Развитие критического мышления у детей

Сегодня обсуждаем тему: развитие критического мышления у детей с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Развитие ребенка

Развивая критическое мышление у детей, родители улучшают их мыслительные способности

Развиваем у детей критическое мышление

Критическое мышление означает рациональность и мышление с практической позиции, а не с позиции эмоций. Родителям следует развивать эти навыки у детей, чтобы улучшить их мыслительные способности. Это можно сделать с помощью определенных упражнений. Рассмотрим их подробнее.

Критическое мышление включает в себя, с одной стороны, логическое мышление, а с другой – умение задавать вопросы и искать доказательства каким-либо утверждениям. Человек, обладающий критическим мышлением, ищет наилучшее доказательство своим утверждениям и наилучшее объяснение каким-либо ситуациям. Его доказательства максимально четкие и исключают возможность быть неправильно понятым. Используя определенные упражнения, родители могут развить навыки критического мышления у ребенка. Очень важно начать развивать критическое мышление в наиболее подходящем для этого возрасте.

Важность критического мышления

Критическое мышление предполагает способность смотреть на какой-либо факт с разных точек зрения. Это способность оценивать причины различных явлений. Критическое мышление также подразумевает честность в том смысле, что мы не должны быть эмоционально предвзятыми по поводу каких-либо ситуаций. Становясь эмоционально предвзятыми, мы прибегаем к самообману. Вместо этого в такие моменты мы должны мыслить без предубеждений. Следует рассмотреть все возможные точки зрения на ситуацию, прежде чем анализировать ее. Это помогает эффективно решать проблемы.

Следует тренировать мышление и избегать поспешных выводов в любых ситуациях. На первый взгляд это кажется довольно простой задачей, но на самом деле достичь этого довольно трудно. Критическое мышление следует развивать с раннего детства. Во взрослом возрасте поменять образ мышления человека чрезвычайно сложно.

Упражнения, которые помогают развивать критическое мышление

Навыки критического мышления у ребенка хорошо развивать дома. Родители являются для ребенка в этом смысле лучшими учителями. Для развития критического мышления у ребенка вы можете использовать следующие упражнения.

Задавайте ребенку вопросы

Обсуждайте с ребенком различные явления и задавайте вопросы, не имеющие единственно правильного ответа, но требующие подробной аргументации и объяснения. Такие обсуждения развивают способность ребенка мыслить вне рамок того, что он учит в школе. Также стоит купить ему несколько познавательных книг на общую тематику (например, энциклопедии для детей). Преимущество таких книг в том, что в них много цветных изображений, и, таким образом, ребенок легко ассоциирует содержание книг с реалиями окружающего мира. Так ребенок лучше понимает то, о чем говорится в книгах.

С помощью книг вы можете предоставлять ребенку информацию, например, о природных явлениях, временах года, цветении цветов и т. д. Постарайтесь сделать эти упражнения для ребенка увлекательным занятием, чтобы он получал от этого удовольствие.

Развивайте способность ребенка распознавать и классифицировать объекты

Чтобы развить у ребенка критическое мышление, нужно научить его находить важную информацию, которая имеет отношение к предмету. Способность классифицировать объекты основывается на логических навыках. Для развития у ребенка данных навыков можно использовать разноцветные игрушки или картинки. Попросите ребенка определить названия цветов, фруктов или животных, изображенных на картинках.

Упражнения для развития критического мышления у ребенка направлены не столько на то, чтобы сделать его умнее, а на то, чтобы развить у него умение принимать правильные решения. Такие упражнения способствуют общему развитию ребенка, помогают ему синтезировать данные об окружающих объектах в общую картину мира. Таким образом, у ребенка развиваются навыки мышления.

Использование упражнений приводит к тому, что ребенок со временем начинает мыслить определенным образом. Несмотря на то, что родители используют эти упражнения в ранние годы жизни ребенка, польза от них ощущается на протяжении всей жизни.

Технология развития критического мышления в начальной школе

Класс:

?

?

  • кто.
  • что.
  • когда.
  • может.
  • будет.
  • мог ли.
  • как звали.
  • было ли.
  • согласны ли вы.
  • верно.
  • дайте объяснение, почему.
  • почему вы думаете.
  • почему вы считаете.
  • в чем разница.
  • предположите, что будет, если.
  • что, если.

