Управление стрессом

Сегодня обсуждаем тему: управление стрессом с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Тренинг “Управление стрессом”. Начинаем и заканчиваем диагностикой

Как мы уже говорили, особое место в нашем тренинге “Управление стрессом” (стресс менеджмент) в организации мы уделяем исследованию особенностей конкретной ситуации.

Исследование в процессе нашей программы по управлению стрессом проходит в несколько этапов:

Интервью с руководителями

Мы разработали стандартизированное интервью для оперативного сбора информации, которая имеет отношение к исследованию уровня стресса в организации – стиль управления персоналом, система материальной и нематериальной мотивации, актуальные конфликты, оценка психологической атмосферы в коллективе, причины побудившие обратиться к тренингу по управлению стрессом.

Анкетирование сотрудников перед групповым тренингом

Наиболее объективный способ получить информацию о субъективной оценке уровне стресса у сотрудников – анонимное анкетирование. Здесь мы исследуем то, как сами сотрудники оценивают уровень стресса у себя и в коллективе в целом, а также различные стрессогенные факторы – межличностные конфликты, семейные проблемы, снижение настроения связанное с временем года, неудовлетворенность системой мотивации и пр.

Мы сравниваем эту информацию с той, которую уже получили у управленцев. Как правило, данные полученные у руководителей и линейного персонала отличаются. В некоторых случаях значительно. Характерно, что, как правило, руководство недооценивает уровень стресса в организации, а сотрудники наоборот переоценивают.

Тренинг “Управление стрессом”. Учимся выявлять признаки чрезмерного стресса

Под словом “ стресс ” разные люди понимают разное, они часто не видят различий между нормальным стрессом и дистрессом или путают стресс и депрессию.

Непосредственно в процессе группового тренинга мы учим сотрудников способам самодиагностики уровня стресса и его типа, наблюдению за его признаками (эмоциональными и телесными), а также правильной оценке значимости стрессогенных факторов – характерологических, физиологических, профессиональных и пр.

Диагностика стресса в процессе индивидуального консультирования

В процессе индивидуального консультирования мы используем специальное интервью, опросники актуального состояния (например, на уровень депрессии , тревожности и субъективного благополучия ).

Преимуществом этого вида диагностики является ее индивидуализированный характер, однако не всегда можно ждать полной откровенности сотрудников, так как сам тренинг по управлению стрессом инициирован работодателем и у работников может возникнуть страх того, что их оценивают с целью определить их компетенции.

Диагностика уровня стресса в организации через 3 месяца после вынесения рекомендаций по изменению системы стресс менеджмента

Чтобы объективно оценить эффекты от программы по управлению стрессом мы используем те же инструменты оценки (интервью для руководства и опросник для коллектива), а затем сравниваем результаты полученные “до” и ”после”.

Исследование уровня стресса через некоторое время может оценить эффективность всей программы по управлению стрессом. По нашему опыту мы можем сказать, что положительные изменения в той или иной степени ( если работодатель выполнил наши рекомендации) есть всегда.

Другое дело, что после решении одних проблем на первый план выходят другие. Поэтому чаще всего через три месяца система управления стрессом в организации требует некоторой коррекции.

Управление стрессом

Стресс (от англ. stress — давление, нагрузка, напряжение) – состояние общего напряжения орг-ма, возникающее в результате различных причин; это общая реакция организма на физическое или психологическое воздействие. Эмоциональный стресс, который появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды.

Информационный стресс возникает в ситуациях информационных перегрузок или информационного вакуума.

Психологический стресс является следствием нарушения психологической устойчивости личности по целому ряду причин: задетое самолюбие, незаслуженное оскорбление,

Хронический стресс предполагает наличие постоянной (или существующей длительное время) значительной нагрузки на человека. По характеру воздействия выделяют нервно-психический, тепловой, световой и другие стрессы. В менеджменте в основном рассматривают психологический стресс. Выделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса.

В любой организации существуют ситуации, которые вызывают стресс, например нехватка времени для выполнения всего объема работ. Когда ситуация выходит из-под контроля, появляется нервозность, обеспокоенность.

Стресс — это результат взаимодействия человека и внешней среды. Он охватывает не только эмоциональную и психологическую, но и физическую сферу человека. Причины стресса. Основной причиной стресса являются перемены, нововведения, частота которых в современных условиях резко возросла.

Если менеджер ощущает наличие частых стрессов, он должен стремиться к устранению факторов, которые делают стресс чрезмерным. При этом необходимо четкое представление симптомов стресса.

o проблемы здоровья, нарушения сна;

o нервозность и напряжение, хроническое переживание, неспособность к отдыху;

o чрезмерное употребление алкоголя или курение;

o чувство неспособности справиться с чем-либо;

o эмоциональная неустойчивость;

o впечатлительность и легкая ранимость.

