Самооценка и личность

Сегодня обсуждаем тему: самооценка и личность с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Самооценка личности

Человеку легче живется, если он способен определять для себя более приемлемые или неприемлемые стороны жизни. Оценивается не только окружающий мир, но и личность самого человека. Причем оценивать человека могут и окружающие люди, и сам индивид. На формирование самооценки влияют многие факторы. Сайт психологической помощи psymedcare.ru занимается изучением данного вопроса, а также рассматривает уровни самооценки.

Человек является самоосознающим существом, который всегда задается вопросом, каким ему быть и как действовать, чтобы достигать наиболее высокого результата. На то, к каким выводам человек придет, влияет его самооценка, которую он также формирует подобным обдумыванием. Сначала человек оценивает ситуацию, затем ищет виноватых, анализирует собственные поступки, что влияет на формирование самооценки и на что влияет уже сформированная самооценка.

Обычно самооценка развивается еще в детстве, когда ребенок себя воспринимает через призму того, что говорят ему родители. То, как оценивают родители своего ребенка, формирует его самооценку, которой он будет пользоваться, менять или сохранять на протяжении всей жизни.

Что такое самооценка личности?

Самооценка личности – это оценивание собственных способностей, навыков, возможностей и потенциала, сторон личности в целом. Оценивание самого себя происходит как лично человеком, так и окружающими людьми (когда индивид прислушивается к чужому мнению).

Человек – существо социальное. Как бы там ни хотелось, а каждый индивид сталкивается в своей жизни с другими людьми по различным поводам. Но каждый раз, когда происходит такое столкновение, человек подвергается оценке и суждениям окружающих людей. В зависимости от того, выберет человек следовать мнению других людей или будет прислушиваться к собственным ощущениям, будет выстраиваться его поведение, формироваться самооценка и успешность в любых делах.

Всех людей можно разделить на два типа:

  • Те, кому важно мнение и оценка окружающих людей.
  • Те, кому неважно мнение и оценка окружающих людей.

Выбирая то или иное собственное позиционирование в обществе, вы чего-то лишаетесь, но в то же время что-то приобретаете. Что выберете вы, лично ваше мнение. Но легче сделать выбор, когда представляешь некоторые последствия того или иного пути.

Существует прекрасное выражение: Боги никогда не доказывают, что они Боги. Они просто таковыми являются, независимо от вашего мнения. Подумайте над этим…

Одной из причин заполучить одобрение окружающих является стремление стать лучше в глазах других, но при этом дав ложную информацию о себе. На словах все люди могут быть хорошими и самыми доброжелательными. Но слова не важны – важны дела. Поступки куда более честные. И следует помнить, что все люди лгут, даже те, которые говорят, что никогда не лгут. Ведь во избежание потери собственной репутации каждый человек прибегнет ко лжи.

Второй причиной возникновения желания быть одобренными другими является отсутствие внутренней уверенности. Многие люди привыкли с самого детства жить по указке других, правильно ли они живут. Поэтому каждый раз неуверенный в себе человек ищет способы заполучить в свой адрес какие-либо слова поощрения и восхищения. Таковыми являются многие звезды шоу-бизнеса и известные артисты. Без публичного признания и восхищения они не являются звездами и примерами для подражания. Стоит отметить, что внутренняя неуверенность в свою очередь толкает человека на эпатаж.

Большое количество современных стереотипов сковывают и ограничивают человека в действиях. Например, толстая женщина может быть очень красивой и интересной для представителей противоположного пола. Однако она этого не ощущает, так как ее запрограммировали на другую «красоту». Стереотип – «худая женщина является красивой и счастливой» — стопор, который заставляет многих полных дам не надеяться на внимание противоположного пола. Но в действительности толстая женщина так же прекрасна, как и худая. Стереотипы заставляют людей смотреть и оценивать однобоко и бездушно, не обращая внимания на иные достижения личности.

Взрослому человеку не нужны одобрения других людей. Люди, которые действительно чего-то достигли собственным трудом, не говорят об этом с другими, не хвастаются и не показывают этого. Им неважно мнение других, им не нужна посторонняя оценка и суждения, так как им главное – это то, что они сами думают о себе и о своей жизни в целом. Те же, кто на самом деле ничего не достиг или достиг за счет другого человека, демонстрируют и всем хвалятся об этом. Им важно мнение окружающих, нужно их одобрение в «правильности их поступков» и того, как они вообще живут.

Тот, кому важно, чтобы его одобрили и оценили, демонстрирует свои достижения. Тот, кому важно его собственное развитие, дело и жизнь в целом, не демонстрирует своих достижений и не хвалится. Тем более такой человек никогда не позволит себе осудить другого индивида, который не достиг тех же высот, что и он, так как понимает, что все люди должны жить в соответствии со своими желаниями и взглядами, а не так, как того хочет общество.

