Роль куклы в развитии детей

Сегодня обсуждаем тему: роль куклы в развитии детей с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Роль куклы в развитии ребенка

Все дети независимо от пола играют в куклы. У девочек это — нарядные роскошные барби, плюшевые зайки, у мальчиков — роботы-трансформеры, машинки и солдатики. Подрастая, девочки и мальчики продолжают играть, постигая психологию человеческих отношений. Однако для достижения своих целей дети всё более используют «живых кукол» — окружающих их людей.

Время идёт, в определённый момент роль детских игрушек исчерпывается окончательно — они в одночасье становятся не нужными, и интерес к ним пропадает. Но кто-то «прикипает» к любимым образам настолько, что не в силах «предать» плюшевых, резиновых и прочих химер, не может выбросить пупсов и «лялек» как мусор, ненужный в предстоящей жизни.

Те из нас, кто в детстве узнал радость творчества, мастеря «маленьких друзей» самостоятельно, как правило, проносит любовь к сотворённой кукле через всю жизнь. Кое-кто и в дальнейшем не отказывает себе в удовольствии изготовить оригинальную игрушку, превращая увлекательное занятие в хобби. Те же, кому судьбой предназначено быть состоятельным и чутким человеком с добрым сердцем, охотно коллекционируют авторские экземпляры красавиц hand-made.

Магическую-обрядовую куклу язык не поворачивается назвать игрушкой, она собрана руками автора, одухотворена его мыслью. Чем кукла реалистичней, чем более схожа с прообразом, точней отвечает замыслу, мыслям и желаниям создателя, тем сильнее пигмалионовское желание оживить творение, наделить его сознанием, волшебной способностью осуществлять тайные желания и изменять реальность. Не здесь ли кроются глубинные корни популярности кукол вуду и новейших кукол-реборнов?

Культурологами подмечено, что развитие человека повторяет черты различных стадий эволюции человечества в целом. Новорожденный младенец использует звуковое общение совершенно так же как первобытный человек, а маленький ребёнок полутора-двух лет от роду уже способен изготовить для своих нужд примитивные орудия и игрушки.

Развитие интеллекта малыша сопровождается усложнением речи, поиском различных способов взаимодействия с окружающим миром и постижением основ мироздания. Маленькие дети играют в куклы и верят безоговорочно в высшие тёмные и светлые силы. Тогда как подростки на определённом этапе взросления начинают сомневаться буквально во всём, таким образом учась проверять свои ощущения и представления (в полном соответствии с мудрым принципом «не верь глазам своим»), и проявляют нигилизм.

Роль куклотерапии в эмоциональной стабильности детей раннего возраста (из опыта работы)

В последние годы игровые методы более активно используются в педагогике и психотерапии, поскольку игра – мощный инструмент воздействия на детскую психику. В игровой, неформальной обстановке дошкольники лучше усваивают не только знания, но и умения, незаметно для себя начинают корректировать своё поведение и преодолевать психологические трудность.

Особое значение для психологического развития детей имеют куклы, выступающие атрибутом детства, детской культуры. Куклы имеют особое значение для эмоционального и нравственного развития детей. Ребенок переживает со своей куклой события собственной и чужой жизни в эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Кукла или мягкая игрушка — заменитель реального друга, который всё понимает и не помнит зла. Поэтому потребность в такой игрушке возникает у большинства детей, иногда она сохраняется и у подростков. Как считает В.С.Мухина, кукла для ребенка – не обязательно «дочка» или «сынок», она – партнер по общению во всех его проявлениях. Роль куклы заключается в диалоге, в котором происходит замена реального контакта с человеком на опосредованный контакт через куклу. Такой подход раскрывает значимость эмоциональных контактов для детей и показывает огромную роль кукол в развитии эмоциональной сферы личности ребёнка.

Существует самостоятельное направление, получившее название куклотерапии. Этот метод основан на идентификации ребёнка с любимым героем мультфильма, сказки и любимой игрушки, он базируется на трех основных понятиях: «игра» — «кукла» — «кукольный театр». В качестве основного приема коррекционного воздействия кукла используется как промежуточный объект взаимодействия ребенка и воспитателя. Ребенок, познавая реальный мир, его социальные связи и отношения, активно проецирует воспринимаемый опыт в специфическую игровую ситуацию. В настоящее время не существует четкого определения куклотерапии. Разные авторы относят ее к арт-терапии (Г. Денисова, Л. Лебедева), игротерапии (А. Тащева, С. Гриднева) или выделяют отдельно.

Можно выделить следующие функции, которые выполняет куклотерапия:

  • коммуникативную – установление эмоционального контакта, объединение детей в коллектив;
  • релаксационную – снятие эмоционального напряжения;
  • развивающую – развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия и т.д.);
  • обучающую – обогащение информацией об окружающем мире.

