Свобода или контроль подростка

Сегодня обсуждаем тему: свобода или контроль подростка с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

10 ошибок в воспитании подростка и советы по их устранению.

Противоречивость поведения и отношения подростка к родителям становится вызовом для многих. В этот период взросления родители принимают как удачные, так и неудачные решения в отношении воспитания своего ребенка. И важно понимать, что ошибки будут обязательно – это нормально, они не фатальны и не испортят ваши отношения с ребенком. Они просто создают новые ситуации, с которыми вам предстоит справляться вместе.

1. Вы настаиваете на откровенности

Как это выглядит Вы замечаете, что ребенок стал закрываться от вас, у него появились секреты: какие-то вещи он рассказывает своим друзьям, но не допускает к этому вас. Вы чувствуете, что отдаляетесь, утрачиваете контроль и близость к ребенку – и начинаете настаивать на том, чтобы подросток был более открыт, больше доверял, советовался и обсуждал с вами свои дела. Вам хочется быть самым близким и важным человеком, другом для своего сына или дочери.

[2]

При этом ситуация и вся жизнь подростка изменились: в ней родители остаются действительно важными людьми, но одновременно появляется и потребность выстраивать близкие отношения со сверстниками. Подростку важно чувствовать свою независимость, опираться на собственное мнение.

Последствия Чем больше вы давите на подростка, настаиваете на его откровенности или уговариваете его стать вашим лучшим другом, тем сильнее он начинает от вас закрываться и защищать свое личное пространство. Он находит различные способы избегать откровенности, сохранять свои секреты и дистанцию, порой обманывает. Вас это начинает беспокоить еще сильнее – и от этого давление только усиливается, что, в свою очередь, приводит к более жесткому противодействию со стороны подростка. И так круг замыкается.

Другой возможный вариант развития событий: в ответ на закрытость подростка родители начинают вести себя симметрично – отстраняются от обиды. Подросток, видя подчеркнуто холодное отношение родителей, чувствует себя ненужным, неважным семье.

Наш совет Создайте атмосферу, которая поможет подростку убедиться: родители рядом, готовы принять его, когда он сам будет готов. Говорите ему, что вы не настаиваете на его открытости, но всегда рядом и выслушаете. Но это двусторонний процесс: доверие к родителям требует большого доверия и от родителей.

2. Вы игнорируете мнение подростка

Как это выглядит Вы часто предлагаете ребенку что-то, но так, будто вы заранее понимаете, чего он хочет: например, суп, или теплую шапку, или добрый совет. И когда он отказывается, просто игнорируете его отказ. Ведь вам-то виднее, и вы уверены, что если он попробует суп, то обязательно поймет, передумает и потом еще спасибо скажет.

Последствия Ребенок ведет себя агрессивно, может отвечать грубо. Родитель обижается, происходит конфликт. Или ребенок поддается на уговоры и вашу настойчивость и в какой-то момент теряет способность принимать решения самостоятельно, ожидая от окружающих, что они сделают это за него.

[1]

Наш совет Поддерживайте инициативу и самостоятельность подростка, с вниманием относитесь к его желаниям, но не старайтесь их предугадывать. Иногда родителям следует отступить и довериться мнению подростка: если он говорит, что не хочет, то, скорее всего, он и не хочет. Важно давать ребенку возможность получить собственный опыт: даже если он отказывается от чего-то очевидно хорошего или полезного, пусть он сам это обнаружит!

3. Вы нарушаете личное пространство

Как это выглядит Из желания оградить ребенка от возможных опасностей родители могут начать проверять его карманы, сумку, переписку. Может казаться, что это единственный доступный способ узнать что-то про своего ребенка, особенно в какой-то волнующей или рискованной ситуации.

Последствия Поступая таким образом, вы обесцениваете личное пространство подростка, а ведь он еще только начинает пробовать обходиться с ним. Это сильно подрывает его доверие как к родителям, так и к самому себе.

Наш совет Представьте себе обратную ситуацию: подросток будет тайно или явно вторгаться в личное пространство или секреты родителей. Разумеется, это неприятно! Контроль, безусловно, необходим, это важная функция родителя, и ребенок будет перенимать те отношения, которые приняты в семье.

Хорошо, когда такой контроль становится результатом открытой и честной договоренности между родителями и ребенком.

4. Вы не всегда последовательны

Как это выглядит Бывает, что, пытаясь добиться желаемого (чтобы ребенок сделал уборку или учился усерднее), родители прибегают к нереалистичным обещаниям или угрозам. Например, вы обещаете забрать подростка из лагеря по первому требованию, если ему там не понравится, или угрожаете отправить его в интернат, если обнаружите, что он начал курить.

Последствия Подростки очень категорично относятся к любым обещаниям, приятным или нет, и рассчитывают на их исполнение. В случае, когда они встречаются с невыполненными обещаниями, они постепенно просто перестают верить им. И тогда родители становятся для подростка людьми, которые говорят пустые слова, к которым не стоит прислушиваться, из отношений исчезает доверие, что затрудняет заключение любых договоренностей с подростком в дальнейшем.

