Уровни мотивации и прогресс человеческого общества

Сегодня обсуждаем тему: уровни мотивации и прогресс человеческого общества с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Теории мотивации персонала

Теории мотивации – система знаний о причинах, побуждающих человека к трудовой деятельности (рис. 6.4.).

Рис. 6.4. Теории мотивации

Различают содержательные теории мотивации, основывающиеся на том, что существуют внутренние побуждения (потребности), которые заставляют человека действовать, и процессуальные теории мотивации, которые определяют не только потребности, но и исходят из восприятия и ожиданий человека, связанных с данной ситуацией, и возможных последствий выбранного типа поведения.

[1]

Содержательные теории мотивации основываются на выявлении тех внутренних побуждений (называемых потребностями), которые заставляют людей действовать так, а не иначе. К этой группе относятся теории Маслоу, Герцберга, Мак-Клелланда.

В соответствии с теорией иерархии потребностей американского социолога А. Маслоу люди постоянно испытывают различные потребности, которые можно объединить в группы, находящиеся в иерархическом отношении друг к другу. А. Маслоу выделил пять таких групп и расположил их в виде пирамиды (рис. 6.5).

Рис. 65. Иерархия потребностей Маслоу

Неудовлетворенные потребности, по мнению А. Маслоу, побуждают людей к активным действиям, а удовлетворенные перестают воздействовать, и их место занимают другие неудовлетворенные потребности. При этом потребности, находящиеся ближе к основанию пирамиды, требуют первостепенного удовлетворения, и лишь после того как оно будет достигнуто, начинают действовать потребности следующего уровня, удовлетворить которые можно гораздо более разнообразными способами.

Автор созданной в конце 1950-х гг. двухфакторной модели Ф. Герцберг показал, что на деятельность людей оказывают влияние две группы факторов, названные им гигиеническими и мотивирующими (табл. 6.1).

Таблица 6.1

Двухфакторная модель Герцберга

Влияние на деятельность людей

(связанные с условиями работы)

Даже при полном удовлетворении не мотивируют к повышению эффективности труда

Отношение с другими работниками

Мотивирующие (связанные с содержание работы, с оценкой результатов руководством)

Информированность о делах на предприятии

[3]

Мотивируют к повышению производительности, эффективности, качества груда

Признание и одобрение руководством результатов работы

Возможность продвижения по службе

Высокая степень самостоятельности и ответственности

Интересная, сложная, требующая творческого подхода работа

Таким образом, Герцберг сделал вывод, что с помощью заработной платы мотивировать людей нельзя. Поскольку гигиенические факторы не мотивируют работников, а только предотвращают появление у них чувства неудовлетворенности работой и ее условиями, для стимулирования трудовых усилий необходимо включение еще и мотивационных факторов.

Практика показывает, что модель Герцберга лучше «срабатывает» в условиях высокой занятости и определенности ситуации.

Д. Мак-Клелланд установил связь между результативностью работы людей и потребностями причастности, власти, успеха.

Развитие этих потребностей и их удовлетворение он считал главным фактором высокой продуктивности людей, экономического роста фирм и даже общества в целом.

Между теориями Маслоу и Мак-Клелланда существует много общего (табл. 6.2).

Процессуальные теории мотивации (более современные) основаны на моделях поведения людей с учетом их восприятия и познания (теория ожидания Врума, теория справедливости и модель мотивации Портера – Лоулера, теория X и теория Y Мак-Грегора).

Таблица 6.2

Связь между теориями Маслоу и Мак-Клелланда

Потребности, мотивирующие людей

В общении, принадлежности

Теория ожидания была предложена В. Врумом в 1964 г. Он считал, что стимул к эффективному и качественному труду зависит от сочетания трех факторов, выражающихся в ожиданиях человека.

Стимул (мотив) – побудительная причина, заинтересованность в совершении чего-нибудь.

Вознаграждение – компенсация затрат труда, направленная на удовлетворение каких-либо человеческих потребностей.

Чем больше вера человека, что все эти ожидания оправдаются, тем более сильным будет стимул к деятельности.

Теория ожиданий указывает, что должны делать менеджеры, чтобы стимулы к труду были сильными.

  • 1. Учить подчиненных получать требуемые результаты и создавать для этого все необходимые условия.
  • 2. Устанавливать непосредственную связь между результатами труда и вознаграждением подчиненных.
  • 3. Изучать потребности подчиненных, чтобы знать, какие вознаграждения имеют для них ценность.

Теория справедливости утверждает: люди субъективно определяют соотношение затраченных ими усилий и полученного вознаграждения и сравнивают его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу.