Например, урок литературного чтения во 2 классе.
Тема: А.Н. Толстой «Приключения Буратино». Глава «Девочка с голубыми волосами хочет воспитывать Буратино».
«Тонкие вопросы»:
– Кто этот мальчик?
– Как называется книга, героем которой является Буратино?
– Кто такая девочка с голубыми волосами?
– Согласны ли вы с тем, что Буратино надо воспитывать?
– Может ли из Мальвины получиться воспитательница?
«Толстые вопросы»:
– Что подумала Мальвина о воспитании Буратино?
– В чем «волшебство» фразы, которую диктовала Мальвина?
– Дайте объяснение, почему у Буратино ничего не получилось?
– Почему Мальвина поступила так «жестоко с деревянным мальчиком»?
– Доволен ли остался Буратино уроками своей воспитательницы?
– Как вы думаете, почему из Мальвины не получилось воспитательницы?
– В каких уроках Буратино действительно нуждался?

Инструкция по применению данного приёма:
— У вас на партах лежит таблица, которую вы должны заполнить. Цифрами в таблице указаны номера вопросов.
— Я читаю вам вопрос, если вы верите, то есть ответ правильный, то во второй строке поставьте «+», если не верите – то «–».

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Если этот приём был использован до изучения новой темы, то после её изучения нужно вернуться к таблице и в третьей строке оценить правильность, достоверность предположений.
Следующий прием «Бортовой журнал»
Бортовые журналы – обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым, учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. В простейшем варианте учащиеся записывают в бортовой журнал ответы на следующие вопросы:

БОРТОВОЙ ЖУРНАЛ

Что мне известно по данной теме? Что нового я узнал на уроке?

Левая колонка бортового журнала заполняется на стадии вызова. При чтении, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют правую.
Например, урок окружающего мира 2 класс школа 2100
Тема: Земля в космосе.
По этой же теме прием «Концептуальная таблица».
Концептуальные таблицы используются для систематизации информации, выявления существенных признаков изучаемых явлений, событий. В заголовке таблицы может размещаться проблемный вопрос.

Читайте так же:  Утро вечера мудренее

Форма

Линии сравнения Звёзды Планеты

Размер

[3]

Освещение

Литература

  1. Генике Е.А., Трифонова Е.А. Развитие критического мышления (базовая модель) / в сб. Учитель и ученик: возможности диалога и понимания. – Том 1 // под общ. ред. Л.И. Семиной. – М.: изд-во «Бонфи», 2002. – 239 с.
  2. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках. – М.: Просвещение, 2004. – 236 с.
  3. Модернизация современного образования: теория и практика. сборник научных трудов / под ред. И.М. Осмоловской, д.пед.н., сост. Л.Б.Прокофьева, Г.А.Воронина – М.: ИТиИП РАО, 2004. – 524 с.
  4. Технологии открытого образования: Сборник научно-методических материалов Московского открытого образовательного проекта / Под. ред. Н.П.Дерзковой – М.: АПКиПРО, 2002. – 88 с.
  5. Интернет-ресурсы.

Развитие критического мышления у детей

Что такое критическое мышление?

Критическое мышление — это навык, который дети и взрослые должны развивать, чтобы решать определенные проблемы. Он включает в себя анализирование и оценивание информации, её разделение на правильную и неправильную. Критически оценивать ситуацию — значит рассматривать альтернативные способы поиска решения. Развитие критического мышления у ребенка позволит ему самостоятельно решать проблемы и оценивать полученную информацию.

Исследователи выделили 3 типа детей по образу мышления

  • 1 тип. Ребенок не верит, что ему нужно думать и как-то оценивать ситуацию, потому что родители сделают это за неё. Такой ребенок верит практически всему, что слышит по телевизору, не задает вопросов и проводит время так, как решили друзья.
  • 2 тип. Много размышляет, потому что это поможет ему получить то, чего он хочет. Он хочет добиться цели, не думая о последствиях. Такой ребенок понял, как заставить других людей (ровесников и взрослых) делать то, что он хочет.
  • 3 тип. Много думает, потому что это помогает ему учиться. Ребенок знает, что нельзя верить всему, что она слышит или видит по телевизору. Он думает и о себе и о других. Дети стремятся понимать различные ситуации и могут поставить себя на чье-то место.

Как развить способность критически мыслить?

1. Наблюдение и выводы. Поощряйте ребенка размышлять о том, что он видит или читает. если он спрашивает «Почему?», то спрашивайте «А ты как думаешь?»

2. Помогите ребенку разрабатывать стратегии. Вы часто вмешиваетесь, когда ребенок распределяет своё время? Или когда пытается решить, как ему успеть и на футбол и на день рождения к другу? Если да, то вы совсем не помогаете. Детям нужно практиковаться. Вы можете подталкивать ребенка наводящими вопросами, но не говорить прямо, как ему нужно поступить.

