Сми и социальное подражание

Сегодня обсуждаем тему: сми и социальное подражание с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Влияние средств массовой информации на социальное поведение подростка

С помощью функций СМИ удовлетворяют разнообразные потребности нового поколения.

[1]

Их реализация направлена на результат – развитие личности, активизацию саморазвития: самопознания, самовоспитания, самообучения, самоутверждения, самоопределения, самоактуализации.

Подразделение средств массовой информации на определенные виды позволяет говорить о своеобразии отдельного средства. Проанализировав каждое в отдельности, можно констатировать их особенности.

Самым распространенным в наше время СМИ стало телевидение, именно оно заменило собой и радио, и печать. Современное общество меньше стало обращаться к книгам, так как в связи со стремительно развивающимися технологиями, появились различные носители информации (диски), зачастую заменяющие литературу.

Наиболее мощно телевидение влияет на подростков с помощью рекламы, которая стремительно погружает сознание людей в атмосферу позитива и негатива. Она активно воздействует на эмоции и чувства с помощью различных специфических приемов.

Недавно появившееся, но прочно вошедшее в общество средство – это интернет, который вносит огромный вклад в непрерывное функционирование информации. Это средство наиболее уникально по своей структуре, чем остальные. Оно окутывает общество в информационный мир, оставляя неизгладимый след в сознании людей. [14]

Печать помогает быстро распространять и хранить информацию, знакомиться с ней, иметь ее при себе и в любой момент применить в своих целях. Другим не менее важным СМИ является радиовещание. Несмотря на то, что в современном мире оно используется не очень широко, все же следует отметить тот факт, что радио активно и ненавязчиво влияет на постоянных слушателей и автолюбителей.

Можно констатировать тот факт, что СМИ оказывают огромное влияние на социальное воспитание подростков, удовлетворяя с помощью различных средств потребности, как общества в целом, так и каждого человека индивидуально.

1. 2. Воздействие средств массовой информации на личность и группу

Воздействие средств массовой информации на личность и группу

СМИ обладают огромными возможностями влияния на личность и массы. Существует выражение «педагогика средств массовой информации», под которым подразумевается теория и практика исследования педагогических (воспитательных) возможностей СМИ для обеспечения направленного влияния на человека или группу. [5]

Если разобраться в этом процессе более глубоко, то можно увидеть, что СМИ во многих случаях становятся совоспитателями подрастающего поколения, важным фактором формирования мировоззрения значительных людских масс, побуждение их к тем или иным активным действиям.

Как известно, влияние – это процесс и результат изменения СМИ поведения людей (объекта влияния), его установок, намерений, представлений и оценок в ходе взаимодействия с ними. Ненаправленное влияние – это влияние, при котором индивид не ставит перед собой задачу добиться определенных результатов от объекта влияния. При этом эффект воздействия проявляется в механизмах зарождения и подражания со стороны объекта влияния.

В основном преобладает психологическое влияние, то есть воздействие на состояние, мысли, чувства и действия другого человека с помощью исключительно психологических средств, с предоставлением ему права и времени отвечать на это воздействие. Очень важно, особенно молодому поколению научиться противостоять чужому влиянию, которое является сопротивлением воздействию другому человеку с помощью психологических средств. [7]

[2]

Ведущая роль здесь принадлежит инициатору влияния — тому, кто первым предпринимает попытку влияния. Заняв лидирующую позицию, выбирает адресата влияния – это тот, к кому обращена первая попытка влияния. Однако в процессе межличностного общения происходит постоянное взаимное влияние субъектов друг на друга, так что в большинстве случаев субъект может являться одновременно как инициатором, так и адресатом влияния.

Рассматривая влияние СМИ нельзя не отметить процесс взаимного влияния – это столкновение двух или нескольких воль, сознательная или бессознательная борьба человека за уподобление других людей себе, своим планам, замыслам, желаниям. [22]

Во многих случаях СМИ становятся совоспитателями подрастающего поколения, важным фактором формирования их мировоззрения, побуждая к различным активным действиям.

Формирование у растущего человека информационно-педагогической культуры является одним из показателей его воспитанности. Она проявляется в его отношении к различным видам СМИ, их содержанию, качеству, объему информации, а также к их целесообразному использованию в самообразовании и самовоспитании.

Существуют внешние и внутренние факторы влияния СМИ на личность:

— внешние факторы влияния – условия, которые организация не может изменить, но должна постоянно учитывать в своей работе: профсоюзы, правительство, экономические условия.

-внутренние факторы влияния – существенные обстоятельства, которые в значительной степени поддаются управляющему воздействию со стороны организации: цели и стратегия организации, ее кадровый потенциал, финансовые ресурсы, организационная культура.

