Ситуация и отношение к ситуации

Сегодня обсуждаем тему: ситуация и отношение к ситуации с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Жесты, проявляющие некоторые черты характера и отношение к ситуации

Тема 3. Невербальная коммуникация

Занятие 1. Невербальные средства коммуникации

Слушай, что говорят люди, но понимай, что они чувствуют.

В коммуникации человек использует пять разных знаковых систем:

Первые три традиционно относятся к компетенции лингвистики, четвертая – к невербальной коммуникации, пятая – к экстрасенсорике.

В межличностном общении невербальная коммуникация передает 65% всей информации. При выражении отношения телодвижения передают 55% информации, голос – 38%, а слова – всего 7%.

· часто употребляются неосознанно;

· воспринимаются непосредственно и поэтому сильнее воздействуют;

· передают тончайшие оттенки отношения, оценки, эмоций;

· могут передавать информацию, которую трудно или неудобно выразить словом.

На основании намеренности-ненамеренности различают три типа невербальных средств:

· поведенческие знаки (дрожь и т.д.);

· ненамеренные знаки, или самоадапторы (тереть переносицу, поправлять волосы и т.д.);

· собственно коммуникативные знаки.

[3]

Язык – это знаковая система сознательного, она реализует в речи то, что вы осознанно собираетесь в ней реализовать. А знаковая система НВК – семиотика бессознательного, она реализует те мотивы, которые находятся в бессознательном. Очень часто знаковая система НВК противоречит реальной речи.

Если человек чувствует нечто, он передает это специальными знаками, что очевидно. Интересно другое: если насильно лишить человека возможности эти знаки демонстрировать, у него в связи с их отсутствиемменяется самопсихологическое состояние. Например, если человек жестами демонстрирует негативное отношение к вам, лишите его физической возможности демонстрировать это отношение, и, возможно, ваша ситуация улучшится.

В деловом взаимодействии при интерпретации мимики особое внимание следует обращать на согласованность. Пока мимика согласуется со словесными высказываниями, мы обычно не воспринимаем ее отдельно.

Жестикуляция в деловом разговоре

Выделяют следующие группы жестов, которые предоставляют деловым партнерам самую разнообразную информацию.

Жесты, проявляющие некоторые черты характера и отношение к ситуации

Жесты Возможная интерпретация
Партнер во время разговора стремится опереться или прислониться к чему-нибудь Нуждается в поддержке, ситуация для него непонятна, не может найти нужный ответ
Человек стоя опирается руками о стол, стул и пр. Ощущает неполный контакт
Руки в карманах, за спиной либо скрещены на груди Человек замкнут
Ладони рук в поле зрения партнера по общению Человек открыт для общения
Лицо чуть наклонено вбок и опирается на ладонь или кулак Внутренний монолог, скука
Указательный палец касается носа, остальные прикрывают рот Подозрительность, скрытность, недоверие
Скрещенные руки с пальцами, плотно обжимающими предплечья (обхватывание руками) Негативно подавленное отношение к ситуации
Скрещенные руки и ноги у сидящего человека Нежелание вступать в контакт, демонстративность
Ладонь, повернутая вниз (смотрит в пол) Властность, психологическое давление на партнера
Закладывание рук за голову Уверенность в себе, превосходство над другими, доминирование

Глазаявляются самыми мощными знаками НВК:

· они занимают центральное положение;

· через зрительный анализатор проходит 87% всей информации (9% проходит через слуховой анализатор, 4% — информация, поступаемая в мозг через остальные органы чувств).

Чтобы понять состояние человека, ему необходимо смотреть в зрачок. Общаясь с человеком, попробуйте ответить на 3 вопроса:

1. Как он на вас смотрит?

2. Долго ли он смотрит?

3. Как долго он может выдержать ваш взгляд?

Если вы хотите вызвать в человеке доверие, смотрите ему в глаза не менее 70% всего времени общения – и Вы, скорее всего, добьетесь успеха.

Взгляд можно и нужно тренировать и верно выбирать. В зависимости от обстоятельств выделяюттри вида взгляда:деловой, социальный и интимный.

Деловой взгляд направлен на треугольник на лбу партнера по переговорам. Социальный взгляд направлен на треугольник, образованный глазами и ртом речевого коммуниканта. Интимный взгляд направлен на треугольник, образованный глазами и солнечным сплетением собеседника.

Обратите внимание,

если

1. При беседе вы отмечаете, что ваш партнер практически не смотрит вам в лицо (во всяком случае, значительно реже, чем обычно, а если вы ловите на своем лице его взгляд, то мгновенный). Точно можно утверждать: он не желает с вами контактировать либо испытывает чувство дискомфорта из-за необходимости дезинформировать вас.

[3]

2. Ваш партнер при беседе почти неотрывно смотрит на вас независимо от фазы диалога. Точно можно утверждать: вы представляете для него какой-то интерес. Возможные варианты: либо он изображает «удава», считая вас «кроликом», либо он испытывает к вам симпатию, либо его интерес к вам вполне деловой – он заинтересован в обсуждении с вами этого вопроса.

3. При нормальных взаимоотношениях (без выраженной личной симпатии или антипатии) партнер будет чаще направлять свой взгляд на вас в те моменты диалога, когда его сознание будет менее загружено либо когда вы будете привлекать его внимание словами-обращениями.

4. Чем напряженнее для интеллекта беседа, тем реже будут взгляды на собеседника. Чем свободнее беседа, тем чаще партнеры обмениваются взглядами (разумеется, при прочих равных условиях).

5. Если вы заметили, что в какой-то момент диалога партнер перестал направлять на вас свой взгляд, а беседа такова, что не требует от него большого интеллектуального напряжения – значит, его отношение к вам ухудшилось. Это то же самое, как если бы он отвернул корпус чуть в сторону от вас. Ищите причину его недовольства.

