Транскультуральная психотерапия

Сегодня обсуждаем тему: транскультуральная психотерапия с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Работа с симптомом. Позитивная транскультуральная психотерапия Пезешкиана

«Вредные привычки нельзя выкидывать в окно, их нужно провожать через дверь, как дорогих гостей».

Трудности связанные с обучением в школе, психосоматические симптомы, страхи, тревоги и фобии, изменение в эмоциональном состоянии ребенка, откусывание ногтей, чрезмерное увлечение разного рода гаджетами и др. Все эти сложности обычно и являются поводом для обращения к нам, детским психологам и психотерапевтам.

Самый частый вопрос, который задают родители: Что делать? Как воздействовать на то или иное поведение ребенка, как прекратить нежелательные проявления, как справиться и победить «проблему», которая вызывает столько дискомфорта и отнимает столько сил? Нередко без внимания остаются другие, более важные, особенно на первых этапах работы с семьей, вопросы: Что происходит? Почему это происходит? Какова причина этих сложностей?

К сожалению, часть подходов к пониманию происхождения таких расстройств, а также способов работы с ними ориентирована на борьбу с этими проявлениями, на устранение «неправильного», «нежелательного» поведения. В таких подходах очень мало интереса не только к причинам этих проблем и расстройств, но к самому ребенку и семье, которые стоят за этими фасадом этих симптомов.

В целом такие подходы действуют по принципу: не спишь — прими снотворное, болит – выпей обезболивающее и.т.д Ну или если ребенок много играет в компьютерные игры, просто ограничьте или отберите у него компьютер.

Последствия таких подходов сравнимы со стратегией все время пить обезболивающие при постоянных болевых ощущениях, не пытаясь понять причину, вызывающие эти боли. Или сироп от кашля. Как минимум, они могут приносить кратковременный эффект, в других случаях такие стратегии просто небезопасны.

Симптом, несмотря на то, что он может приносить достаточно много дискомфорта семье и ребенку, является для него или семьи в целом своего рода опорой и зачастую единственным доступным способом справляться с конфликтами, обеспечивать удовлетворение важных потребностей и коммуникацию в семье. В таком случае, борясь с симптомами и не интересуясь причинами его возникновения, а также функцией которую он выполняет мы можем оставить ребенка и семью без всяких опор, и это может привести либо к кратковременным результата и улучшению в динамике симптома, либо, нередко в таких случаях, появляется другой новый симптом.

Так называемые симптом ориентированные подходы часто приводят к исследованием показателей и лечению анализов. Отчасти именно такие подходы к вышеописанным сложностям связаны с историей медицины в целом, а также с концепцией здоровья и взглядами на человека.

К счастью, мы все больше приходим к пониманию, что здоровье это не только отсутствие болезни, а человек это не машина, у которой можно ремонтировать, смазывать или заменять детали, а сложная система. И любые трудности, проблемы и расстройства не могут восприниматься как что-то отдельное от самого человека.

Именно на таких взглядах и основан метод позитивной психотерапии (Пезешкиан Н. 1968), и собственно позитивный подход к расстройствам и болезням.

В этой статье я говорю о симптоме в широком смысле, имея ввиду не только психосоматические симптомы, но и эмоциональные, поведенческие и.т.д

Используя модель баланса, 4 сферы нашей внешней и внутренней жизни, можно классифицировать симптомы в 4 категории.Легко заметить, что это и есть то, что чаще всего «приносят» на психотерапию наши клиенты.

Используя метафору айсберга, эта модель 4 категорий симптомов является той самой надводной, заметной всем, частью. Однако конфликты, являющиеся причиной этих симптомов, находятся глубже, и часто не видны родителям, как не видна подводная часть айсберга, если не погружаться под воду.

[3]

Нам, специалистам, работающим в области деткой психологии и психотерапии, тоже не сразу п

понятна связь симптомов с конфликтами. И нам требуется время для совместного с семьей погружения и исследования таких аспектов как особенности супружеских и детско-родительских отношений в семье, микро и макро травматических событий, конфликтов и способов реагирования на конфликты в семье.

Одним из инструментов, помогающих нам совершать переход от симптома к конфликту является «позитивное толкование» или «позитивная интерпретация» симптома.Это инструмент помогает увидеть самое важное, из того что может подсветить и добавить нам понимания относительно конфликтов- смысл и функцию симптомов.

Позитивный подход к проблемам и расстройствам предполагает рассмотрение их не только как ограничений, источников страданий и дискомфорта, но и как возможности и ресурсы, доступные способы человека справиться с конфликтами в своей жизни.

Позитивный подход практически выглядит так: мы ставим вопрос о значении которое имеет симптом или заболевание для человека или группы людей. мы спрашиваем как меняется жизнь ребенка и семьи в ответ на симптом? Какое значение он имеет? Что он дает? И что будет, если не станет симптома?

