В клетке разума или внутренняя тюрьма

Сегодня обсуждаем тему: в клетке разума или внутренняя тюрьма с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

В клетке разума или внутренняя тюрьма

Если вы видите эту страницу, значит с вашего IP-адреса поступило необычно много запросов. Система защиты от роботов решила, что c данного IP запросы отправляются автоматически, и ограничила доступ.

Чтобы продолжить, пожалуйста, введите символы СЃ картинки РІ поле РІРІРѕРґР° Рё нажмите «РћС‚править».

Если у вас возникли проблемы или вы хотите задать вопрос нашей службе поддержки, пожалуйста, воспользуйтесь формой обратной связи.

В клетке разума или внутренняя тюрьма

Если вы видите эту страницу, значит с вашего IP-адреса поступило необычно много запросов. Система защиты от роботов решила, что c данного IP запросы отправляются автоматически, и ограничила доступ.

Чтобы продолжить, пожалуйста, введите символы СЃ картинки РІ поле РІРІРѕРґР° Рё нажмите «РћС‚править».

Если у вас возникли проблемы или вы хотите задать вопрос нашей службе поддержки, пожалуйста, воспользуйтесь формой обратной связи.

Тюрьма разума: 5 неочевидных фактов о мышлении

Kirill Rozhentsov

Оказывается, наш разум не всегда бывает нам полезен. Рефлексия, размышления о несправедливом устройстве мира и бессодержательная игра ассоциаций истощают силы и отвлекают внимание от того, что нас окружает. Автор блога Raptitude Дэвид Кейн написал об ограниченном бюджете внимания и постоянном внутреннем «картировании» нашего опыта — T&P перевели его статью.

Люди особо не говорят о мышлении. Мы постоянно говорим, о чем мы думаем, но редко говорим о самом процессе. А ведь мышление составляет огромную часть нашей жизни — это, возможно, самая значительная часть нашего опыта.

Мышление влияет на все в жизни: ваши действия, ваши представления о самих себе, ваши возможности, ваш уровень стресса и ваше здоровье. Ваш образ мышления определяет, какой опыт будет преобладать в течение вашей жизни: будет ли это страх или восхищение, будет ли он избыточен или недостаточен.

Моя жизнь стала чертовски лучше с тех пор, как я начал обращать внимание на ту роль, которую играют в ней мои мысли. Было время, когда я бы усомнился в истинности пяти нижеследующих утверждений, но теперь я считаю их существенной правдой жизни.

Мы думаем почти все время

Маленькие дети — прекрасные наблюдатели. Большую часть времени их внимание занято тем, что они видят и слышат. Они определенно могут думать и размышлять, но сиюминутный чувственный мир кажется им более важным. Это не редкость — увидеть взрослого человека, погруженного в размышления и не замечающего ничего вокруг, но странно видеть двухлетнего ребенка с тем же стеклянным, отсутствующим взглядом.

Со зрелостью мысль выходит на передний план нашего опыта. Даже когда мы обращаем внимание на чувственный мир, мы постоянно интерпретируем, предсказываем и оцениваем. Когда дети взрослеют, они посвящают все больше и больше внимания их собственному внутреннему картированию — оно становится более важным, чем сиюминутные свежие наблюдения.

Представьте туристов, бродящих с картой перед собой. Они видят ориентиры реального мира, но используют их только как отсылки для определения своего местоположения и для выстраивания маршрута до другой точки. Большинство взрослых взаимодействуют с миром также, по привычке: содержание наших мыслей и впечатлений являются главным пейзажем, а сиюминутный чувственный опыт оказывается вторичен.

Большинство наших мыслей на самом деле ни к чему не ведут

Нам нужно думать: наш ум способен на удивительные вещи. Но большинство мыслей не ведет ни к какому решению или пониманию, которое бы было применимо в реальном мире. Мы просто поднимаем вихри пыли. Одна мысль всегда ведет к другой, но следить за их ходом — это как собирать случайно растущие цветы, а не идти по следу намеренно разбросанных хлебных крошек.

Если вы возьмете за привычку спрашивать себя, чего конкретно вы хотите достигнуть, раздумывая о в определенный момент, вы можете обнаружить, что не находите ответа. Чем хороша мысль, есть она не подталкивает к решению или действию? Конечно, у мышления есть и другие цели — например, отвлечь себя от еще более огорчительных раздумий или порадовать себя фантазиями. Но и в этом случае реальному миру приходит конец. Чаще всего эти мысли не намеренны, да и не особенно полезны.

