Учимся мыслить безоценочно

Сегодня обсуждаем тему: учимся мыслить безоценочно с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Чувствовать момент: три упражнения для развития осознанности

Три специалиста предлагают упражнения, которые позволяют присутствовать в настоящем моменте и снизить уровень стресса.

Упражнение 1: «Заземлиться в своих ощущениях»

Жан-Жерар Блош, врач-ревматолог

«Вне зависимости от того, стоите вы или сидите и где вы находитесь — в очереди, в метро или автобусе или в офисе, — направьте все ваше внимание на подошвы ног: какие их области соприкасаются с полом? Что вы чувствуете? Сильное давление или слабое? Не нужно давать этому оценку, нужно просто чувствовать. Если выполнять это упражнение каждый день в течение 20–30 секунд, постепенно увеличивая время, оно быстро успокаивает, а также облегчает возвращение к своим ощущениям и заземление в реальности, в то время как мысли, наоборот, уводят нас от этого».

Упражнение 2: «Увидеть как в первый раз»

Ясмин Льенар, психотерапевт

«Посмотрите на все, что находится вокруг вас, так, будто вы только что прилетели на Землю. Без названий, без оценок. Рассмотрите цвета, материал, линии, изгибы, рельеф, отражение света, как вы это делали бы на выставке современного искусства, где всему есть место. Каждый раз, когда вас посещает навязчивая мысль или оценочное суждение, позвольте им уйти и вернитесь к визуальному восприятию, тренируясь разглядывать все до мельчайших деталей: пылинка на полу, нитка из одежды, кончик волоска.
Это упражнение прерывает мысленные ассоциации и немедленно возвращает нас в текущий момент. Оно также позволяет нашему сознанию выйти из его привычного режима. Ведь обычно сознание постоянно дает оценки окружающему, а эта тенденция к оценочности, категоризации, сравнению, предпочтению и отрицанию лежит в основе многих наших проблем. Медитация помогает выйти из этого образа жизни и развить открытое сознание».

Упражнение 3: «Справиться с болезненными эмоциями»

Элен Филипп, клинический психолог

Это упражнение выполняется в четыре этапа.

Этап 1 — Признайте наличие сильной эмоции. Дайте себе время, чтобы почувствовать то, что с вами происходит: каковы ваши телесные ощущения? Где они расположены? В животе, в горле, в груди.
Этап 2 — Примите эту эмоцию. Не пытайтесь ни отрицать ее, ни бороться против нее: дайте ей охватить вас, будьте с ней, назовите ее.
Этап 3 — Изучите эту эмоцию. Какие мысли возникают вместе с ней? Какие еще ощущения? Узнаете ли вы их? Привычны ли они для вас? Цель этого — глубже проникнуть в эмоцию, направить все ваше осознанное внимание на физический и ментальный опыт, который она вам предлагает, но анализировать без усилий, просто чувствуя ее и отмечая ощущения.
Этап 4 — Не определяйте эмоцию. Предыдущие этапы позволяют осознать свои эмоциональные привычки и то, как мы замыкаемся в неприятных эмоциях из-за постоянно повторяющихся мыслей. Чтобы продолжить отдаляться от эмоции и лишить ее «идентичности», постепенно расширяйте сознание, обращая ясное и осознанное внимание не только на те зоны, где проявляется эта эмоция, но и на тело в целом, а потом, постепенно, на ваше окружение, на звуки, на пейзаж. Это упражнение поможет найти другие способы выразить себя, например, высказать свое несогласие или разочарованность, а не пережевывать, бесконечно ходя по кругу».

Стив Джобс: шесть упражнений для тренировки мозга

Гениальный креативщик, гуру в мире IT-технологий, человек, изменивший мир, на протяжении многих лет практиковал медитацию осознанности. Она помогала ему снимать стресс, прояснять ум и развивать креативность.

5 признаков эмоционально нестабильного мужчины, который разобьет вам сердце

Многие из нас склонны привязываться к тем, кто вызывает сочувствие. Но стоит ли связывать свою жизнь с человеком, который сейчас просто не способен создать здоровые и крепкие отношения?

Почему оценочное мышление является полезным?

Часто можно услышать советы типа: «избегайте оценочного мышления», «учитесь смотреть на всё нейтрально», «не поддавайтесь субъективным оценкам» и так далее. Существует мнение, что оценивать что-либо — это плохо. Что ничего никак не оценивать — это самый здравый подход. Но это совершенно не так. Оценочное мышление не плохо — надо просто уметь им пользоваться.

Начать следует с того, что «безоценочного» мышления попросту не существует. Вся наша психика построена на оценках. Потому что главная задача нашей психики — помочь нам выживать и улучшать свою (и порой чужую) жизнь. А это невозможно делать, если не уметь разделять всё на свете на хорошее и плохое.

Если бы мы ничего никак не оценивали, то мы бы не видели разницы между тем, чтобы засунуть вилку в розетку, и тем, чтобы засунуть туда свои пальцы. Мы бы просто умерли, если бы не могли понять, что первое — хорошо, а второе — плохо. Но мы умеем это понять, и потому живы и пользуемся розетками (и другими вещами) по назначению.