Я приведу несколько примеров позитивных аспектов расстройств. Я напишу о тех, которые могут быть применимы почти к любым симптомам из любой области.

  • Способность при помощи симптома изменять отношение к себе (меньше требований, больше поддержки, внимания, контакта и участия)
  • Способность при помощи симптома изменять отношение между значимыми людьми (контакт между родителями, объединение вокруг проблемы)
  • Способность при помощи симптома выразить то, что другим языком выражено быть не может
  • Способность ослаблять или прекращать нежелательные действия других (ссоры родителей)
  • Способность при помощи делать невыносимые обстоятельства временно выносимыми

Когда у нас появляется возможность обнаружить эту функции, у нас вместе с тем, и появляется возможность расшифровать сообщение, которое завернуто в симптом, а также понять –какими еще, другими менее разрушительными способами получить то же самое. У нас появляется возможность видеть конфликты и работать с причиной.

Читайте так же:  Дружба с душком

Транскультуральная психотерапия

(СНОСКА: Этот раздел написан немецким психиатром-психотерапевтом X. Пезешкианом и публикуется с его согласия)

Замечания по поводу понятия «транскультурная психотерапия». Введенное Виттковером понятие «транскультурная психиатрия» является общепринятым и получило широкое распространение как в публикациях, так и в деятельности профессиональных организаций, например, создание секции транскультурной психиатрии во Всемирной Психиатрической Ассоциации. По Виттковеру транскультурная психиатрия представляет собой раздел социальной психиатрии, который занимается культурными аспектами возникновения, частотности, форм и лечения психических расстройств в различных культурах. Приставка «транс» (лат.: через, после, исходя из, с того времени как) означает культурно-обусловленную точку зрения, хотя прежде всего важно понять пациента и его картину заболевания, исходя из собственной культуры. В английском языке используется в основном понятие «кросскультурный» (cross-cultural), по-видимому, под этими терминами подразумевается одно и то же. В связи с этим обсуждались также такие понятия, как «этнопсихиатрия», «культурная психиатрия», «культурно-обусловленная» или «культурно-ориентированная психиатрия» и «антропологическая психиатрия».

Позитивная и транскультуральная психотерапия. ч.1

0. В чем то могу ошибаться, буду рад, если знающие лучше, укажут, что исправить.

1. Итак первое. Позитивная (и транскультуральная) психотерапия — это НЕ позитивная психология! Это не Мартин Селигман! Это совершенно разные и не связанные друг с другом вещи. У истоков этой психотерапии стоит Носсрат Пезешкиан. Иранец по происхождению, большую часть жизни проживший в Германии.

2.1 Метод является одним из 14 признан ных всемирным советом по психотерапии. То есть его признают эффективным и практикуют на всей планете.

2.2 Эффективность метода доказана научными исследованиями (можете найти на positum.org) и подтверждается главной медицинской премией Германии «Richard-Martin-Prize», в связи с чем в ряде европейских стран страховые компании покрывают расходы на психотерапию клиентов в этом подходе, а основатель метода Н.Пезешкиан был номинирован на нобелевскую премию.

3. О риентация на обучение самопомощи. В процессе работы клиент обучается самостоятельно применять элементы метода в других жизненных трудностях.

4. Транскультуральность ее связана с тем, что в ней используются техники как традиционные для западной культуры (например подробный расспрос с уклоном в детство, анализ, интерпретация), так и характерные для восточной культуры (метафоры, преимущественно восточные притчи). Что позволяет быть более гибким к клиенту, особенно если он из другой культуры.

5. «Позитивность» здесь используется в значении латинского positum – данное. Другими словами то, что у клиента уже есть. Это значит, что метод ориентирован на ресурсы клиента, с помощью которых он может справиться с проблемой. Обнаружение и обращение внимания клиента на то, в чем в этой проблеме он уже справляется, позволяет взглянуть на проблему с другой стороны, в которой есть не только проблемы (казавшиеся неразрешимыми), но и способы их решения.

P. s. Хотите узнать больше? Или уж тем более обучиться? 10 сентября состоится бесплатный семинар по позитивной психотерапии. Включайтесь! Ссылки на сие событие: ВК и ФБ.

Если это было интересно, ставьте лайк. Ссылка на вторую часть.

PsyAndNeuro.ru

Tag Archives: транскультуральная психиатрия

Известный всем врачам документ под названием МКБ время от времени подвергается пересмотру. По идее, процесс пересмотра должен быть регулярным, но с переходом от 10-й версии к 11-й версии дело затянулось. МКБ-10 была одобрена в мае 1990 г. и формально принята ВОЗ в 1994 г. Процесс подготовки 11-й версии с 2015 г. приближается к завершению. Официальная презентация МКБ-11 назначена на май 2019 г., на Всемирной ассамблее здравоохранения.

