Стань наставником своему ребенку

Сегодня обсуждаем тему: стань наставником своему ребенку с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Как воспитать счастливого и ответственного ребенка

Когда я задаю родителям вопрос: «Что вы сделали, чтобы изменить поведение ребенка», тяжелее всего выслушивать перечисление целого списка наказаний. Типичная история: «У нас есть правило, что он должен убираться у себя в комнате, но он никогда этого не делает, так что мы забрали у него планшет, потом запретили смотреть телевизор, отменили встречи с друзьями и на месяц посадили под домашний арест. Что бы мы ни делали, ему плевать».

Так поступают родители-надзиратели. Это негибкий подход к воспитанию, основанный на правилах и наказаниях за неподобающее поведение. Зачастую оказывается, что самых антисоциальных детей воспитывали именно так. Им наплевать на смысл установленных правил, они подчиняются им, только пока существует угроза наказания.

По данным исследований, избыточный родительский контроль также связан с психическими проблемами у детей и подростков. Если мы воспитываем детей как надзиратели, то стараемся подавить определенное поведение с помощью контроля и доминирования, ясно показывая, что у проступков будут неприятные последствия.

Надзиратель всегда ожидает от своих подопечных каких-то неприятностей и относится к ним соответственно. Надзирателя не интересует, что вам грустно, вы не понимаете, что происходит, и ощущаете себе изгоем. Его волнует только, чтобы вы подчинялись.

Мы, наставники, помогаем ребенку выработать внутреннюю мотивацию, чтобы он сам хотел совершать правильные поступки

Будучи надзирателями, мы не можем проявлять гибкость, поэтому если ребенок по любой причине отказывается нам подчиняться, у нас остается единственный вариант действий — вводить все более жесткие наказания, пока он не сдастся.

[1]

Если же мы стараемся быть наставниками для наших детей, то будем поощрять их за то поведение, которое хотели бы видеть. Мы помогаем им найти себя в мире. Мы проявляем заботу и сочувствие. Если они ведут себя не так, как нам бы хотелось, если их поведение не соответствует нашей системе ценностей, мы думаем, что мы можем сделать, чтобы помочь ребенку встроиться в принятую систему правил и принципов.

Мы избегаем жестких наказаний, из-за которых он может почувствовать себя изгоем вне системы, наоборот, мы рассматриваем его проступки как следствие недостатка умений и опыта. Мы не используем все более суровые наказания, а ищем способ сделать так, чтобы ребенок сам захотел соответствовать принятым стандартам и радовать нас.

[3]

Мы, наставники, помогаем ребенку выработать внутреннюю мотивацию, чтобы он сам хотел совершать правильные поступки — просто по зову сердца, а не для того, чтобы избежать наказания.

Мы учим детей так, чтобы они подчинялись правилам потому, что хотят быть достойными членами семьи и общества, хотят нам помочь, и сами понимают ценность правильного поведения.

Как стать наставником своим детям?

1. Учитесь смотреть на мир с их точки зрения. Наставнику необходимо уметь видеть ситуацию с точки зрения самого ребенка. Это позволяет определить, чем вызваны проблемы с поведением. Часто они связаны с эмоциональными трудностями или недостатком определенных навыков. Важно понять, как именно помочь с решением этих проблем.

[3]

2. Поощряйте желаемое поведение похвалой и вниманием. Дети обожают искренние похвалы и проявления внимания. Если они чувствуют, что вы действительно о них заботитесь, а не просто пытаетесь контролировать их поведение, то гораздо охотнее будут выполнять ваши пожелания. Но «похвала», с помощью которой ими пытаются управлять («Как ты ровно и спокойно сегодня сидишь, ну разве не молодец?») здесь не поможет. Гораздо эффективнее будет искреннее: «Меня очень радует, что ты сегодня внимательно слушаешь».

3. Учите их жить по системе ценностей. Своим примером показывайте ребенку, что в жизни действительно важно. Хотите вырастить его добрым и ответственным человеком? Демонстрируйте важность доброты и ответственности. Обращайте внимание на ситуации, когда ребенок следует вашему примеру, и хвалите его.

4. Будьте гибкими. Предоставляйте ребенку возможность самостоятельного выбора. Не решайте за него (кроме крайних случаев, когда речь идет о безопасности или законности). Наставники воспитывают детей, которые сами готовы брать на себя ответственность. Дети, воспитанные родителями-надзирателями, подчиняются только потому, что боятся наказания.

5. Воспитывайте в них внутреннюю, а не внешнюю мотивацию. Постарайтесь показать ребенку, что внутренняя мотивация (личностный рост, укрепление здоровья, построение значимых отношений, благо общества) ценнее внешней (финансовый успех, слава, власть, популярность). Те, кто руководствуется в первую очередь внутренней мотивацией, обычно счастливее и более склонны к альтруистическим поступкам. Так что в следующий раз, когда ваш ребенок начнет плохо себя вести, напомните себе: «Будь наставником, а не надзирателем».

Надин ван дер Линден, клинический психолог. Ее сайт .

Стань наставником своему ребенку

Видео (кликните для воспроизведения).

Играть без регистрации в игровые слоты казино фруктовый коктейль и книга Ра.

(Можно ли взять ребенка из детского дома в гости?)

