Стратегия воспитания успешности ребёнка

Сегодня обсуждаем тему: стратегия воспитания успешности ребёнка с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Общая стратегия воспитания и развития ребенка в семье и ДОУ
методическая разработка (младшая группа) по теме

Общая стратегия воспитания и развития ребенка в семье и ДОУ

Вложение Размер
obshchaya_strategiya_vospitaniya_i_razvitiya_rebenka_v_seme_i_dou.doc 34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Общая стратегия воспитания и развития ребенка в семье и ДОУ

(Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьева, А.Е.Жичкина)

В дошкольном образовательном учреждении

Создавать у ребенка уверенность в том, что его любят, о нем заботятся. Ласково и нежно разговаривать с ним, осуществляя тактильный контакт (обнимать, гладить по голове и т.п.)

Выяснить, каким ласковым именем называли ребенка дома, и так же называть его в детском саду

Отзываться на потребность ребенка в общении, а в случае необходимости, доброжелательно мотивировать свой отказ («Извини, я сейчас не могу этого сделать, потому что должна закончить приготовление обеда»)

Внимательно и уважительно относиться к каждому ребенку, его потребностям, интересам, переживаниям; поддерживать инициативу в общении

Заинтересованно, с вниманием и уважением относиться к вопросам, которые задает ребенок, его просьбам и жалобам. Уметь успокоить, помочь отыскать какие-то иные источники утешения

Проявлять заботу и оказывать помощь

Никогда не говорить ребенку, что его не любят. Научиться доказывать малышу, что его плохой поступок никак не влияет на отношение к нему. Не оставлять его одного даже в критических ситуациях, когда поступок ребенка требует серьезного осуждения. (Договоритесь с родными и близкими о том, кто будет в семье «защитником» и даже в трудных жизненных ситуациях найдет слова утешения для малыша.) Не накапливать в ребенке отрицательные эмоциональные впечатления, груз безотчетных, неосознанных обид (лучше регулярно обсуждать «критические» ситуации: кто был не прав и почему)

Понимать самоценность каждого ребенка, его неповторимость в этом мире. Рассердившись на малыша, никогда не говорить ему, что его больше не любят. Даже в трудные минуты общения не допускать безапелляционного тона, атмосферы казарменной дисциплины в группе

Признавать право ребенка на некоторую неумелость. Обсуждать вместе с ним забавные истории, которые происходили раньше, а теперь вызывают улыбку

Не критиковать результаты деятельности, но в игровой или шутливой форме высказывать замечания и помогать добиваться результата

Категорически запрещать детям бить и обижать других ребят, животных, уничтожать насекомых, бездумно рвать траву, ломать деревья и кустарники

[2]

Не допускать бездумного и жестокого отношения детей к другим ребятам, животным и растениям

Отмечать и поддерживать любые успехи детей, их стремление научиться делать что-то, помогать оценивать достигнутые результаты

Помогать детям осознавать свои даже самые незначительные достижений и открыто выражать радость по этому поводу. Чаще рассказывать детям об их реальных и возможных достижениях в игре, во взаимоотношениях друг с другом, в рисовании, лепке, математике, музыке и т.п.

Никогда не выдавать детских тайн, не подшучивать над ними, в присутствии ребенка не обсуждать с педагогами и другими взрослыми и детьми его поведение

Обсуждать с родителями личные качества малыша и особенности поведения только при его отсутствии

Уважать интересы и привязанности детей. По мере возможности предоставлять им право выбора

Уважать вкусы, привычки детей и их родных и близких. С пониманием и уважением относиться к религиозным проявлениям

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В данном материалы представлена информация о проведении общего родительского собрания в октябре 2011 года. К данному материалу прилагается презентация работы ДОУ в данном направлении.

Презентация «Физическое развитие ребенка в семье и ДОУ» , информация для родителей дошкольников.

Взаимодействи семьи и ДОУ в воспитании дошкольника.

В методической разработке отражена актуальность вопроса по использованию здоровьесберегающей деятельности в дошкольном учреждении. Педагогам представлена технологическая карта проведения занятия. В пр.

Презентация к учебному занятию с педагогами на тему: «Здоровьесберегающие аспекты в воспитании и развитии ребенка в контексте ФГОС ДО».

Статья будет интересна воспитателям дошкольных учреждений. В статье можно найти ответы на вопросы: Как заинтересовать родителей в совместной работе?Как создать единое пространство развития.

Стратегия воспитания успешности ребёнка

Сегодня мы поговорим о весьма интересном и волнующем большинство родителей предмете – о воспитании детей. Однако речь пойдет не о том, как это происходит в каждой семье или как, по мнению родителей, лучше всего воспитать своего ребенка, а о более глобальном явлении: о том, что по этому поводу думает государство. Как известно, в конце прошлого года Министерством Образования утверждена «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации 2015-2025», которая была принята к исполнению с начала текущего года. В этой статье мы попробуем разобраться, что это за стратегия и что предполагает сделать согласно ей государство для подрастающего поколения.

