Современные школьные неврозы и егэ

Сегодня обсуждаем тему: современные школьные неврозы и егэ с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Школьный невроз

Уже в первом классе родители и педагоги сталкиваются с такой проблемой как школьный невроз. Неврологическое расстройство у школьников носит обратимый характер, поэтому, чем раньше приступить к лечению, тем быстрее можно избавить ребенка от неприятных симптомов заболевания. Неврозы у детей младшего школьного возраста служат первым сигналом возможных серьезных проблем психического состояния в более зрелом возрасте. Родители в подобной ситуации просто обязаны принять меры по устранению заболевания, а не ждать когда все пройдет само по себе.

Причины школьного невроза

Проблемой психологического расстройства у детей, посещающих школу, занялись не только психологи, но и другие детские врачи. Они отмечают, что в настоящее время рождается ничтожно малое количество абсолютно здоровых детей, у многих уже во внутриутробном развитии наблюдалось то или иное отклонение в развитии нервной системы. По статистике, многие дети уже приходят в школу с неврозом, приобретенным в саду или дома. Специалисты условно подразделяют учеников младших классов на следующие группы:

Чтобы избежать проблем в школьном возрасте, детские невропатологи рекомендуют родителям детей с отклонениями в работе нервной системы находиться под наблюдением врачей практически с рождения. Это позволит предупредить более серьезные проблемы в будущем.

Школьный невроз может возникнуть по следующим причинам:

  • Физиологические причины. К ним можно отнести тяжелую беременность матери, осложненные роды, родовые травмы, хронические заболевания центральной нервной системы, слабый иммунитет.
  • Психологические причины. Их может быть несколько: сложная внутрисемейная обстановка, развод родителей, плохое материальное положение и жилищные условия, строгое воспитание, невозможность установить эмоциональный контакт со сверстниками, несоответствие возможностей ребенка с нагрузками в школе и вне ее.

Зачастую родители сами провоцируют у ребенка школьный невроз. Слишком строгое наказание за плохую оценку вызывает у школьника настоящий ужас, он просто боится идти домой. Педагоги также влияют на психологическое состояние своих учеников. Иногда учитель просто не осознает, насколько велико его воздействие на психику ученика. Психологами доказано, что информация намного быстрее и легче усваивается, если ее произносить со спокойной и размеренной интонацией. Постоянные крики и командирский тон учителя только ухудшают микроклимат в классе, вызывают у школьников только негативные эмоции.

Под школьным неврозом понимается психологическое расстройство у ребенка, сопровождающееся определенными симптомами. Врачи подразделяют признаки заболевания по следующему характеру.

Физиологические признаки школьного невроза:

  • Нарушение аппетита. Дети при школьном беспокойстве могут частично или полностью отказываться от еды, их мучает постоянная тошнота, иногда появляется рвота. В результате школьник теряет вес в короткие сроки.
  • Нарушение сна. Школьники часто испытывают сонливость в течение дня, а ночью наоборот, бессонницу. Нередко в ночных сновидениях присутствуют кошмары.
  • Головокружение, частая головная боль.
  • Боли спазматического характера.
  • Сбои в работе желудочно-кишечного тракта, появление запоров или диареи.
  • Повышенная утомляемость, слабость в мышцах.
  • Возникновение судорог в конечностях.

Помимо проблем со здоровьем физиологического характера, у детей, страдающих психологическим расстройством, возникают симптомы психологического свойства:

  • Резкая смена настроения.
  • Раздражительность и агрессивное поведение.
  • Повышенная уязвимость, ранимость.
  • Постоянное подавленное состояние.
  • Возникновение истерических припадков. Школьник может упасть на пол и колотить руками и ногами, нередко в ход идет и голова.

Появление невроза, особенно у младших школьников, можно увидеть по некоторым признакам:

  • Не откликается на свое имя и фамилию с первого раза, хотя прекрасно слышит. Все задания приходится повторять дважды.
  • Рассеянность, ребенок часто забывает школьные принадлежности дома.
  • Привлекает внимание окружающих, пытается шутить и острить, делает это специально.
  • При ответе у доски у школьника меняется тембр голоса, он становится визгливым или вовсе пропадает.
  • По приходу домой, ученик не может толком рассказать про проведенный день в школе, сразу же замыкается в себе и уходит в другую комнату.
  • За несколько часов до занятий, у ребенка потеют ладони, учащается сердцебиение. Он не может сконцентрироваться, роняет предметы на пол.

Если родители замечают у своего чада минимум пять перечисленных признаков, им нужно срочно принять соответствующие меры. По возможности нужно обратиться к детскому психологу, который поможет понять причины школьного невроза и устранить их.