По мере того как менеджер решает собственные проблемы с напряженностью, он одновременно должен решать аналогичные проблемы своих подчиненных, максимально уменьшая факторы риска в отношении стрессовых симптомов. Поэтому менеджеры должны стремиться к исключению источников стресса как для себя, так и для своих сотрудников.

Динамика стресса: Выделяют три стадии развития стресса:

1) возрастание напряжения или мобилизация ;

3) истощение, спад внутренней активности до фонового уровня, а иногда и ниже, или дезорганизация

Стадия мобилизации (тревоги) характеризуется ростом интенсивности реакций, повышением четкости познавательных процессов, ускорением их, готовностью быстро вспомнить необходимую информацию. На этой стадии организм функционирует с большим напряжением, однако он справляется с нагрузкой с помощью поверхностной или функциональной мобилизации, без глубинных структурных перестроек. Например, подготовка срочной работы к заданному сроку, подготовка студентов к сессии.

Стадия адаптации проявляется за стадией мобилизации при условии, что стресс продолжается длительный период времени. Оптимальный уровень – переносимый стресс воспринимается как позитивное явление, как вызов со стороны ситуации, но при этом контроль за ситуацией остается за индивидом. Данное положение позволяет добиваться высокого уровня производительности. Все параметры, выведенные из равновесия на первой стадии, закрепляются на новом уровне. Но если данная стадия стресса затягивается, то наступает переход к третьей стадии.

[3]

Стадия дезорганизации возникает при устойчивом сохранении стрессовой нагрузки. На этой стадии может произойти нарушение внутренней регуляции поведения личности, происходит потеря контроля над ситуацией.

Факторы, вызывающие стресс:

1.Организационные факторы, вызывающие стресс, определяются позицией индивида в организации. Рассмотрим примеры.

Читайте так же:  Панические атаки семь кругов ада

• Трудовая деятельность индивида – ограничения, вызываемые режимом, сменностью работы в организации, внедряемые организационные изменения, новые технологии, которые индивиду приходится постоянно осваивать.

• Взаимоотношения в организации – построение и поддержание хороших отношений с начальником, коллегами, подчиненными. Эта причина является одной из наиболее стрессовых для работников.

• Недостаточно ясное понимание работником своих роли и места в производственном процессе, коллективе. Такая ситуация бывает вызвана отсутствием четко установленных прав и обязанностей специалиста, неясностью задания, отсутствием перспектив роста.

• Недостаточная нагрузка сотрудника, при которой работнику не представляется возможности продемонстрировать свою квалификацию в полной мере.

• Необходимость одновременного выполнения разнородных заданий, не связанных между собой и одинаково срочных. Данная причина характерна для руководителей среднего звена в организации при отсутствии разграничения функций между подразделениями и уровнями управления.

• Неучастие работников в управлении организацией, принятии решений по дальнейшему развитию ее деятельности, особенно в период резкого изменения направлений работы. Такое положение характерно для крупных отечественных предприятий, где не налажена система управления персоналом и рядовые сотрудники оторваны от процесса выработки решений. На многих западных фирмах существуют программы вовлечения персонала в дела фирмы и разработки стратегических решений, особенно при необходимости увеличения объема производства или улучшения качества выпускаемых изделий.

• Карьерное продвижение – достижение индивидом карьерного потолка или же чрезмерно быстрое карьерное продвижение.

• Физические условия труда – слишком высокая или низкая температура в рабочем помещении, сильные запахи, недостаточная освещенность, повышенный уровень шума.

2.Внеорганизационные факторы вызывают стрессы в результате действия следующих обстоятельств:

• отсутствия работы или длительного ее поиска;

• конкуренции на рынке труда;

• кризисного состояния экономики страны и, в частности, региона.

3.Личностные факторы, вызывающие стрессовые состояния, формируются под воздействием состояния здоровья, семейных проблем, эмоциональной неустойчивости, заниженной или завышенной самооценки.

В результате действия перечисленных причин возможны следующие последствия стресса: субъективные, поведенческие, физиологические.

Субъективные последствия предполагают возникновение у человека чувства беспокойства, тревоги, повышенную утомляемость. При проявлениях стресса у индивида усиливаются негативные поведенческие последствия в организации в виде прогулов, неудовлетворенности работой, распространении слухов, сплетен. Физиологические последствия проявляются как повышение артериального давления, сердечно-сосудистые заболевания, нарушение сна, апатия.

Управление стрессом: Управление индивидуальными стрессами представляет собой способы адаптации личности к стрессовой ситуации. Существует несколько уровней управления стрессами.

Первый – на уровне организации, в результате изменений в политике, структуре производства, выработке четких требований к сотрудникам, оценке их деятельности.

В некоторых организациях, преимущественно в зарубежных компаниях и в отдельных отечественных банковских структурах, проводят тренинги релаксации (после работы, 2-3 раза в неделю) под руководством психолога.

