Развитие ребенка с учетом психотипов человека

Сегодня обсуждаем тему: развитие ребенка с учетом психотипов человека с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Типы личности: ребенок, взрослый, родитель и субличности

Сегодня мы поговорим о самом близком нам человеке – о себе. Очень часто можно встретить ситуацию, когда нас как бы тянет в разные стороны, и мы не можем определиться чего мы хотим. Вернее мы хотим разные вещи, которые взаимно исключают друг друга – и эти наши желания тянут нас в разные стороны, не давая сосредоточится на чем-то конкретном. Давайте же рассмотрим, почему это происходит.

Либо нас так создал Бог, либо в процессе эволюции, но человеческий мозг устроен так, что заставляет нас желать в разное время своей жизни совершенно разные вещи. Часто это связанно с нашим возрастом, но далеко не всегда. Недаром говорят, что есть люди, которые и в 60 лет ведут себя как дети. На протяжении всей нашей жизни, нас сопровождают наши субличности – которых условно называют: ребенок, взрослый и родитель. Они есть в каждом из нас в любом возрасте, и именно то какая из субличностей доминирует в данный конкретный момент и определяется наше основное поведение в обществе.

Чего хотят субличности

  • Ребенок хочет в первую очередь получать удовольствие и развлечений. Он хочет, чтобы его любили, покупали ему игрушки, он не берет на себя ответственность за жизни других людей, он даже не руководит своей жизнью. Все наши мечты, исполнение которых несвязанно напрямую с самим собой – это желания ребенка.
  • Желания взрослого, конечно же, отличаются. В первую очередь это стремление доказать всем окружающим , что являешься нужной частью общества. Стремления повыше забраться по социальной лестнице, карьерного роста, богатства, быть востребованным у противоположного пола, быть необходимым другим людям – это желания взрослого. Когда доминирует эта субличность, человек начинает брать ответственность за свою жизнь, за то, что он делает.
  • У родителя приоритеты меняются. Главным становится безопасность, материальная обеспеченность (в отличие от богатства), уважение. Готовность взять ответственность за жизнь не только себя, но и других людей – является главной отличительной чертой родителя. И это необязательно должны быть дети, могут быть другие родственники или совершенно посторонние люди – значение не имеет.

Давайте на примере разберем, как будет звучать одна и та же цель у разных людей, в которых доминируют разные субличности. Ребенок может ее себе представлять так – «Я хочу жить в хорошем доме». У взрослого она же может звучать так «Я хочу заработать и купить хороший дом». В этом случае прослеживается ответственность, которую возлагают на себя за реализацию своей мечты. А вот у родителя она может быть примерно такой «Я хочу построить для своей семье хороший дом».

Для чего же нам все это надо. В первую очередь для понимания того, за какие Ваши желания отвечает та или иная субличность. Попытайтесь абстрагироваться от других и определить, чего хочет каждая из них по отдельности – желания их будут точно разные, а часто и противоположны друг другу. И все что Вам надо сделать – это чтобы они договорились между собой, но при этом, не врать себе. Определите, какая из субличностей главная в данный момент – и сосредоточьтесь на тех целях, которые ей больше подходят. Это значит, что исполнение таких желаний будет для Вас более комфортно и эффективно в данный момент времени. Потом все может измениться, когда это произойдет, Вы поймете сами.

А сейчас пойдите и устройте себе встречу на троих – со своими тремя Я, интересный разговор Вам гарантирован.

А какая из типов личности сейчас у Вас доминирует?

Психологические особенности детей разного возраста

Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ (от 10-11 лет до 13-14 лет)

Подростковый период – это завершения детства и начальный период перехода к взрослости:

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ В РАННЕЙ ЮНОСТИ

Юношеский возраст это самостоятельный период развития человека, его личности и индивидуальности.

Специфика возраста – обращенность в будущее, построение жизненных планов и перспектив.

Центральное, личностное новообразование – готовность к личностному и жизненному самоопределению.

Ведущая деятельность – интимно-личностное общение.

[b]Особенности возраста:[/b]

  • завершение физического развития организма, полового созревания
  • замедление роста тела, нарастание мышечной силы и работоспособности
  • быстрое развитие специальных способностей, сформированность умственных способностей
  • развитие самосознания
  • развитие индивидуальности
  • выбор профессии
  • начало формирования взаимных отношений между полами.

[b]Основные задачи развития:[/b]

  • обретение личностной тождественности и целостности (идентичности)
  • обретение психосексуальной идентичности – осознание и самоощущение себя как достойного представителя определенного пола
  • профессиональное самоопределение – самостоятельное и независимое определение жизненных целей и выбор будущей профессии
  • развитие готовности к жизненному самоопределению, что предполагает достаточный уровень развития ценностных представлений, волевой сферы, самостоятельности и ответственности.

Популярные группы

Обучение ребенка в зависимости от его психотипа

Каждый ребенок индивидуален. Это маленькая личность со своей манерой поведения и характером. Следовательно, разные дети по-разному выражают свои мысли, общаются и обучаются. Если знать, к какому психотипу относится малыш, можно подобрать к нему особый подход, а также помочь в учебе и развитии.

Какие типы существуют?

Есть несколько различных типов и характеристик. Это экстраверты, интроверты, сенсорный и интуитивный тип. Кроме того, можно выделить следующие типы: аудиалы, кинестетики, визуалы. И еще одно разделение: обязательный ребенок, рациональный, чувствительный и авантюрный.

Видите, как много различных типов? Причем, обычно типы смешанные, а не чистые, просто что-то преобладает. Для успешного обучения и развития очень желательно определить, к какому типу относится ребенок.