Всем детям хочется иметь родителей, если их нет, то, хотя бы, взрослых друзей. Они хотели бы общаться с ними за пределами своего детского дома, побывать у них в гостях. Есть и люди, готовые приходить к детям в детские дома и интернаты, приглашать их в гости.

Хотя не всем чиновниками и руководителям детских учреждений такая помощь понятна и удобна, специалистам отлично известно, что при правильной организации дела, такое общение безусловно полезно для детей! К тому же, известно, что до 30% таких семей, через некоторое время, оформляя одну из постоянных форм семейного устройства.

Семьи, берущие ребенка в гости, называются в разных регионах и учреждениях по-разному, в одних – « гостевые семьи » , в других « Семья выходного дня » , но суть одна – это семьи, решившие стать ребенку друзьями, наставниками. Поэтому для простоты и точности будем называть их Наставниками.

Что нужно знать и понимать прежде чем стать наставником:

– Никаких законодательных актов на эту тему не существуют, в некоторых регионах есть ведомственные инструкции, например в Ивановской и Московской областях, а значит нет и универсальной схемы оформления и стандартного перечня требуемых документов.

[2]

– Пребывание ребенка в гостях не является формой семейного устройства, и пока ребенок будет находится в гостях его опекуном остается директор детского учреждения. Он отвечает за ребенка, следовательно он и только он, принимает окончательное решение отдавать ребенка в гости ли нет.

– Это ответственное решение и, несмотря на то, что порой очень хочется взять ребенка буквально завтра, для успеха этого предприятия необходимо потратить время и усилия для подготовки себя, своего дома и своей семьи. Прежде всего разберитесь сами с собой и честно ответьте себе зачем вам нужно приглашать ребенка в гости; в чем может состоять ваша помощь; чем придется пожертвовать вам и вашим близким.

– Часто дети не имеют понятия что такое дом и рассматривают возможность побывать в гостях исключительно с точки зрения возможности повышения своего статуса среди одногруппников и получения, хотя бы на время, личного пространства, материальных благ. Поэтому не рассчитывайте ни на их благодарность ни на быстрый успех.

Существуют некоторые логические и наработанные практикой ограничения, поэтому советуем сразу учесть, что:

– Ни один разумный руководитель детского учреждения не отдаст ребенка в гости сразу надолго – на все каникулы и, тем более, на всё лето, да ещё и на море. Грамотный руководитель предложит вам программу сближения, если нет, то предложите это сами. Лучше начать с малого – с общения на территории учреждения, затем прогулки в городе и только потом посещение дома.

– С выездом на отдых или лечение за рубеж отдельная песня и, если вы не НКО, – можете смело забыть об этой идее.

– Брать ребенка в гости из другого региона (города) не разумно, это тяжело и для ребенка и сложно для руководителя учреждения, потребуется больше гарантий, а значит оформить такие «гости» будет гораздо сложнее и дольше.

– Не планируйте брать в гости ребенка младше 7 лет. До этого возраста ребенку трудно объяснить, почему его возвращают, да и вам придется не сладко. Конечно бывают исключения, но на практике это особые ситуации ориентироваться на них не стоит.

– Не стоит брать в гости сразу нескольких детей, иначе не вы их будете воспитывать, а они вас и ваших родственников!

– Не все дети захотят пойти к вам в гости.

– Общение должно быть регулярным, а не от случая к случаю. Ребенку сложно объяснить, что дела важнее встречи. Если ваши планы имеют свойство регулярно нарушаться – не спешите начинать общение с ребенком.

Прежде чем отправиться в детское учреждение Вам необходимо будет:

– Подготовиться морально к тому, что ребенок будет занимать почти всё ваше время и у вас существенно прибавится ответственности.

– Подготовить дом и домашних с учетом: безопасности пребывания ребенка и ваших домочадцев; места, где он может расположится никому не досаждая; распределения обязанностей и поддержки на случай, если вам придется срочно заняться чем-то другим, а не ребенком.

Как мы уже говорили выше, перечня документов, установленных законодательно нет, поэтому этот перечень будет сильно зависеть от местных норм и воззрений руководителя учреждения. Как правило, перечень хотя и короче, но всё же близок к тому, который просят предоставить при установлении опеки:

Рекомендуемые нами документы:

1. Копия паспорта (всех страниц с данными: первая, регистрация, семейное положение, дети, и др.).

2. Заявление с просьбой разрешить стать наставником и порекомендовать кого из детей (если у Вас нет никого на примете) можно приглашать в гости т.к. многие дети в детских учреждениях имеют родственников и они их забирают на выходные.

3. Копия лицевого счета.

4. Справки от терапевта или врача общей практики из поликлиники. Если у вас есть медицинская книжка — ещё лучше.

Это некий супперминимум. Нормально было бы иметь:

5 . Справки от психиатра и из КВД.

6 . Рекомендация от органов опеки по вашему месту жительства

7. Акт обследования ваших жилищно-бытовых условий – если надумаете потом оформить опеку этот документ пригодится.

У нас регулярно проводятся встречи будущих наставников они встречаются со специалистами и опытными наставниками, если вы проживаете в Москве или недалеко – приходите.

Прочитайте памятку для наставников. В ближайшее время мы выложим дополнительные материалы по наставничеству.

Проект содействия развитию семейных форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей

Как стать наставником ребенку-сироте?

