Трудности переходного возраста

Сегодня обсуждаем тему: трудности переходного возраста с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Трудности переходного возраста
консультация по теме

Подростковый возраст – период между детством и зрелостью. Подростки стремительно меняются в физиологическом плане, а такие физиологические изменения влекут за собой и психологические.

Вложение Размер
trudnosti_perekhodnogo_vozrasta.doc 31 КБ

Предварительный просмотр:

Трудности переходного возраста

Подростковый возраст – период между детством и зрелостью. Подростки стремительно меняются в физиологическом плане, а такие физиологические изменения влекут за собой и психологические.

Наступление подросткового «переходного» возраста всегда связано с одним из самых захватывающих, хотя порой и болезненных процессов – процессом познания самого себя.

Кто я? Чем отличаюсь от остальных? Каким видят меня другие? Что думают обо мне? Вдруг в какой-то момент подросток понимает, что, кроме мира внешнего, есть еще мир внутренний, глубокий, непознанный. В детстве все было понятно. Я (ребенок) – примерно как центр Вселенной. Мама и папа рядом со мной, и все мы будем жить вечно. А потом оказывается, что все очень неоднозначно в мире, и оценить его порой так сложно, что хочется все разделить на белое и черное; понять, что хорошо, а что плохо. В юности человек иначе смотрит на жизнь: дружба – навеки, любовь – до гроба, в жизни все надо попробовать. И девизом является лозунг «Кто не с нами – тот против нас».

В 14-16 лет подрастающий человек делает первые шаги на пути к самоутверждению. Нужно доказать в первую очередь себе и только потом другим, что «я уже не маленький, я все могу сам, не хуже любого взрослого». Подросток стремится найти свое место среди сверстников. А самый простой и доступный способ сделать это – вызывающая внешность и неадекватное поведение, таким образом подросток добивается, чтобы на него обратили внимание.

В подростковом возрасте человеческой психике присущ синдром одиночества, когда кажется, что тебя никто не понимает. Это переживание выражает Татьяна Ларина: «Вообрази – я здесь одна, меня никто не понимает». Взрослые говорят: «Это нелепо, глупо, смешно». Только подростку так не кажется. У него на все свой взгляд. Чувствительность и неудовлетворенность – главные особенности этого возраста. Подросток недоволен собой, своей семьей, школой и т.д. Подростки недовольны взрослыми в целом – «потому что они нас не понимают». Всякие авторитеты теряют в это время свое влияние, подросток начинает верить только себе, своему личному опыту. Моральное развитие обыкновенно принимает характер критического отношения к традициям, к правам и обычаям. В отношении к окружающим начинает часто сказываться неуважение, небрежность, заносчивость. Не следует забывать, что в это время просыпается сексуальное сознание, вносящее в душу неровность, беспокойство, внутреннее возбуждение.

Поэтому первое чувство – влюбленность (любовь) переживается очень остро и порой драматично. «Он бросил меня. Я знаю, что это была моя последняя любовь. Другого у меня не будет. И никто не может мне помочь». Да, здесь чувствуется и отчаяние, и боль, и безнадежность. Ничего нет, впереди – полная пустота. От того, что взрослые говорят о несерьезности этих переживаний, легче не становится. Близкие подруги и родители, стараясь утешить, обычно говорят: «Возьми себя в руки», «Он не стоит твоих переживаний», «У тебя будет миллион таких Сашек» и т.д.

В большинстве случаев такая ситуация характерна для девушек, но переживания юношей нисколько не слабее. И в этот период подростку как никогда необходимо внимание, тепло и забота близких ему людей. Немаловажна и психологическая установка у самого подростка. Вот совет одного психотерапевта: «Даже самая глубокая депрессия когда-то заканчивается. Надо просто жить – это лишь сегодняшний день, только сегодняшний. Все проходит, и ты постепенно оживаешь. И вот уже появляются первые думы, мечты о будущем».

Еще одна проблема, связанная с переходным возрастом, – это недовольство собой, своей внешностью. Подросток начинает находить недостатки и ненавидеть себя. Все это вскоре становится навязчивой идеей. Здесь также необходима чуткая, мудрая рука близкого человека (мамы, папы, бабушки и т.д.). Одному подростку не справиться со всеми этими трудностями, которые обусловлены психофизиологической перестройкой всего организма. И поэтому выход из сложившейся ситуации таков: подросткам следует помнить, что родители, пройдя определенную школу жизни, приобрели опыт и мудрость, которые накапливаются годами, и к опыту и мудрости следует прислушиваться. Ну, а родителям надо всегда быть рядом со своим ребенком и помогать преодолеть то состояние, которое прекрасно выразила Татьяна Ларина. И, конечно же, надо уважать интересы своих детей и мудро управлять их поведением.

