Телесно-ориентированная терапия против бессонницы

Сегодня обсуждаем тему: телесно-ориентированная терапия против бессонницы с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Телесно-ориентированная терапия против бессонницы

Что такое бессонница знает, наверно, практический каждый из нас. И многие из нас сталкивались, вставая с утра, с тем, что чувствовали себя уставшими, вялыми, без ощущения отдыха после сна. Скоростной ритм нашей сегодняшней жизни не дает о себе забыть даже ночью (гудки машин, гул сирен и проч.). А заботы и тревоги не хотят нас оставить в покое круглые сутки. И в следствие влияния всех этих факторов теряется полноценный отдых, а это приводит к истощению всех ресурсов организма.


Сегодня постараюсь рассказать вам о двух методах, которые могут помочь справиться с излишней напряженностью и улучшить качество сна. Я говорю о методах телесно-ориентированной терапии. Немного о самой терапии. Вот какое определение вы сможете найти в энциклопедии Б.Д.Карвасарского: «Телесно-ориентированная терапия возникла на основе практического опыта и многолетних наблюдений взаимосвязи духовного и телесного в функционировании организма. Она в большей степени, чем другие направления психотерапии, придерживается холистического подхода, необходимость в развитии которого постоянно возрастает. Преодоление дуализма тела и разума и возвращение к целостной личности ведет к глубоким изменениям понимания поведения человека». Таким образом, методы данной терапии направленны через тело работать с душой, над психологическим состоянием человека.

ОЧЕНЬ ВАЖНО, если вы мучаетесь бессонницей – ОБЯЗАТЕЛЬНО обратитесь к семейному доктору. Причины бессонницы могут быть совершенно разные, стоит проконсультироваться со специалистов. А те методы, которые будут представлены ниже — вспомогательные. Не забывайте – нужно искать причины и работать с ними, способы релаксации помогут, но не излечат. Не пренебрегайте мнением врачей и обращайтесь к ним заблаговременно.

Первый метод, более традиционный: прогрессивная релаксация по Джекобсону.
Эта техника, направлена на снижение нервно-мышечного напряжения. Автор методики Эдмунд Джекобсон (США, 20 век, 30-е годы, заметил, что напряженным пациентам сложно, практически не возможно, расслабиться в полной мере, в теле пациента, как бы, накапливается напряжение. В попытках избавить тело пациента от остаточного напряжение им и была разработана данная методика. «Тот, кто сможет научиться расслабляться, при столкновении со стрессором получит возможность избрать наиболее верный способ реагирования. То есть вместо рефлексивной реакции можно просто остановиться, изучить природу угрозы, взвесить последствия возможных реакций и выбрать наиболее подходящую» (Э. Джекобсон).
Суть метода заключается в напряжении и расслаблении в определенной последовательности различных групп мышц, начиная с мышц конечностей через центр к туловищу и голове. Таким образом полное расслабление всего тела ведет к расслаблению сознания.

Второй метод – практика осознанного сна, насчитывающая тысячелетия, из Гималаев – йога-нидра.
Практикуя данный вид медитации, вы попадаете в состояние, когда сознание то гаснет, по проявляется. Вы не бодрствуете, но и не спите. В этот момент вы достигаете глубоких слоев вашего сознания, давая возможность своему мозгу их очистить. Постепенное расслабление всего тела, приводит к глубокому расслаблению сознания. Таким образом наш организм имеет возможность перезагрузить всю систему жизнедеятельности, снять напряжение с тела (как физически, так и ментально). Вы действительно отдыхаете. Те визуализации (образы), которые у вас возникают в процессе, какими бы они ни были (пугающие или приятные) – представляются не в активной форме и постепенно оставляют ваш мозг и ваше сознание, очищая сознание от накопившихся впечатлений.

В качестве резюме. Оба из представленных здесь методов не требуют от вас специально оборудованных комнат. Достаточно коврика для йоги или кровати в затемненном помещении и любого проигрывающего устройства, чтобы следовать инструкциям ведущего. Аудио записи вы легко сможете найти в любом поисковике (набрав соответствующее название) и бесплатно скачать, выбрав, наиболее вам понравившеюся. Не важно какой из методов расслабления вы выберите, любой из них весьма эффективен только при условии регулярных занятий. Результаты будут проявляться ярче после набиранием вами опыта в релаксации по той или иной выбранной вами техники.

Телесно-ориентированная терапия против бессонницы

Телесно-ориентированная терапия

«В здоровом теле — здоровый дух» («Spiritus sano in corpore sano») — это выражение известно многим.

Тело является продолжением нашей психики. Обычно проблемы, связанные с психическим здоровьем, начинаются с физического или эмоционального стресса. Все наши мысли и действия запечатлеваются в теле. Постепенно накапливается усталость и стрессы, из-за чего происходит блокировка энергии, возникают телесные зажимы, что неизбежно приводит к болезни.

Официальная медицина признает взаимосвязь душевного состояния человека и его психического и физического здоровья. Тело человека является материальным отражением всех пережитых им эмоциональных состоянии. Подавляя желания и эмоции, человек прячет их в тело, создавая тем самым блоки и зажимы на пути движения жизненной энергии. Таким образом, в теле «записаны» все пережитые человеком эмоциональные напряжения и психотравмы.

