Работа со сновидениями

Сегодня обсуждаем тему: работа со сновидениями с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Работа со сновидениями

Сны волновали и очаровывали людей с самых давних времен. Эти бурные, возбуждающие образы, запутанные метафоры и сложные сценарии — результат работы правого полушария мозга.

В упражнениях этой категории вам предлагается несколько способов извлечения пользы из анализа сновидений на сознательном уровне. Готовьтесь к выполнению упражнений, записывая содержание своих снов. Если вы плохо их помните, процесс ежедневной записи поможет подсознательным образам всплыть на поверхность. Вам будет предложено несколько подходов анализу снов, и вы сможете ежедневно экспериментировать с ними.

Представители древних культур, таких как древнееврейская и древнегреческая, верили, что сны — это послания Господа. Человек, умеющий интерпретировать сновидения, был всеми глубоко уважаем. Библия полна историй о снах и их значении. А сны многих лидеров общества оказывали влияние на ход истории. В двадцатом веке Фрейд отметил психологическое значение снов. Его утверждение о том, что сны выражают сексуальные переживания человека, было в штыки встречено обществом, предпочитающим закрыть глаза на это мощное действие подсознания. Карл Юнг согласился с положением Фрейда о том, что сны представляют собой связь подсознания человека с его сознанием, однако возражал против многих его интерпретаций образов, возникающих в сновидениях.

Ученые, занимающиеся исследованием сна, пришли к выводу, что человек наблюдает сновидения около 20 процентов времени, проводимого в состоянии сна. То есть сновидения занимают примерно девяносто минут из восьми часов сна. Об этом свидетельствуют быстрые движения глаз человека, которые могут быть зафиксированы, когда он видит сон. Если человека разбудить в это время, он достаточно ярко сможет рассказать свое сновидение.

Многие психиатры сравнивают сны с рентгеновскими снимками эмоций. Образы, возникающие в сновидениях, передают тревоги, страхи и желания пациентов. Популярность дневников сновидений возрастает, ибо многие люди узнали, что эти ночные послания правого полушария — лучшее средство постичь свой внутренний мир.

Выполняя упражнения этой категории, вы научитесь более подробно запоминать содержание своих сновидений и использовать сообщения из подсознания в реальных ситуациях. Специальные методы, предложенные вам, позволят более ясно понять важную роль, которую «театр сновидений» играет в вашей жизни.

[3]

Сны называют письмами из подсознания. Каждый день, выполняя «Курс тренировки правого полушария мозга», вы будете открывать одно из таких писем и смотреть, есть ли в нем что-нибудь важное. Это могут быть сигналы, предупреждающие о будущих несчастьях, и способы избежать их. Это могут быть письма, раскрывающие вам решение сложной проблемы, или сообщения о том, что вы подсознательно находитесь под властью неприятных чувств, связанных с травмой, нанесенной вам в далеком прошлом. Вы будете использовать специальные приемы для интерпретации различных сложных кодов, с помощью которых правое полушарие мозга представляет эти сообщения.

Джеймс С. Гротштейн, доктор медицины, психоаналитик, многое рассказал мне о тайнах интерпретации сновидений. В своей книге «Отважусь ли я перевернуть Вселенную» он пишет:

«Когда я учился на втором курсе медицинского института, в ночь перед заключительным экзаменом по фармакологии мне приснился сон, который я вспоминаю по сей день. Действие происходило на севере Шотландии, в горной, унылой, покрытой вереском местности. Был сильный туман. Вдруг туман стал мед ленно рассеиваться, из него появился ангел и спросил: «Где Джеймс Гротштейн?» Голос его звучал торжественно, литанически. Туман медленно окутал фигуры ангела, и казалось уже, что он никогда не существовал и не разговаривал со мной. Затем, как в заранее подготовленной сцене, туман снова расступился, но уже чуть поодаль, и на выступе скалы, окутанном облаками, появился другой ангел. В ответ на вопрос первого он произнес: «Он там, наверху, размышляет над дозой печали на Земле».

. Очнувшись от сна, я задумался над странным смыслом состояния спокойствия, овладевшего мной. Ему я был обязан успешной сдачей всех последующих экзаменов. Эта мысль завладела моим вниманием, и я верю до сих пор, что спокойствие исходило из этого красивого и поэтичного сна.

. Постепенно я начал осознавать, что мой сон был пьесой или малой частью какой-то большой постановки. Сюжет ее задуман опытным драматургом, над ее созданием трудились финансовый и исполнительный продюсеры под началом директора, обладающего великолепным чутьем в выборе острого и драматического момента. Пьеса поставлена сценическим дизайнером, сумевшим облечь сюжет сна в художественное оформление, выдвигающее на первый план максимальную силу чувств, и директором актерского состава, компетентным в средневековой, и романтической природе театральности. В итоге, я желал быть представленным автору.

Именно он сильнее всего интриговал меня и в такой же степени огорчал, потому что я одновременно восхищался его сценарием и чувствовал себя таким чужим ему. Часть моего Я, сочинившая этот сон, была восхитительной, вызывающей зависть, идеальной и совершенно мне незнакомой. Незнакомой настолько, что с таким же успехом это мог быть и кто-то другой, а не я сам».

Выполняя упражнения, использующие сновидения, вы изучите специальные приемы для встречи с автором, режиссером и директором ваших снов. Когда вы узнаете, как задавать им вопросы и как воспринимать их ответы, вы сможете с наибольшей пользой «эксплуатировать» эти сообщения правого полушария мозга. Помимо этого, каждый из этих персонажей является составной частью вашего творческого Я. Эта сила заключена внутри вас, и решение, использовать ли ее потенциал, также зависит только от вас.