Если, по мнению работника, имеет место несправедливость, большее вознаграждение других работников за аналогичные результаты или такое же за более низкие, то работник будет снижать интенсивность и продуктивность работы.

Чтобы избежать несправедливости, менеджеры должны:

  • 1) устанавливать размеры оплаты на основе объективной оценки уровня ответственности, квалификации, сложности, трудоемкости и результативности труда;
  • 2) разъяснять сотрудникам принципы оплаты, чтобы каждый видел, за счет чего он может увеличить уровень своих доходов.

Л. Портер и Э. Лоулер разработали комплексную теорию мотивации, включающую элементы теории ожиданий и теории справедливости.

Согласно модели Портера – Лоулера достигнутые результаты зависят не только от удовлетворенности ожиданий и справедливости вознаграждений, но и от способностей и характера работника, а также осознания им своей роли в трудовом процессе (рис. 6.6).

Дуглас Мак-Грегор (1906–1964) – американский социальный психолог, он предложил теорию X и теорию Y (Theory X and Theory Y), которые старались подвести под факторы мотивации рациональную и приемлемую основу.

В начале 1950-х гг. Д. Мак-Грегор впервые сформулировал свои идеи об управлении, которые в 1960 г. были опубликованы в его главном труде «The Human Side of Enterprise» («Человеческая сторона предприятия»). Д. Мак-Грегор утверждал, что существуют два вида менеджмента персонала, первый из которых основывается на «теории X», а второй – на «теории Y«.

Теория X гласит: средний человек не любит трудиться и по возможности избегает работы. Следовательно, менеджмент вынужден прибегать к жестким (тотальный контроль и система наказаний) и мягким (убеждение и поощрение) формам принуждения. Но оба эти метода ошибочны, потому что упускают из вида причину нежелания трудиться: дело в том, что человеку мало достойного вознаграждения за труд, ему необходима возможность самореализации, а любая форма принуждения этому препятствует.

Читайте так же:  Ненавижу психологов! всех психологов!

Рис. 6.6. Модель Портера – Лоулера

Теория Y гласит, что для человека расходовать моральные и физические силы на работу так же естественно, как отдыхать или играть. Это означает, что человека можно стимулировать на труд, если дать ему возможность полностью раскрыться, брать на себя ответственность, ощущать свою значимость для организации. К сожалению, отмечает Д. Мак-Грегор, в условиях современного индустриального общества интеллектуальный потенциал человека используется не полностью. Д. Мак-Грегор утверждал, что в одних ситуациях (например, массовое производство) годится только теория X, а в других – только теория У. Понимая, что полностью реализовать его теории на практике невозможно, Д. Мак-Грегор пытался донести до менеджеров мысль о том, что служащие могут сделать для организации гораздо больше, если с ними обращаться как с ценными и ответственными сотрудниками.

Исходя из системного представления человеческой деятельности, можно утверждать, что человек принимает решения на уровне регулирования, адаптации и самоорганизации. Соответственно и потребности должны быть реализованы на каждом из указанных уровней одновременно. Можно утверждать, что низшие, высшие и самые высшие потребности развиваются параллельно и совокупно и управляются поведением человека на всех уровнях его организации, т.е. существует тройственный характер удовлетворения потребностей через материальное и нематериальное стимулирование.

1.16 Понятие общественного прогресса

Прогресс – это вид общественного развития, характеризующееся направленностью от менее совершенного — к более, от элементарного к сложно структурированному.

Однако не существует единого мнения по поводу направленности общественного прогресса, в связи с чем выделяют такие главные точки зрения, такие как:

  1. Теория исторического круговорота. Развитие общественного прогресса движется в рамках цикла, прогресс сменяет регресс. «Два шага вперед, один назад».
  2. Теория французских просветителей. Развитие общества происходит по прямой, непрерывно совершенствуясь. «Стрела прогресса».
  3. Теория современных исследователей. Прогресс не обязывает к положительным изменениям во всей общественной жизни, то есть усовершенствования в одной области могут сопровождаться ухудшениями или отсутствием каких-либо изменений в другой.

Прогресс – явление противоречивое, поскольку не все изменения одной сфере могут служить улучшением в остальных сферах. К примеру, внедрение компьютерных технологий в повседневную жизнь человека во многом значительно экономит время и упрощает существование человека, однако отрицательно сказывается на здоровье человека и на его интеллектуальных способностях. Более того, прогресс – относителен, так как применение понятия прогресса к таким областям, как дружба, любовь невозможно.

