Стадии внутреннего роста человека как личности

Сегодня обсуждаем тему: стадии внутреннего роста человека как личности с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Рост и развитие личности

Рост и развитие личности — самое общее понятие, описывающее все позитивные изменения в личности как результат внутренних процессов и внешних воздействий. Это все то, что в личности разворачивается с возрастом само, что формируется под влиянием извне, что развивается в совместной деятельности с окружающими и развивается в себе самим человеком.

Не всегда понятно, что с человеком происходило — был ли это собственно рост, было это развитие, трансформация или формирование, но в некоторых случаях можно сказать: рост и развитие личности произошло. Имеется в виду, что произошло укрепление стержня и увеличение потенциала личности, способности человека жить внутренне богаче и лучше управлять своей жизнью.

«Что такое личностный рост? Если у человека становится больше: — интересов, а с тем и стимулов жить — смыслового наполнения жизни, — возможности анализировать — отличать одно от другого, — возможности синтезировать — видеть связи событий и явлений, — понимания людей (себя в том числе), а с тем и возможности прощать, — внутренней свободы и независимости, — ответственности, взятой на себя добровольно, — любви к миру и людям (к себе в том числе), то это и значит, что человек растет личностно. Синонимы: душевно, духовно»1.

Рост и развитие личности может быть наблюдаем, но что оказалось его причиной, его механизмом — нужно еще разбираться. За видимым результатом могут стоять самые разные процессы: когда-то инициируемый изнутри процесс собственно роста, когда-то инициируемый во многом со стороны процесс развития, а когда-то процесс трансформации либо направленного формирования… – причины могут быть очень различными.

Основные характеристики личностного роста и развития — его этапы, направленность, активность и масштаб.

Этапы. Развиваясь, личность проходит определенные закономерные этапы: младенец, ребенок, подросток, молодой человек, взрослый — со своими психологическими особенностями. Какие? И всегда ли проходят? Разные исследователи описывают эти процессы по своему.

Направленность. Есть направленность личности, а есть направленность личностного роста: это разные вещи. Предположим, сейчас ребенок всей душой устремлен к компьютерным играм и другим развлечениям — это актуальная направленность его личности. Но направленность его личностного роста все равно идет к взрослению, и через несколько лет одни увлечения уступят место другим. Направленность личностного роста — направление развития человека в соответствии с его природными задатками. Впрочем, всегда трудно отличить, что в развитии человека от его биологической природы, а что формируется в результате социальных влияний, и, видимо, в большинстве случаев корректнее говорить не узко о направленности личностного роста, а шире: о направленности личностного роста и развития. Вопросов здесь много: направление роста и развития личности — всегда одно и тоже, либо это могут быть разные направления? У роста и развития личности есть только направление, либо есть и вершины развития (например, Просветление)? Если вдруг вершины есть, сколько их?

[3]

Активность. Личностный рост и развитие имеет не только свою направленность, но и свою энергию, большую или меньшую активность. В отличии от естественной личности, в основе развития которой лежит пассивный личностный рост, развивающаяся личность практикует активный личностный рост. В пассивном (естественном) личностном росте интеллект и психологическая культура растут естественно, так же как растет тело человека. Жизнь идет — растет попа, растут волосы, потихоньку развивается интеллект и постепенно в процессе жизни естественно формируется психологическая культура. В активном (продуктивном) личностном росте у человека появляется замысел, формируется намерение, многие ставят цели — после чего человек самостоятельно занимается самосовершенствованием либо проходит занятия и тренинги, развивающие нужные ему умения и навыки. Активный личностный рост — переходная форма к процессу развития личности, поскольку сочетает в себе природную, идущую изнутри человека направленность и использование человеком внешних средств для развития самого себя.

Масштаб. Личностный рост имеет разные масштабы: он может быть улучшениями внутри личностной нормы, а может быть выходом за нее. Человек был больной, постепенно выздоровел и вернулся к норме. В психологической метафоре это не личностный рост, а выздоровление, удачная психотерапия. Здоровый человек пошел на фитнес и убрал животик: в метафоре это личностный рост, но внутри нормы. Он среди лучших, но все-таки не спортсмен. Если же человек занялся спортом и по показателям стал существенно выделяться, стал отличным от большинства, в метафоре это личностный рост, поднимающийся над рамками нормы.

Трудности роста и развития личности

На пути роста и развития личности возникают разнообразные трудности. Во-первых, отношение к росту и развитию личности бывает сильно разным. Кто-то из окружающих может отмечать, что ваши приобретения одновременно являются вашими потерями. С другой стороны, развитие — это выход из комфортного состояния, на время становишься «сам не свой», пока навыки-знания отрабатываешь, контролировать себя надо плотно, тут не до расслабления. Значит, каждое изменение/движение делает нас не самим собой, потом период встраивания чего-то в свою жизнь или сознания — и опять я становлюсь сам собой — только чуть другим. А это вызывает напряжение. вызывает множество внутренних вопросов. Впрочем, если вы умеете работать над собой, у вас все получится.

