Самопознание постановка цели другая категория

Сегодня обсуждаем тему: самопознание постановка цели другая категория с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Глава 2. Общая характеристика самопознания как процесса

Самопознание – это совокупность и последовательность действий, в результате чего достигается цель, т.е. знание о себе, образ Я, Я-концепция. Поскольку самопознание есть последовательность действий, то само оно представляет специфическую познавательную деятельность и, как всякая деятельность, может быть описана через характеристику целей, мотивов, способов и результатов. Своеобразие самопознания как процесса можно представить следующим образом:

Итак, вначале мы обнаруживаем в себе какую-либо личностную черту или поведенческую характеристику. Момент обнаружения очень важен, без него все дальнейшее самопознание лишается смысла. Иногда именно обнаружение является наиболее сложным моментом: в нас есть много такого, на чем мы просто не фиксируем своего внимания, не делаем предметом анализа. Нередко значимая черта или характеристика обнаруживается человеком очень поздно, когда уже использовать ее позитивный потенциал не представляется возможным.

В то же время обнаружить в себе какую-то личностную черту или поведенческую характеристику недостаточно, важно ее закрепить, зафиксировать в сознании, не потерять в ходе дальнейшей жизни.

[3]

Следующий шаг – это анализ той или иной черты личности, поведенческой характеристики, умения, способности и т.п. В ходе анализа выявляется структура качества, взаимосвязь его с другими свойствами, а главное, устанавливаются причинно-следственные связи.

Следующий этап – мы оцениваем то или иное качество, сравнивая его с некоторым идеальным образцом того или иного качества, который сами создаем для себя, либо с общепринятыми и усвоенными нами образцами.

[3]

И наконец, наступает акт принятия или непринятия данного качества. Искусство самопринятия – это большое искусство, которое, завершая акт самопознания, начинает новый акт – самосовершенствования.

[2]

Глава 3. Цели и мотивы самопознания

Цели самопознания бывают широкие и узкие, реальные и нереальные, истинные и ложные.

К предельно широким целям самопознания относятся познание своей личности в целом и познание жизненных целей. Существует немало людей, которые не задумываются над жизненными целями, плывут по течению. Все это обедняет их жизнь, делает ее неосмысленной, а поведение человека непредсказуемым.

К узким целям самопознания относится то конкретное содержание своего образа Я, которое становится актуальным для нас в настоящий момент. Возможна и системная постановка целей самопознания. Одной из самых распространенных и широко применяемых на практике систем является система: «Хочу» — «Могу» — «Надо». Когда человек четко отвечает на эти вопросы – чего я хочу добиться в ближайшем и отдаленном будущем, каковы мои возможности и насколько все это отвечает требованиям социума, окружающих, — он значительно расширяет границы своего самопознания.

Как мы уже отметили, цели самопознания бывают реальными и нереальными, истинными и ложными. Реальная цель – мы обнаруживаем и анализируем в себе то, что на самом деле существует, цель нереальная – мы пытаемся зафиксировать и познать в себе то, чего на самом деле нет.

Что же побуждает человека ставить широкие и узкие, реальные и нереальные, истинные и ложные цели самопознания? Это мотивы, которые можно разделить на две группы: специфические, т.е. лежащие в основе самой деятельности самопознания, и неспецифические, которые связаны с самопознанием опосредованно.

К специфическим мотивам относится интерес к себе. В данном случае интерес – это эмоционально окрашенная потребность в познании себя. Различают несколько стадий развития интереса к себе:

собственно интерес к себе;

Любознательность характеризуется стремлением узнать о себе, главным образом, то, что человеку неизвестно, но может быть известно другим людям. Любознательность может не носить стойкого характера, т.е. как только любопытство удовлетворено, оно исчезает, человека начинают занимать другие, более насущные проблемы. При благоприятных условиях любознательность перерастает в устойчивый интерес к себе, который начинает определять все новые и новые цели самопознания, расширяет границы деятельности по познанию себя. Когда же интерес к себе переходит определенные границы, обретает эмоциональный накал, он превращается в страсть к самопознанию, и человек посвящает этой страсти значительную часть своей жизни. Негативными представлениями страсти к самопознанию являются использование алкоголя, наркотиков, психологических средств для проникновения в подсознание с целью поиска в себе нечто особенного, чего на самом деле может и не быть.

К неспецифическим мотивам относятся все остальные мотивы, которые также можно разделить по степени значимости для развертывания деятельности самопознания на три группы:

[1]

мотивы, связанные с Я (мотивы самоуважения, целостности Я, мотив достижения самоидентичности, мотив признания себя со стороны других);

мотивы, связанные с саморазвитием (мотивы самоутверждения, самосовершенствования, самореализации, самопрезентации, самоактуализации);

мотивы других видов деятельности (общения, престижа, достижения, познания, учения, моральные мотивы и др.).

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Следует сказать, что без самопознания нельзя в полной мере реализовать ни один мотив, в конечном итоге все замыкается на знании себя, отношении к себе, способности к саморегуляции и самоконтролю, только в этом случае реализация всех остальных мотивов будет успешной.

Самопознание > Постановка цели Другая категория

Популярные Фобии

  • Страх неудачи (атихифобия) свойственен каждому индивиду, но одному человеку удае.
  • Страх одиночества хоть раз в жизни испытывал каждый индивид. Многие люди понимаю.
  • Игромания – это аналог зависимости, своего рода вредоносное увлечение, чрезмерно.
  • Консультации

    • санёчек к записи Безответная любовь
    • Марина к записи Кахексия
    • Нисен к записи Клиническая депрессия
    • Анастасия Джага к записи Как поднять настроение девушке
    • Елена к записи О чем говорить с девушкой
  • Пройдите наш опрос

    Самопознание

    Самопознание – это процесс постижения личностью самой себя. Через самопознание человек осмысливает себя, как личность, познает свое «Я», изучает свои психологические и физические способности. Самопознание является психическим процессом, который обеспечивает целостность, единство и развитие личности. Зарождается этот процесс в младенчестве и реализовывается на протяжении всей жизнедеятельности.

