Семейные конфликты и сценарии

Сегодня обсуждаем тему: семейные конфликты и сценарии с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

СЕМЕЙНЫЕ КОНФЛИКТЫ
И ПУТИ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ

Нередко примеры взаимоотношений в семье для многих учащихся вспомогательной школы оказываются негативными, поэтому следует, не ущемляя чувств детей, показать им возможность существования иных отношений. Это может привлечь их внимание к нравственным способам построения своих отношений в собственной будущей семье.

Занятие по культуре семейных отношений с особыми подростками направлено на формирование у учащихся социальных знаний о семье, нормах и правилах поведения в семье.

Занятие построено на проигрывании проблемных ситуаций и способствует усвоению правил и норм социального взаимодействия в семье. Большое внимание уделяется закреплению навыков, благодаря этому у учащихся 10-го класса вырабатывается определенный алгоритм поведения в конфликтной ситуации в семье.

Следует иметь в виду, что этот сценарий предлагается учащимся с интеллектуальной недостаточностью, которые к десятому классу едва достигли уровня развития десятилетних детей.

Цель: повышение уровня знаний учащихся о культуре семейных взаимоотношений.

1. Формировать у учащихся нравственные понятия о правилах поведения в конфликтной ситуации.

2. Развивать умение анализировать ситуацию и делать выводы.

3. Развивать коммуникативную функцию речи, используя правила культуры общения.

4. Воспитывать этические нормы поведения в семье.

Оборудование: фрагмент DVD-фильма «Любовь и голуби»; карточки с опорными словами «конфликт», «семейный конфликт», «сотрудничество»; карточки с примерами конфликтных ситуаций; карточки черного и желтого цвета для рефлексии; карточки с названиями положительных и отрицательных качеств человека; домик с пустыми окнами для рефлексии; фасоль.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организация начала занятия

Участникам предлагается сойтись в центре помещения, вытянув руки вперед, а затем взяться за руки так, чтобы в одной руке оказалась одна рука другого человека. Задача — распутать клубок, не разрывая рук.

Ведущий. Это упражнение помогает нам быть вместе, спокойно и культурно общаться, стараться выслушать мнение каждого и оказывать помощь друг другу.

П. Основная часть

Объяснение учащимся темы занятия.

Просмотр фрагмента видеофильма

Учащимся показывают отрывок из фильма «Любовь и голуби» — конфликтную семейную ситуацию.

— Что вы увидели на экране? (Люди ссорятся, ругаются.)

— Как вы думаете, что произошло между людьми? (Конфликт.)

[1]

— Что такое конфликт? (Когда у людей возникает проблема, они не могут ее решить, и поэтому они ссорятся, злятся.)

— Кто участники данного конфликта? (Мужчина и женщина, муж и жена.)

Что значит семейный конфликт? (Когда ссорятся в семье муж и жена или родители и дети.)

— Какие чувства испытывают конфликтующие люди? (Плохие: злость, обида, досада, грусть, огорчение, разочарование.)

— А какие чувства испытывали вы, когда смотрели этот фрагмент? (Ответы учащихся.)

Ведущий.

Я расскажу вам случаи из жизни, а вы послушайте и скажите, являются эти ситуации конфликтами или нет.

1. Переполненный пассажирами автобус. Мужчина нечаянно толкнул девушку и не извинился. Девушка больно ударилась и в ответ нагрубила мужчине.

— Эта ситуация является конфликтом? (Да.)

2. Жена попросила мужа вынести мусорное ведро. Муж смотрел телевизор и не выполнил просьбу. Жена разозлилась и стала ругаться.

— Эта ситуация является конфликтом? (Да.)

— Какой из данных конфликтов является семейным? (Второй.)

— Как следует разрешить этот конфликт? (Не ругаться, не кричать.) (Мужу извиниться и выполнить просьбу жены.)

— Если супруги вместе выполняют семейные обязанности, это значит, что они сотрудничают.

Упражнение «Собери фасоль»

Для выполнения следующего задания психолог обращается к ученице:

— Света, собери фасоль.

После того как девочка справляется с заданием, психолог предлагает сделать то же самое по парам:

— Теперь вместе соберите фасоль.

— Ребята, когда задание было выполнено быстрее?

— Как приятнее выполнять работу — вместе или одному?

— В какой семье людям приятнее жить: в которой супруги выполняют домашнюю работу вместе или в которой все домашние обязанности выполняет один супруг?

— Когда люди будут работать вместе, когда будут понимать и прощать друг друга, тогда в семье не будет конфликтов.

— Какие положительные качества необходимо в себе воспитывать, чтобы избежать конфликта?

Учащимся предлагаются карточки с написанными на них положительными и отрицательными качествами. Необходимо выбрать положительные.

Работа по теме урока

Ведущий.

Ребята, я предлагаю вам разыграть конфликтные семейные ситуации, которые для нас приготовили ученики, а затем их обсудить.

Инсценировка ситуации семейного конфликта:

1. Жена только что вымыла пол. Муж зашел в грязной обуви. Каково может быть поведение жены и мужа в данной ситуации?

Учащиеся разыгрывают два варианта: негативное развитие ситуации — конфликт и позитивное развитие ситуации.

Вариант с отрицательным решением: кричат, ругаются, ссорятся.

— Вам приятно было присутствовать при этой ситуации?

— Как должны были правильно поступить муж, жена?