Трудности «переходного» возраста

Ко мне обращаются многие родители детей-подростков с просьбой помочь «справиться» с их детьми, которые «отбились» от рук. Надеюсь, что эта информация поможет Вам найти взаимопонимание с ребенком и наладить испорченные отношения. Помните, что нет ничего невозможного и неудовлетворяющие Вас взаимоотношения можно поправить на любой стадии — если только действительно хотеть этого!

Немного физиологии. Подростковый возраст относят на период с 10-11 до 15-16 лет. Он связан с перестройкой организма ребенка — половым созреванием. В организме происходят гормональные изменения, что вызывает очень быстрое физическое и физиологическое развитие. В связи с этим, возникают трудности в работе внутренних органов, кровоснабжении головного мозга. Поэтому для подростков характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса, которые вызывают быструю смену физического состояния и настроения — от бодрости, радости, азарта до разбитости, печали и полной пассивности.

Переживая «гормональную бурю», подростки все время находятся в состоянии стресса. Эмоциональную нестабильность усиливает сексуальное возбуждение, сопровождающее процесс полового созревания. Резко вырастает интерес к своей внешности (формируется новый образ физического «Я»), остро переживаются все изъяны внешности (и действительные и мнимые). Это особо чувствительная зона, требующая от взрослых тактичности, понимания, теплых, доверительных отношений.

В подростковом возрасте последовательно появляются две особые формы самосознания – чувство взрослости и Я-концепция.

Чувство взрослости — это отношение подростка к себе как к взрослому, ощущение и осознание себя взрослым человеком (в 11-13 лет). Проявляется это чувство в желании, чтобы все — и взрослые и сверстники — относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому. Он претендует на равноправие в отношениях и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию. Чувство взрослости проявляется в стремлении к самостоятельности, в желании оградить некоторые стороны своей жизни от вмешательства родителей. Это касается вопросов внешности, отношений с ровесниками, своей территории, иногда учебы.

[1]

Вот, например, мнение одного подростка: «Да че родаки мной командуют, я же уже не маленький. А они взрослым меня не считают — пристают со всякими глупостями, обвиняют. То пришел домой поздно, то мусор не вынес… А я самостоятельный – захотел позже пришел домой, захотел — раньше. И друзей моих не любят, общаться не разрешают. А у меня с друзьями все в порядке — они клевые.»

Читайте так же:  Лабиринт проблем выход есть всегда!

Но на самом деле самостоятельность еще не сформировалась, подросток не всегда может ее использовать. Бывает так, что ухудшением поведения подросток вынуждает родителей снова осуществлять контроль над ним. Поэтому родителям необходимо помогать в становлении самостоятельности ребенка, отдавая ему обязанности и в то же время признавая его права (выбор одежды, время сна, прихода домой и т.п.).

Примерно к 15 годам после поисков себя, личной нестабильности у подростка формируется система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я». Это и есть «Я-концепция».

Подросток открывает для себя свой внутренний мир. Самоанализ, переходящий в самокопание, приводит к недовольству собой. Самооценка в подростковом возрасте оказывается низкой и неустойчивой. Подростки, изучая себя, думают, что и другие люди тоже постоянно наблюдают за ними, оценивают их (это явление называют «воображаемой аудиторией»). Поэтому подросток все время чувствует себя в центре внимания окружающих, что усиливает его ранимость.

Поддержать ослабевшее «Я» подростка родители могут любовью и безоценочным принятием, причем подросток готов слышать слова поддержки чуть ли не ежедневно – так уязвима его самооценка.

Важно, чтобы ребенок имел возможность не только получать любовь, но и отдавать ее близким (иначе у него возникает инфантильная, потребительская позиция).

С развитием самосознания связаны склонность к уединению, чувство одиночества, непонятности и тоски. Родителям необходимо создавать условия для самораскрытия ребенка, так как в общении со сверстниками потребность в самораскрытии не удовлетворяется должным образом. Поэтому взрослым нужно научиться просто слушать и понимать ребенка, а не поучать и осуждать.

Неуверенность подростка в себе внешне может выражаться в обидчивости, упрямстве, агрессивности.

Вот как описывает проблему одна мама: «Наша дочь всегда была доброй, доверчивой, открытой, заботливой, мягкой девочкой. И вдруг она стала недовольна всем и всеми. Ребенок изменился прямо на глазах – обиды, раздражение, грубости и даже агрессия. Самое обидное, что все эти чувства направлены на самых близких людей, которые любят ее и желают добра…».

Подросток обладает сильными, иногда слишком, потребностями в самостоятельности и в общении со сверстниками. Самостоятельность проявляется в основном в стремлении к свободе от влияния взрослых, освобождении от их опеки, контроля, а также в разнообразных увлечениях – не учебных занятиях.