СМИ сегодня – это мощный фактор влияния на психическое здоровье людей. Особенностью этого влияния является использование сильных средств на чувства людей: [18]

  • это поток крови, жертв террористических актов и стихийных бедствий;
  • это фильмы-катастрофы и боевики;
  • это криминальные хроники;
  • это фильмы ужасов и фантастика с показом монстров из внеземных цивилизаций;
  • это статьи с ужасающими фактами;
  • это рубрики газет и журналов с ошеломляющими названиями.

Внешняя среда, в понятие которой входят и социальное окружение, и общество в целом, имеет важнейшее значение в достижении здоровья человека. Общество может, как способствовать, так и препятствовать развитию действительно здорового человека. Для этого оно создает определенные модели поведения для человека. Одним из основных каналов реализации подобных моделей поведения выступают средства массовой информации.

Психологическое влияние СМИ осуществляется для достижения трех целей:

1. Для удовлетворения своих потребностей с помощью других субъектов или их посредников;

2. Для подтверждения факта своего существования и значимости этого факта;

3. Для преодоления пространственно–временных огра ничений собственного существования.

В первом случае психологическое влияние используется для того, чтобы добиться удовлетворения иных потребностей, а не собственно потребностей влияния. Во втором случае влияние служит знаком, индикатором, доказательством факта существования. В третьем случае влияние само является потребностью и выступает как одна из форм стремления всего живого – преодоление пространственно временных ограничений своего существования. [8]

Читайте так же:  Синдром украденной жизни противостояние

Субъект может предпринимать попытки влияния, чтобы разрядить свои агрессивные импульсы и попытки противостояния влиянию, чтобы защититься от нового. Цели, связанные с иными потребностями зачастую не осознаются или тщательно скрываются.

При изучении проблем воздействия СМИ на аудиторию применяются определенные концептуальные подходы. В основе их лежат соответствующие теории, позволяющие объяснить и понять механизмы влияния на личность, группу и их последствия. К таким теориям относятся:

— теория социализации (теория социального развития). Благодаря продолжительному воздействию СМИ на потребителей, они становятся источником знаний о мире. Современные дети нередко от двух до четырех часов проводят у телевизора, что делает его важным элементом социального развития. С помощью телевидения они узнают о мире взрослых, их поведении, начинают исполнять социальные роли, присущие взрослым. Направленность телевидения на детскую и молодежную аудиторию с использованием методов, приемов и средств, ориентированных на их психологию, способствует наибольшему влиянию на них. Неслучайно именно на детях в большей степени видна позитивная и негативная роль СМИ;

  • теория социального научения. Этот подход возник в недрах бихевиористской психологии. В его основе лежит утверждение того, что усвоение модели поведения человека происходит по примеру поведения окружающих. Глядя, как они ведут себя в той или иной ситуации, человек, подражая им, усваивает их опыт. В этом отношении СМИ демонстрируют примеры, становятся источником научения. Для того чтобы происходило социальное научение человека, необходимо, чтобы имело место: наличие примера, запоминание модели поведения, осмысление действий, мотивация, реализация модели поведения;

— теория культивирования (постепенное формирование образа мысли). Увеличивающееся, многократное действие СМИ на протяжении длительного времени способствует постепенному изменению у их потребителей представлений об информируемом явлении, процессе, социальной реальности. Такое влияние на аудиторию способствует формированию у нее определенных позиций, взглядов в соответствии с информацией созданной на телеэкране. Использование этой теории находит активное применение в процессе решения определенных политических задач, проведение предвыборных кампаний и другое;

— теория унифицированных последствий воздействия массовых коммуникаций. Согласно этой теории, люди в современном обществе воспринимают сообщение СМИ одинаково, то есть у них очень похожие реакции. Практически такое влияние имеет место в определенных условиях и по отношению к определенной аудитории. Предрасположенность аудитории к агрессии может активизироваться при просмотрах некоторых передач;

— теория использования и удовлетворения. СМИ могут существовать только тогда, когда у них имеется свой зритель. Одна из важнейших задач, стоящих перед ними, создание своей аудитории. Одновременно психология пользователя СМИ такова, что человек в большей степени обращается именно к тем из них, которые удовлетворяют их интересы, потребности, желания. Данный факт определяет направленность деятельности постановщиков информационных программ, старающихся создавать такие, которые максимально захватывали бы зрителя сюжетом, информацией, содержанием, формой подачи, заставляли его переживать, вызывали потребность быть в более близком взаимодействии. Таким образом, формируется своя аудитория, на которую ориентируется канал. [15]

Механизмы влияния СМИ на личность обусловлены глубоким знанием психологии личности и групп. Они активно воздействуют на информационные интересы, потребности аудитории, ее мотивацию и таким образом оказывают существенное давление на мировоззрение и проявление активности.