Стратегия развития воспитания детей – это «система деятельности, ориентированная на обновление воспитательного процесса на основе оптимального сочетания отечественных педагогических традиций и современного опыта, создание и укрепление новых механизмов воспитания»[1] . Из этого следует, что она является важной составляющей инновационной основы будущего страны и что именно стратегия должна определить комплекс действий, направленных на обеспечение воспитания подрастающего поколения.

Как известно, воспитание является важным компонентом социально-экономического развития общества. Воспитание и уровень жизни населения взаимозависимы и тесно взаимосвязаны. В этой связи в стратегии развития воспитания должны учитываться социально-экономические изменения в России.

По прочтении можно понять, что она основана на психолого-педагогических концепциях организации воспитательной деятельности, опирается на основные позиции различных научных школ и учитывает результаты исследований отечественных и зарубежных ученых. В ее основе лежит опора на активную позицию самого ребенка, его ценностно-смысловые ориентиры, мотивацию самосовершенствования.

Более того, развитие воспитания в России является стратегическим приоритетом, который предполагает соответствие личностных качеств общенациональному идеалу, ценностям, смыслам деятельности отдельных социальных групп и общества в целом. В этой связи в стратегии перечислены основные ценности и установки, которые будут закладываться в подрастающее поколение, о чем подробнее будет рассказано далее.

Важно понимать, что реализация стратегии предполагает качественные изменения в системе воспитания, которые должны обеспечить социальное и гражданское становление молодых людей, духовно-нравственную, ценностно-смысловую ориентацию, мотивацию к непрерывному личностному росту, самореализации в жизни, обществе и профессии.

Читайте так же:  Противостоять или принять

Воспитание как функция социальных институтов

Воспитание является главной функцией семьи, государства и общества. Субъектами воспитания являются сами воспитанники, родители, педагоги, специальные службы образовательных и иных профильных организаций. Воспитание как педагогический компонент социализации представляет целенаправленный процесс развития личности, основанный на гуманистическом взаимодействии воспитателя и воспитанника. При этом происходит развитие воспитанника как личности и освоение им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества.

При этом в стратегии отмечается, что основным институтом воспитания должна оставаться семья. Именно она призвана обеспечить разумную организацию жизни ребенка, помочь ему усвоить положительный опыт жизни и труда старших поколений, накопить ценный индивидуальный опыт деятельности, привычек, отношений. В этой связи государство предполагает работу над укреплением социально-педагогических отношений семьи и образовательных организаций, что связано с решением следующих задач:

  1. Государственная поддержка семейного воспитания: повышение социального статуса семей с детьми, обеспечение материального благополучия в семье, охрана прав ребенка в семье.
  2. Расширение инфраструктуры семейного отдыха, семейного образовательного туризма в каникулярное время.
  3. Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников, предусматривающих совместную работу детей и родителей.
  4. Поддержка активного участия родителей в реализации воспитательных программ образовательных организации, в которых числятся их дети.

Безусловно, воспитание также предполагает целенаправленные действия по интеграции человека в общество, освоению им комплекса нравственных норм и социальных ролей, что осуществляется через включение воспитанников в различные виды социальных отношений. При этом решаются две группы задач: социальной адаптации и социальной автономизации личности. Социальная адаптация предполагает активное приспособление индивида к условиям социальной среды, а социальная автономизация – реализацию совокупности установок на себя, устойчивость в поведении и отношениях, которая соответствует представлению личности о себе, ее самооценке. Результатом социализации человека должна являться социальная активность – реализуемая готовность к социальным действиям, которая проявляется в различных сферах общества.

Теперь, когда стало яснее, что же предполагает собой процесс воспитания согласно стратегии необходимо выяснить, какие цели и задачи преследует эта стратегия, а также на чем она основывается. Какие базовые ценности принимаются за образец, к которому каждому ребенку предстоит стремиться?

Исходя из текста стратегии, ее цель – развитие государственно-общественной системы воспитания Российской Федерации в период до 2025 г., которая будет обеспечивать формирование российской гражданской идентичности, консолидацию общества, укрепление моральных основ общественной жизни, успешную социализацию детей и молодежи и некоторые другие аспекты. Базовые национальные ценности подрастающего поколения берутся из основного документа страны – Конституции РФ. за основу берутся следующие ценности, необходимые для воспитания:

  • патриотизм – любовь к России, к своему народу, служение Отечеству;
  • социальная солидарность – личная и национальная свобода, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества;
  • гражданственность – следованию закону и соблюдение установленного правопорядка, свобода совести и вероисповедания;
  • семья – любовь и верность, уважение к родителям, забота о старших и о продолжении рода;
  • здоровье – здоровый образ жизни; здоровье физическое, социально-психологическое и духовное;
  • образование – знание, компетентность, самоопределение и самореализация в образовании, накопление человеческого капитала;
  • труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;
  • наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
  • традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека. Иными словами, толерантность, формируемая на основе межконфессионального диалога;
  • искусство и литература – красота, гармония, эстетическое и этическое развитие;
  • природа – забота о родной земле и планете Земля в целом, экологическое сознание.