Увлечения – сильные, часто сменяющие друг друга – характерны для подросткового возраста. Подросток как бы «примеряет» на себя различные занятия, роли, деятельность. Характер увлечений подростка тесно связан с интенсивным становлением в данном возрасте типа характера. Безусловно, подбор интересного занятия для подростка, организация части его свободного времени благодаря кружкам или секциям – один из наиболее действенных путей профилактики проблем, связанных с азартными играми, противоправным поведением, ранней алкоголизацией, токсикоманией и наркоманией.

Общение со сверстниками у подростков столь же эмоционально, что и увлечения. Общение пронизывает всю жизнь подростков, накладывая отпечаток и на учение, и на не учебные занятия, и на отношения с родителями. Наиболее содержательное и глубокое общение возможно при дружеских отношениях. Обычно подростки дружат с ровесниками того же пола, принадлежат к одной и той же среде. Но бывает дружба и с подростками противоположного своему характера. Объясняется это тем, что ребенок ищет в друге черты, которых ему самому не достает.

У детей в этом возрасте появляется много знакомых и, что еще более важно, образуются неформальные группы или компании по интересам, способам развлечения, занятиям. Но подростку недостаточно входить в любую группу, которая его принимает. Для него важно входить в группу, ценности которой он принимает, на чьи нормы поведения и оценки он ориентируется.

Отношения со взрослыми, прежде всего с родителями, — еще одна сфера отношений подростка. Влияние родителей уже ограничено, но его значение огромно! Мнение сверстников обычно наиболее важно в вопросах дружеских отношений с мальчиками и девочками, в вопросах развлечений, молодежной моды, музыки. Но ценностные ориентации подростка, понимание им социальных проблем, нравственные оценки событий и поступков зависят в первую очередь от позиции родителей.

Нуждаясь в родителях, их любви, заботе, в их мнении, подростки в то же время испытывают сильное желание быть самостоятельными, равными с ними в правах. То, как сложатся отношения в этот трудный для обеих сторон период, зависит главным образом от стиля воспитания и возможностей родителей перестроиться – принять чувство взрослости своего ребенка.

Наиболее распространенные стили семейного воспитания – демократичный, авторитарный, гипоопека, гиперопека.

[3]

Демократичные родители ценят в поведении подростка и самостоятельность и дисциплинированность. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях его жизни; не ущемляя его прав, одновременно требуют выполнения обязанностей. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе, обычно не раздражает подростка. Формирование взрослости при таких отношениях происходит без особых переживаний и конфликтов.

Авторитарные родители требуют от подростка беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих запретов и указаний. Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это делать и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, и их общение с родителями нарушается. Часть подростков идет на конфликт. Но чаще дети авторитарных родителей приспосабливаются к стилю семейных отношений и становятся неуверенными в себе, несамостоятельными, менее нравственно зрелыми, чем их сверстники.

Встречается и стиль воспитания «по типу Золушки» — когда высокая требовательность и контроль сочетаются с эмоционально холодным, отвергающим отношением к подростку. Здесь неизбежна полная потеря контакта.

Еще более тяжелый случай – равнодушные и жестокие родители. Дети из таких семей редко относятся к людям с доверием, у них трудности в общении, часто они сами жестоки, хотя имеют сильную потребность в любви. По имеющимся данным, большинство малолетних преступников и юных бродяг, периодически сбегающих из дома, пережили жестокое обращение в семье.

Читайте так же:  Кому нужна моя опухоль

Сочетание безразличного родительского отношения с отсутствием контроля – гипоопека – тоже неблагоприятный вариант семейных отношений. Подросткам позволяется делать все, что им вздумается, их делами никто не интересуется. Такая вседозволенность как бы снимает с родителей ответственность за последствия поступков детей. А подростки, как бы они иногда ни бунтовали, нуждаются в родителях, как в опоре, они должны видеть образец взрослого, ответственного поведения, на который можно было бы ориентироваться.

Гиперопека – это излишняя забота о подростке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, — приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками. Отношения, складывающиеся по типу «жить за ребенка», излишняя близость становятся тормозом на пути личностного роста.

Необходимо упомянуть и о родителях у которых слишком высокие ожидания, оправдать которые подросток не в состоянии. Типичные ситуации: от ребенка требуют блестящих успехов в школе или проявления каких-то талантов; или посвятить матери, для которой он единственный близкий человек, все свободное время; или пойти по пути отца-неудачника и реализовать его мечты 20-летней давности и т.п. С такими родителями обычно утрачивается духовная близость. Подросток хочет сам решать, что ему нужно, и бунтует, отвергая чуждые ему требования. Если же при этом ему навязываются повышенная моральная ответственность, может развиться невроз!

Любое противоречивое воспитание плохо сказывается на семейных отношениях. Например, когда от него ожидается то детское послушание, то взрослая самостоятельность. Отсутствие понимания и эмоционального тепла в семье приводит подростка в группы сверстников, где он находит необходимые ему отношения.