В куклотерапии используются такие виды кукол, как куклы-марионетки, пальчиковые, плоскостные, перчаточные и веревочные.
Пальчиковые куклы. Наиболее простой вариант пальчиковой куклы – шарики от пинг-понга, на которых нарисованы различные выражения лиц разных персонажей. Такие куклы можно изготавливать из бумажных цилиндров (по размеру пальца). Процесс изготовления куклы очень быстрый, всего несколько минут и может использоваться с целью оперативной диагностики эмоционального состояния, настроения.

Куклы-марионетки. Марионетка – это кукла на ниточках. Голова и суставы крепятся петлями и подвешиваются на ниточках к деревянной основе, которая управляет движениями этой куклы. Это могут быть и куклы-животные или куклы, изображающие людей разного возраста и пола. А простейшая кукла может быть изготовлена из платка, и обвязана вокруг шеи шнуром, за который ребенок ее и водит.

Перчаточные куклы, сделаны из твердой головы и приклеенного к ней костюма. Указательный палец управляет головой, а большой и средний – руками. Перчаточным куклам присуще разнообразие в движениях и жестах.. Они могут хохотать, плакать, кричать, обижаться, принимать различные позы, удивляться, «ныть», похихикивать и смотреть «букой». Такие куклы обычно используются для детских кукольных театров, различных инсценировок, изображение сказок.

Плоскостные куклы. Они получили это название, потому что двигаются в одной плоскости. Плоскостная кукла представляет собой модель куклы, вырезанную из плотного картона или тонкой фанеры. Как правило, руки куклы крепятся на шарнирах или на кнопках и являются свободно двигающимися. Такого рода куклы используются для работы с детьми, у которых имеются проблемы в общении, поведении, с нарушением образа «Я». Такая кукла может иметь сменный набор выражений лица, которые соответствуют различным эмоциональным состояниям.

Читайте так же:  Хочешь узнать обо мне почитай мои статусы в социальных сетях

Веревочные куклы. Такие куклы многофункциональны. Они эффективны для решения у детей проблем в общении, повышенной тревожности. Кукла может быть размером в рост ребенка. Она проста в изготовлении: из веревки собирается контур куклы, за петельку голова куклы пристегивается на рубашку ребенка, а палец ребенка продевается в петли, находящиеся на ладошках куклы. Таким образом, ребенок имитирует движение куклы вместе с собственными движениями.

Объемные куклы. Объемные куклы традиционно используются для проигрывания ролевых игр. Это обычные игрушки размером в рост человека.

Для ребенка раннего возраста наиболее характерны эмоциональная неустойчивость, яркость, импульсивность проявления эмоций, что постепенно сменяется большей адаптивностью. Все это определяет основную направленность педагогической работы с детьми – эмоциональное наполнение жизни ребенка и оказание помощи в осознании эмоций и их регуляции. Для создания положительной эмоциональной атмосферы в группе раннего возраста применяю куклотерапию.

Куклотерапию использую на занятиях, в индивидуальной работе, в практической деятельности, в игре (сюжетно-ролевых, драматизации, дидактических, строительных и т.д.).

На занятиях и в индивидуальной работе использую перчаточные куклы. Они помогают вызывать положительные эмоции или постепенно ослаблять нервное напряжение у детей. Кукла на руке взрослого, выступающая для ребенка в роли собеседника, концентрирует на себе его внимание, помогает свободно вступать в разговор, побуждает к активным речевым действиям. С помощью куклы – бибабо можно варьировать требования к речи и поведения детей на занятиях, например, если ребенок не может начать фразу, можно предложить произнести ее вместе с куклой – бибабо.

При организации режимных моментов, таких как умывание, кормление, одевание использую куклы бибабо и мягкие игрушки (кукла может рассказать, показать, спросить, похвалить, помочь и т.п.). Куклы не только привлекают внимание детей, но и воспитывает культуру поведения, формирует гигиенические навыки. Например, ребята, к нам в гости пришел зайка. Он хочет посмотреть, как правильно нужно мыть руки. Покажите зайке, как вы умеете правильно вытирать руки полотенцем.

[1]

Для малышей показываю простые спектакли, например, «История одной обезьянки», где единственным действующим персонажем будет кукла «бибабо» – обезьянка, с которой что-то происходит и она, от избытка чувств, поет и танцует, разговаривает, радуется и грустит. От такого представления не откажется не один ребенок! Дети воспринимают куклу как человека, делятся с ней своими переживаниями, воспитывают ее. Она может быть капризулькой, и малыши обучают ее хорошим манерам и кормить кашей.