Как можно разблокировать энергию и устранить блоки и психологические зажимы? Современная психология воспринимает тело, душу и дух как единое целое. Воздействуя на тело методами телесно-ориентированной терапии можно добиться восстановления душевного равновесия и удовлетворенности, вернуть человека к гармонии с окружающим миром.

Телесно-ориентированная психотерапия, или как ее часто называют — телесно-фокусированная (соматическая) терапия, является сравнительно молодым и перспективным направлением современной психологии. Она ориентирована на осознание и «освобождение» тела, познание его биологических и социально обусловленных реакций, возврат к собственному телу и открытие в себе первичных импульсов, работу через изменения тела с состояниями сознания, достижение целостности в реагировании и проживании настоящего момента.

Телесные практики берут свое начало в глубокой древности — направленные на достижение и поддержание здоровья, они существовали в таких направлениях, как боевые искусства, целительство, шаманизм, танец, сексуальные отношения, религиозные и бытовые ритуалы. Основоположники систем телесной психотерапии были практически знакомы с древними, большей частью, восточными моделями работы с телом и адаптировали принципы восточных учений к современному миру.

В рамках современной медицины акцент на использовании тела для излечения наиболее выражен в мануальной терапии и рефлексотерапии. В рамках личностного роста и управления восприятием сейчас разрабатываются новые и адаптируются древние телесные психотехники. В контексте психотерапии существуют множество разнообразных телесно-ориентированных лечебных систем, среди которых наиболее известны райханская терапия, биоэнергетический психоанализ (по Лоуэну), метод Фельденкрайза, техники Александера, рольфинг, розен-метод, биосинтез, бодинамика, биодинамический психоанализ, соматическая психология и процессуальная психотерапия.

Читайте так же:  Развод! с меня довольно!

К методам (системам) телесно-ориентированной психотерапии относятся:
— вегетативная терапия, Вильгельм Райх
— биоэнергетический психоанализ, Александр Лоуэн
— стержневая энергетика (Core), Джон Пьерракос
— биосинтез (соматическая терапия), Дэвид Боаделла
— радикс, Чарльз Келли
— хакоми, Рон Курц
— соматический процесс, Стэнли Келеман
— организмическая психотерапия, М. Браун
— терапия первичного крика (первичная терапия), Артур Янов
— комплексы двигательных упражнений, Фредерик Матиас Александер
— метод Моше Фельденкрайза
— структурная интеграция (рольфинг), Ида Рольф
— биодинамическая психология, Г. Бойсен
— психология соматического развития (бодинамика), Лизбет Марчер
— чувственное осознавание, Ш. Селвер
— психотоника, Ф. Гласер
— процессуальная терапия, А. Минделл.
— танатотерапия, Владимир Баскаков
— розен-метод, М. Розен
— биоэнергосистемотерапия (БЭСТ), Е. Зуев
— инсайт-метод, М. Белокурова
— анализ движений (Р. Лабан) и различные виды танцевальной и двигательной терапии
— разнообразные виды техник актерского мастерства, телесно-дыхательные и звуковые психотехники, а также восточные виды телесных практик.

Общей основой методов телесно-ориентированной терапии является использование контакта терапевта с телом клиента, основанного на представлении о неразрывной связи тела и духовно-психического состояния. При этом предполагается, что травмирующие воспоминания и неотреагированные эмоции клиента запечатлеваются в его теле вследствие функционирования физиологических механизмов психологической защиты. Работа с их телесными проявлениями помогает, по принципу обратной связи, проводить коррекцию психологических проблем клиента и позволяет ему осознать и принять вытесненные аспекты личности, интегрировать их как части его глубинной сущности.

Интеграция тела и разума основывается на функционировании интуитивных, правополушарных компонентов психики, иначе именуемых естественным организменным оценивающим процессом. В работе терапевта с клиентом поощряется доверие пациента к телесным ощущениям, или интуитивной внутренней мудрости собственного организма. При этом особое внимание уделяется ощущениям, связанным с распределением в теле вегетативной или биологической энергии (В. Райх), начиная от поверхности кожи до глубинных процессов метаболизма (М. Браун), устранению нарушений, блокирующих ее нормальное протекание. Раскрепощение тела, «включение его в жизнь» приближает человека к его первичной природе. В процессе контакта терапевт помогает клиенту перейти от простых телесных ощущений к эмоционально окрашенным телесным переживаниям, что зачастую дает возможность осознать их историю, вернуться к тому времени, когда они впервые возникли (регрессия), чтобы пережить их заново и тем самым освободиться от них (катарсис). Тем самым человек обретает более прочный контакт с реальностью (заземление), включающий как физическую опору и устойчивость применительно к жизненным условиям, так и тесную связь с собственными эмоциями и отношениями с близкими людьми.

Таким образом, методы телесной терапии акцентированы на знакомстве клиента с собственным телом, подразумевающем расширение осознания им телесных ощущений, исследование того, как потребности, желания и чувства клиента кодируются в различных телесных состояниях и обучение реалистичному разрешению внутренних конфликтов в этой области.