В МКБ-11 будет один очень интересный момент. МКБ-11 станет первым классификатором болезней, в котором будет присутствовать раздел с диагнозами традиционной китайской медицины. По этой ссылке – https://icd.who.int/dev11/l-m/en – можно ознакомиться с актуальной предварительной версией МКБ-11. Раздел 26 посвящен кодам заболеваний в соответствии с китайской традиционной медициной.

Фактор культуры и невозможность “идеального пациента” в психиатрии

Психиатрический симптом состоит из того, что наблюдается объективно и из субъективного опыта больного человека. Рапорт о переживаемом, который передает пациент, формулируется под влиянием нескольких факторов. Один из них – фактор культуры, в которой вырос и живет человек.

Для медицинской дисциплины, которая на протяжение всей истории своего развития стремится подтвердить собственную однородность с другими биологическими науками, – это проблема. В других областях медицины постановка диагноза не обязательно осложняется тем, как пациент концептуализирует переживаемый опыт. Но в случае с психиатрией от артикуляции пациентом своих переживаний зависит очень многое. Практика показывает, что симптомы психических болезней, которыми может заболеть любой человек вне зависимости от национальной и культурной принадлежности, по-разному озвучиваются пациентами в разных культурах.

Японская грусть и американские антидепрессанты

Один из самых известных примеров того, как психиатрическая нозология вступает в конфликт с культурной традицией, это сложности с внедрением антидепрессантов в Японии.

Последовательность инноваций в Японии в этой области выглядела так: сначала формирование маркетинговой стратегии производителей лекарств, потом изменение общественных стереотипов и параллельно с этим трансформация врачебной практики. Получилось так, что одной из причин культурного сдвига стала маркетинговая активность, расширившая не только представление о методах лечения психических заболеваний, но и видение психопатологии как таковой.

Транскультурная психотерапия

Транскультурная психотерапия

Направление в психотерапии, которое занимается значением и влиянием культурных факторов. Транскультурная психотерапия в данный момент еще не является самостоятельной дисциплиной, здесь уместнее говорить о движении в рамках психотерапии. Сходный подход имеется в психиатрии, где наблюдается формирование транскультурной психиатрии.

В 90-х гг. в США распространился взгляд о том, что помимо трех основных направлений — психоанализа, бихевиоризма и гуманистической психологии как «четвертая сила» в психологии должна рассматриваться «multicultural counseling» (мультикультурное консультирование) (Pedersen P. В., 1991). За последние 10 лет в США сильно изменились учебные планы университетов в связи с принятием мультикультурного тренинга как отдельной дисциплины. Также мы можем встретить там бесчисленное множество учебников и публикаций по «Культуре и терапии» (Ponteretto J., 1995).

Читайте так же:  Люблю-не-могу как любить и мочь комфортно

Транскультурная психотерапия занимается преимущественно следующими проблемами и вопросами:

— лечение пациента — представителя другой культуры (здесь довольно большое значение имеет проблематика миграции и эмиграции);

— лечение пациента, чье заболевание имеет «культурные» причины (интернациональные браки и семьи, проблемы адаптации после эмиграции, общение с ближними — представителями другой культуры, транскультурное непонимание);

— особенности психотерапевтических отношений и самого процесса лечения, если пациент и психотерапевт относятся к разным культурам;

— принятие психотерапевтических методов из других культур, а также трудностей, связанных с их применением (если не проведена культурная модификация);

— транскультурные аспекты заболеваний (и относительность понятий, обозначающих заболевание);

— ответственность психотерапевта в растущем мультикультурном обществе (культурные вопросы идентификации отдельных людей, последствия миграции);

— развитие методов и подходов, эффективных в транскультурном обществе.

Транскультурные специалисты считают, что после окончания «холодной войны» основными мировыми проблемами являются культурные и что различие между индивидуалистическими и коллективными культурами может привести к расколу. Указывается также на недостаток «культурной чувствительности», что требует учета культурных факторов при постановке диагноза (например, DSM-III-R + IV). X. Пезешкиан отмечает (1998), что «мы сегодня, во времена мультикультурных обществ… можем говорить о закате эры монокультурной психотерапии», поэтому «любая форма психотерапии должна быть транскультурной». Б. С. Положий (1997) также утверждает, что «клиническая психиатрия всегда представляет собой транскультурную психиатрию».

Позитивная и Транскультуральная психотерапия: базовый курс

Метод дает целостный взгляд на человека, в котором не дефекты, а способности определяют его сущность. Данный метод входит в десятку основных методов, рекомендованных к применению, распространен более чем в 70 странах.