Вопросы для самоконтроля

1. Почему важно понимать язык телодвижений?

2. Почему язык телодвижений неоднозначен?

3. Как с помощью соответствующих жестов и позы можно попытаться снять напряженное состояние партнера?

4. Перечислите жесты, свидетельствующие об уверенном и неуверенном поведении.

Задание 1

Понаблюдайте за позами и жестами людей во время занятия, совещания, на остановке, перед началом спектакля, в транспорте. Сравните свою оценку внутреннего состояния объекта наблюдения с оценкой своего товарища. Обсудите отличия.

Задание 2

Попробуйте в течение 15 минут посмотреть латиноамериканский телесериал без звука и попытайтесь по жестам и позам героев понять, что происходит на экране.

Задание 3

В общении с друзьями приобретайте навыки подражания по позе и «отзеркаливанию» жестов. Наблюдайте за изменениями состояния собеседника.

Задание 4

Попробуйте определить настроение близкого вам человека, приняв его позу.

Задание 5

Разбейтесь на пары. Первые номера начинают рассказывать вторым о том, как они провели вчерашний день. У слушающих задание – в течение первых трех минут принять позу, подражающую позе рассказчика, и «отзеркаливать» его жесты. Затем принять произвольную позу и перестать «отзеркаливать» партнера. Потом поменяйтесь ролями. Результаты и ощущения обсудите в группе.

Задание 6

Выполняется в группах по три человека. Первый участник (А) принимает какую-то позу стоя или сидя. Второй участник (Б) встает или садится напротив и полностью «отражает», воспроизводит позу партнера А. Третий участник (В) будет «режиссером»: после того, как Б решит, что он уже в точности воспроизвел позу А, «режиссер» подойдет и своими руками исправит ошибки. Потом роли меняются.

Задание 7

Выполняется в парах. Сначала в каждой паре определите две темы для разговора, в одной из них вы должны быть изначально согласны друг с другом, в другой – не согласны.

Читайте так же:  Как научить первоклассника быстро читать

Теперь начните обсуждать в парах тему, где вы друг с другом не согласны, все время сохраняя подстройку к позе собеседника.

Вторая часть упражнения. Обсуждайте тему, где вы были согласны с партнером, но подстройки быть не должно, проследите за этим.

Задание 8

Рассмотрите картинки. Что вы можете рассказать об изображенных на них людях

Изменение своего отношения к ситуации и поведения в ней

психологические науки

  • Игебаева Фания Абдулхаковна , кандидат наук, доцент, доцент
  • Хисматуллина Регина Минияровна , магистр, студент
  • Башкирский государственный аграрный университет
  • УЛЫБКА
  • ПРЕДКОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ
  • КОНФЛИКТ
  • КОНФЛИКТОУСТОЙЧИВОСТЬ
  • ТРЕВОЖНОСТЬ
  • ТЕРПИМОСТЬ К ИНАКОМЫСЛИЮ

Похожие материалы

Согласно определению А.Я. Анцупова, конфликт – это наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия сторон.

Предупреждение конфликтов в узком смысле слова – это работа с конкретными конфликтами, т.е. деятельность участников конфликта, а также третьих лиц по устранению причин. Технология предупреждения конфликтов – есть совокупность знаний о способах, средствах, приемах воздействия на предконфликтную ситуацию, а также последовательность действий оппонентов и третьих лиц, в результате которых разрешается возникшее противоречие [1].

Предконфликтная ситуация – это возможность, а не действительность конфликта [3].

Предконфликтная ситуация обычно возникает не внезапно, а постепенно. Поэтому первый способ – это умение определить, что общение стало предконфликтным, и «вернуться» из предконфликтной ситуации к нормальному взаимодействию, а не пойти на конфликт. Главное – вовремя определить, что эмоциональный накал начинает превышать допустимый и грамотно «тормознуть» его. Мимика, покраснение лица, эмоциональные жесты, содержание речи, тембр голоса, ее темп могут служить признаками обострения спора.

Остановить или сгладить обостряющийся спор, назревающий скандал можно следующими приемами: сказать, что в чем-то прав ваш оппонент, а в чем-то правы вы, что, частенько, на самом деле и бывает; перевести тему разговора; свести проблему к шутке; если тема спора не особо и важна для вас, согласиться, уступить; отложить разрешение спора, например, на завтра (когда эмоции утихнут) сказав, что вы еще не успели всесторонне разобраться в проблеме.

Умение человека понимать партнера по взаимодействию и не идти на конфликт, если нет уверенности в том, что партнером его мотивы правильно поняты – это второй способ. Информация, которую сообщает вам партнер, иногда может существенно искажаться. Кроме этого, позиции, с которых оценивает ваш партнер, могут существенно отличаться от ваших. Именно по этим двум причинам может возникнуть спор. При осознании того, что возникает непонимание с оппонентом и различие во взглядах к проблеме, спор целесообразно избегать.

Следующий способ терпимость к инакомыслию, который также может предотвратить возникновение конфликта. Не всегда стоит доказывать партнеру, что тот в чем-то не прав, достаточно того, что вы сами осознаете это.

Но бывают случаи, при которых необходимо сообщить партнеру, что он не прав, только сделать это не при свидетелях, не показывая публично его ошибку, и т.п. Необходимо быть настойчивым, требовательным, внимательным, твердым по отношению к проблеме, к выполнению каких-либо требований дела, но отношение к человеку не должно быть таковым, к человеку оно должно быть более «мягким» [5].

Забота человека о снижении своей относительно устойчивой тревожности и агрессивности. Данное условие предупреждения конфликтов носит субъективный характер. Нынешняя социально-экономическая среда в нашей стране, в которой живет россиянин, способствует формированию у него повышенной тревожности и агрессивности, что в дальнейшем негативно влияет на взаимоотношения человека с окружающими, повышая в нем признаки конфликтности. Для того чтобы снижать тревожность и агрессивность в самом себе необходимо организовывать для себя полноценный отдых, выполнять физические упражнения, поддерживать благоприятный социально-психологический климат на работе и в семье, а также выполнять соответствующие аутогенные тренировки и т.д.