Вся наша жизнь пронизана оценками. Мы всегда к чему-то стремимся и чего-то избегаем. Нет ни одного человека, который вёл бы себя иначе. Для каждого человека есть какие-то вещи, которые он считает хорошими, и какие-то вещи, которые он считает плохими.

Однако же с оценками действительно могут возникать проблемы. Но они заключаются вовсе не в том, что мы в принципе пользуемся оценками. Они заключаются в том, что мы пользуемся неадекватными оценками.

Что значит «неадекватными»? Например, опоздав на 15 минут на работу, можно считать, что это нехорошо, может вызвать проблемы и следует впредь стараться не допускать такой ошибки. Однако если вы при этом будете думать: «Опоздание — это самое ужасное, что может быть, я опозорен, меня уволят, я никогда больше не смогу устроиться на работу и умру с голоду!» — это явно неадекватная оценка. Она преувеличенно ужасная и приведёт вас к истерике, депрессии и прочему неадекватному поведению.

Или же, напротив, если вы будете верить в то, что игра в азартные игры обязательно принесёт вам огромные выигрыши, то вы впадёте в эйфорию и, как следствие, в игроманию. И, разумеется, разоритесь.

То есть неадекватные оценки — это когда мы оцениваем что-то чрезмерно плохо или чрезмерно хорошо. Когда мы не пытаемся разобраться — что именно конкретно нам следует считать хорошим и плохим. Когда наши оценки становятся недостаточно точными.

Именно в такие моменты и возникает ошибочная идея того, что вообще ничего не надо оценивать. Ошибочная, потому что это, повторюсь, в принципе невозможно. Если мы перестанем что-либо оценивать, мы потеряем всяческие ориентиры в жизни и не сможем вообще ничем заниматься.

Читайте так же:  Дело не в силе воли

Зато если мы будем учиться адекватному оцениванию, то, напротив, мы сможем заниматься много чем, причём успешно и сохраняя адекватные эмоции. Потому что, когда мы тщательно размышляем над тем, что именно является хорошим, что именно является плохим и насколько конкретно оно хорошее или плохое, у нас не будут возникать проблемы с тем, чтобы понять, что именно нам делать.

Вот это хорошее — значит, мы это делаем. Вот это плохое — значит, мы это не делаем. Самое главное — уметь очень точно отличать одно от другого, чтобы не принять хорошее за плохое и наоборот. И, адекватно оценивая свои успехи и неудачи, можно реагировать на них достаточно здраво, не впадая ни в депрессию, ни в эйфорию.

Поэтому не отрицайте оценочное мышление, а тренируйте его. Учитесь максимально точно и тщательно определять, что именно для вас является хорошим, а что именно — плохим. Учитесь определять, что лучше чего, что хуже чего и насколько одно лучше или хуже другого. Развивайте свои навыки оценивания. И тогда ваше оценочное мышление станет помогать вам, а не мешать.

Безоценочное суждение – ценный навык!

Глядя на сапёров, понимаешь: жизнь — это счастливая возможность многократно ошибаться!

Рада приветствовать вас, друзья!

Про безоценочное суждение я немного рассказывала в статье «Осуждение других – верный способ испортить жизнь себе«. Но сегодня мне хотелось бы более подробно обсудить с вами этот вопрос. Тем более, что навык безоценочного суждения может здорово улучшить вашу жизнь. Впрочем, обо всё по порядку.

Привычка ставить оценки

Я полагаю, что вряд ли кто-то станет спорить с утверждением, что все люди разные. Да, мы знаем, что нет на свете двух одинаковых личностей. Даже близнецы, похожие внешне, как две капли воды, отличаются характерами, привычками, да жизненным опытом, в конце-концов.

И, естественно, у каждого человека свой жизненный путь. Свои задачи на этом пути. И то, что правильно для одного, может быть совершенно неправильно для другого. Вроде бы все мы понимаем это. Однако, несмотря на понимание данного факта, мы постоянно оцениваем других людей. Причём делаем это исходя из своих собственных жизненных ценностей.

Давая оценки людям, их решениям, поступкам, суждениям и т.д., мы привыкаем судить, а тут и до осуждения рукой подать. Недавно я читала книгу одного очень продвинутого автора по личностному росту. И он признавался в том, что ему ещё ни разу не удалось прожить день, чтобы никого не осудить!

Да, это чрезвычайно сложно! Признаюсь, я сама уже много раз тоже пыталась продержаться хотя бы день без осуждений. Пока не получилось. Обязательно по инерции выскажешься о ком-нибудь или о чём-нибудь. Но тем не менее, стараться свести осуждение других людей к минимуму в своей жизни нужно обязательно!

Безоценочное суждение

И первым (но очень важным!) шагом к этому является выработка в себе привычки к безоценочному суждению. Это навык, который вполне можно натренировать, если уделить этому достаточно внимания и сил. Ведь что такое безоценочное суждение?

Это умение видеть только факты, не окрашивая их своими оценками.

