Сказкотерапия для застенчивых подростков

Сегодня обсуждаем тему: сказкотерапия для застенчивых подростков с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Сказки.Рассказы.Стихи

Терапевтические сказки.Сказкотерапия для детей

У психологов существует много способов для лечения детских комплексов и страхов, но один из самых любимых форм работы является сказкотерапия. Именно при помощи сказки дети в игровой манере могут избавиться от страхов, побороть боязнь, стать уверенным и самостоятельным.
Решить проблемы и справиться с возникшими жизненными трудностями помогут терапевтические сказки. Они гораздо результативнее всяческих уговоров родителей. Хорошая сказка на самом деле творит настоящее чудо.
Терапевтические сказки для младших школьников помогут бороться с различными трудностями, связанными с учебой и общением с одноклассниками (сверстниками). Примерный возраст ребенка: 5-11 лет.
Так откуда же появляются детские страхи? Может, вылезают темной ночью из ящика с игрушками или из стенного шкафа? Дети часто фантазируют и придумывают их подобным образом. В темной детской комнате страх может притаиться везде. И под одеялом, и под кроваткой, и за батареей. Существует много способов борьбы со страхами, но сегодня мы рассмотрим те сказки, которые каждый родитель может прочитать или рассказать своему малышу дома.

Психологи выделяют страхи по возрастам:

2-3 года дети испытывают ночные страхи, боятся животных;
в 4 года пугаются сказочных персонажей и насекомых;
в 5-6 лет катастроф, школы, пожаров, несчастий;
в 7-8 лет — умереть и смерти близких.

Еще в древности считалось, что сказка лечит душу человека. А еще сказка учит жизни, и в сказочной форме свою проблему легче увидеть и принять (не так обидно, не так больно). Множество авторов-психологов придумали свои терапевтические сказки и рассказы на все случаи жизни, а родителям остается лишь выбирать те, которые окажут помощь ребенку.

Терапевтическая сказка – это сказочная история, построенная определенным образом с учетом конкретных страхов и особенностей ребенка. В таких историях очень важен главный герой, который встречается со своими страхами лицом к лицу. Ведь чем больше знаешь о том, что пугает, тем меньше боишься. По ходу действия главный герой может преодолевать разные препятствия или встречаться с монстрами и чудовищами. Дети с большим энтузиазмом воспринимают истории, где есть персонажи с теми же самыми проблемами, что и у них. Контекст этой истории может быть совсем непохожим на реальную жизнь, поскольку в сказке вполне уместны чудеса и необыкновенные события. Самое главное, чтобы в конце истории главный герой преодолел все препятствия и победил страхи.

Часто в терапевтических сказках присутствуют добрые помощники, спешащие на помощь герою. Главного героя могут защищать члены его семьи или животные, волшебные предметы или сказочные персонажи. Они могут наделять его силой и специальными умениями. В терапевтических сказках часто звучат темы дружбы и любви, и одним из основных посланий ребенку является то, что окружающий мир проявляет доброту к человеку.

Из терапевтических сказок ребенок узнает, что главному герою помогает и его собственная внутренняя сила. Это могут быть сказки о проснувшейся самостоятельности, вовремя подоспевшей смелости или об обретенной храбрости. Для страхов непереносимо, если герой способен побороться с ними один на один, за счет собственных ресурсов, качеств, умений. Поскольку ребенок отождествляет себя с главным героем, знание его сильных сторон подает пример, придает решимости и поднимает дух ребенку.

Сказки.Рассказы.Стихи

Сказкотерапия для детей. Читаем детям терапевтические сказки

Сказкотерапия — это «лечение сказкой», один из самых доступных и в то же время эффективных методов корректирования поведения и сознания ребенка. В сказкотерапии используются терапевтические сказки – истории, рассказывающие о проблемах и переживаниях, с которыми сталкивается ребенок. Благодаря сказкотерапии у ребенка формируется творческое отношение к жизни, она помогает увидеть многообразие способов достижения цели, развивает скрытые способности к решению жизненных задач, появляется уверенность в своих силах, развивается самооценка и самоконтроль.

Сказкотерапия существует с давних времен. Возможно, тогда ее не рассматривали, как способ лечебного воздействия, но мифы, легенды, притчи и сказания всегда несли в себе некий смысл, послание, решение какой-то проблемы, понимание, что есть добро и зло. Сказкотерапия подходит для детей довольно раннего возраста, когда малыши начинают понимать речь. С возрастом сюжет усложняется. Когда ребенку трудно разобраться с тем, что с ним происходит, как поступить в сложной ситуации, можно придумать для него сказку – это и безопасно, потому что это не про него самого, а про зайку и мишку, и интересно.

Психотерапевтические сказки всегда глубоки, проникновенны, часто посвящены проблемам жизни и смерти, отношению к потерям и приобретениям, любви и жизненному пути. Сказки помогают в работе с детскими страхами, агрессией, гиперактивностью. Вовремя рассказанная сказка для ребенка означает столько же, сколько психологическая консультация для взрослых. Терапевтические сказки помогают там, где другие психологические техники могут оказаться бессильны. Сказкотерапия по сравнению с другими подходами практически не имеет ограничений. Нет возрастных границ: в каждом возрасте своя сказка, миф, притча и т. д. Также этот метод может применяться для работы с детьми с особенностями развития».