Действенность влияния СМИ на аудиторию обеспечивается благодаря созданию следующих условий:

  • актуальность информации и создание для потребителя эффекта ее востребованности, что усиливает влияние (действенность);
  • настрой зрителя на восприятие именно этой информации. От этого зависит включение его во взаимодействие с источником информации. Часто, учитывая важность этого фактора, информационные программы предусматривают постепенное вовлечение зрителя в потребление информации, рост интереса к ней, формирование у него необходимого настроя на восприятие именно той информации, которую ему «заготовили». Особенно это учитывается при решении пропагандистских задач:
  • соответствие информации интересам, потребностям аудитории. В этом случае она сразу же вызывает интерес и включает зрителя в процесс ее потребления;
  • эмоциональная заразительность, заставляющая потребителя информации сопереживать. Эмоциональное воздействие на отдельного зрителя обычно ниже, чем на группу. В то же время при глубоком индивидуальном эмоциональном сопереживании могут иметь место ярко выраженные негативные последствия. [3]

Так же выделяю виды влияния СМИ на личность:

В. П. ШЕЙНОВ, МАНИПУЛИРОВАНИЕ СОЗНАНИЕМ, 2010

Факторы, способствующие подражанию

Образцы для подражания. С помощью подражания формируются не только простейшие навыки, но и нравственные и другие качества, духовные ценности, и это зависит от склонности к подражанию, содержания и качества объекта подражания.

В каждой социальной группе создаются свои образцы для подражания. Несмотря на внешнее сходство, в явлении подражания у разных возрастных групп проявляются специфические психологические механизмы. Они изменяются вместе с изменением ведущей деятельности соответствующего возраста.

Общая тенденция такова, что с возрастом конкретный образец для подражания становится все более обобщенным [80, 259].

Важное обстоятельство подмечено немецким психологом Г. Мюнстербергoм: «Наиболее верное средство вызвать какой-либо поступок состоит, прежде всего, в демонстрации не изолированного результата деятельности, а по возможности самой деятельности, вместе с результатом. Воспитание требует такого подражания начиная с детства и до вступления в самостоятельную жизнь» [171, 151].

Еще раз обратимся к Г. Тарду: «Лишь то превосходство, в которое верят, а не то, которое желают дать, служит образцом для подражания во всех отношениях. В самом деле, желать возвысить человека — значит признавать, что он стоит невысоко. Вот почему такое множество избранных (депутатов, к примеру. — В. Ш.) пользуется таким незначительным престижем в глазах избирателей» [253, 234].

Читайте так же:  Измена катастрофа или надежда

Сопоставление этих высказываний классиков замечательным образом объясняет то негативное отношение, которое в народе проявляется к «народным избранникам» — депутатам. Не сами они стали депутатами, а мы их избрали. Демонстрация же на телеканалах того, как подчас «трудятся» депутаты, лишь подтверждает справедливость негативного отношения к ним.

Тогда же, когда человек сам достиг успеха и демонстрирует его (известные артисты, ученые, поп-звезды, выдающиеся

спортсмены и другие преуспевающие люди), то их социальный статус становится стимулом для подражания. В творчестве, искусстве — это подражание манере письма, исполнения у талантов- первые шаги в научении мастерству. Некоторым же уйти от подражания не удается никогда. Как пел Владимир Высоцкий: «Попал в чужую колею глубокую».

Подражательное и создавать легче, и воспринимать проще. По-видимому, поэтому в народе так популярны выступления пародистов.

Закономерен вопрос, имеющий как теоретическое, так и практическое значение: наличие каких черт у индивида вызывает желание подражать ему?

Здесь уместно сослаться на данные эмпирических исследований. Приведем одно из них [90,49-50].

Цель исследования состояла в выявлении того общего в личностных чертах, поведении и отношениях человека, что является основой для подражания. Испытуемым (это были в основном молодые люди в возрасте от 18 до 27 лет, всего 120 чеЛО1Jек) демонстрировали кинофильмы, сделанные в разных странах и в разное время, герои которых были популярны и которым многие стремились подражать. Испытуемые должны были оценить выраженность личностных качеств героев по шкалам данного теста Кэтелла. При этом, согласно условиям оценки, они могли добавлять личностные качества, особенности отношений и поведения, которые, по их мнению, были присущи героям и являлись основой для подражания, но не присутствовали в тесте Кэтелла. Результаты показали, что герои кинофильмов, которые были объектом подражания в разное время и в разных странах, в целом имеют сходные личностные черты, т.е. можно говорить о неких личностных инвариантах, являющихся основой подражания. Отметим их: *

ум и умение действовать нестандартно, но эффективно; *

оптимизм, активность и целеустремленность; *

воля, устойчивость, самоконтроль; *

лидерские качества, независимость; *

склонность к новаторству, уклонение от шаблона;

личное обаяние, часто с выраженным чувством юмора; *

физическая или духовная сила; *

успех у лиц противоположного пола.

