изменить первоначальный запрос на работу с ожидания получить совет на запрос принятия решения или исследование внутреннего мира и себя в отношениях с миром.

Я выражаю свое мнение и мнение других профессионалов, которые придерживаются того же мнения, что психолог не дает советов.

На это есть несколько причин:

Тогда что же делает психолог?

Надеюсь, что смогла донести ясно информацию о том, почему не стоит доверять специалистам, раздающих советы.
Спасибо!

Должен ли психолог давать советы

» Дает ли психолог советы ? Должен ли он это делать ? Какими должны быть советы психолога ?» — прежде, чем ответить на этот вопрос, давайте четко определимся в терминах.

Толковый словарь русского языка Ушакова подразумевает под термином » совет » — » наставление, указание как поступить в том или ином случае «.

Посмотрим, в чем разница в подаче двух советов психолога своему клиенту?

Первый — «вы не должны делать то-то и таким образом . «. Второй — «перед тем как принять решение, прислушайтесь к себе, сделайте это самостоятельно».

В обоих случаях мы слышим указания и наставления каким образом вести себя в ситуации. Однако почему-то второй совет психолога воспринимается более естественно.

Я считаю, что советы психолога должны даваться своему пациенту таким образом, чтобы они не сужали альтернативность вариантов решения стоящей проблемы. Задача психолога помочь человеку разобрать эти альтернативы, понять их смысл. Он не должен настаивать на принятии решения в пользу конкретного варианта развития событий. Естественно, что каждый человек свой выбор должен определять самостоятельно. Он не должен слепо верить совету психолога, снимая с себя всю ответственность за дальнейшее развитие событий.

Поэтому советы психолог может давать. Но непростые. А с определенным смыслом. Действие этих советов связано с базовыми принципами жизнедеятельности индивидуума, взаимодействия его с окружающим миром и развитием своего жизненного потенциала.

Вот варианты подобных советов психолога — «опирайтесь на свои силы», «принимать помощь — это не слабость», «вы можете поступать как хотите, но всегда должны помнить — что ответственность за вашу жизнь несете только вы» и т.п.

Очевидно, что у совета, который может давать психолог, есть слабая сторона — это назидательность и указательность. Поэтому многими пациентами совет воспринимается с таким подтекстом, что «психолог — умнее всех, он знает все».

Положительная сторона совета психолога — его информативность.

Отсюда напрашивается естественный вывод.

КАК ДОЛЖЕН ДАВАТЬ СОВЕТЫ ПСИХОЛОГ

Во многих случаях свои советы психолог не должен давать в назидательном ключе.

Он должен разбирать с клиентами ту или иную ситуацию, помогать им взглянуть на нее с самых разных сторон. Что стало причиной ее возникновения, какие предполагаемые варианты развития событий, к чему они могут привести, какие ожидаются последствия. Роль психолога — в помощи клиентам проводить исследования, изыскания их внутренних представлений, изучать механизмы и особенности мышления людей, обозначать конфликты и противоречия в мыслях и суждениях, помогать и способствовать их разрешению.

Но, в любом случае, какой бы совет психолог бы ему не дал, последнее слово — всегда за клиентом.

Психолог — это только «советчик».

Психологическая помощь — психотерапевт Ретюнская Татьяна Юрьевна ( т. 495 762-1275 )

Москва, метро Новослободская, Парк Победы, Кутузовская ( Кутузовский проспект ), Славянский бульвар.

Психолог — советчик

Лица с астеническим телосложением чаще имеют затруднения в общественных и межличностных контактах за счет своего концентрированного, скрытого, субъективного мышления, своей интравертированности. Это, как правило, люди с высоким уровнем развития самосознания, интеллекта, непохожие на большинство. Отсюда и возникают их трудности в личной и деловой жизни. Во-первых, они могут быть малопонятны для большинства окружающих. Во-вторых, они нетипичны, уникальны, поэтому им труднее найти путь к другому человеку.

В психологическом консультировании (как, впрочем, и в жизни) с людьми астенического телосложения нужно быть предельно предупредительными. Межличностную дистанцию и доверительность общения они предпочитают регулировать сами, поэтому вопросы им следует задавать очень осторожно.