Если вы все-таки решили стать наставником и идете в некий проект поддержки сирот, то вас обязаны обучить, научить, подготовить к тому, что именно и как вы будете делать в рамках проекта. Это не только ваша личная безопасность, но и безопасность того, ради кого вы поднимаете свой Хоругвь. Почему Хоругвь? Да, поскольку настаничество более всего напоминает крестный ход, в котором кто-то несет ориентир, а кто-то по нему ориентируется.

Поразмышляем. Вот некоторые мысли и наблюдения для тех, кто желает стать наставником для ребенка-сироты:

1. Доброволец-наставник должен для начала понять — зачем он начинает помогать тому или иному ребенку-сироте (или ему должны подсказать его миссию).

2. Будущий наставник должен по мере сил и возможности изучить СИСТЕМУ воспитания и образования детей-сирот (что, к примеру, «4» для ребенка-сироты, равна «2» относительно «4» ребенка из семьи, по умолчанию). Понять, почему сироты отвратительно учатся. Почитать литературу, которой нынче море.

3. Будущий наставник просто обязан понять, с чего надо начать свое общение и какие границы расставить с ребенком из детского дома, что он может, чего нет, что может реально сделать, чего не сможет при любом раскладе. Уметь отвечать на иждивенческие провокации типа «Дай мне то, что тебе не жалко, ты же друг». (Кстати извечный вопрос о «ты» и «вы» тоже сразу должен быть решен, советую не спешить с выбором первого варианта)

4. Будущий наставник должен знать все виды иерархии в детском доме, внутренние воспитательские и административные течения, как впрочем и детские. Найти контакт с теми, кто будет ему не мешать, а помогать.

5. Будущий наставник должен подготовиться к возможному неадеквату со стороны ребенка-сироты, знать причины неожиданного гнева, ярости, обозления ( как способ решить быстро образовавшуюся проблему).

6. Будущий наставник обязан составить перспективный план взаимодействия с ребенком (ступени, этапы, уровни), чтобы идти от самых малых до больших результатов. К примеру, не ставить перед собой задачу письмами и посылками подтянуть его учебу, а организовать его интенсивное обучени на каникулах, в гостевом режиме. Важнее ставить перед ребенком некоторые цели и задачи, которые бы давали ему навыки и знания необходимые в жизни.

7. Будущему наставнику желательно вести дневник участия, чтобы через какое-то время оценить успешность или не успешность той или иной технологии (вида, способа) сотрудничества.

8. Будущий наставник обязан знать ответы на самые провокационные вопросы со стороны ребенка (к примеру, на вопрос о родителях) и иметь четкую непоколебимую позицию по этому ВАЖНОМУ вопросу.

9. Будущий наставник обязан уметь заранее проигрывать в голове разные «тонкие» ситуации, которые могут происходить в рамках взаимодействия с ребенком (к примеру: обнимать или не обнимать его, или целовать, в каком возрасте, без спроса или от личного желания и т.д.). Таких нюансов очень много.

10. Будущий наставник не должен давать обещаний, даже краткосрочных, не говорить о планах, которые возможно будут не реализованы (чтобы не пробуждать у ребенка излишних эмоций и надежд).

11. Будущий наставник просто обязан понимать свою роль в жизни ребенка и ее пределы (до конца учебы или уж до могилы).

12. Будущий наставник, будучи женатым или замужним человеком, просто обязан приезжать в детский дом с обручальным кольцом. Это важно для сотрудниц детского дома, да и ребенку можно объяснить, что Вы человек с некоторыми обязательствами и перед другими людьми. К взаимодействию с ребенком желательно подключать своего супруга.

13. Будущий наставник просто обязан обучатся и искать новые технологии в работе с ребенком сиротой, потому что с подрастанием сироты, начнут расти и его проблемы (жилье, работа, родители и т.д.).

14. Если наставник верующий человек, то если есть такая возможность из просто наставника стать крестным для ребенка-сироты, чтобы вместе нести обоюдный крест проблем и будущих успехов — было бы лучшим вариантом. Крестный это другой НАСТАВНИК, Божий.

15. Если будущий наставник не готов к тому, что придется жить в ином ритме и режиме, чувствует себя неуверенно, тогда лучше вообще не начинать то, что может навредить ему и его подопечному. А плюс может отразиться и на близких наставника.

16.И еще, наставник обязан делиться своим опытом с другими, тогда больше шансов будет и у сирот обрести надежного помощника и наставников-коллег не наломать безнадежных дров.

17. И помнить о своих близких и родных людях, не делая их сиротами без своего участия.

18. Наверное, самое главное. В крестный путь наставничества не забудьте пригласить с собой опытного священника, который будет маяком и для вас, и для того, кого повели за собой.

Будем вместе

«Будем вместе» — наставнический проект фонда «Дети наши».

В рамках проекта мы подбираем индивидуального волонтера-наставника для подростков-сирот, подопечных фонда. Задача наставника – помочь ребятам адаптироваться к самостоятельной жизни после выпуска из детского дома и научить строить доверительные и дружеские отношения.
Проект «Будем вместе» создан в 2015 году в Смоленской области, а в 2018 запущен в Москве.

Будем вместе. Смоленская область

Мы ищем наставников для подростков из Шаталовского и Сафоновского детских домов.
Наши подопечные живут в учреждениях, но уже скоро покинут стены детского дома, и им очень нужны проводники в реальную жизнь. Встречи пары будут проходить на территории детского дома.

