Социальный паразитизм

Сегодня обсуждаем тему: социальный паразитизм с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Социальный паразитизм: экономика и нравственность

Выступление директора института океанологи им. П.П.Шершова РАН, действующего академика РАН Нигматулина Роберта Искандеровича на конференции «Глобальный социальный паразитизм (к 100-летию Федеральной резервной системы)» прошедшей 19 декабря 2013 года.

«Единственный двигатель экономики – это покупательский спрос». Именно в рыночной экономике, конечно.

Вот я приведу вам пример Билла Гейтса. Вот с Биллом Гейтсом, за которым сейчас записано 60 миллиардов долларов, моя дочь проработала около двух лет. Сейчас она вернулась в Россию, осваивает российский опыт. И он заявил, что он своим детям – у него три, четыре или пять детей – оставляет по десять миллионов долларов. Все остальное он использует для бизнеса и благотворительности. Он поддерживает различные программы, это есть целый бизнес. И потом, вообще, если вы имеете миллиард хотя бы рублей, им нужно заниматься, иначе вы его потеряете. Это бизнес, этим нужно заниматься. И поэтому когда у богатого человека записана цифра и она 60 миллиардов долларов, это не значит, что он паразит. Паразит – это тот, который много потребляет, паразит – это губернатор, который якобы честно заработал много денег и купил на Лазурном берегу себе виллу. Вообще нет закона, что человек может так трудиться у нас в России, что-то такое великое создать, честно заработать и после этого купить виллу за границей. Покупай в России, понятно, ты оплачиваешь труд, который затрачен. Но почему у нас в России должно быть право каким-то людям, даже самым-самым успешным, покупать заграничные яхты, квартиры в Лондоне. Почему? Ведь это же сделано трудом нашего народа.

И нигде не записано, что какой-то человек может получать несколько миллионов рублей в месяц, потому что он успешный бизнесмен, а учитель, профессор – 30, 20, 50, 60, 70 тысяч рублей.

Это ни в какой Библии, нигде это не записано. И здесь начинается социальный паразитизм и оппортунизм общественного сознания, якобы он это заработал. Где и как это заработал? Поэтому, конечно, является грехом и разрушителем. Чрезмерное потребление – это значит, ты покупаешь огромный дом, его нужно охранять, и люди, которые тебя охраняют, вместо того чтобы работали на производстве товаров, которые нужны народу, в том числе и всем нам. Кто из сидящих здесь в зале может купить квартиру новую? Вот это и есть результат социального паразитизма, что профессора, академики не могут себе купить квартиру, потому что огромные силы, ресурсы отведены на этот социальный паразитизм. Обратите внимание, сейчас во всем мире – а у нас в России это, как всегда, особенно – богатые люди, вместо того чтоб заниматься своим бизнесом, который они получили, – ценные бумаги и так далее – они начинают идти во власть, в Государственную Думу, они губернаторы. Вот это и есть паразитизм. Потому что деньги у него лежат, и он теперь заботится о их приумножении на своем административном посту. Вспомните начало социализма, социалистических воззрений, одно из требований было прекратить наследство.

Мы понимаем, что одно дело передать в наследство свой пиджак, костюм, квартиру, автомобиль своим детям – это нормально, это то, что мы раньше называли личной собственностью. Но частная собственность, собственность на предприятия, на заводы передавать детям – это неправильно.

Ты имеешь огромные миллиардные бумаги – пожалуйста, распоряжайся, раз ты так преуспел. Но это не значит, что ты должен по наследству передавать это детям, это неправильно, оно должно передаваться тем, кто способен, с соответствующими определенными правилами. Поэтому вот эти рыночные механизмы, вот это чрезмерное наследство оно тоже является элементом социального паразитизма. Напомню вам, что, когда умерла Жаклин Кеннеди, вот я читал статью, у нее оставалось из средств около 25 миллионов долларов и недвижимость, и двое детей, как вы помните, – Джон и Кэролайн. Джон погиб, вы знаете. Так вот от некоторой недвижимости дети отказались, потому что за это нужно платить налоги. Вот это и механизм регулирования, что ты передаешь недвижимость, но ты заплати тогда уже гигантский, серьезный налог, для того чтобы этим обладать. Я подчеркиваю, речь не идет о каких-то обычных квартирах, в которых мы все в той или иной степени живем. Но речь о передаче частной собственности, особенно на средства производства. Это, конечно, элемент социального паразитизма.

Напомню, что еще раньше во времена Эйзенхауэра, сверхбогатые и доходные люди платили 90% своих доходов в государственный бюджет.

И это правильно. Потому что нигде, ничем вы нормально не обоснуете, что какой-то бизнесмен, особенно в России, который все получил, потому что в нужное время оказался в нужном месте, и что эти миллиарды должны наследоваться его детям, внукам и так далее. Это неправильно, это безнравственно, это убивает покупательский спрос, это убивает двигатель экономики. Депутат, который является миллиардером, а таких очень много, он, вместо того чтоб заниматься вот этим своим миллиардным бизнесом, он сидит в Государственной Думе и обеспечивает свою безопасность. Это тоже есть элемент социального паразитизма. Вот у нас интеллигенция говорит: смотри, ну, подумаешь, 75% это глупость, люди будут убегать. Да, действительно, если ты вводишь в одной стране, то, конечно, человек имеет возможность вывозить свои средства в другие страны, и тем самым спасаться от этого справедливого совершенно. Но взгляд интеллигенции. Вот большинство, с кем разговариваешь, начинаешь говорить – ну это же несправедливо, у богатого человека, он заработал, пусть он распоряжается всем, что он хочет.