Кстати, это по сути, ценнейшее умение, которое может вам помочь, например, трезво разобраться в сложной жизненной ситуации. Ведь, согласитесь, весьма часто случается, что мы принимаем не совсем верное решение (о котором впоследствии жалеем) именно под влиянием искажённого взгляда на факты. Искажённого как раз нашей привычкой судить.

Ну например, «Он поступил неправильно!» – говорите вы. А ДЛЯ КОГО неправильно? Да, для вас. С точки зрения вашего жизненного опыта, ваших убеждений и принципов, ваших ценностей, ВАШЕГО видения ситуации, это неправильно. Но поступили-то так НЕ вы, а он! И с его позиции, это скорее всего, виделось наиболее правильным, на тот момент, решением.

А как это выглядело бы с точки зрения безоценочного суждения? «Он сделал то-то и то-то». И после этого обычно у вас возникает вопрос «А почему он так поступил?» Понимаете? Не осуждение, а желание ПОНЯТЬ. И это прекрасно, потому что даже одно только это желание уже не даёт вам осуждать человека.

Безоценочное суждение даёт нам возможность оперировать фактами, рассматривать их под разными углами и с разных точек зрения. Это позволяет нам самим более широко смотреть на события, видеть какие-то новые пути решения своих задач. Да, привычка НЕ давать оценки может помочь вот так расширить сознание.

Как натренировать безоценочное суждение?

Начните с событий, которые не затрагивают вас непосредственно. Ну, например, вы

просто видите на улице какую-то ситуацию, где задействованы совершенно посторонние вам люди. Предположим, вы видите, как два человека спорят о чём-то. И если раньше вы могли по инерции (вроде как принято так реагировать) подумать: «И что они посреди улицы раскричались?! Это так некультурно! Невоспитанные люди!», то сейчас вы просто констатируете факт – «Люди спорят». И всё. И пошли дальше.

И вот так вы тренируетесь на всех-всех «подворачивающихся под руку» ситуациях, которые не сильно вас затрагивают. Ваша задача – воздержаться от любых оценок! Переключайте свой ум на другие мысли, отвлекайтесь. Главное, не начинайте оценивать и осуждать!

Когда вы в достаточной степени натренируете навык безоценочного суждения в таких вот лёгких для вас ситуациях, переходите к более сложным. То есть к тем, которые касаются непосредственно вас, но при этом всё-таки не очень уж сильно на вас воздействуют. Например, что-то происходит в вашей семье или родне. Или это связано с вашей работой, но ситуация не критическая. Тренируйтесь не осуждать на этом уровне. Тут, конечно, будет посложнее, однако, если вы хорошо натренировали навык безоценочного суждения на предыдущем этапе, то вы справитесь и здесь.

Ну а когда и этот этап будет вами пройден, то можете применять этот уже хорошо

проработанный вами навык, в самых сложных для себя ситуациях. И вы заметите, как у вас будет включаться состояние осознанности, вам захочется взглянуть на ситуацию независимо, отстранённо. А, как вы знаете, именно взгляд со стороны часто даёт возможность увидеть что-то важное, что мы не видим, находясь внутри ситуации.

И ещё один маленький нюанс. Если вы хотите, чтобы люди воспринимали ваши оценки как что-то важное и значимое, давайте их как можно реже.

Принцип безоценочного мышления

Есть «оценочное мышление» и есть «безоценочное мышление». Первое – сужает наши представления, ограничивает, обедняет нашу жизнь, второе – расширяет и обогащает».

Комментарии:

Как только мы начинаем оценивать (не важно: себя, других, все, что угодно) – мы неизбежно попадаем в систему координат: хорошо-плохо, хуже-лучше. Казалась бы, ну и что? что здесь не так? нужны же нам какие-то ориентиры? Что ж, давайте анализировать…

Читайте так же:  Метафорические карты ключ к решению сложных ситуаций

Тот, кто считает, что кто-либо имеет право оценивать его личность и поступки, неизбежно попадает в зависимость от внешних оценок (естественно, ведь никто не хочет быть оцененным на «не удовлетворительно»). Что в результате? — Страх перед отрицательной оценкой со стороны других; зависимость от оценки поведения, внешности и т.п. другими людьми; сравнение оценки себя и других (я хуже – они лучше, или я лучше — они хуже; это одно и то же мышление); завышенная требовательность к себе; оценка себя, критика себя (типа «я никчемный человечишка: и то во мне ни так, и сё..); отчаянный поиск одобрения, положительной оценки себя со стороны окружающих ( типа «ну скажите же мне, что я достоин вашего внимания, уважения, любви!»). Последствия зависимости от оценок можно перечислять бесконечно и здесь, как в сказке: чем дальше – тем страшнее.

Вообще говоря, оценка – это противоположность любви. Именно поэтому тот, кто склонен к оценочному мышлению, не может полюбить по настоящему, его преследует бесконечная череда влюбленностей и расставаний – он всегда, рано или поздно, разочаровывается, ведь близкий человек естественно не идеален, у него обязательно проявятся и слабости, и глупости, и ошибки. Невозможно оценивать того, кого ты любишь, и невозможно любить того, кого ты оцениваешь (по крайней мере, длительное время).

