Развитие у ребенка творческого мышления

Сегодня обсуждаем тему: развитие у ребенка творческого мышления с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Упражнения для развития творческого мышления

Развитие творческого мышления у детей. Развитие творческих способностей у детей. Развивающие игры. Развивающие игры для детских праздников. Упражнения для развития творческого мышления.

В современной психологии задачи, которым посвящен данный раздел, обычно называют дивергентными, а мышление, которое они активизируют, — дивергентным мышлением.

Специфика дивергентных задач в том, что на один поставленный вопрос может быть не один, а несколько или даже множество верных ответов. Естественно, что именно дивергентный вид мышления обычно квалифицируется как творческий. Этот вид мышления тесно связан с воображением.

Задания дивергентного типа крайне редко используются в традиционном школьном обучении. Ортодоксальное образование обычно не ставит своей целью развитие в человеке навыков нестандартного мышления, в связи с чем дивергентные задачи приобретают особую ценность: для творческой деятельности в любой сфере требуется прежде всего дивергентное мышление.

В ходе выполнения задач дивергентного типа у детей развиваются такие качества, как оригинальность, гибкость, беглость (продуктивность) мышления, легкость ассоциирования, сверхчувствительность к проблемам и другие качества и способности, необходимые в творческой деятельности (подробнее об этом можно прочитать в статье «Одаренные дети: особенности психического развития»).

Рассмотрим в качестве примера некоторые типы задач, обычно используемые в практике работы с детьми.

Возьмите пластмассовые, деревянные (или изготовьте сами картонные) разноцветные геометрические фигуры и предложите ребенку составить как можно больше разных стилизованных изображений (рис. 1).

Рис. 1. Примеры изображений, которые можно сложить из простых геометрических фигур

Следующее задание во многом походит на предыдущее: из бумажных конусов, цилиндров и других элементов попробуй склеить как можно больше фигурок людей и животных. Примеры выполнения этого задания представлены на рис. 2.

Рис. 2. Придумай и создай фигурки людей и животных из бумаги

Запасемся старыми иллюстрированными журналами и яркими кусочками ткани. Вырежьте вместе с ребенком из содержащихся в журналах иллюстраций и кусочков ткани фигуры разных форм. Теперь наклеим полученные фигуры на лист картона и получим коллаж. Примеры представлены на рис. 3. Все это — работа творческая, но главное задание звучит так: «Найди как можно больше аналогий с реальными предметами». Коллаж можно поворачивать как угодно.

Рис. 3. Примеры коллажей из разных материалов

Очень интересную, а потому очень популярную задачу предложил психолог Дж. Гилфорд: найти как можно больше самых разных, оригинальных применений хорошо знакомому предмету. В качестве такого предмета можно использовать кирпич, мел, газету и многое другое.

На выполнение этого задания отводится обычно пять-шесть минут. В ходе анализа итогов учитываются все ответы, кроме тех, что не соответствуют заданию, повторяются или могут считаться нелепыми. Это задание можно предложить и старшему дошкольнику, и взрослому.

Оценивается в данном случае продуктивность и оригинальность мышления. Чем больше идей, чем больше среди них необычных, тем больше баллов получает участник.

Другое задание: подобрать прилагательные и существительные, заключающие в себе понятия света и темноты (тепла и холода, весны и зимы, утра и вечера и др.). Приведем примеры ответов.

Свет — яркий, ласковый, живой;
солнце — .
утро — .
лампа — .
костер — .
свеча — .

Темнота — закрытый, ночной;
ночь — .
вечер — .
пещера — .

Найдите как можно больше общих признаков для непохожих предметов.

Колодец — паркет;
бревно — коробка;
облако — дверь;
кукла — снег.

К дивергентным задачам относятся задачи на поиск причин событий. Вот несколько ситуаций, требуется определить причины их возникновения:

1. Утром Дима проснулся раньше обычного.
2. Солнце еще не ушло за горизонт, но уже стало темно.
3. Сидевший у ног хозяина пес грозно зарычал на маленького котенка.

Другой вариант вышеописанного задания: придумай и расскажи, что произошло у каждого из героев.

Ребенок должен понять эмоциональное состояние каждого из мальчиков и рассказать, что с ними произошло.

Третий вариант задания: подумай, что может произойти, если .

«. дождь будет идти, не переставая.»
«. люди научатся летать, как птицы.»
«. собаки начнут разговаривать человеческим голосом.»
«. оживут все сказочные герои.»
«. из водопроводного крана польется апельсиновый сок.»

Хорошо, если ребенок смог придумать интересный ответ на каждую из предложенных фраз.

Другой вид заданий на развитие творческого мышления у детей: придумывание рассказов, историй или сказок, используя заданный набор слов, например:

Светофор, мальчик, санки.

Второй вариант этого типа заданий: посмотри на рисунки и придумай сказку, в которой участвовали бы все эти персонажи.

Следующий тип заданий: «Облака-загадки». Ребенку необходимо определить, на что похожи изображенные на рисунках облака (чернильные пятна). Хорошо, если он сможет увидеть в каждом облаке хотя бы один персонаж.