Человек имеет определенные пределы своих расходов на свою личную жизнь. Это не должны быть тысячи квадратных метров какой-то виллы и так далее.

Ну уж ладно, пока он успешен, ладно, но это не должно передаваться по наследству. Мы же не передаем по наследству власть президента его детям. Почему в экономике это должно быть! Это ничем не обосновано, это неправильно, это есть элемент социального паразитизма и загнивания. Что нужно делать? Формулировки в общественных науках очень часто простые, и это вызывает иногда такое ощущение, что вроде бы это несерьезные науки, это неправильно. Конечно, результаты всякой науки, я вам скажу, я вот математик, они в конце концов должны быть сформулированы достаточно простым, не только для узких специалистов языком. И результаты общественной науки тоже должны формулироваться ясным, утвердительным, рациональным языком, который понимают все люди с высшим образованием. Лев Герасимович Лойцянский – автор учебника по механике жидкостей и газов, известный очень человек (он уже скончался лет 15 тому назад) – говорил мне, молодому человеку: «статья так должна быть написана, (я специалист в области гидродинамики) чтоб ее мог понять любой человек, знающий дифференциальные и интегральные исчисления».

Читайте так же:  Персона и тень внутренняя интеграция

Не вся хотя бы статья, но, во всяком случае, ее результаты. И в общественных науках это тоже чрезвычайно важно, доказательность, опора на определенные теоремы, о которых мы договорились. Вот мы договорились, что единственным двигателем рыночной экономики является покупательский спрос. И из этого нужно исходить, и из этого следует, что, заботясь об этом покупательском спросе, мы должны регуляризировать и тормозить чрезмерное потребление и передачу управления экономическими объектами по наследству. Это социальный паразитизм, и с этим нужно бороться. Как, а какие же меры? Самые простые, которые обсуждаются общественностью, – это, конечно, прогрессивное налогообложение. Как только начинаешь говорить о прогрессивном налогообложении, говорят, — перестанут платить. Так давайте не ставить замки, потому что, ставь, не ставь, время от времени нас грабят. Когда говоришь о прогрессивном налогообложении, сразу профессор начинает думать, все, сейчас ему вместо 13% придется платить там 20%. Да нет, конечно. Зарплаты, которые там 100 000, даже 200 000, вот есть 13%, и хватит. А с людей, которые 20 000, 30 000 вообще не нужно брать налога. Но зарплаты, которые выше 300, 500, миллиона рублей в месяц, а таких людей достаточно немало, это немалые средства.

Конечно, нужно повышать прогрессивный налог, иначе мы не обеспечиваем покупательский спрос. А ведь это государственный бюджет.

Нынешнее государство, мне скажут, что оно ворует. Ну, давайте все-таки сначала решим эту проблему, а потом думать и о государстве, чтоб оно не воровало. Это тоже серьезная проблема, тоже социальный паразитизм. Что это за порядок такой, когда жена вице-премьера министра зарабатывает 700 миллионов долларов, и это считается честно. Это не может быть честно, по своей основе, по сути своей невозможно, это неправильно. Ведь все-таки мы все имеем высшее образование, мы должны вырабатывать рациональный взгляд на важнейшие общественные процессы, которые определяют в том числе экономическое благополучие государств. Прогрессивное налогообложение. Сейчас вроде бы начали что-то говорить. К сожалению, правительство, которое сейчас нами управляет, в конце концов, оно идет как-то вот там, но с большим опозданием. Ну и вот, конечно, закон о минимальном размере оплаты труда. Человек жив, родился, живет, даже если он ничего не делает по каким-то своим причинам — там, инвалид и так далее, — должны быть определенные реальные минимумы, чтобы он был не бомж, не деградирующая личность, его обеспечивать.

В тюрьме даже обеспечение заключенного оно на уровне зарплаты многих профессоров.

Глобальный социальный паразитизм

19 декабря 2013 г. в Москве состоялась научно-общественная конференция «Глобальный социальный паразитизм (к 100-летию Федеральной резервной системы)». В конференции приняли участие учёные, преподаватели, политические деятели, представители общественных организаций, журналисты, политологи, юристы, бизнесмены и просто неравнодушные граждане. Всего конференцию посетило более двухсот человек из 8 стран. Приводим Вам содержание и перечень вопросов поднятых на конференции.

Проблемные вопросы, выносимые на обсуждение:

  • Природа биологического и социального паразитизма.
  • Экономический паразитизм: рента на капитал, финансы, право эмиссии, информацию, природные, человеческие, административные и политические ресурсы.
  • Историческое и геополитическое формирование системы глобального социального паразитизма.
  • Частная собственность и общественное благо: проблема гармонизации.
  • Либеральная модель государства как инструмент в системе социального паразитизма.
  • Природа, статус, структура и механизмы деятельности ФРС .
  • ФРС, Всемирный Банк, МВФ в системе глобального социального паразитизма США.
  • Глобальная система социального паразитизма и современная финансово-экономическая модель России.
  • Глобальный долларовый паразитизм как фактор деградации и потрясений мира.
  • Грядущий обвал виртуальной «финансовой» долларовой экономики.