Разыгрываю маленькие сценки между двумя игрушками: Мишкой и Куклой, например. Кукла с Мишкой могут танцевать, прыгать, играть в прятки, догонять друг друга. Для такого театра также ничего особенного не потребуется: всего лишь две игрушки. Ребенок открыт воображаемому миру, воображаемой ситуации. Он существует в фантазии, как в реальности. Малыш не замечает ваших рук, он видит историю, которая перед ним разыгрывается и сопереживает.

Особой популярностью пользуется у детей пальчиковый театр. В нем все герои, сцена и сюжет расположены… на одной или двух руках. Надеваю сначала на свой палец одну куколку и с ней разыграйте простой сюжет, любимую сказку, например, «Колобок». Пальчик-персонаж шевелится, танцует, подпрыгивает, общается с малышами, создавая ощущение того, что он — живой актер. Пальчиковый театр — лучший тренажер для развития речи и эмоциональной сферы ребенка. Он развивает у ребенка способность поддерживать диалог и говорить самостоятельно, кроме того игра просто повышает настроение.

[3]

Малыши очень любят настольный театр – все детали, из которых состоят игрушки-артисты – геометрические фигурки. Голова – круг, туловище и руки – конусы, ушки – треугольники. С помощью таких кукол особенно хорошо удается инсценировать потешки, песенки и мини-сказки. Показывая детям кукольный театр доставляет много радости и удовольствия и создает у них хорошее настроение. Театрализованные представления помогают более эмоциональному и глубокому восприятию детьми содержания произведений, способствует развитию их речи.

Игра с куклой — это тот мир реальности, в котором живет ребенок. Куклотерапия позволяет объединить интересы ребенка и задачи воспитателя. Во время таких игр происходит интенсивное развитие речи, качественно и количественно обогащается словарный запас, развивается воображение, творческие способности ребенка, способность управлять собой, удерживать внимание в соответствии с сюжетом, логичность и самостоятельность мышления.

Много радости в детскую жизнь вносят игрушки – забавы, назначение которых – вызывать здоровый, веселый смех, развивать чувство юмора. Они радуют неожиданным движением, например: танцующий поросенок, крякающая утка, хлопушка, пищалки. Веселые игрушки предназначены не для игры, а скорее для развлечения; их образ законченный, неизменный: птицы только клюют, поросенок только танцует, принцип действия у них разный, а задача одна – повеселить детей, создать радостное настроение.

Таким образом, использование кукол на занятиях, в индивидуальной работе с детьми помогают корректировать эмоционально – волевую сферу ребенка, развивают речь, укрепляют связь ребёнок – педагог.

РОЛЬ КУКЛЫ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

магистрант, кафедра Психологии и педагогики детства, С(А)ФУ им. М.В. Ломоносова,

РФ, г. Архангельск

Уникальный период жизни человека – детство, время формирования личности. В дошкольном возрасте закладываются базовые системы ценностей, формируется мировоззрение, национальное самосознание. Одним из факторов, обуславливающих развитие ребёнка-дошкольника, является игра с куклой.

«Маленькая тряпичная кукла – это хранительница глубоких традиций, она обогащает наш духовный мир и несет тепло и радость в сегодняшний неспокойный день» (О. Рудометова, Каргопольский музей).

[3]

Так отзывались о традиционной тряпичной кукле наши предки. Меняются времена, видоизменяются куклы, превращаясь из тряпичных в куклы из пластика и прочих материалов, теперь их изготавливают не вручную, а на различных заводах, но эти куклы так же привносят радость и тепло в жизнь детей и взрослых.

Читайте так же:  Девушка борется за чистоту своего города видео

В современном толковом словаре русского языка Т.Ф. Ефремовой дается следующее определение куклы:

«Кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека. Фигура человека или животного, сделанная из какого-либо материала, как действующее лицо специальных театральных представлений» [6]. Исходя из данного определения, можно сделать вывод – куклы предназначены для игры детям, они могут быть изготовлены из различных материалов, также кукла служит действующим лицом театрального представления.

Игра в жизни ребенка – это активное средство познания мира и воспитания чувств, а хорошая кукла способствует образному восприятию мира ребенком.

Существует классификация кукол, разделяющая их на куклы – обереги, обрядовые, игровые.

К куклам – оберегам относятся куклы «Куватка», отгоняющая злую силу; «Ангелочек», которую в старину делали в подарок на именины.

Обрядовые куклы в давние времена изготавливались для совершения обрядов и имели ритуальное значение. Это куклы «Покосница», изображавшая женщину во время сенокоса; «Купавка», олицетворявшая собой начало купаний; «Крупеничка», наполненная зерном и дарившаяся на праздники.

Игровые куклы предназначаются для забавы детям. В старину они делались из тряпок и прочего подручного материала, сворачивались, сшивались взрослыми или самими детьми. У современных детей появилось больше возможностей – куклу не только можно сделать самому, но и купить готовую в магазине. Несмотря на такое разнообразие и доступность кукол сегодня, они продолжают выполнять свои первозданные функции – радовать ребенка, приучать его к труду, снимать эмоциональное напряжение, помогать проигрывать различные социальные роли, развивать творческие способности.

