Стратегия безопасности ребенка дошкольного возраста

Сегодня обсуждаем тему: стратегия безопасности ребенка дошкольного возраста с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

«Формирование основ безопасного поведения младших дошкольников в игровой деятельности»
статья на тему

Безопасность — это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Это проблема для нас, воспитателей, представляется актуальной еще по тому, что каждый день, ежеминутно и ежесекундно, мы отвечаем за сохранение здоровья и благополучия каждого ребенка.

Вложение Размер
Формирование основ безопасного поведения младших дошкольников в игровой деятельности 25.85 КБ

Предварительный просмотр:

Районная научно-практическая конференция

ОО Каменского муниципального района

«Профессиональное мастерство педагога как условие повышения качества

Современного образования в контексте введения Федеральных

Государственных стандартов нового поколения»

Секция «Дошкольного образования»

Формирование основ безопасного

поведения младших дошкольников

в игровой деятельности

Подвижные, как ртуть,

Растут они, не ведая забот,

Родительскому сердцу дорогие.

И дети тоже чувствуют, что нет

Гарантий от опасностей и бед.

Но лишь тогда они проявят опасенье,

Коль будут знать, чего бояться им.

Дошкольный возраст — важнейший период, когда формируется человеческая личность, закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности. Малыш ещё не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому взрослые всегда защищают ребёнка. Об актуальности темы безопасности можно говорить много и все будет главное. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Очень важно каждого ребенка подготовить к встрече с различными сложными, а иногда и опасными жизненными ситуациями. Необходимо дать детям знания о правильном поведении дома, на улице, в транспорте, в лесу и т. д.

Ребенок должен осознанно действовать в той или иной обстановке. У дошкольников обязательно нужно развивать самостоятельность и ответственность, чтобы в опасные моменты своей жизни они всегда могли адекватно действовать. Ведь столкнувшись с опасной ситуацией, дети начинают ее решать методом проб и ошибок. На это уходит время и не всегда достигается лучший результат. В опасной же ситуации ребенок должен уметь найти быстрое решение проблемы и желательно с наименьшим ущербом для здоровья. Нужно помочь ребенку вступить в мир готовым к любым неожиданностям.

Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей в детском саду — дать каждому основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них.

Безопасность — это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Эта проблема для нас, воспитателей, представляется актуальной еще и потому, что каждый день, ежеминутно и ежесекундно, мы отвечаем за сохранение здоровья и благополучия каждого ребенка.

Дети дошкольного возраста любознательны, активно двигаются. Стремятся к самостоятельности и это нередко приводит к травмоопасным ситуациям. Поэтому в дошкольном возрасте важно создать условия в детском саду, которые помогут накапливать опыт безопасного поведения.

Содержание знаний о безопасности жизнедеятельности отражено в образовательных программах, рекомендованных министерством образования и науки для реализации в дошкольных образовательных учреждениях. Таким образом, проблема создания условий для усвоения этих знаний детьми дошкольного возраста является одной из первостепенных в педагогической деятельности.

Наиболее эффективным средством осознания своего поведения и овладения им в дошкольном возрасте традиционно считается игровая деятельность. Именно в игровой деятельности дети соотносят своё поведение с образцом поведения, анализируют свои поступки и поступки окружающих, осознают свои действия и вырабатывают отношение к окружающей действительности.

Игра — основной вид деятельности дошкольника. Поэтому, использование игровой мотивации для развития навыков безопасного поведения, закрепление норм поведения в различных ситуациях позволяют приобрести способность сохранять жизнь и здоровье в ЧС, неблагоприятных угрожающих жизни условиях. Игровая деятельность включает в себя дидактические игры, строительные, подвижные, сюжетно- ролевые. По окончании каждой организованной деятельности дети попадают в предметно- развивающую среду группы, где могут применить полученные навыки в игровой деятельности.

Задачи воспитания и развития детей:

1. Обогащение представлений детей об основных источниках и видах опасности в быту, на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми.

2. Ознакомление детей с простейшими способами безопасного поведения в разнообразных опасных ситуациях.

3. Формирование знаний о правилах безопасного дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.

4. Развитие умений и навыков безопасного поведения у детей в разнообразных опасных ситуациях.

5. Закрепление умений и навыков безопасного поведения в условиях специально организованной и самостоятельной деятельности.

6. Развитие осознанности и произвольности в выполнении основных правил безопасного поведения в быту, на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми.

7. Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным ситуациям.

Главное, что мы должны сделать в своей работе— это воспитание у ребенка адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях.

Хотим мы этого или нет, но в силу некоторых возрастных особенностей ребенок еще не может обеспечить собственную безопасность. Это должны сделать мы, взрослые. Перечислю эти особенности.