При этом для разных возрастных групп набор качеств практически не менялся. Это общие личностные инварианты. Для представителей различных социальных или профессиональных групп они, скорее всего, будут несколько иными, но составят основу именно подобные качества. В частности, лидер, стремящийся использовать феномен подражания, должен формировать свой имидж таким образом, чтобы возможно большее число качеств из приведенного списка присутствовало в нем, и тогда немало людей будет стремиться походить на него.

СМИ инициируют подражание. Сообщения в теленовостях о звонках с информацией о якобы заминированных зданиях оказались ужасающе «результативными» В части подражания: после подобных сообщений на коммутатор Департамента полиции Нью- Йорка поступало до 4000 телефонных звонков подобного содержания [162, 290-291].

То же самое относится к сообщениям СМИ о поджогах, жестоких преступлениях и самоубийствах и влечет рост соответствующих действий.

«Если мы позволим газетам помещать захватывающие сообщения об уголовных процессах и, таким образом, допустим, чтобы в силу подражания в слабых душах вырос импульс к преступлению, то и в этом случае душевная жизнь личности будет подвергнута воздействию через посредство социальных учреждений. Равным образом мы можем пробуждать более чистые импульсы, например, путем украшения города» [171, 140J. Так, смакование российскими СМИ преступлений педофилов привело к катастрофическому всплеску подобных преступлений в России.

Фактор статуса. Средства массовой информации инициируют подражание, в частности, потому, что имеют достаточно высокий статус.

Несмотря на многочисленные предупреждения об опасности курения, количество курящих реально не сокращается.

На смену «выбывшим» курильщикам приходят новые из рядов подрастающего поколения. Подростки начинают курить, подражая взрослым, поскольку статус взрослого выше.

Еще более высокостатусными образцами для подражания являются актеры. Многие из них закуривают (или выпивают) по ходу действия фильма просто потому, что играть особенно нечего, надо просто занять экранное время (что весьма характерно для сериалов).

Можно представить, какое воздействие на миллионы подростков, и прежде всего девочек и девушек, оказывает их кумир Мадонна, когда она раздает призы в высокорейтинговой музыкальной программе MTV, непрерывно куря. Стоит ли удивляться, что в ряде стран количество курящих женщин сейчас уже превзошло тот же показатель у мужчин.

Интересный исторический факт приводит Г. Тард: «Греки, подражая финикиянам, первоначально писали справа налево, но позднее они изменили этот обычай, подражая примеру своих жрецов, писавших предсказания в обратном направлении, потому что жрецы признавали правую сторону хорошей» [253, 313]. Высокий статус жрецов, как видим, сыграл решающую роль.

Статус любимого человека, супруга выше статуса окружающих. Не случайно супруги, долго прожившие в браке, со временем становятся все более похожими друг на друга.

Не только сам статус, но и внешние признаки высокого статуса способствуют подражанию.

В ходе исследования, проведенного в Техасе, человек в возрасте 31 года нарушал правила дорожного движения, переходя улицу на красный сигнал светофора. В половине случаев на нем был хорошо сшитый, тщательно отутюженный деловой костюм в тонкую полоску и галстук; в остальных случаях — рабочие брюки и рубашка. Исследователи издали наблюдали за происходившим и подсчитывали количество пешеходов, продолжавших ждать на тротуаре зеленого сигнала светофора, и количество пешеходов, следовавших за человеком, пересекавшим улицу на красный свет. Когда недисциплинированный пешеход был одет в костюм, вслед за ним срывалось в три с половиной раза больше людей.

Социально-психологические функции массовых коммуникаций

Читайте также:

  1. I. Понятие, структура и функции религии. Социологические теории религии.
  2. II. Язык как особая знаковая система. Основные функции языка.
  3. IV. Функции местного самоуправления.
  4. Wait функции
  5. Агрегатные функции
  6. Агрегатные функции в SQL.
  7. Агрегатные функции и группировка
  8. Агрегатные функции, вложенные запросы в операторе выбора.
  9. Агрегирующие функции языка SQL
  10. Билет 1. Понятие, сущность, признаки, формы и функции государства.
  11. Билет 5 Основные черты, функции и Юридические свойства Конституции
  12. Билет 5. Понятие права, основные принципы и функции права.
Читайте так же:  Взаимодействие - ключ к взаимоотношениям

Массовая коммуникация как соц-психологический феномен.