Наш совет Важно воздерживаться от явно невыполнимых угроз вроде «выгоню из дома». Это непросто: обычно такие вещи мы говорим, испытывая сильный гнев и бессилие. Нереалистичные же обещания обычно даются, когда важно добиться от ребенка сиюминутного согласия без оглядки на возможное развитие событие в будущем. Тщательно продумывайте обещания подростку и будьте готовы выполнить их.

5. Вы непредсказуемы в проявлениях доброты и злости

Как это выглядит Бывает, что наши чувства проявляются с опозданием. Мы можем долго терпеть неприятное или раздражающее поведение близкого человека из желания быть с ним мягче. Накопленное таким образом раздражение может потом проявиться через резкое и неожиданное для подростка действие: жесткие слова, сильное наказание.

Аналогичная история возникает с накоплением чувства вины или неловкости перед своим ребенком. Все люди так или иначе порой совершают поступки, о которых потом жалеют. Родители же обычно жалеют особенно сильно, когда они задевают или ранят своего ребенка. Например, задерживаясь долго на работе или лишая подростка своего внимания по какой-то другой объективной причине, родители накапливают в себе невыраженное чувство вины, которое потом обязательно находит выход – в форме подарков, поблажек, отмены наказаний или отмены обязанностей.

Последствия Родители начинают казаться ребенку ненадежными и непредсказуемыми. Как следствие – у ребенка появляется страх нереалистичного наказания, когда за незначительными ошибками внезапно следуют жесткие последствия или, наоборот, ощущение вседозволенности.

Читайте так же:  К каждому клиенту индивидуальный подход

Наш совет Важны смелость признавать свою вину, умение искренне просить прощения – этому дети учатся, в первую очередь, в семье, у своих родителей. А подобные навыки очень пригодятся в жизни!

6. У вас размытые требования

Как это выглядит Родители обычно хотят для своих детей лучшего: чтобы они лучше учились, лучше общались. Часто это желание облачено в не слишком ясные формулировки вроде «веди себя как следует», «учись лучше», «заведи нормальных друзей», «будь хорошим человеком». Важно понимать: хотя на уровне здравого смысла подростки и могут понять такое требование, но на уровне их реализации им очень сложно соответствовать таким требованиям, поскольку критерии довольно размыты.

Последствия Подростку становится непонятно, что от него хотят, к чему он должен стремиться. Это приводит к расхождению во мнениях между подростками и родителями: первые считают, что уже соответствуют предъявленным требованиям в полной мере, а вторые – что всегда есть к чему стремиться. Конфликты на этой почве могут быть длительными.

7. Вы надеетесь на понимание и ждете сопереживания

Как это выглядит Вы верите, что подросток «сам должен все понимать», поэтому не устанавливаете правил. Да, подростки, и правда, хорошо понимают многие вещи – но по-своему. Сложность возникает в тот момент, когда обнаруживается расхождение точек зрения. Представления подростка могут сильно отличаться от родительских, ведь они зависят от его уникального личного опыта, возрастных задач и социальной ситуации, в которой он находится.

Часто также предполагается, что подросток должен сопереживать и сочувствовать родителям, столкнувшимся со сложностями при его воспитании. Но подростки обычно не в состоянии оказывать такого рода поддержку, в этом возрасте подобное им еще не по силам – да и не нужно. Иногда через просьбу о сопереживании родители пытаются добиться желаемого: чтобы ребенок лучше учился, чтобы не расстраивал родителей.

Последствия В результате возникает много раздражения друг к другу, отношения становятся напряженными. Часто подростка больше возмущают не сами высказанные вами ожидания, а их форма, идея долженствования. А ребенок, на которого возлагается сложная задача «понимания» родителя, начинает чувствовать вину и бессилие, становится закрытым, отстраненным.

[3]

Наш совет Эта сложность может быть преодолена за счет диалога и ясных договоренностей. Родители могут чуть меньше надеяться на безусловное понимание со стороны ребенка и чуть больше опираться на честность и открытость своих желаний в отношениях. Все мысли, идеи, пожелания имеет смысл проговаривать вслух и обсуждать, чтобы убедиться, что и подросток, и родитель понимают их одинаково. За эмоциональной же поддержкой лучше обращаться к взрослым. Кроме того, чтобы добиться от ребенка желаемого, ясно обозначайте тот ущерб или последствия, которые произошли в результате нежелательного поведения. Вместо: «Меня бесит твоя грязная обувь», – скажите: «С твоих ботинок натекла лужа, вытри ее».

8. Вы обесцениваете чувства подростка

Как это выглядит Ребенок говорит о чем-то важном для него, о своих переживаниях, возможно, связанных с отношениями. Родители не придают этому значения и говорят, что эта проблема не стоит внимания, или отмахиваются от разговора, ссылаясь на усталость. Также вы можете не обращать внимания на страхи или опасения ребенка, или в те моменты, когда ему требуется поддержка, вы его отвергаете или высмеиваете. Иногда случается так, что родители снижают значимость чувств подростка, исходя из стремления его поддержать: подростковую влюбленность вы можете счесть несерьезной и мимолетной, а для подростка это чувство настоящее и очень сильное.