Почему человеческая жизнь зачастую несчастна и неуспешна? Потому что человек тратит время на мнение и одобрение окружающих людей, которые могут не любить, не уважать и постоянно критиковать. Человек тратит на них свои силы, чтобы добиться их расположения, вместо того чтобы забыть о посторонних мыслях и оценках и искать пути собственной самореализации. Парадокс, но именно тогда, когда человек отвлекается от других людей и занимается своими делами, давая лишь свою оценку всему происходящему, окружающие начинают к нему тянуться, а также находятся люди, которые готовы восхищаться любыми его достижениями.

Являясь существом социальным, человек должен оценивать собственное поведение, качества характера, стороны личности, чтобы определить, насколько они подходят той среде, в которой он находится. Это своего рода способ адаптации и регуляции собственного поведения, деятельности.

Самооценка базируется на том, как именно человек сам к себе относится. Здесь определяется уровень самоуважения. Если человек себя уважает и ценит, тогда его самооценка может быть адекватной. При низком самоуважении формируется низкая самооценка, а при чрезмерном – высокая.

Формирование самооценки личности

Самооценка формируется в течение всей жизни. Начало берется с детства, когда ребенок не анализирует себя, однако формирует первые представления о своей полезности и нужности со слов родителей. Затем начинается этап обучения в школе, когда ребенок понимает, насколько он умный и умелый.

Читайте так же:  Меня использовали - или чему я ещё не научился

В более сознательном возрасте, когда человек уже может влиять на свою самооценку, она формируется на основе:

  1. Совместной деятельности с другими людьми.
  2. Общей деятельности индивида и достигнутых результатов.
  3. Мнений окружающих о человеке.
  4. Межличностных отношений с другими людьми.

Самооценка – это оценивание человеком того, каким он является в глазах окружающих, насколько он успешен в обществе, каких результатов достиг, какими навыками и знаниями обладает, на что способен пойти, какой жизни заслуживает и пр.

Самооценку с годами становится трудно изменить. Ее формирование в основе своей происходит в детстве. Во взрослом возрасте можно на нее повлиять, но при этом человек должен трезво взглянуть на самого себя и личные особенности, качества, возможности в отрыве от всего, что о нем говорили когда-либо люди и что он сам о себе привык думать.

Поскольку на формирование самооценки влияют другие люди, рекомендуется для ее изменения оценить отношение окружающих по отношению к вам. Когда человек считает, что его обманывают или используют, как он начинает вести себя в обществе тех людей, на которых падают такие подозрения? Конечно, человек не будет доверять этим людям, будет малообщителен, скрытен и даже вообще избегать какого-либо контакта с ними. А что, если окажется, что эти люди на самом деле никогда не обманывали и не использовали человека в своих эгоистических целях? В таком случае человек поймет, насколько сильно ошибался и, пока он верил в плохое, успел сделать столько неприятных поступков по отношению к этим людям, что те не хотят с ним общаться.

Вывод: трезво оценивайте отношение другого человека к вам. Может оказаться, что вы ошибаетесь и на самом деле к вам хорошо относятся. Но пока вы будете верить в плохое, успеете сделать много неприятных действий, которые заставят человека подумать о том, чтобы больше с вами не общаться.

Чтобы не жалеть о своих решениях и сделанных поступках, сначала всегда обдумывайте, трезво смотря на ситуацию. Это можно сделать лишь в одном случае — когда вы спокойны и умиротворены. Если вас одолевают эмоции (страх, ненависть, злость, обида или даже радость, счастье), вы можете сделать неправильные выводы, которые будут основываться на испытываемых вами чувствах. К примеру, если вы злитесь, то вам может показаться, будто над вами смеются; но если вы радостны, то посмеетесь над шутками своего собеседника. Но лишь в спокойном состоянии духа можно понять, насмехались над вами в данной ситуации или действительно шутили, пытаясь разрядить обстановку.

Главное условие для принятия верного решения — это спокойствие. Вы не должны ничего бояться, никого ненавидеть, не волноваться. Только тогда, когда вы спокойны, умиротворены и уверенны в себе, можете анализировать ситуацию и принимать какое-то решение. В таком случае вы сможете понять истинное отношение другого человека к вам, сделать выводы и вести себя соответствующим образом, чтобы потом не жалеть о содеянном.

Другие люди оценивают отдельного человека исключительно в зависимости от того, как они к нему относятся. На их оценку влияют эмоции ненависти, эмпатии, равнодушия.

Изучение самооценки личности

Самооценка выполняет три функции:

  1. Регуляторную, когда человек становится способным принимать решения.
  2. Защитную, когда человек сохраняет относительную стабильность и независимость от обстоятельств.
  3. Развивающую, когда человек испытывает внутренние побуждающие мотивы для развития себя.