    Чтобы понять, что такое самопознание, следует проследить основные аспекты его формирования. Процесс самопознания формируется поэтапно по мере отображения внешнего мира и постепенного познания самого себя, как уникальной персоны.

    Самопознание личности включает три уровня, которые соответствуют трем сферам организации индивида. На биологическом уровне совершается познание себя, как отдельного, автономного организма. Социальный уровень выражает способность к изучению, овладению умениями и освоению норм поведения в обществе. Личностный уровень представляет способность осуществлять выбор, принимать решения, согласовывать свое поведение, организовывать свою жизнь.

    Самопознание и развитие личности

    Самопознание и развитие личности – это категории, которыми обеспечивается успешность и результативность самореализации человека.

    Самопознание личности – это оценивание человеком самого себя, способность объективно взглянуть на себя и умение отнестись к себе, как объекту познания.

    Развитие обозначает умение совершенствовать свои потенциальные возможности собственными силами, чтобы достигнуть наивысшего уровня развития.

    В психологии существует научная концепция, согласно которой процесс самопознания имеет некоторые смысловые характеристики, представленные определенными аспектами: здоровье человека (психологическое и психическое); личностный потенциал (оптимальная реализация потенциала); гармония (внутреннего мира и психологическая зрелость). Все эти аспекты взаимодействуют и работают целостно, обусловливая высокую эффективность самопознания личности.

    Самопознание, как и саморазвитие личности, довольно продолжительные во времени процессы. Они осуществляются в течение целой сознательной жизни индивида.

    Начинается самопознание с раннего возраста. Дети развиваются, познают, на что они способны, учатся отличать себя от других объектов внешнего мира, знакомятся с окружающим миром с помощью механизмов подражания. Психика малыша раннего возраста настолько восприимчива, что он, как губка впитывает буквально все, что происходит вокруг него, всю информацию о предметах и процессах, при этом, не делая различия в содержании (нужна ли ему подобного рода информация, что плохое, что хорошее и что именно ему необходимо). Ребёнок начинает осознавать смысл предметов и разделять воспринятую информацию, когда саморазвитие личности становится еще более сформированным, примерно после трехлетнего возраста.

    Читайте так же:  Как справиться с усталостью

    Существует много различных теоретических подходов и концепций саморазвития человека. Например, самоконцепция, она предполагает способность и готовность человека к процессу саморазвития.

    В процессе возрастного формирования человек создает ряд собственных убеждений относительно себя самого и находит такой личностный мотив, который становится основным побуждением к саморазвитию и определяет поведение человека. Относительно этого мотива создается определенное содержание размышлений и чувств человека, вырабатывается специфика его поведения, личностное отношение к окружающему миру и мировоззрение. Из данной теории следует, что каждый индивид создает собственный жизненный сценарий и может его совершенствовать через изменение сознания и способа мышления.

    Теория самоконцепции закладывает структуру личности, заключающуюся в тройственности образа человеческого «Я».

    «Я» — идеальное – составляет четкое представление человека о его уникальности, его личных особенностях, мечтах, идеалах и надеждах. «Я» — идеальное является интегрированным образом идеального человека для конкретной личности. Такой идеал совмещает в себе самые лучшие качества, желаемые черты характера, оптимальные поведенческие паттерны и жизненные ценности.

    «Я» — реальное – это собственный образ человека, то, как он видит себя, каким он есть на самом деле в действительности. Это своего рода внутреннее зеркало, отражающее настоящую личность, ее поведение, мировоззрение и прочее.

    Как сам человек оценивает себя, отображает уровень его самооценки, дает ощущение себя привлекательным или выражает неудовлетворенность собой. Зависимо от уровня самооценки, она или поддерживает индивидуальность или загоняет человека в рамки, чем причиняет большой личностный дискомфорт.

    Саморазвитие человека в представленной концепции происходит, как процесс взаимодействия и интеграции всех компонентов «Я».

    Начальный этап предусматривает создание собственного идеального образа совершенного человека по определенным характеристикам, что дает возможность максимально точно увидеть задания саморазвития и подобрать для этого необходимые оптимальные методики. Мышление саморазвивающегося человека направлено на то, чтобы хотя бы в пределах 15 минут каждый день анализировать собственное мнение. Таким образом, постепенно развивается представление о способах, пользуясь которыми можно приблизиться к желаемому идеалу (как нужно вести себя, с кем общаться, что делать). Если человек соблюдает все эти правила и задачи, то он все больше близится к своему идеалу, и понемногу уменьшается расстояние между «Я» — идеальное и «Я» — реальное. Компонент «Я, как оцениваю себя сам» поможет увидеть в правильном ли направлении движется человек.

    Самопознание и развитие человека – это два неразрывных между собой процесса, происходящих в личности. Когда человек не понимает и не воспринимает себя, как уникальную личность, он не сможет конструктивным образом саморазвиваться, не будет знать, в каком направлении ему двигаться и соответственной мотивации у него тоже не будет.

    Самопознание возникает и развивается по мере того, как человек созревает и взрослеет, также под воздействием того, как развиваются психические функции и расширяются контакты с окружающим миром.

    Самопознание и самооценка также имеют тесную связь и вместе влияют на процесс саморазвития. Существуют три главные мотивы, через которые человек обращается к самооценке: понимание себя; рост собственной значимости; самоконтроль. Уровень самооценки также имеет связь со степенью удовлетворенности человека самим собой и тем, чем он занимается.

    Адекватная самооценка соответствует действительным возможностям, и способствует лучшему саморазвитию человека, искаженная самооценка препятствует этому.

    Самооценка повышается, если человек добивается успеха в каком-то деле или в результате снижения требований к идеалу. Если реализовывается самопознание и самооценка личности адекватная, у человека сложится положительный образ самого себя, чем, если бы человек был с низкой самооценкой и придавал почти всем своим качествам негативную оценку.

    Чтобы понять, что такое самопознание, нужно рассмотреть этот процесс поэтапно.