Чем отличаются все типы:

∙ экстраверт – это активный непоседа, который любит общаться с окружающими. Малыш легко увлекается, может браться за много дел одновременно, стремится взять на себя роль лидера. Такой ребенок бывает необязательным и непунктуальным, очень эмоциональным;

∙ интроверт – это ребенок молчаливый и спокойный, на любую критику реагирует остро. Часто бывает неуверенным в себе, замкнутым, малыш не любит шумные большие и не очень знакомые компании, общается обычно с домашними или имеет одного друга;

∙ интуитивный тип отличается прекрасной фантазией, хорошим воображением. Он любит писать стихи, рисовать, придумывать сказки. Обычно такой ребенок рассеян и мечтателен, витает в облаках и концентрирует внимание лишь на том, что его заинтересует;

[2]

∙ ребенок сенсорного типа во всем любит порядок, часто помогают по дому. У такого ребенка логическое мышление, но бывает склонность и к творчеству. Малыш с раннего детства любит все разбирать, чтобы посмотреть, как предмет устроен внутри;

Читайте так же:  Зачем ходить на группы поддержки

∙ обязательный ребенок очень хочет быть полезным, он стремится быть нужным, убирает игрушки, помогает по хозяйству, хорошо учится в школе. Такого ребенка обязательно нужно хвалить и поощрять;

∙ чувствительный тип очень уязвим, впечатлителен. Ребенок часто проявляет сентиментальность, сочувствует другим. Такой ребенок нуждается в постоянном чувстве близости родного человека;

∙ авантюрный тип очень порывист, у такого ребенка нет страха перед риском. Все пространство вокруг себя он познает через ощущения. Ребенок быстро загорается какой-то идеей и так же быстро гаснет;

∙ разумный тип мыслит рационально. Он любит все обдумывать, стремится познать мир, любит читать книги, различные энциклопедии. Ребенок–умник обычно очень требователен к себе и сильно расстраивается, если что-то у него не получается;

∙ аудиал познает мир через слух. Он любит слушать музыку и повторять ее, внимательно слушает сказки;

∙ визуал познает все через зрение. Такой ребенок любит картинки, знаки, карточки. Лучше всего визуал запоминает наглядный материал;

∙ кинестетик должен все пощупать и ощутить. Такой ребенок стремится все прочувствовать сам и все потрогать.

В зависимости от преобладания разных характеристик в поведении ребенка, можно строить с ним занятия и общение.

Как правильно обучать малыша?

Понятно, что визуалу нужно показывать разные карточки, картинки, предметы. Ребенок должен видеть то, что нужно запомнить. Аудиалу нужно все проговаривать, включать музыку, сказки. Желательно читать все с живой интонацией. А кинестетику надо давать возможность больше двигаться в процессе обучения, все проверять самому. Очень хорошо походить по большим буквам, например, или потрогать мягкую азбуку.

Что касается интроверта и экстраверта, тут совет может быть такой: экстраверта нужно учить контролировать свои эмоции, доводить все дела до конца, а интроверта призывать общаться с окружающими, а также повышать его самооценку. Ребенка интуитивного типа стоит приучать к концентрации внимания, а также поощрять его интерес к творческим занятиям. Если ребенок сенсорного типа, то объяснять нужно все логически,

стараться раскладывать информацию по полочкам.

Малыш авантюрного типа очень непоседлив, поэтому его нужно приучать к дисциплинированности, собранности, учить порядку. Потребуется ограничивать порывы ребенка, но делать это осторожно. С чувствительным ребенком очень желательно заниматься совместным творчеством или другими общими интересными занятиями, постоянно подбадривать и поощрять. Обязательный тип не доставляет особых хлопот, но нужно во время хвалить такого ребенка и не ставить перед ним невыполнимых задач. Что касается ребенка-умника, его надо учить не боятся ошибок, не расстраиваться, если что-то не получается. Общаться с таким ребенком нужно практически, как со взрослым.

Основная задача родителей – давать ребенку информацию на понятном языке, это поможет в развитии и обучении, а также выстроить линию поведения и воспитания ребенка. Такая тактика поможет сформировать гармоничную личность.

Психологические типы детей

Характер человека формируется в детстве, и его основой является темперамент. Так, энергичная, вспыльчивая, обидчивая личность — это типичный холерик, распознать которого можно еще в дошкольном возрасте. Итак, узнаем о том, как психологи дифференцируют индивидуальные особенности детей, и какую роль это играет в воспитательном процессе.

Психологические типы личности по Юнгу

Классификация, предложенная ученым, является одной из самых распространенных. Но сам Карл Юнг никогда однозначно не утверждал, что психологические типы личности — это врожденные особенности человека. Ученый был осторожен в подобных вопросах. Однако он всегда подчеркивал, что психологический тип можно определить с первых лет жизни ребенка, когда влияние семьи, воспитания, окружения еще не столь велико. С взрослением тип личности может немного корректироваться, сглаживаться, но основа остается той же.

Итак, детей можно разделить на два психологических типа — интроверты и экстраверты. Автор считал их противоположными, но одновременно дополняющими друг друга, как восточное единство двух начал «Инь» и «Янь». Интроверты — это «Инь», экстраверты — «Янь».

Дети-экстраверты

Характеризуются энергичностью, непоседливостью, очень любят говорить, открыты для людей и внешнего мира. В компаниях своих одногодок экстраверты — зачинатели игр, организаторы, инициаторы, в том числе и потасовок.