Самооценка включает два компонента:

  • Когнитивный – это то, что человек когда-либо о себе узнал из других источников или путем изучения самого себя.
  • Эмоциональный – чувственное отношение человека ко всем сторонам своей личности.

Самооценка формируется и влияет на саму себя. В зависимости от уровня самооценки, человек продолжает жить и действовать таким образом, чтобы снова и снова подтверждать ее, укреплять.

Самооценка и уровни притязаний у личности

Была предложена формула формирования самооценки американским психологом У. Джемсом: самооценка = успех / уровень притязаний. Здесь:

  • Уровень притязаний – уровень, к которому человек стремится во всех сферах своей жизни.
  • Успех – это конкретные результаты, к которым человек пришел посредством совершенных действий.

Исходя из формулы, самооценку можно повысить путем снижения уровня притязаний или повышения уровня достигнутых успехов.

  1. Адекватной.
  2. Завышенной – когда человек считает себя лучше и выше всех. Он видит за всеми своими проявлениями только положительные стороны. Неудачи он игнорирует или обвиняет окружающих людей в их появлении. Он оценивает свои недостатки положительными качествами. Не прислушивается к мнению других людей. Он не воспринимает окружающих за равных себе. Его уровень притязаний всегда высокий, при этом успехи порой являются низкими.
  3. Низкой – когда человек воспринимает самого себя как неудачника. Он не уверен в себе, самокритичен, всегда и во всем виноват, ничего не способен сделать, застенчив, скован, боязлив. Он опирается на мнение других людей, которых считает умнее и ценнее себя. Его цели всегда заниженные, нежели бы он мог достичь.

перейти наверх

Самооценка – это мнение человека о самом себе. Что именно человек будет о себе думать, зависит от того, на чье мнение он будет опираться – на личное или общественное.

[3]

Самооценка

Самооценка представляет собой оценку той ценности, которую с точки зрения индивидуума он представляет как личность. Ей приписывают выполнение трёх функций: защита, регуляция и развитие.

Виды самооценки

Самооценкой именуется оценка личностью своих действий, суждений и мыслеформ. Известно разделение на виды самооценки. Так она бывает адекватной, заниженной и завышенной. От того к какому виду можно отнести самооценку той или иной личности напрямую зависит её поведение в человеческом сообществе.

Существует распространённое заблуждение, которое заключается в том, что якобы завышенная самооценка продуктивна. Однако, это не совсем так. Любое отклонение от адекватного восприятия себя, своих способностей и своего положения влечёт за собой многочисленные проблемы в психологическом состоянии, взаимоотношению с людьми и личностного развития.

Низкая самооценка влечёт за собой нерешительность и скованность в своих поступках. Она делает человека неуверенным, робким и склонным к влиянию со стороны других людей. Часто подобные люди бояться высказать свою точку зрения и испытывают чувство вины. Они нередко становятся завистливыми и мстительными, выискивая любые возможности для самоутверждения. Низкая самооценка часто формируется ещё в раннем возрасте. Однако, бывают случаи, когда она происходит и у взрослых людей.

Читайте так же:  Опора на вину

Завышенная самооценка вводит человека в состояние иллюзии относительно своих реальных возможностей и своего потенциала. Слишком высокая оценка собственных качеств часто входит в диссонанс относительно реальных достижений человека и, соответственно, мнению окружающего сообщества. Это может привести к конфликтам, т.к. индивидуум, склонный к завышенной самооценке, будет считать, что его недооценивают. Они уверены, что превосходят других людей и постоянно стремятся это доказать. Подобный подход часто приводит к тому, что окружающие люди начинают избегать их общества.

Самооценка и уверенность в себе

Есть два основных фактора, которые влияют на возможность человека стать успешным, это адекватная самооценка и уверенность в себе. Они непосредственно взаимосвязаны друг с другом. Если у личности есть проблемы в адекватной оценке собственных возможностей, он не сможет приобрести конструктивную уверенность в своих силах. Такому человеку необходимо провести анализ своих действий и выработать умение оценивать свои качества адекватно, не преувеличивая и не преуменьшая их значимость. Процесс такой метаморфозы может занять долгие годы.

Можно выделить несколько черт, характерных для людей уверенных в себе:

  • Выражение своих потребностей от своего имени, не прикрываясь некоторой формацией («мне нужно» или «Я хочу», вместо «для таких как я»);
  • Положительная оценка своих возможностей и достижение целей, которые достижимы, но не просты;
  • Признание собственных достижений и собственных неудач;
  • Умение выражать свои мысли и воспринимать конструктивную критику.
  • Восприятие достижение поставленных задач как фактор успешность, и, в то же время, в случае невозможности выполнения поставленных целей адекватная оценка результата и поиск более реальных задач;
  • Выполнение задач по мере поступления, не форсируя и не откладывая на потом.