Будем вместе. Москва

Мы ищем наставников для выпускников детских домов из разных регионов России, которые поступили в учебные заведения Москвы. В незнакомом и таком большом городе детям очень нужна поддержка надёжного взрослого человека.

Почему мы начали проект?

— Ребята, живущие в детских домах, совсем не знают нашей обычной жизни. К сожалению, коллективное воспитание в закрытом учреждении часто приводит к печальным результатам: после выхода из детского дома ребёнок не знает, что ему делать с собственной жизнью и свободой, которые на него обрушиваются. Это происходит по многим причинам, и в том числе оттого, что рядом нет надёжной опоры, взрослого друга, товарища, наставника, который смог бы поддержать в трудную минуту, поделился бы ценными знаниями и реальным позитивным жизненным опытом.

Это можно объяснить тем, что у ребят была возможность в любой момент обратиться к взрослым за советом до и после выпуска из детского дома. Такая доверительная связь была для них одним из источников стабильности в жизни вне учреждения.
Стать другом и опорой могут не только родственники, но и каждый у кого есть время и желание помочь тем, кому сегодня труднее.
Если вы живете в Москве или Смоленской области, присоединяйтесь, заполнив анкету!

Как стать наставником?

— Заполнить заявку на сайте;

— Пройти интервью и психодиагностику с сотрудником фонда;

— Пройти бесплатный тренинг по индивидуальному наставничеству;

— Получить справки из психоневрологического, наркологического и противотуберкулёзного диспансеров и справку об отсутствии судимости;

АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА
ШКОЛА ПРИЕМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ НА ГЛАВНУЮ ДРУГИЕ РЕСУРСЫ
Видео (кликните для воспроизведения).

— Предоставить 2 рекомендательных письма – от людей, которые хорошо вас знают и/или с работы;

— Быть готовым делиться жизненным опытом и общаться 3-4 раза в месяц с подопечным подростком.

Как Фонд поможет волонтёру-наставнику?

— Обучит и подготовит к знакомству с подростком из детского дома;

— Подберет наставника ребенку исходя из психологических особенностей обоих и запросов подростка;

— Поможет при подготовке к встречам с подростком;

— Организует психологическое сопровождение пары наставник-ребенок;

— Организует поддерживающие встречи и мастер-классы для всех участников проекта;

— Оплатит проезд до детского учреждения (в Смоленской области).

Кто может стать наставником?

— если вам больше 23 лет (если вы из Смоленской области) или больше 25 лет (если в Москве);

— вы хотите помогать детям-сиротам;

— готовы к ответственности за другого;

— стабильны эмоционально и психически;

— живете в регионе реализации проекта.

Встречаемся с наставниками проекта

Юля и Татьяна

Осенью в Сафоновском детском доме своего наставника обрела Юля*, давно мечтавшая о старшем друге.
Вообще дети, которые участвуют в проекте, имеют ряд преимуществ перед другими ребятами — выезжают за территорию учреждения, посещают кафе, путешествуют по окрестностям и т. д. Многие ребята с нетерпением ждут, когда и к ним придёт наставник, который сможет уделить личное время и не пропадёт.
Первая встреча наставника и подопечного всегда проходит в присутствии психолога, который помогает наладить контакт. При знакомстве Татьяны и Юлии психолог отметила, что психологического барьера и стеснения при общении практически не было. Девушки легко нашли общий язык, обсудили интересы и придумали планы на ближайшее будущее.
После встречи Татьяна призналась психологу, что перед знакомством волновалась, но когда увидела улыбчивую, общительную девушку, поняла, что все получится.

Сама Татьяна — успешная, энергичная женщина, которая работает, воспитывает двух сыновей и имеет силы и желание помогать детям-сиротам.

Пётр и Татьяна

15-летний Пётр* стал участником проекта #Будемвместе и познакомился с наставницей Таней через два месяца после того, как оказался в Сафоновском детском доме. Отношения в паре складывались хорошо, и спустя полгода Татьяна оформила гостевой режим. Это дало возможность Пете покидать территорию интерната вместе с наставницей.
Проводя вместе свободное время, Таня заметила, что Пётр часто вспоминает своих родных. В детский дом он попал из-за сложной семейной ситуации, но хотел бы сохранить отношения с родственниками. Выяснилось, что недалеко от Смоленска живут его родные, а больше всего он скучает по бабушке.
Татьяна связалась с тётей юноши и предложила устроить встречу. Оказалось, что родственники не знали, как продолжить общение с мальчиком после того, как он попал в учреждение, и были очень рады, что Таня помогла все организовать.

Встреча состоялась в доме у Петиной тёти, куда приехала его бабушка и заглянул друг детства.
Сейчас он сам поддерживает связь с родными. И планирует летом еще раз навестить любимую бабушку в деревне.

Оля и Таня

Воспитанница детского дома Оля познакомилась со своим наставником Татьяной в выпускном девятом классе. Времени на общение с Таней оставалось мало — всего шесть месяцев. Шесть месяцев, чтобы сделать окончательный выбор колледжа, рассмотреть все варианты, подготовиться к экзаменам. Для наставницы задача была тоже непростой: нужно было выслушать все страхи и сомнения девочки, и помочь Оле осознать, чем она действительно хочет заниматься.
Потом были выпускные и вступительные испытания, все лето подопечная и наставница провели в волнениях и ожиданиях. Вместе ездили на вступительный экзамен, вместе смотрели списки поступивших, и вместе пошли на линейку первого сентября. Теперь Оля – студентка Смоленского Базового Медицинского колледжа, а Таня по-прежнему ее «постоянный взрослый», старший друг и поддержка.