Лечение и профилактика школьных неврозов

Основная задача по избавлению неврологического расстройства ложится на плечи родителей. Это довольно сложная работа, которая касается не только ребенка, но и самих родителей. Взрослые редко задумываются о своей роли в психологическом развитии своего чада, а зря. Именно в семье формируются предпосылки возникновения неврозов, а внешние факторы становятся просто «последней каплей». Чтобы помочь школьнику избавиться от невроза, родители должны обратить внимание на следующие моменты в своем поведении:

  • Наличие эмоциональной связи с ребенком.
  • Не концентрироваться только на своих проблемах и заботах, больше времени проводить с малышом.
  • Приносить определенные жертвы ради детей. Под этим понимаются не только материальные траты, но и жертвование личными интересами.
  • Пересмотреть модель воспитания, возможно в нем присутствует чрезмерная властность и принципиальность.
  • Не конфликтовать с родителями сверстников ребенка.
  • Обратить внимание на собственное поведение, возможно родитель подает плохой пример для своего чада.

Профилактика школьных неврозов заключается в соблюдении следующих правил:

Установить ребенку режим дня

Это означает отход ко сну в одно и то же время, четкое распределение времени труда и отдыха, появляется возможность нормализовать работу нервной системы.

Смена рода деятельности

К примеру, у школьника много времени занимает чтение книг или другие малоактивные занятия. Профилактика невроза заключается в том, чтобы разбавить свободное время ребенка другими видами досуга: прогулками на свежем воздухе, катанием на велосипеде или коньках, и так далее.

Читайте так же:  Откуда у детей проблемы

Релаксация

Необходимо научить ребенка расслабляться. Это можно сделать с помощью плаванья, упражнений дыхательной гимнастики, общения с животными. Специалисты отмечают особую роль в лечении школьных неврозов с помощью животных. Катание на лошадях, плаванье в бассейне с дельфинами показывают положительную динамику в терапии многих психологических расстройств. О возможностях такого лечения написано немало научных книг.

[2]

Прием успокаивающих отваров из лекарственных трав

Если ребенок начинает сильно нервничать перед контрольной или экзаменом, отвар из пустырника или валерьяны успокоит нервную систему и поможет успокоиться.

Не допустить развитие школьного невроза у детей является главной задачей родителей и педагогического состава во время обучения. Предупредить болезнь намного легче, чем ее вылечить. Если же ситуация с каждым днем все ухудшается, нельзя откладывать визит к врачу. Своевременное обращение к специалисту позволит избежать серьезных проблем с психическим здоровьем в будущем. Повышенные требования к успеваемости родителей при ограниченных возможностях ребенка обязательно приведут к нервным срывам и отказ от посещения школьного заведения. Ребенку сложно одному противостоять внешним негативным факторам, и только забота и внимание родителей помогут ему справиться с любыми проблемами.

Школьные неврозы или Что мешает учиться радостно?
Родителям — Советы психолога
27.12.2016 09:18

Школьный невроз – это устойчивый дискомфорт, привычный стресс, связанный с отношением к школе. А ещё постоянная тревога, устойчивые страхи, тихая паника, ужас,который испытывает школьник. Подобный недуг мешает учиться умным и способным, морально убивает тревожных и ответственных, ставит крест на детях со средними способностями.

Причины возникновения

Современные школьные неврозы и ЕГЭ

Комментарии

Психопрофилактика в работе психолога всегда являлась его функциональной обязанностью. С введением ЕГЭ — школьные психологи этим занимались!
В школе нужны медицинские, клинические психологи при сдаче экзамена? Давайте вводите!- абсурд. Таблетки? — это проблема мозга? или психики и отношений?
Учителя формируют мотивацию избегания неудач (очень талантливые — мотивацию успеха, но редко) — пугая экзаменами и родителей и детей! «Ты не сдашь ЕГЭ» «Он не сдаст ЕГЭ» — дети и родители слышат от учителей с 5-го класса.
А психолог один на 1000 учащихся и 2000 родителей + 200 педагогов — ничего не сделает.
Кто должен назначать успокоительные? кто будет на экзамене контролировать их прием? а так же после экзамена? Вместо суицида — передозировка (т.к. — не смог успокоиться?)

Со всем остальным согласна.

Важная тема — специалистам стоит собраться и подумать. И раз речь идет о суициде детей, то всем кто профессионально этим занимается надо обсуждать.

Школьные неврозы

ШКОЛЬНЫЙ НЕВРОЗ — недуг, мешающий детям нормально учиться.

ПРИСТАЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОСТИ К ЗДОРОВЬЮ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ, НЕПОСРЕДСТВЕННО СВЯЗАННОЕ С ФУНКЦИОНИРОВАНИЕМ РОССИЙСКИХ ШКОЛ, ВЫЯВИЛО РЯД ЗАБОЛЕВАНИЙ (ПРИЧЁМ МАССОВОГО ХАРАКТЕРА), О КОТОРЫХ НЕСКОЛЬКО ДЕСЯТКОВ ЛЕТ НАЗАД И РЕЧИ НЕ МОГЛО БЫТЬ.СРЕДИ НИХ НА ОДНОМ ИЗ ПЕРВЫХ МЕСТ ЗНАЧИТСЯ ТАК НАЗЫВАЕМЫЙ «ШКОЛЬНЫЙ НЕВРОЗ».

Школьный невроз – это устойчивый дискомфорт, привычный стресс, связанный с отношением к школе. А ещё постоянная тревога, устойчивые страхи, тихая паника, ужас,который испытывает школьник.
Подобный недуг мешает учиться умным и способным, морально убивает тревожных и ответственных, ставит крест на детях со средними способностями. Научного определения школьного невроза пока не существует, этими словами обозначен целый комплекс проблем современного учащегося. Наиболее распространённое определение новой «болезни» звучит так: несовместимость особенностей личности учащегося и школьной ситуации.

Под особенностями личности понимается и необычный стиль мышления, и повышенная тревожность, и высокий творческий потенциал, и заниженная самооценка, и гиперответственность, и беспечность – и всё это норма, особенности нормального ребёнка –
ученика. Новая болезнь ширится и крепнет, став нормой у первоклассников, у гимназистов, у отличников и троечников.

Родители порой вносят в развитие неврозов свой существенный вклад. Первый вопрос, который задаётся ребёнку, пришедшему из школы: «Какие оценки получил?» Но задумывался ли кто-нибудь из пап и мам, как чувствует себя их родное чадо, ожидая каждый день этот вопрос, особенно если получил не бог весть что? Особенно если за честным ответом об очередной неудачи обычно следует либо упрёк, либо многозначительные вздохи, а то и взбучка на повышенных тонах.
Приметами школьного невроза могут быть: срывающийся голос, учащённое сердцебиение, затруднённое дыхание, закушенные губы, влажные ладони, изгрызённые ногти, плохой сон и аппетит, нервный тик, заикание, нарушенное внимание, сниженная память, быстрая утомляемость, энурез. Ещё – аллергии, диатезы, частые простуды, сухая слизистая носоглотки. Нервная система не успевает справиться со страхом, который порождает школьная ситуация, и перестаёт обслуживать такие мелочи, как кожа и слизистая оболочка. Дальше будет несварение, а потом гастрит. Ухудшится зрение. Будет болеть голова. Любому человеку нужен личный опыт преодоления себя, преодоления ситуации, противостояния с другими людьми, но ребёнку самому с этим не справиться, ему нужна деликатная и действенная помощь.

ШКОЛЬНЫЙ НЕВРОЗ ЛУЧШЕ ПОДДАЁТСЯ КОРРЕКЦИИ НА ЕГО РАННИХ СТАДИЯХ, для эффективной борьбы с ним потребуется консультация и невропатолога, и психолога, дипломатичный контакт с администрацией школы и педагогом, ненавязчивое внимание родителей и эмоционально – тёплая атмосфера дома. Понадобятся свежи фрукты и сырые овощи, а также соки из свежих фруктов и сырых овощей, витамины группы В.

Вот признаки, которые помогут Вам понять, в каком состоянии находится ребёнок. Не откликается на имя, фамилию, хотя хорошо слышит; отвлекается, не выполняет требования, задания, просьбы с первого раза; забывает дома необходимые школьные вещи; неусидчивый – вскакивает с места; роняет предметы; пытается смешить, привлекает всеобщее внимание; часто меняет позу (возится)
Почёсывается, потирает лоб, голову, руки; во время устного ответа на уроке или во время рассказа о том, как занимался в школе, меняется (становится сиплым, хриплым, визгливым или «пропадает» ); боится отвечать у доски; дома прячет тетради от родителей; плачет, пытаясь выполнить непосильное задание; не хочет идти в школу; затаивается, сдерживает дыхание; прерывистый вдох и выдох; влажные ладони; руки дрожат; движения скованные: всё валится из рук».

Эти приметы практически полностью отражают внешние проявления
Школьного невроза, и если хотя бы шесть и более из них присущи Вашему ребёнку, срочно необходима консультация школьного или другого психолога.