Тренинги личностного роста и личностный рост

Тренинги личностного роста обещают (и часто дают) личностный рост как результат, хотя те процессы, которые происходят на тренинге, относятся больше не к росту, а к формированию и развитию. Рост — процесс долгий, а развитие и формирование дают результаты более быстрые.

Стадии развития личности: этапы становления нашего «Я»

Развитие человеческой личности и стадии становления нашего внутреннего «Я», являются основополагающей концепцией в психологии, социологии и других науках, которые тесно связаны с взаимодействием людей в социальной среде.

Стадии развития личности изучали в своих трудах Эрик Эриксон, Зигмунд Фрейд и другие известные психологи. Кто-то классифицировал их всего лишь пятью этапами, а кто-то присвоил целых двадцать. Но, наверное, более точно выразился об этапах становления нашей личности Эрик Эриксон. В своих трудах он писал, что развитие личности любого человека продолжается всю его жизнь непрерывно.

Что же касается современной психологии, то ученые выделяют 10 четких стадий развития личности человека, которая затрагивает его детство, юношество и взросление. На границе этих промежутков, могут возникать различные кризисы в психологическо-эмоциональном состоянии человека. Поэтому очень важно знать эти этапы, чтобы быть готовым к любым неприятностям. Опираясь на исследования института психологии Макса Планка, Notagram.ru рассказывает о всех этапах развития личности у детей, подростков и взрослых.

Читайте так же:  Почему бывшие мужчины часто возвращаются после расставания

Стадии развития личности: этапы становления нашего «Я»

Фаза 1: от момента рождения до 1 года

Самая яркая и насыщенная фаза развития нашей личности. Во время ее мы получаем огромное количество информации. Наше сознание формирует первые базовые принципы взаимодействия с внешним миром. Как уверяют психологи, мы не помним себя маленькими лишь по той причине, что эти яркие и необычные воспоминания, просто бы вытесняли все из нашей головы на протяжении всей нашей жизни.

Фаза 2: от 1 года до 3 лет

В тесном симбиозе с развитием нашего сознания, мы приобретаем первые моторные и социальные навыки. Мы стараемся изучить окружающий нас мир с помощью зрения, слуха, обоняния, тактильных ощущений. Базовый фундамент нашей личности и характера закладывается именно на этом промежутке времени. Поэтому родителям очень важно обеспечить комфорт ребенку в этом возрасте.

Фаза 3: от 3 до 7 лет

Фото: amanda tipton/flickr

По достижению 3-летнего возраста мы уже много умеем делать самостоятельно. В этот период мы начинаем наши первые вербальные взаимодействия с посторонними нам людьми. До семилетнего возраста мы закладываем основу нашей социальной адаптации среди людей. В этом возрасте очень важно контактировать с такими же малышами, как и мы. Родителям нужно быть очень внимательными, чтобы следить за процессом становления личности у ребенка в этом возрасте.

Фаза 4: от 7 до 12 лет

Этот период характерен всеми приобретаемыми комплексами неполноценности. Мы тщательно впитываем в себя окружающий нас мир, и все мнения (в 99,99% случаев неправильные) о нас, которые слышим со стороны. На этом этапе очень важно правильно оценивать себя и свое положение в социальной среде. Родители должны помочь детям приобрести уверенность и выработать стойкость характера.

Фаза 5: от 12 до 16 лет

Фото: Antoine K/flickr

Как правило, в этот период наше детское «Я» уходит, и мы взрослеем как личность. До 16 лет у нас формируется характер, который уже практически никак нельзя изменить в будущем. Если мы раньше задавались вопросом: «Откуда я взялся?», то в этом возрасте наш главный тезис: «Что я хочу, и каково мое место жизни?» Родителям очень важно на этом этапе помочь подростку понять истинную картину окружающего его мира, чтобы во взрослой жизни он трезво оценивал действительность.

Фаза 6: от 16 до 22 лет

Зигмунд Фрейд и Эрик Эриксон описывают этот период как прыжок во взрослую жизнь. Юношеский максимализм просто зашкаливает и нам кажется, что мы центр Вселенной. То как мы успешно прошли предыдущие периоды формирования личности, обуславливает нам успех или полный провал во взрослой жизни. Как показывает практика, некоторые люди в этот период могут изменить свой характер, чтобы подстроиться к окружающему миру. В этот момент очень важно не попасть под чье-то дурное влияние.

Фаза 7: от 22 до 27 лет

В этот период мы уже сформировавшаяся личность с определенными целями и взглядами на жизнь. Где-то, конечно, наша прыть поубавилась, но зато мы трезво понимаем, что творится в окружающем нас мире. В этом возрасте обычно люди не меняют себя, а просто живут в свое удовольствие, стремясь к своей системе ценностей. Наша личность полностью сформирована. Главные вопросы, которые мы себе задаем в этом возрасте: «Что нужно изменить, чтобы жить лучше?»

