Тревога и страхи у детей и подростков

Сегодня обсуждаем тему: тревога и страхи у детей и подростков с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Какие бывают страхи у подростков и как с ними бороться?

Период подросткового возраста является очень важным и ответственным этапом становления личности. В возрастной психологии промежуток между 11 и 16 годами жизни определяют как переходной от детства к взрослости и связывают с серьезной психологической перестройкой. На подростка оказывают влияние новые стресогенные факторы (половое созревание, повышение уровня социальных требований). Механизмы адаптации, сформировавшиеся в более раннем возрасте, перестают работать. Растет уровень тревожности. Развиваются различные страхи и фобии.

Какими бывают страхи у подростков?

Психологи разделяют все страхи на три группы:

  • биологические (боязнь боли, опасных хищников, стихийных бедствий);
  • социальные (страх оценки, неудачи, страх быть непринятым в группе);
  • экзистенциальные (страх старения, смерти, изоляции, свободы).

Для каждого возрастного периода характерен свой набор страхов. К 11–13 годам у детей происходит снижение выраженности биологических страхов и нарастание социальных и экзистенциональных. Такая тенденция является одним из признаков формирования самосознания у подростков.

Социальные страхи

В подростковом возрасте происходит становление системы социальных отношений. Ребенок через дружбу с ровесниками, которая становится одной из самых значимых ценностей, усваивает правила сотрудничества. Приобретаются навыки для установления отношений и выполнения социальных ролей в зрелом возрасте.

Возрастает чувствительность подростка к реакциям на него со стороны посторонних. Возникает страх подвергнуться критике из-за внешности, недостатка способностей и умений. Из этого произрастает постоянная настороженность, подозрительность при взаимодействии с другими людьми, стремление избежать определенных ситуаций. Пораженческое самоощущение может зафиксироваться в виде заикания. Иногда тревожность в социальных ситуациях принимает форму агрессивного, задиристого поведения.

Физиологические изменения, возникающие в пубертатный период, усиливают социальные страхи. Подросток может начать испытывать страх перед противоположным полом, опасения проявить свою несостоятельность при сексуальном общении. Страх полового акта может возникнуть не только из-за отсутствия опыта, но и из-за необходимости обнажаться, демонстрировать свое несовершенное тело. Именно в подростковом возрасте обычно развивается телесная дисморфобия — расстройство, при котором человек чрезмерно озабочен мнимым или незначительным дефектом своей внешности.

Процесс полового созревания и пробуждающаяся сексуальность также способствует развитию специфических фобий:

[2]

  • страх негативных последствий мастурбации;
  • страх оказаться гомосексуалистом;
  • эротофобия.

У юных девушек может развиться менофобия — страх менструаций и связанных с ними болевых ощущений, запахов, неловких ситуаций. Страх возможной беременности может беспокоить не только девушек, но и юношей, начинающих половую жизнь.

Страх смерти у подростков

Впервые страх смерти возникает в 3–5 лет как симптом пробуждающегося самосознания. В подростковом возрасте окончательно оформляется способность оперировать абстрактными понятиями, формируется логика взрослого. Объяснения о феномене смерти, полученные в детстве, уже не удовлетворяют подростка. Он полностью осознает неизбежность перспективы однажды умереть, исчезнуть.

Страх смерти может проявляться в повышенном интересе к данной теме, в ношении одежды и аксессуаров с соответствующей символикой (черепа, кресты). Ребенок может бороться с тревогой, глумясь над смертью, бросая ей вызов. Отсюда любовь к фильмам ужасов, увлечение компьютерными играми с обилием жестокости, тяга к экстремальным развлечениям. Безрассудно рискуя своей жизнью и здоровьем, ребенок пытается добиться ощущения превосходства над смертью, вернуть себе чувство контроля.

Коррекция фобий и страхов подростков

Работа с подростковыми фобиями имеет свою специфику. Хотя бы потому что подросток вместо того, чтобы попросить о помощи, старается тщательно скрыть причины своего беспокойства.

Страх перед своим телом

Страхи подростков, связанные с физиологическими изменениями в пубертатный период проще предупредить, чем бороться с их неприятными последствиями. В работе с данной проблемой поможет доскональное изучение предмета страха — предварительная подготовка ребенка к тем изменениям, которые произойдут у него в период полового созревания.

Девочкам нужно подробно объяснить, что такое менструация еще в 10 лет, так как у большинства месячные наступают в 11–12-летнем возрасте. Причем информация о физиологии беременности должна преподноситься в позитивном ключе — никаких красочных историй о невыносимой боли при месячных или родах. Девочка должна знать как снять болевой синдром при месячных, причем не только медикаментозными методами.

Мальчику нужно также заранее быть осведомленным о тех изменениях, которые будут с ним вскоре происходить. Например, нужно объяснить, что ночные поллюции — совершенно нормальное физиологическое явление и происходит со всеми.