Сказкотерапия для стеснительных подростков. » Просто я стала собой».

Коллеги, здравствуйте! Сегодня хочу показать вам сказку, которую я написала для девочки 13 лет. Проблема: стеснительность, робость, неумение отказывать.
В написании сказок, прежде чем выбрать главного героя, всегда следую интуиции. Так и в этот раз, посмотрев на свою маленькую клиентку, я решила, что она очень похожа на чудесную птичку сойку. С этого и началась моя психотерапевтическая сказка.

В одном красивом лесу жила была маленькая птичка- сойка и звали ее Ани. Каждый день она вылетала из своего гнезда, чтобы порезвиться и поиграть со своими подружками и узнать, что интересного происходит в родном лесу. Ани была очень красивой птицей. Темные глазки, словно 2 шоколадные конфетки, с интересом смотрели на мир, перышки, гладкие и блестящие, красиво переливались на солнце, а чудесный хохолок каждый раз кокетливо покачивался, когда Ани кивала своей хорошенькой головкой.

Но у нашей птички была одна проблема: стеснительность и неумение отказывать. Каждый раз, когда кто-то обращался к ней, она невероятно смущалась и даже теряла голос. И вместо нежного щебетания из клювика выходили какие-то странные гнусавенькие звуки, которые сложно было разобрать, отчего Ани стеснялась еще больше.
Подружки знали эту особенность и вовсю потешались над ней. А однажды из-за этого с птичкой приключилась беда.

Как-то вечером вместе с толстенькой совой Кати они залетели в соседний лес, чтобы посмотреть на светлячков. Но сойка плохо видела в темноте, и очень боялась отстать от Кати. Сове же было совершенно все равно, и она улетела весьма далеко. У Ани началась настоящая паника, ведь ночь очень пугала ее и в какой-то момент, налетев на дерево, она сломала себе крылышко. Хорошо хоть толстенькая сова Кати помогла добраться домой. Но при этом она даже не чувствовала себя виноватой, от чего Ани страдала еще больше.

Читайте так же:  Взаимоотношения эмотива с эмотивом и тревожным

Однажды в лесу появилась новая птица с диковинным именем Эмма, которая так уверенно и нагло повела себя, что вскоре всем стало казаться, что не она новый житель, в все остальные обитатели леса. Ани птица очень понравилась и о чудо, та обратила на нее внимание! Наша сойка была счастлива и готова была выполнить все, что захочет ее новая подружка. Эмме такое преклонение весьма льстило, и она стала вести себя еще более бесцеремонно. Она обожала грибы и орехи, и заставляла птичку тоже есть их, Эмма любила разные веселья и шумные посиделки и постоянно брала с собой Ани, для которой это было настоящим мучением. Но наша птичка была готова на все, лишь бы быть рядом со своей прекрасной подругой.

А однажды Ани заболела. Она лежала в своем холодном гнездышке, кашляла и очень ждала, когда же ее навестит Эмма. Но та и не собиралась тратить время на такую ерунду, ведь вокруг было столько веселого и интересного.

Через неделю наша сойка поправилась. Как только она появилась в лесу, к ней тут же подлетела Эмма.
— Ну наконец-то! Сейчас быстренько поклюем грибочков и полетим на озеро, там сегодня будет просто феерично!
Ани посмотрела на свою бывшую подружку и спокойно ответила:
— Во-первых, я не люблю грибы. Во-вторых, мне нечего делать на озере и в-третьих, мне совершенно не интересно дружить с тобой.

[1]

Весть о том, что маленькая Ани усмирила нахалку и отказала ей в дружбе, быстро разлетелась по лесу. Жители не могли поверить, как такое могло произойти?! Может быть помогло какое-то волшебство? Им было ужасно интересно, и они стали чаще общаться с нашей птичкой. А через какое-то время заметили, что она не только хорошенькая, но еще и очень добрая, мудрая и рассудительная. Все чаще к ней обращались за советом, и она с удовольствием помогала, совершенно забыв, что когда была стеснительная и застенчивая.

А Эмма теперь сама искала общения с ней, но напрасно. У Ани теперь появились настоящие друзья, с которыми было действительно интересно и весело.
— Пожалуйста, открой свой секрет! — взмолилась она перед птичкой. —
Почему ты теперь такая сильная, спокойная и независимая? Почему тебя все любят?!
— Просто я стала собой.

Арт копилка

Гармония в цвете — гармония в душе — гармония в жизни

Сказкотерапия для стеснительных подростков. «Просто я стала собой»

Своим опытом написания терапевтической сказки делится Виктория Голобородова. Эту сказку, она написала для девочки 13 лет. Проблема: стеснительность, робость, неумение отказывать…

В одном красивом лесу жила была маленькая птичка- сойка и звали ее Ани. Каждый день она вылетала из своего гнезда, чтобы порезвиться и поиграть со своими подружками и узнать, что интересного происходит в родном лесу. Ани была очень красивой птицей. Темные глазки, словно 2 шоколадные конфетки, с интересом смотрели на мир, перышки, гладкие и блестящие, красиво переливались на солнце, а чудесный хохолок каждый раз кокетливо покачивался, когда Ани кивала своей хорошенькой головкой.