По большей части мышление — это просто бессознательное ассоциациирование, утомляющее и поглощающее наше внимание. Это привычная бесполезная работа разума, способная сожрать столько вашего внимания, сколько сможет, пока вы не отключите ее от питания.

Мышление вызывает привыкание

Кому есть дело до имени актера, игравшего средненького в том ситкоме 80-х, музыкальная тема которого играет в моей голове с самого утра? Моему разуму почему-то есть дело. Если бы я не вмешался, пришлось бы отложить всю свою остальную жизнь, чтобы разрешить этот вопрос.

Разум рад любой работе, даже если у нее нет никакой обозримой выгоды. Прямо как агент по продажам, который будет продавать вам любые штуковины, пока вы не перестанете их покупать, ваш разум имеет тенденцию работать, пока может. Ему и правда нравится полагать, сравнивать и выдумывать.

Мы все можем согласиться, что это здорово, — что разум способен на эти вещи. Но чтобы делать их, ему требуется ваше внимание, которого не так много. Если бы разум знал, что ему придется работать, исходя из бюджета, он бы был более рассудителен относительно проектов, за которые берется.

Мы, взрослые, так привыкли к этой постоянной мыcлительной активности, что, когда она прекращается, у нас возникает странное чувство. По той же причине трудно оторваться от незапланированного Netflix-марафона. Дело не обязательно в том, что сериал, который вы смотрите, так хорош. Дело в том, что вам комфортнее продолжать смотреть, а не решать, чем заняться вместо этого.

Мы часто путаем наши мысли с их предметом

Все мы бывали поглощены мыслями настолько, что теряли нить происходящего. Вами могут полностью овладеть ваши старые отношения, или расписание в вашем офисе на другом конце города, или будущее, в котором не останется больше океанской рыбы, и вы едва заметите, что сидите в ванной в 4 часа субботнего дня.

Ваши эмоции в этих случаях лучше соответствуют тому, что содержится в вашей голове, но никак не происходящему вокруг. Это потому, что все мысли существуют в настоящем, — даже мысли об отсутствующих людях или не происходящих событиях. Поэтому, когда вы думаете о , что вас расстраивает, на самом деле вы реагируете на мысль, но не на ее предмет. Очевидно, что это не ваша бывшая подружка заставляет вас сидеть в ванной и грустить, это ваша мысль об этом человеке и этом времени. Ее там нет. Вообще. Есть только мысль.

Читайте так же:  Я - звезда интернета!

Ваше тело постоянно водят за нос. Только успеваете подумать о тарелке картофеля фри, как слюнные железы уже начинают во рту вечеринку, еще не зная, что нет никакой картошки. Или только подумаете о сексе, и гениталии тут же начнут перестраиваться, перемещая жидкости туда-сюда и готовясь приветствовать гостя, который не придет. Если вы будете потакать заблуждениям своего тела, оно даже может попытаться само завести ребенка.

Когда вы лежите в кровати и не можете заснуть из-за политического насилия, это не несовершенное устройство мира не дает вам заснуть. Это мысль, которая у вас есть в данный момент, прямо здесь, в вашей спальне. Иначе почему «устройство мира» не беспокоило вас с момента вашего рождения? Мы можем реагировать только на то, что есть в настоящем.

Мы можем меньше жить внутри своей головы

Я не стараюсь демонизировать мысль. Мысли абсолютно необходимы для нашего функционирования. Но соотношение чистого сигнала к помехам ошеломит вас, если возьмете за привычку время от времени обращать на это внимание. Зная, что большая часть наших мыслей на самом деле не служит нам, мы можем понять, как вернуть себе наше внимание и обратить его на происходящее в данный момент.

Ваше внимание обращено либо на ваши мысли, либо на остальное происходящее — на чувственный мир образов, звуков, запахов, ощущений и вкусов. Ему больше просто негде быть. Так что сокращение жизни, проживаемой внутри головы, эквивалентно увеличению жизни, проживаемой в вещественном мире. Иногда мир вокруг бывает настолько красив, что отвлекает наше внимание от мыслей, но все остальное время нужно направлять его вручную.

Делать это не особенно сложно — сложно помнить, что это необходимо. Управление вниманием должно стать привычкой, потому что мы, взрослые, умеем Жить В Голове, Даже Не Замечая Этого, лучше, чем делать что-либо другое.

Иконки: 1) Anne-Marie Nguyen, 2) Ásgeir Vísir, 3) Luis Prado, 4) Jhun Capaya, 5) Acider C Balandrano.

