Спортивная психология

Сегодня обсуждаем тему: спортивная психология с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Спортивная психология

Спортивная психология как наука возникла сравнительно недавно – в начале прошлого века, а активно развиваться стала только во второй его половине. Изначально она занималась исследованием способностей спортсменов к достижению лучших результатов в стрессовых ситуациях и методов повышения эффективности тренировочных занятий. Со временем появились комплексные разработки для улучшения показателей психической и физической выносливости атлетов. Они касались тренировки воли, вопросов мотивации и умения действовать в команде. Отдельное внимание уделялось изучению узконаправленных категорий восприятия личности: интуиции, воображения, наблюдательности, стратегического мышления, чувства времени, дистанции и скорости.

Спортивные победы требуют от человека усилий на грани его возможностей и многолетнего упорного труда. Поэтому основная задача спортивной психологии заключается в формировании и развитии таких качеств как целеустремленность, уверенность, концентрация, ловкость и сила, а также психологических процессов, непосредственно влияющих на итоги соревнований. Психолог работает со спортсменом на этапе предстартовых переживаний, оказывает поддержку в случае возникновения кризисных моментов, сопровождающихся особым эмоциональным напряжением: после неудачных выступлений и в период завершения карьеры.

В разделе «Спортивная психология» вы найдете много интересных статей, которые помогут вам достичь успехов в спорте независимо от того, тренируетесь ли вы профессионально или для удовольствия.

Спортивная психология

В реализации обоих направлений в своей деятельности спортивный психолог руководствуется принципами, общими для помогающих профессий. Вот некоторые из них: уважение достоинства и прав других людей; компетентность в собственных действиях (то есть уверенность в том, что реализуемые действия не выходят аз рамки способностей и знаний спортивного психолога); конфиденциальность и др.

В самом начале своей деятельности спортивный психолог должен понять, кто является клиентом его работы. Как правило, ответ на этот вопрос бывает очевидным, но в некоторых ситуациях это приводит к появлению этических проблем. Так, С.Биддли описывает случай, когда спортивный психолог был приглашен в команду для улучшения ее выступлений. После нескольких занятий спортивному психологу было сообщено, что он слишком мягок в общении с игроками – от него ожидалось усиление их психологической устойчивости для того, чтобы игроки могли легче принимать критику со стороны администрации. Спортивный психолог пытался объяснить, что критика – не самый лучший метод повышения результатов, но был удален из команды. Подобные случаи нередки в спорте, поэтому с самого начала спортивный психолог должен понять, какова цель его работы.

Определение целей предполагает не только подбор соответствующего материала, содержания для их выполнения, но и этап сближения со спортсменами, командой. Существует устойчивое мнение, что для получения достоверной информации о спортсмене или команде, возможности эффективного внесения изменений в их деятельность спортивный психолог должен быть не кратковременным визитером, а полноценным членом тренерского коллектива. Доверие со стороны спортсменов заслуживается лишь со временем: «Например, Вы можете показать соблюдение принципа конфиденциальности, если спортсмены будут видеть, что Вы не разглашаете даже не очень важную информацию. Доверие также заслуживается четкими установками по поводу того, что Вы как консультант можете предложить, а чего предложить не можете… Для начинающих спортивных психологов особенно важно понимать, что хотя это звучит иронично, доверие может придти тогда, когда Вы честно говорите, чего Вы не знаете. Разумно напоминать клиентам, что, как и совершенствование физических навыков невозможно без усилий, так и применение психологических знаний нуждается в старании».

После выявления специфики проблемы (например, дефицит мотивации, проблемы концентрации внимания или др.) спортивных психолог разрабатывает программу, направленную на коррекцию соответствующих трудностей. В программе обязательно указываются цели, которые будут достигнуты в результате работы со спортсменом, и показатели, демонстрирующие их достижение. Поэтому по ходу реализации программы спортивный психолог имеет возможность оценить результат собственной деятельности и внести соответствующие коррективы в следующие ее этапы.

Кроме того, не нужно забывать о том, что при обращении спортсмена к спортивному психологу, тот должен учитывать целый ряд факторов, который может объяснять причину возникновения тех или иных проблем, помимо собственно психологических причин. В работе Д.Коллинса и коллег рассказывается опыт консультирования профессионального мотогонщика. При обращении к спортивному психологу его основной вопрос был связан со слабой концентрацией внимания. Решение подобной задачи безусловно находится в рамках компетенции спортивного психолога, для чего используются различные техники саморегуляции. Однако сначала психолог обратился за советом к диетологу; проведенный совместный анализ тренировочного процесса спортсмена показал, что одной из причин данной проблемы является неправильное питание спортсмена, которое приводит к сильному истощению организма во время соревнования и, как следствие, к резкому снижению внимания.