На развитие телесно-ориентированной терапии большое влияние оказала аналитическая психология К. Юнга. Он говорил: «Тело без души нам ни о чем не говорит, так же как — позволим себе встать на точку зрения души — душа ничего не может значить без тела. «. Юнг считал, что артистические переживания, которые он называл «активным воображением», выраженные, например, в танце, могут извлечь неосознанные влечения и потребности из бессознательного и сделать их доступными для катарсического освобождения и анализа. «Душа и тело — не отдельные сущности, а одна и та же жизнь» (Р. Фрегер, Д. Фейдимен). Юнг первым начал искать в восточных учениях вдохновение для практики психотерапии и одновременно знакомить с ним людей Запада.

Широкую известность и систематизированное оформление телесная терапия получила благодаря работам австрийского психоаналитика Вильгельма Райха, считавшим, что защитные формы поведения, называемые «характерным панцирем», проявляются в мышечном напряжении, образующем защитный «мышечный панцирь», и стесненном дыхании. Райх полагал, что каждое проявление характера имеет соответствующую ему физическую позу, и, что характер индивидума выражается в его теле в виде мышечной ригидности и зажимов. Характер человека рассматривался как защитный панцирь, сдерживающий инстинктивные сексуальные или агрессивные проявления.

Длительная психоаналитическая практика Райха, во время которой он тщательно отслеживал связь речи, эмоциональной экспрессии и движений пациентов, дали ему возможность описать устойчивые сочетания между хроническим тонусом той или иной группы мышц и подавленными эмоциями. Вильгельм Райх назвал этот феномен «мускульным панцирем» и описал в своих работах, как травмирующие переживания прошлого остаются в теле человека в виде мышечных блоков. В дальнейшем он стал напрямую работать с напряженными мышцами пациентов, разминая их руками, чтобы высвободить связанные в них эмоции и тем самым избавить человека от последствий травмирующих переживаний.

Человек, освободившись с помощью специальных физических упражнений от мышечного панциря, познает свое тело, осознает свои внутренние побуждения и принимает их. Это позволяет развить способность к саморегуляции и гармоничной жизни в соответствии с его глубинными стремлениями чувствами, иначе говоря, к физическому и психологическому росту.

Вильгельм Райх обнаружил, что люди с похожими переживаниями детства и с похожими отношениями ребенок/взрослый обладают схожими телами и имеют сходную базисную психодинамику. Он описал, как в ответ на стрессовые ситуации (к ним относится и процесс рождения) возникает защитное поведение, которое выражается в хроническом напряжении отдельных групп мышц — «мышечных зажимах». «Мышечные зажимы», объединяясь, формируют «мышечный панцирь» или «броню характера». Негативное воздействие этой «брони» проявляется как в телесной, так и в психической сферах.

В телесной сфере это приводит к ограничениям подвижности, нарушениям позы, ухудшению кровообращения, болям (все это причины остеохондроза, артрозов, многих соматических заболеваний). «Броня» не дает естественно проявляться любым эмоциям, мешает личностному росту. Задавленные с детства эмоции (гнев, страхи, печаль и др.) требуют выхода и вызывают тики, заикания, все виды неврозов, приводят к появлению вредных привычек (таких, как переедание, курение, пьянство и др.), дистониям, пептическим язвам, другим соматическим и нервно-психическим заболеваниям.

В. Райх использовал разнообразные виды контакта с телом — такие, как мягкое прикосновение, массирование, контролируемое надавливание и регулируемое дыхание. Целью работы являлся анализ структуры характера клиента, выявление и проработка мышечных зажимов, что приводило к высвобождению подавляемых чувств.

Читайте так же:  Драма жизни - мелкие ошибки

В телесной терапии используются различные упражнения — дыхательные, способствующие энергизации и коррекции дисфункциональных дыхательных паттернов; двигательные, помогающие устраненить патологические двигательные стереотипы, развить мышечное чувство и двигательную координацию; медитативные и другие.

Помимо работы с внутренними переживаниями клиента, подвергаются анализу также и отношения клиента с терапевтом, представляющие взаимное проецирование ими друг на друга отношений с другими личностно значимыми персонами (перенос и контрперенос). При этом процессы переноса рассматриваются как в традиционном для психоанализа психологическом плане, так и в физическом и энергетическом.

Методы телесной психотерапии особенно эффективны для лечения психосоматических заболеваний, неврозов, последствий психических травм (травмы развития, шоковые травмы) и посттравматических стрессовых расстройств, депрессивных состояний. Телесно-ориентированную терапия можно так же назвать инструментом личностного роста, позволяющим добиться более полного раскрытия личностного потенциала, увеличения числа доступных человеку способов самовыражения, расширения самоосознания, коммуникации между людьми и улучшения физического самочувствия.

Телесно-ориентированная психотерапия.

Телесная психотерапия – терапия, которая работает одновременно с психикой и телом человека. Телесно-ориентированная психотерапия делает акцент на работу с психикой, ориентируясь на ее телесные проявления. Разница между телесной терапией и телесной психотерапией лишь в том, что берется за основу и с чем происходит работа (с психикой или телом). Телесная терапия работает с телом, изменяя телесные установки, что ведет к изменениям в психике на бессознательном уровне.