Это же касается и отношения к себе. Вирус оценочного мышления настолько плотно вошел в наши головы, что есть даже специальное слово – «самооценка». То есть, что происходит? – Если везде, где есть оценка, есть страх перед отрицательной оценкой – получается, что человек добровольно держит себя в постоянном страхе. Много ли может сделать в жизни человек, живущий в страхе? Богата ли жизнь такого человека? Открыт ли он к новым знакомствам, новым действиям? Хорошо ли другим рядом с таким человеком? (думаю, хорошо только тем, кто хочет его себе подчинить…)

[3]

Теперь давайте посмотрим: на чем основывается без-оценочное мышление? – Прежде всего на понимании того, что никто не является истиной в последней инстанции – никто не в силах полностью, всесторонне, объективно оценить (ни себя, ни других, ни ситуацию); хотя бы просто потому, что никто не обладает полной информацией о том: что, кто, почему, зачем делает и во что это превратиться со временем.

К чему ведет без-оценочное мышление? – Во-первых, к открытости: себе, другим людям, инфомации и др. Нет страха, нет угрозы нашему восприятию себя, а значит любая критика делится на ту, которая «разумна и стоит учесть» или «слишком эмоциональна и учесть не стоит». Как следствие, мы развиваемся, а не защищаемся. Во-вторых, без-оценочное мышление, с одной стороны, не спешит с выводами, а с другой – занято поиском дополнительной информации, углубляет наше понимание (опять же и себя, и других людей, и ситуаций). Не оценивая, мы учимся и принимать, и понимать, и любить.

Есть такое слово «восприятие». Оно не оценивает, а корректно объясняет свою точку зрения в определенный момент и в определенной ситуации: то есть – «мне приятно – мне не приятно», «для меня приемлемо – для меня неприемлемо», «уместно в данной ситуации – не уместно в данной ситуации» и т.п. Это наша точка зрения, основанная на наших жизненных ценностях, которыми мы руководствуемся в отношении к конкретным ситуациям в данный момент времени. В другой ситуации и в другое время может быть и по другому.

Научиться думать!

НАУЧИТЬ ДУМАТЬ — САМАЯ ВАЖНАЯ ЗАДАЧА УЧИТЕЛЯ

Что такое мысль? Мысль невозможна без вопроса. Путь от вопроса к ответу — это и есть мысль. Решаем задачу — значит, есть вопрос, заложенный в задаче, и мы стремимся ответить на него, думаем. Думать без вопросов невозможно. Когда человек идет по улице и мечтает о том, как будет хорошо, если его сегодня не вызовут, то хотя его и могут спросить: «О чем ты задумался?» — вопрос этот будет не совсем правильный, потому что человек наш вовсе ни о чем не думал, он мечтал, а это совсем другое дело, другое занятие. Когда человек много думает, у него возникают новые вопросы — и это, может быть, самое ценное. Вопрос иногда бывает ценнее ответа.

В учебнике географии сказано: «. У поверхности Земли из областей высокого давления воздух направляется к экватору и в умеренные широты (подумайте, почему)». Так и написано: «Подумайте, почему». Но эти слова можно было бы поставить после любой фразы в любом учебнике: подумайте, почему! Чтобы найти ответ, нам надо знать все, что прежде проходили в школе, и приложить усилие мысли, то есть найти ответ.

Чтобы появилась мысль, нужна «сила», то есть знания, нужны навыки и нужна храбрость, уверенность в себе, которая сама приходит к тому, кто часто задумывался над разными вопросами и знает, что стоит как следует подумать, потолкаться мыслью в разные возможные ответы, как вдруг с необычайной ясностью возникнет в голове истинный, красивый ответ, и вместе с ним возникнет прекрасное чувство облегчения, радости и гордости. Так человек испытывает радость умственного труда.

Умственные операции

Но что это конкретно значит — действовать в уме с мысленными моделями? Как именно действовать?

В каждой науке — свой набор умственных операций. Для того и проходят в школе разные предметы, чтобы научиться всем этим действиям. Нелепо говорить: «Мне зоология не нужна». Зоология, быть может, и не будет нужна, но те умственные операции, которым мы обучаемся на зоологии, необходимы.

Из многих умственных операций, какие только вообще могут быть, остановимся только на одной, потому что овладеть этой операцией в совершенстве — значит научиться учиться. Эту операцию можно назвать так: узнавание, опознание.

. Одного ученика спросили: почему танк может идти по глубокому снегу, а собака не может?

Ученик думал, думал, наконец обиженно ответил:

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

— А собака вообще никакого отношения к физике не имеет!

Это классический пример неумения применять знания на практике, пример формального знания. Ученик знал, что давление равно силе, поделенной на площадь той поверхности, на которую эта сила действует перпендикулярно. И если бы его спросили, почему не проваливается лыжник, он, возможно, ответил бы. Пример с лыжником приведен в учебнике физики. Но танк? Но собака? Про собаку в учебнике ничего не сказано — «это мы не проходили, это нам не задавали. ».

Три четверти — а может, и больше! — всех школьных затруднений выражают такими словами:

— Знаю правило, но не умею применять!

— Знаю геометрию, но не умею решать задачи!

— Знаю грамматику, а пишу с ошибками!