Затем психолог предлагает посмотреть другой вариант развития событий — конфликт не состоялся, «муж» и «жена» спокойно обсудили ситуации, помоглидру другу.

— Вам приятно было присутствовать при этой ситуации?

— Правильно ли поступили муж, жена?

Ведущий. Ребята, как вы думаете, какой самый важный момент разрешения конфликта? (Это примирение, прощение.) Очень важно стремиться разрешить семейный конфликт, и это можно сделать, если вы:

— постараетесь спокойно выслушать другого человека;

— объясните, чего вы хотите;

— будете стремиться к сотрудничеству и принятию общего решения.

Закрепление правильных форм поведения

Ведущий.

Сейчас я предлагаю вам побыть в роли супругов и попросить прощения за случившуюся ссору.

1. Муж подарил жене духи. Жене подарок не понравился. «Фу, этот запах мне не нравится!» — резко сказала она. Муж очень обиделся и не желает общаться с женой.

— Надо ли в этой ситуации просить прощения? (Да.)

— Покажите, как правильно просить прощения и принимать извинение в данной ситуации.

2. Жена приготовила для мужа праздничное блюдо. Муж попробовал и сделал замечание, что мясо пересолено. Жена очень обиделась, расплакалась.

— Надо ли в этой ситуации просить прощения? (Да.)

— Покажите, как правильно попросить прощения и принимать извинение в данной ситуации.

3. Мужа и жену пригласили в гости. Сидя за столом, жена в грубой форме делает замечания мужу: «Что ты чавкаешь?», «Куда ты смотришь?», «Что ты несешь всякую ерунду!». Муж рассердился и нагрубил жене.

— Надо ли в этой ситуации просить прощения? (Да.)

— Кто должен просить прощения? (Жена.)

— Покажите, как правильно попросить прощения и принимать извинение в данной ситуации.

4. Муж пришел с работы уставший и голодный. Жена смотрит сериал, а ужин не готов. Муж упрекнул жену.

Читайте так же:  Мастер сказок сказка о лидере

— Надо ли в этой ситуации просить прощения? (Да.)

— Кто в этой ситуации не прав?

— Покажите, как правильно попросить прощения и принимать извинение в данной ситуации.

III. Заключительная часть. Рефлексия

Ведущий.

Понравилось вам занятие? Если вам понравилось занятие, возьмите желтые квадратики и вставьте их в окошки домика. Если занятие не понравилось, то вставьте черные квадратики в окна домика.

Если вы научитесь просить прощения у своих близких и прощать их, то в вашем доме всегда будет светло и уютно.

Урок — ситуативная беседа «Семейные конфликты»

Задача урока:

  • Рассмотреть понятие конфликта, на примерах конфликтных ситуаций подвести учащихся к выводу о причинах семейных конфликтов и путях их предупреждения и разрешения.
  • Воспитывать у школьников способность и стремление к самооценке, самоконтролю и саморегуляции.
  • Вырабатывать навыки работы с документами.

Оборудование:

  • анкета “Я и конфликты”,
  • тест “Конфликтная ли вы личность?”,
  • статьи Конституции нашего государства разных лет,
  • статьи из Кодекса о браке и семье,
  • фонозапись “Тревожная хроника”,
  • таблица статистики,
  • сборник пожеланий “Семья”,
  • ситуативные сцены.

Ход урока

Слова учителя: Россия переживает трудное время. В общественной и семейной жизни наблюдаются многие негативные явления. Наиболее характерными из них являются: ниспровержение нравственных идеалов и ценностей, разгул пошлости, излишняя популяризация насилия, секса и открытости семейных тайн, нравственная беспечность и социальное равнодушие. Растет преступность, особенно среди подростков… Скупые строки тревожной хроники… (звучит фонозапись). Что на ваш взгляд стало причиной преступлений?

Слова учителя: Вы согласитесь со мной, что причиной явились семейное неблагополучие и издержки воспитания. Обратите внимание на статистику преступности за прошлый год по Белгородской области (таблица):

124 умышленых убийства, в том числе:

19 совершили женщины, 6 совершили подростки; 75% — в состоянии опьянения;

63 случая – убийца и жертва были знакомы;

39 случаев – убийца и жертва состояли в родстве.

492 тыс. осужденных – в местах лишения свободы, в том числе:

120 тыс. женщин, 19 тыс. подростков.

Причины преступлений: 64% — бытовые, 16% — хулиганские, 10% — корыстные, 7% — месть.

Познакомьтесь со статьями Конституции нашего государства. Докажите, что государство всегда придавало и придает немаловажное значение семье. Почему?

Слова учителя: Семья – маленькая ячейка общества, в котором она живет. Чем не стабильнее общество, тем меньше условий для благополучия семьи и наоборот. 11% семей в России – неблагополучные семьи. А, значит, в них постоянно существует почва для конфликтов и, даже, преступлений. Но можно ли сказать, что семьи, вошедшие в оставшиеся 89% это идеальные семьи?

Слова учителя: Что такое идеальная семья?

Слова учащихся: Может ли быть семья идеальной?

Знаете ли вы идеальные семьи?

А ваша семья идеальна?

Слова учителя: Послушайте легенду. В Древнем Китае жила удивительная семья из 100 человек. Царили в ней лад, любовь и уважение. Слава об этой семье дошла до самого императора и он посетил эту семью. Убедившись, что молва ничего не преувеличила, император спросил у старейшины семьи: “Как удается вам жить в мире и согласии, не ссорясь, и не обижаясь друг на друга?” В ответ старей шина назвал лишь одно слово. Какое?