При наличии адекватной самооценки, человек становится уверенной в себе личностью. Для её формирование нужно прилагать немало усилий на практике и совершения определённого воздействия, оценивая совершенные действия в последующем.

Диагностика самооценки

Для определения уровня адекватности в оценке своей личности, потенциала и достижения необходимо обратиться к такому фактору, как диагностика самооценки.

Существует огромное множество разнообразных техник, позволяющих это осуществить:

Так же существует и множество других техник. Перечислить все не представляется возможным в формате одной статьи.

Развитие самооценки

Развитие самооценки происходит постоянно, на протяжении всей жизни. Однако самым важным этапом является раннее детство. Посему, очень значительным влиянием пользуются родители, а так же воспитатели и учителя в детских садах и начальных школах. Именно на данном этапе закладывается фундамент представлений о мире и своём положении в нём.

Ребёнок в первую очередь подражает тем взрослым людям, которые его окружают. А так же ищет их одобрения. Таким образом, не имея опыта противостояния авторитетному мнению, самооценка, которая задаётся ребёнку родителями, принимается им беспрекословно.

В дошкольном возрасте формируется стереотип поведения человека. Он закладывается родителями вместе с социализацией личности. Ребёнка учат быть учтивым, общительным, скромным. Часто так же передаются шаблоны общественного поведения, которые могут со временем стать преградой для достижения личных целей.

При появлении в окружении других детей, ребёнок начинает больше сравнивать себя со своими сверстниками, а не с родителями. Хотя ключевую роль, всё ещё играют взрослые. В частности учителя. Здесь выходит на передний план успеваемость и адекватность нормам поведения в школьной среде. В этом возрасте прививаются основные ярлыки поведения.

Часто это происходит не совсем адекватно реальной картине, а то и совсем неадекватно. Ребёнка непоседливого назовут хулиганом. Если он не справляется с учебным планом – то его назовут ленивым. Подобные суждения так же принимаются на веру, будучи авторитетными.

Подходя к взрослой жизни, подросток всё меньше считается с мнением старших, принимая за авторитет теперь оценку его ровесников, поскольку в этом возрасте человек стремиться занять свою определённую нишу в социальной иерархии. Первоначально у человека развивается критическое отношение к другим людям и лишь потом к себе и своим действиям. Это часто приводит к тому, что ребёнок может поступать неоправданно жестоко по отношению к окружающим людям. Важным критерием для личности является принадлежность к той или иной социальной группе. Если индивидуум не чувствует себя принятым в ту или иную компанию, он будет искать другую, где он займет своё подобающее место. Часто именно этот фактор играет роль в том, что ребёнок вливается в «дурную» компанию.

После окончания школы, пройдя переходный возраст, человек вступает во взрослую жизнь, уже обладая тем набором установок, которые в нём укоренились с раннего детства. Они могут быть как «со знаком плюс», так и «со знаком минус». Позитивная установка способствует устойчивости в своей самооценке и стойкости в восприятии своих неудач, которые будут более походить на перегруппировку.

Адекватная самооценка

В человеческом сообществе существует множество действительно талантливых и одарённых людей, которые не смогли достигнуть желанных высот только вследствие своей низкой самооценки. Адекватная самооценка является тем фундаментом, на котором можно построить крепкую динамику успеха. Оценить её можно либо на практике в деле достижения поставленных целей или же при помощи выводов специалистов в данной сфере.

Адекватная самооценка выражается в реалистичном взгляде на себя и собственные достижения. Она позволяет человеку критически оценивать свои возможности, ставить цели, которые возможно реализовать, и достигать их. Существует множество факторов, влияющих на её развитие. Среди них как структура собственного восприятия себя и окружающей действительности, так и влияние суждения окружающих людей.

Адекватная оценка своей личности привносит человеку состояние гармонии и уверенности в себе и своих силах. Она помогает не только компенсировать свои негативные качества, но и дать достойную реализацию своим талантам.

Высокая самооценка

Бытует мнение, часто ошибочное, что высокая самооценка способствует успешной реализации в человеческом сообществе. С точки зрения психологов, данное утверждение очень далеко от истины. На самом деле завышенная самооценка столь же опасна, сколь и заниженная, поскольку формирует неадекватное представление о себе и окружающих людях. Она способствует тому, что человек воспринимает конструктивную критику «в штыки».

Такие люди часто находят в любых случаях попытку уязвить их самолюбие. Они агрессивно реагируют на любую попытку их поправить или указать на недостаток. В противоположность людям с завышенным самомнением, люди с адекватной самооценкой способны воспринимать критику окружающих людей и осознают свои недостатки и дефекты. Они не ощущают угрозы со стороны мнения окружающих людей, а посему не находятся в постоянном напряжении ожидая от других людей «агрессии» в свою сторону.

