Работа психолога с семеными коммуникациями

Сегодня обсуждаем тему: работа психолога с семеными коммуникациями с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Работа психолога с семейными конфликтами

В современной практической психологии разработаны техники, с помощью которых у супругов, находящихся в конфликтной ситуации, формируют навыки конструктивного поведения. Рассмотрим некоторые из них: «Супружеский договор», «Конструктивная ссора».

Методика «Супружеский договор»

В настоящее время существуют различные варианты модификации этой методики. Супругам предлагается письменно изложить свои требования друг к другу. Затем с помощью психолога супруги делают эти требования максимально конкретными и между ними заключают договор: каждый будет стараться делать то, что требуется другому, в ответ на подобную его встречную активность. Далее представлен образец такого супружеского договора (С. Кратохвилл, 1991).

1) Домашний бюджет:

Буду ежемесячно вносить в семейный бюджет … руб, уплачивать налоги — …руб, делать сбережения в размере …руб, а также покупать бензин для автомобиля; оставлять на карманные расходы …руб.

Буду самостоятельно вести семейный бюджет и вносить в него свою долю в размере …руб; оставлять на карманные расходы …руб

2) Секс и душевный разговор

По возвращении домой не менее 10 минут разговаривать с женой; ежедневно говорить ей какой-то комплимент; не буду использовать грубых выражений; не буду принуждать жену к исполнению супружеских обязанностей

Создать в доме атмосферу нежности, половые отношения 3 раза в неделю (дни по собственному выбору); в сексе проявлять инициативу не реже 1 раза в неделю

3) Свободное время

По крайней мере, один раз в месяц организовывать совместный отдых вне дома; обязанности по его организации выполнять поочередно.

Всегда убирать свои вещи на место. Заниматься детьми и домашним хозяйством, когда жена задерживается на работе

При обсуждении возникающих проблем (1-2 раза в неделю по 10-20 мин) буду сотрудничать и использовать в споре логические доводы

Через неделю супруги встречаются с психологом для обсуждения изменений в договоре, чем его необходимо дополнить. Также обсуждаются и причины незапланированных нарушений, как их избежать в будущем.

Иногда строятся графики освоения навыков: клиенты получают формуляры, в которых отмечают частоту желаемого (нежелательного) поведения по отдельным дням. На основе этих формуляров строится график освоения навыков решения проблем. Можно использовать дневниковые формы записей – ежедневные отметки о стремлении партнера достигнуть положительных изменений поведения. Например, клиент получает задание ежедневно отмечать, «что сегодня партнер сделал мне приятного» или «что из сделанного сегодня партнером мне понравилось».

Методика психологической диагностики и коррекции конфликтного общения в семье В.А. Смехова

Методика предназначена для работы с теми супругами, которые обладают богатыми внутренними ресурсами для самостоятельного разрешения конфликтных ситуаций (высокий уровень образования, духовные ценностные ориентации и др.), но не могут их реализовать из-за активизации защитных механизмов. Основное назначение данной методики – преобразование типичных образцов поведения в супружеском конфликте. Методика предполагает в процессе работы с клиентом анализ 11 рефлексивных планов:

  1. Краткое содержание конфликтной ситуации.
  2. Как реально я себя вел.
  3. Как я хотел бы вести себя в подобной ситуации.
  4. Как я должен был бы вести себя в подобной ситуации.
  5. Как реально он себя вел.
  6. Как он должен был бы вести себя в подобной ситуации.
  7. Как он хотел бы вести себя в подобной ситуации.
  8. Каким он видел меня в этой ситуации.
  9. Каким он предпочел бы видеть меня в подобной ситуации.
  10. 10. Каким я предпочел бы видеть его в подобной ситуации.
  11. 11. Каковы причины, цели и обстоятельства всего происшедшего.

Применение данных вопросов к конкретной ситуации способствует формированию у клиента адекватного образа конфликтной ситуации, осознанию как своего поведения, так и поведения другой стороны в конфликтной ситуации. В итоге это способствует формированию у клиента конструктивных способов поведения в трудных ситуациях.

Групповое занятие для приемных родителей «Семейный код общения»

Цель: содействовать созданию эмоционально благоприятной атмосферы в замещающей семье для успешного воспитания и развития ребенка посредством обучения родителей способам конструктивного общения с ним.

Задачи:

  • повысить педагогическую и психологическую компетентность замещающих родителей;
  • помочь замещающим родителям научиться общаться с ребенком, адекватно оценивая уровень его развития, достижения и проблемы;
  • научить замещающих родителей определять адекватные пути взаимодействия с ребенком путем установления оптимальной дистанции и пространства общения;
  • способствовать установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком.

Время: 2,5 часа

1. Упражнение “Мое имя и качество”.

Цель: познакомить участников друг с другом, расширить их представления друг о друге, подчеркнуть индивидуальность каждого, создать эмоциональный настрой на дальнейшую работу.

Время: 5 минут.

Материалы: мячик.

Содержание: начнем нашу работу со знакомства: каждый из вас будет по кругу передавать друг другу мячик и называть свое имя и качество личности, которое у вас есть и которое вы считаете самым важным или главным в вашей личности. Второй участник называет свое, третий – называет свое имя и качество. Каждый следующий – называет свое.

Анализ: трудно ли было определиться с качеством и произнести его вслух?

2. Упражнение “Мой ребенок”.

Цель: укрепление позитивных родительских установок в воспитании ребенка.

Время: 10 минут.

Материалы: мягкая игрушка.

Содержание: каждому родителю предлагается высказаться по кругу, передавая игрушку, и закончить предложение: “Я точно знаю, что мой ребенок…”.

Анализ: трудно ли было закончить предложение и произнести его вслух?

3. Упражнение “Снежинки”.

Цель: акцентировать внимание замещающих родителей на том, что все дети разные и воспринимают информацию по-разному (по-своему).

