Разъяснения про эмоции

Сегодня обсуждаем тему: разъяснения про эмоции с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Хорошие и плохие эмоции

Часто, когда разговор заходит про эмоции, люди используют такие эпитеты, как «положительные» и «отрицательные». Это звучит вполне логично, так как едва ли среди нас найдется человек, который бы предпочел грустить или злиться, вместо того чтобы радоваться.

[3]

Ах, если бы мы могли выбирать, какую эмоцию испытывать! Но, к сожалению или к счастью, природа не заложила в нас механизма осознанного выбора эмоциональной реакции на происходящие с нами события. И тому есть вполне логичное объяснение.

Будь у нас такой выбор, всегда бы мы ходили радостными и счастливыми? Звучит несколько безумно, не находите? К cлову, в недавнем исследовании Калифорнийского университетаотмечается, что «37% больных шизофренией счастливы либо все время, либо его большую часть». Тогда возникает вопрос о том, является ли ощущение постоянного счастья атрибутом здорового человека?

А если речь идет, например (не дай Бог), о потере близкого человека? Насколько эмоция радости будет уместной?

Очень позитивно, в юмористической манере о «правильном» использовании эмоции пишет известный детский поэт, автор знаменитых «Вредных советов» Григорий Остер:

Если друг твой самый лучший
Поскользнулся и упал,
Покажи на друга пальцем
И хватайся за живот.
Пусть он видит, лежа в луже, —
Ты ничуть не огорчен.
Настоящий друг не любит
Огорчать своих друзей.

Как я уже писал ранее, у эмоций есть две важные функции они мотивируют наше поведение и помогают общению. В этом контексте, для того чтобы присвоить эмоции знак «плюс» или «минус», нужно задуматься о следующем: эмоция, испытываемая и транслируемая нашему окружению в данный момент, помогает нам или мешает? Ведет к построению и укреплению отношений или вредит им? Если рассматривать эмоции с этой точки зрения, то более логичным было бы думать о них в категориях конструктивных или деструктивных.

Гнев может быть справедливым и оправданным. В ситуациях, когда у нас что-то не получается, гнев, направленный на себя, может послужить очень мощным источником энергии для фантастических свершений. Гнев, вообще, очень энергетически заряженная эмоция. Она дает нам силы для того, чтобы справляться с препятствиями на нашем пути. Эволюционно именно этот триггер — преграда (препятствие) — заложен в нас природой. Он является универсальным.

Но в ситуации, когда мы начинаем сердиться, например, на своего непослушного ребенка и под воздействием нахлынувшей эмоции даем себе волю крикнуть или даже шлепнуть, вместо того чтобы выяснить, с чем связано плохое поведение, — гнев может быть очень разрушительным для будущих отношений.

Аналогичная история может быть и в отношении такой, казалось бы, позитивной эмоции как радость. Если человек получает удовольствие от унижения другого или демонстрирует радость в ситуации когда она неуместна (как как в примере с «Вредными советами») — тогда эта эмоция становится деструктивной — т.к. она вредит будущим отношениям.

Одна и та же эмоция может быть и конструктивной, и деструктивной в зависимости от контекста.

Разъяснения про Эмоции, иллюстрированные цитатами классиков Гештальт-терапии

Разговор о том, как жить хорошо в ладу с самим собой и окружающим миром обычно стекает к теме эмоций. Аутентичные эмоции это то, что мы производим не специально!

«Эмоции — не что иное, как отражение определенных видов так называемой вегетативной активности, то есть результат деятельности лимбической системы, которая стимулируется внешними факторами или нашими внутренними представлениями». Henri Laborit. L’inhibition de l’action. Paris. Masson (Анри Лабори. Подавление действия. Париж, изд. «Массон»).

Задача первая — это сформировать адекватные представления об эмоциях . Потому, что представления важная составляющая того каким образом мы приспосабливаемся в жизни. Благодаря представлениям мы влияем на собственное поведение и реакции! Тренинг «Эмоции, ликбез для жизни!»

«К сожалению, в нашей культуре проявление телесной экспрессии и эмоций критикуются и строго регламентируются: нам с детства запрещали не только открыто выражать гнев, страх, грусть, боль или ревность, но и ликовать от радости и проявлять свое желание.» Гингер С., Гингер А. «Гештальт-терапия контакта». Полноценное проживание эмоций позволяет сохранять здоровье во всех смыслах этого слова. Требуется время, внимание и поддержка для того чтобы восстановить естественное течение эмоциональной энергии.

» Подавленные эмоции, так же как и подавленные действия, питают неврозы и психозы, психосоматические заболевания и социальные волнения.» Henri Laboril. L’inibition del.action. Paris. Masson, Simonton: Guerir envers et centre tout. Paris. L’Epi. Таким образом занятые тем, чтобы подавлять свои реакции мы не успеваем познакомиться и овладеть собственной эмоциональной энергией. Теряем чувствительность и чаще всего собственную силу используем себе во вред. А ведь именно эмоции способны улучшать, преображать и преобразовывать жизнь человека.