Содержание:

Социологический справочник (1990)
Паразитизм социальный

Паразитизм социальный — общественно неприемлемый способ существования отдельных социальных групп, слоев, индивидов, при котором одни из них существуют за счет других или за счет общества. Представители этих групп или отдельные индивиды, ведущие паразитический образ жизни, будучи трудоспособными, как правило, не участвуют в производительном труде. Их деятельность направлена лишь на присвоение благ и ценностей, созданных другими, и связана с нарушением основных норм и законов общества. П. с.сложное, изменяющееся явление, имеющее свои причины, количественные (состояние, динамика) и качественные (характер, структура) параметры. Характеризуется разнообразием источников существования и способов присвоения средств к жизни. Наиболее простые из них попрошайничество, мелкое воровство, вымогательство, наконец, незначительный случайный заработок.

Чаще всего П. с. проявляется в форме тунеядства и бродяжничества. Последнее помимо всего прочего выражается в бездомном образе жизни. Его ведут, как правило, деклассированные элементы лица, не имеющие жилья и прописки, работы, скрывающиеся в обществе. Они довольствуются удовлетворением лишь элементарных потребностей. Тунеядство и бродяжничество могут быть следствием различных причин: нарастания элементов социального неравенства, безработицы, бедности, несовершенства законодательства, отсутствия государственных социальных программ помощи бедным и малообеспеченным слоям, психических расстройств и др. заболеваний, рассогласования жизненных целей и средств их достижения, алкоголизма, наркомании, жизненных неудач, других социально-психологических причин. Распространение тунеядства и бродяжничества в прошлом отмечалось в условиях общего экономического упадка, войн и революций, следовало за массовыми стихийными бедствиями, неурожаями, пожарами, эпидемиями и др. В настоящее время эти явления связаны с увеличением в нашем обществе социально запущенного слоя людей, образовавшегося в предшествующий, застойный период, когда не решались многие проблемы, связанные не только с благосостоянием, но и с судьбами людей. Разновидность П. с. не исчерпывается названными проявлениями.

Социальный паразитизм

В одной из статей Как на нас влияет присутствие других людей? я писала о том, что присутствие других людей влияет на наш индивидуальный результат.

Интересно, что когда мы находимся в толпе и никто не может определить наш личный результат, то люди начинают вкладываться в общее дело менее прилежно.

Исследователи в социальной психологии обратили внимание на странный факт: усилия, с которым группа людей тянула канат, всегда оказывались меньше суммы индивидуальных усилий.

Для начала это было выявлено в экспериментах. Замерялась сила, с какой человек может тянуть канат индивидуально. Потом создавались условия, что якобы он тянет канат вместе с другими, но другие участники, находящиеся позади испытуемого, усилий не прилагали. Так замерялась прилагаемая сила испытуемого в «команде» — и она всегда оказывалась меньше, чем когда он тянул канат индивидуально.

Этот эксперимент повторяли с велотренажером, с тем, как люди кричат, хлопают, перекачивают воду и газ. Всегда индивидуальные усилия превышали усилия, вложенные в коллективе. Но так ли это и в реальной жизни?

Читайте так же:  Четыре шага к утрате взаимопонимания

Когда крестьяне работали на разных полях и не несли никакой личной ответственности за результат, то он был низким. Так в Китае, когда крестьянам разрешили продавать продукцию, которая превышала государственный заказ, производство продуктов питания сразу начало расти на 8% в год. Это было в два с половиной раза быстрее, чем за последние 26 лет. А в Советском Союзе производительность на дачных участках была почти в три раза выше, чем на общественных полях.

Почему же так происходит? Почему люди, когда оценивают их усилия, проявляют полную силу, а в коллективе предпочитают действовать в неполную силу?

Происходит это потому, что с точки зрения эволюции для индивида такая стратегия поведения более выгодна. Так как на единицу своих усилий индивид получает больше ресурсов, что дает ему преимущество среди конкурентов внутри группы.

В идеале такой стратегии было бы вообще ничего не делать и при этом пользоваться плодами общих усилий всего коллектива – это называется социальный паразитизм. И, как это не прискорбно признавать — человек на это запрограммирован. Получить больше с наименьшими усилиями.

Так американцами было замечено, что многие работники, не платящие профсоюзные взносы, были не прочь воспользоваться профсоюзной помощью и льготами. А зрители общественного телевидения не спешат отзываться на призыв по сбору средств на помощь этой телестудии, несмотря на то, что смотрят еее передачи. Такая стратегия, может быть, и полезна для одного человека, но губительна для коллектива.

Данный феномен был описан в теории игр, которая изучает оптимальные стратегии поведения в социологии, политологии, экономике.

[3]

Вот его суть.
Крестьяне, проживающие на ограниченной территории, имеют каждый свое стадо коз. Каждый хочет увеличения своего стада. Но пастбище, на котором пасутся все козы, ограничено. И это приводит к тому, что после того, как будет съедена вся трава — все козы умрут. Чтобы этого не произошло и они могли бы жить счастливо, крестьяне должны действовать общинно, ограничивая свое количество коз. Но никто этого делать не хочет, пока не будет контроля со стороны других.