Но у нашей птички была одна проблема: стеснительность и неумение отказывать. Каждый раз, когда кто-то обращался к ней, она невероятно смущалась и даже теряла голос. И вместо нежного щебетания из клювика выходили какие-то странные гнусавенькие звуки, которые сложно было разобрать, отчего Ани стеснялась еще больше.
Подружки знали эту особенность и вовсю потешались над ней. А однажды из-за этого с птичкой приключилась беда.

Как-то вечером вместе с толстенькой совой Кати они залетели в соседний лес, чтобы посмотреть на светлячков. Но сойка плохо видела в темноте, и очень боялась отстать от Кати. Сове же было совершенно все равно, и она улетела весьма далеко. У Ани началась настоящая паника, ведь ночь очень пугала ее и в какой-то момент, налетев на дерево, она сломала себе крылышко. Хорошо хоть толстенькая сова Кати помогла добраться домой. Но при этом она даже не чувствовала себя виноватой, от чего Ани страдала еще больше.

Однажды в лесу появилась новая птица с диковинным именем Эмма, которая так уверенно и нагло повела себя, что вскоре всем стало казаться, что не она новый житель, в все остальные обитатели леса. Ани птица очень понравилась и о чудо, та обратила на нее внимание! Наша сойка была счастлива и готова была выполнить все, что захочет ее новая подружка. Эмме такое преклонение весьма льстило, и она стала вести себя еще более бесцеремонно. Она обожала грибы и орехи, и заставляла птичку тоже есть их, Эмма любила разные веселья и шумные посиделки и постоянно брала с собой Ани, для которой это было настоящим мучением. Но наша птичка была готова на все, лишь бы быть рядом со своей прекрасной подругой.

А однажды Ани заболела. Она лежала в своем холодном гнездышке, кашляла и очень ждала, когда же ее навестит Эмма. Но та и не собиралась тратить время на такую ерунду, ведь вокруг было столько веселого и интересного…

Через неделю наша сойка поправилась. Как только она появилась в лесу, к ней тут же подлетела Эмма.

— Ну наконец-то! Сейчас быстренько поклюем грибочков и полетим на озеро, там сегодня будет просто феерично!

Ани посмотрела на свою бывшую подружку и спокойно ответила:

— Во-первых, я не люблю грибы. Во-вторых, мне нечего делать на озере и в-третьих, мне совершенно не интересно дружить с тобой.

Весть о том, что маленькая Ани усмирила нахалку и отказала ей в дружбе, быстро разлетелась по лесу. Жители не могли поверить, как такое могло произойти?! Может быть помогло какое-то волшебство? Им было ужасно интересно, и они стали чаще общаться с нашей птичкой. А через какое-то время заметили, что она не только хорошенькая, но еще и очень добрая, мудрая и рассудительная. Все чаще к ней обращались за советом, и она с удовольствием помогала, совершенно забыв, что когда была стеснительная и застенчивая.

А Эмма теперь сама искала общения с ней, но напрасно. У Ани теперь появились настоящие друзья, с которыми было действительно интересно и весело.

— Пожалуйста, открой свой секрет! — взмолилась она перед птичкой. —
Почему ты теперь такая сильная, спокойная и независимая? Почему тебя все любят?!

Сказки для уверенности в себе

Маленькие волшебники

Сказка-метафора к теме «Воспитание уверенности»

Где-то среди бескрайних лугов и полей затерялась необыкновенная страна.

Читайте так же:  Соперничество детей в семье причины и последствия

Необыкновенная она была потому, что там жили только дети, а взрослых совсем не было. Дети были особенные, они были очень красивые, очень умные, а еще они были немного волшебниками, так как почти все, что они задумывали, сбывалось. И вы легко можете представить себе эту удивительную страну, этих красивых и умных детей и то, как они жили и были счастливы. Но однажды в эту прекрасную страну пробралась злая колдунья. Дети сразу догадались, сто она злая, т.к. у нее было злое лицо. Брови были сдвинуты, глаза сердитые и говорила она громким и неприятным голосом. Злая колдунья ругала детей, разбрасывала их игрушки. Наказывала их, заставляла их делать то, что детям совсем не нужно было делать.

Многие дети испугались и заплакали. Некоторые убежали и спрятались. Все сразу

растерялись и не знали, что им делать. Испуганные и заплаканные они стали думать, как же им справиться со злой колдуньей. И когда колдунья прилетела очередной раз, чтобы их ругать и наказывать, дети сказали себе — мы хорошие дети, мы умные и красивые дети, мы не сделали ничего такого, за что нас можно было бы наказать. Никто не может сделать нашу жизнь такой плохой, даже злая колдунья. А вы помните, что все дети, немного волшебники. Если они что-то задумают, то у них почти все получается.

И как только они это подумали, то колдунья сразу увидела по их смелым и

решительным лицам, что они ее не бояться. И вы можете легко представить себе этих смелых детей, которые стояли перед злой колдуньей и решительно смотрели ей в глаза. Колдунья привыкла, что все бояться ее и плачут. И когда она увидела решимость детей, то сама сначала растерялась, а потом и испугалась, что ее колдовство пропало. Ведь зло сохраняет свою силу только тогда, когда его бояться. Колдунье пришлось убежать и спрятаться в самый пыльный и дальний угол. Она сидела там, и ей было очень обидно. От обиды из ее глаз потекли злые слезы. Вместе со слезами из колдуньи выходила злость.