Нужно предупредить ребенка, что вскоре у него появятся вторичные половые признаки. Что у девочек начнет расти грудь, станут шире бедра, у мальчиков увеличатся наружные половые органы. Объяснить, где будут расти волосы, и какими способами можно от них избавиться, как ухаживать за кожей и гениталиями. Если подросток почерпнет всю нужную информацию от родителей, а не от друзей или через СМИ, тогда никакой телесной дисморфобии можно не опасаться.

Желательно, чтобы разъяснительную беседу с подростком проводил родитель одного с ним пола или взрослый, которому ребенок симпатизирует. Важно уверить подростка, что стесняться изменений в теле не стоит и при любой проблеме он может обратиться за помощью к родителям.

Страх смерти у подростков: как помочь?

Если ребенок боится смерти, нужно выяснить, чего именно он опасается. Иногда простое озвучивание страхов снижает их интенсивность. Не исключено, что за боязнью смерти скрывается что-то другое.

Например, подростка тревожит не сама перспектива кончины, а тех обстоятельства, которые часто сопровождают уход из жизни. Они боятся сильной физической боли, изнурительной болезни, а также связанной с этим потери собственного достоинства. Особое место занимает боязнь потерять близких, за которой может скрываться психологическая зависимость от родителей и недостаток самостоятельности.

Чтобы подросток открылся, нужно самому быть готовым откровенно говорить о собственных чувствах и страхах, связанных со смертью. Если вы не ощущаете в себе сил открыто обсуждать данную тему, лучше обратиться за помощью к психологу.

Читайте так же:  Объявим борьбу маньке-величке!

Разгрузить психику также помогает арт-терапия. Методика построена на механизме сублимации, то есть перенесении тревожных мыслей и переживаний на результат творчества. Попросите ребенка изобразить на бумаге, что именно пугает его в смерти. А также проиллюстрировать ощущения в теле, возникающие в момент приступа страха. Можно персонифицировать смерть: сделать для ребенка маску и попросить ребенка сыграть роль старухи с косой. Такое упражнение поможет преобразить ассоциации, связанные с данной темой, в нечто более спокойное и нейтральное.

Постарайтесь объяснить ребенку, что эмоция страха возникает лишь в ответ на негативные представления о смерти. Никто не знает наверняка — ни ученые, ни священники — что происходит, когда человек умирает. Никто даже не может со стопроцентной уверенностью предсказать, что произойдет в следующую минуту. В непредсказуемости жизни есть своя красота. Осознание быстротечности времени помогает прожить жизнь более полно и насыщенно, правильно расставить приоритеты, больше ценить важные взаимоотношения.

Помогают справиться танатофобией сеансы гипноза у практикующий специалистов, например у психолога-гипнолога Батурина Никиты Валерьевича. Для снятия симптомов рекомендуем к прослушиванию аудиотранс:

Упражнения для коррекции социальных страхов

Дети расстраивают массу психической энергии в погоне за престижем, популярностью среди ровесников. Вдобавок сохраняется страх не оправдать ожидания родителей, учителей, не соответствовать роли хорошего ученика.

Лечение социальных страхов у подростков может вестись в нескольких направлениях:

  • когнитивная терапия;
  • улучшение навыков общения;
  • медикаментозная терапия.

Когнитивный подход

«Когнитивный» означает «относящийся к познанию, оперированию понятиями». Когнитивная терапия направлена на изменения восприятия людей и социальных ситуаций, повышение самооценки.

Социофобы зачастую уверены, что единственный выход избежать чувства стыда и страха — уклоняться от участия в ситуациях, в которых появляются эти негативные эмоции. Понять, что источником негативных эмоций всегда является сам подросток, а не обстоятельства, поможет метод трех колонок.

В первую колонку записываются пугающие ситуации. Например, выступление перед классом с докладом. Во вторую вносят реальные причины, вызывающие страх. Например, опасения, что подросток забудет текст доклада, выставит себя глупцом перед одноклассниками и преподавателем. В третью заносятся позитивные сценарии развития событий: выступление пройдет хорошо, учитель поставит высокий бал.

Прокрутив в воображении каждый вариант будущего, подросток поймет, что проблема только в его негативных ожиданиях. Изменив отрицательные мысли положительными или нейтральными, он избавится от тревоги. Для изменения пессимистического сценария нужно выполнить следующие действия. Предложите подростку сделать то, что обычно поднимает ему настроение (прогуляться в красивом парке, поиграть с собакой, послушать любимую музыку, посвятить время любимому хобби). Далее пусть он закроет глаза и представит во всех подробностях, как он справляется со страхом и успешно совершает действия, которые его пугают.

У подростков с социофобией также имеется множество ложных представлений, мешающих воспринимать реальность объективно и провоцирующих тревогу. Рассмотрим примеры изменения ошибочных представлений.

  1. Ложное суждение: все смотрят на меня. Коррекция: оглянуться по сторонам, посчитать, сколько людей действительно обращают на вас внимание, негативно ли реагируют.
  2. Ложное суждение: все подумают, что я глупый, если я покраснею или начну заикаться. Коррекция: опросить знакомых, что они в действительности чувствуют, когда рядом с ними кто-то начинает смущаться и волноваться. Ощущают неприязнь? Пытаются успокоить человека? Надеются, что скоро ему станет лучше?