Основные физиологические и психологические особенности дошкольников:

1. Анатомо-физиологические особенности. Из-за маленького роста у детей небольшой угол обзора, небольшое поле зрения, поэтому они не способны быстро перевести взгляд с близких объектов на дальние и наоборот, быстро оценить ситуацию.

2. Сложности в управлении поведением, импульсивность. Эти особенности связаны с невысоким уровнем самоконтроля, в результате чего поступки нередко совершаются под влиянием эмоций.

3. Повышенная двигательная активности. В сочетании с любопытством и при отсутствии контроля со стороны взрослых она может стать причиной попадания детей в опасные ситуации.

4. Эмоция страха. Является причиной возникновения множества проблемных ситуаций. В страхогенной ситуации они теряются, впадают в состояние безысходности, незащищенности. Чем труднее ситуация,тем сильнее в центральной нервной системе развивается торможение.

5. Реакции детей по сравнению со взрослыми замедленны. Например, у взрослого пешехода на то, чтобы оценить обстановку уходит примерно 1 секунда, ребенку для этого необходимо 3-4 секунды. Дети медленно и чаще неправильно принимают решение, так как теряются, не зная, что делать.

Читайте так же:  Может ли любовь быть слишком сильной

6. Дошкольникам трудно распределять и переключать внимание объекта на другой. Кроме того, они реагируют на те звуки, которые им интересны.

7. Дошкольники не способны запомнить или предвидеть все возможные риски техногенной, природной и социальной среды. Ребенок не понимает и не прогнозирует возможные последствия своего поведения, не видит потенциальную опасность.

8. Неадекватность самооценки, переоценка своих возможностей. Желание выглядеть взрослее зачастую приводит к плачевным последствиям. Таким образом, можно сказать о том, что дошкольники зачастую не обладают возможностями, позволяющими оценить ситуацию, избежать или преодолеть ее последствия.

Прогулка имеет большое значение в плане формирования навыков безопасного поведения детей. Исходя из этого, рассмотрим формы работы с детьми по формированию навыков безопасного поведения

1. В первую очередь, с детьми проводится вступительная беседа на тему: «Правила поведения на участке детского сада во время прогулки», в ходе которой дети учатся соблюдать правила безопасного поведения на участке детского сада. Они должны знать границы своего участка, им напоминается об опасностях, которые могут подстерегать их на участке.

Во время проведения наблюдений предметом особого рассмотрения становятся такие вопросы:

Зима. «Осторожно! Скользко! » – дети знакомятся с правилами безопасности в зимнее время-гололед. На прогулке особое внимание уделяется вопросу: «Зимой на горке». В ходе проведения опытно-экспериментальной работы с сосулькой, обращается внимание на то, что сосульки могут быть опасны для человека, дети учатся предвидеть опасность, формируются навыки безопасного поведения.

Весна. Наблюдения за насекомыми, животными, растениями — продолжаем формировать элементарные представления о способах взаимодействия с данными объектами. Для примера рассматриваем вопрос: «Общение с незнакомыми животными». Детям разъясняем, что контакты с животными иногда могут быть опасными, поэтому нужно заботиться о своей безопасности.

2. Другим структурным компонентом прогулки является индивидуальная работа, дидактические игры. Они непродолжительны по времени, но и здесь формируются навыки безопасного поведения. При отработке с отдельными детьми физических упражнений, которые у них не получаются, обязательно еще раз проговариваются отдельные элементы, которые могут содержать в себе опасность. Есть часть упражнений, где просто необходимо соблюдать технику безопасности.

В рамках использования дидактических игр эффективными являются такие:

«Сгруппируйте опасные и безопасные предметы или объекты (на улице, в природе) »;

«Приведи пример того, что опасно, а что безопасно»;

«Как ты думаешь, что будет дальше, если мальчик (девочка) поступят так».

При проведении таких игр дети учатся запоминать свои действия в ходе игры и анализируют результаты. В д/и формируются знания об источниках опасности, о мерах предосторожности, действиях в опасных ситуациях, формируются знания об оказании первой помощи.

3. Следующим компонентом прогулок являются подвижные игры. Формирование навыков безопасного поведения детей происходит при организации самих игр и при использовании спортивного инвентаря.

4. Особый интерес и удовольствие дети получают во время трудовой деятельности. Однако трудовая деятельность сопряжена с опасностью для здоровья детей, если используемый инвентарь и оборудование не соответствуют росту, физическим возможностям, оборудование не должно быть тяжелым и травмоопасным. Поэтому мы тщательно осматриваем оборудование перед выполнением трудового процесса, объясняем правила работы с тем или иным инструментом.

