Психологическая инициация из мальчика в мужчину

Сегодня обсуждаем тему: психологическая инициация из мальчика в мужчину с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Мальчик становится мужчиной. Проблемы психологической инициации

Современное общество столкнулось с проблемой мужской идентичности. Все больше и больше мужчин теряют свою мужественность. Особенно эта проблема актуальна для больших городов. Традиционная семья для многих уже не актуальна. Большое количество семей не могут похвастаться качественным отцовством. Отсутствие отца или его бездействие приводит к тому, что дети обесценивают мужскую роль в семье и обществе.

Для того чтобы мальчик умел правильно представлять себя и свою роль в обществе, ему нужны оба родителя. Ребенка, в воспитании которого не участвует отец, можно сравнить с птицей, у которой сломано крыло. А с одним крылом полноценно существовать птица не может.

В прошлом люди использовали обряд инициации мальчика в мужчину. Это было определенное испытание, придуманное обществом. Мальчик должен был выполнить задания, после чего старейшина или глава общины провозглашал его мужчиной, со всеми вытекающими обязанностями и правами. После принятия нового статуса, поведение новоиспеченного мужчины менялось в соответствии с правилами общества, в котором он жил.

В современном мире инициация происходит от отца к сыну, без прохождения специальных испытаний. Это длительный процесс, во время которого папа принимает активное участие в воспитании сына, его развитии и обучении. Постепенно отец передает сыну свой ценный опыт взаимодействия с обществом и противоположным полом.

Проблема состоит в том, в нашем обществе такая инициация происходит в немногих семьях. Все чаще мальчики пытаются стать мужчинами с помощью псевдоинициаций (служба в армии, участие в преступных бандах, тюремная система.

Многие родители ждут пока сына заберут в армию, они надеяться, что строгое армейское воспитание сделает из него мужчину. Такой подход позволяет отцу и матери снять с себя ответственность и переложить ее на государство. Однако армия нуждается в уже повзрослевших молодых людях, из которых не нужно лепить мужчин. Задачи армии совершенно другие. Воспитание и взросление мальчика должно происходить в его семье при активном участии родителей, учителей и родственников.

Приведем в пример восемнадцатилетнего парня, которого родители считают бездарным и бесхарактерным человеком. Они почему-то решили, что именно армия способна слепить из него бравого мужчину. В этой семье не было передачи жизненного опыта от отца к сыну. Родители только и дело, что обвиняли сына в отсутствии талантов и способностей, неумении принимать решения и быть самостоятельным. Проблема заключается в том, что родители не принимали достаточного участия в становлении его личности, не научили его быть уверенным в себе и мужественным. И армия тут никак не поможет. Возможно даже усугубит ситуацию, ведь в армейском коллективе он может стать жертвой издевательств и насмешек, что приведет к еще большему снижению самооценки.

У мальчика, который не прошел инициацию в мужчину в своей семье, шансы стать зрелой и успешной личностью невелики. Обычно такие мужчины в будущем имеют проблемы с противоположным полом, их представления о своей мужской роли размыты. Поэтому так важно, чтобы отец активно занимался развитием сына, ведь от его действий зависит будущее ребенка.

Сепарация от родительской семьи не всегда проходит успешно. Случается так, что.

«Этот человек совершенно не такой, как мне казалось. Я точно не смогу быть с ним вместе».

Человек может искренне хотеть завязать отношения, но любые попытки сделать это.

[3]

Согласно статистике, 2/3 людей выбирают профессию, ориентируясь на заработную плату. При этом половина.

Что мы называем отношениями? Каждый человек вкладывает свой смысл в это понятие. Для кого-то.

Нередко, когда образуется новая пара, у одного из партнеров уже есть ребенок. В этой.

Большинство парней хотели бы почаще удивлять своих любимых девушек. Хороший способ сделать небольшой.

В определенное время у каждой женщины появляется желание стать мамой. Но это желание не всегда.

Часто женщины жалуются, что их избранники безынициативные, безответственные, эгоистичные.

Поиск жизненного предназначения во все времена был актуальной темой для всех мыслящих людей. Многие люди задают.

Когда приходит время выбирать свою будущую профессию, подросток может столкнуться.

Кому-то дано, кому-то нет: любить и быть любимым. От чего это зависит? От способностей? От характера? Или.

Для современного человека желание быть богатым закономерно. Популярность темы.

Под влиянием эмоций многие люди не могут объективно оценить свои отношения.

Стать объектом насмешек в коллективе сверстников может любой ребенок. Но не.

Родовые программы бывают разные. И процесс их формирования тоже немного отличается. Давайте разберем.

Скрытый смысл

Анализ фильмов

Бойцовский клуб. Стать мужчиной без отца. Психологический разбор фильма. Скрытый смысл

Когда Джеку было 6 лет, его отец ушел из семьи, женился на другой женщине и завел детей, причем повторял это каждые шесть лет.

Как любой мальчик, Джек нуждался в отце как авторитете, который бы мог научить его, тому, что значит быть мужчиной, к чему нужно стремиться в жизни и как этого добиваться.

Вопрос «что дальше, пап?», который он с периодичностью в несколько лет задавал своему отцу по телефону, означает: как мне найти себя, кем мне быть? Но очевидно, что отец Джека и сам не знал ответа, как впрочем и все мужчины современной культуры, поэтому поделиться он мог только теми шаблонами, которыми его снабдил социум: учись, работай, женись. Глядишь, может что-то из этого тебя засосет так, что ты забудешь про свои вопросы.

Очевидно, что в таких условиях воспитания мальчик не может стать мужчиной и даже в 30 лет остаётся половозрелым ребенком. Из-за невозможности обрести мужскую самоидентичность, у него возникают и проблемы с женщинами.