Джеральд Эпштейн, доктор медицинских наук, психиатр Синайской школы медицины в штате Нью-Йорк, писал:

«В лечебной практике я часто использую сны, чтобы помочь людям решать насущные проблемы. Я предлагаю пациентам обратиться к самим себе с просьбой увидеть сон, который даст ответ на вопрос, сформулированный перед сном. Я предлагаю представить в уме белый Круг, когда человек лежит в кровати с закрытыми глазами. Внутри этого круга он должен «написать» вопрос, на который хочет получить ответ во сне, и затем обратиться к себе с просьбой увидеть этот сон. После пробуждения сон должен быть записан для изучения и анализа с целью выяснения ответа, заключенного в нем».

Среди народов, далеких от нашей западной культуры, встречаются племена, далеко шагнувшие в понимании и интерпретации сновидений. В джунглях Малайского полуострова живет удивительное племя сеноев. Насилие в любой форме — редкость среди них; они живут в мире со своими соседями и крайне редко проявляют признаки, душевного беспокойства. Мягкость характера и творческие наклонности отличают их от других нецивилизованных племен.

В 1972 году антрополог Килтон Стюарт, изучавший психоанализ, писал об этом необычном народе, уделяющем так много внимания интерпретации снов. Он описывал типичную сенойскую семью, собравшуюся утром за завтраком. Все по очереди, даже едва способные разговаривать маленькие дети, рассказывают о сновидениях, посетивших их ночью. Каждый раз участники этой беседы отчетливо помнят содержание своих снов, поскольку в силу воспитания они с детства нацелены на их запоминание. Например, ребенок может рассказать о сне, в котором его пре следовал тигр (тигры — вполне реальное явление повседневной жизни сенойских детей). Обсуждая сон, отец спрашивает мальчика, что он делал в этой ситуации. Ребенок отвечает, что со всех ног убегал с тигра.

Читайте так же:  Планирование семейного бюджета

В соответствии с сенойскими традициями, отец объясняет мальчику, как следует себя вести при встрече с враждебными персонажами в сновидениях. Лучший совет, который отец мог бы дать своему сыну в данной ситуации, — это встретиться с опасностью лицом к лицу; тигр может напасть как раз лишь в том случае, если начать убегать от него. Если ребенок продолжаете сомневаться в способности победить зверя, отец советует ему позвать на помощь «друзей из снов».

Встреча лицом к лицу с опасностью и преодоление ее — основное правило в жизни сеноев. Далее ребенок узнает, что побежденный тигр должен предложить ему подарок — что-нибудь полезное для него или его племени. Это может быть песня, танец или фасон костюма, но это обязательно должен быть хороший подарок. И если он недостаточно хорош, ребенку советуют вернуться к тигру и попросить еще лучший. В заключение ребенку говорят, что в скором времени он опять встретится с этим тигром во сне, но теперь уже будет знать, как себя вести в такой ситуации. Стюарт утверждает, что ребенок обязательно увидит снова этот же сон и поведет себя в соответствии с правилами, принятыми среди сеноев.

Если сеной рассказывает о сне, в котором он падал, ему отвечают, что это был замечательный сон. Ему советуют при следующем падении во сне продолжать падать, представив себе, что он летит, и наслаждаться этим ощущением вплоть до момента приземления. В месте приземления его обязательно будет ждать что-то новое и интересное. Если же он приземлится в недружелюбном месте, «друзья из снов» помогут ему.

Каждый молодой сеной в своих снах должен изучить три принципа, жизненно важные для его созревания: смотреть опасности в лицо и преодолевать ее, стремиться получать удовольствие и достигать положительного результата. К моменту, когда сеной переходят от юности к зрелости, им очень редко снятся ночные кошмары. Вместо этого каждый сон способствует самосовершенствованию, возникновению творческих идей и полезных для племени предложений.

Нам будет гораздо сложнее управлять нашими снами, чем ребенку, воспитанному в традициях культуры, в которой сновидениям уделяется так много внимания. Большинство из нас не способны тратить достаточно времени и энергии для управления снами. В «Курсе развития правого полушария» мы будем использовать некоторые приемы этой технологии для выполнения упражнений. Не во сне, а в управляемом сознательном состоянии мы будем учиться перестраивать структуру наших сновидений. В состоянии глубокого расслабления мы будем использовать фантазию и принципы сеноев, чтобы пересмотреть заново наши сны и изменить события, происходящие в них, так, чтобы достичь эмоционального удовлетворения. Я не обещаю, что ваши ночные кошмары изменятся в результате этих упражнений, — хотя это наверняка, произойдет, — однако я уверена, что вы сможете извлечь неоценимую выгоду из переработки отдельных снов для достижения понимания и эмоциональной силы. Например, на своих семинарах я открыла, что люди, научившиеся летать в воображении и снах, глубоко осознают смысл свободы и широкие возможности своего поведения в различных ситуациях.

Нет более короткого пути к нашему подсознанию, чем через дверь, открывающуюся в мире снов. На протяжении шестидневного курса вы получите возможность пройти по этому пути, руководствуясь специальным путеводителем, предложенным в упражнениях этой категории.

Способы терапевтической работы со сновидениями.