При всяком виде трудовой деятельности воспитатель должен помнить об охране их здоровья: не перегревать детей, вовремя заканчивать работу, следить, чтобы дети не поранили друг друга лопатой, граблями и т. д. .Процесс работы надо организовать так, чтобы обеспечить смену движений, чтобы дети отдыхали.

5. При организации самостоятельной деятельности детей особое внимание следует уделить той категории детей, которые отличаются наибольшей подвижностью, активностью. Такие дети должны в течение всей прогулки находиться под контролем со стороны воспитателя.

Предметом особого разговора должно стать проведение целевых прогулок, экскурсий. Они должны быть тщательно подготовлены, т. к. выход за пределы территории детского сада — это всегда неизведанное, а неизведанное всегда таит в себе определенную опасность. Экскурсии к перекрестку, дороге, где проводятся беседы о правилах поведения на дороге и в транспорте, о правилах дорожного движения: переходить улицу можно только со взрослым, в строго отведенных местах и на зеленый сигнал светофора. Данный этап имеет большое значение в плане формирования навыков безопасного поведения детей.

Выводы: падения, ушибы, порезы, ссадины, травмы в большинстве своем происходят по прямой или косвенной вине взрослых. «Вакцина против травматизма — воспитание», — так сказал один из известных ученых. Воспитывая ребенка и прививая ему навыки безопасного поведения, взрослые ежеминутно должны помнить, что главное — это внушить ребенку уверенность в его возможностях, в том, что если он будет строго соблюдать определенные правила поведения, он не попадет в опасную ситуацию, а если случиться такое, то найдет из нее выход. Нет большей заслуги, чем сбережение жизни детей, а самое трудное — это научить их беречь свою жизнь.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В материале раскрываются актуальные проблмы формирования основ безопасного поведения ребенка-дошкольника, принципы организации работы, создание условий в ДОУ для ознакомления детей с ОБЖ.

Система работы по формированию основ безопасного поведения у дошкольников.

С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего обра.

Практико-ориентированный проект с целью формирования комплекса знаний у воспитанников о безопасном поведении в природе посредством взаимодействия с родителями детей.

В настоящее время в нашем детском саду совершенствуются, обновляются формы и методы работы с детьми при обучении правилам безопасного поведения на дорогах.Мы отдаем предпочтение нетрадиционной форме к.

Консультация для педагогов детского сада.

Проблема формирования основ безопасного поведения, умение выбрать тот способ взаимодействия с окружающим миром, который был бы приемлем для самого ребенка.

Безопасность детей дошкольного возраста. Основные правила

Если у вас в семье подрастают еще и школьники, то «Защитница Багира» предлагает вам прочесть статью «Проблемы в школе, что делать родителям и детям?». Также учтите, что большинство травм и конфликтов происходит именно во время школьных перерывов между уроками, поэтому учителей и родителей заинтересует материал «Техника безопасности для школьников во время перемен». Думая о безопасности своего ребенка от самых пеленок и до достижения им совершеннолетия, родители готовят ему почву для последующих успехов в жизни. Ведь многие взрослые комплексы произрастают из детских травм и страхов.

Читайте так же:  Как не попасть в капкан лояльности роду о синдроме годовщины

Кто в ответе за безопасность ребенка дошкольного возраста?

Ответ однозначен – родители, что естественно не исключает делегирование своих обязанностей няне, воспитателю в ДОУ и другим лицам. Родители должны всегда оценить потенциальную опасность для ребенка в том или ином месте и приложить все усилия по её снижению. Возможно, это станет для кого-то откровением, но даже если ваш ребенок в детском саду, у любимой бабули или подруги, это не снимает с вас ответственности за него. Ваша задача максимально обеспечить защиту своего ребенка дома и за его пределами, и быть готовыми оперативно отрегировать на любые возникшие проблемы. Ваш ребенок должен знать базовые правила безопасного поведения, которые включают в себя такие подразделы, как «Я и окружающий мир» — знания о себе, «Опасности окружающей природы» — опасности присущие вашему региону, «Правила техники пожарной безопасности», «Правила поведения в коллективе», «Поведение на воде», «Безопасное поведение в доме» — опасные места и предметы, «Безопасность на улице» — незнакомые люди, агрессивные животные и прочие опасности.

А те, кто временно опекают вашего малыша должны понимать что такое «Безопасность детей дошкольного возраста». Они должны знать особенности вашего ребенка дошкольного возраста: что ему нельзя есть, чем его увлечь и какие его привычки. Должны знать, как быстро связаться с вами в случае экстренной ситуации, а вы обязаны быть, в свою очередь, всегда на связи. И, конечно же, вы обязательно сами должны быть ознакомлены с правилами безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Как эффективно обеспечить безопасность дошкольника?