Так, тряпичная кукла хороша тем, что ей может играть даже самый маленький ребенок – ведь она мягкая и приятная на ощупь. Тряпичная кукла является нянькой для ребенка — обнимая такую игрушку, малыш чувствует себя защищенным и засыпает быстрее. Для изготовления такой куклы используются различные материалы: хлопок, бархат, фланель, шерсть. А при прикосновении к разным тканям у ребенка развивается сенсорика и познавательные способности. Внутрь тряпичной игрушки иногда вшиваются мелкие предметы, крупы, что полезно для тренировки моторики рук [3]. Тряпичная кукла успокаивает ребенка, снимает эмоциональное напряжение, помогает расслабиться и уснуть. Дети старшего дошкольного возраста могут самостоятельно изготовить куклу. В процессе изготовления дети подбирают ткани, украшения для игрушки, тем самым развивается эстетический вкус и творческие способности. Ребенок может проявить свое творчество – сделать куклу такой, какой ее рисуют собственные воображение и фантазия. Кукла приучает к труду и бережному отношению к предметам – самодельную куклу ребенок не будет портить, так как в нее вложены его силы, старание и частичка души.

При изготовлении ребенком народной куклы осуществляется передача традиций и опыта предков. Ребенок изучает костюм, обряды и праздники, связанные с изготавливаемой куклой. Каждый элемент народной куклы, ее одежды несет определенное значение. Так, красный цвет в одежде служит оберегом, символом жизни и производительной силы природы. Кукольная одежда точно передает особенности местных костюмов [1]. Таким образом, при помощи изготовления народной куклы, игры с нею реализуется преемственность поколений, передача бесценного опыта предков.

Современная кукла – девочка похожа на ребенка 3–6 лет. Дети с интересом её переодевают, завязывают ей банты, поят чаем за кукольным столиком, кормят с ложечки. Такая кукла воспринимается детьми не только как «дочка», но и как подружка, которая учит дружить, общаться, помогает запомнить правила этикета. Разыгрывая разные жизненные ситуации, девочка приучается к труду. В процессе одевания и раздевания кукол, представляющем интерес для ребёнка, он запоминает, в каком порядке должны надеваться вещи, и какая вещь, для какой ситуации предназначена. Эти полученные навыки в дальнейшем применяются в жизни. Кукла формирует понимание о красивом и некрасивом, хорошем и плохом, добре и зле, оставляя простор для фантазий и возможности реализации своих идей.

Кукла для ребенка является настоящей подружкой, с ней он разговаривает, делится заботами, переживаниями, радостями. Ребенок, играя с куклой, в зависимости от настроения, наделяет куклу мыслями, чувствами, присущими ему самому.

Таким образом, через игру с куклой приобретенные детьми знания лучше усваиваются. Ведь когда дети «учат» чему — то свою куклу, сами уже никогда не поступят наоборот [2]. Через игру девочка идентифицирует себя с мамой, копируя и усваивая присущие женщинам черты. Примеряя на себя роль матери, она не только получает социальные навыки, но и отчасти компенсирует свое зависимое от взрослых положение, утверждая свое превосходство над куклой — дочкой. Через игру в куклы ребенок выражает свои чувства, порой скрытые от глаз взрослых, потребности, свое отношение к той или иной жизненной ситуации. По этой причине куклы могут использоваться как детектор неблагополучия, и как средство, с помощью которого ребенок может поведать о своих сложностях и секретах.

Игры с театральными куклами, к которым относятся пальчиковые, теневые, куклы на руку, марионетки, влияют на развитие артистичности – того качества личности, которое помогает ребенку приспособиться к условиям окружающей среды, принять на себя ту или иную социальную роль, управлять своими чувствами и эмоциями [7]. Участие ребенка в кукольном театре помогает раскрыть его внутренний потенциал, развивает фантазию, воображение, побуждает импровизировать и проявлять творчество.

Порой одушевленные ребенком куклы и предметы лучше, чем живой собеседник, потому что они не могут нарушить течения его мысли, его игры.

Ребенок способен управлять своим персонажем и действовать так, как хочется ему – иногда пошалить, ведь кукле это разрешено, то есть воплотить свои желания. Прежде, чем начать игру дети продумывают, какого образа будут придерживаться их куклы, наделяют их характерными чертами, манерами. Затем словесные образы кукол оживляются, воплощаются в игре.

Таким образом, игра с куклой выполняет одну из важнейших ролей в психическом развитии ребенка дошкольного возраста. Кукла, будь то народная тряпичная или современная из пластика, несомненно, приносит радость ребенку, приучает его к труду, снимает эмоциональное напряжение, помогает проигрывать различные социальные роли и развивать творческие способности.