Исходя из вышеперечисленных ценностей, основные задачи стратегии – это повышение солидарности общества, обеспечение государственной поддержки семейного воспитания, повышение эффективности воспитательной деятельности образовательных организаций и поддержка уязвимых категорий детей и подростков.

Итак, определены ценностные ориентиры и основные задачи, требуемые для реализации. Теперь необходимы конкретные шаги к реализации. Вот некоторые предлагаемые меры, которые, по задумке, должны помочь реализации стратегии:

Таким образом, можно заметить, что Стратегия развития воспитания в Российской Федерации 2015-2025 – это серьезная и кропотливая работа, которая при полной реализации серьезно изменит и улучшит концепцию воспитания подрастающего поколения, реализуемую в настоящее время. Очерченные базовые национальные ценности предполагают воспитание осознанных, высоконравственных и глубоко толерантных личностей, что крайне необходимо нашему обществу. А каким образом это будет реализовываться на практике, уже совсем скоро узнает каждый родитель.

[3]

Автор: Павел Демин

Источник фото: drobs.ru

[1] Проект в редакции от 13 января 2015 года «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».

Стратегии воспитания и их последствия в жизни детей

Я хочу сегодня рассказать о стратегиях воспитания и о последствиях, которые эти стратегии имеют для ребенка.

Ребенок находится в ситуации ограничения свободы, загнан в манеж, делая то, что на самом деле нужно не ему, а взрослым. Он занимается из-под палки, стараясь вкладываться как можно меньше. Впоследствии он подвержен критике – как внутренней, так и внешней, следует стереотипам и плохо адаптируется к изменениям.

Возможно проявление инфантильной позиции – «вы там сами за меня сделайте что-нибудь», позиции избегания – «лишь бы отстали». Такого ребенка нужно долго и последовательно переучивать в направлении того, что он сам может выбирать, что ему делать и как поступать.

Первый вариант более простой – родитель чувствует себя несчастным, постепенно отдаляется и в бессилии что-либо дать ребенку, начинает проявлять агрессию по отношению к нему, иногда даже связывая с ребенком причину своих несчастий.

Ребенок привыкает к тому, что он должен уметь все делать сам, так как рассчитывать не на кого. И одновременно с этим он становится в позицию конфронтации и обороны со взрослыми, в которых видит врагов. Он вырастает сильным человеком, но испытывает двойственные чувства любви и ненависти к родителям, которые терзают его всю жизнь.

Второй вариант родителя – безразличный оптимист. Здесь даже бОльшая сложность. У родителя все хорошо. Он увлечен личными делами. Ребенок предоставлен самому себе. Когда такой ребенок вырастает, он сохраняет хорошие отношения. К родителям, к другим людям. Но не к себе. Потому что в глубине души его родилось чувство, что он не достаточно хорош для родителей, поэтому с ним никто не общается. А родитель хорош, любим и позитивен.

Читайте так же:  Ответственность и вина

У этого ребенка также нет доверия к миру, он тоже всего достигает сам. Но при малейшем препятствии у него возникает вопрос: правда ли что я смогу, что я достоин? И при малейшем сомнении он скорее отказывается от выбора и благ. Помощи просить он не привык – да и бесполезно. Но и на себя опираться сложно – так как нет виноватых, кроме самого себя.

Дети с безразличными стратегиями воспитания очень часто опускают руки. Даже если они активны и деятельны, их преследуют сложные состояния, бессилие и депрессия. Ему непонятно, он пытается бросить начатое, пытается начать то, что бросил снова и снова — но ничего не получается!

Для сравнения, ребенку с безразличной или стратегией давления не придет в голову, что нужно просто запросить необходимый ресурс, воспользоваться подсказкой или чьими-то услугами.

Воспитание – это проект!
Поддержка ребенка в последовательном, конструктивном развитии его СПОСОБНОСТЕЙ (без давления и манипуляций).
Начните выстраивать правильные отношения с ребенком, применяя позитивные стратегии.

Любые внешние отношения следуют из системы отношений внутри. Согласно теории Эрика Бёрна, человек может находиться в трех эго-состояниях:

Ребенок – проявляется с рождения, олицетворяет жизненную силу и индивидуальность: играть, быть собой.

