Узнай свое отношение к ребенку

Сегодня обсуждаем тему: узнай свое отношение к ребенку с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Центр аналитической психологии

Как за 5 минут узнать отношение ребенка к своим родителям?

Хочу предложить действительно работающую методику, которую постоянно использовала в своей работе при диагностике деток в старшей и подготовительной группе детского сада на выявление отношения ребенка к членам семьи, их отношение к ребенку, основные психические состояния, испытываемые ребенком в семье.

Материал: разноцветные лепестки (красного, желтого, зеленого, голубого, фиолетового, коричневого, серого, черного цветов), сердцевина цветка – белого цвета.

Для скачивания лепестков нажмите здесь: Лепестки. Материал для диагностики.

Содержание работы:

Детали беспорядочно располагаются на белом фоне.

Исследование проводится в форме игры – беседы.

Инструкция:

  1. Выбери лепесток, который больше всего нравится тебе;
  2. Выбери лепесток, цвет которого, похож на маму;
  3. папу;
  4. брата;
  5. сестру;
  6. дедушку;
  7. бабушку.

[2]

Необходимо следить, чтобы ребенок отбирал цвет лепестка не по цвету глаз, одежды и т.д., человека, о котором идет речь, а по своему отношению к нему.

Фиксируется: цвет лепестка, кому он адресован, комментарии ребенка. Также анализируется расположение лепестка, выбранного ребенком для себя, по отношению к другим членам семьи.

Результаты исследования:

«Близко, рядом, вместе». Значимый человек, удовлетворяющий потребность в ласке, любви, признании. Признание его авторитета. Эмоциональная зависимость.

Веселый человек, склонный к активным действиям. Некоторая неровность, нестабильность в отношениях с ребенком, оценке его деятельности.

«Рядом, но не всегда вместе».

Нежелание конфликта с этим человеком. Совместные игры, интересы.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

«Надежда и опора».

Ощущение удовлетворенности, спокойствия, защиты.

Фиолетовый:

Состояние, близкое к игнорированию данного лица.

Безучастный член семьи, не обладающий авторитетом.

Отстраненный член семьи.

Часто несправедливо наказывающий ребенка.

[3]

Неэмоционален, угнетает активность ребенка.

Самолюбив, критичен, придирчив к ребенку.

Черный: Агрессивный.

Возможны физические наказания, угрозы с его стороны, оскорбления. Устойчивый конфликт между ребенком и данным лицом.

«Диагностика психических состояний детей дошк возр:

Учебно-метод пособие.Сост.: Велиева.

Как показал мой опыт, дети, в семьях которых на самом деле присутствовала агрессия, угрозы, физические наказания, выбирали для этого члена семьи черный лепесток.

В таких случаях я рекомендую пройти песочную терапию.

Если ваши дети испытывают страхи и тревоги, если они стали очевидцами трагических событий, подвергались физическим наказаниям, психическому давлению или физическому насилию, обращайтесь к детскому психологу за помощью.

Родительское отношение к ребенку: определение, типы, влияние на психическое развитие

Понятийный аппарат детско-родительских отношений достаточно широк и многозначен: родительские установки и соответствующие им типы поведения; родительские позиции; типы родительского отношения; типы отношений «мать – ребенок»; типы позитивного и ложного родительского авторитета; типы (стили) воспитания детей; черты патогенных типов воспитания; параметры воспитательного процесса; семейные роли ребенка; стили общения, предлагаемые взрослыми в семье и школе.

Понятие родительское отношение имеет наиболее общий характер и указывает на взаимную связь и взаимозависимость родителя и ребенка. Родительское отношение включает в себя субъективно-оценочное, сознательно-избирательное представление о ребенке, которое определяет особенности родительского восприятия, способ общения с ребенком, характер приемов воздействия на него. Как правило, в структуре родительского отношения выделяют эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты. Понятия родительская позиция и родительская установка используются как синонимы родительского отношения, но отличаются степенью осознанности. Родительская позиция скорее связывается с сознательно принятыми, выработанными взглядами, намерениями; установка – менее однозначна.

Описаны различные варианты родительских позиций, установок, родительского (чаще материнского) отношения.

Симбиоз (чрезмерная эмоциональная близость), авторитарность, эмоциональное отвержение («маленький неудачник») (А.Я. Варга, 1987).

Поддержка, разрешение; приспособление к потребностям ребенка; формальное чувство долга при отсутствии подлинного интереса к ребенку; непоследовательное поведение (В.Н. Дружинин, 1996).

Сотрудничество, изоляция, соперничество, псевдосотрудничество.

Авторитет любви, доброты, уважения. Авторитет подавления, расстояния, педантизма, резонерства, подкупа (А.С. Макаренко).