Кукла – доступный и значимый проводник в мир взаимоотношений и быта взрослых; элемент культуры, обеспечивающий связь поколений; фактор благоприятного развития ребенка-дошкольника.

Читайте так же:  Четыре базовые позиции построения отношений

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2013

Обсуждение работы ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РОЛЬ КУКЛЫ В РАЗВИТИИ РЕБЁНКА

Обсуждение работ закрыто!

Обсуждение работ закрыто!


Обсуждение работ закрыто!

Обсуждение работ закрыто!

Обсуждение работ закрыто!

Студенческий научный форум — 2013
V Международная студенческая научная конференция

В рамках реализации «Государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» и направления «Вовлечение молодежи в инновационную деятельность и научно-техническое творчество» коллективами преподавателей различных вузов России в 2009 году было предложено совместное проведение электронной научной конференции «Международный студенческий научный форум».

Роль куклы в развитии детей Какую роль в воспитании детей играют куклы?

Роль куклы в развитии детей

1.Какую роль в воспитании детей играют куклы?

Кукла имеет важное значение для эмоционального и психического развития детей. Куклы – наше отражение. В ней ребёнок реализует свой опыт, воспроизводит действия людей, которые его окружают. Поэтому игрушка нужна и девочке и мальчику. Играя, ребенок использует воображение и творческие способности. Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая ребенка к взрослым отношениям. Кукла выполняет разные роли и является помощницей и близким другом ребёнка. Малыш ведет с ней так, как ему хочется, заставляя её осуществлять свои мечты и желания. Играя с куклой, ребёнок отражает свои представления о событиях в жизни. С куклой можно погулять, почитать сказку, уложить спать. Она поможет ребенку запомнить названия основных частей тела и лица, а также названия предметов одежды.

С помощью куклы можно показать ребенку различные действия – спать, бежать, прыгать и т.д., чтобы ребенок усвоил значения глаголов. Одевание и раздевание кукол представляет особый интерес для ребёнка. Ребенок запоминает в каком порядке должны быть одеты вещи и какая вещь для какой ситуации предназначена. Все эти навыки в дальнейшем он применяет в жизни. Кукла должна формировать понимание о красивом и некрасивом, хорошем и плохом, добре и зле. Хорошая кукла должна оставлять простор для фантазий, дать возможность собственным идеям – т.е. быть открытой для игры. В противном случае – тормозится развитие ребенка. Куклы, оснащенные специальными программами, живут «своей жизнью», независимой от деятельности ребенка. И ребенок, нажимая на кнопки – становится «приставкой». Мозг ребенка, как и его эмоции, должны работать в игре. А как поработаешь, если кукла все делает сама. Нет смысла фантазировать и думать. Механизм работает – малыш скучает. И просит покупать одну игрушку за другой – не потому что не во что, а цель игры не достигнута.

Дети впитывают те качества куклы, которые наиболее выражены внешне – манерность, сексуальность, агрессивность, склонность к потребительству.

И со временем могут стать качествами самого ребенка.

2. На что надо обращать внимание при покупке?

Сегодня на потребительском рынке представлен огромный выбор игрушек, покупая которые, мы редко задумываемся – сколько пользы они могут принести, а сколько вреда для маленького ребенка:

— экологический материал, без резкого запаха, мягкий и приятный на ощупь;

— игрушка не должна иметь острых углов, слишком мелких частиц;

— волосы прочно держатся, их можно расчёсывать;

— телесные признаки пола отсутствуют;

— куклу можно переодевать без расчленения тела;

По мере взросления ребенка, старше становится и кукла:

— у куклы должна быть одежда, подходящая по возрасту и сезону;

— девочки имеют право играть в солдатики, а мальчики – интересоваться куклами – модницами: так дети познают различие полов и социальных ролей;

— для ребенка не важна цена куклы, кому–то ближе дешёвый голыш, чем шикарная, но нелюбимая кукла – поэтому всегда интересуйтесь у ребенка – что именно ему хотелось бы. Надо помнить, что маленьких детей пугают большие игрушки – одного с ними роста, а тем более, выше родительский подход к выбору куклы определяет не только внешний облик, но и душевное здоровье детей.

3. Плюсы и минусы куклы Барби.