Другой вариант этого задания: попробовать нарисовать что-то интересное, используя данные фигуры.

Еще одно упражнение: дорисуй и раскрась волшебниц так, чтобы одна стала доброй, а другая — злой.

[1]

Дивергентные, творческие задачи можно разрабатывать на любом материале. Хорошим заданием такого типа может быть создание из деталей строительного конструктора самых разных фигур. Ведь из деталей строительного конструктора можно строить не только дворцы, мосты и другие архитектурные сооружения. Попробуем посмотреть на строительный конструктор с другой стороны. Его детали пригодны, например, для изготовления технических моделей парохода, паровоза, автомобиля, самолета. Из них можно сделать схематические изображения животных и людей и даже объемные сюжетные композиции. Приведем примеры возможных решений (рис. 4).

Рис. 4. Примеры необычного использования деталей строительного конструктора

Развитие у ребенка творческого мышления

Креативное мышление имеет особенности. Опишем их вслед за Д. Гилфордом. Почему за ним?

В психологии креативности сложилось так, что у каждого, изучавшего проблему, складывалась собственная теория. Проще говоря, сколько исследователей, столько и теорий. Предпочтение отдаётся Гилфорду потому, что он разработал большинство применяемых для изучения креативного мышления методов диагностики.

Признаки креативности

Гилфорд выделяет четыре признака.

1. Беглость

Беглость – количество разных идей, выдаваемых человеком за небольшой промежуток времени по одному и тому же поводу. Например, человеку говорят: назови как можно больше профессий на букву «П» за одну минуту. Чем больше названо, тем выше беглость.

2. Гибкость

Гибкость – способность выдавать по одной проблеме разные непохожие идеи.

Проведём экспресс-исследование. Пример. Я назову 2 слова «газета» и «верблюд» и засеку 3 минуты. Вы за эти 3 минуты запишете как можно больше вопросов, включающих оба этих слова.

  • Что написано в газете про верблюда?
  • Сколько потребуется газет, чтобы упаковать верблюда для пересылки?
  • Почему читая газету ты сутулишься как верблюд? И т. д.
Читайте так же:  Возмездие за счастье

А теперь само исследование. Я даю слова «река» и «банка» В течение трёх минут пишутся ответы.

Проанализируем вопросы. Предположим: они все время начинаются с «можно ли». Вопросов может быть много, но это будет одна и та же вопросительная форма. То есть беглость будет высокая, а гибкость низкая, потому что используется один шаблон. Гибкость выше, чем больше разных вопросительных форм используется человеком: что, почему, зачем, можно ли, когда, куда, откуда.

[3]

С помощью этого простенького задания мы можем (на глазок, конечно) оценить беглость и гибкость креативного мышления подростка, к примеру. Количественные показатели беглости разные для разных возрастных групп. Но в целом за 3 минуты люди придумывают порядка 12 вопросов. А вот признак хорошей гибкости более конкретен. Человек умудрился придумать вопросы, используя 5 и более вопросительных форм – это высокий показатель гибкости креативного мышления.

3. Оригинальность

Оригинальность – новизна, что-то, чего не делают все остальные. Иногда думают, что именно оригинальность – главное качество креативности. На самом деле это не так. потому что всегда возникает вопрос: это твоя оригинальность или показатель определённой «ненормальности»?

Пример. В эксперименте по развитию дошкольников 6 лет был задан вопрос: на что похож воздушный шарик. Самый банальный ответ: на мячик. Но появятся и оригинальные ответы, встречающиеся очень редко. Есть такая норма- в 95 случаях из 100 они не встретятся. Примеры ответов: воздушный шарик похож на барабан, змею, крокодила и др.

Механически их можно было бы отнести к оригинальным ответам. Как узнать, эти ответы на самом деле оригинальные или это проявление патологический отклонений в области мышления? Для проверки ребёнка просят аргументировать утверждение. Если он говорит, например, что шарик похож на барабан потому что внутри его тоже воздух, то это оригинальное сравнение. Ребёнок обратил внимание на те вещи в шарике (объём), оставшиеся за пределами внимания других детей. Если он отвечает: не знаю, мне так показалось, ответ признают случайным. Серия таких ответов должна насторожить. Именно поэтому оригинальность никогда не может рассматриваться как самостоятельный и главный признак креативного мышления. Она всегда выступает в тандеме с разработанностью.

4. Разработанность

Разработанность – выбор из множества идей. Как говорил Пуанкаре: идей много, но ни одна из них не работает. Селекция на работоспособность идей.

Этапы развития креативного мышления

Каковы основные этапы развития креативного мышления в жизни человека?

  1. Этап «первичной креативности». Он изначально заложен в человеке с рождения как способность жить, не ограничивая себя рамками. Максимум развития в 3-5 лет.