Женщины с пикническим телосложением с проблемами своей личной жизни справляются проще и сами, так как легкость в обращении и внешне выражаемые чувства упрощают отношения с другими людьми.

Позиции психолога-консультанта в консультативном диалоге в зависимости от типа клиента

В работе с перечисленными выше типами клиентов психолог может использовать различные ролевые позиции. Н.В. Са-моукина [1997] выделила и описала пять приемлемых позиций психолога-консультанта в консультативном диалоге применительно к различным типам клиентов:

1. Психолог«нейтральный советчик» выслушивает, задает вопросы, высказывает советы или рекомендации.

2. Психолог-«программист». Психолог разрабатывает программу для клиента: «Что делать», «Как делать», «Когда делать», например режим жизни школьника.

3. Психолог-«слушатель». В результате «разговора с хорошим и умным человеком » клиент получает облегчение, удовлетворение и, успокоившись, самостоятельно находит решение собственной проблемы.

Читайте так же:  Отношения искренние или хорошие что выбрать

4. Психолог-«зеркало». Психолог объясняет, что объективно происходит, рисует для клиента объективное отражение события, помогает понять его роль в этих событиях, а также позиции людей, связанных с ним и влияющих на него. В результате клиент понимает, что с ним происходит, к нему приходит успокоение и способность к принятию решения, к действию.

Что бы ни происходило вокруг тебя, это лишь повод давать советы. «Мой вам совет — идите более плавной походкой!» — эта звездная фраза, прозвучавшая специально для дежурных, несущих тяжеленную флягу с водой, стала притчей во языцех. Еще запомнилось: «Прежде чем загорать, обязательно разденьтесь!», донесшееся из глубины кустов, куда советчик отлучился на минуту. Чем нелепее и бесполезнее советы — тем лучше результат и для советчика, и для группы!

В первую очередь тренинг нужен тем, кто любит давать никому не нужные советы. Проблема в том, что такой человек сам часто не замечает, что он делает, не замечает свои советы — и не видит, насколько они никому не нужны. Начав делать это осознанно и интенсивно, человек начинает свои советы видеть, после чего обретает возможность отнестись к ним более осознанно.

Актуально для тех, кто страдает от гиперопеки родителей и тех, кто замучен собственной тревожной ответственностью за все происходящее. Особенно за этот тренинг благодарят студенты младших курсов и учителя.

Другая цель тренинга — не сердиться на идиотские советы и воспринимать их как заботу. А если не очень умную заботу — то этому моменту улыбаться.

Психолог — советчик

Доктор, я счастлив? Небанальные советы психотерапевта

© ООО «Издательство АСТ»

Психолог – это человек, который может научить, что нужно делать в любой жизненной ситуации.

Для этого он имеет профессиональные знания и опыт работы. То, что для вас уникальная жизненная ситуация, для психолога – случай в его практике.

У психолога нет задачи облегчить ваше состояние, он должен облегчить вашу жизнь. Психолог – не маг и не волшебник. Он – банальная сфера обслуживания, такая же, как парикмахерская, или больница, или гостиница. Вы – заказчик, и он должен работать на вас.

Вы хотите изменить свою жизнь и спрашиваете: можно ли это сделать? Можно. Не поздно ли? Не поздно. Можно изменить свою жизнь в любом возрасте.

Лень, трусость, жадность, высокомерие, самовлюбленность, слабоволие, зависимость отравляют жизнь людей. Можно ли избавиться от этих пороков? Можно и нужно.

[1]

Вы думаете, что психологи не дают советов? Это не так. Хороший психолог – хороший советчик.

Видео (кликните для воспроизведения).

Можно ли помочь своим близким избавиться от проблем? Можно. Можно ли им помочь в том случае, если даже они сами не осознают свои проблемы? Можно. Только не нужно убеждать их обращаться за помощью. Они не пойдут. Вы можете помочь им сами. Если будете знать как.

Правильно организованная жизнь должна приносить человеку хроническое удовольствие. И если это не так, то виновата не жизнь, а человек, который неправильно организовал свою жизнь.