Второй уровень управления стрессом – для отдельной личности. Предназначен для того, чтобы уметь справляться со стрессами индивидуально, используя рекомендации и специальные программы по нейтрализации стрессов. Такие программы включают медитацию, тренинг, физические упражнения, диету и иногда даже молитву. Они помогают человеку почувствовать себя лучше, расслабиться.

• Учитесь правильно распоряжаться своим временем.

• Умейте переключать свою деятельность.

• Заставьте стресс работать на вас.

• Посмотрите на ситуацию со стороны.

• Все проходит, пройдет и это.

Депре́ссия — это психическое расстройство, характеризующееся «депрессивной триадой»: снижением настроения и утратой способности переживать радость (ангедония), нарушениями мышления (негативные суждения, пессимистический взгляд на происходящее и т. д.), двигательной заторможенностью. При депрессии снижена самооценка, наблюдается потеря интереса к жизни и привычной деятельности. В некоторых случаях человек, страдающий ею, может начать злоупотреблять алкоголем или иными психотропными веществами.

Отличие дипрес. от стресса:

Стресс это общее название реакции организма на психологическое или иное воздействие.
Депрессия-это заболевание, которое требует вмешательства специалистов и достаточно хорошо поддается лечению.

Стресс — это сильное эммоциональное потрясение. А депрессия — это последствия стресса. Когда организм человека не справляется с тяжелой психической травмой.

Стресс — это временное явление, которое возникает при различных вмешательств из вне. Человек получивший стресс обычно испытывает недомогания со стороны сердечно — сосудистой системы: боли в сердце, повышенное давление, учащенное сердцебиение, возможны обмороки. Стресс обычно лечится седативными препаратами и проходит в течении нескольких дней. Депрессия — начинается незаметно и носит нарастающий характер. Обычно окружающие начинают бить тревогу, когда человек уже находится в глубокой стадии депрессии: человек замыкается в себе, у него пропадет интерес к жизни, появляются мысли и разговоры о смерти. Лечится депрессия длительное время Антидепрессантами и седативными препаратами.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9169 —

| 7340 — или читать все.

УПРАВЛЕНИЕ СТРЕССАМИ

Наряду с конфликтами важную роль в жизни людей играют стрессы.

Стресс — это состояние психической напряженности, которая возникает в ситуациях, когда человеку либо трудно предположить, что произойдет в дальнейшем (например, ситуация дефицита вре­мени), либо он сталкивается одновременно с таким большим чис­лом событий или информации, что не в состоянии это оценить или принять решение. Стресс — это обязательный компонент че­ловеческой деятельности.

В зависимости от вида и характера стрессы бывают физиологи­ческими и психологическими.

Физиологические стрессы возникают, когда происходит накоп­ление критической массы усталости от стрессовых ситуаций — «синдром хронической усталости». Результаты таких стрессов — болезни (язва желудка, астма, мигрень, болезни сердца и т. д.).

Психологические стрессы делятся на информационные и эмоци­ональные. Информационные стрессы возникают в ситуации ин­формационных перегрузок, когда человек не справляется с задача­ми, не успевает принимать решения и т. д. Работа руководителя, его подчиненных в стрессовых ситуациях может привести к не­правильному выполнению обязанностей. Руководителю важно за­ботиться о рациональной организации труда подчиненных, созда­нии и укреплении морально-психологического климата в коллек­тиве, что в значительной мере позволяет исключить стрессовые ситуации.

Эмоциональные стрессы появляются в ситуациях угрозы, опас­ности, обиды. Человек становится раздражительным, теряет аппе­тит, впадает в депрессию, понижается его интерес к общению.

Причинами стресса могут быть:

организационные факторы — перегрузка, недогрузка, несогла­сованность, низкое качество плановых заданий;

конфликт ролей, когда к работнику предъявляются противоре­чивые требования;

неопределенность ролей в будущем;

Читайте так же:  Внутренний критик самоуважения

Стресс наряду с отрицательным может оказывать и положитель­ное влияние. Положительное влияние состоит в том, что он спо­собствует мобилизации усилий человека для выполнения работы.

Поскольку стрессы неизбежны, менеджер должен научиться управлять ими.

Управление стрессами

это процесс целенаправленного воз­действия на персонал организации с целью адаптации личности к стрессовой ситуации, устранения источников стресса и овладения методами их нейтрализации всем персоналом.

Есть два подхода к управлению стрессами:

внести изменения в менеджмент, чтобы устранить причины стрессов; для этого надо оценить способности, потребности, склонности работников, четко определить зону своих полномо­чий и ответственности, использовать двустороннюю коммуника­цию и т. д.;

принять конкретные меры индивидуального характера, разра­батывать программы по нейтрализации стрессов (медитация, рас­слабление, психоанализ, диета, спорт и т. д.).

Одна из насущных задач современного менеджмента — поиск путей повышения стрессоустойчивости человека. Стрессоустойчивость менеджера — это его способность сознательно противо­стоять длительному стрессу. Известно, что при долгом пребыва­нии в состоянии даже слабого стресса создается серьезная опас­ность для психического состояния менеджера и его здоровья.