Фаза 8: от 27 до 35 лет

В этом периоде мы впервые сталкиваемся с кризисом среднего возраста. Наш гормональный фон падает, нам не хватает тех ярких ощущений и красок, которые были в бурной молодости. Именно в этот промежуток мы пытаемся занять себя чем-то новым. Либо идем по деструктивному пути: находим новые опасные увлечения, рушим семьи ради новой любви. Вопрос, который больше всего волнует нас: «Что нужно сделать, чтобы все изменить?»

Фаза 9: от 35 до 55 лет

Если мы успешно преодолели все ненастья до 35 лет, то тут мы полностью сосредоточиваемся на себе, в разумном пределе удовлетворяя все свои надобности. Если наша жизнь насыщена и счастлива, то мы не будем ощущать бессмысленность жизни. Некоторым из нас предстоит пережить чувство сопричастности человечеству и заняться очень важными и серьезными делами. Вот почему этот возраст считается «золотым» для политики и любых общественных дел. Наше «Я» говорит нам: «Что я могу изменить вокруг себя?»

Фаза 10: от 55 лет до конца жизни

После 50-летнего рубежа мы совершенно по-другому смотрим на жизнь. Можно сказать, что наша личность окаменела, и мы начинаем подводить некоторые результаты всей своей жизни. Мы анализируем наши успехи и неудачи, стараемся выжать на финальном отрезке жизни максимум. Главное на этом этапе отдыхать морально и физически. Ведь в жизни еще есть столько всего неувиденного. Так что, смело вперед к приключениям!

Фото на превью: freestocks-photos/pixabay

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Стадии внутреннего роста человека как личности

Для тех, кто движется по пути развития себя и мира вокруг себя.

Тем, кто занимается изучением и познанием внутренней психологической природы человека и окружающего мира.

Тем, кто идет по дороге осознанности, по пути личностного роста.

Первая стадия личностного роста

Сначала человек просто живет и познает этот внешний мир. Как он устроен, что им управляет, и как найти в нем свое место. Он собирает факты, анализирует на основании того, что он видит и слышит об окружающем мире.

И если и случаются неприятности, то человек винит либо ситуацию, либо людей. Виноваты плохие люди или плохая ситуация. Все хорошо – значит, люди были хорошие или удачная ситуация.

Человек живет, стараясь удовлетворить свои потребности. Действует из общепринятых норм и правил поведения, особо не задумываясь. Иногда их соблюдает, иногда нарушает.

Даже поверхностно понимает, что мир не совершенен и люди не совершенны. Но о себе, о своем внутреннем мире, о внутреннем мире других людей особо не задумывается.

Вторая стадия личностного роста

Потом наступает следующая стадия. Когда приходит понимание, что в этом мире не все так просто. Тут Человек начинает для себя открывать не только внешний, но и внутренний мир.

Он начинает познавать себя, изучать себя. Приходит понимание того, что человек притягивает своим внутренним состоянием определенные события и определенных людей. И слова «что внутри, то и снаружи» становятся понятны.

Человек начинает наблюдать за своими чувствами, мыслями и теми событиями, которые происходят с ним. И оказывается, не она/он плохо ко мне относятся — а это я злюсь и плохо думаю о ней/ о нем.

Как правило, такое осознание наступает после того, как человека накрывает волна страдания. И тогда человек начинает меньше интересоваться внешним миром, погружаясь во внутренний мир. Над этим внутренним миром он начинает думать, анализировать, искать ответы на свои вопросы.

Читайте так же:  Как настроить свои внутренние часы режим сна

Активность человека во внешнем мире начинает падать, и он все больше и больше времени уделяет именно внутреннему миру. Начинает задаваться вопросами о смысле жизни, о цели человеческого существования, о том, как устроен его собственный внутренний мир… как устроены люди. Что движет людьми, какие их цели, их желания. И тут человек может:

Из всех вариантов наиболее благополучный — это изменить себя и менять, то что готово измениться.

Так как, разозлившись на весь мир и людей, человек может принять решение выйти из этой жизни. Типа, все, остановочка — я от вас ухожу. И ведь действительно может распрощаться со своей жизнью. Пути ухода бывают разные.

Если человек продолжает жить как жил, мирясь со своим несовершенством и несовершенством внешнего мира, то внутренняя психологическая боль как сигнал к изменению постоянно глушится. Способы приглушения боли бывают разными. Например, человек может стать таким милым мудрствующим алкоголиком, с глубокой печалью в глазах.

Попытки же изменить весь мир приводят человека к увлечению различными идеологическими учениями. Он начинает активно всех подряд гнать палкой к счастью. Те, кто пытается сопротивляться – строго наказываются.

Причем такой человек точно знает, где это счастье находится. И точно знает, что подойдёт абсолютно всем, просто мы, дурни, этого не понимаем. Вот дойдете — тогда поймете и еще скажете спасибо. Из этой узкости сознания человека вывести сложно, потому что он искренне убежден, что делает все правильно.

Им движет благородная идея о спасении и совершенствовании всех людей и мира именно этим конкретным способом. Способы бывают разные: от религиозных и политических течений до идеи одного конкретного человека. И тут мы с сталкиваемся с самым сильным вирусом, которой может быть человек заражен – мыслью или идеей.