Классические:

  • — повышение целомудрия, нравственности людей
  • — достижения технического прогресса
  • — расширение рамок дозволенного человеку в рамках общества
  • — развитие умственных способностей человека
  • — усовершенствование производительных сил

Гуманистические:

  • — средняя длительность жизни человека
  • — смертность детей и матерей
  • — уровень соблюдения прав человека
  • — удовлетворённость жизнью
  • — степень загрязненности окружающей среды

Общественное развитие может быть осуществимо двумя путями:

Реформы

Революции

Инициатива к усовершенствованию в общественной сфере исходит от правительства

Изменения не касаются фундаментальных основ

Основательное качественное изменение

Проводится при помощи ряда поступательных преобразований

Кратковременные

Долговременные

Прогрессивные

Реакционные

Возвращение к первоначальному состоянию

Помимо прогресса существуют также и другой вид направления общественного развития – регресс, который характеризуется переходом в обратную сторону: от сложного – к простому, от совершенного – к худшему. Регресс есть процесс деградации.

Но имеет право на существование и та ситуация, при которой общественное развитие вообще не имеет направленности, а значит, общество не развивается вовсе. Подобное временное прекращение изменения общества в каком-либо направлении называется стагнацией.

Социальное развитие и социальный прогресс

Под социальным развитием понимается такое измене­ние общества, которое приводит к появлению новых об­щественных отношений, институтов, норм и ценностей.

Социальному развитию как реальному процессу прису­щи три характерные черты— необратимость, направлен­ность и закономерность.

Необратимость означает постоянство процессов накопления количественных и качественных перемен, направлен­ность— те линии, по которым совершается это накопление, закономерность — не случайный, а необходимый процесс накопления таких перемен.

Принципиально важная характеристика социального раз­вития — период времени, в течение которого осуществля­ется развитие. Необходимо также учитывать, что основные черты социального развития выявляются только по проше­ствии определенного времени. Результатом процесса соци­ального развития является новое количественное и каче­ственное состояние социального объекта, изменение его структуры и организации.

В социологии по-разному решается вопрос о причинах и факторах социального развития. Представители кон­фликтологического направления исходят из призна­ния решающей роли социального конфликта в развитии общества.

Значение конфликта современные конфликтологи видят в том, что он предотвращает консервацию и стагнацию об­щества и ведет к его обновлению.

К этому направлению относится и марксистская социо­логия, которая главный источник социального развития ус­матривает в единстве и борьбе противоположностей внутри любого социального явления или процесса. В экономичес­кой сфере — это конфликт между производительными си­лами и производственными отношениями, в социально-политической — борьба антагонистических классов и их партий, в духовной — борьба противоположных идеоло­гий, выражающая непримиримость соответствующих клас­совых интересов.

Сторонники структурного функционализма счита­ют, что социальное развитие обусловлено внутренним вза­имодействием тесно связанных элементов социальной сис­темы. Стабильность в рамках «социального равновесия» не исключает изменений в обществе. При этом социальные изменения функционалисты рассматривают как «подвиж­ное равновесие», которое может относиться к любой соци­альной системе. Задача институтов контроля и стабилизации, по их мнению, как раз и состоит в том, чтобы с помощью правовых норм упорядочивать общественные отношения и тем самым предотвращать социальные конфликты. В слу­чае же возникновения конфликтов в обществе необходимо урегулировать их так, чтобы это не дезинтегрировало всю социальную систему.

Читайте так же:  Тревожный прощальный вагон

С понятием «социальное развитие» тесно связано понятие «социальный прогресс». Социальный прогресс предполагает такую направленность социального развития, для которой ха­рактерен переход от низших форм к высшим, от менее со­вершенных к более совершенным. В целом под социальным прогрессом понимается совершенствование социального уст­ройства общества и улучшение условий жизни человека.

Для определения прогрессивности того или иного об­щества в социологии традиционно использовались два наиболее общих критерия: 1) уровень производительности груда и благосостояние населения; 2) степень свободы личности. Однако в современных условиях, по мнению ряда социологов, эти критерии социального прогресса нужда­ются в уточнении и дополнении.