При переутомлении или перевозбуждении следует избегать предконфликтных ситуаций, управлять своим текущим психическим состоянием. Наше текущее психическое состояние изменяется в течение суток под влиянием различных факторов и обстоятельств, иногда и существенно. В течение дня на состояние психики человека влияют такие факторы как: погода, степень усталости, физиологическое состояние организма, успешность работы, общение с сослуживцами, а, следовательно, влияние отражается и на конфликтность. Каждый человек может оценить свое состояние, в котором он в данный момент находится, и учесть это с целью предупреждения конфликтов, причиной которых будет являться собственная раздраженность.

К примеру, вы – руководитель, и за полчаса до совещания, которое вы должны будете провести с подчиненными, вы зашли к начальнику для решения некоторых сложных вопросов. Но разговор с начальником сложился так, что он в ваш адрес высказал несколько замечаний, в числе которых присутствуют несправедливые и даже оскорбительные. Поскольку эти замечания для вас были неожиданными, и вы не сразу нашли, что ответить и как отреагировать, следовательно, на совещание со своими подчиненными вы пошли в подавленно-агрессивном состоянии. Произошла естественная реакция на несправедливую критику начальника – «воспламенились» негативные эмоции, которые не исчезли к началу совещания с подчиненными. Они переместились из вашего сознания в подсознание. Это означает, что если вы обоснованно накричите на кого-то из своих подчиненных, как это полагаете вы, то причиной этого «наезда», вероятно, является не вина вашего подчиненного, а негативные эмоции, которые вы выплеснули после неприятной беседы с начальником. В самом же деле, ваш крик на подчиненного предназначен начальнику, но в силу вашего подчинения начальству, достался первому – «по меньшинству». Следует не допускать и избегать таких ситуаций [4].

При общении с окружающими в течение суток нужно быть готовым к решению возникающих проблемных ситуаций путем сотрудничества, дружелюбия, компромисса или уступки. Окружающие так же, как и вы имеют собственные интересы и имеют право отстаивать их. Поэтому в процессе взаимодействия разных людей и различных социальных групп столкновение интересов – это естественно и неминуемо. Все же неизбежность разрешения социальных столкновений путем конфликтов отсутствует.

Во время общения с партнером полезно хотя бы изредка улыбаться. Улыбка отвечает за четыре следующие позитивные функции. Во-первых, она показывает, что у вас всё хорошо и все в порядке. Люди просто магнитом тянутся к тем, кто достиг успеха. Вероятнее всего, это связано с подсознательным желанием извлекать опыт достижения успеха, с желанием получить полезную информацию и т.п.

Когда у человека на лице написано, что у него проблемы, то люди стараются избегать общения с таким человеком.

Во-вторых, улыбка – это знак гостеприимности, который показывает, что человек рад собеседнику, что и облегчает решение проблем без конфликта.

В-третьих, улыбка вызывает ответную симпатию к улыбающемуся у партнера по общению.

В-четвертых, улыбка способствует уменьшению негативных эмоций, если таковые есть у улыбающегося [6].

Не ждать от окружающих слишком многого. Одним из сильнейших факторов, способствующих возникновению конфликтных ситуаций, являются негативные эмоции. По сути, негативные эмоции – это чаще всего, реакция человека на значимое и важное для него несовпадение настоящего хода развития события, с тем, на который он рассчитывал. Различают три способа: минимизации негативных эмоций: необходимо уметь четко прогнозировать возможные варианты развития событий. Чем точнее окажется ваш прогноз, тем меньше негативных эмоций у вас возникнет; при развитии хода событий желательно иметь возможность для их изменения в наилучшую сторону и, если события развиваются не так, как бы вам хотелось; следует учитывать не только наилучший, но и худший вариант, быть готовым и к нему. Если результаты не оправдают ожиданий, что часто бывает, это и будет служить причиной негативных эмоций у человека, которые ухудшат его взаимоотношения с ними. Делать добро бескорыстно – вот что нужно уметь делать, и не рассчитывать получить от него что-либо взамен. Желательно не завышать свою планку в прогнозе отношения возможных поступков окружающих.

Читайте так же:  Занять свое место или шапка по сеньке

Проявление искренней заинтересованности в партнере по общению. Данная рекомендация принадлежит Д.Карнеги. Рекомендация помогает предупредить межличностные конфликты. Стремление понять проблемы партнера по общению, желание помочь ему хотя бы советом, словесно – это и называется искренней заинтересованностью. В настоящее время люди часто нуждаются в сочувствии окружающих, которое недополучают в условиях современной достаточно сложной и трудной жизни. Интерес к проблемам собеседника должен проявляться искренне, а не наигранно и искусственно, ведь ваш партнер по общению легко почувствует «холод» по отношению к нему и его внутренним просьбам о помощи (проблемам). Данным стилем общения особенно необходимо обладать в сфере деятельности социального работника, психолога, конфликтолога.

Обладание конфликтоустойчивостью. Конфликтоустойчивость – это способность человека сохранять конструктивные способы взаимодействия с окружающими вопреки воздействию конфликтогенных факторов. Это важная черта, которая является индивидуально-психологическим условием предупреждения конфликтов. А вот личности с низкой конфликтоустойчивостью легко пойдут на конфликт из-за пустяка. Низкая устойчивость к воздействию конфликтогенных факторов – отрицательное качество человека. Руководители, социальные работники, конфликтологи – люди, работающие в данных сферах деятельности должны обладать высокой конфликтоустойчивостью. На конфликтоустойчивость влияют 4 группы факторов:

  • психофизиологические – проявляются в эмоционально-волевой устойчивости;
  • когнитивные – проявляются в качестве психических познавательных процессов человека;
  • мотивационные – проявляются в направленности личности человека и его намерениях в конкретной ситуации общения;
  • социально-психологические – отражающие социально-психологические особенности личности, стереотипы ее взаимодействия с окружающими [2].

