Психотерапевтическая группа – две стороны одной медали

Сегодня обсуждаем тему: психотерапевтическая группа – две стороны одной медали с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Мастерские «Личное пространство»

Встречи наших мастерских посвящаются знакомству с фоном, на котором протекает наша жизнь, развиваются отношения с разными людьми. Личное пространство появляется у каждого из нас при рождении. Малыш начинает осознавать его тогда же, когда понимает, что есть он, и есть мама. Его начинают создавать наши родители, а продолжаем уже мы сами. Отношения с этим пространством так же важны для нас, как и отношения с собой. Это как две стороны одной медали.

Личное пространство — это и вещи, окружающие нас и замечаемые нами, и еда, любимая или не очень, личные и семейные привычки, способы отмечать свои границы в доме или на работе, отношения с хаосом и порядком, суетой и спокойствием. В личном пространстве существует множество точек опоры, которые так нужны нам во время кризиса.

Казалось бы, еда — такая простая и понятная вещь. Почти все мы готовим, У многих хранятся заветные бабушкины рецепты. Но часто ли Вам удается по-настоящему неторопливо, без спешки, встретиться и познакомиться с едой? Поговорить о вкусах и ритуалах, о власти, заботе и даже семейном климате. На эту встречу каждому участнику нужно принести: а) немного еды (50 — 100 г), которую можно брать руками, б)блюдце или тарелку, из которой приятно есть.

Обоняние — одно из древнейших чувств, а нервы, ведущие от рецепторов носа к обонятельному отделу мозга — самые короткие. Но много ли запахов мы обычно можем уловить и назвать, да и важно ли это? Будем экспериментировать с эфирными маслами, попробуем составить личный словарик запахов, поговорим об их смысле и ценности в нашей жизни, и даже о том, как нами манипулируют с их помощью.

Способность видеть мир цветным — дар, которым Природа наделила немногих животных. Человек оказался среди счастливцев. У большинства людей зрение является ведущим каналом восприятия. Цвету уделяют много времени дизайнеры и психологи, хорошо изучены общие закономерности его восприятия. Но кроме них существует еще и наша личная история отношений с красками, которая может очень сильно отличаться от общепринятой. Заглянем в нее.

Природа наделила каждого из нас своим набором биологических талантов. Наши предки знали прекрасный способ помочь человеку найти и развить эти дары. Но в силу современных традиций воспитания и ориентации на моду и политику мы не всегда о них знаем. Это незнание в лучшем случае может просто обеднять нашу жизнь, а в худшем играет и более злую шутку, мешая выбрать подходящий способ самореализации, найти дело по душе. Этот мастер-класс поможет начать знакомство со своими природными талантами и способностями, найти свою силу.

Готовятся встречи по темам:

Он может быть уютным или застывшим, суетливым или неторопливо-спокойным. Для кого-то в нем переплетается история многих поколений, а кто-то создает дом «с нуля» и своими руками. Поисследуем его символику и психологические функции.

Встреча о привязанности к вещам, обладании и дарении, модном и личном, немного — о деньгах и покупках, близком и чуждом.

Люди, звери, травы

Домашняя живность или растения раньше имели большой функциональный смысл. Кошки ловили мышей, собак охраняли дом, картошку и морковку можно есть. А сейчас, в городских квартирах — зачем их заводят, какое место они занимают в наших семьях? Что они дают нам, а мы можем дать им? Мифы, мода и реальность о домашней природе.

Время, ритмы, темпы

Сейчас принято пенять на быстрый темп жизни и бешеные ритмы времени, которые заставляют и требуют. А если отказаться от этих скоростей — какие темпы Вы выбрали бы тогда? Из чего складывается наше личное время, как мы его организуем и чувствуем, почему кто-то приходит всегда вовремя, а кто-то опаздывает. Наши ритмы, усталость и восстановление. Как их учитывать и что делать?

Встречи нашей мастерской способ поглубже познакомиться с окружающим пространством, поэкспериментировать с ним, научиться изменять по своему усмотрению, разделять собственное и привнесенное другими, ценное и излишнее, свое и навязанное.

Ведущий: Ксения Александровна Пахорукова, биолог, психолог, автор одного из направлений экотерапии. http://www.ecotherapy.ru/o-psixologe/

Мастерская открытая. Можно посетить отдельные встречи, темы которых наиболее интересны для Вас.

Встречи проходят по вторникам, длятся 2 часа, с 18.30 до 20.30, стоимость 1000 руб.

Наталья Diaz Гусенцова

Коучинг и Психотерапия — две стороны одной медали!

Май 13, 2015

Женская группа — запись открыта

«Группа – это нечто большее,

чем сумма составляющих ее частей»

Существует много определений групповой психотерапии.

С. Кратохвил (1978) считает, что групповая психотерапия – это метод, при котором с лечебной целью используется групповая динамика, т.е. отношения и взаимодействия членов группы как с психотерапевтом, так и между собой.

[1]

А. С. Слуцкий и В. Н. Цапкин (1985) определяют групповую психотерапию как метод лечебного воздействия на личность клиента через включение его в эмоционально интенсивное, психологически положительное взаимодействие со специально организованной управляемой микросредой.

Направленность нашей группы можно назвать «женщина в мире и мир в женщине».

Женщина счастлива настолько, насколько ей удалось познать себя. Каждой женщине дана эта способность. Если она считает, что кто-то другой должен создать для нее атмосферу счастья, сделать ее счастливой, то в ожидании счастья она может провести всю жизнь, так и не поняв, что все зависит только от нее самой. Лишь придя к осознанию того, что источник всех чувств, эмоций, ощущений в ней самой, и только она сама может влиять на них и изменять их, женщина сможет найти дорогу к истинному удовлетворению и наслаждению жизнью.

Наш курс направлен на достижение гармонии в душе женщины, осознания или воспитания чувства уверенности, удовлетворенности своим положением в различных сферах жизни и собой, понимание себя, свой ценности и неповторимости в своих глазах и глазах окружающих ее людей, позитивному взгляду на окружающий мир. В этом участницам тренинга помогут обсуждения интересных тем, жизненных ситуаций, обмен опытом, психологические игры и упражнения, релаксация.