Родитель – проявляется в ситуациях воспитания и передаче опыта: поучает, покровительствует, опекает.

Взрослый – проявляется в ситуациях принятия объективных ответственных решений: самостоятельность, обязательность

Ответьте на вопросы о своих стратегиях: о том, каким образом мы добиваемся долгосрочных целей (отметьте галочкой те утверждения, с которыми вы согласны):

  1. Принуждаем СЕБЯ заниматься нелюбимым делом
  2. Навязываем чужие «нужные и денежные» таланты РЕБЕНКУ
  3. Сравниваем СВОЕГО РЕБЕНКА с другими
  4. Навязываем СВОИ таланты РЕБЕНКУ
  5. Считаем, что талант зависит от генов, мало что на него может повлиять
  6. Думаем, что человек может заниматься чем угодно, главное – труд
  7. Верим в то, что успешность человека зависит от обстоятельств
  8. Приводим часто пример, когда беспризорник стал успешным, хотя никому до него не было дела
  9. Занимаемся САМИ любимым делом
  10. Помогаем в том, что дает энергию самому РЕБЕНКУ
  11. Говорим ребенку и себе МОЖНО
  12. Убеждаем РЕБЕНКА в том, что профессию надо выбирать по душе

Если в вашем списке только позитивные стратегии – вас можно поздравить! Вы нацелены на позитив и взаимопомощь!

Если в вашем списке присутствует хотя бы одна негативная стратегия – стоит срочно задуматься! Что-то вы делаете не так.

Видео (кликните для воспроизведения).

Если есть безразличные – это говорит о том, что и вы сами, и ваш ребенок обделены вниманием.

Негласный закон передачи опыта:

Как вы относитесь к своему внутреннему ребенку, так же вы будете относиться к детям и скопируете все свои стратегии!

Уровень энергии зависит от того, насколько мы реализуем свои мечты! И наоборот. Чем больше успешных дел, тем выше энергия, которую мы получаем в итоге.

Успешный человек (+) — это человек, реализующий СВОИ мечты! Это ответственный взрослый, поддерживающий родитель и счастливый ребенок – тот, который находится в области своих реализованных талантов и позитива.

Несчастный человек (–) — это человек, принуждающий себя заниматься тем, что ему не интересно, не получается, и т.д. Уставший раздраженный взрослый, подавляющий родитель и травмированный ребенок – занимается не своим делом, испытывает раздражение и негатив.

Сомневающийся человек (0) — не пытался экспериментировать со своими талантами. Апатичный взрослый, безразличный родитель, брошенный ребенок. Если он пытается реализовать свой талант, он попадает в прострацию, тупое бессилие… В этом состоянии нужна поддержка! Часто таким людям проще делать что-то грандиозное для других, чем какую-то малость для себя. Они отказываются от помощи, и со стороны кажется, будто они нарочно избегают простых путей.

Сложно начать изменения, находясь под гнетом давних установок. Принять себя в таком состоянии, со всеми своими особенностями и выбраться из замкнутого круга на свободу.

Стратегия воспитания детей

Воспитание подрастающего поколения всегда было и остается одной из важнейших государственных задач. В связи с этим, в России разработана стратегия воспитания, основанная на гуманистических, социально-культурных и других принципах. При этом каждому ребенку гарантируются равные возможности и социальная справедливость.

Основная цель данной программы заключается в духовном и нравственном становлении молодежи, воспитании гражданского долга, способности каждого к полной реализации собственного потенциала на благо нашей Родины.

Основные принципы стратегии

Образование и воспитание является неотъемлемой частью социальной политики. Разработанная стратегия определяет комплекс мероприятий по воспитанию подрастающего поколения в соответствии с политическими и социально-экономическими изменениями в стране.

Воспитательный процесс выступает приоритетным направлением, основная концепция которого предполагает формирование качеств отдельной личности в соответствии с общенациональными идеалами и ценностями, деятельностью всего общества и его различных социальных групп. Следует учитывать, что воспитание тесно связано с уровнем жизни и полностью зависит от него. В благополучном обществе граждане должны быть готовы и далее реализовывать новые социально-экономические потребности общества. Поэтому в стратегии воспитания обязательно учитываются все экономические и социальные изменения, происходящие в стране.

Педагогические и психологические стороны стратегии основаны на большом отечественном опыте в сфере детского воспитания, в соответствии с современными концепциями. Здесь интегрированы различные позиции, в том числе и положительные зарубежные разработки. Реализация данных задач должна привести к качественным изменениям во всей воспитательной системе, обеспечивающей становление действительно всесторонне развитой личности.