Несмотря на всю подготовку, Ольге непросто давались первые самостоятельные шаги. Были психологические и бытовые сложности. Например, оказалось, что стипендию начисляют только в конце месяца, а жить как-то нужно уже сейчас. Девушки вместе составляли бюджет, ходили по магазинам, сравнивали цены, тщательно продумывали покупки.
Сейчас самый тяжелый период адаптации к колледжу и жизни вне интерната позади. Оля привыкла и освоилась. И темы бесед с наставником стали другими – это простой и легкий обмен новостями и эмоциями. Впереди первая сессия — и мы знаем, что все будет хорошо.

Света и Ирина

В начале года в Сафоновском детском доме-школе появилась новая традиция – отмечать Дни рождения и праздники наставникам и их подопечным вместе.

И ребята теперь с нетерпением ждут каждое новое торжество. В этот раз Света и её наставница Ирина устроили на День рождения девочки весьма оригинальный праздник для друзей!
Торжество получилось не совсем обычным. Света обожает панд, и всех гостей праздника заранее попросили принести с собой что-нибудь, связанное с этим милым медведем. Фантазии не было границ – можно было подарить сувениры в виде панды, одеться в правильных цветах или приготовить что-нибудь вкусненькое в той же тематике.

Участники праздника справились со своей задачей на «отлично»! Гости пришли в чёрно-белых костюмах. В качестве подарка Свете была вручена забавная панда-подушка, а главным блюдом на праздничном столе стал вкуснейший торт в виде спящего чёрно-белого медвежонка. Такое чудо было даже жалко разрезать!

В День Рождения каждому хочется, чтобы исполнились самые заветные желания. У всех они разные. Для детей-сирот же самым желанным всегда остается внимание теплого круга друзей и близких людей, с которыми хочется провести свой самый важный день в году.

Денис и Вера

Как важно в жизни каждого человека иметь место, куда можно вернуться, где тебя помнят, ждут, где радуются тебе!

До того, как Денис попал в школу-интернат, он ходил в другую школу, где у него были очень теплые отношения с учителями и учениками из его класса. Мальчик очень хотел навестить всех, и чтобы его желание осуществилось, ему пришлось на время превратиться из обычного подростка в высококлассного менеджера, согласовывая эту поездку во всех инстанциях (внутри интерната это сделать не так-то просто!) и стыкуя между собой множество людей. Такие встречи обычно сложно организовать, но благодаря упорству Дениса и его наставника Веры у них всё получилось!

Три года прошло, как мальчик не был в своем бывшей школе. Очень тихо Денис и Вера ходили по школе – встречали бывших учителей, которые первыми узнавали его и нежно обнимали со словами: «Как же ты вырос! Какой ты стал взрослый! И как нам приятно, что ты к нам зашел!» Денис посидел за своей партой в маленькой, но очень уютной и теплой школе, где его помнят и принимают как родного. Кажется, что все сотрудники школы сбежались посмотреть и поболтать с мальчиком! Они с неподдельным интересом спрашивали о жизни и о планах, звали его в гости.

Как важно, чтобы в такие моменты был человеком, который искренне радуется вместе с тобой! Наставник — это как раз тот, кто всегда рядом, всегда заинтересован мельчайшими подробностями жизни ребенка, с ним всегда можно поделиться и обсудить любое событие. Мы очень рады, что рядом с Денисом теперь всегда есть Вера.

Измени судьбу ребёнка

Третий год в детском доме № 33 в Некрасовке реализуется социальный проект наставничества «Измени судьбу ребенка, стань ему другом», объединяющий неравнодушных взрослых и подростков, нуждающихся в поддержке.

Цель проекта – подготовка воспитанников детского дома к самостоятельной жизни через индивидуальное общение с наставником. Взрослый человек посещает ребенка не реже одного раза в неделю. На этих встречах они общаются, проводят вместе досуг, решают проблемы в обучении и общении со сверстниками. Наставники передают свой жизненный опыт, служат опорой и поддержкой, помогают в развитии и формировании бытовых навыков. Ведь наставник – это человек, который становится для ребенка значимым, хочет и может посвящать ему свое время, знания и силы.

Однако, по словам руководителя проекта Елены Достоваловой, не каждый взрослый готов к моменту, когда его подопечный уходит жить в семью. Обида и разочарование появляются у наставников-новичков. А что делать дальше? Наставники-пионеры делятся опытом. Ведь они уже прошли эту школу и научились радоваться за судьбы детей, у которых появилась реальная возможность обрести семью. Но это не значит, что дружба наставника и ребенка закончилась, ведь поддерживать отношения можно и на расстоянии. Важно не упустить момент и наладить отношения с новой семьей подопечного. И если не удается продолжить общение с младшим другом, всегда есть возможность завести новую дружбу и быть значимым человеком для другого ребенка.

Раз в месяц наставники собираются в клубе и делятся своими впечатлениями о встречах с детьми, о доверии и понимании, о некоторых сложностях во взаимоотношениях, о маленьких и больших победах своих подопечных. Очень радуют первые успехи воспитанников. Кто-то начал заниматься танцами, кто-то стал более успешным в учебе, кто-то всерьез задумался о выборе профессии. А кого-то забрали жить в семью.

