Семья и личностные кризисы

Сегодня обсуждаем тему: семья и личностные кризисы с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Этапы развития семьи или почему происходят кризисы


Тема кризиса очень популярна. Кризис в экономике, кризис в политике, личный кризис, возрастной кризис, кризис семейный. А что такое кризис? Зачем он? Какие возможности дает? Кризис в жизни человека – ситуация, когда по старому жить уже невозможно, а по новому, уже не получается. Кризис возникает тогда, когда нужны значимые скачкообразные изменения. Семья, как и все в этом мире постоянно изменяется. Это называют развитием семьи. Семья, как и все в этом мире рождается, живет и умирает. Говорят о жизненном цикле семьи. На протяжении этого жизненного цикла случаются изменения, связанные с различными жизненными событиями, с изменением состава семьи. Эти изменения бывают достаточно резкими и значимыми, по этому, без кризисов обойтись не возможно, что-то произошло, в результате по старому нельзя, по новому, еще не умеем. Те кризисы, которые случаются в сходные моменты жизненных циклов большинства семей называют нормативными, те которые происходят «вне графика» — ненормативные кризисы.

Иногда клиент говорит: «У нас семейный кризис, мы постоянно конфликтуем». На мой взгляд семейные конфликты — это одно, а семейный кризис — другое. Они конечно могут быть связаны, но могут и не очень. Кризис обостряет семейный конфликт, если он есть. Семейный конфликт может вызвать кризис. Семейный конфликт — тема для других статей. Здесь я остановлюсь на нормативных кризисах, как на обязательных в жизни семьи, кризисах как на источниках новых возможностей.

Нормативный кризис теснейшим образом связан с этапом жизненного цикла семьи. Он результат изменений, происходящих с семьей, и он — ворота в новую жизнь и в новое качество семьи. Находиться в кризисе тяжело. То, что там находится, за этими воротами не видно, и иногда даже кажется, что жизнь кончилась. На самом деле, кончилась старая жизнь, старый этап развития, а за ним новый, новая жизнь. Есть разные подходы к описанию жизненных этапов, стадий развития. Остановлюсь на описании стадий развития семьи по Мюррею Боуэну. Без понимания этих этапов, задач развития, решаемых на этих этапах, трудно понять, как преодолевать кризис и входить в ворота новой жизни. Итак, стадии:

1. Неженатый (одинокий) человек.

Задачами этого этапа с точки зрения построения и развития будущей семьи являются:

  • отделить себя от родительской семьи;
  • стать самостоятельным, научиться вести взрослую жизнь;
  • выбрать свою работу и карьеру;
  • научиться и создать близкие отношения со своими сверстниками.

Человек встречается со следующими трудностями:

  • сложности в разделении эмоций и интеллекта;
  • изоляция, одиночество в отношениях с членами своего круга;
  • безработица (или «незанятость»);
  • сложности профессионального выбора.

2. Переход к браку (пара уже есть, но еще не женаты)

Задачей этапа становится создание семьи.

  • изоляция;
  • недостаток общественных навыков для знакомств, нахождения друзей.

3. Молодая семья без детей.

  • создать взаимно удовлетворяющий брак;
  • перейти от идеализированного взгляда на партнёра к интимности с партнером;
  • вписаться в систему отношений с новыми родственниками.
  • сексуальные трудности и несовпадение моделей и темперамента;
  • трудности в создании интимных отношений, уточнении ролей, противоречиях межличностных паттернов;
  • проблемы в практической жизни семьи и управлении домашним хозяйством;
  • проблемы в отношениях с новыми родственниками.

4. Переход к воспитанию детей.

  • подготовиться к рождению ребенка;
  • принять роль родителя.
  • бесплодие;
  • нежелательная беременность;
  • психологический стресс и тревога;
  • потенциальные генетические проблемы.

5. Семьи, c детьми, где старший ребенок от рождения до 30 месяцев.

  • регулировать и поощрять развитие ребёнка;
  • установить семейные отношения удовлетворяющие интересам родителей и ребёнка, его воспитанию;
  • изменить брачные отношения с супругом, отношения с родственниками и с членами своего круга согласно новому положению.
  • снижение самооценки у матери и послеродовая депрессия;
  • недостаточное удовлетворение физических и ролевых потребностей ребёнка;
  • низкая степень удовлетворённости браком супругов;
  • финансовые трудности;
  • напряженные отношения с родственниками;
  • возобновление карьеры женщиной после родов.

6. Семьи с детьми дошкольниками (старший ребёнок 2,5 – 6 лет)

  • адаптироваться к изменению потребностей ребёнка дошкольника;
  • справиться с энергетическим истощением родителей и недостатком их частной жизни;
  • принять новых детей в семейную систему.
  • рождение других детей;
  • соперничество и конфликты между детьми;
  • трудности при совмещении работы и домашних дел матерью;
  • стресс и ограниченность свободы для родителей;
  • трудности во взаимодействии родителей с детьми;
  • финансовые проблемы и проблемы ведения хозяйства

7. Семья с детьми школьниками (старший ребёнок 6 –13 лет).