В наше время распространены неверные представления о человеческой природе. Впечатления – это то, что якобы нас развивает и дает возможность отдохнуть. Понаблюдайте за маленькими детьми, которые смотрят в планшеты и на экраны телевизоров, они получают впечатления. Этим детям сложно расслабиться их познавательные способности ухудшаются, контакт с реальностью слабеет. В отличие от тех детей и взрослых, которые выражают свои эмоции, занимаются творчеством, бесцельно прогуливаются или посещают гештальт-группы.

«Приручение эмоций. Слезы — это природная смазка любой эмоции, то есть любого «душевного движения, направленного вовне, к миру». Слово «эмоция» происходит от лат. emovere или ex-movere — двигаться вовне, наружу. А это значит, что освободительная экспрессия противостоит тягостной импрессии (впечатлению), которая, словно пресс, давит внутрь и оставляет там свой отпечаток.» Гингер С., Гингер А. «Гештальт-терапия контакта».

Формировать собственные верные представления об эмоциях. Поставить их себе на службу. Все это каждый человек способен сделать для себя, а взрослый обучить ребенка. « Я хочу не подчинить себе эмоции (превращая их в рабов), а приручить их, поставить их себе на службу, стараясь при этом, чтобы они не иссякли, но вместе с тем и не разлились в половодье. Клиента стоит при всяком удобном случае побуждать к тому, чтобы он учился открывать и закрывать кран эмоций: плавное и точное функционирование этого механизма будет порукой хорошего самочувствия.»

«The only way to get out is to go through» (Peris). «Единственный способ выйти — это пройти через» (Перлз).

«Гнев, сексуальное желание или любая другая страсть, подобны сторожевой собаке, которая становится опасной, если ее слишком долго держать взаперти. Но не могу же я, спускать ее на каждого прохожего! А чтобы приручить ее, мне необходимо почаще ,бывать с ней рядом, и прежде всего, подружиться с ней. И так — со всеми моими эмоциями: не игнорировать или пресекать их, а познакомиться с ними и полюбить их.» Гингер С., Гингер А. «Гештальт-терапия контакта».

Читайте так же:  Феноменология прокрастинации

Если вам близка тема эмоций, приглашаю вас на мой тренинг/группу, где вы сможете получить собственный опыт. Тренинг «Эмоции, ликбез для жизни!».

Состоит из трех блоков. Первый — всё об эмоциях, диагностика эмоционального состояния. Работа с эмоциями, обретение личного опыта- второй. Укрепление эмоционального здоровья, рекомендации.

Используемые методы: Гештальт-подход; Телесно-ориентированный «6-ть базовых движений ».

7 игр-занятий для понимания ребенком своих и чужих эмоций

Всю нашу сознательную жизнь нас приучали прятать и скрывать свои эмоции. И мы по привычке делаем это, даже когда в этом нет необходимости.

В дошкольном периоде детства происходит интенсивное эмоциональное развитие. На данном этапе у ребенка усложняются знания об эмоциях человека, совершенствуется эмоциональная саморегуляция, по выражению лица дети хорошо начинают понимать окружающих людей.

Формируются различные виды деятельности и формы общения с окружающими обуславливают глубокие изменения в эмоциональной сфере ребенка.

Правильное понимание эмоциональных состояний человека очень важно для формирования адекватных межличностных отношений, овладения собственными эмоциями, их регуляции и воздействий на окружающих. Понимание эмоций и чувств способствует лучшему пониманию художественной литературы и художественных фильмов, театральных постановок, что в свою очередь, обогащает знания детей о мире чувств.

Предлагаю вам сегодня 7 игр-упражнений на улучшение понимания эмоций, выражений лиц других людей и на понимание самого себя.

==1==

Настроение

Подготовьте фото детей с разными выражениями лиц. Рассмотрите вместе такие фото и попробуйте определить, что чувствует ребенок на каждой из них.

Предложите ребенку выбрать из них лицо с настроением, похожим на настроение самого ребенка. Расспросите, как бы он охарактеризовал его. Помогите ему выразить словами свое настроение и настроения на фото..

Предлагайте эту игру в разных эмоциональных состояниях малыша.

==2==

Лица

Эта игра способствует развитию понимания ребенком мимических выражений лиц, умению самостоятельно контролировать выражение своего лица.

Подготовьте карточки с лицами с разными эмоциями, давайте ребенку поочередно и просите изобразить их. Поверье, это будет смешно и весело!

Помогите определить, что это за эмоция. А затем поменяйтесь местами! — Пусть он вам даст задание!

[spoiler show=»Карточки эмоций для скачивания»]

Чтобы скачать нужную картинку, поставьте на нее курсор и нажмите правую кнопку мышки. Выберите «Сохранить картинку как»

==3==

Маленькое приведение

Игра учит ребенка в адекватном виде выражать, выплёскивать свой гнев.

Как играть? Предложите ребенку или группе деток поиграть в добрых приведений:

«Вдруг приведениям захотелось побаловаться и попугать друг друга. Когда я громко хлопну в ладоши, вам нужно страшно кричать «УУУУУ» и сделать так — показываете позу, когда руки согнуты в локтях, ладони раскрыты, пальцы торчат. Когда тихо хлопну — кричим тихо.»

==4==

Играем в сказку

Суть в том, что детям нужно рассказывать разные истории-сказки про зверей — а дети должны изобразить их эмоции. Сначала вы помогаете, а потом у них начнет получаться самостоятельно!

