Семья с ожиданиями негативные последствия для ребенка

Сегодня обсуждаем тему: семья с ожиданиями негативные последствия для ребенка с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

2.3 Негативные последствия для ребенка.

— аномалии и патологии

Наибольший вред ЭКО может принести ребенку, возникающему в его результате. Прежде всего, резко возрастает вероятность аномалий и патологий внутриутробного развития. Ученые из американских Центров по контролю и профилактике заболеваний (CDC) под руководством Дженниты Рифхьюз (Jennita Reefhuis) сравнили распространенность 30 наиболее частых врожденных дефектов у детей, зачатых естественным путем, и у детей, появившихся на свет с помощью искусственного оплодотворения (ЭКО или ИКСИ). В исследовании были задействованы 281 ребенок «из пробирки» и около 14 000 детей, зачатых естественным путем. При этом все беременности были одноплодными.

Выяснилось, что дети, зачатые «в пробирке» в 2,4 раза чаще рождались с заячьей губой. Дефекты межпредсердной или межжелудочковой перегородки сердца отмечались у них в 2,1 раза чаще, чем у детей, зачатых естественным путем. Кроме того, у таких детей чаще возникали пороки развития желудочно-кишечного тракта: атрезия пищевода – в 4,5 раза чаще, атрезия прямой кишки – в 3,7 раза чаще[12].

Причины тому три:

1. Оплодотворение протекает не в естественных условиях. Во-первых, потому что в «пробирке» нарушается биологический алгоритм отбора половых клеток, при котором «из миллионов сперматоизоидов, содержащихся в эякуляте, зоны оплодотворения достигает, как правило, только один»[13]. Во-вторых, метод интрацитоплазматической инъекции единственного сперматозоида в яйцеклетку (ИКСИ) позволяет добиваться оплодотворения в тех случаях мужского бесплодия (крайние степени олигоастенозооспермии и обструкционной азооспермии), когда сперматозоиды в силу различных аномалий неспособны к нему. Соответственно, ребенок унаследует все те хромосомные нарушения, которые могут быть присущи этим сперматозоидам: «у мужчин, страдающих бесплодием, существует повышенный риск хромосомных аберраций. Они встречаются в 10 раз чаще, чем у мужчин с нормальной зооспермией»[14].

2. Последствия стимуляции суперовуляции. Развитие индуцированных беременностей, особенно на ранних сроках (до 12 недель) происходит на фоне высоких концентраций стероидных гормонов и их дисбаланса[15]. В этот период эмбрион формируется и развивается не в физиологических условиях, так как «гиперстимуляция яичников и поддерживающая гормональная терапия, начатая еще в лютеиновую фазу стимулированного цикла, нарушают гормональное обеспечение ранних сроков беременности, оказывают неблагоприятное действие на микроциркуляцию и маточно-плацентарный кровоток»[16]. Около 25% репродуктивных потерь приходится именно на I триместр, а «частота акушерских осложнений (угрозы самопроизвольного выкидыша, гестозов, антифосфолипидного синдрома, инфицирования плода) в 2-3 раза выше, чем при неиндуцированной беременности» [17]. И хотя к концу беременности частота акушерских осложнений снижается, современные схемы стимуляции суперовуляции в 4 раза увеличивают частоту и тяжесть акушерской патологии[18].

3. На течении беременности могут сказываться те проблемы с репродуктивным здоровьем женщины, которые и побудили ее обратиться к ЭКО. Успешная имплантация не избавляет эмбрион от тех рисков, которые могут быть обусловлены другими репродуктивными дисфункциями материнского организма.

Подводя итоги, отметим, что абсолютный риск возникновения пороков развития у ребенка, зачатого с помощью ЭКО, выше, чем при обычном течении беременности. Следовательно, люди, которые планируют прибегнуть к ЭКО, должны быть осведомлены обо всех потенциальных рисках этого метода[19].

— уничтожение человеческой жизни на эмбриональной стадии развития

1. Уничтожение «избыточных» эмбрионов. В большинстве случаев существующие технологии ЭКО предполагают оплодотворение нескольких эмбрионов, большая часть которых подвергается криоконсервации. При этом известно, что далеко не все из них будут впоследствии имплантированы матери. Это происходит по следующим причинам:

1) Низкая вероятность удачной имплантации и протекания беременности при ЭКО (1-2 на 10)[20] вынуждает прибегать к повторным попыткам, для каковых, соответственно, требуются новые эмбрионы.

2) Получение новых яйцеклеток для создания этих эмбрионов каждый раз связано с риском развития СГЯ, чреватым тяжелыми последствиями для женщины.

3) Кроме того, негативные последствия СГЯ для ребенка в процессе последующей беременности также побуждают врачей изыскивать «возможность отсрочки подсадки свежего эмбриона при стимуляции яичников с повышенной вероятностью развития СГЯ или в присутствии факторов, которые могут препятствовать имплантации, в том числе кровотечения, неподходящего состояния эндометрия, полипов или значительно затрудненной подсадки эмбриона»[21].

4) Технология криоконсервации позволяет длительное время сохранять полученные эмбрионы для перенесенной по времени или повторной имплантации.

5) В случае успешной имплантации оставшиеся замороженные эмбрионы повторно имплантируются далеко не всегда, тем самым переходя в разряд «излишних». Как отмечают исследователи, «в стандартной практике проведения ЭКО примерно в 60% случаях стимуляции и оплодотворения in vitro остаются излишние эмбрионы, подходящие для проведения криоконсервации»[22].