Цели и задачи современного воспитания

В воспитательном процессе принимает непосредственное участие семья, общество и государство. Основными действующими лицами данной системы выступают дети, родители, педагогические коллективы, а также различные виды специальных образовательных и других организаций, выполняющих аналогичные функции.

Воспитание в виде социального педагогического компонента является целенаправленным процессом, направленным на развитие личности, во время которого осуществляется гуманистическое взаимодействие детей и воспитателей. Кроме того, каждый ребенок осваивает необходимые ценности, получает определенные нравственные установки, овладевает общественными моральными нормами.

Читайте так же:  Три типа близости

В результате воспитательного воздействия ребенок нормально интегрируется в общество, осваивает нравственные нормы и отведенные ему социальные роли, путем участия в различных общественных отношениях. Таким образом, происходит постепенная социальная адаптация и автономизация личности. Это позволяет активно приспосабливаться к социальной среде, а также реализовывать собственные установки, касающиеся взаимоотношений и поведения на основании самооценки. В конечном итоге ребенок побуждается к социальной активности, он становится готовым к реальным действиям в той или иной сфере жизни и деятельности.

Главной целью стратегии является воспитание свободного, высоконравственного, ответственного и творческого гражданина, осознающего судьбу России, как свою собственную. Такой человек будет жить настоящим и будущим страны, бороться за сохранения мира, соблюдать культурные и духовные традиции многонационального государства.

На чем основана стратегия воспитания

Стратегия воспитания подрастающего поколения основывается на базовых национальных ценностях Российского государства, закрепленных в Конституции. В первую очередь, это патриотизм, заключающийся в служении Отечеству и любви к своему народу. Соблюдение социальной солидарности заключается в национальной и личной свободе, доверии к государственным и общественным институтам, проявлении по отношению к другим людям милосердия и справедливости, соблюдении достоинства и чести.

Одной из основных человеческих ценностей является семья, где прививаются понятия любви и верности, уважение и забота о родителях. Именно здесь закладываются основы будущего социального воспитания. Большую роль играет внедрение здорового образа жизни, основанного на занятиях физкультурой и спортом. Человек становится здоров не только физически. Он активно развивается в социально-психологическом и духовном плане.

Современная стратегия воспитания прочно базируется на образовании. Благодаря обучению, человек становится компетентным, приобретая знания, необходимые для всей дальнейшей жизни. Ребенок с детских лет учится уважать труд, становится настойчивым и целеустремленным, творческой и созидающей личностью.

Стратегия воспитания успешности ребенка

Воспитание в семье — это та же жизнь, и наше поведение и даже наши чувства к детям сложны, изменчивы и противоречивы. К тому же, родители не похожи друг на друга, как не похожи один на другого дети. Отношения с ребенком, так же как и с каждым человеком, глубоко индивидуальны и неповторимы.

Связь воспитания с другими видами деятельности, подчинение воспитания тем или иным мотивам, а так же место воспитания в целостной личности человека — все это и придает воспитанию каждого родителя особый, неповторимый, индивидуальный характер. Именно поэтому родителям, которые хотели бы воспитывать своего ребенка успешным не стихийно, а сознательно, необходимо начать анализ воспитания своего ребенка с анализа самих себя, с анализа особенностей своей собственной личности и собственных установок в отношении воспитания детей.

Установки родителей в отношении воспитания детей:

1. Воспитание ребёнка – это большая радость в жизни. Такая установка помогает оптимизировать процесс воспитания, а также позволяет приспосабливаться к потребностям ребёнка, адекватно и легко менять свои методы воспитания, помогает понимать ребёнка и легко менять свои методы воспитания.

2. Воспитание – это очень большая ответственность. Такая установка велит контролировать своё поведение родителю, мобилизуя все свои силы на воспитание, при этом есть много тревоги и страха оказаться недостаточно эффективным родителем.

3. Воспитание ребёнка – это мой крест, и мне нести его. Такая установка делает отношения родителей с ребёнком «плоскими», лишая их эмоциональной радости. Более того, у родителей появляется сожаление в связи с утраченными, упущенными возможностями относительно себя.

4. Воспитание – это тяжёлая кара, наказание. Такая установка сводит к нулю эмоциональную чувствительность родителей и их способность понимать и поддерживать своего ребёнка.

Какие качества вы хотите воспитать в своём ребёнке? Как воспитывать эти качества? Кто из родителей будет делать это? И что получится в итоге?

Основные стратегии воспитания детей

Тактика: действия, направленные на адаптацию и интеграцию ребёнка в общество. Ребёнка отдают в детский сад, затем в школу, учат общаться, выстраивать гибкие взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; водят в театральные кружки, отправляют в детские лагеря и т.д.