Описывая свой опыт работы со сборной США по легкой атлетике, Р.Нидеффер приводит следующий алгоритм решения проблемы спортсмена: «Я прошу у атлета разрешения присутствия тренера. После этого мы втроем должны сделать следующие вещи: а) убедиться в том, что выделенная проблема соответствует представлениям тренера; б) определить время, место и тип техники, которая поможет спортсмену; в) убедиться в том, что с тактической и технической точек зрения психологическая подготовка не будет препятствовать реализации более важных аспектов подготовки…». Эти примеры показывают, что спортивный психолог должен работать в постоянном контакте с тренером, спортивным врачом и другими специалистами, объединение усилий которых может позволить увидеть любую сложность спортсмена максимально объективно.

Спортивная психология

Институт психологии, социологии и социальных отношений

44.04.02 Психолого-педагогическое образование
Магистратура
Срок обучения: 2 года
Начало учебного года: с 1-го сентября

Требования к предыдущему образованию:
Высшее образование

Проходной балл

185 Проходной балл
2018 года

Количество бюджетных мест

Мест в 2019 году.

Количество внебюджетных мест

Мест в 2019 году.

Стоимость обучения за один семестр

Руководитель программы

Доктор психологических наук, профессор, и.о. директора института психологии, социологии и социальных отношений МГПУ. Заслуженный учитель РФ, лауреат премии Президента РФ в области образования, лауреат премии Правительства РФ в области образования, Заслуженный работник высшей школы РФ. Е.С. Романова является основателем научной школы «Психологическое сопровождение гражданского и профессионального становления образовательного процесса». Главный редактор журнала ВАК «Системная психология и социология».

[2]

Читайте так же:  Не уважает муж в чем же причина

Вступительные испытания 2019

1 Минимальный балл — это минимальный балл необходимый для участия в конкурсе

О ПРОГРАММЕ

Программа магистратуры разработана на основе отечественных и мировых практик спортивной психологии с учетом потребностей общероссийского и регионального рынка труда и ориентирована на подготовку высококвалифицированных специалистов. Содержание программы магистратуры ориентировано на формирование, развитие и углубление фундаментальных знаний о психических процессах, свойствах и состояниях человека, их проявлениях в межличностных и социальных взаимодействиях, о способах и формах их организации и изменения в физкультурной и спортивной деятельности. Программа магистратуры способствует формированию целостного представления о психологических особенностях человека как факторах успешности его деятельности, в целом, и спортивной деятельности, в частности. В ходе освоения программы магистратуры обучающимся предоставляется возможность приобрести профессиональные компетенции в различных областях спортивной психологии: психодиагностика и проектирование исследовательской деятельности, психологическое консультирование, психолого-педагогическое сопровождение образования и обучения, работа с тренерами, спортсменами, персоналом.

УЧЕБНЫЕ КУРСЫ

Учебные курсы соответствуют высоким отечественным стандартам преподавания психологии, что позволяет обучающимся освоить широкий спектр содержания, основанного на современных тенденциях спортивной психологии как науки и практики. Обучающимся предлагаются следующие учебные курсы: «Психология спортивной деятельности», «Технологии спортивного коучинга в процессе тренировки», «Коучинг спортивной мотивации в укреплении здоровья и профессиональных достижений», «Психология кризисных ситуаций в спорте», «Особенности работы тренера с детьми разных возрастов», «Уроки физической культуры в школе: учет возрастных особенностей и подготовка детей к сдаче комплекса ГТО».

Реализуют программу ведущие научно-педагогические работники Университета и практикующие психологи в области спортивной психологии, исследований личности, социальной и организационной психологии.

Спортивная психология

Спортивная психология значительно выросла из ее корней в аморфных и плохо изученных дисциплинах мотивации и консультирования производительности. Современный спорт на каждом уровне соревнований и практически в каждой спортивной деятельности выиграл от применения психологических принципов и умственной подготовки в стремлении к максимальной спортивной производительности, управления стрессом, улучшение тренировочного отношения и все другие аспекты спорта, где ум, эмоции и физические показатели пересекаются.

Спортивная психология является уникальной среди дисциплин прикладной психологии по ряду причин. Фраза говорит о том, что существуют общепринятые практики, используемые спортивными психологами, и ее признают как с любой наукой, базовые подходы к образованию, подготовке и аттестации спортивного психолога хорошо понятны во всем мире спорта и спортивной конкуренции. Особенностью практики спортивной психологии, которая имеет тенденцию отличать ее от другой формы прикладной психологии, является общая близость отношений, сложившихся между отдельным спортсменом и их психологом.

Общие профессиональные границы профессионального отрыва различны в окружающих средах спорта, где интенсивное взволнованность и конкурсное желание топливо которое и управляют спортсменом и делают их уязвимым к психологическим стрессам. Многие спортивные психологи играют многомерную роль в жизни своих клиентов-спортсменов-профессиональный психолог, друг, собеседник, доверенное лицо и советник-каждый из возможных и полностью этических компонентов отношений, которые могут развиваться на практике.