Джека воспитывала мать, а мать не может научить сына быть мужчиной. Став подростком, Джек психологически не отделился от матери, и продолжает жить, используя детскую модель поведения. То есть стремится пребывать в комфортном состоянии под защитой родителей, только уже не реальных, а символических.

Его символический отец – это босс, фирма, в которой он работает — это кормящая его символическая мать, а квартира – это материнское лоно. Он занимается тем, что по-женски обустраивает свое жилье, заглушая тем самым внутреннее беспокойство, зародившееся от невозможности развиваться, ведя такой образ жизни.

Джек одинок, а комфорт не может удовлетворить потребности человека в общении и близости.

Его внутреннее беспокойство накапливает свою энергию и начинает проявляется в виде бессонницы и суицидальных фантазий.

А какое решение приходит в голову человеку, когда его что-то беспокоит? Что-нибудь принять. Вот и Джек хочет что-нибудь выпить, чтобы заглушить симптомы своей проблемы. К счастью, врач не стал потакать этому инфантильному стремлению снять беспокойство через оральное удовлетворение.

Джек находит облегчение в группах психологической поддержки. Грудь Большого Боба становится для него еще одним суррогатом матери. Она живая, к ней можно прильнуть и поплакать, вернувшись в младенческое состояние. Кроме того, в группе Джек нашел искреннее внимание к своей персоне, что удовлетворило его потребность в принятии со стороны других людей.

Когда думают, что ты умрешь, тебя слушают.

Таким образом, Джек нашел способ облегчить симптомы своей внутренней проблемы, регрессируя в младенческое состояние. Он ощущал себя под защитой символической матери и получал необходимый телесный контакт с другими людьми. Но сама проблема оставалась неосознанной и непроработанной.

Читайте так же:  Аутичные дети и дети с зпр занятия по модификации поведения с элементами пескотерапии

Эту проблему отражает мотив кастрации, который проходит через весь фильм.

И если сначала он символизирует неспособность стать мужчиной, то в конце, когда главный герой начинает угрожать кастрацией другим мужчинам, а потом и сам рискует вновь потерять свое достоинство, этот мотив указывает на жуткий страх Джека оказаться несостоятельным.

Достигнутую Джеком младенческую идиллию с легкостью разрушила появившаяся Марла. Ее образ как-то зацепил Джека, и он становится буквально одержим ей, но не признаёт в себе любовное влечение.

Джек видит Марлу в пещере, это значит, что она заняла самую сердцевину его личности. Вероятно потому, что он спроецировал на нее образ собственной матери, чему в дальнейшем мы находим подтверждение.

Марла представляет собой типаж «роковой, или, как говорят психоаналитики, кастрирующей женщины. 00:58:43;26

Вероятно, мать Джека обладала похожим характером и занимала доминирующее положение в отношении ребенка, поэтому Джек, не имея перед глазами образца мужского поведения, вырастает человеком податливым и подсознательно ощущает свою ущербность.

Всякий раз на протяжении фильма появление Марлы означает для Джека лишение чего-то важного. Она словно преследует его, отбирая то, что он с таким трудом находит.

Лишившись покоя из-за Марлы, наш герой снова впадает в бессонницу, что вызывает появление Тайлера.

Тайлер берет на себя важную функцию: совершает ритуал инициации Джека, т.е. символический переход от мальчика к мужчине.

Что такое ритуал? Это какое-либо внешнее действие, удостоверяющее факт внутреннего, психического события. Ритуал мужской инициации, существовавший в древних культурах, приобщал юношу к мужской стихии, к царству духа, к тем ценностям, которые лежат вне плоскости природного и естественного, т.е. женского.

Но, к сожалению, наша культура утратила связь с патриархальными ценностями и соответствующие им ритуалы, вследствие чего, по утверждению психологов,

«В нашей культуре лишь очень немногим людям удаётся осуществить психологическое отделение от родительской семьи и стать взрослыми». Д.Холлис. Под тенью Сатурна.

Поэтому большинство современных мужчин испытывают кризис мужской идентичности.

Мальчик, становясь мужчиной, должен оторваться от материнской стихии, поэтому Тайлер взрывает дом Джека, насильно выводя его из-под власти символической матери, которую олицетворяют бытовой комфорт, защищенность, сытость, обеспеченность и отсутствие необходимости что-либо менять.

Разборка с отцом

Задача главного героя – стать мужчиной без помощи отца. И выполняя эту задачу он идет от своей обиды и боли, связанных с отсутствием отцовской фигуры.

«С кем бы ты хотел подраться? – С отцом»

Обида главного героя на своего личного отца, проецируется им на «отца вообще», на отца надындивидуального, под которым он понимает Бога.

Все претензии, которые Тайлер предъявляет Богу, на самом деле относятся к его отцу. И это показывает нам глубину его душевной травмы. 01:03:13;09

«Если отец меня бросил, обойдусь без него» — вот его жизненный пафос.

До сих пор Джек вытеснял боль от раны, нанесенной отцом, но теперь Тайлер заставляет его перепрожить ее и осознать.

«Только потеряв всё мы обретаем свободу».

Эта фраза произносится в контексте осознания отцовской травмы. Поэтому «потерять всё» означает отказаться от надежды на любовь отца и стать мужчиной без его помощи.

Логическим продолжением этого является желание уничтожить цивилизацию, то есть отомстить вообще всем отцам, которые ее строили. Подобно тому, как ребенок, которому не хватает любви, начинает безобразничать, чтобы привлечь к себе внимание родителей, Тайлер хочет плохим поведением обратить на себя внимание Бога, т.е. Большого Родителя.