Важно найти центральное ошибочное убеждение, которое является основной причиной возникновения страха у подростка. Как правило, это представления, что люди в целом агрессивны, и вера в то, что подростку нечего противопоставить исходящему от них негативу.

Когнитивную терапию социальных страхов часто дополняют гипнозом, который помогает закрепить новые позитивные представления о себе и окружающих людях.

Важно, проследить за тем, кто является референтной группой для ребенка — воображаемой или реальной группой людей, которые являются своеобразным эталоном, системой отсчета для себя и других. Чем больше у ребенка опыта наблюдения за разными людьми, чем больше разнообразных образцов для подражания, тем комфортней он себя ощущает таким, какой он есть, не пытаясь себя загнать в узкие рамки нормальности, устанавливаемые ближайшим социальным кругом.

Улучшение навыков общения

Лучше всего справиться с застенчивостью поможет психолог на специальных групповых занятиях для подростков. Но кое-что могут сделать и сами родители.

  1. Отрепетируете зрительный контакт. Часто у ребенка вызывает смущение взгляд постороннего человека в глаза. Посоветуйте подростку смотреть на переносицу собеседнику. Такая маленькая хитрость поможет ему избежать чувства неловкости в разговоре.
  2. Научите ребенка дежурным фразам: как нужно начинать и заканчивать разговор, приглашать девушку на свидание и вежливо отказываться, как отвечать на грубость. Попав в новую, нетипичную для него ситуацию, ребенок не растеряется и будет знать, что делать, чтобы выйти из нее с достоинством.
  3. Предложите подростку отрепетировать навыки общения с детьми помладше. Как правило, в таких случаях подросток испытывает меньшую неловкость, чем при общении с ровесниками.

Если страхи у подростков провоцируют панические атаки, есть смысл обратиться за помощью к специалисту. Он подберет наиболее подходящий метод психологической коррекции фобии.

Тревога и страхи у детей и подростков

Тревожность имеет эволюционное значение и является нормальным феноменом. Тревожность характеризуется физиологическим компонентом, который обусловлен вегетативной нервной системой, и поведенческим, который проявляется в подавленности и снижении активности. Когда тревожность становится слишком выраженной, она влияет на социальные контакты и нормальное развитие, поэтому врач обязан своевременно диагностировать и начинать лечение этого состояния.

Тревожное расстройство изоляции, социофобия с началом в детском возрасте, генерализованное тревожное расстройство, ОКР, фобии, посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) и панические атаки — все эти состояния сочетаются с общей или специфической тревожностью, часто ассоциированной с преморбидными ситуациями. В целом группа тревожных расстройств является самой распространенной психической патологией детского возраста: эпидемиологические данные свидетельствуют, что тревожные расстройства встречаются у 5-18 % детей и подростков.
Они часто сочетаются с другими психическими заболеваниями (включая вторичные тревожные расстройства) и нередко значительно нарушают повседневную деятельность больного.

Поскольку тревога встречается в норме, а при увеличении выраженности вызывает нарушение поведения, педиатр должен отличать нормальную тревогу от патологической. К счастью, тревожность зачастую уменьшается по мере взросления. Например, большинство страхов и волнений появляется у грудных детей в возрасте 7-9 мес.

Читайте так же:  Как изменить свою судьбу за 4 шага

Исследования показывают, что тревожность, связанная с незнакомыми ситуациями (боязнь новых стимулов в сочетании с физиологическим возбуждением), отмечается у 10-15 % детей в возрасте 12 мес. У многих из этих детей в дальнейшем не развивается клинически значимый уровень тревожности, который может привести к нарушению поведения.

Однако данные длительных катамнестических исследований показывают, что для возникновения клинически выраженных тревожных нарушений необходим не столько семейный анамнез тревожного расстройства, сколько социальные проблемы у матери. Если во время осмотра педиатра ребенок беспокоен и его трудно осмотреть, в дальнейшем следует исключать у него повышенный уровень тревожности.

У дошкольников типичными являются специфические страхи темноты, животных и вымышленных ситуаций. Беспокойство по поводу нарушения повседневного режима, стремление к неизменности заведенного порядка (так называемый феномен «только так правильно») также часто приобретают характер тревожного расстройства в дошкольном возрасте. Умение родителей успокоить и поддержать ребенка помогает ему благополучно пройти этот период.

Хотя большинство детей в школьном возрасте перестают бояться вымышленных ситуации, как в раннем детстве, в некоторых случаях эти страхи замещаются страхом нанесения себе вреда и т. п. У подростков нередко встречаются социальная тревога и генерализованное беспокойство (о школе. Друзьях и семье).

На развитие некоторых тревожных расстройств в той или иной степени влияют генетические факторы или темперамент, причиной других служат средовые факторы, которые обычно трудно установить. Например, страх перед незнакомым в раннем детстве является предшественником социофобии, генерализованной тревожности и селективного мутизма. ОКР и другие расстройства, сочетающиеся с ОКР-подобным поведением, например синдром Туретта и другие тикозные расстройства, имеют генетическую основу.

