Успешность в спорте

Сегодня обсуждаем тему: успешность в спорте с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Как ребенку добиться успеха в спорте?

О том, что такое «правильная» мотивация и как ее использовать для достижения спортивных результатов, мы решили поговорить с Евгением Гибадулиным, главным тренером Гимнастического батутного клуба OGO.

У Жени, именно так его называют в клубе все дети, за спиной уже более 15-ти лет тренерской работы. За этот период он успел подготовить двух мастеров спорта, а также победителей первенств России и мира. Найти в его графике время на небольшое интервью оказалось не так уж и просто, потому что групповые занятия с ребятами, которые готовятся к соревнованиям, чередуются с персональными тренировками, а редкие свободные часы Женя тратит на то, чтобы самому оставаться в форме и не отставать от своих подопечных.

— Скажи, как ребенку добиться успеха в спорте?

— Если у ребенка есть природные данные и интерес к спорту, то добиться успеха ему будет несложно. Если в занятиях заинтересованы только родители, а ребенок не проявляет особо рвения, то это уже гораздо труднее. Перед тренером возникает задача замотивировать ребенка. При этом надо понимать, что во многом результат, который покажет ребенок, будет зависеть от того, насколько хорошо тренеру удалось его заинтересовать. На каждом этапе есть свои механизмы, которые используются в тренерской работе. Важно не только подобрать правильные физические и психологические приемы, но и составить программу таким образом, чтобы ребенок приобретал навыки по нарастающей и чувствовал собственный прогресс. Иногда приходится делать шаг назад, чтобы потом продвинуться дальше.

— Давай немного подробнее поговорим о тех детях, которые сами хотят заниматься. Что нужно делать, чтобы поддерживать их интерес и помогать им развиваться?

— Ребята, у которых сильная мотивация, всегда бегут вперед. Им постоянно хочется осваивать новые элементы и не останавливаться на достигнутом. Основная задача тренера – это успевать бежать самому. Очень важно не допускать застоя, так как из-за него у детей чаще всего пропадает желание заниматься. Хороший тренер должен видеть на несколько шагов вперед и быть хитрым. Именно хитрость помогает добиваться результата в тренерской работе.

— Среди твоих учеников сейчас есть спортсмены-разрядники. Как строится работа с ними?

— Важно понимать, что ребята, которые занимаются спортом профессионально, получают существенные физические и психологические перегрузки. Я, как их тренер, должен внушать уверенность и давать ощущение, что все под контролем. Поскольку в профессиональном спорте уровень риска гораздо выше, чем в любительском, я никогда не принимаю поспешных решений. Могу даже около недели думать о том, как преподнести тот или иной акробатический элемент через подводящие упражнения. Для меня риск на 70% состоит из уверенности. И в моем тренерском арсенале нет слова «никогда». Я считаю, что это слово оказывает огромное психологическое давление и отрезает возможность альтернативного подхода.

— Дети тебя очень любят и в то же время уважают. На твоих тренировках всегда царит почти идеальная дисциплина. Как ты этого добиваешься?

— Возможно, кому-то покажется странным, но для меня дети – это, прежде всего, энергетика. Они просто заряжены позитивом и для того, чтобы добиться результата, мне нужно войти с ними в резонанс. Дети меня любят, потому что я даю им возможность думать, анализировать и делать выводы. Они сами принимают решения, на которые я их наталкиваю. А уважение и дисциплина возникают только тогда, когда тренер является для ребенка авторитетом.

Развитие ребенка

Одиннадцать советов родителям, которые хотят помочь своим детям достичь больших успехов в спорте

Советы психологов для родителей спортсменов

Родители будущих звезд спорта играют ключевую роль в спортивном становлении и развитии своих детей. При этом им важно знать, что́ нужно говорить своим детям и как это делать до, во время и после спортивных мероприятий.

Если ребенок хочет стать олимпийцем или играть в футбол в премьер-лиге, мама и папа могут существенно помочь ему достичь своей мечты. Однако их помощь должна выходить за рамки простой транспортировки ребенка к месту проведения соревнования.

Поддержка молодого спортсмена заключается в настойчивости и ответственном подходе – как родителей, так и ребенка. Действия и отношение родителей, в свою очередь, могут влиять на качественные характеристики его занятий и потенциально улучшать или ухудшать будущие результаты.

Далее представлены советы ведущих спортивных психологов, работающих со многими звездами спорта, о том, как мамам и папам правильно поощрять занятия своих детей и наилучшим образом помогать им в достижении спортивных целей.

Поскольку родителям важно развивать мастерство ребенка, существуют несколько ключевых областей, над которыми им следует работать, чтобы лучше раскрыть потенциал молодого спортсмена.