Подростковый кризис не всегда протекает в форме «кризиса независимости». Иногда подростки предпочитают не ввязываться в борьбу за свою личностную автономию, которая может закончиться не в их пользу. Они выбирают сохранение прежней системы отношений с родителями, которая дает им эмоциональное благополучие и чувство защищенности. Эту форму кризиса определяют как «кризис зависимости», для которого характерен выбор (часто неосознанный) самоопределения по типу «Я ребёнок и хочу оставаться им». Родители обычно воспринимают такой вариант взросления положительно, радуясь тому, что им удалось сохранить благоприятные отношения с ребёнком. Однако для личностного развития подростка это неблагоприятный вариант, результатом которого является затяжная инфантильная позиция «ребёнка», сохраняющаяся не только в период молодости, но даже в зрелом возрасте.

Выбор зависимой по отношению к родителям позиции может определяться внутренними и внешними причинами. К внутренним причинам можно отнести такие личностные особенности подростка, как тревожность, неуверенность в себе. Такой подросток будет избегать ситуаций с неопределёнными последствиями (в том числе конфронтации с родителями), поскольку у него нет уверенности в том, что он сможет добиться своего. Внешней причиной может быть сложившийся в семье стиль взаимодействия родителей с ребёнком. Авторитарный родитель может заставить подростка смириться со своим подчинённым положением, что приведёт к неизбежному искажению его личностного развития.

Ещё одним следствием сглаженного бесконфликтного протекания подросткового кризиса может быть его смещение во времени. Протекание кризиса независимости в 17-18 лет обычно бывает более бурным и осложняется необходимостью решения возрастных задач, свойственных периоду ранней юности.

Потребность быть собой – это стремление к совершенствованию своего «я», к самопознанию и самораскрытию. Не случайно, именно в этот период подростки начинают интересоваться психологией, философией, оккультизмом. Происходит становление личности. Подросток переосмысливает старые родительские нормы. То, что раньше воспринималось как истина, подвергается проверке, причем, не только на теоретическом уровне. Подросток экспериментирует, пробует «на вкус» жизнь, которая открывается для него с новой, неизученной стороны.

Вы можете получить консультацию Раисы Толочко здесь: вопросы и ответы психолога

Какие проблемы для подросткового возраста являются основными: причины и пути преодоления?

Психологические проблемы и трудные искания сопутствуют жизни ребёнка в переходный период во взрослую жизнь. Родителям они доказывают свою независимость, со сверстниками выстраивают отношения, вырабатывая новые для себя этические и социальные принципы, познавая мир с ранее неизвестных сторон. С чувством изменённого самосознания приходит индивидуальная и коллективная ответственность, и это сопряжено со многими осложнениями.

Основные проблемы подросткового возраста связаны со взаимоотношениями с родителями и со сверстниками.

Причины возникающих проблем

Ошибки воспитания детей одна из самых распространённых психологических причин, которые нельзя назвать болезнями в общепринятом смысле, но они сродни им. Часто они приходят помимо воли ребёнка, и когда ему больше всего хочет понимания и поддержки, вместо них получает осуждение и давление.

Подростковый возраст начинается в 11-12 лет

Модель поведения ребёнка в этом возрасте зависит от типа его характера, общества, которое его окружает, образа жизни, материального достатка, состава семьи и многих других

Подросток обращает внимание на те ценности, которые помогают ему определиться и сформировать собственное отношение к окружающему миру. Хорошо, если он удовлетворён настоящим и при этом устремлён в будущее. Но так происходит не всегда.

Легче всего ему удаётся общаться со сверстниками, а если это не так, ребёнок остаётся глубоко травмирован. Он хочет знакомится, нравиться, делить интересы и нормы симпатичной для него группы, сохранять свою самостоятельность и индивидуальность, без страха выражать свои чувства и высказывать своё мнение. Как можно быстрей подросток стремится стать взрослым, ему важно, чтобы все это поняли. Примером для подражания является активный и успешный человек, нацеленный на достижения. Подросток мечтает и фантазирует, придумывает свои законы и осуждает поведение окружающих его взрослых людей.

Причины неадекватности и страхов

Подростковому возрасту свойственна психологическая противоречивость. Часто они не могут сформулировать, чего на самом деле хотят. В одном человеке может уживаться застенчивость и агрессивность, он тяготеет к крайностям, Сталкиваясь с опасностями, подросток преодолевает трудности и при успешном их прохождении накапливает новый опыт. С развитием осознания он лучше понимает других и постепенно приобретает опору для дальнейшего роста.

Противоречивость подростков — одна из причин конфликтности

В этом возрасте подросток в полной мере начинает понимать категории прошлого и будущего, он открывает, что бытие конечно, и это вызывает у него беспокойство страх. Только осознание своей самостоятельности и индивидуальности внушает ему уверенность. В это время ему важно найти понимание, возможность примирить собственные чувства с настроением окружающих и приспособиться к устоявшимся нормам.

