Системный рэкет или как наша психика загоняет нас в порочный круг

Сегодня обсуждаем тему: системный рэкет или как наша психика загоняет нас в порочный круг с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Нам по пути

Порочный круг жертвы (мнение Уэйна Б.)


«Мы барахтаемся в этом вязком болоте, часто получая уродливое и болезненное удовольствие от этого. Патологически продолжая погружаться в меланхолию, мы можем дойти до такой стадии отчаяния, когда только забвение кажется возможным решением».

Многие из нас спотыкаются, принимая решение препоручить волю и жизнь Богу по разным причинам, наиболее распространённой из которых, по моему опыту, является коварный цикл самообмана. Позвольте мне предположить, что это – порочный круг жертвы, посредством которого мы обвиняем Бога, мир вокруг нас и его людей в наших проблемах…воображаемых или действительных.

«Здесь мы видим, как наши неустойчивые эмоции сделали из нас жертву» (12 на 12, стр.47)

Когда я смотрю на свою жизнь, для меня очевидно, что в большинстве случаев, когда у меня появлялась возможность поправиться или поправить свои дела, меня удерживал от этого и побеждал несвоевременный, в большинстве случаев вызванный мной самим, приступ эмоциональной или физической боли, депрессии, страха и так далее. Я понятия не имел, что страдал от прошлых травм в настоящем, играя роль жертвы и запуская порочный круг жертвы.

Игра роли жертвы производила особый, желанный эффект, который, казалось, нейтрализовал или подавлял влияние травмы, вытекающее из опыта, явившегося причиной травмы. Это приносило мне временное облегчение от чувств неуместности: отчаяния, безнадёжности, тщеты – тех симптомов, которые составляют «надломленный дух». Вот как выглядит порочный круг жертвы.

«Пустопорожних эмоциональных призывов редко бывает достаточно»

АА, Мнение Доктора

Когда я думаю снова и снова или рассказываю другим о событии или событиях, окружавших травматичный опыт, я невольно пытаюсь получить желаемый эффект – эффект, который проявляется в симпатии, поддержке или заботе (то есть внимании), которые я получаю от людей.

Эффект, производимый этим вниманием – это смутное чувство облегчения. Если сразу за ним не следует применения практического решения проблемы, это чувство облегчения разовьётся в необычное, непривычное, подсознательное, иллюзорное ощущение того, что я нужен, востребован и любим.

Духовная аксиома, воплощенная в этот ощущении нужности, востребованности и «любимости», включает в себя чувства, что меня принимают, понимают, считают достойным. Что свойственно людям «нормальным», другими словами, приспособленным к жизни, зрелых в поведении, функционирующих в нормальном диапозоне эмоций и живущих в ладу с собой.

Когда произведённый эффект угасает,возвращаются отчаяние, безнадёжность и тщетность, требуя внимания и облегчения и усиливая навязчивую идею чувствовать себя, вести себя и быть «нормальным». Таким образом, вовлекается фактор внутренней духовной неприспособленности – и мне нужно облегчение!

«Мои самооправдания…в конечном счёте поймали меня в ловушку алкоголизма и страданий» (12 на 12, стр 54)

В отсутствие решения (или пренебрежение им), мой ум пытается вспомнить и произвести произведённый эффект. В поисках этого эффекта, я снова говорю о том же травматичном опыте в попытке воспроизвести оригинальный эффект, а именно внимания, дающего облегчение. Говоря в терминах АА, это потребность сразу же испытать «чувство лёгкости и комфорта».

В случае, если у меня не получается получить тот уровень внимания, которого я требую, я буду говорить о другом травматичном опыте – воображаемом или реальном – в попытке возвратить внимание, необходимое для того, чтобы воспроизвести оригинальный эффект: симпатию, поддержку и заботу; что поможет невинно, но неизменно отодвинуть травму за пределы моего сознания.

Если эта попытка проваливается, я найду или помещу себя в ситуацию, где непредвиденные обстоятельства приведут к новой травме – казалось бы, не по моей вине и без каких-либо провокаций с моей стороны – и тогда я смогу говорить о новом травматичном опыте, незаметно выпрашивая знакомую реакцию, которая снова даст мне желаемый эффект.

Запутавшись в этом необъяснимом, неразрешимом порочном круге самообмана, я был приговорён к духовной изоляции, то есть был «плохо приспособленным к жизни, спасался от реальности и был явно психически ущербным» (АА, Мнение Доктора). В результате, я остаюсь инфантильным, страдающим манией величия и сильно эмоционально незрелым человеком. Разочарованный в жизни, искалеченный беспокойством, депрессией и страхом, я преисполняюсь чувствами неуместности: отчаянием, безнадёжностью и тщетностью. Я отчаянно нуждаюсь в облегчении! Вскоре я нахожу себя в спирали синдрома ложной эмоциональной зависимости. Моя трезвость ненадёжна.

«Открывая свои эмоциональные дефекты (в оригинале «уродства»), мы можем начать двигаться в сторону их исправления».

4 шаг – это наша возможность начать расти и преодолевать результаты травматичных моментов, которые мы перечисляем в нашей инвентаризации, — многие из которых мучили нас в детстве и те, которые продолжают преследовать нас во взрослой жизни. Находя, раскрывая и исправляя ошибки, которые мы делали в порочном круге жертвы, мы начинаем рассеивать отчаянную нужду жить сейчас в боли давно прошедшей травмы, и мы учимся, как избежать искушения спровоцировать или вызвать новую. Это хорошие новости!