Судьба так называемого «избытка» эмбрионов порождает этическую и юридическую проблемы: «он может быть уничтожен, или его используют для экспериментирования или производства косметических средств, либо переносят в другую женщину» и в этом случае разделяют с его биологической матерью[23]. Хотя последний сценарий и не приводит эмбрион к гибели, он нарушает его право быть выношенным в материнской утробе.

В любом случае большая часть криоконсервированных эмбрионов обречена на уничтожение: «В лабораториях сейчас насчитываются тысячи таких замороженных эмбрионов (по данным исследования, завершенного в мае 2003 года, только в США около 400 000)»[24]. Очевидно, что при таких масштабах криоконсервации миллионы созданных врачами человеческих эмбрионов заранее запрограммированы на уничтожение.

2. Гибель при криоконсервации. При технологии криоконсервации погибает 20% эмбрионов, а последующая частота наступления беременности и рождения живых детей составляет 28% и 22% случаев соответственно (английская клиника Bourn Hall)[25]. Выделяют два основных типа физического стресса, которому подвергаются человеческие эмбрионы в процессе заморозки:

— прямое влияние понижения температуры;

— физические изменения, связанные с образованием льда[26].

3. Уничтожение эмбрионов с генетическими аномалиями, обусловленное результатами пренатальной и предымплантационной диагностики.

4. Уничтожение эмбрионов в случае их редукции при многоплодной беременности.

Технология ЭКО позволяет вовлечь в процесс создания новой жизни до 5 человек: двое заказчиков, двое доноров и суррогатная мать. При этом учитывается стремление «заказчиков» получить ребенка, но не учитывается право самого ребенка быть ребенком своих родителей, быть ими зачатым и выношенным. В том случае, если ребенок узнаёт об истории своего появления на свет, возможны тяжелые переживания и депрессии, связанные с кризисом самоидентичности. Чьих родителей он ребенок — биологических, социальных или суррогатной матери? У таких детей часто возникает желание найти тех, чьи гены они восприняли и чья любовь хранила их под сердцем во время их внутриутробного развития.

Поскольку эта информация относится к области врачебной тайны, данная ситуация может обернуться для детей «из пробирки» серьезными нравственными и душевными страданиями. Кто дал нам право обрекать их на эти страдания?

— проблема «детей загробного мира»

Технология криокосервавции эмбрионов порождает еще одну очень сложную и трудноразрешимую проблему — проблему эмбрионов, которые имплантируются «после смерти отца-донора (в случае гомологичного оплодотворения) или после того, как заказчики, как это не раз случалось, погибали в результате несчастного случая, возможно, уже оставив большое наследство будущему ребенку»[27]. В результате появляются так называемые «дети загробного мира», что происходит тогда, когда донор-отец умирает еще до имплантации или эмбрионы становятся «сиротами» еще до своей имплантации в матку, или же тогда, когда вдова выражает желание родить ребенка от семени умершего супруга после того, как его сперма была специально взята у него во время терминальной болезни[28].

Читайте так же:  Мое тело страдает за всех вас энкопрез и проблема стыда в семье

ПРИЧИНЫ СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ

Семейное неблагополучие необходимо рассматривать как самостоятельный социально-психологический феномен, выступающий как фактор девиантного поведения детей. Семейное неблагополучие — комплекс причин различного характера, связанных с нарушением выполнения воспитательной функции семьи, вызывающих деформацию личности ребенка и приводящих к девиантному поведению.

Истинной причиной неблагополучного детства является критическое положение российской семьи. Число семей, находящихся в сложной ситуации, состоящих на учете как неспособных обеспечить детям надлежащее воспитание и содержание, очень велико.

Весьма разнообразные причины, вызывающие семейное неблагополучие, взаимосвязаны и взаимозависимы. Можно выделить три группы причин неблагополучия в семье, негативно воздействующих на ребенка:

Во-первых, кризисные явления в социально-экономической сфере, которые непосредственно влияют на семью и снижают ее воспитательный потенциал.

Во-вторых, причины психолого-педагогического свойства, связанные с внутрисемейными отношениями и воспитанием детей в семье.

В-третьих, биологического характера (физически или психически больные родители, дурная наследственность у детей, наличие в семье детей с недостатками развития или детей-инвалидов). Кондрашков Н.Н. Причины и последствия семейного неблагополучия // http://sw.myalmalyk.ru/publ. — 2009. — 10 окт.

Среди объективных социально-экономических причин наиболее важны падение жизненного уровня и ухудшение условий содержания детей, сокращение социальной инфраструктуры детства и резкое снижение уровня социальных гарантий для детей в жизненно важных сферах духовного и физического развития, нерешенная жилищная проблема, дистанцирование школы от детей с трудными судьбами, резкий поворот в ценностных ориентациях общества и снятие многих моральных запретов, а также усиление влияния асоциальных криминальных групп в микросреде.

Авторитарность воспитания — стремление подчинить ребенка своей воле; категоричность суждений, приказной тон; навязывание своего мнения и готовых решений; стремление к строгой дисциплине и ограничению самостоятельности детей; использование принуждения и репрессивных мер, включая физические наказания; постоянный контроль за действиями ребенка не позволяют проявить самостоятельности, что замедляет социализацию. А также гиперсоциальность, когда родители пытаются строить воспитание по определенной (пусть и позитивной) заданной схеме, не учитывая индивидуальности ребенка, предъявляя к нему завышенные требования, без надлежащего эмоционального контакта, отзывчивости и чуткости. Вот такие просчеты в воспитании чаще встречаются в семьях социального риска. См.: Воспитательно-профилактические и правовые меры борьбы с правонарушениями несовершеннолетних, находящихся в неблагоприятной семейно-бытовой среде: дис. канд. юрид. наук, Герасимова Л.С. // — 1982. — С. 12-16.