Особенно опасно, когда между ощущением своего идеального «Я» и тем, что есть на самом деле, определяется большая разница.

Читайте так же:  О важных правилах прохождения собеседования

Что влияет на подростков

По этой причине появляются проблемы раннего подросткового возраста и аномального поведения в обществе. Психологи объясняют такую ситуацию отсутствием позитивного отношения к себе, обязательными составляющего которого являются:

  • положительное отношение к другим людям;
  • уверенность в своих силах;
  • чувство собственной значимости как результат общения и деятельности.

В противном случае после ошибок в общении подросток заявляется, что он никому не нужен, его не понимают и не любят.

В этом возрасте у человека вместе с психическим взрослением происходит глобальная перестройка физиологического состояния. У него повышено внимание к своему телу, его заботят и тревожат замечания других людей. Он склонен преувеличивать даже незначительные недостатки своей внешности от признанных норм. Любое мнение со стороны окружающих является частью его представления о себе, будь то комплимент или критика.

Самооценка и её влияние на поведение

Конфликты часто связаны с отношением к подростку взрослых людей, чьё мнение влияет на его самооценку. Неловкое, неадекватное и оскорбительное отношение вызывает агрессивное или депрессивное поведение подростка, и которые в некоторых случаях переходят в хронические неврозы.

На формирование самооценки влияют чувство принадлежности к определённой социальной группе и осознание собственной значимости. Принадлежность — это всегда защищённость. Это важное чувство возникает с младенческого возраста, и в период взросления проверяется на прочность, перестраиваясь. Чувство собственной значимости укрепляет одобрение со стороны окружающих и компетентность в какой-либо области деятельности.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Самооценка подростков — как формируется по-разному

Низкая самооценка может быть результатом перенесённого насилия, неправильной психологической установки, зависимой от мнения других людей, и равнодушия близких. Родителям и педагогам важно знать о её значении для подростка и о последствиях её нарушения. Ребёнку весь мир может казаться враждебным социальные проявления, он всё воспринимает как угрозу своей безопасности, жизнь предстаёт в чёрном цвете, которые он не пытается исправить. Он не умеет выстраивать отношения, стесняется своего внешнего вида и склонен к осуждению других.

Адекватная самооценка делает человека доверчивым и доброжелательным к миру. Трудности для него — это возможность роста. Он уверен, что ни будь его, мир станет хуже.

Формирование самооценки — длительный процесс, в деле её становления учавствуют и родители, и педагоги.

Раздражительность и вспыльчивость

Подростки стремятся измениться, но совершать поступки, свойственные взрослым, в силу своего несовершеннолетия не могут. Секс — самое доступное средство для самоутверждения, всё остальное пока закрыто, и подростки чувствуют себя обделёнными. Бессознательно они ощущают несправедливость и готовы к вспышке гнева в любой момент. Другая причина вспыльчивости — изменения гормонального фона организма, состояние которого можно сравнить с предменструальным синдромом.

Практически все подростки очень раздражительны

Отчуждённость и необщительность

Состояния, которые связаны с конфликтом ребёнка и общества. Оценку себя и своего поведения со стороны других он воспринимает как бесспорную характеристику, не учитывая, что его сверстники или взрослые из его окружения могут быть необъективными или безжалостными. Ребёнок чувствует себя изгоем и, не ощущая поддержки, постоянно находит подтверждения. Это заставляет ребёнка прятаться и искать защиты, чтобы не получить очередную психологическую травму.

Отчуждение подростков проявляется в игнорировании взрослых

Оценку, навязанную со стороны сверстников, педагогов и родителей, в этом возрасте чрезвычайно трудно изменить.

Конформизм

Приспособленчество и беспринципность заставляет подростка быть таким, как принято в его группе или его окружении. Наглядным проявлением конформизма является стремление быть модным. В атмосфере распространения рекламы эта черта является очень часто встречающейся.

У подростков конформизм принимает гипертрофированное содержание, порой он боится быть не таким как все и отстать от правил группы, к которой принадлежит. Такое настроение делает ребёнка зависимы от сверстников, а на расстоянии от них чувствует себя неуютно. Приспосабливаясь, подросток может делать то, что является вредным и противозаконным.

Конформизм подростков формируется под влиянием окружения

Чтобы этого не произошло, важно для ребёнка уметь сказать «нет» тому, что ему повредит. Для этого нужны мужество и уверенность. Он должен знать, что умение сказать «нет» это круто и достойно уважения. Тот, кто умеет отстаивать свою позицию, чаще всего является лидером. Стоит подростку отказать хотя бы один раз, у него растёт уверенность в своих силах.

Наркотики и наркомания

О вреде наркотиков и пагубных последствиях употребления знают все, однако, проблема остаётся. Часто виной этому — конформизм. Ребёнку трудно отказаться, если этим занимаются все, кого он считает своими друзьями. Ему кажется, что, отказавшись, его будут считать чужим. Ради уверенности и стабильности своего положения в группе сначала подросток пробует наркотики и после этого не может остановиться.