В предупреждении конфликтов трудно переоценить роль здорового чувства юмора, поэтому не стоит забывать и о таком «способе» разрешения конфликтов. Тем самым вы сбережете и свои нервы, и нервы вашего партнера по общению, если его мотивы не целенаправленны на конфликт.

Список литературы

  1. Аниупов А.Я., Малышев А.А. Введение в конфликтологию. – Ужгород: МАУП, 1995. — 101 с.
  2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 551 с.
  3. Буртовая Е.В. Конфликтология. Учебное пособие. 2002. – 11с.
  4. Шейнов В.П. Как управлять другими. Как управлять собой: Искусство менеджера. – 2-е изд., доп. – Минск: Амалфея, 1997. – 348с.
  5. Игебаева Ф.А. О психологическом потенциале делового человека. //Современное государство: проблемы социально-экономического развития. Материалы IV международной научно-практической конференции. В 2-х частях, Ч.I, Саратов. Изд-во ЦПМ «Академия бизнеса», 2014. – С. 92 – 93.
  6. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. – М.: Экономика,1990. – 335с.

Электронное переодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Изменение своего отношения к ситуации и поведения в ней

Воздействовать на проблемную ситуацию взаимодействия можно по двум направлениям: влиять на свое поведение и воздействовать на психику и поведение оппонента. Второй способ более сложен. Рассмотрим способы и приемы коррекции своего отношения к предконфликтной ситуации и поведения в ней. Ряд субъективных предпосылок предупреждения конфликтов связан с умением человека грамотно общаться.

1. Умение определить, что общение стало предконфликтным, и ≪вернуться≫ из предконфликтной ситуации к нормальному взаимодействию, а не пойти на конфликт.

Предконфликтная ситуация возникает обычно не внезапно, постепенно. Важно вовремя определить, что эмоциональный накал спора начинает превышать допустимый, и грамотно прекратить его. Признаками обострения спора могут быть мимика, покраснениелица, жесты, содержание, темп и тембр речи. Прекратитьили сгладить обостряющийся спор можно следующими приемами: сказать, что в чем-то правы вы, а в чем-то ваш оппонент, что,кстати, обычно и бывает; свести проблему к шутке; перевести разговор на другую тему; уступить, если проблема спора не особенно важна для вас, и словесная уступка не обязывает к каким-то действиям по ее реализации; сказать, что вы не успели всесторонне разобраться в проблеме и предложить оппоненту вернуться к ее обсуждению, например, завтра (когда эмоции улягутся).

Умение понимать партнера по взаимодействию и не идти на конфликт, если нет уверенности в том, что партнером ваши мотивы правильно поняты.

Это субъективное условие предупреждения конфликтов. Сообщаемая вам партнером информация может теряться и искажаться, иногда существенно. Кроме того, партнер может оценивать обсуждаемую проблему не с тех же позиций, что и вы. Эти две причины, а не действительные противоречия между людьми, могут вызвать спор. Споров, вызванных непониманием друг друга и различными подходами к проблеме, целесообразно избегать.

Терпимость к инакомыслию

Это также может предотвратить возникновение конфликтов. Если вы обнаружили, что партнер в чем-то не прав, то не обязательно доказывать ему это. Достаточно того, что вы разобрались более глубоко по сравнению с ним и знаете это. Иногда необходимо сообщить партнеру, что он не прав, но не обязательно делать это при свидетелях, настаивать на том, чтобы он публично признал свою неправоту и т.п. Необходимо быть твердым по отношению к проблеме, к выполнению требований дела и мягким по отношению к людям.

| следующая лекция ==>
Успокаивающая материальная среда, окружающая человека. | Не требуйте от окружающих невозможного, учитывайте, что их способности к различным видам деятельности различны.

Дата добавления: 2017-03-29 ; просмотров: 251 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ИЗМЕНЕНИЕ СВОЕГО ОТНОШЕНИЯ К СИТУАЦИИ И ПОВЕДЕНИЕ В НЕЙ

Два направления воздействия иа конфликтную ситуацию: 1) влиять на своё поведение; 2) воздействовать на психику и поведение оппонента.

Способы и приёмы коррекции своего отношения к предконфликтиой ситуации и поведения в ней: 1) Умение определить, что общение стало предкоифликтиым, и вернуться из предконфликтиой ситуации к нормальному взаимодействию, а не пойти на коифликт. 2) Умение понимать партнёра по взаимодействию и не идти на конфликт, если нет уверенности в том, что мотивы правильно поняты партнёром. 3) Забота о снижении своей относительной устойчивой тревожности и агрессивности.

Способы снижения тревожности и агрессивности: 1) аутогенная тренировка; 2) Физические упражнения;3) полноценный отдых; 4) благоприятный социально-психологический климат на работе и в семье; 5) в общении с окружающими нужно быть внутренне готовым к решению возникающих проблем путем сотрудничества, компромисса избегания или уступки; 6) в ходе общения с партнёром желательно хоте бы изредка улыбаться; 7) не нужно ждать от окружающих слишком многого.

Негативные эмоции — один из основных факторов, способствующих возникновению конфликтов

Способы минимизации негативных эмоций:

· необходимо уметь хорошо прогнозировать возможные варианты развития событий;

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

· желательно иметь возможности для изменения хода событий в нужную сторону в случае, если они начнут развиваться не так, как ожидалось;

· нужно рассчитывать не только на лучший, но и на худший вариант развития событий и быть готовым к нему;

· необходимо общаться с людьми, проявляя искреннюю заинтересованность в партнёре по общению. Искренняя заинтересованность — стремление понять гроблены партнёра по общению, желание помочь ему.