Взрослые наблюдают в этом возрасте проявления первичной креативности: огромное количество рисунков, сочинение сказок, продолжение их, придумывание сюжетных игр и т. д. к школьному возрасту и в начале его следует закономерный спад креативных возможностей детей, обусловленный их пониманием, что жизнь ставит рамки, взрослые требуют поведения в этих рамках. Например, ребёнок рисует не так как хотел, а по технологии, данной взрослыми. Не нужно изобретать, уже есть готовое. Чем точнее я ему следую, тем выше меня оценят. Спад продолжается всю начальную школу.

2. Этап «вторичной креативности» — осознанная, воспитанная в себе способность к созданию чего-то нового – проявляется только в подростковом возрасте, когда ребёнок осознаёт свою индивидуальность, отличие от других.

Механизмы первичной креативности ребёнка – ощущение свободы выбора способа и результата той деятельности, которой он занимается. По первичной креативности дети не сильно друг от друга отличаются. Она примерно одинакова у всех. Различия начинают проявлять в школе, когда дети начинают контролировать свою креативность, как не нужную, бесполезную, порой осуждаемую сверстниками. Ребёнок осознаёт: моё креативное действие может иметь последствия, давай-ка я не буду его осуществлять.

Есть несколько примеров, когда спад креативности к школе пытались преодолеть искусственно, специально развивая перечисленные выше качества. Обследовали ребёнка. Делали вывод: недостаточно креативность развита. Давайте преодолеем возрастную закономерность и будем развивать его. Результат-то был. Но процесс сопровождался невротизацией ребёнка. Ему самому было тяжело, потому что это не было его собственной потребностью. Ему было просто не интересно.

Если самому ребёнку в младшей школе не интересно, как можно одно и тоже дело делать разными способами, то заставлять его учиться этому скорее путь к невротизации, чем развитию креативности. Ему можно показать. Но необязательно ждать, что младший школьник будет вам следовать, и тем более заставлять его.

Психолог Микляева А.В. приводит пример из практики. Учительница привела к ней первоклассника, утверждая, что он боится классной доски. У психолога возникают гипотезы. Первая: может быть ребёнок боится отвечать у доски? Проверка показывает- это не так. Вторая: может он стесняется, когда все смотрят на него у доски? Опять нет.

Ситуацию прояснила мать мальчика. Оказалось, что мальчик одарён способностью к рисованию (по мнению мамы), но в последнее время она стала как-то затухать. Тогда мама придумала, как можно стимулировать процесс. Она купила несколько альбомчиков по 10 листов. Ежедневно мама выдавало сыну один альбом. Ребёнок был обязан нарисовать 10 рисунков, хотел он этого или нет. Мальчик стал бояться этих альбомов. Более того произошёл перенос: чистая классная доска стала восприниматься также: сколько на ней могут заставить нарисовать. Вместо развития творческих способностей мама получила невроз у сына.

Развитие креативности до подросткового возраста заключается в том, чтобы ребёнку можно и нужно показывать, что есть разные способы выполнения одной и той же задачи. Знакомить, что поведение бывает гибким. Но это должно быть на уровне демонстрации показывающей: разнообразие — это не страшно. Так бывает, и это нормально.

А вот применительно к подростковому возрасту начинают работать закономерности другого порядка, обусловленные появлением возможности понять, чем он отличается от других людей, и чем его способы деятельности отличаются от всех остальных. Креативность как черта личности появляется только у подростков.

Но как же все-таки развивать так необходимое по жизни креативное мышление Продолжение следует.

Как развивать творческое мышление у детей?

Рождение ребенка — радостный момент для семьи. Родители стараются и прикладывают все усилия, чтобы ребенок рос здоровым, счастливым, умным. Но, как утверждают психологи, этого мало. Нужно еще воспитывать творческое мышление у детей, тем самым развивая интеллект, расширяя спектр возможностей, обучая преодолевать мыслительные шаблоны.

Читайте так же:  Ограничивающие убеждения

Потому большинство родителей принимаются развивать творческие способности детей еще с младенческих лет. Современные технологии рекомендуют педагогам и родителям, прежде всего, формировать креативное мышление. Для этого следует стимулировать психические процессы ребенка: память, восприятие, воображение, речь. В этой статье мы проанализируем как правильно развить творческое мышление у ребенка и дадим рекомендации, которые помогут не допустить ошибок при выработке креативного потенциала малыша.

Когда начинать развивать творческое мышление ребенка

Ученые пришли к решению — развивать творческое мышление и воображение следует с дошкольного возраста. На этом этапе жизни дети решают задачи, связанные с нахождением предметов по их характеристикам. Акцентируя внимание на данном подходе, формируется интеллект и расширяется спектр умственных способностей. Усовершенствование творческих умений гармонизирует эмоциональное состояние, корректирует поведение, помогая адаптироваться в социуме. По мере роста, ребенку открываются различные тайны, и к 6 годам он может самостоятельно описать качества и свойства предмета, составить загадку, что связана с предметом. Параллельно он развивает воображение и способен собирать из знающих и известных образов нечто новое. Таким образом происходит развитие творческого воображения у детей.