Вот ещё признаки проявления этого недуга: ребёнок грызёт ногти, ручку; кусает губы; теребит, крутит волосы, одежду, разные предметы; во время урока шаркает ногами под партой; делая уроки дома, не сидит за столом (стоит, лежит на полу или диване, а если и сидит, то либо в немыслимой позе, либо поминутно куда-то вскакивает);задыхается; с трудом глотает слюну; неожиданно что-то выкрикивает; злится, швыряет ручки и другие предметы; агрессивен; дерётся, пинается, плюётся, портит свои и чужие вещи.

Если в поведении Вашего ребёнка отмечается четыре и больше подобных признаков, то необходима срочная консультация детского невропатолога.

*** В заключение хочется выразить надежду, что эти сведения дадут возможность мыслящим учителям по-иному взглянуть на неусидчивых, беспокойных детей, а родителям – серьёзно задуматься
над причинами нежелания ребёнка идти в школу.

Читайте так же:  Выбор своей ниши

Современные школьные неврозы и ЕГЭ

Сдать ЕГЭ и не умереть. Еще раз о подростковой депрессии

Во втором учебном полугодии в моем кабинете начинается сначала слабый, а к весне усиливающийся поток родителей выпускников и самих подростков с жалобами на слабость, внезапно появившуюся слезливость, непонятные головные боли. Дети, которые до сих пор радовали родительские сердца упорным постижением всяческих наук, перестают интересоваться чем бы то ни было, ложатся на диван, отворачиваются к стене и перестают выходить на связь.

Подростковая депрессия у всех на слуху. А вот слово «сепарационная» вызывает вопросы. Постараюсь объяснить.

[3]

Подростковая (сепарационная) депрессия – это состояние, при котором наблюдаются ухудшение самочувствия по трем направлениям: снижение настроения (подавленность, вялость, слезливость, утомляемость, печаль, тоска), расстройство сна (не может заснуть вечером, плохо встает утром, просыпается ночью (обычно часа в четыре) и не может потом заснуть обратно), расстройство аппетита (перестает есть или, наоборот, «жрет, как не в себя». Не путать с нормальным волчьим аппетитом, сопровождающим бешеный рост. Т.е., если ребенок ест много, вы не успеваете забивать холодильник, но он при этом бодр и весел, а только прибавляет по размеру в месяц, в основном в росте и в ноге, — все в порядке, расслабьтесь).

Причиной этого расстройства обычно является сочетание нескольких факторов: наследственность (тут все понятно, если у родителей было – у детей, скорее всего, тоже проявится, но не у всех и не обязательно), бурная гормональная перестройка (главное слово «бурная», взрывная, т.е. лег спать детеныш, а проснулся уже подросток со всеми бонусами), хронический стресс, связанный с перегрузками.

Вот тут надо остановиться подробно.

Два важных рубежа должны взять наши дети как раз в самый разгар пубертата: ГИА и ЕГЭ. А, как мы все имеем счастье наблюдать, вокруг довольно банального и не слишком сложного экзамена накручивается просто тайфун тревоги и завышенных ожиданий. «Это главный экзамен в вашей жизни!! То, как вы сдадите ЕГЭ, определит всю вашу дальнейшую карьеру!». Почему? Отчего так?

На самом деле, ничего ЕГЭ не определяет. Если бы над нашими детьми не висел постоянно дамоклов меч «забреют лоб и пойдешь служить», то есть, не сдашь экзамен – погибнешь, стали бы мы так убиваться насчет поступления в институт? Ну, не поступил в этот год – поступит на следующий, пойдет работать, как раз будет время понять, чего хочется в жизни.

Но нет. Нам (родителям) очень страшно, поэтому мы всячески стараемся подстелить соломки и отвести беду руками репетиторов, дополнительных занятий, уроками до полуночи.

Хотя, с физиологической точки зрения, самое полезное для детей в этом возрасте – много работать на свежем воздухе, женихаться и заниматься самопознанием.

[1]

И, как ни странно, поздно ложиться и поздно вставать. Не говоря уже о том, что, на самом деле, совсем не всем людям нужно высшее образование, и большинство населения осознает свое истинное предназначение ближе к 35 годам, 80% выпускников вузов никогда не работают по специальности, обозначенной в дипломе. Скажем честно: четыре или шесть лет в институте – это просто способ легально продлить детство и убрать миллионную армию молодых людей с рынка труда.

Так что, дорогие родители, вторая по значимости причина возникновения депрессии у подростков – наши с вами тревоги и (завышенные) ожидания.

Кроме того, мы подталкиваем детей к выходу из нашего теплого, уютного, безопасного гнезда в сторону непредсказуемого, возможно жестокого, и уж точно ни капли не дружелюбного внешнего мира.