1. Общение

Ваше общение с ребенком играет большую роль в развитии его спортивных навыков. Поэтому важно сохранять с ним устойчивые и ровные взаимоотношения.

  • Разговоры: говорите с ребенком, используя открытые вопросы: «Ну, Петр, как, по-твоему, прошла сегодняшняя игра?».
  • Активное слушание: пересказывайте слова ребенка, чтобы убедиться в своем правильном понимании и показать, что вы внимательно его слушаете.
  • Понимание: если вы понимаете, что ваш ребенок говорит о своих достижениях или их отсутствии («Я теряю очки из-за моего удара слева»), значит, ваша способность сосредоточиться на истинных потребностях вашего ребенка повышается.

2. Пересмотрите вашу мотивацию

Родителям важно анализировать причины того, почему они хотят, чтобы их ребенок занимался спортом. Не следует путать свои собственные желания с желаниями вашего сына или дочери! Ребенок должен заниматься спортом со страстью и удовольствием, а не воплощать ваши личные мечты. Пересмотрите собственные реакции на его спортивные успехи и постарайтесь осознать, каким образом ваши реакции могут влиять на ребенка («Катя, ты получила сегодня удовольствие от игры?»).

Читайте так же:  О вреде самооценки

3. Начало занятий

Любая программа тренировок должна выстраиваться на основе исходного уровня навыков ребенка, что позволит ему чувствовать себя комфортно и достигать результатов. Если с самого начала тренировки слишком сложны, то ребенку будет трудно добиться успехов. Четкий, точный план тренировок – это важный шаг в процессе приобретения спортивного мастерства.

4. Разбирайтесь в спорте

Вам необходимо приобрести глубокие знания о выбранном виде спорта вашего ребенка и общаться с профессионалами, чтобы еще сильнее развивать свои знания и навыки. Как говорится, если вы делаете то, что делали всегда, вы получите то, что всегда получали.

5. Принципы постановки целей

Постановка цели – это процесс разделения достижения итоговой цели на более мелкие, выполнимые этапы. Родителям важно определять цели для юного атлета вместе с ним; это позволит вам лучше узнать вашего ребенка, реалистично относиться к его способностям, укреплять его сильные стороны и развивать слабые. Эти цели должны планироваться на долгосрочную перспективу и время от времени пересматриваться. Вот основные принципы постановки целей.

  • Конкретика: важно точно понимать, чего именно вы стремитесь достичь.
  • Сложность, серьезность: цели должны быть сложными, серьезными, но выполнимыми постепенно, мало-помалу, поэтапно.
  • Достижимость: слишком нереалистичные цели настраивают ребенка на неудачу.
  • Измеримость: записывайте, измеряйте продвижение к цели, чтобы получить представление о времени ее достижения и возможность контролировать процесс.
  • Прогрессивность: цели должны вести к развитию и плановому прогрессу.

6. Негатив против позитива

Спортивные результаты всегда зависят от приобретенного мастерства. Пытаясь поддержать ребенка, родители часто совершают ошибки, и одна из них заключается в общении с ним в негативном, а не позитивном ключе. Отзывы родителей о результатах ребенка чрезвычайно важны для того, чтобы научить его самостоятельно и критически анализировать свои спортивные выступления и двигаться вперед с позитивом.

Позитивные, поддерживающие фразы помогают улучшать результаты. Старайтесь видеть что-то положительное в любой сложной ситуации и создать основу понимания ребенком того, над чем ему нужно работать.

  • Негативный отзыв: «Вася, ты сегодня отвратительно отдавал пас».
  • Позитивный отзыв: «Вася, важно, чтобы ты лучше наблюдал за позициями игроков на поле, тогда твои пасы будут более точными».

7. Неудачи

И родители, и дети должны рассматривать неудачи как одну из форм обратной связи, замечаний и предложений. Неудачи показывают, как и в чем необходимо улучшить спортивные навыки, чтобы продолжать двигаться вперед. Спортивные неудачи можно рассматривать как позитивный аспект обучения, потому благодаря им ребенок лучше и больше узнает о том, что он еще не умеет («Этот пас было очень трудно поймать, но, по крайней мере, в следующий раз ты будешь контролировать свою скорость».).

8. Подвергайте сомнению негативные утверждения

Молодые спортсмены сомневаются в своих способностях, критикуют собственные выступления и чувствительны к мнению других людей. Поэтому родителям важно подвергать сомнению негативные заявления своих детей, такие как «я не могу. ».

  • Евгения: «Я не могу, у меня не получится играть против более крупных игроков».
  • Родители: «Трудно играть против людей, которые физически крупнее тебя, но ты быстрее и проворнее, чем они».