Позиции-шаблоны, калечащие семейные, в том числе и детско-родительские отношения: заискивающий «миротворец»; «обвинитель»; расчетливый «компьютер»; сбитый с толку, «отвлекающийся».

Позитивная модель поведения – гибкая, или уравновешенная, где различные приемы используются не автоматически, а сознательно, с учетом последствий своих действий (В. Сатир, 2000).

Характер и степень влияния на ребенка определяет множество отдельных факторов и прежде всего личность самого родителя как субъекта взаимодействия:

  • его пол (тот же, что и у ребенка, или противоположный);
  • возраст (юная, несовершеннолетняя мать, пожилой родитель, родитель позднего ребенка);
  • темперамент и особенности характера родителя (активный, нетерпеливый, вспыльчивый, властный, снисходительный, небрежный, сдержанный и др.);
  • религиозность;
  • национально-культурная принадлежность (европейская, английская, немецкая, японская, американская и другие модели воспитания);
  • социальное положение;
  • профессиональная принадлежность;
  • уровень общей и педагогической культуры.

Учитывая взаимозависимость отношений в семье, их описывают через те роли, которые выполняет ребенок. По мнению А.С. Спиваковской, роль ребенка можно четко выделить в дисгармоничной семье, где относятся друг к другу шаблонно, стереотипно, годами сохраняя застывшие, ригидные, уже не соответствующие реалиям отношения. Роль – это набор шаблонов поведения по отношению к ребенку в семье, сочетание чувств, ожиданий, действий, оценок, адресованных ребенку взрослыми.

Наиболее типичны четыре роли: «козел отпущения», «любимчик», «примиритель», «беби». «Козел отпущения» – это объект для проявления взаимного недовольства супругов-родителей. «Любимчик» заполняет эмоциональный вакуум в супружеских отношениях, забота и любовь к нему чрезмерно преувеличены. Напротив, при сильной близости супругов друг к другу ребенок раз и навсегда остается в семье только ребенком, «беби» с очень ограниченными правами. «Примиритель» вынужден играть роль взрослого, регулировать и устранять супружеские конфликты, и таким образом занимает важнейшее место в структуре семьи.

Выделяются и другие роли: «ребенок-обуза»; «ребенок-раб», «ребенок-любовник» (одинокая, как правило, мать настаивает на «отношениях для двоих», закрепощает ребенка в узах своей любви); «ребенок как оружие» в борьбе с супругом; ребенок – «заместитель мужа» (от него требуют постоянного внимания, заботы, чтобы он был рядом и делился своей личной жизнью) (В.Н. Дружинин).

Читайте так же:  Четыре всадника апокалипсиса в отношениях

Нарушения семейной среды, семейной атмосферы можно классифицировать с точки зрения удовлетворения важнейших, по мнению 3. Матейчека, человеческих потребностей – в активном контакте со средой и в активном контроле внешней действительности. Окружение в крайних вариантах может быть излишне устойчивым либо предельно изменчивым; при этом параметры контроля варьируют от обособленности до зависимости.

  1. Ультраустойчивая, эмоционально безучастная среда формирует социальную гипоактивность: пассивность, незаинтересованность, аутизацию, задержку речевого и психического развития.
  2. Изменчивая эмоционально безучастная среда провоцирует гиперактивность: беспокойство, несосредоточенность, неравномерность, запаздывание психического развития.
  3. Ультраустойчивая среда в сочетании с эмоциональной зависимостью влечет за собой избирательную гиперактивность, направленную на одного человека, часто в виде поведенческих провокаций.
  4. Изменчивая среда, эмоциональная зависимость развивают общую социальную гиперактивность, поверхностность контактов и чувств ребенка.

Подобная модель социальной среды используется для интерпретации нарушений воспитания в детских домах и в семьях.

Выделяют также три спектра отношений, составляющих любовь родителей к своему ребенку: симпатия – антипатия, уважение – пренебрежение, близость – дальность (А.С. Спиваковская). Сочетание этих аспектов отношений позволяет описать некоторые типы родительской любви.

Действенная любовь (симпатия, уважение, близость). Формула родительского семейного воспитания такова: «Хочу, чтобы мой ребенок был счастлив, и буду помогать ему в этом».

Отстраненная любовь (симпатия, уважение, но большая дистанция с ребенком). «Смотрите, какой у меня прекрасный ребенок, жаль, что у меня не так много времени для общения с ним».

Действенная жалость (симпатия, близость, но отсутствие уважения). «Мой ребенок не такой, как все. Хотя мой ребенок недостаточно умен и физически развит, но все равно это мой ребенок и я его люблю».