Практические советы по обеспечению безопасности детей дошкольного возраста

Приведем краткие тезисы, которые помогут вам в защите ребенка дошкольного возраста. Их не много, всего три, но это основа любой безопасности:

У некоторых родителей может закрасться вопрос – так что я должен теперь потерять покой и постоянно следить за своим ребенком? Попробуем вопреки традициям интернета всегда что-то советовать, пусть даже и невпопад, ответить вопросом на вопрос – кто вам сказал, что будет легко? Мы все плывем в похожих лодках, только не все целыми доплываем до берега. Единственное, чем мы можем вам помочь, это максимально раскрыть тему обеспечения безопасности вашего ребенка. Остальное всецело в ваших руках. Хотя, конечно, не в последнюю очередь стоит задача обучить малыша дошкольного возраста премудростям безопасного поведения.

Что должен знать о безопасности ребенок дошкольного возраста

Опишем основные моменты, которые должны быть донесены дошкольнику совместными усилиями воспитателей в детском саду и родителей (более подробней вы можете прочесть в нашей статье о правилах безопасности жизнедеятельности для детей). При этом, если вы относитесь именно к последней категории, то мы рекомендуем не полагаться всецело на обучение в дошкольном учебном заведении, а самостоятельно насаждать и проверять знания малыша по таким важным разделам как безопасность жизнедеятельности.

Чтобы не потерять статью и поделиться с друзьям в соцсетях сохраните её адрес, нажав одну из иконок:

Или же узнать о всех новых материалах в Твиттере или RSS-ленте:

Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста»

«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

(Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева)

Программа разработана на основе Проекта государственных стандартов дошкольного образования.

Предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста. .

Программа предполагает решение важнейшей социально-педагогической задачи — воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях.

Цели программы — сформировать у ребенка навыки разумного поведения, научить адекватно вести себя в опасных ситуациях дома и на улице, в городском транспорте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими предметами, животными и ядовитыми растениями; способствовать становлению основ экологической культуры, приобщению к здоровому образу жизни.

Программа включает шесть разделов, содержание которых отражает изменения в жизни современного общества:

1.1. О несовпадении приятной внешности и добрых намерений

1.2. Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми

1.3. Ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого взрослого

1.4. Ребенок и другие дети, в том числе подростки

1.5. Если чужой приходит в дом

1.6. Ребенок как объект сексуального насилия

2. Ребенок и природа

2.1. В природе все взаимосвязано

2.2. Загрязнение окружающей среды

2.3. Ухудшение экологической ситуаций

2.4. Бережное отношение к живой природе

2.5. Ядовитые растения

2.6. Контакты с животными

2.7. Восстановление окружающей среды

3.1. Прямые запреты и умения правильно обращаться с некоторыми предметами

3.2. Открытое окно, балкон как источники опасности

3.3. Экстремальные ситуации в быту

4. Здоровье ребенка

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

4.1. Здоровье — главная ценность человеческой жизни

4.2. Изучаем свой организм

4.3. Прислушаемся к своему организму

4.4. Ценности здорового образа жизни

4.5. О профилактике заболеваний

4.6. Навыки личной гигиены .

4.7. Забота о здоровье окружающих

4.8. Поговорим о болезнях

4.9. Инфекционные болезни

4.1.0. Врачи – наши друзья

4.11. О роли лекарств и витаминов

4.12. Правила первой помощи

5. Эмоциональное благополучие ребенка

[3]

5.1. Психическое здоровье

5.2. Детские страхи

[3]

5.3. Конфликты и ссоры между детьми

6. Ребенок на улицах города

6.1. Устройство проезжей части

6.2. «Зебра», светофор и другие дорожные знаки для пешеходов

6.3. Дорожные знаки для водителей и пешеходов

6.4. Правила езды на велосипеде

6.5. О работе ГИВДД

6.7. Правила поведения в транспорте

6.8. Если ребенок потерялся

В силу особой значимости охраны жизни и здоровья детей программа требует обязательного соблюдения основных ее принципов: полноты (реализации всех ее разделов), системности, учета условий городской и сельской местности, сезонности, возрастной адресованности.

Читайте так же:  В ожидании кормящей груди использование наблюдения за младенцем для понимания работы тревоги и успок

Программа рекомендована Министерством образования РФ.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 24»

г. Балахна Нижегородской области 8 (831) 44-6-64-02

Педагогические условия формирования социальной безопасности ребенка дошкольного возраста в условиях семьи

Современное развитие общества, передел мировых сфер влияния создало глобальную проблему, стоящую перед человечеством. Эта проблема сохранения жизни и здоровья. К существующим рискам природного характера добавляются и чрезвычайные ситуации социального, как правило, рукотворного характера. Это чудовищные террористические проявления, которые направленны на физическое уничтожение ни в чем неповинных женщин и детей.