Конфликтоустойчивость — способность человека сохранять конструктивные способы взаимодействия с окружающими, вопреки воздействию конфликтогенных факторов.

Четыре группы факторов конфликтоустойчивости: 1) психофизиологические — проявляющиесяв эмоционально-волевой устойчивости; 2) когнитивные — проявляющиеся в качестве психических познавательных процессов человека; 3) мотивационные — проявляющиеся в направленности личности человека и его мотивах в конкретной ситуации общения; 4) социально-психологические — отражающие социально-психологические особенности личности, стереотипы ее взаимодействия с окружающими.

Читайте так же:  Он и она разные ожидания

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 8754 —

| 7146 — или читать все.

Изменение своего отношения к ситуации и поведения в ней

Воздействовать на проблемную ситуацию взаимодействия можно по двум направлениям: влиять на свое поведение и воздействовать на психику и поведение оппонента. Второй способ более сложен. Рассмотрим способы и приемы коррекции своего отношения к предконфликтной ситуации и поведения в ней. Ряд субъективных предпосылок предупреждения конфликтов связан с умением человека грамотно общаться.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8261 —

| 7223 — или читать все.

«Если не можешь изменить ситуацию – измени отношение к ней».

Вы, конечно же, не раз слышали выражение: «Если не можешь изменить ситуацию – измени отношение к ней» в ответ на жалобы друзьям или близким на неудачи в жизни. И каждый раз впоследствии задавали себе один и тот же вопрос: «Как это сделать?». Надеюсь, прочитав написанное мною дальше, вы найдете ответ на свой вопрос.

Итак, начну с примера из жизни. Представьте, что вы на вечеринке или дне рожденья, веселитесь, танцуете, ведете непринужденные беседы, чувствуете себя счастливым, и вам кажется, что мир окрашен во все цвета радуги, но вдруг под конец вечера вы обнаруживаете пятно на своей одежде (платье, рубашке), что же происходит дальше.

А происходит следующее, вам кажется, что весь вечер испорчен, все видели ваше пятно, и никто не сказал вам о нем, скорее всего, смеялись, обсуждая, как вы можете ходить с таким пятном. Все цвета радуги смешались, стали тем самым пятном, которое вы обнаружили. Вы сами нагнали на себя ненастные мысли, так почему же не посмотреть на эту ситуацию совсем с другой стороны. Возможно, никто не видел гадкого пятна на вашем платье или рубашке, поэтому ничего и не сказал, к тому же вы можете подбодрить себя тем, что даже грязное платье не помешало вам провести прекрасно вечер и быть на высоте.

Если мы способны превратить приятный вечер в неприятный, почему же не сделать наоборот. Возможно, это покажется вам смешным и глупым, но если это поможет вам изменить отношение и проще отнестись к ситуации, то почему бы не превратить неприятные ощущения хотя бы в нейтральные, если не в приятные.

В сумасшедшем ритме нашей жизни у нас не всегда есть возможность спрятаться от всех в сложные для нас периоды жизни, перевести дух и вернуться назад отдохнувшим, не всем хватает средств, чтобы слетать в выходные на море и т. д.

Что же делать? Как изменить ситуацию?

Для начала вспомните времена, когда вы чувствовали себя счастливым, вам было хорошо и комфортно, вспомните, какие предметы окружали вас, какая играла музыка, какая была погода, восстановите в своей памяти все мелочи тех дней. Раскрасьте эту картинку, сделайте цвета яркими, насыщенными. Теперь подумайте, чем отличается эта картинка от картинки настоящей, какие эмоции вы испытывали, что можно сделать, добавить или убрать, чтобы изменить картинку и вернуться к тем приятным эмоциям и чувствам, которые вы испытывали раньше. Поймите, что жизнь неповторима и все в ваших руках. Запомните картинку, где вам было хорошо, зафиксируйте ее в памяти. Вы можете возвращаться туда, чтобы отдохнуть, когда вам снова станет плохо, и вы не будете знать, что вам делать.

Часто ли вам намеренно приходилось изменять яркость возникающих картинок в вашем сознании, часто ли приходилось возвращаться в приятные моменты жизни, чтобы намеренно менять свои чувства?

[1]

Большинство из нас позволяет своему мозгу показывать нам любую картинку, а мы в ответ чувствуем себя либо хорошо, либо плохо. У каждого из нас есть как хорошие, так и плохие воспоминания, разница лишь в том к каким из них мы чаще возвращаемся. Мы в состоянии избавиться от отрицательных эмоций, если действительно этого захотим.

Очень часто мы думаем, что есть ситуации, которые изменить невозможно, при этом мы не предпринимаем никаких шагов навстречу изменениям. Возьмите ручку и листок бумаги и выпишите все претензии и мысли к работе, семье, друзьям. Посмотрите, что можно изменить, меняйте, не можете сразу – меняйте постепенно, не хотите менять, посмотрите на ситуацию с другой стороны, может она и не так страшна, как вам кажется, окрасьте ее в яркие цвета, отнеситесь к происходящему с чувством юмора и вам станет намного легче.

Чтобы поднять себе настроение купите себе какую-нибудь безделушку, которая поднимет настроение, либо наденьте яркий шарфик или шапочку, вы сразу почувствуете себя более уверенно и комфортно. Запишитесь в спортивную секцию, на танцы, составьте список развлечений по неделям, чаще проводите время с друзьями – копите положительные эмоции и тогда для вас не составит труда окрашивать яркими красками негативные для вас ситуации и смотреть на них с другой стороны.

Итак, помните, все зависит только от вас, если вы способны испортить себе настроение из-за мелочи, то точно так же вы можете отрицательные эмоции заменить положительными — «У медали две стороны»! И вы должны это увидеть.