Любовь по типу снисходительного отстранения (симпатия, неуважение, большая межличностная дистанция). «Нельзя винить моего ребенка в том, что он недостаточно умен и физически развит».

Отвержение (антипатия, неуважение, большая межличностная дистанция). «Этот ребенок вызывает у меня неприятные чувства и нежелание иметь с ним дело».

Презрение (антипатия, неуважение, малая межличностная дистанция). «Я мучаюсь, беспредельно страдаю оттого, что мой ребенок так неразвит, неумен, упрям, труслив, неприятен другим людям».

Преследование (антипатия, неуважение, близость). «Мой ребенок негодяй, и я докажу ему это!»

Отказ (антипатия, большая межличностная дистанция). «Я не хочу иметь дела с этим негодяем».

Оптимальная родительская позиция должна отвечать трем главным требованиям: адекватности, гибкости и прогностичности.

Адекватность позиции взрослого основывается на реальной точной оценке особенностей своего ребенка, на умении увидеть, понять и уважать его индивидуальность. Родитель не должен концентрироваться только на том, чего он хочет в принципе добиться от своего ребенка; знание и учет его возможностей и склонностей – важнейшее условие успешности развития.

Гибкость родительской позиции рассматривается как готовность и способность изменения стиля общения, способов воздействия на ребенка по мере его взросления и в связи с различными изменениями условий жизни семьи. «Закостенелая», инфантилизирующая позиция ведет к барьерам общения, вспышкам непослушания, бунта и протеста в ответ на любые требования.

Прогностичность позиции выражается в ее ориентации на «зону ближайшего развития» ребенка и на задачи завтрашнего дня; это опережающая инициатива взрослого, направленная на изменение общего подхода к ребенку с учетом перспектив его развития.

Одним из основных психолого-педагогических понятий для Наделения различных типов семейного воспитания является стиль родительского отношения, или стиль воспитания. Как социально-психологическое понятие, стиль обозначает совокупность способов и приемов общения по отношению к партнеру. Различают общий, характерный и конкретный стили общения. В качестве детерминант стиля общения выступают направленность личности как обобщенная, относительно устойчивая мотивационная тенденция; позиция, занятая по отношению к партнеру общения, и параметры ситуации общения. Родительский стиль – это обобщенные, характерные, ситуационно неспецифические способы общения данного родителя с данным ребенком, это образ действий по отношению к ребенку.

Чаще всего в психолого-педагогических исследованиях для определения, анализа родительского отношения используются два критерия: степень эмоциональной близости, теплоты родителей к ребенку (любовь, принятие, тепло или эмоциональное отвержение, холодность) и степень контроля за его поведением (высокая – с большим количеством ограничений, запрещений; низкая – с минимальными запретительными тенденциями).

Более точно охарактеризовать родительское отношение и соответствующее поведение позволяет учет сочетания крайних вариантов проявления этих факторов (критериев). Выделяются четыре типа воспитания (Г. Крайг, 2000).

  • Авторитетный (теплые отношения, высокий уровень контроля).
  • Авторитарный (холодные отношения, высокий уровень контроля).
  • Либеральный (теплые отношения, низкий уровень контроля).
  • Индифферентный (холодные отношения, низкий уровень контроля).

Наиболее активно проблема связи стилей воспитания, нарушений родительского отношения и отклонений в психическом развитии и даже здоровье детей исследуется с клинико-психологических позиций; определен ряд параметров воспитательного процесса (А.И. Захаров, 1982).

  1. Интенсивность эмоционального контакта родителей по отношению к детям: гиперопека, опека, принятие, непринятие.
  2. Параметр контроля: разрешительный, допускающий, ситуативный, ограничительный.
  3. Последовательность – непоследовательность.
  4. Аффективная устойчивость – неустойчивость.
  5. Тревожность – нетревожность.

Различные сочетания этих параметров воспитания соотносятся г различными видами неврозов у детей. Например, ограничительство, аффективная неустойчивость со стороны родителей приводят к развитию у ребенка невроза страха. Сверхпринятие, «разрешительство», непоследовательность – к развитию истерического невроза. Выраженное ограничительство – к неврозу навязчивых состояний.

Определить тип воспитательного процесса помогают характерные особенности каждого из них (Э. Г. Эйдемиллер, 1996):

  • уровень протекции – мера занятости родителей воспитанием, оценка того, сколько сил, времени, внимания уделяют родители ребенку;
  • полнота удовлетворения потребностей (материально-бытовых и духовных);
  • степень предъявления требований – количество и качество обязанностей ребенка;
  • степень запретов – мера самостоятельности ребенка, возможность самому выбирать способ поведения;
  • строгость санкций – приверженность родителей к наказаниям как приему воспитания;
  • устойчивость стиля воспитания – выраженность колебаний, резкости смены приемов воспитания.
Читайте так же:  Семейная генограмма как инструмент психологического консультирования

При помощи разработанного Э.Г. Эйдемиллером опросника «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) можно установить тип воспитания и причины, закрепившие его в семье.