Чем более развитым становится общество, чем технологичнее, тем меньше потребностей оно испытывает в телесном участии в нем человека. Личность присутствует в нем в виде определенной роли, чаще всего социально-обусловленной, и далеко не всегда отражающей истинные потребности самого человека. Если спросить взрослого человека – кто он? – чаще всего мы услышим в ответ: «я бизнесмен», «я мать» и т.п., если спросить ребенка лет 10, он скажет, что он школьник, 5-тилетний ребенок назовет свое имя и гендерную принадлежность (мальчик/девочка), и только начавший говорить ребенок просто покажет пальчиком на свое тело (кстати, именно так представляются аборигены Австралии и сохранившие древнюю культуру индейцы!).

В детстве потребности тела, как и естественные способы телесного реагирования, преобладают над искусственно-контролируемым сознанием. Если ребенок расстроен или ему больно, он плачет, кричит. Он не просто выражает эмоции, его тело также реагирует на все процессы. Если ребенку страшно, он зажимает плечи, забивается в угол. Перестает бояться – постепенно вытягивает голову, понимает, что опасность миновала, делает глубокий вдох — выдох. и все – страх отработан, все позади, все забыто.

Во взрослом возрасте страхи выражать не принято, вместо этого, человек многие вещи пытается провернуть в голове, а тело. а тело совершает «недо-» действия. И эти «недоделки» практически неосознаваемы. Однако на уровне мышечной памяти происходит «застревание». С каждым разом неотработанные страхи все глубже и глубже уходят в тело. И если телесное реагирование изначально было пресечено сознательно: телу была дана команда «Не двигаться», то на уровне бессознательного и на уровне нервных связей реакция происходит в полном объеме. Подсознательно мозгом была дана команда «Опасность! Втянуть голову!», сознательно человек остается в той же позе, но реакция тела пошла, нервный импульс к мышцам был послан, и все мышцы его получили, чтоб и выразилось в их напряжении, однако действия, приводящего к расслаблению, не последовало. Если такие ситуации повторяются часто и не имеют телесного разрешения, возникают телесные «зажимы», которые подают сигнал в мозг. И человек, сам того не понимая, чувствует тревожность, напряжение, необъяснимый страх.

Самые яркие проявления выраженных эмоций можно увидеть на лице человека. Чем чаще человек испытывает какую-либо эмоцию, тем больше укореняется ее мимическое проявление. Чем чаще человек подавляет эмоции, тем большее напряжение копится в глубоких слоях мышц. Кстати, с этим связано стремление человека испытывать себя через экстремальные виды спорта или наркотики, потому что иначе он не может расслабиться и сбросить хотя бы часть напряжения.

Но напряжение внутреннее остается, и потребность в антидоте возрастает, человеку требуются все большие дозы.

Согласно современным генетическим исследованиям у таких людей присутствует нарушение в аллелях, отвечающих за выработку гормонов (адреналин, нор-адреналин, серотонин, эндорфин и т.п.). Однако с позиции телесной терапии это не нарушение, а генетически и исторически обусловленная родовая особенность человека, связанная с особенностями деятельности его предков (возможно, они были вынуждены постоянно защищать свою территорию либо испытывали стрессы). В таком случае, человек будет искать и провоцировать ситуации, которые будут соответствовать его привычному гормональному ответу. И здесь очень важно разграничивать – врожденная или приобретенная эта потребность. Но телесная терапия может помочь в обоих случаях. Если в случае с невыраженными эмоциями она поможет осознать их наличие, увидеть корни и отработать, то во втором случае – на телесном уровне научиться осознавать запросы тела и создавать условия для их реализации.

Если использовать терминологию Востока, то Человек должен жить в гармонии с собственным телом, осознавать его потребности, удовлетворять их, и развиваться, учитывая свои личностные особенности (как психологические, так и физические). На этом принципе основаны все комплексы упражнений в йоге и цигун. Отличие телесной терапии от практик Востока в первую очередь в том, что она имеет прикладную практическую направленность, работая с имеющимися проблемами, в то время как восточные оздоровительные системы, присутствующие в нашем обществе, имеют общую профилактическую направленность. Тем не менее, в Китае, Тайланде, Индии и других странах азиатско-тихоокеанского региона большое распространение получило направление цигуно-терапии, созданы научно-исследовательские институты и государственные клиники. Подход в них такой же как и в телесной терапии – тело и психика неразрывно связаны.

Однако европейскому менталитету довольно сложно понять восточный синтетический подход, поэтому логико-аналитический западный подход в своих научных изысканиях пришел к тем же выводам иным путем. Это путь исследований в области психосоматики, нейропсихологии, нейролингвистики и других наук, изучающий связь биологических процессов (например, гормональное регулирование нейронных связей — нейромедиаторами) с психическими (например, исследования влияния мыслительной деятельности на изменения в гормональном фоне человека). Все эти научные основы впитала в себя телесная терапия. Поэтому спектр терапевтических техник практически неограничен, и в его основе телесная потребность клиента, и сколько клиентов, столько и вариантов работы. В этом еще одно преимущество телесной терапии – в ее арсенале множество способов контакта клиента и терапевта: от полного отсутствия телесного контакта (в этом случае терапевт помогает с помощью упражнений выйти на контакт ссобственным телом) до полной телесной включенности.