В статье рассматривается вопрос «эффективности» спортивного психолога в рамках следующей аналитической и дискуссионной базы. Подробный и правильно академический анализ того, почему наука о спортивной психологии эффективна в контексте соревновательного и рекреационного спорта, выходит за рамки этой статьи. Обсуждение, которое разработано ниже, основано на тезисе о том, что спортивная психология-это проверенная и хорошо принятая наука, которая применяется в соответствии с ее принципами, как правило, приносит пользу спортсмену.

Все спортсмены во всех видах спорта, командные и индивидуальные от бега по пересеченной местности до конных соревнований, во всех возрастных группах и полам поддаются ее преимуществам. Важным вопросом в данном контексте является то, какие факторы, профессиональные и личные, делают спортивного психолога успешным в конкретном применении. В этот отдельный вопрос включены самые разнообразные потенциальные этические соображения.

Этот вопрос требует, чтобы было сформулировано предварительное рабочее определение спортивного психолога; определение, как указано ниже, также помогает в определении общих областей профессионального участия в спорте. Затем обсуждение будет включать два широких и взаимосвязанных вопроса:

  • Какие шаги спортивные психологи предпринимают в любом задании для достижения максимального эффекта со своим спортсменом;
  • Где типичные проблемные области, требующие внимания в отношениях между спортивным психологом и спортсменом?

Акцент дискуссии будет направлен на учебно-спортивную психологию так как эта область спортивной психологии обеспечивает наиболее непосредственную связь между спортивным исполнением и применением психологических принципов.

Эти вопросы также требуют рассмотрения типа человека, который, скорее всего, преуспеет в качестве спортивного психолога-как и в любой профессиональной деятельности, где предметом является человек, деликатный интерфейс между психологическим образованием, основанным на знаниях, которое помогает включать в себя интеллект и часто эмпатический талант «общения» с людьми имеет важное значение.

В заключительной части статьи содержатся некоторые соображения относительно предполагаемого дальнейшего расширения роли спортивного психолога на всех уровнях спорта. Если эти специалисты еще не достигли такого статуса в большинстве видов спорта, утверждается, что прогрессия, наблюдаемая в отношениях между спортсменами и спортивным психологом, проследит прогрессию от психологии музыки до важного тренировочного и тренерского актива до незаменимой составляющей тренировочных режимов и соревновательной работы всех серьезных спортсменов.

Психология спорта-определение и сфера применения дисциплины

Буквальное определение спортивной психологии обманчиво простое. Спортивная психология является «. наука, в которой принципы психологии применяются в спорте или упражнениях «. Определение не зависит от наличия профессиональных отношений с элитными или стремящимися к высокой производительности спортсменами; принципы спортивной психологии применяются с необходимой косвенной модификацией к каждому уровню спортсмена. В настоящей работе термин «спортивный психолог» распространяется на любого специалиста, занимающегося психологией спорта или физическими упражнениями.

Психология прикладного спорта

Прикладная спортивная и физическая психология предполагает расширение теории психологии и проведение исследований в определенной области. В то время как конкретный спортсмен или команда неизбежно привлечет наибольшее внимание в этих приложениях, учитывая, что стремление к спортивному совершенству является основной целью, психолог играет значительную роль в образовании любых тренеров, товарищей по команде, родителей, фитнес-специалистов и спортивных тренеров о психологических аспектах конкретного вида спорта или физической активности. Прикладные виды спорта и физические упражнения психологи стремятся способствовать максимальной вовлеченности, производительности и удовольствия в любой спортивной среде.

Читайте так же:  Депрессия и энергетическое истощение психики

Практика прикладной спортивной и физической психологии обычно предполагает сочетание индивидуального и группового консультирования или консультирования в зависимости от стиля профессионального проведения вмешательства и потребностей клиента. Реальность любительского спорта заключается в том, что многие спортсмены не имеют доступа или средств для личного психологического консультанта. Несмотря на вопросы доступа, принципы, которые поддерживают надлежащее отношение практикующего / спортсмена, одинаковы.

Основные вопросы

Спортивные психологи сталкиваются с аналогичными профессиональными требованиями в таких областях, как непрерывное образование и обучение. Утверждается, что, учитывая непрерывную приверженность к спортивному улучшению, разработка новых методов обучения, подходов к питанию и дополнениям, физического мониторинга, тенденций в области оборудования и связанных с ними факторов, оказывает существенное давление на спортивного психолога, чтобы он оставался актуальным во всех аспектах своей практики.

В своей лучшей артикуляции спортивная психология обладает трансформационной силой, которая повышает производительность. Экспериментальные циклы обучения часто лежат в основе успешной практики спортивной психологии, потому что спортивные результаты, как правило, обеспечивают немедленную обратную связь относительно эффективности циклов, разработанных для спортсмена. Спортивная психология поощряет интенсивно персонализированный подход ко всем аспектам применения ИТ; существует значительная связь между личностью практикующего и эффективностью приложений здесь усиливается простое наблюдение, что далеко не каждый психолог может преуспеть в этой сфере из-за ограничений собственной личности.
Для даже наиболее вовлеченных и «передовых» практиков, есть практические соображения к дисциплине, которые представлены как константы и как всеобъемлющие вопросы, которые никогда не снижаются в их важности. Эти вопросы рассматриваются здесь под общей рубрикой этики.