Кратко о программе

Организаторы

  • Учебный центр Н.Бехтеревой
  • Образовательный центр «Психотерапия»
  • Международная Академия Позитивной Психотерапии (IAPP, Висбаден, Германия, http://positum.org/),которая является официально аккредитованным тренинговым институтом Европейской Ассоциации Психотерапии (EAP, Вена, Австрия, www.europsyche.org) при поддержке Всемирной Ассоциацией Позитивной Психотерапии (WAPP) и в соответствии с международными стандартами профессионального образования.

Длительность

Продолжительность курса (200 часов):

  • 120 часов теории -4 модуля по 3 дня
  • 30 часов -работы в группе
  • 40 часов — изучение литературы
  • 10 часов — написание межмодульной работы
  • теоретический экзамен
  • супервизия

Документы после окончания программы

По окончании всего базового курса обучения выдается Сертификат Европейского образца Всемирной Ассоциации Позитивной психотерапии, Международной Академии Позитивной Психотерапии (IAPP, Висбаден, Германия). Этот сертификат признается всеми национальными профессиональными и образовательными институтами на территории европейских стран в зоне юрисдикции Европейской Ассоциации Психотерапии (EAP, Вена, Австрия).

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Стоимость сертификата фиксирована Всемирной Ассоциацией Позитивной Психотерапии и на сегодняшний день для России составляет 75 евро.

Условия для выдачи сертификата Международной Академии Позитивной Психотерапии (IAPP, Висбаден, Германия):

  • наличие высшего образования в области медицины, психологии или педагогики не ниже уровня бакалавра (для студентов не ниже законченного 3-го курса профильного ВУЗа);
  • необходимое количество часов по теоретической подготовке, личному опыту, супервизии в рамках базового курса;
  • посещение и активное участие в интервизионных группах.

Транскультуральная психотерапия в России

1437

Данная статья отражает содержание докторский диссертации автора «Позитивная психотерапия как транскультуральный подход в российской психотерапии». Работа выполнена под руководством профессора Б.Д.Карвасарского – в Научно-исследовательском психоневрологическом институте им. В.М.Бехтерева, Московской медицинской академии им. И.М.Сеченова и Висбаденском институте постдипломного образования по психотерапии (ФРГ). Защита состоялась в декабре прошлого года. По мнению автора, эра монокультуральной психотерапии исчерпала себя и близится к завершению. Обращаясь в транскультуральном плане к дилемме «Восток-Запад», он приходит к выводу, что российскую культуру следует рассматривать вне этой дилеммы, ибо Россия представляет собой древнейшую многонацио¬нальную реальность. «Tempora mutantur nos et mutamur in illis» («Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними»)

Тип: научная статья

Ссылка для цитирования

Наш мир изменился. Впервые в истории человечества мы наблюдаем становление «переплетающегося» общества, главным признаком которого является культуральное многообразие. Где бы мы ни находились, – на Западе, на Востоке или между Западом и Востоком, – мы неизменно обнаруживаем себя в многонациональном обществе, открытость которого, благодаря миграции беженцев, растущей мобильности одиночек, межнациональным бракам, доступности путешествий и поездок и многим другим факторам, только возрастает. Многие мировые проблемы после окончания «холодной войны» также приобрели сугубо культуральный характер. Такого рода тенденция и те глобальные масштабы, которые она приобретает в своем развитии, ставят перед психотерапией специфическую задачу – направить нашу профессиональную деятельность в новое русло, где этнокультуральным аспектам было бы найдено законное место.

Культуральные факторы начинают играть все большую роль в постановке диагноза, изучении эпидемиологии и в самом лечении психиатрических заболеваний ( Дмитриева , 1994; Менделевич , 1997; Чуркин , 1997). Сам по себе диагноз уже предполагает и некую культуральную оценку, представляя собой интерпретацию врачом особенностей восприятия пациента, основанных на его культурном сознании.

Метка: Транскультурная психотерапия

Транскультурная психотерапия

Направление в психотерапии, которое занимается значением и влиянием культурных факторов. Транскультурная психотерапия в данный момент еще не является самостоятельной дисциплиной, здесь уместнее говорить о движении в рамках психотерапии. Сходный подход имеется в психиатрии, где наблюдается формирование транскультурной психиатрии.Read More →

Свежие записи

Свежие комментарии

  • Uliyasah к записи Елена Березович биография

A Multipurpose Responsive Design

Vestibulum suscipit nulla quis orci. Donec elit libero, sodales nec, volutpat a, suscipit non, turpis.

Базовый курс «Позитивная и Транскультуральная Психотерапия»

…состоялось 16 ноября (Чт) 2017, проходило с 10:00 | 4 дня | Севастополь | Светлана Викторовна Смирнова (Благовещенск)

Образовательная программа по позитивной психотерапии проводится Международной Академией Позитивной Психотерапии (IAPP, Висбаден, Германия), которая является официально аккредитованным тренинговым институтом Европейской Ассоциации Психотерапии (EAP, Вена, Австрия) при поддержке Всемирной Ассоциацией Позитивной Психотерапии (WAPP) и в соответствии с международными стандартами профессионального образования.