Последствия Ребенок чувствует себя отвергнутым и отстраняется, закрывается еще сильнее. Или начинает протестовать против родителя и вести себя агрессивно.

Наш совет Подростки бывают склонны все драматизировать, и иногда родителям стоит снижать накал страстей. Но важно делать это с уважением к тем чувствам, которые он переживает. Старайтесь воспринимать всерьез переживания, сообщайте ребенку, что он понят и принят, что его чувства важны, что можно посмотреть на эту ситуацию с другой стороны. Делать это следует деликатно и ненавязчиво. Это увеличивает доверие и открытость между вами.

9. Вы живете жизнью ребенка

Как это выглядит Конечно, ребенок всегда занимает главное место в жизни родителей, но случается, что жизнь мамы и папы становится полностью сосредоточена на нем, его проблемах, потребностях.

Последствия Родитель становится настолько погружен в разрешение проблем ребенка, что собственная жизнь начинает блекнуть. Ребенок, наблюдая за таким пренебрежительным отношением родителей к самим себе, постепенно утрачивает и собственный интерес к ним. Такая ситуация опасна еще и постепенным истощением: тратя всю энергию, не имея опоры и поддержки извне, родители могут оказаться без сил, которые необходимы для выстраивания отношений с ребенком.

Наш совет Будьте внимательны к собственной жизни. Общайтесь с друзьями, найдите хобби и другие ресурсы для восстановления сил и получения удовольствия от жизни. Родитель при этом становится только привлекательнее для подростка: он начинает быть живым человеком, с кем хочется поговорить и побыть рядом.

10. Вы говорите: «Мы такими не были»

Как это выглядит Вам сложно принять начавшийся подростковый кризис. Дети демонстрируют протестное поведение, агрессию, желание отстраниться, а вы не можете адаптироваться к новым обстоятельствам, поверить в то, что это нормально и что с вами когда-то тоже происходило что-то подобное.

Последствия Вам сложно принимать своего ребенка, ведь вы искренне считаете, что он должен развиваться так же, как развивались вы, реагировать на события так же.

Наш совет Важно уметь отстраниться от своего опыта. Мир сильно изменился, и протекание подросткового кризиса тоже изменилось. Постарайтесь научиться воспринимать своего ребенка как отдельную, самостоятельную личность.

Автор: Мария Завалишина, консультант психологического центра «Перекресток»

Какая свобода нужна подросткам?

У старшего поколения сегодня много нареканий к нравственному облику молодежи, к взаимоотношениям подростков между собой, их поведению с людьми другого возраста.

Это вечная проблема или нашему времени достались какие-то особенные, неуправляемые и не желающие никого слушать и слышать подростки?

И это несмотря на то, что о подростковой физиологии и психологии в наши дни есть немало доступной информации, помогающей самим подросткам, родителям и педагогам обойти все острые углы этого переходного возраста. Существует множество научных и популярных публикаций, литературных произведений и фильмов, посвященных подросткам и юношеству.

Дело в том, что одних только знаний бывает недостаточно, а иная информация оказывается вредной, поскольку дезориентирует, отравляет, развращает еще несформировавшуюся личность. Так, знание возрастных физиологических особенностей и гигиены подростков помогает им пройти этап физического взросления. Вместе с тем на этом нельзя концентрировать все внимание, чтобы в молодом человеке не развился культ тела, привычка удовлетворять исключительно физические запросы в ущерб духовным потребностям. Душа безмерно важнее тела (см. Мф. 16, 26), и необходимость заботы о ее чистоте, питании, здоровье с юности должна осознаваться не менее ясно.

Читайте так же:  Мотивировать себя! как

Вот почему так важна возрастная психология, которая не противоречит учению Церкви о воспитании и правильном внутреннем развитии человека. Задолго до появления психологии как светской науки святыми отцами были изучены духовные законы и движения человеческой души, которые они изложили целомудренно, показав путь восстановления единства с Богом и целостности человеческой личности. Для этого необходимо упражнение в добродетели, предполагающее самоограничение, самоконтроль, преодоление своих негативных качеств ради любви к Господу и с Его помощью.

Трезвое отношение к себе, разграничение действительных потребностей от прихотей и вредных зависимостей отличает работы настоящих специалистов в области педагогики и подростковой психологии. В них не будет пропагандироваться вседозволенность, отсутствие границ для подростка, возможность думать о своих желаниях и хотениях как о чем-то самоценном, значимом, требующим удовлетворения любой ценой. Всего этого, завуалированного в красивые слова и блестящие формулировки, нет в работах и практической деятельности ответственных педагогов и психологов.

Они с пониманием относятся к детям и подросткам, многое делают совместно с ними. Однако при всем их внимательном, заботливом, искреннем отношении к подросткам, готовности выслушать, объяснить, помочь, порассуждать и поразмышлять вместе, они всегда устанавливают границы дозволенного. Выход за эти границы пресекается твердо, а при необходимости и жестко, но не жестоко. Особенно такая реакция взрослых уместна в случаях, когда подросток своим поведением, своими поступками может нанести реальный вред себе и окружающим.