27 марта 2016 г. у парка Гульшан-и-Икбал в Лахоре смертник привёл в действие взрывное устройство. Взрыв произошёл рядом с детской площадкой, где в это время находилось большое количество людей. В выходные дни здесь всегда многолюдно, и этим воспользовались террористы. Вечером в воскресенье в парк вышли погулять и отдохнуть сотни человек, большая часть из которых — семьи с детьми. Террорист выбрал место вблизи входа в парк, автостоянки, билетных касс и детской площадки, таким образом поразив максимальное количество людей. По меньшей мере 23 из 69 погибших – дети [1].

Наряду с варварскими актами несовершеннолетние дети подвергаются социальным опасностям, которые подстерегают их в жизненных, семейных и бытовых условиях. Еще пятьдесят лет назад в большинстве российских семей роль социальной защиты для ребенка выполняли бабушки и дедушки. В условиях современной нуклеарной семьи эти функции все чаще передаются различным учебным и образовательным учреждениям [2, С. 176-177].

Необходимо выделить группы социальных опасностей, которые имеют непосредственное отношение к детям дошкольного возраста.

Социально-психологические опасности: Проявляются как психологическое насилие, которое может привести к психологической травме, депрессии и стрессу ребенка. Последствия такого насилия могут быть непредсказуемыми. Хроническая тревожность, психическое расстройство, как результат психологического насилия, эмоциональное неприятие окружающей действительности и т.д. Последствия психологического насилия, часто, более болезненные, чем последствия физического насилия.

Говоря о последствиях, необходимо назвать, на первый взгляд, «безобидные» причины. Это частые конфликты между членами семьи, это отсутствие должного внимания со стороны родителей или старших братьев, сестер. Неприятие близкими людьми увлечений ребенка, занижение его способностей, насмешки, унижения и т.д.

Причиной стрессовых ситуаций нередко является процедура удовлетворения разнообразных потребностей среди членов семьи, соответствия ролевого поведения ожиданиям и т.д.

Социально-правовые: преступления, совершенные в отношении детей, нарушение прав ребенка.

Социальные: Безнадзорность, которая, часто, приводит к тому, что ребенок попадает в асоциальное окружение, что, в свою очередь, влияет на его настоящее и будущее психическое здоровье. Пренебрежение потребностями ребенка также входит в группу социальных опасностей. Ребенок, выживая на улице попадает в преступную среду становится или объектом или инструментом в преступной, противоправной деятельности, что делает его будущее весьма проблемным в социальном и психологическом плане;

Социально-экономические: низкий уровень жизни семьи, неудовлетворенность потребностей ребенка.

Лучшая профилактика социальной безопасности ребенка- здоровая, дружная семья. Сплоченность, доверительные отношения и благоприятный климат в семье играют огромную роль не только в физической, но и психической, социальной безопасности ребенка. Родители, в полной мере, должны принимать участие в развитии нравственного, духовного и, что не мало важно, физического здоровья своих детей.

Обеспечение детской безопасности – является важнейшей задачей, в первую очередь, семьи. Государство, как правило, обеспечивает социальную защиту таких категорий детей, которые лишены родительской опеки, особенно детей-сирот, также под социальную защиту государства попадают дети, нуждающиеся в коррекции умственного и физического развития, а также дети из малообеспеченных и многодетных семей. Дошкольники оказываются наиболее уязвимой категорией населения, подверженной почти всем видам социальных опасностей.

Ситуация осложняется закрытостью и изолированностью семейного быта, семейных устоев и обычаев. Часто люди не знают, что творится в соседней квартире. Понять о наличии опасностей можно только по косвенным признакам, таким как следы от побоев, неадекватное поведение, наличие симптомов расстройства физического или психического здоровья.

Для обеспечения социальной безопасности ребенка необходимо реализовать активную педагогическую поддержку, которая заключается в развитии у ребенка свободоспособности и создании условий для его саморазвития. Так же педагогическая поддержка заключается в выполнении педагогических условий, которые формулируют само понятие безопасности, формируют практические шаги в ее достижении и, самое главное, формируют компетентность родителей в вопросах детской социальной безопасности. Такими условиями могут быть следующие шаги:

  1. Педагогические мероприятия, посвященные созданию и поддержанию нормальных условий проживания и развития ребенка:

– лекции на определенную тему, для родителей, освещающие вопросы, касающиеся безопасности детей, на которые должны быть привлечены специалисты, такие как психологи, полицейские, педагоги.