Тюрьма разума: 5 неочевидных фактов о мышлении

Оказывается, наш разум не всегда бывает нам полезен. Рефлексия, размышления о несправедливом устройстве мира и бессодержательная игра ассоциаций истощают силы и отвлекают внимание от того, что нас окружает. Автор блога Raptitude Дэвид Кейн написал об ограниченном бюджете внимания и постоянном внутреннем «картировании» нашего опыта.

Люди особо не говорят о мышлении. Мы постоянно говорим, о чем мы думаем, но редко говорим о самом процессе. А ведь мышление составляет огромную часть нашей жизни — это, возможно, самая значительная часть нашего опыта.

Мышление влияет на все в жизни: ваши действия, ваши представления о самих себе, ваши возможности, ваш уровень стресса и ваше здоровье. Ваш образ мышления определяет, какой опыт будет преобладать в течение вашей жизни: будет ли это страх или восхищение, будет ли он избыточен или недостаточен.

Моя жизнь стала чертовски лучше с тех пор, как я начал обращать внимание на ту роль, которую играют в ней мои мысли. Было время, когда я бы усомнился в истинности пяти нижеследующих утверждений, но теперь я считаю их существенной правдой жизни.

☁ Мы думаем почти все время
Маленькие дети — прекрасные наблюдатели. Большую часть времени их внимание занято тем, что они видят и слышат. Они определенно могут думать и размышлять, но сиюминутный чувственный мир кажется им более важным. Это не редкость — увидеть взрослого человека, погруженного в размышления и не замечающего ничего вокруг, но странно видеть двухлетнего ребенка с тем же стеклянным, отсутствующим взглядом.

Со зрелостью мысль выходит на передний план нашего опыта. Даже когда мы обращаем внимание на чувственный мир, мы постоянно интерпретируем, предсказываем и оцениваем. Когда дети взрослеют, они посвящают все больше и больше внимания их собственному внутреннему картированию — оно становится более важным, чем сиюминутные свежие наблюдения.

Представьте туристов, бродящих с картой перед собой. Они видят ориентиры реального мира, но используют их только как отсылки для определения своего местоположения и для выстраивания маршрута до другой точки. Большинство взрослых взаимодействуют с миром также, по привычке: содержание наших мыслей и впечатлений являются главным пейзажем, а сиюминутный чувственный опыт оказывается вторичен.

☁ Большинство наших мыслей на самом деле ни к чему не ведут
Нам нужно думать: наш ум способен на удивительные вещи. Но большинство мыслей не ведет ни к какому решению или пониманию, которое бы было применимо в реальном мире. Мы просто поднимаем вихри пыли. Одна мысль всегда ведет к другой, но следить за их ходом — это как собирать случайно растущие цветы, а не идти по следу намеренно разбросанных хлебных крошек.

Если вы возьмете за привычку спрашивать себя, чего конкретно вы хотите достигнуть, раздумывая о чем-то в определенный момент, вы можете обнаружить, что не находите ответа. Чем хороша мысль, есть она не подталкивает к какому-то решению или действию? Конечно, у мышления есть и другие цели — например, отвлечь себя от еще более огорчительных раздумий или порадовать себя фантазиями. Но и в этом случае реальному миру приходит конец. Чаще всего эти мысли не намеренны, да и не особенно полезны.

По большей части мышление — это просто бессознательное ассоциациирование, утомляющее и поглощающее наше внимание. Это привычная бесполезная работа разума, способная сожрать столько вашего внимания, сколько сможет, пока вы не отключите ее от питания.

☁ Мышление вызывает привыкание

Кому есть дело до имени актера, игравшего средненького в том ситкоме 80-х, музыкальная тема которого играет в моей голове с самого утра? Моему разуму почему-то есть дело. Если бы я не вмешался, пришлось бы отложить всю свою остальную жизнь, чтобы разрешить этот вопрос.

Разум рад любой работе, даже если у нее нет никакой обозримой выгоды. Прямо как агент по продажам, который будет продавать вам любые штуковины, пока вы не перестанете их покупать, ваш разум имеет тенденцию работать, пока может. Ему и правда нравится полагать, сравнивать и выдумывать.

Читайте так же:  Психологическое бесплодие

Мы все можем согласиться, что это здорово, — что разум способен на эти вещи. Но чтобы делать их, ему требуется ваше внимание, которого не так много. Если бы разум знал, что ему придется работать, исходя из бюджета, он бы был более рассудителен относительно проектов, за которые берется.

Мы, взрослые, так привыкли к этой постоянной мыcлительной активности, что, когда она прекращается, у нас возникает странное чувство. По той же причине трудно оторваться от незапланированного Netflix-марафона. Дело не обязательно в том, что сериал, который вы смотрите, так хорош. Дело в том, что вам комфортнее продолжать смотреть, а не решать, чем заняться вместо этого.