Протест подростков выливается в осуществлении запрещенных действий

Наркозависимость в этом возрасте особенно опасна потому, что часть мозга, определяющая креативную направленность деятельности, недостаточно сформирована. Наркотики останавливают его развития и реанимировать способность к творчеству впоследствии без медикаментозных средств крайне трудно.

В подростковом возрасте ребёнок пересматривает свою шкалу ценностей принимает те, которые помогают ему войти в новый этап жизни. В идеале со временем ребёнок социализируется, его цели становятся более осознанными и направленными на всеобщую пользу.

Переходный возраст у девочек: как вести себя родителям

Переходный возраст – довольно сложный период. У подростка появляются изменения как в физическом, так и эмоциональном плане, а вместе с этим появляются и новые проблемы.

О том, что может беспокоить девочку-подростка в ее переходном возрасте и как правильно вести себя родителям девочки, поговорим в этой статье.

Период переходного возраста у девочек

Четкого возрастного обозначения наступления переходного периода у девочек нет. В сущности же, переходным периодом можно считать любые изменения в жизнедеятельности ребенка: момент рождения, 1, 3 года, 7 лет, период полового созревания (11-13 лет) и наступление юности (16-17 лет). Но наиболее серьезным и опасным из них является пубертатный период или период полового созревания.

Считается, что в возрастном диапазоне он припадает в среднем на 11-13 лет, но бывают и исключения, когда изменения происходят с девочкой и в 9-10 лет, и даже в 15-16.

Значение переходного периода у девочек, связанного с половым созреванием, огромно. В это время организм готовится к новым физиологическим и психологическим изменениям, девочка учится самостоятельности, приобретает индивидуальность, пытается обучиться умению выстраивать психо-личностные отношения со сверстниками, учителями, старшими людьми.

Читайте так же:  Формирование самооценки у спортсменов через гармоничное развитие личности

У нее появляются свои взгляды на какие-то вещи, становится более развитым мышление, логика. Девочка становится взрослой.

Для родителей переходный возраст их ребенка тоже очень важный и по-своему тяжелый этап. Для них важно подобрать такие ключи к своему ребенку, чтобы не нарушить психоэмоциональное состояние дочери, не показаться навязчивым, но в то же время постараться остаться лучшим другом. В переходном возрасте дети становятся очень чувствительными, легко отличают фальш, чувствуют, когда с ним не откровенны.

Признаки переходного возраста

Начало переходного периода связано с наступлением изменений во всем организме и прежде всего с изменением гормонального фона девочки. Начинают усиленно работать и продуцировать гормоны гипофиз и щитовидная железа, что влечет за собой ряд изменений в физиологическом и эмоциональном плане. К физиологическим изменениям относят следующие признаки.

  • Фигура становится более округлой за счет появления в области бедер жировой ткани.
  • Начинают формироваться молочные железы.
  • В области подмышечных впадин и на лобке появляются волоски.
  • Отмечаются изменения кожи, появляются прыщи и акне.
  • Волосы становятся более жирными.
  • Появляются менструации.

В эмоциональном плане девочка также испытает ряд изменений, связанных с гормональным дисбалансом. У нее часто меняется настроение, отношение к самой себе, появляется желание выделиться из общей массы сверстников любой ценой. Девочки становятся грубыми, дерзкими, порой даже хамовитыми и агрессивными.

Упрямство и максимализм также относятся к признакам переходного возраста. Часто, терзаясь от депрессивных настроений, девочка начинает отдаляться от родных, испытывать желание примкнуть к какой-нибудь странной компании, секте или субкультуре.

Бывает наоборот, девочка начинает активно интересоваться модой, косметическими новинками и как строить отношения с противоположным полом. Все эти изменения ошарашивают родителей.

Психологические проблемы девочек в переходном возрасте

Очень многие психологические проблемы таковыми не являются, а рождаются вследствие наличия физиологических проблем.

Если девочка не довольна своей внешностью, то она будет испытывать дискомфорт в общении со сверстниками, с противоположным полом, у нее будут формироваться комплексы и прочее. Но если физиологическую проблемы попытаться устранить (подобрать прическу, имидж и прочее), то и с психикой проблемы постепенно устранятся.

Психологи рекомендуют 4 основных пути для решения психологических проблем у девочек в переходном периоде. Рассмотрим каждый из них более подробно.

Особенности воспитания девочки в переходном возрасте

Очень важно, чтобы в мир женственности девочку вводила мама, но не менее важна в этот период поддержка отца. Поддержка должна быть адекватной, не критика, не отстранение (как часто у нас бывает, когда отцы пугаются взрослеющих дочерей) или чрезмерная опека и забота, возникающая из-за страха, что дочь выберет не тот путь, к которому готовили ее родные, а именно понимание и терпение со стороны отца.