Средовые факторы, такие как отношения детей и родителей и психическая травма, в большей степени способствуют появлению тревожного расстройства изоляции и ПТСР. Даже при тех расстройствах, дебют которых связан со средовыми факторами, характер и взаимоотношения с родителями формируют черты патологического поведения еще до развития заболевания.

Тревога и страхи у детей и подростков

Страх — это ответ на тревогу, которая является сигналом опасности. Страх делится на ужас, беспокойство, испуг, волнение, опасения и собственно сам страх.

Если страх — чувство опасности, то тревога — предчувствие опасности.

Страх тормозит нервно-психические процессы у ребенка, а тревога напротив, возбуждает.

Страх — негативные воспоминания, тревога же — ожидание опасности.
Если страх имеет конкретный характер, то тревога более неопределенный.

Страх обусловлен инстинктом самосохранения, тревога носит социальный характер.
Страх имеет более четкие границы, например, страх темноты, одиночества, высоты и т.д.

На что родителям надо обратить внимание?

-наблюдается ли у ребенка частое (постоянное) нарушение сна?
-проявляется ли в области шеи и лица мускульное напряжение?
-есть ли у ребенка проблемы в области концентрации внимания?
-характерна ли для ребенка раздражительность?
-отмечается ли постоянное беспокойство?

Если у вашего ребенка обнаруживается хотя бы два критерия из вышеперечисленных, то можно говорить о наличии тревожности у него.

Мы в своей работе часто используем метод песочной терапии в работе с тревожностью и страхами у детей — это психокоррекционный,
развивающий метод, направленный на разрешение личностных проблем, снятие внутреннего напряжения с помощью песка и психологи-
ческой песочницы.

Подобная терапия отражает мысли и настроение детей, позволяет диагностировать неврозы, стресс. Через свои ощущения, через прикосновения рук к песку ребенок ощущает покой и одновременно огромные возможности.

Песочная терапия используется как терапевтическим, так и диагностическим методом. Для детей — это способ рассказать о своих тревогах,
страхах и переживаниях, преодолеть эмоциональное напряжение. В отличии от взрослого, ребенок не всегда может выразить свое внутреннее беспокойство.
Вследствие чего и возникают трудности в жизни ребенка.

Песочная терапия дает ему не только возможность перенести свои переживания и взглянуть на них со стороны, но и научиться успешно с ними взаимодействовать.

Запишитесь на сеанс песочной терапии по телефону 8 (926) 235-17-12.

Страхи детей и подростков

Страхи детей и подростков

Страх чаще всего определяется как эмоциональное состояние, возникающее в присутствии или в предвосхищении опасного или вредного стимула.

Причины страха могут быть разделены на четыре класса: а) внешние события или процессы, б) влечения и потребности, в) эмоции, г) когнитивные процессы субъекта. Страхи, относящиеся к каждому из этих классов, могут быть врождёнными или приобретёнными.

Многие страхи сохраняют свою силу и могут проявляться на протяжении всей жизни человека, от младенчества до старости. В то же время каждый возрастной этап развития имеет, свою специфику переживания и проявления страхов.

Типичные страхи для детского и подросткового возраста, обусловленные культурными и национальными факторами.

У детей до 5-7 лет наибольшее распространение имеют страхи темноты, воображаемых существ, злых персонажей сказки, животных. У младших школьников на первый план выдвигаются боязнь наказания и порицаний со стороны взрослых, страх незнакомых людей, смерти, болезни. Подростки более всего опасаются насмешек, собственных неудач, болезни и смерти родителей или близких людей. В старшем дошкольном возрасте дети особо чувствительны к угрозе возникновения болезни, несчастья, смерти. Страх смерти появляется как аффективно-заострённое выражение инстинкта самосохранения.

В младшем школьном возрасте в наибольшей степени выраженным явился страх, связанный со школой, причём он конкретизировался преимущественно в боязни опоздать в школу, что было наиболее характерно для девочек. В этот же период выраженными оказались магические страхи, боязнь несчастья, беды. В подростковом возрасте у девочек выявилась боязнь смерти родителей. Наибольшего пика к 15 годам достигают межличностные и другие социальные страхи, такие как страх одиночества, страх сделать что-нибудь не так, некоторых людей, насмешек, осуждения со стороны сверстников и взрослых, страх не справиться с порученным делом.

В пространственно временном измерении самым опасным местом дети считают улицу, а самым безопасным – дом. Во временном измерении в прошлом преобладал страх животных, в настоящем — учебные страхи.

Анализ исследований детских и подростковых страхов позволяет заключить, что основная часть переживаемых страхов закладывается в детстве, но при этом каждый возрастной этап развития характерен проявлением определённых видов страха.

Читайте так же:  Как нам мешает спешка и что с этим делать

Одним из направлений изучения страхов является исследование личностных и ситуационных факторов, обусловливающих их возникновение. В качестве детерминант страха чаще всего рассматриваются тревожность, нейротизм и агрессивность.