Читайте так же:  Измениться раз и навсегда

В телесной терапии как и в любой терапии есть показания и противопоказания, есть факторы, ведущие к эффективности и неэффективности применения метода.

Противопоказания телесной терапии

Во-первых, телесная терапия противопоказана людям с психическими заболеваниями такими, как: шизофрения, пограничные расстройства личности, биполярное аффективное расстройство и др. с клиническими проявлениями. В этих случаях у больных изначально нарушена адекватная связь тела и сознания.

Во-вторых, телесную терапию нельзя проводить в состоянии наркотического или алкогольного (иного другого) опьянения.

В-третьих, любые обострения хронических заболеваний, болевой синдром травматического характера, а также состояния острого невроза, требующие медицинского вмешательства, являются прямым противопоказанием.

Неэффективна или малоэффективна телесная терапия будет в случае неготовности клиента к каким-либо изменениям в своей жизни и когда обращаются к психологу с целью манипуляции другими людьми (например, запросы формата «хочу, чтобы мой ребенок меня слушался», «как себя вести, чтобы удержать любимого человека» и т.п.). В таких случаях психолог проводит коррекцию запроса для конструктивного его оформления, после чего выбирается метод терапии (примеры конструктивных запросов: «как наладить взаимоотношения с ребенком», «выстроить гармоничные отношения с близким человеком»). Соответственно, работа телесного терапевта в таких случаях будет проводиться в рамках осознания границ личностного пространства себя и другого человека. Также практически бесполезна телесная терапия будет и в случае полного отсутствия желания самого клиента, его действий по принуждению или просто «ради интереса».

Телесная терапия эффективна при:

— стрессах, птср (посттравматическое стрессовое расстройство), страхах, фобиях, бессоннице;

— наличии психосоматических заболеваний (некоторые виды аллергии, бронхиальная астма, неклинические формы псориаза и т.п.);

— неуверенности в себе, комплексах, неприятии своего тела, неумении общаться;

— проблемах сексуального самораскрытия;

— зависимости и со-зависимости (сексуальной, эмоциональной, наркотической, игровой, пищевой и др.) (подробнее об этом читайте в статье «Телесная терапия зависимости и со-зависимости»);

— проблемах лишнего веса (либо недостаточного), проблемах пищевого поведения;

— синдроме хронической усталости, депрессивных состояниях, апатии и низкой самооценке;

[3]

— хронических заболеваниях опорно-двигательного аппарата, плохой осанке, грыжах и протрузиях;

— ухудшении цвета лица и недовольстве мимической маской, головных болях, вызванных спазмами мышц лица, головы и шеи (да, на голове тоже есть мышцы!J);

— детских страхах, частых простудных заболеваниях, заикании (логоневрозе), нервных тиках, страхах движения после болевого синдрома или травмы;

Видео (кликните для воспроизведения).

— отсутствии самоопределенности, чувству потерянности в жизни, проблемах профориентации.

Кроме того, телесная терапия эффективна для выявления векторов личностного роста и раскрытия потенциала личности, изучения себя и самораскрытия.

Все мы родом из детства, а точнее внутренний ребенок всегда остается с нами. Но кроме него с годами «прирастают» новые роли, новые проблемы, новое самоощущение. Закономерности развития социума потакают этим процессам, в результате поддерживается гомеостаз системы (самого социума), однако при этом личностные качества человека перестают быть ценностью. Поэтому крайне важно уметь принимать себя, возвращаться к себе – туда, где потребность быть собой может быть реализована в полной мере, научиться чувствовать жизнь, чувствовать себя и свое тело.

Представьте себя ребенком, вспомните, как хорошо вам становилось, когда мама брала вас на руки, если вас кто-то обидел (а может быть и такое, что не брала!), как все быстро проходило от простого поглаживания или прикосновения. И как этого не хватает нам во взрослой жизни. Телесный терапевт поможет вернуть эти ощущения, пережить их заново, научит пользоваться ресурсами этих состояний и в принципе по собственному желанию воспроизводить те или иные телесные воспоминания, самому управлять собственным телом и прислушиваться к его

потребностям, чтобы жить с ним в гармонии. ну, не с ним, конечно, а с самим собой.

Методы телесно-ориентированной терапии

Биоэнергетика Александра Лоуэна

Терапия Моше Фельденкрайса

Моше Фельденкрайс постулирует, что люди действуют в соответствии со своим Я-образом, направляющим каждое действие и обусловленным тремя факторами:

а) биологической конституцией,

б) воспитанием в специфической социальной среде,

в) самовоспитанием, независимым элементом социального развития.

Метод Ф. Матиаса Александера

Акцент на исследовании привычных поз и осанки, а также на возможности их улучшения.

