Учимся рисовать или предотвращаем нежелание учиться

Сегодня обсуждаем тему: учимся рисовать или предотвращаем нежелание учиться с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Нежелание учиться: что скрывается под маской лени и как с этим бороться

Часто от родителей можно услышать: «Моего ребенка совсем невозможно заставить сесть за уроки», «Мой ребенок способный, но очень ленивый», «Не знаю, что делать с его ленью, он ничего не хочет, ему бы только в планшете сидеть и на диване лежать». Отсутствие у ребенка стремления и потребности трудиться становится особенно проблематичным, когда от ученика требуется много самостоятельности, как, например, при обучении с использованием дистанционных технологий.

В «Мобильной Электронной Школе» учащимся предоставляется возможность проходить онлайн-уроки в удобное для них время и в индивидуальном темпе, тем не менее внутренняя мотивация и высокий уровень самоорганизации является необходимым условием успешного обучения.

Универсального способа борьбы с ленью не существует, так как под нежеланием ученика выполнять учебные задания, которые часто объясняются простой ленью, могут скрываться совершенно разные причины. Поэтому сначала нужно понять, что именно мешает ребенку продуктивно учиться, и только потом решать, каким способом это преодолевать.

Итак, какие причины могут скрываться под маской лени?

[/vc_column_text]

[/vc_column][/vc_row]

Отсутствие навыка самоорганизации у младших школьников.

Бывает, что ученику трудно заставить себя приступить к выполнению объемного или трудного задания, когда он начинает представлять, сколько сил и времени оно у него отнимет, или, когда задач настолько много, что ребенок не знает за что хвататься.

[3]

Научите ребенка нескольким действенным приемам.

Нужно расставлять приоритеты в задачах. Первыми нужно выполнять наиболее важные дела, а потом второстепенные;

Нужно чередовать задачи, которые кажутся нам более легкими и интересными со сложными или не слишком приятными;

Нужно разбивать большие задачи на более меленькие части;

Окончание выполнения части задания нужно поощрять: съесть печеньку, поговорить по телефону с другом и т.д.

Совет: Оцените загруженность ребенка дополнительными занятиями и секциями, остается ли у него время на отдых и «ничегонеделание». В противном случае лень будет выступать как защитный механизм от перенапряжения.

Если ребенка часто критикуют, ругают за ошибки, предъявляют завышенные требования, то он начинает очень переживать за свои отметки, боится разочаровать учителя или близких, что может привести к выученной беспомощности, когда ребенок будет избегать выполнения задания, заранее настраивая себя на неудачу.

К тому же такая тревога очень энергозатратна, и ребенок морально устает, еще не приступив к умственному труду.

Предлагайте ребенку выполнять как можно больше тренажеров из онлайн-курсов, которые позволяют неоднократно выполнять задания без отметки, получая при этом качественную обратную связь, что постепенно будет снимать тревогу перед неудачей.

Концентрируйтесь на положительном, отмечайте любой прогресс ребенка, ведь похвала и поощрение усилий ученика вызывает у него чувство удовлетворения.

В подростковом возрасте ведущая учебная деятельность сменяется общением, что может отразиться на мотивации к обучению и привести к ее снижению.

Совет: побуждайте ученика к использованию системы коммуникации МЭШ: общению в режиме личных сообщений, совместному разбору заданий онлайн-уроков режиме видеоконференции, обсуждение социально-значимых тем в подсистеме «Вопрос дня».

Принципы родительской помощи при нежелании учиться

Нежелание учиться – серьезная проблема, которая может испортить жизнь ребенку и его родителям. С одной стороны мама и папа понимают необходимость получения образования и становятся перед выбором: либо разбираться в происходящем, либо заставлять ребенка учиться, либо пустить все на самотек. А с другой стороны есть ребенок с его проблемой, который нуждается в понимании, любви и уважительном отношении. «Как помочь ребенку самому захотеть учиться?» – вот важный вопрос, решить который можно приложив некоторые усилия.

Причины нежелания учиться и мотивирование ребенка

Родители сталкиваются с нежеланием ребенка учиться в детском саду, в школе и даже во время учебы в университете. Такая проблема возникает вследствие различных причин:

    трудностей адаптации в коллективе;физиологической или эмоциональной неготовности ребенка к обучению, возникающей у детей, не достигших определенного уровня зрелости, то есть умственный возраст, развитие или состояние здоровья не позволяют ребенку «тянуть» программу обучения;специфических нарушений развития навыков письма, чтения, счета и т.д.;наличия врожденных или приобретенных проблем со слухом или зрением;функциональных проблем головного мозга и ЦНС;давления со стороны родителей и учителей;отсутствия у ребенка представления о конечном результате его учебы;неправильно подобранной программы обучения;огромной нагрузки вследствие большого количества информации, предметов и прочее.