3. Обсуждайте и пересказывайте книги/фильмы/истории. Попросите ребенка пересказать книжку или просмотренный фильм своими словами. Это поможет им научиться выделять основные идеи, вместо того, чтобы просто отвечать на вопросы односложными предложениями.

4. Придумывайте концовки. Когда ребенок или вы вместе читайте книгу, делайте паузу и задавайте вопрос «Как думаешь, что случится дальше?». Также можно найти и почитать детские книги, в которых может быть несколько вариантов развития событий и концовок.

5 советов по улучшению критического мышления

1. Формулируйте ваш вопрос
2. Собирайте информацию
3. Используйте информацию
4. Подумайте над последствиями
5. Рассмотрите другие точки зрения

Видео-тест на быстроту оценочного мышления для детей

3 небольших задачи на которые не следует отвечать не подумав. Помните, что проверяется не логика.

Развитие критического мышления у детей

Развитие критического мышления у детей младшего школьного возраста.

КГУ СОШ №30, учитель начальных

Уровень образования и интеллектуальный потенциал современного общества приобрели характер важнейшей составляющей национального богатства.

Начальная школа является первой ступенью непрерывного образования в нашей стране. Ученик начальной школы – это ребёнок не только знающий, но и умеющий применять знания в жизни, в реальных условиях. Поэтому формирование ключевых компетентностей младших школьников – главные требования ГОСО, а компетентность – это уровень умения ребёнком применять знания и умения в реальных условиях, это личное его качество.

Новые образовательные технологии решают эти требования наиболее эффективно. Одной из таких является технология развития критического мышления. Почему так важно развивать у детей не просто «мышление», а именно «критическое мышление»? В чём разница? В современной психологии рассматривается несколько трактовок этого понятия. Если их обобщить, то критическим мышлением называется сложный мыслительный процесс, который начинается с получения ребёнком информации и заканчивается принятием обдуманного решения и формированием собственного отношения, то есть способность ставить новые вопросы, вырабатывать аргументы в защиту своего мнения и делать выводы; умение не только интерпретировать и анализировать информацию. Критически мыслящий ребёнок всегда сможет аргументированно доказать свою позицию. Он будет опираться на логику и мнение собеседника, а значит, сможет объяснить, почему он с ним согласен или не согласен.

Основу применения технологии критического мышления составляют следующие моменты: активность субъектов; организация групповой работы; развитие навыков общения; идея ценности личности.

Технология развития критического мышления предполагает использование в процессе ОУД трёх этапов: стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии. Попадая в проблемную ситуацию н первой стадии, ребёнок может сам разобраться в трудностях и поставит перед собой вопрос: что я знаю? что не знаю? почему? На стадии осмысления ребёнок под руководством педагога, а также и с помощью товарищей ответит на вопросы, которые сам перед собой поставил. На этом этапе важно дать ребёнку почувствовать свою значимость в совместной деятельности, дать возможность размышлять и увидеть результат своего труда. На стадии рефлексии происходит обобщение того, что узнал по данной проблеме.

На каждом этапе используются методические приёмы, позволяющие включить ребят в совместную деятельность. На фазе вызова это рассказ – предложение по ключевым словам; графическая систематизация материала (составление кластеров и таблиц), игра «Веришь ли ты, что…», «Верные и неверные утверждения», «Перепутанные логические цепочки». Стадия осмысления направлена на сохранение интереса к теме, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому». Этому способствует использование приёмов «Дерево предсказаний», «Мозговой штурм». Использование таких приёмов позволяет не только активизировать мыслительную деятельность, но и формирует нестандартное мышление. Данная технология не ставит ребёнка в рамки правильных и неправильных ответов. Дети могут высказать и выслушать любое мнение и самостоятельно или с помощью педагога обоснованно выбрать правильный ответ.

Читайте так же:  Погоня за счастьем или бегство от одиночества

Изучив разные приёмы и методы мною были выбраны наиболее близкие к возможностям детей младшего школьного возраста. Это: ассоциации, ассоциативный куст, кластер, прогнозирование, ключевые слова, чтение с остановками, логические цепочки, двухчастный дневник, шляпы мышления Боно, диаграммы сравнения, «Кубик», «Толстые и тонкие вопросы», ромашка «Блума», Мозговой штурм, игра «Да – нет».