Хороший психолог – хороший советчик, или О психологии и не только

Зачем нужен психолог

Зачем люди обращаются к психологу? Причин не так уж и много: проблемы в семье, в отношениях, с детьми, родителями, на работе, предательство друзей, уход близких, неспособность контролировать эмоции и поведение: агрессивность, тревожность, страхи, алкоголь, еда, курение.

Помогаем ли? Конечно да. Психолог – это человек, который может научить, что нужно делать в любой жизненной ситуации. Для этого мы имеем профессиональные знания и опыт работы. То, что человек воспринимает как уникальную жизненную ситуацию, для психолога – сто тридцать восьмой случай в его практике.

У психолога нет задачи облегчить ваше состояние любым путем (для этого есть алкоголь и наркотики), он должен облегчить вашу жизнь. Психолог – не маг и не волшебник. Он – банальная сфера обслуживания, такая же, как парикмахерская, больница или гостиница. Вы – заказчик, и он должен работать на вас.

Пару десятков лет тому назад психологи провели интересное исследование. У очень пожилых людей спрашивали, о чем они больше всего жалеют. И вот что оказалось. Люди на закате жизни жалеют всего лишь о трех вещах: первое – о том, что слишком мало времени провели с близкими и любимыми людьми; второе – о том, что мало путешествовали.

Никто не сожалел о том, что мало учился, не получил третье высшее образование, мало работал, не заработал всех денег, не построил дом, не посадил дерево, не родил сына. Нет, об этом почему-то вовсе не жалели. Жалели именно о том, что слишком мало времени проводили со своими близкими и любимыми людьми и слишком мало видели наш бесконечно интересный мир.

Поэтому любой психолог мог бы пожелать своим клиентам не забывать о том, как сказано у Островского в книге «Как закалялась сталь»: «Самое дорогое у человека – это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое, чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому главному в мире…» – нет, не борьбе за освобождение человечества. Нет, не этому! Самое главное в мире – это близкие люди, и им должна быть посвящена вся жизнь.

Кстати, совсем забыл о третьей вещи, о которой сожалеют люди в конце жизненного пути: о том, что слишком мало путешествовали с близкими людьми. И я бы еще добавил, что не обязательно доживать до последних дней своей жизни, чтобы понять эти простые истины.

И вот вы спрашиваете меня, а не поздно ли меняться, когда ты всю жизнь прожил неправильно. А я у вас спрошу: «Что значит – всю жизнь»? Вас уже несут на кладбище? Нет? Тогда меняйтесь, и, глядишь, смерть вас не узнает и пройдет мимо. Начать меняться никогда не поздно. Есть такая старинная английская пословица: «Старого пса новым трюкам не научишь». В связи с этим меня часто спрашивают: можно ли изменить поведение взрослого человека, можно ли полностью его переделать?

Вопрос этот, конечно, философский, потому что можно долго спорить: что значит изменить человека и что значит полностью изменить? Но давайте не будем вдаваться в эти дебри и просто спросим себя: можно ли рассчитывать, что зрелый человек существенно изменит отношение к себе, людям и жизни в целом? Ответ: можно.

Есть такая апория Эйнштейна: «Чтобы доказать, что фокстерьер может играть на скрипке, достаточно одного фокстерьера, играющего на скрипке». Чтобы доказать, что взрослый человек может измениться, достаточно одного взрослого человека, который полностью изменился. Моя клиентка изменилась – значит, это возможно.

Читайте так же:  Вымирание мужчин

И еще. Когда я на всякий случай в интернете проверял источник пословицы «Старого пса новым трюкам не научишь», на английском сайте нашел чудесный комментарий: «Ерунда, собаки учатся в любом возрасте. Особенно на голодный желудок!»

И мой совет: если вам есть что менять, не обязательно ждать до 65 лет.

Три этапа психотерапии

Мне кажется, что в развитии психотерапии можно выделить три этапа:

3. Что делать теперь?