Задачи этого этапа:

  • сбалансировать факторы свободы и ответственности при развитии подростка;
  • увеличить гибкость семейных границ в соответствии с увеличением свободы ребенка;
  • развивать партнёрские отношения с ребенком и чувство его идентичности.
  • конфликты родителей и подростков;
  • проблемы подросткового возраста: преступность, нарушения статуса, наркомания, ранняя беременность и т.п.;
  • финансовые, хозяйственные, школьные, повседневные проблемы.

8. Семьи, которые покидают взрослеющие дети (от момента, когда первый ребёнок уходит, до того, когда последний ребёнок уходит).

  • отпустить взрослеющего ребенка, сохраняя поддержку и его связь с домом;
  • перестроить отношения с детьми на отношения «взрослый – взрослый ребёнок».
  • в разделении с детьми;
  • финансовые проблемы: кроме типичных семейных трудностей, расходы на учебу;
  • взрослеющие дети начинают жизненный цикл своей собственной семь с первого или второго этапа.

9. Родители снова одни (до пенсии).

  • перестроить семейные отношения;
  • принять будущий уход на пенсию, адаптироваться к нему.
  • изоляция и холодность в супружеских отношениях;
  • потеря социальных связей, связанных с работой;
  • неумение устраивать досуг;
  • финансовые проблемы, связанные с уменьшением дохода;
  • проблемы со здоровьем.

10. Пожилая семья (от ухода на пенсию до смерти первого из супругов).

  • адаптироваться к происходящему психологическому спаду;
  • принять роль «старшего поколения»;
  • принять переход центральной роли к старшим детям;
  • изменить модель «семейного дома»;
  • психологически принять факт будущей смерти.
  • болезни, алкоголь (наркотики);
  • ухудшившиеся отношения с детьми;
  • необходимость в случае болезни одного супруга ухаживать за другим;
  • конфликт власти между поколениями;
  • финансовые проблемы.
  • справиться с потерей;
  • адаптироваться к жизни в одиночестве.
  • горе, травма потери;
  • изменение отношений;
  • одиночество, социальная изоляция;
  • болезни, финансовые проблемы;
  • семейные конфликты с другими поколениями (возможно обострённые вдовством).

Приведенные этапы жизненного цикла семьи у разных авторов могут несколько отличаться, но в целом они именно такие. Некоторые приводят временные рамки для каждого этапа, но я считаю, что семьи, особенно сейчас, очень разнообразные. Условия, в которых они существуют, тоже очень разнообразные, и говорить о точных временных рамках каждого этапа сложно. Немного нормируют ситуацию дети, которым в определенном возрасте положено в школу, которые учатся определенное время, но разнообразие и индивидуализм семейных отношений все равно велики. Это разнообразие в настоящее время лишь увеличивается: огромное количество разводов и повторных браков, дети от разных браков, проживающие с разными родителями, несколько пар бабушек и дедушек, которые могут меняться из-за новых разводов родителей, семьи child free, гражданские браки, однополые семьи, множественные семейные отношения и т.п.

Читайте так же:  Вянут розы на морозе или как сохранить тепло в душе!

Но, так или иначе, семья является семьей и она живет своей жизнью, проходя через этапы своего развития, на каждом из них сталкиваясь с новыми трудностями, решает новые задачи. Если семья обладает достаточной гибкостью, чтобы меняться, при этом у нее достаточный уровень сплоченности, чтобы действовать сообща, то эти изменения происходят быстро и почти безболезненно, кризис легко открывает двери в новый этап жизни. Если семья меняется с трудом или не может действовать сообща как система, то кризис тяжелый, иногда длительный. Именно в таких кризисах наиболее вероятны разводы, возникновение различных психологических расстройств, возникновение симптомов семейной системы, которые могут проявляться не только у супругов, но и у детей. В сложной кризисной ситуации очень правильно обращение к семейному психологу, который поможет семье измениться в соответствии с новыми задачами, поможет справиться с новыми трудностями.

Личностные кризисы

Личностный кризис — это когда уже не хочешь ничего, даже разобраться в себе и отношениях.
скачать видео

Личностные кризисы — среднесрочное (от недели до года), без явных внешних причин периодически возникающее временное личностное нездоровье, которое объясняют особенностями внутренней динамики личностного развития человека.

Напомним, личностное нездоровье — это проблемное состояние невозможности развиваться прежним образом. Это блоки на пути развития, потеря ориентиров развития, возвращение к более примитивным моделям поведения, моменты личностной деградации.

В России «личностные кризисы» обычно понимаются одновременно и как «психологические кризисы», то есть не просто блоки на пути развития, но и душевное нездоровье, душевные проблемы человека. Скорее всего, такое словоупотребление связано с особенностями российской культуры: массовый негативизм населения делает это реальностью.

Личностные кризисы мужчин и женщин

По описаниям, личностные кризисы преимущественно распространены у мужчин, в любом случае кризисы мужчин и женщин имеют свои отличия. Во время личностных кризисов мужчины чаще женщин испытывают отчаяние, агрессию по отношению к окружающим и к себе, а также больше фиксированы на телесных ощущениях; в то время как женщины чаще говорят о чувстве одиночества и о боязни одиночества. Переживания «Я старею и никому не нужна» — чаще женская тема. Женщины в кризисе чаще жалуются на несправедливость жизни, мужчины размышляют о ее смысле и смысле собственного существования. Мужчины переживают кризисный период более тяжело и чаще склонны к суициду. Замечено также, что даже если женщина переживает кризис тяжелее, объективно выходит она из кризиса легче.