Долго она сидела в углу и плакала, много-много слез вытекло из глаз колдунью,

но вместе со слезами ушла и ее злость. И колдунья превратилась в обыкновенную добрую женщину. Когда она вышла к детям, то по ее доброму лицу и ласковому голосу дети догадались об этом. Она осталась жить вместе с детьми. И научила детей интересным и полезным вещам. Дети вместе с ней построили прекрасный дом для своих игрушек. У них появилось много новых друзей — животных: и кошечки, и собачки, и хомячки, и попугайчики.

Дети посадили прекрасный сад, в котором росли чудесные цветы. И вы можете

легко представить себе этот прекрасный сад, эту волшебную страну, этих смелых и умных детей и то, как счастливо они жили с доброй волшебницей.

[3]

Сказка-метафора к теме «Воспитание уверенности»

На дне чудесного синего моря живет маленькая симпатичная рыбка. И вы легко можете представить себе эту маленькую, веселую, хорошую рыбку. Целыми днями рыбка играла и резвилась со своими друзьями. Она плавала среди разноцветных водорослей. Играла с воздушными пузырьками и гонялась за проворными морскими коньками. Родители очень любили свою маленькую рыбку. Так проходил день за днем. Друзья рыбки за это время немного подрастали, а рыбка почему-то нет. Ни рыбка, ни родители не знали в чем дело, и как случилось так. А ей очень хотелось хоть немного подрасти, стать большой и сильной.

Однажды, играя, рыбка заплыла в густые водоросли, заблудилась и встретила там

страшного осьминога. Как только осьминог увидел рыбку, он сразу захотел ее поймать, такая она была красивая и привлекательная. Но рыбка умела быстро плавать. Она легко скользила среди зарослей, а большой и неуклюжий осьминог запутался в них. Ему так и не удалось догнать рыбку. Когда рыбка вернулась к родителям и рассказала, что с ней приключилось, то они ответили: » Какая ты у нас стала уже большая, ты даже справилась со страшным осьминогом!» Когда рыбка легла спать в этот вечер, ей приятно было думать о том, что, несмотря на то, что она маленького размера, но действительно уже стала большой и быстрой. Теперь она точно знала, что растет и может справиться сама с любыми неприятностями.

С этого момента рыбка на самом деле стала немного подрастать, и уже скоро все

заметили, какая она необыкновенная и неповторимая. Прошло время, наша милая рыбка выросла. Сейчас на дне чудесного синего моря плавает большая красивая рыбка. И вы легко можете представить себе это синее плещущее море, разноцветные водоросли, почувствовать нежное прикосновение волн, и красивую необыкновенную рыбку.

Птенчики

Сказка-метафора к теме «Воспитание уверенности»

Среди густого непроходимого леса росло огромное необыкновенное дерево. Вы

Она сказала им, что очень рада их видеть, что очень любит маленьких птенчиков и

всегда готова с ними играть в разные игры. И открыла один большой секрет. Оказывается, каждая ветка этого дерева для чего-то предназначена. Есть спокойные ветки, где можно поспать и отдохнуть, есть веселые ветки, где можно шуметь и веселиться, есть умные ветки, которые могут научить разным важным полезным вещам, есть ветки счастья, куда птицы прилетают, чтобы подарить друг другу что-то милое и хорошее, есть рабочие ветки, куда все прилетают, чтобы работать. Миленькие птенчики сначала очень удивились, а потом поняли, что это очень важно и удобно для всех. Они полетели на свои ветки, и теперь им легко было догадаться, где и что необходимо делать. Их родители очень удивились, когда заметили, какие перемены произошли с их птенчиками. Теперь на каждой ветке птенчики с радостью делали что нужно, а если им уже не хотелось, они могли в нужный момент перелететь на другую ветку.

Жизнь маленьких птенчиков сразу изменилась. Все кругом хвалили их, у них стало

получаться все лучше всех, потому что они теперь не отвлекались на посторонние дела. Они могли лучше все веселиться, лучше всех учиться и всегда точно знали, что им надо делать.

Коряга


Сказка-метафора к теме «Воспитание уверенности»

Представьте себе яркие языки пламени костра на берегу реки. Потрескивают дрова,

излучая приятное тепло. Уютно и спокойно. Рядом с костром лежит вязанка дров. Каждое полено — ровное, прямое, гладкое. Среди них затесалось одно, которое сильно отличалось от всех. Оно было кривым и изогнутым.

Остальные поленья постоянно над ним надсмехались. «Какое ты страшное и

некрасивое», — постоянно ворчали они. — Посмотри на себя, — ты же настоящая Коряга. И как тебе не стыдно среди нас находиться.»

Читайте так же:  Все родом из детства

Как Коряге было обидно! Она думала: » За что мне уготовлена такая ужасная

судьба, почему я не такая, как все?» Сколько ей пришлось пережить унижений и страданий. В конце концов, ее выбросили из вязанки дров, посчитав, что она не годится для костра. Это была последняя капля, переполнившая чащу терпения. Коряга жила ради того, чтобы сгореть в прекрасных языках пламени, отдав свое тепло людям.