Многие дети имеют бурную фантазию. Это обусловлено тем, что они не могут различить или осмыслить причину и результат между предметами и событиями окружающей среды. Чтобы это предотвратить с 3-4 лет помогайте ребенку учиться отслеживать логичность между причиной и результатом. Следите за действием окружающих простых механизмов, проводите эксперименты. В 5-6 лет обсуждайте с малышом телепередачи, задавая вопросы: зачем герои так поступают? Что будет дальше?

    Формируя творческое познание, следует позаботиться о развитии таких способностей:
  • гибкость — умение рассматривать ситуацию с разных точек зрения;
  • беглость — способность быстрого генерирования идей;
  • оригинальность — умение придумывать необычные и интересные вещи.
  • Именно от вашего подхода, стараний и усилий зависит сам процесс и результат воспитания. Создавайте для малыша смоделированные ситуации, которые помогут развивать умственные и интеллектуальные способности.

    Что делать для развития творческого мышления у ребенка

    Формируйте и поощряйте фантазию. Когда ребенок утверждает, что с ним в комнате обитает ручной динозавр, не торопитесь говорить что это неправда. Он не старается обманывать — это особенная игра, в которой он пребывает. Сыграйте с малышом и его другом;

    Помогайте творить. Шейте одежду куклам, мастерите гараж, сочиняйте сказки. Малыш обрадуется, а вы получите положительные эмоции;

    Способствуйте воплощению идей в реальность. У детей чистое виденье вещей. Они импровизируют и выдумывают множество персонажей. Побеспокойтесь о наличии в доме бумаги, карандашей, красок и фломастеров. Когда малыша посетит забавная мысль, предоставьте ему нужные сподручные материалы — пускай творит.

      Чего не следует делать при развитии креативного мышления у детей

    Список упражнений для развития творческого мышления у детей

    Существует множество упражнений и игр, предназначенных для формирования у детей творческого познания. Предлагаем несколько полезных и простых заданий, которые помогут вам вырабатывать творческий потенциал малыша:

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Необычные ассоциации. Посоветуйте ребенку осмотреть кухню и выбрать один предмет. К примеру, это конфета. Пускай назовет прилагательные, описывающие предмет: яркая, крупная, твердая, шоколадная, черная. Далее усложните задание — назвать прилагательные, не соответствующие изображению предмета: железная, загадочная, теплая и жареная;

    Творческий тест. Нарисуйте небольшие кружочки либо крестики и дайте малышу, чтобы он с помощью сподручных материалов их дополнил, превращая в увлекательные маленькие рисунки;

    Юный строитель. Малышу необходимо “построить” дом. Напишите несколько слов: собака, лимон, вода, огурец, стул. Они являются необходимыми условиями при построении дома. К примеру, как использовать лимон? Можно покрасить стены в желтый цвет, вода обозначает постройку небольшого бассейна. Слова могут быть самыми разнообразными. Все зависит от фантазий и мышления малыша;

    Облако. Упражнение доступно всем и не требует особых усилий. Предложите малышу посмотреть на облако в небе и рассказать что оно напоминает;

    Театр теней. Вам потребуется простынь, лампа и набор картонных фигурок, которые можно изготовить самостоятельно. Разыгрывайте детские сказки по готовому сценарию, которые нуждаются только в актерах.

    Развитием творческих способностей ребенка нельзя заниматься периодически. Здесь важен комплексный подход и создание системы обучения. Для достижения эффективных результатов малыша рекомендуется записать в кружки либо секции. Природа креативности нуждается в свободном выражении мыслей и идей в дружеской теплой атмосфере.

    Занятия искусством приятны и полезны. Они станут отличным дополнением к вашей выбранной методике воспитания, приложенным усилиям и стараниям. Если упражнения и игры представляются вам простыми и несуразными, не ленитесь немного поимпровизировать. Ознакомившись с предоставленными упражнениями и рекомендациями — творите и придумывайте вместе с малышом. Благодаря этому вы будете развивать творческие способности ребенка, сблизитесь с ним и получите массу положительных эмоций.

    Развитие творческого мышления и воображения у детей дошкольного возраста

    Главной педагогической задачей по развитию творческого мышления в дошкольном возрасте является формирование ассоциативности, диалектичности и системности мышления. Так как развитие именно этих качеств делает мышление гибким, оригинальным и продуктивным.

    Ассоциативность — это способность видеть связь и сходные черты в предметах и явлениях, на первый взгляд не сопоставимых.

    Благодаря развитию ассоциативности мышление становится гибким и оригинальным.

    Кроме того, большое количество ассоциативных связей позволяет быстро извлекать нужную информацию из памяти. Ассоциативность очень легко приобретается дошкольниками в ролевой игре. Так же существуют с игры способствующие развитию этого качества.

    Часто открытия рождаются при соединении казалось бы несоединимого. Например, долгое время казались невозможными полёты на летательных аппаратах, которые тяжелее воздуха. Сформулировать противоречия и найти способ его разрешения позволяет диалектичность мышления.

    Диалектичность — это способность видеть в любых системах противоречия, мешающие их развитию, умение устранять эти противоречия, решать проблемы.