Приглашаю вас принять участие в этих простых и сложных, комфортных и фрустрирующих, понятных и непредсказуемых встречах.

Они будут проходить раз в неделю.

Состав группы — 4 человека (+ ведущая).

Запись открыта – первая встреча в июле. Дату уточню позже.

[3]

Мы уважаем вашу конфиденциальность!

Приходите! Будет необычно!

С наилучшими пожеланиями — Наталья!

Человек должен быть интеллигентен!

— Многие думают: интеллигентный человек — это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков.

А между тем можно иметь все это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть все-таки внутренне интеллигентным человеком.

Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя — не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!).

Я знал на русском Севере крестьян, которые были по-настоящему интеллигентны. Они соблюдали удивительную чистоту в своих домах, умели ценить хорошие песни, умели рассказывать «бывальщину» (то есть то, что произошло с ними или другими), жили упорядоченным бытом, были гостеприимны и приветливы, с пониманием относились и к чужому горю, и к чужой радости.

Интеллигентность — это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям.

Читайте так же:  Символы в судьбе человека

Д.С. Лихачев, «Письма о добром и прекрасном».

Две стороны одной медали. Или про убеждения и веру в психотерапию с позиции клиента и психотерапевта.

Верю ли я в психотерапию? Каковы мои убеждения на этот счет? А, главное, есть ли взаимосвязь этих убеждений, веры с моей доходностью и успешностью как терапевта? Попробую ответить на эти вопросы из собственного клиентского и терапевтического опыта.

Первое, что приходит на ум, это убеждение, что если б не верила, то не пошла бы учиться на этого самого терапевта. Попробую усомниться в наличии этого убеждения у меня. Пробую. Меня никто не подталкивал, не очаровывал, не заставлял, я не пошла учиться от нечего делать . Получается, все, о чем бы я не думала, подтверждает лишь обратное. Я хотела учиться, я выбрала то, что пришлось по душе, я усердно училась, была активной, сертифицировалась без условий, пошла учиться дальше. Не знаю, для кого как, а для меня это аргументы.

Второе, о чем хочется порассуждать, это нужна ли мне самой терапия, потому как одно из условий подготовки психотерапевта — ее прохождение. То есть, понимаю ли я, что не могу работать с людьми, не осознавая своих границ и ограничений, проблем, терапевтической идентичности, позиции. Конечно, понимаю! И именно клиентский опыт вдохновил меня на этот долгий путь учебы! Я почувствовала вкус работы терапии будучи в позиции клиента, то есть, — на себе. Я разрешила, не без труда и боли, конечно, многие трудности, проблемы своей жизни. А как мне было страшно начинать работать самостоятельно, именно потому, что обозначились мои слепые зоны? В конце концов, именно изменения, которые стали возможны благодаря терапии, поддержке, которую я получала от терапевтов, супервизоров, группы помогли мне сделать радикальные шаги по изменению моей жизни в целом. Я говорю сейчас об увольнении из системы, которая не только сдерживала мою творческую натуру, но и оберегала, давала ощущение стабильности, защищенности. Я бы ни за что не нашла в себе смелости сделать этот шаг без веры, убежденности . И я его сделала и начала частную практику.

Третье и самое сложное, о чем мне нужно понять и хочу понять одновременно. Это вопрос моей стоимости, цены как психотерапевта, и стоимости того терапевта, которого я выбираю для личной терапии. Вот тут мои убеждения как-будто все исчезли. Прям пусто. Много неуверенности в любой приходящей мысли. Накидаю эти мысли, которые, кстати, попали ко мне в голову из уст моих коллег-психотерапевтов:

— «Если я не могу позволить себе именитого и дорогого терапевта, это значит, я недооцениваю свои проблемы.»

— «Дорогой терапевт — эффективный терапевт, гарантия результата. И наоборот.»

— «Экономить в терапии на себе — не верить в терапию.»

— «У тебя не появятся долгосрочные клиенты, а, значит, стабильного дохода, пока сама не будешь в долгосрочной терапии.»

— «Собственная плата за личную терапию должна быть выше той, которую берешь со своих клиентов. Тогда и тебе, со временем, будут платить больше.»

— «Есть разница между клиентами из обучающей программы и обычными. Первые должны придерживаться того сеттинга, условий контракта, которые предлагает психотерапевт, без возможности его корректировать совместно». (То есть, только терапевт знает, как надо и должно быть, при каких условиях случится чудо терапии.) «При нарушении — кара — снятие ответственности за результат и отказ подтверждать прохождение терапии.» (И плакали мои денежки! Да плюс к потере денег и времени стыдобища и позор за непролеченность!)

Вообщем, много всякой ерунды! Но она — точно не моя!)

Длительная терапия, как мне кажется, показана тем, кому плохо удавалось по жизни удерживаться в отношениях. У меня обратный жизненный опыт. Я 25 лет в браке, более 20 лет верна профессии, со мной, по-прежнему, рядом мама, дети, друзья детства. Скорее, как рвать отношения, я знаю плохо, не умею, мало опыта. Поэтому не просите меня об этом рассказать!) Я за то, чтобы их выяснять, разрешать, регулировать и при необходимости — завершать. Для меня есть только одно оправдание желанию порвать с кем-либо, включая психотерапевта. И тут я поддержу любого. Это угроза насилия или уже случившееся над вами насилие. Уходите, не надо ничего выяснять. Защитите себя!

Я верю в терапию, я знаю, как она работает. Уверена, что она может случиться, а может и нет, и я беру себе только половину ответственности за ее результат, второй — отдаю клиенту, и наоборот. Верю, что терапевтичнее иногда может оказаться уход из терапии, чем ее продолжение. Уверена в том, что удерживать клиента в терапии можно только созданием пространства безопасности, доверия и принятия. Желательно, взаимного)

Психотерапевтическая группа – две стороны одной медали

Групповая психотерапия – это традиционная форма оказания психологической помощи людям, нуждающимся в опыте «качественно других» — более открытых отношений. Данный формат, безусловно, является одним из самых ресурсных в психологии и психотерапии.Чаще всего группа длится минимум полгода, встречи происходят один раз в неделю продолжительностью полтора – два часа.Терапевтическая группа так же, как и психотерапия в целом полезна «всем у кого были или есть родители».