Сложность заключается в том, что в жизни — там, где приходится решать практические задачи вроде задачи про танк и собаку, — в жизни правила существуют в скрытом от глаза, измененном виде. В задаче про танк и собаку надо было увидеть другую, знакомую и простую задачу расчета силы давления. Но ученик этой знакомой задачи не узнал, а стал, видимо, вообще размышлять о танках и собаках — размышление заведомо бесплодное.

Читайте так же:  Про принятие другого

Что значит «применять правило»? Это значит обнаружить тот случай, когда его можно безошибочно применить, и дальше действовать по правилу.

Трудность не в том, чтобы знать правило, — это легко, и не в том, чтобы действовать по правилу, — это тоже легко, это работа памяти. А вот знать, где правило «работает», увидеть в новой задаче старую, увидеть в вопросе возможность применить какое-то из известных правил — вот в чем главная трудность! И про того, кто не справляется с ней, говорят, что он не умеет применять знания на практике, а правильнее было бы говорить, что у него нет знаний. Ибо путь к знанию не кончается с выработки понятий, а только по сути, начинается: от общего понятия теперь надо подниматься к множеству конкретных случаев и явлений жизни, потому что в жизни существует только конкретное. В жизни есть танки, собаки, мальчики на лыжах и без лыж, но никто еще не видел, чтобы по снегу ползла формула давления. И все-таки она, эта формула, есть, она незримо действует всюду, где есть давление, и всюду надо научиться ее распознавать, несмотря на то что она каждый раз выступает в другом обличье: то мальчиком, то танком, то собакой.

[1]

Каждое понятие, каждую формулу, каждое правило можно сравнить с человеком, с которым ты когда-то был знаком и который время от времени появляется в толпе незнакомцев, но каждый раз переодевается: наклеивает усы или бороду или красит волосы. Узнать его очень трудно! Единственный способ справиться с этим «злодеем» состоит в том, чтобы каким-то образом почаще встречать его, и встречать именно в новых, неожиданных ситуациях. Надо на практике привыкнуть к его немыслимому коварству и быть готовым к встрече, чтобы вовремя воскликнуть: «А, вот ты кто! Я тебя знаю!»

Море фактов перед нами — как толпа людей в огромном городе. Все они выглядят новыми, незнакомыми, чужими. Но приглядимся внимательно! Почти в каждом факте кроется что-то знакомое, что-то такое, что «проходили» и что «задавали». Кто легче узнает знакомое в незнакомом?

Тот, кто тверже знает главные приметы — главные пункты и части правила.

Тот, кто чаще с ним встречается.

Тот, у кого тренировкой развит острый взгляд.

Чтобы преодолеть трудность «знаю, но не умею», или, иначе говоря, для того чтобы научиться узнавать знакомое в незнакомом, общее — в конкретном, выход один: больше работать над выработкой понятий, выведением правил и формул, делать как можно больше сложных и разнообразных упражнений, в которых знакомые правила «неожиданно» выныривают в самых невероятных условиях, потом исчезают надолго и вновь появляются, когда вовсе не ждешь их, когда уже и забыл про них. Но мы должны быть готовы к встрече. И вот в этих-то столкновениях и развивается острый взгляд, способность к пониманию сути вещей, развивается ум, и постепенно становится все легче и легче опознавать старое в новом, и постепенно каждая задача перестанет пугать нас своей необычностью и дикостью — мы в мгновение ока увидим в ней другую задачу, которую уже решали когда-то.

Никакого другого способа преодолеть разрыв между знанием и умением на свете нет: только в самостоятельных упражнениях на «опознание» знакомого в незнакомом.

О безоценочном восприятии

Многие преподаватели практики осознанности, вслед за Джоном Кабат-Зинном, одним из её популяризаторов на Западе, часто формулируют осознанность как «безоценочное восприятие». Например:

«Безоценочная осведомленность, возникающая при направлении внимания на текущий момент.»

К сожалению, при этом происходит некоторая терминологическая путаница. Да, разумеется, практика осознанности связана с полнотой присутствия во всём, что происходит в настоящем мгновении, но это не безоценочное восприятие!

С точностью до наоборот, это практика внимательного отношения ко всему происходящему.

Что значит — быть внимательным к телу? Безоценочно к нему относиться?

Что значит — быть внимательным к мыслям и эмоциям? Относиться к ним безоценочно?

Что значит — быть внимательным к отношениям и тому, как мы общаемся с людьми? Делать это безоценочно?

Пожалуйста, будьте внимательны по отношению ко всему, что происходит вокруг вас и внутри, в объективной ситуации, в теле, в уме, в мыслях и эмоциях.

Внимательно относитесь к себе и к окружающим, к тому, что вы делаете, чувствуете, говорите и думаете. В этом — практика осознанности.

Безусловно, внимательному действию и отношению предшествует адекватное восприятие («правильное восприятие»), которое сознаёт не только само явление, но и наше к нему оценочное отношение. Другими словами, нужно быть внимательным не только к своему восприятию, но и к его оценочности. Различающая мудрость невозможна без оценочного восприятия!

Замечательного нам всем, наполненного смыслом, спокойного, счастливого дня, проведённого в открытости, сердечности и ясности!