Как-то я консультировала по поводу личных отношений одного человека, который навязчиво делал замечания всем людям, попадавшим в его поле зрения. Даже просто прохожим на улице.

[2]

На простой вопрос — зачем Вы это делаете? — последовал ответ: «Ну, посмотри, как он плохо ведет себя». Улыбнуло. Даже захотелось ему сказать, что если вы не будете говорить людям, что им надо делать, то не узнаете, куда вам нужно идти.

Но промолчала. Понимала, что все гораздо глубже, чем простая невоспитанность. В результате консультации оказалось, что он таким образом меняет людей к лучшему. «Я им указываю на недостатки – ведь они не видят себя. И если я им не скажу, то они так и останутся в неведении. Я должен им говорить, так хоть они задумаются, и у них будет шанс измениться к лучшему».

Получается, он решил, что раз ему дано видеть внутренний мир людей, то он должен людям говорить то, что он видит. Ибо люди сами себя не видят. Как-то так.

Впрочем, я уже давно поняла, что когда проводишь консультации и сталкиваешься с человеком, идущим по пути внутреннего самосовершенствования… порой их поведение выглядит для окружающих странно, а мысли кажутся ооочень необычными.

Третья стадия личностного роста

Человек сталкивается с пониманием того, что работа над личностным саморазвитием – вещь постоянная.

Периоды погружения и всплытия сначала происходят часто и не очень глубоко. Причем период погружения в свой собственный мир может сопровождаться подавленным состоянием, настроением, появлением грустных мыслей. Зато периоды всплытия во внешний и нахождения на поверхности внешнего мира сопровождаются необычайной легкостью и наполненностью жизненной энергией.

Это происходит от того, что человек, погрузившись во внутренний мир, нашел в нем темненький кусочек себя. Затем, приняв и осознав эту частицу себя – человек как бы выводит сам (ключевое слово здесь сам) на уровень сознательного свою темненькую бессознательную частичку. И она уже не имеет над человеком прежней власти. Теперь сам человек может ей управлять, а не она им, спрятавшись в кустах бессознательного.

Это похоже на нахождение и доставании заносы, которая вам постоянно причиняла боль. Все, вы свободны от нее. Теперь можно спокойно жить до тех пор, пока не придет пора доставать следующую.

Четвертая стадия личностного роста

Период нахождения на поверхности, на уровне внешнего становятся дольше и наполнены хорошим настроением, позитивной энергией. Человек даже начинает думать, что это все, он разбужен, он прозрел, все закончилось. Увы… только началось.

Начнется проработка более глубинного внутреннего слоя вашей личности.
Погружения в свой внутренний мир теперь будут происходить медленнее и глубже.
Ровно настолько, насколько вы готовы к этой встрече с самим собой.

Личностный рост. 7 этапов к его развитию

Невозможно, сегодня лечь одним человеком (просто, человечком, хорошим человечком), а завтра — проснутся сверх человеком (человечищем, наделенным рядом внутренних положительных качеств). Личностный рост – это длинный путь. Чтоб личностный рост состоялся – нужно пройти 7 серьезных этапов к его развитию.

Можно не вникать в терминологию: что такое личностный рост, саморазвитие, и прочие термины, связанными с «сегодня я один, а завтра я намного круче».

Если проще, эти 7 этапов — являются необходимыми требованиями в привитии себе новых качеств, привычек, навыков. Это процесс изменения, направленный на улучшение своей жизни. Далее описание такого процесса …

7 этапов личностного роста или саморазвития

1. «Что-то не так …». Внутренний дискомфорт

Первый шаг к личностному изменению начинается с чувства внутреннего душевного дискомфорта – «что-то не так…».

Либо вы осознаете, что некоторые ваши убеждения и ценности претерпели проверку на прочность, и они не выдержали ее. Либо, что некоторые старые правила не работает, так, как прежде, или вообще, перестали работать. Что эффективность некоторые ваших действий вдруг пошла на убыль, стремиться к нулю.

2. «Кто виноват?». Обнаружение источника дискомфорта

Источник дискомфорта может быть как внешним , так и внутренним.

Куда проще обвинить в своем несовершенстве (проблемах) других. Если признать, что в «внутреннем дискомфорте» виновен внешний источник – то все, на этом ваш личностный рост или саморазвитие заканчивается, так не начавшись. Впрочем, может быть, вы и правы.

Именно тогда начинается 100% саморазвитие, рост личности, когда вы обнаруживаете «виновника» внутри себя.

3 «Я виноват». Взять ответственность на себя

Взять ответственность на себя. Что это значит?

«Что-то не так», в этом «не так виновен — я», «во мне — причина, и мне, это причину, исправлять».

4. «Что именно послужило причиной?». Выявление – что нужно изменить

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Поиск тех внутренних качеств или ценностей, что стали причиной неудовлетворительных последствий.

