Социальная тревожность у детей и подростков

Сегодня обсуждаем тему: социальная тревожность у детей и подростков с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика

С книгой «Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика» Прихожан А. М.— М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000 г. можно ознакомиться на следующей странице.

Тревожность — устойчивое личностное образование, сохраняющееся на протяжении достаточно длительного периода времени. Она имеет собственную побудительную силу и устойчивые формы реализации в поведении с преобладанием в последних компенсаторных и защитных проявлений. Как и любое сложное психологическое образование, тревожность характеризуется сложным строением, включающим когнитивный, эмоциональный и операциональный аспекты при доминировании эмоционального.

Возникновение и закрепление тревожности как устойчивого образования связаны с неудовлетворением ведущих возрастных потребностей ребенка, которые приобретают гипертрофированный характер. Устойчивым личностным образованием тревожность становится в подростковом возрасте, опосредствуясь особенностями «Я-концепции», отношения к себе. До этого она является производной широкого круга семейных нарушений. Закрепление и усиление тревожности происходит по механизму «замкнутого психологического круга», ведущего к накоплению и углублению отрицательного эмоционального опыта, который, в свою очередь, порождая негативные прогностические оценки и определяя во многом модальность актуальных переживаний, способствует увеличению и сохранению тревожности.

Тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающуюся в ее источниках, содержании, формах проявления компенсации и защиты. Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей, вне зависимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования. Эти «возрастные пики» тревожности являются отражением наиболее значимых социогенных потребностей.

Тревога как состояние оказывает в основном отрицательное, дезорганизующее влияние на результаты деятельности детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов; в старшем подростковом — раннем юношеском возрастах влияние может носить также и мобилизующий характер. На протяжении всего школьного возраста влияние тревоги на деятельность опосредуется характеристиками педагогического общения, создаваемой педагогом общей атмосферой класса. Влияние на деятельность тревожности как свойства личности усиливается с возрастом.

Тревожность как личностное образование может выполнять в поведении и развитии личности детей и подростков мотивирующую функцию, заменяя и подменяя собой действия по другим мотивам и потребностям. Влияние тревожности на развитие личности, поведение и деятельность ребенка и подростка может носить как негативный, так и до некоторой степени позитивный характер, однако и в последнем случае оно имеет жесткие ограничения, обусловленные выраженной адаптивной природой этого образования.

Преодоление тревожности не может быть ограничено только рамками специальной психологической работы. Во всех случаях требуется введение специального блока занятий, направленных на перенос полученных умений, средств деятельности в обыденную жизнь, их приспособление, а в случае необходимости — некоторая коррекция и закрепление. Значительную роль в этом играют родители и педагоги.

В заключение еще раз подчеркнем, что работа по психопрофилактике и преодолению тревожности у детей и подростков должна носить не узко функциональный, а общий, личностно ориентированный характер, сфокусированный на тех факторах среды и характеристиках развития, которые в каждом возрасте могут служить причиной тревожности. Работа должна осуществляться на уровне всех структурных компонентов тревожности, с ориентацией на ее возрастные и половые «пики» и индивидуальные «зоны уязвимости» для каждого ребенка. В дошкольном, младшем школьном и подростковом возрастах центральное место должна занимать работа с окружающими ребенка взрослыми, в дальнейшем она продолжает играть существенную роль, но основное внимание следует уделять развитию и укреплению «Я-концепции» подростка, его отношению к себе, конструктивному разрешению возникающих него внутренних конфликтов. В профилактике и преодолении тревожности детей и подростков существенную роль играет обеспечение подростка широким выбором средств и способов действий в значимых для него ситуациях, выработка индивидуально эффективной модели поведения.

СОДЕРЖАНИЕ

Глава 1. ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ТРЕВОЖНОСТИ 8

1.1. Тревожность, тревога и страх 8

1.2. Тревожность и страх: историко-философский контекст 15

1.3. Тревожность и страх в экзистенциальной философии, психологии и психиатрии 26

1.4. Развитие взглядов на тревожность и страх в истории психологии 38

1.4.1. Страх в классических теориях эмоций 38

1.4.2. Тревожность и страх в теории научения 42

1.4.3. Тревожность и страх в классическом психоанализе 50

1.5. Психологические причины тревожности и способы ее преодоления 65

1.5.1. Тревожность и стресс 66

1.5.2. Тревожность как функция межличностных отношений 70

1.5.3. Тревожность и внутренний конфликт 80

Глава 2. ОСОБЕННОСТИ СОСТОЯНИЯ ТРЕВОГИ И СТРАХИ У ДЕТЕЙ РАЗНОГО ВОЗРАСТА 87

[1]

2.1. Динамика уровня тревожности учащихся (1—11-й классы). Половозрастные различия 87

2.2. Содержание страхов и тревог у детей разного возраста 93

2.3. Характер переживания страхов и тревог. Формы проявления тревоги 104

2.4. Влияние тревоги на успешность деятельности 118

Глава 3. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ТРЕВОЖНОСТИ КАК УСТОЙЧИВОГО ОБРАЗОВАНИЯ 128

3.1. Распространенность устойчивой тревожности у детей и подростков в 1970—1990 гг. Половозрастные различия 128 303

3.2. Стабильность состояния тревожности как личностного образования 136

3.3. Виды тревожности. Общая и частная тревожность 147

3.4. Формы и «маски» тревожности. Влияние тревожности на деятельность и развитие личности 153

Глава 4. О ПРИЧИНАХ ТРЕВОЖНОСТИ КАК СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ 165