Жил в лесу медведь. Спал себе спокойно в берлоге.. Но настала весна, и он проснулся — голодный и недовольный.

Вылез из берлоги — зарычал, рассердился, нахмурился. Оглянулся — а здесь солнышко, травка зеленеет, птички поют. Заулыбался медведь, обрадовался весне, забыл про голод. Рядом лисичка пробегала — удивилась — надо же, медведь уже проснулся!

А недалеко под кустиком сидел зайчик — услышал шум, испугался, прижал ушки и замер, прислушиваясь — «что там за шум?»

Выглянул из-за куста — а там медведь и лисичка. Обрадовался он своим друзьям, поспешил к ним. И начали они вместе веселиться и играть!

А вообще можно взять любую сказку и добавив в нее эмоций — и вот так разыграть!

==5==

Когда я радуюсь… Когда грущу…

Садимся в круг и берем мячик. Бросаем мячик друг другу, бросая, называем по имени и спрашиваем «Когда ты радуешься?». Тот, кому прилетел мячик, должен сказать «Я радуюсь, когда…» — и послать мячик дальше.

Также можно разыграть другие эмоции — грусть, страх, удивление. Эта игра больше раскроет перед вами внутренний мир ребенка, вы сможете больше узнать о его чувствах и взаимоотношениях с вами и другими людьми.

==6==

Нарисуй обиду

Когда ребенок обижается на что-то — дайте бумагу и карандаши и попросите нарисовать свою обиду.

Или просто попросите вспомнить, когда он был обижен и нарисовать ее — обиду. После этого можно поговорить о том, что бы он хотел сделать со своей обидой. Это упражнение имеет терапевтический эффект и учит ребенка одному из способов выведения обиды, что в будущем очень поможет ему во взрослой жизни.

==7==

Создай себе настроение

Терапевтическая игра на воспитание эмоциональной устойчивости.

Предложите ребенку придумать способы повышения себе настроения — построить рожицы, переодеться, поиграть в любимую игру, посмеяться в зеркало, сделать что-то веселое, нарисовать себе картинку, порадовать кого-то и т.д.)

Когда малыш будет грустить — предложите ему выполнить что-то из того, что он придумал — и повеселитесь вместе!

Ощущения, чувства, эмоции

«Люди едят, когда им одиноко, занимаются любовью, когда злятся, выступают с трибуны, когда сексуально озабочены. Такое извращение связи между ощущениями и поведением — свидетельство отчуждения от самого себя». И. Польстер.

Люди часто путают ощущения с чувствами, а чувства с эмоциями. Спросите знакомых: «Как правильно сказать: я чувствую голод или ощущаю голод? Что такое обида: чувство или эмоция? А радость?«. Задав эти, казалось бы, простые вопросы, вы получите разнообразные и противоречивые ответы.

К сожалению, и в психологической литературе эти понятия часто смешивают. К моему большому удивлению, прочитав десятки книг классиков и современников, сотни журнальных статей, я так и не встретил целостной системы, чётко разграничивающей чувства, ощущения и эмоции и дающей ответы на их смысловые различия! Казалось бы, ничего страшного в этом нет, и не стоит цепляться к словам. Вроде бы нет насущной необходимости проводить чёткие и жёсткие границы между смыслами родственных слов. Но это только на первый взгляд. Ясное понимание смысла этих слов и их различий актуально для работы с чувственной сферой человека во всех видах психотерапии и крайне важно в таких направлениях, как гештальт, психосинтез и телесноориентированная психология.

Разграничение этих понятий и умение их дифференцировать позволяет определить место нарушения во взаимоотношении человека с собой и миром и целенаправленно с этим работать.

Пытаясь переосмыслить, ассимилировать и хоть как-то структурировать весь этот хаос из чужих идей, мнений и предположений, я увидел, что у этих феноменов есть определённый смысл, явные границы и очевидная взаимосвязь, если посмотреть на них под другим углом. В этой статье я хочу поделиться с вами тем, что у меня из этого получилось.

Читайте так же:  Закон сохранения отношений

Ощущения — это процесс получения информации о свойствах предметов, явлений и о внутренних состояниях организма. Информация поступает к нам через зрение, слух, вкус, обоняние, осязание, вестибулярный аппарат и кинестетику (сенсорная информация из мышц, сухожилий и связок). Можно сравнить ощущения с панелью приборов и датчиков в кабине пилота, которые показывают параметры полёта: высоту, скорость, температуру воздуха, уровень топлива, направление и силу ветра, наклон фюзеляжа, расстояние до других объектов и многое другое. Когда у меня болит горло, я ощущаю жар, недомогание и тяжесть в голове, и эти признаки говорят мне о том, что я заболеваю. Если человека лишить ощущений, то он не сможет ориентироваться в происходящем и ничего не сможет делать целенаправленно.

Таким образом, несмотря на то, что чувства несут в себе эмоциональную окраску и энергию, они превращаются в эмоции только тогда, когда человек начинает предъявлять их миру и людям. Как писал Лоуэн: «Чтобы избежать смешения этих понятий, надо отметить, что слово emotion предполагает деятельность (motion — движение и предлог e-наружу, вовне)». (А. Лоуэн. Психология тела) Если же из-за силы переживания или неумения замечать свои чувства человек проскакивает сразу в область эмоций, не сумев осознать свои чувства, тогда говорят: «Нет чувств — одни эмоции»!