Время: 10 минут.

Материалы: тетрадные листочки.

Содержание: психолог дает инструкцию, которую участники должны выполнять: возьмите листок, сложите его пополам, оторвите правый верхний угол, сложите еще раз пополам, еще раз оторвите правый верхний угол, еще раз сложите пополам и еще раз оторвите верхний правый угол. Разверните листок и посмотрите, что у вас получилось.

Анализ:

  • Что вы видите? (ответ: снежинки)
  • Они все разные и ли одинаковые?
  • Почему это произошло?
  • Можно сказать, что кто-то не справился с заданием?

Еще раз обратите внимание, какие разные у вас получились снежинки! Хотя был дан четкий алгоритм действий. Это говорит о том, что все мы разные, взрослые и дети, и та информация, которую мы слышим, воспринимается каждым по-разному.

4. Упражнение “Инструкция”.

Цель: продолжить акцентировать внимание замещающих родителей на том, что ребенок – это индивидуальность.

Время: 10 минут.

Материалы: карточки с нарисованным изображением, листы бумаги, ручки.

Содержание: выбирается ведущий. Ему дают листок с заранее нарисован­ным изображением. Задача ведущего: в течение 2 минут дать четкие, полные указания группе с тем, чтобы участники могли наиболее точно воспроизвести изображение. Задавать уточ­няющие вопросы участникам запрещено. Затем работы сверяются с эталоном.

Анализ:

  • Что вы видите?
  • Рисунки все разные и ли одинаковые?
  • Можно сказать, что кто-то выполнил задание неправильно?
  • Можно сказать, что кто-то слушал не правильно?
  • А о чем это говорит?

Все это еще раз подтверждает то, что все мы разные, и ко всем нам нужен абсолютно разный подход во время общения.

Читайте так же:  Как выбрать психолога или методы психотерапии

5. Упражнение “Портрет моего ребенка в лучах солнца”.

Цель: адекватное принятие замещающими родителями индивидуальности ребенка.

Время: 15 минут.

Материалы: листочки, с нарисованным на них солнцем; карандаши, фломастеры, ручки.

Содержание: я вам раздаю листочки с нарисованным на них солнцем. Солнце разделено на две половины. Одна половина – это те положительные качества и достоинства, которые есть у вашего ребенка. А вторая половина – это те отрицательные качества, которые бы вы хотели исправить. Лучики солнцу можно добавлять. Приступайте!

Анализ:

  • Легко или сложно было вспомнить качества ребенка?
  • Какие качества личности ребенка первыми вспоминались?
  • Каких качеств оказалось больше?

6. Упражнение “Кукла”.

Цель: помочь замещающим родителям осознать те ненужные запреты, которые они навязывают ребенку.

Время: 15 минут.

Материалы: кукла, ленточки темного цвета.

Содержание: посмотрите, у меня на коленях сидит кукла. Так же есть множество ленточек. Мы с вами сейчас попробуем проследить, как часто мы говорим ребенку: “Нельзя!”. И представьте на месте этой куклы своего ребенка.

Родители по очереди начинают говорить: нельзя бегать, нельзя кричать, нельзя прыгать, не маши руками, не показывай пальцем и т.д. В это время психолог перевязывает ленточками кукле ноги, руки и т.д.

Анализ: посмотрите, что случилось с нашей куклой. Она перевязана с ног до головы. Так мы “связываем” наших детей, требуя от них выполнения наших инструкций. Какие эмоции и чувства у вас возникают по этому поводу?

7. Упражнение “Ассоциации”.

Цель: принятие индивидуальности ребенка.

Время: 10 минут.

Материалы: листочки с незаконченными фразами.

Содержание: все, что от вас требуется, это – постараться записать первые же образы, связанные с ним, которые пришли в голову.

  • Если вы и ваш ребенок цветы, то какие …
  • Если вы и ваш ребенок животные, то какие …
  • Если вы и ваш ребенок цвета, то какие …
  • Если вы и ваш ребенок настроение, то какое …
  • Если вы и ваш ребенок музыка, то какая …
  • Если вы и ваш ребенок погода, то какая …
  • Если вы и ваш ребенок запах, то какой …
  • Если вы и ваш ребенок одежда, то какая …
  • Если вы и ваш ребенок мебель, то какая …
  • Если вы и ваш ребенок люди, то какие …

Анализ: легко или трудно было придумать ассоциацию?

8. Игра “Бумажные мячики”.

Цель: дать возможность участниками вернуть бодрость и активность, снизить беспокойство и снять напряжение.

Время: 5 минут.

Материалы: бумага.

[2]

Содержание: перед началом игры каждый участник должен скомкать большой лист бумаги так, чтобы получился плотный мячик. Инструкция: “Разделитесь, пожалуйста, на две команды, и пусть каждая из них выстроится в линию так, чтобы расстояние между командами составляло примерно 4 метра. По команде вы начинаете бросать мячи на сторону противника. Команда будет такой: “Приготовились. Внимание. Начали”. Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на ее стороне, на сторону противника. Услышав команду “Стоп”, вам надо будет прекратить бросаться мячами. Не перебегайте, пожалуйста, через разделительную линию”.

Анализ:

  • Какие чувства испытывали во время игры?
  • Какие чувства испытали, услышав команду “Стоп”?
  • Насколько трудно было остановиться?

9. Мини-лекция: “Особенности общения с ребенком в замещающей семье”.

Цель: дать замещающим родителям полное представление об общении, показать важность и значимость конструктивного общения для полноценного развития ребенка.

Время: 10 минут.

10. Упражнение “Радость общения с ребенком”.

Цель: создание позитивной установки на общение с ребенком.

Время: 10 минут.

Материалы: мягкая игрушка.

Содержание: каждому участнику семинара предлагается высказаться по кругу, передавая игрушку, и продолжить фразу: “Мне нравится общаться с моим ребенком, потому что. ”.