[3]

Порой их лидерство со стороны выглядит агрессивно. Однако все действия и поведение детей-экстравертов обусловлены направленностью во внешний мир. Такие мальчики и девочки всегда стремятся к свободе, и порой их стремления просто не имеют рамок, если воспитательным процессом не управлять, не прививать ответственность.

Особенно ярко стремление к свободе проявляется у детей-экстравертов в период полового созревания. Подростки переходят границы дозволенного и могут просто превратиться в диктаторов, стать на скользкий путь, выбирая то, что неприемлемо обществом. Дети легко увлекаемыми. У них много энергии. Именно они при правильном педагогическом подходе становятся героями праздников, успешно справляются с множеством ролей, отлично в них вживаясь.

Экстраверты любят быть в центре внимания, участвуют в конкурсах, турпоходах. Это прирожденные лидеры. Однако стремление к лидерству нередко обнаруживается у таких детей с негативными чертами характера. Став лидерами, они подчиняют себе других сверстников, управляют ними, делают их зависимыми. Часто дети-экстраверты могут соревноваться с воспитателем или учителем в своей власти над коллективом.

Они очень импульсивны в выражении радости и гнева. Такие проявления выражаются максимально ярко: подпрыгиванием, хлопками, поцелуями, слезами, потоками речи, истериками.

[1]

Дети-интроверты

Это личности, замкнутые в себе. Они медлительны, молчаливы, спокойны, сосредоточены. Их бывает очень трудно расшевелить. В детском саду, на школьных уроках они внимательно слушают педагога, никогда не мешают.

У интровертов огромный запас терпения. Однако они не спешат проявлять активность, выходить к доске, показывать свои знания. Замкнутость и пассивность таких мальчиков и девочек является следствием их интроверсии. Такие ребята часто на уроках просто не успевают воспринимать и осмысливать информацию. Они в большинстве случаев не шумят в школе, не вызывают раздражение учителей.

Если семья авторитарная, то такие дети особенно уязвимы перед диктатом пап или мам. Тогда ребята глубже замыкаются в себе с возможным развитием комплекса неполноценности по мере взросления.

В жизни интроверты особой активности не проявляют, однако за себя постоять могут. Подростки-интроверты, будучи в роли лидеров, нередко оказывают сильное влияние на своих сверстников, управляя ними даже без слов, давления и эмоций.

Типы детей по психологии и подходы к ним

Помимо классификации Карла Юнга, существует и другая, базирующаяся на определении темперамента ребенка. Латинское слово «temperamentum» означает «соотношение частей». Другими словами, темперамент — это индивидуальные особенности, определяющие динамику поведения человека и протекания психических процессов. Он является заложенной от рождения нервной структурой человека. Проявляется темперамент в скорости психических процессов, активности, стойкости эмоциональных реакций, импульсивности или ее отсутствии. Свойства темперамента — основа характера.

Для правильного определения типа детского темперамента нужно некоторое время понаблюдать за поведением мальчика или девочки. Определив тип темперамента дошкольника, с ним можно строить правильные воспитательные отношения. Итак, что характерно существующим четырем типам?

Читайте так же:  Ребенок растет правила игры

Ребенок-холерик

Беспокоен, всегда активен, порой агрессивен. Настроение такого малыша может поменяться буквально за несколько секунд. Такие дети энергичны, вспыльчивы. Они любят коллективные игры соревновательного характера, информацию запоминают быстро, но и забывают ее так же. Холерики комфортно чувствуют себя в любой обстановке, и ее смена не отражается на их комфорте. Для них поход в детский сад, школу — не проблема. Дети-холерики заводятся в играх быстро. Они с трудом засыпают по вечерам, днем уложить их спать трудно. Все процессы, в том числе адаптация, запоминание, выздоровление, в их организме протекают быстро. Такие дети долго не злятся, они незлопамятны, эмоции проявляют очень ярко.

Родители и педагоги должны учитывать, что такие мальчики и девочки переполнены энергией, поэтому ее нужно направлять в правильное русло. Им нужно заниматься спортом, причем теми видами, которые ребенку действительно нравятся, ведь в противном случае ходить в секцию малыш откажется. Этим детям очень трудно длительное время сидеть над уроками, поэтому в выполнении домашних заданий обязательно надо делать перерывы. Можно разделить их на обеденную часть и вечернюю, которая разграничивается спортивной тренировкой с выбросом энергии. С детьми-холериками чаще нужно бывать на природе, они любопытны, а вот закрытых пространств не любят. Их истерики и гнев можно легко унять, переключая внимание на любимые занятия. Не нужно их перекрикивать. Такие ребята нуждаются в похвале, поддержке, понимании, сочувствии.

Ребенок-меланхолик

Этот тип можно назвать полной противоположностью холерику. Такие ребята тревожны, спокойны, замкнуты, их трудно приобщить к активным играм. Часто они держатся особняком в детском коллективе. Характеризуются неторопливостью, даже медлительностью, рассудительностью. Из них вырастают консерваторы. Не любят новшеств, инноваций, резкой смены обстановки, трудно адаптируются к новым педагогам.

Нередко у таких деток хорошо развитая интуиция. Но растут они неуверенными в себе, робкими. Им трудно усваивать новую информацию, но запоминают ее дети надолго. Меланхоликам тяжело привыкнуть к детсаду, школе, они при этом часто болеют. Такие ребята подолгу любят находиться со взрослыми и старшими детьми.