    Процесс самопознания имеет несколько этапов. На этапе первичного самопознания происходит самопознание человека с помощью других людей. Такое самопознание рецептивное и конструирующее. Здесь человек доверчиво воспринимает мнение окружающих, создается его «Я-концепция», которая формируется под влиянием оценок и суждений окружающих. На этом этапе могут произойти проблемы несоответствия взглядов окружающих людей и самого человека.

    После первичного самопознания, вторым этапом является кризис первичного самопознания. На этом этапе появляются несогласованные суждения о личности, которые исходят от окружающих людей, возникают внутренние изменения, не вписывающиеся в привычный образ личностного «Я» – все это обуславливает возникновение когнитивного диссонанса, который также требует разрешения. Возможно, самопознание, как познание самого себя, а не другими возникает именно от встречи с опытом, который не входит в привычную «Я-концепцию». Также кризис приводит к тому, что изменяется роль мнения других в самопознании. Личность больше не ориентируется на суждения других и человек переходит к самоопределению.

    Третьим этапом самопознания является вторичное самопознание. Этот этап представлен изменением представлений личности о себе. Здесь процесс самопознания достаточно активен, поскольку человек научился полностью определять себя сам. Мнение других теперь играет пассивную роль, поскольку человек отдает предпочтение собственным представлениям. Такое познание реконструирующее, поскольку «Я-концепция» переопределяется на базе существующего представления, и человек ставит под сомнение истинность привычной конструкции, он переделывает себя соответственно собственного плана.

    Виды самопознания

    Процесс самопознания можно представить в виде очередности следующих действий: выявление в себе какого-то личностного качества, фиксация этого качества в сознании, анализ, оценивание и принятие качества. Если человеку свойственна высокая эмоциональность и непринятие себя, у него могут развиться комплексы, а сам процесс превратится в «самокопание». Поэтому важно, чтобы в самопознании, также как и в других процессах, соблюдались определенные рамки.

    Процессы самопознания и саморазвития становятся еще более эффективными, если человек обладает знаниями об основах психологии личности и психологии чувств.

    Существуют такие способы самопознания личности: самонаблюдение (наблюдение за своим поведением и мыслями, внутренними процессами); самоанализ (анализируются те вещи, которые обнаружились в результате самонаблюдения, определяются причинно-следственные связи, человек анализирует те характеристики, которые ему открылись); сравнение (сопоставление себя с другими людьми, с идеалами, образцами); моделирование личности (человек моделирует собственную личность, через отображения своих отдельных характеристик и отношений с другими, используя знаки и символы); осознание противоположностей (человек осознаёт наличие противоположностей какого-нибудь качества или поведенческой характеристики).

    Последний способ (осознание противоположностей) используется на поздних этапах самопознания, когда личностная характеристика выделенная и анализированная. Отдельные личностные качества человека одновременно могут иметь положительную и негативную стороны. Если человек научился находить положительную сторону характеристики, в которой ранее видел только негатив, то болезненность ее принятия будет меньшей, а человек будет чувствовать себя сильнее. Этот последний момент очень важен, потому что самопринятие имеет очень большое значение в самопознании, саморазвитии и самосовершенствовании.

    Способы самопознания способствуют не только лучшему пониманию человеком себя самого, но и познавать других людей. Если человек осознает себя, как личность, наделяет себя определенными характеристиками, он также сможет сравнить себя с другими, чтобы хорошо понимать, в чем заключается его отличие от других.

    Выделяют следующие средства самопознания человека: самоотчёт (например, в виде дневника); просмотр фильмов, чтение литературы с обращением внимания на психологические образы героев, сопоставление себя с этими героями; изучение психологии личности, социальной психологии; прохождение психологических тестов.

    Существуют также специальные средства самопознания, которые составляют различные формы деятельности психолога: индивидуальное консультирование, где психолог грамотно составляет индивидуальный план работы с клиентом, в результате применения которого, клиент способен максимально раскрыться, понять проблемы и найти внутренние ресурсы для разрешения этих проблем; групповая работа в рамках социально-психологического тренинга, в котором отношения строятся таким образом, что в группе происходит интенсификация процессов самопознания и познания других.

    Читайте так же:  Как стремление к успеху может сделать нас несчастными

    Психологическое сопровождение на уроках предмета «Самопознание»

    Мерц Ольга Ивановна, , преподаватель предмета «Самопознание», первая квалификационная категория, КГУ «Комплекс „Колледж искусств — специализированная школа-интернат для одаренных детей профиля“» город Петропавловск СКО

    «Курс „Самопознание“ помогает человеку найти себя, раскрыть лучшие качества, не изменить себе, сохранять свое достоинство и всегда оставаться человеком в полном смысле этого слова. По существу, все истории человечества есть не что иное, как постоянный и непрерывный процесс нравственного самосовершенствования»

    Назарбаева Сара Алпысқызы

    Президент республики Казахстан в своем Послании народу отметил: «Мы должны построить общество, где ценят честь, достоинство и репутацию каждого, где присутствуют высокая мораль, этические стандарты и духовные ценности». С этими требованиями переплетаются общие цели программы образования «Самопознание», направленные на усиление приоритетной значимости образования и воспитания подрастающего поколения.

    Для умелой организации занятий по предмету «Самопознание» необходимо содержательное обеспечение. Теоретической основой вышеуказанного курса являются научные знания не только философии, но и психологии.

    Психология должна оказывать помощь в исследовании закономерностей психической деятельности учащихся на уроках по предмету «Самопознание».

    Для преподавателя предмета «Самопознание» важны психологические знания, которые дают возможность педагогу обнаружить психологические свойства, характеризующие индивида и личность, раскрывают законы биологического развития индивида и особенности их действия в условиях его жизни в обществе.

    Преподаватель самопознания в большой степени — это не только старший товарищ и наставник, способный направить поток мыслей обучающегося в нужное русло, стимулировать творческую активность учащегося, проявить к нему внимание, но и человек, способный оказать вовремя психологическую поддержку.

    Педагогическая поддержка — это такая организация образовательного процесса, когда он полностью обращен к внутренним силам и способностям человека.
    На уроках самопознания зачастую затрагиваются темы, касающиеся самых глубинных переживаний учащихся. Уроки самопознания имеют свою специфику и отличаются от других уроков тем, что требуют формирования положительных, позитивных качеств, специальных знаний, умений, навыков для самостоятельного решения проблем.