Контрольные вопросы и задания

1.Сформулируйте понятие конфликта. Каковы его виды?

2.Какие этапы проходит конфликт в своем развитии?

3.Каковы функции конфликтов?

4.Как может быть разрешен конфликт?

5.Как менеджер может управлять стрессами?

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Видео (кликните для воспроизведения).

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 8566 —

| 7056 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

3.Управление стрессами.

Цель и задачи: Ознакомиться с понятием профессионального стресса, изучить природу и методы его профилактики.

Природа и причины стресса.

Методы управления стрессом

Понятие стресс.

Стресс – это естественная реакция на внешние нагрузки любого вида (перенапряжение, тревогу и ежедневную суету), которая вызывает ощущение того, что с ситуацией справиться невозможно. Когда нагрузки становятся чрезмерными, ухудшается самочувствие, появляются другие симптомы.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС — многообразный феномен, выражающийся в психических и физических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности человека.

В настоящее время он выделен в отдельную рубрику в Международной классификации болезней. К нему могут приводить: перегрузка работой, недостаточно четкое ограничение полномочий и должностных обязанностей, взаимоотношение с коллегами, недостаточная оплата труда, однообразие деятельности, отсутствии карьерных перспектив, плохие условия труда, долгая и выматывающая дорога на службу и др. Отсутствие информации и отсутствие времени являются фоном, на котором стрессом может стать любое дополнительное раздражение.

Факторы, вызывающие производственный стресс, можно разделить на:

Объективные факторы (мало зависящие от личности работника):

Физические причины и физиологические причины такие как вредные характеристики производственной среды, тяжелые условия работы: шум, вибрация, загрязненная атмосфера, длительная работа — шофер дальний рейсов, рваный темп деятельности — врач скорой помощи, повышенная ответственность – авиадиспетчер, отсутствие нормального режима питания на работе.

Структурно-организационные причины. К ним относят слишком высокий темп работы и слишком жесткие сроки ее выполнения, монотонность работы и невозможность как-то повлиять на порядок выполнения заданий.

Дополнительные факторы стресса — чрезвычайные (форс-мажорные) ситуации, которые могут принимать различный характер в зависимости от специфики труда.

Субъективные факторы стресса (их развитие больше зависит от самого человека)

Социально-психологические причины: напряженные отношения с коллективом, конфликты, недогрузка или перегрузка работников, высокая ответственность, нехватка времени, отсутствие четкого распределения ролей и обязанностей.

Источником стресса могут служить межличностные отношения с :

вышестоящими должностными лицами (руководитель): из-за чрезмерного контроля, завышенных требований, недооценки труда, отсутствия четких указаний и инструкций, грубого или пренебрежительного отношения.

подчиненными: из-за своей пассивности, излишней инициативности, некомпетентности, воровства, лени.

лицами не работающими в данной организации, но контактирующие с ней (клиентами, партнерами и тд). Стресс продавцов, которым приходится общаться с большим количеством покупателей, или стресс бухгалтеров при сдаче квартального или годового отчет в налоговую инспекцию. Для налогового инспектора стрессорным фактором будет бухгалтер, который по отношению к нему является примером внешнего стрессора.)

профессиональные стрессы личностного характера, обусловленые нехваткой знаний, умений и навыков, низкой самооценкой, неуверенностью в себе, страхом неудачи (стресс новичков), а также ощущением несоответствия между трудом и вознаграждением за него.

стрессы, связанные с плохим соматическим здоровьем работников, хроническими заболеваниями.

Чрезмерный стресс может оказаться в высшей степени разрушительным для индивидуума, а, следовательно, для организации.

Может проявляться в:

[1]

снижении производительности труда и мотивации работников,

повышенной конфликтности и ухудшении качества обслуживания клиентов,

повышении числа пропусков по причине болезни,

Руководитель должен научиться нейтрализовать его и сделать это вовремя, пока нормальный рабочий стресс не перешел в стадию разрушительного дистресса.

Важное про управление стрессом

Под словом стресс разные люди понимают разное, поэтому начиная статью про управление стрессом (стресс менеджмент), давайте разберемся в природе и механизмах этого явления.

Стрессом (от англ. stress —нагрузка; напряжение) принято считать реакцию организма на неблагоприятное физическое или психологическое воздействие. Биологический смысл стресса заключается в быстрой мобилизации ресурсов организма. Чаще всего пусковым механизмом стресса является ситуация неопределенности или угрозы, но не в каждой ситуации, а когда речь идет о чем-то значимом для человека (жизнь, здоровье, благополучие близких, безопасность и пр.).

В широком смысле стресс можно рассматривать как реакцию на неудовлетворенную потребность, которая актуальна для субъекта в данный момент. При этом потребности могут быть разнообразными, от биологических до смысложизненных. При этом стресс мобилизует человека с целью что-то изменить своей жизни, добиться удовлетворения потребности, то есть стресс – важный аспект процесса мотивации.