И тут мы выходим на эффект наблюдателя. Почему же, если выгодно ничего не делать в коллективе, люди все же прилагают довольно значительные усилия? Потому что вместе со стратегией «вкладывай меньше – получай больше» здесь параллельно работает и другая стратегия: «если коллектив поймет, что ты бесполезен, тебя исключат».

Что, кстати, мы и можем наблюдать в истории нашей цивилизации. Для человека в древности изгнание из общины означало верную смерть. Да и сейчас подвергнуться остракизму весьма нежелательно для любого человека. Я как психолог довольно часто сталкиваюсь с негативными, разрушительными последствиями воздействия школьного остракизма, который мы называем бойкотом, на психику ребенка. Сократ и тот предпочел смерть, чем побег и изгнание из общества.

Какой вывод следует из выше написанного?

  • Мы лучше действуем, когда знаем, что наш результат будет оценен,
  • и хуже, когда наши действия не оцениваются.

Исследователь Латане решил проверить, есть ли культуры, где отсутствует социальная ленность? Он поехал по миру с «шумовым экспериментом». Это когда испытуемым прикрепляли микрофоны и просили кричать громко, измеряя силу производимого шума. У каждого испытуемого были одеты наушники, в которых звучал шум, как будто другие участники тоже кричат. Когда испытуемый думал, что он кричит вместе со всеми, то сила крика была в три раза меньше. Социальная леность проявлялась во всех культурах.

Но есть одно но.
Если получалось настроить группу, создать коллективный дух и как бы кинуть команде вызов, то усилия группы увеличивались. Так же группа действовала лучше, если в ней были друзья.

Конечно, любой руководитель коллектива хочет,
чтобы члены его группы работали с полной отдачей. Для этого мы рекомендуем:

  1. Каждый должен знать, что даже при работе в группе его результат учитывается лично. ТНапример, у футболистов проводят съемку игры и разбирают вклад каждого.
  2. Желательно, чтобы в коллективе были хорошие отношения и люди были знакомы между собой. Для этого проводятся корпоративные мероприятия и тимбилдинги.
  3. Задача должна преподноситься как интересная и увлекательная, как вызов команде.

[1]

Значение слова «паразитизм»

1. Биол. Форма отношений между двумя организмами (разных видов), когда один из них (паразит) использует другой организм как среду обитания и источник питания.

2. Жизнь на средства от эксплуатации чужого труда; тунеядство. Доход рантье впятеро превышает доход от внешней торговли в самой «торговой» стране мира! Вот сущность империализма и империалистического паразитизма. Ленин, Империализм, как высшая стадия капитализма.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Паразити́зм (от др.-греч. παράσιτος — нахлебник) — один из типов сосуществования организмов. Явление, при котором два и более организма, не связанных между собой филогенетически, генетически разнородных — сосуществуют в течение продолжительного времени и при этом находятся в антагонистических отношениях. Это вид взаимосвязей между различными видами, при котором один из них — паразит определенное время использует другого (который называется хозяином) в качестве источника питания и среды обитания, частично или полностью возлагая на него регуляцию своих взаимоотношений с окружающей средой. Паразитизм встречается среди различных групп организмов: животных (простейшие, плоские черви, нематоды, кольчатые черви, моллюски, членистоногие), бактерий, грибов (мучнисторосяные, трутовики) и даже у покрытосеменных растений. Физиология паразита подчинена физиологии хозяина и его жизненный цикл (само его существование или размножения) невозможно (или сильно затруднено) без получения от хозяина необходимых для него биологических ресурсов. Такие ресурсы паразит может получить только от ограниченного числа типов хозяев. Чем дольше (филогенетически) продолжается сосуществование, тем лучше этот вид паразитов приспосабливается к своему хозяину и тем меньше вреда наносит ему. В сфере медицинской паразитологии термин «паразит» означает эукариотический патогенный организм. Простейшие и многоклеточные возбудители инфекции классифицируются как паразиты. Грибы не обсуждаются в учебниках медицинской паразитологии, хотя они являются эукариотами. Среди архей (они не являются эукариотами) по состоянию на 2003 год был известен лишь один паразитический организм — Nanoarchaeum equitans. Среди внутриклеточных паразитов наименьшие размеры имеют эубактерии рода Mycoplasma, например, Mycoplasma genitalium, диаметр клеток которой составляет 200—300 нм.

ПАРАЗИТИ’ЗМ, а, мн. нет, м. 1. Сожительство (симбиоз) двух организмов, при к-ром один организм (паразит) питается другим организмом (хозяином; биол.). 2. Существование за счет задержки дальнейшего общественного развития. П. и загнивание капитала при империализме. || Жизнь на средства от эксплоатации чужого труда, тунеядство (публиц., презрит.). Вывоз капитала, одна из самых существенных экономических основ империализма, еще более усиливает эту полнейшую оторванность от производства слоя рантье, налагает отпечаток паразитизма на всю страну, живущую эксплоатацией труда нескольких заокеанских стран и колоний. Ленин. П. класса капиталистов. 3. Наличие паразитных (см. паразитный во 2 знач.) явлений (тех.).