9. Анализ по результатам выступления

Анализ результатов – полезный инструмент проверки достижения ранее установленных целей, ориентиров и задач. Такой анализ помогает корректировать планы развития («Анна, как, по-твоему, ты выступила сегодня?», «Что конкретно ты сделала хорошо, а что можешь улучшить к следующей неделе?».).

  • Цель: то, чего вы хотите достичь.
  • Ориентир: краткосрочные/долгосрочные средства, с помощью которых вы достигаете поставленных задач.
  • Задача: конечный продукт, результат.

10. Ребенку необходимо чувствовать сопричастность к процессу

Родителям важно направлять ребенка и руководить им. Однако не менее важно дать ему возможность взять на себя ответственность за процесс и почувствовать сопричастность к нему («Итак, Степан, как ты планируешь тренироваться на следующей неделе?»).

11. Позитивное воспитание

Ваши отзывы ребенок считает самыми авторитетными, поэтому конструктивная обратная связь, оценка усилий могут быть очень полезными для становления юного спортсмена. Позитивный подход поможет развить самооценку ребенка, которая, в свою очередь, будет подкреплять его уверенность в собственных способностях («Дима, ты хорошо постарался сегодня на тренировке. Ты выкладывался на полную, и это было очень заметно».).

Как добиться успеха в тренировках: 5 советов

Совет 1: «Два шага вперед — один назад»

Для достижения нужных результатов я сама придерживаюсь этой стратегии. И своим клиентам советую то же, тогда ощущения от занятий будут всегда позитивными. Невозможно прогрессировать без остановки. Ресурсы организма не бесконечны. Нужно обязательно давать ему время на отдых и на закрепление полученных навыков. Это можно представить как подъём на Эверест. Альпинисты не могут сделать это за один день. Приложили усилия, куда-то дошли, закрепились, разбили лагерь, отдохнули, пошли дальше. Когда вы занимаетесь спортом, фитнесом, зона комфорта не отменяется, она просто меняется. Происходит её расширение или просто смещение центра зоны комфорта.

[3]

Совет 2: Развивайте то, чего не хватает

Допустим, человек не блещет силой или выносливостью, и ему трудно сделать три подхода по десять отжиманий. Но, во‑первых, трудно только сначала, потом, по мере улучшения навыка, будет легко. А во-вторых, любые качества развиваются, выносливость в том числе. Да, нужно преодолеть себя, чтобы выполнить эти три подхода. И постепенно привыкать не только к этой нагрузке, но и к самому преодолению. Через некоторое время, привыкнув к какой-то нагрузке, нужно будет её увеличить. Например, добавить количество повторений или сократить время отдыха между ними. Потому что, если всё время действовать в зоне комфорта, не будет прогресса, не будет результата.

Совет 3: Сделайте физические усилия привычкой

В среднем достаточно всего 20 дней подряд придерживаться какого-то правила, чтобы оно вошло в привычку. Возможно, самым инертным людям понадобится больше времени, скажем, 1,5 месяца. Но в любом случае, когда вы привыкли прилагать усилия каждый день, это становится таким же автоматическим действием, как чистка зубов на ночь, когда глаза уже слипаются и так хочется этого не делать… Но надо значит надо. Преодоление себя ради результата может стать частью зоны комфорта, и многие спортсмены знают это по собственному опыту. Недавно целый месяц мне нельзя было тренироваться — шло восстановление после хирургической операции. Вот это было тяжело! Когда твой организм — это откалиброванная, отлаженная система, и вдруг привычных нагрузок нет, всё как будто разваливается.

Читайте так же:  Мужская ревность страдают ли ревнивцы

Совет 4: Помните о плюсах

Тренируясь, вы получаете важные преимущества — используйте их. В моей жизни спорт будет всегда, и физиологические причины тут далеко не единственные. Мне нравится ставить цели, добиваться, перебарывать себя. Для меня очень ценно именно то, что далось с трудом. Навыки, которые приходят из спорта, можно с успехом применять во многих сферах — в бизнесе, в быту, в отношениях с людьми: поставить цель, расписать стратегию, не пытаться форсировать… Главное, чему учат тренировки: когда есть сложная задача, через её решение происходит развитие, ты не оказываешься в стоячем болоте.