Если говорить об эмоциональном оттенке стресса, то чаще всего это тревога (реакция в связи с неопределенностью в ближайшем будущем) или страх, который сигнализирует об определенной, ясной угрозе.

По своим проявлениям эта реакция может быть нормальной (эустресс) или негативной (дистресс). При нормальной реакции процесс возбуждения быстро меняется процессом расслабления. Негативный эффект длительного или многократно повторяющегося стресса состоит в том, что эмоциональное возбуждение может “застаиваться” и продолжаться неадекватно долго. При чрезмерном перенапряжении организма и истощении физических и эмоциональных ресурсов могут развиваться различные патологические изменения: неврозы, гормональные нарушения, негативные изменения функций сердечно-сосудистой, пищеварительной и других систем.

Читайте так же:  Почувствовать осень

Следует понимать, что сам по себе стресс не является заболеванием психики или тела, в современных классификациях болезней нет такой рубрики, но он часто является провокатором различных физических и психических недугов.

Еще одним признаком негативного, непродуктивного стресса можно считать реакцию напряжения и мобилизации, которая не приводит к реальному действию по улучшению сложившейся ситуации, то есть это “стресс ради стресса”.

Автор теории стресса Ганс Селье указывает, что он «является не только злом, не только бедой, но является и великим благом, ибо без стрессов различного характера наша жизнь была бы похожа на какое-то бесцветное прозябание». Также он считал, что стресс — «важнейший инструмент тренировки и закаливания, ибо стресс помогает повышению сопротивляемости организма, тренирует его защитные механизмы».

Итак, разумное управление стрессом (стресс менеджмент) — это понимание его механизмов и биологической целесообразности, знание признаков патологического стресса. А также способность использовать стресс в своих целях для достижения и осознанное “выключение” его, когда мобилизации ресурсов не требуется. Именно поэтому мне больше нравится выражение “управление стрессом”, чем “борьба со стрессом”.

Для иллюстрации разного стиля управления стрессом хочется рассказать истории двух разных человек:

Случай первый

Женщина, 32 года, русская, москвичка. Не замужем, проживает одна с двумя кошками. Школу окончила с золотой медалью, два высших образования (красные дипломы). Генеральный директор компании, до этого у нее был успешный опыт работы на различных управленческих позициях. Имеет высокий уровень дохода.

Всегда стремилась быть первой и лучшей в том, что она делает. Ответственная, пунктуальная, самокритичная, при этом очень требовательна к другим людям. Умеренно конфликтна. Обратилась с жалобами на усталость, нарушение сна, сердцебиение, эмоциональное напряжение, страхи и тревожность, повышенный аппетит.

Работает в среднем по 9-10 часов в день, иногда по выходным, часто ездит в командировки. Физически малоактивна, никаких развлекательных мероприятий не посещает, так как “сил после работы нет”. Рассказывает о неудовлетворённости своей жизнью, в первую очередь, своей профессиональной деятельностью, о конфликтах с руководством и подчинёнными. Не была в отпуске более 5 лет потому, что “не могла оставить работу”. Говорит, что хочет уволиться, но утверждает, что “пока не могу это сделать”. В процессе диагностики был установлен высокий уровень тревожности и легкая депрессия.

Клиентский запрос состоял в том, чтобы назначить лекарства и справиться со стрессом, но продолжить работать в том же режиме. Проконсультирована врачом психиатром, на фоне назначенного медикаментозного лечения (антидепрессант с противотревожным действием, снотворные) и психотерапии, симптомы смягчались, но снова возвращались в напряженные периоды на работе.

За время консультирования (более года) она так и не уволилась с работы, всегда объясняя это различными независящими от нее обстоятельствами. При этом никак не изменился ее образ жизни.

Случай второй

Мужчина, 38 лет, таец по национальности, проживает на северо-востоке Таиланда. В браке с европейской женщиной, с которой у него общий ребенок. Талантливый художник, мастер тайского массажа и траволечения. В прошлом буддистский монах, около 18 лет своей жизни провел в монастырях, где практиковал медитацию. Последние годы монашества занимался воспитанием и уходом за тиграми в заповеднике. Многократно подвергался атакам с их стороны, все тело покрыто шрамами. После знакомства со своей будущей женой, решил уйти из монастыря, жениться и завести ребенка.

Этот человек улыбчив, приветлив, терпим к другим. Он практически всегда в хорошем настроении и самочувствии. Занимается творчеством – рисует, делает своими руками эко мебель, а также регулярно медитирует.

Однако у него снижен порог риска, это проявляется в различных сферах жизни – однажды он строил домик на дереве и не закрепившись упал с самого верха. На мотоцикле он ездит с огромной скоростью, без каски. Когда я ему указал на это, он улыбнулся и ответил: “Ничего страшного. Самое плохое, что может случится – мы умрем.”

