Развитие эмоционального интеллекта у детей

Сегодня обсуждаем тему: развитие эмоционального интеллекта у детей с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Развитие эмоционального интеллекта ребёнка

Эмоциональный интеллект — наша способность понимать свои эмоции и эмоции других людей, управлять ими и использовать эмоции для решения задач.

Развитый эмоциональный интеллект позволяет ребенку эффективно общаться как со сверстниками, так и со взрослыми, не испытывая чрезмерного стресса; управлять своим поведением; помогает быть собранным и сосредотачиваться на выполнении определенной деятельности, решении конкретной задачи.

[3]

Чему не учат в обычной школе?

В школе учат читать, считать, писать. Но не учат эмоциональной грамотности – понимать эмоции и причины их возникновения, тем более управлять эмоциями!

[3]

Не бывает плохих и хороших эмоций!

Существует бытовое мнение, что такие эмоции, как злость или страх, «негативные» или «плохие», но давайте посмотрим на них с другой стороны. Наши эмоции – это часть нас самих: они не могут быть хорошими или плохими.

Эмоции – это информация и энергия. А вот то, как мы будем обращаться с этой информацией и энергией – другое дело: наши действия могут быть хорошими и плохими или эффективными и неэффективными.

Как электричество – оно опасно, если вы решите воткнуть шпильку в розетку, тогда оно может даже убить вас. Но это ведь не значит, что электричество плохое! Это значит, что мы должны больше узнать о нем и грамотно использовать его.

Программа развития эмоционального интеллекта развивает у ребенка способности направлять эмоции в нужное русло, например, злость усиливает способность убеждать, отстаивать свою точку зрения, а легкая грусть поможет заметить досадные ошибки.

Эмоционально грамотные дети отличаются от других.

Они способны понимать чувства других людей, управлять своими эмоциональными реакциями, принимать взвешенные решения, в школе им легче общаться со сверстниками, они с интересом учатся, показывают более высокие академические результаты. Развитый эмоциональный интеллект позволит Вашему ребенку принимать решения и эффективно взаимодействовать в социуме.

Программа «Развитие эмоционального интеллекта ребенка»

Комплексная система развития эмоционально — интеллектуального потенциала и социальной компетентности Вашего ребенка, которая позволит ему уже в детском возрасте научиться решать важные жизненные задачи. Обучение проходит в форме игры.

А помогать Вам будут эмоционально – интеллектуальные Интерески. Они научат Вашего ребенка дружить с эмоциями и грамотно их использовать.

[1]

Ведь, эмоции – это как фигуры в шахматах, у каждой фигуры есть своя важная роль и все они «ходят» по определенным правилам! Если не знать правил, то выиграть никогда не удастся!

Интереска Радость

Отвращение

поможет нам творить, придумывать, увлекаться, узнавать что-то новое, а также помнить о том, что для нас важно

[2]

Эта интереска бережет нас от всего опасного и вредного

Страх поможет держаться вдали от опасности

Видео (кликните для воспроизведения).

Удивление научит сконцентрироваться на новой ситуации

Злость поможет бороться с проблемами, отстаивать свои границы

Грусть поможет быть более внимательными и замечать ошибки

Методики развития эмоционального интеллекта активно используются в Швейцарии, Великобритании, Испании, Канаде, Германии, США и других странах. Во многих странах они входят в государственные образовательные стандарты.

Сеть детских школ развития эмоционального интеллекта «ЭИ дети» – первая и единственная в России организация, которая работает на научной модели основателей теории эмоционального интеллекта, профессоров Йельского университета и Университета Нью-Гемпшир (Д. Мэйера, П. Саловея, Д. Карузо), при их личной экспертной поддержке, при личной экспертной поддержке профессора университета Швейцарии Д. Антоньяцца, эксперта в области социально-эмоционального образования и развития эмоционального интеллекта детей, при научной поддержке Института психологии РАН.

Программы школы сертифицированы Европейской Ассоциацией культурных и эмоционально-интеллектуальных проектов (European Association of Cultural and Emotionally Intelligent Projects).

Четыре приема, чтобы развить эмоциональный интеллект ребенка

Не бойтесь проявлять положительные эмоции

Эмоции – сигнал, который помогает окружающим понять наше состояние и мнение относительно того, что происходит. С возрастом мы зажимаем себя, стараясь проявлять сдержанность. Для взрослого человека такое поведение – осознанный выбор. Ребенок пока не умеет контролировать эмоции и только копирует родительскую модель. Порадуйтесь искренне и шумно успехам ребенка. Даже если устали или на работе проблемы, сделайте усилие, улыбнитесь и обнимите ребенка.