Анализ: трудно ли было продолжить фразу и произнести ее вслух?

11. Упражнение “Психологическая скульптура”.

Цель: помочь замещающим родителям овладеть способами личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком.

Время: 10 минут.

Материалы: не требуются.

[1]

Содержание: участникам надо поделиться на пары. Один из них встает на стул, а другой садится на стул (на корточки). Участникам предлагается начать вести беседу, при этом зафиксировать, что видит каждый из них. Затем надо поменяться местами.

Анализ: провести рефлексию, обратить внимание на то, что наилучший и продуктивный контакт происходит тогда, когда собеседники занимают позицию “глаза в глаза”.

12. Упражнение “Дистанция общения”.

Цель: помочь замещающим родителям овладеть способами личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком.

Время: 10 минут.

Материалы: не требуются.

Содержание: участникам предлагается начать вести диалог, сидя напротив друг друга, а затем необходимо отодвинуться друг от друга на расстояние не менее четырех метров и продолжить вести беседу.

Анализ: провести рефлексию, поделиться чувствами, подвести к выводу о том, что, если физическая дистанция велика, то контакт между взрослыми и детьми затруднен и вряд ли будет вообще возможен.

13. Упражнение “Пространство общения”.

Цель: помочь замещающим родителям овладеть способами личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком.

Время: 10 минут.

Материалы: не требуются.

Содержание: участникам предлагается повернуться друг к другу спиной и начать беседу.

Анализ: провести рефлексию; довести информацию: для того, чтобы получилось содержательное общение, чтобы обеспечить ребенку чувство психологической защищенности, чувство доверия к миру, надо взаимодействовать с ребенком не “рядом” и не “над”, а вместе. Очень важным является безусловное, положительное отношение к ребенку.

14. Подведение итогов.

Цель: получение обратной связи от участников.

Время: 10 минут.

Материалы: не требуются.

Содержание: участники могут высказать свое мнение по поводу совместно проведенной работы. Каждый участник высказывает свое мнение от проделанной работы и делится своими впечатлениями.

Анализ:

  • Какое у вас самочувствие?
  • Что понравилось, запомнилось?
  • Какое упражнение показалось сложным?
  • С каким настроением вы уходите с занятия?

15. Упражнение “Солнечные лучики”.

Цель: закрепить доброжелательный настрой участников группы с учетом их инди­видуальности; возможность выражения позитивных эмоций, закрепление позитивного настроения.

Время: 10 минут.

Материалы: ватман с изображением круга желтого цвета, полоски желтой бумаги (лучики), ручки, фломастеры.

Содержание: ведущий показывает группе ватман с изображенным на нем желтым кругом и говорит о том, что это солнышко, но оно без лучиков. Задача группы наполнить это солнце сиянием. Каждый участник семинара пишет на полоске бумаги (лучике) свое пожелание всей группе и приклеивает на ватман к кругу. В результате получается солнце с пожеланиями.

Работа психолога с семьей

Семья – это малая социальная группа, основанная на любви, родственных отношениях; объединенная общностью быта и ведения хозяйства, правовыми и нравственными отношениями, рождением и воспитанием детей.

Рост интереса к проблемам семейного воспитания в нашей стране связан с новыми социально-экономическими условиями. Смена идеологических ориентиров или полное их отсутствие создают трудности, с которыми приходится сталкиваться современным воспитателям.

Взрослым необходимо обеспечить оптимальное психологическое сопровождение ребенка, поддерживающее стремление к самореализации, становление целостной, активно саморазвивающейся личности. В этом школе помогает семья.

Семья была, есть и остается в обозримом будущем самым сильным фактором влияния на человека в любом возрасте.

Деятельность родителей, педагогов и психолога в интересах ребенка будет успешной только в том случае, если они станут союзниками.

Многие родители достаточно хорошо осознают недостатки своего воспитания, но очень часто им не хватает элементарной психологической грамотности, чтобы решить свои проблемы. Рассматривая работу с родителями выделим две области взаимодействия с родителями: групповую и индивидуальную.

Читайте так же:  Простые шаги для выхода из замкнутого круга одиночества

Индивидуальная работа психолога заключается в индивидуальном консультировании по заявленной проблеме.

Остановимся на групповой, определим ее цели и задачи.

Целью работы психолога с родителями – является повышение психологической компетентности родителей, поиске и обозначении психологических ресурсов, которыми они могут воспользоваться в процессе взаимодействия с детьми.

  • согласование ценностных основ воспитания ребенка, то есть определение того, какие приоритетные ценности хотят видеть в ребенке взрослые;
  • согласование проблемных и ресурсных областей в развитии детей, то есть определение того, какие проявления считать проблемными и к каким следует стремиться, «прорисовывание» желаемого образа ребенка;
  • согласование поведенческих воздействий в отношении ребенка, то есть определение зон ответственности родителей и педагогов, выяснение того, кому и как воздействовать на ребенка дома, кому и как в школе, чтобы добиться желаемых в нем изменений.

Эффективная организация работы с родителями предполагает опору на следующие основополагающие принципы.

Первый – обеспечение эмоциональной безопасности для родителей.

Второй – это открытость и конгруэнтность психолога, умение избежать негативного переноса в отношении родителей.

Третий – необходимость мотивирования родителей к взаимодействию с психологом различными способами.

Опираясь на рассмотренные принципы, мы начинали работу с родителями, используя знакомые формы, т.е методы, в которых от них требовалась минимальная активность. А затем по мере появления доверия включали методы с постепенным повышением активности родителей, применяя менее определенные и знакомые методы.

Нашу «лесенку» методов можно представит следующим образом.

1. Информационные методы: информационные тексты, устные информационные сообщения, информационные лекции.

2. Проблемные методы: проблемные лекции, детско-родительские мероприятия, тренинги, «круглые столы».

