Студенческие семьи

Сегодня обсуждаем тему: студенческие семьи с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Студенческие семьи

Под определение «студенческая семья» попадают супруги, которые учатся на дневном отделении ВУЗа и получают первое высшее образование. При любых других обстоятельствах это будет уже просто молодая семья.

В советское время студенческие годы считались самыми благоприятными для создания семьи, сегодня студенческие семьи стали редкостью. Физиологию никто не отменял, молодежь все также встречается, влюбляется, но радикально поменялся менталитет. Он ориентирован на западные ценности, когда в брак принято вступать после 30-ти лет, а молодость рассматривается, как время для достижения целей — купить квартиру, машину, устроиться на высокооплачиваемую работу. Молодежь стала прагматичное, расчетливее, ценит свободу и материальное благополучие.

Студенческая семья, неизменно, ассоциируется с множеством проблем: отсутствие жилья, нехватка денег, социальная незрелость, трудности совмещения учебы с семейными обязанностями, родившийся ребенок становится обузой и помехой в учебе и оказывается подброшенным бабушкам и дедушкам. На студента со штампом в паспорте сверстники смотрят, как на безумца или подозревают в корыстных целях уклонения от армии, а студентку-очницу, родившую ребенка, осуждают ее более продвинутые сокурсницы.

Но при всех минусах есть и плюсы, самый главный — такие браки, как правило, совершаются по большой и сильной любви, у супругов общие интересы, увлечения, один возраст и социальная группа. Проблемы остаются всегда и никуда не исчезают, что у одиноких, что у семейных студентов. И жизнь не останавливается с рождением ребенка, он не ограничивает свободу и не запирает в четырех стенах, наоборот, может стать мощнейшим стимулом для карьеры, поиска высокооплачиваемой работы, совершенствования, ответственного отношения к работе.

Студенчество — это не только беззаботное время для тусовок, вечеринок, общения с друзьями, но и прекрасная пора для любви, создания семьи, только нужно подходить ответственно к этому решению. Вдвоем, гораздо, легче преодолевать трудности и идти к намеченной цели.

Если все же нужен перерыв в учебе, например, если родился ребенок. Можно взять академический отпуск, перейти на заочное отделение или продолжить обучение дистанционно. Существуют специальные программы и сайты для удаленного обучения, например сайт дистанционного обучения ГЭИТИ .

Особенности студенческой семьи

Актуальность данной темы обусловлена следующим.

Учитывая курс, который государства на решение демографических проблем, повышение рождаемости, здоровья населения, исследование студенческой семьи представляет интерес. Кроме того, очевидно, что к студенчеству относится очень большая группа населения в свете чего, исследование ее проблем также представляет интерес, поскольку в их решении заинтересованы очень многие. Ну и само то, что автор работы относится к студенчеству определяет его личный интерес к исследуемой теме.

Студенческая семья — достаточно сложный и еще малоизученный объект исследований. Соответственно литературы по данной теме не много, исследования как правило относятся к концу 80-х, началу 90-х годов прошлого века.

В нашем исследовании под студенческой семьей понимается такая, в ко­торой оба супруга — студенты дневного отделения высшего учебного заведения, т. е. гомогенная (однородная) по социальному положению мужа и жены. Это молодая семья, в которой супругам не более 28 лет, а стаж семейной жизни не превышает 5 лет. Дети в студенческих семьях, как правило, дошкольного возраста.

Студенческая семья в силу близости идейно-нравственных характеристик супругов обладает потенциальной способностью к успешному функционированию. Однако существует ряд преходящих социально-экономических, педагогических и административно-правовых факторов, затрудняющих реализацию положительных устано­вок на успешное функционирование семьи в студенческие годы. Целью исследования являлось определение специфики студенческой семьи и изучение факторов, влияющих на успешность студенческого брака.

Цель данной работы — изучить студенческую семью, определить ее проблемы.

1. СПЕЦИФИКА СТУДЕНЧЕСКОЙ СЕМЬИ

1.1. Понятие и общая характеристика студенческих семей

[3]

Студенчество многочисленный отряд молодежи. В 896 вузах страны обучаются более 5 млн. студентов, в том числе на дневных отделениях свыше 2 млн. 600 тыс. 55 % студентов вузов составляют женщины. Результаты ряда исследований, проведенных в вузах Российской Федерации, свидетельствуют о том, что в последнее время доля семенных студентов возрастает.

Этот процесс соответствует общей тенденции омоложения брака, кинетика свидетельствует, что к возрасту 25 лет в Ирак вступают более 80 % женщин и около 70 % мужчин (сравните: 20 лет назад соответст­венно 70 % и 60 %). Студенты не являются исключением. Кроме того, среди студентов больше половины женщин, и понятно стремление последних создать семью в наиболее благоприятные для этого годы. Сказывается и тот фактор, что среди студентов растет число тех, кто пришел в вуз из Российской Армии, с предприятий, подготовительных отделений.

Важным аспектом рассматриваемой проблемы является изменение отношения к студенческим семьям со стороны родителей, общественных организаций и администраций вузов. Оно становится более терпимым. Во многих вузах семьям оказывается помощь и поддержка: выделяются места в общежитии, выдаются денежные пособия, создаются по возможности условия для совмещения учебы и воспитания детей. Все это в определенной мере облегчает жизнь студенческих семей. Из­меняется отношение к браку и семейной жизни и у самих студентов.

Проводившееся в 1988 г. исследование проблем студенческой молодежи республики (опрошено 3186 чел.) сотрудниками ПНИЛСИ БГУ им. В. И. Ленина показало, что целесообразным создавать семью в студенческие годы считают 35,9 % студентов. Считают, что нецелесообразно — 26,6 %. Состояли в браке 15,2 % опрошенных. Ответы эти говорят о том, что треть студентов положительно смотрят на создание семьи во время учебы в вузе, причем половина из них не только на словах положительно относятся к браку в эти годы, но и сами создают семьи.