Главная особенность – непредсказуемость и динамика явлений, эффектов, при этом сам процесс МК, как правило, тщательно готовится.

Если коммуникационные технологии выстраиваются на психологической основе, возможности СМИ могут быть реализованы с максимальным эффектом, т.е. могут быть достигнуты поставленные цели.

[3]

Отличительной чертой массовой коммуникации является ее однонаправленный характер. Информация передается от коммуникатора к реципиенту, иногда требуя специальных исследований, которые устанавливают реакцию общества на определенную передачу, статью, чаще всего обратная связь формируется в очень незначительной степени, например отдельные телезрители звонят в студию, чтобы выразить свое мнение об отношении к позиции участника. На западе массовые коммуникации исследуются с начала 70-х годов в комплексе психологических, социальных, управленческих, идеологических, культурных аспектах масс-коммуникационного воздействия на человека и общество, наиболее интересное исследование психологии публичного восприятия при формировании посредством Масс-Медиа коллективных представлений, способных интегрировать индивидов как членов массовых аудиторий через сообщение им и чувство солидарности друг с другом.

Достаточно интересна психология формирования повседневного опыта массового общения. Для МК характерны следующие психологические процессы :

· Интерес, подражание, заражение, внушение.

· Восприятие ценностей, которые на личностном уровне могут сформировать массовое (общественное) сознание

· Идентификация, т.е. эмоциональное и смысловое отождествление с поступающей извне информацией

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

· Восприятие, понимание, переживание, запоминание и ожидания в механизме обращения аудитории к СМИ

· Убеждающее воздействие на аудиторию со стороны коммуникатора

· Формирование интересов массового сознания через установки, стереотипы

Установка – целенаправленно сформированное восприятие чего-либо и формируемое ожидаемое действие

· Создание коммуникатором условий для реализации феномена подражания и заражения в массовых проявлениях

· Формирование слухов с определенными целями, возникают вследствие реакции на определенное событие, ожидается эффект

· Мотивация и активизация творческого мышления в группе, например в корпоративной среде

В условиях массовой коммуникации особенно велика роль социальных функций, они определяются конкретными социально-психологическими условиями и зависят в первую очередь от интересов классов, социальных групп, которые владеют средствами массовой коммуникации, в основе социальных функций лежат потребности общества как целостной системы, к социальным функциям относятся:

1) Распространение знаний о действительности, информирование

2) Социальный контроль и управление, оценивание обществом тех или иных событий частной жизни, интеграция общества и его саморегуляция

3) Формирование общественного мнения

4) Идейно-воспитательная функция

5) Реализация социальной активности членов общества (сам принимает решения, такие люди не были нужны)

6) Распространение культуры

7) Развлечение, заполнение досуга

1) Социальные ориентировки человека и группы, основанной на психологии поведения и общения в различных социальных ситуациях, влияет на формирование общественного мнения

2) Аффиляции, идентификации, т.е. создание у человека чувства приобщения к группе, сопричастности с ней

3) Контакт с другим человеком, с другими людьми, связана с потребностью личности в общении для самовыражения, сопоставления своих взглядов с взглядами других людей

4) Самоутверждение, проявляется в таких явлениях как нахождение реципиентами в сообщениях массовой коммуникации прямой или косвенной поддержки тех или иных ценностей, идей, взглядов, самих реципиентов и их референтных групп ( группа людей, взгляды которых совпадают)

Социально-психологические функции тесно связаны с общепсихологическими:

-утилитарной, которая выражается в том, что с помощью средств массовой коммуникации человек может решать конкретные практические, в том числе бытовые проблемы

-эмоциональной разрядки, осуществляется в основном через публикации развлекательного порядка, здесь массовая коммуникация удовлетворяет естественную потребность человека в снятии напряжения, но в определенных условиях развлекательные передачи и публикации могут оказывать своего рода «наркотическое» воздействие, уводя реципиентов в мир иллюзий, несбыточных мечтаний, отгораживая их от реальных забот и проблем

Проблема классификации функций массовой коммуникации является сложной, до сих пор отсутствует общепринятая модель. Некоторые из функций, считавшиеся ранее основными постепенно вытесняются или вновь возникающими функциями, или более проявившимися из числа известных ролей.