Как делать свое мышление четким и осмысленным?

Самый распространенный вид как бы мышления — внутренняя болтовня, относительно связное, иногда даже логичное, но нецелесообразное и часто негативное мышление. Такое «как бы мышление» лучше прекращать: внутренняя болтовня заполняет пустоту души, создает иллюзию, что жизнь чем-то наполнена. Внутренняя болтовня мешает концентрации на цели, является помехой в бизнесе и воинских искусствах, смотри статью →

Чтобы ваше мышление становилось более четким и происходило более осмысленно, рекомендуется свои мысли записывать и зарисовывать, рассказывать терпеливо слушающим и позитивно настроенным окружающим, учить себя эффективному мышлению. Итак, подробнее.

Записывайте и рисуйте

Начните свои мысли записывать и зарисовывать. Наверное, вы наблюдали: когда что-то вам рассказывает умный человек, он вам не только говорит, он еще и рисует то, что он вам говорит. Сейчас это — нарисовал, нам нужно то — нарисовал, к этому мы придем там — нарисовал. Да, так становится яснее обоим.

Привыкайте записывать не только свои обрывочные соображения, а свои размышления целиком, целые логические цепочки, где понятно из чего вы исходите и куда вы идете. Еще лучше эти схемы не просто записывать, а зарисовывать, оформлять в схемы и картинки. Как нарисуете — так и сами поймете, что хотите сказать.

Читайте так же:  Секрет успешных отношений как сохранить любовь на долгие годы

Придумали — рассказывайте!

Исключительно полезно свои новые мысли рассказывать терпеливо слушающим и позитивно настроенным окружающим. Смысл такого рассказа в том же, как и «записывать», но у хорошего собеседника вы будете получать обратную связь и поддержку — уверенность, что вы с этим справляетесь. Эффект рассказа — большой. Пока объясняете, лучше начинаете понимать сами. По анекдоту: «Я ему раз расказываю — он не понял. Я ему второй раз рассказываю — он все равно не понимает. Я ему третий раз рассказываю, уже сам все понял, а он так и не въехал!»

Техника «Повтори, согласись, добавь»

Рассказывать полезно, а обсуждать — эффективнее. Однако, чтобы обсуждения не превращались в пустые споры, освойте и практикуйте упражнение «Повтори, согласись, добавь». Эта великолепная техника учит обосновывать свою позицию и излагать свои мысли связно. Разговор в таком формате является великолепной интеллектуальной гимнастикой и во многих парах является любимой вечерней игрой во время прогулки. См.→

Следите за своей речью

Мышление неразрывно связано с речью: мышление не только воплощается в речи, но и строится речью. Нередко, чтобы начать по-другому думать, нужно приучить себя немного по-другому говорить, изменить свои привычки. Например, убрав из своего речевого лексикона слова «проблемы», «очень трудно», «ужас» и чаще используя слова «цель», «задача», «интересно», мы делаем свое мышление более конструктивным. А зачем нам знать, что мышление и речь связаны так плотно? А дело в том, что свое мышление отслеживать сложно, оно быстрое и неуловимое. Подумал — и ушло. Как только подумал, о чем же я подумал, мысли уже другие! А свою речь отслеживать проще. Поэтому: хотите строить свое мышление — начинайте следить за своей речью!

​Следите за чужой речью

За чужой речью следить легче, чем за своей: к своей речи внимание «замыливается», а чужая воспринимается «свежаком» и внимание к ней обострено. Не зря говорят: «Со стороны виднее». В чужой речи легче слышны логические сбои и проще заметить доказательные ошибки: о чужих ошибках в принципе проще говорить, чем об ошибках своих. Поэтому, если вы хотите сделать более четкой свою речь, вначале начинайте следить за чужой речью, это очень облегчит вам работу.

Учитесь работать с текстами

И последний шаг: чтобы вам было легче анализировать речь (не важно, свою или чужую, устную или письменную), начните с анализа письменных текстов. Письменный текст анализировать еще проще, чем речь, поэтому именно с анализа текстов начинается максимально эффективная работа по «затачиванию» собственного мышления.

[2]

Я учился думать, когда, будучи студентом, ходил на занятия Московского методологического кружка и там расшифровывал (переводил в текст) записи выступлений Г.П. Щедровицкого, О.И. Генисаретского, В.М. Розина и других заумных людей. Их устные выступления были для меня настолько сложны, что я их воспринимал скорее как эстетическое событие; а содержание я начинал понемногу понимать, только когда прочитывал каждый абзац неторопясь, по отдельности и несколько раз.

А как вам работать с текстами? Если вы хотите учиться думать, поставьте себе задачу написать качественную, серьезную статью (а лучше книгу) по важной для вас теме. Вначале прочитайте это, а потом беритесь за более объемную задачу. Начните для этого собирать материал, наводить в этом материале порядок, раскладывая материал по темам и ища разумную последовательность. Ищите формулировки для главных тезисов, ищите к ним обоснования и иллюстрации, отделяйте твердые факты от мифов и личных убеждений. Решите для себя, к каким выводам вы хотите подвести своих читателей, что у них должно остаться в голове по итогам чтения вашего текста. Такое умное писательство будет раз за разом строить ваше мышление, делая его более четким и эффективным.