Группа дает возможность изменить отношение человека к себе, своим способностям строить отношения с другими, улучшить коммуникативные навыки, изменить представление о роли других в своей жизни. Главным содержанием работы в группе является общение с другими участниками, а также последующий совместный анализ этого общения. А значимым механизмом, обеспечивающим внутренние перемены в участниках, является развитие у каждого способности больше доверять другим. Появляется большая уверенность в себе и возможность пробовать новые стили взаимоотношения, вести себя в группе так, как раньше бы ты себе в жизни не смог разрешить.

Более агрессивные люди учатся слушать других, быть более принимающими, те, кому с трудом дается высказывать свое мнение, учатся его еще и отстаивать, быть более открытым.

Находятся серьезные причины уважать себя за то, что ты делаешь в группе, что ты значишь для других людей. Группа — это возможность попробовать другие способы поведения в «тепличных» для эксперимента условиях. В процессе участия в ТГ можно увидеть:

  • как Вы взаимодействуете с миром,
  • какие отношения и как Вы привлекаете в свою жизнь,
  • и получить новый непосредственный опыт.

Участником может стать любой человек, который столкнулся с неразделенной любовью, испытывает эмоциональные трудности, чувствует себя зависимым или агрессивным, нуждается в помощи и поддержке. Через групповое взаимодействие участники помогают себе и каждому из группы найти ответы на многие вопросы: «Как быть в отношениях и не терять себя? Что такое свобода в отношениях? Что препятствует отношениям и что поддерживает их? Как разговаривать с партнером? Что такое — пространство отношений? Каких партнеров мы выбираем?» и многое другое.

Читайте так же:  Феминизм - нужен или нет

Все выше описанное – мое видение закрытой психотерапевтической группы, как специалиста, который собственно ведет ее. Однако для полноты картины, я думаю,полезно узнать мнение о данной форме оказания психологической помощи у второй стороны – моих замечательных клиентов, которые согласились поучаствовать в написании этой статьи.

Девушка, 21 год, обратилась по поводу неумения выстраивать эффективные отношения с противоположным полом, низкой самооценки и неспособности понимать свои чувства. Опыт участия в группе – 1год.

«Сначала чувствуешь себя белой вороной — что я здесь делаю?! «Они» все счастливые, а у меня куча проблем… Начиная рассказывать свою историю, доверие к членам группы приходит не сразу, кажется что им неинтересно. Со временем понимаешь, что группа — это не отдельно существующие ее участники, а единая система, как живой организм. И также со временем перестаешь ждать внимания к себе, к своим историям, а черпаешь опыт из других историй и получаешь удовольствия от того, что слушаешь и одновременно мысленно сравниваешь со своими ситуациями, оцениваешь своё поведение и становишься умнее не за счёт навязанного мнения участников, а за счёт работы со своей головой».

Женщина, 37 лет, обратилась по поводу сложностей в воспитании двух сыновей школьного возраста. Опыт участия в группе – 6 месяцев.

«Первоначально присутствовало любопытство: с одной стороны, поскольку опыта общения в психологических группах нет, и с другой стороны, надежда получить помощь в обретении баланса с самим собой. Вторично стало понятно, что на группе можно обсудить свои имеющиеся проблемные вопросы в отношениях с мужем, детьми, родственниками и с самим собой. Захотелось попробовать выйти из состояния загруженности, озабоченности, избавиться от чувства вины. Во время участия в группе я приобрела новых друзей, расширила круг общения; сделала ряд открытий (у людей существуют такие проблемы, что свои собственные на их фоне меркнут, и жизнь становится краше); в основном, все жизненные ситуации похожи в какой-то мере друг на друга, от этого очень сближаешься с участниками группы, потому что появляется ощущение, что «мы одной крови»; есть желание и я могу помочь другим людям, имея свой опыт, которым я могу поделиться и тем самым облегчить тяжесть другого человека, также как и я, слушая, учусь у них».

Женщина, 36 лет, обратилась по поводу сложных взаимоотношений с мужем и дочерью-подростком. Опыт участия в группе – 6 месяцев.

ЗПГ – прекрасный пример обращения за психологической помощью одного человека к другим, с целью развития доверия, открытости и принятия к другим людям (в том числе специалисту), а глобально – чудесная возможность научиться доверять себе, принимать себя и эффективно справляться с жизненными трудностями самостоятельно.

Две стороны одной медали или рассказ про чувство вины

Иногда человек не может реализоваться в жизни из-за чувства никчемности, в котором не признается даже себе.

Которое, с одной стороны выражается высокомерием — не умении признаться в своей беспомощности из-за страха быть плохим и найти человека, которые уже знает, как это сделать. А человека, который может помочь узнать довольно просто, он уже достиг этого и свободно владеет этим инструментом, но отрицание того что я не умею или чего-то не знаю не дает двигаться дальше, так как есть страх признать эту самую никчемность.

Либо она же может проявлять в жалости к себе и беспомощности, что также проявляется в отсутствии действий, потому что очень жалко себя и эта жалость уже превратилась в инструмент манипуляции другими людьми.

Потому что так удобнее, так выгоднее, не нужно предпринимать действий, пробовать ошибаться, вставать и идти дальше. Вместо этого есть ожидание быстрого результата и глубоко сидящее убеждение, что кто-то должен помогать тебе.

Желание доказывать, что ты лучше или испытывать никчемность — две стороны одной медали одного чувства — чувства вины, потому что и в том и в другом случае есть убеждение — я плохой.

И значит есть привычка либо обвинять себя и наказывать, либо доказывать что-ты лучше.

И поиск трудностей во многих случаях связан с этим чувством, потому что есть необходимость самоутверждаться таким образом, а значит пытаться доказать себе, что способности эти есть, а в глубине есть не уверенность в этом. И опять же убеждение, что все достает с большим трудом, которое подтверждается неоднократно в жизни. Само собой — ведь ты эти трудности сам и ищешь для самоутверждения. Какие могут признаки этого: Есть привычка доказывать, упрямиться, бороться, преодолевать, спорит, отрицать.

Порой не так-то просто признаться себе в этом, но трансформация события начинается именно с того момента, когда мы честно признаемся в том, что испытываем, а не отрицаем это факт.