4.1. Эмоциональный опыт тревожных детей и подростков 165

4.2. Внешние источники тревожности 179

4.2.1. Особенности семейного воспитания 179

4.2.2. Школьная успешность, взаимоотношения с учителями и сверстниками 190

4.2.3. Посттравматический стресс и экология. Природные предпосылки тревожности 201

4.3. Внутриличностные источники тревожности 210

ПРИЧИНЫ, ПРОФИЛАКТИКА И ПРЕОДОЛЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ (вместо заключения) 223

Приложение 1. ДЕТСКИЙ ВАРИАНТ ШКАЛЫ ЯВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ (CMAS) 233

Приложение 2. ШКАЛА ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10—16 ЛЕТ 242

Приложение 3. ДИАГНОСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ И РОДИТЕЛЬСКОЙ ТРЕВОЖНОСТИ 252

Приложение 4. Методика «МЕЧТЫ, НАДЕЖДЫ, СТРАХИ И ОПАСЕНИЯ» 260

Приложение 5. ДИАГНОСТИКА ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ (младший школьный возраст) 264

По данной теме рекомендуем ознакомиться с материалами:

Тревоги и страхи у детей, подростков и взрослых.

На первом году жизни существуют несколько кризисных периодов. Рассматривая теорию объектных отношений, процессы сепарации и индивидуации мы помним, что первый месяц – это тревога выживания, гомеостаза, как привыкнуть к миру. Ребёнок должен привыкать и адаптироваться к окружающей среде, с её шумом, холодом, ситуациями, когда его вовремя не кормят и т.д. Второй месяц жизни – месяц вступления в диадные отношения, и несколько месяцев ребёнок с мамой находятся в симбиотическом слиянии. Симбиоз бывает недостаточен, а страх потери объекта очень силён.

Любой этап развития сопряжён с тревогами, и соответственно каждый этап, в котором тревоги зашкаливают, отражается на развитии ребёнка, когда происходит срыв развития. Дети страдают от чрезмерной тревоги, нарушающей адаптацию. Ребёнок не может оставаться в коллективе, быть в садике, в школе, не может учиться. Как правило, взрослые думают: «перерастёт…», так как процесс развития так или иначе сопровождается позитивными тревогами, которые способствуют развитию ребёнка.

Тревоги у ребёнка в норме должны быть, они сигнализируют об опасности, и он должен преодолевать эти опасности, а если их нет, то ребёнок растёт бесшабашным и попадает в опасные ситуации.

Читайте так же:  Давай бояться вместе!

Многие симптомы тревоги носят скрытый характер. Например, у ребёнка тревога, и от этого возникают соматические проявления: например, боли в желудке. Поскольку оральные фиксации самые ранние, поэтому желудочно-кишечный тракт реагирует болями, поносами. И не всегда дети симулируют.

В отличие от симптомов поведенческих, на соматические не обращают внимание, так как они не представляют социальной угрозы, на ребёнка не жалуются педагоги, как на гиперактивных детей с нарушениями поведения.

Одним из первых тревогой занимался З.Фрейд, и она является центральной темой среди невротических симптомов, которые были им распознаны.

Так или иначе, говорил Фрейд, за любым симптомом всегда кроется тревога. Симптом это «покровное образование», которое обволакивает тревогу, как слизь обволакивает клетки для защиты.

У Фрейда есть ряд работ посвящённых тревоге. В работе 1926 года «Подавление, симптом, тревога», он описала течение особенностей тревоги, её место в нормальном и патологическом развитии, каким образом тревога трансформируется.

Изучением детских тревог занималась Анна Фрейд, в клиническом наблюдении Мелани Кляйн, Шандор Ференци, и в настоящее время детские аналитические психотерапевты пытаются понять, какая же подлежащая тревога находится в основе того или другого симптома, от чего ребёнок защищается с помощью симптома.

З.Фрейд по-разному интерпретировал тревогу в своих ранних и поздних работах. Первоначально он считал, что тревога порождается психическим защитами, а позже утверждал, что защитные механизмы психики возникают в результате возникновения тревоги. Это позже показала в работе «Эго и механизмы защиты» Анна Фрейд.

С 19 века специалисты видели различие между реальным страхом и невротической тревогой.

Реальная тревога – когда ситуация реально угрожает жизни. Есть реальная опасность, которая исходит от внешнего объекта.

Невротическая тревога всегда исходит от инстинктивных побуждений, и Эго защищается от опасности, которая моделируется в недрах психического аппарата. Только несовершенство психического аппарата заставляет нас воспринимать инстинктивные опасности так, как если бы они были реальными, внешними.

Невротическая тревога сосуществует с реальной, если есть такой опыт, когда родитель, неожиданно нападает на ребёнка, отвергает его. Есть реальный родитель, который пугает, в силу своего характера, внутренних конфликтов, и ребёнку родитель представляется как бомба, которая в любой момент может взорваться по любому поводу.

И хотя Фрейд не работал с детьми, он подметил и описал виды детских тревог, на основе которых складываются позже взрослые неврозы.

Рассмотрим эти тревоги.

Самая ранняя тревога – страх потери объекта. Ребёнок боится быть оставленным один на один со своими насущными потребностями, когда рядом не окажется никого, кто бы мог их удовлетворить. Ребёнок боится быть покинутым. Поскольку младенцы не способны справиться со своими внутренними и внешними возбуждениями, контролировать новый мир, их переполняет чувство надвигающейся опасности.

Такая диффузная тревога характерна для личностей с ранними травматическими переживаниями, с ранними потерями.