Применение технологии критического мышления помогает организовать педагогический процесс как формирование компетентностей младших школьников. Рассмотрим на следующем примере. На ОУД по литературе можно спросить у детей. «Что объединяет книги: «Чудесная шуба», «Два ягнёнка», Сизый голубёнок?» Дети могут ответить : «Это казахские сказки». В процессе поиска ответа на этот вопрос у детей одновременно могут формироваться: а) познавательная компетентность (объединение предметов на основе общих понятий); б) социальная компетентность (включение в совместную деятельность со сверстниками; в) коммуникативно – языковая (выбор и применение лексико – грамматических средств языка: «Как вы думаете, о чём будет сказка? По данным словам придумайте начало сказки: жили, бегали. Как вы понимаете слова: дремучий лес, густые заросли, отара, чабан?); г) здоровьесберегающая компетентность (выражение своих эмоций и чувств мимикой, жестами «покажите, как ягнята испугались лисы», «как радовался тёплой шубе Алдар – Косе»; д) творческая компетентность (выражение своего отношения к художественному произведению: «Что вам понравилось в сказке?»). Из этого примера мы видим, что использование приёмов технологии развития критического мышления, соединить обучение и воспитание в один целостный процесс развития творческой личности.

Также эффективно влияют на развитие критического мышления учащихся младшего школьного возраста следующие приёмы: прогнозирование по названию сказки, по ключевым словам; чтение с остановками; толстые и тонкие вопросы; ромашка Блума (при беседе по содержанию); двухчастный дневник (проговаривание цитат: «Далёк путь или близок, узнает тот, кто проедет», «Чудесная шуба»); игра «Да – нет» (выбрать пословицу к сказке, если она соответствует, дети говорят «да», если не подходит, говорят «нет»); синквейн (лиса – хитрая, рыжая – охотится, кормит, заботится – герой казахских народных сказок – хищница).

Педагогам надо помнить о том, важно давать знания не в готовом виде, а учить детей добывать их совместно. Организованная учебная деятельность, проводимая в рамках развития критического мышления, научит учащихся младшего школьного возраста анализировать, синтезировать, сопоставлять, делать умозаключения.

Мы учимся вместе с детьми, учимся у детей, и, возможно, порой это живое взаимодействие является, самым важным в педагогической работе. Использование технологии критического мышления помогает активизировать мыслительную деятельность детей, развивать умение ставить вопросы, выделять главное, сравнивать, устанавливать причинно – следственные связи и делать выводы, формирует способность к поиску, анализу, к творческой деятельности. Критическое мышление способствует воспитанию культуры речи (внимательно слушать собеседника, не перебивать его), взаимоуважению партнёров , взаимопониманию и продуктивному взаимодействию между людьми, способствует формированию основ толерантности (облегчает понимание различных «взглядов на мир»), позволяет детям использовать свои знания для заполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределённости, поэтому эта технология, сегодня востребована педагогами. Применение данной технологии позволяет сделать деятельность учащихся увлекательной, эмоциональной и содержательной.

1. , Заир-, Учим детей мыслить критически. СПб : Альянс-Дельта совм. с изд-вом «Речь», 2003. – 192 с.

2.Заир- Учим детей мыслить критически / С. И. Заир-Бек, И. О. Загашев, И. В. Муштавинская. — СПб.: Скифия, 2002.

3. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя / Учеб. – метод. Пособие. – СПб.: КАРО, 2009.-144с. – (Серия «уроки для педагогов»).

Развитие критического мышления у детей младшего школьного возраста в процесе изучения романа Д. Дефо “Робинзон Крузо”

Большинство людей скорее умерли бы, чем подумали; в действительности, они так и делают.
Бертран Рассел

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Стадия (фаза) Деятельность учителя, задачи данной фазы Деятельность учащихся Возможные проблемы
Стадия осмысления
(реализации) Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому». Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем методы чтения. – Поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы. Непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа), работа ведётся индивидуально или в парах. Стадия рефлексии Вернуть учащихся к первоначальным предположениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации. Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления. – Заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации;
– возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;
– ответы на поставленные вопросы;
– организация дискуссий;
– написание творческих работ. Творческая переработка, анализ, интерпретация и т.п. изученной информации. Работа ведётся индивидуально, в парах, группах.

Приёмы и технологии РКМ

Приёмы стадии вызова
• Кластеры – выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определённом порядке в виде грозди.

• Дерево предсказаний – этот приём помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии.

• «Толстые» и «Тонкие» вопросы – таблица «Толстых» и «Тонких» вопросов может быть использована на любой из трёх фаз урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении, а также демонстрация понимания пройденного.

• Чтение с остановками – работа с художественными текстами. Особенности художественных текстов и возможности работы с ними.

• Работа в группах – ученик усваивает быстро и качественно лишь то, что тут же после получения новой информации применяет на деле или передаёт другим (игра «Как вы думаете?»).

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

• Дискуссии вырабатывают у учащихся опыт совместной деятельности.

• Приём проведения рефлексии – письменная форма, позволяющая высказать свою точку зрения.