    Диалектичность является необходимым качеством талантливого мышления. Психологи провели ряд исследований и, установили, что механизм диалектического мышления функционирует в народном и научном творчестве. В частности анализ трудов Выгодского показал, что выдающийся русский психолог постоянно использовал этот механизм в своих исследованиях.

    Педагогическими задачами по формированию диалектичности мышления в дошкольном возрасте являются:

    • 1. Развитие умения выявлять противоречия в любом предмете и явлении;
    • 2. Выработка умения четко формулировать выявленные противоречия;
    • 3. Формирование умения разрешать противоречия;

    И еще одно качество, формирующее творческое мышление — это системность.

    Системность — это способность видеть предмет или явление как целостную систему, воспринимать любой предмет, любую проблему всесторонне, во всём многообразии связей; способность видеть единство взаимосвязей в явлениях и законах развития.

    Системное мышление позволяет видеть огромное количество свойств предметов, улавливать взаимосвязи на уровне частей системы и взаимосвязи с другими системами. Системное мышление познает закономерности при развитии системы от прошлого к настоящему и применяет это по отношению к будущему.

    [3]

    Системность мышления развивается корректным анализом систем и специальными упражнениями. Педагогические задачи по развитию системности мышления в дошкольном возрасте.

    • 1. Формирование умения рассматривать любой предмет или явление как систему развивающеюся во времени;
    • 2. Развитие умения определять функции предметов с учетом того, что любой предмет многофункционален. Как развивать творческое мышление. [Приложение №3]
    Читайте так же:  Мировой опыт профилактики эмоционального выгорания

    Вторым направлением формирования творческих способностей дошкольников развитие творческого воображения.

    Воображение — это умение конструировать в уме из элементов жизненного опыта (впечатлений, представлений, знаний, переживаний) посредством новых их сочетаний к соотношений что-либо новое, выходящее за пределы ранее воспринятого.

    Воображение является основой всякой творческой деятельности. Оно помогает человеку освободиться от инерции мышления, оно преобразует представление памяти, тем самым обеспечивая, в конечном счете, создание заведомо нового. В этом смысле, все, что окружает нас и что сделано руками человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы — все это является продуктом творческого воображения.

    Дошкольное детство является сензитивным периодом для развития воображения. На первый взгляд необходимость развивать воображение дошкольников может показаться обоснованной. Ведь весьма распространено мнение о том, что воображение ребенка богаче, оригинальнее воображения взрослого. Такое представление об изначально присущем дошкольнику ярком воображении существовало в прошлом и у психологов.

    Однако уже в 30-е годы выдающийся русский психолог Л. С. Выготский доказал, что воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобретения им определенного опыта. С. Выготский утверждал, что все образы воображения, как бы причудливы они ни были, основываются на тех представлениях и впечатлениях, которые мы получаем в реальной жизни. Он писал: «Первая форма связи воображения с действительностью заключается в том, что всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из деятельности и содержащихся в прежнем опыте человека» Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. — СПб.: Союз, 1997. с.52.

    Из этого следует, что творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека. Педагогический вывод, который можно сделать из всего выше сказанного, заключается в необходимости расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет деятельность его воображения. Именно с накопления опыта начинается всякое воображение. Но как передать ребенку этот опыт заранее? Часто бывает так, что родители беседуют с ребенком, что-то рассказывают ему, а потом жалуются, что у него, как говорится, в одно ухо влетело, а из другого вылетело. Это происходит в том случае, если у малыша нет интереса к тому, о чём ему рассказывают, нет интереса к знаниям вообще, то есть когда отсутствуют познавательные интересы.

    Вообще познавательные интересы ребенка дошкольника очень рано начинают о себе заявлять. Проявляется это сначала в форме детских вопросов, которыми малыш осаждает родителей с 3-4 лет. Однако станет ли такое детское любопытство устойчивым познавательным интересом или оно исчезнет навсегда, зависит от взрослых, окружающих ребенка, прежде всего от его родителей. Взрослые должны всячески поощрять любознательность детей, воспитывая любовь и потребность в знаниях.

    В дошкольном возрасте развитие познавательных интересов ребенка должно идти по двум основным направлениям:

    • 1. Постепенно обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями о различных областях действительности. Это вызывает познавательную активность дошкольника. Чем больше перед детьми открывается сторон окружающей действительности, тем шире возможности для возникновения и закрепления у них устойчивых познавательных интересов.
    • 2. Постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности.

    Для того чтобы успешно развивать познавательные интересы ребенка, родители должны знать, чем интересуется их малыш, а уже затем оказывать влияние на формирование его интересов. Следует отметить, что для возникновения устойчивых интересов недостаточно просто познакомить ребенка с новой сферой действительности. У него должно возникнуть положительное эмоциональное отношение к новому. Этому способствует включение дошкольника в совместную с взрослыми деятельность. Взрослый может попросить ребёнка помочь ему что-нибудь сделать или, скажем, прослушать вместе с ним любимую пластинку. Возникающее у малыша в таких ситуациях чувство причастности к миру взрослых создаёт положительную окраску его деятельности и способствует возникновению у него интереса к этой деятельности. Но в этих ситуациях следует будить и собственную творческую активность ребенка, только тогда можно добиться желаемого результата в развитии его познавательных интересов и в усвоении новых знаний. Нужно задавать ребенку вопросы, побуждающие к активному размышлению.