Кроме того, желание уничтожить весь мир указывает на неизжитую инфантильную агрессию. Злоба, направленная на весь мир, а не на конкретного субъекта, говорит о том, что у человека осталась неизлеченной младенческая травма, связанная скорее всего с тем, что он ощущал себя брошенным.

Ребенок до определенного возраста не отличает внутреннее от внешнего и его собственные состояния проецируются на внешний мир. Поэтому переживание «мне плохо» равнозначно переживанию «всё плохо» или «мир плохой». И такие переживания могут сохраниться до зрелого возраста.

Тайлер-отец

Поначалу, на этапе создания бойцовского клуба, Тайлер с Джеком были друг для друга партнерами (супружеская пара). С помощью Тайлера главный герой вроде бы нашел, что хотел и ему кроме Тайлера уже никто не нужен. Он даже проигнорировал манипуляции Марлы, разыгравшей суицид. Но вдруг оказалось, что Марла понадобилась Тайлеру. А значит, она для чего-то нужна была и самому Джеку.

Чтобы разыграть сценарий из детства и вновь почувствовать себя брошенным.

По фильму можно подумать, что Джек ревнует к Марле, но на самом деле, ему нужно внимание Тайлера.

Джек воссоздал ситуацию, в которой Тайлер начинает играть роль отца, а Марла, соответственно, роль матери; и теперь становится понятно, почему Марла с самого начала так зацепила Джека.

«Помимо того времени, когда они трахались, Тайлер и Марла не общались. Мои родители вели себя таким же образом.» 00:57:51;22

Герой Нортона эмоционально регрессирует к шестилетнему возрасту.

«Мне снова 6 лет. Родители через меня передают сообщения друг другу» 00:59:19;16

Джек перепроживает отношения со своими родителями, и в характере этих отношений несложно узнать негативный эдипов комплекс, когда ребенок испытывает любовь к родителю одного с ним пола и враждебность по отношению к родителю противоположного пола.

Надо сказать, что мы очень часто в отношениях с партнерами воспроизводим сценарии наших детско-родительских отношений. На протяжении жизни мы можем из раза в раз воспроизводить один и тот же сценарий, и чтобы выйти из него, его нужно осознать, перепрожить в воображении и позволить себе поступить иначе, чем как мы решили поступить в детстве.

Таким образом, Джек перепроживает свой сценарий: мать отбирает у него отца, а затем отец бросает его. Уже второй раз Марла отбирает у Джека объект его любви. Сможет ли он выйти из этого сценария?

Проект Разгром

Итак, если сначала Тайлер был другом Джека, то теперь стал его символическим отцом. А, основывая проект Разгром, Тайлер становится и новым патриархом, Отцом с большой буквы, которому его «дети» — участники проекта — беспрекословно подчиняются.

«Все мы превращались в тех, кем Тайлер хотел нас видеть» 01:28:50;00
«Мы уповали на Тайлера» 01:31:05;02

Участники Разгрома привязываются к Тайлеру, жертвуют ради него всем. И это еще один индикатор страстного желания мужины быть нужным отцу. Пожертвовать всем ради причастности чему-то или кому-то более сильному.

«Почему слабый человек тянется к сильному?» 01:26:05;26

Чтобы приобщиться к его силе.

Читайте так же:  Женский вопрос

Но действительно ли главный герой и участники проекта Разгром становятся мужчинами? Несложно увидеть, что в проекте Разгром реализует себя подростковая субличность главного героя. Весь проект – это бунт против отцовской фигуры и утверждение себя на ее месте. Все акты вандализма, которые совершают члены проекта, типичны для подростков. Напакостить ради лулзов и радоваться, когда об этом скажут в новостях. Обратить на себя внимание Большого Родителя. Во всех этих действиях отсутствует мудрость, потому что главному герою неоткуда ее почрепнуть.

Уход Тайлера

Детский сценарий Джека разыгрывается дальше. Тайлер, в котором Джек увидел вновь обретенного отца, всё более отдаляется от него. Сначала его предательское сближение с Марлой, потом проект Разгром, в который он не посвятил Джека, всё это заставляет главного героя вновь переживать свою боль покинутого ребенка.

Его неистовое желание разрушить что-нибудь красивое – это злость на отца, который снова покидает его; теперь в лице Тайлера.

Джек еще не освободился от эмоциональной привязанности, и Тайлер принуждает его это сделать.

«Забыть о нас с тобой» 01:38:45;01
«Перестань за всё цепляться» 01:39:56;16

Саморазрушение Джека – это стремление освободиться от всякой эмоциональной привязанности, которые вызывают его душевные страдания. Желание с помощью внешней боли прекратить боль внутреннюю. (Автоавария)

В конце концов Тайлер уходит. Детский сценарий завершен.

«Отец бросил меня, Тайлер меня бросил». 01:44:01;02

Что делать дальше? А дальше Джек разыгрывает сценарий Тайлера.

Тайлер появился в жизни Джека, чтобы начать «духовную» войну против отца, который предпочитал общаться с матерью, а не с сыном. Затем Тайлер сам стал символическим отцом (и стал общаться с Марлой, забыв про Джека). Соответственно, теперь Джек должен начать свою войну против Тайлера, чтобы занять его место и жениться на Марле.

Переломной точкой для Джека становится гибель Боба. То есть, привязанность к живому человеку, которая сохранилась у Джека, которую он еще не убил в себе, помогает ему начать борьбу с Тайлером.