Этот человек очень отзывчив, помогает другими, готов отдать последнее, даже в ущерб своей семье – у него нет сильной тревоги по поводу близких, он философски относится к невзгодам. Он не умеет зарабатывать деньги, с радостью делится материальным с другими. В семье проблемы с финансами, из-за этого у него возникают постоянные конфликты с супругой.

Какие выводы мы можем здесь сделать? Люди, которые характеризуются слишком низким уровнем тревожности и страхов, подвергают себя внешней опасности, так как эти эмоции выполняют защитную функцию. Часто у них невысокая мотивация к достижению — система сигнализирующая о неудовлетворенности как-бы спит.

Другие живут в постоянном напряжении и тревоге, даже когда нет объективных поводов для беспокойства. Часто они успешны в смысле достижений, защитили себя, но не успокаиваются, пока ситуация не будет идеальной, у них низкая терпимость к неопределенности и несовершенству. Они не умеют отдыхать, часто не занимаются расслабляющими практиками. Риски таких людей внутренние – сбои систем организма и психики.

Таким образом, у стресса есть как полезные, так и отрицательные стороны. По моему мнению, эффективное управление стрессом – это удачный баланс между психическим напряжением и расслабленностью, когда человек произвольно “переключает” разные режимы в зависимости от ситуации в жизни.

В этой статье можно прочитать о том, в чем отличие стресса и расстройств эмоциональной сферы.

Методам управления стрессом мы посвятим отдельную статью, сейчас лишь коротко перечислим основные направления этой работы. Как же мы можем “выключать” ненужный стресс? Вот три возможных пути:

1. Воздействие “ через тело ”

Здесь я имею ввиду бережное отношение к своему телу – физическая активность, спорт, йога, правильное питание. Физическое неблагополучие — важный стрессогенный фактор. Если к своему телу относиться с заботой, то оно будет отвечать нам позитивными эмоциями – телесное и психическое тесно связаны.

К этому же направлению управления стрессом я отношу вещества, которые мы используем, чтобы успокоится. Самые безобидные – это седативные травы, биодобавки и витамины. В случае клинической депрессии – это антидепрессанты, при тревожных расстройствах – седативные средства. Увы, но иногда без лекарств управлять стрессом невозможно.

Читайте так же:  Чем полезно семейное консультирование

2. Воздействие “ через психику ”

Наши эмоции – это следствие того как мы оцениваем себя и ситуацию. Тревожные и не устойчивые к стрессу люди часто мнительны, всегда ждут что-то плохое, нетерпимы к неопределенности и чрезмерно требовательны к себе и окружающим.

Поэтому делая наше мировосприятие более объективным, мы реагируем эмоциями, которые больше соответствуют действительности, являются адекватным сигналом об угрозе. Оптимизацией мировосприятия человека занимается психотерапия, наиболее научно обоснованный метод – когнитивно-поведенческая терапия. Также с этим могут помочь другие гармонизирующие психологические практики – религиозные или нерелигиозные.

3. Воздействие “ через жизнь ”

Как мы говорили, уровень стресса определяется степенью неудовлетворённости наиболее важных для человека потребностей. Поэтому при управлении стрессом следует проанализировать, насколько человек доволен как минимум тремя сферами жизни — “где я” (страна, город, дом), “с кем я” (близкие люди, семья, друзья), “чем я занимаюсь” (профессиональная деятельность и другие активности).

Процесс осознанной организации своей жизни можно назвать жизнетворчеством. Психолог Дмитрий Алексеевич Леонтьев определяет его как “личностно-ориентированную практику развития и коррекции отношений с миром”. Приближая жизнь к собственным потребностям мы снижаем степень психического напряжения, становимся хозяевами своего счастья. По сути, это значит стать “ человеком преобразующим ” в большей степени, чем просто адаптирующимся к жизни. Однако здесь важно объективно оценивать свои возможности и стремиться изменить только то, что поменять по силам и мудро принять то, что поменять невозможно.

Конечно, существуют универсальные методы управления стрессом, которые подойдут любому человеку, однако учитывая уникальность каждого, лучше всего сработают индивидуально подобранные программы с воздействием на все “уровнях” – телесном, психическом и в жизненной ситуации человека. Это можно делать самостоятельно, но лучше всего, если вашим советчиком и помощником будет специалист в этой области.

Менеджмент — учебники / менеджмент2 / управления стрессами

14. Управление конфликтами, стрессами и изменениями

Работающие в организациях люди различны между собой. Соответственно, они по-разному воспринимают ситуацию, в которой они оказываются. Различие в восприятии часто приводит к тому, что люди не соглашаются друг с другом. Это несогласие возникает тогда, когда ситуация действительно носит конфликтный характер. Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон (личность, группа или организация в целом) вступает в противоречие с интересами другой стороны. То есть конфликт – это отсутствие согласия между двумя или более сторонами. Менеджер согласно своей роли находится обычно в центре любого конфликта в организации и призван разрешать его всеми доступными ему средствами. Управление конфликтом является одной из важнейших функций руководителя.