С каждым годом возрастает число неблагополучных, в том числе и девиантных семей. Это семьи алкоголиков, наркоманов, правонарушителей и др. Наряду с общим сокращением рождаемости происходит рост числа детей, рожденных вне брака. В сложной социально-психологической ситуации оказываются также дети в семьях, находящихся на грани развода. В результате в неблагополучных семьях степень невнимания к ребенку даже сильнее, чем в детских учреждениях интернатного типа.

Нарушение психологической связи между ребенком и родителями приводит к уходу детей из семьи, их невротизации, суицидальным проявлениям, росту безнадзорности детей и влияет на криминализацию подростковой среды.

Ослабление или даже разрыв семейных связей между детьми и родителями также вызывают:

— конфликтная ситуация в семье;

— случаи жестокого обращения с детьми (физического, психического, сексуального насилия);

— отсутствие в семье благоприятной эмоциональной атмосферы;

— типичные ошибки родителей в воспитании детей;

— особенности подросткового возраста и др.

Отсутствие или недостаток в семье эмоционального и доверительного общения родителей (и, прежде всего, матери) с ребенком, теплоты и ласки приводит к состоянию психической депривации.

Таким образом, по всей совокупности причин и факторов, вызывающих семейное неблагополучие по отношению к ребенку, определяющими являются субъективные факторы и причины психолого-педагогического свойства, то есть нарушения в межличностных внутрисемейных отношениях и дефекты воспитания детей в семье. Другими словами, патогенным фактором выступает не состав и структура семьи, не уровень ее материального благополучия, а сформировавшийся в ней психологический климат. См.: Антонян Ю.М., Самовичев Е.Г. Неблагоприятные условия формирования личности в детстве. — М., 1983. — С. 20-21.

А теперь рассмотрим основные моменты характерные для возникновения и проявления семейного конфликта все трудности, с которыми сталкивается семья можно разделить по длительности и силе их действия.

1. сверхсильные раздражители. Например, смерть одного из членов социального статуса. Болезнь близкого человека и т.п.

2. длительные (хронические раздражители). К таким трудностям относятся, например физическая и психическая нагрузка в быту, на производстве, трудности в связи с решением жилищных проблем, длительный и устойчивый конфликт между членами семьи.

Самое главное последствие всех этих нарушений — это неблагоприятное влияние на психическое здоровье индивидов, которое в последствии только усугубляет нежизнеспособность семьи, состояние неудовлетворенности, нервно психического напряжения и тормозит развитие личности. Целуйко В. М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей // http://www.kontrolnaja.ru/dir/psychology. 2009. — 30 сент.

Таким образом, девиантное поведение детей (в каком возрастном периоде они бы не находились: детский, подростковый, молодежный) всегда является результатом нарушения во взаимоотношениях внутри семьи, и при работе с детьми девиантного поведения индивидуальную психотерапию и психокоррекцию необходимо сочетать с психологической социальной работой с семьёй.

Неблагоприятная для развития детей социально-психологическая обстановка в семье характеризуется следующими проявлениями: общим дефицитом общения родителей, особенно отцов, с детьми; нехваткой соответствующих возрастным особенностям детей видов общения; преобладанием в семьях авторитарно-командного стиля общения с детьми; широкой распространенностью наказаний (в том числе физических) по сравнению с различными формами поощрения и поддержки детей; завышенными требованиями родителей по отношению к детям. Астемиров З.А. Личность преступника в социально-правовом и психолого-педагогическом аспектах. — Рязань. 1976. — С. 25.

Специалисты постоянно сталкиваются с такой ситуацией, когда семьи с кризисами, имеющими хронический характер настроены не поддаваться влиянию специалистов, которые пытаются помочь. Члены таких семей как бы говоря:

— «Вы не понимаете. Никто не может помочь нам. В конце концов, вы тоже буде обвинять, ненавидеть и отвергать нас».

При таком устойчивом сопротивлении всем службам и организациям, пытающимся оказать помощь, проще всего считать такие семьи неподдающимися» и только наблюдать, как их детей перемещаю из одного учреждения или центра в другой, из одной семьи в другую, а также полагаться на служителей закона (милицию, суд, прокуратуру), которые способны принять меры, когда поведение членов семьи становится угрозой для общества. Семьи, переживающие постоянный кризис, находятся в особом состоянии страдания. Состояние кризиса является для них нормой. Одна из положительных сторон кризиса состоит в том, что в таком случае в сферу влияния на неблагополучную семью вовлекаются работники школы, социальные педагоги, специалисты разных центров, социальной защиты.

[3]

Хронически кризисные семьи всячески стремятся к тому, чтобы их ситуация была под контролем со стороны. Когда они чувствуют угрозу потери контроля, они прибегают к насилию в отношении окружающих, усугубляют своё асоциальное поведение, что провоцирует усиление контроля над ними Антонян Ю.М. Социальная среда и формирование личности преступника. — М., 1975. — С. 37..