И здесь мы можем предположить, что если Джек повторяет уже сложившийся сценарий, то похожая переломная точка должна была существовать и перед появлением Тайлера. То есть, если гибель человека вызывала желание бороться с Тайлером, то возможно раньше чья-то гибель вызвала желание Джека бороться с воображаемым отцом, что и вызвало появление Тайлера.

Вполне возможно, что такой эпизод случился во время одной из командировок Джека.

Ну, а что было дальше, вам известно. Джек занимает место Тайлера. Можно надеяться, что он интегрировал лучшие качества своего альтер-эго и будет вести себя с Марлой не как ребенок с матерью, а как полноценный партнер.

История главного героя «Бойцовского клуба» — это попытка стать мужчиной без отца, попытка стать отцом в условиях потери преемственности с отцовской традицией.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Фильм показывает, насколько трудно может быть молодому человеку без отца; сколько страданий причиняет его отсутствие (неважно, фактическое или эмоциональное); к какому отчаянию могут привести попытки справиться с той пустотой в душе, которая остаётся на месте отцовской фигуры. И как саморазрушение и мазохизм становятся средством заглушить внутреннюю боль.

«Бойцовский клуб» — это изображение одного из множества путей, по которому приходится проходить мужчинам нашего времени, чтобы обрести свое мужество в условиях кризиса патриархального общества.

Образ мужчины, который получился в итоге, совмещает в себе не только брутальность и бесстрашие, не только равнодушие к боли и равнодушие к внешности, но и инфантильную агрессию на весь мир, подростковый максимализм, и умерщвление в себе любых привязанностей. Думаю, тут есть еще над чем поработать.

Мужская Инициация

Мужская Инициация. Многими тайнами и догадками поросло это выражение. Оно вызывает священный трепет, и трогать эту субстанцию почти нельзя. Но давайте все-таки попытаемся разобраться, что это. Проведем теоретическое расследование и дадим общее представление об этом явлении.

[1]

Образно-культовый смысл инициации

В различных культурах с древних времен существуют обряды мужской инициации. Они представлены по-разному, но у всех обрядов есть общая черта: мужчиной по умолчанию никто не рождается — этот статус нужно заслужить. В чем суть этого действа? Подросток, который прошел обряд инициации, считается совсем другим человеком, взрослым, готовым к ответственности за семью и племя. «Смерть ребенка — возрождение взрослого». По сути, это символическое преображение из ребенка во взрослого, перерождение или, скорее, развитие сущности от низшего ее состояния к более высшему.

Указания на прохождение мужской инициации имеются во многих сказках, легендах и мифах. И там мы видим, что мужская инициация обязательно предполагает ситуацию выживания. Молодой человек должен обязательно оказаться на грани жизни и смерти, и сделать все возможное, чтобы победила жизнь. На этапе инициации разыгрывается базовый конфликт мужественности, выраженный в архетипе Борьбы. Борьбы между Жизнью и Смертью. Тот, кто побеждает смерть, в каких бы формах она не являлась, культовый ли это обряд или сказочный образ, обретает мужественность.

Сюжеты, посвященные преодолению препятствий влюбленными героями, опыт достижения ими счастливых союзов является уникальным источником ресурсов и тем для обучения и исследования, ведущих к росту мужской и женской зрелости. Используя волшебные возможности нашего воображения, мы и в наши дни можем научиться у героев сказок и мифов возможностям, открывающим многие психологические смыслы древних образов.

Психологический смысл инициации

Мужская Инициация. Анализируя обряды инициации различных культур и племен можно провести параллель с внутренним становлением мужчины. Получается, что с психологической точки зрения для того, чтобы мужчина им стал нужно, чтобы он перестал быть психологическим Ребенком. Мужчина проходит свое становление два раза в жизни. Первый раз он проходит его в виде психологической сепарации от матери. Второй раз это принятие своей женщины, которое выражается в проработке архитипических страхов перед женской властью. Когда мужчина перестает защищаться от женщины, которая ему нравится, он избавляется от гнета навязанных страхов порабощения им женщиной. Он начинает признавать за женщиной возможность влияния на себя, тем самым открывая канал любви.

Мужская инициация – это проверка на «взрослость», на способность выживать и реалистичность представлений о мире. Это испытание мужской силы и обретение механизма ответственности за других. Древние знали о важности этого явления. Гуманизм нынешних дней не оставляет возможности проверить мужчину на жизнеспособность. Из этого вытекают последствия: женщины стали сильными, семьи распадаются, дети растут без должного примера. А ведь есть только один путь, дающий возможность мальчику вернуться в люди совсем другим человеком – взрослым мужчиной. И этот путь – мужская инициация.

Конечно, в наши дни она обрела совсем другую, более гуманную оболочку. Но и в этой, очень смягченной форме, часто она не происходит. Причин много. Главная причина – воспитание. Желание жить, не напрягаясь, не неся ответственности даже за себя, часто бывают последствием некоторых типов воспитания в родительской семье. Даже те, кто прошли первую стадию – сепарацию от матери – редко переходят ко второй. Вторая стадия предполагает взятие психологической ответственности за свою женщину. Такую ответственность берет только мужчина, разобравшийся с архитипическими страхами женской власти над ним. Это естественное желание познать женщину. Поняв, что твоя женщина ведет тебя дорогой любви, а не в пропасть, мужчина обретает истинную мужественность.

Читайте так же:  В чем виноват эдип

Подвиг Мужской Инициации

Инициация мужчины в полном своем объеме – это самый настоящий подвиг, который оценит любая достойная женщина. Для нормального семейного счастья и полноценного развития личности обоих представителей полов это необходимая часть жизни. Ведь помимо выживания и победы над смертью, инициация связана и с посвящением в мужские тайны. И такой мужчина всегда будет интересен и изобретателен. Он станет надежной опорой для женщины и семьи.