Отто Ранк позже описывал ещё более раннюю тревогу – травма рождения. Когда ребёнок рождается не вследствие физиологических родов, а при стимуляции родовой деятельности, когда она не началась, когда ребёнок задерживается в родовых путях, запутывается в пуповине, когда акушеры ставят уколы, дабы задержать роды.

Чем сильнее страх разделения с матерью, страх потери объекта, тем позже, в 8 месяцев будет сильнее страх незнакомца (страх чужих) – писала Маргарет Малер в своей клинической концепции сепарации индивидуации.

Следующим типом страха, который развивается на более поздних этапах – страх потери любви от объекта.

Ребёнок понимает чувство постоянства материнского объекта к 6-9 месяцам жизни. Ребёнок чувствует материнскую заботу постоянно, он существует рядом с нею, и когда мама уходит, то она возвращается. Это чувство постоянства «мама вернётся» уже существует, так как у ребёнка есть такой опыт.

Страх потери любви объекта связан с сильнейшими реакциями сепарации. У ребёнка есть потребность исследовать мир, уползать от мамы, отвлекаться на игру, выходить за пределы маминого зрения. И есть потребность слиться, воссоединиться вместе, почувствовать, что мама любит, к ней можно прижаться, можно опять достичь долгожданного состояния симбиоза. Быть с мамой – убеждаться раз за разом, что маму не потерял, мама не пропала, и себя не потерял. А потом снова пойти исследовать мир. Чувство «Я» остаётся стабильным.

Страх потери пениса у мальчиков с 3 до 5-6 лет. В этот период появляется потребность проверить, на месте ли пенис. Получить успокоение от этой тревоги. Кроме того, кастрационная тревога проявляется в страхе подчинения более сильному мужчине. Подчиниться требованиям отца, пережить его нападение за плохое поведение означает для маленького мальчика поражение. Либо, мама подчиняет себе мальчика, обесценивая его потребности, «кастрируя» его стремления.

У девочек кастрационная тревога проявляется в виде страха внедрения. В этот период девочка может бояться манипуляций с её телом, прививок, сдачи анализов.

Кроме того, кастрационная тревога у детей обоих полов выражается в протестном поведении, когда кто-то пытается раздеть ребёнка (воспитатель в садике, мама перед купанием или перед сном). Чтобы справиться с этой тревогой, дети «копаются» и очень медленно выполняют какие-либо манипуляции, относительно одежды или обуви.

В этот же период очень трудно водить детей в парикмахерскую. Отрезание волос, как частей тела, очень страшно.

Перечисленные формы тревог исчезают, по мере того, как разрешаются процессы сепарации индивидуации, разрешается эдипов комплекс, и ребёнок понимает, что его всё равно любят, принимают не зависимо от того, какие поступки он совершал, что родители могут быть и хорошими и плохими, что допустимо проявлять разные эмоции по ситуации.

Позже, около 12 лет у подростка появляется четвёртый тип тревоги – осознаваемый страх совести или «моральная тревога».

Моральная тревога исходит из страха родительского наказания и не осознаётся в более раннем периоде. Моральная тревога ведёт к социальной тревоге, которая возникает в связи с угрозой исключения из группы сверстников, быть не принятым в группу сверстников.

Те, кто боится социума, чаще всего исключают сами себя из него, чтобы справиться с опасностью исключения.

Если ребёнок живёт в среде постоянного наказания, то моральная тревога возникает гораздо раньше. Она выражается в том, что ребёнку трудно справиться с получением «плохой отметки», или кто-то оказался лучше его, кто-то победил в игре. Низвержение с пьедестала своего Эго.

Моральная тревога остаётся во внутрипсихическом пространстве взрослого человека, и может лежать в основе патологических формах самонаказующего поведения, мазохизма.

Она настолько затапливает подростка, что тот ищет способ получить телесную боль, чтобы не чувствовать душевную. Это часто выражается в нанесении себе порезов.

Поиск разных форм наказания присуща и детям, если они растут в атмосфере постоянной критики поведения, телесных наказаний или моральном истязании. И здесь возможны варианты развития событий – либо ребёнок принимает наказания и становится мазохистичным, либо направляет свои переживания вовне и становится наказывающим, девиантным, агрессивным, садистичным.

Двойственность (амбивалентность), которая связана с застреванием на ранних этапах сепарации индивидуации, ведёт к тому, что подростки и взрослые совершают именно то, чего больше всего боятся.

Читайте так же:  Восстановление разрушенной вселенной жертвы сексуального насилия в психоаналитической психотерапии

Существует и ещё один тип тревоги – страх собственного мазохизма.

Данный тип страха, чаще всего выражается в страхе высоты (страх упасть).

Анна Фрейд на семинаре в Венском психоаналитическом обществе отметила, что данный тип тревоги, как особый случай, проявится в сексуализации во время опасности. То есть человек «флиртует» с опасностью. Это свойственно детям, начиная с 2-летнего возраста, которые попадают в опасные ситуации травматизации, дети с нарушениями привязанности, которые срываются с места, бегут и попадают в опасные для жизни ситуации, опрокидывают на себя чайники, получают ожоги.

Страх собственного мазохизма выражен в подростковом возрасте. Подростки получают удовольствие от опасности и тревоги, от того, что страшно. Они могут смотреть страшные фильмы, цепляться за трамваи и поезда, играть с опасностью.

Данный тип страха эксплуатируется различными киностудиями, литературой, комиксами, ужастиками. Дети рассказывают друг другу ужастики, пугают друг друга, верят в «чёрную руку», «пиковую даму».