На первом этапе важно получить ответ на вопрос, почему вообще происходят нарушения психики. Ответить на этот вопрос пытались и тысячу, и две тысячи лет назад. Вспоминались и «камни глупости» в голове, и сбежавшая у женщин с положенного места матка, которая пускается блуждать по телу и вызывает истерию (от др.-греч. υ(στέρα – матка), и Фрейд, и Павлов, и позитронно-эмиссионная томография.

Что бы ни происходило вокруг тебя, это лишь повод давать советы. «Мой вам совет — идите более плавной походкой!» — эта звездная фраза, прозвучавшая специально для дежурных, несущих тяжеленную флягу с водой, стала притчей во языцех. Еще запомнилось: «Прежде чем загорать, обязательно разденьтесь!», донесшееся из глубины кустов, куда советчик отлучился на минуту. Чем нелепее и бесполезнее советы — тем лучше результат и для советчика, и для группы!

В первую очередь тренинг нужен тем, кто любит давать никому не нужные советы. Проблема в том, что такой человек сам часто не замечает, что он делает, не замечает свои советы — и не видит, насколько они никому не нужны. Начав делать это осознанно и интенсивно, человек начинает свои советы видеть, после чего обретает возможность отнестись к ним более осознанно.

Актуально для тех, кто страдает от гиперопеки родителей и тех, кто замучен собственной тревожной ответственностью за все происходящее. Особенно за этот тренинг благодарят студенты младших курсов и учителя.

Другая цель тренинга — не сердиться на идиотские советы и воспринимать их как заботу. А если не очень умную заботу — то этому моменту улыбаться.

9 вещей, которые не должен делать хороший психолог

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook

и ВКонтакте

Мы стали намного чаще говорить и слышать о психическом благополучии, чем это было еще несколько лет назад. И это хорошо, ведь без здоровых эмоций сложно получать удовольствие от жизни. Но повышенный интерес ко всему, что начинается на «психо», привел к наплыву дилетантов.

AdMe.ru узнал, какие 9 вещей не станет делать хороший психолог или другой специалист по душевному здоровью. Читайте и будьте здоровы!

1. Работать в обход своей компетенции

Врачеванием эмоций занимаются психологи, психотерапевты и психиатры. Компетенции у этих специалистов следующие:

  • Психолог. Это не врач. Чаще слышит от пациентов: «Я некрасивая», «Мой ребенок меня не слушается», «Меня никто не любит».
  • Психотерапевт. Может быть врачом, а может и не быть им (ниже объясним, почему так). Чаще слышит от пациентов: «Я боюсь микробов», «Меня так и тянет что-нибудь украсть», «Со мной часто случаются приступы паники».
  • Психиатр. Это врач. Чаще слышит от пациентов: «Я слышу голоса», «Я хочу красиво спрыгнуть с 9-го этажа», «Я бог, на колени, раб!».

Хороший психолог не возьмется помогать пациенту с фобией, как и хороший психиатр не станет лечить неуверенность в себе, потому что эти вопросы выходят за рамки профессиональной компетенции. А вот дилетанты берутся лечить все и всех, нередко обещая быстрый и качественный результат.

2. Скрывать образование

Многие так себе специалисты прикрывают отсутствие нужного образования разными дипломами, часто получая их на ускоренных онлайн-курсах. Но никакая бумажка не отменяет того, что у психолога должно быть высшее психологическое образование, у психиатра — высшее в сфере психиатрии. С психотерапевтами сложнее. Право заниматься психотерапией дает:

  • Базовое образование (медицинское или психологическое). На него может быть потрачено как 8-10 лет в мединституте, так и в 2 раза меньше времени в каком-нибудь вузе, где преподают психологию.
  • Переподготовка. Пройти можно как за 2 дня, получив сертификат арт-терапевта например, так и за 5 лет, став обладателем диплома психоаналитика (психотерапевта, который занимается психоанализом).

[2]

Очевидно, что вне зависимости от того, к какому специалисту вы обратились за помощью, следует детально расспросить его об образовании. Профессионал без запинок, смущения или нервозности ответит на все ваши вопросы.

3. Нарушать временные рамки сеанса

Профессионал не станет завершать сеанс ни раньше, ни позже оговоренного времени. Во-первых, это элементарная вежливость, ведь у вас могут быть планы. Во-вторых, соблюдение временных рамок создает ощущение стабильности у пациента и помогает ему следовать составленному плану терапии.