Читайте так же:  О нелегкой работе звукорежиссера - видео

Постороннему человеку, вступающему в контакт с неблагополучной семьёй, может показаться, что семья погрязла в трясине страданий. Но для самой семьи череда этих трагедий может быть более комфортной, чем реальные перемены к лучшему или противостояние трудностям жизни. За 10 лет жизни в неблагополучной семье ребенок успевает приобрести огромный опыт асоциального поведения, психологически сломаться, твердиться в таком варианте жизненного самоопределения, которое противоречит нормам общества. Степичев С.С. Личность преступника. — М., 2006. — С. 254.

Таким образом, безусловно, рост семейного неблагополучия создает пласт хронического неблагополучия, порождает неразрешимые проблемы родителей и детей, заставляет множество семей становятся дисфункциональными из-за невозможности помощи семье. В сложившихся условиях актуальной задачей является формирование новой государственной политики профилактики семейного неблагополучия. Эта политика должна способствовать реализации прав семьи и детей на защиту и помощь со стороны государства, а также учреждений, которые по законодательству РФ призваны заниматься неблагополучными детьми и семьями.

Семья с ожиданиями: негативные последствия для ребенка

Материнство и отцовство… С каким чувством у вас ассоциируются эти слова?

О радости материнства и отцовства говорится уже очень давно. Складывается впечатление, что ребенок – это куколка в бантиках, которая пахнет розами, и которую необходимо непременно заводить.

Такое ощущение, словно речь идет не о живом маленьком человеке, имеющем свои потребности, который часто голоден, неприятно пахнет, мешает привычному укладу жизни родителей. Такого ребенка трудно любить, не правда ли? То ли дело куколка с бантиком, которую перед зачатием создает гормональное и социальное воображение.

Об идеальном ребенке в глубине души мечтает каждый родитель – о самом сильном, самом красивом, самом одаренном. Ну, или, по крайней мере, просто сильном, красивом и одаренном…

Родителям легко любить дочерей, которые «обязательно станут балеринами», сыновей, «которые будут чемпионами». Но появляется на свет у родителей обыкновенный ребенок. Что с ним делать? На сцену его не спешат звать, в школу олимпийского резерва тоже…

Встречаясь с таким «подвохом», родители чувствуют себя обманутыми. Возникает гнев на ребенка, на себя, на жизнь. И гнев тем больше, чем больше было ожиданий по поводу ребенка.

«Вариантов жизни» у ребенка, родившегося в семье «с ожиданиями», к сожалению, всего несколько.

Явно выраженное отвержение ребенка.

Родители (один или оба) открыто выражают свое раздражение буквально каждым действием ребенка, могут оскорблять его. У всех проблем, по мнению родителей, только один виновник – это ребенок.

В семье не любят ребенка, потому что «он такой неудалый, провокатор, безголовый». Родители «хорошие», ребенок «плохой».

Иногда, возможно, родители (родитель) будут испытывать вину за происходящее с ребенком. Но вскоре, чтобы защититься от нее, на первый план выйдет ярость.

Результатом такого поведения родителей является формирование ребенка-изгоя.

Пассивное (скрытое) отвержение ребенка.

Негативные мысли о ребенке стараются игнорировать и подавлять. Но в силу того, что все чувства имеют стремление быть выраженными, ребенку все равно «достается» разными способами: критика со словами «спасибо маме потом скажешь», «я же любя», насмешки, сарказм, ирония.

Формирование у ребенка неуверенности в себе – неизбежно.

Обычно такой ребенок в будущем и остается для окружающих незаметным.

Порой скрытое непринятие и отвержение ребенка родитель может маскировать излишней опекой над ним. Это своего рода компенсация. Жизнь семьи вращается только вокруг ребенка. Если ребенка укусил комар, то функционирование семьи временно парализуется…

Все действия со стороны родителей имеют своей целью сокрытие того факта, что они на самом деле не очень-то и желали именно такого ребенка. Печальным является то, что сам «опекаемый» постепенно становится инвалидом, не способным к самостоятельности. Зато у родителей есть долгоиграющее занятие – они заняты жизнью ребенка вместо того, чтобы заниматься своей.

К сожалению, такой ребенок так и не сможет научиться твердо стоять на ногах и верить в себя (пожалуй, пока «опекуны» будут находиться рядом).

Ожидания приёмных родителей и ребёнка: совпадают ли?

Ожидания приёмных родителей в отношении приемных детей формируются исходя из мотивов принятия ребенка в семью, которые не всегда продиктованы желанием помочь ребёнку, лишённому родительской заботы.

Нередки случаи, когда ребенка принимают в семью из страха одиночества, спасаясь от скуки, в надежде обеспечить себя под старость заботой благодарных детей и по другим причинам.

Детские же представления о семье формируется в основном на эмоционально-чувственном уровне, и связаны с ощущением праздника, прогулок, совместных игр.

Таким образом, ожидания от совместной жизни у родителей и детей сильно разнятся. Рассмотрим основные направления родительских ожиданий и те детские реакции, с которыми они могут столкнуться.

Он должен быть благодарен

Нередко приемные родители надеются, что в качестве благодарности дети будут их любить и слушаться, помогать во всём, хорошо учиться, будут читать книги, заниматься спортом. Но послушание, хорошая учёба, трудолюбие, аккуратность не входят в актуальные стремления приемного ребёнка. Они хотят комфорта, любви, свободы поведения, понимания, заботы и принятия их такими, какие они есть.