В наши дни люди, обладающие сокровищами гармоничной любви и семейного счастья – большая редкость. Мы внимательно всматриваемся в их образ – на первый взгляд это обычные люди. Почему же большинство из нас не может обрести то, что у них уже есть? Ответ на этот вопрос кроется в тайне мужской инициации. Ведь только от правильного прохождения этого психологического обряда зависит семейное счастье, так как Женщину, прошедшую свою женскую инициацию, сможет иметь рядом только Мужчина прошедший свою.

Инициация мужчины путь к счастливой жизни и уход от одиночества. Дорога к преображению и созиданию. В завершении нашего небольшого обзора можно выделить те плюсы, которые обретает пара, где мужчина прошел свою инициацию:

  • гармония отношений между мужчиной и женщиной;
  • одинокие люди навсегда обретают пару;
  • развитие карьеры и реализация творческих способностей;
  • рост обаяния и привлекательности женщины в любом возрасте.

Как стать мужчиной: 5 основных этапов развития психики

Жизнь каждого мужчины это героический путь, который он начинает маленьким мальчиком и может закончить зрелым мужчиной, осознающим свою целостность и ценность. На этом пути каждый мужчина должен пройти 5 основных этапов развития психики.

1 этап. Избавление от материнского комплекса

Думаю, что нет ни одного сына, который, становясь мужчиной, не порвал бы на какое-то время отношений с матерью. Оставшись с ней, сын никогда не избавится от материнского комплекса. Сыну необходимо прислушаться к своему собственному голосу и позволить ему быть громче голоса матери. Часто мать делает всё, чтобы удержать его. Например, внушает идею преданности себе, но если эта идея завладеет сыном полностью, всё закончится тем, что мужское начало серьёзно пострадает.

Будущий мужчина должен этого избежать и покинуть мать, даже если в какой-то момент такой поступок покажется предательством. Мать же должна перенести эту боль. Однако позже сын, может вернуться, чтобы установить с матерью отношения совершенно иного уровня. Но это произойдет лишь после того, как сын самостоятельно обретет независимость и научится устанавливать эмоциональные отношения с ровесниками .

Часто материнский комплекс усиленно поддерживается со стороны матери, которая не понимает, что значит быть просто женщиной, личностью, ибо никогда не ощущала себя таковой — только матерью. Для неё снятие роли означает психологическую смерть, поэтому она всеми силами цепляется за сына как за единственный смысл жизни. В такой ситуации для сына избавление от материнского комплекса становится основополагающей задачей, без решения которой невозможно его полноценное развитие как мужчины.

2 этап. Овладение своей агрессией

Это время превращения подростка в мужчину. Агрессия, сила инстинкта, огромная мужская энергия, просыпающаяся в душе мальчика должна укрепить его эго. В дальнейшем, эта энергия потребуется на всём пути становления, поэтому так важно научиться правильно ей пользоваться. Если мужчина не особенно рефлексивен, он будет расплёскивать эту энергию всю свою жизнь, проявляя подростковое стремление к конкуренции во всём, чем бы он ни занимался.

Другой вариант неверного обращения с агрессией — её подавление. Это часто происходит под влиянием материнских установок о недопустимости проявления мужчиной агрессии.

Чтобы мальчик превратился в мужчину, он должен уметь овладеть своей собственной агрессией. Он не может стать мужчиной, не понимая, что значит быть агрессивным, но это должна быть агрессия, управляемая в соответствии с его сознательной установкой. Если он окажется под властью собственной ярости и стремления к насилию, это может его разрушить. Поэтому каждый мальчик на своем пути к зрелому мужчине должен научиться владеть своей агрессией, стремлением к насилию и уметь интегрировать эту грозную маскулинную часть в целостную, осознающую себя личность.

Смелый взгляд на свою агрессивную часть, не затуманенный чужими установками, позволяет признать её негативную, потенциально деструктивную часть. Эго юноши оказывается перед необходимостью стать настолько сильным, чтобы совладать с собственной яростью и сознательно использовать содержащуюся в ней энергию для преодоления препятствий, стоящих на пути к достижению целей.

Первый бой, который должен выдержать мальчик — это внутренний бой с собственной тенью, в которой сосредоточена подавленная агрессия и потенциальная сила. В то же время очень немногим мальчикам удается одержать победу только во внутреннем поединке. Для укрепления мужского начала часто необходимо наличие и преодоление внешних препятствий, мобилизующих волю и утверждающих идентичность.

3 этап. Обретение собственного образа мужественности

Мужественность, которую в начале своего пути проявляет мальчик, переходит к нему от отца. Желая походить на мужчину, сын пытается поступать, как отец, но выходит жалкая имитация. На этом этапе происходит формирование собственного осознанного отношения к мужественности, которое отличается от отцовского. Только в таком случае мальчик сможет присвоить себе мужественность, которая будет постоянно ему сопутствовать и служить опорой всю жизнь. Для успешного прохождения этого этапа может потребоваться другой отец, к примеру, духовный или крёстный.

Суть этого этапа в получении благословения на собственную жизнь от отца, освобождение от влияния отца или брата. По мере взросления юноше следует уйти из семьи, вступив в борьбу за свою свободу с каждым членом собственной семьи или с кем-то другим, если этот кто-то заменяет в таком поединке отца или брата.

Если на работе у мужчины возникает внезапный конфликт, он часто свидетельствует о том, что еще существуют эмоционально напряженные отношения с отцом или братом, несмотря на то, что подростковый возраст остался далеко позади.