Акмелогическая (акме – гора, в переводе с греческого)

Тактика: действия, направленные на раскрытие потенциала и талантов ребёнка для достижения высокого положения в обществе. Родители развивают знания ребёнка, водят его в школу раннего развития, на курсы иностранных языков, шахматы и в разные другие интеллектуальные заведения, развивая стремление быть «первым», «лучшим».

Тактика: действия, направленные на приобщение к культуре: музыка, искусство, литература; ориентация не на знания, а на навыки культуры, культурные ценности, нравственность и образованность.

Тактика: действия, направленные на формирование умения жить своей жизнью, на осознание происходящего и реализации своего выбора в жизни; родители дают ребёнку достаточно свободы и создают условия, чтобы ребёнок сам определял свой выбор.

Понятное дело, ребёнку, пока он маленький, невдомёк, какой стратегии придерживаются родители. Да и сами родители, порой, не вполне осознают, какова их стратегия воспитания ребёнка, и тем более, чем она обусловлена. Ведь часто бывает так, что у родителей есть сильная потребность реализовать в детях то, чего не удалось им в своём собственном детстве. Или из своих конкурентных мотивов перед другими ребёнок для родителей становится средством престижа. Более чем понятно, что ни тот, ни другой мотив, на самом деле, не является оправданным и делающим ребёнка счастливым. Особенно, если у родителей не выработана общая стратегия воспитания, и мама с папой, что называется «рвут» ребёнка на части. Какую бы стратегию вы ни выбрали, главное, уважать при этом личность ребёнка и считаться с его желаниями в первую очередь.

Мудрость родителей – в понимании того, что ваш ребёнок уникален, не похож на других. Его путь – это его путь. И скорость, с которой он по нему идёт – правильная скорость. Заставлять его идти по вашему пути, подталкивать или тормозить было бы большой родительской ошибкой.

[3]

Пусть эти советы вам помогут.

Памятка родителям: 100 дорог н а в с т р е ч у детям

Помните, У ВАС ЕСТЬ САМОЕ ВЕЛИКОЕ ЧУДО НА СВЕТЕ – ВАШ РЕБЁНОК!

Читайте так же:  Психологическое истощение или устал - отдохни

Стратегия и тактика воспитания ответственности

О родительских стилях воспитания, методах и поощрительных санкциях

Продолжаем разговор, начатый в первом материале про ответственность. Что нужно и не нужно делать родителям, чтобы воспитать в ребенке серьезную и сознательную личность?

Зоны ответственности

Для начала нужно определить, какие важные зоны ответственности есть в жизни дошкольника. Возможно, в разные периоды разные зоны ответственности будут главенствовать в вашей воспитательной позиции, но так или иначе дошкольный возраст — это время, когда «зернышки» каждой из них должны быть «посажены».

Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь. Это одна из базовых зон ответственности начинает развиваться около 2,5−3 лет, когда ребенок осознает: определенные его действия несут опасность для него. Некоторые зоны родители ограничивают достаточно жестко: электричество, горячие предметы, большая высота — под запретом. Но в некоторых областях они уже взывают к чувству ответственности ребенка: «Сейчас нужно принять это лекарство. Оно нужно, чтобы ты выздоровел. Ты ведь хочешь выздороветь?». Это развивает сознательность ребенка, помогает проследить ему причинно-следственную связь между его решением и последствиями.

[1]

Ответственность за действия, связанные с благополучием близких и других людей. Помните: «Мама спит, она устала, ну и я играть не стала… «? Это стихотворение о том, как девочка сознательно выбрала такое поведение, чтобы не мешать уставшей маме. Это поведение, ответственное по отношению к близким людям. Оно создает будущую основу для строительства отношений с множеством людей, начиная от самых родных до совсем незнакомых. Конечно, маленькому человечку порой трудно ограничить свою активность, учесть интересы близких. Но, например, разница между озорным трехлеткой и «серьезным» первоклассником в этом аспекте очевидна.

Ответственность за домашних любимцев. Если у вас в доме живет животное, то ребенок должен иметь обязанности (пусть небольшие, но ежедневные) по уходу за ним. Собственные обязанности могут иметь даже дети 3 лет (например, помочь маме вымыть кормушку). При этом не стоит возлагать на ребенка слишком большие обязанности. Ребенок этого возраста легко отвлекается, имеет малое представление о понятии времени, поэтому обязанности по кормлению животного лучше на него не возлагать.

Ответственность за собственные вещи. Чем старше становится ребенок, тем больше его ответственность, связанная с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате. Что касается игрушек, то малыш начинает понимать свою ответственность за их состояние примерно в 3 года. До этого он может в гневе бросать игрушку, если у него что-то не получилось. С возраста около 3 лет важно приучать ребенка нести ответственность за содержание своих вещей в порядке. Конечно, этап сознательной уборки наступит еще не скоро, ближе к школьному возрасту, а может и позже. Но родители могут подойти к этому процессу творчески и организовать уборку и игру одновременно.