Читайте так же:  Атака на смысл и изменения в психотерапии

Довольно сложный этап, так как внутренние убеждения или ценности, обычно, каждый человеком воспринимает, как неопровержимую истину. Благодаря которой производиться оценка всего и вся. А тут выясняется, что «мерило» бракованное.

По этой причине многие никогда не становятся на пусть саморазвития и самопознания. Невдомек, что их «внутренняя правда» – всего лишь временный взгляд на положение вещей.

5. «Что делать». Намерение измениться

Поиск путей изменения своего внутреннего составляющего «Я». Определение тех старых привычек, убеждений, шаблонов поведения от которых стоит избавиться. Самый лучший способ – заменить их на новые.

Но прежде стоит понять, где вы хотите быть. Тогда проще составить путь к нужной цели, проще понять над какой частью себя стоит поработать.

6. Действовать

Это единственный путь к достижению результатов.

Обычно, на этом этапе личностного роста становится более понятно, почему в прошлом, то или иное внутренне качество, правило или поведение дало сбой, привело к негативным последствиям.

7. Освоение и привыкание

Если усвоили новое убеждение или поведение, на этом этапе происходит привыкание к ним. Когда старые нетронутые убеждения и ценности сплетаются с новыми.

Весьма часто после такого «сплетения» появляется ощущение: опять «что-то нет». И процесс по саморазвитию начинается снова, в чем и состоит суть личностного роста.

Духовный рост человека: каковы его основы?


Духовный рост человека
в первую очередь определяется способностью к абсолютной любви и состраданию по отношению ко всем другим существам.

Духовный рост начинается в тот момент, когда человек осознает, что в его жизни чего то не хватает. Когда его обычное существование становится бессмысленным и начинаются поиски ответа на вопрос «Кто я?»

Большинство людей с детства лишаются самостоятельного поиска духовных истин, в следствии устоявшихся религиозных взглядов семьи. Я глубоко убеждена, что духовный рост человека возможен только через осознание себя, своих ошибок, познанию самого себя, осмыслению своей жизни, поиску истины.

Основой духовного роста является личный опыт, полученный человеком при расширении сознания. Вернее даже будет сказать не духовный рост, а духовное пробуждение, потому что при духовном пробуждении человек начинает видеть мир без искажения таким, какой он есть на самом деле. И тогда ему открываются истины, человек обретает душевную гармонию.

Духовный рост личности определяется тем, на сколько вы свободны от своей собственной раздражительности. Представьте, что с вами ругаются, скандалят, выводят из себя, провоцируют на агрессию. Сможете ли вы удерживать равновесие ума и игнорировать все эти вещи, как просто вибрации в эфире, которые не затрагивают вашего великолепного Атмана? Если да, то вы поистине чего то достигли (Свами Шиванада)

Духовный рост. Основы

  1. Принятие — полное внутреннее согласие с тем, что есть. Вы разрешаете чему то быть таким, как оно есть. Вы прекращаете внутреннюю борьбу с самим собой и с другими людьми, позволяете себе быть собой, а другим быть другими.
  2. Осознанность — отслеживание своих мыслей, состояний, эмоций. Нахождение в моменте «Сейчас», не отвлекаясь на мысли о будущем или прошлом. Тотальное переживание настоящего момента.
  3. Душевный покой — Все его ищут, это равновесие. Наступает гармония духа, души и тела.
  4. Безусловная любовь — это отсутствие эгоизма. Вы любите все окружающее вас без условий, просто так, не желая ничего взамен. Безусловная любовь — это просветление.
  5. Вера — это знание истины.

Этапы духовного роста

Так как духовный рост подразумевает совершенствование разума, каждая личность находится на определенной стадии духовного роста, хочет она того или нет.

Человеческий разум — это тонкоматериальная структура, частота вибраций которой лежит в диапазоне от 10 в 36 степени до 10 в 45 степени Герц.

[1]

Чем выше частота вибраций, тем выше уровень духовного развития. У святых и просветленных людей разум вибрирует с частотой совершенно ему не характерной и излучает колебания 10 в 108 степени Герц. Эта волна по другому называется любовь.

Переход из одной стадии в другую всегда является кризисным и всегда сопровождается перестройкой мировоззрения, ломкой отживших, устаревших взглядов. Преодолеть духовный кризис самостоятельно почти невозможно, необходима помощь учителя, наставника. Давайте в кратце рассмотрим все этапы духовного роста личности.

Понимая все этапы духовного развития человека, можно сделать вывод, что на пути к святости нам 10 раз грозит опасность оказаться в психушке, поэтому для прохождения полного пути к просветлению важно найти просветленного духовного наставника или школу.

Процесс развития личности человека

Автор: pikacho · Опубликовано 14.04.2016 · Обновлено 30.09.2018

Всем известно, что на развитие человека во всех сферах может повлиять множество факторов. Все люди растут в индивидуальных условиях, совокупность которых определяет характерные черты личности каждого из нас.

Человек и личность

Такие понятия, как личность и человек, имеют ряд отличий. Человеком называют с рождения, это больше материальная характеристика. А вот личность, по своей сути, представляет понятие более сложное. В результате развития человека происходит его становление как личности в социуме.