Важно понимать, что, несмотря на уникальные требования отдельного вида спорта или непосредственность, которая может быть частью отношений практикующего / спортсмена, психолог остается связанным статутными положениями и этическими нормами своей юрисдикции. Различные кодексы поведения не создают отдельных режимов для спортивного психолога; внимание к отношениям со спортсменом должно соблюдаться с такой же осторожностью, как и отношения с пациентом в клинических или терапевтических условиях. Можно отметить, что в условиях элитной спортивной команды, где есть большой штат профессиональных спортивных специалистов, охватывающих ряд дисциплин, только командный врач и спортивный психолог несут ответственность за стандарт этического поведения, который выходит за рамки их договорных обязательств перед командой или обязанностей общего права по уходу, которые могут применяться к сценарию тренера — спортсмена или тренера — спортсмена. Этические кодексы могут быть более четкими, когда отношения практикующего с взрослым профессиональным гольфистом или хорошо оплачиваемым футболистом и общий потенциал уязвимых лиц для работы со спортивным психологом делают стандартные этические обязанности очень важными на практике.

Можно сделать вывод, что, принимая психологию спорта как важный элемент современной спортивной подготовки и конкуренции, чем теснее можно было бы интегрировать физическую и психологическую, спортивную подготовку, тем эффективнее тренировка над всеми и тем успешнее спортивное предприятие. Оставляя в стороне невозможность установки комбинированного тренера / практикующих на каждом уровне спорта, следующий лучший вариант будет обеспечить тесную и централизованную связь между спортивными и психологическими программами подготовки.
Такой скоординированный подход имеет явные преимущества. Время обучения, необходимое для каждого аспекта, будет оптимизировано; психологическая подготовка может быть легко интегрирована в каждый сегмент физических тренировок. Доверие, неявное в отношениях спортсмена / тренера, может помочь спортсмену в преодолении любых опасений о том, что им может быть новым или смущающим ментальным тренировочным подходам.

Недостатки столь же суровы, и утверждается, что сохранение границ практикующих и коучинг имеет важное значение в нескольких потенциальных областях сложности. Там, где тренер и психолог очень тесно сотрудничают в командно-спортивной среде, существует опасение, что спортсмен может опасаться доверительного отношения к психологу или полной приверженности программе психологической подготовки, опасаясь, что тренеру будет раскрыта любая психическая / эмоциональная слабость, что может поставить под угрозу игровое время или статус в команде. Отношения между психологом и спортсменом, как тренер и спортсмен по своей сути власть отношения; знание того, что практикующий применяет к психологическим аспектам тренировки, создает зависимость, которая не должна быть позволена влиять на любые другие отношения, которые имеет спортсмен. Задача, стоящая перед практиком, состоит в том, чтобы одновременно поддерживать открытость для спортсменов и тренеров, не отказываясь от своих самых личных и глубоко укоренившихся ценностей.

Спортивный психолог играет важную профилактическую / восстановительную роль во всех аспектах спортивной подготовки. «Выгорание» — психологическая проблема на каждом уровне соревновательного спорта, те же самые фундаментальные доверительные отношения между практикующим и спортсменом, которые строят умственную силу в спорте, также должны применяться там, где это необходимо для защиты-если спортсмен не подходит эмоционально к определенному типу подготовки, практикующий имеет положительное этическое обязательство прекратить его, независимо от того, кто платит за услуги.

Психология спорта

Цели и задачи психологии спорта

Психология спорта изучает психологические механизмы и данные о психике спортсменов в обстоятельствах максимальной активности.

Данная отрасль науки занимает важное место в процессах подготовки спортсменов. Психологические знания дают спортсменам навыки формирования и развития личности при занятиях спортом.

Практические задачи данной психологии предполагают изучение теории, связанной с особенностями психической деятельности спортсменов, а также эффективное использование данных знаний для спортивных достижений.

Основными целями спортивной психологии для развития личности спортсмена и спортивных команд является разработка действенных методов подготовки спортсменов к соревнованиям.

Главными задачами психологии спорта являются:

  • изучение воздействие спорта на психические параметры личности;
  • разработка и внедрение благоприятных условий для максимальной эффективности спортсменов во время тренировки;
  • раскрытие механизмов и закономерностей повышения спортивного профессионализма;
  • формирование необходимых знаний и навыков.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Для благополучного выступление спортсмена во время соревнований недостаточно только физической и стратегической подготовки. В последнее время становятся значимыми интеллектуальные навыки и способности взаимодействовать в коллективе.