    Поэтому преподаватель самопознания в некоторой степени выполняет на уроках роль психолога, создавая условия психологического комфорта для взаимодействия всех участников процесса.

    Преподавателю самопознания на занятиях необходимо учитывать не только индивидуальные особенности каждого учащегося, но и их склонности и интересы. организовывать свой урок в соответствии с профессиональной направленностью учащихся, учитывая типы мышления, а также специфику учебного заведения, не нарушая при этом рабочей учебной программы и всех этапов урока. Например, особенность образовательного учреждения КГУ «Комплекс «Колледж » состоит в том, что здесь реализуются не только основные задачи образования, но и значительное внимание уделяется развитию творческих способностей учащихся.

    Учет этих особенностей позволяет нам правильно подобрать методы, средства обучения и воспитания, которые поддерживают психологическую безопасность в данном образовательном учреждении. В КГУ «Комплекс „Колледж “ на уроках самопознания чаще всего используются методы психологии, которые позволяют оказывать влияние на психические процессы учащегося, роль сознания в деятельности учащегося на занятиях, особенности протекания познавательных, эмоциональных, волевых процессов при использовании различных форм деятельности и методов обучения и воспитания.

    Как правило, наличие творческих способностей у подрастающего поколения взаимобуславливают определенные особенности психики. Творческая личность, а тем более подростка, наиболее подвержена различного рода эмоциональным переживаниям, которые воспринимаются в этом возрасте очень болезненно.

    Учитывая индивидуальные особенности творческой личности, преподавателю самопознания в образовательном учреждении в сфере искусства необходимо помнить, что неадекватные самооценка и самовосприятие творческой личности не способствует адекватной постановке целей и направлений саморазвития, ориентирует саморазвитие по неправильному, ложному пути. Упуская из виду недостатки, имея искаженное представление о себе, будущий или художник снижает возможности своего профессионального роста. Поэтому уроки самопознания строятся на не только доброжелательной психологической атмосфере, но и способствуют развитию творческой личности, ее эмоциональности.

    Об этом могут свидетельствовать результаты постоянного мониторинга личности учащихся. Для проведения мониторинга по предмету „Самопознание“ необходимы психологические основы обучения, психологическая характеристика становления личности учащегося, психологические особенности навыков, выявление психического состояния ребенка при выполнении заданий, решении проблем, лидерства, саморегуляция психических состояний, знания особенности ученического коллектива, установление климата.

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    На уроках самопознания осуществляется изучение личностью собственных психических и физических особенностей, осмысление самого себя, которое начинается в младенчестве и продолжается всю жизнь, формируется постепенно по мере отражения внешнего и своего внутреннего мира.

    Мониторинг процесса становления личности ребенка направлен на изучение качества воспитания и прогнозирование основных тенденций в развитии личности.

    В процессе мониторинга составляется психологическая характеристика становления личности учащегося (мотивационная сфера школьника, которая является основным компонентом в процессе жизнедеятельности, психологические особенности навыков, выявление психического состояния ребенка в процессе общения, учебной деятельности, решении проблем, лидерства, саморегуляция психических состояний), изучаются особенности ученического коллектива, климат в группе, классе.

    В виду этого, могут использоваться психодиагностические измерения, которые позволяют отслеживать развитие психических процессов, эмоциональное состояние, личностный рост ученика. Например, следующие методики: методика Рокича „Ценностные ориентации“, методика Локус контроля, Шкала определения самооценки, Методика оценки воспитанности учащихся, методика „Готовность и отношение учащихся к выбору профессии“, опросник Айзенка „Тип темперамента“ и др.

    Показатели диагностических критериев и аналитическая оценка позволяют выявить реальную картину, а также рассогласование идеального и реального. Результаты психологической диагностики являются ценным материалом для работы не только психолога. Преподавателю самопознания они дают возможность проследить уровень воспитанности учащихся, мотивацию, стремление к саморазвитию, а также использовать данные показатели, корректируя их, для создания оптимальных условий, способствующих гармоничному развитию личности.

    Учитель самопознания должен организовать вхождение учащихся в сложный процесс усвоения социального и опыта, который в психологии называют социализацией.

    Процесс социализации, то есть личностного становления, главным образом связан с воспитанием качеств. Зная психологические закономерности этого процесса педагог самопознания сопосбен эффективно регулировать этот процесс, заниматься его оптимизацией.

    Перед педагогом самопознания и акмеологии вознаикают следующие вопросы:

    — Что именно надо развивать?

    — Какие характеристики личности необходимы для активного взаимодействия с социальной средой?

    — Какие характеристики личности в современных условиях наиболее востребованы?

    С целью достижения поставленных целей, возможно предложить применения в виде дополнительных или домашних заданий, а также на внеклассных мероприятиях, психологические разминки, упражнения и приемы, способствующие психическому и личностному росту учащихся (например, упражнения „Психологический возраст“, „Особенности моего характера“, „Я“-реальное и „Я“ идеальное», «Подари улыбку миру», «Взгляд в будущее» и др.)

    Необходимы также знания психологии, касающиеся возрастных особенностей учащихся. В каждом возрастном периоде развития человека существуют свои закономерности и психические новообразования, используя которые, преподаватель самопознания может построить процесс взаимодействия учащихся в соответствии с процессом их развития. Несмотря на то, что каждый человек — уникальная личность со своими интересами и проблемами, существуют определенные психологические особенности, свойственные всем людям в подростковом и юношеском возрасте. Переходный период из детства во взрослую жизнь в психологическом аспекте имеет два измерения. С одной стороны, подросток (или юноша) живет в настоящем, в реальной действительности. Но с другой — он постоянно меняется, растет, готовится к будущей взрослой жизни, он как бы весь устремлен в будущее и живет будущим. Также нужно учитывать, что в этом возрасте идет интенсивный процесс полового созревания, что оказывает большое влияние не только на физическое, но и на психическое состояние человека. Это все обуславливает те проблемы, с которыми сталкивается учитель, обучая подростков и юношество.