Работа по развитию у учащихся 4-го класса критического мышления в первую очередь была направлена на умение воссоздавать в воображении картины жизни, созданной писателем, умение передавать свои жизненные впечатления с помощью словесного художественного образа. До изучения темы, на стадии вызова, был использован приём «толстые и тонкие вопросы». Он может быть использован на любой из трёх фаз урока: на стадии вызова – вопросы до изучения темы, на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, при размышлении – демонстрация понимания пройденного. По ходу работы с таблицей в правую колонку записываются вопросы, требующие простого ответа. В левой колонке – вопросы, требующие подробного ответа.

Читайте так же:  Не хочу замечать или не хватает опыта - в чем правда

«толстые» вопросы
«тонкие» вопросы
• дайте 3 объяснения, почему.
• объясните, почему.
• почему Вы думаете.
• почему Вы считаете.
• в чём различие.
• предположите, что будет, если.
• что, если.
• Кто?
• Что?
• Когда?
• Может…?
• Будет.
• Мог ли.
• Как звать.
• Было ли.
• Согласны ли Вы.
• Верно ли.

Домашнее здание, изображение своего острова, использовалось для проведения конкурса на лучший остров. Ребята с удовольствием рассказывали о своём острове.
Беседу с целью выявления общего впечатления о романе, предваряла работа по изучению литературоведческих терминов жанр, приключенческий роман, пейзаж, портрет героя, конфликт, т.к. в основе анализа текста лежат теоретические знания. Использовался приём «Дерево предсказаний», который помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести. Правила работы с данным приёмом таковы: ствол дерева – тема, ветви – предположения, которые ведутся по двум основным направлениям – «возможно» и «вероятно» (количество «ветвей» не ограничено), и, наконец, “листья» – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения. Этот приём помогает развивать у детей навык логического мышления и аналитического мышления с применением методов синтеза и анализа. Кроме того, он помогает делать вывод на основе фактов (так как весь процесс рассуждения представлен виде схемы-дерева) и аргументировать его. «Я думаю, что роман Д. Дефо «Робинзон Крузо» – это рассказ о человеке, который пережил много приключений и трудностей в своей жизни, поэтому он приобрёл богатый жизненный опыт».

Как заниматься с ребенком, чтобы развить у него критическое мышление?

Критическое мышление поможет детям не стать жертвами провокаций и манипуляций со стороны сверстников

Для любого человека в нашем современном мире играет роль умение критически мыслить. Развивать критическое мышление у ребенка рекомендуется с 4-5 лет. В этом возрасте малыш активно задает вопросы об устройстве окружающего мира. Именно критическое мышление и умение отделять правду от манипуляций поможет ему в дальнейшем уметь правильно ориентироваться в окружающем мире и лучше понимать логику происходящих событий и отношений между людьми.

Для чего это нужно?

Это так называемый мыслительный процесс, в ходе которого ребенок получает информацию, необходимую для принятия обдуманного решения и формирования своего отношения к событиям.

Взрослые неоднократно замечали, что самый распространенный детский вопрос — «почему?» Именно с него и начинается развитие критического мышления у ребенка. Ответы на вопросы, которые он задает, помогают понять суть явлений, мотивы поступков и отношении между людьми. Если родители игнорируют его вопросы, то он может постепенно утратить любознательность и интерес ко многим сторонам жизни. Если ребенок часто задает вопрос «почему?», то это может также свидетельствовать о недостатке внимания со стороны значимых взрослых.

К сожалению, слабость критического мышления может нередко наблюдаться не только у детей, но и у взрослых. О необходимости его развития родители и педагоги стали задумываться сравнительно недавно. Распространенные ответы вроде «не спорь со старшими» и «не задавай лишних вопросов» признаны архаичными и вредными. Именно развитие критического мышления у ребенка способно сделать его самостоятельным и свободным человеком.

Как развивать критическое мышление в разных возрастах?

Сегодня все больше родителей отказываются от авторитарной модели воспитания и считают нужным учить своих детей критически мыслить. Основной вопрос, который волнует их, — каков самый подходящий возраст для развития подобных навыков? Это 4-5 лет, когда дошкольники уже имеют социальные контакты с другими детьми и взрослыми и способны анализировать взаимоотношения и поступки людей.

В 5 лет дети способны строить логические заключения на основе прочитанных книг, рассказов и сказок. При анализе художественного произведения они уже могут прогнозировать развитие событий, а также отвечать на вопросы по содержанию текста и обосновывать свой ответ.