Основной задачей спортивной психологии является:

  • разработка методик и стратегий для предсоревновательной подготовки;
  • исследование социально-психологических процессов происходящих среди спортсменов.
Читайте так же:  Синдром отличника

Спортивная психология занимается исследованием особенностей функционирования спортивных команд.

Взаимосвязь спортивной психологии с другими науками

Психология спорта занимает почетное место в познании человеческой личности. Она связана с общественными и гуманитарными науками и выявляет возможности психики человека в экстремальных условиях спортивных соревнований.

Создание действенных методик для спортивных тренировок возможно при учете закономерностей спортивной деятельности и особенностей личности спортсменов.

Спортивная психология дает анализ различных сторон жизни спортсменов и помогает решению задач, связанных с этой деятельностью. В наше время диапазон решаемых вопросов значительно расширился . Учитывается психологический подход к каждому виду спорта.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Специальные тренировочные техники разрабатываются с помощью технологий, направленных на укрепление физического тела и психики спортсменов, а также воли, концентрации и коллективной подготовки.

Связь психологии спорта с педагогикой. В процессе учебы возникает взаимодействие между тренером и учеником, при этом формируются профессиональные качества спортсмена, его духовный уровень и психологическая устойчивость.

Взаимосвязь психологии спорта с биомеханикой. Данный раздел науки называется психобиомеханика. Она занимается факторами, определяющими качественный переход физических действий и их энергий в осознание этих физических воздействий. А также изменения в силовом поле, пространстве, ритмах движения под влиянием образа. В процессе обучения личность познает характерные свойства движений, открывая в себе новое восприятие действий.

Спортивная психология связана с физической культурой, спортивной социологией, теориями и методиками различных видов спорта, а также многообразием теорий тренировок. Данная психология применяет методики прочих наук для диагностики психики спортсменов, для составления прогнозов развития личности и поиска мотивирующих источников.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Спортивная психология

Многие спортивные психологи применяли батареи личностных тестов к спортсменам и не спортсменам и к спортсменам различных уровней мастерства с целью проверки гипотезы о существовании «спортивного типа личности». Несмотря на значительную изменчивость в результатах, может быть сделан предварительный вывод о том, что мужчины-спортсмены характеризуются, в целом, большей экстраверсией и эмоциональной устойчивостью, напористостью, уверенностью в себе и способностью переносить стресс. У женщин-спортсменок чаще отмечаются более низкие оценки по экстраверсии по сравнению с мужчинами, но более высокие оценки по эмоциональной устойчивости.

Спортивное консультирование и спортивный консалтинг

В применении к отдельным спортсменам, спортивное консультирование (sports counseling) предназначено для улучшения их спортивной отдачи. Здесь обсуждаются такие проблемы, как предсоревновательная тревога, страх победы (fear of winning), физ. и эмоциональные спады (slumps) и укрепление мотивации. Спортивные консультанты в командах занимаются проблемами формирования команды, общения и тренировочного процесса.

Приложения спортивной психологии

Когда научная область достигает зрелости, она начинает меньше заимствовать у более сложившихся областей исследования и разрабатывать свои собственные методы и теории, которые пытаются использовать применительно к условиям своей деятельности др. специалисты. В течение прошлого десятилетия, у С. п. стало появляться все больше приложений.

Приложения в сфере психического здоровья. Результаты многих исслед. свидетельствуют о благоприятном влиянии бега трусцой, бега и др. видов спорта на компенсацию психич. заболеваний. Джон Грейст и сотрудники приводят данные о том, что бег оказывается столь же эффективным в снижении депрессивных симптомов, как и ограниченная по времени или неограниченная по времени психотер. Однако, по мнению мед. специалистов, спорт может стать отрицательным фокусом для невроза (the negative focus for a neurosis).

Приложения в сфере бизнеса. Роберт Найдиффер разраб. Тест аттенционального и интерперсонального стиля (Test of Attentional and Interpersonal Style, TAIS), к-рый использовался для выявления предпочитаемого стиля внимания (внешний-внутренний и широкий-узкий) у спортсменов. Этот тест позволяет определить ситуации, с наибольшей вероятностью перегружающие концентрацию внимания спортсмена и приводящие к ошибкам в исполнении. Найдиффер также разраб. систему тренировки контроля за вниманием (attentional control training), которая обучает спортсменов распознавать и исправлять ошибки своего внимания. Пратт и Найдиффер описывают то, как эти измерения и процедуры обучения контролю за вниманием использовались в бизнесе (с менеджерами и высшими руководителями) и в условиях др. орг-ций (напр., полицейские, пожарные).

Ричард Боллс и др. специалисты в области профессионального консультирования отмечают, что сегодня мужчины и женщины не желают откладывать отдых и досуг до времени своего ухода на пенсию. Они хотят сочетать отдых, работу, образование и соц. деятельность на всем протяжении своей жизни.