Мы говорим «определись с профессией», «реши, кем ты хочешь быть» — а он слышит «стань взрослым, слезь с нашей шеи, иди сражайся с драконами».

Ему страшно, его разрывает два противоположно направленных влечения: к свободе и к безопасности. Если бы можно было остаться дома, но иметь все права взрослого!

Читайте так же:  Руководство к жизни

Родителям тоже как-то зябко и тревожно, поэтому их послания слегка противоречивы: мы хотим, чтобы ты был взрослым и ответственным, но проверяем уроки и бежим за лифтом по лестнице «надень шапку!». Если добавить, что у самих родителей в это время (как правило) кризис среднего возраста… Хорошо, если в семье есть надежные представители старшего поколения, которые помогут удержать руль.

Как распознать

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Главное, на что стоит обратить внимание, как уже было сказано выше, на большую депрессивную триаду: сон, аппетит, настроение.

Перемежающиеся головные боли непонятного происхождения, тошнота и боль в животе, постоянные ОРВИ могут быть соматическими (телесными) проявлениями депрессии. У девочек очень часты проявления того, что участковые врачи называют «вегето-сосудистой дистонии»: экстремально низкие показатели артериального давления, сердцебиения, потливость. Да, если девушка прибавила за год 10-15 см в росте, у неё неустойчивый месячный цикл, она бледная и под глазами тени, время от времени валится в обморок, можно назвать это ВСД. А можно – панической атакой.

[3]

Так что, уважаемые родители, если это состояние продолжается дольше месяца-двух, я бы показала ребенка специалисту, в идеале – невропатологу или психотерапевту. Ваша проблема может быть решена приемом специальных препаратов, но назначать их должен врач. Не слушайте тех, кто говорит «да попей ты ново-пассит (валерьянку, пустырник, настойку пиона и пр.), все и пройдет. Вряд ли, а время упустите.

Еще очень помогает посещение остеопата и курс массажа, по очень простой причине: мозг начинает получать нормальное питание, ему становится «веселей», ребенок быстрее и лучше восстанавливается после нагрузок.

Что вредит и усугубляет

Тут я Америку не открою: гаджеты. Да, мы все знаем, как трудно вырвать из рук чадушка смартфончик или планшет в два часа ночи. Ищите способы, ставьте прерыватель на точку доступа, вводите комендантский час. Но будьте непоколебимы: ночь существует, чтобы спать. Не можешь заснуть – почитай книжку (бумажную), прими теплый душ, выпей молока с медом. Но я не дам тебе окончательно загубить твое хрупкое здоровье. Можешь начинать на меня злиться. Я переживу.

Депрессия боится солнечного света. Поэтому используйте любой предлог и любую возможность, чтобы ваш подросток бывал на улице днем. Посылайте его за младшей сестрой в садик, в дальний магазин за хлебушком, пешком до метро. Ходить тоже очень важно, сгорают лишние негативные эмоции.

Безудержная тяга к сладкому, особенно к молочному шоколаду, тоже может быть проявлением дисбаланса в организме. С другой стороны, в период повышенных умственных нагрузок мозгу нужно дополнительное питание. Предложите вашему подросшему ученику провести эксперимент с наблюдением: когда тебе хочется сладкого, попробуй заменить его: мясом, яйцом, орехами, фруктовыми чипсами, бананом. Ему может банально не хватать цинка и магний, которые, помимо всего прочего, отвечают и за иммунитет. В любом случае, большая миска зерновых хлопьев с шоколадным молоком должна примирить его с несовершенством мира.

Почитайте мануалы в картинках о депрессии. Не думайте, что это «от лени», «надо взять себя в руки», «да на тебе пахать можно!». Ему и правда очень плохо. Если состояние подавленности и бессилия длится больше 6 недель – это серьезный повод обращаться за помощью к специалистам. И я всеми руками за терапию, медикаменты плюс разговоры могут сильно улучшить состояние всей вашей семьи.

Современные школьные неврозы и ЕГЭ

Статья опубликована в рамках:

Выходные данные сборника:

«ШКОЛЬНЫЙ НЕВРОЗ» КАК РЕАЛИЯ СОВРЕМЕННОГО НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Каганова Татьяна Ивановна

д-р мед. наук, профессор, заведующий кафедрой педиатрии
Института профессионального образования Самарского государственного медицинского университета,
РФ, г. Самара

Мостовая Людмила Ивановна

канд. мед. наук, старший преподаватель
Самарского государственного медицинского университета,
РФ, г. Самара

“SCHOOL NEUROSIS” AS THE REALITIES OF MODERN PRIMARY EDUCATION

Tatiana Kaganova

MD, professor, head of the Department of Pediatrics
Institute for professional Education of Samara State Medical University,
Russia, Samara

Lyudmila Mostovaya

candidate of medical sciences, senior lecturer
of Samara State Medical University,
Russia, Samara

АННОТАЦИЯ

Цель исследования — выявление проявлений и причин «школьного невроза» у учащихся начальной школы. В результате проведенного исследования были выявлены часто встречающиеся проявления «школьного невроза» у учащихся 3 классов (раздражительность, плаксивость, тревожность, страхи, снижение успеваемости, вегетативные проявления) и группы причин (взаимодействие со сверстниками, с учителем, учебная нагрузка), а также показана важность ранней профилактики посредством психологического сопровождения школьного обучения.