Как обычно при мазохизме, доставляет удовольствие только пока какое-либо действие не зашло слишком далеко, и не приняло серьёзные формы, до тех пор, пока это можно остановить, для восстановления контроля над опасностью. Игры на грани жизни и смерти принимают различные формы, как качели, колебание между состоянием, в котором человек позволяет тревоге нарастать, почти затопить и резко восстановить контроль в точке опасности. И едва ли возможно постоянно сдерживать подобное колебание в безопасных рамках. В основе такой игры лежат бессознательные процессы, подросток не осознаёт, почему он играет.

Взрослые порой не могут объяснить сильную тягу к катастрофам. Их день начинается с узнавания новостей, где что случилось. В течение человек акцентирует своё внимание только на страшных событиях, которые случаются с кем-либо. Тема смерти привлекает, хочется узнать во всех подробностях о катастрофе, о количестве погибших. Такое поведение носит аддиктивный характер, который связан с бессознательной потребностью прожить свои собственные психические травмы и страхи – в первую очередь страх смерти.

Следующий страх – страх своих собственных влечений. Страх быть переполненным неконтролируемыми силами, и, следовательно, рассыпаться на части личностно.

Данная форма тревоги характерна для подросткового возраста. В пубертатном возрасте очень много психотических тревог, но при этом, в данном периоде они не являются патологией. Пубертат – это период, когда психотическая и невротическая части совмещаются. Агрессия сосуществует с влечениями.

Перечисленные тревоги могут перетекать один в другой. Моральная тревога может перетекать в страх потери любви, и соответственно в поведение, которое очень часто называют «созависимое». Желание слияния, чтобы вернуть себе ощущение покоя. Либо моральная тревога может перетекать в кастрационную тревогу. И тогда, чтобы чувствовать пенис на месте, человек стремиться к большему числу сексуальных партнеров.

Тщательно собираемый анамнез на первой консультации у психотерапевта позволяет определить точки фиксации психики и исцелить не симптом, а то, что лежит в основе симптома, то есть работаем с корнем проблемы.

Детская тревожность.

В психологии под тревожностью понимается «устойчивое личностное образование, сохраняющееся на протяжении длительного времени», эмоциональный дискомфорт.

Тревожность как качество личности. Присуща ребенку-астенику, который склонен к пессимизму. Чаще всего такой подход к жизни перенимается от близких. Такой ребенок очень похож на своих родителей.

Пример. Мама 7-летней девочки жаловалась, что дочь не может подойти к учительнице что-то спросить, плачет при расставании. Во время разговора речь женщины была тихой и прерывистой, на глазах – слезы.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

В подобных случаях трудно понять до конца, что в поведении ребенка является результатом воспитания, а что передалось по наследству. Многое зависит от врожденных особенностей характера, например, такая тревожность свойственна детям с темпераментом меланхолика. Такой ребенок всегда будет испытывать некий эмоциональный дискомфорт, он медленно адаптируется к тем или иным ситуациям, а любое изменение в привычной жизни надолго лишает его душевного равновесия.

Тревожность ситуативная связана с конкретной ситуацией, является результатом каких-то событий. Например, после болезненной процедуры у врача ребенок начинает бояться всех врачей. Часто дети, независимо от возраста, боятся самостоятельно делать покупки в магазине. Зная о предстоящем походе в магазин, ребенок заранее расстраивается, у него портится настроение, он предпочитает остаться без конфеты, чем покупать ее самостоятельно.

Ситуативную тревожность можно свести к минимуму, но совсем избавиться от нее получается не у всех – у многих взрослых осталась тревога перед посещением врача, или контрольной работой.

[3]

Школьная тревожность – разновидность ситуативной тревожности. Ребенка волнует и беспокоит все, что связано со школой. Он боится контрольных работ, отвечать у доски, получить двойку, ошибиться. Такая тревожность часто проявляется у детей, родители которых предъявляют завышенные требования и ожидания, у детей, которых сравнивают с более успешными сверстниками. Такая тревожность часто встречается в классах шестилеток – такие маленькие дети могут плакать из-за незначительных затруднений (забыл линейку, не понял, что делать, родители пришли на пять минут позже и т.д.). Становясь старше, ребенок менее эмоционально реагирует на трудности, чувствуя себя более компетентным, он меньше боится перемен и быстрее адаптируется к изменениям.

Типы тревожных детей

Невротики. Дети с соматическими проявлениями (тики, заикания, энурез и т.д.). Проблема таких детей выходит за рамки компетенции психолога, необходима помощь невропатолога, психиатра.

Таким детям необходимо давать выговориться, просить родителей не заострять внимание на соматических проявлениях. Необходимо создать для ребенка ситуацию комфорта, принятия и свести к минимуму травмирующий фактор. Таким детям полезно рисовать страхи, разыгрывать их. Им поможет всякое проявление активности, например, лупить подушку, обниматься с мягкими игрушками.

Расторможенные. Очень активные, эмоциональные дети с глубоко спрятанными страхами. Поначалу стараются хорошо учиться, но если это не получается, то они становятся нарушителями дисциплины. Могут специально выставлять себя на посмешище перед классом. На критику реагируют подчеркнуто равнодушно. Своей повышенной активностью пытается заглушить страх. Возможны легкие органические нарушения, которые мешают успешной учебе (проблемы с памятью, вниманием, мелкой моторикой).

Таким детям необходимо доброжелательное отношение окружающих, поддержка со стороны учителя и одноклассников. Надо создать у них ощущение успеха, помочь им поверить в собственные силы. На занятиях надо давать выход их активности.