Специфика студенческого брака заключается и в особенностях деятельности супругов — учебе, временности их социального положения. Окончание учебы, распределение на работу, в перспективе любимая работа — это составляющие духовности студенческого брака.

Социолог Д. М. Чечет справедливо считает, что перспектива радостных событий семейной жизни, создание «светлых пятен» наряду с другими составляющими способствуют поддержанию высокого эмоционального, культурного и интеллектуального тонуса жизни в браке.

[2]

В гомогенном студенческом браке ожидание радостной долгожданной перспективы окончания вуза имеет двойной эффект, так как изменение социального статуса произойдет у обоих супругов. Таким образом, схожесть перспективных целей обусловливает главный момент специфики студенческого брака.

По своему составу студенческие семьи делятся на две большие группы: имеющие (60,4 %) и не имеющие (39,6 %) детей. Причины, по которым значительная часть семейных студентов воздерживается от расширения состава своей семьи, в основном объективные. Главными из них студенты называют учебу, стесненные жилищные условия, материальные трудности, а также трудности связанные с присмотром за ребенком. Социальное происхождение замужних студенток и женатых студентов разнообразно. Более трети выходцы из семей специалистов со средним и высшим образованием, чуть меньше — из семей рабочих. Около пятой части семейных студентов имеют родителей-колхозников. В ходе исследования была выявлена схожесть социального происхождения у 57,2 % супругов. Видимо, однородность социальной среды воспитания юношей и девушек, обеспечивающая сходство интересов, привычек, социальных установок, способствует их эмоциональному сближению и созданию семьи.

Вместё с тем следует заметить, что социальное происхождение все в меньшей степени играет роль при выборе брачного партнера. Распространение социально неоднородных семей (в нашем исследовании 42,8 % имеют разное социальное происхождение) свидетельствует о процессе сближения социальных групп в нашем обществе, о стирании различий между ними. Институт брака и семьи все больше утрачивает свой сословный, классовый характер. Вместе с тем встречается определенная «плановость», стремление (прежде всего родителей девушки, юноши) найти жениха или невесту в своем кругу. Эта тенденция наблюдается чаще всего у работников науки, культуры. Сохраняется она и в студенческой среде. В частности, исследование 1988 г. показало, что лишь 51,5% опрошенных не считают различный уровень образования юноши и девушки препятствием для заключения брака.

Читайте так же:  Целостное осознавание мира и наши потребности

Студенческая среда отличается пестрым этническим составом: большинство студентов — белорусы (72,9 % мужчин и 65,4 % женщин), значительная часть — русские (14,1 и 20 %), есть украинцы (5,9 и 5,4 %), поляки (3,6 и 5,4 %), а также другие национальности (2,6; и 1,3 %). Согласно нашим данным, национально смешанные браки составляют 52 %. Это в основном пары, состоящие из белорусов и русских, белорусов и украинцев, белорусов и поляков, т. е. представителей близких культур. Основную массу однонациональных пар представляют белорусы, что является отражением сложившегося в республике соотношения студенчества по национальному признаку. Наше студенчество характеризуется отсутствием национальных предрассудков при заключении брака. Только 12,7 % опрошенных студентов; дали ут­вердительный ответ на вопрос «Может ли другая национальность любимого Вами человека послужить препятствием для вступления с ним в брак?». Студенты заключают браки чаще всего на старших курсах, когда близится окончание вуза и распределение на работу (хотя бы для одного из супругов). Возраст вступления в брак у мужчин 22—24 года, у женщин 20—22. Наиболее многочисленную группу составляют семейные пары со стажем от года до двух лет; (39,8 %). Чуть меньшую, со стажем до одного года (37,7 %). Остальные (22,5 . %) имеют стаж семейной жизни более двух лет.

Нередко студенты полагают, что во время обучения в вузе гораздо легче создать семью, особенно женщинам, так как впоследствии их шансы заметно уменьшаются (с увеличением возраста, с изменением места жительства, где контингент мужчин или женщин недостаточно подходящий и т. д. Одна из бывших студенток написала в редакцию молодежной газеты такое; письмо: «На втором курсе института я объявила родителям, что выхожу замуж. Родители тут же схватили меня за руку, потащили в институт и вместе с ректором принялись убеждать, что в первую очередь нужно окончить институт, а потом выходить замуж. Мы вполне могли расписаться и без согласия родителей, но я боялась это сделать и решила, что они желают мне только добра, а потом придет время, и все у меня еще будет: семья, муж, дети. И мы расстались. Сейчас мне 28 лет. У меня есть квартира, я неплохо зарабатываю, но у меня нет семьи, детей, и я уже не надеюсь, что это будет».

Сейчас, однако, все реже возникает вопрос — создавать семью в студенческие годы или нет. Опрос экспертов во всех вузах республики (представителей профкомов, парткомов, ректоратов, комитетов комсомола) дал возможность установить, что большинство из них одобряют студенческие браки. Многие из опрошенных обзавелись семьей в студенческие годы и считают, что брак в этот период благотворно влияет на становление личности: заставляет почувствовать ответственность перед семьей, вузом, обществом. У семейных студентов отмечается более серьезное отношение к учебе и избранной; профессии, они особенно ценят самостоятельность в работе, больше ориентированы на достижение успехов в профессиональном труде. Семейное положение благотворно влияет и на ценностные ориентации студента, способствует развитию интеллектуальных и социальных потребностей.

Однако эти аргументы, которые могут быть выдвинуты и в качестве исследовательских гипотез, нуждаются в дополнительных подтверждениях, и в любом конкретном случае вопрос, заключать брак в годы учебы или не заключать, оказывается далеко не праздным.

Далее представим материал по изучению студенческих семей, выявлению их типов, и особенностей каждого из них.