При возникновении трудностей в процессе обучения родителям нужно взять на заметку, что есть ряд ошибок, которых лучше всего избегать, например:

— не стоит равнять своего ребенка на других детей, добивающихся успехов. Гораздо лучше сравнивать его с самим собой вчерашним, то есть говорить фразы типа: «Сегодня у тебя получилось сделать что-то гораздо лучше, быстрее, чем ты это делал на прошлой неделе»;

— не позволяйте себе нелестных высказываний в сторону учебного заведения и преподавательского состава, поскольку это подрывает авторитет учителей и усиливает антипатию к учебе. Кроме того не стоит спорить с преподавателем, даже если Ваша точка зрения сильно отличается. В противном случае можно привлечь к ребенку лишнее негативное внимание;

— не стоит пугать ребенка историями и примерами того, что будет вследствие плохой учебы. Поддержка и оптимистические планы на будущее – вот то, в чем он на самом деле нуждается;

— не нужно загружать все свободное время лишь выполнением домашних заданий. У ребенка должны быть свои увлечения, хобби и возможность игры на улице с друзьями.

Способы помощи при отсутствии желания учиться

В случае, когда у ребенка наблюдаются нарушения навыков чтения, письма, счета и т.д., педагоги и психологи проводят специальную коррекционную работу. Здесь необходимо развитие усидчивости, памяти, внимания, мышления. Если у Вашего ребенка есть заболевания глаз, проблемы со слухом, функциональные проблемы головного мозга, ЦНС или другие расстройства Вам не обойтись без квалифицированной помощи.

При систематических проблемах с успеваемостью возможно снижение уверенности в собственных силах. Чтобы помочь ребенку, выделите те сферы деятельности, которые в первую очередь нравятся ему, где он достигает результатов. Именно здесь стоит обращать внимание на каждый, самый незначительный успех.

Читайте так же:  Возможен ли плевок в душу

При выборе кружков необходимо помнить, что те, которые ребенок посещает с удовольствием и выбрал самостоятельно, способны принести гораздо больше пользы и положительно влияют на успеваемость. Любимое занятие легко станет его личным стимулом.

Стоит создавать ситуации успеха. Можно пойти дальше и сделать своеобразный дневник успеха, куда будут вноситься значащие результаты деятельности ребенка. Такое внешнее средство может быть отличным помощником в подтверждении того, что ребенок способен на преодоление препятствий и достижение высот. При этом лучше не акцентировать внимание на промахах и меньше указывать на недостатки, поскольку их многократное перечисление не сделает ребенка умнее и сильнее.

Старайтесь передавать ответственность за поступки и их последствия самому ребенку. Однако к этому вопросу также следует подходить аккуратно. В младших классах школы ребенок еще не в состоянии самостоятельно справляться со всеми положенными на него обязанностями без помощи родителей.

Обучение — сложный процесс, который не протекает без подводных камней. В родительских силах помочь ребенку справиться с проблемой отсутствия желания учиться, только необходимо приложить усилия, прибегать за посторонней квалифицированной помощью тогда, когда малыш в ней нуждается, мотивировать его, помогать, гордиться достижениями, не наказывать сурово за промахи и, конечно же, любить.

«Я не умею рисовать!»: или Откуда берутся «не рисующие» дети?

Откуда берутся не рисующие дети, которые отказываются от рисования потому что «не умеют»? Казалось бы, странный вопрос. В нашей реальности гораздо привычнее звучат фразы типа «Как воспитать в своем ребенке художника?», «Как научится рисовать за одно занятие?» и т. п. Конечно, чтобы рисовать профессионально, необходимо долго учиться. А чтобы создавать гениальные полотна, необходим талант. И все же, будучи психологом, я задумалась над вопросом: а как так получается, что все больше детей, приходящих ко мне на консультацию, в ответ на просьбу нарисовать что-нибудь, отвечают «Я не умею рисовать!». И все бы ничего, ну, действительно, не все же дети ходят в изостудию с пеленок, если бы не одно «но».

Все дело в том, что рисование — это естественная, наряду с игрой, деятельность ребенка начиная лет с полутора. Наши детки, как и мы когда-то, (как и наши далекие предки, к слову сказать) через рисунок изучают окружающий мир, перепроживают сильные (непосильные) чувства и эмоции, помогают сами себе воспринять действительность целостной, фактически «рисуют» свою картину мира. И в этом процессе взаимодействия ребенка с миром через рисунок нет места «плохой» или «хорошей» оценке результата — сам процесс рисования уже становится результатом, одной из ступенек развития малыша.