Обучение критическому мышлению детей младшего школьного возраста включает в себя следующее:

-выделение причины и следствия событий и поступков;

-понимание взаимосвязи между фрагментами информации;

-отвержение ненужной или недостоверной информации;

-определение ложных стереотипов, ведущих к неправильным выводам;

-умение различать реальные факты и личное мнение;

-умение отделять значимое от несущественного.

Основной целью развития критического мышления у детей является не увеличение объема информации, а ее анализ, выводы и применение в жизни. Развитие критического мышления не подразумевает поиск недостатков, как может показаться некоторым, а способствует объективной оценке, включающей в себя положительные и отрицательные стороны объекта познания. Яркий пример обучения критическому мышлению — анализ литературного произведения. Культурно-исторический фон написания романа помогает сделать выводы о мотивах поступков героев и дать им свою собственную оценку, отличающуюся от мнения авторов учебника и известных литературных критиков.

[3]

Советы для родителей по развитию критического мышления

Прежде всего умение критически мыслить, должно прививаться в семье. Это и есть «умение думать», отсутствие которого так часто беспокоит взрослых. Обучаясь вместе с детьми, они сами могут сформировать у себя навыки критического мышления.

Некоторые рекомендации помогут развить критическое мышление не только у детей, но и у взрослых:
-не просто отвечать на вопрос «почему?», но и задавать вопрос «как ты думаешь, почему?»; не ругать детей за проступки, не обвинять их, а спокойно объяснять причины своего недовольства. Это способно существенно улучшить коммуникацию между детьми и взрослыми. Более того, дети не будут испытывать чувства вины, и отношения в семье будут более гармоничными;

-делиться своими проблемами в доступной детям форме. Например, вполне можно предложить найти решение проблемы ссор между братьями и сестрами, которые так утомляют маму, спросив, что сделали бы дети на ее месте;

Читайте так же:  Помощь в создании семьи

-учить рассматривать разные точки зрения, например, на мнение бабушки о продуктах питания или на конфликт с другом или подругой. Один из распространенных приемов — попробовать представить себя на месте подруги или бабушки, и таким образом понять мнение противоположной стороны;

-всегда сохранять спокойствие. Полезно объяснять детям, как эмоции могут повлиять на принятие решения. Обучение не поддаваться на провокации одноклассников и не подчиняться их мнению слишком слепо — тоже одна из составляющих критического мышления.

Развитие критического мышления поможет детям избежать многих проблем не только в детском саду или при общении со взрослыми, но и гораздо позже. К сожалению, примеров развития критического мышления не так много. Но семья может сделать это самостоятельно, даже без учебных пособий и репетиторов. Именно критическое мышление поможет детям не стать жертвами провокаций и манипуляций со стороны сверстников, а также необъективных средств массовой информации. Даже если члены семьи сами не обладают критическим мышлением, им будет полезно научиться ему самим и научить детей. Развитие критического мышления позволяет решить и другую важную задачу — выстроить полноценную коммуникацию между взрослыми и детьми и наладить гармоничное взаимодействие. Налаженное общение между членами семьи всегда способствует укреплению отношений и помогает избежать многих конфликтов.

Как развить критическое мышление у детей

В мире мы сталкиваемся с множеством трудностей, а значит, нам нужны люди, которые будут ставить под сомнения идеи, выдаваемые за факты. Нам нужны те, кто будет задавать сложные и «неудобные» вопросы, будет тщательно обдумывать решения и оценивать их влияние на свою и чужую жизнь. Наш мир нуждается в сильных людях с критическим мышлением.

Во время обучения в докторантуре я 4 года искала ответ на вопрос, помогают ли инновационные подходы к преподаванию развить навык критического мышления. Я убеждена, что это один из важнейших навыков и ему нужно уделять внимание в системе высшего образования. В то же время как родитель я верю, что начинать работать над этим нужно задолго до поступления ребенка в вуз.

Научиться критически мыслить и принимать решения — задача длиною в жизнь. Мы не можем ожидать, что дети мгновенно овладеют этими навыками. Однако мы можем посеять семена, которые прорастут и помогут освоить комплексное мышление, когда они станут старше. Вот как это сделать.

Создавайте доверительную среду

Детям нужно чувствовать, что к их мнению прислушиваются. Предлагайте им участвовать в принятии семейных решений, учите задавать вопросы взрослым — например, врачам и учителям — не боясь, что вопрос покажется другим глупым.

Хвалите их за любознательность, откладывайте другие дела, чтобы поддержать обсуждение. Показывайте, что вы цените их размышления. Если кажется, что ребенок сделал неправильный вывод, не говорите об этом прямо. Лучше спросите, рассмотрел ли он другие точки зрения.