Первый критерий социального прогресса в целом про­должает сохранять свое значение в качестве показателя, от­ражающего состояние экономических и социальных сфер жизнедеятельности общества. Хотя при этом необходимо учитывать принципиальные изменения, которые происхо­дят в данных сферах. Так, по мере формирования и разви­тия постиндустриального общества значительно возраста­ет роль интеллектуального труда, а также различных видов деятельности в сфере социального обеспечения и обслужи­вания. Если в индустриальном обществе главным показателем благосостояния населения является уровень потребления, в постиндустриальном — качество жизни, измеряемое услугами в области здравоохранения, просвещения, образо­вания, культуры, спорта и т.д. С изменением соотношения физического и умственного труда, пропорций сфер занято­сти, показателей благосостояния населения усложняется проблема выведения усредненного социально-экономи­ческого критерия для определения прогрессивности об­щества. Это требует разработки специальных систем со­циальных показателей, которые могут служить основой для оценки состояния того или иного общества. Такая работа ведется в настоящее время российскими социолога­ми, в частности, в Институте социально-политических ис­следований РАН.

[3]

Второй критерий — степень свободы личности — в те­чение продолжительного времени считался комплексно от­ражающим прогрессивность социально-политических изме­нений в обществе. Однако современные социологические исследования показывают, что человек сегодня нуждается не только в свободе, но и в ответственности. В связи с этим второй критерий прогресса, по мнению некоторых отече­ственных социологов, может определяться как уровень раз­вития социально-политических средств, обеспечивающих удовлетворение потребностей членов общества в свободе и ответственности.

Наконец, российские социологи все чаще высказывают точку зрения о необходимости критерия, который отражал бы духовно-нравственные, ценностно-мотивационные ас­пекты экономической и социально-политической деятельно­сти людей. В результате в социологии сегодня выявляется третий общий критерий социального прогресса — уровень нравственности в обществе. Как считают некоторые социо­логи, именно этот показатель может стать интегральным критерием социального прогресса.

[2]

Конечно, выделение этих критериев далеко не исчерпы­вает многообразия подходов к проблеме оценки социально­го прогресса. В мировой социологии выдвигались и другие критерии прогрессивности общества, такие как уровень знаний, степень дифференциации и интеграции общества, характер и уровень социальной солидарности, рост произ­водительных сил и степень освобождения человека от дей­ствия стихийных сил природы и общества и др. В насто­ящее время все больше внимания уделяют разработке конкретных показателей общественного прогресса, таких как уровень развития производства, характер распределе­ния товаров и услуг, степень развития науки и информати­зации, параметры жизненного стандарта, средняя продол­жительность жизни, полнота реализации социальных и политических прав и свобод личности и т.д.

В целом ведущей тенденцией является стремление при­дать критериям социального прогресса гуманистический смысл. Отмечая противоречивый характер становления со­временной цивилизации, социологи считают, что перспек­тивы ее развития будут позитивны лишь в том случае, если в центре ее в XXI в. окажутся не машины, а люди. Про­грессивными могут быть признаны такие изменения, кото­рые способствуют подлинной гармонии между личностью, обществом и природой.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Общественный прогресс.

Общественный прогресс как понятие обществознания .

Общественный прогресс – это глобальный исторический процесс развития общества от низшего к высшему, от примитивного, дикого состояния к высшему, цивилизованному. Этот процесс идет благодаря развитию научных и технических, социальных и политических, нравственных и культурных достижений.

Впервые теорию прогресса описал известный французский публицист аббат Сен-Пьер в своей книге «Замечания о непрерывном прогрессе всеобщего разума» в 1737 году. По его теории прогресс заложен Богом в каждого человека и этот процесс неизбежен, как природные явления. В дальнейшем исследование прогресса как общественного явления продолжилось и углубилось.

Критерии прогресса.

Критерии прогресса – это основные параметры его характеристики:

  • социальный;
  • экономический;
  • духовный;
  • научно-технический.

Социальный критерий это уровень социального развития. Подразумевает уровень свобод людей, качество жизни, степень разницы между богатыми и бедными, наличие среднего класса и т.д. Основные двигатели социального развития – это революции и реформы. То есть радикальное полное изменение всех слоев общественной жизни и постепенное ее изменение, преобразование. Различные политические школы по-разному оценивают эти двигатели. К примеру, всем известно, что Ленин предпочитал революцию.

Экономический критерий это рост ВВП, торговли и банковской сферы, и прочие параметры экономического развития. Экономический критерий – самый важный, так как влияет на остальные. Трудно думать о творчестве или духовном самообразовании, когда есть нечего.

Духовный критерий нравственное развитие – один из самых спорных, так как различные модели общества оценивают по-разному. Например, в отличие от европейских стран, арабские не считают толерантность к сексуальным меньшинствам духовным прогрессом, и даже наоборот – регрессом. Тем не менее, есть общепринятые параметры, по которым можно судить о духовном прогрессе. Например, осуждение убийств и насилия характерно для всех современных государств.