Дата добавления: 2015-05-10 ; Просмотров: 1077 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Роль СМИ в социальной системе

В современном мире, использующем новейшие информационные технологии, существует множество каналов, позволяющих передавать и получать информацию. Государству необходимо поддерживать информационную деятельность в обществе, стимулировать развитие всех информационных институтов, определять правила и законы их деятельности, создавать условия для конкуренции на рынке информации. Для реализации этих задач любое государство создает соответствующие организации и службы. Появляются и специальные каналы, по которым ценностные установки могут быть донесены до широких слоев населения. Таких современных каналов немало: политические партии, общественные организации и движения, учреждения культуры, формальные и неформальные группы, школа, церковь, средства массовой информации и др.

Исследователи (Р.-Ж. Шварценберг и др.) выделяют три основных способа коммуникации в обществе, основанные на использовании различных средств обмена информацией:

1. Коммуникация через средства массовой информации: печатные средства (пресса, книги, плакаты и т.д.); электронные средства (радио, телевидение, сетевые СМИ и т.д.).

2. Коммуникация через организации, когда передаточным звеном служат политические партии, общественные и неформальные организации, группы интересов и т.д.

3. Коммуникация через неформальные каналы с использованием личных связей и контактов.

Средства массовой информации

(СМИ) являются весьма эффективным инструментом взаимодействия элементов социальной системы, оказывая значительное влияние на развитие социальной жизни общества. Подробнее о средствах массовой коммуникации см. в 1.1.2.2.

Читайте так же:  Ролевые отношения в паре

В различных странах (в зависимости от уровня демократических институтов) СМИ составляют сложный конгломерат действующих организаций, выполняющих целый ряд важнейших для общества функций. Деятельность СМИ существенно влияет на формирование общественного мнения, на проведение важных политических кампаний в стране, на процедуры принятия политических решений, на эффективность деятельности органов власти и управления различного уровня, на повышение динамизма в вертикальных и горизонтальных структурах власти.

В современных условиях на облик СМИ оказывают воздействие разные факторы. Важно, кто является учредителем СМИ, каково их социальное назначение и на какую аудиторию направлена их деятельность. Специфика определяется профессиональной ориентацией, возрастными характеристиками, характером духовных запросов людей. Своеобразие их положения в политической системе общества обусловлено тем, что они являются органами государственных учреждений, общественных организаций, политических партий, частных организаций и лиц.

Вместе с тем СМИ, участвуя в процессе общей информационной деятельности, реализуют свое предназначение. Развивая различные идеи применительно к широкому кругу жизненных интересов людей, они обеспечивают последовательность, завершенность процесса социального, политического, законодательного, государственно-административного управления.

Очевидно, что любое общество не может обойтись без СМИ, поскольку именно они способствуют реализации его информационной функции. И в то же время СМИ относительно самостоятельны как предприятие по производству информации.

В демократических государствах СМИ действуют достаточно автономно, поэтому важная информация широко распространяется в обществе, зачастую она имеет резко оппозиционный по отношению к действующим политическим силам характер. Известны факты, когда статьи в газетах приводили к политическим скандалам и даже кризисам, к бескровным отставкам политических лидеров («уотергейтское дело» в США). Государственные структуры, политические руководители вынуждены соглашаться с тем, что средствам массовой информации необходимы определенная свобода и независимость, иначе они могут потерять доверие населения. Необходимо признать, что средства массовой информации как один из важнейших элементов эффективно действующей социальной системы общества играют огромную роль в процессе взаимодействия всех структур социума. Одним из основных принципов такого взаимодействия является информированность.

| следующая лекция ==>
Когнитивные механизмы воздействия | Органами государственной власти, СМИ и общества

Дата добавления: 2017-02-20 ; просмотров: 603 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Психологические способы воздействия СМИ на аудиторию

Они довольно разнообразны, однако основными, на наш взгляд, являются следующие.

1. Заражение как «особый способ воздействия, определенным образом интегрирующий большие массы людей. Заражения можно определить как бессознательную, невольную подверженность индивида определенным психическим состояниям». Заражение возникает как следствие некритического усвоения образцов чужого поведения или мнения и усиливается за счет эмоционального взаимодействия массового характера.

2. Внушение как способ целенаправленного стимулирования сферы подсознания индивида, приводящий к изменению его поведения по заранее заданной программе.

3. Подражание как воспроизведение индивидом особенностей поведения других индивидов. Способность индивидов к подражанию применяется массовыми коммуникациями для формирования определенных моделей поведения аудитории посредством демонстрации ей поведения тех или иных индивидов, пользующихся у массовой аудитории доверием и авторитетом.