Если вы похожи на меня, я испытывал искушение остаться в привычной боли давнишней травмы нежели встретиться с неопределённостью, которая поджидала меня в шагах 4 и 5. Но мне было сказано «жертвы не остаются трезвыми», и по собственному опыту я знал, что это было справедливое и правдивое утверждение…поэтому я сделал усилие и приступил к 4ому шагу. Мои действия по 4ому шагу показывали, что я больше не готов быть жертвой. Я был готов обрести решение, а значит, перестать быть жертвой!

Давайте поразмышляем какое-то время над идеей «Бог – либо всё, либо ничто. Бог или есть, или Его нет. Каким будет наш выбор?»

Порочный круг.

В результате возникает своеобразный порочный круг: из-за постоянного подавления мышечного компонента эмоции возникает хроническое мышечное напряжение, для того чтобы как-то это напряжение оправдать, сознанию (а оно действует по принципу: «если звезды зажигают — значит, это кому-нибудь нужно», т.е. если мышцы напряжены, значит, есть угроза или препятствие) приходится найти «опасность», которая воспринимается им — сознанием — как действительная (на самом деле это только повод для беспокойства и прикрытие для хронических мышечных блоков), оно бьет тревогу, что приводит к дополнительному увеличению мышечного напряжения. Круг замкнулся, а мы стали невротиками, которые боятся каких-то совершенно абсурдных вещей, об абсурдности которых, впрочем, сами боящиеся не догадываются, догадываются их окружающие, которые, в свою очередь, мучаются теми же проблемами, но отыскали себе иные «опасности», абсурдность которых, конечно, им отнюдь не очевидна.

В общем, все это выглядит достаточно глупо, и если бы не плачевные последствия этой глупости, то не стоило бы на этом и останавливаться. Так или иначе, но и психосоматические заболевания, и неврозы стали «приметой времени»: за одну только половину прошлого века количество страдающих неврозом выросло на земном шаре в 25 раз, а каждый второй посетитель поликлиники болеет телом не из-за тела, а из-за головы. Можно, конечно, и дальше думать, что эмоции — это только чувственная сфера, но в этом случае мы вряд ли сможем исправить сложившееся положение дел[4].

Мышечный панцирь, состоящий из хронических мышечных блоков, может быть поверхностным или лежащим глубоко, мягким, как губка, или твердым, как железо. В любом случае, его функция — защита от неудовольствия. Однако организм платит за эту защиту потерей значительной части своей способности к удовольствию. — Вильгельм Райх

Сконцентрирую внимание моего дорогого читателя на другом: поведение нашего тела, его состояние, является одним из важнейших факторов нашего психического здоровья; научиться пользоваться своим телом, привести его в порядок, избавить его от хронических мышечных блоков — задача первостепенной важности. До тех пор, пока наши мышцы страдают от избыточного напряжения (которое, правда, мы не ощущаем, поскольку привыкли к нему), до тех пор, пока наша вегетативная нервная система находится в ситуации полного дисбаланса, рассчитывать на душевное равновесие, отсутствие тревог и депрессий нам не приходится. Впрочем, это только начало. Двинемся дальше.

Восприятие — это та еще штучка!

Мы привыкли думать, что восприятие — это работа органов чувств, но в данном определении есть некоторый подвох. Воспринимаем ли мы, например, свои мысли? Сейчас вы читаете мои мысли, но вы же воспринимаете не череду черных значков, а именно то, что я здесь так настойчиво формулирую. Следовательно, если мы говорим о восприятии, то нужно думать о всех «вещах», которые нами воспринимаются. Образы сознания относятся сюда точно так же, как и образы реальных, «объективно» воспринимаемых предметов. Причем, и это я бы хотел подчеркнуть особо, наша психика не умеет делать различия между образами реальными и сделанными («вымышленными»), тут для нее все, как в детской загадке — зимой и летом одним цветом.

Куда ты смотришь, человек!

Факт этот доказан самым тщательным и научным образом. Другое дело, почему так? Когда вы смотрите на эту книгу, она же не залезает вам в голову, отнюдь. Происходит следующее: на сетчатку вашего глаза (здесь расположены рецепторы зрительного анализатора) падают фотоны, т.е. частицы света, далее эта информация переводится в нервные импульсы (осуществляется своего рода транскрипция). Последние отправляются по нервным путям в затылочную долю головного мозга, и уже там, по определенным законам, эта информация преобразуется в «видимый образ».

Однако этот последний — образ книги, воспринимаемой вами здесь и сейчас, — скроен из того же материала, что и любой другой образ, обитающий в психическом — из нервных импульсов! Как теперь отличить одно от другого?! Это совершенно невозможно! Мы привыкли реагировать на «внешние» и «внутренние» образы по-разному, но если, не дай бог, у вас случится делирий (то, что в народе называется «белой горячкой»), этот навык временно утратится, и вы будете видеть «истинные галлюцинации», т.е. отсутствующие в действительности предметы, людей, чертиков и причем точно так же, как вы сейчас воспринимаете эту книгу!