Озвучивайте собственные эмоции

Люди в разной мере обладают умением «считывать» чужие эмоции. А ведь они далеко не всегда бывают простыми: иногда в нас смешивается грусть и облегчение, гордость и стыд. Проговаривая свои эмоции и состояния, мы помогаем окружающим понять нас. «Хотя я сейчас очень злюсь, что ты прогулял школу, но прежде всего мне очень грустно. Я переживаю за твое будущее». Но стоит быть осторожным и отсекать крайности. Даже если мы «до смерти разочарованы», сообщать об этом в такой формулировке ребенку не нужно.

Признайте внутренне, что все эмоции ребенка имеют право на существование.

Искренне интересуйтесь эмоциональным состоянием ребенка

Дети, которые чувствуют искренний интерес к себе, более открыты и мотивированы. Спрашивая, как прошел день, акцентируйте внимание на эмоциях ребенка: что он чувствовал в те или иные моменты. Постарайтесь понять переживания ребенка и проявить эмпатию, даже если кажется, что произошедшее не повод для грусти или радости.

Демонстрируйте принятие

Признайте внутренне, что все эмоции и чувства ребенка имеют право на существование. И именно это надо показывать ребенку: «Да, ты имеешь право злиться на меня. Мне искренне жаль. Давай поговорим о том, как исправить эту ситуацию?»

Читайте так же:  Тревога из-за тревоги

Социально-эмоциональное воспитание помогает детям развивать способности в пяти сферах: осознание самого себя, самоуправление, социальная осознанность, коммуникативные навыки и умение принимать ответственные решения. Дети с высоким эмоциональным интеллектом достигают больших академических результатов, чаще самостоятельно поступают в вузы, испытывают меньше тяги к дурным привычкам, а самое главное, чаще чувствуют себя счастливыми.

Татьяна Киселева, психолог, руководитель проекта развития эмоционального интеллекта и социальной компетентности ребенка Международного центра «КТК».

Эмоциональный интеллект: управлять эмоциями, чтобы добиваться цели

В нашей культуре распространено отношение к эмоциям как к чему-то стихийному, мало поддающемуся контролю. На самом деле умение проявлять чувства – важный навык, который можно и нужно развивать.

Работа: эмоциональный интеллект выигрывает!

Профессиональный успех, утверждает психолог Дэниел Гоулман, больше зависит от нашего эмоционального «мастерства», чем от уровня интеллекта, измеренного с помощью IQ.

Развиваем эмоциональный интеллект ребенка — 4 шага. Инструкция для родителей

Когда мы были детьми, никто не учил нас тому, что такое эмоции и чувства и что с ними делать. Да и во взрослой жизни мы сами не всегда понимаем, почему радуемся, грустим или злимся и как регулировать свое эмоциональное состояние. В нашей культуре распространено отношение к эмоциям, как к чему-то стихийному и мало поддающемуся управлению. Однако, современные научные исследования объясняют, что эмоции – это важный ресурс для повышения эффективности деятельности и качества взаимоотношений, а их игнорирование приводит как минимум к информационным потерям и, как максимум, к стрессам и психосоматическим заболеваниям.

Умение «дружить» или сознательно взаимодействовать с эмоциями и чувствами – важная способность, которую «дарит» нам эмоциональный интеллект. Эту способность можно и нужно развивать с раннего детства.

Понятие «эмоциональный интеллект» (emotional intelligence, EI) ввели в научную терминологию профессора Нью-Гемпширского и Йельского университета Дж. Мэйер, П. Сэловей и Д. Карузо и определили его как способность распознавать и понимать свои эмоции и эмоции других людей, управлять ими и использовать эмоции для решения задач и достижения результатов.

Для гармоничного развития эмоционального интеллекта (EI) ребенка, станьте его проводником в мире эмоций, последовательно проходя вместе с ним 4 основных шага:

  1. Научитесь распознавать эмоции;
  2. Научитесь использовать эмоции в решении задач;
  3. Развивайте осознанность (понимание причин и последствий возникновения эмоций);
  4. Учитесь регулировать эмоциональные состояния

Как же двигаться по этим 4-м шагам?

Шаг 1. Учимся распознавать эмоции

Говорите с ребенком об эмоциях, помогайте ему распознавать свои эмоции, задавайте ребенку вопросы – что он чувствует?

Когда замечаете яркое эмоциональное состояние ребенка, скажите: «Мне кажется, ты сейчас чувствуешь…» – и назовите эмоцию. Спросите, верна ли ваша догадка.