Когда же во главе всего ставится так называемая «подростковая свобода», вседозволенность, почти полное отсутствие границ, то это может привести к трагическим последствиям. Неровность и дисбаланс физиологического взросления в подростковом возрасте добавляет проблем и самим растущим людям, и окружающим. В этот период детям надо знать не только то, что взрослые их любят и защитят, но и то, что им самим пора проявлять ответственность и самоконтроль.

У взрослых нередко возникает иллюзия, что полное доверие между подростком и родителем или педагогом возможно только в том случае, если подростку предоставить большую свободу: если ему многое разрешено, то ему уже незачем будет пробовать что-то еще. Это иллюзия. Несмотря на то, что подростки считают себя уже вполне взрослыми и во всем разбирающимися, они еще не всегда могут принимать взвешенные и правильные решения.

Одна из их возрастных особенностей заключается в том, что подросток нарушает запреты, пробует то, что еще не дозволено. Как бы взрослые ни расширяли границы его свободы, подросток их нарушит. Если ему можно то и это, он попробует что-то еще, сделает больше дозволенного, «поборется» за еще большую свободу. Так что взрослым рано или поздно придется вмешиваться, использовать свою власть и ограничивать подростка. Лучше, если с самого начала он научится ограничивать себя сам, уметь нести ответственность за результат сделанного — ведь в этом-то и проявляется взросление души, а не в том, чтобы делать, что бы ему ни захотелось.

Взрослым со своей стороны следует осознавать свою ответственность в деле воспитания молодежи и не бояться проявлять требовательность там, где это действительно необходимо, запрещать то, что явно причинит зло самому ребенку или другим людям. В своих воспитателях подростки должны видеть добрый пример, а не одни только ограничения и требования, которые сами взрослые не исполняют.

Наши воспитательные меры будут эффективными, если мы будем действовать от любящего сердца, с терпением и великодушием, не только запрещая дурное, но и давая возможность молодому человеку проявить себя в добрых делах. Многих бед избежит человек в своей жизни, если еще в подростковом возрасте научится испытывать радость от преодоления своих прихотей, вредных привычек и страстей путем приобретения противоположных им добродетелей.

Изучая вместе с подростками евангельские заповеди и претворяя их в жизни семьи, посещая храм и участвуя в церковных таинствах, можно дать им познать истинную свободу — жизнь во Христе. Это принесет пользу и самим детям, и их родителям, и всему обществу.

Сколько свободы нужно подростку

Когда дети вступают в подростковый возраст, они начинают просить больше свободы. В этот период родители, как правило, мечутся между желанием вырастить самостоятельного и уверенного в себе человека и страхом за его благополучие.

Сколько же свободы надо подростку?

Обойдемся без крайностей

Некоторые родители предоставляют своим детям полную свободу действий, когда те еще не готовы принять ее и нести ответственность за собственную жизнь.

Другие родители, напротив, лишают детей не только свободы, но и обязанностей, которые помогают подростку развить такие качества, как умение принимать решения и оценивать последствия своего выбора.

Подростки – это уже не дети, но еще и не взрослые люди. Им проще оставаться в тесном контакте с родителями, но при этом иметь право на собственную точку зрения в вопросах, которые касаются их непосредственно.

Как такой гармонии добиться?

Установите рамки

Все дети время от времени воюют с ограничениями. Как ни парадоксально, одновременно они очень в них нуждаются.

Установленные границы позволяют подросткам чувствовать себя в безопасности, поскольку ограничения делают жизнь более предсказуемой.

Кроме того, психологи считают, что, если родители ни в чем не ограничивают своих детей, те чувствуют себя нелюбимыми и одинокими.

Установить правила для подростков будет гораздо проще, если понятные и разумные ограничения существовали, когда дети были совсем маленькими. В подростковом возрасте вводить их гораздо труднее, хотя ничего невозможного нет.

Дайте право выбирать

Даже понятие «чистой комнаты» у родителей и подростков может сильно различаться. Решите вместе с ребенком, что вы понимаете под порядком. Это поможет избежать ссор на пустом месте.

Видео (кликните для воспроизведения).

Например, договоритесь о том, что в комнате подростка всегда будет чистый пол, а одежда – убрана в шкафы. Местоположение кровати и сюжеты для плакатов на стене пусть определяет владелец комнаты – у него есть право на самовыражение.

Действуйте небанально

Если вам не изменяет чувство юмора, подросток будет гораздо охотнее принимать ваши правила.

Например, если ребенок перестал складывать грязную одежду в корзину для белья или убирать чистую в шкаф – последуйте его же примеру.

Читайте так же:  Фарфоровые дети

Соберите все лежащие не на месте вещи подростка в одну большую кучу прямо посреди его комнаты и сообщите, что постирана она будет только тогда, когда окажется в отведенном для грязной одежды месте.

Подростки упрямы, но без чистых носков долго не протянешь.