[3]

4 этап. Установления контакта с внутренней женщиной

Немногие мужчины достаточно осведомлены о внутренней женской компоненте своей души, ешё меньше — в контакте с ней. Юнг называл эту чувственную часть мужской души «анима». Стремление мужчины к внутреннему развитию помогает ему распознать свою аниму, но кроме этого, мужчине следует научиться не поддаваться настроению и эмоциональному состоянию и не потакать собственным прихотям.

Главный шаг на этом этапе — научиться вступать в контакт с анимой, видеть в ней внутреннюю женщину-компаньона, женщину-товарища, которая будет идти с мужчиной рука об руку и согревать жизнь. У мужчины только две возможности: или он отвергает свою феминность, и это отвержение оборачивается против него в виде приступов плохого настроения или недоступных ему соблазнов, или принимает её и устанавливает отношения с женским жизненным началом, и это наполняет его жизнь теплом и силой. Если мужчина находится в ладу со своей внутренней женщиной, у него нет проблем в общении с женщинами.

Читайте так же:  Превратности судьбы и руки бога

5 этап. Осознание собственного смысла жизни

Этап, на котором у мужчины уже есть необходимые ресурсы и силы для ответа на главный вопрос его жизни. Это момент осознания того, что мужчина уникален и одинок в своих поисках. Энергичный мужчина прекращает активную деятельность во внешнем мире и на время уходит в себя. Это время достижения зрелости мужской психики.

Мужчина готов принять своё одиночество, на которое его обрекает странствие в поисках ответа о смысле жизни. Он в силах оставить навязчивую убежденность в том, что этот смысл заключается только в его личном счастье.

При подготовке использована книга юнгианского аналитика Роберта Алекса Джонсона «Он: глубинные аспекты мужской психологии» (Robert A. Johnson ‘He: Understanding Masculine Psychology’). опубликовано econet.ru

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Сексуальная инициация мужчины

В этой ста­тье я хо­чу рас­ска­зать о тре­тьей, по­след­ней ини­ци­а­ции муж­чи­ны: сек­су­аль­ной ини­ци­а­ции жен­щи­ной-лю­бов­ни­цей. К со­жа­ле­нию, да­же на­ли­чие сек­су­аль­но­го опы­та не все­гда яв­ля­ет­ся по­ка­за­те­лем про­хож­де­ния этой ини­ци­а­ции.

Дан­ную ини­ци­а­цию слож­нее ре­а­ли­зо­вать в те­ра­пев­ти­че­ском про­цес­се с ор­га­ни­за­ци­он­ной точ­ки зре­ния, чем преды­ду­щие две ини­ци­а­ции: ма­те­рин­скую и от­цов­скую.

Для дан­ной ини­ци­а­ции вам необ­хо­ди­мо най­ти жен­щи­ну, ко­то­рая го­то­ва про­яв­лять к вам сек­су­аль­ное же­ла­ние, то есть жен­щи­ну, ко­то­рая бу­дет хо­теть вас сек­су­аль­но здесь и сей­час: на­при­мер, это мо­жет быть ва­ша лю­би­мая или спе­ци­а­лист­ка по сек­су­аль­но­му здо­ро­вью, ко­то­рая уме­ет ини­ци­и­ро­вать свое сек­су­аль­ное же­ла­ние к кли­ен­ту без сек­са с ним. В слу­чае ра­бо­ты со спе­ци­а­лист­кой, есть кри­ти­че­ски важ­ный ню­анс: спе­ци­а­лист­ка в ре­зуль­та­те прак­ти­ки ак­ти­ви­зи­ру­ет свое сек­су­аль­ное же­ла­ние, а не сек­су­аль­ное же­ла­ние кли­ен­та! Боль­шин­ство эро­ти­че­ских мас­са­жи­сток и дру­гих по­хо­жих спе­ци­а­ли­сток не под­хо­дят, так как не уме­ют это­го де­лать: они ви­дят сво­ей за­да­чей сек­су­аль­ное удо­вле­тво­ре­ние кли­ен­та без ак­ти­ви­за­ции сво­е­го сек­су­аль­но­го же­ла­ния.

Так­же важ­но, чтобы и к жен­щине, ко­то­рую вы вы­бе­ри­те для прак­ти­ки у вас то­же был сек­су­аль­ный ин­те­рес и же­ла­ние.

По­сле то­го как вы на­шли парт­нер­шу, вы иде­те с ней в сле­ду­ю­щую прак­ти­ку сек­су­аль­ной ини­ци­а­ции. Мне бы хо­те­лось об­ра­тить вни­ма­ние, что ини­ци­а­ция — это внут­рен­ний про­цесс, то что про­ис­хо­дит во вне и то что я даю как прак­ти­ку — это лишь ри­ту­ал, ко­то­рый по­мо­га­ет ва­ше­му внут­рен­не­му про­цес­су.:

Кри­те­ри­ем то­го что ва­ша сек­су­аль­ная ини­ци­а­ция про­шла успеш­но бу­дет яв­лять­ся внут­рен­нее при­ня­тие то­го, что вас хо­тят как муж­чи­ну, что вы яв­ля­е­тесь сек­су­аль­но при­вле­ка­тель­ны муж­чи­на для этой кон­крет­но жен­щи­ны.

Эта прак­ти­ка даст ва­шей пси­хи­ке раз­ре­ше­ние на то, что и дру­гие жен­щи­ны то­же мо­гут вас хо­теть — и по­сле этой ини­ци­а­ции вы нач­не­те за­ме­чать про­яв­ле­ние сек­су­аль­но­го же­ла­ния к вам как к муж­чине, ко­то­рое, воз­мож­но, не за­ме­ча­ли ра­нее.