Чтобы подавать пример, озвучивайте собственные эмоции: «Я чувствую радость, потому что…», «Я огорчен(-а), потому что…». Когда мы делимся своими переживаниями (и приятными, и не очень) мы не только учим ребенка распознавать свои эмоции, но и создаем атмосферу доверия и открытости в семье.

Ведите «Дневник эмоций» вместе с ребенком каждый день, записывайте, зарисовывайте вместе с ним эмоции, которые возникали у него в течение дня — это позволит ребенку обращать внимание на свои эмоции и связывать их с определенными событиями.

Важно и распознавание эмоций других людей. Здесь прекрасным инструментом выступят, в зависимости от возраста ребенка, любимые книжки с картинками, на которых у героев ярко выражены эмоции, мультфильмы и художественные фильмы.

Изучайте азбуку и основные проявления эмоций вместе с ребенком — чем отличается радость от грусти, удивление от страха. Например:

Шаг 2. Изучаем ресурс каждой эмоции, учимся грамотно использовать эмоции в решении задач

  1. Радость поможет творить, придумывать, увлекаться, узнавать что-то новое.
  2. Злость поможет отстоять свою точку зрения.
  3. Доверие научит дружить и поможет сохранить связь с людьми, которые нас любят, заботятся о нас.
  4. Страх поможет держаться вдали от опасности.
  5. Удивление научит узнавать новое.
  6. Печаль поможет быть более внимательными и замечать ошибки.
  7. Отвращение бережет нас от всего опасного и вредного.

Обсуждайте с ребенком «эмоциональные ситуации». Так вы учите ребенка взаимодействовать со своими эмоциями и доверять им. Что случилось в течение дня, какая эмоция помогла или могла бы помочь ему в каждом случае. Создайте своеобразный союз с ребенком, чтобы он знал, что родитель всегда поможет в сложной ситуации. А в первую очередь, подумайте о значимых ситуациях в вашей жизни, какие эмоции помогли справиться вам в данных ситуациях, были ли ситуации, когда ваши эмоции помешали достижению результата. Подумайте, какие эмоции помогли бы вам.

Шаг 3. Учимся понимать причины появления эмоций, развиваем осознанность.

Важно также говорить с ребенком о причинах, вызвавших его эмоции, почему эта эмоция возникла и с чем связана. При просмотре художественных фильмов, чтении произведений, обращайте внимание ребенка на причины и последствия проявления определенных эмоций. Тем самым, мы учим ребенка осознавать последствия его эмоций, а это важный шаг к саморегуляции и управлению своим поведением. Для себя, в первую очередь проанализируйте ситуации, в которых вы среагировали эмоциональнее, чем следовало по вашему мнению. Что послужило причиной такой эмоциональной реакции?

Шаг 4. Учимся управлять своими эмоциями

Управление эмоциями или саморегуляция – это комплексная способность, развить которую помогают три предыдущих шага. Важным здесь является — определить эффективные стратегии управления эмоциями для вас и вашего ребенка.

Ребенка важно научить переходить из одного эмоционального состояния в другое, управлять сильными, интенсивными эмоциями. Вот, к примеру, одно из упражнений, которое поможет справиться с гневом.

Читайте так же:  Скорая помощь для женщин

Попросите ребенка описать (представить) ситуацию, вызывающую гнев. Например:

Представь следующее. Ты хочешь поиграть со своей любимой игрушкой. А младший брат/сестра/твой друг забрал ее без твоего разрешения. Ответь без раздумий: что бы ты сделал? На следующий день происходит то же самое: ты играешь с любимой игрушкой и ее тоже отбирает брат/сестра/друг. Сосчитай до десяти и наблюдай за дыханием, старайся дышать ровно и спокойно. Как бы ты поступил сейчас?

Обсудите с ребенком разницу в ответах. Отметьте, что в первый раз он отвечал сразу же после описанной ситуации, а во второй раз у него было время для осознания ситуации и для обдумывания, прежде чем отвечать.

Итак, 4 шага развития эмоционального интеллекта:

Шаг 1. Идентификация эмоций. Распознали, какую именно эмоцию мы испытываем.

Шаг 2. Использование эмоций в решении задач. Подумали, помогает ли эта эмоция решению моей задачи. Как она влияет на меня, мой настрой, мои действия и решения? Какая эмоция может мне сейчас помочь?

Шаг 3. Причины появления эмоций. Проанализировали, почему она возникла и с чем связана и как эмоция будет меняться со временем?

Шаг 4. Управления эмоциями. Определили эффективные для вас стратегии управления эмоциями, что помогает именно вам?

Отрабатывайте эти шаги ежедневно, пока навык гибкого управления и использования эмоций не станет привычным для вас и ребенка.