– занятия родителей в педагогических кружках, целью которых является применение на практике полученных знаний и умений работы с детьми по обучению определенным навыкам личной безопасности;

– индивидуальные консультации семей со специалистами;

– распространение методического материала, пособий и памяток по основам безопасной жизнедеятельности детей;

– выставки методической литературы, необходимой для просвещения родителей в области социальной безопасности детей ;

– организация конференций, круглых столов с целью обсуждения и принятия решений по обеспечению детской безопасности. Следует отметить, что в конференциях должны участвовать не только педагоги и родители, но и специалисты определенного профиля. Такая форма организации предоставляет возможность обмена теоретическими знаниями и опытом, а также, с помощью инсценировки различных жизненных ситуаций, родители имеют возможность на практике применить свои умения;

– мастер-классы, проводимые педагогами. Их целью является передача ценного педагогического опыта. Мастер-класс предполагает демонстрацию педагогом работы с детьми, в увлекательной форме, где он обучает правилам безопасности в чрезвычайных ситуациях и ведет активное обсуждение с родителями и педагогическим составом методы и результаты проведенной работы;

– деловые игры. Суть их состоит в том, чтобы творчески изобразить определенные ситуации, принятие роли и выбор способа взаимодействия. В ходе деловой игры участники могут отрабатывать теоретические умения в действии, учиться общению с незнакомыми людьми, изучать правила телефонной безопасности, а также правила поведения в различных опасных ситуациях, что может послужить толчком для родителей к более внимательному отношению к социальной безопасности своих детей. В свою очередь, в ходе деловых игр, дети могут не только в теории ознакомиться с правилами безопасного поведения, но и на практике научиться владеть этими навыками. Такая деятельность помогает ребенку и родителям улучшить навыки безопасного поведения.

Читайте так же:  Отношения любовь или зависимость

2. Научить детей принимать правильное решение в тех жизненных ситуациях, которые требуют знаний безопасного поведения в обществе. Следует отметить, что акцент в этой области необходимо делать на том, чтобы дети решали проблемные задачи с помощью разбора конкретных ситуаций и их инсценировки. В ходе такой работы активизируется познавательная деятельность детей, они могут самостоятельно искать возможность выхода из проблемной ситуации, применять полученные умения и знания на практике, что позволяет им лучше усвоить правила безопасности. В связи с вышесказанным, можно сделать вывод, что необходимо больше внимания уделять различным видам деятельности и приобретению опыта. Для формирования безопасного поведения ребенка мы выделяем следующие виды работы с детьми дошкольного возраста:

– упражнения – заключаются в многократном повторении ребенком действий определенного содержания. Упражнения помогают детям научиться различным видам умственной деятельности и овладеть практическими навыками. Благодаря упражнениям дети учатся самостоятельно решать множественные задачи, которые он, ранее, решал под руководством педагога. Таким образом ребенок умеет использовать уже усвоенные знания на практике и переносить их на новое содержание;

– инсценировки, разыгрывание определенных ситуаций. Проведение различных игр вызывают у ребенка повышенный интерес, положительные эмоции. В игровой деятельности дети усваивают новую информацию гораздо лучше и быстрее, чем при объяснении, того же материала, педагогом. Инсценировки это творческая деятельность, направленная на свободу участников. Она предполагает решение определенных поставленных задач и проигрывание ситуаций, принятие участника какой-либо роли, выбор способа взаимодействия и решение проблемы. В такой деятельности происходит не только улучшение и закрепление знаний, но и формирование у ребенка навыков, которые пригодятся ему в будущем.

Такие исследователи как В.М. Гребенникова и Н.И. Никитина особое значение придают игровым технологиям, в ходе которых возможно формировать достаточно широкий спектр умений, навыков и компетенций. Кроме того, в процессе игры могут моделироваться ситуации на схемах, макетах и картах, а также проводиться викторины [3].

В результате такой работы у детей формируются, пополняются и систематизируются представления о социальном окружении, в котором их подстерегает опасность. Также у ребенка накапливается социальный и духовно-нравственный жизненный опыт, воспитываются личностные качества. Ребенок осознает не только свою значимость в обществе, но и ответственность за его и свое будущее.

Оказавшись в опасной жизненной ситуации люди ведут себя по-разному. У определенных людей ощущение страха вызывает чувство паники, при этом они не способны к защитным действиям. Для того, чтобы сформировать у ребенка мотивы самосохранительного поведения, необходимо дать ему знания о существующих опасностях, окружающих его и научить представлять себе последствия каждого конкретного действия. Родители должны знать о том, что ребенку важно объяснить, что опасности можно избежать, если вести себя правильно. Также очень важно разговаривать с ребенком на тему безопасного поведения в экстренных ситуациях, приводить конкретные примеры, чтобы он мог иметь представление об этом.