В данное время в работе с родителями мы используем проблемные методы.

Для повышения психологической культуры родителей нами систематически проводятся работа в форме психологических площадок.

Психологическая площадка – это мини-лекция психолога по определенной проблеме переходящая в групповую практическую работу родителей, либо родителей и детей с элементами тренинга, или «круглого стола».

Почему нами выбрана форма психологической площадки?

Анализ семейных ситуаций в группе помогает родителю взглянуть на себя со стороны, «глазами других», и тем самым как бы объективизировать свое поведение. Поэтому мы выбираем такую форму работы, как психологическая площадка. Родители начинают лучше понимать собственные стереотипы воспитания, которые не являются результатом осознанного выбора воспитателя, а обычно перенимаются либо «по наследству» от своих родителей, либо являются следствием представлений об отношениях ребенка и родителя, полученных из близкого соц. окружения, средств массовой коммуникации и информации.

Опираясь на основные функций семьи (Приложение 1) и специфику учебного заведения (лицея) мы определили следующую тематику психологических площадок.

Темы психологических площадок с родителями

Работа психолога с семеными коммуникациями

Пример консультации семейной пары. Комплементарные отношения.

Видео (кликните для воспроизведения).

Пример приводится с целью ознакомления с работой семейного психолога. В данном примере информация изменена относительно данных клиентов, личных историй, имен, дат и событий, включены части историй других людей. Сокращены исследования семей супругов. Отсутствуют генограммы (история семей).

К семейному психологу обратилась молодая семейная пара со стажем совместного проживания 1 год, без детей. Опыт отношений до брака полгода.

Диагностическая часть. Обычно на этом этапе выясняется опыт развития личности каждого из супругов в родительской семье, обстоятельства развития, изучаются отношения с близкими родственниками, характер родственников, сила влияния на личность каждого из них, ключевые события в родительской семье – смерти, браки, разводы, болезни, то есть все, что повлияло на развитие личности и сыграло решающую роль в возникновении тех или иных убеждений, черт характера, эмоциональных переживаний, потрясений. Все эти данные формируют в человеке ключевую мотивационную направленность, с которой человек вступает в брак или организует те или иные отношения.

Инициатор обращения Катя. Она столкнулась с такой проблемой, которую ей сложно преодолеть. Все хорошо в отношениях до тех пор, пока Владимир не выходит из себя. Когда он злится, то становится просто невыносим: к нему нельзя подойти и урегулировать отношения спокойным способом, он начинает кричать, обзываться и теряет способность обсуждать проблему. Владимир сильно изменился после брака, он никогда не вел себя подобным образом, когда они встречались. Он был внимательным, но может быть несколько напряженным, но по крайней мере, никогда не кричал и она всегда с радостью ждала их встречи, а после брака его как будто бы подменили – стал требовательным и крикливым.
Владимир видит ситуацию иначе. Он дает какие-то поручения Кате, та обещает их выполнить, но выполняет ненадлежащим образом: то перепутает что-нибудь, то вообще не сделает. Катя сейчас не работает, сидит дома и целый день занята чем-то своим, а дела по дому стоят невыполненные. Владимир недоволен. Если Катя убирается, то не готовит. Если готовит, то не убирается. Все в таком духе.

После конфликта

Владимир обычно замыкается и постепенно приходит в себя. Однако Катя не может оставить его в покое. Поскольку во время конфликта она не кричит и не ругается, то вот после конфликта «подкалывает» Владимира, иронично указывая ему на его недостатки или просто кидает колкие фразочки.

Предварительные выводы по диагностической части.

Ситуация, которая возникла в семье. Вывод психолога

Психологическая причина конфликтов — неудовлетворенные потребности. Катя, искавшая эмоциональной близости и понимания, разочарована, она не только не хочет вовлекаться в отношения, построенные на обязательствах и поручениях, но и не может простить супругу «дикие» крики. Кате хотелось бы больше заботы, тепла и защищенности, а Владимир только «командует». В глазах Кати отношения потеряли свою привлекательность. Владимир, который с детства был лишен заботы в связи с тем, что у матери просто не хватало времени на общение с детьми, хотел компенсировать подобный дефицит в браке и очень надеялся, что нежная, веселая и добрая Катя сможет заполнить эту брешь. Он тоже искал заботы и в его представлении, забота должна выглядеть «уютно». Он не ожидал, что жена будет больше заботиться о своих интересах, а не об общих интересах, в том числе домашних. Отношения формируются по принципу борьбы и конкуренции. Правила задает в семье Владимир, не очень считаясь с Катиными ожиданиями и просьбами, а поскольку Катя не встречает взаимности, то саботирует любые правила, которые предлагает Владимир. Семья на грани развода обратилась к психологу, чтобы урегулировать данную проблему.

Супругам был предложен гештальт-эксперимент на прояснение проблемы в виде циркулярного интервью. Супругам предлагалось рассказать от лица друг друга по очереди последний конфликт, то есть Катя рассказывает от лица Владимира, а Владимир от лица Кати.

Катя хорошо помнила все реплики супруга, как начался конфликт, что говорил Владимир, как у него начинала закипать злость, что он говорил. В том время, как Катя хорошо справлялась с поставленной задачей, Владимир постоянно сбивался и в какой-то момент настолько сильно сбился, что уже не мог восстановить в памяти, что говорила Катя – просто не помнил. Признался в том, что не помнит, потому что просто не слушал Катю.

Читайте так же:  Гармония с самим собой и окружающим миром

Эксперимент показал, что в общении между супругами устанавливает конкурентная борьба. Владимир активно пытается доминировать, навязывая свои правила, как это было принято в его семье, а Катя борется с Владимиром «своими» методами.