Исходным положением при изучении студенческих семей являлось предположение, что эти семьи представляют оптимальную модель семьи современного типа. А именно прогрессивное развитие семьи характеризуется возрастающей ролью нравственно-психологической стороны семейной жизни, студенчество же в силу своего социального положения призвано умножать нравственный и духовный потенциал общества и для этого ему создаются (или должны создаваться) необходимые условия. Состояние нравственности семьи и получение высшего образования супругами имеет несколько точек пересечения: во-первых, образование само является жизненной ценностью, во-вторых, образование способствует усвоению этических знаний, что сказывается на внутрисемейных отношениях, в-третьих, образование влияет на формирование нравственных качеств и жизненных целей. Забегая вперед, скажем, что, действительно, студенческая семья заметно отличается от других категорий семей уровнем успешности и стабильности. Хотя, конечно, не все студенческие семьи одинаковы. Часть из них оказываются несостоятельными в будущем.

Определимся в понятиях. Понятия «успешность» и «стабильность» брака некоторые исследователи (Т. А. Гурко, М. С. Мацковский) не разделяют, а используют как синонимы. На наш взгляд, это разные понятия. Стабильность означает устойчивость, прочность. Успешность — нужный или желательный исход дела. Устойчивость, стабильность семьи определяется наличием конкретных целей существования и функционирования (так считают Э. Тийт, В. Уколова) и степенью сплоченности семейной группы. Успешность брака — это субъективно-объективная оценка брачно-семейных отношений, отражающая степень удовлетворенности супругов браком и соответствие выполняемых семейных функций общественным интересам. Другими словами, критерием успешности является не только выполнение надлежащим образом семейных функций, но и удовлетворенность супругов браком.

Чтобы выявить тенденции в развитии семьи, в своих предыдущих исследованиях мы определяли типы семей, исходя из принципов организации семейной жизни. На примере обследованных нами более 900 семей минчан, в которых воспитывались старшеклассники (1983— 1984 гг.), была проведена такая типология. Оказалось, что почти все семьи можно было отнести к тем или иным типам, условно названным нами как демократический, авторитарный, анархический. Что они собой представляют? К демократическим были отнесены семьи, построенные на началах коллективизма, равноправия, уважительных отношений между членами семьи, отличающиеся эмоциональной теплотой и кооперацией в ведении домашних дел (их оказалось около 40 %). Автори­тарные семьи это те, в которых имеется один лидер — глава семьи, принимающий решения и руководящий, остальные ему подчиняются. Членов семьи связывает в основном только привычка (33 .%). Семьи анархического типа отличаются разобщенностью, каждый живет сам по себе. Эмоциональный настрой выражается чаще всего понятием «безразличие», а иногда и «неприязнь» (27 %). Анализ показал, что существует тесная зависимость между типом организации семейной жизни и результатами воспитания детей, а также целями, которые преследует семья.

Выгодно отличаются семьи демократического типа как удовлетворенностью членов семьи существующими внутрисемейными отношениями, так и той направленностью, которой они следуют. Жизненные достижения родителей и жизненные цели детей в основном отвечают интересам общества. В этих семьях старшеклассники оказа­лись лучше подготовленными к (также условно выделенным нами) ролям гражданина, труженика, семьянина. Авторитарные же семьи зачастую культивировали меркантильно-гедонистические интересы и стремились их удовлетворить. Эти семьи неплохо готовят детей к бу­дущей семейной жизни, но хуже, чем семьи других типов, к выполнению обязанностей гражданина и труженика. Авторитарная семья устойчивее, стабильно анархической, но менее успешна, так как воспитательная функция осуществляется вразрез с общественными интересами. Оптимальным вариантом, как и следовало ожидать, оказались семьи демократического типа.

Все эти результаты излагаются здесь с определенной целью: соизмерить правильность сделанных ранее выводов и проследить связь в передаче ценностей между поколениями, ведь сегодняшние студенты — это вчерашние старшеклассники.

Мы полагаем, что положенный в основу типологии, семей принцип организации семейной жизни наиболее; отвечает решению наших исследовательских задач по выяснению уровней успешности и стабильности студенческого брака. Принципы организации семейной жизни говорят о деятельности семьи и в определенной мере; о личностных качествах ее членов, склонных к тому или иному принципу совместной деятельности.

Читайте так же:  Соблазни и брось

Глава 3. Студенческая семья как особая категория молодой семьи

Студенческая семья – это семья, в которой оба супруга — студенты очной формы обучения. В образовательном пространстве страны студенческая семья 10-15 лет назад считалась обычным явлением и это было обусловлено целым рядом причин: социальной защитой детей, самих молодых родителей, льготным предоставлением жилья, бесплатным образованием, повышенной стипендией. Более 40% 36 семей привлекались к участию в конкурсах: «семейный туризм», «спортивная семья», «папа, мама, я — спортивная семья», что стимулировало создание студенческих семей.

На современном этапе кардинально изменилось представление студенчества о браке. Девушки не стремятся выйти замуж за студентов, они стараются выбирать себе в спутники жизни людей, имеющих хорошую работу и способных обеспечить семью. Среди мужской половины студенчества такие встречаются преимущественно на 4-х и 5-х курсах, в возрасте от 22 до 35 лет, с жизненным опытом, которые уже нашли свое место в жизни: устроились на хорошую работу, имеют неплохие доходы, а учебу продолжают исключительно для получения диплома. Таких студентов в вузах не так уж много.

Эмпирические материалы и наблюдения показали, что одной из отличительных черт студенческой семьи является ее гомогенный, социально однородный характер. Одинаковое социальное положение супругов-студентов обусловливает общность их интересов, привычек и жизненных позиций.

Вместе с тем было бы неверно отрицать влияние социального происхождения супругов на поведение в быту, на характер семейных отношений. Представители разных социальных групп отличаются своими жизненными ориентирами. В зависимости от места проживания родителей, их социального статуса планы молодых супругов корректируются. Различна и материальная помощь со стороны родителей, проживающих в селе или в городе.