Это было единственное, что ее утешало и давало силы перенести унижения и

издевательства. Теперь она осталась одиноко лежать на пустынном берегу никому не нужная и всеми забытая. Ее ждала самая страшная участь — сгнить, превратившись в кучку праха. Последнее о чем подумала Коряга, что ей должно хватить мужества, чтобы раз и на всегда с этим покончить. И она бросилась в воды реки, надеясь, что вода, водоросли и речная тина разрушат ее быстрее, чем солнце и ветер.

Каково было ее удивление, когда она пришла в себя и обнаружила, что не утонула.

А напротив, плывет, покачиваясь в теплых, ласковых водах великой Реки. Оглядевшись вокруг, она увидела совершенно другой мир. Рыбы подплывали к ней, чтобы поздороваться и восхищенно удивлялись ее необыкновенной форме. Тина, такая мягкая и нежная, с удовольствием принимала ее на ночлег, рассказывая удивительные истории о других корягах, гостивших у нее. Высоко в небе летали птицы, которые часто садились на Корягу, чтобы отдохнуть. Они всегда ее благодарили за приют и говорили, как она им необходима. Это была совсем другая жизнь, свободная от насмешек и зависти. Жизнь, в которой не было предела прекрасному и доброму, солнцу и свету, движению и изменению. Однажды корягу прибило к берегу. Какие-то сильные и осторожные руки подняли ее и стали поворачивать в разные стороны, рассматривая. Коряга увидела улыбающееся лицо человека, который, казалось, был очень доволен встречи с ней. Он все время повторял, какая она красивая и необыкновенная, что он никогда не встречал таких замечательных коряг.

Ее принесли в дом, почистили и покрыли лаком. Увидев свое отражение в зеркале,

Коряга удивилась, какой необыкновенной красотой сверкали ее изгибы. Корягу поместили на специальную подставку, повесили табличку «Самая необыкновенная» и поставили на самое видное место. Каждый, кто заходил в дом, подходил к ней, осторожно прикасался и восхищался тем, какая она необыкновенная.

Коряга часто думала о том, что жизнь ее сложилась причудливо и удивительно.

И то, от чего она так страдала в начале своего пути, сделало ее счастливой сейчас.

Блог для женщин и не только

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Как избавить ребенка от страхов и комплексов? Сказкотерапией!

Сказки обладают большой воспитательной силой, способной избавить ребенка от страхов и комплексов, и помочь гармоничному личностному развитию.

Если ваш ребенок застенчив

Если ребенок застенчив, попробуйте сочинить вместе с ним добрую сказку, главным положительным героем которой будет он сам. При этом герой должен самостоятельно решать свои проблемы в сказочном мире.

Ему нужно будет также найти себе друзей, с которыми он мог бы общаться и доверять им. Благодаря этому ребенок станет более смело вести себя со сверстниками. В качестве положительных героев можно выбрать: для мальчика – богатыря или другого сильного персонажа, для девочки – фею или принцессу. Это позволит детям повысить самооценку и перестать быть застенчивыми.

Если ребенка мучают страхи

Если детские страхи кажутся взрослым несерьезными, то для малышей они – сущий кошмар. Чтобы справиться с ними, психологи рекомендуют придумать для ребенка веселую сказку, в которой ужасный монстр смотрится смешно и глупо. Расскажите ребенку, что его шкаф и кроватку по ночам охраняют храбрые эльфы, которые не позволят монстру даже приблизиться к нему. Можно также придумать заклинание против чудовищ и каждый вечер перед сном зачитывать его вместе с малышом. Он должен понять, что после такого заклинания ему уже ничто не угрожает. Поверьте, такие способы прекрасно справляются с детскими кошмарами.

Если ребенок агрессивен

Если ребенок не умеет общаться со сверстниками и часто проявляет в отношении них агрессию, нужно выяснить причину такого поведения. Дайте ему задание: пусть он расскажет какую-нибудь сказку на свой лад. Это может быть даже не сказка как таковая, а пересказ сюжета любимой компьютерной игры, в которую он часто играет онлайн. Кстати, если вы регулярно ищете в интернете новую игру для ребенка, ознакомьтесь с новинками онлайн-игр на сайте nicemmo.ru. Там есть стрелялки, стратегические, космические и другие интересные игры.

Итак, ребенок рассказал вам сказку. Выслушав его, поинтересуйтесь, почему отрицательный герой сказки такой злой. Описывая причины, ребенок как на духу выложит вам причины, мешающие ему нормально общаться с другими детьми. Возможно, он расскажет, что с отрицательными героями не хотят дружить, избегают или обижают их. Тогда вам нужно разобраться в том, как помочь этому герою найти общий язык с другими персонажами, помириться и даже подружиться с ними. А если вы заметите, что ребенку доставляет удовольствие показывать героя злобным и мстительным, обязательно обратитесь с ним к детскому психологу – вряд ли вам удастся справиться с ситуацией самостоятельно.