    Читайте так же:  Наедине с тестом

    В подростковом и юношеском возрасте усиливается стремление к самопознанию, самовыражению и самоутверждению, что является естественным процессом развития самосознания и находит реализацию в деятельности.

    Зная эту закономерность, учителю самопознания необходимо перевести этот взгляд «со стороны на себя» на — Я реальную и Я идеальную. Это умение лежит в основе рефлексии как важного качества, позволяющего разумно и объективно анализировать свои суждения и поступки и с точки зрения их соответствия замыслу и условиям деятельности.

    На занятиях необходимо давать возможность учащимся при выполнении заданий создавать модели, проекты, рисунки с тем, чтобы они развивали не только психические процессы, но и элементы абстрактного и теоретического мышления. Важным для преподавателя самопознания при этом является не техника выполнения (это тоже имеет определенное значение), а содержание, по которой можно делать интерпретацию и получить большую информацию об учащимся (в психологии этот метод называется — анализ продуктов деятельности, например, сочинения, проекты, рисунки и пр.).

    Например, рисунок «Моя семья» (в психологии используется как проективная методика), может символировать о взаимоотношениях семье — эмоционально сплоченных, нейтральных или отдаленных.

    Знание психологических особенностей и закономерностей, методов психологии педагогу самопознания позволяют не только «видеть» имеющуюся ситуацию развития личности учащегося, и корректировать и влиять на нее, «научить ребенка жить в гармонии с собой, обществом и окружающим миром».

    И в заключение, хотелось бы процитировать слова известных мыслителей: «…всякий учитель должен строить свою работу на психологии» (Г. Мюнстенберг), «Педагогика слепа без психологии, а психология мертва без педагогики»
    ().

    Список использованной литературы:

    1. Амонашвили жизни. — Алматы, 2002.
    2. Давыдов развивающего обучения. — Москва, 1986.
    3. Кон И.С. В поисках себя. (Личность и ее самопознание). — М., 1984
    4. Назарбаева Сара Алпыскызы. Путь к себе. — Алматы: Атамура, 2000.
    5. Славкина психология (психология развития). — Москва: , 2005.

    Проект «Самопознание» в вопросах и ответах

    Президент Республики Казахстан Н. А. Назарбаев в своем Послании народу отметил: «Мы должны построить общество, где ценят честь, достоинство и репутацию каждого, где присутствуют высокая мораль, этические стандарты и духовные ценности».

    Ученье — свет, а неученье — тьма!

    Проект «Самопознание» в вопросах и ответах

    НРАВСТВЕННЫЕ ЗАПОВЕДИ АБАЯ И УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ «САМОПОЗНАНИЕ»

    Кудышева Б. К.,

    зам.директора ИГРЧ, к.п.н.

    Идея гармоничного развития человека волновала мыслителей на протяжении всей истории человечества. И если традиционно она была связана с осмыслением вопроса «Что такое Человек?», то к исходу 20 века перед лицом глобальных угроз и вызовов современности стал более важным вопрос «Что значит быть Человеком?»

    Кризис образования прошлого столетия, по выражению известного психолога А. Н. Леонтьева, обусловлен «процессом обнищания души при обогащении информацией». Нраственно-духовная дезориентация человека проявилась в подмене: смысла жизни – достижением благополучия, счастья – потреблением, нравственных идеалов – практицизмом, духовности – рационализмом. Стала очевидна необходимость возвращения понятию «образование» его первоначального смысла – «образование Человека».

    Перед педагогической общественностью суверенного Казахстана Первой леди страны Сарой Алпыскызы в канун нового тысячелетия была поставлена задача разработки программы нравственно-духовного образования «Самопознание», способной утвердить в обществе нравственный идеал всесторонне, гармонично развитого человека и основной путь его достижения – процесс самопознания и непрерывного саморазвития. Для реализации этой миссии был создан Институт гармоничного развития человека.

    Провозглашенная автором идеи мировоззренческая ориентация для системы образования – ценностное отношение к человеку, была призвана способствовать воспитанию в нем внутренней свободы и чувства человеческого достоинства, независимости суждений и способности к самосовершенствованию, умения ориентироваться в жизненных ситуациях и готовности нести ответственность за свои мысли, слова и поступки. Основой программы «Самопознание» стали чистые истоки народной педагогики и творческое наследие Абая как наиболее яркого представителя гуманистической традиции в казахской культуре.

    Абай понимал человека как целостную личность, наделенную душой и разумом. Человек для Абая – центр мироздания. Духовность – определяющее начало в человеке, которое впитывается посредством книг и народной мудрости, искусства и духовного опыта. Просвещение в трактовке Абая рассматривалось в качестве средства совершенствования человека и общества. Осваивая мир культуры, человек воспринимает те или иные идеи и идеалы, языки и нормы поведения.

    Для великого поэта, мыслителя, гуманиста, выразителя сокровенных дум казахского народа Абая Кунанбаева главное – человечность, ценность человеческого существования, нахождение своего места в жизни. Высоко оценивая роль самосознания в структуре человеческой личности, Абай выразил общечеловеческую устремленность и экзистенциальную сущность ментальности казахского народа. Формула нравственности в трактовке Абая: «Адам бол!» («Будь, стань человеком!»). Зрелость человека, на его взгляд, определяют три главных качества: разум, сердце, воля. Опорой общества и народа должны быть личности, в полной мере овладевшие этими качествами.

    Будучи истинным патриотом, Абай видел будущее своего народа в образовании, просвещении, развитии науки и искусства, в упорном и созидательном труде. Он писал: «Тот, у кого больше знаний, любви, справедливости, – тот мудрец, тот ученый, тот и обладает миром».

    Мыслитель активно призывает свой народ не стоять на месте, постоянно развиваться, совершенствоваться, обогащать свой духовный мир. Абай в «Книге слов» размышляет о значении мировой культуры и науки для просвещения казахского народа.

    В современном Казахстане в контексте глобализации мира актуально звучит призыв великого Абая учиться у всех народов, сохраняя при этом свое собственное лицо, национальное и человеческое достоинство, умножая число друзей, укрепляя дружбу со всем миром.