Исследования показали, что наиболее выраженным у подростков оказался страх смерти близких людей. Удивительным является тот факт, что возможность собственной смерти страшит их значительно меньше. Очевидно, это можно объяснить тем, что подростки считают это маловероятным для себя событием, а также действием защитных механизмов.

Следующим по выраженности у юношей идёт группа учебных страхов: страх получить плохую оценку; страх перед вызовом отвечать у доски, страх вызова родителей в школу.

У девушек в первую пятерку входят страх медицинских процедур, страх болезни, страх животных, страх отвечать у доски и страх получить плохую оценку. Поскольку величина страха определяется величиной негативных последствий устрашающего события для личности и его вероятностью, то можно предположить, что эти страхи являются у подростков хроническими и ярко выраженными. Особенно удручает тот факт, что такое повседневное действие, как ответ у доски, сопряжено с таким сильным страхом у школьников обоего пола, что он опережает даже страх физического насилия. В то же время это говорит об очень большой степени инфантильности старшеклассников, которым школьные проблемы кажутся страшнее реальных угроз вне школы.

Судя по данным, школьников не очень пугает возможность быть ограбленным на улице, подвергнуться физическому насилию, оказаться заложником в руках бандитов. Для юношей страх сексуального насилия в исследовании оказался наименее характерен, но для девушек он очень актуален. Это еще раз свидетельствует о вероятностной природе переживаемых страхов.

Наибольшую выраженность у старшеклассников имеют фобии, особенно у девушек. Второе место делят учебные и социальные страхи, на третьем месте находятся криминальные, и замыкают ряд мистические страхи. Данные свидетельствуют о том, что девушки более предрасположены к переживанию всех видов страха. Эти различия являются результатом различий в воспитании девочек и мальчиков. Традиционно юношей с детства приучают к тому, что они не должны бояться всевозможных объектов и явлений, или, по крайней мере, не признаваться в собственных страхах. В то же время девушкам позволительно проявлять слабость и искать защиты у представителей мужского пола.

Причины страха, их обусловленность:

Степень выраженности конкретного страха обусловлено размером последствий угрожающего события, оценкой его значимости для личности, а главное вероятностью его осуществления. Все виды страха более выражены у девушек по сравнению с юношами.

Возрастная динамика содержания страхов от детского возраста к зрелому сопровождается уменьшением фобий и увеличением социальных страхов.

Тревожность и нейротизм оказывают большое влияние на возникновение у личности разных видов страха.

Переживанию страхов старшеклассников больше способствуют скрытые формы агрессивности (вина, раздражение, подозрительность).

В аналитическом сопровождении причины страха рассматриваются психологом индивидуально, прорабатываются доминанты страха, используется ресурсные техники для избавления страхов.

Занятия с детьми и подростками психологом проводятся при параллельной работе с родителями через запрос и обратную связь.

Запись на приём: 8-951-301-94-12

Полозов Сергей Игоревич

Дипломированный специалист, психолог-практик: детский, аналитический психолог, педагог-психолог, старший преподаватель, куратор по медиации, председатель Ассоциации служб примирения образовательных организаций Липецкой области, член Федерации психологов образования России, член Европейской Конфедерации Психоаналитической Психотерапии

Страхи детей от 0 до 16 лет

Обращаясь к книге «Ночные и дневные страхи детей» Захарова А.И. доктора психологических наук, профессора кафедры психологической помощи Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, врача-педиатра, рассмотрим понятия «страх, классификация и причины детских страхов».

Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер. В самом общем виде эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего стимула. Он всегда подразумевает переживание какой-либо реальной или воображаемой опасности.

  • По характеру – ситуативные и личностные; природные и социальные.
  • По степени реальности — реальные и воображаемые.
  • По степени интенсивности — острые и хронические.
  • По уровню – возрастные (естественные) и патологические.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Возрастные страхи – обычно кратковременны, обратимы, исчезают с возрастом, не затрагивает глубоко ценностные ориентации человека, существенно не влияет на его характер, поведение и взаимоотношения с окружающими людьми.

  • большая эмоциональная интенсивность и напряженность
  • длительное или постоянное течение
  • неблагоприятное влияние на формирование характера и личности
  • избегание объекта страха, а также всего нового и неизвестного, то есть развитие реактивно-защитного типа поведения
  • относительная трудность устранения.
  • неспособности справиться со своими чувствами, контролировать их.
  • изменение в мышлении (становится все более быстрым, хаотичным в состоянии тревоги или вялым, заторможенным при страхе, теряет гибкость, становится скованным бесконечными опасениями, предчувствиями и сомнениями).
  • искажается и эмоционально-волевая сфера — отношение окружающих воспринимается неадекватным образом, нарушается социализация.

Норма «протекания» страха составляет 3-4 недели; если страх не ослабевает и не проходит, то, возможно, его уже стоит рассматривать как невроз.