Читайте так же:  Паническая атака! что это

Существует два признака завышенной самооценки:

  • Слишком высокое суждение о себе, своей личности и своих способностях
  • Высокий уровень нарциссизма

Хотя сама по себе умеренно высокая самооценка не так уж и плоха, но она имеет одно опасное свойство. Если подобная оценка не будет подкреплена реальными достижениями, человек может приобрести противоположную, заниженную самооценку.

Поднятие самооценки

Более 80-ти процентов людей обладают заниженной самооценкой. Они не способны адекватно оценивать свои способности и качества, находясь в плену постоянной самокритики.

Поднятие самооценки может решить проблему собственной реализации и достижения как успехов в общении в своей среде, так и достижению определённых карьерных высот.

Итак, что же необходимо сделать, чтобы повысить свою самооценку?

Прежде всего, нужно перестать сравнивать себя по отношению к другим. Всегда, во всех случаях можно найти человек более или менее успешного, чем вы. Нужно просто отдавать себе отчет, что ваши личные качества уникальны. Необходимо найти свои собственные достоинства и положительные черты.

[3]

Далее необходимо составить список задач и упомянуть ваши собственные качества, способствующие их достижению. Так же важным фактором является смена акцента со своих недостатков на свои достоинства.

Если вам высказали комплимент, примите его с благодарностью. Не отказывайтесь от него. Ну и наконец, смените своё окружение. Поскольку люди конструктивные и мыслящие позитивно будут способны адекватно воспринимать ваши качества и будут способствовать повышению вашей самооценки. Таких людей должно быть больше в сфере вашего общения, чем других.

Самооценка личности

Самооценка личности определяет уровень его социальной адаптации и напрямую зависит от его самоуважения и степени развития его индивидуальности. Существует множество факторов, которые позволяют определить насколько высокая у человека самооценка. Для оценки обычно анализируют такие аспекты как нравственность, а также проводят анализ его поступков и способностей.

Формирование самооценки личности

Развитие самооценки личности происходит непосредственно под влиянием окружающего сообщества. Степень воздействия социума на её развитие сложно переоценить. Мнение окружающих людей играет одну из наиболее важных ролей в том, каким образом и насколько высоко человек оценивает себя и своё собственное положение в обществе.

Формирование самооценки личности происходит под воздействием не только социальной оценки человека, но и от его собственного воззрения на самого себя, своё положение и качество своих поступков. Личность сама лучше других знает о своих достоинствах и недостатках. О том, какие действия и с какой мотивацией были произведены.

Личностная самооценка крайне устойчивая характеристика человека. Её формирование приходится на ранние этапы развития. Напрямую на неё влияют и жизненные перипетии, и ряд врожденных особенностей. Будучи во многом социальным чувством, самооценка формируется под воздействием мнения окружающих людей и, посему, непосредственно зависит от постоянного сравнения себя с теми личностями, с которыми мы взаимодействуем с самого рождения. Для того чтобы повысить свою самооценку, прежде всего, необходимо её как следует проанализировать. Трезво и храбро взглянуть на реальное отношение к самому себе. Узнать свои черты характера и оценить свой темперамент. Без этого невозможно провести коррекцию отношения к самому себе.

Изучение самооценки личности

Личностная самооценка существует для трёх целей:
1. Для реализации личного выбора.
2. Для защиты личностной независимости, а так же стабильности.
3. Для саморазвития

Изучение самооценки личности для каждого человека может сыграть очень важную роль. Так подобное времяпровождение очень необходимо для того, чтобы периодически очищать сознание от накопившегося там шлака и мусора. Это может поспособствовать решению очень многих проблем и нахождению ответов на ряд вопросов.

Формирование самооценки напрямую влияет на развитие самосознания личности. Человек способен оценивать себя и свои качества посредством самоанализа, созерцания своих поступков и мыслей, а так же постоянного самоконтроля. Индивидуальности свойственно сравнивать себя и свои поступки с окружающими людьми.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Самосозерцание не является простым и праздным «самокопанием», которое не приводит ни к чему кроме углубления своих комплексов. Самосозерцание и самооценивание претендует на более глубокий и важный аспект человеческого поведения, а именно саморазвития и стремления к непрерывному совершенствованию своих качеств и умений.

Оценивая себя и свои успехи можно не только найти своё подлинное «Я» и анализировать своё прошлое, но и найти ключи к решению внутренних проблем и пути к достижению поставленных целей в будущем. При анализе своей самооценки можно найти сердцевину своих комплексов и познать плюсы и минусы своей личности. Узнав себя, человек преображается, поскольку узнаёт в подноготную всю изнанку самого себя и может верно распределять свои усилия для саморазвития.

Существует когнитивный и эмоциональный компонент самооценки. Первый определяет ту информацию, которую человек узнал о себе от сторонних и внутренних источников. Второй формирует чувственную оценку самого себя и качеств своей личности.