Будучи детьми, когда в нашей голове еще слишком мало собственных, изготовленных ею образов, мы, разумеется, находимся в самом непосредственном контакте с внешним миром и пользуемся своими органами чувств сполна. Однако по мере взросления в нашей голове образуется все больше и больше «внутренних» образов. Для того чтобы справиться с теми или иными стоящими перед нами задачами, нам все меньше нужны органы чувств, все больший вес и значение приобретают «внутрение образы», т.е. содержание нашей психики. Нужную дорогу мы определяем теперь не по запаху, а с помощью вывесок с названиями улиц (т.е. словами и потому «внутренними» образами), что в условиях современных мегаполисов, конечно, более результативно.

Память нельзя уподобить чтению книги, скорее, ее можно уподобить написанию книги из отрывочных заметок. — Джон Ф. Кильстрем

Действительно, нашему инстинкту самосохранения просто незачем воспринимать окружающую действительность. Если мы, не дай бог, оглохнем и ослепнем, то, в отличие от наших диких собратьев, буквально обречены на выживание (у социальных законов есть и свои преимущества, отрицать которые было бы верхом неблагодарности). Куда же направляется недремлющее око нашего инстинкта самосохранения, чем ему в таких «тепличных» условиях заниматься? Он займется «внутренними образами», придумает себе развлечение. Нам будут мерещиться конфликты с родственниками и начальством, нам будет казаться, что нас постигнет разорение, что мы оскандалимся, ошибемся в выборе, смертельно заболеем, получим удар электрическим током или «случайно» выпадем из окошка двенадцатого этажа. Вот все это мы и будем теперь смотреть, в картинках. Иными словами, наше восприятие перешло из «внешнего мира» в «мир внутренний», где ему тут же и поплохело.

Наш внутренний мир — это скопище самых разнообразных опасностей, угроз и несчастий. Вследствие нашей чрезвычайно разросшейся способности к запоминанию и абстракции количество этих «страшилок» в нашей памяти просто умопомрачительное — в прямом и в переносном смысле. Когда моя собака в молодости была слегка травмирована (больше, надо признать, эмоционально) в совершенно невинном дорожно-транспортном происшествии, она запомнила то место, где это произошло, и впоследствии избегала его всеми возможными способами. Но у нее не сформировалось страха ни в отношении автомобилей, ни в отношении дорог, ведь она не знает, не может знать, что такое «автомобиль», «дороги» и т.п. Чтобы разбираться в этом, надо обладать способностью к абстракции, которой у собак, вследствие отсутствия у них сознания, просто нет.

Кроме того, достаточно трудно представить себе домашнего любимца, который сидит перед телевизором и с замиранием сердца смотрит передачи типа «Телевизионная служба собачьей безопасности», «Собачьи катастрофы недели», «Собачий дорожный патруль» и т. п. Нет, это не собаки, а мы прильнули к телевизорам. Причем мы не только будем все это смотреть, но еще и примерим на себя, станем переживать, воображать, пугаться, а потом, как говорила одна моя знакомая, «залезем под одеяло и будем дрожать, дрожать, дрожать». Не случайно, кстати говоря, подобные передачи пользуются у публики особенной популярностью, хотя правильнее, конечно, было бы говорить, что они пользуются популярностью у нашего инстинкта самосохранения, целиком и полностью переориентировавшегося теперь с «внешних» образов на «внутренние».

Не кричите, мама, вам говорят!

В нашем раннем детстве мы, подобно братьям нашим меньшим, в основном ориентировались на «внешние» раздражители, а слова были для нас в буквальном смысле пустым звуком. Ученые исследовали то, как дети понимают поступающую к ним информацию, и выяснили, что только 7% содержания сообщений передается им смыслом слов. 38% понимания составляет информация о том, как эти слова произносятся и 55% — выражением лица. О чем говорят результаты этого исследования?

Людские деяния сильнее людей. Покажите мне человека, который совершил деяние и сам не стал его жертвой и рабом. — Ральф-Вальд Эмерсон

Если мама, доведшая себя до ручки своими же попытками вразумить собственное «чадо», говорит ребенку: «Как ты не понимаешь! Я же тебя люблю! Ты должен меня слушаться! Нельзя быть таким непослушным!», — ребенок, конечно, слышит ее слова про любовь, но их вес в общей массе информации — не более 7%. Еще 55% данного сообщения — это мамин оскал, ее искаженное судорогой лицо, сжатые кулаки. Он видит, что ее всю трясет, а потому скоро от него останутся «рожки да ножки». Оставшиеся 38% информации заключены в тоне голоса, которым произносятся мамой эти милые слова. Здесь раздражение, негодование, злоба и т.п. Понятно, что 93% «говорят» ребенку значительно больше, нежели 7%.

Странно ли, что когда мы вырастаем, то предпочитаем слушать слова нежности, отведя взгляд? Наверное, нет, не странно.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Психологический рэкет

30.03.2017, 00:31
253 просмотров В избранное Комментировать( 0 )
Читайте так же:  Работа с семьями трудных подростков

Психологический рэкет

Мое и чужое. Возможен ли психологический рэкет?