Ребёнок, оставшийся без кровных родителей, пытается найти причины, заставившие их оставить его, и, к сожалению, многие дети находят эти причины в себе — «потому что я плохой!» С таким убеждением ребёнку сложно принять новую семью, а особенно такую, где от него ждут пропорциональной отдачи. Ребёнка гложет не только неизбывный страх, что его обязательно снова бросят, но и чувство вины перед «благодетелями» из-за того, что он не соответствует родительским представлениям – это может проявляться в агрессии по отношению к себе или окружающим.

Семья станет счастливой

Пожалуй, к наиболее драматическим последствиям приводит надежда склеить семью «чужим» ребёнком. Такие ожидания обычно формулируют супруги, уже находящиеся на пути к разрыву, но ещё не вполне осознавшие это.

Приёмному ребёнку, взятому родителями, питающими такие иллюзии, невдомёк, какая роль и какая ответственность на него возложены. Он, в свою очередь, мечтал стать счастливым, «найдя своих» маму и папу.

Приёмный ребёнок не сможет быть «клеем» для разваливающейся семьи. Мало того, он ускорит её распад. И это может произойти очень скоро, когда начнётся период адаптации. В этот период приёмные дети буквально испытывают своих новых родителей на прочность, проверяя, насколько их любят, насколько они нужны, до какой степени их могут прощать — у приёмных детишек огромный арсенал «методов проверки», и они владеют им, не читая специальных хрестоматий и не договариваясь друг с другом.

Читайте так же:  Проблема лишнего веса и физиология

Последствия такого «эксперимента» будут нерадостными для всех участников. А в багаже приёмного ребёнка добавится масса убеждений о своей ненужности, неполноценности, виновности и никчёмности.

Будет как родной

Решение взять ребенка в семью часто посещает супругов, прошедших через годы безуспешного лечения бесплодия. И, конечно, часто сопряжено с желанием взять совсем маленького ребёнка, младенца. Тем более, что у младенца в принципе не может быть встречных ожиданий. Казалось бы — все шансы для создания идеальной счастливой семьи с «чистого листа».

Проблемы начинаются тогда, когда становятся явными какие-то генетически обусловленные непохожести. Или же ребёнок недостаточно хорошо учится в школе и явно не сможет в будущем соответствовать уровню образования своих родителей. Или вдруг выявляются неприятные болезни, которых совсем не ждали.

Родители, почти поверившие в то, что ребёнок «как» родной, не могут быть терпимыми ко всему, что в ребёнке не похоже на них или не отвечает их ожиданиям. При этом они всегда помнят, что он все же не родной. От этого они ведут себя неуверенно, тревожно. Ребёнок это чувствует, даже если от него тщательно скрывали правду, и находит свои объяснения. Всё это не добавляет открытости и откровенности в семье. Родителям сложно справляться даже с трудностями, обычными для семей с кровными детьми.

Когда ребенок становится подростком, они оказываются беспомощны перед его кризисом идентичности, не в силах принять право ребенка на знание своих корней. Стремление ребёнка узнать больше о себе воспринимается как отчуждение, неблагодарность и даже предательство.

Если же для ребёнка не делается секрета, что он приемный, но при этом любимый, близкий человек, в семье всё проходит гораздо спокойнее, и отношения сохраняют свою теплоту.

Как не разочароваться?

Попробуйте представить себя на месте ребёнка, который никогда не знал внимания взрослого, обращённого только к нему, не испытывал принадлежности к семье –попытайтесь понять его чувства.

Для ребёнка важно, чтобы члены новой семьи:

имели ожидания, соответствующие его возможностям и особенностям, и в связи с этим, старались создать условия для применения этих возможностей;

говорили о своих чувствах и могли бы обсудить чувства ребёнка;

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

умели справляться со своим плохим настроением и тревогой и помогали это сделать ребёнку;

считали ребёнка членом своей семьи.

Чуткость и такт обязательны при общении не только с приемным ребенком, но и в отношениях всех членов семьи. Эмоциональное тепло, последовательность и терпимость в становлении привязанности ребенка, с одной стороны, настойчивость и терпение в воспитании нормативного поведения, — с другой, — условия вхождения приемного ребенка в свою новую семью.

Реальные родительские ожидания, когда к ребёнку не предъявляются стандарты, когда на него не возлагается груз заветных надежд – первый шаг к счастливой семье, которую представляют себе и дети, и родители.

Нездоровая обстановка в семье: как проблемы родителей влияют на детей

Нездоровая обстановка в семье, когда родители постоянно ругаются, особенно при маленьком ребенке, несет опасную угрозу для его психического развития.

Ведь дети в первые годы своей жизни ведут себя как губки: они буквально впитывают окружающую их обстановку и принимают «правила игры» как данность, пишет Fire in spire.

По поведению ребенка, его манерам, его реакциям на те или иные факторы можно судить в каких условиях он растет.

Стоит лишь раз кому-то ругнуться при малявке – он обязательно выдаст окружающим свои свежие знания. Но если ребенок растет в условиях постоянного стресса, то он непременно перенесет модель поведения своих родителей на свои отношения со сверстниками. А другие дети могут не принять своего товарища с такими взрослыми проблемами, и тут у него начинаются недоразумения с коммуникацией.