«Я тоже хочу, чтобы у меня был наставник!» – с такой просьбой все чаще стали обращаться подростки, которые первоначально не испытывали особого желания участвовать в проекте. Они считали, что вполне самостоятельные, им «никто не нужен» и «никто им не указ». Но, наблюдая со стороны за наставничеством, убеждались, что иметь друга в лице наставника – это не так-то и плохо. Ведь доверительные дружеские отношения дают возможность глубже познать, прежде всего, самого себя, разобраться в своих поступках и желаниях, оценить ситуацию и осознать происходящее.

– Дети стали меняться к лучшему, – говорит Елена Анатольевна. – Они стали более ответственными, более открытыми, у них появилось желание помогать другим и не тратить свое свободное время на безделье. Да и у наставников с каждой встречей с ребенком появляется все больше искорки в глазах, больше опыта в плане взаимодействия и умения поддержать. И не только ребенка. Еще и друг друга. Ведь более опытные наставники с удовольствием передают свой опыт тем, кто только недавно прошел «Школу наставника» и с опаской идет к своему новому младшему другу.

В сентябре в детском доме открывается новый набор в школу подготовки наставников. Если вам 25 лет и больше, у вас есть желание помогать другим, вы открытый, искренний человек, обладаете терпением и желанием слушать, имеете опыт в любой сфере человеческой деятельности, умеете ставить жизненные цели и планировать время, если вы обучаемы и способны научить другого, а также любите детей – вы можете быть наставником.

Стань наставником своему ребенку

Простая ментальная арифметика, доступная каждой семье

Самый лучший учитель для ребенка — его родитель! А мы вам поможем стать наставником своему ребенку!

Освойте методику на профессиональном уровне!

Легкое обучение методике с готовыми материалами и методической поддержкой!

Что такое ментальная арифметика? ▼

Ментальная арифметика — это система развития интеллекта, в которой ученики считают ментально (в уме) т.е. выполняют на воображаемом абакусе (соробане, восточных счетах) арифметические действия.

Доказано, что в процессе ментального счета:

  • значительно укрепляется фотографическая, механическая, слуховая память;
  • развивается концентрация внимания;
  • происходит активное межполушарное взаимодействие;
  • тренируется логическое мышление;
  • развивается креативность (творческое мышление).

Я наставник подростков из детдома

Елена Гендриксон работает координатором-психологом в Центре поддержки семьи в проекте «Наставники» и готовится забрать в свой дом братьев Колю и Васю, не забывая курировать их старшую сестру Алису. В будние дни она консультирует и обучает наставников, приемных родителей и воспитателей интернатов, а вечера и выходные старается проводить с детьми, которые появились в ее жизни три года назад благодаря участию в программе наставничества.

«Наставники» официально существует с 2014 года. За все это время в Алматы образовалось 36-38 пар. Кажется, что немного. За пять лет в похожем украинском проекте «Одна надежда» создали 120 пар, но там совсем другое финансирование и деятельность немного религиозной направленности.

Как ни странно, верующие люди справляются лучше светских. Возможно, вера помогает им преодолевать трудности, потому что иногда складывается впечатление, что ты занимаешься чем-то бесполезным и безнадежным.

Казахстанцы ментально отличаются от жителей других стран, поэтому опыт аналогичных зарубежных проектов нельзя применять «под копирку». Удивительно, что даже в разных регионах нашей страны дети и наставники отличаются своими психологическими особенностями.

В Астане детские дома достаточно закрытые. Наставники регулярно вывозят детей на пикники и совместные встречи, чтобы компенсировать детям недостаток общения.

В Караганде с самого начала очень серьезно подошли к отбору участников, у них не распалась ни одна пара. Но там, к сожалению, плохо идут на контакт детские дома. Только в одном с нами согласились сотрудничать, и то, «со скрипом».

Наставник – это человек в контакте с собой

Сейчас, чаще всего, наставниками становятся люди в возрасте от 27 — 30 лет. Кандидатам моложе чаще не хватает жизненного опыта. В первую очередь, наставник должен обладать внутренним ресурсом: у него должен быть налажен контакт с самим собой. Еще одно важное качество — умение находить равновесие между спонтанностью и дисциплиной. Люди, привыкшие к чрезмерному порядку и строгим требованиям, как правило, терпят неудачу в работе с подростками, ведь те не приемлют давления.

Наставник должен знать, чего он хочет. Есть категория людей, которые думают, что понимают себя. Они устремлены к великим целям. Иногда к нам приходят женщины, которым еще нет 30 лет, и рассказывают: у меня трое детей, муж бизнесмен, работа, я занимаюсь горными лыжами, прыгаю с парашютом и подумала, что пора привнести в этот мир что-нибудь хорошее.

То есть я везде успела, и красавица, и умница, и три диплома, и бизнес в Италии, осталось только повесить медаль. Вот такие кандидаты нам точно не подходят. Они на самом деле сильные и ресурсные, но им нужно понять, для чего им еще одна «вершина»? Для чего женщина, у которой от 1-го до 3-х детей-дошкольников, которым самим нужна мама прямо сейчас, хочет уделить это внимание незнакомому ребенку?