Если ребенок тот еще выдумщик

Если ребенок обожает придумывать различные истории с фантастическим сюжетами, не препятствуйте этому. Даже самая дурацкая небылица отражает личностное развитие вашего чада. Через эти сюжеты он подсознательно выражает свои эмоции и беспокойства, решает первые проблемы и ищет ответы на вопросы, волнующие его сознание. Поверьте, тот опыт, что он получил в воображаемом мире, обязательно пригодится ему в реальности. Лучше помогайте ребенку осознавать проблемы и решать их.

Сказкотерапия для застенчивых подростков

Наблюдая за пятилетними детьми в детском саду, легко заметить, что некоторые ребята держатся особняком, не просят принять их в игры, а при обращении воспитателя краснеют и теряются. Иными словами, им свойственна застенчивость, мешающая в полной мере насладиться общением.
Застенчивый ребенок, как показали исследования ученых, ни в чем не уступает своим сверстникам: ни в развитии, ни в интеллекте – но в эмоциональном плане ему сложнее. Он стесняется проявлять чувства, страшится нового, может высоко оценивать себя, но при этом ожидать низкой оценки от взрослых. Если терпеливыми и последовательными действиями не скорректировать застенчивое поведение, то в старшем возрасте у ребенка появятся проблемы в межличностном понимании, профессионализации и т.д.

Как проявляется застенчивость

Понаблюдайте за ребенком. Возраст 5-7 лет – время расцвета застенчивости. В этот период дети уже достаточно осмысленны, у них сформированы основные особенности поведения, понятия о том, что значит «хорошо» и «плохо», основные правила нахождения в обществе. Если вы замечаете, что ребенок начинает краснеть и заикаться, как только к нему обращается взрослый, панически боится участия в утренниках, не проявляет активности в детских играх и т.д., у вас есть все основания предполагать, что у вас застенчивый ребенок.

Читайте так же:  Проблема лишнего веса и физиология

Психологи говорят, что в проведенных ими экспериментах застенчивые дети проявляли повышенную осторожность во всем, что касалось нового для них. Например, они просили группу детей нарисовать рисунок губной помадой. Большинство ребятишек с радостью принялись за работу. Застенчивых детей не удалось привлечь к общему веселью. Ученые предположили, что они больше, чем другие дети, зависимы от правил, поэтому стараются не делать того, что противоречит ранее усвоенным установкам.

Как помочь ребенку справиться с застенчивостью

Коррекция застенчивости такими средствами воспитания как беседа или вовлечение в деятельность других детей будет не очень эффективна с застенчивым ребенком.

Чтобы помочь ему справиться с застенчивостью, нужно окружить его любовью и заботой. Помните, что он более других нуждается в одобрении. Замечайте даже самые маленькие успехи: «Ты здорово мне помог: так чисто помыл посуду. Обязательно буду еще к тебе обращаться!».

В играх намеренно провоцируйте отступление от правил. Например, предложите порисовать сожженными спичками, сделать костюмы из газет, поиграть в «комический футбол», когда девочки надевают мужскую одежду, а мальчики – женскую и т.д.

Очень эффективна театрализованная игра. Взрослые и дети могут разыгрывать небольшие спектакли про животных с различными «характерами»: про хитрую лисичку и простодушного медведя, про злого волка и смелого зайца, про заботливого ежика и глупую курицу и т.д. Истории можно придумывать самим или брать готовые сценки.

Поскольку, у детей, склонных к застенчивости, проблемы именно в эмоциональной сфере, такие мини-спектакли позволят им «смоделировать» разные эмоции и пережить их на собственном опыте. Кстати, психологи рекомендуют использовать самодельные маски: так детям будет проще раскрыться.

Сказка в помощь

Еще один действенный способ – рассказывание сказок. Вспомните, в каких ситуациях ребенку тяжелее всего, и придумайте сюжет про мальчика или девочку, которые оказываются в сходных обстоятельствах:

  • Герой живет в таком же доме, у него такая же семья, домашние животные. Только имя отличается от имени ребенка, хотя может быть похожим по звучанию
  • Он посещает детский сад, у него есть друзья, воспитатели. Он иногда оказывается в трудной ситуации
  • Описывайте переживания героя: он очень боялся, что другие сочтут его некрасивым, глупым, плохо воспитанным, поэтому не играл с ребятами, не поднимал руку на занятиях и т.д.
  • Но вот однажды он встретил волшебника и …
  • Привлекайте ребенка к сочинению сказки, побуждайте его добавлять подробности к истории:
    • Как ты думаешь, герой послушался волшебника? Что он сделал?
    • А что бы еще могло ему помочь?
    • Что хорошего произошло в жизни героя после того, как он изменился?

Разумеется, сказка должна быть со счастливым концом.

Через некоторое время посмотрите, как изменилось поведение ребенка, и все положительные тенденции отразите в новой сказке.

Семейный Круг

Сказка о молодом дереве (Терапевтическая сказка для подростков)

Предисловие

О многих своих проблемах подростки очень хоте­ли бы поговорить со взрослыми. Но… не говорят! Иногда стесняются, иногда не доверяют, иногда не находят слов. Помочь им — на мой взгляд, одна из главных задач школьного психолога. Это тем более важно, что часто и дети и взрослые говорят об од­ном и том же, но называют это разными словами.