Читайте так же:  Атака на смысл и изменения в психотерапии

Входит в десятку основных методов, рекомендованных к применению, распространён более чем в 70 странах.

Подобный успех связан с тем, что метод даёт целостный взгляд на человека, в котором не дефекты, а способности определяют его сущность. Такой подход к личности воодушевляет человека на новое, более активное и творческое отношение к жизни, даёт ресурсы для борьбы с возникающими трудностями. Благодаря вниманию к 4-ем основным сферам жизни: тела, работы, контактов, смысла — человек получает возможность гармонично развиваться и испытывать радость от полноты жизни, успешно диагностировать и решать возникающие конфликты.

Подготовка предусматривает:

  • приобретение личного опыта в психотерапевтической работе;
  • овладение теорией и практическими техниками позитивной психотерапии в рамках специализированных обучающих проектов ЕАП (Европейская Ассоциация Психотерапии) при обязательном участии тренеров, сертифицированных Международной Академией Позитивной Психотерапии (IAPP, Висбаден, Германия).

Участниками базового курса ППТ могут стать любые заинтересованные в получении психологических знаний лица, но имеют право получить сертификат и позиционировать себя как консультант в данном методе только специалисты в области социальных наук (врачи, психологи, педагоги и социальные работники). В процессе прохождения программы участники получают: квалифицированную подготовку по специальности базовый консультант в позитивной психотерапии; практический инструментарий для работы в методе «позитивная психотерапия»; супервизию и методический поддержку; собственный клиентский опыт.

Продолжительность курса (200 часов): 120 часов теории — 3 модуля по 4 дня 30 часов работы в группе 40 часов — изучение литературы 10 часов — написание межмодульной работы, теоретический экзамен, супервизия.

По окончании каждого семинара выдаётся промежуточный сертификат с указанием пройденных часов. По окончании всего базового курса обучения выдаётся Сертификат Международной Академии Позитивной Психотерапии (IAPP, Висбаден, Германия) за подписью президента IAPP Хамида Пезешкиана. Этот сертификат признается всеми национальными профессиональными и образовательными институтами на территории европейских стран в зоне юрисдикции Европейской Ассоциации Психотерапии (EAP, Вена, Австрия). Сертификат оплачивается отдельно, 75 евро.

Условия для выдачи сертификата Международной Академии Позитивной Психотерапии (IAPP, Висбаден, Германия):

  1. Наличие высшего образования в области медицины, психологии или педагогики не ниже уровня бакалавра (для студентов не ниже законченного 3-го курса профильного ВУЗа),
  2. Необходимое количество часов по теоретической подготовке, личному опыту, супервизии в рамках базового курса.
  3. Посещение и активное участие в интервизионных группах.


Остальным успешно закончившим обучение в базовом курсе выдаётся сертификат Российской Психотерапевической Ассоциации.

После окончания базового курса участники могут продолжить обучение в методе на мастер-курсе по позитивной психотерапии.

Психотерапевтическая энциклопедия — транскультурная психотерапия

Связанные словари

Транскультурная психотерапия

Направление в психотерапии, которое занимается значением и влиянием культурных факторов. Т. п. в данный момент еще не является самостоятельной дисциплиной, здесь уместнее говорить о движении в рамках психотерапии. Сходный подход имеется в психиатрии, где наблюдается формирование транскультурной психиатрии. Т. п. своими корнями уходит в европейскую психиатрию, занимающуюся физическими болезнями в далеких и «экзотических» странах.

Там мы можем найти известные и неизвестные определения для распространенных у нас сегодня «душевных болезней». С точки зрения истории медицины современный подход к «сравнительной психиатрии» берет свое начало от работ немецкого психиатра Крепелина (Kraepelin E.) в 1904 г. Его исследования на острове Ява вошли в историю психиатрии как первый труд по культурному сравнению психических заболеваний.

Парен, Парен-Маттей и Моргенталер (Parin P., Parin-Matthey G., Morgenthaler F.) исследовали другие культуры по психоаналитическим критериям. Девере (Devereux G.) предложил в 1950 г. для подобных исследований определение «этнопсихиатрия» и опубликовал в 1972 г. свою книгу «Этнопсихоанализ». Виттковер, Джилек и Джилек-Аалл (Wittkower E., Jilek W. G., Jilek-Aall L.) также во многом повлияли на развитие Т.