Австрийский актер Фредерик Матиас Александер после ряда лет профессиональной деятельности потерял голос, что явилось для него подлинной жизненной трагедией. Девять лет он посвятил тщательному самонаблюдению перед трехстворчатым зеркалом. Наблюдая за своими речевыми действиями, Александер обратил внимание на привычку запрокидывать голову назад, всасывая воздух и фактически сжимая голосовые связки, и попытался избавиться от неправильных движений и заменить их более подходящими. В результате он создал метод обучения интегрированным движениям, основанный на уравновешивании головы и позвоночника; начал обучать других своему методу и благодаря своей настойчивости смог вернуться на сцену.

Метод структурной интеграции, называемый рольфингом по имени ее основательницы Иды Рольф. В этом методе уделяется большое внимание физическому контакту.

Ида Рольф защитила докторскую диссертацию по биохимии и физиологии в 1920 г. и двенадцать лет проработала ассистентом в биохимической лаборатории Рокфеллеровского института. Более сорока лет она посвятила совершенствованию системы структурной интеграции и обучению этой системе.

В основе метода Рольф лежат представления о том, что хорошо функционирующее тело с минимумом затрат энергии остается прямым и вертикальным, несмотря на влияние силы тяготения. Под влиянием стресса это положение искажается, а наиболее сильные изменения происходят в фасциях и соединительных оболочках, покрывающих мышцы. Цель структурной интеграции — привести тело к лучшему мышечному равновесию, ближе к оптимальной позе, при которой можно провести прямую линию через ухо, плечо, бедренную кость и лодыжку. Терапия состоит из глубокого массажа с помощью пальцев и локтей. Этот массаж может быть очень сильным и болезненным. Чем больше напряжение мышц, тем сильнее боль и тем более необходимы упражнения. Процедура рольфинга включает 10 основных занятий, в ходе которых тело массируется в определенной последовательности.

Работа над определенными участками тела нередко высвобождает старые воспоминания и способствует глубоким эмоциональным разрядам. Вместе с тем целью рольфинга является преимущественно физическая интеграция, психологические аспекты процесса не становятся предметом специального внимания. В то же время многие из тех, кто сочетал рольфинг с той или иной формой психотерапии, отмечали, что рольфинг помогает освободить психологические блоки, способствуя продвижению в других областях.

Читайте так же:  Дружба между мужчиной и женщиной

Система «Чувственное сознавание»

Систему в Европе развивали Эльза Гиндлер и Хайнрих Якоба, в США — их ученики Шарлотта Селвер и Чарльз Брукс. Чувственное сознавание — это процесс познания возвращения в соприкосновение с нашими телами и чувствами , со способностями, которыми мы располагали, будучи детьми, но утратили по мере взросления. Родители реагируют на детей с позиций собственных предпочтений, вместо того чтобы разобраться, как способствовать реальному развитию ребенка. Детей учат, какие вещи и какие действия «хороши» для них, как долго им нужно спать и что они должны есть, вместо того чтобы предоставить им судить об этом по своему собственному опыту. «Хороший» ребенок учится приходить, когда мама зовет, прерывать свой естественный ритм, сокращать пребывание на воздухе для удобства родителей и учителей. После таких многочисленных нарушений внутренне присущее ребенку чувство ритма запутывается, также как и внутреннее чувство ценности собственного опыта .

Другая проблема детского опыта — совершение усилий. Как много родителей, которые хотят, чтобы их ребенок сел, встал, пошел, заговорил как можно раньше! Они не хотят дождаться естественного процесса развертывания способностей. Детей учат, что недостаточно дать вещам происходить самим по себе; их учат «стараться».

Работа чувственного сознавания фокусируется на непосредственном восприятии, умении отличать собственные ощущения и чувства от социально привитых образов, которые столь часто извращают опыт.

Это требует развития чувства внутреннего мира и покоя, основанного на «недеянии».

Многие упражнения в системе чувственного сознавания основаны на фундаментальных положениях — лежании, сидении, стоянии, ходьбе. Эти упражнения, по мнению авторов методики, предоставляют естественную возможность открыть свое отношение к окружающему, развить сознательную осведомленность о том, что мы делаем. Большинство упражнений имеют медитативную ориентацию. Селвер и Брукс указывают, что по мере постепенного развития внутреннего покоя ненужные напряжения и ненужная деятельность уменьшаются, восприимчивость к внутренним и внешним процессам усиливается; происходят и другие изменения во всей личности.

БиоЭнергоСистемоТерапия (БЭСТ-массаж)

[1]

БЭСТ — Биологическая энергия в системе терапии – это комплексная система воздействия различными методами на структуру человеческого организма, в основе которой лежит принцип функционального единства тела и психики человека. Работа целителя по этому методу носит системный (двупланный) характер. С одной стороны ликвидируя патологический процесс в организме, целитель непосредственно воздействует на физическое тело пациента, его энергетику, с другой стороны – работает на ментальном уровне. Это позволяет согласованно использовать приемы и методы физического, биоэнергетического и психологического воздействия для достижения более быстрого и полного целительного эффекта.