Застенчивые. Обычно это тихие, обаятельные дети, они боятся отвечать у доски, не поднимают руку, безынициативны, очень старательны в учебе, имеют проблемы в установлении контакта со сверстниками. Боятся о чет-то спросить учителя, очень пугаются, если он повышает голос (даже на другого), часто плачут из-за мелочей, переживают, если чего-то не сделали. Охотно общаются с психологом или педагогом лично (индивидуально).

Таким детям поможет группа сверстников, подобранная по интересам. Взрослые должны оказывать поддержку, в случае затруднения спокойно предлагать выходы из ситуаций, больше хвалить, признавать за ребенком право на ошибку.

Замкнутые. Мрачные, неприветливые дети. Никак не реагируют на критику, в контакт со взрослыми стараются не вступать, избегают шумных игр, сидят сами по себе. Могут быть проблемы в учебе из-за отсутствия заинтересованности и включенности в процесс. Ведут себя так, как будто ото всех ждут подвоха. Важно найти для таких детей область, которая им интересна (динозавры, компьютер и т.д.) и через обсуждение, беседы на эту тему налаживать общение.

Читайте так же:  Достижение — это борьба с обстоятельствами или движение в потоке

Характерные черты тревожных детей

  • После нескольких недель болезни ребенок не хочет идти в школу.
  • Ребенок по несколько раз перечитывает одни и те же книги, смотрит одни и те же фильмы, мультфильмы, отказываясь от всего нового.
  • Ребенок стремится поддерживать идеальный порядок, например, с маниакальным упорством раскладывает ручки в пенале в определенной последовательности.
  • Если ребенок легко возбудимый и эмоциональный, он может «заразиться» тревожностью от близких.
  • Ребенок сильно нервничает во время контрольных, на уроках постоянно переспрашивает, требует подробного объяснения.
  • Быстро устает, утомляется, тяжело переключается на другую деятельность.
  • Если не удается сразу выполнить задание, отказывается от его дальнейшего выполнения.
  • Склонен винить себя во всех неприятностях, случающихся с близкими

[2]

Как помочь ребенку преодолеть тревожность
(рекомендации для родителей тревожных детей)

· У оптимистичных родителей – оптимистичные дети, а оптимизм – защита от тревожности

Признаки социальной тревожности у детей

Если у вас есть ребёнок, который проявляет странное поведение и избегает других, возможно, у него или у неё социальная тревожность. Вот некоторые признаки и симптомы, на которые нужно обратить внимание, чтобы помочь детям избавиться от проблем.

Проблемы с тем, как завести друзей

Очень распространённым признаком того, что у вашего ребёнка социальная тревожность, является то, что у него или у неё возникают проблемы с друзьями. В целом, детям легче подружиться, чем взрослым. Если ваш ребёнок учится в школе уже несколько месяцев и ещё не упомянул о ком-либо, с кем он общается, это может быть связано или с застенчивостью, или с социальной тревожностью. Однако, застенчивость, они обычно быстро преодолевают. Они могут не разговаривать с кем-то в первый день, но вскоре легко заводят друзей, когда чувствуют себя немного комфортнее с одноклассниками.

Увеличение проблем в школе

Поведенческие изменения, такие как трудности в школе, являются ещё одним общим признаком того, что у ребёнка есть социальная тревожность. Это часто происходит потому, что они настолько боятся быть в классе, что у них возникают проблемы с концентрацией внимания. Возможно, они не могут сосредоточиться, когда учитель говорит, или они отказываются поднимать руку и получают низкие оценки из-за того, что не участвуют в уроке. Некоторые занятия требуют устных презентаций, которые могут быть почти невозможны с серьёзным беспокойством.

Ищите эти признаки и поговорите с их учителем или школьным психологом о том, как это исправить.

Постоянное опасение социальных ситуаций

Это то, на что вы можете обратить внимание, когда у вашего ребёнка возникают проблемы из-за тревожности. Ваш ребёнок может уклоняться от социальных ситуаций, например, прятаться где-то во время вечеринок или получать приглашения от детей в школе и никогда не ходить. Так часто происходит не из-за отсутствия интереса, а от нервозности к социальным ситуациям.

Ненавидеть быть в центре внимания

Более неуловимый признак того, что у ребёнка проблемы с социальной тревожностью, — это когда они не хотят быть в центре внимания. Это происходит, когда они не хотят любого внимания, хорошего или плохого. Они не хотят быть в центре внимания и стараются слиться с общей массой. Дети, которые никогда не хотят такого внимания, часто могут проявлять ранние признаки наличия определённого типа социального тревожного расстройства.

Существует множество вариантов лечения детей всех возрастов, страдающих от социальной тревожности.

Тревожность у подростков: на что обратить внимание?

Под понятием «тревожности» обычно подразумевают чувство опасения и беспокойства. Бывают такие моменты, когда тревога помогает нам в решении некоторых повседневных ситуаций и способна мобилизовать организм для принятия того или иного решения (ситуативная тревожность).

Если тревожность из временного явления перерастает в поведение, которое возникает в любых сферах бытия (объективно у благополучных тоже), она становится устойчивой чертой личности. Такие личности называются тревожными.

Истоки любых проявлений характера у человека лежат и тянутся из детства. Тут очень важно в воспитании ребенка соблюдать некоторые критерии и быть наблюдательным в проявлениях его эмоционального состояния.

Повышенная тревожность у подростков

Как же можно определить и выявить чрезмерную тревожность у ребенка? Такие дети часто подавлены, настороженные, им трудно устанавливать контакты с окружающими . Мир представляет для них опасность. Со временем формируется и устанавливается заниженная самооценка и пессимистический взгляд на свое будущее.