Или у человека, извините, на шее мама с папой, родственники, друзья, круглосуточная работа, и неожиданно он желает потратить редкие часы свободного времени на ребенка из детдома. Такие люди, к сожалению, совсем не понимают своих истинных потребностей, их мотив – заслужить одобрение. В нашем деле его можно не дождаться. Тогда у наставника наступает разочарование и в итоге страдает подопечный. Если мы видим в человеке глубокое стремление и желание все-таки прийти к нам, то таким людям мы советуем пойти на терапию, чтобы сначала понять себя.

Наставник не ментор. Вы должны быть готовы впустить ребенка в свой мир. Вам придется подстроить под него свой график, менять отношения с семьей, друзьями и коллегами, потому что не сможете уделять им столько времени, как раньше.

Экологичный выбор

Когда кандидат проходит все этапы подготовки, мы высылаем ему видео с ребенком. Раньше для знакомства наставников с детьми мы использовали «speed dating». Представьте два круга стульев. Каждые три минуты наставники перемещаются по часовой стрелке от ребенка к ребенку. Затем все участники пишут на листочке имена трех человек, которые им понравились.

Если взрослый и ребенок выбирают друг друга два раза, у них образуется тандем. Казалось бы, это такой удачный формат знакомства, но пары, сформированные таким образом, оказались очень нестабильными.

В Алматы, в основном, мы работали с детским домом №2 и знали, какой ребенок может психологически подойти определенному взрослому человеку. Когда мы начали подбирать детей для наставников с помощью тестов и других показателей, пары получались крепкими, и даже сейчас, в связи с закрытием детского дома, наставники забирают своих детей к себе в семью. Причем очень взрослых забирают, 16-17-летних, хотя у таких ребят вообще не было никаких шансов. По старой системе подростков обычно никто не ищет.

Путь проб и ошибок

Первое время мы использовали дневник с рекомендациями для взрослых, где было прописано: погулять с ребенком, заняться хобби, поучить вместе уроки – все, что обычно делают в семье. Как только наши наставники пошли со своей благой миссией к детям, в ответ они получили бунт. Их подопечные ничего не хотели учить.

Конечно, все зависит от индивидуальных особенностей ребенка, но, по сути, этим детям не хватает общения один на один, например: как твои дела, чем ты сегодня занимался? Очень часто ребята молчат. Единственный способ наладить связь – начать с ними куда-то выходить.

В моем случае, дети хотели только в кино, потому что там нет личного общения, не надо проходить неловкие ситуации. Потом старший попросил водить его на футбол. Пока он по полю бегает, я сижу, наблюдаю. Гол забил, посмотрел, что я это увидела, похлопала, ему уже хорошо.

Вот так контакт устанавливался. Для некоторых детей, это единственный способ, потому что беседа один на один — это слишком близко, опасно и непривычно. Задача наставника поладить с ребенком, и дальше, когда появится доверие, он уже сможет вам о чем-то рассказывать.

Этих детей замучили вопросом «Кем ты будешь, когда вырастешь?». Мол, давай, определяйся уже. Раньше было важно получить профессию раз и навсегда, чтобы быть обеспеченным до конца жизни. В век информационных технологий нет ничего стабильного на 100 лет вперед.

Ни образование, ни выбор профессии не могут обеспечить вам стопроцентную гарантию благополучия. При здоровых условиях для психологического развития, человек понимает, кем он хочет стать к 23 — 25 годам.

Наша цель — помочь ребенку внутренне успокоиться и начать прислушиваться к себе, потому что его слушает взрослый. Наставник своим личным примером показывает, как взаимодействовать с окружающим миром.

Последние исследования показывают, что для успешной и счастливой жизни человеку, в первую очередь, нужен высокий уровень эмоционального интеллекта, а не IQ, как считалось в индустриальную эпоху.

Бывают дети очень эмоциональные, для них наставник может стать другом уже после первой встречи. У кого-то достаточно сильно травмированные дети, у кого-то менее. Если они раньше жили в семье, где родители может и пили, но были эмоционально доступны, такие дети легко привязываются. С ребятами, у которых родители были холодными или жестокими, либо же их вообще не было, на установление контакта, скорее всего, потребуется гораздо больше времени.

Случаются возвраты. Это ужасная ситуация, когда приемные родители отказываются от усыновлённого ребенка. Мои дети из этой категории. Чтобы наладить с ними более-менее стабильное общение ушел год-полтора. Даже будучи психологом с многолетним опытом, я была в шоке от ситуации и не знала, как себя вести.

Что уж говорить об обычном человеке? Хорошо, что это было наставничество. Мы встречались два-три раза в неделю, и мои дети, которые уже вообще никому не верили, через какое-то время оттаяли. У них было такое состояние: ну давай пляши, а мне вообще по барабану, что ты там будешь делать. Забирая их сейчас в семью, я понимаю, что есть риски, но точно уверена, мы справимся.

Время реформ

В начале 2016 года благодаря руководителю центра развития «Семейная Академия» Шолпан Байболовой был утвержден проект гостевой семьи. Для нас он был очень важен, потому что, если за ребенком в детский дом пришли незнакомые дядя с тетей, два раза с ним поговорили, забрали к себе в семью, потом у них что-то не получилось и его обратно «выпнули» – это одна травма.