Личностный кризис или «мужик дурит»?

Понятие «личностный кризис» сформировалось в рамках психодинамического подхода, в настоящее время активно используется как успокаивающее объяснение неврозов, длящегося неадекватного и проблемного поведения взрослых людей.

Раньше говорили осуждающе: «Мужик дурит!», сейчас понимающе покачивают головой: «У мужчины возрастной кризис». См.→

Уместно, умеренно пользоваться этим понятием — полезно, так же как когда-то объяснять маленьким детям: «Это не ты буянишь, это в тебя буянка вселилась». Однако никто не будет списывать на буянку все детские поступки, особенно когда они становятся обычным продолжающимся хулиганством.

Если женщина переживает, агрессивно винит себя и мужа, когда он вдруг потянулся к ресторанам и левым женщинам, то для снижения ее агрессии, возможно, ей стоит объяснить поведение мужа как «У него личностный кризис». Более спокойное, понимающее отношение создаст возможности для более адекватных и взвешенных поступков женщины, создадут лучшие предпосылки для возвращения мужчины в семью и прекращению алкоголизации.

С другой стороны, вызывает тревогу психотерапевтическая тенденция считать, что кризисы неизбежны в жизни любого взрослого человека, чуть ли не показатель того, что он еще развивается, что кризисы обязательно у вас будут с периодичностью (предположим) раз в полгода — с естественным выводом «обязательно идите к психотерапевту». Это уже вредные внушения и проявление больной психотерапии.

Мнение, что личностные кризисы обязательно сопровождают рост и развитие личности, не более чем миф. Можно ли в принципе говорить о личностных кризисах маленького ребенка — вопрос отдельный и не простой. Кризисы развития могут не сопровождаться личностными кризисами, в любом случае очень многое зависит от атмосферы семьи, где растет и развивается ребенок.

Что касается жизни взрослого человека, то процесс его роста и развития может идти вполне здоровым путем, планово, личностными кризисами не сопровождаясь. Нет никаких данных, свидетельствующих о том, что личностные кризисы — обязательная составляющая жизни и личностного развития каждого взрослого человека. Будут ли те или иные ступени развития уже взрослой личности сопровождаться личностными кризисами — депрессиями, алкголизацией, проблемным уходом из семьи — зависит от степени готовности человека к этим новым этапам в его жизни. Личностный кризис — показатель не взросления, а неготовности человека к изменениям.

Личностные кризисы и рождение личности

Личностные кризисы можно рассматривать как определенный этап в развитии личности, однако:

  • исследования показывают, что позитивная оценка результатов кризиса для личности (переосмысление жизни, открытие новых горизонтов) — вещь достаточно редкая, не более 5% (В.В.Козлов. Личностный кризис — структурные и гендерные особенности. http://www.zi-kozlov.ru/articles/1120-personalitycrisis).
  • необходимо учесть, что личностный кризис — результат развития личности на негативной мотивации, и более предпочтительно вырабатывать не позитивное отношение к личностным кризисам, а ориентировать людей на позитивную мотивацию в своем личностном росте и развитии. Смотри →

Похоже, что с каждым новым рождением может рождаться личность более развитая. Первое рождение личности, второе рождение. Или — пройдя через кризис, личность может ломаться и деградировать. Первая смерть личности, вторая смерть.

Психологическая помощь при личностном кризисе

Психологическая помощь при личностном кризисе может быть и в форме психологической консультации, и в режиме оперативной психотерапии, и вылиться в психотерапевтическое консультирование. Женщинам хорошо помогает сказкотерапия, мужчинам — нахождение жизненных смыслов и настоящих жизненных целей. См.→

Что делать, если вам кажется, что у вас личностный кризис?

Если вы застопорились, потеряли ориентиры, но голова на месте и в душе в целом порядок — пока все в порядке. Если вы поняли, что развивались не туда — можно порадоваться, что наконец это стало понятно. Теперь можно скорректировать свой жизненный путь и иди бодро дальше.

Читайте так же:  Что такое личные границы и зачем они нужны

Почему бодро? — А зачем по-другому?

А чтобы скорректировать свой жизненный путь, нужно сделать следующие шаги: 1) пойти погулять и подумать, что вам в жизни стоит делать; 2) поставить разумные цели и принять решение, что для этого нужно делать; 3) в частности, определиться со своим образом жизни и, наверное, сделать его более здоровым. Посмотрите Колесо жизни — там полезные подсказки.

Если же личностный кризис перерос в кризис душевный, психологический, то не торопитесь переживать, не торопитесь с эмоциональными выводами. Лучше — начните действовать. См.→

Личностные кризисы. Выпуск 2010-01-28

Вот было все нормально, а потом — ни с того, ни с сего — что-то внутри случилось, и все поехало куда-то под откос.

[2]

Это — личностный кризис.

Личностные кризисы — периодически, без явных внешних причин возникающее временное личностное нездоровье, которое объясняют особенностями внутренней динамики личностного развития человека.

Напомним, личностное нездоровье — это состояние невозможности развиваться прежним образом. Это блоки на пути развития, потеря ориентиров развития, возвращение к более примитивным моделям поведения, моменты личностной деградации.