«Он стал плохо учиться, безобразно себя ведет», «Мне все надоело, они меня достали». Эти две фра­зы, произнесенные разными «субъектами образо­вательного процесса», касаются одной и той же про­блемы подросткового возраста: снижение учебной мотивации.

Мне показалось важным обсудить с ребятами эту и другие подростковые проблемы, о которых так часто упоминают взрослые и которые создают столько головной боли самим подросткам. Однако мне хотелось не только перечислить эти проблемы, но и предложить возможные способы их решения. Зная, что далеко не все подростки готовы просто последовать прямому совету взрослого, я исполь­зовала такой метод, как психологическая сказка.

В ходе одного из тренинговых занятий прозвуча­ли слова о том, как порой бывает трудно найти об­щий язык со взрослыми, заставить себя выполнять повседневные обязанности, как иногда хочется сде­лать всем (и себе!) назло…

Выслушав все это, я предложила ребятам пси­хологическую сказку, объяснив, что психологиче­ские сказки сочиняют, чтобы легче разобраться в какой-то проблеме, найти ее решение. Вот эта сказка.

[2]

СКАЗКА О МОЛОДОМ ДЕРЕВЕ

В далекой стране на берегу моря рос сад. Там было много разных деревьев: одни высокие, с густы­ми кронами, другие не очень, у одних были чудесные плоды, на других росли цветы, необыкновенной кра­соты и аромата. В этом саду отдыхали путники, а птицы вили гнезда. Росло там одно Молодое де­рево, похожее на наши яблони. Был май, и ему пред­стояло его первое лето.

Сад в это время особенно прекрасен. Деревья толь­ко что оделись свежей листвой, на одних уже по­явились цветы, на других — бутоны. Прилетают птицы и весело щебечут по утрам. Морской бриз приятно щекочет листочки и ветки. Но несмотря на все это наше Молодое дерево чувствовало себя неважно. Его ветки, казалось, стали расти в два раза быстрее и от этого все время ныли. Впервые появившиеся бутоны болели. Его корни уставали тянуть влагу из земли, отчего листья стали вя­нуть. Да еще на некоторых ветках появился не­приятный серый грибок. Это особенно расстраива­ло Молодое дерево, ведь ему так хотелось быть красивым.

Нездоровый вид Молодого дерева, его корявые не­пропорциональные ветви очень раздражали взрослые деревья. Они говорили ему: «Лучше работай корня­ми!», «Поверни бутоны к солнцу!», «Как же так?! Ты совсем не шелестишь листвой, это неправиль­но!» И от всего этого Молодое дерево переживало еще больше. Ему было непонятно, что с ним проис­ходит, и это пугало его. В самом деле, почему все вокруг набираются сил и хорошеют, а оно стано­вится все более неуклюжим? Иногда оно начинало думать, что дело действительно в корнях, и старалось сильнее ими работать, но очень быстро уста­вало и чувствовало себя еще хуже. Ему хотелось пошептать вместе со всеми, но листья не слуша­лись, и получалось, что оно только мешает.

Шли дни, наступило лето. И вот однажды на море начался шторм. Волны поднимались почти к небу,- шипели и разбивались о берег. Небо почернело, тучи клочьями свисали с него. Поднялся сильный ветер и стал трепать деревья. Самые большие из них подняли крик, оповещая округу, что идет буря, старые кряхтели ветвями, молодые напрягали все силы, чтобы удержать листья. А наше Молодое дерево совсем растерялось. Ему стало так страшно от шума и темноты, что оно совсем забыло, что надо укрыть бутоны, его ветви не могли сопротив­ляться ветру, и их гнуло во все стороны, слабые листики улетали. Дерево подумало, что пришел его конец. Но через пару часов, когда шторм закончился, оно все еще стояло. Оглядевшись вокруг, оно увиде­ло на земле сломанные ветви своих соседей. Само оно потеряло много листьев и бутонов.

Читайте так же:  Скелеты в шкафу

Наступила ночь, пошел мелкий дождик. Молодое дерево грустило, оно думало, что следующей бури ему не пережить. Ему вообще стало казаться, что жить не за чем, ведь таким красивым и сильным, как большие деревья, ему никогда не стать. ‘

Следующий день выдался солнечным и жарким. Птицы чинили гнезда, деревья пытались залечить раны смолой. Молодое дерево все грустило. Стар­шие хотели было отчитать его, что не удержало бутоны, да махнули на него ветвями. Близился пол­день. Тут к саду подошла старушка. Видно было, что она измождена жарой и еле идет. Молодое дерево росло на самом краю сада, и, проходя мимо него, она оперлась о его ствол, да тут ще и села на землю. «Нет сил идти дальше», — сказала она. Облокотившись о ствол, она посмотрела на коря­вые ветки с редкой листвой и вздохнула:

— Солнце такое горячее, а у этого дерева и тени-то почти нет!

Молодое дерево так расстроилось, что не может укрыть старушку от жары, что ему захотелось плакать. Но ведь деревья не плачут. И вдруг оно почувствовало, что у самого основания одной из вет­вей, которое болело еще с бури, что-то течет. Оно очень удивилось, глянуло и увидело маленькую блес­тящую капельку смолы. Никогда раньше такого не случалось. За первой капелькой появились и другие, а ветка перестала болеть. Старушка тоже заметила появление смолы. Она достала из сумки чашку с ложкой, собрала ей немного смолы и положила в чаш­ку, долила воды из фляги, размешала и выпила.