    Накопление знаний, опыта — это только предпосылка для развития творческого воображения. Любые знания могут быть бесполезными грузом, если человек не умеет обращаться с ними, отбирать то нужное, что ведет к творческому решению задачи. А для этого нужна практика таких решений, умение использовать накопленную информацию в своей деятельности.

    Продуктивное творческое воображение характеризуется не только такими особенностями как оригинальность и богатство продуцируемых образов. Одним из важнейших свойств такого воображения является умение направлять представления в нужную сторону, подчинять их определённым целям. Неумение управлять идеями, подчинять их своей цели, приводит к тому, что самые лучшие замыслы и намерения гибнут, не находя воплощения. Поэтому важнейшая линия в развитии воображения дошкольника — это развитие направленности воображения.

    У младшего дошкольника воображение идет за предметом и все, что он создаёт, носит отрывочный, неоконченный характер. Взрослые должны помочь ребенку научиться не просто отрывочно фантазировать, а реализовывать свои замыслы, создавать пусть небольшие, но законченные произведения. С этой целью родители могут организовать ролевую игру и в ходе этой игры влиять на выполнение ребенком всей цепочки игровых действий. Можно также устроить коллективное сочинение сказки: каждый из играющих говорит по несколько предложений, а участвующий в игре взрослый может направить развитие сюжета, помочь детям завершить задуманное. Хорошо завести специальную папку или альбом, куда помещались бы наиболее удачные рисунки, сказки, сочиненные ребенком. Такая форма фиксации продуктов творчества поможет ребенку направлять своё воображение на создание законченных и оригинальных произведений.

    Наилучший вариант — это введение специальной программы занятий по развитию детского воображения. В последнее время появилось большое количество методических разработок таких занятий. В частности, в нашей стране Общественной лабораторией методики изобретательства был разработан специальный курс «Развитие Творческого Воображения» (РТВ). В его основе лежит ТРИЗ, АРИЗ и теория развития технических систем Г.С. Альтшуллера. Этот курс уже апробирован в различных творческих студиях, школах и дошкольных учреждениях, где он доказал свою эффективность. РТВ развивает не только творческое воображение, но и творческое мышление детей. Кроме того, можно предложить методику развития детского воображения О.М. Дьяченко ни Н.Е. Вераксы, а также специальные игровые тренинги воображения, разработанные психологом Е.В. Заикой.

    Читайте так же:  Одиночество как оборотная сторона созависимости и слияния

    Если нет возможности ввести дополнительные занятия, то воспитателю можно предложить на базе программы, по которой он работает, без резких изменений формы занятий, использовать элементы ТРИЗ для развития творческого потенциала детей. Также на специальных занятиях по музыке, рисованию, конструированию, развитию речи нужно давать детям задания творческого характера.

    Кроме того, для развития воображения и творческих способностей существуют специальные игры, в которые можно играть с детьми в свободное от занятий время. Интересные развивающие игры разработаны Б.Н. Никитиным Никитин Б. Развивающие игры. — М.:3нание, 1994., О. М. Дьяченко и Н.Е. Вераксой Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает. — М.: Знание, 1994. 157стр..

    Богатейшим источником развития фантазии ребёнка является сказка. Существует множество приемов работы со сказкой, которые могут использовать воспитатели для развития воображения детей. Среди них: «перевирание» сказки, придумывание сказки наоборот, придумывание продолжения сказки, изменение конца сказки. Можно сочинять сказки вместе с детьми. Неоценимую помощь в этом окажут карты Проппа. Говоря о развитии детского воображения с помощью сказки, нельзя не вспомнить замечательную книгу Дж. Родари » Грамматика фантазии «.

    У многих детей надо развивать такую творческую способность как надситуативно-преобразовательный характер творческих решений. Для развития этой способности перед детьми необходимо ставить различные проблемные ситуации, решая которые, они должны не просто выбрать оптимальную из предложенных альтернатив, а на основе преобразования исходных средств создать свою альтернативу. Взрослые должны всячески поощрять творческий подход детей к решению любой проблемы. Развитие рассматриваемой способности тесно связано с формированием диалектичности мышления. Поэтому игры и упражнения на формирование диалектичности мышления могут быть использованы для развития разбираемой способности.