Известно, что целью сна как физиологического феномена является восстановление активной деятельности организма. При этом сновидение выполняет совсем другую функцию. Согласно современным представлениям, оно необходимо как специфический механизм самонастройки психики. Его можно назвать процессом перекодировки информации, получаемой индивидуумом из внутреннего и из внешнего мира (Гингеры, 1999, Петрова, 2003). Состояние сновидения физиологически характеризуется интенсивной деятельностью лобных отделов коры правого полушария головного мозга, а также активацией лимбической и гипоталамической систем.

Само сновидение представляет собой серию визуальных образов (чаще иллюстрированных аудиально) или своеобразный фильм, который можно рассматривать подобно тому, как мы рассматриваем произведения искусства. Сюжеты сновидений, как и сюжеты произведений искусства, во многом определяют особенности культуры данной эпохи и самый ранний сенсорный опыт индивидуума (даже перинатальный). Однако замечено, что некоторые сюжеты и символы у людей из разных эпох сходны и, возможно, обусловлены коллективным бессознательным. Универсальные конструкты человеческой психики — архетипы (по К. Юнгу) вызывают самые удивительные сны — сновидения-посланники, сновидения-сообщения.

[1]

Исторически рассмотрение сновидений в психологии и психотерапии вначале шло по пути интерпретации отдельных об-разов и смыслов всего сновидения. Работа 3. Фрейда «Толкование сновидений» положила начало мнению (надолго ставшему общепринятым) о том, что вытесненные импульсы и желания зашифрованы в снах в виде визуальных образов-символов. Расшифровка этих образов-символов помогает понять (по Фрейду), что происходит с человеком и каковы его вытесненные желания. Эта гипотеза легла в основу огромного культурного пласта двадцатого столетия (изобразительное искусство, литература, скульптура, кино), буквально пронизанного психоаналитическими символами и образами. Энциклопедически образованный Карл Юнг расшифровывал архетипические образы и сюжетные ходы сновидений по аналогии с мифами и сказками.

Акценты в работе со сновидением в гештальт-подходе ставятся по другому — это обращение к тем образам, которые возникли в данном сновидении в гештальт-эксперименте. Ф. Перлз (1996) вслед за Карлом Юнгом и Отто Ранком считал, что каждый персонаж сновидения — это часть нашей разделенной самости, кусочки нашего «Я». Сновидение трактуется как проекция, и каждая его часть, имеющая отношение к сновидцу или не имеющая, представляет самого сновидца. Это может быть проекция чувства, личностной роли или какого-либо состояния. Система отношений между отдельными элементами сновидения отражает систему отношений в пространстве внутреннего мира Клиента и в пространстве его отношений с окружением. Припомнет смысла анализировать такие кусочки, как символы (подобно психоанализу), разрывая их на еще меньшие элементы.

Наоборот, гештальт-терапевт стимулирует интеграцию этих отчужденных частей, для того чтобы человек почувствовал себя целостным. Говоря «целостным», Ф. Перлз имеет в виду хорошо функционирующим, способным опираться на себя, способным продолжать свой личностный рост. Техника работы со сно-видением нацелена на осознавание, переживание и ассимиляцию проекции. Сновидение обычно воспринимается сновидцем как нечто пришедшее извне и не поддающееся контролю. Когда же части сна разыгрываются как аспекты собственного существования (Даунинг, Марморштейн, 2003), ответственность тем самым возвращается личности и сновидение становится отправной точкой для нового опыта.

Способ, предложенный Ф. Перлзом (1996, 1998), называется «идентификация с образом сна». Клиент должен идентифицироваться с каждой частью сновидения, идентификация — это противодействие отчуждению. Проекция — это отчуждение частей «Я», восприятие чего-то как не принадлежащего самому индивидууму. За проекцией скрывается отвергаемая клиентом потребность, потребность, не имеющая открытого выхода в осознавание и поведение. Кроме того, сон — это экзистенциальное послание, касающееся нашего существования. Сновидение для Перлза связано с обнаружением своего истинного «Я» (Ф. Перлз, 1996). В особенности это касается часто повторяющихся и одинаковых сновидений. Работа со сновидением состоит из нескольких шагов.

Читайте так же:  Сексуальность и сексапильность как приковывать к себе мужские взгляды

1-й шаг. Рассказывая сон, человек излагает его как некую историю. Обычно он делает это в прошедшем времени. Терапевт записывает или запоминает рассказанный сон дословно.

2-й шаг. Для оживления сна прошедшее время заменяется на настоящее, и тогда клиент погружается в особое состояние, предположительно идентичное тому, которое было при первичном «просматривании» сна. И поскольку это происходит наяву, клиент может осознавать свои мысли и чувства, а также исследован, свои реакции. Текст сновидения — уже свершившееся событие (законченная форма), и менять его не рекомендуется (Петрова, 2003). Однако можно искать ассоциации, погружаться в соматические ощущения и искать параллели с реальностью.

3-й шаг. Живое разыгрывание сновидения. Клиент берет на себя роль постановщика сна (интегрирующую роль), который должен быть восстановлен во всей его жизненной полноте. В этом сне имеются персонажи, одушевленные или неодушевленные, на которых клиент будет реагировать по-разному. Отождествляясь с этими персонажами, становясь ими, клиент возвращает себе отторгнутые части. При этом он говорит и движется как персонаж из сна (человек, предмет или стихия), углубляя свои чувства и переживания.