Резюмируя, можно сказать, что:

  • ощущения — это информация;
  • чувства — как я к этому отношусь (моя оценка);
  • эмоции — как на это реагирую, и что я этим выражаю (мои реакции и послания миру).

Взглянув на эти понятия с точки зрения выполняемых ими функций, легко увидеть их место на кривой цикла контакта. Их информационную, оценочную и контактинговую роль в процессе удовлетворения потребности трудно переоценить. Помню, как много лет назад, на одном из психологических тренингов меня поразил вопрос ведущего к одной из участниц группы, которую звали Настя: «Кому ты плачешь, и чего ты от этого хочешь?». И её удивлённый ответ: «Никому и ничего, просто плачу и всё, я так часто делаю«. Позже удалось понять и её чувства, и адрес её эмоций, и то, какую потребность она пытается этим разрешить. Меня поразило, что эмоции — не бесконтрольная стихия, а наш выбор действия и разрешения потребности, что у эмоций есть адресат и конкретная цель. Осознает ли это плачущий человек — это уже другой вопрос.

Рассмотрим последовательность возникновения и проявления аффективной волны «ощущения — чувства — эмоции» на примере цикла удовлетворения потребности Б. Резника и Т. Барли:

I. Этап недифференцированности.

II. Этап формирования фигуры.

III. Этап фокусировки фигуры.

IV. Этап сканирования поля.

V. Этап разрешения потребности.

VI. Этап ассимиляции.

VII. Этап недифференцированности».

Возникновение ощущений, нарастание их интенсивности и формирование смутной фигуры потребности соответствует уровню ощущений. Фокусировка фигуры, идентификация ощущений и их оценка рождает чувства, сопровождающиеся сканированием поля на предмет удовлетворения потребности — уровень чувств. Выбор способа действия и разрешение потребности соответствует уровню эмоций. Затем следует вторая, контрольная волна — уровень приятных ощущений — этап разрешения. Отход и ассимиляция — уровень чувств (удовлетворения) и завершающих эмоций. Далее — временное затишье, когда поле не дифференцировано. К сожалению, так происходит далеко не всегда.

Часто нарушение цикла удовлетворения происходят из-за искажения восприятия ощущений, неправильной идентификации чувств и неосознанном предъявлении своих эмоциональных реакций. Ситуацию осложняют речевые шаблоны языка, как русского, так и языков романской группы. Возможно, по-другому обстоят дела на Востоке, но с уверенностью утверждать не могу. Мы говорим «органы чувств» вместо того, чтобы сказать: «органы ощущений»; мы говорим — «он выражает свои эмоции» — вместо того, чтобы сказать: «он выражает свои чувства», а о человеке с небогатой эмоциональной экспрессией мы говорим, что «у него мало чувств». Получается, мы изначально не понимаем роль ощущений, на их место ставим чувства, а на место чувств ставим эмоции.

Хочу повторить хорошо известное высказывание Польстера: «Люди едят, когда им одиноко, занимаются любовью, когда злятся, выступают с трибуны, когда сексуально озабочены. Такое извращение связи между ощущениями и поведением — свидетельство отчуждения от самого себя». (И. Польстер, М. Польстер. Интегративная гештальт-терапия)

Если искажения на уровне ощущений приводят к таким последствиям, что же происходит, когда идут искажения также на уровне чувств и эмоций? Ощущение голода и чувство одиночества, ощущение сексуального влечения и эмоция гнева. Научившись разграничивать эти понятия, клиент уже не спутает тревогу и голод, усталость и депрессию, влечение и любовь, уверенность и агрессию. Этот список можно продолжать до бесконечности, и вы можете сами вспомнить несколько наиболее ярких примеров из своей практики.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Для решения этих и подобных вопросов, как мне кажется, необходимо иметь:

  1. Навык дифференцирования ощущений, чувств и эмоций на основе их критериев.
  • Ощущения передают информацию о ситуации внутри и снаружи.
  • Чувства — это внутренние оценки, реакции и переживания.
  • Эмоции — это предъявление реакций и оценок миру.
  1. Навык замечания — осознавания моментов перехода ощущений в чувства, а чувств в эмоции, и наоборот.

Предлагаю несколько интересных упражнений, помогающих получить практические навыки осознания и дифференцирования.

Составьте максимально большой список чувств, эмоций и ощущений. Не нужно стремиться сделать это за один раз. Лучше выполнять это упражнение в течение нескольких дней — пока не получится внушительный список, включающий 50–100 или даже более наименований.

Разбейте его на две-три колонки. Я намеренно не говорю, что их должно быть две или три. Это зависит от того, будут ли чувства и эмоции включены вами в один список, когда одно слово в зависимости от контекста может иметь разные значения, или же есть строго детерминированные слова. Например, куда бы вы отнесли негодование? Панику? А удовлетворение?

Примерьте на себя каждое слово из списка — ощутив, прочувствовав или выразив его. Отметьте, что вам давалось легче, а что тяжелее. Есть ли в списке какие-то наименования, которые совсем не удалось представить и пережить? Ещё в течение дня полезно остановиться на минуту-другую и «поймать за хвост» проживаемую эмоцию, чувство или ощущение, осознав и идентифицировав «пойманного зверя». Определяйте силу и чёткость переживаемого, по 10-ти бальной, 100% или какой-либо иной удобной вам шкале.