Давайте независимость поэтапно

Подростку надо привыкнуть к тому, что у него появилась свобода и ответственность за свои поступки. Чем более зрелое и ответственное поведение демонстрирует ребенок – тем больше свободы он может получить.

Простой пример – покупка одежды. Сначала подросток выбирает ее в вашем присутствии, затем получает деньги на определенные вещи. Только потом, когда вы убедитесь, что он способен самостоятельно покупать себе необходимое, можно давать ему деньги для самостоятельного обновления гардероба.

Безопасность и здоровье на первом месте

Самая важная обязанность родителя – сохранить здоровье своего ребенка. Объясните подростку, что некоторые ограничения, которые вы на него наложили – это не нарушение его прав на свободу, а забота о безопасности.

Любой опыт, полученный в подростковом возрасте (в том числе – употребление алкоголя и курение), кажется совершенно уникальным и «взрослым». В то же время забота о здоровье для подростков еще не актуальна, поскольку в юном возрасте серьезные заболевания встречаются редко.

Тем не менее, подросток должен знать, что и почему может навредить его здоровью или здоровью окружающих, чтобы принять установленные вами ограничения.

Возможно, ваш сын или дочь не испугается рассказа о том, что из-за курения можно умереть от рака в 45 лет. Зато подросток точно задумается, если вы случайно оброните фразу о запахе изо рта или плохой коже курильщика.

Вместе работайте на будущее

С некоторыми вещами бороться не имеет смысла. Ваш сын имеет право ходить в школу с рубашкой навыпуск или в спущенных на бедра джинсах – это никак не повлияет на его будущее.

Более серьезные аспекты жизни ребенка требуют родительского контроля. Так, например, ваш сын и дочь не должны пропускать школу или подготовительные курсы в институт. Это правило, которое нельзя нарушать.

Позволяйте делать ошибки

Хотите, чтобы ваши дети научились решать проблемы самостоятельно? Для этого у подростка должно быть право на ошибку. Ему придется научиться начинать все сначала и добиваться результата раз за разом.

Позвольте вашему сыну или дочери опоздать с прогулки и получить заслуженный домашний арест. Позвольте порезать любимые джинсы в качестве модного эксперимента.

Главное – обязательно помогите исправить совершенные ошибки. Только не делайте за детей все, иначе они не научатся отвечать за свои поступки.

Самое важное

В подростковом возрасте ответственность за безопасность и здоровье ребенка по-прежнему лежит на плечах родителей.

Постарайтесь выстроить систему разумных ограничений так, чтобы одновременно уберечь подростка от нежелательного «взрослого» опыта и развить в нем самостоятельность.

Подростки. Свобода или контроль?

В Госдуму поступило предложение от депутатов Законодательной думы Томской области штрафовать тех родителей, чьи дети-подростки (16-18 лет) были замечены в общественном месте в нетрезвом виде.

Законодательная инициатива была принята томскими депутатами еще месяц назад – 29 февраля – и изначально разрабатывалась для рассмотрения Госдумой. В частности, депутатам предлагается признать противоправными не только подростковый дебош в пьяном виде в общественных местах (эти действия и сегодня караются по статье 20.21 Кодекса об административных правонарушениях), но и вообще само появление «на людях» в нетрезвом виде. Сейчас, согласно КоАП, появление в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения, «оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность», наказывается штрафом от одного до пяти минимальных размеров оплаты труда (МРОТ, 1 МРОТ – 4611 рублей) или административным арестом на срок до 15 суток. Касается эта норма любого, вне зависимости от возраста. По существующему законодательству за простое, без «оскорблений нравственности» появление подростка в пьяном виде в общественном месте или распитие там спиртных напитков наказываются штрафом в размере от трех до пяти МРОТ его родители. Правда, речь идет о подростке, не достигшем 16 лет.

Депутаты Томской областной думы уверены, что «доказать, что вид несовершеннолетнего оскорблял человеческое достоинство и общественную нравственность, бывает очень сложно», поэтому, по их мнению, карать нужно за одно только появление в пьяном виде, распространив эту меру на подростков в возрасте 16-18 лет. Суммы штрафов, по мысли законотворцев, должны составлять от 300 до 500 рублей. Однако предложения томских законодателей нельзя назвать доработанными. Например, каким образом будет определяться степень опьянения подростка в общественном месте, не понятно. Хочется верить, что это будет делаться полицейским не «на глазок».
«Любого подозреваемого в алкогольном опьянении подростка полицейские будут обязаны вести в стационарные либо передвижные наркологические центры для анализа проб мочи, – разъясняет последствия принятия законопроекта адвокат Дмитрий Динзе. – Если же далее говорить о штрафе, то полицейские должны будут задержать подростка, затем доставить его по месту жительства к родителям либо в отделение. Это все влечет за собой изменение большого пласта законодательства не только в части Гражданского кодекса, но и в части соблюдения прав и свобод подростков».