Личность – это моральная сторона человека, которая подразумевает под собой все разнообразие качеств и ценностей индивидуума.

На формирование личностных качеств оказывают влияние семья, детские сады и школы, круг общения, интересы, финансовые возможности и многие другие факторы, подробнее о которых будет говориться дальше.

Процесс формирования личности человека

Естественно, что начало формирования в человеке его личности начинается, в первую очередь, с семьи. Воспитание и влияние родителей в большей степени находят отражение в поступках и мыслях ребенка. Поэтому к воспитанию молодым матерям и отцам стоит подходить ответственно и целенаправленно.

[3]

Если воспитанием занимаются не сами родители, а кто-то из близких родственников, или вовсе посторонний человек, это тоже отразится на состоянии личности человека. При таком отношении ребенок может чувствовать себя покинутым и ненужным, что может ожесточить его поведение.

Образовательные институты тоже несут ответственность за формирование особенностей человека. Огромную часть своей жизни ребенок проводит в школе, при этом на него еще можно достаточно легко повлиять. В силу того, что в детском возрасте еще не сформировано большинство понятий о мире и поведении, любая мелочь может повлечь за собой череду изменений.

Особенности развития личности

Для того, чтобы человек смог назвать себя личностью, должно пройти много событий. Этот процесс является достаточно сложным. Можно сказать, что формирование личности начинается с рождения и не заканчивается всю оставшуюся жизнь.

В процессе развития важно раскрыть и понять свой внутренний мир, проявить себя в деятельности, открыть в себе особенности, которые помогут в жизни.

Данный вопрос является интересным, что объясняет большое количество исследований. В ходе изучения формирования личности были определены достаточно важные закономерности. Все они отображают тесную связь развития с его результатом, а также с причинами, которые повлияли на это.

Читайте так же:  Душевные качества счастливой женщины

Другие глубокие исследования личностного роста озвучили, что определяет характер человека определенные условия внешнего и внутреннего мира. Если с внешними факторами разобраться не сложно, то внутренние представляют большую загадочность.

К таким факторам относится психологическая составляющая организма. У каждого человека есть свои врожденные и приобретенные особенности психики. Также под этим понимают и физиологию, а именно физическая подготовка человека, здоровье, состояние разных органов и систем, наследственность.

Как внешние, так и внутренние особенности тесно связаны между собой, что приводит к взаимному влиянию. При изменении внешнего окружения человека, могут происходить определенные метаморфозы и с его внутренней составляющей. В некоторых случаях это может приводить к серьезным изменениям.

Социальное развитие личности

Человек каждый день вынужден находиться в обществе, таким образом, поддерживать общественные связи. Ежедневно происходит общение с разными людьми при различных обстоятельствах, что отражается на личности. Социальный компонент жизни отражается на психическом развитии, формировании духовных ценностей и, что наиболее важно, на интеллекте человека.

В человеке должно определяться сознание и самосознание. Как личность, должна появиться способность на самостоятельное обдумывание и принятие решений. Если в человеке это нашло отражение, то его будут считать личностью.

Общество может определять личностью человека, который способен осмысливать и применять имеющийся общественный опыт.

С другой стороны, необходимо и самому приносить вклад в развитие этой системы, а именно в сферу духовности и материальных ценностей. Для этого и необходим личностный рост и постоянное стремление к саморазвитию и самосовершенствованию.

С давних времен между философами и учеными ведутся споры по вопросам и особенностям формирования личности. Однако стоит признать, что этот процесс еще недостаточно осмыслен и изучен.

Формирование человека можно описать как процесс, который невозможно заранее предугадать. Он имеет стихийный и неуправляемый характер. Существуют мнения, что невозможно изменить личность человека потому, что этот процесс определен судьбой и врожденными особенностями. Но есть и противоположные мнения.

Движущие факторы формирования личности

Сам человек может являться для себя движущей силой и источником вдохновения для развития личности. В человеке определяют два начала: позитивные и негативные внутренние силы, сознательная инициатива.

Под внутренними силами понимают бессознательный компонент, определенные мысли, которые зачастую подталкивают к действиям. Это могут быть привычки, пристрастия, страхи, влечения. Обычно, в детском возрасте больше играет значение позитивная мотивация, которая с возрастом изменяется в сторону негативной.

На осознанном выборе тоже строится основа личности. При осуществлении точно осознанных действий приходит понимание того, что развития происходит только благодаря собственным усилиям, что в разы улучшает мотивацию.

Все поведенческие побуждающие силы можно разделить на уровни. Это может быть духовный уровень, в котором заключены моральные ценности и осознание своей миссии в жизни. Под уровнем ума понимают осознание рациональности своих поступков, принятие определенный решений, планирование жизни и следование определенным правилам поведения. Для уровня души и тела характерны эмоциональные проявления, желания, интересы и увлечения, потребности, привычки и рефлексы.