Прислушайтесь к себе и осознайте ваше актуальное чувство в данный момент. Оставайтесь с ним некоторое время, а затем уйдите в область ощущений, связанных с этим чувством, замечая и осознавая место, силу, чёткость и другие параметры. Вернитесь в область чувств и посмотрите, какие новые оттенки возникли у чувства, или же оно изменилось совсем. А затем, оттолкнувшись от этого чувства, уйдите в область эмоций, замечая как вы их выражаете в движениях, жестах, мимике и интонации. Через некоторое время вернитесь снова в область чувств и осознайте, что вы чувствуете теперь, что изменилось и что появилось.

  • «Зона беспокойства».
Читайте так же:  Психическое здоровье

Когда человека волнует какая-то проблема, вокруг неё возникает зона беспокойства из чувств, ощущений и эмоций. С одной стороны, в этой области все переживания сильнее и острее, а с другой — они менее ясные и устойчивые. Это напоминает комнату кривых зеркал, в которых человек искажается так, что выглядит то тощим гигантом, то широким карликом, то идущим вверх ногами, то растягивающимся вперёд как жевательная резинка. Ежедневно замечая — осознавая силу и определённость чувств, ощущений и эмоций в этой проблемной зоне, вы сможете отслеживать положительную динамику изменений как самой зоны, так и проблемы, которая её порождает. Работе со сферой, в которой улучшения идут медленнее, стоит уделить больше времени и сил.

Подводя итоги, отмечу, что понимание роли и места этих феноменов, а также умение их дифференцировать является важным условием для осознавания — замечания истинных чувств, ощущений и эмоций, которые помогут клиенту увидеть и восстановить нарушения контакта с актуальной потребностью. Они являются самым надёжным индикатором энергетических процессов, идущих в человеке при «возмущении» поля «организм — внешняя среда». Процессов с момента возникновения первых смутных ощущений до момента удовлетворения потребности и растворения её в окружающем фоне. Выражу уверенность, что, пока человек существует, любое нарушение в системе «Self» обязательно сопровождается большими или меньшими изменениями в чувственной сфере как через функцию «Id», так и через функцию «Personality». Если же убегать от распознавания и осознания, ожидая, что всё наладится автоматически, само по себе, то это приведёт к потере функции «Ego» как механизму оценки ситуации, выбору и принятию адаптивных решений.

Как писал Перлз: «Стремиться к максимально автоматическому функционированию и минимальной осведомлённости — осознаванию — это значит стремиться к смерти, прежде, чем она пришла» (Ф. Перлз, П.Гудмен, Р.Хефферлин. Практикум по гештальт-терапии).

Просто об эмоциях. Часть 1.

Сегодня мы поговорим об эмоциях. Что это такое, с чем их едят? Если погрузиться в интернет, в учебники, то можно найти там множество определений эмоций, их классификаций и теорий. И все они будут в чем-то верны. Но одно будет недоставать всем этим замечательным интеллектуализациям. Соотнесения с личной историей каждого из нас, вчуствования. Вольно пересказывая слова Фрейда: теории эмоций — это как ресторанное меню — оно не утолит голод само по себе, пока вы не отведаете самого блюда и не оцените его вкус.

Так что я предлагаю вам сейчас попытаться попробовать эмоции на вкус.

Обратите внимание на то, что вы чувствуете. Что это будет? Любопытство, интерес, радость, страх, негодование? Что происходит внутри вас? Как вы это назовёте?

Возьмите некоторое время, чтобы отследить свои реакции.

[1]

В любом случае, что бы с вами сейчас ни происходило, как бы вы это не назвали, вы почувствуете энергию. Эмоции — это энергетические заряды. Как электричество, которое течёт внутри нашего тела, нашей психики, нашей личности. И это электричество создаёт напряжение внутри нас, которое ищет выход, ищет разрядку.

Радость, любопытство, страх, грусть — это все формы нашего внутреннего электричества, которые находят разное выражение. Как если бы мы включали в розетку то лампочку, то телевизор, то соковыжималку в зависимости от того, что нам в данный момент нужно.

В этом и состоит задача эмоций — они наши помощники. Они помогают нам оценивать события нашей жизни (реальные или воображаемые), различные ситуации и даже наши внутренние представления и образы. Эмоции помогают нам контактировать с другими, общаться и предъявлять себя. Они помогают нам творить, ведь, на мой взгляд, произведение искусства может оказать на нас такой завораживающий эффект, только если творец наполнит его своей энергией, эмоцией, внутренним электричеством.

Когда на меня едет автомобиль — мне страшно, и это сигнал об опасности, я отреагирую на него соответственно.

Когда меня обнимает любимый человек, я чувствую радость, а значит это сигнал к тому, чтобы запустить целый комплекс процессов в моем организме, связанных с получением удовольствия.

Примеров можно привести множество.

Настроение — словно статическое электричество, слабое, но ощутимое, фоном сопровождает всю нашу жизнь.

Аффекты, взрывные и обжигающие – похожи на короткие замыкания, когда энергия в цепи замыкается сама на себе.