Выходцы из сельской местности, иногородние студенты чаще сталкиваются с трудностями в решении проблем жилья по сравнению с уроженцами города, в котором расположен вуз. Поэтому острота жилищной проблемы у семейных студентов различных вузов зависит не только от наличия или отсутствия специальных общежитий, но и от численности иногородних студентов в институте. Многие вузы стремятся решить эту проблему, выделяют студенческим семьям комнаты в общежитиях, но их недостаточно по сравнению с числом семей. Молодым супругам приходится снимать квартиры или комнаты, что ухудшает и без того сложное материальное положение семьи.

Как уже отмечалось, в социальном отношении студенческая семья является типично гомогенной, а в национальном – весьма разнородной (гетерогенной) семьей. Этническая принадлежность супругов самая разнообразная. Совместное обучение в вузах, отличающихся пестрым этническим составом и отсутствием национальных предрассудков у студенческой молодежи, все это способствует образованию межнациональных браков. Эти браки способствуют распространению прогрессивных традиций, взаимообогащению национальных культур, языка, обычаев и традиций.

[3]

На студенческих свадьбах наиболее типичной является ситуация, когда невесте 19-20 лет, а жениху 21-23 года. У большинства пар разница в возрасте муже и жены составляет 2-2.5 года, студенческая семья отличается от других тем, что среди них довольно много семей, где муж и жена одного возраста.

Немаловажным является вопрос распределения бюджета студенческой семьи, который складывается из трех источников: стипендии, материальной помощи родителей, приработка мужа и жены. Стипендии получают почти все семейные пары. Проблема с трудоустройством стоит очень остро, студенты могут рассчитывать только на небольшие и непостоянные заработки. Помощь родителей тоже может быть разной, одни присылают ежемесячное пособие, другие – покупают вещи, одежду, продукты. Денежные ресурсы студенческая семья чаще всего расходует стихийно, бюджет семьи супруги ведут совместно.

В студенческих семьях часто один из супругов жертвует своими интересами во имя интересов другого, особенно когда это касается перспектив семьи. Важной психологической основой брака является духовная, психологическая совместимость у супругов, студенческая семья отличается высоким уровнем адаптивности. Взаимопонимание и взаимопомощь, духовная близость супругов в студенческих семьях высока. Она основана на общих принципах миропонимания и воспитания. Поэтому не случайно студенческие семьи отличаются высоким уровнем демократизма. Это проявляется в различных сферах жизни, в том числе и в распределении обязанностей по дому, студенты привыкли делать все вместе, но существуют зоны в домашнем хозяйстве, где правит один из супругов.

Сравнительный анализ семейно-брачных отношений в семьях различного типа показал, что в студенческой семье уровень удовлетворенности браком и супружеством выше по сравнению с другими типами семей. Также жизненные планы, ценностные ориентации супругов-студентов в большей мере связаны с семьей, ее укреплением, нежели с материальными благами.

Студенты связывают свою жизненную стратегию с семейным образом жизни. Они рассматривают семью как надежную защиту, жизненную опору. Главной семейной ценностью студенты называют возможность иметь и растить детей. Молодые люди считают, что семья должна обеспечить возможность развития человеческой личности. В 2004 году было проведено исследование зависимости времени добрачного знакомства и длительности сохранности семейных отношений. Если длительность знакомства до брака меньше месяца, показатель устойчивости брачных отношений впоследствии составляет 4%, от 1 до 6 месяцев – 14%, до года – 22%, от 1 года до 3 лет – 42%, а уже свыше 3 лет – 18% 37 . Получается, что как слишком короткий, так и слишком длительный период развития добрачных отношений является фактором риска для устойчивости брачных отношений впоследствии. Короткий период недостаточно информативен и не способствует хорошему узнаванию своего партнера. Длительный период ведет к снижению интереса и привлекательности.

Студенческая семья

Основная чать реферата.doc

Данная работа и проводимое в ней исследование посвящены студенческим семьям. Выбор темы обусловлен ее актуальностью в данное время, в условиях современного Российского общества, когда курс государства направлен на решение демографических проблем, повышение рождаемости, здоровья населения, серьезно встает вопрос брачно-семейной активности молодежи, в частности такой молодежной группы как студенчество. Студенческая семья представляет собой перспективную ячейку общества. Именно семья является единственным социальным институтом, в котором происходит производство новых поколений и передача социальной информации фундаментальных ценностей от родителей к детям.

Студенческие годы – это не только время для получения высшего образования, но и благоприятная пора для создания семьи по многим причинам. Широкие возможности выбора брачного партнера (особенно в ВУЗах, где сбалансированная половая структура студентов), общность многих целей, схожесть ценностных ориентаций, стабилизация сексуальных отношений, упорядочивание досуга, оптимальный возраст супругов для рождения ребенка – все эти факторы способствуют образованию потенциально устойчивых семей. Однако их бытовая неустроенность, возникновение трудностей в совмещении семейных обязанностей и учебной и профессиональной деятельности и как следствие некачественное исполнение резко возросшего числа социальных ролей (в особенности женщиной), затруднения в трудоустройстве по окончании ВУЗа, экономическая несамостоятельность при отсутствии должного внимания со стороны государственных и общественных институтов могут стать серьезным препятствием на пути становления студенческой семьи.

Автор работы относится к студенчеству, что определяет его личный интерес к исследуемой теме. Поэтому вопросы, касающиеся создания семьи в студенческом возрасте являются актуальными практически для любого студента.

Итак, учитывая актуальность проблемы, анализ и оценку степени ее изученности, определили цель нашего исследования: определение специфики студенческой семьи и изучение факторов, влияющих на успешность студенческого брака. Цель данной работы — изучить студенческую семью, определить ее проблемы.