Почему развивать эмоциональный интеллект важно

Развитый эмоциональный интеллект позволяет ребенку эффективно общаться как со сверстниками, так и со взрослыми, управлять своим поведением; помогает быть собранным и сосредотачиваться на выполнении определенной деятельности, решении конкретной задачи. В школе у детей с высоко развитым EI растет академическая успеваемость, повышается мотивация к обучению. В свою очередь, дети с низким EI более подвержены влиянию «плохой» компании, имеют проблемы с успеваемостью, с концентрацией внимания чаще подвержены стрессам и эмоциональному выгоранию.

Развитие эмоционального интеллекта у детей с раннего возраста повышает их успех во взрослой жизни — это научно доказанный факт. Исследования Йельского центра развития эмоционального интеллекта показали, что дети с высокоразвитым EI с большей вероятностью (на 54% больше чем дети с низким EI) поступают в престижные школы и университеты и шансы получить высокооплачиваемую работу в будущем у них увеличиваются на 46% по сравнению со сверстниками с более низким EI [1] .

Уже сейчас уровень EI соискателя становится все более значимым критерием при приеме на работу и в развитии карьеры. И вслед за зарубежными компаниями, многие крупнейшие российские организации уже начали развивать эмоциональный интеллект у своих сотрудников. А по данным Всемирного экономического форума в Давосе (World Economic Forum) — эмоциональный интеллект – это ключевой навык человека XXI века в условиях массовой автоматизации и роботизации.

Тренировать данные способности вы можете дома, а также записав ребенка на занятия по развитию эмоционального интеллекта. При выборе таких занятий важно руководствоваться критериями качества обучения, данные программы должны иметь четкую научную основу развития эмоционального интеллекта и методическую базу.

Желаем вам успехов в увлекательном и познавательном мире эмоций!

Записывайтесь на пробный урок в школу «ЭИ дети» в вашем городе — 8 800 333 9690

[1] Caruso, Brackett et al., 2013 – 2017 Yale Center for Emotional Intelligence

Эмоциональный интеллект. Зачем его развивать у ребенка.

Эмоциональный интеллект – это способность человека осознавать и корректно выражать собственные эмоции и понимать чувства других людей.

Зачем это нужно? Давайте рассмотрим такие ситуации.

У ребенка отобрали игрушку и он начинает плакать, или кричать, или лезет в драку. Почему? Потому что эмоции! Грусть, или злость, или страх. Мама запретила дочке надеть на улицу любимое платье. Реакция – слезы, крик или обида. Почему? Потому что эмоции. Грусть, недовольство, досада, злость.

Большинство проблем ребенка кроется в области эмоций и чувств. Когда ребенок не знает что чувствует – он «реагирует». Когда ребенку свои чувства понятны – он начинает «решать». Как раз та реакция, которую мы, взрослые, часто ждем от маленького ребенка. «Чего расстраиваться, давай исправлять!», — говорим мы взрослые. Но ребенку, чтобы начать исправлять, надо понять свое отношение к случившемуся.

Видео (кликните для воспроизведения).

Тогда первое, что можно обозначить в качестве аргумента развивать эмоциональный интеллект – этопонимание ребенком себя – своего настроения, своих реакций на определенные события и отношения к ним. Когда ребенок знает себя, знает свои предпочтения, свои реакции, ему гораздо проще регулировать собственное поведение.

На опыте «проживания» чувств, ребенок учится понимать чувства других людей. Что это дает? Очень многое. Например, понимание других позволяет развивать компетентность в общении – умение находить общий язык с людьми и поддерживать отношения. Одним из условий полноценного формирования такого важного личностного качества как ответственность, является умение понимать чувства других людей — это позволяет прогнозировать последствия действий ребенка (для родителя, для друга, для самого ребенка). Способность ксочувствию или эмпатии является неизменным залогом успеха в семейной жизни. А сочувствовать может только человек, способный принять чужое чувство, понять его.

В практике, я часто встречаю людей, не умеющих понять своих собственных эмоций. И не всегда это дети. Очень часто это подростки и даже взрослые, имеющие проблемы с самовыражением. И мама с никак не адаптирующимся к школе сыночком, и папа с дочерью-подростком, не проявляющей ни доли сочувствия. И взрослый мужчина, у которого не клеятся отношения с женщинами. И всегда и везде мы говорим про эмоции.

Читайте так же:  Предвкушая наступление нового года!

И всегда вопрос о чувствах ставит в ступор:

— Что вы чувствуете?

— А что вы чувствуете?

— Ну, я решил, что для меня…

— Это вы решили, а чувствуете что?

Мы учимся тому, что человек не смог выучить с младенчества – свои собственные эмоции, и понимание чувств других людей.