Психолог; Советчик; Психологическая помощь

Жизнь — вещь непредсказуемая и не всегда понятно как поступить в той или иной ситуации. Боль, отчаяние, апатия и не желание двигаться дальше. Я прошел через все это и могу помочь пройти и вам. Излить душу и выговориться — это тоже ко мне. Полная конфиденциальность гарантированна. Советую только здесь id324328160 . Если вы получите исчерпывающий совет, то поблагодарить можно лишь скромным пожертвованием сюда R 469 827 337 756 . Никаких предоплат и тарифов. Все строго по желанию.

Psy Puzzle

Сайт психолога Юлии Смагиной

Кто такой психолог? Инструктор? Преподаватель?

Психолог-инструктор, преподаватель. Мне эта ипостась психолога вполне себе импонирует. Главное, не зависнуть только в этой роли. Что может дать вам психолог как преподаватель и учитель? Грамотное, профессиональное информирование по отдельным психологическим вопросам. К примеру, если это особый ребенок или поставлен диагноз психического расстройства и родители или родственники растеряны и не знают куда обращаться. Тут, конечно, психолог как компетентный человек может дать советы-рекомендации и возможные варианты готовых решений – полезных специалистов, органов социальной помощи, соответствующих заведений, наилучших стратегий поведения. Тоже самое по особенностям возрастных кризисов или выбору профессии. Психолог сообщает важную, новую информацию, которая помогает человеку лучше понять себя, других людей и действовать более эффективно и/или в корне меняет восприятие ситуации.

Но даже в таком случае, психолог предложит варианты решения ситуации и опишет пути развития событий, выскажет свою точку зрения, а окончательное решение будет за вами.

Еще психолог может научить определённым моделям поведения и навыкам, например – грамотному и эффективному общению, умению выступать перед аудиторией, знакомиться, производить хорошее впечатление и подчеркивать свои сильные стороны. Это все тоже может психолог дать как учитель,а вы можете об этом попросить.

Читайте так же:  Длительное ожидание беременности

Это была пятая часть из общего цикла статей «Кто такой психолог?»

Позиции психолога в консультативном процессе. Распределение ответственности в консультировании.

Существуют две основные позиции консультанта (Столин В.В.): пассивная и активная.

Активная позиция консультанта означает его взаимодействие с клиентом, оказание влияния на клиента в виде убеждения, применяемых техник и методик.

Пассивная позиция психолога консультанта представляет собой способ активного слушания по К.Роджерсу. Активное слушание не подразумевает советов, интерпретации, указание действий. При активном слушании 2/3 времени консультации говорит клиент. В тоже время психолог не просто слушает, а активно включен в ситуацию клиента, в его переживания, в его цели, в его мировоззрение. Задача психолога помочь клиенту осознать и прочувствовать свою проблему самостоятельно, углубляясь в свой мир все дальше и дальше.

Абрамова Г. Говорит о позиции сверху, снизу, на равных.

На консультации психолог может занимать ограниченное число позиций. Реализация таких позиций, например, как судья или защитник, запрещена.

Какие позиции приемлемы для психолога в процессе консультации?

Психолог — нейтральный советчик. В этом случае психолог выслушивает клиента, задает дополнительные вопросы и в конце беседы, основываясь на профессиональных знаниях, опыте интуиции, высказывает совет или рекомендацию. Клиент, в свою очередь, может последовать совету, данному психологом, но может и проигнорировать его. Последнее чаще всего происходит по многим причинам. Например, психолог предложил нереальный или непрактичный совет, клиент не готов к выполнению совета, либо клиент вообще не ожидал конкретного совета от психолога, а просто пришел «поговорить по душам».