По мнению юриста, такая мера может стать определенным рычагом давления не на подростков, а на их, например, богатых или высокопоставленных родителей, или на самих подростков в качестве шантажа в школах или перед поступлением в вузы. «Надо четко определить грань между неблагополучным и просто оступившимся подростком», – добавляет г-н Динзе. Адвокат считает, что все надо оставить, как прежде, – оставить систему, при которой пойманного за такую провинность подростка задерживали, если он сильно пьян, затем отправляли домой и сообщали о нем в полицейские отделы по делам несовершеннолетних. Там с ним проводили профилактическую беседу. Если же оказывалось, что подросток из неблагополучной семьи, то уже не им, а самой семьей начинали заниматься социальные службы.

15 вещей о которых молчит ребенок-подросток.

Обычно родители говорят что подростковый возраст—это трудный возраст.Но при этом они имеют ввиду что им самим трудно найти общий язык с сыном или дочерью.А на самом деле этот возраст труден именно для подростка.ведь в отрочестве общения с родителями, учителями и другими взрослыми начинает складываться под влияние возникающего чувства взрослости

Многие проблемы подросткового возраста возникают из-за того, что родители не знают о физиологии и психологии подросткового периода, во вторых подросток сам не готов к таким переменам.Но не судите их строго! Поймите как им трудно.Помогите, поддержите.Ни в коем случае не ругайте.Пусть комплексы которые обозначены в публикации и неизбежны у подростка, будут поняты родителями, и он не будет чувствовать что одинок в своих переживаниях.

Читайте так же:  Как определить истинное желание

1«Мои права ущемляют!».«Мне нужна поддержка»

Подростки начинают оказывать сопротивление по отношению к ранее выполняемым требованиям со стороны взрослых, активнее отстаивать свои права на самостоятельность, отождествляемую в их понимании со взрослостью.Они болезненно реагируют на реальные или кажущиеся ущемления своих прав, пытаются ограничить претензии взрослых по отношению к себе.Несмотря на противодействие, проявляемое по отношению к взрослому, подросток испытывает потребность в поддержке.Особо благоприятной является ситуация, когда взрослый выступает в качестве друга.Совместная деятельность, общее времяпровождение помогают подростку по-новому узнать взаимодействующих с ним взрослых.В результате создаются более глубокие эмоциональные и духовные контакты, поддерживающие подростка в жизни.Подросток испытывает потребность поделиться своими переживаниями, рассказать о событиях своей жизни, но ему самому трудно начать столь близкое общение.

2.«Не давите на меня!»—«Объясните, зачем»

Если подросток почувствует, что от него многого ожидают, он может пытаться уклониться от выполнения объязанностей под прикрытием наиболее «доброго»взрослого.Поэтому для освоения новой подростковой системы отношений важна аргументация требований, исходящих от взрослого.Простое навязывание требований, как правило, отвергается.То, что родителям порой кажется бессмысленным упрямством, на самом деле—попытка твердо отстоять свое мнение.

3.«Я не маленький!»—«Прекратите несправедливость»

В случаях, когда взрослые относятся к подросткам как к маленьким детям, последние выражают свой протест в различных формах, проявляют неподчинение, чтобы изменить сложившиеся ранее отношения.Реакция протеста подростка бывает и в тех случаях, когда в семье конфликтная обстановка.Родители ссорятся между собой, а реакция протеста ребенка направлена против них, поскольку они, по его мнению, виноваты перед ним, и он реализует свой протест в утрированой форме, совершает мелкие правонарушения—все делает назло родителям.Причиной реакции протеста может быть равнодушное отношение родителей, несправедливое, болезненное для самолюбия ребенка наказание, запрещение чего-либо, что значимо для него, например, запрет видеться с друзьями.

4.«Я крутой!»—«Я неудачник. »

Слабость и неудачливость в какой-либо одной области подросток стремится компенсировать успехами в другой.Причем сравнительно часто встречаются формы гиперкомпенсации, когда для самореализации выбирает образ деятельности, представляющая наибольшие трудности.Свою неуверенность и скованность подростки прячут под маской напыщенности самоуверенности, немотивированного упрямства и словесной агрессии.Если ребенок становится груб, нужно как можно спокойнее говорить с ним.

5.«Всем наплевать на меня»—«У меня тоже есть своя жизнь»

Недостаток внимания, заботы и руководства, формализм взрослых болезненно воспринимаются подростком.Он чувствует себя лишним, ибо является источником обременяющих хлопот.Подросток в подобных случаях обычно начинает жить своей тайной жизнью.

6.«Я сам!»—«Хочу больше свободы.»

Чрезмерная опека и контроль, необходимый, по мнению родителей, также нередко приносят негативные последствия: подросток оказывается лишенным возможности быть самостоятельным, научится пользоваться свободой.В этом случае у него активизируется стремление к самостоятельности.Взрослые же нередко реагируют на это ужесточением контроля, изоляцией своего чада от сверстников.В результате противостояния подростка и родителей лишь возрастает.

7.«Я не хочу ссориться»—«Я кое-что скрываю от родителей»

Вместе с тем многие подростки стремятся избегать конфликтов, пытаясь скрыть недозволенные поступки.Стремление к явным конфликтам с родителями проявляется сравнительно редко.