ABSTRACT

The purpose of research — the identification of the causes and manifestations of the «school of neurosis» in elementary school students. The study identified common manifestations of «the school of neurosis» in grade 3 students (irritability, tearfulness, anxiety, fears, decline in academic performance, autonomic manifestations), and groups of causes (interaction with their peers, with the teacher, teaching load), as well It shows the importance of early prevention of psychological support through schooling.

Ключевые слова: школьный невроз; школьная дезадаптация; тревожность; страхи; вегетативные проявления; трудности взаимодействия; ранняя профилактика; психологическое сопровождение учебного процесса.

Keywords: school neurosis; school maladjustment; anxiety; fear; autonomic manifestations; the difficulties of interaction; early prevention; psychological support of the educational process.

В последнее десятилетие участились случаи обращения к врачам и психологам, связанные с нарушением самочувствия и поведения детей школьного возраста. Описываемые родителями проявления в целом укладываются в соматоформную симптоматику, хотя они и не нарушают здоровье ребенка с угрозой для его жизни, но могут значительно ухудшать качество его жизни [4].

Читайте так же:  Проблемы в отношениях

Ведущими критериями в диагностике данных расстройств являются наличие психотравмирующей ситуации, неспособность личности справиться с ней самостоятельно, непосредственная связь возникающей симптоматики с патогенной ситуацией, т. е. наличие психологического конфликта, из которого истекают соматоформные, вегетативные расстройства, а также большая эффективность методов психотерапии в сравнении с медикаментозным лечением [2].

В зависимости от вида расстройства его проявлениями могут быть недостаток витальной энергии, вялость, сонливость, раздражительность, быстрая астенизация, затрудненное засыпание, поверхностный и тревожный сон ночью, сонливость днем, головные боли, снижение концентрации и устойчивости внимания, объема памяти; тревога, разнообразные страхи и их физиологические корреляты, проявления социофобии; достаточно устойчивые, иногда носящие характер навязчивости мысли, импульсы, образы, боязнь причинить вред себе или другим людям [4].

Название «школьный невроз» не является научным. Чаще всего под этим скрываются психосоматические реакции и расстройства, аффективные расстройства, чаще всего в форме различных фобий. Вышеописанные симптомы часто возникают под влиянием такой психотравмирующей ситуации, как обучение в школе. Начало школьного обучения является переломным моментом в жизни каждого ребенка, так как связано с перестройкой всей его жизни: другой режим дня, необходимость учить уроки, новые межличностные отношения. «Школьный невроз» является следствием школьной дезадаптации — невозможности обучения и адекватного взаимодействия ребенка с окружением в рамках конкретного образовательного учреждения. Этим термином фактически определяются любые затруднения, возникающие у ребёнка в процессе обучения [1].

Понятие «школьный невроз» объясняет причины отклонений в поведении и нарушений здоровья более глубоко. В это понятие включаются негативные воздействия со стороны педагога, трудности взаимодействия с одноклассниками, погрешности семейного воспитания, индивидуально-личностные особенности детей [3].

К факторам, лежащим в основе дезадаптации, можно отнести:

  1. Индивидуально-личностный фактор — явные внешние и поведенческие отличия от сверстников.
  2. Соматический фактор — наличие частых или хронических заболеваний, снижение слуха, зрения.
  3. Социально-педагогический фактор — трудности взаимодействия между учеником и педагогом.
  4. Коррекционно-профилактический фактор — слабость взаимодействия специалистов смежных специальностей.
  5. Семейно-средовой фактор — патологизирующие типы воспитания, тяжелый эмоциональный фон в семье, воспитательная непоследовательность, неблагоприятное социальной окружение, отсутствие эмоциональной поддержки.
  6. Когнитивно-личностный фактор — нарушения психического развития ребенка (несформированность высших психических функций, задержка эмоционально-волевого и личностного развития).