Читайте так же:  Опираясь на свои чувства

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

паразитизм

1. явление, при котором два и более организма, не связанных между собой филогенетически, генетически разнородных — сосуществуют в течение продолжительного времени и при этом находятся в антагонистических отношениях

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: меткость — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Выявление характерных признаков социально-паразитарного поведения подростков как задача деятельности девиантолога

В нашем обществе в условиях постоянного выбора обострена проблема безграничного потребления и формирования потребительской культуры. На первый план выходят материальные и гедонистические ценности, которые зачастую являются приоритетными для сегодняшней молодежи. Данные установки движут многими людьми, искореняя «здоровые» человеческие отношения и формируя тенденции к девиантному поведению, что в свою очередь, приводит к нестабильной социальной ситуации в обществе (аномии, расслоение социальных институтов и т.п.).

У молодых людей в приоритете сейчас: повышение уровня жизни, получение высокого социального статуса с помощью образования и карьеры, но социальное поведение подростков не устойчиво к внешним влияниям, так как критическое мышление не достаточно развито. И ценности, которые принимают или отрицают подростки, во многом определяют их поведение как возможных потребителей. Зачастую смена статуса связано с ростом потребностей, которое не всегда сопровождается имеющимися возможностями, что зачастую увеличивает рост отклоняющегося поведения. Современные структуры, такие как социальные, политические, информационные диктуют установки потребительской культуры с преобладанием материальной выгоды, способствуют закреплению у подростков установки на социально-паразитарное поведение.

Артюшкина Е. В. считает, что отдельную форму социального паразитизма составляет интеллектуальное тунеядство, как деятельность, направленная на бесплатное присвоение результатов чужого интеллектуального труда собственной персоне (при исключении условия отсутствия согласия тех, кто поставляет ресурсы [2]. В.Д. Менделевич рассматривает гедонистически-социально-паразитарное поведение, как эгоистическую девиацию, отличающуюся направленностью на получение удовлетворения или личной выгоды, которая нередко сопровождается манипулированием другими людьми [5].

Петров М.А. определяет социальный паразитизм, как «способ негативной социальной адаптации, где именно социальный субъект имеет возможность удовлетворить свои потребности самостоятельно, и, возможно, удовлетворяет их за счет использования чужих ресурсов (ресурсов, социальной группы, другого человека государства, общества), а согласия тех, кто поставляет ресурсы, не спрашивает». Социальный паразитизм включает в себя виды: финансовый паразитизм (ростовщичество, финансовые аферы спекулятивные операции), паразитизм в форме преступности (грабеж, воровство, мошенничество, рэкет, шантаж)» [6].

Изучив определения различных авторов, мы пришли к выводу, что социально-паразитарному поведению присущи следующие признаки:

— наличие ценностных установок аморального поведения;

— нарушение социальных норм;

[3]

— безвозмездное (нетрудовое) присвоение общественных благ;

— уклонение от общественного полезного труда;

— нарушение правовых запретов;

— поведение, отличающееся направленностью на получение удовлетворения или личной выгоды;

— сопровождается манипулированием другими людьми.

Проанализировав источники, мы пришли к выводу, что социально-паразитарное поведение – один из видов девиантного поведения, сопровождающееся систематическим повторением, аморальными поступками, нарушениями правовых запретов, направленностью на получение удовлетворения или личной выгоды, которая нередко сопровождается манипулированием другими людьми. Выбор человеком такого поведения происходит сознательно. А также социопаразитарное поведение проявляется в формах попрошайничества, бродяжничества и проституции.

Проституция является одним из последствий установок гедонизма и потребления. Г. Зиммель отмечал, что природа проституции в условиях товарно-денежных отношениях становится символом межчеловеческих отношений, и что отношения, опосредованные деньгами и удовольствиями, безразличные к субъекту -отчуждённые отношения. Человеческая личность превращается в предмет рыночных отношений т.е. в предмет купли-продажи [7].

Сегодня проституцию многие ученые рассматривают как острую социальную проблему. Также она является одним из видов социальной патологии, особенность которой в том, что это явление порождает такие социальные отклонения как: алкоголизм, суицид наркоманию. У современных подростков, в основном девочек, после прочтения книг, просмотров фильмов на тему проституции, формируется нейтральное, а чаще — «положительно-романтическое» отношение к таким героиням, что потом сказывается на сексуальном поведении и раннем вступлении в половые отношения для удовлетворения гедонистических потребностей. Г. Зиммель приводит один из наиболее распространенных мифов о проституции: «Миф о небывалых доходах и «роскошной жизни» жриц платной любви» [7]. Современные СМИ внушают современному обществу также различные мифы о потребительской и гедонистической культуре.

Бродяжничество – это постоянное движение лиц в направление долговременного времени из одной территории в иную или в границах одной территории (пример: город) без постоянного места жительства с существованием на нетрудовые прибыли. Лица, специализирующиеся бродяжничеством, нередко делают кражи, принимают участие в сбыте краденого, оказываются посредниками в транспортировке и сбыте наркотических веществ и т.д. [8]. Следует уделить значительное внимание подросткам, которые попадают под категорию безнадзорных. Их количество каждый день возрастает. Немаловажными основаниями безнадзорности выделяются следующие факторы: снижение моральных устоев семьи, нежелание опекунов увлекаться воспитанием собственных ребят, алкоголизм и безнравственный тип жизни, увеличение количества разводов, подъем количества неполных семей.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Под попрошайничеством понимается постоянное выпрашивание у посторонних лиц (под разными поводами или же без них) средств, товаров питания, одежки, иных вещественных ценностей [8]. Эти лица нередко промышляют бродяжничеством. Следует уделить значительное внимание подросткам, которые попадают под категорию безнадзорных и их количество каждый день возрастает.