8.«Что такое секс?»—«Поговорите со мной открыто на тему секса»

Подросток хочет от родителей подробно об особенностях сексуальных отношений, Если у вас сын или дочь подросткового возраста, а раньше вы с ним никогда не говорили на темы половых отношений, то придется это сделать, хотя бы сейчас.Уж лучше поздно, чем никогда.Психологи говорят, что в тех семьях, где родители умеют говорить на эту тему, не краснея и не запинаясь на трудных словах, подростки гораздо позже приобретают первый сексуальный опыт.

9.«Она такая классная!»—«Я мечтаю быть, как. »

Подросток пытается подражать лучшим.Комната подростка обычно сплошь завешана портретами абсолютных чемпионов мира, модных певцов, футболистов, теннисистов, гонщиков.У девочки рядом с красавцами певцами и актерами красуются топ модели и киноактрисы Голливуда.Если вы не знаете что происходит в дуже вашего ребенка, посмотрите на стены в его комнаты.Там—мечта души.

10.«Что-то есть совсем не хочется. »—«Я влюблен(а)! И это навсегда!»

В этом возрасте часто переживается платоническая любовь.Она характеризуется высоким накалом чувств, сладостным трагизмом, самоотречением и жертвенностью, убежденностью в уникальности переживаемого подростком чувства.Подросток так сильно страдает от любви—не спит, не ест, тоскует и сохнет на глазах, что пугает пап и мам.Родителям, педагогам, такой накал чувств кажется непонятным.

11.«Я страшный!»—«Я переживаю о своей внешности»

Подросток очень переживает если есть какие-либо проблемы с внешностью или ему кажется что он(она) некрасив(а).

12.«И скучно, и грустно. »—«Я хочу приобщиться к компании сверстников»

13.«Хочу стать президентом!»—«Я не знаю, кем я буду. »

Кем быть? В мечтах о будущем, в профессиональных намерениях отражается прежде всего потребность подростка быть значительным.Его профессиональные планы в ранней юности часто представляют собой расплывчатые мечты, которые никак не соотносятся с практической деятельностью.Эти планы ориентированы скорее на социальный престиж профессии, чем на собственную индустриальность.Отсюда и характерная завышенность уровня притязаний, потребность видеть себя непременно выдающимся, великим.

14.«Я хочу умереть!»—«Мне страшно, что если я умру, жизнь все равно будет продолжаться»

У подростка часто возникают размышления на тему смерти.Личная жизнь кажется безмерно малой песчинкой в громадном океане космоса всеобщей жизни.И от того, что эта песчинка может затеряться в этом общем потоке, становится страшно.Страшно, что вот кончится моя жизнь, мир будет продолжать жить.Бывает так, что подростки предают смерти романтический оттенок.Как выход из проблем и конфликтов они видят смерть.И как видят ее со стороны: вот он лежит в гробу, все оплакивают, приносят цветы, говорят добрые слова и жалеют, какого человека потеряли.Но ведь нет обратного процесса, и нельзя допускать, чтобы у ребенка были суицидальные темы.Берегите своего ребенка, будьте чуткими.

15.«Все вокруг лицемерят!»—«Будьте искренны со мной»

Подросток боится неискренности.На его формирующуюся психику оказывают огромное влияние эмоциональное отношения между родителями и их поведение.Родители больше воспитывают не словами, а собственным примером.Если они говорят одно, а сами делают другое, то это деформирует психику подростка.

Подростки. Свобода или контроль?

В Госдуму поступило предложение от депутатов Законодательной думы Томской области штрафовать тех родителей, чьи дети-подростки (16-18 лет) были замечены в общественном месте в нетрезвом виде.

Законодательная инициатива была принята томскими депутатами еще месяц назад – 29 февраля – и изначально разрабатывалась для рассмотрения Госдумой. В частности, депутатам предлагается признать противоправными не только подростковый дебош в пьяном виде в общественных местах (эти действия и сегодня караются по статье 20.21 Кодекса об административных правонарушениях), но и вообще само появление «на людях» в нетрезвом виде. Сейчас, согласно КоАП, появление в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения, «оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность», наказывается штрафом от одного до пяти минимальных размеров оплаты труда (МРОТ, 1 МРОТ – 4611 рублей) или административным арестом на срок до 15 суток. Касается эта норма любого, вне зависимости от возраста. По существующему законодательству за простое, без «оскорблений нравственности» появление подростка в пьяном виде в общественном месте или распитие там спиртных напитков наказываются штрафом в размере от трех до пяти МРОТ его родители. Правда, речь идет о подростке, не достигшем 16 лет.