Причины возникновения повышенной тревожности могут быть разнообразными. Но чаще всего это повышенная тревожность в самой семье. Ребенок с раннего детства «срисовывает» поведения родителей. И когда он находятся в постоянном напряжении и мнительности, то в скором времени это негативно отразится и на самом ребенке. Зачастую этому служат источники информации. Стоит обращать внимание на то, что ребенок читает, смотрит и откуда черпает свои знания и получает сведения.

Ну и самым важным является воспитание. Огромную роль в развитии тревожности у детей играет авторитарный стиль воспитания. Родители могут подавить собой способность у ребенка самостоятельности и развить чувства страха перед родителями, такие как не оправдать их ожиданий, боязнь поступать не так как ему велят, а также развить неспособность к собственному мнению и подавленную самооценку.

В возникновении повышенной тревожности имеют место гендерные различия. В младшем и дошкольном возрасте (до 12 лет) тревожность чаще выпадает на мужской пол. Девочки подвергаются этому преимущественно после двенадцати лет (в подростковом возрасте). При этом и ситуации различны. Так как девочки более сосредоточены на взаимоотношениях с другими девочками и в принципе с коллективом, то у мальчиков-подростков присутствует страх быть наказанными взрослыми или побитыми сверстниками.

Как предотвратить повышенную тревожность у подростков

Взрослые играют главную роль в избежании становления тревожности, как устойчивой черты личности. Родителям следует контролировать свои реакции и действия на различные ситуации и обстоятельства по отношению к ребенку (подростку).

  1. Не внушать ему представления о мире только со стороны негативной, т.е. рассказывать ему только лишь о препятствиях и неудачах на пути, а также о возможности их решения.
  2. Менее требовательно относиться к деятельности ребенка. Вечная борьба за результат и становления акцента на достижение целей может повысить риск возникновения тревожности из-за страха не оправдать ожидания взрослых.
  3. Похвала не должна быть только за успехи, а должна просто присутствовать только от того, что он ваш ребенок. Вызванные искусственно чувства страха не помогут ему достичь нужных результатов, а наоборот будут его пугать и тормозить на пути достижения цели.

Дети скрывают свои тревожные ощущения за привлечением внимания методом хулиганства, шумного поведения, выходок. Такие дети ищут понимание и одобрение, а своим поведением достигают иного результата.

Уровень тревожности подростков может быть серьезным сигналом

Иногда такое поведение у подростков является признаками депрессивного или тревожного расстройства, что значительно мешает успеваемости, особенно, у тех, которые ранее были упорядоченными в поведении и хорошо учились. Повышенная тревога может активировать вегетативную нервную систему, и тогда наблюдаются избыточная потливость, учащенное сердцебиение, повышение артериального давления, покраснение лица и шеи, а также нарушения сна. Нередко проявлениями повышенной тревожности наблюдаются пищевые нарушения, такие, как булимия или анорексия.

Читайте так же:  Вина за успех

Также повышенная тревожность может быть следствием ранней влюбленности.

От недостатка внимания такие дети начинают много фантазировать. Придумывают истории о своей личности и всячески стараются привлечь к себе внимание, дабы занять все время взрослых своей персоной. Многие дети стараются угодить своим поведение взрослым, заслужить одобрение и становятся чрезмерно дружелюбными.

Родители часто довольны и их устраивает такая модель поведения детей. Но это никак не положительное качество. Такая модель поведения может закрепиться и перерасти в зависимость, сопровождая его на протяжении всех последующих этапах развития и взросления.

Как помочь подростку при повышенной тревожности

В домашних условиях родители могут попробовать выполнить с ребенком задание, которое выделит и подкрепит его уверенность, а также приглушит страх перед каким-либо действием.

Например, вы не можете уговорить ребенка начать заниматься тем или иным делом. Попросите его вообразить себя маленьким ребенком, который способен на те или иные действия гораздо в меньшей мере, чем он. Как пример, не научился считать, писать или по-просту не знает алфавит. После пусть вообразит себя ребенком, для которого под силу решение этого задания. Таким образом, он убедится, что он способнее неумехи и если приложить усилия, то он справится с заданием.

Также помогите разобрать такие нюансы как «могу» и «не могу». Попросите ребенка объяснить самому себе, в чем является его неспособность и после выделить то, что на данный момент он может сделать. Покажите то, как близко он приблизится к результату, приложив старания. Объясняя при этом ребенку, что каждый в силу своей индивидуальности может не всегда справиться с каким-либо заданием, но если прилагать усилия то можно достигнуть желаемого результата.

Помощь такому ребенку может быть разнообразна. И если не смотря на хороший микроклимат в семье, а также старания родителей, повышенная тревожность продолжает беспокоить ребенка (подростка), обращайтесь за помощью к психологу, психотерапевту. Эти специалисты помогут решить психологические проблемы у вашего ребенка, и тревога уйдет, а на его устах снова появится улыбка! Но если у подростка будут оставаться вышеуказанные болезненные проявления — обращайтесь к психиатру. Не надо бояться. Только специалист может по-настоящему помочь в решении проблемы!

Причины возникновения высокого уровня тревожности у детей дошкольного возраста

Рубрика: 4. Психология развития

Статья просмотрена: 7797 раз

Библиографическое описание:

Кирьянова О. Н. Причины возникновения высокого уровня тревожности у детей дошкольного возраста [Текст] // Психология в России и за рубежом: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2011 г.). — СПб.: Реноме, 2011. — С. 23-25. — URL https://moluch.ru/conf/psy/archive/32/1035/ (дата обращения: 07.08.2019).

В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Возникновение и закрепление тревожности связано с неудовлетворением возрастных потребностей ребенка.

Тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающиеся в ее источниках, содержание, формах проявления компенсации и защиты. Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей в независимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования. Например, дошкольники боятся темноты, сказочных персонажей, воображаемых существ. Высокую ситуативную тревожность у детей могут провоцировать такие ситуации, как возможность разлуки с матерью, расставание с родителями, резкое изменение привычной обстановки, поступление в детский сад и многое другое.

В психологической литературе, можно встретить разные определения понятия тревожности, хотя большинство исследователей сходятся в признании необходимости рассматривать его дифференцированно — как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамики.

Так, А.М.Прихожан указывает, что тревожность — это “переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности” [5, c .143].

Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента.

По определению А.В.Петровского: “Тревожность — склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий. Тревожность обычно повышена при нервно-психических и тяжелых соматических заболеваниях, а также у здоровых людей, переживающих последствия психотравмы, у многих групп лиц с отклоняющимся субъективным проявлением неблагополучия личности” [6, c .354].

Ч.Спилбергер выделяет два вида тревожности: личностная и ситуативная (реактивная).

Личностная тревожность предполагает широкий круг объективно безопасных обстоятельств как содержащих угрозу (тревожность как черта личности).

Ситуативная тревожность обычно возникает как кратковременная реакция на какую-нибудь конкретную ситуацию, объективно угрожающую человеку [1, c .51].

Также в психологии выделяют две основные формы тревожности:

открытая – сознательно переживаемая и проявляемая в поведении и деятельности в виде состояния тревоги;

скрытая – в разной степени неосознаваемая, проявляющаяся либо в чрезмерном спокойствии, нечувствительности к реальному неблагополучию и даже в отрицании его, либо косвенным путем – через специфические способы поведения [3, c .46].

Формы скрытой тревожности встречаются примерно в равной степени во всех возрастах. Скрытая тревожность встречается существенно реже, чем открытая. Одна из ее форм условно названа «неадекватное спокойствие». В этих случаях ребенок, скрывая тревогу, как от окружающих, так и от самого себя, вырабатывает жесткие, сильные способы защиты от нее, препятствующие осознанию как определенных угроз в окружающем мире, так и собственных переживаний.

Обращает на себя внимание то, что у некоторых детей открытая тревожность и неадекватное спокойствие чередуются. Создается впечатление, что «неадекватное спокойствие» в этом случае выступает как некоторый временный «отдых» от тревоги в тех случаях, когда ее действие приобретает реально угрожающий психическому здоровью индивида характер [4, c 15].

Выяснение причин возникновения тревожности у ребенка дошкольного возраста является важной задачей для педагога, известно, что предпосылкой возникновения тревожности является повышенная чувствительность (сензитивность) нервной системы. Однако не каждый ребенок с повышенной чувствительностью становится тревожным. Многое зависит от способов общения родителей с ребенком. В большинстве случаев они могут быть причиной развития тревожной личности. Существует прямая зависимость между количеством страхов у детей и родителей, особенно матерей. Мать, находящаяся в состоянии тревоги, непроизвольно старается оберегать психику ребенка от событий, так или иначе напоминающих о ее страхах. Усилению в ребенке тревожности могут способствовать такие факторы, как завышенные требования со стороны взрослых, так как они вызывают ситуацию хронической не успешности. Еще один фактор, способствующий формированию тревожности, — частые упреки, вызывающие чувство вины. В этом случае ребенок постоянно боится оказаться виноватым перед родителями. Часто причиной тревожности у детей является и сдержанность родителей в выражении чувств при наличии многочисленных предостережений.

По мнению психолога М.Кузьминой существует несколько причин тревожности, кроющихся в семье:

Традиционализм отношений в семье. В этих семьях взаимоотношения с ребенком построены по принципу «должен» и «обязан».

Открытые посылы и прямые угрозы. Обычно в подобных семьях ребенку говорят: «Сейчас же иди. » или «Если ты не пойдешь в детский сад, то я. ».

Читайте так же:  Дать возможность усвоить

Недоверие ребенку. Многие родители проверяют карманы у детей, заглядывают в «потайные» места. Ребенку указывают, с кем дружить [3,c.49] .

Отдаленность родителей. Многие родители ходят в гости, театр или ездят отдыхать без детей. Ребенок ощущает себя брошенным, ему не с кем поговорить о своих проблемах и тревогах. У таких детей появляется страх одиночества. Тревожность ребенка вызывает и непоследовательный воспитатель тем, что не дает ему возможности прогнозировать собственное поведение. Постоянная изменчивость требований воспитателя, зависимость его поведения от настроения, эмоциональная лабильность влекут за собой растерянность у ребенка, невозможность решить, как ему следует поступить в том или ином случае.

Тревожность возникает в ситуациях соперничества, конкуренции. Ребенок, попадая в ситуацию соперничества, будет стремиться быть первым, любой ценой достигнуть самых высоких результатов. Еще одна ситуация – ситуация повышенной ответственности. Когда ребенок попадает в нее, его тревога обусловлена страхом не оправдать надежду, ожиданий взрослого и быть им отвергнутым. Возможен также вариант, когда ребенок находит психологическую защиту, уходя в мир фантазий. В фантазиях ребенок разрешает свои неразрешимые конфликты, в мечтах находят удовлетворение его невоплощенные потребности [2, c .54].