Типы негармоничного семейного воспитания: потворствующая гиперпротекция, доминирующая гиперпротекция, повышенная моральная ответственность, эмоциональное отвержение ребенка, жестокое обращение, гипопротекция.

«В реальной жизни, – замечает В.С. Мухина, – все еще более сложно, чем в любой классификации. В семье могут быть представлены одновременно несколько стилей отношения к ребенку: отец, мать, бабушки и дедушки могут конфликтовать друг с другом, отстаивая каждый свой стиль, и т.д. Кроме стилей отношений, обращенных непосредственно к ребенку, на его воспитание оказывает безусловное влияние стиль взаимоотношений взрослых членов семьи» (Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1997. – С. 259.).

Современные родители должны обладать важнейшей способностью к рефлексии на индивидуальные и возрастные особенности ребенка, готовностью к сознательному поиску наиболее эффективного стиля его индивидуального воспитания. Именно в наше время так много возможностей обучаться и продвинуться в выработке собственного неповторимого стиля, культуры семейного воспитания.

Приложение 2. Методики изучения полоролевых особенностей мужчин и женщин.

Тесты для выявления взаимоотношений отца и матери с детьми.

Тест «Родители глазами ребенка».

Тест является фрагментом детской методики Рене Жиля, взятой из публикации: И. Н. Гильяшев, Н. Д. Игнатьева. Детская проективная методика в исследовании межличностных отношений ребенка // Психологическое исследование личности в клинике. Л., 1978. Она представляет собой переходную форму между анкетой и проективными тестами.

Методика является визуально-вербальной, состоит из 42 картинок с изображением детей или детей и взрослых, а также текстовых заданий. Ее направленность — выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для ребенка и затрагивающих его отношения с другими людьми.

Перед началом работы с методикой ребенку сообщается, что от него ждут ответов на вопросы по картинкам. Ребенок рассматривает рисунки, слушает или читает вопросы и отвечает.

Ребенок должен выбрать себе место среди изображенных людей, либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе. Он может выбрать его ближе или дальше от определенного лица. В текстовых заданиях ребенку предлагается выбрать типичную форму поведения, причем некоторые задания строятся по типу социометрических. Таким образом, методика позволяет получить информацию об отношении ребенка к матери и отцу.

Простота и схематичность, отличающие методику Р. Жиля от других проективных тестов, не только делают ее более легкой для испытуемого ребенка, но и дают возможность относительно большей ее формализации и квантификации. Помимо качественной оценки результатов, детская проективная методика межличностных отношений позволяет представить результаты психологического обследования по ряду переменных и количественно.

Всего авторы, адаптировавшие методику, выделяют 12 признаков, из которых я оставил только два, имеющие отношение к оценке детьми матери и отца.

Отношение к тому или иному родителю выражается количеством его выборов, исходя из максимального числа заданий, направленных на выявление соответствующего отношения.

Стимульный материал к методике Рене Жиля

1. Вот стол, за которым сидят разные люди. Обозначь крестиком, где сядешь ты.

2. Обозначь крестиком, где ты сядешь.

3. Обозначь крестиком, где ты сядешь.

4. А теперь размести несколько человек и себя вокруг этого стола. Обозначь их родственные отношения (папа, мама, брат, сестра) или (друг, подруга).

5. Вот стол, во главе которого сидит человек, которого ты хорошо знаешь. Где сел бы ты? Кто этот человек?

6. Ты гостишь у знакомых. Обозначь комнаты некоторых людей (папы, мамы, брата, сестры) и твою комнату.

7. Решено преподнести одному человеку сюрприз. Ты хочешь, чтобы это сделали? Кому? А может быть, тебе все равно? Напиши.

8. Ты имеешь возможность уехать на несколько дней отдыхать, но там, куда ты едешь, только два свободных места: одно для тебя, второе для другого человека. Кого бы ты взял с собой? Напиши.

9. Ты потерял что-то, что стоит очень дорого. Кому первому ты расскажешь об этой неприятности? Напиши.

10. У тебя болят зубы, и ты должен пойти к зубному врачу, чтобы вырвать больной зуб. Ты пойдешь один? Или с кем-нибудь? Если пойдешь с кем-нибудь, то кто этот человек? Напиши.

11. Ты сдал экзамен. Кому первому ты расскажешь об этом? Напиши ниже.

12. Ты на прогулке за городом. Обозначь крестиком, где находишься ты.