Есть и чувства — сложные и изощренные устройства, которые мы конструируем всю свою жизнь: чувство любви, чувство долга, чувство прекрасного.

Но это моя личная история про эмоции! А какая ваша? Ведь, вполне возможно, что она окажется вам намного ближе и понятнее, чем любая даже самая комплексная и современная теория личности.

Наверняка, отслеживая свои эмоции, вы также отметили, что сопровождали их мыслями. Как мне назвать то, что я сейчас чувствую? Как описать? В вашем сознании формировалось объяснение, почему вы испытываете данную эмоцию.

Мысли и эмоции — это в идеале неразлучная парочка. Когда мы чувствуем, мы одновременно думаем, что мы чувствуем.

Но всегда ли это так?

Здесь и кроется подвох.

В нормальном состоянии у нас существует баланс между мыслями и эмоциями.

И самое интересное, что связаны между собой они обратно пропорционально. То есть, когда эмоции зашкаливают, то наша способность мыслить и анализировать оставляет желать лучшего. И наоборот, когда мы заняты интеллектуализациями и размышлениями, для эмоций не остаётся места.

Почему так происходит?

Эмоциям приходится пройти долгий путь, прежде чем оказаться в нашем сознании и проходят его далеко не все. Ниже я попытаюсь представить функционирование нашей эмоциональной сферы в виде, на мой взгляд, простой и доступной схемы, над которой от души смогут посмеяться нейрофизиологи и серьезные ученые.

Как мы видим, нашей внутренней электростанцией являются инстинкты, первичные драйвы, которые располагаются в бессознательном. Именно там вырабатывается энергия, которая потом попадает в аффективную сферу, где она дифференцируется на ряд базовых эмоций. А дальше эти эмоции попадают в когнитивно-аффективную сферу, где они осознаются и мы формируем вокруг этих эмоций наш мысленный контекст. Мы называем эмоцию, определяем, почему мы ее чувствуем, оцениваем ее значимость и решаем, каким образом реагировать на эмоцию.

Однако не все эмоции из аффективной сферы попадают в наше сознание. Некоторые встречаются с барьером психологических защит и уходят обратно в бессознательное, где и продолжают находиться. Но мы ведь помним, что эмоции заряжены энергией. А если эта энергия не может найти адекватного выхода, разрядки через осознание и поведение, то она продолжает напрягать нашу психику, незаметно наращивая на нее давление. Это стресс, психическое напряжение, которое истощает ресурсы нервной системы. Как результат, мы либо испытываем на себе психосоматические симптомы, так как нервная система уже не справляется с регуляцией нашего организма, либо энергия разряжается в аффекте, неосознанном отреагировании чистой, незамутненной разумом, эмоции.

Читайте так же:  Как человек программирует свою жизнь

Остаются открытыми вопросы: какие отклонения могут происходить с нашей эмоциональной сферой? Что нас может беспокоить? С чем мы приходим в терапию и зачем? Что с этим делать?

Это я рассмотрю в следующей части статьи.

Лекция за 5 минут: зачем человеку эмоции?

Макс Прошкин

Что такое эмоции? Каковы их механизмы? Чем отличаются эмоции от чувств или настроений? Об этом рассказал психофизиолог Илья Захаров на лекции в DI Telegraph. «Теории и практики» публикуют основные тезисы.

В науке не существует единого объяснения термина «эмоция». Поэтому посмотрим, как определяли его в советской психологии. Эмоция — более длительное по сравнению с аффектом состояние, проявляющееся во внешнем поведении человека. Эмоции имеют отчетливо выраженный ситуационный характер, то есть выражают оценочное личностное отношение человека к складывающимся или возможным ситуациям, к своей деятельности и своим проявлениям в них.

Аффект — стремительно и бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, который может дать не подчиненную сознательному волевому контролю разрядку в действии, аффективное состояние выражается в заторможенности сознательной деятельности. Теперь разберемся, что такое чувства. Чувства имеют отчетливо выраженный предметный характер, возникающий в результате специфического обобщения эмоций. Проще говоря, чувства направлены на конкретный предмет, а эмоции ни на что не направлены. Ученые до сих пор не очень ясно представляют, что такое эмоции, однако знают, зачем они нужны. Чтобы это понять, рассмотрим некоторые классические теории.

Уильям Джеймс, один из основоположников психологии как науки, теория которого развивалась совместно с исследованиями русского физиолога Николая Ланге, в конце XIX века предположил, что эмоции — результат оценки изменения внутри организма. Например, нам становится грустно от того, что мы плачем, а не наоборот. Джеймс связывал изменения с работой вегетативной нервной системы и внутренних органов. Уникальность этой теории заключается в том, что она поставила вопрос про эмоции так, как до этого никто никогда не ставил. Однако экспериментальную проверку она не прошла. Мнение о том, что эмоции связаны с лимбическим строением мозга, тоже сильно упрощено.

То, как эмоции связаны с работой мозга, позволяет узнавать поразительные вещи. Возьмем, к примеру, феномен «affective blindside». Он заключается в том, что человек, имеющий нарушения в зрительной системе, может определить, какой эмоциональный посыл несет предмет, не попадающий в его поле зрения.