Слова учителя: Ответы на вопросы анкеты, проводимой накануне урока, показали, что больше всего конфликтов у вас возникает с родителями. Поэтому я решила посвятить наш сегодняшний урок теме “Семейные конфликты”. На сегодняшнем уроке мы рассмотрим вопросы: 1. Причины конфликтов. 2. Правила, позволяющие избежать семейных конфликтов. Что такое конфликт?

(Ответы учащихся. Учитель корректирует ответы учащихся.)

Слова учителя: Кто субъекты конфликта?

(Ответы учащихся. Учитель корректирует ответы учащихся.)

Слова учителя: Как правило, конфликты в семье возникают между родителями и детьми, между родителями, между детьми. Итак, причины конфликтов и правила, позволяющие избежать семейных конфликтов. На эти вопросы вам предстоит ответить оценивая предложенные ситуации, работая в группах.

Ситуация 1. “Утро в семье” (текст – прилагается). Учащиеся инсценируют.

Слова учителя: В чем причина конфликта? Как избежать конфликта?

Слова учителя: Обобщаем: семейный уклад.

Ситуация 2. “Детство” (текст – прилагается). Учащиеся инсценируют.

Слова учителя: К какому конфликту могло привести такое воспитание? Как предотвратить подобные конфликты?

Слова учителя: 90% основ воспитания закладывается до 5 лет. А.Н.Толстой считал, что ребенок до 5-летнего возраста берет из окружающего мира для своего разума, чувств, воли и характера во много раз больше, чем от 5 лет до конца своей жизни.

Ситуация 3. “Воспитание” (текст – прилагается). Учащиеся инсценируют.

Слова учителя: Ваше мнение, пожалуйста.

Слова учителя: Ремень и постоянный крик унижают человеческое достоинство, противоречат правам ребенка. Вы уже должны знать, что существует такой документ, как Конвенция о правах ребенка, которая одобрена нашим государством. А раз одобрена, значит ее должны выполнять все. В Конвенции записано, что государство должно защищать детей от нанесения им физического или психологического ущерба. Это как раз о ремне и крике. Эти “способы воспитания” должны уйти в прошлое. А вот уйдут или нет – во многом зависит и от вас. Не от вашей покорности и готовности исполнить любую команду, а от умения во время понять, что родители желают вам добра, что они, как никто другой, простят и поймут, если вы не будете лгать и изворачиваться, вредничать.

Ситуация 4. “Обязанности” (текст – прилагается). Учащиеся инсценируют.

Слова учителя: Как можно избежать подобных конфликтов в семье?

Слова учителя: Не только права ребенка нужно знать, но и обязанности, и стараться их исполнять. Какие обязанности в семье вы выполняете?

Слова учителя: Психологический климат семьи во многом зависит от психологической совместимости людей. То есть от способности членов семьи согласовывать свои действия, добиваться благополучного психологического самочувствия во взаимоотношениях.

Работа в группах: составление личностных качеств детей и родителей, необходимых для создания благоприятного психологического климата в семье.

Слова учителя: К сожалению, грубость процветает во многих семьях. Именно она становится источником очень многих конфликтов в семье. Но не только грубость виновата. Научитесь владеть своими эмоциями, телом и душой и это поможет вам тонко регулировать отношения с домочадцами. Я хочу предложить вам “рецепты”. (Далее учитель предлагает учащимся советы из рукописного сборника “Семья”). Пусть эти советы станут золотыми правилами в вашей жизни. А какое правило позволяло древней китайской семье жить в любви и согласии?

Слова учителя: Терпение… (Далее учитель проводит анализ теста “Конфликтная ли вы личность?”)

Слова учителя: Терпение, любовь, забота, внимание – важнейшие условия семейного счастья. Воспитайте в себе эти качества, и, наверняка, семейный союз, который вам предстоит создать, станет идеальным. Спасибо. Урок окончен.

Семья: взаимопонимание и конфликты
классный час по теме

  • формирование у учащихся уважительного отношения к любви, семье, родителям и одноклассникам;
  • формирование умения правильно выйти из конфликтной ситуации;
  • на основе, проведенного ранее исследования, сформировать основные правила поведения в конфликтной ситуации;
  • сплочение классного коллектива.
Читайте так же:  Страшное слово развод
Вложение Размер
semya_.doc 55 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки КК

ГБОУ СПО «Брюховецкий аграрный колледж» КК

«Семья: взаимопонимание и конфликты»

Автор: Овод Елена Сергеевна

Ст. Брюховецкая, 2013 год

Тема: «Семья: взаимопонимание и конфликты»

  1. формирование у учащихся уважительного отношения к любви, семье, родителям и одноклассникам;
  2. формирование умения правильно выйти из конфликтной ситуации;
  3. на основе, проведенного ранее исследования, сформировать основные правила поведения в конфликтной ситуации;
  4. сплочение классного коллектива.

Оборудование: мультимедийная установка; презентация к классному часу

Место проведения : аудитория 201

Участники: студенты группы 143 отделения «Механизация с/х»

Дата проведения: 19 января 2013 год

Сценарий классного часа

Кл. рук: Она пришла негаданно, незвано,

И все, построив вновь

Преображая капли в океаны,

Всепобеждающая первая любовь.