В работе со сновидением терапевт способствует фокусировке клиента, погруженного в переживание собственных образов. Находясь вне пространства сна, терапевт привлекает его внимание к отдельным деталям происходящего, сохраняя при этом нейтралитет и любопытство (Петрова, 2003) по поводу каждой из фигур сновидения. Его задача — побудить клиента усилить телесный компонент переживания, найти точное движение и интонацию, выразить себя от имени персонажа. Для усиления фокусировки он может попросить нарисовать иллюстрацию к сну, использовать для драматизации реальные предметы в комнате, а если работа проходит в группе — построить композицию сна и разыграть его в пространстве.

Итак, задача терапевта — побудить клиента контактировать

1) с миром сновидения;

2) со своими чувствами;

3) с присутствующими людьми (и терапевтом);

4) с реальными людьми, которым адресованы какие-либо чувства.

При этом гештальт-терапевт гибко меняет акценты, выбирая то, что нужно для него и для клиента в данный момент времени. Здесь нет определенной последовательности, заданного заранее алгоритма. Спектр реакций терапевта зависит от его собственного чувственного осознавания и чувственного осознавания клиента. В работе со сновидениями используются традиционные для гештальт-терапии приемы: побуждение к осознаванию, монодрама, амплификация, работа с полярностями, исследование контакта и отступления.

Если клиент, работая со сном, говорит что-то себе, гештальт-терапевт побуждает его сказать это тому, кому это направлено на самом деле. Все слова «это», «оно» заменяются в обращениях на «я». Какие бы направления ни приняла работа со сновидением, она всегда будет соответствовать отношениям человека с другими людьми и внешним миром.

Сновидение, особенно относящееся к тому, что происходит, может стать хорошим материалом для работы в групповом контексте. Дж. Зинкер, например, использует сновидение как театр, где участники группы, становясь персонажами сна, разыгрывают различные его части. Главное действующее лицо может распределять роли, участники терапевтической группы могут также предлагать себя на разные роли. Участники могут поделиться со сновидцем своими проекциями (фантазиями, ассоциациями) по поводу его сна, рассказать сновидение «от себя», сыграть пантомиму и построить пространство сна и т. п. Интересен и вариант работы с анти-сновидением по Дан. Хломову (Петрова, 2003). При этом повышается эффективность личной работы участников группы (по сравнению с ролью наблюдателей работы терапевта со сновидением у Ф. Перлза).

Однако работа со сновидением как с проекцией клиента не является единственным способом. Сновидение по И. Фрому может быть рассмотрено и как ретрофлексия чувств, желаний и мыслей, не проявленных в реальной жизни и направленных обратно внутренний мир. «Сны обычно отражают потребности пациента, а именно — что ему нужно от аналитика. [. ] В снах запечатлеваются [. ] бессознательные компоненты контрпереноса, которые являются весьма важными» (Хилл, 2000). Своим сном сновидец бессознательно говорит себе то, что должен сказать терапевту (или кому-либо еще). Эти переживания по какой-либо причине отвергнуты индивидуумом и, соответственно, могут быть восстановлены в терапии. Сновидение как ретрофлексия может быть рассмотрено в том случае, когда оно приснилось накануне или после сессии (или по содержанию оно связано с терапией и терапевтом).

В одном из вариантов работы, предлагаемом Ж.-М. Робином (Петрова, 2003), терапевту рекомендуют действовать следующим образом. Клиент рассказывает содержание своего сновидения, а терапевт побуждает его осознать связанные с этим чувства. Затем обсуждаются чувства клиента к терапевту и их возможное сходство с чувствами по поводу сновидения. Проще всего адресовать чувства, если приснился сам терапевт, но возможна и подмена фигуры — когда функциональную роль терапевта в сновидении играет другой персонаж, в отношении которого клиент высказывает свои чувства.

Таким образом, работая со сновидениями, терапевт использует четыре основные стратегии, зависящие от контекста происходящего в терапии, и их стадии:

Сообщение терапевту о сне исследуется в плане отношений терапевт-клиент: сон рассматривается как повод к контакту и определенное послание. Терапевт ориентируется в том, как данный сон отражает особенности терапевтических отношений.

[2]

Сновидение отражает незавершенное действие в социальном контексте, которое нужно раскрыть, рассмотреть и завершить.

Сновидение рассматривается как проекция актуального чувства или желания. Терапевт работает с внутренней феноменологией клиента.

Сновидение изучается в контексте отношения клиента к себе самому, особенностям оценки, чувств и представлений.

| следующая лекция ==>
Терапевтическая работа с метафорами в гештальт-терапии. | ФАНТАЗИЯ И ВИЗУАЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ КЛИЕНТА В ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ СЕССИИ. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ РАБОТЫ С ВИЗУАЛЬНЫМИ ОБРАЗАМИ

Дата добавления: 2017-08-01 ; просмотров: 208 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

РАБОТА СО СНОВИДЕНИЯМИ В ТЕРАПИИ

Я люблю работать со снами. Я обнаружил, что они обладают возможностью продвигать терапевтическую работу на новый уровень, как в индивидуальной, так и в групповой терапии. Сны повествуют из пространства, которое находится за пределами привычного, и часто направлены к тому, к чему не обращаются или избегают в жизни и терапии.

На семинаре мы обсудим способы, c помощью которых мы могли бы работать со снами. Это не комплект из и/или: сны могут работать на многих уровнях одновременно. Сновидения — невероятно художественные и многослойные выражения. Они являются проявлением способности человека к творчеству, к жизни вне непосредственной данности и к воображению мира, который пока еще не существует, но над созданием которого в реальности мы можем работать.