[3]

Папа – это первый любящий мужчина в жизни девочки. От того, как складываются отношения отца и дочери, зависит и то, как будут складываться у девочки отношения с противоположным полом в будущем.

Изменения во внешности

Наиболее ярким признаком переходного возраста являются изменения во внешности девочки. Ей самой очень сложно привыкнуть к тому, что ее тело становится другим.

Мозг ребенка еще не осознает, что тело изменилось, отсюда появляется некоторая угловатость, что очень смущает девочку. Очень важно, чтобы родители могли относиться к дочери в этот период снисходительно, спокойно наблюдать за теми изменениями, которые происходят в ней.

Постарайтесь объяснить дочери, что происходит с ней в данный момент. Очень хорошо будет, если объяснения будут подкреплены примерами из собственной жизни, про то, как сама мама или папа переживали этот период.

Сексуальность и готовность к сексуальной жизни

Вместе с изменившимися пропорциями тела, девочка может обнаружить какие-то сексуальные импульсы, интерес к себе и противоположному полу. Часто тема о сексуальности с подрастающим ребенком является очень сложной для родителей. Не зная, как поговорить об «этом», родители начинают острее контролировать дочь, ограничивать в общении с мальчиками, чтобы не допустить с ее стороны какого-либо необдуманного шага.

Ребенок не понимает, почему родители начинают ужесточать рамки, считая, что таким образом родители показывают свой авторитет, свою власть над дочкой и прочее. Зачастую родителям действительно очень трудно подобрать нужные слова, чтобы открыто разговаривать на тему сексуальности.

Объясните ребенку, что сексуальные отношения – это не пропуск во взрослый мир. Очень важно, чтобы они строились на взаимном уважении, согласии, доверии. Нужно объяснить девочке, что торопиться скорее войти с этот мир не стоит. Она должны понимать, что если она не готова для такого рода отношений, то всегда может отказаться от них, и это не будет признаком «не взрослости», скорее, напротив.

Изменения в мышлении девочки

Мышление девочки в переходном возрасте устроено таким образом, что она не может видеть того, что одно и то же событие происходит амбивалентно.

На самом деле подросток мыслит абсолютами: то что происходит либо однозначно плохо, либо однозначно хорошо. Понятия «золотой середины» для нее в этом возрасте отсутствует. Из-за этого у девочки могут случаться резкие перепады настроения, она может чересчур рьяно отстаивать свои права.

Задача родителей – мягко указывать на этот оттенок серого между белым и черным. Очень важно помогать дочери справляться с ее категоричностью, объяснять, что любое событие может иметь как негативные стороны, так и позитивные. Это помогает ребенку взрослеть.

Изменения в отношениях с родителями

Подростковый возраст часто называют трудным. Так как в этот период отношения ребенка и родителей становятся мягко говоря сложными. Ребенок начинает понимать, что он уже не тот малыш, но и то, что он еще не до конца взрослый – он тоже пока не понимает. Иными словами, подросток требует больше прав, но как это реализовать от не знает. И сами родители не всегда понимают, как признать взрослость дочери, но при этом не превратит эти отношения во вседозволенность.

Важно показывать своему ребенку, что взрослость – это не только безграничные возможности или увеличение прав. За каждым толики свободы следует и увеличение ответственности. Подрастающая девочка требует автономности, хочет изучать этот мир самостоятельно, но в тоже время ей страшно делать выбор самостоятельно.

Важно суметь выдерживать баланс: если мы даем ребенку в чем-то больше свободы, то и требовать должны большей ответственности с него. Если разрешать в чем-то принимать решение или делать выбор, то и вся ответственность за этот выбор должна быть на ребенке. Только так ребенок учится взрослеть, понимая, что свобода и ответственность являются взаимодополняющими составляющими.

Читайте так же:  Незрелое поколение или что-то ещё

Переходный возраст: советы родителям

Прежде всего родителям следует запастись терпением и спокойствием. Чтобы не утратить с дочерью эмоциональной связи, которая в переходном возрасте становится слишком хрупкой, ни при каких обстоятельствах нельзя решать проблемы криком и скандалами. Любую проблему, какой бы неразрешимой она не казалась на первый взгляд, следует решать только диалогом с ребенком.

Старайтесь быть в курсе всего того, чем «дышит» дочь, что происходит в ее жизни. Если девочка перестала доверять маме свои секреты, можно выуживать нужную информацию методом ненавязчивого наблюдения. Это предостережет девочку от дурных компаний и поступков.

[2]

Не зависимо от того, насколько загружен день взрослого, важно находит время на общение с дочерью, на совместные прогулки, поездки.

Не критикуйте девочку, постарайтесь вернуться назад в свой такой же возраст и понять, как она мыслит, чего ждет от вас. Ну а если и критикуете в чем-то, то делайте это ненавязчиво, но обоснованно, приводите примеры, словом, не будьте нравоучителем.