Неясное все стало несомненным,

Стал шторм девятибалльным ветерком,

Любое море стало по колено

И расстояние любое пустяком…

Ребята, о чем мы сейчас с вами будем говорить? Речь сегодня пойдет о любви, о семье, о взаимопонимании. У каждого из нас разные взгляды на жизнь, на то, что происходит вокруг. Но вы согласитесь со мной, что есть общепризнанные истины, и на многое мы все-таки смотрим похоже.

Любовь – самое прекрасное на свете чувство; это понятие трудно поддается определению. Любовь всесильна и всемогуща. Она может победить болезнь, придает силы, вдохновляет на подвиги, окрыляет в творчестве, вливает в душу нежность, делает человека счастливым, заставляет парить над миром.

Любовь бывает разная.

— Как вы думаете, какая бывает любовь? К Родине большой и малой, к родителям, к детям, братьям и сестрам, к кумирам, к животным, к природе, к Богу, любовь мужчины и женщины и даже любовь к самому себе.

Нам всем ясно одно – без любви нет жизни. Значит, чтобы жить, мы должны настроить наши сердца на любовь и любить.

Сейчас мне хотелось бы поговорить с вами о любви мужчины и женщины. Многие из вас, наверное, уже задавали себе вопрос: “А в каком классе придет она – первая любовь?”, “В каком возрасте? А не рано ли? Не поздно ли?”. Я думаю, никто не знает ответа на этот вопрос. Как много стихов прочитано и написано, как много песен спето о ней, как много фильмов снято и разговоров переговорено. Но нет, загадка остается загадкой, есть ли любовь на свете, какая она, где она именно твоя любовь и когда она придет к тебе.

(Стихотворение читает учащаяся класса)

Мне нравится, что вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не вами,
Что никогда тяжелый шар земной
Не уплывет под нашими ногами.

Мне правится, что можно быть смешной —
Распущенной — и не играть словами,
И не краснеть удушливой волной,
Слегка соприкоснувшись рукавами.

Мне нравится еще, что вы при мне
Спокойно обнимаете другую,
Не прочите мне в адовом огне
Гореть за то, что я не вас целую.

Что имя нежное мое, мой нежный, не
Упоминаете ни днем, ни ночью — всуе.
Что никогда в церковной тишине
Не пропоют над нами: аллилуйя!

Спасибо вам и сердцем и рукой
За то, что вы меня — не зная сами! —
Так любите: за мой ночной покой,
За редкость встреч закатными часами,
За наши не-гулянья под луной,
За солнце, не у нас над головами,—
За то, что вы больны — увы! — не мной,
За то, что я больна — увы! — не вами!

Первая любовь она бывает у всех, у кого-то раньше, у кого-то позже. У кого-то она заканчивается, так и не успев начаться, у кого-то отступает перед грузом житейских проблем или под напором родителей. Ясно только одно: что любят не по заказу, не по разрешению, не по расчету или для забавы. Любят потому, что кто-то вызвал чувство. Первое. Яркое. Незащищенное. Ну что тут поделаешь? “Сердцу не прикажешь”.

Давайте поразмышляем вместе, о том, что подростки в свои 16-17 лет начинают присматриваться к себе внимательнее и строже, как бы вновь оценивая себя. Значит, вам хочется нравиться друг другу, сверстникам. И это вполне нормально.

Из дружбы вытекает уважение, из уважения любовь, а любовь двух людей ведет к созданию семьи. Для каждого слово “семья” имеет особое значение, “семья” — это наша крепость, это родные люди, которые всегда поддержат и помогут. Когда мы произносим это слово, у каждого возникают разные ассоциации.

— Как вы понимаете слово “семья”?

— Что возникает у вас в воображении, когда вы его произносите?

А вот что возникает в воображении наших маленьких братишек и сестренок. У нас в гостях передача “Устами младенца” (учащиеся начальных классов).

1-й студент Она любит детей, добренькая, покупает что-нибудь вкусненькое — что хочешь. Она заботливая, никогда не ругает. У нее есть любимый человек — дедушка. Кто она? (Бабушка.)

2-й студент Она бывает доброй, а бывает строгой. Но не покупает, что хочешь. Она тоже заботлива, никогда не сидит без дела, иногда ругает нас, что мы безобразничаем, но любя. (Мама.)

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

3-й студент. Он никого не боится, никогда не плачет. По утрам выгуливает собак. Он хороший, добрый, заботливый. Обещал всю жизнь маму на руках носить. (Папа.)

4-й студент. Это бывает и не бывает. Когда мама покупает что-нибудь вкусненькое, то оно сразу появляется. Я начинаю прыгать, бегать, веселиться. Это бывает, когда танцуешь, когда приходят гости. Это бывает, когда не пускают гулять, когда уроки надо делать. Оно бывает веселое и грустное, хорошее и плохое. Что это? (Настроение.)

— Как связаны между собой понятия “семья” и “настроение”?

— Какая вас семья? Дружная или нет? Как вы представляете себе идеальную семью?

— Как вы думаете, какая семья будет у вас?