    Говоря о проблеме творческих способностей детей, мне бы хотелось подчеркнуть, что их эффективное развитие возможно лишь при совместных усилиях как со стороны воспитателей дошкольных учреждений, так и со стороны семьи. К сожалению, педагоги жалуются на отсутствие должной поддержки со стороны родителей, тем более, если это касается педагогики творчества. Поэтому целесообразно проводить специальные беседы и лекции для родителей, на которых бы рассказывалось о том, почему так важно развивать творческие способности с детства, какие условия необходимо создавать в семье для их успешного развития, какие приёмы и игры можно использовать для развития творческих способностей в семье, а также родителям рекомендовалось бы специальная литература по этой проблеме. [Приложение №4]

    Творческое мышление у детей

    Новые идеи – один из главных двигателей прогресса, поэтому развитие творческого мышления у вашего малыша важный и необходимый процесс. Имея развитое творческое мышление, ваш ребёнок в будущем сможет не только успешно реализоваться в профессии, но и находчивее решать встающие на его пусти трудности. Как показывает практика, способности к творчеству могут быть развиты практически у всех детей с нормальным интеллектом. То есть, если взрослые будут уделять достаточное количество времени, внимания и терпения ребёнку, из него непременно вырастет самодостаточный, интеллектуальный, независимый, с творческим мышлением человек. А не это ли у родителей является одной из основных целей воспитания своего чада?

    Как известно, развитие творческого мышления тесно связано с развитием психических процессов: восприятия, памяти, воображения, речи. Как помочь дошкольнику в развитие творческого подхода к жизни?

    Существует множество советов, и абстрактных в том числе, которые помогут развить творческое мышление малыша. Однако лучше иногда использовать конкретные приёмы, так как они намного эффективнее.

    Основа данного мышления – это умение находить противоположности. Возьмите любой предмет или явление, и попросите ребёнка найти в них противоположные свойства. Это поможет в поиске новых неожиданных свойств в обычных предметах и явлениях.

    Метод аналогий представляет собой обобщение некоторых свойств и признаков в одних предметах, после чего сходное ищется и в других.

    Приём переформулировки используется, когда ребёнок уже научился хорошо определять различные свойства и признаки предметов и явлений, а также умеет определять какие из них являются существенными, а какие нет.

    Перекомбинирование – это объединение нескольких предметов таким образом, чтобы получилось что-то принципиально новое. Можно объединять свойства, признаки и характеристики, а также идеи, образы и явления.

    Метод матрёшки несёт в себе идею того, что нужно искать более обширный принцип, по отношению к которому данная проблема является только частным случаем.

    Любимый многими метод ассоциаций применяется при установлении связи между разными понятиями или идеями.

    Можно попытаться войти в образ предмета задач с его точки зрения. Например, войдите в образ какого-либо сказочного персонажа, и пусть он поможет вам решить вашу задачу, это научит смотреть на проблему другими глазами.

    Эти несколько советов помогут вам в формировании творческого мышления у ребёнка дошкольного и младшего школьного возраста, хотя такими же методами пользуются и взрослые, желающие находить творческие подходы к решению проблем. Помните, что творческое мышление нужно развивать ежедневно, задавать разные интересные задачки и вопросы ребёнку, провоцировать его на рассуждения, чтобы малыш уже с детства искал как можно больше путей решения встающих на его пути задач и трудностей.

    Развитие у ребенка творческого мышления

    Многие родители не относятся к творчеству своих детей серьезно. Для них это в первую очередь рисование, лепка, какие-то песенки – в общем, хорошо, если оно есть, а если нет – тоже нормально. Но это большое заблуждение.

    Творческое мышление – это не просто поделки от нечего заняться. А это весь образ жизни ребенка и главное направление развития. Литературно-художественная деятельность – всего одна лишь его часть.

    Зачем развивать творческое мышление ребенка? Нужно идти в ногу со временем. В наше время обычные профессии, выполняющие повторяющиеся действия, или постепенно заменяются автоматизированной техникой, или низко оплачиваются. Ценятся люди, умеющие выполнять нестандартные задачи, действовать креативно. Успешные люди находят необычные задачи и находят им оригинальное решение.

    А между тем школы и детские сады не меняют свою систему образования и продолжают готовить людей, которые были востребованы десятилетия назад. Научить бы читать и писать, а на остальное уже просто не остается времени.

    Читайте так же:  Доказательства любви

    Как сегодня обстоят дела с развитием творческого мышления у детей

    Школа вырабатывает умение решать стандартные задачи с одним правильным ответом. За отступление от правил и шаблонов – снижают оценку. Дети привыкают к этому и любят такие задания, потому что это просто. Но в реальной жизни всё не так. И когда ребенок оказывается перед задачей, у которой может быть несколько правильных вариантов действий – он просто-напросто теряется, тушуется, боится ошибиться.

    Что же думает об этом большинство родителей? По их понятиям, ответственность за развитие творческого начала лежит на детском садике и школе. И вообще творческая жилка дана от природы, развивай – не развивай, это ничего не изменит, а все развивашки и кружки – просто мода и трата денег.

    Более того, мы сами все так росли. Мы сами не умеем играть в ролевые игры и фантазировать. И невольно повторяем свой путь с детьми – подавляем их творческое начало, фантазию, воображение неосознанно. В результате – отсутствие интереса ко всему, скука, неумение придумывать и играть. Всё это усугубляется с возрастом, особенно когда родители подавляют детей – например, учат читать и считать не в игре, а заставляя заниматься, критикуя за ошибки.

    В школьном возрасте развивать креативность мышления поздно – вы уже мало времени проводите вместе, на первый план выходят сверстники, компьютер, и не творчество – а потребление. Поэтому обращать внимание на творческое развитие нужно уже с 3 лет.