    Сегодня мы являемся свидетелями того, что эту линию последовательно проводит Глава Государства Нурсултан Назарбаев. Выступая на форуме молодежи, Президент страны поделился своим видением идеального образа молодого казахстанца: «…Его глаза должны гореть жаждой новых знаний. Его ум должен быть отточен для решения самых сложных задач. Его сердце должно пылать беззаветной любовью к Родине. Он должен быть здоровым, подтянутым и крепким. Каждый из вас обязательно станет конкурентоспособным, если будет усердно учиться, набираться новых знаний, при этом учиться и заниматься саморазвитием всю жизнь… «Казахстанец будущего» – это высоклассный специалист, владеющий казахским, русским и английским языками, он социально активен, мобилен, не боится перемен» (Каз.правда, №101–102, 15 мая 2008 г.).

    Идейной основой общеобязательного учебного предмета «Самопознание» как стержня национальной образовательной модели является выстроенная Абаем шкала общечеловеческих ценностей и его напутствие рассматривать самого человека как цель и результат образования. Введение данного предмета в учебный процесс способствует тому, что в процессе его изучения создаются условия для самопознания ученика, определяются направления и пути его нравственно-духовного самосовершенствования, самоактуализации и самореализации. На уроках самопознания закладывается система нравственных ценностей и координат, ученик овладевает методологией совместной деятельности, учится строить взаимоотношения с другими людьми, начинает понимать ценность и уникальность каждого человека и самого себя.

    Авторский коллектив по разработке Государственного общеобязательного стандарта образования по самопознанию при осмыслении роли предмета руководствовался пониманием духовной природы человека, которую культивировал Абай. Профессором Джадриной М. Ж.было предложено целостное видение миссии нравственно-духовного образования, результативность которого определяется:

    • постижением общечеловеческих ценностей;
    • формированием навыков понимания себя, других людей и жизни;
    • оцениванием ситуаций при принятии решений;
    • развитием умения делать нравственный выбор, обеспечивающий сохранность при­роды и благосостояние людей;
    • совершенствованием умений взаимодействовать с окружающими людьми с учетом нравственных аспектов;
    • развитием умения проецировать нравственно-духовные ценности для самореализа­ции, для служения обществу, процветания своего народа и человечества в целом;
    • применением нравственно-духовных знаний и умений на практике каждого дня.

    Читайте так же:  Секрет любовного приворота распутина

    При определении ожидаемых результатов по нравственно-духовному образованию «Самопознание» основным ориентиром явились следующие основания:

    – система общечеловеческих ценностей, позволяющая
    – познать себя: любовь, здоровье, свобода, счастье, труд, гармония тела и духа;
    – познать других: семья, дружба, общение, равенство, братство, диалог, взаимопони­мание, сотрудничество;
    – познать мир: природа, Родина, мир, жизнь, гармония Вселенной, вера, надежда;
    – познать духовный опыт человечества: истина, земля как общий дом человечества, творчество, культура, единение с человечеством;
    – основные качества личности, проявляющиеся относительно:
    – себя: любовь, человечность, благородство души, уважение к себе, самостоятель­ность, трудолюбие, уверенность в себе, целеустремленность;
    – других: ответственность, общительность, отзывчивость, справедливость, толерант­ность, вежливость;
    – мира: забота, любознательность, восхищение, познание, любовь, доброта, служе­ние обществу;
    – человечества: мудрость, открытость, оптимизм, приверженность традициям, устремленность в будущее, глобальная ответственность.

    Логическая структура содержания предмета самопознания, выстроенная в ключе стержневых содержательных линий «познать себя», «познать других», «познать мир», «познать человечество» получила, конкретизацию в базовом содержании на разных ступенях школы с учетом возрастных особенностей детей. Эти направления являются, по замыслу разработчиков ГОСО, ключевыми векторами процесса самопознания, поскольку в полной мере отвечают логике человеческой жизни, системе общечеловеческих ценностей и содержат значительные предпосылки для развития нравственно-духовных качеств, самоопределения и максимальной самореализации личности.

    Как видим, основу учебного предмета «Самопознание», который является руководством к счастливой и успешной жизни, составили нравственные заповеди Абая. Поскольку гармоничное развитие человека – это не пункт прибытия, а непрерывный процесс, Абай и самопознание будут актуальны во все времена.

    Способы и средства самопознания

    Обратимся теперь к самому процессу самопознания как последовательной смене действий, позволяющей достичь целей самопознания. Постараемся ответить на вопрос: какие средства можно использовать в ходе организации самопознания?

    К наиболее распространенным способам самопознания относятся следующие: самонаблюдение, самоанализ, сравнение себя с некоторой «меркой», моделирование собственной личности, осознание противоположностей в каждом качестве, поведенческой характеристике.

    Самонаблюдение. Это способ самопознания путем наблюдения за собой, своим поведением, действиями, событиями внутреннего мира. Человечество давно знакомо с самонаблюдением, которое одно время выступало как основной метод психологии и называлось «интроспекцией» (заглядывание внутрь), а сама психология получила название «интроспективной». В последующем от этого метода отказались как от основного, поскольку он очень субъективен и не дает точной картины психики человека, но как способ самопознания он имеет огромное значение.

    Самонаблюдение бывает попутным малоосознанным и целенаправленным. Как попутное малоосознанное самонаблюдение осуществляется постоянно и тождественно функционированию нашего сознания. Мы что-то делаем, общаемся, отдыхаем и как бы одновременно наблюдаем за собой, осуществляем самоконтроль. Как только поведение выходит за рамки норматива, установленного другими или нами самими, мы вносим в него коррективы. В ходе нецеленаправленного самонаблюдения тем не менее осуществляется процесс накопления фактов, некоторые из них в силу значимости или повторяемости становятся объектом нашего сознания, т.е. обнаруживаются, фиксируются, подвергаются анализу.