Другая теория основана на совместной работе вегетативной системы (то, о чем говорил Джеймс) и оценке того, с чем изменения связаны. Как показал эксперимент Шехтера — Сингера, люди, которым вкололи адреналин, испытывали либо гнев, либо радостные эмоции в зависимости от контекста ситуации, а те, кому не вкалывали, были спокойны.

Затем возникает информационная теория эмоций, которая гласит, вкратце, что если мы что-то хотели сделать и сделали, то испытываем положительные эмоции, а если хотели, но не сделали, то отрицательные. То есть суть в том, получили ли мы информацию с помощью органов чувств о том, что реализовали нашу потребность, или нет. Эмоция становится своего рода наградой организму за то, что он все сделал правильно.

Если мы испытали положительную эмоцию, значит, мы построили верную гипотезу и можем продолжать двигаться в этом направлении

Разные полушария мозга по-разному работают с получаемой информацией. Правое — обрабатывает информацию, необходимую для удовлетворения потребности, а левое — о том, что у нас уже есть. Из этого следует, что если более активно правое полушарие, то формируются положительные эмоции, а если левое — отрицательные. Замечено, что у людей, страдающих депрессией, более активно правое полушарие (они обращают внимание на то, что им нужно, а не на то, что есть).

Теперь перейдем к функциям эмоций: побуждать к делу, удовлетворять потребности, менять поведение, подкреплять то, что делаем, координировать ответы организма на изменение окружающей среды и общение, регулировать переработку информации. Более подробно рассмотрим коммуникативную функцию. Дарвин утверждал, что и у животных есть эмоции, развивавшиеся вместе с эволюцией. Ведь люди понимают: собака виляет хвостом, значит она рада. И такое понимание происходит автоматически.

Гипотезу Дарвина активно развивает Пол Экман, научный консультант сериала «Теория лжи». Экман пытается доказать, что люди выражают эмоции одинаковым способом, причем количество их ограничено и связано с процессами. Ученый выделил 6 одинаковых вариантов эмоций у абсолютно всех людей (позже 8), причем они связаны с движением лицевых мышц: злость, отвращение, страх, удивление, грусть, счастье, презрение, радость. А все остальные чувства строятся на базе основных.

Правда, Экман не учитывал, что у одних людей есть та или иная эмоция, а у других нет, например, совестливость или мамихлапинатапай (слово из языка племени яганов, означающее «взгляд между двумя людьми, в котором выражается желание каждого, что другой станет инициатором того, чего хотят оба, но ни один не хочет быть первым»). Значит, эмоции зависят от культуры и могут меняться со временем. Например, в начале XIX века девушки падали в обморок, чтобы показать, что что-то происходит не так, как они ожидали.

[2]

В зависимости от того, как человек выражает свои эмоции, он занимает определенное место в обществе. В 60-х ученые провели эксперимент на сообществе макак-резусов, у которых разрушили области в мозгу, отвечающие только за эмоциональное выражение. Прооперированные обезьяны довольно быстро теряли свой социальный статус.

Эмоции влияют на мышление, и в большинстве случаев, как нам кажется, мешают принять рациональное решение. Но если бы их вообще не было, то люди не смогли бы принимать никаких решений. Хорошей иллюстрацией того, как эмоции связаны с мышлением, является история Финеаса Гейджа. С ним произошел несчастный случай — через его голову прошел металлический прут, задев лобную долю мозга. Он выжил, но вот его эмоциональное восприятие реальности притупилось. Ученые отметили, что люди с подобными повреждениями обычно теряют работу, семью, и их это никак не волнует.

Согласно одной из точек зрения, объяснение этого эффекта заключается в том, что психика помогает ориентироваться в окружающем мире, а эмоции позволяют проверять эти гипотезы. Если мы испытали положительную эмоцию, значит, построили верную гипотезу и можем продолжать двигаться в этом направлении.

Читайте так же:  В россии женщины не ценят мужчин

Тайные сигналы:

Лидия Осипова и Елена Улитова – психотерапевты, тренеры международного уровня, заслуженные профессионалы психотерапии, действительные члены Профессиональной психотерапевтической Лиги, авторы обучающих программ в Центре помогающей психологии «Линия времени».

Мы часто жалуемся на свои чувства. Например, не можем общаться с близкими, потому что злимся на них. Мы хотим избавиться от гнева, чтобы он нам не мешал.

Но что будет, если мы действительно избавимся от гнева? Скорее всего, на его место придут другие неприятные чувства: бессилие, обида, отчаяние. Поэтому наша задача не избавиться от своих чувств, а научиться управлять ими. Если чувство гнева будет нам подконтрольно, то его появление поможет разрешить проблемные ситуации, которые возникают в нашей жизни. Чтобы научиться управлять чувствами, нужно в первую очередь взять на себя полную ответственность за их появление.

Как это сделать? Прежде всего, поняв, какую пользу приносит нам то или иное чувство. Приняв полезное предназначение чувств, и того поведения, в котором они проявляются, мы сможем этим поведением управлять.

Каждое чувство – сигнал о потребности

Каждое чувство – это сигнал какой-либо потребности. Если мы зададим себе вопрос: «На какую потребность указывает мое чувство?», сможем найти способы поведения, которые помогут удовлетворить эту потребность. Также мы можем отказаться от этой потребности, если она не жизненно необходимая. Вовремя удовлетворяя потребности, мы не дадим чувству разрастаться и поглощать нас. Это и есть управление своими чувствами. Естественно, если потребность удовлетворена, то чувство, которое нас раздражало (сигнализировало о неутоленной потребности), уступает место другому чувству – удовлетворению.