В основе метода лежит контактное устранение нарушений, вызванных особенностями памяти тела (клеточной памяти). Очень часто с нами происходят вроде бы незначительные события, которые коренным образом меняют всю жизнь (о чем, часто, мы даже не подозреваем). Со временем можно забыть о них, но наше тело помнит и «встраивает» нас в события, которых мы сознательно не желаем, стараемся избежать — но они повторяются. Мы считаем их роковыми для себя или для близких — а это та самая телесно-душевная связь, незаметно установившаяся, растущая, крепнущая и нередко подчиняющая нас себе.

Во время процедуры Вы будете находиться в особом состоянии сознания, когда появиться возможность увидеть, телесно ощутить, пережить заново и переосмыслить целые периоды жизни. В этом состоянии тело, обретающее единство с психикой, помогает нам осуществить тот самый ВЫБОР — и показателем этого будет устранение телесного или душевного недуга.

Также, помимо всего вышесказанного:

БЭСТ — снижает психоэмоциональную напряженность, снимает депрессивные состояния, улучшает настроение.

БЭСТ — активизирует защитные силы организма, улучшает работу органов сердечно—сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата.

БЭСТ — нормализует работу эндокринной и гормональной системы.

БЭСТ — решает многолетние психо-сексуальные проблемы: такие как аноргазмия, болезненные менструации, нарушения менструального цикла и др.

Метод основан Евгением Иосифовичем Зуевым – посвященным целителем, целителем в пятом поколении, ещё при жизни ставшим легендой. Творчески освоив достижения восточной и западной медицины, на которые опирается современная практика целительства, а также различные массажные техники он создал свой метод, получивший признание среди коллег-целителей и (уникальный случай) «официальной» медицины. Им заинтересовались медицинские центры в Европе и США, а в России он зарегистрирован как «СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ПСИХО-СОМАТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ» (получен патент).

Телесно-ориентированная терапия

В телесно-ориентированной терапии основное внимание уделяется глубинным телесным ощущениям и исследованию того, как чувства и влечения выражаются на языке тела, в том числе с помощью симптомов. Конечной целью терапии является разработка более конструктивных подходов к разрешению конфликтов, которые связаны с этими потребностями и эмоциями.

[3]

Классическими элементами телесно-ориентированной терапии являются дыхательные упражнения. Они включают задержку дыхания, расслабленное или полное дыхание, способствующее разрядке сдерживаемых чувств. На первых занятиях группы участники могут испытывать тревогу и если она сильна, стремятся ее подавить. Это создает телесное напряжение, которое блокирует энергию, необходимую для самораскрытия. Если расслабить челюстные мышцы, мышцы гортани и дышать глубоко и свободно, можно добиться полной свободы выражения ранее подавляемых чувств.

Мышечное напряжение определяется с помощью фиксации напряженных поз тела и упражнений, способствующих появлению напряжения. Основной напряженной позой является арка – прогиб назад (см. упражнения). При этом упражнении выявляются участки тела, склонные к чрезмерному мышечному напряжению и проявлению физической ригидности. Регулярное применение напряженных поз помогает участникам лучше почувствовать собственное тело и научиться сохранять ощущение внутренней гармонии даже в состоянии стресса.

Одним из базовых упражнений является брыкание, имитирующее протестующие движения маленького ребенка, лежащего на спине. Используются также приемы, выражающие негативные эмоций по отношению к другим частникам группы, например, теннисной ракеткой колотят по стулу и кричат на кого-то, бьют его батогом – палкой из пенопласта, борются руками и т.п. После физического отреагирования этих эмоций они обычно сменяются успокоением и положительными контактами. Это используется для более эмпатичного взаимодействия с другими, установления обратной связи и вербальной работы над своими реакциями.

Читайте так же:  Что нам должны наши дети

С целью расслабления «мышечной брони» используют мышечный массаж. Массажируют зажатые мышцы задней поверхности шеи и плеч. При полном массаже двигаются вниз по телу: к пациенту прикасаются, давят, мнут, тискают и щиплют, достигая последнего круга, расположенного на уровне таза. Для поощрения эмоциональной разрядки, чтобы поддержать расстроенного или уставшего после тяжелой работы участника, его обнимают.

В двигательной терапии двигательные нарушения, а также такие телесные расстройства, как осанка и дыхание, рассматриваются во взаимосвязи с психологическими нарушениями. Гармонизация моторных процессов благотворно воздействует на психическое состояние и поведение. Главными направлениями двигательной терапии являются: развитие невербальной коммуникации, нормализация ритмического протекания движений, приобретение опыта в переживаниях пластичности и радости.

Как правило, двигательная терапия назначается пациентам, неуверенным в себе, длительное время избегающим физических нагрузок, из-за чего они приступают к занятиям с опасением, страшась перегрузок, болевых ощущений и собственных неудач. Поэтому программа терапии должна строиться с учетом состояния пациента, субъективных и объективных данных, полученных при его обследовании. Акцент делается не на результатах упражнений, а на участии.