Я считаю, что важно разговаривать о чувствах, эмоциях даже с маленьким ребенком. Важно учить его выражать свои эмоции в приемлемой обществом форме. Важно рассказывать ему о том, когда эмоция может помочь, а когда помешать. О том как это — понимать других людей.

Развитие эмоционального интеллекта у детей

Эмоции – непременная составляющая человеческой жизни. С помощью эмоций люди выражают свое состояние и отношение к происходящему, к окружающим. В свою очередь, пытаются понять чувства других людей. Проявление и осмысление чувств регулируется эмоциональным интеллектом. Развитие эмоционального интеллекта у детей — такая же важная задача, как и развитие других способностей и познавательных возможностей.

Что понимают под эмоциональным интеллектом

Эмоциональный интеллект – довольно новое понятие в практической психологии. Но свойство, которое обозначили данным термином, проявляется столько, сколько существует человеческое общество на планете. Ведь люди испокон веков пытаются понять происходящее, наблюдая за проявлением чувств и эмоций другими людьми.

Эмоциональный интеллект – это набор способностей, позволяющих человеку выразить свои эмоции и понять чувства других людей, используя речевые и невербальные средства.

Психологи отмечают, что это свойство формируется в течение всей жизни человека. Эмоциональный интеллект развивается в тесной связке с приобретением и совершенствованием коммуникативных навыков. Это «своего рода IQ по отношению к людям и миру чувств».

Выделяют четыре компонента, представляющих основу эмоционального интеллекта:

  • Умение различать и выражать конкретное чувство
  • Осмысление эмоции (понимание)
  • Способность регулировать эмоции
  • Ассимиляция эмоций с мыслительными процессами

Соответственно, эмоциональный интеллект оказывает прямое влияние на развитие таких личностных характеристик как самосознание, самоконтроль, чуткость в осмыслении межличностных отношений. Также напрямую от этого вида интеллекта зависит качество общения с окружающими.

Эмоциональная сфера ребенка дошкольного возраста

На каждом возрастном этапе накапливается эмоциональный опыт. В дошкольном периоде происходит значительное расширение круга людей, с которыми контактирует ребенок. Разнообразие контактов обогащает эмоциональную сферу.

Также стремительно развивается воображение. А этот процесс наиболее эмоционально насыщен по сравнению с другими познавательными процессами.

С 2-х до 4-х лет между детьми выстраивается эмоционально-практическая форма общения. Часто общение таких малышей заключается в возможности побегать или попрыгать вместе. От этого они испытывают радость, интерес, восхищение.

Эмоциональное развитие ребенка – это комплексное постепенное обогащение его эмоциональной сферы, протекающее в контексте общей социализации.

Эмоции детей отличаются неустойчивостью. Их настроение быстро меняется. Младшие дошкольники понимают такие простые эмоциональные состояния как страх, гнев, обида, радость и горе. С каждым годом знакомство с человеческими переживаниями расширяется.

Дошкольникам еще сложно понять, какое чувство они переживают в определенный момент. Однако некоторые эмоции ими уже идентифицируются, и от малыша довольно рано можно услышать: «Я сержусь» или «Я обиделась».

Если дело поддается, дошкольник испытывает яркие положительные эмоции. Если не получается – сильные отрицательные переживания. Эмоций с отрицательным знаком больше. И они не желанны так, как положительные. Научить ребенка распознавать их и осмысливать – главная задача развития эмоциональной сферы в дошкольном возрасте.

Затем придет черед обучению контролировать формы проявления чувств. Это важнейшие шаги в формировании эмоционального и социального интеллекта.

Особенности развития эмоционального интеллекта у дошкольников

Ребенок будет постигать чувственный мир с каждым годом. Это закономерный процесс. Однако для формирования эмоционального интеллекта этого недостаточно. Даже некоторые взрослые люди могут проявлять свои эмоции неуместно, что говорит о низком уровне этого вида интеллекта.

Следовательно, необходимо направленное эмоциональное воспитание, чтобы еще с дошкольного детства ребенок учился:

  • Распознавать, какая эмоция проявляется в данный момент;
  • Осмысливать, насколько соответствуют эмоция и ситуация;
  • Корректировать свое эмоциональное состояние в соответствии с происходящим;
  • Проявлять эмоции так, чтобы это не оскорбляло окружающих.

Дети легче распознают эмоции по мимике и выражению лица. Самым выразительным критерием для них являются глаза, а затем мимическая складка губ. Только к старшему дошкольному возрасту к восприятию лицевой экспрессии добавляется поза.