( студенты зачитывают фрагменты сочинений на тему “Моя семья”)

Создать семью нелегко, а сохранить ее еще труднее. Беды и радости бывают в каждой семье, но достойно решить конфликты удается не всем, иногда не достает житейской мудрости. И часто бывает так, что конфликты в семье создаете вы. Вечная проблема отцов и детей. Она существовала во все времена и у всех народов. Родители – люди одного поколения, дети – другого. Разные взгляды на одни и те же вещи и жизненные ситуации, различные убеждения, моральные и нравственные принципы. Все это нередко приводит к непониманию, столкновению мнений и к конфликтам.

Читайте так же:  Невроз идеального тела

Итак, конфликт между детьми и родителями. Есть ли они в ваших семьях, что становится причиной и как выйти из состояния конфликта с наименьшими потерями.

Из анкеты, проведенной накануне, я вижу, что… (анализ анкеты)

Вопросы анкеты для учащихся:

  1. Что такое конфликт?
  2. Случалось ли вам вступать в конфликт с родителями?
  3. Кто первым в такой ситуации шел на мировую: вы или родители?
  4. Понимают ли вас ваши родители?
  5. Что чаще становится причиной конфликтов?

— Но всегда ли неизбежен конфликт?

— Можно ли его избежать?

— Что для этого можно сделать?

— Какую линию поведения нужно избрать?

Давайте посмотрим, как это бывает в жизни?

Разыгрываются конфликтные ситуации. (Обсуждение конфликтной ситуации, оценка поведения ребенка и родителя, обсуждается вопрос: как с самого начала следовало повести себя всем участникам конфликтной ситуации, происходит поиск решения, выработка правильного стиля поведения).

Сын в школе очень плохо учится. Маму вызвали в школу. После посещения школы состоялся ее разговор с сыном.

Дочь возвращается домой в два часа ночи. Родители возмущены до предела.

Сын требует от родителей купить модную и дорогую вещь. Родители объясняют ему, что сделать это сейчас нет возможности.

Вы видите, что у самой сложной ситуации всегда есть выход, любую проблему можно решить еще тогда, когда она не превратилась в конфликт, глубокий и затяжной. Надо только попытаться встать на позиции родителей, понять их прислушаться к их аргументам.

Поговорка “родителей не выбирают” все-таки верна. Нравится вам это или нет, но достаточно большую часть жизни вы вынуждены провести в родном доме, в семье, и лучше сделать так, чтобы время это прошло с пользой и комфортом. Для этого усвойте следующее:

  1. во-первых, попробуйте не повышать голос в споре: ничего кроме раздражения, это у родителей не вызовет. К тому же, слова, сказанные абсолютно спокойно и уверенно, скорее будут восприняты и осмысленны противоположной стороной.
  2. во-вторых, помните: какими бы несправедливыми ни казались поступки родителей, по большому счету они желают вам добра. Пусть даже они не всегда могут это объяснить. Постарайтесь понять их. Чаще говорите друг с другом.

А теперь мы проведем заключительный блиц-опрос:

  1. Мои отношения с родителями станут лучше, если.
  2. Моих родителей можно перевоспитать, для чего.
  3. Я больше не буду ссориться с родителями из-за.
  4. Нельзя допускать в отношениях с родителями.
  5. Родители никогда не должны.
  6. Идеальными родителями я считаю.

Видите, как легко решать конфликтные ситуации вместе, помогая и советуясь, друг с другом. Здорово все-таки, что мы с вами вместе, тоже своеобразная большая семья. Я предлагаю напоследок спеть вместе песню “Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались”.

Изгиб гитары желтой
Ты обнимаешь нежно
Струна осколком эха
Пронзит тугую высь
Качнется купол неба
Большой и звездно-снежный
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались.

Как отблеск от заката
Костер меж сосен глянет
О чем грустишь бродяга
А, ну-ка, улыбнись
И кто-то очень близкий
Тебе тихонько скажет
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались.

И снова с болью в горле
Мы тех сегодня вспомним
Чьи имена, как раны
На сердце запеклись
Мечтами их и песнями
Мы каждый вдох наполним
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались.

Изгиб гитары желтой
Ты обнимаешь нежно
Струна осколком эха
Пронзит тугую высь
Качнется купол неба
Большой и звездно-снежный
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались.

Будьте терпеливы и доброжелательны! Желаю вам успеха!

Негативный сценарий конфликта

Супружеские пары очень часто конфликтуют по одному и тому же сценарию, находятся как будто в замкнутом круге, ссоры зацикливаются.

Системный семейный психолог помогает выявить и осознать негативный цикл – одну и ту же последовательность чувств, желаний, мыслей, типичных реакций супругов, заводящая конфликт в тупик.

Вы реагируете на провокацию вашего партнера, и он (она) реагирует на Вашу реакцию, шаг за шагом повторяя и усиливая напряжение в отношениях.

Пример негативного сценария конфликта

Она: Ты мог бы встретить меня после работы на машине? У меня истек срок водительского удостоверения и я жду его выдачи.

Он: Я встречу тебя. Но не рассчитывай, что я буду возить тебя всю неделю. Я не таксист.

Она: Но ты же муж? Некоторые жены совсем не водят машину и мужья встречают их постоянно! Разве я так часто тебя прошу? Я сама себя вожу все время и вот раз в десять лет закончился срок действия прав.

Он: А я разве виноват, в том что ты не позаботилась об этом заранее? Могла бы предусмотрительно поменять не в последний момент.