Автор: психолог Евгений Корчмарек

Понравилась статья? Расскажите друзьям:

Мужская инициация

Психолог Магомед Гаджиев рассказывает об этапах и ритуалах становления мужчины в современном обществе и проводит параллели с историей мужской инициации.

В современном обществе мы часто слышим, в наше время не осталось настоящих мужчин, что теперь мужчины не те, что были раньше. А что же все таки было раньше? Какие раньше были мужчины и как ими становились?

Причиной психологических проблем многих мужчин является то, что они «не выросли», в каких-то аспектах своей личности оставшись маленькими мальчиками. Речь здесь ни в коем случае не идёт о биологической составляющей взросления. Традиционно признаком взрослой жизни выступает начало сексуальной жизни, женитьба, рождение детей. Однако обладая вышеперечисленными признаками некоторые мужчины, реально не чувствуют себя таковыми. Для того чтобы взросление состоялось, необходимо чтобы осуществился переход от юноши — к мужчине. Этот переход происходит на нескольких уровнях. Приобретение психологической зрелости — процесс, который сопровождается дисбалансом в жизни и деятельности человека, неадекватностью в социальных проявлениях и резкими колебаниями нервно-психического и соматического состояния. Причина всего этого в том, что человек существо многоуровневое: не только естественное, природное, но и искусственное, культурное, «сделанное» обществом. Если биологическая зрелость наступает благодаря участию природы, то социально-психологическая зрелость не приходит сама, для этого общество заготавливает для человека определённые схемы. В традиционных обществах это были обряды инициаций.

В древних культурах для юношей всегда существовали обряды, направленные на своевременное преодоление притяжения материнского мира и формирование самосознания своего пола, осознания его социальных и духовных функций. Инициации имели форму ритуалов, создающих усл

овия для перехода из одного социального и/или духовного статуса в другой. Как известно, содержание инициаций взросления сводится к проживанию трех этапов: «изгнания» за пределы привычного окружения; испытаний, соответствующих задачам пола, которые следует пройти успешно, и – возвращению к прежнему окружению, но уже в новом социальном полоролевом статусе.

Поскольку любому здоровому человеческому сообществу важно направить мужскую агрессию в конструктивное русло — для защиты, управления и познания мира, одна из важнейших задач-испытаний для подрастающих мужчин — научиться управлять своей природной агрессией.

Настоящий ритуал – это действие, смысл которого заключается в том, чтобы направить человека в глубинное переживание, в результате которого произойдет внутренняя трансформация. Большой парадокс жизни заключается в том, что осознание и изменение обычно приходит через страдание, через столкновение с болью. Когда человек живет в тепле и комфорте, ему, в общем, нет необходимости что-то осознавать и куда-то меняться. Это особенно понятно психотерапевтам, потому что к ним люди приходят не от хорошей жизни, а именно из-за того, что в их жизни есть что-то, из-за чего они страдают.

Современное общество — это общество, разрушившее прежние ритуалы, и не создавшее ничего взамен. В лучшем случае в процессе нашей жизни мы имеем дело с какими-то поверхностными вещами – «ты идешь в школу, ты должен вести себя как большой», «тебе уже 14-16-18, ты должен думать о будущем», «тебе уже 25-30-40, тебе пора иметь квартиру, карьеру, семью, детей»… Как правило, все идет «мимо кассы», потому что не подкрепляется никакими внутренними переживаниями и личностными изменениями.

Сейчас практически не осталось никаких социальных институтов, способных вовлечь человека в глубинные переживания, вызывающие трансформацию. Армия – это, пожалуй, единственный институт, который еще поддерживает эту тему, но как-то очень уж криво-косо. Да и среди молодых людей и их родителей считается хорошим тоном «откосить» да «отмазать», потому как в армии дедовщина и вообще «УЖАС-УЖАС-УЖАС».

В результате имеем самовоспроизводящуюся систему «вечных мальчиков». Потому что – и это, пожалуй, самый большой мужской секрет – этот «УЖАС-УЖАС-УЖАС» необходимо пройти для того, чтобы превратиться из Мальчика в Мужчину.

Павел Зыгмантович: почему никому не нужна мужская инициация

“Что тут можно сказать? Перед нами прекрасная иллюстрация к поговорке “Слышал звон, да не знаю, где он,” – считает психолог Павел Зыгмантович.

Проще говоря, паблики ошибаются.

Немного истории

Начнём с самого важного. А именно: обряды инициации в чистом виде существуют только у охотников-собирателей.

Это в таких племенах есть полный цикл — специальные насмешки, увод родителем в лес, бросание там, плутание, нахождение особого селения, послушничество в этом селении, сопровождаемое голодом и побоями, пролезания через имитацию чудища, испытание огнём или полуутоплением, потеря старого имени и обретения имени нового и так далее.

Читайте так же:  Учимся беседовать

У земледельческих народов ничего такого нет. Там, где охотники-собиратели реально подтапливали своих мальчишек-подростков, земледельческие народы аккуратно обливали их водой или просто кунали пару раз.

Вместо огня — постриг. Вместо истязаний — ритуальная порка или обрезание.

Причём есть чёткая закономерность — чем выше был уровень развития народа, тем меньше оставалось от инициации, тем менее кровавой она становилась.

Зачем нужна инициация

Став членом союза, мальчик получал некоторые обязанности, а с ними — и некоторые права (например, мог жениться). Но главной задачей инициации не было введение мальчика в этот союза. Это было лишь некоторое следствие (о чём свидетельствует сей забавный факт — в некоторых племенах, которые уже застали учёные, инициации проходят и мужчины около сорока, у которых уже есть семьи и дети).

Главной задачей инициации было наделение мальчика магической силой — удачей в охоте.