Самооценка и уровень притязаний личности

Уильямом Джеймсом была разработана формула, вычисляющая условный уровень самооценки. Её можно свести к следующему уравнению:
Самооценка = успех/уровень притязаний.
Исходя из этого, можно отметить, что самооценка и уровень притязаний личности находятся в обратно-пропорциональной зависимости. Иными словам, при равной степени успеха, чем выше притязания личности, тем ниже самооценка. Эта концепция достаточно логична. Ведь чем выше наши требования к реализации в жизни, тем сложнее достичь того уровня, когда степень личного успеха покроет уровень притязаний в достаточной степени, чтобы удовлетворить свою самооценку.
Таким образом, для повышения собственной самооценки, необходимо либо «понижать планку», либо увеличивать результаты в деле достижения тех или иных успехов.

Самооценка существует 3-х видов, а именно завышенная, заниженная и нормальная. Последняя является оптимальной для человека, поскольку слишком сильное отклонение в ту или иную сторону, вызывает внутренние конфликты, которые влекут за собой дискомфорт, порой ошибочно связываемый с воздействием внешних факторов, а не с проблемами с самооценкой.

В случае, когда самооценка чрезмерно завышена, человек теряет «обратную связь». Он перестает адекватно оценивать уровень своих успехов, во всех неудачах обвиняя окружающих людей. Личные неудачи попросту игнорируются, для того чтобы поддерживать свои «высокие стандарты». Такой человек вместо того, чтобы одолеть свои слабые стороны преподносит их как сильные. И он уже не несдержанный и грубоватый человек с неконтролируемой агрессией, а «решительная личность». Такие люди прекращают прислушиваться к мнению окружающих людей, полагая, что любая критика имеет своей целью лишь только подорвать его уверенность в себе или является проявлением излишней придирчивости. А любого рода неудачи соотносятся с «происками недоброжелателей».

Читайте так же:  Технология расставания и завершения отношений

Завышенная самооценка способствует развитию нервозной натуры и даже истеричного поведения. Часто такой человек считает, что заслуживает гораздо большего, чем имеет на самом деле. Подобного рода индивидуума можно узнать по прямой осанке и «задранному носу». Обращаясь к другим людям, они используют командный тон голоса и смотрят прямо в глаза.

При заниженной самооценке человек становится нерешительным и слишком застенчивым. Для него очень важно одобрение окружающих его людей. Такие люди очень легко поддаются влиянию «общественного мнения» или же конкретных личностей с властным характером. Часто они страдают от комплекса неполноценности. Для них очень важно найти любые способы для собственного самоутверждения. При заниженной самооценке человек ставит более низкие цели, чем он реально может достичь. Он гипертрофирует свои неудачи, с головой уходя в них и вечно пытаясь «наверстать упущенное». Эти люди крайне требовательны к другим. Часто личность с заниженной самооценкой завистлива и мстительна, что делает её в некоторой степени опасной для своего окружения. Узнать таких людей можно по неуверенной походке и отводу глаз в сторону во время непосредственного общения.

При адекватной самооценке наблюдается баланс между защитным и познавательным процессом личности. Если познавательный процесс ищет вероятные изъяны в своей личности для достижения адекватной оценки самого себя, то защитный механизм существует для того, чтобы находить самооправдания. Данный процесс существует для защиты собственного внутреннего комфорта.

Уровни самооценки личности

Существует способ, который помогает определить уровни самооценки личности. Данная методика предложена для определения данного параметра у школьников. Перед ними изображается лестница с десятью пронумерованными ступенями. Они изображают степень «правильности» поведения человека, от единицы (очень плохой) до десятки (очень хороший, добрый и правильный). Ребёнку должен нарисовать человечка на той ступени, на которой он видит себя.

Адекватной оценкой считается размещения себя на ступени под номерами 4, 5, 6 и 7. Если ребёнок оценил себя на ступеньках ниже, значит, что самооценка занижена, если выше, то, соответственно, завышена.
Низкий уровень свидетельствует о сильной зажатости личности. Её неуверенности в себе и неспособности к самореализации.

Средний уровень свидетельствует об адекватной самооценке. Такие дети реально смотрят на свои умения и таланты. Завышенная самооценка влечёт за собой идеализацию себя, которая нарушает «обратную связь» с другими людьми и способствует тому, что человек прекращает оценивать себя адекватно и не признает того, что его личные неудачи связаны с проблемами его личного поведения.

Как заниженная, так и завышенная самооценка являются препятствиями для достижения желаемых целей. Они часто выражаются в виде проблем с общением с другими людьми.

10 методов поднятия самооценки личности человека

Рады вас приветствовать на страницах этого блога. Сегодня хочу поделиться с вами информацией о том, что такое самооценка личности и что делать, чтобы ее поднять. Я искренне верю, что эта статья будет интересной и полезной для вас.