В познании эмоций дошкольникам хорошо помогают упражнения на отображение конкретных состояний. Например:

  • Представь, что мама задерживается на работе, и тебе грустно. (Изобразить эмоцию, обратить внимание на мимику, состояние).
  • Оля увидела летающую тарелку. Какие эмоции проявились при этом? (Один ребенок изображает, другой – определяет).
  • Что ты испытываешь, когда видишь жалобно мяукающего котенка?

Чтобы дети учились соотносить уместность проявления эмоций с конкретными ситуациями, важно обращать их внимание на чувства других людей. Если кто-то упал, то ему больно. Нельзя над этим смеяться, даже если присутствуют комичные детали.

Получил в подарок не робота, о котором мечтал, а настольную игру – раздражение или обида здесь не уместны. Подаркам радуются.

Если взрослые уделяют внимание эмоциональному воспитанию своих детей, у них формируется эмоциональное предвосхищение.

Ребенок предполагает, какая будет реакция на тот или иной поступок («Пусть играет младший брат с машинкой, а то расплачется», «Подарю бабушке рисунок, она очень обрадуется»).

Благодаря развитию предвосхищения вырабатывается потребность соблюдать нравственные нормы. Эмоциональный интеллект дошкольников позволяет им уже в 4-5 лет сформировать внутреннее понимание нравственных понятий «хорошо» и «плохо».

Что мешает развитию эмоционального интеллекта

Взрослые могут создавать как благоприятный, так и нездоровый климат для становления эмоциональной сферы ребенка. Очень увлекательно изложена данная тема в книге Дж.Готтмана «Эмоциональный интеллект ребенка».

Читайте так же:  Системный анализ семейных тайн в психотерапевтической практике

Большой урон наносят родители, придерживающиеся следующих позиций:

  • Игнорирование отрицательных эмоций, которые испытывают их дети («покричит и перестанет», «что за выдумки: боится оставаться один в 5 лет» и пр.).
  • Запрет на проявление отрицательных эмоций (нельзя обижаться на маму, злиться на младшего).
  • Невмешательство в чувства ребенка, т.е., сочувствие родители проявляют, но не помогают малышу пережить нахлынувшую эмоцию и преодолеть ее.

Взрослые часто игнорируют детские негативные чувства, надеясь, что они пройдут сами по себе. И делают огромную ошибку. Подобный эмоциональный всплеск будет повторяться. Ребенок нуждается в помощи, чтобы отрицательные чувства рассеялись. Для этого взрослый должен поговорить с ребенком, разобраться вместе с ним, что произошло, какие чувства накатились, принять их вместе и решить, как с этим быть.

Пример. От старшего ребенка в семье требуют, чтобы он отдал игрушку младшему, так как с «маленькими нужно делиться». Старший обижен, но родители не обращают на это внимания. Хотя в этом случае крайне важно поддержать.

Скажите, что понимаете, как ему обидно; что вы сожалеете, что не купили каждому из детей такую игрушку. Подчеркните, что вы надеетесь договориться с ним, как со старшим, в то время как маленький еще не способен понять. И обязательно обсудите, чем бы интересно было заняться, помимо этой игрушки.

Невмешивающиеся родители вроде бы поддерживают своих детей сочувствием, но они не учат справляться с негативными эмоциями и завершать их переживания.

Взрослые должны усвоить, что не бывает плохих эмоций. Бывает плохое поведение, вызванное определенным чувством. Нельзя запретить что-либо чувствовать.

Родительская ответственность за эмоциональное развитие детей

Большую ошибку делают взрослые, потешаясь над асоциальными поступками дошкольников. Бывает, что ребенок скажет двусмысленность или откровенную пошлость (чего он, конечно же, не понимает), а у молодых родителей это вызывает безудержное веселье. Дошкольник автоматически относит свою выходку к положительным поступкам, радующим окружающих, и, разумеется, будет повторять. Эмоциональный интеллект делает опасный крен в своем развитии, и с большой долей вероятности это нарушение в подростковом возрасте выльется в настоящие проблемы.

Представление о социально правильном поведении сформируется у дошкольника только в том случае, если он освоит адекватное эмоциональное отношение к нравственным ситуациям. Ребенок должен однозначно понимать, что тащить кошку за хвост – не смешно, а возмутительно; дразнить сверстника – не весело, а подло и стыдно.

Если родители выразительно, в эмоциональном смысле, передают свое отношение к негативным выходкам дошкольника, он верно расценивает свой поступок. Появляется чувство вины, и в дальнейшем ребенок прекращает поведение, вызывающее порицание.