По данным А.Б. Царевой, для школьников-подростков характерен высокий уровень невротизации. Более чем у половины из группы исследования выявлен высокий уровень ситуативной и личностной тревожности. Это означает, что они предрасположены к невротическим расстройствам [3]. Соответственно, можно предположить, что учащиеся младшей школы подвержены т. н. невротическим реакциям еще в большей степени, чем подростки.

Проведенное исследование опиралось на запрос родителей младших школьников, обеспокоенных психологическим и соматическим состоянием детей, проблемами их успеваемости. Выборку составили 58 третьеклассников самарских общеобразовательных школ в возрасте 8—10 лет и их родители. Исследование включало анкетирование родителей и тестирование детей методикой диагностики уровня школьной тревожности Филлипса и проективной рисуночной методикой «Несуществующее животное».

Показатели невротизации учащихся, выявленные при помощи анкетирования родителей, представлены ниже:

  • раздражительность (91,8 %);
  • страхи, связанные со школой (83,3 %);
  • эмоционально-негативные высказывания в адрес школы, учителей, одноклассников (76,5 %);
  • трудности сосредоточения на выполнении домашнего задания, затрачивание чрезмерно большого времени (68 %);
  • трудности понимания учебного материала по основным учебным предметам (63 %);
  • физиологические корреляты страхов (тошнота, рвота, боли в животе, частое мочеиспускание, не имеющие медицинского объяснения и не поддающиеся лечению) (49,3 %);
  • плаксивость (22,1 %);
  • нарушения сна (позднее засыпание, раннее пробуждение, беспокойный сон, ночные кошмары) (11,9 %).

Анализ структуры школьной тревожности младших школьников показал, что наиболее выраженными факторами в структуре общей школьной тревожности являются страх самовыражения (49,3 %), страх публичной проверки знаний (54,4 %) и страх в отношениях с учителями (42,5 %). Учащиеся со страхом самовыражения испытывают выраженное беспокойство в ситуациях самопрезентации и стараются избегать их. Часто они получают низкие оценки не потому, что у них недостаточно знаний или слабо развиты необходимые навыки, а потому, что их «парализует» сама ситуация самовыражения перед другими людьми. Школьники со страхом проверки знаний, даже выучив урок, переживают о том, что не смогут ответить и боятся негативной оценки учителя, его порицания. Эти дети могут отвечать на вопросы учителя только индивидуально или письменно. Когда ребенок плохо отвечает у доски и во время урока, но при этом хорошо пишет контрольные работы, у учителя возникают сомнения в самостоятельности его работ. Учащиеся со страхом в отношении учителя стараются лишний раз не обращать на себя внимание педагога, даже если чего-то не понимают в изучаемом материале.

Анализ рисунков младших школьников показывает, что у 93,5 % повышен уровень тревожности, 49,3 % имеют низкую самооценку, 40,8 % эгоцентричны, 32,3 % испытывают потребность в эмоциональной поддержке, 30,6 % характеризуются выраженной инфантильностью.

Большую роль в социальной адаптации младших школьников имеет воображение. Анализ рисунков и названий показал, что многие учащиеся вместо несуществующего животного рисовали реальных животных, героев мультфильмов и художественных фильмов, а названия животных, как правило, представляли собой сочетание названий реально существующих зверей или были связаны с их анатомическими особенностями. Это говорит о несформированности способности к фантазированию, невозможности внутренней переработки межличностных конфликтов, стресса, фрустрации.

Таким образом, практически все обследованные младшие школьники имеют те или иные проявления «школьного невроза». Самым частым из проявлений является повышенная тревожность, в структуре которой преобладают страх самовыражения, страх публичной проверки знаний и страх в отношениях с учителями. Наряду с тревожностью выявляются низкая самооценка, эгоцентричность, инфантильность, проблемы в семье. Перечисленные особенности могут служить факторами, невротизирующими ребенка, препятствующими формированию школьной адаптации.

Читайте так же:  Ненависть и любовь

Ранняя профилактика «школьных неврозов» в настоящее время представляет собой насущную необходимость. Снижение темпов эмоционально-волевого развития, инфантилизм, тревожность, высокая школьная и внешкольная нагрузка ставят перед детьми проблемы, с которыми они не могут справиться самостоятельно. Главным в профилактической работе является создание педагогических и социально-психологических условий для успешного обучения в начальной школе, достигающееся при помощи психологического сопровождения учащихся. Сопровождение должно включать в себя не только работу с самими учащимися, но также с педагогами и родителями.