Данная цель обусловила необходимость решения следующих взаимосвязанных задач, определяющих внутреннюю структуру работы:

1) понять особенности студенческой семьи;

2) определить проблемы студенческой семьи и пути их решения.

Для выявления наиболее актуальных и трудноразрешимых проблем современных студенческих семей, необходим научный поиск их разрешения и обучение возможностям самостоятельного их решения. Наиболее правильными здесь представляются социологические методы диагностики, которые позволят рассмотреть студенческую семью, с одной стороны, в контексте поведения студенческой молодежи как особой социальной группы, а с другой – социологии семьи. Так же, необходимо изучение преимуществ и трудностей, возникающих при заключении студенческого брака.

Читайте так же:  Что значит - быть собой

Проведение такого исследования позволит разработать на уровне ВУЗов, органов местного самоуправления и федеральной власти эффективные социальные программы, направленные на поощрение и поддержание студентов, вступающих в брачные отношения, и уже созданных студенческих семей.

Структура курсовой состоит из введения, двух глав, заключения, и библиографического списка, отражающих существо рассматриваемой проблемы и логику.

Во введении обоснована актуальность темы курсовой и степень изученности проблемы, определены цель, задачи. В первой главе даются понятия студент, студенчество, студенческая семья и исследуется, как влияет студенческая семья на жизнь и учебу студента. Во второй главе подробно рассматриваются внешние и внутренние силы, влияющие на формирование студенческой семьи, а так же пути решения проблем студенческой семьи. В заключении сформулированы результаты проведенного исследования: подведен общий итог проделанной работы, в котором резюмируются основные положения материала по теме: «Студенческая семья: состояние, проблемы, перспективы».

1. Особенности студенческой семьи.


1.1. Студенчество как социальная категория.

Видео (кликните для воспроизведения).

Молодежный возраст – период важнейших социальных и демографических событий в жизненном цикле человека: формирования мировоззрения на основе ценностно–мотивационной и нормативной структуры личности, выбора социальных и профессиональных ориентиров, начала трудовой деятельности, создания семьи.

Студент (от латинского studens, род. падеж studentis – усердно работающий, занимающийся), учащийся высшего, в некоторых странах и среднего учебного заведения.

Студенчество учащиеся высших учебных заведений. Студенчество по своей численности является одной из самых значительных групп молодежи. Его дальнейшая роль – рациональное применение полученных знаний для дальнейшего развития общества, страны в целом. Несмотря на различия своего социального происхождения и, следовательно, материальных возможностей, студенчество связано общим видом деятельности и образует в этом смысле определенную социально-профессиональную группу.

Общая деятельность в сочетании с территориальным сосредоточением порождает у студенчества известную общность интересов, групповое самосознание, специфическую субкультуру и образ жизни, причем это дополняется и усиливается возрастной однородностью, которой не имеют другие социально-профессиональные группы. Социально-психологическая общность объективируется и закрепляется деятельностью целого ряда политических, культурно-просветительских, спортивных и бытовых студенческих организаций.

Студенчество не занимает самостоятельного места в системе производства, студенческий статус является заведомо временным, а общественное положение студенчества и его специфические проблемы определяются характером общественного строя. Студенчество, являясь составной частью молодежи, представляет собой специфическую социальную группу, характеризующуюся особыми условиями жизни, труда и быта, социальным поведением и психологией, системой ценностных ориентаций. Для ее представителей подготовка к будущей деятельности в избранной сфере материального или духовного производства является главным, хотя и не единственным занятием.

Студенчество – это довольно мобильная социальная группа, его состав ежегодно меняется, так как число принимаемых в вузы превышает число выпускаемых специалистов.

Стремясь завершить обучение в вузе и таким образом реализовать свою мечту о получении высшего образования, большинство студентов осознают, что вуз является одним из средств социального продвижения молодежи, а это служит объективной предпосылкой, формирующей психологию социального продвижения.

Общность целей в получении высшего образования, единый характер труда – учеба, образ жизни, активное участие в общественных делах вуза способствует выработке у студенчества сплоченности. Это проявляется в многообразии форм коллективистской деятельности студентов. Другой важной особенностью является то, что активное взаимодействие с различными социальными образованьями общества, а также специфика обучения в вузе приводят студенчество к большой возможности общения. Поэтому довольно высокая интенсивность общения – это специфическая черта студенчества.

Социально значимой чертой студенчества является также напряженный поиск смысла жизни, стремление к новым идеям и прогрессивным преобразованиям в обществе. Молодость – это возраст бескорыстных жертв, но и разнообразных злоупотреблений.

Положение о том, что основным критерием социальной зрелости выступает достижение экономической самостоятельности, приобретение стабильной профессии, является еще не достаточным. Формирование социальной зрелости – это многомерный процесс постепенного включения молодежи в социальную жизнь. Этот возрастной этап связан с социальным и личностным самоопределением. Поэтому очень важно, чтобы в этом возрасте у юношей и девушек укреплялись такие личностные качества как целеустремленность, решительность, инициативность. В пору юности окончательно оформляются социально-нравственные мотивы деятельности, интерес к моральным проблемам: ответственности, долгу, верности и т.п, для создания семьи.

1.2. Создание семьи в студенческом возрасте. Типы студенческих семей.

Молодость — трудный возраст. Человек стоит на перекрестке. Еще нет полной самостоятельности, а есть зависимость от родителей, преподавателей, фортуны конкурсных экзаменов. Постоянна опека родных, близких, знакомых, преподавателей. Все не только делятся своим жизненным опытом, но и настойчиво навязывают его. Навязывают также свое решение, свое понимание, свои вкусы и пристрастия, свои взгляды и убеждения.

В молодости все находится в становлении, развитии, формировании, молодой человек впервые встречается с любовью- новым, не всегда понятным и объяснимым чувством и многие важнейшие жизненные вопросы нужно решать одновременно.