Ребенка-меланхолика обидеть легче всего, поэтому родители должны проявлять в отношениях с ними тактичность, терпение. Их нужно стимулировать к откровениям, чтобы свои обиды и страхи они не прятали глубоко в душе. Ведь со временем это перерастает в комплекс неполноценности, самоизоляцию. Любые их начинания, инициативы надо поощрять. Именно детей-меланхоликов педагоги должны меньше критиковать, особенно в присутствии других малышей. В воспитательном процессе такого мальчика или девочки не должно быть места крикам, физическим наказания и строгим ограничениям. Терпение, спокойствие, понимание — вот постулаты общения с меланхоликом.

Ребенок-флегматик

Он спокоен, уверен в себе, нетороплив, всегда проявляет осмотрительность. Из таких детей вырастают взрослые, у которых всегда все налажено правильно, работа выполняется тщательно, продуманно, качественно. Флегматики нечасто проявляют эмоции, это интроверты, они могут и переживать в душе, но не показывают этого. Предпочитают спокойные игры, могут часами собирать конструктор. Мальчики и девочки этого типа не любят новшеств, длительное время привыкают к новым друзьям и обстановке. Отличаются хорошим сном, однако утром просыпаются с трудом. Чаще всего из них вырастают взрослые, которых можно отнести к типу «сов».

Психологи рекомендуют взрослым в общении с такими девочками и мальчиками излучать максимум положительных эмоций, чтобы «заражать» ними. В флегматиках необходимо развивать любознательность, делая их досуг более разнообразным. Медлительность таких малышей нужно немного ускорять с помощью спорта, пеших семейных походов, элементов соревнования в повседневной жизни. Ведь в будущем такие люди часто имеют негативную черту — опаздывать всюду и не дружить со временем. С раннего детства родители должны четко и постоянно ограничивать время пребывания таких детей у экрана компьютера, например, ставя перед ними песочные часы. Нужно определять конкретное время для выполнения учебных заданий, учить ребенка успевать, правильно организовывать свое свободное время.

Ребенок-сангвиник

Такие дети характеризуются веселым нравом, общительностью, склонностью к лидерству, поддержке, сочувствию. Они легко сходятся с новыми членами коллектива, адаптируются к новой обстановке. Их отрицательные черты — это беспечность, доверчивость, отсутствие страха. Порой начатое дело они могут не доводить до конца, потому что легко за него берутся, не рассчитывая свои силы и время. Дети совершенно незлопамятны. Это будущие взрослые оптимисты. В школе сангвиники отличаются успеваемостью, лидерством, хорошей памятью.

Поскольку таким детям иногда не хватает упорства и терпения, то именно на это нужно обращать внимание родителям и учителям. Воспитывается усидчивость чтением книг, совместным сбором пазлов. Необходимо следить за тем, чтобы жизнерадостность детей не перерастала в поверхностность и некачественное выполнение работы. Излишняя доверчивость и открытость тоже могут стать причиной неприятностей с такими детьми, особенно в подростковом возрасте. Они легко приобщаются к вредным привычкам.

Социально-психологические типы личности ребенка, соответствующие определенному стилю воспитания

В жизни каждого человека его родители играют одну из главных ролей. От отношения отца и матери к своему ребенку во многом зависит процесс формирования его личности. Мировоззрение, становление характера, нравственные основы, отношение к духовным и материальным ценностям в первую очередь воспитываются у детей родителями [32, с. 114].

Болдуин в своих исследованиях показал, как влияют на личность ребенка демократический, контролирующий и смешанный стили родительского воспитания [36, с. 17-22].

Демократический стиль определяется следующими параметрами: высоким уровнем вербального общения между родителями и детьми, включенностью детей в обсуждение семейных проблем, учетом их мнения; готовностью родителей прийти на помощь, если это потребуется, верой в успех самостоятельной деятельности ребенка, ограничением собственной субъективности в видении ребенка.

В семьях с демократическим стилем воспитания дети обладают умеренно выраженной способностью к лидерству, агрессивностью, стремлением контролировать других детей, но с трудом поддаются внешнему контролю. Они отличаются хорошим физическим развитием, социальной активностью, легкостью вступления в контакты со сверстниками, но им не был присущ альтруизм, сензитивность и эмпатия.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Контролирующий стиль предполагает введение значительных ограничений на поведение детей, четкое и ясное разъяснение ребенку смысла ограничений, отсутствие разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер.

Дети родителей с контролирующим типом воспитания послушны, внушаемы, боязливы, не слишком настойчивы в достижении собственных целей, неагрессивны.

При смешанном стиле воспитания детям присущи внушаемость, послушание, эмоциональная чувствительность, неагрессивность, отсутствие любознательности, оригинальности мышления, бедная фантазия.

В.М. Минияров выделяет следующие основные семь характерологических свойств личности ребенка, которые вытекают из того детерминированного сценария воспитания, который складывается под влиянием социальных факторов и средств педагогического воздействия и о которых говорил в свое время Э. Берн [44, с. 75].

Получаемые в ходе диагностики типические портреты личности отличаются от предложенных вариантов в зарубежной и отечественной психологической литературе. Предлагаемая Минияровым диагностика изучает отклонения в норме от того гармонического типа личности, который всегда был идеалом воспитания.

В.М. Минияров выделил следующие крайние варианты стилей семейного воспитания и охарактеризовал соответствующие им семь социально-психологических типов личности ребенка.

Читайте так же:  Не врет лишь твое тело

Сочувствующий стиль семейного воспитания характеризуется тем, что ребенок предоставлен сам себе в силу постоянной занятости родителей. Родители не применяют ни наказаний, ни поощрений. Они любят ребенка, но никогда не балуют. Все тяготы жизни они разделяют с ним, но по возможности стремятся уберечь от перегрузок как физических, так и психологических. Им характерен личный пример нравственного поведения, а также обучение ребенка нравственному поведению на ошибках других. Не читают длинных нотаций, им достаточно посмотреть с укоризной, пристыдить, расстроиться. Положительно относятся к превосходству в поступках ребенка рассудочных действий, а не эмоций.