Ответственность за данное слово и принятое решение. В общем-то, это широкое понятие, и его можно применить к любому из пунктов. И родители обычно обращают свое внимание на важность того, чтобы ребенок «держал слово». «Ты обещал убрать игрушки, держи свое слово!» — такие фразы часто звучат из уст родителей. Они во многом необходимы, чтобы ребенок понимал: за те слова, которые он говорит, и те обещания, которые дает, он несет ответственность.

Ответственность за собственные успехи, а особенно неудачи. Необходимо обращать внимание ребенка на важность его личных усилий для достижения чего-либо. Это начинается еще в возрасте до 1,5−2 лет, когда ребенок учится сам кушать, а потом и одеваться. Внимательные родители поощряют успехи ребенка, но не спешат ему помочь, когда что-то не получается. И в будущем, когда малыш познает мир самых разных вещей и игрушек, лучше не излишествовать с помощью. Вы можете помочь советом, что-то подсказать, но делать за ребенка — значит блокировать его собственную ответственность за процесс.

Экологическая ответственность. К сожалению, об этом виде ответственности родители все чаще забывают. Как нехорошо, когда ребенок бросает на землю обертку от шоколадки или дергает ветви деревьев, а идущий рядом взрослый никак не реагирует на это! Обязательно обращайте внимание на то, насколько аккуратен ребенок на улице, обозначайте важность бережного отношения к природе.

Стратегия воспитания

Карина, Лида и Маша — мамы 5-летних детей, они часто встречаются на детской площадке. Их занимают вопросы воспитания детей. Карина утверждает, что детям нужно давать свободу, но свобода без ограничений — это вседозволенность. Лида говорит, что ребенок должен расти свободно, почти без запретов, чтобы вырасти творческим человеком. Ну, а Маша твердо отстаивает свою линию воспитания: ребенок еще мал, чтобы знать, что хорошо, а что плохо, и все должны решать родители. Кто же прав?

Формирование ответственности начинается со стиля родительского воспитания: авторитетного, попустительского или авторитарного.

  • Авторитетный родитель соединяет высокую степень контроля с принятием и поддержкой растущей самостоятельности детей; существуют четкие правила поведения, и родитель обсуждает их с ребенком. У таких родителей вырастают самые ответственные дети.
  • Родители попустительского стиля почти не ограничивают поведение детей, а когда пытаются ограничить, делают это настолько неуверенно, что ребенок не слушается. В семье сохраняется добрая, сердечная атмосфера. Но такие дети испытывают трудности в ситуациях, когда нужно сдержать свои порывы или отложить удовольствие ради дела.
  • Авторитарный стиль родительского поведения заключается в жестком контроле над поведением детей, которые исключены из процесса принятия решений. Такой стиль воспитания приводит к подавлению инициативности и стремлению принимать собственные решения из страха перед наказанием. И, в конечном итоге, либо выросший ребенок начинает бунтовать и приобретает самостоятельность, порвав все связи с родителями, либо остается безответственным исполнителем на всю жизнь.

«Золотой серединой» является, конечно, авторитетный стиль воспитания, т.к. в нем сбалансированы необходимый контроль за поведением ребенка и предоставление ему разумной самостоятельности.

Кирпичики ответственности

Поручение посильных дел. Подумайте и четко определите сначала для себя, какие обязанности по силам вашему ребенку. Сделайте карточки с изображением этих обязанностей. Вы можете их нарисовать, вырезать подходящие картинки из журнала или просто сфотографировать вашего ребенка за исполнением определенной обязанности. Например, обязанность убирать игрушки может быть изображена как ящик с игрушками. Обязанность полить цветы — как лейка рядом с горшком с цветами. На каждое дело — по карточке. Карточек может быть столько, сколько дел вы считаете посильными для вашего малыша.

Читайте так же:  Про работу психолога с семьей

Напоминание и контроль. Малыши — очень отвлекаемые существа, и за просмотром мультика или интересной игрой они вполне могут забыть об обязанностях. Чтобы напомнить им не обязательно словами, т.к. постоянные напоминания изматывают и родителей, и детей, вы сделали карточки. Прикрепите их на магнитную доску или холодильник в том количестве, каком они должны быть исполнены сегодня. Пусть «крупных» дел наберется не больше 1−2 в день для трехлетнего малыша и не более 4−5 для шестилетнего. На следующий день какое-то из заданий (главное, чтобы не все сразу) может быть заменено на другое, поэтому и карточек нужно больше. Если вы понимаете, что ребенок забыл о важном задании, просто подведите его к карточкам и спросите, все ли он сделал?