К сожалению, у некоторых деток эта «ступенька» так и остается «неосвоенной». Детское рисование, как и любое другое новообразование психики, имеет свой определенный «сензитивный» период развития — то есть возраст, когда при наличии соответствующей развивающей среды, умение формируется спонтанно, как бы само по себе. По отношению к рисованию это возраст от года и примерно до 3-х лет. Умение рисовать неразрывно связано с речью ребенка, ведь и то, и другое помогает изучать этот мир и выживать в нем. Парадоксально, но рисовать наши малыши учатся до того, как у них формируется воображение, до того, как развивается образное мышление.

Почему же одни дети начинают в этот период рисовать, а другие — нет? Помните, что я говорила про развивающую среду? Чтобы ребенок начал рисовать, у него должно быть в свободном доступе чем рисовать, на чем рисовать и, желательно, пару примеров, как это делать (просто, чтобы он понял, что карандаш оставляет след, краски растворяются водой и т.п.). Впрочем, все вышеперечисленное не обязательно (это больше для упрощения жизни родителям и минимизации последствий детского творчества)! Нормально развивающийся ребенок найдет себе и «краски» и «материал» (будет рисовать кашей по тарелке, какашками на полу, маминой помадой на обоях). Но есть и обязательное условие — это благосклонное отношение к процессу рисования со стороны ухаживающих за ребенком взрослых!!

К сожалению, так бывает не всегда, что взрослые понимают и принимают стремление и потребность ребенка в изобразительном творчестве. Часто мы начинаем внушать своим детям (не специально, а через свою эмоциональную реакцию), что рисование — это что-то грязное, неприемлемое, что заставляет маму злиться и громко кричать, после чего нужно срочно отмыться, бросив процесс на середине и не доведя проживание эмоции до завершения. И вместо развивающего процесса ребенок получает травмирующий опыт. Вот Вам первая «волна» не рисующих детей.

Для родителей: попытайтесь посмотреть на попытки ребенка рисовать как на естественный процесс развития. Ваш малыш разрисовал стену в гостиной? Хорошая новость — он дорос до нового этапа развития. Значит нужно организовать ему возможность расти дальше. Выделите кусок стены в его комнате (можно клеить туда ватман или дешевые обои белой стороной на скотч, чтоб можно было поменять). Покажите, что там рисовать можно, порисуйте поначалу вместе, покажите, что это весело и интересно. У нас сыну был отдан для рисования столик для кормления. Там он часами мешал краски, чего-то калякал мелками, карандашами.

Итак, мы выяснили, что малыши рисуют, потому что рисуют ( 🙂 ), а не потому что у них хорошо получается. Но тут наши детки сталкиваются со следующей преградой на пути их творчества — маминой (папиной) неудовлетворенной потребностью самоутвердиться за счет ребенка. И вот, когда малыш, например, перепроживает через рисунок каждодневные расставания с папой, уезжающим на работу, сублимирует ненависть к машине, увозящей папу, замазывая эту самую машину слоем черной краски, мама вдруг заставляет его эту самую машину аккуратненько закрасить (нужно ж бабушке похвастаться, не мазню же эту нести). И и вместо того, чтобы экологично выразить злость и агрессию по отношению к машине, малыш вынужден переживать еще и не осознаваемую (потому как нельзя!) злость на маму, которая его этой возможности лишила. И к маме, и к машине испытываются двойственные чувства, которые не разрешено выражать. Что делать малышу в такой ситуации? Остается только направить свои агрессивные порывы на рисунок — его можно порвать, смять. В общем сделать плохим. А потом неосознанно спроецировать эту плохость на себя в социально приемлемой форме — «Я не могу (не умею) рисовать!». Так мы получаем вторую «волну» детей, которые не рисуют.

Читайте так же:  Без запроса не входить

Для родителей: детские каркакули невероятно важны для развития ребенка и для коррекции его эмоционального состояния. Именно каракули, замазюканные листочки, на которых если изначально и было что-то удобоваримое для показа бабушкам, то оно благополучно исчезло под бурой массой всех цветов, смешанных между собой. Если так уж важно что-то продемонстрировать бабушкам, делайте вместе поделки, это замечательное времяпрепровождение с ребенком и обязательно вызовет умиление у родственников. А потом давайте ребенку краски, мелки, карандаши и. возможность калякать, мазюкать, сколько его душе угодно!