Сочувствующему стилю воспитания, соответствует интровертированный тип личности ребенка: чуткий, внимательный, правдивый, честный, вежливый, уравновешенный, спокойный, скромный, стеснительный, простодушный, простой в общении с людьми, терпеливый, исполнительный, склонный к занятию физическим трудом, ответственный, самокритичный.

Попустительский стиль семейного воспитания заключается в бесконтрольной свободе действий ребенка. Родители совершенно безразличны к потребностям и запросам ребенка и удовлетворяют только те, которые можно удовлетворить за счет других людей. Обучая выполнению правил, требований родители действуют ситуативно, не знают меры ни в поощрении, ни в наказании. Непоследовательны в проявлении своих чувств к ребенку. В выборе форм поведения ребенок свободен, но на людях должен формально соблюдать правила приличия. Мыслительная деятельность ребенка связана в основном с поиском и ожиданием возможного получения удовольствия.

Этому стилю соответствует конформный тип личности ребенка, характеризующийся нечестностью, хвастовством, хитростью, изворотливостью, отсутствием чуткости к людям, извлечением из всего личной выгоды, жадностью, требовательностью только к другим, ябедничеством, равнодушием, внешней вежливостью, властолюбием, безразличием к безнравственным поступкам других, подхалимством, недобросовестностью, склонностью к сплетням, клевете.

Состязательный стиль семейного воспитания: родители ищут в действиях ребенка необычное, выдающееся, отличительное от других детей. В случае успеха ребенок может быть вознагражден как восторженными эпитетами, так и материально. Учат не сдавать завоеванных позиций. Родителей мало волнуют человеческие качества ребенка, главное, как должен он выглядеть в обществе. Моральные нормы лишь для того, чтобы комфортно чувствовать себя среди людей и по возможности выгодно выделиться. Следят за интеллектуальным развитием детей, приучая к демонстрации своих интеллектуальных возможностей, к поиску момента их проявления, а не к глубоким размышлениям.

Доминирующий тип личности ребенка: самоуверенный, высокомерный, эгоистичный, преувеличивает свои возможности, безразличие к интересам коллектива, сосредоточенность на собственной защите и все это при высоком проявлении двигательной активности.

Рассудительный стиль семейного воспитания. Родители предоставляют ребенку полную свободу действий, чтобы ребенок путем самостоятельных проб и ошибок приобрел личный опыт. Терпеливо рассказывают и отвечают на все возникающие у ребенка вопросы. Они считают, что можно обходиться без внешних стимулов активизации детей. Взаимоотношения ровные и спокойные во всем. Четко следят за тем, чтобы достоинство ребенка никогда не принижалось. Каждый поступок ребенка родители обсуждают вместе с ним. Отсутствие наказания порождает у детей не страх, а желание не причинять вреда другим. Родители много беседуют и отвечают на вопросы ребенка, поддерживают стойкий интерес и любознательность, преподносят интересные факты для осмысления их ребенком.

Сензитивный тип личности ребенка: чувствительный, добросовестный, общительный. Свойственен самоконтроль, уверенность в себе. Имеет средние значения по качествам: сообразительность, склонность к риску, тревожность и низкие по качествам: возбуждение, доминирование, социальная смелость, напряженность.

Предупредительный стиль воспитания. Родители считают, что ребенок не должен действовать самостоятельно. Ребенок полностью лишен активной деятельности и является пассивным, постоянно развлекаемым родителями. Такое ограничение связано со страхом родителей за ребенка. Никогда в дошкольном возрасте не наказывают, наоборот испытывают чувство вины перед ребенком, если он капризничает. Безмерная любовь родителей к ребенку толкает их на самый изощренный путь бесконечного проявления любви и ласки. Господствуют вседозволенность и потакание, ребенку прощается все шалости.

Инфантильный тип личности ребенка: несамостоятельный, неспособный к принятию решений, действует лишь по чьему-либо указанию, равнодушны и холодны, безразличны и безучастны к трудностям и проблемам семьи, коллектива, беспомощны, осторожны, сдержаны в действиях и словах, исполнительны при условии контроля, пассивны, безответственны, не уверены в своих силах, неорганизованны, недисциплинированны, безынициативны.

Контролирующий стиль воспитания: родители представляют ограниченную свободу действий, строго контролируя выход действий ребенка за рамки родительских представлений. Часто наказывают за неправильное поведение, начиная с командно-приказного тона, переходят к крику, постановке в угол, наказанием ремнем, запретом на удовлетворение потребностей ребенка, считая, что за один и тот же проступок мера наказания должна постоянно возрастать. Ласкают ребенка очень редко, в основном предъявляют к нему высокие требования. «Ребенок — мишень», на которого сыпятся все шишки.

Тревожный тип личности: ребенок вспыльчив, подозрителен и осторожен во взаимоотношениях с людьми, нетерпеливый, добросовестный, с заниженной самооценкой, стремиться оказать помощь товарищу. Защищает товарищей и своих близких. Сосредоточенность на личной защите, требовательность к другим, неуверенность в себе, отрицательное отношение к критике, отсутствие инициативы.

Гармоничный стиль воспитания ребенка является синтезом предыдущих стилей воспитания, вбирая в себя то лучшее, что описано в предыдущих стилях воспитания[44, с. 78-89].