А если приезжает пара и говорит ребенку: давай посмотрим, как у нас сложатся отношения, ты увидишь, как мы живем. Мы тебя выбрали, и если ты нас тоже выбираешь, давай попробуем. Раньше ребенок не мог пожить какое-то время в гостевой семье и вернуться обратно. К сожалению, и детей то особо не спрашивали. Если ребенок говорил нет, его очень сильно уговаривали, потому что в его интересах покинуть детский дом. Но не факт, что в результате для ребенка будет хорошо оказаться в семье. Есть дети, которых возвращают по 2, даже 5 раз.

Необходимо ввести обязательное прохождение Школы приемных родителей, причем не по четыре субботы, а два месяца, как это сделали в России. И без сертификата никуда. Сейчас в такую школу в Казахстане идут только по желанию. И даже при этом к нам приходили люди и говорили: сколько вам заплатить за сертификат, не проходя школы?

Конечно, это большие затраты, но тогда и дети, и приемные семьи будут защищены. Вы не представляете, какие драмы разыгрываются просто из-за необразованности и неподготовленности приемных родителей. Мы очень хорошо изучили эту кухню изнутри, так как сопровождаем все формы семейного устройства.

Дарить или не дарить?

После долгих обсуждений с наставниками, мы пришли к выводу, что в самом начале отношений дарить ребенку дорогие подарки неправильно. Какие-нибудь конфетки, фрукты — без проблем. Дальше вы делаете так, как принято у вас в семье. Допустим, в первый же год, когда началась зима, мои ребята ходили в рваных куртках и поэтому комплексовали.

Вещи были неплохие, но поврежденные в нескольких местах. И еще у них была страшная зимняя обувь с какими-то острыми носами, просто ужас. В тот момент у меня не было возможности обновить им гардероб, и я попросила своего хорошего знакомого проспонсировать покупку теплой одежды. Я купила только то, что им было нужно. Будь это мои родные дети, я бы сделала именно так. Мы садимся и обсуждаем, для чего им нужна та или иная вещь.

У нас наставники с разными доходами из разных культурных слоев. Кому-то захотелось научить подопечного стильно одеваться и следить за собой. Другой наставник решил показать, как он зарабатывает деньги, и провел с ним весь день на работе, после чего подросток смог получить честно заработанный гонорар и купить то, что хотел.

Кто-то предпочел никогда и ничего не покупать ребенку, а строить отношения только на чувствах и общении. На самом деле, деньги это всегда про любовь, насколько я щедр. Конечно, это не единственный способ и далеко не лучший. Во всем нужна мера.

Если же говорить про потребительское отношение со стороны детей, они просто не понимают, чего еще можно ждать от другого человека. К ним прибегают волонтеры, надарят подарков, поулыбаются, сфотографируются и уйдут. Вот они всех так и рассматривают: с паршивой овцы хоть шерсти клок. Поэтому такую острую и неоднозначную тему мы не раз разбирали на клубах наставников.

Результат заставит подождать

У детей, с которыми работают наставники, снижается тревожность и недоверие, улучшаются взаимоотношения в школе. У меня старший ребенок плохо учился из-за проблем с поведением. Вдруг его оценки улучшились. Позже выяснилось, что он наконец-то начал контактировать со своими одноклассниками, и они стали давать ему списывать. Для меня это было достижением, у него достаточно закрытый характер. Хотя бы так. Дальше, я надеюсь, у мальчика проснется желание учиться. Уверена, он быстро все наверстает, по поводу учебы я сильно не переживаю.

В идеале, наставничество — на всю жизнь. Ежегодно мы подписываем с участниками проекта контракт, потому что необходимо обновлять справки. Такие же документы требуется для оформления гостевой семьи. Сейчас у нас вообще не идет речи о том, что программа длится только один год. Такой короткий срок просто неэффективен. Либо вы занимаетесь этим постоянно, хотя бы до совершеннолетия подопечного, либо существует множество других форм полезной общественной деятельности. Просто помогайте другим способом, который вам больше подходит.

Чью-то жизнь проект меняет больше, чью-то меньше. Наставничество открывает колоссальные возможности для личностного роста. Изменения проходят через боль и неприятие, но за этим стоит огромный личностный ресурс. К нам очень часто приходят люди в состоянии кризиса с вопросом, а что я вообще сделал в этой жизни? Наш проект помогает им найти ответ.

The Steppe

The Steppe — прогрессивный сайт о жизни, работе и увлечениях.

Читайте так же:  Нейтрализация стресса

Источники


  1. Хардин, Джесси «Волк» Мэллон Нэнси Рэмсден Эшли Фратер В. Д. Где взять энергию? Секреты практической магии Эроса. Энергия Матери-Земли. Возвращение к истокам природы. Красноречие тела. Сила мифов и историй, пробуждающая энергии организма. Пробуждение энергетического тела. От шаманизма к биоэнергетике (комплект из 4 / Хардин Джесси «Волк», Мэллон Нэнси , Рэмсден Эшли , В. Д. Фратер, Кеннет Смит. — М.: ИГ «Весь», 2014. — 214 c.

  2. Камаровская, Елена Как сделать из обычного мужа образцового отца / Елена Камаровская. — М.: Питер, 2018. — 176 c.

  3. Архипова, Елена Кризисы семейной жизни / Елена Архипова. — М.: Фарес, 2008. — 112 c.
Стань наставником своему ребенку
Оценка 5 проголосовавших: 1