Рассмотрим несколько этапов работы:

– необходимо достичь понимания ребенком значимости соблюдения правил безопасного поведения не только для себя, но и для окружающих (с помощью чтения художественных произведений и бесед);

– сформировать у ребенка представление о последствиях нарушения правил;

– включить ребенка в активную практическую деятельность (проведение различных игр, тренингов, организация труда).

– организовать наблюдение детьми за поведением людей, соблюдающих нормы, для создания примера правильного поведения;

3. Развитие у детей социально-психологических качеств, способствующих самосохранительному поведению в ситуации опасности:

Таким образом, из вышесказанного, можно сделать вывод, что социальная безопасность – это, прежде всего, качество личности ребенка дошкольного возраста, позволяющее ему сформировать знания, умения и навыки безопасного поведения в социуме, с осторожностью относиться к потенциально опасным ситуациям. Социальная безопасность ребенка зависит, в первую очередь, от семьи, педагогов и государства. Исходя из этого, каждый из нас должен заботиться и правильно воспитывать подрастающее поколение. Ведь это наше будущее, от которого зависит психическое и физическое здоровье нации!

1. Теракт в Лахоре. – URL: http://art-assorty.ru/10873-terakt-lahor-pakistan [Дата обращения: 27-03-2016.]

2. Мосина О.А. Трансформация социального статуса пожилого человека в исторической ретроспективе // Гуманитарные и социальные науки. – 2014. — № 1. – С. 175-183.

3. Никитина Н.И., Гребенникова В.М. Интерактивные технологии развития в вузе профессиональной компетентности будущих магистров социальной работы // инклюзивное образование: проблемы и перспективы / Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции «Сетевое взаимодействие университетов с социальными партнерами в области инклюзивного образования: международный и региональный аспект». – Великий Новгород. – 2014. – 19-21 мая. – С. 70–79.

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2013

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Обеспечение детской безопасности – является важнейшей задачей государства, общества и семьи. Государство обеспечивает социальную защиту, поддержку детей дошкольного возраста, особенно детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, детей, которые нуждаются в коррекции физического и (или) умственного развития, в длительном лечении и реабилитации, а также детей из малообеспеченных и многодетных семей. Приоритетная роль семьи в формировании личности ребёнка и обеспечение социальной безопасности чётко обозначена в законодательных документах международного и отечественного уровня — в Конвенции о правах ребёнка, Конституции РФ, Семейном кодексе. Модернизация системы образования выдвигает в качестве одной из важнейших задач обеспечение полноценного, безопасного существования ребёнка в обществе.

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации утверждены «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». Данный документ включает в качестве обязательной части образовательную область «Безопасность». Содержание данной образовательной области направлено на решение следующих задач: формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира ситуациях и способах поведения в них, приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира поведения, формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира ситуациям.

Читайте так же:  Что такое переходный период в работе над собой

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что данная проблема исследовалась в работах Т.Г. Хромцевой, О.Г. Жуковой, Н.Т. Мельниковой, Л.А. Захаровой. Значительный вклад в исследование данной проблемы внесли И.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стёркина, разработавшие программу и учебно-методическое пособие «Основы безопасности детей дошкольного возраста». Однако в педагогической науке недостаточно изучены содержание и формы работы с семьей в процессе обеспечения социальной безопасности ребёнка.

Острые социальные проблемы современности сказываются на детях иначе, чем на взрослых. Такие особенности детей дошкольного возраста, как восприимчивость, доверчивость к окружающим взрослым и одновременно зависимость от них, открытость в общении и любознательность определяют поведение в опасной ситуации и способствуют их уязвимости. У дошкольников часто наблюдается недостаточная готовность к самосохранительному поведению, слабое развитие умений и навыков анализа обстановки, прогнозирования последствий своих действий. Таким образом, возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив их естественную любознательность, открытость и доверие к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни. Меры защиты в случае необходимости должны включать некие процедуры для разработки социальных программ с целью предоставления необходимой поддержки ребенку и лицам, которые о нём заботятся.

Социальная безопасность детей, с нашей точки зрения, может быть обеспечена при следующих педагогических условиях:

1. Социально-педагогическое сопровождение неблагополучных семей.