Дети получают самый наглядный пример, какие эмоции уместны в определенных ситуациях, как справляться с негативными чувствами, у своих родителей. И потом применяют те же способы проявления чувств. Развитие эмоционального интеллекта у детей невозможно без социальной ответственности взрослых.

Развитие эмоционального интеллекта у детей

Обладать умением разбираться в своих чувствах, а также распознавать эмоциональное настроение окружающих людей – это и есть эмоциональный интеллект ребенка, который является залогом счастливой жизни. Именно поэтому так важно уже с малых лет развивать эту способность.

Как вырастить полноценную личность с высокими коммуникативными способностями и умением сопереживать? Предлагаем ознакомиться с эффективными способами.

Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников

Многие ученые, занимающиеся вопросами детского развития, пришли к единодушному выводу, что чем раньше начинается развитие эмоционального интеллекта у дошкольников, тем комфортнее он будет чувствовать себя в жизни. Следовательно, к занятиям следует приобщать малышей уже дошкольного возраста, чтобы выработать у них следующие навыки:

  • понимание собственных чувств;
  • умение управлять ими;
  • выявление положительной мотивации, веры в себя;
  • распознавание эмоционального фона других людей;
  • развитие искусства общения, установление социальных контактов.

Важно! Помимо родителей, большую роль в становлении эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста играет воспитатель. Никоим образом он не должен способствовать погашению чувств, поскольку такое отношение может вызвать чувство апатии и формирование патологического поведения. Развитие навыков взаимодействия дошкольников друг с другом, установки коммуникации способствует проведение коллективных занятий в детском саду.

Психологи об эмоциональном интеллекте

Еще несколько лет назад о понятии эмоционального интеллекта мало кто знал. Сегодня же оно широко используется прежде всего детскими психологами, которые детально разбираются в этой теме, рассказывают о влиянии эмоционального интеллекта на своих мастер классах родителям детей. Одним из таких специалистов является Виктория Шиманская.

Из ее лекций становится понятно, что миссия родителей – научить ребенка дружить с эмоциями для эффективного контактирования с окружающим миром. Чаще всего первостепенное внимание уделяется формированию интеллекта, в то время как эмоциональный фактор игнорируется, а ведь работать над эмоциями нужно начинать матери, будучи еще беременной, тогда шансы воспитать социально успешную личность возрастают многократно.

Способность к восприятию мира с задействованием пяти чувств – это важный момент, требующий выработки и применения во взрослой жизни. Для этого используют метод «тактильных сказок», рассказываемых мамой, при этом применяются подручные средства. Кисточка для пудры, погремушка, пушистый кусочек меха – все это может быть задействовано в процессе рассказа.

Сказкотерапия – еще одна эффективная методика для обучения детей дружбе, общению с миром. Разыгрывание доброго сценария, где положительные персонажи главенствуют, избавляет ребенка от детских страхов.

Чтобы раскрыть все возможности эмоциональной сферы, ребенок погружается в игровой процесс с пятью этапами. Каждый из них направлен на освоение взаимодействия и заключается в:

  • осознанности;
  • мотивации;
  • самооценке;
  • интеллекте;
  • самореализации.

Важно! Учитывая тот факт, что ребенок во всем берет пример с родителей, не лишним будет вместе с ним работать над своими эмоциями. В процессе обучения помимо положительных чувств следует понять необходимость негативных эмоций, а также правильно преподнести эту истину своему чаду.

Эмоциональный интеллект младших школьников

Находясь в окружении других людей, для детей важно ощущать свою социальную компетенцию, получать знания в процессе общения. Главный упор в процессе обучения младших школьников делается на развитие памяти, восприятия, а также умение выстраивать взаимоотношения.

Читайте так же:  Мужчина и женщина противоречия в отношениях

Невысокий уровень эмоционального интеллекта учеников может быть причиной агрессии, пониженного интереса к учебе. И наоборот, хорошо развитым детям характерно проявление эмпатии, успешная адаптация в школе, позитивное настроение.

Для того, чтобы сформировать эмоциональный интеллект младших школьников, проводится коммуникативная деятельность, используются упражнения с игровыми приемами. Как правило, начальный этап игрового процесса охватывает идентификацию чувств, ознакомление ребят со всем их спектром. При этом происходит развитие наблюдательности, произвольности, воображения.

Чтобы эмоции положительно влияли на мышление предусмотрен второй этап игрового упражнения. Он позволит выработать способность понимать чувства, ссылаясь на схематические изображения, объединять их в один сюжет.

Третий этап направлен на понимание детьми эмоционального фона. Задание состоит в следующем – послушав набор слов, ребенок убирает одно лишнее из них, а затем объясняет свой выбор.