Что вообще такое нездоровая обстановка в семье? Это не обязательно «классический» алкоголизм и скандалы с побоями. Нам кажется, что детки еще не понимают взрослых проблем и не видят, когда нас что-то грызет. Они, конечно, могут спокойно играть со своими игрушками, когда мама и папа тихо «шикают» друг на друга за закрытыми дверями кухни. Но это не значит, что они ничего не замечают и не чувствуют.

Дети прекрасно чувствуют напряжение в семье и любые проблемы взрослых непременно будут сказываться на маленьком сознании, как бы мы ни старались натягивать нежную улыбку и дежурно сюсюкать с отпрыском.

Папа, у которого проблемы на работе, будет ходить угрюм, и его мысли будет занимать только составления плана того, как сдать годовой отчет вовремя и как прокормить семью. У него не останется энергии для того, чтобы полноценно контактировать со своим ребенком. Таким образом, проблемы отца будут напрямую влиять на ребенка – он не получит свою «дозу» отцовской любви и у него образуется недостача, которую он будет пытаться компенсировать доступными ему методами. Это может быть плохое поведение и капризы, чтобы привлечь к себе внимание. Или наоборот – замкнутость и нежелание контактировать с людьми, отдавая предпочтение игрушкам.

С самого раннего возраста, ребенку крайне необходимо взаимодействие с близкими людьми. Чаще всего это мама с папой, но в некоторых семьях этот состав может варьироваться. И именно при общении с окружением у ребенка формируется его «Я» — тот образ, который он построил согласно модели его семьи. Если члены семьи могут позволить себе переносить свое настроение и свои проблемы на других «домашних», ребенок тоже начнет так делать.

Кроме этого, такое поведение может вселить уверенность, что он – не самое важное создание для родителей. Ведь что-то на них влияет сильнее, настолько, что они, погрязшие в своих проблемах, не уделяют ему необходимого количества внимания и времени. А то и вовсе подумать, что именно он виноват в их неприятностях, и тогда «здравствуй, вечное чувство вины!».

Ребенку необходимо осознание собственной важности для своих родителей (бабушек с дедушками и других самых близких людей). Прежде всего это важно для нормального психологического развития маленькой личности.

[3]

Что делать, чтобы ребенок осознавал свою значимость для вас:

Независимо от своего настроения и количества проблем, которые на вас свалились, с ребенком нужно разговаривать только ласковым тоном. Не сюсюкать, как это делают свежеиспеченные бабушки перед младенцами, а просто выработать привычку говорить с ребенком нежно. Как с маленьким взрослым, объясняя ему причины своего плохого настроения или самочувствия. Если от малыша просто отмахнуться, мол «не мешай – я устала/занята/ и т.д.», он почувствует себя на второстепенных ролях в семье. Если же он видит, что с ним считаются, как со взрослым и объясняются, когда не способны «выполнить норму» общения перед ним, дитя будет ощущать свою ценность для родителей, что, в свою очередь, будет положительно влиять на эмоциональное развитие ребенка.

Читайте так же:  Женское насилие

Детки — талантливые имитаторы, и они всегда подражают взрослым и их поведению. Малыши будут надевать на себя вещи своих родителей, красить лицо маминой помадой или с серьезным видом «водить бибику», как папа. Более старшие дети, которые успели за годы впитать поведение своих домашних и эмоциональный фон семьи, будут подражать раздражительности или холодности своих родителей. Если проблемы взрослых влияли на детей, то впоследствии, дети будут мечтать о том, что в их будущей семье «все будет иначе».

«Когда я вырасту, я буду всё-всё разрешать своим детям, и мы целыми днями будем гулять в парке», — будет говорить ребенок, которому не уделяют достаточно времени и которого постоянно просят не мешать взрослым.

Дети являются носителями дисгармонии в семье.

Часто отношение родителей к ребенку и отношение родителей друг к другу разграничивается. Ребенок может быть любим и балован вниманием, но родители не счастливы в браке друг с другом, но остаются вместе «ради детей». Такая обстановка является нездоровой для воспитания детей и влияет на младшее поколение гораздо хуже, чем развод. Детские психологи пришли к выводам, что хуже всего на эмоциональное состояние детей влияют ссоры родителей, которые предшествуют разводу, нежели сам развод родителей.

Да, дети любят обоих своих родителей и смена семейного состава всегда будет стрессом. Но, взросление в атмосфере нелюбви между мамой и папой и постоянных проблем сказывается на психике гораздо хуже, потому что ребенок очень чутко воспринимает ту эмоциональную пропасть, которая образовалась в его окружении.

Почему дети не должны брать на себя проблемы родителей?

Ребенок становится носителем семейных проблем. Он воспринимает конфликты в семье, как крушение своего маленького мира, в котором родители – гаранты стабильности.

Часто дети, не понимая причин угрюмости и плохого настроения родителей, принимают это на свой счет и страдают от этого.

Дети не могут выразить свои эмоции и переживания, и это выливается в неврологические расстройства.

Многие родители считают, что для детской психики опасно наблюдать громкие ссоры и заминают конфликты, не разрешая их. Это тоже опасно. Эмоциональное напряжение между родителями не скрыть от маленьких «детекторов лжи».

Что делать?

Нельзя оставлять неразрешенные конфликты, признавать свою вину и извиняться лишь для того, чтобы быстрее окончить ссору. Лучше поставить на паузу и продолжить диалог спокойным тоном позже, немного остыв.

В семье нельзя «дуться» и играть в молчанку. Ребенок видит открытое игнорирование одного из родителей и у него возникает внутренний конфликт.