Также мы поговорим о способах расширения значения сновидений и работы со снами в Гештальт подходе в отношении нашей бодрствующей жизни, рассматривая нашу жизнь как повторяющийся наяву сон.

Читайте так же:  Как сделать верный выбор или подсознание подскажет ответ!

Работа со снами в гештальт-терапии

«Мне снился сон. Я был мечом,
Я был тогда мечом.
Я был дорогой и конем,
Скалою и ручьем.
Я был грозой и летним днем,
Прохожим и его плащом,
Водою и огнем».

«Сновидения никогда не занимаются пустяками».

Сон – удивительно сложный и многосторонний процесс. И эта часть человеческого бытия издавна занимала умы людей, до сих пор вызывая множество вопросов.

Сновидения – как самостоятельная маленькая жизнь, насыщенная событиями и эмоционально заряженная. Часто мы можем просыпаться с ощущением легкости и счастья, или, напротив, сильного страха – хотя даже не всегда можем вспомнить, какие события из сна пробудили в нас эти эмоции.

Издревле люди придавали большое значение интерпретации сновидений. В древние времена сны зачастую воспринимались как пророчества, несущие благие или наоборот дурные предзнаменованиям. Часто сновидение воспринималось как особое пространство, где божественные силы общались с человеком, транслируя ему свою волю.

В самых разных уголках мира толкование сновидений считалось почетной профессией, и многие правители имели при дворе собственного толкователя, который помогал им расшифровать смысл привидевшихся образов. Вплоть до настоящего времени разнообразные сонники пользуются большой популярностью.

Видео (кликните для воспроизведения).

Часто мы воспринимаем сны как что-то, не вполне принадлежащее нам, ведь, являясь их авторами, мы, тем не менее, не можем вмешиваться в ход событий. Существуют, однако, специальные техники, призванные человеку помочь управлять своими сновидениями, но это тема для отдельного исследования.

Сейчас уже ни для кого не секрет, что сон – важнейший процесс, необходимый для восстановления нервной системы и обработки опыта, полученного за день. Образы сновидений возникают на основе пережитого опыта самого сновидца.

[3]

Психологическая работа со снами

В психологии существует множество подходов к работе со снами. Со времен Зигмунда Фрейда, посвятившего этой теме не одно десятилетие, принято считать, что сон – это некоторое послание, идущее в обход защитных механизмов психики. Что-то, что человек не готов осознать или воспринять, желания и чувства, которые он не рискнул проявить в реальной жизни – все это кодируется в символической или метафорической форме.

Исследуя сны, мы получаем возможность соприкоснуться с тем, что обычно скрыто или недоступно для осознавания, и порой, на этом пути совершаются действительно глубокие и неожиданные открытия.

Работа со снами всегда вдохновляла меня как терапевта. Есть что-то очень захватывающее в этой неопределенности – ни я, ни клиент никогда не знаем, к чему приведет это погружение. Это тот опыт, который рождается прямо здесь и сейчас из образов и метафор, порой очень причудливых, на первый взгляд зачастую абсурдных, не несущих в себе никакого смысла. Тем удивительнее наблюдать за тем, как образы и фигуры из сна наполняются содержанием и оживают.

Работа со снами в гештальт-терапии

В отличие от сторонников классического психоанализа, гештальт-терапевт не стремится интерпретировать сон клиента, навязывая какие-либо значения различных персонажей или образов из сна. Здесь не существует готовых инструкций или рецептов.

Согласно гештальт-терапии, сон создается полностью из «материалов заказчика» – фантазий, переживаний, страхов, представлений, пережитого опыта, частей личности, принимаемых или отвергаемых человеком.

Таким образом, любой элемент представляет собой часть личности или внутреннего мира сновидца. Задача психотерапевта – помочь клиенту обнаружить и проявить эти части, понять, какой смысл они играют в его жизни.

Так, например, сны могут отражать те или иные неоконченные ситуации или отношения, которые психика пытается завершить на символическом уровне, разыгрывая их во сне. Особенно это относится к сюжетам, повторяющимся раз за разом.

В таком случае, работа терапевта будет направлена на то, чтобы обнаружить связь сна и незавершенной ситуации из реальной жизни и найти форму и способ для того, чтобы закончить ее.

Другой взгляд на сновидения предлагает рассматривать их как ретрофлексию — сдерживание переживаний и «запирание» их в своем внутреннем мире.
Тогда помощь психолога будет связана с осознаванием и дифференциацией этих переживаний и неудовлетворенных потребностей, лежащих за ними.

Техника работы со сновидениями

Необязательно работать с целым сном, можно взять тот отрывок, который запомнился сильнее всего. Скорее всего, именно он и будет самым значимым. Кроме того, эта техника подходит для работы с грезами или фантазиями.

Важны не только персонажи сна, но и все ключевые объекты или образы, которые там присутствуют. Это может быть дом или ведущая в него дверь, река или ручей, пейзаж за окном, птица, смутная тень, которую невозможно увидеть, но ее присутствие отчетливо ощущается – все что угодно, что привлекает внимание сновидца и оказывается сильно заряженным.

Это может быть как что-то очень привлекательное, так и пугающее или отвратительное – главное, что оно вызывает в вас достаточно сильные переживания. При совместной работе с психологом, он помогает клиенту максимально полно погрузиться в ткань сновидения, выделить основные фигуры сна и выбрать наиболее заряженные из них.