Барби – феномен нашего времени. Она прочно вошла в нашу жизнь, и каждая девочка мечтает иметь хотя бы одну куклу. Поэтому исключить её вряд ли возможно, да и надо ли? Но следует помнить, что Барби подходит девочкам школьного возраста и игра с ней не должна превращаться в коллекционирование. К этой кукле у психологов неоднозначное отношение. Кто – то считает, что эта кукла подменяет настоящую игру, наполненную фантазией, примитивным внешним позёрством. А ведь игра – это работа фантазии. А тут все готово – дом, хозяйство, бассейн, телефон, предметы одежды, даже друг. Ничего не нужно самостоятельно создавать. Т.е. кукла сама диктует ребенку – что с ней надо делать. Ни о какой свободе и творчестве в такой «игре» не может быть и речи. Как сказал Жванецкий: «В ней всё, чтобы потреблять…И ничего, чтобы думать»

Также, недоброжелатели Барби считают, что она порождает:

— культ красоты и материальных ценностей;

Видео (кликните для воспроизведения).

— стремление к потребительству;

— низкую самооценку — обычная девочка никак не подходит под эталон Барби, отчего начинают чувствовать себя некрасивыми, толстушками и т.д.

— отсутствие у ребенка возможности проживать родительские роли – Барби не запеленаешь и спать не уложишь. Сторонники Барби считают, что она – образец женской красоты, в отличии от других кукол – у нее наличие груди, т.е. половые признаки взрослой девушки. Она – не «дочка», не «мама», а красавица принцесса. И это позволяет осуществить девочке мечту – стать принцессой. Ведь в сказках принцы женятся не на «добрых мамочках», а на прекрасных принцессах, с которыми девочка, естественно, отождествляет себя в своих фантазиях. Преимущества этой куклы и в том, что она долговечна, её можно мыть, расчёсывать, переодевать в красивую одежду. Она может менять профессию, сопровождается соответствующими аксессуарами. Здесь единого мнения нет и у каждого есть свой выбор – как к ней относиться.

4. Какие моменты в поведении ребёнка можно скорректировать при помощи кукол?

Читайте так же:  Жить или реагировать

Единственно, надо сказать — существует куклотерапия. (Она входит в состав Арт-терапии). С помощью неё психологи работают с детскими страхами.

5. Есть мнение, что игры с куклами – младенцами вредны.

Обоснованы ли такие опасения? Я считаю, что не обоснованы. Пупсы – голыши – самые популярные и традиционные куклы. Пеленая и баюкая пупса, девочка «тренируется» быть мамой. Эти с виду простые куклы развивают очень важные человеческие качества: доброту, ответственность, внимание, умение сочувствовать и помогать.

6. Некоторые родители беспокоятся, когда мальчики играют с куклами.

Что делать? Многие уверены, что кукла – это игрушка для девочек. Между тем, многие мальчики с удовольствием играют с куклами, что нередко шокирует пап. Ничего предосудительного и настораживающего здесь нет. Любой ребенок нуждается в усвоении и освоении человеческих отношений. Например, мальчик проигрывает с куклой различные конфликты, возникающие в его жизни. В игре «дочки – матери» мальчики участвуют в роли папы или друга. Игра дает им возможность проявлять участие и заботу.

Мальчики играют в куклы по – своему. Они строят дома для кукол, катают их в машинках. К сожалению, сегодняшние куклы для мальчиков оставляют желать лучшего. Мальчикам предлагаются герои, которые зачастую вообще не люди – человек – паук, Бэтмен, трансформеры и т.д. Ребенок – мальчик или девочка, прежде всего, человек, а куклы способствуют развитию именно человеческого в ребенке. Так что, не лишайте мальчиков игр с куклами – для них это абсолютно необходимо.

7.Девочка играет с мальчишескими игрушками. Что делать?

В процессе развития у детей бывают разные периоды, когда и девочки и мальчики временно меняются ролями. Им становится интересно – во что играют другие дети. Например, машинки могут быть интересны не только мальчикам. Технические игрушки формируют у ребенка способность к изобретательству и техническому конструированию. И если у девочки есть интерес к этому, стоит ли препятствовать?

8. Что делать, если ребенок постоянно ломает игрушки?

Существуют причины и поводы для этого феномена:

— если игрушка не соответствует возрасту (например, слишком хрупкая);

— детское любопытство – желание понять, как устроена игрушка;

— двигательная неловкость. Малыш, вовремя не научившийся манипулировать с игрушками, получив к ним доступ – будет их ломать регулярно.

Если ребенка приучали к игрушкам с рождения, но он так и не наловчился управляться с ними – обратитесь к невропатологу – не исключена задержка двигательных навыков, которая в дальнейшем создаст трудности;

— внутренняя агрессия – когда ребенок расстроен, возбужден. Он снимает стресс, ломая игрушки;

— досада – если у ребенка не складываются отношения со сложной игрушкой;

— игрушка просто не нравится. Стремление нанести вред ненавистному персонажу понять не трудно;

— игрушка низкого качества – некоторые изделия рассыпаются прямо в руках;

— ребенок болен – любое недомогание делает его раздражительным, неловким, не терпеливым. Не торопитесь наказывать детей за поломки – сначала выясните причину.