Сам по себе личностный кризис не является негативным состоянием.

Гусеница застывает в куколку — у нее личностный кризис. Она выпорхнула бабочкой — кризис преодолен. Расстроенных этих процессом — не было. Развивающееся производство временно остановилось в связи с необходимостью перестройки технологического процесса — да, это естественный и закономерный момент кризиса и условие дальнейшего роста. Все в порядке, все довольны.

Если человек развивается на позитивной мотивации и склонен к позитивному мировосприятию, личностный кризис негативными переживаниями и невротическими реакциями не сопровождается.

Прежний вариант развития исчерпался. Классно! Ищем новые варианты.

Если человек развивается на негативной мотивации и склонен к негативному мировосприятию, личностное нездоровье почти всегда начинает сопровождаться душевным нездоровьем, и личностный кризис превращается в психологический кризис. Как психологический кризис, личностный кризис — это уже дисгармония в душевной жизни человека (и, как следствие, в его жизни в целом), это длящееся невротическое состояние (конкретно недовольство собой и жизнью), импульсивные жизненные решения, характерные для человека-ребенка.

Сложившееся словоупотребление

В России «личностные кризисы» обычно понимаются одновременно и как «психологические кризисы», что, скорее всего, связано с особенностями российской культуры: массовый негативизм населения делает это реальностью. Дальнейшая статья, строго говоря — уже не о личностных, а о психологических возрастных кризисах взрослых людей, но в связи с устоявшимся словоупотреблением мы сохраним здесь прежнее название: «личностные кризисы».

Распространенность личностных кризисов

По описаниям, личностные кризисы преимущественно распространены у мужчин.

Почему — пока не ясно. Может быть, если женщина склонна к негативным переживаниям, она делает это без перерывов, а для мужчин это менее характерно? Другая возможная причина — большая стрессоустойчивость женщин.

Нет никаких данных, свидетельствующих о том, что личностные кризисы — обязательная составляющая жизни и личностного развития каждого взрослого человека.

Переживание личностных кризисов мужчинами и женщинами

Во время личностных кризисов мужчины чаще женщин испытывают отчаяние, агрессию по отношению к окружающим и к себе, а также больше фиксированы на телесных ощущениях; в то время как женщины чаще говорят о чувстве одиночества и о боязни одиночества. Женщины в кризисе чаще жалуются на несправедливость жизни, мужчины размышляют о ее смысле и смысле собственного существования. Мужчины переживают кризисный период более тяжело и чаще склонны к суициду. Замечено также, что даже если женщина переживает кризис тяжелее, объективно выходит она из кризиса легче.. (см. В.В.Козлов. Личностный кризис — структурные и гендерные особенности. http://www.zi-kozlov.ru/articles/1120-personalitycrisis)

Возрастные личностные кризисы

Гейл Шихи выдвинула предположение, что для личностные кризисы посещают нас каждые семь лет. В сильно упрощенном виде: 16 лет «Я не маленький!», 23 года — «Я полноценный взрослый», 30 лет — «Мечты юности несостоятельны», 37 лет — кризис середины жизны, замаячила Смерть, и так далее. Смотри →

Что делать, если у вам кажется, что у вас личностный кризис?

Если вы застопорились, потеряли ориентиры, но голова на месте и в душе в целом порядок — пока все в порядке. Если вы поняли, что развивались не туда — можно порадоваться, что наконец это стало понятно. Теперь можно скорректировать свой жизненный путь и иди бодро дальше.

Почему бодро? — А зачем по другому?

Если же личностный кризис перерос в кризис душевный, психологический, то не торопитесь переживать, не торопитесь с эмоциональными выводами. Лучше — начните действовать. Смотри →

Личностные кризисы и развитие личности

Личностные кризисы можно рассматривать как определенный этап в развитии личности, однако:

  • исследования показывают, что позитивная оценка результатов кризиса для личности (переосмысление жизни, открытие новых горизонтов) — вещь достаточно редкая, не более 5%.
  • необходимо учесть, что личностный кризис — результат развития личности на негативной мотивации, и более предпочтительно вырабатывать не позитивное отношение к личностным кризисам, а ориентировать людей на позитивную мотивацию в своем личностном росте и развитии. Смотри →

Психотерапевтам: педагогика употребления понятия

Понятие «личностный кризис» сформировалось в рамках психодинамического подхода, в настоящее время активно используется как успокаивающее объяснение неврозов, длящегося неадекватного и ошибочного поведения​ взрослых людей.

Раньше говорили осуждающе: «Мужик дурит!», сейчас понимающе покачивают головой: «У мужчины личностный кризис».

Уместно, умеренно пользоваться этим понятием — полезно, так же как когда-то объяснять маленьким детям: «Это не ты буянишь, это в тебя буянка вселилась». Однако никто не будет списывать на буянку все детские поступки, особенно когда они становятся обычным продолжающимся хулиганством.

Если женщина переживает, агрессивно винит себя и мужа, когда он вдруг потянулся к ресторанам и левым женщинам, то для снижения ее агрессии, возможно, ей стоит объяснить поведение мужа как «У него личностный кризис». Более спокойное, понимающее отношение создаст возможности для более адекватных и взвешенных поступков женщины, создадут лучшие предпосылки для возвращения мужчины в семью и прекращению алкоголизации.