Научно-технический критерий это наличие новой продукции, научных открытий, изобретений, передовых технологий, короче – инноваций. Чаще всего под прогрессом подразумевают этот критерий в первую очередь.

Альтернативные теории.

Понятие прогресса подвергается критике еще с XIX века. Ряд философов, историков отрицает прогресс как общественное явление полностью. Дж. Вико рассматривает историю общества как циклическое развитие со взлетами и падениями. А. Тойнби в качестве примера приводит историю различных цивилизаций, в каждой из которых есть фазы возникновения, роста, упадка и разложения (Майя, Римская империя и т.д.).

Читайте так же:  Без паники! встреча с панической атакой

На мой взгляд эти споры связаны с различным пониманием самого определения прогресса как такового, а также с различным пониманием его социальной значимости.

Тем не менее, без общественного прогресса у нас не было бы общества в его современном виде с его достижениями и нравами.

Уровни мотивации и прогресс человеческого общества

Общественный прогресс — это направление развития человеческого общества, которое характеризуется необратимыми его изменениями во всех аспектах жизнедеятельности, в результате чего осуществляется переход от низшего к высшему, к более совершенному состоянию общества.

Стремление основной массы людей к прогрессу обусловлено природой материального производства и определенных им законов общественного развития.

Критерии общественного прогресса. Определение основы общественного прогресса дает возможность научно решать вопрос о критерии общественного прогресса. Поскольку экономические отношения составляют фундамент всякой формы общественного устройства (общества) и в конечном итоге обусловливают все стороны общественной жизни, значит, общий критерий прогресса необходимо искать прежде всего в сфере материального производства. Развитие и изменение способов производства как единства производительных сил и производственных отношений позволили рассматривать всю историю общества как естественноисторический процесс и тем самым раскрыть закономерности общественного прогресса.

В чем заключается прогресс развития производительных сил? Прежде всего, в непрерывном видоизменении и совершенствовании технологии средств труда, что обеспечивает постоянный и неуклонный рост его производительности. Совершенствование средств труда и производственных процессов влечет за собой совершенствование главного элемента производительных сил — рабочей силы. Новые средства труда вызывают к жизни новые производственные умения и постоянно революционизируют существующее общественное разделение труда, приводят к увеличению общественного богатства.

Вместе с прогрессом техники, совершенствованием технологии и организации производства происходит развитие науки как духовной потенции производства. Это, в свою очередь, увеличивает воздействие человека на природу. Наконец, рост производительности труда означает увеличение количества прибавочного продукта. При этом неизбежно изменяются характер потребления, образ жизни, культура и быт.

Значит, не только в материальном производстве, но и в общественных отношениях мы наблюдаем несомненный прогресс.

Ту же диалектику мы видим и в сфере духовной жизни, которая представляет собой отражение реальных общественных отношений. Определенные общественные отношения порождают определенные формы культуры, искусства, идеологии, которые нельзя произвольно заменить другими и оценивать по современным законам.

Прогрессивность развития общества определяется не только развитием способа производства, но и развитием самого человека.

Способ производства и обусловленный им общественный строй составляют основу и критерий общественного прогресса. Этот критерий объективен, ибо опирается на реальный закономерный процесс развития и смены общественно-экономических формаций. Он включает в себя:

а) уровень развития производительных сил общества;

б) тип производственных отношений, которые сложились на базе данных производительных сил;

в) социальную структуру, определяющую политический строй общества;

г) ступень и уровень развития свободы личности.

Ни один из этих признаков, взятых отдельно, не может быть безусловным критерием общественного прогресса. Только их единство, воплощенное в данной формации, может быть подобным критерием. При этом необходимо иметь в виду то обстоятельство, что не существует полного соответствия в развитии разных сторон общественной жизни.

Необратимость общественного прогресса — закономерность реального исторического процесса.

Другой закономерностью общественного прогресса является ускорение его темпов.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Социальный прогресс тесно связан с так называемыми глобальными проблемами. Под глобальными проблемами понимается комплекс общечеловеческих проблем современности, затрагивающих как мир в целом, так и его отдельные регионы или государства. К ним принадлежат: 1) предупреждение мировой термоядерной войны; 2) социальное развитие и экономический рост в мире; 3) ликвидация на Земле вопиющих проявлений социальной несправедливости — голода и нищеты, эпидемий, неграмотности, расизма и т.д.; 4) рациональное и комплексное использование природы (экологическая проблема).

Становление названных выше проблем именно как глобальных, которые имеют всемирный характер, связано с интернационализацией производства, всей общественной жизни.