В цикле исследований Д. Баумринд вычленяется совокупность детских черт в старшем дошкольном возрасте, связанных с факторами родительского контроля и эмоциональной поддержки. На основе своих наблюдений Баумринд выделяются 3 типа детей, характер которых соответствовал определенным методам воспитательной деятельности их родителей [25, с. 77].

Инициативные, общительные, добрые — это характеристики детей, которых воспитывают авторитетные родители. Авторитетны те родители, которые любят и понимают детей, предпочитая не наказывать, а объяснять, что хорошо, а что плохо, не опасаясь, лишний раз похвалить. Они требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. Вместе с тем такие родители обычно проявляют твердость, сталкиваясь с детскими капризами, а тем более с немотивированными вспышками гнева.

Дети таких родителей обычно любознательны, стараются обосновать, а не навязать свою точку зрения, они ответственно относятся к своим обязанностям. Им легче дается усвоение социально приемлемых и поощряемых форм поведения. Они более энергичны и уверены в себе, у них лучше развиты чувство собственного достоинства и самоконтроль, им легче удается наладить хорошие отношения со сверстниками.

У авторитарных родителей дети раздражительные, склонные к конфликтам. Авторитарные родители считают, что ребенку не следует предоставлять слишком много свободы и прав, что он должен во всем подчиняться их воле, авторитету. Не случайно эти родители в своей воспитательной практике, стремясь выработать у ребенка дисциплинированность, как правило, не оставляют ему возможность для выбора вариантов поведения, ограничивают его самостоятельность лишают права возражать старшим, даже если ребенок прав. Авторитарные родители чаще всего не дают себе труда хоть как-то обосновывать свои требования. Жесткий контроль над поведением ребенка — основа их воспитания, которое не идет дальше суровых запретов, выговоров и нередко — физических наказаний. Наиболее часто встречающийся способ дисциплинарного воздействия — запугивание, угрозы. Такие родители исключают душевную близость с детьми, они скупы на похвалы, поэтому между ними и детьми редко возникает чувство привязанности.

Читайте так же:  Самооценка и личность

Однако жесткий контроль редко дает положительный результат. У детей при таком воспитании формируется лишь механизм внешнего контроля, развиваются чувства вины или страха перед наказанием и, как правило, слишком слабый самоконтроль, если он вообще появляется. Дети авторитарных родителей с трудом устанавливают контакты со сверстниками из-за своей постоянной настороженности, и даже враждебности к окружающим. Они подозрительны, угрюмы, тревожны и вследствие этого — несчастны.

В цикле исследований В.В. Столин, Е.О.Соколова, А.Я. Варга попытались вычленить совокупность детских черт в дошкольном возрасте, связанных с фактором родительского контроля [36, с. 28].

Были выделены три группы детей: компетентные, с устойчиво хорошим настроением уверенные в себе, с хорошо развитым самоконтролем поведения, умением устанавливать дружеские отношения со сверстниками, стремлением к исследованию, а не избеганию новых ситуаций. Избегающие — с преобладанием уныло-грустного настроения, трудно устанавливающие контакты со сверстниками. Незрелые — неуверенные в себе с плохим самоконтролем, с реакциями отказа во фрустрационных ситуациях.

Снисходительные родители воспитывают импульсивных, агрессивных детей. Как правило, снисходительные родители не склонны контролировать своих детей, позволяя им поступать, как заблагорассудится, не требуя от них ответственности и самоконтроля. Такие родители разрешают детям делать все, что им захочется, вплоть до того, что не обращают внимания на вспышки гнева и агрессивное поведение, в результате которых случаются неприятности. У детей проблемы с дисциплиной, нередко их поведение становится просто неуправляемым. Обычно в таких случаях родители приходят в отчаяние и реагируют очень остро — грубо и резко высмеивают ребенка, а в порывах гнева могут применять физическое наказание. Они лишают детей родительской любви, внимания и сочувствия.

При недоброжелательном отношении к себе ребенок ищет любые признания, понимание. Не находя этого, он проявляет агрессию. При чрезмерных требованиях, он ищет возможность делать запретное «исподтишка», а при проявлении сверхзаботы осознает, что не может самоутвердиться. И при чрезмерно высоких требованиях, и при чрезмерной любви окружающих ребенка не покидает не только чувство тревожности, страха, но и чувство вины.

[3]

Таким образом, в жизни каждого человека его родители играют значительную и ответственную роль. От отношения к ребенку отца и матери, от удовлетворения его психических потребностей во многом зависит возникновение и развитие определенного типа поведения человека в течение жизни. Влияние родителей распространяется на развитие личности ребенка, мира его мыслей, чувств, стремлений, на воспитание его собственного «Я».

Гармоничное развитие личности ребенка связано не только с присутствием и активной деятельностью родителей, но и согласованностью их воспитательных действий. Кроме того, когда в воспитательных методах существуют разногласия, появляются детская тревога, страхи и даже невротические симптомы, являющиеся признаками эмоционального неблагополучия ребенка. Сознательный процесс воспитания с постоянным контролем над своим поведением, отношением к другим людям, вниманием к организации семейной жизни позволяет родителям воспитывать своих детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих всестороннему и гармоничному личностному развитию.

Психотип личности: классификация и описание

Классификация психотипов личности

Общеизвестные психологические типы были выявлены и описаны австрийским психиатром и психоаналитиком К. Г. Юнгом.

Его теория об «интроверсии – экстраверсии», а также о четырех типах восприятия мира развивалась и продолжает развиваться.