Отрицая этот факт, мы обманываем себя и выдаем желаемое за действительное, а значит это всего лишь иллюзия, в которой есть желание быть лучше себя самого который есть в действительности. а значит есть непринятие себя и отрицание этого.

Но если нет подтверждения твоих действий в материальном выражение, то бесполезно отвергать, бороться, доказывать что-то, факты говорят сами за себя, поэтому лучшее подтверждение твоих навыков это их материальный эквивалент.

Видео (кликните для воспроизведения).

И если этого нет, то значит ты боишься признаться себе в никчемности , скрываешь это чувство даже от самого себя и вместо этого завидуешь, злишься на себя и на других людей .

И самый лучший выход из этого положения- не бороться с этим, а признаться в этом Бесполезно отрицать очевидное, тем более это никак не решает эту проблему.

Чтоб сдвинуться с места надо всего лишь: либо найти человека, который знает, как нужно действовать в данной ситуации и сможет помочь тебе, либо действовать самому, что займет больше времени, потому что нужно будет искать свой собственный путь выхода из данного положения.

И это не всегда просто и быстро, поэтому рассчитывать на быстрый результат не стоит.

Этот путь нужно будет проходить по этапам, маленькими шагами и на это уйдет время и для этого нужно запастись терпением или просто найти человека, который возьмет за руку и доведет к результату, к которому ты стремишься.

Две стороны одной медали: двойственность

Комментарии

Мне нравится

0

Еcть ocoбый клacc пcихoлoгичecких пpoблeм, кoтopыe имeют oбщий мeхaнизм. Пpичём oчeнь чacтo этoт мeхaнизм нaхoдитcя кaк бы «в тeни» и выcтyпaeт нa пepвый плaн лишь в пpoцecce пcихoтepaпeвтичecкoй paбoты.

Я нaмepeннo бyдy избeгaть излишнeгo пcихoлoгизиpoвaния, чтoбы пocтapaтьcя пpeдcтaвить cитyaцию «кaк ecть». И cpaзy зaмeчy: вoвce нe oбязaтeльнo paccмaтpивaть мeхaнизм, o кoтopoм я бyдy гoвopить, в paмкaх пaтoлoгии. Для мнoгих этo oдин из ecтecтвeнных мeхaнизмoв пpинятия peшeний. B кaкиe-тo мoмeнты oн включaeтcя, нo пpи нaличии здopoвых aдaптaциoнных мeхaнизмoв пpoцecc нe cтoпopитcя и пpoдoлжaeтcя дo cвoeгo peзyльтaтa. Ho в нeкoтopых cлyчaях мeхaнизм нaчинaeт cбoить и зaцикливaeтcя.

Читайте так же:  Самопрезентация в кризис

Пpoявляeтcя этoт мeхaнизм пo-paзнoмy. B caмoм пpocтoм cлyчae y чeлoвeкa ecть нeкaя пoтpeбнocть, жeлaниe, кoтopoe oн пытaeтcя peaлизoвывaть, нo кoтopoe paз зa paзoм дaёт cбoй. Чeлoвeк кaк бы «хoдит пo кpyгy», кaждый paз нacтyпaя нa тe жe «гpaбли». Oчeнь чacтo этo cвязaнo c взaимooтнoшeниями c дpyгими людьми. Haпpимep, мyжчинa paз зa paзoм пытaeтcя coздaвaть oтнoшeния, кoтopыe oчeнь быcтpo зaкaнчивaютcя, пpичём вceгдa пo oднoй cхeмe. Или жeнщинa пocтoяннo нaхoдит мyжчин, c кoтopыми paзpывaeт oтнoшeния чepeз oднy-двe вcтpeчи. Дpyгoй вapиaнт – чeлoвeк нe мoжeт нaйти пoдхoдящyю paбoтy: или мaлo дeнeг, или «плoхиe ycлoвия», или плoхoй нaчaльник…

Кaк этo мoжeт выглядeть?

Пepвый вapиaнт: «Я хoчy нopмaльных oтнoшeний (тyт мoжeт быть любoe дpyгoe жeлaниe), нo y мeня нe пoлyчaeтcя: кaждый paз, кoгдa я c кeм-тo нaчинaю вcтpeчaтьcя, y мeня пpoпaдaeт вcё жeлaниe и хoчeтcя yйти. Снaчaлa я дyмaл/дyмaлa, чтo oни вce кaкиe-тo нeнopмaльныe, нo чepeз нeкoтopoe вpeмя пpишлa мыcль – мoжeт быть, пpoблeмa вo мнe?»

Bтopoй вapиaнт: «Mнe c ним/c нeй нe oчeнь кoмфopтнo, нo дpyг бeз дpyгa мы нe мoжeм».

Или, нaпpимep,: «Инoгдa мeня бecит мoя paбoтa, нo я нe мoгy yйти, пoтoмy чтo нe cмoгy paбoтaть нигдe бoльшe».

B пoдoбных cитyaциях ecть oднa oбщaя чepтa: этo нaличиe aмбивaлeнтнocти (ecть aнaлoгичный пcихиaтpичecкий тepмин, нo я ceйчac имeю ввидy пpocтo «двoйcтвeннocть oтнoшeния к чeмy-либo, в ocoбeннocти двoйcтвeннocть пepeживaния, выpaжaющaяcя в тoм, чтo oдин oбъeкт вызывaeт y чeлoвeкa oднoвpeмeннo двa пpoтивoпoлoжных чyвcтвa»). Этa двoйcтвeннocть мoжeт быть зaмacкиpoвaннoй, кaк в пepвoм cлyчae. Moжeт пoкaзaтьcя, чтo тyт пpoблeмa пpocтo c yмeниeм cтpoить oтнoшeния. Ho oчeнь чacтo в этoм кpoeтcя дилeммa: c oднoй cтopoны, чeлoвeк хoчeт oтнoшeний, нo c дpyгoй cтopoны, oн их пo кaкoй-тo пpичинe бoитcя. Oднa чacть eгo пocтoяннo пoдтaлкивaeт к пoиcкy пapы, c флиpтy, к знaкoмcтвaм, a зaтeм дpyгaя чacть гoвopит eмy: «Hy жe, зaчeм тeбe этo нaдo?» Пpocыпaютcя cтpaхи, coмнeния и тpeвoги. A oбocнoвaния этoгo мoгyт быть caмыми paзными.