Детские страхи по возрастам:

  • от рождения до 6 месяцев — повышенное беспокойство у детей первых месяцев жизни чаще всего возникает, когда не удовлетворяются жизненно важные физиологические потребности в пище, сне, активности, освобождении кишечника, тепле, то есть в том, что определяет физический и эмоциональный комфорт младенца.
  • от 7 месяцев до года — уход матери и появлении незнакомых лиц.

первый год жизни — начало всех начал, важная веха на пути всего последующего эмоционального развития. Первый год жизни детей является и начальной школой родительского чувства, и школой бескорыстной, щедрой любви, когда мать и отец учатся постигать психологический код поведения ребенка, без слов понимать его чувства и переживания и находить с ним эмоциональный контакт. Как в дальнейшем сложатся отношения родителей и детей, какой эмоциональный и духовный мир между ними возникнет, в немалой степени зависит от первого года жизни детей.

дети от 1 года до 3 лет – сказочный персонаж Волка, страх неожиданных звуков, страх одиночества, страхи боли, уколов.

от 3 до 5 лет — триада страхов: одиночества, темноты и замкнутого пространства.

Читайте так же:  Самодисциплина или насилие над собой

с 4 лет – присоединяется страх Бабы Яги, Бармалея, Карабаса-Барабаса и Кощея.

в 5-7 летчасто боятся страшных сновидений, воспроизводящих настоящие, прошлые (Баба Яга) и будущие страхи, и смерти во сне.

в 6-7 лет апогея достигает страх смерти. Именно в этом возрасте у ребенка формируется чувство времени и пространства, появляется концепция жизни, он понимает, что жизнь не бесконечна, что люди рождаются и умирают, и это касается и его семьи.

Категория смерти в 6 и 7 лет — это реальность, которую ребенок должен признать как нечто рано или поздно неизбежное в его жизни; это своего рода нравственно-этическая категория, указывающая на известную зрелость чувств ребенка и их глубину, Именно нежелание признать это сразу и порождает страх, означающий эмоциональное неприятие «рациональной» необходимости умереть. Появление страха смерти означает появление постепенного завершения «наивного» периода в жизни детей, когда они верили в существование сказочных персонажей, бессмертие.

у 7-8-летних детей наблюдается мнительность: «А мы не опоздаем?», «А мы поедем?», «А ты купишь?» — возрастные проявления навязчивости, тревожности.Они боятся вызвать неодобрение со стороны родителей, не соответствовать их пожеланиям и ожиданиям; страх не соответствовать социальным требованиям ближайшего окружения, будь то школа, сверстники или семья. Помимо «школьных» страхов — сделать ошибку, конфликтами со сверстниками, боязнью проявлений физической агрессии с их стороны для детей этого возраста типичен страх стихии — природных катаклизмов: бури, урагана, наводнения, землетрясения.

дети с 8 лет — для младших школьников характерно сочетание социально и инстинктивно опосредованных страхов, прежде всего страхов несоответствия общепринятым нормам и страхов смерти родителей на фоне формирующегося чувства ответственности и выраженной в этом возрасте внушаемости.

от 11 до 16 лет — подростковый возраст — ответственный период в становлении мировоззрения, системы отношений, интересов, увлечений и социальной направленности. Существенное развитие претерпевает самооценка, которая неразрывно связана с чувством самоуважения, уверенностью в себе в контексте реальных межличностных отношений. Подросток, с одной стороны, стремится сохранить свою индивидуальность, быть собой, а с другой — быть вместе со всеми, принадлежать группе, соответствовать ее ценностям и нормам. Разрешить это противоречие не очень легко, и здесь есть несколько путей: от эгоцентризма и ухода в себя ценой потери контактов со сверстниками и дружбы с ними до слепого конформизма — некритического восприятия любых групповых предписаний, отказа от личной свободы и самостоятельности в мнениях и суждениях.

страхи подростков: страх быть не собой, страх изменения (появление менструаций у девочек или поллюций у мальчиков, увеличение или уменьшение массы тела, чрезмерно быстрый рост и болезненные преходящие ощущения в различных частях тела и т. д.), страхи нападения, пожара, стихии, страхи заболеть и замкнутого пространства – в основе – страх смерти.

Страхи у подростков — не столь редкое явление, но они обычно тщательно скрываются. Наличие устойчивых страхов в подростковом возрасте всегда свидетельствует о неуверенности в себе и отсутствии понимания со стороны взрослых, когда нет чувства безопасности и ощущение уверенности в ближайшем, социальном окружении.

Способы коррекции детских страхов:

Причины возникновения страхов в дошкольном возрасте:

1.истоки тревожности следует искать в раннем детстве; уже на втором году жизни она может возникнуть как результат неправильного воспитания.

2.наличие страхов и тревожности у родителей, главным образом у матери.

3.чрезмерная принципиальность родителей или их эмоциональное неприятие ребенка.

4.большое количество запретов со стороны родителя того же пола или полное предоставление свободы ребенку родителем другого пола, а также многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье.