Для работы используется следующая техника, с которой вы можете поэкспериментировать самостоятельно:

  • В начале работы терапевт может предложить клиенту рассказать его сон так, как если бы он происходил с ним прямо сейчас, от первого лица. Это делает переживания, связанные со сном, более яркими и позволяет человеку полнее погрузиться в мир сновидения.
  • Затем сновидец выбирает один из объектов и пробует пересказать сон от лица этого объекта, взяв на себя его роль. Если идентификация с каким-то из образов вызывает сильное сопротивление, то, скорее всего, именно он олицетворяет наиболее актуальную сейчас проблему.

«Я — двухэтажный дом, что-то вроде лофта. Меня легко найти, если знать, где искать. Я стою в укромном уголке, где городская суета доносится лишь приглушенными отголосками.
При входе висит небольшая деревянная резная табличка и гирлядна из лампочек. Я рад гостям, но, пожалуйста, заранее предупреждайте о своем визите. И, заходя, вытирайте ноги.

Где-то в глубине у меня играет негромкий джаз. Для усталого путника всегда найдется место у камина с чашкой чего-нибудь вкусного. В тоже время, можно поработать в спокойной обстановке или, наоборот, собраться хорошей компанией: побеседовать, поиграть на гитаре, выпить глинтвейна.
А еще у меня достаточно пространства, чтобы подвигаться и потанцевать.

На втором этаже есть небольшая открытая веранда , где хорошо сидеть летними вечерами. А для пущей романтики можно выбраться на пологую крышу — встречать рассветы и провожать закаты».

Дайте себе возможность для спонтанности и эксперимента: попробуйте изобразить этот образ телесно, экспериментируя с движением в пространстве, позой, интонациями, темпом и тембром голоса и другими невербальными средствами.
Если эта работа проводится совместно с терапевтом, то в процессе этой игры он обращает внимание на то, как живет ваше тело, помогает ему обнаруживать чувства и ощущения, связанные с рассказом.

  • В зависимости от ситуации, психолог может предложить вам разыграть диалог между несколькими фигурами из сна, попеременно вживаясь в образ каждой из них. Такой прием позволяет прояснить отношения между фигурами во сне, если в них обнаруживается какой-то конфликт или другие сильные переживания.
  • После завершения этого эксперимента, важно подумать о том, как переживания и размышления, проявившиеся во сне, связаны с реальной жизнью. На какие ситуации из вашего опыта похожа эта история? Что или кого она напоминает? С кем был бы возможен такой диалог? На какие отношения в вашей жизни это похоже?
Читайте так же:  О женщине и её предназначении

Вдумчивые ответы на эти вопросы могут помочь увидеть беспокоящую вас ситуацию под другим углом и привести к новым открытиям.

Учебно-консультативный центр Духовного развития

Психология сна. Методы и техники работы со сновидениями

Психология сна – это область научных психологических исследований, объектом которых являются сны и сновидения, их значение и роль в психике человека. Психология сны и сновидения считает неотъемлемой частью психической жизни человека, выражением его бессознательных желаний, влечений, страхов, агрессивных побуждений. Работа со сновидениями в рамках консультативного или психотерапевтического процесса может значительно облегчить поиск причин проблемной ситуации клиента, а также нахождение путей выхода из нее. Сны в психологии – это отличный материал для психологической диагностики и коррекции.

Научиться профессионально работать со снами возможно! практический семинар даст вам базовые знания в области психологии сна. Вы освоите несколько техники приемов практической работы со сновидениями. Знания и навыки, полученные на данном практическом семинаре, помогут Вам в работе с Вашими собственными снами, позволят Вам лучше себя узнать и понять. Откройте по-настоящему для себя мир сновидений и получите еще один важный ресурс для счастливой жизни!

ПРОГРАММА СЕМИНАРА

  1. Сонники Древнего мира
  2. Традиционные подходы к сновидениям в некоторых племенах
  3. Понимание языка сновидения: механизмы и архетипы
  4. Определение понятия «сновидение»
  5. Механизмы сновидения
  6. Личное бессознательное
  7. Коллективное бессознательное

Методы работы со сновидениями

  1. Психоанализ Зигмунда Фрейда в работе со сновидением
  2. Юнгианский подход при толковании сновидений
  3. Концепция работы со сновидениями Альфреда Адлера (индивидуальная психология)
  4. Метод гештальт-терапии в работе со сновидениями
  5. Толкование сновидений с использованием онтопсихологии
  6. Метод мандалы сновидений
  7. Психодраматический подход в работе со сновидениями
  8. Архетипическое исследование сновидений
  9. Метод работы со сновидениями Вильяма Стюарта

Техники работы со сновидениями

1. Техники, направленные на развитие образной сферы
  • Техника-визуализация «Сад чувств»
  • Техника-визуализация «Радуга»
2. Техники, подготавливающие к работе с образной сферой
  • Техника «Виртуальный предмет»
  • Техника «Я – чайник»
3. Техники, направленные на развитие умения запоминать сновидения
  • Техника «Рассказ задом наперед»
  • Техника «Запоминание сна»
4. Техника работы с полузабытым или искаженным сновидением

5. Техника «Дневник сновидений»

6. Анализ образов сновидений

7. Техника «Свободные ассоциации»

8. Техника «Развитие навыков молчаливого невмешательства»

9. Техника «Амплификация»

10. Техника « Челнок»

11. Техника «Диалог снов»

12. Техника «Портрет персонажа сновидения»