С другой стороны, вызывает тревогу психотерапевтическая тенденция считать, что кризисы неизбежны в жизни любого взрослого человека, чуть ли не показатель того, что он еще развивается, что кризисы обязательно у вас будут с периодичностью (предположим) раз в полгода — с естественным выводом «обязательно идите к психотерапевту». Это уже вредные внушения и проявление больной психотерапии.

Читайте так же:  Я выбираю адекватную самооценку!

2.5. Кризисы семьи. Семейные конфликты.

В настоящее время в развитии семьи принято выделять пять этапов (фаз). При этом часть исследователей предлагают «дробить» (дифференцировать) некоторые из приведенных этапов и в их прочтении насчитывается от 6 (Браун и Кристенсен) до 8 (Дюваль) фаз. В дальнейшем предлагаем использовать именно нижеприведенную периодизацию семейной жизни, как отражающую достаточно полно все этапы развития семьи, с одной стороны, а с другой — достаточно компактную и удобную для работы.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Времена семейных кризисов:

1. Супружеская пара без детей (молодая семья). С момента заключения брака до рождения ребенка.

2. Рождение ребенка (детей).

4. Семья, выполнившая свою родительскую функцию.

5. Старение членов семьи (от ухода на пенсию до смерти обоих супругов).

На каждом из этих этапов межличностные отношения супругов могут проходить пять стадий. При этом четыре уровня совместимости супругов на каждом из этих этапов имеют свои собственные особенности. Но и это еще не все: семью нельзя рассматривать вне социума, общества, т.е. внешнего на не воздействия. И к этому воздействию нужно приспосабливаться.

Таким образом, критические точки прохождения семьи от фазы к фазе в жизненном цикле семьи — это кризисы семейной жизни. На сегодняшний день выделяют четыре кризиса в развитии семьи (Шнейдер Л.Б., Дружнини В.Н. и др.), каждый из которых знаменует собой, как правило, наступление определенного этапа жизни. При этом интересно отметить, что брачные отношения одной пары служат причинной для беспокойства представителей трех поколений, т.е. на кризисы данной конкретной пары накладываются кризисы родительских пар, и возрастные кризисы детей (и в последствии их семей).

Первый из кризисов, переживаемых молодой семьей — (1) кризис первого года супружеской жизни. В этот период происходит эмоциональная, сексуальная и психологическая адаптация супругов друг к другу (внутренне воздействие) и налаживание отношений с семьей другого супруга (внешнее воздействие). Эта проблема существует только у людей. Наличие родственников со стороны мужа/жены — это то, что отличает человеческий род от остальных обитателей царства животных]. Помимо прочего молодой паре самостоятельно приходится решать: какие традиции родительских семей сохранить, а какие создать заново.

Адаптация друг к другу усложняется и тем, что многие супруги ожидают изменения поведения партнера.

Наиболее характерные конфликты данного периода: конфликт ролей, позиционные, сексуальные, финансовые, бытовые и ценностные. Конфликт ролей в это время связывается с необходимостью освоения молодыми ролей жена/муж с соответствующими обязанностями по отношению друг к другу, что усугубляется кризисом родительских семей, вызванных уходом детей из них (ослабление, уход на второй план отношений мать-сын/отец-дочь и установление новых отношений зять-теща/невестка-свекровь).

Залогом успешной адаптации супругов как друг к другу, так и к новым родственникам является в первую очередь принадлежность супругов к одному кругу (общность социального статуса и ценностей), а также общность индивидуальных интересов и ценностей самих супругов. Однако период жизни семьи, предшествующий рассматриваемому кризису, характеризуется в основном влюбленностью супругов. Наличие же влюбленности не позволяет рассчитывать на объективную оценку молодыми как ситуации в целом, так и друг друга, что только усугубляет последующий кризис. На данный период приходится и большинство разводов (30 % от их общего числа).

Многие молодые супруги считают, что появление детей будет способствовать стабилизации их отношений. И не успев пройти первый кризисный период, они вступают во второй.

(2) Рождение ребенка — это серьезное испытание. Семейная пара превращается в семью. С этого момента система, ранее замкнутая на себя, начинает существовать объективно в виде треугольника. У супругов появляются новые обязанности. Ограничиваются возможности для профессионального роста (особенно матери), реализации своих интересов. Иметь детей означает жертвовать личной жизнью, а воспитание ребенка может оставить паре мало сил и времени для себя. Забота о новорожденном это круглосуточная работа, помимо доставления большой радости, родительские обязанности требуют и ответственности. Усталость и апатия — обычное состояние в это полное стрессов время. Усталость жены, связанная с уходом за ребенком, может привести к временной дисгармонии сексуальных отношений.

Наиболее распространенные конфликты для данного кризиса: сексуальные, эмоциональные и хозяйственно-бытовые. Также отдельно следует отметить такие характерные для второго кризиса семьи конфликты как столкновение по поводу воспитания ребенка (детей) и конфликт ролей, что зачастую вызывается неготовностью супругов принять на себя новые роли родителей.