Совет 5: Выбирайте правильно

Лучшая спортивная нагрузка — это… Зависит от целей. Законодатели моды тут США. И там сейчас главенствует тенденция функциональных тренировок: TRX , набивные мячи, босо — всё это не столько лучше прежнего, просто главная задача всей спортивной индустрии — не дать клиенту заскучать. Апогей этой тенденции — кроссфит . У нас пока не так широко развит. Фактически я вместе с другими ребятами стояла у истоков кроссфита в России, мы открывали первый флагманский зал. Могу сказать, что это направление перспективное, потому что драйвовое. Однако если есть задача построения тела, определённых пропорций, то лучше выбрать фитнес в тренажёрном зале, бодибилдинг. Кроссфит, конечно, тоже может изменить пропорции тела, но это будут изменения, которые нельзя контролировать. А при помощи бодибилдинга можно.

Конечно, мода на спортивных девушек — это именно мода, она чем-то сменится когда-то, но она здоровая и полезная. 10 лет назад было модно просто обладать карточкой престижного фитнес-клуба, сейчас модно реально заниматься, быть спортивным, подтянутым — и я рада этому.

Лекция 4. Психологические особенности спортсмена и спортивной группы.

1.Личность спортсмена как субъекта спортивной деятельности.

2. Формирование личности спортсмена.

3. Социально-психологические особенности спортивной группы.

4. Лидерство в спортивной группе.

5. Социально-психологический климат.

6. Психологические основы общения в спорте.

Личность — понятие многогранное и глобальное. Чаще всего личность определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. В понятие «личность» обычно включают свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.

Итак, личностьэто человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

Структуру личности составляют: способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки.

Способности — индивидуальные устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности.

Темперамент — качества, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства.

Характер — качества, определяющие поступки человека в отношении других людей.

Волевые качества — специальные личностные свойства, влияющие на стремление человека к достижению поставленных целей.

Эмоции и мотивация — переживания и побуждения к деятельности.

Социальные установки — убеждения и отношения людей.

Психология личности, как известно, соотносится с учением о способностях, типах темперамента и их свойствах, типологии характеров и их формировании, теории воли и волевой регуляции поведения и развития воли у человека, психологической теории эмоций и роли эмоций в жизни человека, психологической теории мотивации и мотивах деятельности.

Что же такое личность в спорте?

Как любая частная ветвь науки опирается в своих изысканиях и решениях на фундаментальные положения общих основ научной мысли, теории и практики, так и в решении психологических задач, касающихся личности спортсмена, невозможно обойтись без знания психологических основ личности человека в целом.

Личность — продукт социально-исторического развития и собственной деятельности человека. Она обладает сознанием и системой социальных качеств, выполняет определенные функции в обществе. В спорте, как и в других видах деятельности человека, большое значение имеет индивидуальность. Достижение успеха возможно лишь при правильном учете индивидуальных особенностей личности спортсмена и при формировании на этой основе специфического технико-тактического стиля его деятельности.

Лишь зная индивидуальные особенности личности спортсмена, можно наиболее полно развить и эффективно использовать его возможности.

Личность характеризуется определенной системностью, единством и устойчивостью своих качеств.

К.К. Платонов, анализируя общую систему личности, справедливо разделил все ее особенности и черты на четыре группы, образующие основные стороны личности:

1) социально-обусловленные особенности (направленность, моральные качества);

2) биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты, простейшие потребности);

3) опыт (объем и качество имеющихся знаний, навыков, умений и привычек);

[2]

4) индивидуальные особенности различных психических процессов.

Позиция, статус и социальные функции (установки), ценностные ориентации, динамика отношений, мотивация поведения, — все это качества личности, характеризующие ее мировоззрение, общественное поведение, социальную направленность и основные тенденции развития. Такая совокупность свойств личности (отношение к обществу, коллективу, другим людям, деятельности, самой себе) реализуется в поведении, образует характер.

В характере человека выражаются такие его наиболее устойчивые свойства, которые в значительной степени обусловливают поведение, отношения с другими людьми и с внешним миром. Характер воплощает в себе общечеловеческие свойства и индивидуальные особенности.

В структуре характера человека можно выделить:

б) особенности взаимодействия с окружающим миром;

в) уровень активности и устойчивости при выполнении различных видов деятельности;

г) эмоционально-волевую динамику;

д) уровень интеграции различных свойств личности.

Характер человека приобретает свою социальную направленность в соответствии с разноуровневыми целями его основных видов деятельности.

Читайте так же:  Особенности мужской и женской психики

Социальная направленность личности находит свое выражение в отношении:

1) к другим людям (доброта, отзывчивость, уважение, дружба, симпатия и др.);

2) к своим видам деятельности (добросовестность, дисциплинированность, трудолюбие, ответственность);

3) к своей Родине (патриотизм, героизм, преданность идеалам);

4) к самому себе (достоинство, гордость, скромность, самолюбие);

[3]

5) к природе, вещам, различным явлениям (бережливость, аккуратность).