Создание семьи в студенческом возрасте – не только радостное событие, но и трудное испытание: тяжело приспосабливаться к привычкам своего партнера, возникает желание его «переделать», «перевоспитать», заставить поступать в угоду нашим желаниям и влечениям.

Под студенческой семьей понимается такая семья, в которой оба супруга – студенты дневного отделения высшего учебного заведения, гомогенная по социальному положению, малая социальная группа. Это семья, в которой мужу и жене не более 30 лет, а стаж семейной жизни не превышает 5 лет.

Анализ многочисленных социологических исследований Республики Марий Эл подтверждает, что у студентов сложилась двоякая ситуация, связанная с изменением ценностных ориентаций в отношении семьи. В силу возрастных особенностей молодые люди не планируют в ближайшее время создавать свои семьи, так как, в основном, возраст опрашиваемых до 21 года. Но, тем не менее, треть студентов ответили, что создание семьи входит в их ближайшие планы (таблица 1).

Ответы на вопрос: «Входит ли в Ваши ближайшие планы создание своей семьи?»

(в % от числа опрошенных)

Студенты ВУЗов Студенты колледжей Учащиеся ПТУ Всего
Да 37,1 30,6 33,7 35,1
Нет 47,3 53,7 37,8 47,1
Затрудняюсь ответить 14,8 14,9 28,5 17,2
Уже создана 0,5 0,0 0,0 0,3
Не ответили 0,3 0,8 0,0 0,3

С одной стороны в среде молодежи наблюдается: увеличение числа правонарушений, ранняя наркотизация, неуверенность в личной безопасности, возникновение психологических стрессов. С другой стороны, в молодежной среде стал все более увеличиваться интерес к личностным ценностям, независимости, самореализации. Молодежь стремится к социально – экономическому самоутверждению: быть здоровой; получить хорошее образование, работу; достижения социального успеха и материального благополучия для полноценного обеспечения своей будущей семьи. Но, по мере достижения всех поставленных целей, развития карьеры и самосовершенствования молодость проходит, а создавать семью человеку 35-и или 40-а лет с медицинской и психологической точки зрения уже сложно. Из этого вытекает противоречие: создавать семью в наиболее благоприятный период студенческого возраста сложно из-за учебы или развития карьеры, и, как следствие, недостаточной материальной обеспеченности, а в зрелом возрасте – возникают физиологические трудности и психологическая косность.

Какие ежемесячные социальные выплаты положены студенческой семье в 2018 году: размер, сумма и как получить

Студенческие семьи: какие выплаты предоставляет государство

Выплаты студенческим семьям. Какие положены деньги студенческой семье. Выплаты детям, воспитываемым в семье студентов.
Читайте так же:  Отсутствие внимания

Студенческая семья – семья, в которой одинокая мать (отец) или оба родители являются учащимися в заведении среднего или высшего профессионального образования.

Учиться они должны на очной форме и впервые получать образование. Основа государственной поддержки студенческих семей — ежемесячная выплата определенной денежной суммы.

Выплаты студенческим семьям: какие положены

В качестве поддержки государство предоставляет молодым семьям, где отец и мать малыша студенты, специальное ежемесячное пособие. Наряду с ним, действуют и все остальные пособия.

Социальные

Молодая мама-студентка в соответствии со своим статусом вправе претендовать на полный перечень пособий, предусмотренных законом. К таковым денежным субсидиям относятся:

  • пособие по беременности и родам,
  • оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком,
  • единоразовая выплата при появлении малыша.

Получение вышеперечисленных денег девушка должна оформлять в своем учебном заведении или органах социальной защиты населения. Другие формы выплат зависят от наличия и вида деятельности супруга.

На льготных условиях

Для всех категорий молодых союзов государством предусмотрены специальные льготы, направленные на то, чтобы поддержать их финансово. К таковым относятся:
  1. Льготы на покупку жилья или ипотеку.
  2. Льготы на автокредит.
  3. Бесплатное питание детей в начальной школе и другие.

Специально для родителей-студентов предусмотрена возможность бесплатного устройства малыша в детский сад, а также компенсация роста цен на продукты питания для семей с детьми до 3-х лет. Как получить данные привилегии? Обратиться в отдел соцзащиты по месту регистрации.

Сколько составляет ежемесячная социальная выплата студенческой семье

Пособия студенческим брачным союзам зависят от региона проживания. В каждом субъекте устанавливается свой размер субсидии. Финансовый уровень матери и отца в данном случае роли не играет, как и их долговые хвосты.

На одного ребенка

Средние показатели по ежемесячным выплатам на одного ребенка в 2018 году выглядят следующим образом:

  1. В Самарской области –три тысячи рублей.
  2. В Санкт-Петербурге – три тысячи семьсот рублей.
  3. В остальных регионах выплата варьируется от пятисот до семи тысячи рублей.

Выплаты на двоих и более детей

Пособия на второго малыша предусмотрены как региональным законодательством, так и федеральным. Самой известной программой поддержки молодых родителей является материнский капитал. В рамках нее при рождении второго ребенка родители могут получить свыше четырехсот тысяч рублей.

Если не работает один родитель

Студенческая выплата не распространяется на браки, в которых учиться только один родитель, а второй получает заработную плату.

Так как по закону считается, что они имеют достаточные средства для существования.

Если это неполная семья и единственный родитель (мать или отец) – студент очного отделения, то такой союз получит соответствующую субсидию.

Если не работают оба родителя

Для получения студенческого пособия и мать, и отец должны не просто не работать, но и являются студентами-очниками. Притом, обучаться они должны на территории России и быть гражданами нашей страны.

[1]

Особенные случаи: студенты до 18 лет

По российскому законодательству несовершеннолетний человек может быть родителем малыша. Однако, только с шестнадцати лет он или она могут самостоятельно осуществлять уход за младенцем. Таким образом, деньги от государства данной супружеской паре будут доступны, когда оба родителя поступят в ВУЗ, и будут признаны официальными опекунами над своим ребенком.