    Целенаправленное самонаблюдение имеет место тогда, когда мы ставим цель обнаружить и зафиксировать в себе проявление того или иного качества, свойства личности, поведенческой характеристики. Для этого нередко человек намеренно ставит себя в соответствующие ситуации или даже сам создает их, проводя над собой своеобразный эксперимент. Хорошие возможности для такого экспериментирования создают специально организованные психологические тренинги, позволяющие обнаружить и зафиксировать в себе определенные свойства и качества.

    Из сказанного понятно, что и попутное, и целенаправленное самонаблюдение дают возможность обнаружить и зафиксировать свойства личности, черты характера, особенности общения и многое другое.

    Самоанализ. То, что обнаруживается с помощью самонаблюдения, подвергается анализу (расчленению, расщеплению), в ходе которого черта личности или поведенческая характеристика расчленяется на составляющие части, устанавливаются причинно-следственные связи, идет процесс размышления о себе, о данном конкретном качестве.

    Как видим, приведенный здесь алгоритм самоанализа довольно прост, он лишь требует внимания к себе, некоторого времени и умения правильно задать себе вопросы и, привлекая жизненные факты, правильно на них ответить.

    Сравнение себя с некоторой «меркой». Слова «мерка» и «шкала» — это условные понятия, однако они позволяют достаточно точно передать суть данного способа. Мы постоянно сравниваем себя с другими людьми, или с идеалами, или с принятыми нормативами. Прием сравнения дает возможность выстроить самооценку как важный компонент самопознания. Такое сравнение осуществляется шкалой, полярными полюсами которой являются противоположности, например: умный —глупый, добрый —злой, справедливый — несправедливый, внимательный — невнимательный, трудолюбивый—ленивый. И мы обязательно в этой шкале находим себе место.

    Пример. Вы говорите: «Я достаточно умный, но не очень обязательный, очень добрый человек, но иногда неуверенный в себе». Такие мерки формируются в вас на протяжении всей жизни, зачастую бессознательно, на основе постоянного сравнения себя с другими людьми или с общепризнанными нормативами. Мерки бывают разные: в виде шкалы, как в данном случае, или в виде рангов, когда вы ранжируете людей по степени выраженности того или иного качества, находя в этом ряду место и себе, например: вы можете выделить в себе сильные качества, которые дают вам силы жить, трудиться, взаимодействовать с другими людьми, и слабые качества личности, которые, наоборот, затрудняют жизнь, вносят дисгармонию, порождают отрицательные эмоции.

    Однако в любом случае, сравнивая себя с некоторым «эталоном», мы даем себе самооценку как в целом, так и по отдельным качествам и поведенческим характеристикам. Это в конечном итоге приближает нас к познанию и построению Я-концепции.

    Моделирование собственной личности относится уже к довольно специальным методам самопознания, и лучше всего его использовать, опираясь, например, на помощь психолога. Но, к сожалению, общение с психологом доступно далеко не каждому, поэтому элементы самомоделирования можно использовать и самостоятельно. Моделирование — это отображение отдельных свойств и характеристик в символах, знаках, объектах реальных процессов (в данном случае своей личности, своих отношений с другими).

    Простейшим приемом моделирования является, например, рисование себя: «Я в настоящем», «Я в будущем», «Я как друг», «Я как учащийся» и многое другое. Рисунок облегчает самоанализ: какой я, какие у меня черты, качества, чего я хочу, что я могу и т. д. Эффектным является и такой прием, когда символами (например, кружочками) обозначаются Я и другие значимые люди, прописываются и осмысливаются связи между собой и другими: симпатии, антипатии, доминирование, подчинение, конфликты и т.д. Так можно обозначить и качества собственной личности: какие-то из них расположить в центре, какие-то — на периферии, сгруппировав их по степени близости друг к другу (одни — помогают жить, строить отношения с окружением, другие — мешают, делают личность слабой). После этого аналогичным образом проводится анализ, идет процесс размышления над собой, своим поведением и поступками. Практика показывает, что такие приемы значительно облегчают процесс самопознания, так как дают возможность вынести свой внутренний мир вовне, смотреть на него как бы со стороны.

    Возможны и более сложные способы моделирования как структуры своей личности, так и своих отношений, например, с помощью ролевых игр и психодрамы, но эти способы требуют включения других людей и могут быть реализованы только под руководством опытного психолога.

    Осознание противоположностей относится к способам, которые применяются на более поздних этапах процесса самопознания, когда та или иная личностная характеристика уже выделена, проанализирована, оценена и дает возможность безболезненно осуществить акты самопринятия. Суть заключается в том, что наша личность в целом, ее отдельные качества одновременно имеют позитивные и негативные стороны. Поэтому самопознание будет неполным, если мы фиксируемся только на одной стороне, воспринимая ее или как безусловно позитивную, или как безусловно негативную.

    Пример. Ответственность — это сильное качество. Нередко мы говорим о необходимости воспитания ответственности, желаем, чтобы люди проявляли это качество. Но высокий уровень ответственности или сверхответственности мешает человеку, вызывает отрицательные переживания, так как быть ответственным везде и во всех ситуациях невозможно. Возьмем другое свойство, относимое людьми обычно к отрицательным характеристикам, — агрессивность. Во многих культурах и обществах агрессивность не поощряется в силу своей разрушительности и рассматривается как показатель слабости личности, ее незрелости, как неумение держать себя в руках, как отсутствие выдержки и самообладания. Но агрессивность — это одновременно и способность «выпустить пар», разрядиться, освободиться от накопившейся отрицательной энергии, способ катарсиса, очищения. Поэтому речь в плане воспитания и самовоспитания пойдет не о том, чтобы человек вообще не проявлял агрессивности, а об овладении приемлемыми способами ее выражения, например, важно научиться переводить деструктивную агрессию в конструктивную, овладеть замещающими действиями, не приносящими вреда другим людям, животным, вещам, а также способами сдерживания, самообладания, терпения, терпимости и т.д.