Соображать и думать: быстрое и медленное мышление

Чтобы пронаблюдать, как ваш мозг работает в автоматическом режиме, взгляните на следующую картинку.

При виде этого лица ваш опыт легко соединяет то, что мы обычно называем ви́дением, и интуитивное мышление. Вы быстро и уверенно определили, что у женщины на фотографии темные волосы, и точно так же легко поняли, что она злится. Более того, вы поняли и кое‑что о будущем. Вы почувствовали, что сейчас она произнесет какие‑то весьма недобрые слова, и, вероятно, громким и резким голосом. Это предчувствие пришло вам в голову автоматически и без усилий. Вы не собирались оценивать ее настроение или прогнозировать ее поступки, а реакция на фотографию не ощущалась как действие. Просто так случилось. Это пример быстрого мышления.

Теперь посмотрите на следующую задачу:

Вы немедленно поняли, что это – пример на умножение, и, вероятно, поняли, что можете его решить при помощи бумаги и ручки, а может, и без них. Также вы интуитивно оценили примерный диапазон возможных результатов. Вы быстро поймете, что ответы 12 609 и 123 не подходят, но вам понадобится некоторое время, чтобы отвергнуть число 568. Точное решение в голову не пришло, а сами вы ощутили, что у вас есть выбор относительно того, решать пример или нет. Если вы до сих пор этого не сделали, вам стоит сейчас попробовать и хотя бы частично вычислить результат.

Последовательно проходя эти шаги, вы получили опыт медленного мышления. Сначала вы извлекли из памяти выученную в школе когнитивную программу умножения, а затем применили ее. Для вычисления пришлось напрячься. Вы ощутили нагрузку на память из‑за большого объема материала, поскольку вам нужно было одновременно следить за тем, что вы уже сделали и что собираетесь сделать, и при этом не забыть промежуточный результат. Весь процесс был работой разума: целенаправленной, трудоемкой и упорядоченной, – образец медленного мышления. В вычислении был задействован не только ваш разум, но и тело. Вы напрягли мышцы, у вас поднялось давление, участился пульс. Сторонний наблюдатель заметил бы, что во время решения у вас расширились зрачки. Они сократились до нормального размера, как только вы завершили работу и нашли ответ (408) или как только вы бросили решать пример.

Две системы

Уже несколько десятилетий подряд психологи настойчиво интересуются двумя режимами мышления: тем, который запускает портрет разъяренной женщины, и тем, что запускает задача на умножение. Для этих режимов существует множество названий. Я пользуюсь терминами, которые изначально предложили психологи Кейт Станович и Ричард Уэст, и буду говорить о двух системах мышления: Системе 1 и Системе 2.

  • Система 1 срабатывает автоматически и очень быстро, не требуя или почти не требуя усилий и не давая ощущения намеренного контроля.
  • Система 2 выделяет внимание, необходимое для сознательных умственных усилий, в том числе для сложных вычислений. Действия Системы 2 часто связаны с субъективным ощущением деятельности, выбора и концентрации.
Читайте так же:  О подготовке детей к школе и пластиковых крышечках

Понятия Системы 1 и Системы 2 широко используются в психологии, но я в этой книге захожу дальше остальных: ее можно читать как психологическую драму с двумя действующими лицами.

Думая о себе, мы подразумеваем Систему 2 – сознательное, разумное «я», у которого есть убеждения, которое совершает выбор и принимает решения, о чем думать и что делать. Хотя Система 2 и считает себя главным действующим лицом, в действительности герой этой книги – автоматически реагирующая Система 1. Я полагаю, что она без усилий порождает впечатления и чувства, которые являются главным источником убеждений и сознательных выборов Системы 2. Автоматические действия Системы 1 генерируют удивительно сложные схемы мыслей, но лишь более медленная Система 2 может выстроить их в упорядоченную последовательность шагов. Далее будут описаны обстоятельства, в которых Система 2 перехватывает контроль, ограничивая свободные импульсы и ассоциации Системы 1. Вам предлагается рассматривать эти две системы как два субъекта, каждый из которых обладает своими уникальными способностями, ограничениями и функциями.

Вот что может сделать Система 1 (примеры ранжированы по возрастанию сложности):

  • Определить, какой из двух объектов ближе.
  • Сориентироваться в сторону источника резкого звука.
  • Закончить фразу «Хлеб с …».
  • Изобразить гримасу отвращения при виде мерзкой картинки.
  • Определить враждебность в голосе.
  • Решить пример 2 + 2 =?
  • Прочитать слова на больших рекламных билбордах.
  • Вести машину по пустой дороге.
  • Сделать сильный шахматный ход (если вы – гроссмейстер).
  • Понять простое предложение.
  • Определить, что описание «тихий, аккуратный человек, уделяющий много внимания деталям» похоже на стереотип, связанный с некоей профессией.