Бросайте вызов

Иногда дети хотят просто получить от нас ответ, но в некоторых случаях полезно ответить вопросом на вопрос. Например, мой шестилетний сын спрашивает: «Почему ты не покупаешь мне пистолет?» Я могу начать длинный монолог о важности контроля над оружием, а могу задать ему вопрос: как он думает, с чем связан этот запрет.

Выслушав его догадки, я могу подобрать более точные слова для дискуссии, а еще помочь ребенку осознать, что он способен сам отвечать на свои вопросы и формировать мнение.

Знакомьте с новым

Старайтесь показывать детям мир. Я, например, беру ребенка на выборы и объясняю, почему голосую за того или иного кандидата. Я стараюсь не усложнять и не перегружаю его подробностями, а рассказываю, как приняла это решение.

Кроме того, мы живем в районе, где преобладает белое население, поэтому мой сын едко сталкивается с детьми с другим цветом кожи. Поэтому я ищу другие способы показать ему разнообразие — например, с помощью книг и телепередач. Если он замечает человека с другим цветом кожи или с ограниченными возможностями, я не говорю: «Тс-с-с, не говори об этом!» Нет, я помогаю ему правильно сформулировать вопрос и во всем разобраться.

Поддерживайте интеллектуальное и эмоциональное развитие

Критическое мышление и дискуссии — эмоционально затратные процессы. Конечно, важно задавать детям правильные вопросы и поощрять их к поиску собственных ответов. Однако иногда они слишком устали для этого. Будьте внимательными к их эмоциям: иногда нужно просто помочь им найти подходящее решение.

Когда перед ребенком встает сложный вопрос, помогите ему разобраться в своих чувствах: «Тебе кажется, что ты совсем запутался? Если хочешь, можем сделать перерыв и вернуться к беседе позже». Также важно признавать собственные чувства: «В этом непросто разобраться, правда? Иногда я сама не могу решить, что делать, и это меня огорчает. Но я знаю, что не нужно принимать решение прямо сейчас, и это мне помогает».

Я хочу, чтобы мои дети находили новые способы интерпретации общепринятых теорий

Важный элемент критического мышления — способность понимать эмоции окружающих. Мы можем ее развить в детях, если научим их ставить себя на место другого. «Кажется, сорвать яблоко с чужого дерева — это ерунда. Но представь: ты выглянул из окна и увидел, что кто-то рвет наши яблоки. Что бы ты почувствовал?»

Когда дети подрастут, я буду предлагать более сложные примеры. Я хочу, чтобы разговоры за ужином научили их вести уважительный диалог даже с теми, с кем они не согласны, чтобы на момент поступления в вуз они были подготовлены к учебе и к жизни реальном мире. Чтобы задавали вопросы, на которые даже преподаватели не смогут ответить, и находили новые способы интерпретации общепринятых теорий.

Кэрри Уильямс Хау (Carrie Williams Howe) — консультант по обучению и развитию. Подробнее на ее сайте .

5 приёмов для развития критического мышления у ребёнка

5 приёмов для развития критического мышления у ребёнка

Любящие родители создают все условия для развития детей: изучают практики семейного воспитания, сравнивают педагогические подходы, окружают заботой. Но кроме крепкого здоровья и знаний в разных областях ребёнку нужны так называемые «мягкие» навыки: умение работать в команде, управлять эмоциями и критически мыслить.

Читайте так же:  Страх перемен

Редкий родитель понимает, в чём состоит критическое мышление, редкий учитель умеет его развивать и редкий гражданин пользуется им в повседневной жизни. Критическое мышление помогает распознать логические ловушки и не стать жертвой манипуляций СМИ, политиков или общественных движений. Ребёнку оно поможет уберечься от не обдуманных поступков — взять чужое, закурить под давлением сверстников, травить слабого вместе со всеми.

Любое мышление — творческое, логическое, критическое, системное — развивается в определённых условиях. Подобно мышце его можно прокачать, если решать соответствующие задачи. Например, креативность тренируется, когда мы придумываем оригинальные решения: оформляем обложку семейного фотоальбома или экономично устраиваем летний водопровод на даче. Критическое мышление развивается, когда мы выясняем, правда ли все левши — гении и почему лидер класса всех настраивает против новенького мальчика. Поскольку ни в обществе, ни в школе вы не найдёте образцов критического мышления, придётся взять эту задачу на себя. Даже если вы сами не владеете этими навыками, следующие приёмы помогут сформировать их у ребёнка.

1. Рефлексируйте: «Как ты думаешь, почему…?»