п. Ее задачи описал Виттковер (1978): «идентификация количественных и качественных различий при сравнении душевнобольных в разных культурах, исследование причин найденных различий и применение полученного знания для лечения и профилактики душевных болезней». В 1980 г. он занимался культурными и транскультурными аспектами психотерапии, начав дискуссию о том, можно ли перенести такие методы, как йога и буддийская медитация, из культур, чуждых западному человеку, и в особенности западную психотерапию за пределы западной цивилизации.

Среди немецких специалистов особо выделяется Пфайфер (Pfeiffer W.). Его работа «Транскультурная психиатрия», написанная в 1971 и дополненная в 1994 г., является феноменологически ориентированным собранием определений названий, возникших в данной культуре по отношению к разным психиатрическим группам заболеваний, а также общих постановок вопросов.

По сей день ведутся споры о том, как следует называть это специальное направление в психиатрии и психотерапии (Pfeiffer W., 1994). Понятие «сравнительная психиатрия» было предложено Крепелиным (1904) и затем подхвачено другими учеными. Сформулированный Виттковером термин «Транскультурная психиатрия» стал широко известен во всем мире, как в публикациях, так и в различных профессиональных организациях, таких как, например, Всемирная психиатрическая ассоциация, в которой организована отдельная секция «Транскультурной психиатрии».

По Виттковеру, в транскультурной психиатрии образовалось ответвление, представленное социальной психиатрией, которая занимается культурным аспектом возникновения, частоты проявления, формой и лечением психических заболеваний в различных культурах. Приставка «транс» (от лат. — через, сквозь, сверх того) указывает на определенную культурную точку зрения, хотя очень важно в самом начале понимать пациента и картину заболевания исходя из позиций его собственной культуры.

В этой же связи обсуждаются термины «этнопсихиатрия» и «этнопсихоанализ» (Деверс (Devereux G.), Вульф (Wulff E.)), «психиатрия культуры», «культурно обусловленная» или «культурно-ориентированная психиатрия» (Pfeiffer W., 1994). У транскультурной психиатрии и транскультурной психологии имеется много общего, и этими проблемами много занимались Триандис, Ламберт (Triandis H.

С., Lambert W. W., 1980), а позднее Квекельберге (Quekelberghe С.). Американскими психологами было предложено понятие «multicultural counseling» (мультикультурная терапия) (Ponteretto J., 1995), которое определяется как консультация, проводящаяся между или вместе с представителями другой культуры. X. Пезешкиан (Peseschkian H.) в 1998 г. в диссертации на тему Т. п. на русском языке называет подобный подход как «наблюдение, признание, понимание, принятие во внимание и переработка значения и влияния культурных факторов на пациентов, терапевтов и терапевтические отношения».

Читайте так же:  Почему бывшие мужчины часто возвращаются после расставания

В 90-х гг. в США распространился взгляд о том, что помимо трех основных направлений — психоанализа, бихевиоризма и гуманистической психологии как «четвертая сила» в психологии должна рассматриваться «multicultural counseling» (мультикультурное консультирование) (Pedersen P. В., 1991). За последние 10 лет в США сильно изменились учебные планы университетов в связи с принятием мультикультурного тренинга как отдельной дисциплины.

Также мы можем встретить там бесчисленное множество учебников и публикаций по «Культуре и терапии» (Ponteretto J., 1995). Т. п. занимается преимущественно следующими проблемами и вопросами: — лечение пациента — представителя другой культуры (здесь довольно большое значение имеет проблематика миграции и эмиграции); — лечение пациента, чье заболевание имеет «культурные» причины (интернациональные браки и семьи, проблемы адаптации после эмиграции, общение с ближними — представителями другой культуры, транскультурное непонимание); — особенности психотерапевтических отношений и самого процесса лечения, если пациент и психотерапевт относятся к разным культурам; — принятие психотерапевтических методов из других культур, а также трудностей, связанных с их применением (если не проведена культурная модификация); — транскультурные аспекты заболеваний (и относительность понятий, обозначающих заболевание); — ответственность психотерапевта в растущем мультикультурном обществе (культурные вопросы идентификации отдельных людей, последствия миграции); — развитие методов и подходов, эффективных в транскультурном обществе.

Транскультурные специалисты считают, что после окончания «холодной войны» основными мировыми проблемами являются культурные и что различие между индивидуалистическими и коллективными культурами может привести к расколу. Указывается также на недостаток «культурной чувствительности», что требует учета культурных факторов при постановке диагноза (например, DSM-III-R + IV).

X. Пезешкиан отмечает (1998), что «мы сегодня, во времена мультикультурных обществ. можем говорить о закате эры монокультурной психотерапии», поэтому «любая форма психотерапии должна быть транскультурной». Б. С. Положий (1997) также утверждает, что «клиническая психиатрия всегда представляет собой транскультурную психиатрию». .