Ситуация, которую видят супруги — запрос

На вопрос психолога, какой вывод могут сделать супруги из эксперимента, супруги отреагировали по-разному. Владимир испытывает сильное чувство стыда. Он закрывает лицо руками, краснеет. Катя сидит довольная и удовлетворенная, как будто бы эта ситуация действительно показала, что происходит в реальности и как Владимир теряет контроль над собой.
Ситуация, которую видит Владимир выглядит следующим образом: он готов договариваться с Катей, если та будет выполнять его просьбы более ответственно, убирать дом, готовить еду, помогать Владимиру в работе точно также честно, как это делает он.

Катя видит ситуацию таким образом: она готова выполнять поручения, если Владимир перестанет кричать, увидев, что она ошиблась или что-то не сделала, поскольку у нее были серьезные проблемы по здоровью и ей действительно нужно было время для восстановления.

Заключение психолога и предложения по работе, которые согласовывались с парой:

1. Восстановить процесс здоровой коммуникации в семье – обратить внимание супругов на такую взаимосвязь, что чем меньше уважения к личности друг друга и больше критики, тем менее надежными и безопасными становятся отношения. Снизить критичность супругов по отношению друг к другу.
2. В том числе обратить внимание на то, что «старые» правила, которые были приняты в родительских семьях не только не работают в новой семье, но и мешают, с чем связана необходимость создания новых правил, которые бы учитывали интересы обеих сторон — и мужа, и жены.
3. Проговорить скрытое недовольство, которое не обнаруживалось супругами, выявить скрытые потребности, ожидания друг от друга и от брака.
4. Научить супругов прощать друг друга, поощрять любые вложения в партнерства, как эмоциональные, так и финансовые, помощь по дому и выражать благодарность.
5. Поддерживать друг друга и помогать переживать сложные ситуации, а не отчуждаться.

Итог.

Согласно намеченному плану, было проведено 5 встреч с семейной парой, на которых супруги учились общаться, замечать: как проявляют или не проявляют внимание друг к другу, чувства и состояния друг друга. Особой проблемой стал взрывной темперамент Владимира и ему пришлось приложить немало усилий для того, чтобы научиться сдерживать гнев. Супругам удалось договориться относительно поведения в ссорах: если Владимир замечает, что сильно злится, то предупреждает об этом Катю и просит время для того, чтобы прийти в себя. Катя в этот момент понимает, что Владимиру и так тяжело и дает ему время «остыть», не цепляется, не иронизирует. В свою очередь, если Владимир о чем-то просит Катю, то она внимательно относится к его просьбам и не игнорирует их. Значительно облегчило ситуацию взаимодействия работа с повышенной критичностью в отношениях, которая провоцировала появление высокой конкуренции и борьбы. Одна из встреч была посвящена проблеме обратной связи – тому, как супруги делятся чувствами друг с другом, как правильно давать обратную связь на поступки друг друга, чтобы не ранить чувства партнера.

Следующим важным аспектом в психотерапевтической работе было введение совместных правил, подходящих обоим супругам. Правила касались поведения супругов в конфликте, организации досуга, финансового планирования и вложения средств обоими супругами в семейный бюджет.

Наиболее важным этапом в процессе психотерапии стал момент прояснения взаимных ожиданий от брака, выявление скрытых потребностей, на котором супруги с помощью психолога смогли сформулировать важные элементы заботы друг о друге, смогли раскрыться и проговорить страхи, сомнения, надежды, что позволило им вернуть тепло в отношения.
От встрече к встречи отношения между супругами менялись, становились более теплыми, нежными, постепенно вернулась радость от общения. В процессе психотерапии Катя вышла на работу.
Методы, использованные в процессе семейной терапии:
Гештальт-терапия в семейном консультировании, элементы системной семейной психотерапии, психодрама.

P.S. К сожалению, далеко не всегда проблемы в семейных отношениях можно разрешить так быстро. Бывают случаи настолько запущенные, что к вмешательству психолога прибегают слишком поздно — уже отношения на грани разрыва, в отношениях слишком много боли. Старайтесь не запускать ситуацию и не думайте, что проблемы разрешаться сами собой.

С наилучшими пожеланиями, Мария Романцова. Записаться на консультацию можно на предыдущей страничке.

Консультация семейного психолога: рекомендации по выбору семейного психолога

Вопросы, обсуждаемые на семейной консультации психолога, психотерапевта, психоаналитика, психотерапевта-сексолога могут быть любыми, которые вы сами захотите поднять — независимо от того, к кому из специалистов вы обратились.

Все проблемы взаимосвязаны, поэтому очень важно наиболее полно рассказать о них на семейной консультации. Но, даже если Вы что-то упустили — а Вам кажется, что это «что-то» очень важное, без чего картина неполна или некорректна — не переживайте: хороший специалист никогда не сделает неправильные выводы. А все важные вещи обязательно со временем будут обнаружены, так устроена наша психика — о важном мы будем говорить, пока оно актуально и беспокоит нас.

Любой специалист Психологического Центра — семейный психолог, психотерапевт, психоаналитик или психотерапевт-сексолог — имеет соответствующие знания, квалификацию и огромный опыт практической работы, чтобы работать со всем комплексом вопросов, существующих в паре.