Когда откажут

Основаниями для отказа в перечислении денег являются несколько причин. Во-первых, если не соблюдены критерии, по которым назначаются пособия. Во-вторых, если:
  • ребенок находится на государственном финансировании;
  • родители-студенты ограничены или полностью лишены своих прав;
  • граждане проживают и обучаются за границей.

Несмотря на то, что критериев для получения пособия достаточно, многие молодые союзы в России имеют право на пособие, но не знают, что могут его получить и как это сделать.

Ежемесячная субсидия студенческим союзам переводится с момента зачисления в учебное заведение, но для этого родители должны подать документы не позднее, чем через два месяца после зачисления в ВУЗ. Данная форма государственной поддержки действительно представляет собой помощь молодым семьям. При учете ее минимального размера не является достаточной для ячейки общества, где оба родителя не работают.

Семейные студенты кто это

Семейные студенты кто это

Бюджет у семьи незначительный, хватает только-только на питание — стипендия обоих + заработки Сергея. И все же без помощи родителей им не прожить. Родители покупают одежду, помогают деньгами. Когда родится ребенок, мать Сергея будет присматривать за ним. Материально ребятам, конечно, трудно, приходится экономить на всем, но Лена считает, что трудности эти временные. Скоро они закончат университет, начнут работать. И Лена, и Сергей считают, что их семейная жизнь не мешает учебе.

Однако, это еще далеко не все проблемы, которые подстерегают молодую семью студентов на пути ее становления. Дети — это, как известно, основа семейной жизни, так как их рождение накладывает на супругов ответственность за жизнь и судьбу другого человека. Но у семейных студентов, имеющих детей, самым больным вопросом является: «Где и с кем оставить ребенка во время занятий, экзаменов?» Однако, и здесь существует выход. Во-первых, студентка-мать может временно оставить учебу, взяв академический отпуск. Во-вторых, можно устроить ребенка в дошкольное учреждение (детсад), но сейчас это дело проблематичное, да и дети в таких учреждениях часто подвергаются разным заболеваниям. В-третьих, можно оставить ребенка на попечение у бабушки и дедушки, но это так же далеко не всегда возможно. Так что, часто студентке-матери приходится вообще оставлять учебу и становиться домохозяйкой.

Студенческая семья – хорошо это или плохо

Какая из студентов семья? Они ведь совсем дети! К тому же, нет ни жилья, ни денег! Да головы на плечах нет! В наше-то время молодёжь серьёзнее была, могли о себе позаботиться. А теперь? Ре­бёнка родят, повесят на шею ро­дителям, и горя не знают. Конечно, родители помогут! Но о чём дума­ли дети, рожая своих детей? Эта, с позволения сказать, «жена», даже макароны сварить не может! Да и не хочет. Разве это семья?

Честно говоря, я совсем не по­нимаю, зачем жениться во вре­мя учёбы. Неужели нельзя подо­ждать? Ведь никто не запрещает встречаться с любимым человеком. А семья, которая живёт на сти­пендию, по определению не может быть счастливой. Какое уж тут счастье, когда есть нечего и жить негде. Я уже не говорю про хоро­шую одежду и интересный досуг. А дети. Тут, разумеется, каждый сам решает, но я ни за что не ста­ну рожать, пока не закончу инсти­тут и не стану получать стабиль­ный заработок. Муж — он сегодня есть, а завтра нет. Как растить ребёнка девочке-студентке? А ведь она в ответе за своего малыша.

Студенческая семья как особая категория молодых семей

Как видим, студенческая семья – достаточно сложный и еще малоизученный объект исследования. В нашем исследовании под студенческой семьей понимается такая семья, в которой оба супруга – студенты дневного отделения высшего учебного заведения, т.е. гомогенная (однородная) по социальному положению мужа и жены. Это молодая семья, в которой супругам не более 28 лет, а стаж семейной жизни не превышает 5 лет (27, 7).

Анализ бюджета студенческих семей, проведенный латышским социологом П.П. Звидриньшем, показал, что, несмотря на определенную материальную помощь родителей, в материальном отношении они живут в менее благоприятных условиях, чем семьи молодых людей, занятых в производстве (27, 74).

Студенческий брак и студенческая семья: а стоит ли

Даже если и удастся «выбить» семейную комнату в качестве поддержки и помощи студенческой семье, в большинстве случаев максимум того, что светит – это восемь квадратных метров. Плюс туалет в конце коридора. И будущее студенческой семьи туманно – где жить после окончания вуза? Самый больной вопрос для студенческой семьи – это жилье. К тому же мужа надо кормить, а ежедневные пробеги от комнаты к кухне с выстаиваем в очереди могут вывести из себя даже ангельскую жену.

Читайте так же:  Начало самосовершенствования развитие сильных сторон

Ипотечное кредитование молодой студенческой семье тоже далеко не всегда по карману. О какой ипотеке можно говорить, если удача найти работу сразу по окончанию – счастливый лотерейный билет, который удается вытянуть далеко не каждому? А значит, шансы снять жилье тоже практически нулевые. Многим приходится в поисках работы возвращаться в родные края. А переезжать с места на место в поисках лучшей жизни одиночке, согласитесь, гораздо легче. Желание же остаться любой ценой в мегаполисе зачастую приводит к тому, что многие студенческие семьи сознательно стараются как можно дальше оттянуть момент рождения первенца.