— Оказывается, это непростое дерево, — сказа­ла она, вставая. Она обошла его вокруг, потрогала ветки, осмотрела листья. — Видно, еще молодое совсем, — продолжала она, — вчерашняя буря тебя потрепала. Ну, ничего. Ты у моря растешь, здесь бури часты. Много их еще будет, но ты не бойся. У тебя смола чудесная, она все твои раны залечит.

Старушка еще раз обошла вокруг дерева, погла­дила его ветви и ушла.

[3]

Молодое дерево взмахнуло веткой ей вслед. Ему впервые за долгое время вдруг стало спокойно и хо­рошо. Оно рассматривало свою смолу, которая так чудесно переливалась на солнце, почувствовало, как корни без усилия забирают влагу из земли и она бежит по его стволу и веткам, а с ней и сила. Потом оно взглянуло на море, такое страшное вчера, а сегодня прозрачно-голубое и безмятежное.

Зашло солнце, и его последние оранжевые лучи покинули.сад.

Просыпаясь следующим утром, Молодое дерево ус­лышало, что его взрослые соседи перешептывают­ся, называя его имя. Открыв глаза, оно взглянуло на них, потом на себя и увидело на своих ветках прекрасные белоснежные цветы. Оно так обрадова­лось! Зашелестело листьями. Все вокруг стали по­здравлять его с первыми цветами и говорить, ка­кие они красивые. Это было правдой. А оттого, что ветки Молодого дерева были немного кривыми, оно выглядело еще более необыкновенным.

В то лето было еще несколько бурь. Молодое де­рево, хотя и боялось каждый раз, все-таки пережи­ло их. Листва на нем стала гуще, а в августе на нем появились его первые плоды.

Послесловие

Прочитав сказку, я предложила ее обсудить. Мы поговорили о чувствах, которые она вызвала, и пе­решли к обсуждению проблем, описанных в сказке: изменения внешности, давление взрослых, страх перед будущим, неуверенность в себе. Я хотела убе­диться, что ребята поняли, как с помощью сказоч­ного языка можно говорить о том, что тебя по-на­стоящему волнует.

Домашним заданием было сочинить психологи­ческую сказку. Мне бы хотелось привести фрагмен­ты двух сказок, сочиненных ребятами.

Жизненный опыт

…К нему подошли ребята намного старше него и предложили попробовать наркотики.

В начале Тед долго отказывался, но потом со­гласился, решив, что если один раз попробует, то с ним ничего не будет. Как же он ошибался! Наркоти­ки перенесли его в царство короля Глюка и его жены Кайфы. Они сделали Теда своим рабом и пленни­ком.

…Тед понял, что либо замучается там, либо сам уйдет из жизни. И только он об этом подумал, как появилась тощая старуха. Она подошла к Теду и ска­зала шепелявим голосом:

— Нет, кто вы? — спросил Тед.

— Я — твое сознание. Видишь, что ты со мной
сделал!

— Но как мне быть?

— Выпей это. Это надежда и уверенность.

И когда Тед выпил, он понял, что сможет спра­виться со всеми преградами, которые встанут на его пути, а наркотики — это просто неудачный опыт…

Денис С., 14 лег

Ее история

Она чувствовала себя такой одинокой… Ее никто не понимал. Она и сама перестала себя понимать. И даже забыла свое имя, поэтому ей пришлось при­думать новое — Бездна.

…Она бродила в темноте, ее окружали лишь страшные корявые деревья. Она сбилась с дороги, а лес все не кончался. Она звала, но никто не отве­чал ей. Она не могла поверить, что вокруг нет ни одного живого существа. Собравшись с последни­ми силами, она продолжила свой путь.

Неожиданно лес стал светлеть. Исчезли страш­ные деревья. И вдруг неподалеку она увидела чело­века, а потом еще одного и еще. Они также озира­лись, с удивлением глядя на нее и друг на друга. Один из них произнес какое-то слово. Оно прозву­чало так знакомо. Внезапно она поняла, что это было ее собственное имя, которое она забыла.

Катя М., 14 лет

Я убедилась, что подростки смогли не только назвать проблемы, которые их беспокоят, но и най­ти их решение, а некоторые просто почувствовали, что такое решение можно найти.

Автор статьи Ксения СТУПНИЦКАЯ,

студентка V курса МГППУ, АНО «Школа «Премьер»

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Статья напечаната: Школьный психолог в 2005 г. № 9.

Источники


  1. Людмилина, Юлия Как выйти замуж через Интернет / Юлия Людмилина. — М.: Попурри, 2005. — 946 c.

  2. Хигир, Борис Имя и счастье в браке. Путеводитель по именам / Борис Хигир. — М.: Яуза, Константа, 2011. — 224 c.

  3. Садовская, В.С. Основы коммуникативной культуры. Психология общения. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / В.С. Садовская. — М.: Юрайт, 2013. — 506 c.
Сказкотерапия для застенчивых подростков
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here