Любой этап, даже этап каракулей рано или поздно заканчивается. Ребенок попадает в образовательную систему. Наша отечественная система образования, как школьная, так и дошкольная, к сожалению, вопреки всей логике детского развития, до сих пор нацелена на результат и сравнение, а не на процесс. Конечно, очень много зависит от личности воспитателя и учителя младших классов, и среди них есть масса талантливейших педагогов, но я сейчас говорю о ситуациях, когда от детей бездумно требуют результата. Уже двух-трехлетний малыш, попадая в ясельную группу сада или на развивающие занятия в центр раннего развития, сталкивается с оценкой того, что он делает. И если он делает что-то «хуже» остальных (колеса нарисовал недостаточно круглые, краску выбрал черную, а не красную, как все и т.д.), ему сообщают, что он сделал «плохо». И постепенно у ребенка формируется зависимость от «хороших» оценок. Малыш изо всех силенок начинает пытаться сделать «хорошо». Но это не всегда удается. И поэтому растет внутреннее напряжение по отношению к рисованию, и, наконец, происходит отказ от того, что создает ситуацию неуспеха. Вот вам и еще партия не рисующих детей.

Для родителей: если Вы не планируете выбрать для своего малыша альтернативное образование (например, школу, где обучают по вальдорской системе), то рано или поздно ему придется столкнуться с оцениванием своих результатов. Постарайтесь, чтобы это случилось как можно более «поздно». (Мой сын узнал, что он «плохо» рисует, когда в первом классе отбирали работы на выставку. Благо, он уже смог сделать «правильный» вывод, который не ущемлял его самооценку: «плохо» рисуют все дети, ведь на выставку отобрали только рисунки, нарисованные за детей их мамами!) И уж точно не принижайте его достижений, особенно при ребенке, только потому, что у Маши получилось лучше (Часто на группе по раннему развитию для двухлеток приходилось наблюдать как мамы сминали и выбрасывали «закаляканные» рисунки своих деток, выговаривая им при этом, что все дети как дети, а он(она) криворукий. Вряд ли кто-то из этих деток сейчас рисует с удовольствием).

Итак, подводя итоги, можно еще раз сказать о том, что рисование для детей — это особый вид творческого познания мира и себя в этом мире, один из способов научится адекватно и наименее травматично взаимодействовать с окружающей действительностью; это один из необходимых ребенку этапов развития, становления его как личности.

С такой позиции всяческое негативное оценивание детского творчества, признание его несоответствующим требованию взрослых, кажется совершенно неприемлемым, нарушающим естественное развитие ребенка. Мы же не оцениваем, например, походку малыша — она уникальна у каждого. Мы просто помогаем ребенку научиться увереннее стоять на ногах!

Так же и с рисованием — у каждого человека своя неповторимая личность, и все что человек делает — он изначально делает неповторимо, непохоже на других. И бездумное сравнение рисунка ребенка с неким образцом, ситуация конкуренции с другими детьми превращает прекрасный процесс творчества в мучительную попытку соответствовать маминым (папиным, учительским) представлениям о том, как должно быть хорошо. Вполне закономерно, что «соответствовать» в достаточной степени удается далеко не всем детям. И как результат — отказ ребенка от желаемого, но травмирующего процесса рисования в социально приемлемой форме: «Я не рисую, потому что не умею!».

Творческих успехов Вам и Вашим деткам! Рисуйте с удовольствием!

Сколько нужно рисовать каждый день

Доброго тебе дня! У клавиатуры Роман, а это значит настало время для того что бы поделиться своими мыслями и соображениями по поводу мироустройс… кхм, в общем поболтать.

Вопрос «Сколько нужно рисовать каждый день для того что бы научиться хорошо рисовать», а также его вариации, мучают очень многих посетителей поисковиков и последние, как всегда готовы ответить, подсказать и помочь, но они не могут сделать главного – рисовать вместо вопрошающего.

Почему мы усложняем себе жизнь.

Думаю, что для того, кто интересуется нашим сегодняшним главным вопросом, утверждение: «Рисовать нужно каждый день», — это неоспоримый факт! А теперь давай задумаемся на секундочку, почему так, кто сказал, что это факт, может это просто у всех в голове сложилось неверное впечатление, как думаешь?

[3]

«Сколько надо рисовать каждый день что бы…», здесь мною прослеживается какая-то ошибка, мы не только спрашиваем сколько конкретно надо времени что бы научиться рисовать «то» или «это», и заранее ставим условие, которое усложняет нам достижение цели – «каждый день», но и даем себе неверный посыл, «зачем» нам это делать.

Сначала про первое. Скорее всего это выходит из общего убеждения что для того что бы овладеть каким-либо навыком нужно каждый день его практиковать, ведь все видят, как художники часами каждый день рисуют, кузнец каждый день кует, а спортсмены каждый день занимаются спортом.

Вроде бы все верно, но подобный образ мышления опасен. У многих это проявляется в элементарном дискомфорте от того что ты теперь каждый день «обязан» рисовать и если ты один день пропустишь, то все, жизнь кончена, ты не справился и т.д.

Давай откровенно, такие вопросы задают не те, кто любит рисовать, а те, кто хочет иметь такой же результат как те, кто умеет это делать, им не хочется рисовать. И тут вытекает наша вторая проблема.