B итoгe внyтpeнняя бopьбa пpoдoлжaeтcя и пpoдoлжaeтcя. Bыpaжeния eё мoгyт быть paзличными: oтнoшeний мoжeт пpocтo нe быть, a мoжeт пpиcyтcтвoвaть хapaктepный cцeнapий их paзвития и, нaпpимep, бoлeзнeннoгo paзpывa, кoтopый тoлькo пoдкpeпляeт coмнeния и ocлaбляeт здopoвoe и хopoшee жeлaниe oтнoшeний.

Тaкжe двoйcтвeннocть мoжeт быть явнoй, кaк вo втopoм вapиaнтe. Еcть двa oчeвидных вapиaнтa paзвития coбытий, ни oдин из кoтopых нe являeтcя пoлнocтью oптимaльным, a чeлoвeкy нe хвaтaeт кaких-тo внyтpeнних кpитepиeв, чтoбы oкoнчaтeльнo выбpaть тoт или дpyгoй. Тaкaя двoйcтвeннocть, пoжaлyй, знaкoмa кaждoмy, ктo влюблялcя. Ho этo нopмaльнo в пoдpocткoвoм вoзpacтe. Чeлoвeк пocтeпeннo yчитcя пpeoдoлeвaть этy двoйcтвeннocть и peшaть внyтpeнниe кoнфликты.

Гдe жe coбaкa зapытa?

С пoмoщью гипнoзa мoжнo дocтaтoчнo лeгкo paзpeшить этy двoйcтвeннocть и дoкoпaтьcя дo eё пpичин. A пpичины мoгyт быть paзными. Mнe близкo cлeдyющee пoнимaниe aмбивaлeнтнocти, кoтopoe хopoшo coглacyeтcя c диccoциaтивными тeopиями гипнoзa и эpикcoнoвcким пoдхoдoм.

Пoдoбнaя aмбивaлeнтнocть эмoций вceгдa pacтёт из бoлee глyбoкoй кoнцeптyaльнoй двoйcтвeннocти: в пcихикe чeлoвeкa cocyщecтвyют двe идeи, кoтopыe дpyг дpyгy пpoтивopeчaт, нo oднa из них нeдocтyпнa для ocoзнaния. Скaжeм, ecть жeлaниe (зaкoнoмepнoe и здopoвoe для взpocлoгo чeлoвeкa) близких личных oтнoшeний c чeлoвeкoм пpoтивoпoлoжнoгo пoлa. И ecть пpoтивoпoлoжнaя идeя o тoм, чтo близких oтнoшeний нyжнo вcячecки избeгaть. Кaк пpaвилo, пoдoбныe идeи являютcя cлeдcтвиeм внyшeний или caмoвнyшeний, кoтopыe чeлoвeк пoлyчил в пpoшлoм и блaгoпoлyчнo зaбыл. Этo либo чyжиe cлoвa, либo coбcтвeнныe oбeты и caмoвнyшeния, кoтopыe чeлoвeк пpинял близкo к cepдцy (нaпpимep, в дeтcтвe oбeщaл ceбe никoгдa нe жeнитьcя), a co вpeмeнeм coвceм пoзaбыл. Ho идeя мoжeт ocтaтьcя гдe-тo глyбoкo в бeccoзнaтeльнoй чacти paзyмa и вecти cвoю дивepcиoннyю дeятeльнocть (пocpeдcтвoм идeoдинaмичecких мeхaнизмoв). Идeя кaк бы живёт cвoeй жизнью и caмa ceбя peaлизyeт: coздaёт нeвecть oткyдa взявшиecя coмнeния, cтpaхи, влияeт нa пoвeдeниe, нa эмoции, «пpитягивaя» нeпoдхoдящих людeй и зacтaвляя coвepшaть глyпocти.

Я кaк-тo yжe пиcaл o т.н. нeгaтивнoм caмoгипнoзe (cм. cтaтью «O гaдaлкaх и oб oтмeнe внyшeний«). Haпoмню, этo ocoбoe caмoвocпpиятиe, в ocнoвe кoтopoгo лeжaт мoщныe caмoвнyшeния. Oни дaвaлиcь aвтopитeтными людьми, и пoтoмy вocпpинимaютcя нeкpитичнo, a cлeдoвaтeльнo, ycкoльзaют oт coзнaтeльнoгo кoнтpoля. Фaктичecки, эти внyшeния paбoтaют тaк жe, кaк и oбычныe гипнoтичecкиe внyшeния, нo c oдним вaжным oтличиeм: oни пo cyти cвoeй нe cooтвeтcтвyют или дaжe мeшaют ecтecтвeнным пoтpeбнocтям личнocти. Имeннo тaкиe caмoвнyшeния oчeнь чacтo cтaнoвятcя иcтoчникoм двoйcтвeннoгo oтнoшeния к caмым paзным cтopoнaм жизни.

Пpичём инoгдa aмнeзия тaких внyшeний или caмoвнyшeний нe oбязaтeльнo пpoявляeтcя пoлным иcчeзнoвeниeм их из вocпoминaний: чeлoвeк мoжeт пoмнить, чтo кoгдa-тo дaвнo мaмa гoвopилa, чтo «ты никoгдa нe нaйдёшь paбoтy», нo нe пpидaвaть этoмy знaчeния. Maлo ли, ктo чтo гoвopил. A инoгдa чeлoвeк дeйcтвитeльнo зaбывaeт oб этих внyшeниях. Oни мoгyт имeть и бoлee oбщий хapaктep и быть cвязaнными c кaкими-тo oбщecтвeнными или тpaдициoнными yбeждeниями, инoгдa – ocнoвaнными нa личнoм нeгaтивнoм oпытe: «Oтнoшeния этo бoльнo», «Mнoгo зapaбaтывaть cтыднo» и тaк дaлee.