Особо следует подчеркнуть, что личность обладает определенной целостностью, которая обеспечивается интегрирующей функцией эмоций, мотивов и воли. Эмоции и мотивы побуждают спортсмена к проявлению определенных черт характера, а воля (через волевые усилия) осуществляет реализацию деятельности с помощью этих черт характера.

В стрессовых ситуациях проявляется установка спортсмена на достижение успеха или избежание неудачи. Люди, у которых преобладает установка на достижение успеха, часто рискуют в острых ситуациях спортивного поединка. Спортсмены, у которых преобладает установка на избежание неудачи, более осмотрительны, ставят перед собой посильные цели, реже рискуют.

Спорт, по сути своей, хорошее средство для воспитания личностных качеств. Роль спортивной деятельности в формировании характера заключается в том, что она образует те своеобразные потенциальные основы действий, в которых выражается характер человека, его индивидуальные особенности, воля. Но для того, чтобы выполняемые спортсменом действия в процессе тренировки стали устойчивыми, надежными, они должны сформироваться в систему навыков, благодаря которым в экстремальных условиях соревнований спортсмен проявляет бойцовский характер и способен совершать поступки без длительного размышления и колебаний.

Успешность спортивной деятельности и общение

Конечной целью изучения проблем общения в спорте является организация управления общением.

Для того чтобы представлять основы рационального общения в спортивной деятельности, недостаточно рассмотреть только вопросы о содержании, средствах общения, направленности и особенностях обращения спортсменов друг к другу при осуществлении совместных действий. Кроме того, следует выделить факторы, обусловливающие межличностные контакты, критерии оптимальности общения и основы управления им.

К факторам, обусловливающим межличностные контакты в спортивной деятельности, относятся:

§ успешность или неуспешность деятельности;

§ уровень подготовленности спортсменов;

§ статусно-ролевые отношения членов команды;

§ индивидуально-психологические особенности спортсменов.

Критерии, определяющие оптимальность общения, характеризуются степенью соответствия (несоответствия) параметров общения, во-первых, специфическим условиям и требованиям задач коммуникации и деятельности, во-вторых, особенностям непосредственных участников контактирования. В данном случае к параметрам общения следует отнести: средства общения, их содержание, направленность и интенсивность.

В межличностных контактах решаются две взаимосвязанные задачи: 1) коммуникативная; 2) деятельностная.

Видео (кликните для воспроизведения).

Решение коммуникативной задачи связано не столько с информацией, сколько с воздействием на партнера с целью изменения (или сохранения) его состояния, активности, поведения, действий. Решая коммуникативную задачу, следует выполнять общие требования к общению: своевременность, ясность, краткость и др.

В спорте выделяют три деятельностные задачи: обучение, воспитание и достижение определенного результата от деятельности (победа в соревновании).

[1]

Программы обучения должны включать в себя элементы обучения специальным приемам, методам и средствам общения и элементы развития и совершенствования коммуникативных связей среди спортсменов (в группе).

Задачи воспитания пополняются включением и развитием статусно-ролевых отношений, чтобы сформировать их соответствие условиям взаимодействия.

Задачи, ориентированные на результат деятельности, ведут к развитию и совершенствованию организации, к согласованию действий спортсменов, точности и своевременности согласованной деятельности.

Коммуникативные и деятельностные задачи должны решаться взаимосвязанно. В психологии спорта выделяют принципы, способствующие успешному решению этих задач:

1) адекватность общения по содержанию (соответствие целям, задачам, групповым установкам);

2) адекватность общения по направленности (включение в коммуникативные связи всех членов группы, отсутствие разрывов в межличностных отношениях, преобладание делового общения);

3) адекватность общения по интенсивности (соответствие количества обращений характеру взаимоотношений и сложности решаемых задач).

Управлять общением в спортивной группе — значит управлять групповым поведением, коммуникацией в группе, совместной деятельностью членов группы, оптимизируя общение в группе. Как правило, эту работу проводят тренер и психолог спортивной группы (команды).

В целях успешной организации управления групповым поведением тренеру и психологу следует использовать для этого специальные способы. На современном этапе развития психологии спорта существует определенная их классификация, которая характеризуется следующими механизмами:

§ ограничение деятельности в нежелательном направлении;

§ регулирование поведения с помощью распоряжений, приказов и установок;

§ направление деятельности через массовые социально-психологические явления, возникающие в процессе общения личностей;

Ограничение деятельности в нежелательном направлении, используя достаточно традиционный подход к решению проблемы, — это метод стимулирования тех поведенческих проявлений, которые соответствуют предъявляемым требованиям («стимул — организм — реакция»).