Поощрение и санкции. Это исключительно важный момент, без которого вся система теряет смысл. Договоритесь с малышом, что каждое выполненное дело будет отмечаться на карточке появлением магнитика, например, в форме забавной зверушки или буквы. Тогда ему будет легко отследить, какие дела сделаны. Если к концу дня не все дела оказались выполненными, то наступают санкции. Мягкий вариант — малыш просто не получает ожидаемого числа магнитиков. Более строгий вариант — он получает магнитов меньше на столько, сколько дел он не выполнил. По истечении недели он может обменять магниты на какую-то привилегию, о чем также должно быть заранее известно ребенку. Чем понятнее для малыша условия, тем легче будет ему и вам.

Важно! В этой системе обязательно должна быть четкость, иначе она не принесет результатов. Эта система основана на методе позитивного подкрепления: в поведении ребенка закрепляется то, что ведет к хорошим последствиям, и изживается то, что ведет к неприятным. Чтобы увидеть первые результаты, нужно будет как минимум 7−10 дней.

Тактика воспитания ответственности

  • Буду как мама! Основа детской ответственности — это ответственное поведение его близких людей. Жизненная позиция ответственных людей видна в каждой мелочи, и ребенок впитывает ее естественно, без усилий. Такие родители всегда выполняют обещания, данные детям. Малыш видит, как ответственно относится его мама к работе или домашним обязанностям и в играх копирует именно такое поведение, делая его основой собственного характера.
  • Поощрения и санкции. Этот метод строится на теории положительного подкрепления: то, что несет позитив, закрепляется в поведении, а то, что несет негатив, — избегается. Предположим, вы решили, что ребенок должен сам убирать свою одежду в шкаф, а не бросать на стуле. Некоторым детям достаточно эмоциональной реакции родителей, для них улыбка — это награда, а сдвинутые брови — наказание. Такие дети тонко чувствуют состояние родителей и опираются на него в своем поведении. Но далеко не все дети способны на это. Поэтому можно применять другие методы поощрения и санкций. Например, выдавать вышеупомянутые цветные магнитики каждый раз, когда ребенок сам вспомнил о своих обязанностях. А в случае, если он забывает, можно договориться, что он будет петь «В траве сидел кузнечик». Игра становится интереснее, если ребенок также следит за вашим поведением: если вы бросили одежду на стул, он также может потребовать исполнения «Кузнечика». В этом случае санкции воспринимаются как более справедливые, т.к. правила едины для всех.
    • Есть также понятие так называемых «естественных санкций». Например, ребенок забыл поставить просушить обувь, и к вечерней прогулке сапоги остались мокрыми. В этом случае для малыша наступают эти самые естественные санкции: ему не в чем идти гулять. Но важно при этом, чтобы речь шла об обязанностях из оговоренной и хорошо известной обеим сторонам «зоны ответственности» ребенка. Если сапоги обычно ставит сушить мама, а тут забыла и решила переложить свою ответственность на малыша, то это не «естественные санкции», а поведение, привносящее путаницу в воспитание ответственности. Ребенок должен принимать последствия только за то, за что он действительно отвечает.

    Как в сказке. Еще один метод, близкий детскому восприятию, — это чтение и обсуждение литературных произведений. Замечательные произведения на эту тему, например, «Незнайка» Н. Носова и стихотворный цикл «Младший брат» А. Барто. Практически в любой книге или мультфильме можно найти тему ответственности в поведении персонажей. Обращайте внимание на эти эпизоды, обсуждайте с ребенком.

  • Учимся, играя! Игра для дошкольников — это ведущая деятельность. Самый эффективный способ вложить что-то полезное в детскую голову — это поиграть с ним. Например, ежевечернюю уборку также можно превратить в игровой процесс: поставить машинки в гараж и положить кукол спать.
  • Видео (кликните для воспроизведения).

    Важно помнить, что личность малыша только формируется, и полной ответственности от него ждать не приходится, да и не нужно, т. к, ответственность — это большая нагрузка даже для взрослой личности, и ребенок к ней пока не готов. Нужно деликатно и терпеливо закладывать основы ответственности, которые обязательно разовьются в более позднем возрасте. И, конечно, главное для ребенка — это видеть пример близкого взрослого: ответственного, самостоятельного, в меру требовательного, но готового предоставить необходимую самостоятельность.

    Источники


    1. Роджерс, Карл Брак и его альтернативы. Позитивная психология семейных отношений / Карл Роджерс. — М.: Издательство «Этерна», 2012. — 320 c.

    2. Гитин, В. Г. Эта покорная тварь — женщина / В.Г. Гитин. — М.: Торсинг, 2015. — 544 c.

    3. Кашук, Лариса Язык любви: Любовная открытка XX века / Лариса Кашук. — М.: СЛОВО/SLOVO, 2009. — 224 c.
    Стратегия воспитания успешности ребёнка
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here