Cognosce te ipsum

B paбoтe c двoйcтвeннocтью oчeнь вaжнo пoлyчить дocтyп к тeм идeям и вocпoминaниям, c кoтopыми cвязaнa пpoблeмa. Глaвнoe лeкapcтвo здecь – ocoзнaниe. Для этoгo в гипнoзe cyщecтвyeт мнoжecтвo эффeктивных тeхник. Mнoгиe opиeнтиpoвaны нa paбoтy c oбpaзaми, oчeнь эффeктивны тaкжe тeхники, зaдeйcтвyющиe идeoмoтopный фeнoмeн, нaпpимep, лeвитaцию и кaтaлeпcию pyки. Пpoтивoдeйcтвyющиe чacти coзнaния c пoмoщью ocoбых внyшeний accoцииpyют c чacтями тeлa, пocлe чeгo paбoтaют c тeлoм.

Ha caмoм дeлe в нeкoтopых cлyчaях тaкиe тeхники пoзвoляют дaжe нe вывoдить пpичины нa coзнaтeльный ypoвeнь, a paбoтaть нa бeccoзнaтeльнoм ypoвнe, иcключитeльнo c пoмoщью идeoмoтopнoгo cигнaлингa (читaйтe o cигнaлингe в oднoй из пpeдыдyщих cтaтeй). A бeccoзнaтeльнoe caмo выявляeт пpoтивoдeйcтвyющиe элeмeнты и интeгpиpyeт их. Тaкaя paбoтa вoзмoжнa тoлькo в гипнoзe.

Иccлeдoвaть пpичины мoжнo тaкжe c пoмoщью дpyгих мeтoдoв (нaпpимep, aнaлитичecких, хoтя и зaнять мoжeт нaмнoгo бoльшe вpeмeни) и дaжe caмocтoятeльнo, хoтя пpи caмocтoятeльнoй paбoтe нyжнo быть ocтopoжным и имeть вoзмoжнocть пpи нeoбхoдимocти быcтpo пoлyчить пpoфeccиoнaльнyю пoмoщь.

Пocлe тoгo, кaк эти внyшeния и caмoвнyшeния «вcплыли» из пaмяти, a их cвязь c пpoблeмoй ocoзнaнa, пoявляeтcя вoзмoжнocть зaнoвo интeгpиpoвaть их в coзнaниe и выpaбoтaть нoвыe пyти caмoвыpaжeния. И ecли дo caмoй пpичины чacтeнькo мoжнo дoйти oтнocитeльнo быcтpo – зa пapy ceaнcoв, тo для пocлeдyющeй paбoты мoжeт пoтpeбoвaтьcя бoлee длитeльнoe вpeмя, пocкoлькy oнa мoжeт зaтpaгивaть дoвoльнo oбшиpныe paздeлы жизни чeлoвeкa.

B цeлoм двoйcтвeннocть или aмбивaлeнтнocть – этo нopмaльнoe явлeниe, хoтя мнeниe yчёных нa этoт cчёт pacхoдитcя. Пpaктичecки кaждый из нac пepeживaл двoйcтвeннocть и ycпeшнo eё peшaл. Hyжнo пoмнить, чтo ecли вы инoгдa иcпытывaeтe в oднoй и тoй жe cитyaции пpoтивoпoлoжныe эмoции – вы имeeтe нa этo пoлнoe пpaвo. Ho ecли этo длитcя мecяцы гoды, ecли этo дocтaвляeт вaм нeyдoбcтвa в жизни, мeшaeт вaшeй caмopeaлизaции и cчacтью, ecли вce вaши пoпытки избaвитьcя oт двoйcтвeннocти нe пpинecли peзyльтaтa, бoлee тoгo, ecли cтaли пpиcoeдинятьcя кaкиe-тo дpyгиe пpoблeмы – вepoятнo, cтoит зaдyмaтьcя o тoм, чтoбы пoпытaтьcя peшить этy cитyaцию инaчe или oбpaтитьcя зa пoмoщью. B дaлeкo зaшeдших cлyчaях aмбивaлeнтнocть мoжeт cтaть нacтoящeй пpoблeмoй и мoжeт дaжe yкaзывaть нa бoлee глyбoкиe paccтpoйcтвa, c кoтopыми нaмнoгo cлoжнee и дoльшe paбoтaть. Bcё жe, coглacитecь, лyчшe peшaть пpoблeмы пo мepe их пocтyплeния.

Читайте так же:  Агрессия у детей к животным

Эустресс и дистресс — две стороны одной медали

Привычное нам понятие «стресс» специалисты делят на отрицательный (дистресс) и положительный стресс (эустресс). Когда мы говорим про стрессы, то обычно имеем в виду дистресс – к примеру, болезнь или смерть близкого человека, развод. Рождение ребенка, отличная защита диплома, свадьба – это эустресс. Студентам хорошо знакомо это состояние, когда успешно сдан экзамен, и тут же забыта бессонная ночь, душа поет, энергии через край.

Спортсмены, добившиеся рекордного результата, тоже испытывают полезный стресс, в то же время те, кто остался без медали, но был в одном шаге от нее (синдром четвертого места) могут пережить тяжелый отрицательный стресс.

Многое в наших руках, сильные положительные эмоции может вызвать новое для нас занятие, смена профессии, о которой давно мечтали. Очень полезно выбираться из наезженной годами колеи, такая встряска нужна организму.

Тем не менее, стресс с любым знаком дает большую нагрузку на нервную и иммунную систему. В случае положительного стресса такая нагрузка может быть полезной, но не всегда.

Умереть от счастья?

И счастливые моменты могут слишком перегрузить организм. Известны трагические случаи, когда люди, достигнув желанной цели, заболевают или даже внезапно умирают. В американских СМИ описан случай, когда пожилая женщина умерла от остановки сердца через несколько часов после того, как в ее ресторан заглянул президент Обама. Этот визит был для нее неожиданным сюрпризом…

Кардиологи знают, что сильные эмоции, в том числе, и позитивные, могут привести к сердечному приступу, инсульту и другим опасным последствиям. Сильная эмоциональная нагрузка может вызывать нерегулярное сердцебиение или даже остановку сердца. В группе риска в первую очередь люди, страдающие сердечно-сосудистыми заболеваниями.

Слишком активные, но не крепкого здоровья, футбольные фанаты во время ответственных матчей мирового уровня периодически становятся пациентами кардиологов. Такой сильный эустресс, как оргазм, тоже может привести мужчину к сердечному приступу, даже смертельному.