Психолог-программист. После рассказа клиента психолог разрабатывает программу возможных способов воздействия на самого клиента или его проблемную ситуацию с целью изменения его отношений или регулирования ситуации в целом. Программа, разработанная психологом, состоит из ответов на вопросы: «Что «Когда «Как делать?» Например, на консультацию обратился старшеклассник, обеспокоенный тем, что у него возникают определенные состояния, когда он не владеет собой и может проявить немотивированную агрессию («быстро завестись»). После детального разбора ситуаций, в которых юноша теряет контроль над собой, психолог составил программу психотехнических упражнений и режима жизни, а также предложил юноше заниматься аутотренингом под наблюдением психолога.

Психолог-слушатель. Иногда на консультацию приходят «просто поговорить с хорошим и умным человеком». По существу, разговор клиента с психологом, настроенным открыто и гуманно к своему собеседнику, — психологическая и коммуникативная ценность для клиента и имеет для него несомненную пользу. В результате душевного человеческого разговора, скорее не клиента и психолога, а двух понимающих друг друга людей, обратившийся на консультацию получает облегчение, удовлетворение и, успокоившись, самостоятельно находит решение своей проблемы.

Психолог -«зеркало». Известно, что человек, находясь в проблемной ситуации, относится к себе и людям, с которыми он взаимодействует, довольно субъективно и пристрастно. Он может «накручивать», искажать или усиливать напряженность ситуации; испытывать сверхтревожность и страхи, опасаясь, что произойдет «что-то ужасное»; обвинять кого-то из близких во всех грехах, снимая с себя ответственность за происходящие события; ощущать самого себя в тупике и чувствовать свое бессилие «хоть что-то понять в том, что происходит». В этом случае клиент нуждается в том, чтобы другой человек, отстраненный и не включенный в его проблемную ситуацию, объяснил, что происходит, нарисовал объективное отображение событий, помог понять его роль в этих событиях, а также позиции людей, связанных с ним и влияющих на него. Психолог должен быть готов к тому, чтобы выстроить объективную модель ситуации клиента, показать его собственную роль в происходящих событиях. Если клиент принимает модель ситуации, составленную психологом, он обретает чувство понимания («Теперь я что происходит. Раньше я страдала и никак не могла понять, что же случилось»). Вместе с пониманием к клиенту приходят успокоение и способность к принятию решения и действию.

Какую позицию выбрать на консультации?

Выбор позиции в основном зависит от трех факторов: характера клиента и его проблемы, а также личностных и профессиональных возможностей психолога. Если к психологу пришел умный, интеллигентный и образованный человек, серьезно озадаченный возникшими у него проблемами и готовый приложить собственные усилия к их разрешению, психолог может выбрать позицию либо нейтрального советчика, либо программиста.

Ели к психологу обратилась эмоциональная женщина, мать одного из учащихся, остро переживающая свою проблему, искренне желающая «все изменить к лучшему» – реализуются позиции «зеркала» и программиста.

У психолога на консультации женщина, которая многие годы терпит унижения и агрессию со стороны мужа, понимает свое отчаянное положение, но подавлена и пассивна («Надо все изменить, но я ничего не могу сделать»). В этой ситуации психолог может занять позицию «катализатора».

Возможные уровни адекватности запроса связаны с распределением ответственности в работе с проблемой и ее решением между психологом и клиентом.

Клиент убежден, что психолог все знает, может совершить чудо и решить имеющиеся проблемы.

Клиент считает, что решать проблемы он будет сам, а консультант должен предложить много способов решения, из которых можно сделать выбор.

Клиент готов работать над своей проблемой и воспринимает консультанта как заинтересованного слушателя, проводника в процессе решения проблемы, изменения взгляда на нее.

Нередко на консультации клиент ведет себя по отношению к психологу, как больной к врачу. Он как специалист должен знать лучше, чем я. Но различий между психологом и врачом гораздо больше, чем сходства. Медик работает с физическим телом, то есть на уровне «видимого». Он обследует клиента, проводит анализы, ставит диагноз и выписывает лекарства для лечения. Отношения врача — это отношения «верхней позиции», так как предполагается, что он про тело знает го­раздо больше, чем больной. Поэтому для успешного лечения клиент должен, прежде всего, доверять врачу больше, чем себе. Основную ответственность за результат лечения несет врач, «он лечит».