Почему те, кто хочет научиться рисовать ошибаются в начале пути.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Хорошие комиксы, красивый арт и фанарт, картины маслом, акварелью и все остальное – именно это мы хотим видеть по-настоящему, а не учиться рисовать. Это уже наше логическое домысливает, что «Если я хочу так же то нужно научиться рисовать» и воспринимаем это как «дискомфорт», «необходимость», «обязанность» и мне кажется, что именно тут начинается закладка неверного фундамента у тех, кто в дальнейшем будет мучать поисковики подобными вопросами.

Читайте так же:  Как избавиться от социофобии

Есть у меня статья про то как наслаждаться тем что делаешь, но ведь мы хотим «результат», который выражается в наличии красивых работ, а не в количестве полученного удовольствия от проведенного за рисунком времени.

«Настоящие художники» (о боже как странно это звучит), давайте лучше скажем «профессиональные художники», те чей уровень навыков достаточно высок что бы мы могли их боготворить, пришли к такому уровню через тяжелую работу, бессонные ночи, сотни часов рисования и… любовь к тому что они делают.

У многих ли людей задающихся нашим главным вопросом есть эта любовь к ремеслу или же только одно желание результата?

Мы упускаем самое главное – «Пресное знание»

Идем дальше. В статье про то отмазку “Я не умею рисовать” я уже упоминал что эта фраза не полная и тут та же самая история – «Сколько нужно рисовать каждый день для того что бы…» что? Что научиться рисовать? Животных, людей, технику, оружие, природу. Определись сначала с тем что хочешь рисовать.

[2]

“Сколько нужно рисовать что бы научиться хорошо рисовать” — опять же “что” ты хочешь рисовать, и уже вторая часть — что значит “хорошо”? Хорошо или плохо это субъективные понятия, которые каждым человеком трактуются по-разному.

Наверно ты имеешь ввиду “рисовать так как это выглядит в реальности”, ну тогда все просто — рисуй и когда сможешь посмотреть на свою работу и сказать, что она нарисована “хорошо”, будет тебе и ответ сколько нужно рисовать что бы этому научиться.

Есть такое понятие как “пресное знание”, это знание лишенное всякого эмоционального оттенка, знание которое является ответом на твой вопрос, но не завернута в красивый фантик из эмоций. Ты не можешь отреагировать на него позитивно или негативно, ты просто пропускаешь это знание мимо себя потому что оно не заряжено эмоциями, которые могут тебя зацепить.

И одно из таких пресных знаний — что бы научиться рисовать надо рисовать. Не правда ли, легко и просто? Сколько раз ты уже слышал этот совет? А сколько раз ты ему следовал?

Для того что бы нарисовать 6 иллюстраций к статье у меня уходи в среднем по 7 часов, правда с каждым разом я могу делать это все быстрее. Да, я не рисую их за один день, максимум за два, но даже если поделить то как ты считаешь три с половиной часа это нормально что бы рисовать каждый день для того что бы научиться рисовать?

Я — нет. Считаю, что каждый день необходимо тратить часов по 6-7 на то что бы совершенствовать свои навыки рисования, но у кого есть такая возможность? Правильно не у многих. У меня, как и у остальных есть работа, у кого-то учеба, у кого-то другие обстоятельства и вместо того что бы тратить время на рисование они спрашивают у гугла “Сколько надо тратить времени каждый день что бы научиться рисовать”.

Про волшебную таблетку и человеческую природу.

Знаешь почему они это спрашивают, потому что человеку свойственно хотеть, чтобы все проходило легко и быстро, ищущие думают, что гугл выдаст им ссылку на волшебную таблетку которая научит их рисовать или ссылку на какой-нибудь ресурс где тебе назовут либо очень большую цифру либо очень маленькую.

Какая разница? Мы уже об этом говорили – тот, кто ищет ответ на этот вопрос на самом деле не хочет научиться рисовать, если ответят “тебе достаточно пол часа каждый день”, то внутри себя он скажет, что это слишком легко и что он в любой момент сможет научиться рисовать. Таким образом человеческая психика дает тебе ощущение что ты уже можешь рисовать. Но это самообман.

Если же тебе ответят, что нужно тратить по 5-6 часов, ты расстроишься, подумаешь, что это не для тебя, ведь у тебя нет времени на это. Ах бедный ты наш, а ничего что ты тратишь по несколько часов в день на Вконтакте, на игры, на телевизор, как тебе а?

Нет у тебя желания рисовать если ты задаешь высказанным выше вопросом. И я точно такой же, ну или точно был таким же. Спрашивал у поисковика, купил книгу Кистлера “Вы будете рисовать через 30 дней, ведь достаточно всего по часу в день”, и книги Бэтти Эдвардс стоят у меня на полке, да много чего еще стоит.