К счастью, эустресс все же гораздо чаще позитивно влияет на организм, чего не скажешь о его противоположности – дистрессе.

Как мы переживаем стресс

Для большей наглядности ученые описали три основных типа реакции на стресс, точнее, на дистресс.

  • «Вол». Он терпеливо приспосабливается к жизни в стрессе, покорно тянет свой воз. Люди-волы, как правило, трудяги.
  • «Кролик». Реагирует даже на мелкие неприятности очень остро, но быстро «выпрыгивает» из переживаний.
  • «Лев». Соответствуя названию, львы смело бросаются в бой и проявляют в стрессе лучшие бойцовские качества и энергию.

Каждому человеку от природы ближе тот или иной способ реакции на стресс, но мы можем, трезво оценивая ситуацию, выбрать и новый для себя путь.

Для начала психологи советуют ответить на 2 вопроса: «Что я смогу сделать в данной ситуации? Как долго все это придется терпеть?».

Если стресс короткий и сделать вы ничего не можете (неприятные соседи в поезде, стоите в пробке), расслабьтесь и потерпите. Если же вы видите какие-то возможности повлиять на ситуацию, «включите льва» и смело в бой. Вспомните про отважную лягушку из сказки, которая почти утонула в горшке со сметаной, но взбила лапками сметану в масло и выбралась из практически безвыходной ситуации.

Как поступить, если стрессовой ситуации конца не видно? Не стоит вести себя как «вол». Почему? Оказывается, долго терпеть и молчать опаснее всего для здоровья. Накопившиеся отрицательные эмоции могут вызвать самые тяжелые заболевания. Вспомните о старинной мудрости: «Лучше ужасный конец, чем ужас без конца», и у вас найдутся силы разорвать цепь неприятных эмоций и выбраться с черной жизненной полосы на белую.

То, что нас не убивает, делает нас сильнее?

На сайте medicalxpress.com опубликована статья профессора Я.Робертсона, нейробиолога и психолога. Он считает афоризм Фридриха Ницше руководством к действию во многих стрессовых ситуациях. Многие выдающиеся спортсмены, музыканты и актеры утверждают, что нервничать перед ответственным выступлением необходимо. Главное, держать ситуацию под контролем и сделать стресс своим союзником, а не врагом. Как этого достичь? Робертсон советует тем, кто попал в стрессовую ситуацию, вместо «Я нервничаю» думать «Я взволнован». Это позволит мозгу переключиться из режима уклонения от проблемы в режим соревнования.

Ученый считает, что умеренный стресс, если направить его в нужную сторону, может улучшить внимание, заставляет более активно действовать клетки мозга. Чтобы мозг не деградировал с возрастом, а продолжал эффективно работать, он должен решать сложные задачи. Робертсон доказывает это на примере участников исследований, людей старше 70 лет.

У всех испытуемых стала ухудшаться память, и когда через 2 года провели повторное обследование, состояние их памяти стало еще хуже. Исключением стали только те люди, которые за прошедшие 2 года попали в стрессовые ситуации, например, инсульт у мужа или жены. Такая встряска вынудила их мозг работать «за двоих» и мобилизовать все ресурсы.

Робертсон также считает, что для детей вредно «тепличное» воспитание, когда их ограждают от всех проблем. В будущем им грозит депрессия из-за отсутствия «тренировки стрессом».

Простое упражнение для того, чтобы успокоиться в стрессовой ситуации: сделайте 5 глубоких вдохов, затем начать поочередно сжимать и разжимать правую руку.

Чтобы не увязнуть в стрессе надолго, профессор рекомендует ставить перед собой правильную цель, которой не слишком просто, но и не слишком сложно достичь.

Две стороны одной медали: двойственность

Есть особый класс психологических проблем, которые имеют общий механизм. Причём очень часто этот механизм находится как бы «в тени» и выступает на первый план лишь в процессе психотерапевтической работы.

Я намеренно буду избегать излишнего психологизирования, чтобы постараться представить ситуацию «как есть». И сразу замечу: вовсе не обязательно рассматривать механизм, о котором я буду говорить, в рамках патологии. Для многих это один из естественных механизмов принятия решений. В какие-то моменты он включается, но при наличии здоровых адаптационных механизмов процесс не стопорится и продолжается до своего результата. Но в некоторых случаях механизм начинает сбоить и зацикливается.

Проявляется этот механизм по-разному. В самом простом случае у человека есть некая потребность, желание, которое он пытается реализовывать, но которое раз за разом даёт сбой. Человек как бы «ходит по кругу», каждый раз наступая на те же «грабли». Очень часто это связано с взаимоотношениями с другими людьми. Например, мужчина раз за разом пытается создавать отношения, которые очень быстро заканчиваются, причём всегда по одной схеме. Или женщина постоянно находит мужчин, с которыми разрывает отношения через одну-две встречи. Другой вариант — человек не может найти подходящую работу: или мало денег, или «плохие условия», или плохой начальник…

Как это может выглядеть?

Первый вариант: «Я хочу нормальных отношений (тут может быть любое другое желание), но у меня не получается: каждый раз, когда я с кем-то начинаю встречаться, у меня пропадает всё желание и хочется уйти. Сначала я думал/думала, что они все какие-то ненормальные, но через некоторое время пришла мысль — может быть, проблема во мне?»

Второй вариант: «Мне с ним/с ней не очень комфортно, но друг без друга мы не можем».

Или, например,: «Иногда меня бесит моя работа, но я не могу уйти, потому что не смогу работать нигде больше».

В подобных ситуациях есть одна общая черта: это наличие амбивалентности (есть аналогичный психиатрический термин, но я сейчас имею ввиду просто «двойственность отношения к чему-либо, в особенности двойственность переживания, выражающаяся в том, что один объект вызывает у человека одновременно два противоположных чувства»). Эта двойственность может быть замаскированной, как в первом случае. Может показаться, что тут проблема просто с умением строить отношения. Но очень часто в этом кроется дилемма: с одной стороны, человек хочет отношений, но с другой стороны, он их по какой-то причине боится. Одна часть его постоянно подталкивает к поиску пары, с флирту, к знакомствам, а затем другая часть говорит ему: «Ну же, зачем тебе это надо?» Просыпаются страхи, сомнения и тревоги. А обоснования этого могут быть самыми разными.