Петров М. А. выделяет три основных вида социо-паразитизма по способу функционирования – криминальный (человек полностью существует на доходы от преступной деятельности, совершая кражи, грабежи, занимаясь проституцией); экономический (этот вид развивается в социальных системах с крупной частной собственностью) и бюрократический (коррупция) [6] . Изучив статьи УК РФ мы выявили, что приведенные три вида социального паразитизма нарушают не только социальные, но и правовые норм, что еще раз подтверждает, что социопаразитарное поведение является девиантным. Лица, которые не работают, не учатся, а также занимаются бродяжничеством и попрошайничеством, ведут паразитический образ жизни, совершают различные преступления, весомая доля которых – насильственные. Криминологические исследования указывают на наличие устойчивой связи социопаразитарного поведения с преступностью, что и подтверждает преступную активность неработающих и неучащихся лиц. Данная связь растет примерно в 1,7 раза быстрее, чем у правонарушителей, занятых работой или учебой. Лица, которые ведут антиобщественный паразитический образ жизни, негативно воздействуют на молодых людей, вовлекают их в преступную деятельность, прививают мораль паразитического существования.

Читайте так же:  Вторичная травматизация после авиакатастрофы

Распространение социопаразитарного поведения связано с такими процессами, как сильный социальный диспаритет, резкое имущественное расслоение людей, рост безработицы, маргинализация значительных слоев населения, а также социальная аномия общества. Также оказывает влияние и ослабление социального и правового контроля. Социальный паразитизм, который по сути является следствием тех же причин и условий, которые детерминируют преступность, оказывает на нее заметное влияние.

В результате определенных факторов у личности формируются: нарушения нормативно-правового сознания, эмоциональные нарушения, эгоцентрическая фиксация, когнитивные искажение и в итоге смена установок на девиантные. В итоге возможно появление такого поведения, как: виктимное, девиантное, делинкветное и социально-паразитарное.

Социально-паразитарное поведение развивается у подростков под влиянием определенных факторов:

На общественном уровне:

— ослабление групповых связей;

— социально-экономическое и статусное неравенство.

На нормативно-правовом уровне:

— противоречивость социальных норм;

На межличностно-групповом уровне:

— негативное групповое влияние;

— дефицит групповой поддержки.

На деятельностном уровне:

— фрустрированная потребность в самореализации;

— дефицит образования и культуры.

На семейном уровне:

— нарушенная или недостаточная роль семьи в социализации личности;

— девиантное поведение семьи;

— низкий социальный статус семьи [9].

Проблема предупреждения отклоняющегося поведения зачастую обостряется в кризисные периоды состояния общества. В подобной ситуации оказываются не достигшие совершеннолетия, чаще социально неуравновешенные, нравственно неподготовленные и беззащитные дети и подростки. У них еще не до конца сформировалось критическое мышление, подростки не могут до конца различать в собственном сознании и поведении положительно-актуальное значение их собственных действий.

Одной из ключевых задач воспитания ребенка с девиантным поведением, а особенно подростка с задатками социально-паразитарного поведения считается его общественное самоопределение, которое находится в зависимости от реализации двух критериев. Первый — обеспечение включенности детей и подростков в общественные дела, т. е. появления у их личного дела к работе, несущую беспристрастную и личную составляющую. Вторым условием считается самореализация в процессе общественного взаимодействия. Это условие подразумевает передача способности ребенку в раскрытии себя в отношениях с окружающими, учет осознанности любым ребенком собственного «Я», присутствие точных и ясных возможностей (ближних и дальних) в той работу, в которую ребёнок включается.

Воспитание подростка с социально – паразитарным поведением совершается исключительно на основе активности самого подростка во взаимодействии его с окружающей социальной средой. В итоге цель воспитания будет таковой: формирование самоперевоспитания. Активность ребенка главным и существенным образом зависит от его мотивации. Поэтому педагог должен опираться на потребности и мотивы ребенка, определять, что является для ребенка главным на данный момент.

Воспитание подростков склонных к социопаразитизму предполагает включение компонентов целенаправленной работы по нравственному просвещению (это уроки этики, нравственные разговора, личные консультации и т. п.); актуализации всех источников нравственного навыка подростков (учебная, общественно нужная, внеклассная работа, дела между учениками в классе, в школе); вступления моральных критериев в оценку всех без исключения видов работы и проявление личности воспитанников; рациональные пропорции форм практической работы и нравственного просвещения на различных шагах с учетом пола подростков [10].

Социально-паразитарное поведение – сложный и неоднозначный феномен, который прочно закрепился в нашей жизни и становится всё актуальней. В социологической, психологической науках нет единого мнения, которое бы полностью отразило всю сущность такого социального поведения. Исследования в этой области необходимы для разрешения отрицательных ситуаций, которые постоянно будут возникать. Многие ученые пытаются разобраться в причинах развития социоп.поведения, а также четко разграничить его признаки, чтобы искоренить данное отклонение из социума.

Таким образом, в нестабильной политической, экономической, социальной обстановке нашего общества современные дети и подростки особенно подвержены развитию в их установках социально-паразитарного поведения. Современная молодежь всегда будет находиться в зоне риска негативного влияния СМИ, транслирующих те же негативные установки. По-нашему мнению необходимо проводить первичную профилактику развития паразитарного поведения детей и подростков и развивать с раннего детства критическое мышление, что позволит избежать всплеска такого девиантного феномена, как социально-паразитарное поведение и других отклонений.