Варианты развития общества. Прогресс

В обществе постоянно происходят изменения.

Социальные изменения – это переход общественных явлений и процессов из одного состояния в другое.

Мир меняется каждый день, поэтому и социальные изменения мы можем наблюдать ежедневно. Но иногда эти изменения становятся особенно значительными и оказывают сильное влияние на жизнь всего общества. Тогда мы говорим об общественном развитии

.

Все происходящие изменения в обществе влияют на направление его развития: либо вперёд, либо назад. Можно выделить два основных пути развития общества – это прогресс и регресс

. Если все предельно упростить, то прогресс – это движение вперед, улучшение, а регресс – движение назад, упадок.

Общественный прогресс − это переход от более низкого уровня развития к более высокому, а также от простых форм организации общественной жизни к более сложным.

Но как отличить более высокий уровень развития от более низкого? По этому вопросу существует множество разных мнений, но в качестве основных критериев прогресса

обычно называют следующие:

1) уровень развития науки и техники

2) гуманистические критерии: наличие в обществе условий для свободного развития личности, осознание обществом ценности человеческой жизни.

С точки зрения гуманистических критериев, запрет на применение смертной казни является проявлением общественного прогресса.

Эти два критерия не всегда выполняются одновременно. Например, во времена Советского Союза наука развивалась успешно, но при этом ценность отдельной личности не признавалась, а свобода была ограничена.

Читайте так же:  Как обрести уверенность или шестеричный путь к жизни

Нельзя говорить, что общественный прогресс несёт только благо для людей. Противоречивость

общественного прогресса заключается в том, что какие-то новшества приводят не только к позитивным последствиям, но и к негативным.

Благодаря социальным сетям мы быстро узнаем новости и представляем, что происходит у наших знакомых. Но зато у нас остается меньше времени для личного общения и других занятий.

Другое направление общественного развития – это регресс.

Регресс – это переход от более высокого уровня развития к более низкому, изменения к худшему.

Часто регресс проходит через две стадии – стагнацию

и последующую деградацию .

Стагнация – это период остановки в развитии, застой

.

Деградация – процесс ухудшения характеристик какого-либо объекта или явления с течением времени, движение назад

.

Историки, философы и простые обыватели придерживались и придерживаются разных взглядов относительно преобладающего направления развития общества. Большинство мыслителей сходятся в том, что в целом общество идет по пути прогресса, но, например, религиозные фундаменталисты считают, что общество находится в состоянии регресса, и стремятся вернуть его к истокам.

Споры вызывает не только направление, но и траектория общественного развития. На этот счет существуют разные теории.

Тип социальной динамики

Восходящее или нисходяще развитие, проявляется в виде прогресса и регресса.

Если рассматривать всю историю человечества с первобытных времен до наших дней, то можно увидеть, как совершенствовались орудия труда: от каменных орудий до компьютеров

Социальные системы зарождаются, развиваются, достигают расцвета, а затем приходят в упадок и исчезают.

История Древнего Рима, который был одной из величайших цивилизаций Древнего мира, но пришел в упадок и прекратил свое существование

Развитие общества проходит через этапы (витки спирали), каждый из которых соответствует более высокому уровню. При этом каждый отдельный этап проходит через фазы роста, расцвета и упадка. После прохождения «витка спирали» общество не возвращается к исходной точке, а переходит на следующий уровень.

Формационный подход к истории Маркса, согласно которому этапам развития соответствуют определенные общественно-экономические формации (первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая)

Общественные изменения могут происходить по-разному: постепенно или скачкообразно, управляемо или стихийно, во всех сферах жизни или в одной какой-либо сфере.

Часто используют следующую условную классификацию форм общественных изменений.

Меняется одна сфера общественной жизни Меняются основы общественного устройства
Скачкообразные изменения Реформа Революция Постепенные изменения Эволюция, инновации

Рассмотрим эти явления подробнее.

Реформа

– преобразование одной из сфер общественной жизни, не приводящее к коренному изменению всего социального строя и осуществляемое властью.

Реформы могут происходить в любой сфере общественной жизни, поэтому их можно разделить на политические, социальные, экономические и духовные (культурные).

Также можно классифицировать реформы по их влиянию на жизнь общества: говорят о прогрессивных

и регрессивных реформах. Прогрессивные реформы помогают обществу подняться на более высокую ступень развития, а регрессивные, наоборот, отбрасывают общество назад.