Поэтому, если кто-то из специалистов нашего Центра вызвал у Вас желание обратиться именно к нему — лучше всего довериться своему внутреннему ощущению. Однако, если вы хотите, чтобы мы помогли вам сориентироваться по вопросу или проблеме, с которой вы собираетесь обратиться, прочитайте наши рекомендации по выбору семейного психолога ниже на этой страничке нашего сайта:

супруги/партнеры «говорят на разных языках», не понимают друг друга, не могут объяснить важность каких-то вещей другому, обосновать свою точку зрения, донести свою позицию до партнера >>>Карташова А.Т. (семейный психолог) >>>Шабшин И.И. (семейный психолог) >>>Бакалова Е.А. (психотерапевт-сексолог)

предразводная ситуация, ситуация в стадии развода >>>Шабшин И.И. (семейный психолог) >>>Бакалова Е.А. (психотерапевт-сексолог)

постоянные упреки, претензии и недовольство по различным поводам >>>Бакалова Е.А. (психотерапевт-сексолог) >>>Шабшин И.И. (семейный психолог)

ушли внимание, забота, нежность, присутствовавшие когда-то в отношениях >>>Шабшин И.И. (семейный психолог) >>>Бакалова Е.А. (психотерапевт-сексолог)

ревность «к каждому столбу» или подозрительность одного из супругов >>>Макеева И.А. (семейный психолог) >>>Шабшин И.И. (семейный психолог)

агрессивное поведение, вспышки ярости одного из супругов >>>Макеева И.А. (семейный психолог) >>>Шабшин И.И. (семейный психолог)

один из супругов не замечает или не ценит того, что делает для него другой >>>Карташова А.Т. (семейный психолог) >>>Бакалова Е.А. (психотерапевт-сексолог) >>>Шабшин И.И. (семейный психолог)

отсутствие общих интересов, разные потребности в общении, разные способы проводить свободное время, угасание эмоционального контакта и связи между партнерами >>>Карташова А.Т. (семейный психолог) >>>Бакалова Е.А. (психотерапевт-сексолог) >>>Шабшин И.И. (семейный психолог)

обиды, слезы или испорченное настроение при отсутствии понятной причины >>>Шабшин И.И. (семейный психолог) >>>Карташова А.Т. (семейный психолог) >>>Бакалова Е.А. (психотерапевт-сексолог)

ссоры, конфликты, агрессивное выяснение отношений или скандалы по любому незначительному поводу >>>Шабшин И.И. (семейный психолог)

Читайте так же:  Важное условие успешного начала психотерапии

проблемы в отношениях с родителями (другими родственниками) одного из супругов со стороны другого супруга >>>Бакалова Е.А. (психотерапевт-сексолог) >>>Шабшин И.И. (семейный психолог)

излишняя тревожность, мнительность, депрессивность одного из супругов >>>Бакалова Е.А. (психотерапевт-сексолог) >>>Шабшин И.И. (семейный психолог)

стремление к чистоте и порядку, строгому соблюдению «ритуалов» одного из супругов >>>Шабшин И.И. (семейный психолог)

разное понимание мужской и женской роли в семье, разные образы «идеальной» семьи >>>Карташова А.Т. (семейный психолог) >>>Шабшин И.И. (семейный психолог)

религиозные, национальные, культурные различия, различия в воспитании супругов >>>Карташова А.Т. (семейный психолог) >>>Шабшин И.И. (семейный психолог)

проблемы зависимости (алкогольная, игровая, эмоциональная (любовная)) >>>Сорокина Н.Ю. (семейный психолог) >>>Волкова В.А. (семейный психолог)

взаимоотношения родителей и взрослых детей >>>Шабшин И.И. (семейный психолог) >>>Макеева И.А. (семейный психолог)

разногласия супругов по поводу детей (рождение, воспитание, обучение, порядок общения после развода, усыновление/удочерение и любые другие вопросы по детям и подросткам); в дальнейшем возможна работа с ребенком/подростком или с семьей в целом >>>Феденева А.С. (семейный психолог, врач-психотерапевт)

психологическая консультация по поводу брачного договора >>>Карташова А.Т. (семейный психолог с высшим юридическим образованием)

Психологический Центр Анны Карташовой работает без выходных дней с 10 до 22 часов вечера. Тел. +7 495 646 77 33

Адрес Психологического Центра на Волхонке: Москва, Волхонка, 6/5, ст. метро «Библиотека им. В.И. Ленина»

Психологический Центр Анны Карташовой на Волхонке
119019, г. Москва, ул. Волхонка, д. 6, стр. 5
Тел.: +7 (495) 646 77 33
E-mаil: Для просмотра адреса в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

7.5. Психологическая работа с семьей

Семья, безусловно, — важнейшая сфера человеческих отноше­ний, однако ее роль в становлении и развитии отдельной личнос­ти, эмоциональных состояний и качеств человека была осознана многими учеными и практиками только во второй половине XX века. С тех пор значительно возросло количество исследований и публикаций по этой теме.

Семью исследуют различные научные дисциплины: социоло­гия, демография, этика, юриспруденция, педагогика, психология, ме­дицина. В последние десятилетия во многих странах расширяется сеть организаций, оказывающих помощь семье. Создаются психо­логические, педагогические, юридические, медицинские консуль­тации, службы знакомств.

Семья как объект психологической работы привлекает боль­шое внимание исследователей и практических работников. Науч­но-практический подход к психологическому изучению семьи концентрируется обычно на следующей проблематике:

— психология сексуальности, симпатия и эмоциональное притя­жение, любовь;

— этапы развития семьи;

— функционально-ролевая структура семейных отношений;

— психология супружеских отношений;

— психология детско-родительских отношений;

— виды консультирования семьи;

— концептуальные модели психотерапевтической работы с семьей (Дружинин, 2000; Эйдемиллер, Юстицкис, 1999; Навайтис, 1999; Шнейдер, 2000; Семейная психотерапия, 2000; Браун, Кристенсен, 2002; Психология семейных отношений, 2002).

Психологи обращают внимание, прежде всего, на межлич­ностные отношения в семье, на ее психологические функции. Хотя понятие «нормальная семья» весьма условно (Дружинин,2000, с. 11 — 12), и в разных культурах существует разное представ­ление о нормальной семье, тем не менее ученые и практики явно или неявно к изучению семьи подходят с точки зрения нормы. Нормальная семья — это семья, создающая условия для эмоцио­нального благополучия ее членов, для функционирования и раз­вития каждой личности, для воспитания детей.

Именно с этих позиций в научных исследованиях семьи изуча­ются структуры, функции, механизмы, факторы оптимального функ­ционирования супружеских и детско-родительских отношений.