Следует постоянно обращать особое внимание на состояние детей, их настроение. Можно спросить, например, было ли у них что-нибудь веселое, смешное, кто сегодня чему-то обрадовался, кого что-нибудь огорчило, а кто плакал и почему. Если дети не знают, что ответить, нужно помочь — напомнить какой-нибудь забавный эпизод или детскую ссору, спросить, из-за чего она возникла, простили ли дети друг друга. Когда подобные беседы станут привычными, дети сами будут откладывать в памяти разные эпизоды и охотно рассказывать о них. И, следовательно, тревожность детей будет низкая.

Работа с тревожным ребенком сопряжена с определенными трудностями и, как правило, занимает достаточно длительное время.

Специалисты рекомендуют проводить работу с тревожными детьми в трех направлениях:

2. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.

3. Снятие мышечного напряжения [5,c.147] .

Конечно же, повысить самооценку ребенка за короткое время невозможно. Необходимо ежедневно проводить целенаправленную работу. Обращайтесь к ребенку по имени, хвалите его даже за незначительные успехи, отмечайте их в присутствии других детей. Однако ваша похвала должна быть искренней, потому что дети остро реагируют на фальшь. Причем ребенок обязательно должен знать, за что его похвалили. В любой ситуации можно найти повод для того, чтобы похвалить ребенка.

Как правило, тревожные дети не сообщают о своих проблемах открыто, а иногда даже скрывают их. Поэтому если ребенок заявляет взрослым, что он ничего не боится, это не означает, что его слова соответствуют действительности. Скорее всего, это и есть проявление тревожности, в которой ребенок не может или не хочет признаться.

В этом случае желательно привлекать ребенка к совместному обсуждению проблемы. Можно поговорить с детьми, сидя в кругу, об их чувствах и переживаниях в волнующих их ситуациях. Желательно, чтобы каждый ребенок сказал вслух о том, чего он боится. Можно предложить детям нарисовать свои страхи, а потом в кругу, показав рисунок, рассказать о нем. Подобные беседы помогут тревожным детям осознать, что у многих сверстников существуют проблемы, сходные с теми, которые характерны, как им казалось, только для них [2, c .56].

Таким образом, работая с тревожным ребенком, избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость, не сравнивайте ребёнка с окружающими, чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию, старайтесь делать ребёнку как можно меньше замечаний, не заставляйте его вступать в незнакомые виды деятельности (пусть он сначала просто посмотрит, как это делают его сверстники) и, наконец, не предъявляйте завышенных требований, демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всём примером ребёнку.

Дети с аффективным поведением — М., Просвещение, 1966 — с.48-55.

Имедадзе И.В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте / Психологические полследования — Тбилиси, изд-во: Мецнисреба, 1960 — с.54-57.

Коломенский Я.Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. Минск, 1969

Макшанцева Л.В. Тревожность и возможности ее снижения у детей // Психологическая наука и образование — 1988 №2 — с.15

Прихожан А.М. Психологический справочник, или как обрести уверенность в себе: Кн. для учащихся. — М.: Просвещение, 1994 — 191с.

Психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990 — 494с.

Похожие статьи

Тревожный ребенок. Как помочь дошкольнику управлять своим.

ребенок, неадекватное спокойствие, ситуация, тревожность, черт личности, ситуация соперничества, причина тревожности, тревожный ребенок, детский сад, повышенная чувствительность.

[3]

Проблема ситуативной тревожности в психолого-педагогических.

тревожность, личностная тревожность, ситуативная тревожность, тревога, ситуация, черт личности, состояние тревоги, проблема тревожности, эмоциональное состояние, автономная нервная система.

Особенности поведения в конфликтных ситуациях старших.

продуктивное решение, уровень тревожности, вербальное решение, ребенок, ситуация, уход, агрессивное решение, детский сад, детская тревожность, высокий уровень тревожности.

Изучение страхов и тревожности у детей старшего дошкольного.

продуктивное решение, уровень тревожности, вербальное решение, ребенок, ситуация, уход, агрессивное решение, детский сад, детская тревожность, высокий уровень тревожности.

Особенности формирования и коррекции тревожности.

тревожность, личностная тревожность, ситуативная тревожность, тревога, ситуация, черт личности, состояние тревоги, проблема тревожности, эмоциональное состояние, автономная нервная система.

Влияние стиля детско-родительских отношений на школьную.

Ключевые слова: тревожность, школьная тревожность, стиль детско-родительских отношений, внутренний конфликт.

Если отношения в семье свободные и доброжелательные, то и сам ребенок будет проявлять спокойствие и уравновешенность.

Взаимосвязь успешности обучения и переживания ощущения.

тревожность, личностная тревожность, ситуативная тревожность, тревога, ситуация, черт личности, состояние тревоги, проблема тревожности, эмоциональное состояние, автономная нервная система.

Проблема детской тревожности в условиях семейного.

В настоящее время наблюдается увеличение числа тревожных детей из неблагополучных семей, отличающихся неуверенностью в себе, повышенным волнением, эмоциональной нестабильностью. Поэтому проблема детской тревожности среди неблагополучных семей.

Работа школьного психолога с тревожными детьми

К сожалению, повышенная тревожность негативно отражается и на школьной мотивации.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Следует отметить, что уровень притязаний необходимый элемент в деле правильного воспитания личности ребенка.

Источники


  1. Марк Гангор Смех — лучший помошник в браке. Секреты жизни, любви и брака / Марк Гангор. — М.: София, 2014. — 288 c.

  2. Настоящая любовь. Влюбленность — начало любви. — М.: Издательство Белорусского Экзархата — Белорусской Православной Церкви, 2013. — 240 c.

  3. Жукова, М. Н. 55 роковых ошибок, которые совершают женщины / М.Н. Жукова. — М.: Феникс, 2013. — 272 c.
Социальная тревожность у детей и подростков
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here