13. Работа с архетипическими образами

5. Техника работы с архетипом «Персона»
  • Техника работы с архетипом «Тень»
  • Задание для самостоятельной работы
  • Задание для работы с клиентами
  • Общие рекомендации для всех техник при работе с клиентами

Методики работы с архетипическими образами сновидений

1. Методика «Архетипическое исследование сновидения»
  • Техника самоназывания
  • Техника разговора с образами на двух стульях
  • Техника разговора с образами с вживанием в образ
  • Техника разговора с образами с активным воображением
  • Техника перепроживания сновидения
  • Техника работы со сном, как с цельным образом
2. Методика «Шесть ведущих принципов работы с устрашающими образами»

Сны снятся абсолютно всем, а люди, утверждающие, что не видят их, просто не запоминают сновидения. Мы спим примерно треть суток, что в глобальном масштабе – треть нашей жизни. Мы видим сновидения лишь в определенной фазе сна (фазе быстрого сна), которая составляет примерно пятую часть всего времени сна. Если человек прожил 75 лет, то примерно 25 лет он спал, и 5 лет из этих 25 он видел сны. Пять лет сновидений! Имеют ли они какое-то значение? Безусловно, да!

Сны и сновидения всегда вызывали у людей живой интерес, а нередко и самый настоящий священный трепет. В древние времена сновидения считались посланием богов, подсказкой со стороны высших сил о том, как следует поступить или же предупреждением об опасности или несчастье. Толкователи снов высоко ценились и почитались. За время существования интереса к значениям сновидений было создано огромное количество примет на эту тему и сонников – сборников значений тех или иных символов в сновидении. Но далеко не всегда это совпадает с тем, что на самом деле означают сны в психологии человека.

Одной из первых, а также наиболее известных и популярных по сей день научных работ в области психологии сна по праву считается «Толкование сновидений» З. Фрейда. Основатель психоанализа выявил, что во снах находят свое отражение глубинные процессы, происходящие в психике. Все то, что человек старательно вытесняет и подавляет, либо то, на что он упорно не обращает внимания, находит свой выход, в том числе и в сновидениях.

Подходы к работе со сновидениями.

З. Фрейд рассматривал сновидения как символическое исполнение желаний. В настоящий период используется расширенный подход к пониманию сновидений как средства самопрезентации (реализации представлений о себе, своем теле, паттернах поведения), как процесс решения проблем. В сновидениях не только выявляются вытесненные желания и конфликты, но и осуществляется репетиция будущих действий.

Техника интерпретации сновидений, предложенная З. Фрейдом, реализует четыре варианта работы психотерапевта. Во-первых, можно стимулировать сновидца приводить свои ассоциации к элементам сновидения в том порядке, в котором они встречаются в сновидении. Во-вторых, можно начать работу с наиболее яркого элемента сновидения. В-третьих, можно вообще игнорировать содержание сновидения и спросить пациента, какие события предыдущего дня ассоциируется у него с описанным сновидением. Наконец, можно предложить пациенту самому решать, с каких ассоциаций к сновидению он начнет. Основой интерпретации сновидений выступают ассоциации. Д. Спенс подразделяет ассоциации на первичные и вторичные: первичные связаны со сновидением и его подробностями, вторичные – уводят от сновидения к более широким обобщениям, но подсказаны сновидением. Первичные ассоциации тем точнее интерпретируются, чем к более узкому периоду жизни до сновидения они относятся. Во вторичных ассоциациях возможна сверхинтерпретация.

Т. Френч и Э. Фромм комментируют технику интерпретации сновидений. Они считают, что различные смыслы сновидения должны соответствовать друг другу, а также эмоциональному состоянию пациента в момент сновидения. Нельзя, по мнению этих авторов, принимать часть за целое. Следует соотносить текущую проблему и подобную проблему в личной истории. Успешная интерпретация возможна лишь на основе нескольких сновидений. С. Лоун предлагает не интерпретировать те аспекты, которые помогали бы и поддерживали сновидца, предостерегает против поспешных интерпретаций.

Существуют некоторые расхождения во взглядах более ранних и современных психоаналитиков по поводу работы со сновидениями. Многие современные психодинамические терапевты (например, К. де Моншо) полагают, что терапевтическую ценность имеет не только анализ латентных смыслов сновидений с помощью ассоциаций, но и сообщения пациента о сновидениях с целью реализации бессознательных желаний и защиты в трансферентных отношениях. У. Грунерт возражает против мнения З. Фрейда о том, что само по себе содержание сновидения, без включения ассоциаций сновидца, может оказаться бесполезным для интерпретации; нельзя исключать интерпретацию образов и событий, сопровождающих их эмоций и аффектов. Имеются разногласия по поводу письменной фиксации сновидений. З. Фрейд считал фиксацию ненужной, так как важные сновидения не забываются, когда бессознательное готово к проработке. Дж. Слэп полагает, что запись помогает лучшему пониманию сновидения.

Читайте так же:  Чтоб не села батарейка или где взять силы для счастья

Дата добавления: 2015-01-19 ; просмотров: 666 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Работа со сновидениями

Около трети жизни мы проводим в состоянии сна, попадая при этом в совершенно другую реальность, где невозможное становится привычным, а обычное — причудливым, где странным образом переплетаются и сосуществуют мифология и обыденность, страхи и желания, боги и демоны, иллюзия и глубокое знание. Именно поэтому удивительный мир сновидений с глубокой древности привлекает людей своей тайной, не раскрытой и по сегодняшний день.