Все эти действия относятся к тому же разряду, что и реакция на рассерженную женщину: они происходят автоматически и не требуют (или почти не требуют) усилий. Возможности Системы 1 включают в себя наши внутренние навыки, которые мы разделяем с другими животными. Мы рождаемся готовыми воспринимать окружающий мир, узнавать предметы, направлять внимание, избегать потерь и бояться пауков. Другие действия разума становятся быстрыми и автоматическими после долгой тренировки. Система 1 запомнила связь между идеями (столица Франции?) и научилась опознавать и понимать тонкости ситуаций, возникающих при общении. Некоторые навыки, вроде умения находить хорошие ходы в шахматах, приобретают только специалисты-эксперты. Другие умения достаются многим. Чтобы определить сходство описания личности со стереотипом профессии, требуются широкие языковые и культурологические познаний, имеющиеся у многих. Знания хранятся в памяти, и мы получаем к ним доступ без сознательного намерения и без усилий.

Некоторые действия в этом списке абсолютно непроизвольны. Вы не можете удержаться от понимания простых предложений на родном языке или от того, чтобы обратить внимание на громкий неожиданный звук; вы не запретите себе знать, что 2 + 2 = 4, или вспомнить Париж, если кто-то упоминает столицу Франции. Ряд действий – например, жевание – можно контролировать, но обычно они выполняются на автопилоте. Контроль за вниманием осуществляют обе системы. Ориентирование на громкий звук обычно происходит непроизвольно, при помощи Системы 1, а затем немедленно и целенаправленно мобилизуется внимание Системы 2. Возможно, вы сдержитесь и не обернетесь, услышав громкое обидное замечание на шумной вечеринке, но, даже если ваша голова не шелохнется, поначалу вы все равно обратите на него внимание, хотя бы ненадолго. Впрочем, от нежеланного объекта внимание можно отвлечь, и лучший способ – сосредоточиться на другой цели.

У разнообразных функций Системы 2 есть одна общая черта: все они требуют внимания и прерываются, когда внимание переключают. Например, с помощью Системы 2 можно исполнить следующее:

  • Готовиться к сигналу старта в забеге.
  • Наблюдать за клоунами в цирке.
  • Услышать в переполненной шумной комнате голос нужного человека.
  • Заметить седую женщину.
  • Идентифицировать удививший звук, порывшись в памяти.
  • Намеренно ускорить шаг.
  • Следить за уместностью поведения в определенной социальной ситуации.
  • Считать количество букв «а» в тексте.
  • Продиктовать собеседнику свой номер телефона.
  • Припарковаться там, где мало места (если только вы не профессиональный парковщик).
  • Сравнить две стиральные машины по цене и функциям.
  • Заполнить налоговую декларацию.
  • Проверить состоятельность сложных логических аргументов.

Во всех этих ситуациях необходимо быть внимательными, а если вы не готовы или отвлекаетесь, то справитесь хуже или не справитесь совсем. Система 2 может изменить работу Системы 1, перепрограммировав обычные автоматические функции внимания и памяти. Например, ожидая родственника на переполненном людьми железнодорожном вокзале, можно настроиться на то, чтобы искать седую женщину или бородатого мужчину, и, таким образом, увеличить шансы увидеть ее или его издали. Можно напрячь память, чтобы вспомнить названия столиц, начинающиеся с буквы «Н», или романы французских писателей-экзистенциалистов. Когда вы берете напрокат автомобиль в лондонском аэропорту Хитроу, вам наверняка напомнят, что «у нас ездят по левой стороне». Во всех этих случаях вас просят сделать что-то непривычное, и вы обнаружите, что для этого требуются постоянные усилия.

​​​​​​​Мы часто пользуемся формулировкой «будь внимательнее» – и она вполне справедлива. У нас имеется ограниченный объем внимания, который можно распределить на различные действия, и если выйти за пределы имеющегося, то ничего не получится. Особенность таких занятий в том, что они мешают друг другу, и именно поэтому трудно или даже невозможно выполнять сразу несколько. Невозможно вычислить произведение 17 24, поворачивая налево в плотном потоке машин; не стоит даже пробовать. Можно делать несколько дел сразу, но только если они легкие и не слишком требуют внимания. Вероятно, можно разговаривать с сидящим рядом, если вы ведете машину по пустому шоссе, а многие родители обнаруживают – пусть даже и с некоторой долей неловкости, – что могут читать ребенку сказку, думая о чем-то другом.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Все более или менее осознают ограниченные возможности внимания, а наше поведение в обществе учитывает эти ограничения. К примеру, если водитель машины обгоняет грузовик на узкой дороге, взрослые пассажиры вполне разумно умолкают. Им известно, что отвлекать водителя не стоит; вдобавок они подозревают, что он временно «оглох» и не услышит их слова.

Источники


  1. Гребнева, В. В. Теория и технология решения психологических проблем. Учебное пособие / В.В. Гребнева. — М.: ИНФРА-М, 2016. — 192 c.

  2. Общая психология. Тексты. Субъект познания. Том 3. Книга 1. — М.: Когито-Центр, 2013. — 704 c.

  3. Конфликтология. Ежеквартальный научно-практический журнал, №1, 2009. — М.: Фонд развития конфликтологии, 2009. — 252 c.
Учимся мыслить безоценочно
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here