Длительность занятий увеличивается постепенно. В стационаре занятия проводятся ежедневно по 30 минут, при амбулаторном лечении – 1 час в неделю. Упражнения могут проводиться в помещении и на улице, стоя и сидя, на полу, на табурете, на скамье, на мате, с небольшими снарядами. Желательно сопровождать их музыкой. Одной из важнейших задач терапевта является создание теплой, дружелюбной атмосферы. Он не должен находиться «над группой», команды следует произносит энергичным, но не начальственным тоном.

Наиболее простым методом является ритмическая двигательная терапия. Она способствует мускульному расслаблению пациентов, тем самым создавая предпосылки для дальнейшей двигательной активности при выполнении других упражнений. Продолжительность этой части занятий не превышает 15 минут. Постоянный и определенный порядок упражнений позволяет выполнять их также индивидуально в домашних условиях. Используются двигательные элементы из классической гимнастики. Центральными вопросами при этом являются «Что я чувствую теперь?» и «О чем говорит мое тело?» Важным моментом является процесс вербализации переживаемых ощущений и эмоций.

Ритмические упражнения сменяются свободной ходьбой в помещении, освоением окружающего пространства. Пациенты получают задание осмотреться, увидеть других, улыбнуться им. Далее следует свободный выбор партнера для выполнения совместных упражнений. Это задание имеет и диагностическую функцию. Так, эгоцентричные, стеничные пациенты для «завоевания» желаемого партнера может притянуть его и прижать к себе. Депрессивные, заторможенные, со сниженными потребностями пациенты ведут себя в этой ситуации выжидающе, двигаются мелкими шажками, их тело напряжено, выражение лица робкое.

После выбора партнера выполняются совместные упражнения в группах по 2–4 человека. Содержание упражнений постепенно усложняется, каждый участник во время одного занятия должен побыть как в пассивной, так и в активной роли. Таким образом формируются и поддерживаются коммуникативные функции.

Психогимнастика – невербальное межличностное взаимодействие с помощью движений, мимики, пантомимы. В подготовительной части занятий решаются следующие задачи: уменьшение напряжения у участников, снятие страхов и запретов, развитие внимания и чувствительности к собственной двигательной активности и активности других людей, сокращение эмоциональной дистанции между участниками, формирование способности выражать свои чувства, эмоциональные состояния и проблемы без слов и понимать невербальное поведение других людей. В начале работы группы на подготовительную часть может отводиться больше половины времени всего занятия. Обсуждения ограничиваются самым общим обменом впечатлениями.

Психопантомима составляет основную, содержательную часть занятия, которая занимает большую часть времени в зрелой группе, участники представляют без помощи слов темы по собственному выбору или по предложению терапевта. Содержание тем может быть ориентировано на проблемы отдельного участника или группы в целом.

Чаще всего в этой части используются:

  • привычные жизненные ситуации (просьбы, требования, обвинения, ссоры, опоздания и т.п.);
  • темы, относящиеся к проблемам конкретных участников (какой я есть, каким хотел бы быть, каким кажусь окружающим, я среди людей, моя семья);
  • темы, отражающие общечеловеческие проблемы и конфликты, которые могут
  • быть представлены в символическом виде (преодоление трудностей, болезнь, здоровье, счастье, тревога);
  • темы, связанные с межличностными взаимоотношениями в группе (отношение к членам группы, групповой портрет или скульптура, воображаемые ситуации, в которые попадает группа).

В ходе пантомимы широко используются вспомогательные приемы типа «двойников» или «зеркал». Суть их состоит в предоставлении участнику невербальной обратной связи, что позволяет увидеть себя глазами других (когда члены группы повторяют его невербальное поведение) и получить информацию о возможных вариантах (когда члены группы предлагают свои способы невербального поведения для только что представленной ситуации). После выполнения каждого пантомимического задания группа обсуждает сделанное. Происходит эмоциональный обмен собственными переживаниями, возникшими в процессе того, как участники выполняли задание или наблюдали за невербальным поведением других, своими ассоциациями, воспоминаниями, опытом, предлагается собственное понимание ситуации, анализируются взаимоотношения и взаимодействия участников группы. Материал, полученный в ходе выполнения пантомимических заданий, может быть использован и для групповой дискуссии.

Заключительная часть направлена на снятие напряжения и возникших сильных эмоций, а также на повышение сплоченности группы, рост доверия и уверенности. С этой целью используются упражнения из подготовительной части, позволяющие пережить чувство общности.

Видео (кликните для воспроизведения).

Психопантомима оказывается особенно эффективной, если человек испытывает трудности в вербализации и осознании собственных эмоций, а также при склонности к чрезмерной интеллектуализации. Данный метод широко применяется в качестве вспомогательного при проведении психодрамы, гештальттерапии, группы встреч, психотерапии детей и подростков.

Источники


  1. Кинг, Д. Любовница, подруга и жена. Психология супружества / Д. Кинг. — М.: ФАИР-ПРЕСС, Информпресс+, 2019. — 384 c.

  2. Боб Идеальный брак / Боб, Шери Стритовы. — М.: АСТ, Астрель, 2014. — 288 c.

  3. Тетерников, Лев Искусство любить. Тантра для современного человека / Лев Тетерников. — М.: Амрита, 2012. — 240 c.
Телесно-ориентированная терапия против бессонницы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here