Жесты, проявляющие некоторые черты характера и отношение к ситуации

Жесты Возможная интерпретация
Партнер во время разговора стремится опереться или прислониться к чему-нибудь Нуждается в поддержке, ситуация для него непонятна, не может найти нужный ответ
Человек стоя опирается руками о стол, стул и пр. Ощущает неполный контакт
Руки в карманах, за спиной либо скрещены на груди Человек замкнут
Ладони рук в поле зрения партнера по общению Человек открыт для общения
Лицо чуть наклонено вбок и опирается на ладонь или кулак Внутренний монолог, скука
Указательный палец касается носа, остальные прикрывают рот Подозрительность, скрытность, недоверие
Скрещенные руки с пальцами, плотно обжимающими предплечья (обхватывание руками) Негативно подавленное отношение к ситуации
Скрещенные руки и ноги у сидящего человека Нежелание вступать в контакт, демонстративность
Ладонь, повернутая вниз (смотрит в пол) Властность, психологическое давление на партнера
Закладывание рук за голову Уверенность в себе, превосходство над другими, доминирование

Глазаявляются самыми мощными знаками НВК:

· они занимают центральное положение;

· через зрительный анализатор проходит 87% всей информации (9% проходит через слуховой анализатор, 4% — информация, поступаемая в мозг через остальные органы чувств).

Чтобы понять состояние человека, ему необходимо смотреть в зрачок. Общаясь с человеком, попробуйте ответить на 3 вопроса:

1. Как он на вас смотрит?

2. Долго ли он смотрит?

3. Как долго он может выдержать ваш взгляд?

Если вы хотите вызвать в человеке доверие, смотрите ему в глаза не менее 70% всего времени общения – и Вы, скорее всего, добьетесь успеха.

Взгляд можно и нужно тренировать и верно выбирать. В зависимости от обстоятельств выделяюттри вида взгляда:деловой, социальный и интимный.

Деловой взгляд направлен на треугольник на лбу партнера по переговорам. Социальный взгляд направлен на треугольник, образованный глазами и ртом речевого коммуниканта. Интимный взгляд направлен на треугольник, образованный глазами и солнечным сплетением собеседника.

Читайте так же:  Вторичная травматизация после авиакатастрофы

Обратите внимание,

если

1. При беседе вы отмечаете, что ваш партнер практически не смотрит вам в лицо (во всяком случае, значительно реже, чем обычно, а если вы ловите на своем лице его взгляд, то мгновенный). Точно можно утверждать: он не желает с вами контактировать либо испытывает чувство дискомфорта из-за необходимости дезинформировать вас.

2. Ваш партнер при беседе почти неотрывно смотрит на вас независимо от фазы диалога. Точно можно утверждать: вы представляете для него какой-то интерес. Возможные варианты: либо он изображает «удава», считая вас «кроликом», либо он испытывает к вам симпатию, либо его интерес к вам вполне деловой – он заинтересован в обсуждении с вами этого вопроса.

3. При нормальных взаимоотношениях (без выраженной личной симпатии или антипатии) партнер будет чаще направлять свой взгляд на вас в те моменты диалога, когда его сознание будет менее загружено либо когда вы будете привлекать его внимание словами-обращениями.

4. Чем напряженнее для интеллекта беседа, тем реже будут взгляды на собеседника. Чем свободнее беседа, тем чаще партнеры обмениваются взглядами (разумеется, при прочих равных условиях).

5. Если вы заметили, что в какой-то момент диалога партнер перестал направлять на вас свой взгляд, а беседа такова, что не требует от него большого интеллектуального напряжения – значит, его отношение к вам ухудшилось. Это то же самое, как если бы он отвернул корпус чуть в сторону от вас. Ищите причину его недовольства.

Задание 9

Рассмотрите картинки. Что вы можете рассказать об изображенных на них людях.

:

Зверинцев А.Б. Коммуникационный менеджмент. СПб., 1997.

Панфилова Л.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. СПБ 1999.

Миннуллина Э.Б., Тайсина Э.А. Теория коммуникации с элементами семиотики. — Казань, КГЭУ, 2003

Конецкая В.П. Социология коммуникации. М., 1997.

Почепцов Г.Г. Теория и практика коммуникации. М., 1998.

Профилактика конфликтности: изменение своего отношения к проблемной ситуации.

Конфликтология

Управление конфликтом. Технологии предупреждения конфликта.

2.Рассмотреть пять основных балансов, сознательное или неосознанное нарушение которых может привести к конфликтам. Оформить в виде таблицы.

Профилактика конфликтности: изменение своего отношения к проблемной ситуации.

Изменению отношения к существующей ситуации и последующему изменению своего поведения способствует следование следующим правилам:

1. Контроль и мониторинг динамики эмоциональных состояний взаимодействующих субъектов с целью отслеживания появляющихся симптомов предконфликтной ситуации. Этими симптомами могут быть:изменение модуляции речи (повышение голоса);усиление жестикуляции;изменение цвета лица общающихся людей (покраснение или бледность);изменение предмета общения; мимика лица и другие.

Контроль заключается в своевременном позитивном воздействии на участников, изменении содержания или эмоциональной напряженности встречи, просьбе о перерыве и так далее.Весьма эффективной формой предупреждения конфликтов является юмор. Юмор представляет собой разновидность разрядки напряженности, которая позволяет “выпустить пар”, вызывает чувство удовлетворенности и способствует разрешению проблем.В результате противоречие не исчезает, но острота взаимодействия заметно ослабевает.

2. Избегание недопонимания, вызванного неясностью истинных мотивов поступков друг друга. В любой ситуации взаимодействия, особенно в проблемной, следует стремиться к ясности мотивов поведения всех заинтересованных сторон. Не стоит полагаться исключительно на свою интуицию и знание человеческой природы и конкретного оппонента, поскольку, как правило, это приводит к искаженному восприятию ситуации и может спровоцировать конфликт.