1. Арламов, А. А. Социальная педагогика и проблемы социальных патологий / А. А. Арламов / Педагогический вестник Кубани. – 2002. – № 1. – С. 19.

2. Книжникова С. В. Девиантология для педагогов и психологов / С. В. Книжникова — Краснодар: Экоинвест, 2013. – 364 с.

3. Павленок, П. Д. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения: Учеб. Пособие / П. Д. Павленок, М. Я Руднева; отв. Ред. П. Д. Павленок. – М. : ИНФРА-М, 2007. – 185 с. – (Высшее образование).

4. Артюшкина Е.В., Паляничко А.А. «Девианты. Причини. Последствия Преодоления», – СумДПУ им. А.С. Макаренко: СУМДРУК, 2008 – 306 с.

5. Менделевич, В. Д. Психология девиантного поведения: учебное пособие / В. Д. Менделевич. – СПб. : Речь, 2008. – 445 с.

6. Петров М. А. Социальный паразитизм: сущность и типология – URL: polittheory.narod.ru/Petrov/Social_Parasitism.doc

7. Зиммель, Г. Избранные работы / Г. Зиммель Г. – К. : Ника – Центр, 2006. – 440 с.

8. Холостова, Е. И. Словарь-справочник по социальной работе / Е. И. Холостова; под общ. ред. Е. И. Холостовой. – М. : Юристъ, 1997. – 424 с.

9. Змановская, Е. В. Девиантное поведение личности и группы: учебное пособие / Е. В. Змановская, В. Ю. Рыбников. – СПб. : Питер, 2010. – 352 с.

10. Лакреева А.В. Предупреждение негативного влияния СМИ на гендерное поведение молодежи как задача развития компетентности педагога/А.В. Лакреева. – Акмеология. – 2014. – № 1-2 . – С. 131–132.

Социальный паразитизм

  • Явление, при котором два и более организма, связанные между собой филогенетически, сосуществуют и при этом находятся в антагонистических отношениях, и один из них — паразит определённое время использует другого (который называется хозяином) в качестве источника питания, среды обитания или раба или, у людей для обеспечения себя жизненными ресурсами.

* социальный паразитизм у людей -см: Тунеядство, Воровство, Фальсификация, Мошенничество

* в биологии это своего рода паразитизм, при котором паразит использует в своих интересах взаимоотношения между членами определенного социального вида- см:социальный паразитизм у муравьев.

Связанные понятия

Упоминания в литературе

Связанные понятия (продолжение)

Урбоэкология (от лат. urbs — город), или экология города, — наука о взаимосвязи и взаимодействии во времени и пространстве двух систем — городской (её социальной, технической, энергетической, информационной, административной подсистем) и естественной. Урбоэкология является разделом экологии.

Биологическая эволю́ция (от лат. evolutio — «развёртывание») — естественный процесс развития живой природы, сопровождающийся изменением генетического состава популяций, формированием адаптаций, видообразованием и вымиранием видов, преобразованием экосистем и биосферы в целом.

Социальный паразитизм

Паразитизм (от др.-греч. — «нахлебник») — один из видов сосуществования организмов. Это явление, при котором два и более организма, не связанные между собой филогенетически, генетически разнородны, сосуществуют в течение продолжительного периода времени, при этом они находятся в антагонистических отношениях. Паразит использует хозяина как источник питания, среду обитания [1].

Читайте так же:  Как справиться с зависимостью

Тунеядство — в нетерминологическом значении «лень, безделье», «жизнь за счёт чужого труда, на чужой счёт», «паразитическое существование за счёт общества». Синонимичный термин — социальный паразитизм — образ жизни, характеризующийся тем, что один человек или социальная группа живут за счет другого человека или социальной группы [2].

Социальный паразитим существует в архаичных формах структурно функциональной организации человеческого общества, не достигшего уровня развития науки, техники, мировоззре ния, присущему биотехноосфере, как среды не антагонистического автовзаимного сотруднического продуктивного и потребительного творчества бытия людей с интеллектом, развитым до уровней таланта и гения. Несовершенные формы общества есть среда антагонистического сосуществования паразитических и не паразитических уровней структурного и функционального развития интеллекта и поведения людей — квантов-существ одного и того же вида живых существ биофизического поля вербально мыслящей живой материи.

Многие люди во взаимной конкуренции стремятся меньше производить вещественных съедобных и несъедобных потребительских ценностей, но при этом больше получать, применять и потреблять этих вещественных потребительских ценностей.

До настоящего времени лишь меньшая часть человеческого населения Земли, выступая в качестве социально-статусных социальных паразитов, имеет реальную возможность потреблять больше, чем производит вещественных потребительских ценностей.

Наоборот, существенно большая часть человеческого населения Земли, выступая в качестве жертвы социальных паразитов — объекта паразитирования, вынуждена повседневно производить существенно больше вещественных потребительских ценностей, чем социальные паразиты позволяют им потребить, применить, использовать. Существенно большая часть этих потребительных ценностей мошен нически или насилием отбирается у людей-тружеников и присваивается людьми-паразитами.