Именно поэтому инициация строилась как путешествие в мир смерти — встреча с мёртвыми и благополучное возвращение оттуда означали, что мёртвые благоволят мальчику, его удача оплачена страданиями и кровью. Кстати, примерно десять процентов мальчиков инициацию не переживали — погибали по разным причинам.

С развитием цивилизации и переходом к земледелию индивидуальная удача стала менее важной, и инициация резко сдала позиции, всё больше превращаясь в формальность.

Современный мир

В современном мире инициация невозможна — для этого нет, прежде всего, системы. Если у древних славян мальчик после пострига обычно переводился из бабьего кута на общую территорию, то в современных квартирах это просто невозможно. Не говоря уже о смене имени — это просто непринято.

Или вот — в маленьких селеньях охотников-собирателей или земледельцев все знали, что вот это хлопец прошёл инициацию и теперь живёт в мужском доме (или вышел «с бабьего кута»). В современном городе это невозможно — по понятным причинам.

Сюда же относится социальное давление — у охотников-собирателей не пройти инициацию мальчик не мог. Это был позор, от которого нельзя было отмыться. Но уже у земледельцев отношение к инициации стало меняться — теперь многие на неё смотрели как на бессмысленное издевательство над детьми (что и вызвало радикальное снижение кровавости инициации).

И чем дальше развивалась цивилизация, тем меньше необходимости в инициации оставалось.

Выходит, инициация в современном мире просто невозможна. В первую очередь технически.

А во вторую очередь — просто не нужна.

В чём проблема?

Причина прозаична — разрушился традиционный образ мужественности (или, если угодно, маскулинности).

В сословном обществе для каждого сословия есть свой, более-менее чётко очерченный образ «настоящего мужчины». Крестьянин должен быть вот такой, священник такой, дворянин — такой. Всё понятно, всё более-менее целостно, противоречий особых нет.

Сейчас всё изменилось.

У нас сейчас много разных образов (если быть точным — норм мужской роли, см. работы Томпсона и Плека). Эти образы зачастую противоречивы и у современных мужчин возникают серьёзные трудности при попытке соответствовать всем нормам мужской роли, которые этим мужчинам известны.

Например, норма «Зарабатывай много денег» на раз входит в клинч с нормой «Будь хорошим отцом» — ведь карьера требует времени, и дети требуют времени. А в сутках всего двадцать четыре часа. Надо что-то выбирать.

В общем, мужчин рвёт на части и они пытаются найти какой-то правильный образ. А его найти невозможно — слишком противоречивые нормы мужской роли существуют сейчас в нашем обществе.

Где спасение?

На самом деле правильный образ сугубо индивидуален. Невозможно найти какой-то единый образ правильного мужчины. Нельзя сказать, что правильный мужчина обязательно любит футбол, а которые увлекаются флористикой — ботаны конченые. Человек гораздо многограннее, чем любая норма.

Короче, «быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей» (кстати, обратите внимание, что на этапе разрушения сословного общества, когда творил Пушкин, проблема противоречия норм мужской роли уже выпрямлялась в полный рост).

Более того. Уже давно среди учёных не употребляются термины вроде «мужские качества» и «женские качества». Сейчас принято говорить о навыках инструментальности и навыках экспрессивности.

Под инструментальными навыками понимаются навыки связанные с решением проблем (в широком смысле). А под навыками экспрессивности — забота о людях (опять же — в широком смысле).

Там, где одному нужно будет посидеть и подумать надо проблемой, второму будет удобнее взять шашку и броситься в бой, очертя голову. Ни тот, ни другой не становятся от этого более или менее мужчинами. Главное — они решают проблему.

Аналогично и про экспрессивность. Пусть один мужчина внимательно выслушивает и подливает чай, а второй бодро вскидывает голову и чеканит: «Я верю, ты справишься». Ни тот ни другой не становятся от своего поведения более или менее мужчинами. Главное — они проявляют заботу.

А если они не решают проблему и не заботятся о других людях, то перед нами проблема инфантильности, а не норм мужской роли. Другими словами, в таких случаях проблема не в том, что человек недостаточно мужчина. Проблема в том, что он — недостаточно взрослый.

Подведём итог

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Никакой мужской инициации в современном мире не существует, и существовать не может. Юноша становится мужчиной не посредством какой-либо процедуры, а в результате поступательного освоения взрослых обязанностей и сопутствующих им взрослых прав. Образ мужественности сейчас стал чрезвычайно индивидуальным, и те мужчины, которые это понимают, живут себе спокойно без особых проблем. Если же мужчина пытается увязать противоречивые нормы мужской роли, он неизбежно попадает в жернова ролевого конфликта, что чревато различными неприятными эффектами (вплоть до инфаркта). Формируйте свой образ мужественности — главное, чтобы он делал вашу жизнь лучше, а не хуже. Это единственный критерий, на который стоит ориентироваться.

Источники


  1. Зазыкин, В.Г. Психология в рекламе / В.Г. Зазыкин. — М.: ДатаСтром, 2016. — 989 c.

  2. Мастюкова, Е.М. Профилактика и коррекция нарушения психического развития детей при семейном алкоголизме: пособие для психологов / Е.М. Мастюкова. — М.: Книга по Требованию, 2011. — 120 c.

  3. С.В. Петрушин Любовь и другие человеческие отношения / С.В. Петрушин. — М.: Речь, 2006. — 144 c.
  4. Жизель, Аррюс-Ревиди Незрелые родители и взрослые дети / Аррюс-Ревиди Жизель. — М.: Питер, 2015. — 864 c.
Психологическая инициация из мальчика в мужчину
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here