Транскультуральное исследование неврозов

Наконец, характеризуя этнические особенности личности, следует напомнить, что непременным компонентом каждого этноса является этническое самосознание. При этом такое самосознание отнюдь не сводится, как подчас полагают, к сознанию этнической (национальной) принадлежности. Ведь самосознание есть осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения. Соответственно этническое самосознание включает суждение членов этноса о характере действий своей общности, ее свойствах и достижениях, так называемые этнические стереотипы. Эти суждения неразрывно связаны с представлениями о других этносах и формируются в дихотомии «мы» — «они».

[1]

Рассматривая процесс формирования личности в аспекте транскультурального исследования, нельзя не упомянуть о структуре личности предложенной Э. Берном и изложенной в книге «Игры в которые играют люди». Известный психоаналитик описывал ее как совокупность трех составляющих: родительской, отвечающей за безапелляционные нормы, установки, правила и оценки; взрослой, организующей процессы приема и переработки информации с последующим принятием решения; и детской – включающей в себя эмоциональные проявления. Невроз с позиции трансактного анализа Э. Берна рассматривается как нарушения гармоничности субличностей, подавление той или иной субличности. Различия отношения той или иной этнической группы к психическим заболеваниям во многом зависит от норм, правил, традиций данного этноса, впитанных человеком в процессе воспитания, взросления и формирования его характера.

Материал и методы

Проективная идентификация Психоанализ долог и непрост, но вместе с тем, он импонирует мне совей глубиной и привязкой к человеческому естеству. Один из психоаналитических случаев меня привел в полнейший психологический экстаз .

Методология работы педагога-психолога в школе Все основные направления психологической практики педагога-психолога можно выделить в 4 основные группы. Рассмотрим каждую из групп в отдельности.

Преобладание той или иной обсессивной симптоматики представлено в таблице №1:

Таблица 1.

Преобладание обсессивных симптомов у лиц различных этнических групп.

Вид обсессивной симптоматики

Транскультуральная психотерапия

Мир меняется, и мы меняемся вместе с ним. Еще никогда в истории человечества общество не было так сильно переплетено. Главным признаком быстро переплетающегося общества становится его культуральное многообразие. Растущая открытость общества, межнациональные браки, миграция беженцев, исчезновение географических дистанций и легкость поездок за пределы своей страны и многие другие факторы, безусловно, способствуют этим переменам. Из этого следует, что транскультуральная проблема — в частной жизни, на работе и в политике — приобретает сегодня все большее значение. И в современной ситуации можно ожидать, что она в будущем станет одной из существенных задач.

Растущее культуральное многообразие ставит перед психотерапией серьезную задачу направления своей деятельности в новое русло с учетом этнокультуральных аспектов, чтобы она соответствовала требованиям сегодняшнего дня. Принятие во внимание фактора культуры в медицине и психотерапии задача непростая. Она требует, конечно, переосмысления и перехода от моно- к мультикультуральному подходу. Рамки, в которых происходит «терапевтическая встреча» между психотерапевтом и пациентом, изменились, так что сегодня мы можем говорить о закате эры монокультуральной психотерапии (Х. Пезешкиан 1998). В свое время, недостающая «культуральная чувствительность» (Кляйнманн, 1996) привела не только к ошибочным диагнозам у этнических меньшинств, но и огласила призыв к культурально ориентированной психотерапии и психиатрии. С тех пор как были проведены первые исследования Эмилем Крепелином в 1904 году на о. Ява по вопросу «сравнительной психиатрии», стало медленно развиваться в психиатрии и психотерапии направление, которое занимается культуральными аспектами возникновения, частностью, формами и терапией психических заболеваний в различных культурах (Н. Пезешкиан, 1991; Пфайфер, 1994; Триаднис, 1995).

В США с начала 90-х годов зародилось движение, представители которого придерживаются точки зрения, что наряду с тремя основными направлениями – психоанализом, бихевиоризмом и гуманистической психотерапией — в качестве «четвертой силы» в психотерапии и психологии должна рассматриваться многокультуральная психотерапия.

Читайте так же:  Про современных мимоз

Позитивная психотерапия является транскультуральным психотерапевтическим методом с гуманистическим видением человека, аналитически-динамической основой и практическим использованием техник и элементов поведенческой психотерапии.

Поэтому позитивная психотерапия отдельно рассматривает транскультуральный метод, т.к. транскультуральная точка зрения дает материал для понимания индивидуальных конфликтов. Основой транскультурального подхода в позитивной психотерапии является ответ на вопрос: что у всех людей общего, и чем они различаются? Он включает как менталитет разных людей и их культуру, так и их уникальность, как одни и те же конфликты и проблемы воспринимаются и оцениваются в различных культурах? Все это и есть необходимость транскультуральной работы.

Транскультуральный подход, в общих чертах, сводится к следующим двум положениям, имеющим практическое значение.