(3) Десять — пятнадцать лет совместной жизни совпадает со средним возрастом супругов. Этот период характеризуется пресыщенностью супругов друг другом. Появляется дефицит чувств. Гейл Шиихи ввела словосочетание «кризис середины жизни». Появляются первые чувства утраты молодости. Осознание того, что скоро будет угасание физических сил. Возникает подсознательное стремление к чему-то новому. По мнению Г. Шиихи это возраст супружеских измен.

Более того, у детей в семье в это же время начинается замечательный период подростничества. Подросток начинает стремиться к независимости, к социальному миру вне семьи. Своим поведением подростки бросают вызов семьям. Возникает ситуация разобщения и поляризации поколений.

Типичные конфликты описываемого периода: позиционные, сексуальные, эмоциональные и ценностные. Кризис ролей здесь проявляется в необходимости предоставления ребенку самостоятельности. Ребенок из объекта отношений становится субъектом.

(4) После восемнадцати — двадцати четырех лет совместной жизни одна из основных функций семьи — воспитательная — выполнена, дети уходят из семьи. Примерно в это же время многим родителям приходится также столкнуться с недееспособностью или смертью своих собственных родителей. Снова проблема одного поколения будет будоражить всю семью. Когда умирают бабушки и дедушки, родители становятся старшим поколением.

Помимо прочего родителям приходится подвергать переоценке свои физические возможности и ресурсы; переоценке подвергаются и собственно супружеские отношения. Происходит угасание физических сил, изменяется социальный статус (уход на пенсию), и как следствие этого — ухудшение материального положения семьи. Уход на пенсию часто связан с глубокими переживаниями, действующими разрушительно; человек внезапно теряет дело всей своей жизни, ощущает собственную непричастность к событиям социальной жизни.

Уход на пенсию влияет и на супружеские отношения — мужу и жене теперь приходится проводить большую часть времени вместе. И хотя многие пары приветствуют возможность больше времени проводить друг с другом, слишком большая близость способна создать напряжение во взаимоотношениях.

Конфликты данного периода: эмоциональные и экономические. Конфликт ролей проявляется в необходимости освоения нового типа отношений с супругами своих детей, а также принятие на себя роли бабушек и дедушек (старшего поколения в семье).

Читайте так же:  Как вернуть чувства в супружеские отношения

В. Сатир отмечает, что по мере роста каждого члена семейного коллектива семья должна пройти определенные этапы. Все эти этапы сопровождаются кризисом и повышенной тревожностью, поэтому требуют подготовительного периода и последующего перераспределения всех сил.

Первый кризис: зачатие, беременность и рождение ребенка.

Второй кризис: начало освоения ребенком человеческой речи.

Третий кризис: ребенок налаживает отношения с внешней средой, чаще всего это происходит в школе.

Четвертый кризис: ребенок вступает в подростковый возраст.

Пятый кризис: ребенок становится взрослым и покидает дом в поисках независимости и самостоятельности. Этот кризис часто ощущается родителями как потеря.

Шестой кризис: молодые люди женятся, и в семью входят невестки и зятья.

Седьмой кризис: наступление климакса в жизни женщины.

[1]

Восьмой кризис: уменьшение сексуальной активности к мужчин. Это проблема не физиологическая, а психологическая.

Девятый кризис: родители становятся бабушками и дедушками. На этом этапе их ждет много радостей и проблем.

Десятый кризис: смерть одного из супруга, а потом и второго.

Когда три или четыре таких кризиса происходят одновременно, то жизнь становится напряженнее и тревожнее, чем обычно. В. Сатир подчеркивает, что это естественные кризисы, переживаемые большинством людей.

1. Конфликты и размолвки, возникающие на основе неудовлетворенных потребностей в ценности и значимости своего «Я», нарушения чувства достоинства со стороны другого партнера, его пренебрежительное, неуважительное отношение. Обиды, оскорбления, постоянная критика. (В дальнейшей работе такого рода конфликты будут именоваться позиционными).

2. Конфликты, размолвки, психические напряжения на базе неудовлетворенных сексуальных потребностей одного или обоих супругов. Они могут иметь различную основу: пониженная сексуальность одного из супругов, несовпадение циклов и ритмов возникновения сексуального желания; безграмотность супругов в вопросах психогигиены брачной жизни; мужская импотенция или женская фригидность; различные болезни супругов; сильная хроническая переутомленность одного из супругов и т.д. (Сексуальный конфликт).

3. Психические напряжения и депрессии, конфликты и ссоры, имеющие своим источником неудовлетворенность потребности одного или обоих супругов в положительных эмоциях; отсутствие ласки, нежности, заботы внимания и понимания. Психологическое отчуждение супругов. (Психологический или эмоциональный конфликт).

4. Конфликты, ссоры и размолвки на почве пристрастия одного из супругов к спиртным напиткам, азартным играм и другим гипертрофированным потребностям, приводящим к неэкономным и неэффективным, а порой и бесполезным затратам денежных средств семьи. (Экономический конфликт).

5. Финансовые разногласия, возникающие на основе преувеличенных потребностей одного из супругов. Вопросы взаимного бюджета, содержания семьи, вклада каждого из партнеров в материальное обеспечение семьи. (Финансовый конфликт).