Психотипы личности, предложенные Юнгом:

  • Типы личности в зависимости от вектора ее направленности:
  1. Экстраверт – человек, психологически ориентированный на внешний мир; общительный, активный, деятельный.
  2. Интроверт – человек, ориентированный на внутренний мир; замкнутый, чувствительный, рассудительный.
  • Психологические типы в зависимости от преимущественного способа восприятия жизни, иными словами, от основной психической функции:
  1. Мыслительный тип – человек, в принятии решений преимущественно опирающийся на логику и мышление. Подавленной оказывается сфера чувств.
  2. Чувствующий тип – человек, ориентированный на чувства, судит категориями «хорошо – плохо», а не логически.
  3. Ощущающий тип – человек, воспринимающий жизнь непосредственно органами чувств, он смотрит, слушает, трогает и принимает решение исходя из получаемой информации. Интуиция им подавляется.
  4. Интуитивный тип – человек, полагающийся на «шестое» чувство; такие люди принимают решение, опираясь на интуитивные, бессознательные знания, а не на непосредственные ощущения.

Основываясь на типологии Юнга, в семидесятых – восьмидесятых годах прошлого столетия советский социолог А. Аугустинавичюте разработала одну из самых подробных и достоверных личностных типологий и стала основательницей научного направления под названием «соционика».

Еще один советский ученый А. Е. Личко, наблюдая за подростками, выделил психологические типы, описывающие виды акцентуаций характера. Акцентуация – чрезмерное усиление отдельных черт характера, психологические отклонения, граничащие с психопатологией, но не выходящее за пределы нормы.

  1. В подростковом, кризисном возрасте акцентуация проявляется наиболее выраженно.
  2. Позже характер «сглаживается», а акцентуация проявляется только в кризисных, стрессовых ситуациях.
  • К. ЛЕОНГАРД

Немецкий ученый К. Леонгард предложил схожую классификацию, но не ограничивал ее рамками пубертатного периода. В основе классификации оценка стиля общения человека с близким окружением.

Психологические типы по К. Леонгарду:

Классификация психотипов личности в зависимости от темперамента

Чаще всего типология личности составляется исходя из различий в темпераментах и характерах людей.

Первая известная типология личности в зависимости от типа темперамента была предложена древнегреческим врачом Гиппократом. Она до сих пор остается актуальной и популярной, хотя ученый не связывал индивидуально типологические особенности личности со свойствами нервной системы (как это принято сейчас).

Психотип человека по Гиппократу зависит от соотношения различных жидкостей в организме: крови, лимфы и двух видов желчи.

Психологические типы темперамента по Гиппократу:

  1. флегматик – человек, в организме которого преобладает лимфа (флегма), отчего он становится спокойным и медлительным;
  2. меланхолик – человек, в организме которого преобладает черная желчь (мелане холе), отчего он боязлив и склонен к печали;
  3. сангвиник – человек, в организме которого много крови (сангвис), подвижный и веселый;
  4. холерик – горячий и импульсивный, в его организме много желтой желчи (холе).

Много веков подряд развивалось и дополнялось учение о темпераментах. В частности, этим занимались немецкий философ И. Кант и русский физиолог И. П. Павлов. Сегодня названия видов темперамента остались теми же, но суть изменилась.

Темперамент – сочетание врожденных особенностей работы высшей нервной деятельности. Он зависит от скорости и силы процессов возбуждения и торможения в головном мозге. Так, слабый тип высшей нервной деятельности соответствует темпераменту меланхолика; сильный уравновешенный, но инертный – флегматик; холерик – сильный и неуравновешенный; сильный, уравновешенный и подвижный – сангвиник.

В начале ХХ века немецкий психиатр Э. Кречмер выделил различные типы личности в зависимости от характера. Это была первая классификация характера. Кречмер связывал психотип человека с конституцией его тела.

Три вида телесной конституции:

  1. Астенический. Худые и высокие люди, у них удлиненные руки и ноги, слаборазвитая мускулатура.
  2. Атлетический. Люди крепкие, с хорошо развитой мускулатурой, рост средний или выше среднего.
  3. Пикнический. Склонные к полноте люди со слаборазвитыми мышцами и опорно-двигательным аппаратом, среднего или небольшого роста.
Читайте так же:  Стадии внутреннего роста человека как личности

Так как Э. Кречмер был психиатром, он сопоставил психотипы личности со склонностью к той или иной психопатологии и сгруппировал их в два типа личности:

  1. Шизотимики – психически здоровые люди атлетического или астенического телосложения, отдаленно напоминающие больных шизофренией. Им свойственны такие черты характера: артистичность, чувствительность, отчужденность, эгоистичность, властность.
  2. Циклотимики – психические здоровые люди пикнического телосложения, напоминающие больных маниакально-депрессивным психозом. Это веселые, оптимистичные, общительные, легкомысленные люди.

Теория Э. Кречмера была основана лишь на его личных наблюдениях, но послужила основой для последующих, более сложных типологий характера. Намного позже ученые пришли к выводу, что форма тела действительно влияет на характер и индивидуально типологические особенности личности. Связь между конституцией тела и склонностью к акцентуации характера (крайняя степень нормального функционирования психики) и психопатологии действительно существует.

Классификация психотипов личности в зависимости от характера

Люди различаются не только особенностями характера, но и отношением к жизни, обществу и нравственным ценностям. Несмотря на то что есть понятие должного поведения, люди ведут себя по-разному.

Немецкий психоаналитик и социолог Э. Фромм ввел понятие «социальный характер» и определил его как некую одинаковую совокупность черт характера в структуре личности большинства членов конкретной общности. Определенный социальный характер есть у любой общности, класса или группы людей.

Социальный характер был взят за основание для классификации психологических типов личности.