Большинство людей считают себя самостоятельными, независимыми личностями и предполагают, что они действуют в соответствии со своими желаниями и мыслями. Но очень часто это оказывается самообманом, так как бывает трудно отличить своё собственное настроение и те действия, которые мы хотим на самом деле совершить, от тех влияний, которые проходят внутрь нас и заставляют принимать чужое за своё. Это феномен содержит много граней и крайней степенью его выражения является зомбирование, состояние, которое имеет давнюю историческую традицию и продолжает существовать в тех или иных формах и в настоящее время.

В Африке человеку, которого наметили превратить в зомби, незаметно подкладывали в пищу сильный нервно-паралитический яд растительного или животного происхождения, после чего наступали все внешние признаки смерти: прекращалось дыхание, пульс, рефлексы. Родственникам и друзьям ничего не оставалось, как похоронить «умершего». Через некоторое время его выкапывали из могилы и путём особых манипуляций оживляли. Но человек, прошедший такую процедуру, уже ничего не помнил о себе, собственной воли и желаний у него не существовало. Это был послушный раб, которого можно было заставить сделать всё, что угодно. *2

Аналогичная по сути процедура превращения человека в зомби – манкурта существовала и в Средней Азии. Легенда, повествующая об этом, подробно приведена Чингизом Айтматовым в романе «Буранный полустанок»: «Манкурт не знал, кто он, откуда он родом, не ведал своего имени, не помнил детства, отца и матери, одним словом, Манкурт не осознавал себя человеческим существом. Он был равнозначен бессловесной твари и потому абсолютно покорен и безопасен».

Широко известны сказки о людях, которых заколдовали, превратили в животных, погрузили в сон, то есть тем или иным способом подчинили себе и сделали управляемыми злые колдуны и волшебники. Прекрасно это показано в сказке «Снежная королева». Осколки волшебного зеркала попали Каю прямо в сердце и в глаз. «Человек же с таким осколком в глазу начинал видеть всё наоборот или замечать в каждой вещи одно лишь дурное… Некоторым людям осколки попадали прямо в сердце, и это было хуже всего: сердце превращалось в кусок льда». И Кай совершенно изменился, он стал видеть кругом только плохое и потерял способность любить и чувствовать. После встречи со Снежной королевой он «позабыл и Герду, и бабушку, и всех родных», став игрушкой и полностью подчинившись её воле.

Читайте так же:  Почему мне не везет

Теперь рассмотрим ситуации, с которыми мы сталкиваемся часто в повседневной жизни.

Зомби в абсолютной форме, как, например, описывает Ч. Айтматов, сейчас экзотика и редкость. Более распространены изощрённые и достаточно тонкие методы подчинения чужой воле с тем, чтобы люди жили, мыслили и действовали так, как им внушают заинтересованные лица. Это, прежде всего наведённое состояние, вызванное профессиональным воздействием людей, владеющих техникой нетрадиционного гипноза и психологического манипулирования.

[2]

Существует также непроизвольное заражение чужим эмоциональным состоянием, которое начинает восприниматься как своё собственное. Но все эти виды нетрадиционного воздействия нужно отличать от проявлений природного гипноза, разновидностью которого является гипноз судьбы. Этот феномен хорошо известен профессиональным психологам.

[3]

Судьба человека, практически все события жизни и даже его смерть могут быть обусловлены той программой, которая передана от родителей или лиц, их заменивших.

По мнению американского психотерапевта Эрика Берне, каждый человек в раннем детстве решает, как он будет жить и как умрёт, и этот его план, который он носит в своей голове и, как правило, не осознаёт, называется «сценарием». Обычное поведение человека может определяться здравым смыслом, но важнейшие решения уже приняты: кем он будет, на ком женится, сколько будет иметь детей, в какой постели умрёт и кто при этом будет присутствовать. «Сценарий» формируется прежде всего под влиянием родителей, его основа закладывается в 5-6 лет, а к 18 годам он уже создан полностью!

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Все известные жизненные сценарии представлены в различных сказках и мифах. Правда, для того, чтобы увидеть в них отражение судеб конкретных людей, нужно подойти к их интерпретации достаточно нестандартно. Например, человек, получивший в «награду» от родителей сценарий «Сизифа», обречен не достигать конечного результата в своей профессии или личной жизни, а в сказке «Стойкий оловянный солдатик» явно постарается погибнуть (психологически или физически) из-за какой-нибудь женщины. Красная Шапочка же будет постоянно подставлять самонадеянных волков (то есть мужчин) в ситуации, где их ждут серьёзные неприятности от дровосеков (то есть защитников), которые всегда будут «случайно» появляться в самый критический момент и т.д.) *3

Семь порочных кругов нашей психики

Семь порочных кругов – это вовсе не семь кругов ада, которыми пугал своих набожных современников Данте. Разговор пойдёт об обычных недостатках, присущих каждому из нас. Они частенько мешают жить, но так сживаются с человеком, что у того нет никаких сил с ними расстаться.

Нельзя утверждать, что люди не понимают весь «трагизм» ситуации. Многие относятся к себе критически, а некоторые даже пытаются мужественно противостоять порочным наклонностям. Но получается не всегда и не у всех. Ведь пороки со временем перерастают в привычку и становятся второй натурой, избавиться от которой очень и очень сложно.

[3]

Итак, что же это за круги такие, которыми человек огораживает себя со всех сторон, но в то же время пытается вырваться на оперативный простор и зажить полнокровной интересной жизнью.