5.конфликтные отношения между родителями в семье — очень часто ребенок чувствует вину за конфликты родителей или боится оказаться их причиной.

6.постоянно испытываемые матерью нервно-психические перегрузки вследствие вынужденной или преднамеренной подмены семейных ролей (прежде всего роли отца). Так, мальчики и девочки боятся чаще, если считают главной в семье мать, а не отца.

7.беспокойство у эмоционально чувствительных детей первых лет жизни возникает и вследствие стремления некоторых матерей как можно раньше выйти на работу, где сосредоточена основная часть их интересов. Эти матери испытывают постоянное внутреннее противоречие из-за борьбы мотивов. Они рано отдают детей в дошкольные детские учреждения, на попечение бабушек, дедушек, нянь и недостаточно учитывают их эмоциональные запросы.

8.на количество страхов оказывает влияние состав семьи. У девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста число страхов заметно выше в неполных семьях, что подчеркивает особую чувствительность этого возраста к разрыву отношений между родителями. Именно, в 5-7 лет дети в наибольшей степени стремятся идентифицировать себя с родителем того же пола. Наиболее подвержены страху единственные дети в семье как эпицентр родительских забот и тревог. Единственный ребенок находится, как правило, в более тесном эмоциональном контакте с родителями и легче перенимает их беспокойство.

9.возраст родителей: у молодых, эмоционально непосредственных и жизнерадостных родителей дети менее склонны к проявлениям беспокойства и тревоги; у «пожилых» родителей дети более беспокойны, что отражает преимущественно тревожность матери, поздно вышедшей замуж и долго не имевшей детей.

10.взаимоотношения со сверстниками — если детский коллектив и взрослые не принимают ребенка, обижают его, то малыш не хочет идти в детский сад, так как он боится.

11.психические травмы типа испуга.

12.психическое заражение страхами в процессе общения со сверстниками и взрослыми.

Таким образом, при работе со страхами детей необходим комплексный подход к решению данной проблемы, а самое главное — коррекция детско-родительских взаимоотношений в семье.

Тревожность и страхи у детей и подростков

Тревожность и страхи у детей и подростков

1. Авдеева стиля детско-родительских отношений на возникновение страхов у детей //Псих. наука и образование-2008.-№4.-С.35-46

2. «Триада риска» в онтогенезе //ВП.-2010.-№6.-С.24-32

3. Васильева факторы компьютерной тревожности // ВП.-2004.-№5.-С.56

4. Егорова культура и саморегуляция состояний тревожности //Псих. наука и образование.– 2007.-№3.-С.68-76

Читайте так же:  Это страшное слово - развод

5. Иванченко Г. Возрасты одиночества //Развитие личности.-2007.-№1.-С.55-80

6. Корсакова тревожности и продуктивности познавательной деятельности // Психология в вузе.-2010.-№4.-С.84-93

7. Костромитина Т. Лечение и обучение//Шк. психолог.-2009.-№19.-С.8-9

8. Кравцова М. Тревожные дети //Шк. психолог.- №19.-С.6

9. Кузнецов Д. Демобилизующая тревожность //Шк. психолог.- №2.-С.47-49

10. Кузнецова Н. Как снять предэкзаменационную тревожность //ВШ.– 2008.- №3.-С.47-50

[3]

11. Макшанцева и возможности ее снижения у детей, начинающих посещать детский сад //Псих. наука и образование.-1998.- №2.-С.39-47

12. Малкова динамика проявлений тревожности у школьников //ВП.- 2009.- №4.– С.24-31

13. Микляева тревожность: диагностика, профилактика, коррекция.-СПб.: Речь,2007.-248с.

14. Мирошников В. Как избавить школьника от тревожности при выборе профиля // Директор школы.– 2008.-№10.– С.37-39

15. Орлова механизмы возникновения и коррекции внушенных детских страхов //ВП.– 2011.- №3.-С.17-32

16. Плотко Е. Гештальт в работе с тревогой и тревожностью //Шк. Психолог.-2007.- №6.– С.26-28

17. Прихожан у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика.– Воронеж: МОДЭК,2000.-304с.

18. Прихожан А. Причины, профилактика и преодоление тревожности //Псих. наука и образование.– 1998.- №2.-С.11-17

19. Прихожан А. От тревожности к уверенности // Шк. психолог.– 2001.- №15.-С

20. Прихожан А. Тревожный ребенок: о причинах и следствиях ранимости //Первое сентября.-2007.- №4.-С.19

21. Разгоняева Е. Вулкан: сказкотерапевтическое занятие с элементами арт-терапии //Шк. Психолог.-2010.- №10.– С.24-26

22. Рудякова О. Маленький волшебник. Программа по развитию творческого мышления и профилактике школьной тревожности у младших школьников //Шк. Психолог.-2007.- №21.– С.18

23. Сакович Н. Маркеры беды. Сопровождение учащихся, находящихся в социально опасном положении// Шк. психолог.-2010.- №.12.– С.4-7

24. Сушкова Ф. Уровень тревожности школьников растет //Воспитание школьников.– 2006.- №9.-С.26-33

25. Стишенок И. Страус: игра с подростками и взрослыми //Шк. Психолог.-2010.- №21.-С.46-47

26. Ушакова Е. Как избавить ребенка от тревожности? //Директор школы.– 2006.- №7.-С.99-100

27. Хмельницкая О. Откуда берется школьная тревожность? //Шк. психолог.– 2005.-№20.– С.32

28. Ярославцева Л. Птица радости: психокоррекционные занятия с тревожными детьми младшего возраста //Шк. психолог.-2007.-№6.-С.20-25

1. Куличковская преодолеть свой страх? Развивающие сказки и игры для дошкольников и младших школьников.– Спб.: Речь, 2008.– 137с.