Люди-паразиты используют следующие виды и способы паразитирования на жертвах паразитов — на отдельных людях, на сообществах людей, на отдельных институтах общества, на отдельных государствах и государственных союзах, на всём человечестве; на природе:

1. Попрошайничество-нахлебничество, когда жалобами и просьбами открыто выманиваются, выпрашиваются вещественные потребительские ценности у мазохистски альтруистичных жертв социальных паразитов, больных мировоззре нческой наркоманией в форме избыточно-паразитического гипер гуманизма к животным, и к людям, преимущественно, примитивным и больным интеллектом, психи кой и телом-организмом, к людям, имеющим преступно-больные личностные интеллектуальные и поведенческие качества.

2. Мошенничество, когда обманом отторгаются вещественные потребительские ценности у жертвы социальных паразитов;

3. Воровство, когда скрытно похищаются потребительские ценности у жертвы социальных паразитов;

4. Грабёж-бандитизм, когда открыто грубой силой, под угрозой применения оружия или с применением оружия отнимаются вещественные потребительские ценности у жертвы социальных паразитов. Воровством и грабежом могут заниматься открыто или скрытно чиновники и сотрудники государственных органов, силовых структур, имеющие на это официальные полномочия от имени государства. А также люди, занимающиеся другими видами профессиональной деятельности, не имеющие официальных полномочий от государства на осуществление действий социального паразитизма. Существует относительно большая группа людей, называемых уголовными преступниками, которые профессионально изо дня в день, или эпизодически занимаются грабежом-бандитизмом на свой страх и риск, являясь коллегами-конкурентами людей, имеющих государственные полномочия на осуществление действий грабежа-бандитизма;

5. Коррупция, реквизиция чиновниками под прикрытием действия законов государственной диктатуры, когда через законы государства о всевозможных материальных податях, налогах, запретах, разрешениях, привилегиях, штрафах, санкциях и т.д. изымаются потребительские ценности у жертвы социальных паразитов в пользу абстрактного государства и далее эти потребительские ценности перераспределяются государственными чиновниками, банкирами, в пользу всевозможных правительственных и неправительственных организаций — в пользу высоко ранговых, средне ранговых и низко ранговых социальных паразитов, имеющих на это официальные полномочия от имени государства;

6. Бизнес-паразитизм, когда с помощью тоталитарной человеконенавистнической мошен нической бизнес-паразитической религии денежных фантиков наносится вещественный и (или) информационный ущерб жертвам социальных паразитов — отдельным людям, обществу, природе, вселенной.

7. Догмо-фанатизм, когда скрытно или открыто осуществляется противодействие новым научным открытиям, естественнонаучным интегральным междисциплинарным мировоззре нческим и специальным теор иям, идеям, техническим изобретениям, авторами которых являются исследователи и изобретатели. Жертвами этих действия социальных паразитов являются, как авторы этих научных новаций, так и множество людей социума планеты обитания, в нашем случае — во вред человечеству Земли и во вред отдельным странам планеты Земля;

[2]

8. Мракобесное зомбирование, когда осуществляется тотальное преобразование мировоззре ния жертв социальных паразитов в какое-либо деструктивное мист ическое; религиозное; сектантское; теософское; саентологическое; масонское; бизнес-религиозное денежное идеологическое мироучение хаоса бизнес-паразитизма бандитско-воровского капитализма «свободного» рынка или блажь-терроризма-бандитизма и тотальной изощрённой лжи социализма государственного капитализма, как безответственного волюнтаризма партийно-государственной чиновничьей запретительно-приказной диктатуры;

9. Клевета, навет, стукачество, оболгание, когда скрытно или открыто причиняется урон официальному и (или) неофициальному авторитету, наносится моральный вред жертвам социальных паразитов;

10. Вандализм, когда открыто или скрытно уничтожаются потребительские ценности жертв социальных паразитов.

11. Садизм, членовредительство-травматизм, когда открыто причиняются физические страдания жертвам социальных паразитов, разрушается здоровье жертвам социальных празитов;

12. Паразитически избыточное размножение, когда катастрофически избыточным размножением людей создаётся катастрофическая диспропорция состава видов живых существ и количества особей разных видов живых существ, тем самым целенаправленно уничтожается пищевая база людей в экосистеме планеты обитания, разрушается экосистема планеты обитания, приводящие к поголовной гибели людей на планете обитания — планете Земля, с исчезновением на планете обитания вида вербально мыслящего живого существа человек;

13. Терроризм-геноцид, когда скрытно или открыто отнимается жизнь у отдельных людей и (или) отдельных групп людей – жертв социальных паразитов, или отнимается жизнь поголовно у всех людей Земли, с исчезновением вида вербально мыслящего живого существа человек. Региональная война есть эпидемия терроризма. Мировая война есть планетарного масштаба пандемия терроризма. На современном уровне развития науки и техники человечества Земли мировая война неотвратимо приведёт к тотальному, полному уничтожению всех людей на планете Земля.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Об авторе:
Этот материал взят из источника в свободном доступе интернета. Вся грамматика источника сохранена.

Источники


  1. Энциклопедия семейной жизни (комплект из 2 книг). — М.: Отечество, 2010. — 825 c.

  2. Каптерев, Петр Задачи семейного воспитания / Петр Каптерев. — Москва: Гостехиздат, 2005. — 192 c.

  3. Панфилова, М. А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей / М.А. Панфилова. — М.: Гном, 2016. — 160 c.
Социальный паразитизм
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here