Разница культур может приводить к непониманию, фрустрации, страху, агрессии, конфликту.

[2]

Разница культур может восприниматься как взаимодополняющие, равноправные точки зрения. В этом случае появляется огромная возможность взаимного обучения и расширения знаний и моделей поведения.

Осознание того, что такое же поведение в другой культурной традиции или в другие времена могло оцениваться по иным меркам, считаться неизбежным или даже желательным, происходит расширение горизонтов оценивания. Люди перестают применять к этому поведению только привычную шкалу ценностей, а сравнивают его с другими концепциями. Для межличностных отношений это означает следующее: благодаря признанию относительности ценностных установок пересматриваются предубеждения, разрушаются фиксации и устраняются коммуникативные препятствия, что приводит к ликвидации «невротического сужения» и вместе с тем к расширению репертуара способов реагирования.

Занимаясь элементарными человеческими способностями, транскультуральная психотерапия способна обращаться с людьми всех языков и социальных слоев и эффективно перерабатывать транскультуральные проблемы. Так, с содержательной стороны конкретизируются такие динамические понятия как: потеря объекта, регрессия, сублимация, страх расставания, нарциссизм. К наиболее яркой эпигенетической готовности к конфликтам и структурам переживаний прибавляется содержательный аспект, посредством которого в психотерапию добавляются социально-психологические, общественные и культуральные факторы. Исходя из этих транскультуральных размышлений и представления о том, что различные индивидуальные идеи во многих отношениях соответствуют транскультуральным концепциям, мы можем также различным образом объяснять болезни и растройства.

Достаточно часто мы видим, что на трудные жизненные ситуации люди реагируют болезнями. Врачи и психотерапевты оказываются зачастую перед проблемой. Они не знают языка страны, не знают традиций и обычаев пациента, его семейную ситуацию и определяемый религией его жизненный ритм; часто они не знают также масштаб экономической нужды и боли, которую принесло с собой расставание эмигранта с родиной. За этим фоном симптомы могут сказаться совсем по-другому чем у русского пациента. Следствие этого — беспомощность врачей и психотерапевтов, которых отделяет от пациентов культуральная пропасть («синдром культурального слепого пятна»).

Вновь становится ясным, что ни одна из культуральных систем не является «идеальной». Их качество определяется только тем, как они сказываются на людях, которые в них живут, и насколько допускают их правила игры конструктивное рассмотрение других социокультуральных систем и их представителей. Так останется то, чему представители разных культуральных систем могли бы поучиться друг у друга, и так бы было, если бы они учились понимать друг друга.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Транскультуральный подход служит основой для развития альтернативного мышления, выход за пределы своих единоличных концепций. Здесь реализуется принцип единства в многообразии. Перенося этот принцип на психотерапевтические отношения, мы можем сказать, что «только если психотерапевт готов сойти со своей собственной точки зрения и вместе с тем в определенной мере отойти от позиции своей собственной культуры, только если он в достаточной степени дистанциируется и освободится от нее и от ее насущных проблем, что очень не просто, так как он есть часть этой культуры и живет ею, только тогда он будет в состоянии принять пациента и его культуру, такими как они есть, и построить «помогающие отношения» (Х. Пезешкиан, 1998 г.). До тех пор пока мы не перестанем говорить о «нашей» или «вашей» культуре, мы не сможем соответствовать не только пациентам, но и аутентично чувствовать сами психотерапевтические отношения и будем вынуждены вкладывать слишком много энергии, чтобы выстоять во внутреннем конфликте, вызываемом столкновением различных культурных традиций.

Цель психотерапии не состоит в отказе от своих культуральных, группоспецифических, семейных и личных особенностей. Очень важно как раз проявление индивидуальной и культуральной неповторимости, если с другой стороны существует возможность перерабатывать возникающие конфликты. Проще говоря: важно, чтобы каждый сохранил выученный язык, но также он должен уметь говорить на другом языке, с помощью которого он мог бы объясняться с остальными. Таким «языком» пытается овладеть транскультуральная психотерапия в качестве метакоммуникации, коммуникации для разрешения конфликтов. По мнению американских ученых «. больше нельзя соглашаться с тем, что преподаватели. игнорируют ответственность за развитие мультикультуральной компетентности».

[3]

Источники


  1. Станков, А. Г. Что надо знать до брака и в браке / А.Г. Станков. — М.: Медицина, 2007. — 350 c.

  2. Коряковцева, О. А. Комплексная поддержка молодой семьи / О.А. Коряковцева, М.И. Рожков. — М.: Владос, 2008. — 208 c.

  3. Ивлева, В. В. Психология семейных отношений / В.В. Ивлева. — М.: Букмастер, 2012. — 352 c.
Транскультуральная психотерапия
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here