2. Мишина Е. Застенчивый ребенок. Как преодолеть страх общения.– Спб.: Питер, 2012.– 128с.: ил.

3. Пахомова А. Я ничего не боюсь! Как избавиться от страхов и начать жить свободно.– м.: ОЛМА-МЕДИА, 2011.– 256с.

4. Шишова помочь ребенку избавиться от страхов. Страхи—это серьезно.– Спб.: Речь, 2007.– 104с.- (Психология детства)

5. Авдеева стиля детско-родительских отношений на возникновение страхов у детей // Психологическая наука и образование.- 2008.- №4.- С.35

6. Башкирова Е. Прививка от страха // Школьный психолог.- 2011.- №1.- С.44

7. Об опыте педагогического сопровождения ресоализации детей // ВП.- 2010.- №9.- С. 55-57

8. Гаврилова, смерти в подростковом и юношеском возрасте [Текст] / // Вопросы психологии№: 6. — С63-71

9. Григорьева, Е. Страх страшнее опасности [Текст] / Е. Григорьева // Директор школы№: 9. — С. 70. — Опасность терроризма

10. Ибахаджиева -символы страхов старших дошкольников // Психологическая наука и образование.- 2009.- №2.- С.47

11. Кравцова, М. Сравнительный анализ моральных суждений младших школьников (1930 и 2000 г. г) [Текст] / М. Кравцова // Вопросы психологии№: 5. — С. 27.

12. Крушельницкая , О. Один дома, один в темноте. Страшно! [Текст] / О. Крушельницкая // Семья и школа№7. — С6-

13. Могучая Н. Страх смерти в работе психотерапевта //Журнал практического психолога.- 2008.- №1.- С.

14. Николаева Н. Коррекционная работа по преодолению детских страхов в консультативной практике // школьный психолог.- 2007.- №7.- С.10

15. Новикова, Л. «Я изменил в себе смелость» [Текст] / Л. Новикова // Школьный психолог№: 21. — С. 32-35

16. Нокс, Д. Страхи и фантазии: новые модели психических защит // Журнал практического психолога : научно-практический журналN 1. — С. 120-137

[1]

17. Орлов, механизмы возникновения и коррекции внушенных детских страхов // Вопросы психологииN 3. — С. 17-32

18. Орлова Л. Таблетки для храбрости // Школьный психолог№11.- С.21

19. Орлова, Л. Арт-Терапия в коррекции детских внушенных страхов // Школьный психологN 5. — С. 18-22

20. Пергаменщик оцепенение как разрыв непрерывности бытия // Журнал практического психолога.- 2009.- №1.- С.156

21. Погорелова, Г. Некоторые функциональные проявления экзаменационного страха [Текст] / Г. Погорелова // Alma mater№5. — С7-10

22. Погорелова, Г. Экзаменационный страх [Текст] / Г. Погорелова // Высшее образование в России№: 5. — С.125

23. Сакович Н. Маркеры беды. Сопровождение учащихся, находящихся в социально опасном положении // Школьный психолог.- 2010.- №12.- С.4-7

24. Соловьёва, переживания детей в начальной школе [Текст] / ёва // Вопросы психологии№: 3. — С.43

[3]

25. Сорокина В. Кто развеет детские страхи? // Директор школы.- 2007.- №10.- С.6

26. Стишенок И. Страус: игра с подростками и взрослыми // Школьный психолог.- 2010.- №21.- С.46

27. Файнштейн — страх оказаться отверженным // Директор школы.- 2008. -№10.- С.101

28. Хухлаева, О. Как «выключить» страх [Текст] / О. Хухлаева // Школьный психологN 10. — С. 8-10

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

29. Шапошников , детских страхов [Текст] / // Директор школы№: 9. — С. 101-104

Источники


  1. Банана, Ватсьяяна Кама с утра для игрушечных обезьянок / Ватсьяяна Банана. — М.: Питер, 2014. — 641 c.

  2. Лемайте, Кристина Как сделать карьеру, или Психология общения на работе / Кристина Лемайте. — М.: Научная книга, 2018. — 356 c.

  3. Ципоркина, И. Домашняя дипломатия, или Как установить отношения между родителями и детьми / И. Ципоркина, Е. Кабанова. — М.: АСТ-Пресс Книга, 2006. — 304 c.
Тревога и страхи у детей и подростков
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here