Для многих людей сон — это всего лишь отдых, а сновидение — необычное приложение к нему, странная причуда уставшего за день мозга. Но для тех, кто видит в сновидении дар самому себе, мудрое послание или дорогу в иной, волшебный мир, открываются вещи столь необычные, сколь необычна и сама природа человеческого разума и человеческой души.

Множество нейрофизиологических исследований, проведенных над мозгом во время сна, показывают, что сновидения являются необходимыми для нормального функционирования организма. Оказывается, что все люди видят сны, но не все помнят о них. Как пишет С. Кардаш, «в сновидениях находит отражение любая поисковая активность человека. Чем в более сложной обстановке находится человек, тем больше снов ему снится». Об этом говорит, например, то, что, по данным К.Ф. Касаткина, больные люди видят сновидения в течение 87-100% всего периода сна, в отличие от здоровых (54-76%). Интересно, что у новорожденных младенцев фаза быстрого сна (во время которой сняться сновидения) занимает примерно 50%, а у недоношенных — 75%. Как считает нейрофизиолог Э. Каструбин, во время внутриутробного развития ребенок видит сны практически непрерывно, получая при этом информацию, которой в дальнейшем будет пользоваться подсознание. Историческая динамика развития важнейших подходов к толкованию сновидений выглядит следующим образом. По Х. Дикманну, таких фундаментальных подходов всего три.

Первый распространен среди первобытных культур. Сон представляется в них частью внешней реальности; в нем нет ясного различия между бессознательными фантазиями и реальной жизнью. По-видимому, то же можно наблюдать у маленьких детей. Интересным отличием этого подхода является то, что становится ответственным не только за то, что он делает в своих сновидениях, но и за поступки, совершенные им в сновидениях других людей.

Второй подход рассматривает сновидение как сообщение, посланное Богом, и видит в нем, прежде всего предсказание. Для этого подхода характерна идея о том, что сновидение — это зашифрованное сообщение, требующее умелой расшифровки.

И, наконец, третий и, по мнению Х. Дикманна, последний подход — это современный. В основе работы со сновидениями лежит индивидуальный аспект. Каждый сон, каждый его мотив и элемент соотносится с индивидуальной историей клиента, то есть с его личным опытом, хотя коллективным, архетипическим чертам также уделяется внимание.

Преимущество психодраматической работы со сновидениями, как можно видеть, заключается в возможности символической драматизации продолжения сновидения, которое в жизни обычно прерывается.

Приходя в этот мир, мы учимся познавать его — видеть белое и черное, отличать правду от лжи, определять «что такое хорошо и что такое плохо»; мы учимся разговаривать и слушать, спрашивать и отвечать, ставить цели и достигать их. Мы учимся разделять каждое явление на противоположные составляющие с тем, чтобы прийти к видению целого.

«Медитация» происходит от латинского слова meditor — «раздумываю, размышляю»; страдательное причастие от этого глагола meditari означает «движимый к центру». По-видимому, уже само происхождение этого слова, содержащее в себе несколько столь интересных значений, определило его дальнейшую судьбу и широкие возможности использования.

Медитация в той или иной степени является неотъемлемой частью всех духовных и религиозных традиций. Например, в христианстве — это молитва, в некоторых восточных религиях — чтение мантр, созерцание.

Процесс медитации включает четыре стадии: расслабление, сосредоточение, собственное медитативное состояние и выход из медитации. Расслабление. Это первая стадия медитации, которая предполагает устранение нервно-мышечного напряжения. Обычно для этого используются навыки аутогенной тренировки, которые помогают снизить количество сигналов, поступающих в головной мозг от внешнего мира и нервно-мышечного аппарата, тем самым, облегчая переход на вторую стадию.

Сосредоточение. Когда вы добьетесь телесного расслабления, вы увидите, что вашу голову буквально атакует множество разнообразных мыслей, «забивающих эфир». Чтобы отключиться от них, необходимо создать нейтральный фокус внимания.

Главное на этой стадии — осознавая все мысли, чувства и состояния, приходящие к вам голову, обозначать их и мягко отпускать. С ними не надо бороться или дискутировать, им надо позволить быть.

Собственно медитативное состояние. Его глубина и продолжительность может быть различной в зависимости от опыта занимающегося. Часто на этой стадии к человеку могут приходить образы или состояния, не свойственные для нормального состояния сознания, так называемые духовные переживания.

Видео (кликните для воспроизведения).

Теперь перейдем к последней, четвертой стадии — выход из медитации. Наиболее важное правило, касающееся этой стадии: возвращение в нормальное состояние сознания должно быть постепенным. Закончив медитацию, следует еще некоторое время находиться в той же позе, с закрытыми (полузакрытыми) глазами, а затем сделать несколько плавных движений головой или руками, чтобы окончательно прийти в себя, «вернуться в тело». Медитация, как и терапия — это всего лишь метод, который можно использовать для разных целей.

Источники


  1. Арбузова, Е. Н. Практикум по психологии общения / Е.Н. Арбузова, А.И. Анисимов, О.В. Шатровой. — М.: Речь, 2016. — 272 c.

  2. Станкин, М. И. Психология общения / М.И. Станкин. — М.: Институт практической психологии, 2016. — 296 c.

  3. Гретхен Рубин Проект Счастье. Мечты. План. Новая жизнь / Гретхен Рубин. — М.: Эксмо, 2013. — 512 c.
  4. Винтер, Евгения Брак и секс. Полная биография половых отношений / Евгения Винтер. — Москва: Гостехиздат, 2010. — 336 c.
Работа со сновидениями
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here