Регулирование с помощью распоряжений, приказов и установок связано с ограничением деятельности в нежелательном направлении, что возможно только при условии запрета общения в определенных ситуациях взаимодействия партнеров.

Направление деятельности через массовые социально-психологические влияния требует предварительной работы со спортсменами по усвоению ими принципа: «каждый член группы — это продукт социальной среды, который обязан подчиняться определенным социальным нормам, предписаниям и законам».

Косвенный способ характеризуется тем, что управляющий не создает никаких препятствий, не дает никаких указаний, но так изменяет внешние условия деятельности, что каждый член группы, сам по себе, вынужден выбирать именно ту форму деятельности, которая желательна управляющему. Например, для выполнения на тренировке какого-либо задания тренер соединяет во взаимодействующую пару спортсменов, которые антипатичны друг к другу. Предлагаемое тренером упражнение выполнять необходимо, в ходе его выполнения между партнерами растет интенсивное общение. Важно отметить, что использование косвенного способа требует предварительной оценки тренером (или психологом) индивидуальных особенностей спортсменов, их взаимоотношений, уровня их спортивного мастерства, соотношения этих данных с характером планируемого упражнения и прогнозирования возможного результата от вынужденного взаимодействия данных спортсменов.

Управление коммуникацией в спортивной группе связано с организацией ситуаций, исключающих нежелательные формы общения и взаимовлияния у членов группы.

Главным является изменение ситуационной установки у спортсменов.

Выделяют три основных компонента установки: познавательный (компетентность и деловые качества); эмоциональный (симпатия — антипатия); поведенческий (программа действий и отношение к партнеру в определенной ситуации). Используя эти три компонента установки, тренер может легко справиться с данной задачей. Известно, что главным звеном в формировании отношений между спортсменами является уровень спортивного мастерства (компетентность и деловые качества).

Читайте так же:  Дети и их недетские вопросы

Экспериментально доказано, что при работе с группой спортсменов тренер добивается максимальных результатов в управлении коммуникацией, если регулирует направленность общения так, чтобы психические связи между членами группы совпадали с деятельностными связями, соответствовали логике и требованиям процесса взаимодействия. В этом случае тренер должен прилагать особые усилия к работе с лидерами группы, главным образом, с отрицательными.

Важно грамотно построить свою работу. Тренеру следует разделить процесс осуществления работы с лидером на три этапа: подготовительный, основной и заключительный.

На подготовительном этапе важно:

1) провести серию наблюдений за общением и результативностью лидера, чтобы выяснить, в каких именно ситуациях его поведение является нежелательным, насколько типично это поведение и на кого чаще всего направлены негативные реакции спортсмена;

2) выявить внутреннюю психологическую картину конфликтов через индивидуальные беседы со всеми участниками совместной деятельности, которые дадут личные оценки ситуации и поведения партнеров;

3) попытаться проанализировать поведение лидера и совместно с ним выяснить: как он понимает свое поведение, какую роль он отводит себе, знает ли о том, что отрицательно действует на состояние и деятельность других членов группы.

На основном этапе следует:

1) составить конкретную программу действий и поведения лидера в изученных ситуациях (ориентируясь на контакт с определенными партнерами);

2) разъяснить лидеру цель и содержание предполагаемых изменений в его поведении и действиях;

3) организовать обучение лидера правилам эффективного общения, формируя его способность более чутко реагировать на состояние партнеров по спортивной деятельности, понимать их;

4) реализовать программы.

На заключительном этапе необходимо:

1) наблюдать за общением и результативностью деятельности лидера, чтобы своевременно выявлять недостатки в проведенной работе;

2) выявить, какие изменения происходят в отношениях между спортсменами и в результативности их совместной деятельности через собственные наблюдения и беседы со всеми участниками деятельности;

3) проанализировать реальные изменения во взаимоотношениях в группе, в деятельности спортсменов, в поведении лидера, пытаясь совместно с ним выяснить его понимание сути проведенных изменений и реальных результатов от них, его отношение к своей роли, недостатки его действий;

4) внести необходимые корректировки в план дальнейшей работы, в действия и поведение лидера.

Для оптимизации общения в спортивных группах надо выполнять ряд требований:

1) проводить предварительное планирование воздействий и желаемых (возможных) внутригрупповых связей;

2) организовывать межличностное общение и взаимовлияние между членами группы;

3) регулировать и корректировать воздействия на основе текущего контроля за их эффективностью;

4) обязательно проверять, соответствуют ли результаты воздействий ожиданиям.