Студенческие семьи

В студенческих семьях отлажен быт, потребность в половом и интеллектуальном общении А это существенно экономит время, освобождая его для учёбы.
Оба студента нуждаются в тишине и комфорте для подготовки домашних заданий. В семье это осуществить легко. Поэтому семейные студенты (особенно мужчины) учатся лучше.
Как ни странно, семейные студенты чаще участвуют в научной деятельности. Это связано с их более выраженным желанием найти высокооплачиваемую работу сразу после окончания вуза. Они используют все факторы, которые могут привести к хорошим рекомендациям и получению особенных, полезных для работы, навыков.
Семейные студенты чаще участвуют в общественной деятельности, так как рассчитывают на преимущества получения доступа к закрытой информации, либо возможности повлиять на своё благосостояние.
Ссоры в студенческих семьях происходят реже, а если происходят, то носят конструктивный характер. Оба члена семьи понимают вынужденность своего положения, а потому в конфликтах выдвигаются определенные и легко решаемые требования, в результате мир устанавливается быстро.

Особенности студенческой семьи

В наше время можно слышать рассуждения о новых типах семьи, вроде “шведской” или о браке “втроем”. Интересно было выяснить мнение студентов по данному вопросу. В данном исследовании был включен вопрос “ Как Вы относитесь к браку втроем? ”. Каждый пятый студент высказался против, считая неестественными такие отношения между людьми; три четверти респондентов проявили нейтральное отношение, многие высказались в том духе, что кто желает такой брак иметь, пусть живет хоть всемером; и только один ответ не содержал никаких препятствий для такого союза, если он скреплен безграничной любовью всех.

Студенческая семья и ее проблемы (стр

Учитывая курс, который государства на решение демографических проблем, повышение рождаемости, здоровья населения, исследование студенческой семьи представляет интерес. Кроме того, очевидно, что к студенчеству относится очень большая группа населения в свете чего, исследование ее проблем также представляет интерес, поскольку в их решении заинтересованы очень многие. Ну и само то, что автор работы относится к студенчеству определяет его личный интерес к исследуемой теме.

Важным аспектом рассматриваемой проблемы явля­ется изменение отношения к студенческим семьям со стороны родителей, общественных организаций и адми­нистраций вузов. Оно становится более терпимым. Во многих вузах семьям оказывается помощь и поддержка: вы­деляются места в общежитии, выдаются денежные по­собия, создаются по возможности условия для совме­щения учебы и воспитания детей. Все это в опреде­ленной мере облегчает жизнь студенческих семей. Из­меняется отношение к браку и семейной жизни и у самих студентов.

Особенности студенческой семьи

Проводившееся в 1988 г. исследование проблем студенческой молодежи республики (опрошено 3186 чел.) сотрудниками ПНИЛСИ БГУ им. В. И. Ленина показало, что целесообразным создавать семью в студенческие годы считают 35,9 % студентов. Считают, что нецелесообразно — 26,6 %. Состояли в браке 15,2 % опрошенных. Ответы эти говорят о том, что треть студентов положительно смотрят на создание семьи во время учебы в вузе, причем половина из них не только на словах положительно относятся к браку в эти годы, но и сами создают семьи.

В нашем исследовании под студенческой семьей понимается такая, в ко­торой оба супруга — студенты дневного отделения высшего учебного заведения, т. е. гомогенная (однородная) по социальному положению мужа и жены. Это молодая семья, в которой супругам не более 28 лет, а стаж семейной жизни не превышает 5 лет. Дети в студенческих семьях, как правило, дошкольного возраста.

Студенческая семья: как она живет

Среди моих сверстников не так много семейных пар, как было, например, в пору молодости моих родителей. Тогда, по их рассказам, у студенческих семей было не меньше проблем с жильем, заработками и учебой. А как справляются с этими сложностями современные женатые студенты и замужние студентки?

Однако декан факультета филологии и журналистики Ставропольского госуниверситета (который, к слову, уже давно прозвали факультетом невест) А. Серебряков так не считает: « Отношение преподавателя к студентам, решившим вступить в брак, безусловно, меняется. Рассчитываешь, что перед тобой более серьезный человек, чувствующий ответственность за свою семью и то, что с ней происходит. Эти студенты должны быть более взрослыми в социальном и интеллектуальном отношении».

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ СЕМЬИ

Студенческая семья — достаточно слож ный и еще малоизученный объект исследований. Под сту денческой семьей понимается такая, в ко торой оба супруга — студенты дневного отделения. Проблема студенческой семьи является, безусловно, актуальной в наше время в нашей стране. Учитывая курс, который государство отводит на решение демографических проблем, повышение рождаемости, здоровья населения, исследование студенческой семьи представляет огромный интерес. Кроме того, очевидно, что к студенчеству относится очень большая группа населения в свете чего, исследование ее проблем также представляет интерес, поскольку в их решении заинтересованы очень многие .

Видео (кликните для воспроизведения).

Редкий абитуриент полностью представляет себе, что составляет сущность его буду щей профессии, каких знаний, умений, навыков и спо собностей она требует, какая система подготовки приведет к овладению специальностью и формированию нуж ных черт личности. Обычно под профессиональной направ ленностью подразумевают положительное отношение, ин терес к профессии, склонность заниматься ею. В поня тие направленности также включают потребности, эмо ции, установки, интересы и склонности, идеалы и убеж дения. В процессе учебы под влиянием различных фак торов у них может проявиться интерес к получаемой профессии. Для такой категории студентов особое зна чение имеет психолого-педагогическая атмосфера учеб ного заведения, качество преподавания, материально-тех ническая база, техника и методика учебного процесса и практических занятий.

Источники


  1. Шеламова, Г.М. Деловая культура и психология общения / Г.М. Шеламова. — М.: Академия (Academia), 2013. — 455 c.

  2. Лопатина, А. Беседы и сказки о семье. 33 беседы по семейному воспитанию в школе и дома / А. Лопатина, М. Скребцова. — М.: Философская Книга, 2015. — 176 c.

  3. Невис, Э. Организационное консультирование. Методики и рабочие модели для консультантов организаций / Э. Невис. — М.: СПб: Пирожкова, 2013. — 224 c.
Студенческие семьи
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here