Эти тенденции, в сочетании с непрерывно растущим интересом к факторам образа жизни, влияющим на здоровье и благополучие, будут способствовать усилению роли спортивных психологов. Спорт, в особенности соревновательный спорт, предоставляет психологии соц. лабораторию, в которой люди добровольно возлагают на себя задачи но овладению чрезвычайно трудными умениями и навыками и подвергают себя сильному физ. стрессу и соц. давлению. В отношении отдыха и досуга спорт дает выход природным особенностям челов. биолог. наследственности — эмоциям, движению, соревнованию, сотрудничеству и игре. Прикладной психологии и терапии С. п. может предложить как почву для проверки идей и методов, так и, со своей стороны, новые ролевые модели готовности, тренировки и обучения для прикладного психолога.

См. также Психология здоровья, Досуговое консультирование

Спортивная психология

Психологических особенности спортивной деятельности в различных ее формах

7 важных правил для новичков в бодибилдинге

Все, кто занимается спортом достаточно давно, рано или поздно заявляют: «Если бы я знал это раньше, мои тренировки были бы намного эффективнее». С появлением Интернета

3 бесценных урока в конном спорте. Чему нас могут научить лошади?

Кажется, что катание на лошадях – это легкий спорт. А в конной езде ничего не надо делать – сидишь себе, подгоняешь лошадь. Но это только кажется. На

Какой командный спорт подходит ребенку? 3 популярных спорта

Практически любой командный вид спорта подходит ребенку. В каждом из них есть много полезных идей и решений. Ваш ребенок развивается в плане социальных навыков, он

Командный спорт для детей: 5 неоспоримых преимуществ!

Спортивная деятельность – это целый образ жизни. Именно спорт развивает в человеке здоровую самооценку, формирует уверенность в себе, учить взаимодействию в коллективе и знанию своей

Читайте так же:  А я жертву узнаю по походочке

Как не пропустить тренировку по ходьбе? 7 коварных соблазнов

Если вы сейчас ищите отговорку, чтобы пропустить тренировку по ходьбе завтра утром, то эта статья поможет вам прийти в себя. Спортивная ходьба – отличное упражнения

Зимние пробежки: как бегать зимой?

Чтобы бегать зимой вам необходимо помнить о правильном выборе одежды. Поскольку в ходе вашей тренировки мышцы начинают сильно разогреваться. Из-за этого в нескольких слоях слишком

Как начать бегать, если очень лень?

Вы можете начать бегать независимо от возраста. Этот вид спорта заставит вас похудеть, улучшит здоровье и настроение – сплошные преимущества! Наиболее важные преимущества бега: Похудение всего

Кроссфит тренировки — что это такое?

Вы хотите построить красивое тело и повысить его выносливость? Если это так, то кроссфит тренировки – то что вам нужно! Кроссфит — что это вообще такое?

Йога практика для начинающих и ее значение в психологии

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Йога — это система индийской философии. Термин происходит от санскритского основания «юй», который означает — объединять, направлять, фокусировать внимание, и иго — сдержанность. Некоторые сложные асаны можно найти

Польза какао для спортсменов. Бонус — рецепт острого какао

Какао является источником витаминов группы В, магния, железа и кальция, калия и фосфора. В нем также содержатся медь и цинк. Поэтому сложно переоценить пользу какао для спортсменов.

Спортивная психология

Психология спорта — область психологической науки, изучающая закономерности проявления и формирования психологических механизмов в спортивной деятельности.

В условиях жесткой конкурентности в спорте высших достижений, когда для достижения результатов требуется кропотливая работа в течение многих лет, огромное значение приобретает психологический фактор подготовки спортсменов. Участие психологов в подготовке спортсменов не ограничивается только формированием оптимального психического состояния перед соревнованием. Развитие современной психологической науки также позволяет перенести часть истощающих физических тренировок в ментальную сферу.

Спорт заключается в преодоление изначально заданных границ физических возможностей человека, это акт самосовершенствования человека, развивающий его волевую сферу. Спорт также это игра, которая приносит радость и позволяет в косвенной форме выражать основные потребности человека.

Психология спорта направлена на:

— Повышение эффективности тренировки спортсмена за счет формирования двигательных навыков и умений, создания психологических условий для достижения высоких показателей силы, выносливости, ловкости движений, развитие специализированных видов восприятия (чувства времени, дистанции);

— помощь спортсменам в познании себя. Психолог может помочь спортсмену выстроить систему жизненных ценностей и ориентиров, поддерживать мотивацию к далекой, но заветной цели. Формирования желанных и достоверных целей и промежуточных этапов их достижения.

— Обучение спортсменов навыкам саморегуляции

— Создание оптимальных условий преодоления последствий проигрыша или травмы

— Формирование долгосрочных перспектив с учетом плавного выходи из спортивной карьеры и реализации в других областях деятельности.

Психологическое обеспечение спортивной деятельности – комплекс мероприятий, направленный на специальное развитие, совершенствование и оптимизацию систем психического регулирования функций организма и поведения спортсмена с учетом задач тренировки и соревнования.