Консультация «Роль куклы в жизни ребенка дошкольника»

Татьяна Титова
Консультация «Роль куклы в жизни ребенка дошкольника»

Куклы занимают особое место среди игрушек детей, т. к. кукла задействует особые функции в развитии психики ребёнка. Одна из таких функций – это воспитание человеческих чувств, нравственности. Кукла – образ человека в игре ребёнка. Когда ребёнок не имеет товарища по игре. Он заменяет его куклой. Она – идеальный друг, который всегда рядом и не помнит зла.

Маленькие дети, играя с куклой, подражают действиям взрослых. Они так же купают куклу, как купают их самих, так же одевают. Происходит отработка простейших жизненных навыков.

Дети чуть старше уже обыгрывают бытовые ситуации, что увидели в семье, отображают и закрепляют обобщённые представления о них.

Положительное влияние игровой деятельности с куклами заключается в том, что куклы развивают в детях зарождающееся родительское чувство, являются для детей партнерами по общению, позволяют закреплять социальный интерес к жизни людей. Через кукольный мир дети входят в мир полноправными членами общества. Ребенок реализует отношение к кукле как образу человека через игры, позволяющие проявлять это отношение в конкретной, хотя и воображаемой ситуации. Каждому возрасту ребёнка должна соответствовать определённая кукла. Так чем младше ребёнок, тем менее конкретной может быть кукла, и соответственно чем старше, тем более детализованным становится облик куклы. Куклы могут отображать самые разнообразные образы:

Куклы-малыши

Куклы-девочки

Куклы — мальчики

Куклы – модницы

Сезонная кукла.

Кукла – взрослый

Кукла – доктор

Кукла – пожарный и другие.

При использовании кукол необходимо соблюдать следующие правила: куклу необходимо «очеловечить»: дать имя, придумать биографию; она должна быть членом семьи детского сада и принимать участие в разных режимных моментах.

Кукла, однако, может так же иметь и отрицательное воздействие на психику ребёнка, но случается это обычно при неправильном подборе игрушки, или несоответствии её возрасту ребёнка.

Очень плохо на развитие влияют чётко фиксированные образы в кукле. Тому пример экспрессивные куклы Барби и всевозможные монстры. Что же происходит, когда ребёнок имеет в игрушке чётко фиксированные человеческие образы и запрограммированный способ поведения? Заданный образ так силен, что его невозможно изменить. Так, игра с монстрами — это всегда погоня, битва, пожирание. Игра с куклами Барби — это нескончаемая череда переодеваний и покупок, самолюбование и соперничество. Эти куклы сами предлагают строго определённые действия: что и как одевать, на какую кнопку нажимать, чем кормить и т. д. Детям остаётся только воспроизводить предложенные стереотипы действий, что они и делают охотно. Главные же качества, которые должны проявляться и развиваться в детских играх — свобода действий, эмоциональная насыщенность, творческая активность, изобретательность, — при этом остаются совершенно невостребованными и не развиваются. Ребёнку кажется, что он манипулирует игрушкой, а в действительности, сама игрушка навязывает ему определённые действия.

[2]

Благодарю за внимание!

Консультация для педагогов «Роль физкультурных занятий в развитии и воспитании ребенка дошкольника» Дошкольный возраст — наиболее важный период для формирования двигательной активности. Дети стремятся удовлетворить свою биологическую потребность.

Читайте так же:  Определите готовность своего ребенка к школе

Консультация для родителей «Роль сказки в жизни ребенка» Сказка в развитии детей имеет огромное значение: развивает фантазию и правильную речь. Она помогает учить детей жизни, знакомит с добром.

Консультация для родителей «Роль игрушки в жизни ребенка» Консультация для родителей: «Роль игрушки в жизни ребёнка» С появлением в семье ребенка сразу же возникает вопрос о приобретении игрушек.

Консультация для родителей «Роль игры в жизни дошкольника. Виды игр» Чем занимаются дошкольники основную часть своей жизни? Играют во все на свете. Игра помогает им без принуждения получать новые знания, навыки,.

Консультация для родителей «Роль музыки в жизни современного ребенка» Роль музыки в жизни современного ребенка. Консультация для родителей С самого раннего возраста дети очень чутко и эмоционально реагируют.

Консультация для родителей «Роль сказки в жизни ребенка» Роли детских сказок в развитии детей многогранны. От развития фантазии до развития правильной речи. Сказка является неотъемлемым элементом.

Консультация для родителей «Роль театра в жизни ребенка» составитель: Тимофеева Л. Н., воспитатель Театр в жизни ребенка. Консультация для родителей Детский.

Консультация «Современные мультфильмы и их роль в жизни ребенка» Консультация для родителей «Современные мультфильмы и их роль в жизни ребенка». Проблема «дети и телевидение» волнуют всех: и родителей,.