☁ Мы часто путаем наши мысли с их предметом
Все мы бывали поглощены мыслями настолько, что теряли нить происходящего. Вами могут полностью овладеть ваши старые отношения, или расписание в вашем офисе на другом конце города, или будущее, в котором не останется больше океанской рыбы, и вы едва заметите, что сидите в ванной в 4 часа субботнего дня.

Ваши эмоции в этих случаях лучше соответствуют тому, что содержится в вашей голове, но никак не происходящему вокруг. Это потому, что все мысли существуют в настоящем, — даже мысли об отсутствующих людях или не происходящих событиях. Поэтому, когда вы думаете о чем-то, что вас расстраивает, на самом деле вы реагируете на мысль, но не на ее предмет. Очевидно, что это не ваша бывшая подружка заставляет вас сидеть в ванной и грустить, это ваша мысль об этом человеке и этом времени. Ее там нет. Вообще. Есть только мысль.

Ваше тело постоянно водят за нос. Только успеваете подумать о тарелке картофеля фри, как слюнные железы уже начинают во рту вечеринку, еще не зная, что нет никакой картошки. Или только подумаете о сексе, и гениталии тут же начнут перестраиваться, перемещая жидкости туда-сюда и готовясь приветствовать гостя, который не придет. Если вы будете потакать заблуждениям своего тела, оно даже может попытаться само завести ребенка.

Когда вы лежите в кровати и не можете заснуть из–за политического насилия, это не несовершенное устройство мира не дает вам заснуть. Это мысль, которая у вас есть в данный момент, прямо здесь, в вашей спальне. Иначе почему «устройство мира» не беспокоило вас с момента вашего рождения? Мы можем реагировать только на то, что есть в настоящем.

☁ Мы можем меньше жить внутри своей головы
Я не стараюсь демонизировать мысль. Мысли абсолютно необходимы для нашего функционирования. Но соотношение чистого сигнала к помехам ошеломит вас, если возьмете за привычку время от времени обращать на это внимание. Зная, что большая часть наших мыслей на самом деле не служит нам, мы можем понять, как вернуть себе наше внимание и обратить его на происходящее в данный момент.

Ваше внимание обращено либо на ваши мысли, либо на остальное происходящее — на чувственный мир образов, звуков, запахов, ощущений и вкусов. Ему больше просто негде быть. Так что сокращение жизни, проживаемой внутри головы, эквивалентно увеличению жизни, проживаемой в вещественном мире. Иногда мир вокруг бывает настолько красив, что отвлекает наше внимание от мыслей, но все остальное время нужно направлять его вручную.

Делать это не особенно сложно — сложно помнить, что это необходимо. Управление вниманием должно стать привычкой, потому что мы, взрослые, умеем Жить В Голове, Даже Не Замечая Этого, лучше, чем делать что-либо другое.

Тюрьма для разума

Почему необязательно и очень вредно отдавать ребёнка в школу? Странный вопрос… У меня, скорее, вызывает недоумение, почему умные образованные городские жители, особенно достигшие карьерных высот и материальной обеспеченности, ломают своих детей, безвинно заключая их на одиннадцать лет в эту Систему.

Да, конечно, в прошлые века в деревнях Учитель был намного более развит и материально обеспечен, имел более высокое общественное положение и уровень культуры, чем родители детей. А сейчас?

Дворяне и тогда не отдавали своих детей в школы, организовывали обучение на дому.

Зачем нужна школа ребенку и зачем она родителям?
Работающим родителям очень удобно сдать ребенка в камеру хранения под минимальный присмотр, утешая себя тем, что все так делают. Более странной выглядит позиция неработающих мам с обеспеченным мужем, которых настолько напрягают собственные дети, что они даже в продлёнку отдают их… Такое впечатление, что этих детей рожали только как способ обеспечить себя материально, и если бы была возможность сдать их в интернат, не теряя в деньгах и общественном мнении, то почти все они так бы и сделали.

Ребенку же школа не нужна практически никогда. Я не встречала ещё ни одного ребенка, который захотел бы в конце октября вместо каникул продолжить ходить в школу. Да, конечно, ребенок хочет пообщаться или поиграть с друзьями, но не сидеть на уроках. То есть, если обеспечить ребенку комфортное общение вне школы, посещение школы полностью теряет для ребенка смысл.

Школа детей ничему не учит.
Теперь разберем популярные общественные мифы, заставляющие родителей бездумно калечить собственных детей.