Психология успешности в спорте

В субботу, 28 ноября с таким названием состоится мой вебинар, свободный для посещения абсолютно для всех. Уже более полугода я веду здесь «Записки психолога». Признателен всем посетителям блога за внимание к материалам. Особенно значимы для меня комментарии, в которых высказывается иная точка зрения на обсуждаемые вопросы. Так, на последний материал о «трех у» мне заметили: «Плох тот солдат, кто не мечтает стать генералом». Но почему не задается вопрос: «Кто становится генералом?». А генералом становится успешный!

Формулу «три у» использую давно. И только в эти дни понял — нужно добавить ещё одно, четвертое «у»:

Каждый раз повторяю, что 98% спортсменов считают себя неуспешными. (Кто не согласен, спросите своих знакомых занимающихся спортом).

Так что вебинар 28-го числа будет о том, как стать успешным. Что для этого необходимо и достаточно.

Один из его вопросов — об уникальности психологии спорта. Спорт — это не просто вид социальной активности. Это единственная сфера жизнедеятельности, в которой занимающийся сознательно стремится к максимальным нагрузкам, видя в этом условие повышения своей результативности. Спорт — единственная сфера социальной активности, где работает принцип «максимизации», в отличии от принципа минимизации во всех остальных жизненных сферах. Вечные проблемы подготовки спортсмена — оптимизация нагрузки и спортивная форма.

Материалы записок и общение в интернете определило для меня круг интересующихся психологией в спорте — это спортсмены, тренеры, родители юных спортсменов, начинающие и не только спортивные психологи.

Поэтому ещё один вопрос — что целесообразно знать о психологии спорта и психологических факторах в спорте всем интересующимся.

Вот события последнего месяца.

Ко мне обращается тренер сборной страны — настройте спортсменов на соревнования, через две недели чемпионат мира.

Спортсмен готовится ко своей второй Олимпиаде. Спонсор считает — нужен психолог. Встречаемся со спортсменом: «У меня нет времени, можно потом обратиться»?

Отец юного спортсмена выходит на меня с просьбой: — «Нет спортивного характера, позанимайтесь с ним».

Специалисты-психологи задают конкретные вопросы, иногда не слишком профессиональные. О собирающихся лечить спортсменов я уже писал.

Сегодня психология в спорте стала модным брендом. О психологии заговорили тренеры. Спортсмены присматриваются. В спортивные психологи потянулись спортсмены, закончившие карьеру. Тренеры, оставившие прежнюю работу. Выпускники факультетов психологии, желающие работать в спорте.

Моё глубокое убеждение: кого интересует психология спорта и те факторы, которые важно учитывать в подготовке спортсмена, должны сформировать собственное представление о целостности психики человека-спортсмена. Должны сами пройти путь спортсмена. Познать горечь поражения и эйфорию успеха.

Вот об этом я буду говорить на первом вебинаре. И о многом другом.

Будьте успешными и не только в спорте!

Приходите на вебинар. Зарегистрироваться можно здесь.

Успешность в спорте

Если принять общий вклад всех факторов, от коих зависит спортивный результат, за 100%, то вклады отдельных факторов могут доходить до следующих значений:

Увлечённость атлета спортом

Если человек вечером за ужином смотрит соревнования в выбранном спорте, а не голивудский боевик.

Если за завтраком он читает учебник «Многолетняя подготовка спортсмена», а не новости дня.

Если с друзьями он говорит о том, что у него сегодня на тренировке, а не о том, как «наши забили гол».

Читайте так же:  Советы о сексе и отношениях

Такая увлеченность дает лишние 15% в спорте.

Грамотность тренера

Если тренер видит ошибки техники и на словах, метафорах, рисунках дать речевые команды, которые исправят эту технику.

Если тренер может притормозить энтузиазм и уберечь от травмы, а не тупо орет на каждой тренировке «давай, ты можешь».

Если тренер может подбодрить в унынии и найти такие слова, от которых спортсмен приходит в норму.

То такой тренер даст еще 10% успеха в спорте.
— до 10%,

Материальное обеспечение атлета

Если у человека есть деньги на полноценную еду, а не только на Ролтон.

Если есть деньги на экипировку и витамины.

Если есть есть деньги жить на сборах среди профиков и ездить на соревнования по всему миру.

И при этом не нужно ходить на работу, то это даст еще 15% успеха.

Выгодное соотношение размеров ног и рук

Если у человека длинные руки в боксе или короткие ноги в тяжелой атлетике, то такому человеку повезло с выбранным видом спорта.

Такие анатомические особенности дают 5% успеха.

Тренировочный стаж

Если человек начал заниматься спортом в детстве и не менял вид спорта всю свою спортивную жизнь, то у такого человека есть преимущества.

Есть мнение, что пика в спорте добиваются за 7 лет.