Она: Ты меня теперь будешь отчитывать, как маленькую девочку? Давай меня накажем теперь ездой на общественном транспорте, от этого тебе станет легче? Я думала, тебе приятно меня встретить, мы могли заехать куда-нибудь поужинать, это романтическое проведение времени, которое у нас в последнее время так редко бывает!

Он: Вот как, оказывается, я еще и сволочью оказался. Может, стоит поискать другого мужа?
.
и ночуют в разных комнатах.

Как в этом разобраться?

А парадокс в том, что каждый супруг по-своему прав, каждый ищет любви. Он ищет подтверждение любви в том, чтобы его очень сильно не нагружали обязанностями. Она же ищет любви в близости, в проведении совместного времени.

Страхи и опасения каждого не проговариваются здесь явно, но они возникают в результате неверной интерпретации слов партнера. В результате случайного включения красных кнопок, вызывающих болезненную реакцию.

Он : «.. не рассчитывай, что я буду возить тебя всю неделю. Я не таксист.»

На сеансе психотерапевт применяет специальные техники, неожиданные вопросы, ассоциации с воображаемыми героями или игрушками, розыгрыш сцен, и др. Все это для того, чтобы выявить у супругов, а затем показать друг другу настоящие чувства. В данной ситуации действия психотерапевта будут направлены на поиск ответа на вопрос: «Что Вы почувствовали в этот момент?»

И, в случае удачно проведенной работы по извлечению чувств, супруг отвечает: «Я почувствовал тревогу. У меня так много домашних обязанностей, я очень устаю, и тут еще на пару недель у меня появляется новая вечерняя обязанность. Я хотел обезопасить себя.»

Затем, психотерапевт применил бы аналогичные методы по извлечению чувств по отношению к супруге, чтобы помочь найти ответ на вопрос: «А что почувствовали Вы, услышав эти слова?»

И она говорит: «Когда он сказал, что не «таксист», я почувствовала отвержение, ведь я совсем не это имела в виду. Я просто хотела близости и проявления его внимания. Я ожидала услышать «Конечно, дорогая!» Это показало бы мне его любовь, даже если бы по факту у него потом не получилось встретить. »

Таким образом, оба не хотели ничего плохого друг другу, тем не менее, произошел конфликт.

[3]

Постепенно, шаг за шагом, раскручивая и разворачивая подобным образом негативный сценарий конфликта под руководством психотерапевта, супруги учатся разбираться в своих скрытых чувствах и ожиданиях от партнера, а также учатся лучше понимать чувства супруга.

Читайте так же:  Ненависть и любовь

Системная семейная терапия

Анализируя свои ситуации вместе с психотерапевтом, распутывая негативный цикл, супруги обнаруживают мотивы, которые не проговаривались друг другу в момент конфликта. Эти открытия придают новые смыслы и новое видение точки зрения супруга. Каждый из супругов начинает понимать, что другой вовсе не желает ему зла, а пытается снизить свою собственную тревогу.

Для понимания ваших негативных циклов отношений и тех ловушек, в которые вы попадаете, необходим взгляд со стороны и совместный анализ сценария. Системная семейная терапия помогает разорвать порочный круг и начать взаимодействовать по-другому.

Как проходят консультации? Это упражнения на игровое взаимодействие, упражнения на письменный анализ, последовательный опрос супругов, тренинг общения супругов, игровые методы работы с игрушками и специальными символическими кубиками.

При перепечатке статьи ссылка на источник и автора обязательна.

Занятие для родителей и детей «Конфликты в семье» (для родителей и учащихся 7-9 классов)
классный час (8 класс) по теме

Занятие для детей подросткового возраста и родителей о моделях поведения в случаях возникновения конфликтных ситуаций в семье

Цель:

— Развивать представление о сущности конфликтов, понимания естественности их возникновения в повседневной жизни, формирование взаимопонимания.

Задачи:

— Вырабатывать новые модели поведения в конфликтных ситуациях;

— Отрабатывание модели решения повседневных конфликтов;

— Создавать между родителями и детьми положительный, эмоциональный настрой.

Вложение Размер
сценарий занятия 20.92 КБ prilozhenie.rar 31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа п. Головановский»

Балаковского района Саратовской области

для родителей и детей

«Конфликты в семье»

(для родителей и учащихся 8 класса)

Бекетова Ольга Владимировна

— Развивать представление о сущности конфликтов, понимания естественности их возникновения в повседневной жизни, формирование взаимопонимания.

— Вырабатывать новые модели поведения в конфликтных ситуациях;

— Отрабатывание модели решения повседневных конфликтов;

— Создавать между родителями и детьми положительный, эмоциональный настрой.

— проведение социологического опроса среди подростков и их родителей на тему «Конфликты в семье между родителями и подростками»

— изготовление буклетов для родителей о детей. (Приложение)

— плакат «Нынешняя молодежь привыкла к роскоши. Она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших. Дети спорят с родителями, жадно глотают еду и изводят учителей» Сократ 470 -399 гг до н.э.

[3]

— карточки с примерами конфликтных ситуаций

— листы для упражнения «Десять Я»

— буклет для родителей и подростков: «Конфликты в семье» (Приложение)

— листы формата А4

— листы ватмана и маркер

— вырезанные фигуры в форме сердца

Родители и дети рассаживаются по семейным парам за парты.