Научился ли я рисовать? Нет. Но главное это вовремя понять и отбросить уже эти глупые вопросы и сомнения и просто сесть, и рисовать.

Поставь себе цель, та которая будет тебя одновременно мотивировать и держать в узде. Я часто загораюсь желанием рисовать с новой силой, но каждый раз мой главный источник мотивации на тот момент иссякает и я заново бросаю это дела. А затем опять по кругу.

Найди причину, по которой ты хочешь научиться рисовать и тогда вопрос “сколько нужно рисовать что бы научиться” отпадет сам собой, будешь рисовать, двигаться к цели — научишься.

Каждый день, посвящай рисованию столько сколько можешь, столько сколько считаешь нужным, столько сколько ты сам хочешь. Делай перерывы, отдыхай, затем снова возвращайся.

P.S. Вообще рисовать каждый день это тот еще геморой. хотя не рисовать, а учиться рисовать=)) Иногда надо и расслабляться, но только не компьютерными играми. Настолки для этого подходят лучше, во-первых более активный способ развлечения, больше включается фантазии, поддерживаешь контакты с друзьями, да и много чего еще. Вот есть хороший магазин вообще с развлечениями на любой вкус. даже 18+ 😉

На сегодня все, всем творческого настроения друзья!

Начать рисовать в 27: миссия может быть выполнена

Всем привет! Меня зовут Дина, и в 2010 году, когда мне было 27 лет, я написала пост в ЖЖ, который начинался со слов «Знаете, я никогда не была творческим человеком. Мечтала им стать — да. Но не была».

Читайте так же:  Что может психолог

Сейчас мне страшно и странно представить, что когда-то я не рисовала, а только мечтала об этом. А мои знакомые и друзья, благополучно приобретенные за это время, наверное, и не подозревают, что когда-то всякое творчество я считала таким же недостижимым, как Эверест.

Я очень-очень не люблю, когда люди говорят: «Да мне уже 20/30/40/50 лет, куда мне начинать рисовать/плавать/путешествовать (подставьте свой вариант)». Поэтому я и решила поделиться своей историей о том, как я начала рисовать в 27 лет, преклонный, по мнению многих, возраст.

Что было:

К 27 годам у меня в анамнезе были: уроки рисования в школе, один год рисования в школе искусств (так себе год, если честно), альбомы с зарисовками из-под микроскопа, оставшиеся с университетских пар по биологии, прадедушка-художник и стойкое желание рисовать. Я не владела никакими техниками, у меня был скудный набор материалов, вроде школьного альбома для рисования, простенькой акварели и простых карандашей.

Как все началось:

Знаете, про что был тот пост в ЖЖ про нетворческого человека, с которого я начала свой рассказ? Про то, как я приняла участие в онлайн-игре, где нужно было сделать 6 коллажей по заданиям, и неожиданно для себя заняла второе место, с отрывом от первого в 0,1 балла. Представляете? Всю жизнь считать себя кем-то далеким от творчества, согласиться принять участие в игре, чтобы поддержать авторов, сделать коллажи чуть ли не впервые в жизни – и почти выиграть. Меня это очень потрясло.

Коллажи случились в мае 2010 года, а в октябре я поехала на практику в Германию и купила там свой первый скетчбук. Это был маленький и очень хорошенький молескин, который я страшно боялась испортить. Да-да, та самая пресловутая боязнь белого листа. Я вертела блокнот в руках, думала, что буду складывать в кармашек на задней обложке, гладила желтую бумагу – и не рисовала. Вплоть до января 2011 года, когда я прочла такой простой, но такой внезапный для меня совет. «Если вы боитесь испортить первый лист, просто переверните его и начните рисовать на втором» — вот и все. Я открыла молескин на второй странице и нарисовала первую картинку. Вот она: простенькая, напоминающая о моей работе на кафедре ихтиологии и экологии.

После нее мне было сложно остановиться. Блокнот уже начат, вырывать страницы глупо, а вот пробовать всякое – интересно. Я делала маленькие коллажи, сочетала разные материалы, рисовала с натуры, с картинок и из головы. Картинки были довольно кривенькие, простенькие, но они были. И они нравились тем, кому я их показывала. Это важно 🙂

А что дальше?

Года полтора я наслаждалась творческими открытиями. Дорисовывала открытки вокруг почтовых марок, приклеивала вышивку на бумагу, декупажила, делала гербарий из растений, привезенных из поездок, устроила свой маленький котопроект: разрисовала 15 конвертов котами и положила в них 15 же открыток, сделанных своими руками в разных техниках. Сейчас я смотрю на них и только улыбаюсь, а тогда я собой очень гордилась! И это очень важно, гордиться тем, что ты делаешь. А еще – показывать, что ты делаешь. До этого я додумалась сама, еще до Остина Клеона.