13. Другая прогулка. Обозначь, где ты на этот раз.

14. Теперь на этом рисунке размести несколько человек и себя. Нарисуй или обозначь крестиками. Подпиши, что это за люди.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

15. Тебе и некоторым другим дали подарки. Кто-то получил подарок гораздо лучше других. Кого бы ты хотел видеть на его месте? А может быть, тебе все равно? Напиши.

16. Ты много помогаешь маме? Мало? Редко? Подчеркни один из ответов.

17. Отец не разрешает тебе идти гулять. Что будешь делать? Ничего не ответишь? Надуешься? Начнешь плакать? Запротестуешь? Попробуешь пойти вопреки запрещению? Подчеркни один из этих ответов.

18. Мама не разрешает тебе идти гулять. Что будешь делать? Ничего не ответишь? Надуешься? Начнешь плакать? Запротестуешь? Попробуешь пойти вопреки запрещению? Подчеркни один из этих ответов.

19. Ты пошел в кино вместе со своей семьей. В кинотеатре много свободных мест. Где ты сядешь? Где сядут те, кто пришел вместе с тобой?

20. В кинотеатре много пустых мест. Твои родственники уже заняли свои места. Обозначь крестиком, где сядешь ты.

Отношение к детям (Тест родительского отношения)

Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств и поступков взрослых людей по отношению к детям. С психологической точки зрения родительское отношение – это педагогическая социальная установка по отношению к детям, включающая в себя рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Все они в той или иной степени оцениваются при помощи опросника, составляющего основу данной методики.

Читайте так же:  Драма жизни - мелкие ошибки

61 вопрос опросника составляет пять следующих шкал, выражающих собой те или иные аспекты родительского отношения:

  1. Принятие – отвержение ребенка. Эта шкала выражает собой общее эмоционально положительное (принятие) или эмоционально отрицательное (отвержение) отношение к ребенку.
  2. Кооперация. Эта шкала выражает стремление взрослых к сотрудничеству с ребенком, проявление с их стороны искренней заинтересованности и участие в его делах.
  3. Симбиоз. Вопросы этой шкалы ориентированы на то, чтобы выяснить, стремится ли взрослый к единению с ребенком или, напротив, старается сохранить между ребенком и собой психологическую дистанцию. Это – своеобразная контактность ребенка и взрослого человека.
  4. Контроль. Данная шкала характеризует то, как взрослые контролируют поведение ребенка, насколько они демократичны или авторитарны в отношениях с ним.
  5. Отношение к неудачам ребенка. Эта, последняя шкала показывает, как взрослые относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам.

В заключение, после описания методики, мы вернемся к анализу и интерпретации ее результатов в терминах данных шкал.

Текст опросника.

Отвечая на следующие далее вопросы, выразите свое согласие или несогласие с ними с помощью оценок «да» или «нет».

Обработка и оценка результатов

Для каждого из видов родительских отношений, выясняемых при помощи данного опросника, ниже указаны номера суждений, связанные с данным видом.

Принятие – отвержение ребенка: 3, 5, 6, 8, 10,12, 14,15, 16, 18, 20, 23, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39,40, 42, 43, 44,45, 46, 47, 49, 51, 52, 53, 55, 56, 60.

Кооперация: 21, 25, 31,33, 34, 35, 36.

Симбиоз: 1,4, 7, 28, 32,41, 58.

Контроль: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.

Отношение к неудачам ребенка: 9,11,13,17, 22, 54, 61.

За каждый ответ типа «да» испытуемый получает 1 балл, а за каждый ответ типа «нет» – 0 баллов.

Высокие баллы свидетельствуют о значительной развитости указанных выше видов родительских отношений, а низкие баллы – о том, что они сравнительно слабо развиты. Если говорить конкретно, то оценка и интерпретация полученных данных производятся следующим образом.

Высокие баллы по шкале «принятие – отвержение» – от 24 до 33 – говорят о том, что у данного испытуемого имеется выраженное положительное отношение к ребенку. Взрослый в данном случае принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы, проводит с ним достаточно много времени и не жалеет об этом.

Низкие баллы по этой же шкале – от 0 до 8 – говорят о том, что взрослый испытывает по отношению к ребенку в основном только отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, даже иногда ненависть. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко своим отношением третирует ребенка. Понятно, что имеющий такие наклонности взрослый не может быть хорошим педагогом.

Высокие баллы по шкале «кооперация»7-8 баллов – являются признаком того, что взрослый проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу ребенка, старается быть с ним на равных.

Низкие баллы поданной шкале – 1-2 балла – говорят о том, что взрослый по отношению к ребенку ведет себя противоположным образом и не может претендовать на роль хорошего педагога.