С точки зрения причин конфликтной ситуации выделяется три типа конфликтов. Первый – это конфликт целей. В этом случае ситуация характеризуется тем, что участвующие в ней стороны по-разному видят желаемое состояние объекта в будущем. Существует много методов разрешения таких конфликтов. Второй – это конфликт, вызванный тем, что участвующие стороны расходятся во взглядах, идеях и мыслях по решаемой проблеме. Разрешение таких конфликтов требует большего времени, чем разрешение конфликтов, связанных с противоречием целей. И, наконец, третий – это чувственный конфликт, появляющийся в ситуации, когда у участников различны чувства и эмоции, лежащие в основе их отношений друг с другом как личностей. Люди просто вызывают друг у друга раздражение стилем своего поведения, ведения дел, взаимодействия. Такие конфликты труднее всего поддаются разрешению, так как в их основе лежат причины, связанные с психикой личности.

Можно выделить пять уровней конфликтов в организации: внутри личности (связанные с противоречиями между «хочу», «могу» и «надо» в человеке), между личностями (на профессионально-производственной, социальной и эмоциональной почве), внутри группы, между группами, внутри организации. Эти уровни тесно связаны между собой. Так, внутриличностный конфликт может заставить индивида чувствовать себя агрессивно по отношению к другим и вызвать тем самым личностный конфликт.

Источниками конфликта могут быть дефицит ресурсов, неодинаковый вклад в дело, несбывшиеся ожидания, ортодоксальность управления, недостаток самостоятельности и т.д.

Путями разрешения конфликтов могут быть сила, власть, убеждение, сотрудничество, компромисс, уход от конфликта, привлечение третьей силы, ведение игры и т.п.

Существуют следующие стратегии поведения в конфликте: 1) уход от взаимодействия; 2) сглаживание; 3) борьба; 4) сотрудничество и решение проблемы; 5) поиск компромисса.

Для разрешения организационных конфликтов широко используются так называемые структурные методы управления конфликтом внутри организации. Эти методы связаны с использованием изменений в структуре организации для разрешения конфликтов, получивших развитие. Они направлены на снижение интенсивности конфликта. В группу этих методов входят: – методы, связанные с использованием руководителем своего положения в организации (приказ, распоряжение, директива и т.п.); – методы, связанные с «разведением» частей организации – участников конфликта («разведение» их по ресурсам, целям средствам и т.д.) или снижением их взаимозависимости (дифференциация и автономизация подразделений); – методы, связанные с созданием определенного «задела» в работе взаимозависимых подразделений (запас материалов и комплектующих); – методы, связанные с введением специального интеграционного механизма для конфликтующих подразделений (общий заместитель, куратор или координатор и т.п.); – методы, связанные со слиянием разных подразделений и наделением их общей задачей (например, объединение отдела труда и заработной платы и отдела кадров в отдел развития персонала, призванный заниматься развитием каждого отдельного работника в плане его роста, а не только расчетно-учетными функциями).

Если конфликтная ситуация находится под контролем руководства, то та­кие конфликты называют функциональными. Они оказывают положительное воздействие на эффективность организации и полезны для нее. Функциональ­ные конфликты могут возникать на совещаниях, советах, в деловой полемике и т.д. Участвующие в них стороны обычно контролируют себя и ситуацию.

Если ситуация выходит из-под контроля руководства, конфликт принимает дисфункциональный характер. Дисфункциональный конфликт приводит к снижению личной удовлетворенности сотрудников, эффективности группового сотрудничества, ведет к враждебности в отношениях, к несправедливости в распределении ресурсов, вынуждает поступать против своей воли в пользу одной из сторон.

Читайте так же:  Позиции психолога-консультанта по отношению к клиенту

Термин «стресс» в настоящее время стал одним из самых популярных и превратился в источник вполне оправданного беспокойства руководителей компаний. Стресс адаптивная реакция, опосредованная индивидуальными различиями и/или психологическими процессами, которая является ответом на любое внешнее воздействие, ситуацию или событие, предъявляющие к человеку повышенные требования психологического и/или физического характера.

Стресс на рабочем месте может быть вызван высоким уровнем требований и низким уровнем контроля над процессом труда. Он связан прежде всего с изменениями, которые вызывает взаимодействие людей и их работы. Стресс — это результат взаимодействия человека и внешней среды. Он охватывает не только эмоциональную и психологическую, но и физическую сферу человека. Стрессовые факторы находятся как в окружающей человека действительности, так и в его психологическом окружении. Различают рабочие и нерабочие факторы, которые могут являться источниками стресса.