Главный движущий фактов — мотивация

Все побуждающие силы со стороны мотивации рассматриваются по группам позитивной или негативной мотивированности, а также организации жизни. Под позитивными и негативными моментами понимаются все те же эмоции, определение миссии, запреты. Организация жизни позволяет скрыто оказывать влияние на себя и окружение, характеризует тактиков.

Мотив принято считать главным побуждающим фактором в жизни человека. Если у человека есть мотив, он будет продолжать действовать в необходимом направлении.

Определение личностного роста: особенности и принципы

Личностный рост — термин, который широко используется сегодня. Подразумевают под ним достаточно разные понятия. На просторах интернета можно найти много вариантов того, что подразумевают под личностным ростом.

Однако, само определение предполагает наличие личности и какое-то её развитие на протяжении времени. Вариантов того какое это развитие, на каком промежутке времени оно происходит, какие цели и задачи ставит перед человеком, достаточно много. Отсюда рождается большое разнообразие определений этого термина.

Что подразумевают под личностным ростом сегодня

«Саморазвитие» или «личностный рост» — очень популярные термины сегодня. Пользуются ими все: начиная с менеджеров или продавцов, заканчивая серьезными психологами и религиозными деятелями.

Каждый в понятие «личностный рост» вкладывает свой смысл. Разберём некоторые популярные примеры того, что могут подразумевать под личностным ростом различные категории людей.

Личностный рост — это развитие человека начиная с детства и заканчивая зрелым возрастом. То есть совокупность всех психологических изменений, развитие качеств личности, характера, образа мышления, которые происходят с человеком в течение жизни.

Личностный рост — это развитие качеств, а также черт характера, которые делают индивидуума более человечным. То есть это развитие терпения, смирения, доброты, сострадания, любви к людям, самостоятельности, независимости, ответственности за себя и свои поступки. Такое понимание личностного роста наиболее часто используется религиозными или околорелигиозными группами людей.

Личностный рост — это развитие навыков и способностей, которые помогают достичь тех или иных целей. Такая формулировка понятия «личностный рост» чащей всего используется группами лиц, занимающимися тренингами. Тогда в понятие «личностный рост» может входить развитие таких навыков, как целеустремлённость, лидерские качества, способность убеждать, организованность.

Происхождение термина

Термин «личностный рост» изначально был сформулирован американскими психологами А́брахамом Ма́слоу и Карлом Ро́джерсом. Они же являются основателями гуманистической психологии. Чуть позже термин «личностный рост» стал широко использоваться другими психологистическими направлениями.

Изначальное понятие личностного роста было основано на предположении, что каждый человек имеет положительную внутреннюю природу. То есть при определённых обстоятельствах любой индивидуум способен развить, а также проявить свои положительные качества : доброту, честность, сострадание, милосердие и тому подобное.

В концепции, которой придерживались Маслоу и Роджерс, человек при соответствующих обстоятельствах проявит те положительные качества, что в нём уже заложены. Если же окружающая обстановка не способствует этому, то личностный рост может быть затруднён или будет происходить не в полную силу.

Некоторые психологические течения рассматривают человека, как сущность, которая не обладает изначально положительными качествами. То есть человек в таких концепциях изначально нейтрален, но в процессе личностного роста может обретать положительные качества.

Принципы — основа личностного роста

Подходя к вопросу: «с чего начать личностный рост», сперва стоит определиться с тем, что именно вы будете вкладывать в это понятие. От того какое определение будет дано термину «личностный рост» зависят необходимые действия для того, чтобы развиваться как личность .

Ниже будем рассматривать личностный рост, как развитие гармоничной, человечной личности, которая способна достигать своих целей эффективно и экологично. То есть по возможности не причиняя вреда другим живым существам.

Что такое принципы? Это основа любой личности, способность постоянно находиться в контакте со своей совестью. Чётко понимать что хорошо, а что плохо. Быть способным следовать хорошему, а также отвергать плохое. Это отсутствие двойных стандартов и лицемерия.

Читайте так же:  Почему мужчины изменяют

В основу принципов можно положить, например, библейские заповеди. Каждый человек интуитивно понимает, что то, что в них описано — хорошо. Следовать принципам — значит не иметь двойных стандартов на честность, любовь, доброту, бескорыстие, сострадание и т. д.

Примеры принципов

Например, практически любой понимает, что воровать — это плохо, а быть честным хорошо. Но если провести опрос среди людей в офисе и узнать у них, воровали ли они когда-нибудь? Многие скажут «нет». Эти люди действительно так думают.

Спросите их, считают ли они себя честными. Многие ответят «да». Но при первом же удобном случае они же будут распечатывать на офисной бумаге свои личные документы и письма. Среди этих людей найдётся немало тех, кто при первом же удобном случае не купит билет на электричку или автобус. Найдутся и такие, кто не вернёт неправильно посчитанную сдачу. Такие мелочи случаются каждый день. Так правомерно ли в таких случаях говорить о честности, об отсутствии воровства?

Или другой пример. Девушка хочет выйти замуж, при этом записывается на курсы для «шикарных женщин». Где учат как раскрутить мужчину на деньги. Где учат как манипулировать, врать, как получить выгоду, выйти обманным путём замуж. Где учат разжигать сексуальное желание у мужчины, а потом этим пользоваться.