Высокие баллы по шкале «симбиоз» – 6-7 баллов – достаточны для того, чтобы сделать вывод о том, что данный взрослый человек не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности, оградить от неприятностей.

Низкие баллы по этой же шкале –1-2 балла – являются признаком того, что взрослый, напротив, устанавливает значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало заботится о нем. Вряд ли такой взрослый может быть хорошим учителем и воспитателем для ребенка.

Высокие баллы по шкале «контроль» – 6-7 баллов – говорят о том, что взрослый человек ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки. Он навязывает ребенку почти во всем свою волю. Такой взрослый человек далеко не всегда может быть полезным, как воспитатель, для детей.

Низкие баллы по этой же шкале1-2 балла – напротив, свидетельствуют о том, что контроль за действиями ребенка со стороны взрослого человека практически отсутствует. Это может быть не очень хорошо для обучения и воспитания детей. Наилучшим вариантом оценки педагогических способностей взрослого человека по этой шкале являются средние оценки, от 3 до 5 баллов.

Высокие баллы по шкале «отношение к неудачам ребенка» – 7-8 баллов – являются признаком того, что взрослый человек считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся взрослому человеку несерьезными, и он игнорирует их. Вряд ли такой взрослый может стать хорошим учителем и воспитателем для ребенка.

Низкие баллы по этой же шкале – 1-2 балла, напротив, свидетельствуют о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него. Такой взрослый, скорее всего, станет неплохим учителем и воспитателем.

Поделиться «Отношение к детям (Тест родительского отношения)»

Отношение к ребёнку

Родители оказывают большое влияние на ребёнка в тот период его развития, когда ребёнок быстрее всего учится и постигает умом окружающее. Именно поэтому родители несут такую ответственность за воспитание ребёнка.

Дружеское отношение.

Смотрите на своего ребёнка, как на самостоятельную личность.

Ребёнок умеет чувствовать так же, как взрослый.

Относитесь к ребёнку вежливо и ласково.

Говорите с ним о некоторых планах, касающихся домашнего хозяйства, например, что купить, что поправить, что сэкономить, чтобы ребёнок « молодых ногтей» чувствовал себя членом семейного коллектива. Регулярно возлагай на него в этом коллективе какие-нибудь обязанности и делай это с самого раннего возраста ребёнка.

Читайте так же:  Психологическая помощь семье с тяжелобольным человеком

Уважай его доверие, взгляды и планы.

Честное отношение.

Всё время доказывай своим поведением, что умеешь держать слово.

Держите себя так, чтобы ребёнок не боялся идти к вам с любым вопросом даже тогда, когда чувствует, что вопрос деликатный.

Докажи ему на деле, что он получит всегда правдивый ответ.

Справедливое отношение к ребёнку.

Учи его во всём достигать наилучших результатов.

Похвали его за достигнутые результаты.

Похвали его за старание даже в том случае, если достигнутые результаты незначительны.

Раньше, чем пристыдить или наказать ребёнка, постарайся понять, по каким побуждениям он совершил свой поступок.

Держи себя так, чтобы ребёнок не боялся прийти к тебе и сознаться в тех поступках, за которые он должен был бы получить выговор или быть наказанным. Пусть он верит в твою справедливость и умение по достоинству оценить старание.

Чего следует избежать?

Не обращайся с ним всё время, как с маленьким ребёнком. Тебе, может быть, это и доставляет удовольствие, но это тормозит душевное развитие ребёнка. Не балуй его и не делай за него то, что он мог бы сделать сам. Ребёнок никогда не бывает настолько беспомощным, чтобы он не мог пытаться что-нибудь делать, или чему-нибудь учиться. Чем раньше ребёнок научиться быть самостоятельным, тем легче ему будет в жизни. Не испорти его, давая ему всё, что он хочет.

Научи его ценить то, что он получает.

Воспитанием Вы можете от своего ребёнка добиться много. Ребёнок в большинстве случаев сделает то, что Вы от него ждёте. Программируйте его на правильные поступки и хорошее поведение.

Воспитывая ребёнка, оба родителя и остальные родственники, часто контактирующие с Вашим ребёнком, должны действовать согласованно. У всех у вас не должно быть противоположных взглядов на те или иные вещи и поступки окружающих. Ребёнок всё очень тонко чувствует и улавливает манеру Вашего поведения и отношения к чему-либо или кому-либо. И если кто-то из ближнего круга Вашего ребёнка будет иметь противоположную Вам точку зрения, которую он невольно донесёт до ребёнка, то в ребёнке возникнут внутренние противоречия.

Нравственная сторона детского характера.