Консультация для воспитателей «Роль игры в жизни ребенка» «Роль игры в жизни ребенка Игра — это свободная деятельность детей, которая осознаётся как “ненастоящая”, но способная полностью захватить.

Роль игры и сказки в жизни ребенка-дошкольника. Фотоотчет о постановке сказки «Коза и семеро козлят на семейный лад» Мы знаем, что в дошкольном возрасте ведущий вид деятельности у детей – это игра. Через игру ребенок получает жизненный опыт, учится договариваться.

Важная роль игры с куклой

Возможно, кто-то думает, что кукла – это всего лишь игрушка. Например, как машинка или детская посудка. Но это не совсем так.

Отношения ребенка с куклой – это его отношения с внутренним ребенком. Через куклу дети «ухаживают» за собой, помогают прожить какой-то стресс или страх, напитывают себя энергией, вдохновляются. В таких играх нуждаются абсолютно все дети!

Ведь не бывает детства без проблем.

В современном обществе дети все чаще отказываются от куклы, заменяя ее мягкими игрушками, «оживленными» мультяшными персонажами, Барби и т.д.

Возможно, причиной этому послужили следующие факторы:

  • У ребенка нет приятной, мягкой куклы, которую хорошо и уютно обнимать (из ткани, мягкую и теплую);
  • Игра «в куклы» обесценивается окружающими («гендерные стереотипы», возраст и т.д.);
  • Нет условия и атмосферы для глубокой игры в куклы, поддержки взрослых, грамотного сопровождения;
  • Ребенок блокирует свои травмы, а кукла – это образ ребенка. Игры с куклой провоцируют выход эмоций наружу, в том числе и боль, обиду, агрессию.

В некоторых случаях необходимо время, чтобы ребенок начал играть в куклы, принял такую «игрушку». Важно понимать, что куклой может послужить любой предмет. Как вальдорфская кукла, так и пупсик, которого ребенок сам слепил из глины.

К кукле нужен особенный подход

Если вы хотите, чтобы кукла помогла малышу решить какие-то проблемы, стала настоящей «помощницей», к ее приходу нужно готовиться. Сначала выделить ей место для сна, сшить одежку, придумать имя.

Почти всегда ребенок внутренне очень привязывается к кукле. В некоторых семьях они становятся частью семьи, садятся за стол, ездят в путешествия. Забыть, потерять или порвать куклу – для малыша — настоящая трагедия. Ведь дети теряют «настоящего друга», часть себя. Они незаменимы.

Чем еще полезна кукла?

Кукла – это отражение внутреннего мира малыша.

Она закладывает базовые понятия о «добре» и «зле», «красоте», «понимании», «принятии» и т.д.

Хорошая кукла всегда оставляет простор для фантазии и свободной игры. Если выбирать куклу с застывшим выражением лица, «холодную», то такая игрушка будет тормозить развитие игры. Куклы со встроенными «командами» также негативно сказывает на развитии ребенка и его игре.

Важно помнить, что дети чаще всего впитывают те качества куклы, которые больше всего выражены – сексуальность, агрессивность, склонность к потребительству и т.д.

Как выбрать куклу для ребенка?

Самая лучшая кукла – это кукла ручной работы. В идеале – если мама сама ее сошьет для своего ребенка или Вы сделаете это вместе.

На втором месте – куклы опытных мастериц, которые шьют и делают их с любовью к детям, используют натуральные материалы.

Выбирая куклу для малыша важно учитывать:

— безопасность материала (отсутствие резкого запаха, натуральность и т.д.);

— внешность (лучше выбирать детский тип);

— отсутствие половых признаков;

— возможность переодевать куклу без расчленения.

Чем старше ребенок, тем старше может выглядеть его кукла. Например, солдатик или кукла-врач. Не менее важно учитывать размер. Куклу всегда нужно выбирать намного меньше малыша. Большие размеры не удобны для игры и могут напугать ребенка.

Видео (кликните для воспроизведения).

Покупая куклу, не забывайте учитывать интерес ребенка, его индивидуальные особенности. Например, любимый цвет либо аллергию на какой-то материал.

Источники


  1. Огнева, Татьяна Как жить вместе долго и счастливо / Татьяна Огнева. — М.: Эксмо, 2012. — 320 c.

  2. Маргарита Заворотняя Русские семьи счастливы по-своему / Маргарита Заворотняя. — М.: АСТ, 2015. — 543 c.

  3. Качалов Кризис — Лучшее Время Для Роста. План 111 Мероприятий Роста / Качалов, Игорь. — М.: АСТ, 2015. — 352 c.
  4. Кичаев, Александр Как сохранить семью. Источник любви (комплект из 2 книг) / Александр Кичаев , Свагито Р. Либермайстер. — Москва: РГГУ, 2012. — 688 c.
Роль куклы в развитии детей
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here