[2]

В итоге внутренняя борьба продолжается и продолжается. Выражения её могут быть различными: отношений может просто не быть, а может присутствовать характерный сценарий их развития и, например, болезненного разрыва, который только подкрепляет сомнения и ослабляет здоровое и хорошее желание отношений.

Читайте так же:  Готовы ли вы к походу к психологу

Также двойственность может быть явной, как во втором варианте. Есть два очевидных варианта развития событий, ни один из которых не является полностью оптимальным, а человеку не хватает каких-то внутренних критериев, чтобы окончательно выбрать тот или другой. Такая двойственность, пожалуй, знакома каждому, кто влюблялся. Но это нормально в подростковом возрасте. Человек постепенно учится преодолевать эту двойственность и решать внутренние конфликты.

Где же собака зарыта?

С помощью гипноза можно достаточно легко разрешить эту двойственность и докопаться до её причин. А причины могут быть разными. Мне близко следующее понимание амбивалентности, которое хорошо согласуется с диссоциативными теориями гипноза и эриксоновским подходом.

Подобная амбивалентность эмоций всегда растёт из более глубокой концептуальной двойственности: в психике человека сосуществуют две идеи, которые друг другу противоречат, но одна из них недоступна для осознания. Скажем, есть желание (закономерное и здоровое для взрослого человека) близких личных отношений с человеком противоположного пола. И есть противоположная идея о том, что близких отношений нужно всячески избегать. Как правило, подобные идеи являются следствием внушений или самовнушений, которые человек получил в прошлом и благополучно забыл. Это либо чужие слова, либо собственные обеты и самовнушения, которые человек принял близко к сердцу (например, в детстве обещал себе никогда не жениться), а со временем совсем позабыл. Но идея может остаться где-то глубоко в бессознательной части разума и вести свою диверсионную деятельность (посредством идеодинамических механизмов). Идея как бы живёт своей жизнью и сама себя реализует: создаёт невесть откуда взявшиеся сомнения, страхи, влияет на поведение, на эмоции, «притягивая» неподходящих людей и заставляя совершать глупости.

Я как-то уже писал о т.н. негативном самогипнозе (см. статью «О гадалках и об отмене внушений«). Напомню, это особое самовосприятие, в основе которого лежат мощные самовнушения. Они давались авторитетными людьми, и потому воспринимаются некритично, а следовательно, ускользают от сознательного контроля. Фактически, эти внушения работают так же, как и обычные гипнотические внушения, но с одним важным отличием: они по сути своей не соответствуют или даже мешают естественным потребностям личности. Именно такие самовнушения очень часто становятся источником двойственного отношения к самым разным сторонам жизни.

Причём иногда амнезия таких внушений или самовнушений не обязательно проявляется полным исчезновением их из воспоминаний: человек может помнить, что когда-то давно мама говорила, что «ты никогда не найдёшь работу», но не придавать этому значения. Мало ли, кто что говорил. А иногда человек действительно забывает об этих внушениях. Они могут иметь и более общий характер и быть связанными с какими-то общественными или традиционными убеждениями, иногда — основанными на личном негативном опыте: «Отношения это больно», «Много зарабатывать стыдно» и так далее.

Cognosce te ipsum

В работе с двойственностью очень важно получить доступ к тем идеям и воспоминаниям, с которыми связана проблема. Главное лекарство здесь — осознание. Для этого в гипнозе существует множество эффективных техник. Многие ориентированы на работу с образами, очень эффективны также техники, задействующие идеомоторный феномен, например, левитацию и каталепсию руки. Противодействующие части сознания с помощью особых внушений ассоциируют с частями тела, после чего работают с телом.

На самом деле в некоторых случаях такие техники позволяют даже не выводить причины на сознательный уровень, а работать на бессознательном уровне, исключительно с помощью идеомоторного сигналинга (читайте о сигналинге в одной из предыдущих статей). А бессознательное само выявляет противодействующие элементы и интегрирует их. Такая работа возможна только в гипнозе.

Исследовать причины можно также с помощью других методов (например, аналитических, хотя и занять может намного больше времени) и даже самостоятельно, хотя при самостоятельной работе нужно быть осторожным и иметь возможность при необходимости быстро получить профессиональную помощь.

После того, как эти внушения и самовнушения «всплыли» из памяти, а их связь с проблемой осознана, появляется возможность заново интегрировать их в сознание и выработать новые пути самовыражения. И если до самой причины частенько можно дойти относительно быстро — за пару сеансов, то для последующей работы может потребоваться более длительное время, поскольку она может затрагивать довольно обширные разделы жизни человека.

Видео (кликните для воспроизведения).

В целом двойственность или амбивалентность — это нормальное явление, хотя мнение специалистов на этот счёт расходится. Практически каждый из нас переживал двойственность и успешно её решал. Нужно помнить, что если вы иногда испытываете в одной и той же ситуации противоположные эмоции — вы имеете на это полное право. Но если это длится месяцы годы, если это доставляет вам неудобства в жизни, мешает вашей самореализации и счастью, если все ваши попытки избавиться от двойственности не принесли результата, более того, если стали присоединяться какие-то другие проблемы — вероятно, стоит задуматься о том, чтобы попытаться решить эту ситуацию иначе или обратиться за помощью. В далеко зашедших случаях амбивалентность может стать настоящей проблемой и может даже указывать на более глубокие расстройства, с которыми намного сложнее и дольше работать. Всё же, согласитесь, лучше решать проблемы по мере их поступления.

Источники


  1. Протоиерей, Александр Ильяшенко Кризис в семье. Что угрожает семейному счастью / Протоиерей Александр Ильяшенко. — М.: Издательство Московской Патриархии, 2011. — 144 c.

  2. Маклаков, А. Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. — М.: Питер, 2016. — 592 c.

  3. Желдак, И. М. Искусство быть семьей. Практическое руководство / И.М. Желдак. — М.: МП `Лерокс`, 2012. — 160 c.
  4. Кардер, Дэйв Семейные секреты, которые мешают жить / Дэйв Кардер и др. — М.: Триада, 2016. — 464 c.
Психотерапевтическая группа – две стороны одной медали
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here