А потом поняла, что усидчивости и терпения для дальнейшего развития мне не хватит, и принялась за поиск учителя рисования. Я намеренно отвергла курсы, хотя к тому времени уже переехала в Петербург, где рисованию учили буквально на каждом шагу. Я точно знала, что рисовать гипсовые головы – это не по мне, я хочу учиться не по программе, а по велению сердца. И мне очень повезло, я нашла Настю Кожину, художника-постановщика, которая раз в неделю на протяжении трех лет занималась со мной всяким: под ее руководством я укрощала акварель, акрил и масло, писала натюрморты и выходила на пленэры, составляла рисованные композиции из отдельных предметов, расписывала ткань, в общем, пробовала все, что только можно.

Эти уроки дали мне многое: технику, усидчивость (пришла рисовать 2 часа – сижу и рисую), уверенность в себе и в том, что все можно исправить.

Куда все это привело?

Параллельно с рисованием на уроках у Насти, я научилась рисовать на компьютере, в Adobe Illustrator. Правда, и здесь все было не так гладко: графический планшет я получила в подарок от мужа на новый 2012 год, а активно им пользоваться начала только в 2013 году: боялась и чувствовала себя неуверенно.

Потом был экзамен на Shutterstock, который я сдала с первого раза (кстати, бояться его совсем не нужно, я даже писала об этом пост в блоге), зарегистрировалась на принтшопах, нарисовала первую картинку на заказ, получила первое письмо с просьбой напечатать футболку с моим принтом, в общем, все завертелось.

Я пробовала рисовать на ткани: расписывала футболки и кеды, правда, только для себя. Сейчас веду переговоры с дизайнером по ткани о создании узоров для квилтинга. Начала рисовать на стенах – представляете? Недавно боялась испортить молескин, а теперь рисую на стенах в чужих домах и не боюсь. А еще у меня появился свой магазин с открытками.

Сейчас я чувствую себя уверенно. Да, я рисую, да это кому-то нужно, да это радует людей и, о боже, даже приносит немного денег.

Конечно, у меня получается не все, даже далеко не все. Я так и не подружилась с леттерингом, хотя обожаю буквы, на стоках мои финансовые успехи не очень успешные, а ткань с моим паттерном купили всего 2 раза. Но я совершенно не отчаиваюсь, уверена, что у меня все впереди.

Посоветовать что-то?

  • Не бойтесь первого листа, просто перелистните его
  • Все можно исправить: стереть, зарисовать, заклеить, в конце концов, перевернуть страницу еще раз и попробовать снова
  • Если вы не пробовали рисовать, откуда вы узнали, что не умеете?
  • А когда рисовать ну совсем страшно, попробуйте сделать коллаж – ответственности гораздо меньше (красивые картинки кто-то создал до вас), а результат порадует.
  • Если вы знаете человека, который хочет начать рисовать, но не знает, с чего начать, подарите ему классный блокнот и покажите мой первый совет! 🙂
  • Ходите на мастер-классы по рисованию разными материалами. Это не очень дорого, а материалы включены. Так вы узнаете, что вам нравится – акварель или карандаши – и избежите ненужных трат.
  • Показывайте всем свои работы. Это, правда, стоит того.
  • Учитесь и практикуйтесь. Много курсов, часто бесплатных, есть онлайн, марафоны по рисованию проводятся даже в инстаграме. А офлайн-школы проводят дни открытых дверей, участвуют в городских мероприятиях и дают еще много возможностей поучиться бесплатно или недорого.
  • Найдите человека, который будет вас вдохновлять. Наверное, не стоит ориентироваться на супер-известного художника, чтобы не закопаться в мысли о том, что вы так точно никогда не сумеете. Найдите кого-то попроще, но успешного.
  • Просто не бойтесь.
Читайте так же:  Младший школьник и его проблемы

Надеюсь, моя история убедила вас в том, что жизнь после 25 лет существует 🙂 Буду рада ответить на ваши вопросы. А если хотите, расскажу, как научиться плавать в 32 года. Хорошего дня!

Психология: Отказ ребёнка от рисования. Причины и методы решения


Психология утверждает, что рисование — первое созидательное действие в жизни человека. Ещё не умея говорить, ходить, до конца понимать окружающий мир, ребёнок уже может транслировать посредством каракуль на бумаге свои эмоции, переживания, чувства.

Рисование развивает мелкую моторику, — важнейший элемент формирования психофизиологии. Рисуя, ребёнок учится мыслить, анализировать, упорядочивать, искать альтернативы. Оно развивает креативность мышления, прививает тягу к познанию мира, воспитывает чувство прекрасного.