Но будет ли в таких тренингах развиваться любовь, доброта, способность понимать другого человека? И идёт ли на такой тренинг человек только с целью получения личной выгоды, или он действительно опирается на принципы добра и любви?

Принципы: где взять

Принципы — основа личностного роста. Как видно из приведённых выше примеров без наличия чётких принципов, а также их понимания, легко пойти не в ту сторону.

Отношения, деньги, достижения, если они создаются без учёта этих принципов, то их будет либо очень сложно создать, либо потом они будут недолговечны.

Поэтому в основу любого своего начинания положите принципы. Но иногда, как с билетами или бумагой в офисе, очень сложно заметить за собой места, где отходишь от своих же принципов, и личностный рост останавливается.

Это происходит потому, что понятия честности, доброты, отсутствие эгоизма могут сильно отличаться у разных людей. Светское общество не устанавливает каких-либо строгих стандартов в соблюдении морали. Есть законы, но их недостаточно для того, чтобы развить в себе человечность и иметь нравственный стержень, на котором держится личность.

Что из себя представляют моральные ценности хорошо разобрано во всех основных религиях мира. С чего же начать их изучение?

  1. Можно для выработки нравственного стрежня изучить материалы наиболее близкой религии, читать книги , слушать лекции, посещать службы.
  2. Тем, кому совсем неприятна мысль об изучении материалов религиозной тематики, можно читать книги по личностному росту, например, Стивена Кови. В них хорошо разобраны человеческие ценности, но при этом нет упоминаний, связанных с религией. Этот автор взял все самое лучшее из основных религий и смог донести до читателя в таком виде, в котором даже самый закоренелый атеист легко сможет все прочесть в его книгах.

Нужны ли цели?

Дав определение того, что такое личностный рост, мы отметили не только развитие человечности, но и способность достигать своих целей. Принципы помогут выбрать и достигать целей, не причиняя вреда окружающим.

Вторым важным моментом роста личности является постановка целей. Нужно ли для того, чтобы происходил личностный рост ставить цели? Тут важно то, о каких целях идёт речь, потому что попытка достичь человечности уже сама по себе может быть целью. То есть развитие человечности, а также следование принципам и есть цель . Но личностный рост возможен, и когда человечность — основа, а цели не связаны с выработкой качеств нравственной личности.

Разберём пример личностного роста, не связанного с выработкой нравственных качеств. Например, человек хочет развить в себе способность убеждать. Можно найти много различных тренингов, где развитие такой способности будет преподноситься как личностный рост.

В зависимости от того, какое определение дано понятию «личностный рост», развитие этого навыка будет или не будет личностным ростом.

Если мы рассматриваем развитие навыка убеждать для гармоничной нравственной личности, то личностный рост будет, если человек учитывает принципы. То есть учится убеждать без применения манипуляций, запугивания, обливания грязью конкурентов. В противном случае для нравственной и целостной личности личностный рост при обретении навыка убеждать не происходит.

Гармонизация целей и принципов

Личностный рост нравственной личности предполагает не только развитие нравственных качеств, но и достижение своих целей без ущерба другим.

Поэтому цели и методы их достижения всегда необходимо гармонизировать между собой. С чего начинается гармонизация целей разберем на примере ниже.

Пусть человек решил открыть свой бизнес, то есть это его цель. Но при этом он должен помнить и придерживаться принципов, то что он делает это в первую очередь для людей. Важно развивать не только рекламу, но и делать свой продукт более качественным. Важно не обманывать покупателя, а стараться предложить ему действительно нужные и хорошие вещи. Важно заработать деньги , но этого нельзя делать за счёт обмана покупателей.

Если предприниматель продаёт продукты, то не надо переправлять срок годности на просроченных товарах. Если предприниматель продает одежду, то не надо наклеивать этикетки от известных производителей и торговать подделкой.

Сама идея, какой бизнес открыть, тоже должна соответствовать принципам. Сделать фирму-однодневку, которая соберёт деньги на проект, а потом исчезнет тоже бизнес. Но личностный рост, тем более, если говорить о нравственной личности, тут совершенно ни при чём.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Старайтесь в любых своих начинаниях развиваться не только обретая новые навыки, но и заботясь об улучшении своего характера и нравственности. Тогда можно стать действительно развитой личностью.

Источники


  1. Верб, Л. Я. Под одним кровом. Советы семейного психолога / Л.Я. Верб. — М.: Питер, 2019. — 256 c.

  2. Гамаюн, Элена Хватит быть хорошей девочкой, начни жить / Элена Гамаюн. — М.: АСТ, 2016. — 320 c.

  3. Кичаев, Александр Как сохранить семью. Харизматичный лидер. Переговоры с удовольствием. Энергия контакта (комплект из 4 книг) / Александр Кичаев. — М.: ИГ «Весь», 2014. — 415 c.
Стадии внутреннего роста человека как личности
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here