Благородные люди всем нравятся, хотя иногда приходится слышать голоса, что благородство не приносит никакой пользы, и что грубость и хитрость в нашем мире помощники более выгодные. Но мы, понятно, против того, чтобы наш ребёнок достигал успехов грубостью и хитростью. Пусть он будет прямым, честным, нравственно стойким и благородным. Можно ли воспитать в ребёнке такие качества? Безусловно. Но, прежде всего мы сами должны ему быть примером благородного отношения к окружающему миру. Сейчас модно крестить детей, иметь крёстных, ходить по большим церковным праздником в церковь, вешать ребёнку нательный крест. Всё это внешняя сторона. Как говорил Михаил Жванецкий « Общим видом овладели, теперь подробности не надо пропускать». Почитаемые святые были богаты духом, но абсолютно бедны, по нынешним понятиям, в материальном плане. Вот о чём надо говорить ребёнку, когда учим его крестить лоб перед иконой святого, проповедовавшего милость к больным, старым, бедным и убогим. Чтобы, если уж Вы и заходите в церковь, Вы, прежде всего, при ребёнке или, что ещё ужаснее, вместе с ребёнком, не обсуждали, кто, в чём одет и на какой машине приехал, а говорили о каких-то нравственных вещах и понятиях,

которыми и зиждется ВЕРА. Раздавать милостыню, картинно сидящим на паперти «нищим» и брезгливо морщиться при виде бомжей у помойки, восторгаться роскошными нарядами подруг при ребёнке и осуждать скромно одетую учительницу или соседку, всё это и есть воспитание нравственности и души Вашего ребёнка. Доброта и сострадание никогда не бывают «лишними». А цинизм, брезгливость, высокомерие и злоба могут опустошить душу Вашего ребёнка. Личность формируют 3 основных фактора:

[3]

Причём два первых имеют первостепенное значение. Не забывайте об этом.

Что нам надо делать?

Учите ребёнка дисциплине и правильному режиму.

Будьте тверды и последовательны во всём. Требуйте послушания, но не СЛЕПОГО, а путём убеждения.

Обращайте внимание ребёнка на необходимость серьёзно относиться к работе, знакомьте его с возможными трудностями, включите ребёнка в семейные планы.

Требуйте от ребёнка исполнения заданий, давайте ему ответственные поручения, разберите с ним те случаи, где ребёнок не выполнил заданного.

Воспитывайте у ребёнка на ярких примерах твёрдость характера, выдержку, любовь к людям, природе, животным, сострадание к слабым, старым и больным.

Чего следует избежать?

Собственных грубых и неблагородных поступков, непоследовательности, неправдивости, недисциплинированности, неаккуратности жизненного уклада.

Слабости в отношении к ребёнку, который её не уважает.

Уступчивости во всём, изнеживая ребёнка, забрасывания его всем возможным – «пусть ему живётся лучше, чем мне!»

Избавления ребёнка от всех трудностей жизни.

Подражания тем семьям, у которых другие взгляды на воспитание, кто ничем не ограничивает своих детей, потакая им во всём, слепо следуя любым их капризам.

Перегибания – то есть чрезмерной строгости или излишней мягкости.

Для развития характера ребёнка менее опасен материальный недостаток, чем избыток и роскошь. Ещё великий Цицерон сказал:

Размеры состояния определяются не величиной доходов, а привычками и образом жизни.

Определённые ограничения не только не повредят вашему ребёнку, а наоборот дадут ему стимул. Например, ребёнок захотел компьютер или планшет. Родители заключают с ним договор:

«Планшет будет куплен при условии отличной учёбы».

Как вы считаете, ребёнок будет прилагать усилия, если он очень хочет планшет или компьютер? Обязательно будет, при условии, что это здоровый ребёнок. Так с вашей помощью формируется воля ребёнка и его умение достигать поставленной в данный момент цели, отказываясь от сиюминутных удовольствий. А как в данном случае поведёт себя пресыщенный ребёнок, не знающий отказа ни в чём, у которого всё есть и так?

Читайте так же:  Откуда у детей проблемы

Такой ребёнок даже не подозревает о том, что для достижения чего-либо и получения чего-либо надо приложить усилия, что есть такое психологическое свойство, как воля, которая формирует, в конечном счете, характер.

Родители абсолютно уверены, что они, таким образом, выражают свою любовь ребенку, а заодно демонстрируют перед знакомыми и незнакомыми уровень своих финансовых возможностей. Порой родители испытывают гораздо большее удовольствие от дорогостоящей покупки, чем их ребёнок.

Ребёнок не знает цену деньгам, он не понимает слов «дорого» – «дёшево», у него другие критерии. Ребёнок легко пресытится и будет считать ваше баловство чем-то вполне естественным, даже вашей обязанностью.