Хрестоматийный пример прогрессивных и регрессивных реформ:
– прогрессивные – либеральные реформы Александра II, среди которых особое место занимает отмена крепостного права в 1861 г.
– регрессивные – контрреформы его наследника Александра III, который отказался от многих начинаний своего отца

Для реформ свойственно:

  • сохранение основ общественного устройства
  • осуществление при непосредственном участии властей
  • итог – обновление части системы общественных отношений.

Революция

– это глубокое изменение всех или большинства сторон общественной жизни, оказывающее сильное влияние на всё общественное устройство.

Революции различаются по продолжительности во времени: кратковременные

(политические революции, например Великая французская революция 1789 г., Февральская и Октябрьская революции 1917 г.) и долговременные (обычно революции в экономической сфере, например научно-техническая революция сер. XX в., в результате которой произошел переход от индустриального общества к постиндустриальному).

Для революции свойственно:

  • радикализм, слом старых общественных форм
  • стихийность, инициатива снизу, от народных масс
  • итог – качественное обновление всей системы общественных отношений, а не только её части.

Великая французская революция 1789 г. привела к падению абсолютной монархии и провозглашению принципа свободы и равенства граждан.

Хотя по формальному определению революция коренным образом меняет все стороны общественной жизни, а реформа – нет, на практике выбор термина «революция» или «реформа» часто зависит от того, происходили ли изменения стихийно или осуществлялись властью.

Например, реформы Петра I или российские реформы в начале 90-х годов 20 века привели к коренным изменениям всего общественного устройства и по этому критерию могли бы считаться «революциями». Но эти события принято называть реформами, так как изменения были управляемыми и проводились «сверху».

И в социальных, и в естественных науках эволюцией называют процесс развития, состоящий из постепенных изменений.

Классический пример эволюции – это происхождение биологических видов, описанное Чарльзом Дарвином.

Общественные изменения тоже могут быть эволюционными. Например, в 19-20 вв. в Европе и США постепенно расширялись права женщин и их роль в общественной жизни.

В последние десятилетия в развитых странах общественные изменения носят эволюционный характер. В целом можно сказать, что эволюционные изменения благоприятны для общества по двум причинам. Во-первых, они помогают избежать общественных потрясений. Во-вторых, эволюционные изменения происходят в тот момент, когда общество к ним готово, не давая проблемам зреть, усугубляться и накапливаться (а вот реформы и революции являются путями решения застаревших проблем).

При эволюционном пути развития в обществе происходит большое число инноваций.

Инновация – это отдельное изменение в одной из сфер общественной жизни.

Как правило, под инновациями подразумевают изменения к лучшему.

Основным вектором общественного развития является модернизация.

Модернизация – это процесс перехода от традиционного аграрного общества к индустриальному, а от индустриального – к современному постиндустриальному.

Читайте так же:  Материнский перенос – или ясли психоанализа

Традиционное, индустриальное и постиндустриальное общество рассматриваются подробнее в следующей статье .

Различают первичную (органическую) и вторичную (неорганическую, догоняющую) модернизацию. Первичная модернизация – это путь развития Европы и Северной Америки, в которых на протяжении веков формировались социальные институты и принципы, лежащие сегодня в основе общественного устройства большинства стран (например, капитализм, демократия). Вторичная модернизация характерна для стран, которые долгое время шли по своему особому пути, а потом оказались в положении, когда они вынуждены догонять наиболее развитые экономики. Вторичная (догоняющая) модернизация происходила быстрее, чем первичная, потому что, как правило, она проводилась «сверху», причем при ее осуществлении можно было ориентироваться на пример успешных развитых стран мира.

Иногда слово модернизация

понимают в более узком смысле и используют его для обозначения только догоняющей модернизации. Модернизация может происходить по-разному: и эволюционно, и революционно, и в результате реформ.

Примеры догоняющей модернизации:
– Реформы Петра I

– Китайские экономические реформы, которые начались в 1980-х годах.

А. Общественное развитие проявляется в том, что общество статично.

Б. Социальные изменения неизбежно возникают в любом обществе.

Уровни мотивации и прогресс человеческого общества

«Вопросы философии» — академическое научное издание, центральный философский журнал в России. В настоящее время является органом Президиума Российской Академии Наук. Журнал «Вопросы философии» исторически тесно связан с Институтом философии РАН. Выходит ежемесячно. Журнал был основан в июле 1947 г. Интернет-версия журнала запущена в мае 2009 года.

На сайте журнала редакция намерена публиковать содержание номеров, избранные статьи, а также рекомендации авторам, желающим прислать свои работы в журнал. Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии к статьям.