Нельзя накапливать обиды и однажды взрываться, когда капнет последняя капля. Необходимо озвучивать причины своего недовольства по мере их поступления и совместно искать выход из ситуации.

Давить на «больное место» во время ссоры, унижать супруга. Это обязательно оставит неприятное послевкусие даже после примирения и обязательно всплывет со временем. А ребенок, услышав подобное, легко примет для себя такую модель поведения. Лучше во время конфликта говорить о своих чувствах, а не о качествах супруга.

У всех нас «жизнь не сахар» и порой мы обязаны сталкиваться с серьезными испытаниями. Но, когда мы имеем счастье быть родителями, нам стоит понимать, что семья – это единый организм. И сбой в работе любого его органа будет влиять на всех членов семьи. Если мама грустит, будет грустить и дитя. Если папа зол, ребенок будет страдать от его грубости. Если семья «болеет» — ребенок будет страдать. Потому, родители обязаны решать свои проблемы, не вовлекая в них ребенка. И выработать привычку «выключать» свою озлобленность на весь мир, когда на них смотрят самые большие и красивые в мире глаза.

Как сообщал «Обозреватель», названы способы выявления «сетевой» угрозы для детей в Украине.

Все самое интересное из жизни Меган Маркл — читайте у нас в Instagram!

Как слова родителей влияют на судьбу ребенка

Я начну с небольшого, но очень яркого и наглядного примера тому, как словом можно определить судьбу ребенка:

В гипермаркете девочка лет пяти случайно уронила с прилавка товар. Что-то разбилось. Мама стала на нее сильно кричать. Помимо того, что у нее «руки не из того места растут», была фраза: «Лучше бы тебя совсем не было!».

Ребенок до 8-ми лет, когда слышит подобное, не анализирует ситуацию. Он не размышляет таким образом:

— Ну, наверное, маме сейчас плохо. Мои бабушка с дедушкой воспитали ее таким образом, что она постоянно беспокоится о том, что о ней подумают другие люди. Бедная мама! Ее чувство вины и агрессия не дает ей в полной мере проявить ко мне любовь в этой банальной ситуации! Ведь с кем не бывает! Да. Я пожалуй, была несколько невнимательна, с кем не бывает! Но совершенно не сделала ничего плохого. По крайней мере, намеренно.

На самом деле мысль самого близкого человека о том, что лучше бы его и вовсе не было, тем более так сильно эмоционально заряженная, НЕ ПОДВЕРГАЕТСЯ КРИТИКЕ И СТАНОВИТСЯ СОБСТВЕННЫМ УБЕЖДЕНИЕМ!

Ребенок начинает думать также: «Лучше бы меня не было!»

Да, именно так. Потому что ребенок принимает все слова за правду. Всю информацию о себе он получает от родителей. Помните, «Как корабль назовешь, так он и поплывет»?

Теперь в ребенке живет программа: «Будет лучше, если меня не будет». Какое будущее у этого ребенка?

Когда я в детстве отдыхала в пионерском лагере, в нашем отряде был мальчик, который себя без конца ругал, что бы он ни сделал. Называл себя и дураком, и растяпой. За смену он сломал себе ногу. Его покусали пчелы. В скором времени я узнала, что он погиб. Несчастный случай. Как думаете, почему? Никакая не порча. Родительские послания так работают.

Поэтому, когда мы разбираем эти слова на консультации — мамы просто отказываются верить в то, что это всерьез и на самом деле так работает. Потому что им становится страшно. Они как раз хотели, чтобы их ребенок стал благополучным.

К чему приводят негативные родительские послания:

К чему приводит, последствия для ребенка

У тебя руки не из того места растут!

Беспомощность, апатия, лень, бездействие, несамостоятельность, неуверенность в своих силах.

Ребенок не имеет своего мнения. Нет интереса к познавательной деятельности. Нет инициативы. Ребенок не проявляет свои способности.

Читайте так же:  Слово - не воробей

Подавляются лидерские качества, индивидуальность, харизма ребенка. Ребенок не может проявить свои таланты.

Молчи, — за умного сойдешь!

Не будь выскочкой! Будь, как все!

Не реви, не плачь!

Отрицание чувств ребенка. Нарушается рефлексия, самоанализ. Ребенок не видит и не понимает своих чувств. Закрыта интуиция. Человек не может управлять своим эмоциональным состоянием. Негативные чувства разрушают организм изнутри (психосоматические заболевания).

Не трогай, лучше я сама все сделаю!

Ребенок перестает что-либо делать, даже когда его просят. Беспомощность, безответственность, пассивность, несамостоятельность, инфальтивность.

Что прилип, как банный лист?! Отвяжись от меня!

Ребенок теряет интерес к общению. Отстраняется, замыкается.

Ты еще мал для этого!

Инфальтивность. Окружающие будут относиться к нему, как к ребенку. Он не станет взрослым. Безответственность. Несамостоятельность. Отсутствие мотивации к действию. Ведомый. Нуждается партнере с функцией родителя.

Сравнение ребенка с другими детьми: «А вот Петя уже давно делает это. «

Комплекс «Я недостаточно хорош» Неуверенность,низкая самооценка. Стремление попадать в ожидания окружающих, чтобы заслужить любовь. Нет чувства собственного достоинства.

Как перестать обрекать ребенка на жизненный сценарий неудачника?

1. Что заставляет родителей произносить фразы, заведомо программирующие ребенка на неудачи?