    Знакомы ли вам следующие утверждения:

    • Ребенок играет в ролевые игры, но сюжет однообразный и быстро надоедает
    • Не играет сам, а ждет развлечений
    • Много игрушек, но как играть с ними – не знает
    • Не рассматривает мир как источник идей для разнообразной игровой деятельности

    Если вы уже столкнулись с этими проблемами – это сигнал к тому, чтобы начать серьезно решать вопрос с творчеством. В школе эти способности будут окончательно подавлены, и в будущем ребенка ждет скучная профессия, связанная лишь с исполнением стандартных действий. Пора перестать задавливать творческое зерно!

    Как развить творческое мышление ребенка?

    Более 30 лет педагогика использует метод ТРИЗ – теорию решения изобретательских задач. Суть её в том, чтобы находить интересные жизненные задачи и искать способ решения. Результатом становится развитие воображения и мышления у детей.

    И не надо посещать какую-то специальную школу для этого. Попробуйте внедрять элементы ТРИЗ во всех обычных жизненных ситуациях – задавать вопросы и придумывать задачки с открытым решением.

    Возьмите на вооружение следующие идеи:

    1. Открытые задачи

    В жизни перед нами стоят именно такие задачи, но нас к ним не готовят. Мы привыкли к закрытым заданиям – даны все необходимые условия, существует одно решение и один правильный ответ. Так невозможно развить творческое мышление.

    Открытые задачи имеют размытые условия, много способов решения и правильных ответов. В результате мозг будет более подготовлен к столкновению с жизненными проблемами.

    Как находить открытые задачи:

    – Искать противоречия между желаниями и действительностью и использовать их. Например, вы хотите попить чаю, но в доме закончился сахар. Что можно сделать в этой ситуации или чем заменить сахар?

    – Исследовательские задачи. Просто посмотреть вокруг и начать исследовать простые вещи, ставить вопросы, пробовать разные пути решения.

    1. Создавайте область «неясных» знаний

    Если ребенок спрашивает, к примеру, «Почему идет дождь?» – можно дать однозначный готовый ответ – придумать сказку или же рассказать о круговороте воды в природе. Но если родитель раскрывает се секреты, то ребенок начинает относиться к миру как к чему-то уже известному и давно открытому.

    [2]

    Ответы на вопросы не должны быть однозначными. Озвучивайте несколько мнений. Ребенок начнет рассуждать и искать свой ответ на вопрос.

    Ваш рассказ не должен быть исчерпывающим. Всегда должно быть что-то, понятное не до конца. И не стоит забегать вперед и объяснять всё по обсуждаемой теме. Пусть ребенок задумается и дополнительные вопросы появятся сами – мысли закипят.

    Например, ребенок обжегся крапивой – почему? Можно всё рассказать, а можно дать возможность подумать, почему крапива жжется. Пусть сам подумает, как сорвать крапиву и не обжечься, возьмет её домой и посмотрит под микроскопом.

    Неполные знания позволяют сформировать любопытство и жажду знаний. Чем меньше ребенок, тем легче развить в нем любознательность и желание учиться в будущем. Всё разъясняя, мы гасим интерес ребенка.

    1. Отбрасывайте первое решение, дальше – интереснее

    Первые ответы на любой вопрос часто банальны. Сначала ребенок выдает по инерции очевидные вещи. Будете просить еще варианты – получите озадаченное «не знаю». И это неудивительно – чтобы научиться оригинально мыслить, нужно тренироваться.

    Например, спросите, как можно еще использовать подушку – но не упустите тот момент, что у подушек бывает разная форма, материал, размер. Придумайте нереальные ситуации – вот, по небу летит слон, или в реке течет белая вода – и спросите, как это могло бы произойти.

    Как родителям придумать сюжет для ролевой игры – метод снежного кома

    Берем фантастическую идею и развиваем ситуацию. Ваша задача – побороть собственную психологическую инерцию. Например, вдруг автомобиль заговорил с водителем. Обыгрываем всю ситуацию в игре – как это могло произойти, что он будет говорить, что произойдет дальше? Постепенно с такой практикой игры становятся разнообразными, приходят интересные оригинальные идеи.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Такие тренировки мышления и воображения с помощью элементов ТРИЗ помогут детям справляться как с повседневными ситуациями, так и достичь успеха в карьере.

    Источники


    1. Рюриков, Юрий Мед и яд любви / Юрий Рюриков. — М.: Молодая Гвардия, 2013. — 448 c.

    2. Шеламова, Г.М. Деловая культура и психология общения / Г.М. Шеламова. — М.: Академия (Academia), 2014. — 915 c.

    3. Фромм, Аллан Азбука для родителей / Аллан Фромм. — М.: Лениздат, 2014. — 320 c.
    4. Лидерс, А. Г. Психологическое обследование семьи. Учебное пособие-практикум / А.Г. Лидерс. — М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, МОДЭК, 2015. — 552 c.
    Развитие у ребенка творческого мышления
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here