В случае, если девочка не следит за внешним видом, или носит вызывающую или нелепую одежду, купите несколько модных журналов, оставьте их на видном месте. Дочь обязательно заинтересуется ими и пересмотрит свой гардероб.

Часто в переходном возрасте подростки ставятся грубыми, хамят родителям. Конечно, такое поведение своего ребенка крайне неприятно для родителей, но постарайтесь не отвечать грубостью на грубость.

Промолчите, дайте понять девочке, что своими словами она обидела вас, так она скорее осознает, что была не права и раскается.

За плохие поступки и поведение наказывайте не физически, а морально, например, запретите смотреть телевизор, играть на компьютере и прочее.

В любом случае, не забывайте показывать взрослеющей дочери, что вы ее любите, понимаете ее переживания и всегда готовы подставить плечо.

Проблемы переходного возраста

Проблемы переходного возраста затрагивают как самих подростков, так и их родителей. С такой проблемой столкнулся чуть ли не каждый человек на планете. При достижении возраста 11-12 лет и до 16-17 лет с организмом и внутренним миром ребенка происходят большие изменения. Вступление во взрослую жизнь сложно пережить, поэтому дети во многих случаях становятся взбалмошными и непослушными, от этого страдает их окружение и в первую очередь родители.

Внешние изменения

Подростки начинают замечать не очень приятные изменения во внешности, такие как неприятные высыпания на теле, повышенная потливость, сонливость, увеличение растительности на теле. Меняются манеры и походка. В сфере таких неблагоприятных изменений, конфликт принимает другую сторону, которая отражается в духовном поведении ребенка.

Внутренние изменения

Половое созревание подростки воспринимают как что-то неотъемлемо новое, им хочется пробовать всё, что было запрещено раньше. На фоне всего этого возникают конфликты с родителями, дети отказываются их слушать, пытаются своевольничать и упрямится. Проблемы с учебой, друзьями — все это асоциализирует подростка и со временем он начинает гневаться на весь мир, что может вызвать огромные проблемы в будущем. Дети часто становятся жестокими и думают что их никто не понимает, хотя даже не осознают, что в их ненависти ко всему окружающему виноваты всплеск гормонов и неосознанных эмоций.

Дети быстрее пытаются повзрослеть и казаться взрослыми, начинают пользоваться необдуманной самостоятельностью, подвергая себя большой опасности.

Подросток чаще всего не имеет понятия кто он на самом деле, он уже не ребенок, но еще пока что не взрослый. Он хочет быть взрослым, но не понимает всей ответственности, которая может его постичь. Непонимание всего этого и является главной причиной отторжения окружающего мира.

Причины агрессии со стороны подростка

Самые близкие люди которые могут помочь ребенку шагнуть в мир взрослых — родители. Внимание со стороны родных так же влияет на построение личности подростка. Родители должны стать самыми лучшими друзьями для своего ребенка, проводить с ним больше времени, в чем то уступать. Ребенок должен понять что он кому-то нужен и что он под защитой своих родителей, которые понимают и заботятся о нем. Без их поддержки и внимания, дети обычно становятся замкнутыми в себе и неразговорчивыми, из всего этого возникает ряд проблем, которые несут за собой наиболее худшие последствия.

Так же со стороны учителей бывает проявлена относительная жестокость к своим ученикам. Униженные ученики начинают проявлять ненависть к взрослым людям, считая что все они желают только плохого.

Главное что может пагубно повлиять на подростка — сверстники, школьные друзья и те, кто постарше. Все они могут научить ребенка плохим привычкам и опасным увлечениям. А так же они бывают достаточно жестоки по отношению друг к другу, и тот кто слабее, по каким либо причинам, начинает испытывать неуверенность в себе и замкнутость. Поэтому ребенка стоит, по возможности, ограждать от плохих компаний и таких несуразных друзей. Такие же наставления родители говорили детям на протяжении многих поколений.

Решение проблемы переходного возраста

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

В основном пути решения проблемы переходного возраста просты — родителям нужно больше проводить время со своим ребенком, уделять ему больше внимания, относится с доверием и пониманием. На запущенном уровне конфликта стоит прибегнуть к помощи специалиста — психолога. Проблема переходного возраста может закончится сама с достижением возраста 16-17 лет, но лучше с самого начала позаботится и своем ребенке, ведь от этого зависит его будущее.

Источники


  1. Юрчук, В. В. Женское искусство околдовывать, соблазнять и обирать мужчин / В.В. Юрчук. — М.: Современное слово, 2008. — 480 c.

  2. Панфилова, М. А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей / М.А. Панфилова. — М.: Гном, 2016. — 160 c.

  3. Одергон, Арлин Отель Война. Психологическая динамика вооруженных конфликтов / Арлин Одергон. — М.: Энигма, 2008. — 512 c.
Трудности переходного возраста
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here