Читайте так же:  Работа с психологической травмой

Депутаты Томской областной думы уверены, что «доказать, что вид несовершеннолетнего оскорблял человеческое достоинство и общественную нравственность, бывает очень сложно», поэтому, по их мнению, карать нужно за одно только появление в пьяном виде, распространив эту меру на подростков в возрасте 16-18 лет. Суммы штрафов, по мысли законотворцев, должны составлять от 300 до 500 рублей. Однако предложения томских законодателей нельзя назвать доработанными. Например, каким образом будет определяться степень опьянения подростка в общественном месте, не понятно. Хочется верить, что это будет делаться полицейским не «на глазок».
«Любого подозреваемого в алкогольном опьянении подростка полицейские будут обязаны вести в стационарные либо передвижные наркологические центры для анализа проб мочи, – разъясняет последствия принятия законопроекта адвокат Дмитрий Динзе. – Если же далее говорить о штрафе, то полицейские должны будут задержать подростка, затем доставить его по месту жительства к родителям либо в отделение. Это все влечет за собой изменение большого пласта законодательства не только в части Гражданского кодекса, но и в части соблюдения прав и свобод подростков».

По мнению юриста, такая мера может стать определенным рычагом давления не на подростков, а на их, например, богатых или высокопоставленных родителей, или на самих подростков в качестве шантажа в школах или перед поступлением в вузы. «Надо четко определить грань между неблагополучным и просто оступившимся подростком», – добавляет г-н Динзе. Адвокат считает, что все надо оставить, как прежде, – оставить систему, при которой пойманного за такую провинность подростка задерживали, если он сильно пьян, затем отправляли домой и сообщали о нем в полицейские отделы по делам несовершеннолетних. Там с ним проводили профилактическую беседу. Если же оказывалось, что подросток из неблагополучной семьи, то уже не им, а самой семьей начинали заниматься социальные службы.

Подростки. Свобода или контроль?

В Госдуму поступило предложение от депутатов Законодательной думы Томской области штрафовать тех родителей, чьи дети-подростки (16-18 лет) были замечены в общественном месте в нетрезвом виде.

Законодательная инициатива была принята томскими депутатами еще месяц назад – 29 февраля – и изначально разрабатывалась для рассмотрения Госдумой. В частности, депутатам предлагается признать противоправными не только подростковый дебош в пьяном виде в общественных местах (эти действия и сегодня караются по статье 20.21 Кодекса об административных правонарушениях), но и вообще само появление «на людях» в нетрезвом виде. Сейчас, согласно КоАП, появление в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения, «оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность», наказывается штрафом от одного до пяти минимальных размеров оплаты труда (МРОТ, 1 МРОТ – 4611 рублей) или административным арестом на срок до 15 суток. Касается эта норма любого, вне зависимости от возраста. По существующему законодательству за простое, без «оскорблений нравственности» появление подростка в пьяном виде в общественном месте или распитие там спиртных напитков наказываются штрафом в размере от трех до пяти МРОТ его родители. Правда, речь идет о подростке, не достигшем 16 лет.

Депутаты Томской областной думы уверены, что «доказать, что вид несовершеннолетнего оскорблял человеческое достоинство и общественную нравственность, бывает очень сложно», поэтому, по их мнению, карать нужно за одно только появление в пьяном виде, распространив эту меру на подростков в возрасте 16-18 лет. Суммы штрафов, по мысли законотворцев, должны составлять от 300 до 500 рублей. Однако предложения томских законодателей нельзя назвать доработанными. Например, каким образом будет определяться степень опьянения подростка в общественном месте, не понятно. Хочется верить, что это будет делаться полицейским не «на глазок».
«Любого подозреваемого в алкогольном опьянении подростка полицейские будут обязаны вести в стационарные либо передвижные наркологические центры для анализа проб мочи, – разъясняет последствия принятия законопроекта адвокат Дмитрий Динзе. – Если же далее говорить о штрафе, то полицейские должны будут задержать подростка, затем доставить его по месту жительства к родителям либо в отделение. Это все влечет за собой изменение большого пласта законодательства не только в части Гражданского кодекса, но и в части соблюдения прав и свобод подростков».

[3]

Видео (кликните для воспроизведения).

По мнению юриста, такая мера может стать определенным рычагом давления не на подростков, а на их, например, богатых или высокопоставленных родителей, или на самих подростков в качестве шантажа в школах или перед поступлением в вузы. «Надо четко определить грань между неблагополучным и просто оступившимся подростком», – добавляет г-н Динзе. Адвокат считает, что все надо оставить, как прежде, – оставить систему, при которой пойманного за такую провинность подростка задерживали, если он сильно пьян, затем отправляли домой и сообщали о нем в полицейские отделы по делам несовершеннолетних. Там с ним проводили профилактическую беседу. Если же оказывалось, что подросток из неблагополучной семьи, то уже не им, а самой семьей начинали заниматься социальные службы.

Источники


  1. Зарецкая, И. И. Основы этики и психологии делового общения / И.И. Зарецкая. — М.: Оникс, 2016. — 224 c.

  2. Кэрролл, Ли Дети Индиго / Ли Кэрролл , Джен Тоубер. — Москва: Гостехиздат, 2009. — 288 c.

  3. Сытин, Георгий Освобождение от иллюзий. Мысли, творящие женское счастье. Мысли, творящие красоту и молодость женщины (комплект из 3 книг) / Георгий Сытин , Матвеева Наталья. — М.: ИГ «Весь», 2015. — 992 c.
Свобода или контроль подростка
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here