6. Конфликты, ссоры и размолвки на почве удовлетворения потребностей супругов в питании, одежде на почве благоустройства домашнего очага, а также затрат на личные нужды каждого из супругов. (Бытовой конфликт).

7. Конфликты на почве потребности во взаимопомощи, взаимной поддержке, в кооперации и сотрудничестве, связанные с разделением труда в семье, ведении домашнего хозяйства, уходом за детьми. (Хозяйственно-бытовой конфликт).

8. Конфликты и размолвки на почве разных потребностей и интересов в проведении отдыха и досуга, различных «хобби» и увлечений. (Конфликт интересов или ценностный конфликт).

Данную классификацию конфликтов дополняет еще одна большая группа конфликтов, возникающих на почве разделения труда, рассогласования в системе взаимных прав и обязанностей в семье (конфликт ролей). В основе этой группы конфликтов лежит теория ролей, разрабатываемая в современной социальной психологии. Правда, эта группа конфликтов без особого труда может быть объединена с вышеприведенной. Следовательно, конфликт ролей можно рассматривать как конфликт особой специфической потребности.

Таким образом, кризисы семейной жизни это неизбежный факт, часто сопровождающийся семейными конфликтами. Кризисы семьи совпадают с важными, значительными, яркими событиями происходящими в жизни семьи, не зависимо от того позитивное оно или нет. Для позитивного события, которое ведет к внешним и внутренним изменениям семьи и её членов, необходимо адаптироваться. Для негативного, важен поиск путей выхода из кризиса и наличие поддержки, участия каждого члена семьи. Успешное преодоление кризиса семьи зависит от: уровня развития каждого члена семьи (психологического, интеллектуального и др.), от психологической готовности к его преодолению, от содержания и объема участия в решении элементов кризиса всех членов семьи, от заинтересованности каждого члена семьи в безболезненном прохождении кризиса и готовности помочь другому в его прохождении, а также от того как преодолевались кризисы в родительских семьях, родителями (бабушками, дедушками).

Жизненный цикл семьи и семейные кризисы

В рамках системного подхода первое подробное описание жизненного цикла семьи появилось в книге Дж. Хейли«Необычная психотерапия». Он отметил тот факт, что при переходе от одной стадии к другой семья переживает закономерные кризисы развития, подобно тем, которые возникают при становлении личности. Во время переходных периодов перед членами семьи встают новые задачи, требующие существенной перестройки их взаимоотношений.

Каждый новый этап связан с изменением всех основных параметров структуры семьи. Многие семьи успешно разрешают эту ситуацию, перестраиваясь и адаптируясь к новым условиям. Этот процесс, как правило, сопровождается личностным ростом членов семьи. Однако, если семье не удается перестроиться, то решение задач последующего периода жизненного цикла семьи затрудняется, что может, в свою очередь, усугубить прохождение очередного кризиса.

Таблица4. Динамика отношений в семье

Первый семейный кризис.Первые годы супружеской жизни — важный и во многом определяющий период существования семьи. По ним можно судить о потенциальном качестве брака и строить прогнозы относительно стабильности данной семьи. Несмотря на яркую эмоциональную окрашенность и романтизм, характерный для молодого супружества, данный этап семейной жизни является одним из наиболее сложных, о чем говорит приходящееся на него большое количество разводов. Проблемы этой стадии могут быть связаны со сложностями семейной адаптации и трудностью принятия новых ролей; зачастую они являются следствием неотделенности супругов от родительских семей.

Создавая семью, супруги оказываются перед необходимостью решить ряд важных задач, лежащих, прежде всего, в сфере эмоциональных отношений. Одна из них — усиление эмоциональной связи в супружеской паре и отделение от родительской семьи без разрыва эмоциональных контактов с ней. Супруги, с одной стороны, должны научиться принадлежать друг другу, не теряя близости с расширенной семьей, с другой стороны — быть частью собственной семьи, не теряя своей индивидуальности. Способность пары к близким и независимым отношениям зачастую определяется тем, насколько каждому из супругов удалось стать самостоятельной личностью в родительской семье. М. Боуэн утверждает, что тех, кому не удалось обрести автономию в рамках родительской семьи, отличает эмоциональная холодность или склонность к слиянию с партнером (Боуэн М., 2005). Высокий уровень слияния супругов формируется, как правило, за счет сильного подавления индивидуальных потребностей одного или обоих супругов, что вызывает страх утраты своего «Я» и приводит к усилению напряженности в паре. Когда период идеализации партнера проходит, попытки выйти из слияния и отстоять свое «Я» могут стать источником высокого напряжения и конфликтов в паре.

Читайте так же:  Смыслы тела сэлфхарм

Успешное решение проблем в этот период способствует выработке долговременных устойчивых форм поведения, действующих на протяжении всего жизненного цикла семьи и помогающих переживать последующие семейные кризисы.

Второй семейный кризис.Второй нормативный кризис традиционно рассматривается как переходный этап жизненного цикла семьи, обусловленный фактом рождения ребенка.

Рождение нового члена семьи является событием, которое может привести к ряду трудностей. С появлением ребенка перед супругами встает необходимость снова перестраивать взаимоотношения (актуализируются проблемы иерархии, близости и т. д.), которые стабилизировались на предыдущей стадии. Возникают новые аспекты отношений с родственниками.