Понятие «самооценка»

Понятие «самооценка» касается каждого из нас. Уже из самого слова понятно, что человек сам себя оценивает, то есть, дает оценку своим личностным качествам.

Интересен тот факт, что на формирование самооценки в разной степени влияют всевозможные внешние факторы. В случае заниженной самооценки человек сталкивается с проблемами как бытового, так и эмоционального, психологического характера. Чтобы избежать всевозможных неприятностей, связанных с самооценкой, важно достичь гармонии с собственным Я и стать счастливым.

Преграды для роста самооценки

Для начала следует понять, что же мешает людям быть уверенными в себе. Нужно сказать, что на формирование самооценки личности в первую очередь влияет отношение родителей к детям, а также особенности в процессе воспитания. Чувство, что с тобой что-то не так, может возникнуть как реакция на определенные жизненные ситуации.

В случае, когда человек не справляется с давлением окружающего мира, его состояние постепенно становится все хуже и хуже. В результате может возникнуть комплекс неполноценности.

Самые распространенные причины, которые являются барьерами для повышения самооценки:

  • окружение постоянно вас критикует;
  • вы сконцентрированы на постоянных поражениях;
  • бесконечное сравнение себя с людьми вокруг;
  • вы устанавливаете для себя завышенные планки;
  • ваше окружение имеет негативный настрой.

Действительно, большинство людей только угнетают, они не способны подбадривать, вселять надежду и уверенность. По этой причине в психологии очень тесно связаны вопросы изменения самооценки человека и людей, которые его окружают.

Представьте себе, что вам постоянно твердят: «это плохо», «это неправильно», «все не так». Естественно, со временем вы поверите в эти слова.

Но следует также помнить, что независимо от того, как вы поступите и что сделаете, вас всегда будут критиковать. Это неизбежно. Старайтесь избегать той критики и замечаний, которые не имеют объективных оснований.

Методы повышения самооценки

Чтобы ваша самооценка достигла нужного вам уровня, можно использовать различные способы и приемы, рекомендуемые специалистами. В случае, когда человек осознает, что у него проблема, ему вовсе не обязательно обращаться к психологу или психиатру.

Предлагаю вашему вниманию наиболее распространенные методы решения данного вопроса.

Список этот можно продолжать еще долго. Однако, исходя из результатов диагностики специалистов, люди, которые придерживались этих пунктов (даже не всех, а выборочно), достигли больших результатов в повышении собственной самооценки.

Подведем итоги

Как вы уже поняли, чтобы повысить самооценку, необходимо преодолеть барьеры и действовать. Самое главное — это позитивный настрой и вера в себя. Ведите записи, составляйте планы и фиксируйте уже сделанное. Работайте над собой и все у вас получится.

Кстати, проверить уровень вашей самооценки можно пройдя вот этот тест.

Благодарю тебя, дорогой читатель, за внимание к этой важной теме. Искренне надеюсь, что изложенная информация была полезной.

Также я рекомендую ознакомиться со статьёй о самокритике и её здоровому уровню.

Подписывайся на блог, а также делись информацией с друзьями. Всего доброго!

Читайте так же:  Самодисциплина или насилие над собой

20. Самооценка и уровень притязаний личности.

Самооценка личности входит в состав тех процессов, которые формируют самосознание человека. При самооценкечеловек пытается оценить свои качества, свойства и возможности. Это осуществляется через самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, а также благодаря непрерывному сравнению себя с другими людьми, с которыми человеку приходится находиться в непосредственном контакте.

Самооценка личности не простое удовлетворение генетически обусловленного любопытства, столь свойственное нашему далекому предку (по Дарвину). Движущим мотивом здесь служит мотив самосовершенствования, здоровое чувство самолюбия и стремление к успеху. Самооценка не только дает возможность увидеть настоящее «Я», но и увязать его со своим прошлым и будущим. Ведь, с одной стороны, формирование самооценки осуществляется в ранние годы. С другой стороны, самооценкапринадлежит к наиболее устойчивым характеристикам личности. Поэтому она позволяет человеку рассмотреть корни своих слабых и сильных сторон, убедиться в их объективности и находить более адекватные модели своего поведения в различных повседневных ситуациях. По словам Т. Манна, человек, познавший самого себя, становится другим человеком.

В структуре самооценки выделяют два компонента: — когнитивный, отражающий все то, что индивид узнал о себе из различных источников информации; — эмоциональный, выражающий собственное отношение к различным сторонам своей личности (чертам характера, поведению, привычкам и др.).