Психолог же имеет дело с психическим телом, которое по своей природе невидимо. Он не лечит, не ставит диагноз и не прописывает таблеток для избавления от страданий. Вместо этого он помогает человеку разобраться в себе. Поэтому отношения с клиентом у психолога строятся по другому принципу: только сам человек точно знает, что происходит «внутри» его субъективной реальности. Психолог может лишь догадываться. Работа психолога заключается как раз в том, чтобы человек научился доверять себе по поводу себя.

С процессом консультации можно привести следующую аналогию. Например, происходит спасение человека, заваленного в шахте. Спасатель находится наверху и, конечно, может лишь предполагать, что творится там, под землей. При этом есть радиосвязь и он может переговариваться с потерпевшим. «Что ты видишь?» — спрашивает спасатель. «Я вижу две кнопки разного цвета», — отвечает человек. «Какого цвета?» — «Красную и черную». — «Нажми на красную кнопку», — говорит спасатель. «Нажал. Заработал какой-то мотор». — «Теперь нажми на черную». — «Дверь открылась». — «Выходи. Что видишь теперь?» и т.д. Воссоздавая на основе описания человеком заваленного пространства, спасатель может подсказать правильное решение.

Читайте так же:  Как справиться с собственной ревностью к другим женщинам

На этом примере можно увидеть, в чем разница ответственности психолога и клиента. Ответственность психолога заключается в создании психологических конструкций с учетом всей, пусть даже противоречивой информации от клиента. Ответственность клиента в том, чтобы снабдить психолога точной информацией. Если клиент будет что-то утаивать, то психолог может создать ошибочную интерпретацию, которая может быть не только бесполезной, но и вредной.

Но ситуация обычно усложняется тем, что до психолога были еще другие, которые пробовали себя в роли спасателя, не имея на то квалификации. От их «помощи» человека еще глубже завалило. Поэтому человек перестал доверять, боится, чтобы не было хуже. Прежде чем довериться, он начинает устраивать разные проверки на предмет выяснения надежности спасателя. Он не видит, какой из себя спасатель, и путает его с прежними. И если случайно или необдуманно психолог—спасатель повторит их ошибки, то доверие может исчезнуть окончательно.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Полезные советы психолога на каждый день

Внутренний мир скрывает в себе чувство, эмоции и разного рода размышления. Каждый человек индивидуален и по-разному реагирует на жизненные ситуации. Зачастую для решения каких-либо проблем люди нуждаются в советах профессионального психолога. Они способны направить мысли в нужную сторону, что поможет быстро ориентироваться в возникших обстоятельствах. Психология и ее практические советы существуют уже давно и применялись не один раз, поэтому их действенность доказана.

Советы психологов на каждый день

Большинство людей не знают, как исправить свою жизнь в лучшую сторону. Их угнетает любая ситуация, из-за которой, отчаявшись, многие впадают в депрессию. Полезная психология заключает в себе несколько рекомендаций, которые обязательно нужно соблюдать, чтобы не допустить депрессивных состояний.

  1. Самое главное в жизни человека — это сон, только он поможет выглядеть здоровым, жизнерадостным и резво оценивать любые ситуации. Поэтому высыпаться нужно всегда, откладывая дела, которые можно сделать чуть позже.
  2. Не задерживайте в себе обиды и негатив. Все в жизни можно пережить, не нужно надолго оставаться на черной полосе, лучше всего быстро ее перешагивать.
  3. Однообразная жизненная ситуация (работа-дом) способна быстро приводить к усталости и депрессии. Разнообразьте свою жизнь: посещайте выставки, концерты, музеи и другие развлекательные мероприятия.
  4. Не нужно отдавать всего себя скучной и неинтересной работе, такими темпами можно обозлиться на весь мир и замкнуться в себе. Если работа не по душе, лучше ее покинуть и найти более стоящую и желанную.
  5. Любите себя, и весь мир полюбит вас!

Эта практическая психология на каждый день проверена, что говорит об ее эффективности.

Советы психологов, помогающие управлять стрессоустойчивостью

К сожалению, нет такого человека, который бы не страдал от стрессовых ситуаций. Многих они настолько глубоко задевают, что им сложно потом восстановиться для продолжения привычной жизни. Выполнять рекомендации несложно, главное, начать это делать, а результат не заставит себя ждать.