Классный руководитель: Добрый день, друзья! Мы очень рады видеть вас. Приятно, что вы, отложив все свои многочисленные хлопоты и заботы, пришли сюда вместе со своими детьми. Сегодня мы предлагаем тему, которая, всегда была актуальной. Разногласие, спор, конфликт… Мы часто сталкиваемся с ними в повседневной жизни, на работе, в школе, на улице, в транспорте, в семье. Проблема конфликта между родителями и детьми или её ещё называют «Проблема отцов и детей» одна из древнейших на земле. Ведь ещё Сократ в 5 веке до нашей эры говорил: «Нынешняя молодежь привыкла к роскоши. Она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших. Дети спорят с родителями, жадно глотают еду и изводят учителей».

Для того чтобы узнать мнение наших детей и их родителей, по теме конфликтов в семье, нами предварительно был проведен социологический опрос.

Плакат с результатами социологического опроса (озвучивает и показывает результаты социологического опроса)

Классный руководитель: Итак, понятно, что конфликты всегда существовали, существуют, и будут существовать, они неотъемлемая часть человеческих взаимоотношений.
Возможность возникновения конфликтов существует во всех сферах. А есть ли какие-то пути конструктивного и успешного разрешения конфликтной ситуации? В этом мы попытаемся разобраться на нашем занятии. Но сначала, предлагаю Вам разобраться в причинах возникновения конфликтных ситуаций. Я приглашаю сюда двух добровольцев.

Один из приглашенных выходит за дверь. Второй описывает комнату, в которой находится (10 прилагательных применительно к помещению в котором находится группа). Описание записывается на листе ватмана. Затем его описание закрывается и приглашается второй участник. Он так же описывает комнату, в которой находится, его описание записывается на листе ватмана. Затем оба описания сравниваются. (Цель показать, что у разных людей, разные взгляды на одну и ту же вещь.)

Упражнение «Десять Я»

Перед вами лежат листы бумаги, где в столбик написаны десять «Я», напишите против каждого столбика те мысли, которые приходят вам в голову. Например: «Я люблю мороженое». (По окончанию работы). Прошу вас обменяться этими листками. Скажите, пожалуйста, кто-нибудь открыл для себя, что новое в своем соседе по парте? (ответы участников занятия)

Классный руководитель: Из выше сказанного, как вы считаете, что чаще всего является причиной конфликтов? (подводится к тому, что мы имеем свои взгляды, и не всегда хорошо знаем близкого человека).

Классный руководитель: (показывает плакат) Конфликтом обычно считают противоречия и разногласия, возникающие между людьми из-за несовпадения интересов, взглядов, установок, стремлений. Я предлагаю Вам посмотреть типичную конфликтную ситуацию, которая часто возникает в наших семьях

Классный руководитель: Татьяна собирается идти в школу в одном жакете, а на улице этим утром довольно прохладно.

Мать: «Надень пальто. Этот жакет слишком легкий».

Девочка «Пальто не одену».

Мать: (на повышенных тонах) «Я твоя мать, и ты будешь делать то, что я говорю. Немедленно надень пальто!»

Девочка: (на повышенных тонах) «Не буду я одевать, это дурацкое пальто!»

Мать: (на повышенных тонах) «Я тебе сказала, одень пальто, на улице сегодня холодно. Ты, что совсем ничего не понимаешь, когда тебе мать говорит?»

Девочка: (крича) «Не буду я надевать это пальто, если тебе надо, ты его и одевай!»

Классный руководитель: Конфликт ярко выражен. Если выиграет мать, девочка будет чувствовать себя униженной и мрачно отправится на уроки, кляня всех взрослых и строя планы, как бы наказать семью, а заодно и школу. Возможно, она и наденет пальто, но выйдя из дома его снимет. Если же выигрывает девочка, мать остается не в духе. Она может начать «пилить» отца, которому наплевать на поведение дочери. Короче, день у нее наверняка сложится скверно.

Я предлагаю каждой семейной команде, найти пути решения выхода из этой ситуации, чтобы оно максимально учитывало интересы обеих сторон. (варианты ответов)

Читайте так же:  Почему мотиваторы не мотивируют

Классный руководитель: Большинство житейских конфликтов можно решить на основе компромисса, то есть, когда каждая сторона идёт на частичные уступки для общего удобства.

( Плакат «Компромисс» «Компромисс – это соглашение на основе взаимных уступок»)

Вот вариант решения этой проблемы с использование компромисса.

Мать: «Надень пальто. Этот жакет слишком легкий».

Девочка «Пальто не одену».

Мать: «Можем ли мы согласиться, что мы обе не хотим, чтобы ты простыла?» –

Мать: «А раз так, нам остается только выяснить, как этого добиться. Ты считаешь, что пальто для этого надевать не нужно. Я считаю, что нужно. Давай посмотрим, возможно, ли какое-то иное решение проблемы здоровья?»

Девочка: «Ладно, как насчет того, чтобы надеть под жакет свитер?»

Мать: «Прекрасная мысль».

Классный руководитель: На этом инцендент исчерпан, у мамы и дочери прекрасное настроение. И думаю, что дальнейший день у обеих сложится хорошо.

Теперь, я предлагаю вам решить конфликтные ситуации с помощью компромисса. (Раздаются карточки, участникам предоставляется время для решения проблемы. Музыкальный фон.

— Подросток хочет пойти гулять, но уроки ёще не выучил. Родители настаивают , чтобы он сначала выучил уроки.