Американский психолог У. Джеймс (1842 — 1910) предложил формулу для самооценки:

Самооценка = Успех / Уровень притязаний

Уровень притязаний — уровень, которого индивид стремится достичь в различных сферах жизнедеятельности (карьера, статус, благосостояние и т. п.), идеальная цель его будущих действий. Успех -факт достижения определенных результатов, выполнение определенной программы действий, отражающих уровень притязаний. Из формулы видно, что самооценку можно повысить либо снижая уровень притязаний, либо повышая результативность своих действий.

[2]

Самооценка личности может быть адекватной, завышенной и заниженной. При сильных отклонениях от адекватной самооценки личность может испытывать психологический дискомфорт и внутренние конфликты. Печальнее всего то, что, сам человек зачастую не осознает истинных причин этих явлений и ищет причины вне себя.

При явно завышенной самооценке человек:

— приобретает комплекс превосходства («я самый правильный»), или комплекс двухлетних детей («я лучше всех»);

— имеет идеализированное представление о себе, о своих способностях и возможностях, о своей значимости для дела и для окружающих людей (стараясь жить согласно этому идеальному «Я», часто создает ничем неоправданные трения с другими людьми; ведь, как говорил Ф. Ларошфуко, нет лучшего способа попасть в жизни впросак, чем считать себя лучше других);

— игнорирует личные неудачи ради поддержания своего психологического комфорта, сохранения привычного для себя высокого самомнения; отталкивает все, что мешает сложившемуся представлению о себе;

— истолковывает свои слабые стороны как сильные, выдавая обычные агрессивность и упрямство за волю и решительность;

— становится недосягаемым для других, «душевно глухим», теряет обратную связь с окружающими, не прислушивается к чужому мнению;

— экстернален, свой неуспех связывает с внешними факторами, чужими происками, кознями, обстоятельствами — с чем угодно, но только не с собственными ошибками;

— к критической оценке себя со стороны других относится с явным недоверием, относя все это к придиркам и зависти;

— как правило, ставит перед собой невыполнимые цели;

— имеет уровень притязаний, превышающий его реальные возможности;

— легко приобретает такие черты, как высокомерие, зазнайство, стремление к превосходству, грубость, агрессивность, жесткость, неуживчивость;

— ведет себя подчеркнуто независимо, что воспринимается окружающими как высокомерие и пренебрежительность (отсюда -скрытое или явное негативное отношение к нему);

— подвержен преследованию невротических и даже истерических проявлений («я способнее, умнее, практичнее, красивее, добрее большинства людей, но я самый несчастный и невезучий»);

— прогнозируем, имеет стабильные стандарты своего поведения;

— имеет характерный внешний вид: прямая осанка, высокое положение головы, прямой и устойчивый взгляд, командные нотки в голосе.

[1]

При явно заниженной самооценке человек:

— обладает преимущественно тревожным, застревающим, педантичным типом акцентуации характера, что и составляет психологическую базу такой самооценки;

— как правило, неуверен в себе, застенчив, нерешителен, чрезмерно осторожен;

— остро нуждается в поддержке и одобрении окружающих, зависит от них;

— конформен, легко поддается влиянию других людей, необдуманно идет у них на поводу;

— страдая комплексом неполноценности, стремится самоутвердиться, самореализоваться (иногда — любой ценой, что приводит его к неразборчивости в средствах достижения своих целей), лихорадочно наверстать упущенное, доказать всем и, прежде всего самому себе, свою значимость, что он чего-то стоит;

— ставит перед собой более низкие цели, чем может достигнуть;

— нередко «уходит» в свои неприятности и неудачи, преувеличивая их роль в своей жизни;

— слишком требователен к себе и окружающим, чрезмерно самокритичен, что приводит нередко к замкнутости, зависти, подозрительности, мстительности и даже жестокости;

— становится часто занудой, раздражает окружающих мелочами, вызывая конфликты как в семье, так и на работе;

— имеет характерный внешний вид: голова чуть втянута в плечи, походка нерешительная, как бы вкрадчивая, при разговоре глаза часто отводит в сторону.

Адекватность самооценки определяется соотношением двух противоположных психических процессов в человеке:

— познавательного, способствующего адекватности;

— защитного, действующего в направлении, обратном действительности.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Самооценка связана также с самоуважением. От себя не убежишь и не скроешься, поэтому каждый из нас должен видеть себя со стороны: кто я такой; чего ждут от меня другие; в чем совпадают и расходятся наши интересы. Уважающие себя люди имеют и свою линию поведения: они уравновешенны, не агрессивны, независимы.

Источники


  1. Кэрролл, Ли Дети Индиго / Ли Кэрролл , Джен Тоубер. — Москва: Гостехиздат, 2009. — 288 c.

  2. Рогов, Е. И. Психология общения / Е.И. Рогов. — М.: Владос, 2017. — 336 c.

  3. Шнейдер, Л. Б. Основы семейной психологии / Л.Б. Шнейдер. — М.: МПСИ, МОДЭК, 2015. — 928 c.
Самооценка и личность
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here