    Обычно человек, обнаружив и даже проанализировав то или иное качество, испытывает чувство удовлетворенности, если оно положительное и отвечает его потребности быть на уровне своих притязаний, или неудовлетворенности, если это качество относится к категории отрицательных, слабых. Такой подход является однобоким. Важно в позитивном (положительном) сильном качестве найти слабые стороны, а в отрицательном — положительные и сильные стороны. Именно такая внутренняя работа нередко позволяет провести переформулирование, замену качеств, в результате чего свойство принимается как собственное достояние, а его отрицательные последствия сводятся к минимуму. Разберем это положение на примере застенчивости.

    Читайте так же:  Приемный ребенок

    Пример. Некоторые воспринимают застенчивость у себя как отрицательное качество, которое мешает в общении с другими людьми, и могут этот факт переживать очень сильно. Переживания, в свою очередь, усиливают подозрительность по отношению к окружающим. Подозрительность усиливает застенчивость. Круг замыкается. Застенчивость не принимается, с ней начинают бороться. Борьба на деле сводится только к усилению переживаний. Однако достаточно в застенчивости выделить сильную позитивную сторону, как она может быть безболезненно принята. Такой сильной стороной может быть, например, чувствительность к отношению людей, что выступает показателем тонкой душевной организации и внутреннего мира. Принять в себе чувствительность, тонкую душевную организацию легче, чем застенчивость, хотя по большому счету (за исключением нюансов) это одно и то же.

    В целом необходимо заметить, что самопринятие — важный момент заключительной части самопознания, оно же является и отправной точкой для самосовершенствования, саморазвития, выступая одновременно и как этап самопознания, и как способ достижения единства и гармоничности личности, и как механизм саморазвития.

    Самым широким и доступным способом самопознания является познание других людей. Давая характеристики своим близким, друзьям, разбираясь в мотивах их поведения, мы переносим эти характеристики, нередко бессознательно, на самих себя, сравнивая себя с другими. Такое сравнение дает возможность выделить общее и особенное, понять свое отличие от других и то, в чем конкретно оно заключается.

    Обратимся к средствам самопознания.
    Одним из распространенных средств самопознания является самоотчет, который может осуществляться в разных формах. Устный самоотчет может проводиться в конце недели, месяца и т.д. Здесь важно воспроизвести события дня или недели: проанализировать свое поведения в разных ситуациях; отметить все позитивы и негативы; причины, которые побудили поступать так или иначе; проиграть модели более эффектного поведения; выделить в себе качества и черты личности, проявившиеся в «отчетном» периоде.

    Другой формой самоотчета является ведение дневника. Преимущества этой формы несомненны, хотя она и требует временных затрат и волевых усилий. Во-первых, когда человек записывает события, то происходит интенсивная работа ума, особенно в тех случаях, когда надо выразить в словесной форме различные переживания, в результате чего происходит процесс осознания как событий, так и переживаний. Во-вторых, ведение дневника позволяет зафиксировать в письменной форме самое уникальное, что у нас есть, — свой жизненный опыт, который выступает в качестве важного результата нашей жизни и учения. В-третьих, в дневнике можно описывать свое прошлое, тем самым более глубоко осознать его, обнаружить динамику развития своей личности. В-четвертых, дневник позволяет давать себе самохарактеристику, где описание сочетается с анализом.

    Следующими средствами самопознания являются просмотр кинофильмов, спектаклей, чтение художественной литературы. Известно, что писатели, особенно классики, — непревзойденные психологи, более того, они нередко поднимают такие вопросы, к решению которых научная психология только начинает подходить. Читая художественную литературу, обращая внимание на психологические портреты и характеристики героев, их поступки, отношения с другими людьми, вы невольно сравниваете себя с этими героями. Просмотрев фильм, спектакль, прочитав художественное произведение, постарайтесь задать себе ряд вопросов: каковы поступки главных героев? Какие факторы сыграли ведущую роль в формировании характера главного героя? Что побудило человека стать именно таким? Мог ли он поступить иначе? Как бы я повел себя в данной ситуации? Что нужно сделать этому герою, с моей точки зрения, чтобы быть другим, измениться? И т.д. Хорошо известна истина, что чем больше начитан человек, тем более он эрудирован, в том числе и в вопросах самопознания.

    И, пожалуй, самые широкие возможности для самопознания предоставляет изучение психологии, в частности таких ее разделов, как психология личности, групп; социальная психология; психология познавательной деятельности. В настоящее время во многих средних и высших учебных заведениях психология стала обязательным предметом, что, несомненно, является положительным фактором. В связи с этим значительно увеличился объем популярной психологической литературы, где можно почерпнуть массу полезных сведений, повысить свою психологическую грамотность, расширить сферу самопознания.

    Полезно использовать психологические тестирования, но надо иметь в виду, что лучше пользоваться серьезными, апробированными тестами, внимательно читая инструкции и способы интерпретации. Если есть возможность, интерпретацию лучше осуществить совместно со специалистом-психологом. К развлекательным тестам надо и относиться соответственно, не принимая их всерьез.

    К специальным средствам самопознания следует отнести различные современные формы работы психолога. В ходе индивидуального консультирования психолог строит работу с пациентом таким образом, чтобы тот максимально раскрылся, понял свои проблемы, нашел внутренние ресурсы для их разрешения, осуществил акты самопознания. Хорошие результаты дает и работа в группе социально-психологического тренинга. Здесь контакт строится таким образом, что группа, являясь своеобразным зеркалом, в котором отражается каждый ее участник, интенсифицирует процессы познания других и себя. Непременным условием взаимодействия группы и психолога является создаваемая руководителем атмосфера доверия и взаимопринятия. В психологии существует большое количество разного рода психотерапевтических методов и приемов, которые позволяют личности не только более глубоко познать себя, но и выработать направления саморазвития, свои собственные решения различных жизненных проблем и трудностей.

  • Источники


    1. Психология и психотерапия семейных конфликтов. — М.: Бахрах-М, 2014. — 736 c.

    2. Рамендик, Д. М. Общая психология и психологический практикум. Учебник и практикум / Д.М. Рамендик. — М.: Юрайт, 2016. — 304 c.

    3. Кинг, Д. Любовница, подруга и жена. Психология супружества / Д. Кинг. — М.: ФАИР-ПРЕСС, Информпресс+, 2019. — 384 c.
    Самопознание постановка цели другая категория
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here