Первый серьёзный недостаток – лень. Некоторые умные люди утверждают, что она рождается раньше человека. Возможно это и так, ведь даже маленькие дети подвержены ей. Но как бы там ни было, а с ленью нужно бороться, так как она мешает жить. Из-за неё рушится карьера, теряется впустую время, а мечты остаются мечтами.

Читайте так же:  Почему ваши цели и желания не сбываются

Самая лучшая панацея – заниматься любимым делом. У каждого есть какое-то увлечение. Один человек может часами говорить про рыбалку, а другому и свет не мил без пропахшей машинным маслом ремонтной мастерской. Поэтому желательно искать работу по душе, а вовсе не потому, что она престижная или настоятельно рекомендуется родителями. Лень порождается душевным дискомфортом. Если человеку не хочется что-то делать, то он ложится на диван. Зато как он резко вскакивает, когда появляется перспектива заняться чем-то интересным.

К недостаткам также относится категоричность или непреклонная убеждённость в своей правоте. Дело же в том, что категоричность – первый признак ограниченности. Если человек абсолютно уверен в своём мнении и не желает слушать ничьих возражений, то о какой гибкости ума и интеллекте можно говорить. В подобных «тяжёлых» случаях следует переосмысливать жизненную позицию, менять отношения с окружающими. Но, как правило, самонадеянная личность игнорирует такие простые истины. Изменить привычное мировоззрение может лишь серьёзная психологическая встряска. Но подобные ситуации возникают в жизни очень редко.

Одним из порочных кругов является и хитрость. Человек всё время что-то выдумывает, пытается оказаться умнее других. А отчего это происходит? Объясняется всё очень просто: хитрость – один из основных признаков слабости характера. Неумение твёрдо отстаивать свою точку зрения, мужественно смотреть в лицо трудностям и приводит к определённой поведенческой специфике. Только закалив себя внутренне, можно избавиться от этого порока.

Неуёмная жажда информации также считается серьёзным пороком. В данном случае подразумевается не приобретение нужных знаний, а разные сплетни, разговоры, беседы, совершенно бесполезные для ума, но отнимающие кучу времени. Многие личности способны помногу часов кряду сидеть возле экрана телевизора и смотреть абсолютно пустые и никчемные телепередачи.

Тут нужно понимать, что в наше время развелось телеканалов, как собак нерезаных. Все они стремятся заполучить зрителей, чтобы как можно успешнее зарабатывать на рекламе. Поэтому организуются различные диспуты, беседы, обсуждения разных сторон жизни. При этом приглашаются люди с высоким общественным рейтингом, а, следовательно, у зрителей возрастает интерес к подобным зрелищам.

Но не следует забывать, что участники подобных телепередач зарабатывают деньги или ещё больше повышают рейтинг, который впоследствии также способствует появлению хрустящих купюр. А вот что получают от этого зрители? Ничего, кроме того, что время уходит, как в песок. Вот если бы за просмотр передач платили, тогда был бы смысл их смотреть. Но раз подобное не практикуется, то гораздо разумнее не забивать голову чепухой, а потратить время на что-то полезное и нужное.

Теперь давайте возьмём в руки Библию, откроем её и прочитаем: «Не сотвори себе кумира». Однако этот библейский завет выполняется лишь единицами. Основная же масса людей не может жить без идолопоклонничества. Тяга к самоуничижению поразительно живуча. Когда-то наши далёкие предки поклонялись языческим богам. Времена изменились, а традиции остались.

Можно с симпатией относиться к какому-то артисту, певцу, политику, но делать из него идола категорически противопоказано. Человека нужно уважать, но не идеализировать. Неадекватное восприятие ведёт к неадекватным поступкам, принижению собственных достоинств и необъективности. Всё это может навредить в жизни. На окружающий мир следует смотреть всегда критически. В этом случае всё будет стоять на своих местах, а не валяться где попало, создавая в мыслях хаос и неразбериху.

Изрядно портят жизнь вредные привычки. Это алкоголь, курение, азартные игры, наркотики, компьютерная зависимость и так далее. Никому не надо объяснять, к чему ведут такие пристрастия. А порождает их неудовлетворённость существующей действительностью и отсутствие чётких жизненных ориентиров. Когда у человека нет цели, он просто плывёт по течению, а там уж куда вынесет. Иногда выносит не туда, куда хотелось бы.

Бороться с вредными привычками трудно, а в отдельных случаях и не возможно. Лучше их не приобретать, а если уж приобрёл, то стараться избавиться всеми силами. Но здесь нужна воля, характер и огромное желание изменить жизнь к лучшему. А для этого в первую очередь необходимо поменять круг общения и обозначить перед собой какую-то цель, к которой следует идти, не смотря ни на что.

Эгоизм и равнодушие – вот, пожалуй, самый неприятный порочный круг человеческой психики. Себялюбие и безразличие, наплевательское отношение к интересам и заботам других людей, что может быть хуже этого. Перевоспитать эгоиста вряд ли возможно. В таких случаях говорят: «Горбатого могила исправит». Но не будем впадать в крайности. Могилу можно заменить хорошей жизненной встряской. Это когда окружающие выражают себялюбцу всеобщее осуждение и презрение. Подобные ситуации активизируют самокритику, без которой невозможно изменить свой внутренний мир.