Достижению поставленной цели по воздействию на массовую аудиторию подчинены все звенья коммуникативного акта, каждое из которых выполняет определенную роль в процессе информационно-психологического взаимодействия. Коммуникатор представляет собой то звено, которое осуществляет опосредствованный СМИ контакт с массовой аудиторией. Коммуникатор может быть безличным (издание, канал или передача) и персонифицированным, выступающим как конкретный журналист, ведущий, комментатор и т.д.

Роль персонифицированного коммуникатора в процессе коммуникативного воздействия определяется тем, что аудитория часто воспринимает его не как выразителя позиции канала, а как выразителя собственного мнения. В силу этого он может нравиться или не нравиться аудитории вне зависимости от ее отношения к каналу. В деятельности персонифицированного коммуникатора реализуется несколько типов воздействия на аудиторию. Наиболее подходящими нам кажутся типы, выделенные коллективом исследователей во главе с Л.В. Матвеевой при изучении телевизионной коммуникации:

· Вторжение — тип активного воздействия на зрителя без учета того, насколько он готов к восприятию информации. Данный тип воздействия характерен для ситуации отсутствия информации о характере и установках аудитории.

[3]

· Уход — тип воздействия, характеризующийся взаимной отчужденностью коммуникатора и аудитории: зритель не пытается понять автора передачи, который в свою очередь не спешит проникнуть в душу зрителя.

· Самораскрытие — тип воздействия, характеризующийся активным самовыражением коммуникатора, чья позиция адресуется зрителю, но не как другому, а скорее как самому себе, в форме монолога. В результате такого авторского самопредъявления зритель отстранен. Здесь, однако, возможно вовлечение посредством аналогии и ассоциации, если, конечно, реципиент настроит свое восприятие таким образом…

· Вовлечение — тип воздействия, предполагающий единство коммуникатора и зрителя, т.е. их соучастие, содействие и сотворчество, единый темп деятельности, единое переживание прошлого, настоящего и будущего.

Эти типы воздействия могут быть обнаружены при рассмотрении любых форм массово-коммуникативного воздействия. Три первых типа воздействия носят типичный для массовых коммуникаций субъект-объектный характер. Четвертый тип является особенным: имея по сути тот же субъект-объектный характер, направленный на массовую аудиторию с целью изменения ее установок и последующего поведения, по форме он выступает как субъект-субъектное воздействие, которым характеризуется общение, по сути своей исключающее однонаправленность и манипулирование и предполагающее совместную выработку сторонами единых духовных значений.

Общение предполагает диалог (не обмен монологами как в 3 случае), при котором одинаково значимы позиции обеих сторон. Стремясь построить акт коммуникации, «выдав» его за межличностное общение, коммуникатор стремится к тому, чтобы реципиент раскрылся и включился в выработку новых духовных значений. По существу при использовании вовлечения коммуникатору должны быть хорошо известны позиции и установки массовой аудитории, однако они значимы настолько, насколько значима необходимость их изменения. Вовлечение является самым эффективным воздейстием, так как устраняется барьер сопротивления воздействию. Не последнюю роль в этом процессе играют личные (имиджевые,стилистические…) качества коммуникатора, позволяющие ему налаживать необходимый контакт с аудиторией.

Читайте так же:  Когда лучше не чувствовать

В процессе коммуникативного воздействия на массовую аудиторию большую роль играет язык коммуникаторов. Применение оценочно окрашенных высказываний, употребление близких, но не полностью совпадающих по значению слов, переименование, детализация… – эти и другие осознанно использованные стилистические «трюки» играют свою роль в конструировании медиа-реальности массовой аудитории.

Еще одним приемом речевого воздействия можно назвать коннотацию как устойчивую психологическую ассоциацию, возникающую при столкновении с тем или иным высказыванием. Так, слово «сдержанность» в большинстве случаев вызывает положительно окрашенную ассоциацию, распространяющуюся на все явление, которое характеризуется этим словом. Слово «сдержанность» придает в массовом сознании оттенок гуманности.

В цепочке коммуникативного акта выделяется само сообщение, т.е. то, что передают. Применительно к нему определяющее значение имеют двамомента — отбор событий для сообщения и расстановка акцентов на том или ином аспекте события. Отбор событий производится либо строго с целью реализации ценностных установок субъектов социальных интересов, либо с целью извещения о нейтральных событиях, производящих на массовую аудиторию впечатление объективности деятельности массовых коммуникаций, либо с целью освещения событий, которые выглядят оппозиционными по отношению к принятой линии канала или издания; при этом однако оппозиционность, усиливающая видимость беспристрастности массовой коммуникации, может касаться любых сторон «генеральной» парадигмы, кроме тех, которые относятся к ее основным, сущностным характеристикам.