Современные школьные неврозы и ЕГЭ

Интервью в программе «Утро с Губернией»

Статья опубликована в журнале «Директор школы»

  • нежелание идти в школу
  • часто забывчивость, нарушения памяти и внимания в виде истощаемости
  • страх отвечать у доски
  • избегание вопросов о школе
  • повышенная плаксивость, неустойчивость настроения.
  • вегетативные симптомы в виде утомляемости, потливости, покраснения кожи, зуда, мурашек, диареи, метеоризма и т.д.
  • физические проявления тревоги в виде грызения ногтей, кусания губ, непоседливости.
  • повышенная агрессивность, раздражительность, сочетающаяся с унынием
  • эпизодически нарушения аппетита и сна
  • частые прогулы, снижение успеваемости
  • диатезы, частые простуды, головные боли напряжения,

Для того, чтобы справиться со всеми этими факторами важно начать с малых шагов. Стоит обратить ваше внимание на то, что система ранней профилактики, это не что-то искусственное, вводимое только ради пресловутого экзамена, это скорее комплекс интегративной работы психологической и педагогической службы в целях профилактики школьных неврозов у учащихся, во всех классах и возрастах, в том числе и в выпускном. Применимо же к выпускному классу и экзамену — можно также говорить о работе с каждым участником нашей любимой триады.

Сама школьная семейная конференция выглядит следующим образом:

  • Часть 1. Представление классным руководителем всех участников конференции, обсуждение сложившейся ситуации.
  • Часть 2. Выступление специалистов (психолога, педагогов), которые разъясняют семье всю необходимую информацию, посвященную ЕГЭ и предоставляют информацию о тех видах школьных служб помощи, которыми семья может воспользоваться для решения своей проблемной ситуации (это графики консультаций педагогов и психолога, графики работы групп помощи для родителей и подростков, информация о сроках и месте подачи заявления для участия в ЕГЭ и о выборе предметов, об этапах проведения ЕГЭ и расписании, а так же о порядке допуска к сдаче ЕГЭ в дополнительные сроки в июле месяце, о сдаче ГВЭ выпускниками с ограниченными возможностями здоровья при наличии таких детей).
  • Часть 3. Разработка плана каждой семьей. На это время специалисты удаляются из комнаты, семьи самостоятельно обсуждают ситуацию и принимают решение. Процесс может длиться до нескольких часов. Все это время специалисты ожидают в соседнем помещении.
  • Часть 4. Представление плана семьи специалистам – формы помощи, отдельные встречи, репетиторство, консультации отдельных специалистов, уточняются отдельные пункты на предмет их реалистичности и непричинения вреда третьим лицам.

Если в узком смысле, не применяя системы школьных семейных конференций, то для родителей всегда есть очень полезные формы сотрудничества и помощи, влияющие на их уровень знаний о ЕГЭ и тревоги, с ним связанной. Это формат круглого стола или тематического родительского собрания, посвященный работе с мифами и предрассудками про единый экзамен, получение адекватной реальности информации, возможностей и проработка уязвимых мест у родителей в отношении будущего. В этом полезнее участие психологов, и создание различных тренинговых программ, посвященных работе с данными темами (Очень хороший пример был в Хабаровском лицее, когда в рамках круглого стола, родителям было предложено пройти мини-ЕГЭ, для того, чтобы на реальном опыте испытать новшество и сформулировать для себя выводы относительно тревоги). Тематика же этих мероприятий должна преследовать следующие цели: обозначение распределения ответственности между родителями и школой, и формирование у родителей реалистичной картины ЕГЭ.

Оглядываясь на рекомендации, вам будет удивительно обнаружить, что все эти вещи уже давно известны или придуманы, — и это абсолютная правда, доказывающая еще раз, что ЕГЭ — лишь экзамен, и не нужно изобретать велосипед каждый раз сталкиваясь с ним, проще использовать уже имеющуюся систему помощи, интегрируя ее под потребности всех участников триады.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Но самое главное это, наверное, то, в чем школа просто не может участвовать – это семья, там, где все родилось и все развивается, там, где есть выпускник и его родители, и там нет волшебных рекомендаций, или золотых советов, там надо просто быть с подростком, видеть его, принимать его таким, какой он есть, там нужна особая родительская работа и забота, этого бывает вполне достаточно чтобы справится со всеми трудностями, и ЕГЭ, бесспорно, не самая страшная трудность на пути взрослеющего подростка.

Источники


  1. Людмилина, Юлия Как выйти замуж через Интернет / Юлия Людмилина. — М.: Попурри, 2005. — 946 c.

  2. Грэй, Джон Мужчины с Марса, женщины с Венеры… работают вместе! / Джон Грэй , Барбара Эннис. — М.: АСТ, Neoclassic, 2013. — 320 c.

  3. Адизес Как преодолеть кризис менеджмента / Адизес, Ицхак. — М.: СПб: BestBusinessBoоks, 2017. — 286 c.
Современные школьные неврозы и егэ
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here