Оно подразумевает правовые, социальные, психолого-педагогические мероприятия по обеспечению гарантированных условий жизни, поддержание жизнеобеспечения, гармоничного развития ребёнка, включающие:

психолого-педагогическое сопровождение и патронаж семьи;

сотрудничество с учреждениями социальной защиты;

дневное пребывание детей в специальных учреждениях;

прямое включение специалистов в семью;

обучение и консультирование родителей;

вовлечение родителей в работу с детьми.

2. Решение детьми проблемных задач и ситуаций, требующих знаний безопасного поведения в обществе.

3. Развитие у детей социально-психологических качеств, способствующих самосохранительному поведению в ситуации криминогенного риска:

адекватной оценки самого себя, своих возможностей и способностей;

способности к анализу обстановки, прогнозированию последствий своих действий;

самостоятельности, ответственности за своё поведение;

способности к принятию решения.

Социальная безопасность обеспечивается специальной психолого-педагогической работой по формированию устойчивого детского сообщества, нормализации жизнедеятельности, а также отходом от авторитарного стиля руководства детской деятельностью и общения с детьми.

[2]

Другими словами, организация атмосферы эмоционального благополучия является тем непременным условием, при котором возможно обеспечение психической и социальной безопасности детей. Ведь известно, что многие «необдуманные» поступки дети совершают не по незнанию, а в силу неустойчивости психических реакций.

Для формирования у ребенка социальной безопасности мы определили цель работы: развить у ребенка навыки разумного поведения, научить адекватно вести себя в опасных ситуациях дома и на улице, в городском транспорте, при общении с незнакомыми людьми. Нами были разработаны рекомендации по проблеме обеспечения социальной безопасности дошкольника:

в блоке специально организованной деятельности нужно рассказывать об опасности контактов с незнакомыми взрослыми, учитывая, что у детей собственные представления о том, какие взрослые могут быть опасными, а какие нет;

предлагаем разыгрывать разные ситуации: ребенок дома один; ребенок дома с друзьями, братьями, сестрами; ребенок дома со взрослыми. В игровой тренинг следует включить разного рода «уговоры», привлекательные обещания. Возможные реальные ситуации могут подкрепляться сказочными сюжетами, например «Волк и семеро козлят»;

использовать игрушечный телефон, чтобы дети научились набирать «01», «02», «03»;

воспитателю необходимо познакомить детей с правилами поведения на улицах города: рассказать о правилах дорожного движения, почему нельзя выходить на улицу без взрослых, играть на тротуаре, как следует переходить дорогу, с пешеходным маршрутом (переход «зебра», светофор, «островок безопасности»); объяснить, для чего предназначены тротуар, проезжая часть, перекресток, детей старшего дошкольного возраста необходимо научить различать дорожные знаки, предназначенные для водителей и пешеходов. Следует познакомить детей с правилами езды на велосипеде и самокате, с правилами поведения в транспорте и с работой Государственной инспекцией по безопасности движения (ГИБДД);

особенность безопасности жизнедеятельности детей состоит в очень большом значении положительного примера в поведении взрослых. Поэтому нужно уделить большое внимание работе с родителями. Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют.

Кроме того, надо учесть следующие возможные направления работы воспитателей с родителями:

[1]

организация собраний (общих и групповых) с целью информирования родителей о совместной работе и стимулирования их активного в ней участия;

ознакомление родителей с работой детского сада по предлагаемой программе (собрания, открытые занятия, специальные экспозиции, тематические видеофильмы);

организация различных мероприятий с участием родителей (в том числе с использованием их профессионального опыта медицинского работника, милиционера, пожарника);

ознакомление родителей с результатами обучения детей (открытые занятия, различные общие мероприятия, информация в «уголках родителей»).

Авдеева Н.Н. Основы безопасности детей дошкольного возраста / Дошкольное воспитание. 1997, — № 3. – С.22-24.

Голубев В., Савченко П. Социоприродная основа устойчивого развития / Экономист. 1996. -№ 8.-С.71-77.

Даниленко И.С. Семья и безопасность / Безопасность 1993. — № 10.-С.-26-31.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Чипеева НА. Социальная безопасность и младший школьник / Основы безопасности жизнедеятельности. — 2008. — № 8. — С.34.

Источники


  1. Регуляция репродуктивного поведения и репродуктивное здоровье / И.С. Морозова и др. — М.: Ленанд, 2015. — 240 c.

  2. Кинг, Д. Любовница, подруга и жена. Психология супружества / Д. Кинг. — М.: ФАИР-ПРЕСС, Информпресс+, 2014. — 384 c.

  3. Арбузова, Е. Н. Практикум по психологии общения / Е.Н. Арбузова, А.И. Анисимов, О.В. Шатровой. — М.: Речь, 2016. — 272 c.
Стратегия безопасности ребенка дошкольного возраста
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here