[3]

В это время вновь становятся актуальными проблемы внешних границ семьи. Рождение ребенка представляет собой факт объединения двух семей. Появляются новые роли — бабушки и дедушки; меняется интенсивность контактов с родительскими семьями. Брак, который в расширенной семье не признавался, либо рассматривался как временный, с рождением ребенка часто легализуется.

Третий семейный кризис.На данном этапе семья может переживать кризис, связанныq с включением ребенка во внешние социальные структуры (детское дошкольное учреждение и школа). Родители впервые переживают тот факт, что ребенок принадлежит не только им, но и более широкой социальной системе, которая также может оказывать на него влияние.

Включение детей во внешние социальные институты может вскрывать имеющиеся семейные дисфункции, поскольку характер и качество адаптации детей к новой ситуации в их жизни определяется особенностями сложившихся внутрисемейных отношений. Психологические проблемы детей, таким образом, могут выступать в качестве индикатора наличия внутрисемейных проблем.

Поступление ребенка в школу требует от семьи гибкости, выражающейся в способности принять факт приобретения ребенком нового социального статуса и поменять свои структурные параметры. За счет расширения сферы социальных контактов ребенка происходят изменения внешних границ семьи. Важным оказывается организация родителями адекватной помощи школьнику. В связи с этим они зачастую вынуждены пересмотреть распределение обязанностей в семье.

Трудности переживания данного кризиса могут быть осложнены и наличием разногласий или раскола в родительской диаде. Пара может попытаться теперь решать проблемы посредством ребенка. Он может использоваться в качестве козла отпущения, партнера в коалиции одного супруга против другого, примирителя в конфликтах, а иногда — единственного оправдания брака. К тому же если супругам не удалось договориться и выработать общую воспитательную стратегию ребенка, то это может привести к войне, в которой каждый из супругов стремится перетянуть на свою сторону ребенка. Союз одного из родителей с ребенком против другого, являясь одной из наиболее распространенных проблем существования семьи, особенно остро переживается в ее переходные (кризисные) периоды.

На переживание рассматриваемого кризиса может оказывать влияние критический период супружеских отношений, возникающий примерно между третьим и седьмым годами совместной жизни. Он связан с исчезновением романтических чувств и настроений, с появлением чувства усталости от брака и разочарованием в партнере. Снижение толерантности и терпимости супругов друг к другу в данный период, по сравнению с первыми годами супружества, расширение ролевого диапазона и появление новых областей отношений, требующих от супругов умения договариваться, обостряет протекание третьего нормативного кризиса семьи.

Четвертый семейный кризис.Данный семейный кризис связан с необходимостью семьи приспособиться к факту взросления ребенка и достижения им половой зрелости. Подростковый возраст — период вторичной индивидуации ребенка, которая, по мнению Блоса, включает в себя два взаимно переплетающихся процесса: 1) отделение или сепарация;

2) отказ от родителей, как главных объектов любви и нахождение заместителей вне семьи.

Сложность процесса вторичной индивидуации может выражаться в амбивалентном поведении подростка: он может казаться то очень взрослым, то совсем маленьким ребенком. Противоречивость процесса взросления, как правило, болезненно переживается самими родителями и вызывает полярные переживания, связанные с желаниями то чрезмерно контролировать ребенка, то поддерживать его автономность. Это является для них своеобразным испытанием в способности доверять ребенку.

Для самого ребенка подростковый возраст — весьма сложный период. Личность подростка еще не сформирована. Любое вмешательство в его жизнь вызывает тревогу и воспринимается им как угроза его целостности. Тело претерпевает изменения: девочка становится девушкой, мальчик — юношей. Как правило, на особенности переживания семьей данного кризиса оказывает влияние характер преодоления подростковых коллизий самими родителями. С позиции собственного опыта они могут стремиться оградить детей от «ошибок», допущенных ими в том же возрасте. Некоторые родители пытаются реализовать через детей то, что им самим не удалось в свое время сделать либо получить от своих родителей. Однако, чаще всего они склонны воспроизводить собственный опыт детско-родительских отношений, взаимодействуя с ребенком так же, как это делали их родители.

В любом случае в этот период семье нужно выработать соглашение по поводу того, за что может отвечать ребенок, а за что — нет, каковы теперь обязанности родителей. Этот процесс может быть очень болезненным, сопровождаться конфликтами, отсутствием взаимопонимания с обеих сторон, нежеланием считаться с чувствами друг друга, попытками родителей усилить контроль за подростком и эмоциональной отстраненностью от его реальных трудностей, непринятием его нового статуса.

Дата добавления: 2014-10-22 ; Просмотров: 1446 ; Нарушение авторских прав? ;

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источники


  1. Брестский, А.И. Самые распространенные заблуждения молодого супруга о том, каким будет первое утро после медового месяца / А.И. Брестский. — М.: АСТ, Харвест, 2017. — 349 c.

  2. Нарушевич, Руслан Консультации психолога. Семья, дети, работа. Ведическая психология. Книга 1 / Руслан Нарушевич. — М.: Ведананда, 2013. — 424 c.

  3. Леонтьев, А. А. Психология общения / А.А. Леонтьев. — М.: Смысл, Academia, 2013. — 368 c.
Семья и личностные кризисы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here