Канал (имеется в виду печать, радио или телевидение), по которому актуализируется сообщение, также влияет на итоговое восприятие информации, которое зависит не только от имиджевых характеристик канала, передачи или рубрики, но и от времени подачи, от номера полосы и даже от места на полосе. Все это повышает или понижает уровень доверия аудитории к сообщаемой информации.

Заключительным звеном массово-коммуникативного акта выступает массовая аудитория, вернее, эффект, произведенный на нее, что в конечном счете является основной задачей всего производимого действия. Для достижения необходимого эффекта аудитория с помощью описанных выше способов приводится в психологическое состояние готовности (или несопротивляемости) к восприятию транслируемой информации. Специалисты по общественному мнению ведут регулярные замеры последнего с целью выявления полученных эффектов и, в случае необходимости, коррекции действий для их оптимизации. Этому служит также определение различных социально-демографических характеристик массовой аудитории, особенностей ее ценностных ориентации, установок и стереотипов.

В теории СМИ хорошо исследованы стратегии манипулирования сознанием реципиентов массовой коммуникации. Существует множество работ, в основном американских, где дается перечень приемов подобного манипулирования. Приведем некоторые из них, описанные известным лингвистом и семиотиком Т.А. ван Дейком и показывающие, какими способами в прессе создаются этнические предубеждения[i].

Сверхобобщение: свойства отдельных лиц и событий принимаются за свойства всех членов данной этнической группы или всех этнически маркированных социальных ситуаций. Скажем, агрессивный антирусский настрой приписывается большинству населения Западной Украины.

Расширение: негативное отношение к какой-либо отдельной черте или признаку распространяется на все другие признаки и их носителей.

Атрибуция: реципиенту навязывается «нужное» причинно-следственное отношение.

В советское время анализ приемов манипулирования общественным сознанием был связан с разоблачением «буржуазной пропаганды» и «буржуазной журналистики». Время показало, что аналогичные приемы манипулирования порой применяются и в деятельности российских СМИ. Эти же приемы, обогащенные методами НЛП, употребляются в маркетинге, PR и рекламе. Прежде чем манипулировать на уровне языка, в данных сферах и в сфере журналистики также изучается массовая аудитория, ее психологические, социальные и маркетинговые характеристики.

Например, чтобы описать покупательское поведение аудитории используется западная методика определения портрета потребителя по схеме пяти W:

Сегментация потребителей по схеме пяти W

What? Сегментация по типу товара. Например: сок в бутылках, упаковке «Тетрапак» и т. д.

Who? Сегментация по типу потребителя. Например: мужчины, женщины, дети, подростки и т. д.

Why? Сегментация по типу мотивации к совершению покупки. Например: выгодные цены, каждодневная необходимость и т. д.

When? Сегментация по ситуации, в которой совершается покупка. Например: к празднику, перед работой, на week-end, перед посещением гостей и т. д.

Where? Сегментация по каналам сбыта. Например: продажа в магазинах, специализированных салонах, интернет-магазинах и т. д.

Чтобы ответить на эти вопросы маркетологам необходимо учесть такие моменты:

Географические характеристики. Где человек живет, работает, покупает товар. Это может быть местоположение региона, динамика его развития, численность и плотность населения, доступность СМИ, структура коммерческой деятельности, климат, юридические ограничения, развитость транспортной сети.

Демографические характеристики. Возраст потребителя, пол, дифференциация доходов, семейное положение и размер семьи, профессия, образование.

Психографические характеристики. Типы личности (например, интроверт-экстраверт, прагматик-романтик и т. п.), социальные группы, этапы жизненного цикла семьи.

Поведенческие характеристики. Интенсивность использования товара, опыт его использования, приверженность торговой марке, степень лояльности к фирме и бренду, повод для совершения покупки, важность покупки, адаптация к продукту.

Приступая к работе, журналисту как и маркетологу, необходимо подумать о своей аудитории.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Дата добавления: 2014-12-21 ; просмотров: 1822 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источники


  1. Дарья Федорова Мысли многодетной мамы вслух, или Полуночные записки на подгузниках (комплект из 2 книг) / Дарья Федорова. — М.: ИГ «Весь», 2016. — 416 c.

  2. Хорват, Франтишек Любовь, материнство, будущее / Франтишек Хорват. — М.: Прогресс, 2010. — 629 c.

  3. Винокуров, Борис Нагая. История сексуальных катастроф / Борис Винокуров. — Москва: РГГУ, 2012. — 320 c.
Сми и социальное подражание
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here