Беда в том, что мы часто не воспринимаем раздражающие чувства как собственные образования, принадлежащие нам. А вот сумев понять его (чувства) полезное предназначение, можно изменить отношение к нему и, соответственно, присвоить. Чувство становится моим собственным проявлением, союзником.

Примеры сигналов, которые подают чувства

Обида, как правило, сообщает, что какие-то важные вещи в партнерских отношениях не проговариваются. Мы испытываем потребность в поддержке, но не сообщаем об этом.

Тревожность перед экзаменом, например, может быть сигналом о том, что следует получше подготовиться. А тревожность во время важной встречи дает предупреждение, что надо более четко контролировать ситуацию.

Беспокойство может сигнализировать о необходимости что-то предусмотреть в будущем.

Бессилие – необходимость попросить о помощи другого человека.

Ярость – мои права в чем-то нарушены, и необходимо восстановить справедливость.

Ревность – я слишком сильно сосредоточен на контроле за жизнью другого человека и забываю о своих задачах.

Практикум управления чувствами

Этот пятишаговый практикум поможет понять, в чем полезное предназначение ваших чувств, и при желании изменить привычное поведение на более эффективные действия.

1. Список чувств

Составьте свой список чувств. Просто выпишите в столбик названия разных чувств, которые вам вспоминаются. Выписывайте именно в столбик, так как место справа еще потребуется для выполнения других заданий. Не рекомендуем пользоваться списками, скачанными из интернета. Суть задания именно в том, чтобы активизировать память на чувства и их названия. А прочитанный список, как выяснено опытным путем, практически в памяти не удерживается. Пополняйте ваш список в течение нескольких дней. Вот когда поймете, что больше не можете вспомнить ни одного названия, тогда можно воспользоваться интернет-шпаргалкой и добавить те чувства, которые оказались за пределами вашего опыта.

Возьмите ваш список чувств и отметьте справа от каждого, как вы (или вообще люди) его воспринимаете: как «плохое» или «хорошее» или, скорее, приятное и неприятное. Каких чувств оказалось больше? Обдумайте, в чем разница между теми чувствами, которые приятны, и теми, которые неприятны?

Вместо привычного большинству из нас разделения чувств на «хорошие» и «плохое» переосмыслите их как чувства, которые побуждают к действию, и чувства, которые завершают выполненное действие или удовлетворение потребности. Поставьте в своем списке новые отметки справа от названий чувства. Вполне вероятно, что во время выполнения этого задания вы вспомните новые чувства. Дополните ими список.

4. Предварительные выводы

Сравните, каких чувств больше среди побуждающих к действию: приятных или неприятных. А каких чувств больше среди завершающих действие? Обдумайте выводы, которые вы можете сделать из этого опыта. Как вы сможете это использовать для себя и других?

5. Предназначение чувств

Возьмите свой список. Справа можете написать полезное предназначение каждого чувства. Определите потребность, на появление которой оно указывает. Исходя из характера этой потребности, сформулируйте вероятное полезное предназначение чувства. У вас получится, например, такая запись: «Обида – сигнал о том, что я не умею предъявлять свои права». Проанализируйте, о чем говорят вам эти чувства. К каким действиям они вас побуждают? От чего защищают или к чему призывают? В чем их полезная часть. Что вы надеетесь получить от окружающих или от себя, когда у вас возникают такие чувства?

Таких вариантов может быть несколько, и это хорошо. Они могут отличаться у разных людей. Это помогает пониманию не только себя, но и других людей. Ведь за выражаемым чувством стоит потребность. И можно реагировать прямо на потребность, а не на слова, сопровождающие чувство.

Подробнее читайте в книге «Золотые навыки психотерапии. Практическое руководство психолога-консультанта» (Издательские решения, 2016).

«Прекрати истерику»: девять шагов, чтобы понять друг друга

Австрийский психотерапевт Альфрид Лэнгле, ученик и коллега Виктора Франкла, – о том, что такое истерический невроз и как встреча с истеричным человеком помогает нам лучше понять себя.

[3]

Семейные ссоры: как остаться вместе?

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Жизнеспособность вашего союза зависит от того, умеете ли вы ссориться и мириться. Иногда ваше спокойствие и самообладание решают больше, чем любовь. Психотерапевт Дебра Кэмпбелл-Танкс подсказывает, на что обратить внимание.

Источники


  1. Роджерс, Карл Брак и его альтернативы. Позитивная психология семейных отношений / Карл Роджерс. — М.: Этерна, 1995. — 750 c.

  2. Новиков, Дмитрий Я ненавижу тебя — будь со мной! Преодоление кризиса в семье и в жизни / Дмитрий Новиков. — М.: Центрполиграф, 2009. — 224 c.

  3. Столяренко, Л.Д. Психология общения / Л.Д. Столяренко. — М.: Феникс, 2015. — 376 c.
  4. Боб Идеальный брак / Боб, Шери Стритовы. — М.: АСТ, Астрель, 2006. — 288 c.
Разъяснения про эмоции
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here