Обсуждайте с ребёнком логику его действий. В самых скверных ситуациях направьте энергию разочарования или гнева в полезное русло. Допустим, на полу ванной вы нашли полотенце с пятнами зелёной гуаши. Поблагодарите ребёнка, что убрал за собой и спокойно выясните, почему он вытер краску с пола именно полотенцем. Помогите ему понять, в чём ошибка и как она возникла. Например, ребёнок боялся, что вы рассердитесь из-за беспорядка, страшно суетился и схватил, что первое попалось под руку, хотя прекрасно знает, где лежат тряпки.

Если во время прогулки в парке ребёнок отдал воздушный шарик незнакомому малышу, скажите, что гордитесь его щедростью. Затем попытайтесь вместе разобраться, какие чувства или события побудили его поделиться. Обсудите, когда люди охотно проявляют щедрость, и предположите, что движет жадинами.

Объясняйте ребёнку, почему у вас такой хмурый и озабоченный вид, хотя дома всё чудесно. Вы не выспались, и мозг плохо контролирует эмоции, у вас заболел зуб, а вы не успели записаться к врачу, вам скоро придётся уехать в командировку с коллегой, которого вы недолюбливаете. Так ребёнок научится понимать, что реакции людей не всегда связаны с его поступками, что корни чужих эмоций бывают скрыты очень глубоко.

2. Делайте паузы между вопросом и ответом

Подавите стремление немедленно дать ребёнку ответ на вопрос или добиться ответа от него. Маленькому сыну математика Александра Звонкина потребовалось несколько месяцев, чтобы понять, чего в мире больше — квадратов или четырёхугольников. Мудрый отец не торопил с ответом, ведь самостоятельные выводы ценнее готовых решений.

Задавайте ребёнку вопросы обо всём, что вас окружает.

— Как ты думаешь, что появилось раньше: диван или телевизор?

— Почему в супермаркете возле кассы так много сладостей на нижних полках?

— Что сделать, чтобы люди не совершали плохих поступков?

3. Делитесь проблемами

Если ваши дети шумят или дерутся несмотря на просьбы поиграть дружно, делегируйте им свою проблему. Расскажите, что у одной мамы было двое сыновей, которые никак не могли договориться и грубили друг другу. Мама просила их ласково, объясняла, предлагала разные занятия — всё без толку. Спросите, что бы дети сделали на месте этой мамы?

Нельзя перекладывать на плечи детей свои эмоциональные или финансовые проблемы, но кое-чем вы можете поделиться. Например, вы давно приглашены на день рождения подруги, но в последний момент поняли, что неделя выдалась тяжёлая и у вас совсем нет сил, а в выходные тоже полно забот. Как поступить: пойти наперекор своим чувствам, чтобы порадовать подругу или извиниться и остаться дома? Какие решения предложит ребёнок, как обоснует свой ответ?

[1]

4. Рассматривайте разные точки зрения

Если ребёнок жалуется на несправедливое отношение учителя или конфликт с подругой, предложите «выслушать» другую сторону. Пусть ребёнок пофантазирует, как бы о ситуации рассказала учительница или подруга.

[2]

В телерекламе советуют пить йогурты каждый день, а бабушка твердит, что там одна химия. Как узнать, полезны эти йогурты или нет? Что поможет разобраться в вопросе и как отличить правду от вымысла?

5. Сохраняйте холодную голову при горячем сердце

Каждый ребёнок порой говорит или делает что-то плохое сгоряча. Если он поддался на провокацию — его раздразнили обидчики или взяли на «слабо» — самое время обсудить, как эмоции влияют на мышление. Никто в здравом уме не стал бы выкидывать вещи одноклассника в окно или красть игрушку у соседки по парте. Помогите ребёнку увидеть, в какую ловушку он попался и расскажите, как в следующий раз быстро распознать манипуляцию.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Чтобы сформировать основы критического мышления у ребёнка не нужны учебники или дорогостоящие курсы. Размышляйте вместе каждый день — и шаг за шагом вы вместе научитесь рассуждать здраво и принимать взвешенные решения.

Источники


  1. Александр Кичаев Как сохранить семью, или Когда лучше развестись. Научитесь правильно отпускать. Секрет успеха (комплект из 2 книг) / Александр Кичаев , Бригитта Нойзидл. — М.: ИГ «Весь», 2013. — 640 c.

  2. Рогов, Е. И. Психология общения / Е.И. Рогов. — М.: Владос, 2014. — 336 c.

  3. Вуль, Феликс Путешествие в любовь. Энциклопедия / Феликс Вуль. — М.: Сталкер, 2011. — 416 c.
  4. Малин, Сюзи Любовь с первого взгляда / Сюзи Малин. — М.: АСТ, Астрель, 2011. — 176 c.
Развитие критического мышления у детей
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here