Обращаем ваше внимание, что на сайте публикуются электронные версии статей, которые могут несколько отличаться от печатной версии. Это связано с особенностями подготовки журнала к печати.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Глубокоуважаемые авторы и подписчики журнала, дорогие коллеги!
Убедительно просим по всем вопросам обращаться только по адресу Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script или по телефону секретаря редакции Анны Владимировны: 8-926-3282351.
С 18.09.2018 редакция не размещается в здании издательства «Наука»!
Пожалуйста, не ищите нас там и не звоните по старым нашим номерам: по ним Вам не ответят
.

Содержание № 12 за 2018 г.

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

издается с июля 1947 года

МОСКВА Журнал издается под руководством «НАУКА»

Президиума Российской академии наук

Ж.М. Абдильдин, Р.Ж. Абдильдина – Мышление как творческое, развивающееся понятие……………………………………………………………………………………….

Философия и общество

А.О. Карпов – Образование в отношении к истине……………………………………………

Х.А. Барлыбаев – О философии солидарных отношений……………………………………

В.С. Кржевов – Теория общественно-экономических формаций и программа социалистической революции в России…………………………………………………

О.Ю. Болдырев – К вопросу о междисциплинарных направлениях для анализа проблематики экономического суверенитета государства……………………………

«Фундаментальные понятия социальной теории в условиях социальной эволюции: власть, система, структура, действие». Материалы конференции

К.Х. Момджян – О фундаментальных понятиях социальной теории К. Маркса……………

Д.И. Дубровский – «Социальная эволюция» как актуальное понятие социальной философии (в связи с 50-м Юбилейным докладом Римского клуба)…………………

А.Л. Никифоров, Т.Д. Соколова – Правда и истина как ключевые понятия философии истории: к эпистемологической оценке исторических сочинений…………………

Философия, религия, культура

Р.В. Савинов – Доктринальная основа неотомизма: «Двадцать четыре томистских тезиса»……………………………………………………………………………………

Священная конгрегация по делам образования. Апробированные тезисы, содержащие учение св. Фомы Аквината и предложенные преподавателями философии. Перевод с латыни и примечания Р.В. Савинова………………………………………………

Философия и наука

Н.И. Кузнецова – Пути и перекрестки современной эпистемологии (размышление над книгой)…………………………………………………………………………………

Из истории отечественной философской мысли

Г.Л. Тульчинский – Чему еще научит российская революция: фактор П.Я. Чаадаева и политическая воля……………………………………………………………………….

И.И. Евлампиев, И.Ю. Матвеева – Метафизический статус памяти в «философии жизни» Льва Толстого и Анри Бергсона……………………………………………………….

О.Л. Грановская – «Разговор» на «перекрестке культур» (Исайя Берлин о встрече с Александром Кожевом)………………………………………………………………

История философии

И.Р. Тантлевский – «Сотериология» Аристотеля………………………………….. ……

В.И. Молчанов – Онтология и терминология в «Бытии и ничто» Ж.-П. Сартра. Часть I : явление и видимость…………………………………………………………………

М.О. Кедрова – Спор Г. Рида и Т.С. Элиота о способах трансляции культуры…………

М.А. Секацкая – Компатибилистское опровержение аргумента манипуляции……………

Из редакционной почты

Г.А. Ароян, Н.Г. Ароян – Тяжба Григора Нарекаци в Божьем суде…………………………

Ю.Д. Артамонова – Сложная конструкция простого взгляда, или О «поворотах» в философии XX века……………………………………………………………………….

Научная жизнь

О.И. Ставцева – Марксизм без ленинизма: теория К.Маркса и будущее культуры. Обзор XVIII Международных Лихачевских научных чтений……………………………….

М.Б. Конашев – Ильенков, глобализм и экологический кризис (краткие заметки о симпозиуме в Копенгагене)……………………………………………………………

Р.А. Куренкова, А.В. Семенович – Границы, будущее и задачи эстетики (обзор международной научной конференции)……………………………………………….

Источники


  1. Психология семьи. — М.: Бахрах-М, 2002. — 752 c.

  2. Гиперактивный ребенок — это навсегда? Мамочка, пожалуйста. Ошибки аиста (комплект из 3 книг). — М.: ИГ «Весь», 2014. — 608 c.

  3. Корнева, Людмила Нужны ли нам мужчины? Для умных женщин: замужних, еще незамужних и уже незамужних. Мужчинам читать не рекомендуется / Людмила Корнева. — М.: БХВ-Петербург, 2006. — 128 c.
Уровни мотивации и прогресс человеческого общества
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here