Кроме того, детские рисунки — это бесценный материал для психологического анализа. Взрослые могут с лёгкостью «читать» в рисунках настроения и проблемы ребёнка, о которых он может молчать.

Большинство детей охотно и с радостью берётся за рисование, независимо от степени одарённости в этом деле. Однако, иногда родители, воспитатели или учителя могут сталкиваться с отказом ребёнка рисовать. И, хоть это и не повод для паники, такое явление нельзя игнорировать.

Детская психология. Причины отказа детей от рисования

1. Комплексы

В тот момент, когда ребёнок только начинает познавать, что такое критика, он может столкнуться с целым рядом травмирующих факторов. Превратно истолковав какое-либо замечание, придирку, грубость, несправедливую или не конструктивную критику, ребёнок легко может замкнуться. Ранимо и гипер-чувствительно реагируя за перспективу не соответствовать чужим ожиданиям, ребёнок может предпочесть и вовсе не творить. Такое поведение с большой вероятностью может отложиться в подсознании, и вылиться в будущем в комплексы, мешающие всю жизнь. Люди, отказавшиеся в детстве от рисования по причине страха критики, во взрослом возрасте могут быть склонными убегать от проблем, зависеть от чужого мнения, зарывать свои таланты.

Как увлечь?

В первую очередь необходима похвала. При этом важно не скатиться до вранья, а находить положительные элементы даже в откровенно неудачных рисунках. Нельзя хвалить за плохое, нужно подмечать хорошее, при этом давая советы по усовершенствованию рисунка: «Какой удачный цвет ты выбрал! Точь-в-точь, как настоящее солнышко! А ты знаешь, что если лучики делать более прямыми, то оно выйдет ещё лучше. Вот, погляди.»

Важно объяснить ребёнку, что такое критика и зачем нужны замечания. Он должен понять, что ошибки — это нормально, они бывают у всех и на ошибках нужно учиться. Что в замечаниях нет ничего обидного, что они чаще всего делаются ради его блага, и он должен их использовать. Что существуют разные мнения и вкусы. Что то, что он рисует, имеет ценность.

2. Технический склад ума

Как правило, чем более ребёнок склонен к гуманитарным наукам, тем с большим увлечением он рисует. В редких случаях большое превалирование технического мышления над гуманитарным снижает интерес ребёнка к рисованию. Маленький инженер с большей готовностью разберёт что-нибудь на части, проведёт опыт, сломает какую-то вещь «в научных целях».

Как увлечь?

«Юные Кулибины» не меньше остальных детей нуждаются в рисовании для полноценного развития. Оно тренирует правое полушарие, ответственное за гуманитарные науки, творчество и креатив.

Ребёнка с техническим складом ума важно заинтересовать рисованием, показав его рациональность. Можно предложить рисовать с ним всевозможные схемы, планы, составляющие части целого, изображать различные стадии состояний чего-либо, иллюстрировать классификации. Важно привносить в рисунки долю личных эмоций, вплетать истории, анализировать и визуально обозначать характеры персонажей и явлений. Так ребёнок очень быстро увлечётся рисованием.

3. Гиперактивность

Рисование требует усидчивости. Для части детей это практически невыполнимая задача. Психология процессов такова, что гиперактивные дети не могут подолгу фокусироваться на каком-то одном занятии. Им бывает по-настоящему тяжело усидеть на месте, выполняя монотонные действия. Кроме того, они очень часто сталкиваются с непониманием и обвинениями, и поэтому нередко склонны капризничать и плохо себя вести.

Как увлечь?

Не нужно заставлять ребёнка рисовать, когда он хочет побегать. Дайте ему возможность выплеснуть свою активность, а уже потом предложите рисование. При этом важно уделить внимание самому процессу (гиперактивные дети часто заинтересованы лишь в результате). Превратите рисование в игру, устройте соревнование «Кто нарисует лучше» или создайте совместное полотно.

Таким, образом, избавившись от невозможности или нежелания рисовать, дети одновременно смогут решить в себе и ряд других, зачастую куда более важных, проблем. А взрослые, вовлекая ребёнка в рисование, также смогут многому научиться, в свою очередь преодолевая собственные психологические барьеры.

Возраст учащихся — от 6 до 100 лет. Уровень подготовки учащихся — любой.
Ждем всех желающих!

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Дополнительно! Предлагаем занятия с профессиональными арт-терапевтами.

Источники


  1. Маклаков, А. Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. — М.: Питер, 2016. — 592 c.

  2. Иванников, В. А. Общая психология. Учебник / В.А. Иванников. — М.: Юрайт, 2014. — 482 c.

  3. Соколков, Е. А. Психология познания. Методология и методика преподавания / Е.А. Соколков. — М.: Университетская книга, Логос, 2007. — 244 c.
Учимся рисовать или предотвращаем нежелание учиться
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here