Откажитесь от этого удовольствия, пусть подарки будут чем-то редким, долгожданным. Он поймёт, что игрушки не падают с неба и не появляются по мановению волшебной палочки. Что для того, чтобы появилась долгожданная игрушка, надо потрудиться. У такого ребёнка обязательно есть любимая игрушка.

Как правило, дети, которые не избалованы подарками и несметным количеством игрушек более спокойны, организованы и рассудительны.

Отношение родителей к ребенку

Отношение родителей к ребенку бывает очень разным: заинтересованное и безразличное, с любовью и страхом, мудрое и бездумное.

Любопытно ознакомиться с историей вопроса. Как пишет Ллойд Демоз, «История детства — это кошмар, от которого мы только недавно стали пробуждаться. Чем глубже в историю — тем меньше заботы о детях и тем больше у ребенка вероятность быть убитым, брошенным, избитым, терроризированным и сексуально оскорбленным».

Типы воспитания, модели воспитания

Говоря о типах воспитания​, в первую очередь пишут о таких типах, как потворствующая гиперпротекция, эмоциональное отвержение, доминирующая гиперпротекция, повышенная моральная ответственность, безнадзорность, жестокое обращение.

Это наиболее распространенные 6 типов воспитания. Более широкий список из 10 типов, это: гипопротекция, доминирующая гиперпротекция, потворствующая гиперпротекция, потворствующая гипопротекция, воспитание в культе болезни, эмоциональное отвержение, жестокое отношение, повышенная моральная ответственность, противоречивое воспитание и воспитание вне семьи. См.→

Достаточно очевидно, что это все типы проблемного воспитания. Это не то, что родители выбирают, это то. что у проблемных родителей получается. Нередко пишут, что этим типам проблемного воспитания противостоит авторитетное воспитание: комбинация теплоты и относительно строгого контроля за ребенком, однако такого контроля, который понятен ребенку и осуществляется четко и последовательно, так что дети знают, чего им ждать, если они нарушили установленные родителями правила. То есть проблемных типов воспитания много, а правильное воспитание — одно: «авторитетное воспитание». Так ли это? К сожалению, это не так.

Те (редкие) родители, которые к воспитанию подходят осознанно, которые думают о воспитании детей, которые выбирают, подбирают под себя и под ребенка свой стиль и способ воспитания — также стоят перед выбором. Осознанное воспитание — это не одна, а разные модели воспитания, каждая из которых имеет свои особенности, свои плюсы и минусы. Не очевидно, что жесткое воспитание не может быть осознанным и когда-то адекватным выбором, многих родителей привлекает модель естественного воспитания с практически отсутствием социальных запретов, но даже относительно свободное воспитание с разумными ограничениями может быть в разной степени директивным. А как — правильно? Мы можем предложить свое описание основных моделей воспитания и свои комментарии. Надеемся. что наши лучшие в мире читатели сделают свой. самый правильный выбор!

Отношения вместо воспитания

Цели воспитания — что мы добиваемся в воспитании, какого мы хотим воспитать ребенка (человека), ради чего. О целях воспитания мы говорим, когда мы в разумном и осозанном состоянии. А часто мы в таком состоянии пребываем? Когда родители, то есть просто молодые люди и девушки, живут обычным для себя образом, то есть не думая, пребывая в малоосознанном состоянии, они детей не воспитывают, они рядом с ними просто живут и просто к ним как-то относятся. Как? По-разному.

Родители и любовь к ребенку

Само по себе рождение ребенка вовсе не гарантирует, что родители его будут любить, на любовь родителей к детям влияют бытовые и жизненные обстоятельства. Хотя во многих семья ребенок провозглашается суперценностью, любовь к детям чаще провозглашается, нежели реально происходит. См.→

Права и ответственность родителей

Это чей ребенок? — Твой. Чья ответственность за то, каким он растет? — Твоя. — Тогда почему же твой ребенок уже четвертый час тупо сидит перед телевизором, просматривая однообразные клипы Муз-ТВ? Смотри Права и ответственность родителей

Правовой аспект

В отношении родителей к ребенку должны быть учтены требования Декларации о правах ребенка, в соотстветствии с которыми ребенку должны быть предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства.

Источники


  1. Василев, Стефан Психология любви / Стефан Василев. — М.: Интерпринт, 1992. — 238 c.

  2. Котова, А. К. Как стать правой рукой шефа. Настольная книга секретаря по психологии общения и делопроизводству / А.К. Котова. — М.: Феникс, 2016. — 288 c.

  3. Свияш, А.Г. Советы брачующимся, забракованным и страстно желающим забраковаться / А.Г. Свияш. — М.: АСТ, 2015. — 203 c.
Узнай свое отношение к ребенку
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here