— ознакомительно- образовательная работа

— рекомендации тренерам и спортсменам

— обучение приемам саморегуляции

В психологии сейчас разработано достаточно методов эффективной работы со спортсменами, включая и применение новейших психофизиологических технологий.

Фундаментальные проблемы психологии спорта – вопросы понимания психологических и психофизиологических факторов, влияющих на спортивную дейтельность, и, наоборот, изучение влияния физической активности на психологическую сферу человека.

Психология помогает сформировать у спортсмена такие качества как целеустремленность, осознанность, концентрированность, уверенность, обучает приемам релаксации, визуализации, способствует грамотной переодизации тренировочного процесса.

Спорт и психология

В мировом спортивном движении за победы, одним из самых актуальных, является вопрос о возможностях использования психологических знаний и роли психологии в повышении эффективности спортсмена. Успешность выступлений спортсменов зависит от физического и психического состояния. При одинаковой физической подготовленности спортсменов решающим фактором становится психологическая готовность. Недостаток воли или неумение управлять своими эмоциями, может свести к нулю результаты многолетних тренировок. Практически уже настало время, когда технологии подготовки спортсменов позволяют приблизиться к границам физических возможностей, а психика становится резервом для спортсмена в его достижениях.

Если есть желание использовать резервы, так что же мешает. Может быть непонимание значения психологической подготовки или как всегда отсутствие средств на работу спортивного психолога. Решение всегда можно найти.

Как специалисты, вы понимаете, что спортсмены — это обычные люди. Однако, постоянно очень активная жизнь, является особенностью их будничной жизни. Эта особенность – активная жизнь, не просто фраза, это абсолютно другая жизнь, не знакомая обычным людям. Жизнь спортсмена насыщена событиями, обязательствами, стрессами и постоянным давлением груза ответственности. Вот некоторые особенности и аспекты жизни спортсменов:

— Режим дня, режим жизни

— Постоянные, повышенные физические нагрузки

[3]

— Стрессы от нагрузок, стрессы соревнований

— Постоянное чувство ответственности, за себя, за результаты, за команду

— Травмы и реабилитация

— Личная жизнь, семья

Надо, чтобы их путь, к вершинам успеха, был подготовлен и они чувствовали заботу, поддержку и защищенность. Спортсмены, уже как особенные люди, заслуживают нашего внимания и поддержки.

Мы понимаем, что молодые спортсмены, это только формирующиеся личности. Конечно, им требуется поддержка наставников. Обычно это просто тренер. Сегодня на помощь тренеру может прийти спортивный психолог, для помощи в решении текущих задач и достижении новых вершин.

Давайте рассмотрим периоды спортивной жизни, в которых происходят соответствующие им психофизические процессы:

— учебно-тренировочный (расписанный на длительный период)

— предсоревновательный (подготовка по графику соревнований)

— соревновательный (период, посвященный конкретным соревнованиям)

— период состязания — поединок

— период после соревнований (плавный выход из соревновательной психофизической нагрузки)

— реабилитационный и восстановительный (ремобилизация, отдых и релаксация, лечение травм, возвращение к норме)

В каждом периоде, у спортсмена возникают определенные психические состояния. Нормальные реакции не оказывают отрицательного влияния. Спортсмен может волноваться, переживать, напряженно думать, расслабленно отдыхать. Некоторые состояния могут превращаться в нежелательные. Это может быть: апатия, стрессы, агрессия, физическое и эмоциональное истощение, фобии, излишняя эмоциональность.

Читайте так же:  Ребенок боится темноты - основные способы преодоления страха

Как вы думаете, влияют такие состояния спортсмена, на его результаты ?

Как решаются такие задачи ? Обычно тренерами.

Искусство тренера заключается в умении устанавливать для спортсмена актуальную временную задачу. Тренер, как профессионал, решает, что спортсмену необходимо делать в определенный промежуток времени: обучаться, тренироваться, восстанавливаться или готовится к соревнованиям? Тренер ведет спортсмена педагогическими средствами и методами и создает наиболее эффективное состояние, для каждой задачи. И тогда, в сознании спортсмена возникает целостный образ спортивного плана, состоящего из действий и психологического состояния.

В многогранной работе тренера, постоянно возникают ситуации, требующие принятия решений. Тренер всегда должен быть эталоном для спортсмена. В общении тренера и спортсмена, всегда важно взаимное понимание и уважение. Тренер всегда является для спортсмена и наставником и другом. В тоже время, тренер всегда требователен и принципиален. Как всё это умело совмещать?

Спортивный психолог является помощником тренера в воспитании спортсменов:

1. При принятии сложных решений

2. Разработке спортивных проектов и планов

3. Функциональной и технической подготовке спортсменов

4. Сбалансированности эмоционального состояния спортсменов

5. Подготовке к соревнованиям, в процессе соревнования

6. В поиске резервов спортсмена, раскрытии потенциала

7. В решении психологических проблем спортсмена

8. Снятие стрессов, до и после соревнований

9. Ускорение периодов реабилитации, после травм и стрессов.