[1]

1) Нас самих воспитывали наши родители, поэтому мы живем родительскими посланиями, убеждениями и установками о том, каким должен быть ребенок.

Эти установки и убеждения, нас сильно ограничивают, чтобы быть счастливыми, радостными и здоровыми. И, конечно, если мы сами не являемся счастливыми, то не можем сделать счастливыми ребенка.

Моя мама любит повторять: «Если у вас все будет хорошо, то и буду довольна». Может это хороший способ переложить на детей ответственность за свое состояние, но нет. Закономерность обратная: «Если я как мама, как женщина, человек счастлива, — я передаю своим детям послание: «Жить — это радостно, это интересно, это здорово!»

Убеждения ограничивают от того, чтобы реализовать свои мечты, чтобы жить той жизнью, которая нравится. От того, чтобы выстраивать хорошие комфортные отношения с любым человеком.

Примеры негативных убеждений или родительских посланий:

— Ты должен делать то, что говорят!

— Я лучше знаю, что тебе надо!

— Старших нужно уважать!

(А младших? Нарушение личных прав на уважение, на свое мнение, на свою ошибку, на свой опыт, нарушается поисковая активность, прерывается деятельность ребенка. Впоследствии — беспомощность, бездействие, апатия, лень)

[2]

(Нарушается природный механизм разрядки чувств. Отражается на здоровье, копятся психические травмы, чувства могут выходить не в то время, не в том месте, небезопасным образом).

— Меня пороли, и ничего, вырос хорошим человеком!

(Во-первых, мы не знаем, что было бы, если бы не пороли. Утверждение «хороший человек» тоже требует исследования. А физическое наказание ведет к накоплению агрессии и стремлению разрядиться на более слабом. Также нарушаются права на безопасность в первую очередь).

— Хороший мальчик, хорошая девочка так не поступает.

(Развивается комплекс, или как еще говорят дистресс «Я недостаточно хорош». Неуверенность, безинициативность, страх не попасть в ожидания).

Может быть в дошкольном возрасте вы еще не так акцентируете внимание на определенном поведении ребенка, но уже в первом классе родители жалуются:

— не хочет учиться;

— залипает на гаджетах;

— его ничего не интересует;

— на все реагирует протестом.

А почему? Потому что мы все это уже говорили своим детям и не по одному разу. Нужно понять, в чем корень такого поведения родителей. А корень как раз в наших убеждениях, которыми живем мы, и которыми живут уже и наши дети.

2) Когда ребенок не соответствует нашим убеждениям о том, как он должен поступать, у нас возникают негативные чувства и пропадает любовь.

Когда на консультации я прошу составить список поведения ребенка, которое раздражает, мамы без промедления, довольно легко строчат несколько страниц.

Когда задаю вопрос: «Что вы любите в своем ребенке?» — замешательство, пауза. «Ну, не знаю!»

А тогда как ваш ребенок об этом узнает? Где ваша любовь?

Когда я разговариваю с детьми, они говорят, что мама их не любит:

— Почему? — Спрашиваю я.

— Потому что кричит. Потому что ругает. Потому что не играет.

Ребенок делает вполне логичные выводы.

— Да, я все понимаю! Я знаю, что нельзя кричать на ребенка! Но я не могу! Не справляюсь с собой!

2. Как выйти из замкнутого круга ожиданий к ребенку и разочарований от реального поведения?

Если быть честной, — то это большая индивидуальная работа по исследованию собственных родительских посланий, ожиданий ваших родителей по отношению к вам, ожиданий к самой себе и к ребенку. Это работа по принятию себя, по прощению собственных родителей, по отказу от ожиданий по отношению к своему ребенку.

Тогда ваши дети не станут поступать и заканчивать ВУЗ, для того, чтобы показать вам диплом и уйти в другую профессию. Они будут проявлять интерес ко многим вещам, несмотря на то, что вам не нравятся их увлечения. Они будут самостоятельным и ответственными, потому что вы из-за собственно страха не будете контролировать каждый их шаг своими телефонными звонками.

Как проделать эту работу? Я предлагаю вам свою помощь. Это индивидуальный курс консультирования, план работы, чтобы разобраться с наследием прошлого и освободиться от негативных посланий. Это курс из 5-ти часовых консультаций. Если вам интересно, то можете записаться на консультацию.

Что вы можете сделать самостоятельно?

  1. Запишите основные моменты вашего общения с ребенком на диктофон и проанализируйте их на предмет родительских посланий.
  2. Вспомните, что говорили вам ваши родители, о том, каким должен быть ребенок, т.е. их ожидания по отношению к вам.
  3. Пропишите ваши ожидания по отношению к себе.
  4. Ваши ожидания по отношению к ребенку.
  5. Сравните списки и найдите закономерности.
  6. Сознательно убирайте из лексикона фразы с негативными посланиями.
  7. Придумайте негативным посланиям позитивную альтернативу.
Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Юлия Данилова, детский и семейный психолог.

Источники


  1. Банана, Ватсьяяна Кама с утра для игрушечных обезьянок / Ватсьяяна Банана. — М.: Питер, 2014. — 641 c.

  2. Мантегацца, Паоло Физиология наслаждений / Паоло Мантегацца. — М.: Профит Стайл, 2012. — 480 c.

  3. Леонов, Н. И. Психология делового общения / Н.И. Леонов. — М.: МПСИ, МОДЭК, 2016. — 256 c.
Семья с ожиданиями негативные последствия для ребенка
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here