На завершающем этапе ребята учатся выразительности речи. Учителем называется фраза, к примеру «У меня большой дом», которую дети повторяют с определенной эмоцией (восторженно, радостно, удивленно).

Как показывает практика, такие занятия значительным образом влияют на развитие эмоционального интеллекта у детей. Самостоятельная оценка своих поступков и умеренный самоконтроль также будут полезны для идентификации чувств.

Что говорит наука

На основе проводимых экспериментов было установлено, что связь интеллекта с социальным миром опосредована. Уровень интеллекта не является определяющим фактором для особой способности, развивающейся с самого рождения, которой является понимание мира.

Важно! Согласно научным исследованиям, раскрытие внутренних состояний происходит у маленьких детей интенсивнее. Этот процесс, имеющий накопительный характер, лежит в основе социализации, нравственных устоев, культурных традиций. Понимание мира чувств, мыслей, а также намерений других людей позволяет 5-летнему ребенку, научиться обманывать, манипулировать чувствами, распознавать иронию и юмор.

Упражнения для развития ЭИ школьников

Существует несколько специальных техник, направленных на формирование правильного отношения к эмоциям. Эффективными на практике окажутся:

Коробочка эмоций

Мама создает так называемую «коробочку счастья» с предметами, которые ассоциируются со счастьем при визуальном и слуховом восприятии, вкусовых ощущениях, осязании, обонянии.

К примеру, с весельем визуально ассоциируется улыбка, сладкая клубника говорит о приятном вкусе. После показанного примера коробочка создается уже вместе с ребенком, обговаривается каждый элемент.

Проговаривая эмоцию

В основе упражнения лежит фраза: «Я чувствую… я хотела бы». Если применять эту формулировку на примере общения со школьником, она может быть следующей: «Я радуюсь, что ты делаешь успехи в школе. И я хотела бы, чтобы ты продолжал учиться прилежно. Давай вместе выполним домашнее задание».

Что я чувствую сегодня

Выработать осознанность и принятие чувств научит игра, где школьник самостоятельно выбирает эмоцию дня. Сегодня – это радость, завтра – восторг.

Для упражнения необходимо подобрать картинки с эмоциями любимого героя ребенка, которыми он будет пользоваться для определения собственного состояния.

Фотоальбом

Суть методики заключается в создании фотографий, обозначенных определенной эмоцией. Например, «Эта башня, как большая игрушка из конструктора – надо с ней поиграть». Занимаясь таким образом с фотографиями, можно создать интересную историю.

После ознакомления с выбранной учителем картинки, школьникам предлагается показать эмоции от увиденного изображения красками на бумаге. Выбранный школьником цвет расскажет о его восприятии.

Как вырастить ребенка счастливым и успешным

Знакомство с миром чувств связано с эмоциями мамы – счастье, удивление, недовольство. Эти настроения быстро считываются ребенком и в дальнейшем влияют на получение и использование знаний.

Большую важность для восприятия окружающей действительности несут сенсорные системы. Через определенные ароматы или фактуры он воспринимает мир.

Существует еще одна методика по раскрытию мировосприятия. Ее смысл заключается в том, чтобы смотреть на любую информацию или сказку, используя несколько разных способов. В качестве примера возьмем сказку «Репка». Преподнести ее можно через:

  1. рассказ своими словами;
  2. чтение сказки по книжке;
  3. воспроизведение «Репки» с применением кинетического песка, конструктора, мягких игрушек, задействовав которые можно «посадить» игрушечную репку;
  4. разыгрывание театрализованного действия с участием всей семьи;
  5. тактильные игрушки, изготовленные собственноручно.

Счастливая жизнь, наполненная приятными событиями и впечатлениями, во многом обусловлена уровнем эмоционального интеллекта. Подбор грамотных методик, а также регулярные занятия с ребенком научат правильно контактировать с окружающим миром, быть социально компетентным.

Источники


  1. Корнева, Людмила Нужны ли нам мужчины? Для умных женщин: замужних, еще незамужних и уже незамужних. Мужчинам читать не рекомендуется / Людмила Корнева. — М.: БХВ-Петербург, 2006. — 128 c.

  2. Гэри, Чепмен Семья, о которой ты мечтаешь. Пять способов сделать ее реальностью / Чепмен Гэри. — М.: Библия для всех, 2015. — 968 c.

  3. Конфликтология. Ежеквартальный научно-практический журнал, №1, 2009. — М.: Фонд развития конфликтологии, 2009. — 252 c.
  4. Юрчук, В. В. 500 способов обольстить, привязать и удержать богатого мужчину / В.В. Юрчук. — М.: Современное слово, 2012. — 352 c.
Развитие эмоционального интеллекта у детей
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here