Для спортсменов , спортивный психолог — это тоже тренер, друг, наставник. В чем может помогать спортивный психолог ? Ответить можно так – во всем и постоянно.

Путь к успеху порой сложный и многогранный.

Например, стресс-факторы спортивной деятельности. Наиболее значимо влияющие на результаты спортивной деятельности и часто встречающиеся стресс-факторы можно разделить на две основные группы — предсоревновательные и соревновательные. Восприятие стресс-факторов спортсменом очень индивидуально и избирательно.

1. Предшествующие плохие тренировочные и соревновательные результаты.

2. Конфликты в спорте и в жизни.

3. Ответственное положение лидера.

4. Плохой сон за день или за несколько дней до старта.

5. Плохое оснащение соревнований.

6. Предыдущие неудачи.

7. Завышенные требования.

8. Дискомфорт от переезда к месту соревнований.

9. Постоянные мысли о необходимости выполнения поставленной задачи.

10. Незнакомый противник.

11. Предшествующие поражения от данного противника.

1. Неудачи на старте.

[1]

2. Необъективное судейство.

3. Отсрочка поединка.

4. Упреки, нервотрепка во время соревнования.

5. Повышенное волнение, несобранность, апатия, перегорание.

6. Значительное превосходство соперника.

7. Неожиданно высокие результаты соперника.

8. Зрительные, акустические помехи и раздражители.

9. Реакция зрителей.

10. Плохое физическое самочувствие.

[3]

11. Болевой синдром, страх травмы.

И это только стресс-факторы от спорта.

Главная цель спортсмена это победа и успех. И ничего не должно мешать ему на этом пути.

У спортсмена, как обычного человека, также всегда есть и другие жизненные планы, не связанные со спортом, это его семья, личная жизнь, учеба, бизнес. И везде надо решать разные задачи. Мы знаем и понимаем, что очень активная жизнь требует от спортсменов много сил. Помочь ему и поддержать его в спорте всегда может тренер, а в решении спортивных задач и жизненных вопросов, может помочь друг и наставник – спортивный психолог.

Постоянная поддержка в поиске и принятии решений очень важна для плодотворной и результативной деятельности. Решение проблем открывает возможность творчества и дает радость от достижения результатов.

Конечно, большой ценностью, для спортсменов, будет совместная работа на поиск ресурсов для достижения результатов, устранение влияния страхов, быстрой реабилитация после травм, создание гармонии в личной жизни. Также надо помочь спортсмену, как обычному человеку, сформировать его картину жизни. Надо, чтобы он знал свои цели. На основе своих жизненных ценностей, ясно видел свой путь и шаги в своей жизни. А в буднях, мы, как наставники, можем быть рядом и по запросу помогать в решении текущих задач и поиске выходов из различных ситуаций.

Отличительной особенностью спорта по сравнению со многими другими видами деятельности является то, что спорт — это деятельность, всегда требующая преодоления тех или иных трудностей. Поэтому воспитание личностных качеств спортсмена, составляет основную часть его общей психологической подготовки.

Основной задачей общей психологической подготовки спортсмена является развитие и совершенствование следующих качеств:

целеустремленности, дисциплинированности, уверенности, инициативности, самостоятельности, смелости, мужества, настойчивости, упорства, решительности, самообладания, стойкости, силы воли.

Задачи у спортивного психолога очень разносторонние и большие.

Анализируя ситуацию в отношениях спорта к спортивной психологии, можно сделать несколько выводов:

— недооценивается значение спортивной психологии

— некоторые тренеры ждут от психолога быстрого чуда. Некоторые иногда ограничивают его в возможностях работы со спортсменами.

— спортивного психолога могут позволить иметь в команде лишь некоторые элитные команды федерального масштаба, имеющих спонсоров и меценатов.

— спортивных психологов в городских федерациях, детско-юношеских спортивных школах нет, потому что нет средств. О необходимости говорят все педагоги, чиновники и администраторы, а спортивных психологов нет.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Моя внутренняя уверенность — Спортивная психология всё равно будет развиваться, так как в ней заложен единственный, ещё не использованный потенциал к спорту высших достижений и потенциал формирования гармоничной личности.

Источники


  1. Гангор, Марк Смех — лучший помошник в браке. Секреты жизни, любви и брака / Марк Гангор. — М.: София, 2014. — 288 c.

  2. Реан, А.А. Общая психология и психология личности / А.А. Реан. — М.: Прайм-Еврознак, 2011. — 705 c.

  3. Гавэйн, Шакти Доверять себе. Путь к свободе и самовыражению. Пробуждение чувств. Доверься — и следуй! В поисках любви. От ложного доверия к доверию истинному (комплект из 3 книг) / Шакти Гавэйн и др. — М.: ИГ «Весь», 2015. — 864 c.
Спортивная психология
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here