С точки зрения социальной психологии, объектом изучения в семье являются:

— личность (супруга, родителя, ребенка) в контексте семейных (суп­ружеских и детско-родительских) отношений;

— процессы межличностного взаимодействия (супругов, детей и родителей) в семье;

— семья как малая группа и отношения в ней.

[3]

Практические психологические проблемы работы с семьей ори­ентированы на следующие аспекты:

— диагностика личности и типов семейных отношений;

Основой половых и семейных отношений являются различия, которые формируются у людей в индивидуальном развитии. «Пол» и «половые» свойства обозначают явление, связанное с различе­нием мужчины и женщины, мальчика и девочки. Эти различия био­логически и социально обусловленны. Биологический пол — это совокупность генетически предопределенных контрастирующих анатомических и физиологических признаков особей одного вида. Социальный пол — это комплекс соматических, репродуктивных, социокультурных и поведенческих характеристик, обеспечиваю­щий индивиду личный, социальный и правовой статус мужчины или женщины (Шнейдер, 2000, с. 400). В научной литературе часто различают понятия «пол» и «гендер». Термином «тендер» обозна­чают пол как социальное явление и понятие, характеризующее совокупность личностных и социальных свойств, отличающих мужчину и женщину. Половые различия людей генетически пре­допределены. Тендерные различия формируются в онтогенезе в результате социализации, на основе усвоения половых ролей муж­чины и женщины и формирования у детей половой идентичнос­ти. Половая (тендерная) идентичность и становится основой формирования межличностных отношений между мальчиками и девочками, юношами и девушками, мужчинами и женщинами.

Психология эмоциональных отношений между людьми разно­го пола, их межличностная и сексуальная симпатия, притяжение, дружба, любовь рассматриваются в психологии обычно или в воз­растной и педагогической психологии, или в социальной психоло­гии, или в медицинской психологии, или в связи с психологией семейных отношений. В последнем случае речь идет о подготовке молодежи к семейной жизни или добрачных отношениях мужчи­ны и женщины (Навайтис, 1999; Шнейдер, 2000).

Психология семьи охватывает весь комплекс научных и прак­тических проблем, которые возникают или могут возникать до со­здания семьи, в процессе ее существования и развития, а также после ее распада. Научно-психологические исследования направ­лены на изучение психологических закономерностей сексуальных отношений, эмоционального притяжения и любви, механизмов формирования семьи и определенных типов супружеских и детско-родительских отношений, состава семьи, семейных ролей и позиций, причин дисгармонии в семейных отношениях, психоло­гических факторов благополучия в семейной жизни (Дружинин, 2000; Шнейдер, 2000). Весь комплекс социально-психологических проблем семьи обычно сводят к трем основным группам:

3) взаимоотношения детей и родителей (Психология семейных отношений, 2002; Шнейдер, 2000).

Первым направлением работы практического семейного психолога . является диагностика. Она позволяет получить информацию об отношениях супругов, родителей и детей на разных этапах функци­онирования семьи, психологических дисгармониях или специфике взаимоотношений в данной семье. В качестве средств диагностики семейных проблем, психологического статуса членов семьи и их взаимодействия используются диагностическая беседа или интер­вью, тесты, направленные на изучение разных аспектов семейных отношений (Эйдемиллер, Юстицкис, 1999, с. 279—307; Навайтис, 1999, с. 88—102; Психология семейных отношений, 2002, с. 129—136).

Вторым направлением работы практического семейного психолога является психологическое консультирование. Его цель — психоло­гическая помощь членам семьи в решении их проблем. В зависимо­сти от основной проблемы выделяют добрачное и предбрачное консультирование, по поводу дисгармонии супружеских отноше­ний, по поводу сложностей взаимоотношений с детьми, консуль­тирование в ситуации развода (Навайтис, 1999; Немое, 1999, с, 281—293; Психология семейных отношений, 2002). Семейное кон­сультирование по поводу детско-родительских отношений по со­держанию сходно с психолого-педагогическим. Основным методом психологического консультирования является беседа как диалог консультанта и клиента. Различают следующие виды консультиро­вания: индивидуальное (с отдельным членом семьи), супружеской пары, семьи, групповое консультирование семей (Навайтис, 1999, с. 125—132). Семейное консультирование может осуществляться по телефону, хотя отношение к нему разных специалистов неодноз­начное (там же, с. 102). Организуя психологическую помощь се­мье, консультанты могут исходить из разных теоретических моделей консультирования, основанных на соответствующих психологичес­ких концепциях (Навайтис, 1999, с. 15—87).

Читайте так же:  От одиночества

Третьим направлением работы семейного психолога является пси­хотерапия. Она осуществляет коррекцию серьезной дисгармонии семейных отношений, ставших источником травматизации личности, обеспечивает лечение членов семьи психологическими сред—ствами (Эйдемиллер, Юстицкис, 1999). Возникновение семейной терапии как мировоззрения и метода относят к 50-м годам XX столетия и обычно связывают с работами Н. Аккермана. В своей книге «Психодинамика семейной жизни» он указал на необходи­мость исследования семьи при изучении ряда психических заболе­ваний, предложил методы семейной диагностики и воздействия на семью в терапевтических целях (цит. по Эйдемиллер, Юстицкис, 1999, с. 14). Семейная психотерапия в своих истоках непосредственно не была нацелена на решение социально-психологических про­блем. Она возникла в противовес традиционной индивидуальной терапии членов семьи и стала отраслью медицинской психологии. В настоящее время существуют многочисленные направления се­мейной психотерапии — психодинамическое, коммуникативное, поведенческое и др. Они различаются психологической трактов­кой основных проблем семьи как источника психических и сома­тических заболеваний и применяемыми методами (Эйдемиллер, Юстицкис, 1999, с. 14; Браун, Кристенсен, 2001).