Существует несколько путей управления стрессом. Можно изменить объективную реальность, чтобы удалить стрессовый фактор, или изменить психологическое окружение, в котором находится человек. В других случаях можно изменить стрессовые симптомы таким образом, что они не будут иметь долгосрочного эффекта. Выделяют организационные и индивидуальные методы управления стрессом. Организационные методы включают: оздоровительные программы для сотрудников; изменение рабочего окружения и т.д. К индивидуальным методам относят: психологический (изменение окружения, в котором существует стресс; изменение познавательной оценки окружения; изменение поведения для изменения окружения) и физиологический методы (улучшение физического состояния человека с целью повышения эффективности борьбы со стрессом).

Управление стрессом

Выделяют организационные и индивидуальные методы управления стрессом.

Организационные методы включают:

оздоровительные программы для сотрудников;

тренинги релаксации с участием психологов,

коммуникативные тренинги для развития коммуникативной культуры сотрудников, овладение навыками снятия напряжения,

выездные игровые тренинги с целью снятия напряженности в коллективах, укреплению связей между сотрудниками.

Подобные программы существуют и применяются на уровне всей организации, особенно много их разработано в последние годы на предприятиях стран Западной Европы и США, сейчас очень активно используются и в отечественном менеджменте.

К индивидуальным методам относят (управления стрессом на уровне отдельной личности):

Психологический (изменение окружения, в котором существует стресс; изменение познавательной оценки окружения; изменение поведения для изменения окружения)

физиологический методы (улучшение физического состояния человека с целью повышения эффективности борьбы со стрессом, соблюдение надлежащего режима питания, поддержание себя в форме с помощью физических упражнений.).

Для предупреждения профессионального стресса у подчиненных начальник может создать благоприятный организационный климат и дать работникам возможность самостоятельно организовывать свою работу (определять порядок выполнения работ). Важно четко распределить обязанности между работниками — каждый из них должен знать, за что именно от отвечает. Проследить, чтобы у работников был оптимальный объем работы, не было ни перегруженности работой, ни недогруженности.

Рекомендации

1. Оцените способности, потребности и склонности ваших работников и попытайтесь выбрать объем и тип работы для них, соответствующие этим факторам.

2. Разрешайте вашим работникам отказываться от выполнения какого-либо задания, если у них есть для этого достаточные основания.

Если выполнение задания необходимо объясните, почему это нужно, и установите приоритеты в их работе, чтобы дать им необходимое время и ресурсы для выполнения дополнительного задания.

3. Четко опишите конкретные зоны полномочий, ответственности и производствен­ых ожиданий. Используйте двустороннюю коммуникацию и информацию своих подчиненных.

4. Используйте стиль лидерства, соответствующий требованиям данной ситуации.

5. Обеспечьте надлежащее вознаграждение за эффективную работу.

6. Выступайте в роли наставника по отношению к вашим подчиненным, развивая их способности и обсуждая с ними сложные вопросы.

1. Разработайте систему приоритетов в своей работе: «должен сделать сегодня», «сделать позднее на этой неделе» и «сделать, когда будет время».

[2]

2. Научитесь говорить «нет», когда достигнете предела и не можете взять на себя больше работы. Объясните начальнику, что понимаете важность задания, опишите приоритетные работы, над которыми в настоящее время работаете. Если он настаивает на выполнении нового задания, спросите, какую работу вы должны отложить до завершения нового задания.

3. Наладьте эффективные и надежные отношения с боссом. Поймите его проблемы и помогите ему понять ваши. Научите босса уважать ваши приоритеты, вашу рабочую нагрузку и давать обоснованные поручения.

4. Не соглашайтесь с вашим руководителем при предъявлении противоречивых требований (конфликт ролей). Не занимайте обвинительно-агрессивной позиции, просто объясните, какие конкретные проблемы создают для вас противоречивые требования.

5. Сообщите своему руководителю если не понимаете задания, ответственности или стандарта оценки (неопределенность ролей). Скажите, что вы несколько неуверенны относительно ряда конкретных, связанных с заданием вопросов и хотели бы иметь возможность обсудить их.

6. Обсудите чувство скуки или отсутствие интереса к работе со своим руководителем. Объясните, что хотели бы иметь возможность принять участие в других видах деятельности.

Видео (кликните для воспроизведения).

7. «Найдите каждый день время для отключения и отдыха. Закройте дверь на пять минут каждое утро, поднимите и обоприте на что-нибудь ноги, полностью расслабьтесь и выбросьте работу из головы. Обратитесь к приятным мыслям или образам, чтобы освежить мозг. Уходите время от времени из конторы, чтобы сменить обстановку или ход мыслей. Не обедайте там и не задерживайтесь подолгу после того, как вам следовало бы ухе идти домой или заняться другой работой».

Источники


  1. Леонидова, Б. Развод! Почему? / Б. Леонидова. — М.: Московский рабочий, 2009. — 224 c.

  2. Энциклопедия современной женщины. Семья и карьера. — М.: Мир книги, 2002. — 350 c.

  3. Регуляция репродуктивного поведения и репродуктивное здоровье / И.С. Морозова и др. — М.: Ленанд, 2015. — 240 c.
Управление стрессом
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here