При прочих равных стаж в 15 лет дает преимущество перед стажем в 7 лет. И это преимущество можно оценить, как 20% успеха.

Принятые атлетом анаболики

В бодибилдинге анаболики решают все.

Однако в сложных видах спорта, где требуется отточить двигательный навык, и где победа строится не только на мощности, но и на точности движений, анаболики дают только 20% успеха.

Генетическая одарённость

Меланхолик может быть успешен в марафоне, но ему будет сложно в боксе.

Наоборот, холерику трудно будет разложиться на марафоне, но он может досрочно закончить бой в боксе.

Волосатые мужчины чаще добиваются успеха в силовых видах спорта и реже в плавании.

Генетика дает 15% успеха в спорте.

Отточенная техника, например, в тяжелой атлетике, напрямую, в конкретном подъёме, приносит совсем немного, не больше 5% успеха.

Но хорошая техника позволяет полнее избегать спортивных травм и удлиняет тренировочный стаж.

В долгосрочной перспективе внимание к технике дает 15% результата.

Успешность в спорте

Давно известно, что занятие спортом не только укрепляет организм, но и формирует характер.

Спортсмен знает цену своего времени, а командный игрок наделен особой ответственностью и способностью поддержать своего сокомандника.

Благодаря чему спорт наделяет человека такими качествами?

Нынешний спорт – это сфера сверхвозможностей человека. Сегодня успехов в большом спорте могут достичь лишь те спортсмены, у которых высокий уровень физической, технической, тактической, моральной и волевой подготовки сочетается с достаточно высокой теоретической подготовленностью.

При нынешнем уровне конкуренции в спорте важны не только усвоение определенных двигательных навыков (согласно выбранному виду спорта) и совершенствование вместе с ними таких качеств, как сила, выносливость и ловкость, но и укрепление волевых качеств (смелость, решительность и воля к победе).

Вдобавок к этому «накладывается» такой груз, как эмоциональные переживания. Спорт немыслим без эмоций. Однако эти переживания в спорте могут оказать как положительное, так и отрицательное влияние на поведение человека (спортсмена).

Именно поэтому тренеры и психологи готовят спортсменов не только в физическом и тактическом плане, но и стараются обучить их умению противостоять многим сбивающим соревновательным факторам, то есть высокой помехоустойчивости в соревновательный период.

Психологическую подготовку принято делить на общую и специальную.

Суть общей психологической подготовки заключается в том, что она направлена на развитие и совершенствование у спортсменов именно тех психических функций и качеств, которые необходимы для успешных занятий в избранном виде спорта, для достижения каждым спортсменом высшего уровня мастерства.

Общая психологическая подготовка осуществляется в процессе тренировок. Она проводится параллельно с технической, тактической подготовкой. Но может осуществляться и вне спортивной деятельности, когда спортсмен самостоятельно или с чьей-то помощью специально выполняет определенные задания с целью совершенствования своих психических процессов, состояний, свойств личности.

Специальная психологическая подготовка направлена главным образом на формирование у спортсмена психической готовности к участию в конкретном соревновании.

Психическая готовность к соревнованиям характеризуется (по А. Ц. Пуни, 1969) уверенностью спортсмена в своих силах, стремлением до конца бороться за достижение намеченной цели, оптимальным уровнем эмоционального возбуждения, высокой степенью устойчивости по отношению к различным неблагоприятным внешним и внутренним влияниям, способностью произвольно управлять своими действиями, чувствами, своим поведением в изменяющихся условиях спортивной борьбы.

Видео (кликните для воспроизведения).

Рассматривая вопросы, связанные с подготовкой спортсмена, важно указать на то, что успешность не развивается сама по себе, над ней надо работать с раннего детства, направленно формировать все технические навыки и закалять спортивный характер, постоянно занимаясь самовоспитанием воли. Следует познакомить спортсменов с видами и содержанием психологической подготовки. Важно указать на то, что в зависимости от вида спортивной деятельности, квалификации спортсмена, периода тренировки, изменяются задачи, средства и методы психологической подготовки.

К проведению теоретических занятий по овладению методикой психорегулирующей тренировки со спортсменами нужно привлекать специалистов — психологов.

Источники


  1. Анатолий Некрасов Путы материнской любви / Анатолий Некрасов. — Москва: ИЛ, 2015. — 256 c.

  2. Вуль, Феликс Путешествие в любовь. Энциклопедия / Феликс Вуль. — М.: Сталкер, 2011. — 416 c.

  3. Перри, Дэнаан Воины сердца. Руководство по разрешению конфликта / Дэнаан Перри. — М.: ПЕРО, 2014. — 190 c.
Успешность в спорте
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here