Пороки и недостатки есть у каждого. Так уж все мы устроены, что далеки от идеала. Но если человек осознаёт тот негатив, который довлеет над его психикой, то это уже большой плюс, и существует высокая вероятность, что какой-то из кругов обязательно исчезнет.

Как защищается наша психика

Душевная жизнь человека постоянно подвергается конфликтам, которые в значительной степени омрачают наше существование. Но человеческая психика выработала целый ряд механизмов, которые не только позволяют успешно справляться с конфликтами, но и не допускать их в сознание.

Вытеснение

В теории психоанализа вытеснение это важнейший защитный механизм психики человека. От его работы зависит насколько успешно индивид сможет преодолеть внутренний конфликт. Способ действия вытеснения прост: из сознания удаляются непереносимые, иногда опасные для человека мысли и запретные желания, а затем удерживаются в бессознательном определенными психическими силами, называемыми сопротивлением.

Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд наглядно иллюстрировал механизм вытеснения следующим примером. В аудитории находится человек, который своим поведением мешает и лектору, и слушателям. Несколько сильных мужчин берут на себя функцию обеспечения порядка и выдворяют возмутителя спокойствия за дверь. Чтобы воспрепятствовать возвращению нарушителя в аудиторию возле двери выставляется охрана.

Аудиторию Фрейд сравнивал с сознанием, помещение за дверью – с бессознательным, нарушитель порядка иллюстрировал патогенные переживания, а охрана это ничто иное как сопротивление.

Невротики, по мнению Фрейда, это пример сбоя в работе механизма вытеснения, когда не до конца выведенный из сознания конфликт превращается в невротический симптом. А вот отсутствие вытеснения, согласно теории психоанализа, может привести к более серьезным патологиям, вплоть до разного рода извращений.

Расщепление

Механизм расщепления психики многим известен как раздвоение сознания. Окружающий мир для людей, использующих расщепление существует словно в черно-белом цвете – он оказывается расколот на противоположные составляющие, выражающиеся в позитивных и негативных оценках.

Читайте так же:  Гламур атакует

Взрослый человек, который не может обобщить свой внутренний опыт начинает использовать однозначные характеристики людей или явлений, зачастую меняя свои оценки. Так, сегодня он восхваляет начальника за прибавку жалования, а завтра, получив от руководителя выговор, заклеймит его последними словами.

Британский психоаналитик Мелани Кляйн отмечала, что расщепление появляется в первые месяцы жизни ребенка, когда он воспринимает материнскую грудь то как «хорошую» – удовлетворяющую, то как «плохую» – фрустрирующую. По мнению аналитика, расщепление выполняет важнейшую функцию – оно способствует формированию в ребенке способности к различению объектов и их свойств.

Шотландский психотерапевт Рональд Лэйнг обращал внимание на расщепление собственного «Я». По его мнению, есть «воплощенное» и «невоплощенное» «Я»: одно жизнеспособное и реальное, второе – отстраненное, превращающееся в стороннего наблюдателя. Именно дистанцирование от переживаний реального «Я» помогает человеку справиться с тревогой. Однако в конечном итоге инфантильный механизм расщепления должен быть преодолен путем интеграции разъединенных частей личности, а также дифференциации явлений.

Иногда у человека нет другой возможности избавиться от неприемлемых желаний, черт характера или наклонностей, как эвакуировать их – то есть, спроецировать на другого человека. Проективный механизм хорошо заметен со стороны, но редко признается самим человеком. Его лучше всего отражает библейское высказывание «в чужом глазу соринку видим в своем бревна не замечаем».

По мнению американского психоаналитика Карен Хорни присваивание собственных плохих черт другим людям это не только способ обеспечить себе душевный комфорт, но также средство переложить ответственность на окружающих. В ряде случаев, по мнению Хорни, проекция позволяет человеку отреагировать на свои агрессивные наклонности, не сталкиваясь с ними лицом к лицу.

До поры до времени такой способ защиты помогает человеку сохранить удовлетворяющее представление о самом себе, однако он может перерасти и в серьезное психическое расстройство, например, в «бред ревности» или «бред преследования».

Когда человек не хочет слышать о себе негативных оценок или не замечать травмирующих событий его психика включает еще более мощный механизм – отрицание. Исключая реальность человек тем самым избавляется от исходящих из нее беспокоящих факторов.

Очень часто при помощи отрицания субъект пытается игнорировать новую информацию, которая несовместима с положительным представлением о себе. В большей степени отрицание присуще детям – так, закрыв голову одеялом они изолируют себя от несущего угрозу окружающего мира.

В некоторых случаях отрицание является незаменимым механизмом и для взрослых, особенно после трагических событий в жизни человека, не допуская дальнейшей травматизации психики. Однако длительная психическая фиксация на механизме отрицания реальности может привести к стойкому погружению человека в фантазийный, иллюзорный мир, что ставит под угрозу его психическое здоровье.

Реактивное образование

Мы точно знаем: если мальчик дергает девочку за косички – он неравнодушен к ней. Но почему дети избегают более естественного выражения симпатии? По мнению психологов, симпатия это чувство, которое ребенку еще мало знакомо и он боится его открытого проявления, заменяя на противоположное. Так действует механизм реактивного образования.