В целом под семейной терапией понимается система пси­хологических воздействий на семью с целью оптимизации ее функ­ционирования (Семейная психотерпапия, 2000, с. 14). Семейная психотерапия может быть определена также как «разговоры (пере­говоры) членов семьи друг с другом, в присутствии и при участии психотерапевта — посредника и переводчика, на том языке, который доступен им» (там же). В этом смысле порой бывает трудно разграничить психологическое консультирование и психотерапию семьи.

Основным объектом семейной психотерапии является семья как источник психической травматизации личности, нарушения в функционировании семьи. В зависимости от основного объекта те­рапии выделяют три ее вида: — психотерапия супружеских отношений;

— психотерапия детско-родительских отношений;

— психотерапия при психических и соматических заболеваниях

отдельных членов семьи (Семейная психотерапия, 2000).

В то же время часто необходимым оказывается комплексный подход.

Семейная психотерапия проводится в различных условиях: в центрах психического здоровья, школах, психолого-педагоги­ческих консультациях, клиниках, агентствах социальной защи­ты, а также в условиях частной практики (Браун, Кристенсен, 2001, с. 300-321).

Андреева Г.М. Социальная психология: Учеб. для высших учеб­ных заведений. — М.: Аспект Пресс, 1998.

Базаров Т.Ю. Практика работы с персоналом в организациях // Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой. — 2-е изд. — М.: Смысл, 1996.-С. 68-87.

Браун Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психо­терапии. — СПб.: Питер, 2001. — 352 с.

Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Политическая психология. — Рос­тов н/Д, 1996.

Гозман Л.Я. Психология в политике — от объяснений к воздей­ствию // Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой. — 3-е изд. — М.: Смысл, 1999. — С. 129—150.

Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология: Учеб. пособие для высших учебных заведений. — М.: Новая школа, 1996.

Дружинин В.Н. Психология семьи. — 3-е изд. — Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 208 с.

Еникеев М.И. Социальная психология: Учебник для вузов. -М.: «Издательство ПРИОР», 2001. — 160 с.

Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Соловьева О.В. (ред.) Введение в практическую социальную психологию. — М.: Смысл, 1999.

Зимичев A.M. Психология политической борьбы. — СПб.: Сай­та, 1993.

Майерс Д. Социальная психология. — СПб.: Питер, 1997.

Навайтис Г. Семья в психологической консультации. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издатель­ство НПО «МОДЭК», 1999. — 224 с.

Немое Р.С. Основы психологического консультирования: Учеб. для студ. педвузов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 528 с.

Парыгин Б.Д. Социальная психология: Проблемы методологии, истории и теории. — СПб.: ИГУП, 1999.

Политическая психология: Учебное пособие для вузов / Под общей ред. А.А. Деркача, В.И. Жукова, Л.Г. Лаптева. — М.: Академи­ческий проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2001. — 858 с.

Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психо­логия: Учебное пособие. — СПб.: Речь, 2000. — 298 с.

Промышленная социальная психология / Под ред. Е.С. Кузь­мина, А.Л. Свенцицкого. — Л., 1982.

Психология семейных отношений с основами семейного кон­сультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др.; Под ред. Е.Г. Силяевой. —’М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 192 с.

Семейная психотерапия: Хрестоматия / Сост.: Э.Г. Эйдемиллер, Н.В. Александрова, В. Юстицкис. — СПб.: Питер, 2000. — 512 с.

Современная психология: Справочное руководство. — М.: ИН-ФРА-М, 1999. -688с.

Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заве­дений / А.Н. Сухов, А.А. Бодалев, В.Н. Казанцев и др.; Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 600с.

Шестопал Е.Б. Очерки политической психологии. — М., 1990.

Шибутани Т. Социальная психология. — М.: Прогресс, 1969.

Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений: Курс лекций. — М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — 512 с.

Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. — СПб.: ЗАО Издательство «Питер», 1999. — 656 с.

Юрьев А.И. Введение в политическую психологию. — СПб., 1992.

1. Назовите три наиболее значительные социально-психологические теории конца XIX века.

2. Труды каких ученых положили начало социально-психологическому направлению в психологической науке?

3. Когда зародилась экспериментальная социальная психология?

4. Когда получила широкое развитие прикладная социальная психология?

5. Когда социальная психология как самостоятельное направление сформировалась в нашей стране?

6. Работы каких европейских ученых наиболее известны в современ­ной социальной психологии?

7. Какие области научных исследований типичны для современной социальной психологии?

8. Какие направления прикладной социальной психологии развивают­ся в настоящее время?

9. Какие три позиции социального психолога возможны при социально-психологическом исследовании на предприятии ?

10. Какие функции выполняет практический психолог на предприя­тии или в организации?

[3]

11. Какие задачи решает практический психолог на предприятии или в организации?

12. Когда начались фундаментальные и систематические исследова­ния в области психологии политики?

13. Назовите конкретные направления практического изучения соци­ально-психологических явлений в сфере политики.

14. Какие научно-практические психологические проблемы изучают­ся в семье?

Видео (кликните для воспроизведения).

15. Перечислите направления работы семейного психолога.

Источники


  1. Стивенс, Хозе От Дао – Земле. Учение Михаила, психология общения и духовный рост / Хозе Стивенс. — М.: Гелиос, София, 2013. — 320 c.

  2. Курпатов, А.В. 7 настоящих историй. Как пережить развод / А.В. Курпатов. — М.: Олма Медиа Групп, 2011. — 437 c.

  3. Перри, Дэнаан Воины сердца. Руководство по разрешению конфликта / Дэнаан Перри. — М.: ПЕРО, 2014. — 190 c.
  4. Хемфельт, Роберт Выбираем любовь. Как победить созависимость / Роберт Хемфельт , Пол Майер , Фрэнк Минирт. — М.: Триада, 2012. — 352 c.
Работа психолога с семеными коммуникациями
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here