Пример компромиссного решения проблемы:

Мама:- Ты куда собираешься?

Подросток:- Иду гулять.

Мама: — Но ты ещё не сделал уроки?

Подросток: — Ну и что, потом сделаю.

Мама: — Сначала надо сделать уроки.

— Подросток любит слушать громкую музыку, а родители предпочитают тишину в доме, по этому поводу возникают конфликты.

Пример компромиссного решения проблемы:

Мама: — Сделай тише музыку.

Подросток : — Я люблю слушать, когда играет громко.

— Перед сном подросток смотрит телевизор, и передача настолько захватила его, что он не может оторваться и не ложится спать:

Пример компромиссного решения проблемы:

Мама: — Выключай телевизор, пора ложится спать, завтра в школу

Подросток: — Идет интересный фильм, я хочу его досмотреть.

— У подростка в комнате беспорядок, убираться нет никого желания, родители настаивают, чтобы в комнате была сделана уборка:

Пример компромиссного решения проблемы:

Мама: — Опять у тебя бардак в комнате, уберись, пожалуйста, у себя

Подросток : — Я не хочу сейчас убираться.

— Подросток хочет погулять сегодня подольше, родители не разрешают:

Пример компромиссного решения проблемы:

Подросток: — Можно я сегодня погуляю подольше?

— Подросток получил двойку и родители в наказание не пускают его на занятия в спортивную секцию:

Пример компромиссного решения проблемы:

Мама: — Зато что получил двойку, никуда не пойдешь и даже на тренировки.

Подросток: — Ну я же её не специально получил.

— По учебной программе подростку задали прочитать книгу. Читать он её не хочет, предпочитает посмотреть кино поставленное по этой книге:

Пример компромиссного решения проблемы:

Подросток: — Я не буду читать книгу, я лучше кино посмотрю.

Мама: — Тебе задавали не кино смотреть, а читать книгу. Вот садись и читай.

— Лето. Родители настаивают на поездке к родным в другой город, но подросток отказывается ехать, так как в это время в клубе будет проходить интересное мероприятие в котором он очень хочет принять участие:

Пример компромиссного решения проблемы:

Мама: — В конце июня до августа едем к бабушке в Астрахань.

Подросток: — Я не поеду, 7 июля в клубе будет праздник «День Ивана – Купалы», я очень хочу в нем участвовать.

Вы все хорошо справились с этим заданием. Если мы с вами в повседневной жизни постараемся придерживаться этих правил, будем использовать полученные сегодня знания, то многих внутрисемейных проблем и конфликтов сможем избежать.

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай – не спеши.

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

Оно то жаворонком вьется,

То медью траурной поет.

Покуда слово сам не взвесишь,

Не выпускай его в полет.

Им можно радости прибавить

И радость людям отравить.

Им можно лёд зимой расплавить

И камень в крошку раздробить

Оно одарит, иль ограбит,

Пусть ненароком, пусть шутя.

Подумай, как бы им не ранить

Того, кто слушает тебя.

На ваших столах лежат «сердечки». Напишите на них ваши пожелания. Родители – детям, дети – родителям. Например: «Спасибо тебе за то, что ты …»

(по окончанию работы участникам предлагается обменяться сердцами)

Классный руководитель: Когда мы говорим, что будущее принадлежит детям, мы имеем в виду, что в этом будущем не будут забыты родители, старики всегда дождутся помощи и внимания. Я желаю счастья вашим семьям, мира в вашим отношениях. На этом наше занятие заканчивается, и на память о нём мы дарим вам буклеты (раздаются буклеты родителям и детям).

Солоухин В. А. «Слово о словах»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понимаем ли мы своих детей? За конфликтом в семье чаще всего стоит не­желание понять ребенка, увидеть себя его глазами, неумение анализировать свои действия и их последствия, сотрудничать с ним .

Родители – главные «проектировщики, конструкторы и строители» личности ребёнка. Вот почему важно знать, насколько успешно мы справляемся с такой сложной ролью. Каковы же действия взрослых ? Как .

Что хотят родители для своих детей?- Родители хотят своим детям только добра.Максимум на который рассчитывают родители – это вырастить самостоятельного, активного, уверенного в себе, ответственн.

Данная разработка внеклассного мероприятия предназначена для учащихся и родителей 5-6 классов.

Это коллективный проект. Учащиеся из разных классов делятся на группы: социологи, корреспонденты, учёный совет. Каждый собирает материал по своей части проблемы. Мероприятие освещает актуальные пробле.

Одним из приоритетных направлений моей работы является – воспитание чувствапатриотизма, любви к Родине, чувства гордости за свою страну на примере героических поступков людей в военное время.Акт.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Это внеклассное занятие проводилось в рамках общешкольного внеклассного интегрированного проекта » Национальные традиции народов России» и предназначено для учащихся 7-9 классов с интеллектуальной нед.

Источники


  1. Джуди, Даттон Любовь и секс. Как мы ими занимаемся / Даттон Джуди. — М.: Добрая книга, 2012. — 652 c.

  2. Образцова, Л. Н. Энциклопедия семейного счастья / Л.Н. Образцова. — М.: АСТ, Сова, Харвест, Кладезь, 2012. — 576 c.

  3. Лаврик, О.В. Настоящему мужчине / О.В. Лаврик. — М.: Аргумент Принт, 2013. — 538 c.
Семейные конфликты и сценарии
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here