Фрейд обращал внимание на то, что реактивное образование приходит на смену неприемлемого влечения или агрессивного чувства, которые были вытеснены. Так брат ревностно относящийся к чрезмерному, по его мнению, вниманию со стороны родителей к младшей сестре может напротив проявлять к ней мужской интерес.

Иногда, по мнению Фрейда, реактивное образование демонстрирует преувеличение нормальных черт характера. Реактивное образование очень избирательный механизм и проявляется лишь в отношении того человека, к которому возникают неприемлемые на взгляд субъекта мысли и чувства, способные разрушить любимый объект.

Благодарности

Когда на обложке значится одно имя — это неправильно, всякая книга — труд коллективный. К сожалению, я не смогу поименно перечислить здесь всех, кто так или иначе помог мне в ее написании, поэтому я заранее прошу прощения у тех, кто не будет упомянут, хотя я с благодарностью помню о том, какую помощь они мне оказали.

Конечно, наибольшие страдания выпали на долю моей нежно любимой жены — Лилии Ким, которой пришлось терпеть мое прозябание над этим текстом. Ее любовь, забота и поддержка — главное, что у меня есть.

Я искренне благодарю моего друга и коллегу — Геннадия Аверьянова. Наша с ним совместная работа по созданию «системной поведенческой психотерапии» доставляет мне исключительную радость именно по причине совместности этого труда. Кроме того, он читал эту рукопись и сделал ряд очень существенных замечаний.

Особенную благодарность я бы хотел принести главному психотерапевту Комитета по здравоохранению Администрации Санкт-Петербурга и главному врачу Клиники неврозов им. академика И. П. Павлова Оксане Евгеньевне Кашкаровой. Ее всемерное участие и поддержка обеспечили возможность моей работы.

Я благодарю всех моих сотрудников, составляющих дружный коллектив Санкт-Петербургского городского психотерапевтического центра: Марину Бухарину, Ирину Павлову, Ольгу Полетаеву и, особенно, Юлию Пчелину, которая трудится над приведением в порядок материалов моих лекционных занятий. А также врачей отделения, в котором мне посчастливилось работать, Марину Владимировну Семенову Тян-Шанскую, Екатерину Корякову, Ольгу Шандрик и всех сотрудников Клиники неврозов им. академика И. П. Павлова.

Наконец, я обращаюсь к тем, ради кого и написана эта книга, к моим пациентам, которые посещают мои занятия, используют мои рекомендации и вселяют в меня уверенность: то, чем я и мои коллеги занимаемся, очень важно.

Предисловие

Зачем я написал эту книгу? У меня было три причины. Первая, можно сказать, патриотическая: нам все время кажется, что важные открытия в любой области, а в психологии — тем более, происходят где-то там, за кордоном. Но ведь это наши ученые сделали мировую науку о «душе человека»! Воистину, нет пророков в своем отечестве! Я этих пророков знаю и хочу, чтобы о них знали мои соотечественники. И дело даже не в том, что какой-то там приоритет России не признан, бог с ними, с этими строчками политических и национальных хит-парадов. Важно другое, важно, что, когда я рассказываю об открытиях наших ученых студентам, уже практикующим врачам и психологам (я уж не говорю о простых людях!), их глаза округляются: «Не может быть!». Когда же к нам в Клинику неврозов им. И. П. Павлова приезжают американцы, канадцы, немцы, французы, шведы, индусы, то, едва завидев комнату, в которой консультировал больных Иван Петрович Павлов, они разражаются просто щенячьим восторгом! Ну, это бред какой-то… Наши ученые сделали величайшие открытия в области психологии, открытия, позволяющие кардинально изменить жизнь конкретного человека к лучшему, и нам просто необходимо об этом знать.

[1]

Без открытий И. М. Сеченова; И. П. Павлова, А. А. Ухтомского и Л. С. Выготского, ставших центральными в психологии, невозможно было бы развитие этой науки.

Вторая причина больше личного свойства. Во-первых, невозможно больше смотреть на то, что читают мои дорогие сограждане! Иногда я задаюсь вопросом: это нас держат за умственно отсталых или же мы действительно умственно отсталые? Нельзя больше читать жикаренцевых, свияшей, травинок и еще черт знает кого! Нельзя ходить по экстрасенсам и колдунам, магам и наследственным чародеям! Это просто вредно для здоровья! Но на книжных развалах абсолютный вакуум доступной и необходимой обычному культурному человеку литературы по самым важным, я подчеркиваю, самым важным вопросам: о том, «что он», «кто он» и «как он». Во-вторых, я уже достаточно, как мне кажется, написал всяких «умных книжек», которые никому, кроме узкого круга специалистов, не понятны. Теперь бы мне хотелось перейти с «птичьего языка» науки на «человеческий» и рассказать о том, что каждого человека интересует, о том, что он давно хотел спросить, но не знал, у кого. В конце концов, я думаю, всем бы хотелось знать, почему наша жизнь отнюдь не столь радужна, как это мерещилось нам в детстве.

Читайте так же:  Что такое зависть

«Живая психология” с Надеждой Резниковой

Коучинг, психология, психотерапия, гипноз…

Порочный круг наших жизненных сценариев или как создаются негативные сценарии жизни.