  1. При любых обстоятельствах необходимо слушать свое тело. Важно понять его желание и сделать так, чтобы в стрессовой ситуации оно не дало сбой.
  2. Пейте витамин Д, он поможет стойко перенести сложные моменты жизни.
  3. Не держите обиду на окружающих, прощайте всех, даже если это кажется сложным.
  4. Постоянно повышайте физическую выносливость. Занятия спортом хорошо помогают при возникновении стрессовых ситуаций.
  5. Занятия йогой также эффективно помогают противостоять стрессу. Научится правильной медитации, помогут видео-уроки.
  6. Проводите меньше времени за гаджетами.
  7. Слушайте спокойную музыку.

Такие психологические советы на каждый день следует не пропускать, ведь регулярность — путь к быстрому восстановлению.

Как научиться радоваться жизни: советы психолога

Не все способны радоваться происходящему вокруг, ведь этому часто мешают плохое состояние, чувство усталости, депрессия или обида. Зачастую в таких состояниях окружающий мир становится скучным, неинтересным и серым. Чтобы этого не происходило, нужно принять во внимание ряд психологических советов:

  • чаще улыбайтесь;
  • занимайтесь спортом;
  • обновляйте себя (стрижка, покраска, покупки);
  • мечтайте;
  • ищите позитив в мелочах, путешествуйте;
  • несите добро в окружение.

Эти несложные для выполнения советы психологов помогут сдвинуться с негативной точки и внести в жизнь радость и позитив.

Как стать общительным и интересным человеком?

Многие люди, находясь в компании, ведут себя скованно и не знают, как начать беседу. Всему веной внутренняя боязнь. Существует ряд советов по психологии, которые помогут вести себя более раскованно, и находить общие темы с собеседником.

  1. Меньше анализируйте свою речь, ведь на это нужно время, которое выступает заминкой в разговоре и из-за этого вас могут принять за необщительного человека.
  2. Не воспринимайте близко критику, некоторые моменты нужно просто опускать.
  3. В каждом разговоре выделяйте положительные моменты.
  4. Чаще вступайте разговоры первым.
  5. Чаще заводите новые знакомства.

Не нужно бояться общаться с людьми, ведь это порождает смысл дальнейших отношений.

Как относиться к жизни проще: 5 практических советов от психолога

Видео (кликните для воспроизведения).

Чтобы отношение к жизни стало проще, следует только изучить психологию и ее полезные советы, которые выстроили профессионалы.

  1. Не зацикливайтесь на принципе «работа-дом», это не принесет ничего хорошего. Если отдаваться работе полностью, из жизни пропадет радость, а депрессия и хроническая усталость придут.
  2. Возникающие мысли держать всегда под контролем. Не делать необдуманных поступков.
  3. Общайтесь с окружающими легко, без принуждения, если это невозможно, то это не ваш круг людей.
  4. Соблюдайте порядок в доме, ведь давно доказано, что он полностью отражается на порядке в личной жизни.
  5. Мечта должна быть правильной, к которой хочется стремиться и свернуть горы, чтобы она сбылась.

В случае возникновения сомнений, которые не решаются самостоятельно лучше всего обратиться за советом к психологу. Психолог-гипнолог Никита Валерьевич Батурин поможет решить любые возникшие проблемы. Он поможет разобраться и применить рекомендации по практической психологии на каждый день.

[3]

Источники


  1. Холмогорова, А. Б. Клиническая психология. В 4 томах. Том 1. Общая патопсихология / А.Б. Холмогорова. — М.: Академия, 2010. — 464 c.

  2. Немов, Р. С. Общая психология / Р.С. Немов. — М.: Владос, 2008. — 400 c.

  3. Волков, Б. С. Психология общения в детском возрасте / Б.С. Волков. — М.: Говорящая книга, 2016. — 418 c.
  4. Старшенбаум, Г. В. Как стать семейным психологом / Г.В. Старшенбаум. — М.: Психотерапия, 2013. — 480 c.
Психолог — советчик
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here