3. Следует отделять отношение к проблеме и отношение к людям; свою позицию в противоречивой ситуации от позиции по отношению к участникам взаимодействия. Твердость следует проявлять в отношении проблемы, а в отношении людей – гибкость и терпимость к отличным от Вас личностным проявлениям.

4. Управление ситуацией начинается с управления собой. Каждый уверенный в себе человек должен проявлять заботу о своем психическом здоровье и своевременно снимать последствия напряженной жизни, усталости и стресса (тревожность, психологическое напряжение, немотивированную агрессивность и др.). Иначе собственный организм сыграет с Вами злую шутку, вынудив видеть мир через призму своих психических проблем, которые в любую минуту могут стать причиной конфликта с окружающими людьми.

5. Признайте тот факт, что в центре мироздания находитесь не Вы с Вашими интересами. Другие люди также имеют собственные интересы и стараются реализовывать их по мере возможности. Признание этого факта закономерно помогает выработать психологическую готовность к взаимодействию с людьми и решению общих проблем в соответствии со здравым смыслом.

Позиции восприятия и осмысление ситуации

Взгляд на ситуацию с разных позиций восприятия
скачать видео

Например, есть ли проблема вообще? Страшно или нет то, что мы видим? Ужасно ли то, что нам предстоит? Какая катастрофа случится, если мы не сдадим этот экзамен?…

Или – путаются в понятиях, неверно представляют мотивы (свои или чужие), делают неверные выводы, не определились с тем, что же они хотят. См.→

Адекватное и полное видение происходящего возникает тогда, когда клиент с помощью психолога использует для анализа происходящего все основные позиции восприятия: как это вижу я – минус шаблоны и неадекватные верования↑; чего я действительно хочу↑, плюс как видят происходящее и чего хотят другие участники ситуации↑; как эта ситуация выглядит объективно со стороны↑; откуда эта ситуация проистекла и к каким последствиям может привести↑. Как эту ситуацию можно рассматривать с позиции сильного и любящего человека↑?

Взгляд на одну и ту же ситуацию с разных позиций восприятия кардинально меняет и ее видение, и связанные с этим видением эмоции и переживания. Например,

Не поцеловал

Ситуация: муж торопится, вылетел, не попрощался, не поцеловал. И что это значит?

По позициям восприятия:

  • Шаблон. Как правило, взгляд эгоиста: «Забыл – значит не уважает. Не поцеловал – значит, не любит».
  • Первая позиция (Я-восприятие): Касается ли это моих целей? Если я была занята кашей и он меня не отвлёк – ну и замечательно. Если я хотела его поцеловать, то это я хотела – и я его поцелую, когда он придёт.
  • Вторая позиция (Ты-восприятие): Он так торопился, что даже меня не поцеловал. Радость моя!
  • Третья позиция (Сторонний наблюдатель): Ничего не значит. Мир – это поток нейтральных событий. Ничего серьёзного не произошло: муж просто торопился.
  • Четвёртая позиция: (Мы-восприятие): Он побежал на работу, заботится о нас! Любимый мой!
  • Пятая позиция (Взгляд с позиции системы): Мой муж работает для людей, и это очень важно. Горжусь своим мужем.

Кто заварит чай?

Позиция № 0. Шаблон. «Человек естественный». «Ну ты же лежишь и ничего не делаешь, а нам пообщаться надо! И кроме того, вкусный ужин ведь я приготовила, ну неужели нельзя такую малость сделать — чай заварить!». Что чувствую: эмоции: возмущение, гнев, раздражение, обида

Позиция № 1. Мои интересы. Про себя: «Ну вот, совсем ничего уже делать не хочет, только лежит». Что чувствую: раздражение, сержусь и фыркаю. Фактически: натягиваю на себя маску «и сама все сделаю, но чай пить не приходи!» иду и фильтрую воду, кипячу чайник, завариваю чай.

Позиция № 2. Я в позиции ДРУГОГО. Он с дороги, наверное, еще в себя толком не пришел, ладно уж, сама все сделаю. И его позову, (забота, слегка снисходительное отношение).

Позиция № 3. Ничего личного! Папа вчера приехал, уезжал в ночь, в поезде, наверное, не выспался — выглядит уставшим, да и давление, наверное, высокое. Что чувствую: понимание, легкая тревога за его здоровье.

Позиция № 4. Мы все вместе. Папа вчера приехал, возился там, помогал сестре и ее мужу с ребенком, Надю учил машину водить, в гараже полки какие-то делал. Устал, наверное, да и здоровье у него уже в его 70 лет не ахти. Какой он все-таки еще ответственный и активный в своем возрасте, а ведь ему трудно! Пусть отдыхает. Что чувствую: легкая тревога о здоровье, забота, сочувствие.

Читайте так же:  Развод в зрелом возрасте

Позиция №5. Я-Ангел. Не дожидаясь папиного ответа, предлагаю сама заварить чай, мне это сделать легко, я соскучилась, пообщаемся все вместе за столом, я и папины любимые мармеладки купила. Что чувствую: радость от того, что могу позаботиться о близких и собрать их вместе за столом.

Садилась за написание текста действительно огорченная. Как только дошла до 3-й позиции — мне уже стало стыдно. К четвертой позиции поняла, что то, что я все равно сделала (пошла и приготовила чай) можно было сделать без всей этой обиженной мимики и фырканья, что снизило ценность. Вывод: Это упражнение для меня нужно встроить в жизнь, очень хорошо помогает переключить отношение к человеку и к ситуации, посмотрев на нее со всех сторон. Надо взять в контракт!

Дорога в аэропорт

Девушка поехала в командировку в другой город. Большой чемодан с вещами, две сумки с реквизитом, сумка с ноутбуком и периферией, принтер, очень-важный-сундучок и две руки на всё. А в городе четвёртый день метель, при этом дороги не чистят по определению. Просто потому, что там не принято чистить дороги. Кроме главной, имени В.И. Ленина.