Мы все родом из детства. Каждый вышел из него со своим уникальным набором больших и маленьких психологических ран и шрамов. Что уж тут говорить, мы многому в детстве научились, в том числе и особой эмоциональной чувствительности к определённым жизненным вещам и ситуациям. Каждому досталась своя боль. У кого-то отец был равнодушным, у кого-то мама была холодной и критикующей, кому-то не повезло с учителями, кому-то — с деньгами, а кому-то — просто со здоровьем.

Порочный круг наших жизненных сценариев

Говоря другими словами, в каждом из нас застряла занозой в душе своя особая потребность, которая так никогда и не была по хорошему реализована. Мы цепляемся ею об разные грани своей реальности и она пронзает нас до скрежета в зуба своей невыносимой острой болью. Я не говорю о каких-то сверхъестественных потребностях. Все потребности самые обыкновенные, человеческие. Кому-то важно наконец-то быть услышанным, кому-то оценённым по достоинству, а для кого-то просто побыть в тёплых объятиях равносильно целому вселенскому счастью.

Еще в далеком-предалеком детстве, столкнувшись с душевной болью от этой всей нереализованности, каждый из нас по-своему, кое-как научился ее уменьшать, а самые удачливые — обходить и избегать. Кто-то сверхчувствительный к критике понял как быть «хорошим», «удобными», чтобы не ранится о несправедливые и жестокие слова других. Кто-то, спасаясь от отвержения, научился никогда не приближаться близко. Кто-то в любой непонятной ситуации придумал засыпать или застывать в ожидании, что опасность сама пройдёт. А сколько среди нас тех, кто не начинает или откладывает задуманное и необходимое дело, чтобы избежать ошибок и последующего наказания?! Другими словами, уже в детстве каждый из нас сформировал свои способы защиты от боли.

Так и формируется контур вполне предсказуемого сценария жизни, где человек творит свою историю в совсем небольшом диапазоне, где-то между потребностью и болью от ее нереализованности. Какая бы ни была боль — это всегда сигнал к опасности. Вот и получается, что, исходя из нашего прошлого опыта, любая ситуация, в которой возможна реализация нашей горемычной потребности, вдруг превращается для нас в опасную, по умолчанию несущую с собой боль. Боль включает все наши любимые стратегии защиты. Но защиты были созданы не для того, чтобы реализовать наконец-то потребность! Они предназначены, чтобы уменьшить или избежать боль из-за невозможности ее реализовать.

Грубо говоря, защиты — это психологическая реакция на неудачу. Именно из-за них мы попадаем в страшную беду: вместо того, чтобы реализовывать свои потребности при первой же выпавшей нам возможности, мы заранее отигрываем в своей душе их неудачу. Как только жизнь касается нашего больного места, мы будто в зомби превращаемся, слепо, однообразно включаем и проигрываем свой негативный сценарий, свой «уникальный» шаблон переживания неудачи. В беспамятстве. Неосознанно. По привычке. Бесконтрольно. Вот такой вот внутренний сугубо личный ад каждого, кто по нелепой случайности попал в этот порочный круг.

Кажется вполне естественной наша первая реакция — изменить и начисто переписать свои негативные сценарии. Кажется естественной, но в корне не верной… да и не реальной! Эти «сценарии» — отражение нашего горького опыта. Не счесть сколько раз они спасали нас и от сумасшествия, и от вопиющей незащищенности и бессилия, и от непереносимого душевного страдания. И бьюсь об заклад, они еще не раз помогут нам в наших критических ситуациях.

Сценарии не меняются. Сценарии не переписываются. Уж слишком они важное и ценное жизненное приобретение. Сценарии расширяются! Как в хорошем романе, даже если герой бежит, он всегда бежит в рамках своего сценария. Бегство — и есть основа любого негативного жизненного сценария. Но чтобы не происходило в романе, пока главный герой жив, его линию жизни можно развивать практически беспредельно долго.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Дорогой мой читатель, моей задачей сегодня было обратить ваше внимание на негативные сценарии жизни и вселить надежду во все сердца, что нуждаются в ней. Как в хорошей терапии, я никогда не даю сразу ответов, но оставляю человека в возможности самому покреативить с жизнью и посмотреть, на какие восхитительные вещи способно его осознание и к каким изменениям он сам себя готовит. А дальше уже можно поговорить о технической стороне вопроса. Напишите мне, пожалуйста, если вам интересно и важно знать, как конкретно развивать свои сценарии жизни, каких препятствий ждать на этом пути и как их обходить, тогда я с удовольствием расскажу об этом в одной из следующих статей.

Источники


  1. Солодников, В. Социология социально-дезадаптированной семьи (+ CD-ROM) / В. Солодников. — М.: Питер, 2007. — 738 c.

  2. Иванова, Ольга Сила баланса. Обретение себя и стабильного брака. Баланс тела-ума. Как научиться слушать и понимать свое тело (+ CD). Путь Четырех. Часть 1. Создайте баланс стихий в своей жизни (комплект из 3 книг) / Ольга Иванова , Ошо, Дебора Липп. — М.: ИГ «Весь», 2016. — 704 c.

  3. Светлана, Фрондзей Личностные детерминанты конфликтов в неофициальном молодёжном браке / Фрондзей Светлана. — М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2015. — 224 c.
Системный рэкет или как наша психика загоняет нас в порочный круг
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here