Психологические типы личности по Э. Фромму:

Человек, склонный направлять агрессию на себя либо на других людей, если сочтет их виновными в происходящих личных неудачах или проблемах всего общества. Такие люди стремятся к самосовершенствованию, неуверенные в себе, пунктуальные, ответственные, требовательные, властные, любят терроризировать окружающих, оправдывая свои действия благими намерениями.

Психологический мазохизм практически всегда сочетается с садизмом. Однако есть люди в большей степени склонные к одному из типов.

Индивидуально типологические особенности «мазохиста»: самоуничижение, самокритика, склонность всегда и во всем винить себя. «Садиста» Фромм определял как авторитарную личность. Это человек-эксплуататор, властный и жестокий.

Не причиняет страданий ни себе, ни людям, но агрессивно устраняет причину своих неприятностей. Чтобы не чувствовать себя бессильным и фрустрированным, человек прекращает отношения или прерывает начатое дело, то есть использует разрушительность как средство разрешения любой неприятности. «Разрушители» обычно люди тревожные, отчаянные, малодушные, ограниченные в реализации своих возможностей и способностей.

В отличие от двух предыдущих психологических типов, «конформист» пассивен. Он не борется, а смиряется с трудными жизненными обстоятельствами. Это слишком лабильный человек, практически потерявший свое

Он человек-приспособленец, который изменит точку зрения, поведение, принципы и даже тип мышления, если того будет требовать ситуация. Такие люди бывают аморальны, оттого не видят ничего постыдного в смене точек зрения и жизненных ценностей.

Такая социальная типология не с лучшей стороны характеризует людей, но выявляет проблемы общества и остается необычайно актуальной и в наше время.

Нельзя сказать какая из типологий лучше, они дополняют друг друга. Любая типология личности позволяет индивиду познать себя и одновременно осознать свою уникальность.

Причина деления на психотипы

Философы и ученые во все времена существования цивилизованного общества старались разграничить и выделить из многообразия природы человеческой натуры психологические типы людей. Многие классификации основаны на наблюдениях за людьми, жизненном опыте или умозаключениях ученого, предложившего конкретную типологию. Только в прошлом столетии в связи с расцветом психологии психотипы личности стали объектом исследований и получили должное научное обоснование.

Несмотря на многообразие существующих сегодня психологических типов, определить к какому типу личности относится человек бывает сложно. Часто, читая классификацию типов и желая найти себя, индивид не может определиться или находит сразу несколько типов, схожих с индивидуально типологическими особенностями собственной личности.

Недостаток любой типологии в том, что она не может вместить все возможные типы личности, ведь каждый человек – индивидуальность. Можно говорить, что личность скорее относится к тому или иному типу, в большей мере схожа с ним или в некоторые моменты проявляет себя подобным образом.

Любой психотип человека – это обобщение, попытка объединить в группу близкие и часто наблюдаемые вместе качества, черты характера, особенности темперамента, поведения и другие индивидуально типологические особенности личности.

Типы личности часто утрированные и упрощенные, описывающие отклоняющееся поведение (даже психопатологию) или только те качества личности, которые являются ярко выраженными и стереотипными, шаблонными.

Чистые типы встречаются редко. Однако каждый второй человек, читая ту или иную типологию или проходя психологический тест, с легкостью определяет свой психотип и соглашается с даваемой ему характеристикой.

Чем более развита личность индивида, тем труднее ему отнести себя к тому или иному типу личности. Гармонично развитая личность и яркая индивидуальность с трудом «вписывается» в какой-либо отдельный психотип.

Несмотря на несовершенство типологий и типов личности, они позволяют разобраться в себе, заметить недостатки, обозначить пути развития. Окружающим индивида людям, знающим к какому психологическому типу он относится, легче выстраивать с ним отношения и прогнозировать поведение в конкретной ситуации.

Типология личности помогает профессиональным психологам проводить психодиагностику клиента. Психологический портрет личности обязательно включает описание его психотипа. Индивидуально типологические особенности личности чрезвычайно важны, ведь они расскажут о темпераменте, характере, способностях, эмоционально-волевой сфере, направленности, установках, мотивации и ценностях – обо всех компонентах индивидуальности.

Бытует множество околонаучных классификаций психологических типов, которыми люди пользуются в повседневной жизни. Например, разделение людей в зависимости от времени суток, когда наблюдается наибольшая активность и трудоспособность, на «жаворонков» и «сов».

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

На просторах интернета огромное количество псевдонаучных тестов, скорее развлекательных, нежели позволяющих разобраться в себе. Но даже такие психологические тесты имеют право на существование, поскольку рождают у человека стремление познать себя. Какие же психотипы людей описаны в науке психологии?

Источники


  1. Александр Свияш 5585 советов брачующимся, забракованным и страстно желающим забраковаться / Александр Свияш , Юлия Свияш. — М.: АСТ, Астрель, 2011. — 512 c.

  2. Ошо Мужчина и женщина. Мир в гармонии и целостности. Мужчина и женщина. Секреты взаимности в астрологии и психологии. Танец энергий. Мужчина и женщина (комплект из 3 книг) / Ошо, Хайо Банцхаф , Бриджит Телер. — М.: ИГ «Весь», 2016. — 688 c.

  3. Вебер, Патрик Как решить проблемы в молодой семье, или Е-мое, кота опять стошнило!: моногр. / Патрик Вебер. — М.: Рипол Классик, 2016. — 192 c.
  4. Александр Свияш 5585 советов брачующимся, забракованным и страстно желающим забраковаться / Александр Свияш , Юлия Свияш. — М.: АСТ, Астрель, 2011. — 512 c.
Развитие ребенка с учетом психотипов человека
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here