[2]

И вот, подошла к концу командировка, пора в обратный путь. Вызвать такси. До самолёта уже не так много времени, а такси задерживается. Наконец, подъезжает старый разбитый логан. И девушка смотрит на большой чемодан с вещами, две сумки с реквизитом, сумку с ноутбуком и периферией, принтер, очень-важный-сундучок и две руки на всё, после весьма скептично окидывает взглядом логан. Появляются первые сомнения. Таксист сидит в машине, и вылезать под снег явно не торопится. Наконец, после просьбы помочь, нехотя выбирается из машины и открывает захламлённый багажник, стоит рядом. Мол, закидывай. А помочь? С гримасой вселенской скорби помогает. Наконец, они едут в аэропорт. При этом, на всём протяжении пути водитель недовольно ворчит, комментируя свои действия, девушку, погоду, власти и мир в целом. И

. и приходит время нулевой позиции восприятия, время слепоты шаблона:

Где-то внутри начинает разрастаться волна раздражения, гнева, желания убить этого опоздавшего ворчуна. Дать локтём по горлу, переломать пару рёбер, избить всю машину этим ворчливым организмом. Впасть в ярость, наслушавшись таксиста, не выдержать, устроит ему скандал. Впрочем, конфликт можно начать и раньше, ещё у подъезда! Только к дому подъедет старый логан, сразу начать выпады: «Почему машина такая маленькая?», «Почему опаздываешь?», «Дверь мне открой, я тебе плачу!», «Ты ещё и куришь в машине? Открой окно, не хочу здоровье портить!» Пассажир раздражён (много вещей, машина опоздала, подали маленькую, настроение такое, и вообще встал не с той ноги) и сделает, что привык. Эскалация конфликта обеспечена.

А может быть и иной шаблон, шаблон забитого человечка. И будет пассажир кляня себя сквозь зубы, молча грузить багаж в машину, с безнадёжностью в душе молча слушать таксиста (“Что за судьба у меня такая? Ну почему всегда я?”) и будет грызть, грызть, грызть себя.

В первой позиции восприятия пассажир знает, что хочет, и будет заботиться лишь о своих интересах:

Все действия направлены на обеспечение интересов пассажира. Если нужно — вопреки нуждам или желаниям собеседника, в данном случае — водителя:

“Помоги мне загрузить вещи в багажник”.
“Смотри, как ставишь, хрупкие вещи”.
​“Поехали. Включи радио, я хочу послушать прогноз погоды, хватит бурчать”.

Во второй позиции восприятия пассажир будет оценивать эту ситуацию с позиций водителя, войдёт в его положение:

Пассажир вчувствуется в состояние водителя, войдёт в его положение, разделит в первую очередь его интересы: сколько часов подряд водитель не вылезает из этой машины? А вдруг она для него как камера? И получает явно какие-то копейки. Рублей сто с поездки. На дворе раннее утро, ещё почти ночь. Холодно, темно, снег метёт. Конечно, я понимаю его раздражение. Он устал, он может быть раздражён. И то, что он не хочет вылезать из тёплой машины в холод, чтобы помочь с вещами, мне понятно, я это принимаю.

В третьей позиции восприятия складывается объективный взгляд на совокупность по отдельности нейтральных событий, приведших к какому-то результату.

Пассажиру подали маленькую машину, т.к. пассажир не уточнил, что у него с собой много багажа.

Водитель не помог погрузить багаж в машину, он был уставший, а на улице — холодно.

Да, дороги не расчищены, путь до аэропорта занял больше времени, чем было запланировано.

Пассажир успел на рейс, благополучно улетел.

В четвёртой позиции восприятия происходит учёт всех факторов, делаются выводы, ситуация окидывается объективным взглядом:

Мне подали маленькую машину. Значит, в следующий раз следует учесть количество багажа и при необходимости заранее заказать машину побольше.

Оказалось, в этом городе не чистят дороги. Полезно будет узнавать больше о местах, куда я лечу. Зная особенности, будет легче организовать путешествие.

Водитель не выходит из машины, не делает попыток помочь? А мне нужна его помощь? Да, так я быстрее сделаю своё дело, добьюсь цели — улететь. Значит, мне следует вежливо попросить его помочь погрузить вещи, принять его ворчание.

Памятка на будущее: а если водитель не смог бы помочь? Мне нужно заказывать такси более заблаговременно.

В пятой позиции восприятия я буду там, где я нужен. При этом может быть, что моё присутствие не будет оценено сразу, или не будет оценено вообще.

Я живу будущим. Где я нужен сейчас? В своём родном городе. На работе меня ждут дела, дома — родные. Мне пора покинуть этот город. Здесь я уже сделал, что должно.

Если мне нужна помощь водителя, чтобы вовремя улететь, значит, я её организую. Также я учту на будущее все задачи, с которыми столкнулся, чтобы в следующий раз сделать всё лучше, быстрее.

Если водителю нужно, требуется сорвать на ком-нибудь свою злость, что же, пусть говорит. Жаль, если он не умеет жить иначе.

Разбор конфликта

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Разбор конфликта делается для того, чтобы найти возможности им управлять: его предупредить, потушить или выиграть. Рекомендуемая схема разбора – позиции восприятия. См.→

Источники


  1. Диана, Ричардсон Сердце тантрического секса. Уникальный путеводитель к любви и сексуальной радости / Ричардсон Диана. — М.: София, 2011. — 554 c.

  2. Зацепин, В. О жизни супружеской / В. Зацепин. — М.: Молодая Гвардия, 2012. — 144 c.

  3. Слотина, Т.В. Психология любви, или Какого цвета ваша личность? / Т.В. Слотина. — М.: Питер, 2013. — 341 c.
Ситуация и отношение к ситуации
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here