Миф первый: ШКОЛА УЧИТ (даёт ребенку знания, образование)
Современные городские дети идут в школу, уже умея читать, писать и считать. Никакие другие знания, приобретенные в школе, во взрослой жизни не используются. Школьная программа состоит из бессистемного набора фактов для заучивания. Зачем их помнить? На любые вопросы намного лучше ответит Яндекс. Те из детей, которые выберут соответствующую специализацию, будут изучать физику или химию заново. Остальные после окончания школы не могут вспомнить, чему же их учили все эти тоскливые годы.

Учитывая то, что школьная программа не менялась много десятилетий, и в ней намного важнее почерк ребенка, чем слепая десятипальцевая печать на клавиатуре компьютера, никаких по-настоящему полезных знаний и навыков для дальнейшего успеха во взрослой жизни школа ребенку не даёт. Даже если предположить, что именно этот набор фактов для заучивания по школьному предмету действительно ребенку так необходим, его можно дать в десять раз быстрее.

Чем с успехом занимаются репетиторы, за сто часов обучая ребенка тому, чему учительница не научила за 10 лет и тысячу часов.
Вообще, это очень странная система, когда тысяча часов растягивается на несколько лет. Уже в институте каждый предмет дают более крупными блоками за полгода или год. И очень странный метод обучения, когда дети вынуждены сидеть неподвижно и что-то слушать.

Читайте так же:  Нечто свыше – архетипы

Опыт многочисленных родителей абитуриентов показывает, что несколько лет обучения предмету — свыше тысячи часов в школе плюс домашние задания — не помогают ученику знать предмет в объеме, достаточном для поступления в хороший ВУЗ. В последние два школьных года нанимается репетитор и заново обучает ребенка этому предмету — как правило, ста часов достаточно, чтобы оказаться в числе лучших в классе.

Я считаю, что репетитора (или компьютерные программы, интересные учебники с живым текстом, обучающие фильмы, специализированные кружки и курсы) можно взять с самого начала, в 5-6-7 классе, не мучая ребенка, предварительно этой тысячей часов. А в освободившееся время ребенок может найти занятие по душе, ВМЕСТО ШКОЛЫ.

Школа мешает социализации детей.
Миф второй: ШКОЛА НУЖНА для социализации ребенка
Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. (Википедия)

Что можно считать успехом в обществе? Кого мы считаем успешными людьми? Как правило, состоявшихся профессионалов, хорошо зарабатывающих своим ремеслом. Уважаемых людей, делающих свою работу очень качественно и получающих за нее достойные деньги.

[3]

В любой сфере. Возможно, предпринимателей — собственников бизнеса.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Топ-менеджеров. Крупных государственных чиновников. Видных общественных деятелей. Популярных спортсменов, артистов, писателей.

Этих людей отличает, в первую очередь, умение добиваться своих целей. Скорость мышления. Умение действовать. Активность. Сила воли. Упорство. И, как правило, они прилагают много усилий до достижения результата. Умеют не бросать дело на полпути. Отличные коммуникативные навыки — переговоры, продажи, публичные выступления, эффективные социальные связи. Навык мгновенно принимать решения и делать сразу же. Стрессоустойчивость. Быстрая качественная работа с информацией. Умение концентрироваться на одном, отбросив все остальное. Наблюдательность. Интуиция. Чувствительность. Лидерские качества. Способность делать выбор и нести за него ответственность. Искренняя увлеченность своим делом. И не только своим делом — интерес к жизни и познавательная активность у них часто не хуже, чем у дошкольников. Умеют отказаться от ненужного.

Умеют найти хороших учителей (наставников) и быстро обучиться важному для их развития и карьеры.

Мыслят системно и легко занимают метапозицию.

Учит ли этим качествам школа?
Скорее, наоборот.

Все годы школы, очевидно, что ни о какой искренней увлеченности речь не идет — даже если ученику удаётся увлечься парой предметов, их нельзя выбрать, отказавшись от неинтересного. Их нельзя в рамках школы изучить глубоко. Чаще всего ими увлекаются вне школы.

Достижение результата никого не интересует — прозвенел звонок, и ты обязан бросить то, что не доделал, и идти на следующий урок.

Все 11 лет ребенка учат, что результат не нужен и не важен.
Любое дело должно быть брошено на полпути по звонку.

Скорость мышления? При ориентации на середнячков или слабых учеников? При обучении устаревшими неэффективными методами? При полной интеллектуальной зависимости от учителя, когда разрешается только бездумное повторение ранее озвученных фактов? Ученику с высокой скоростью мышления на уроках просто неинтересно. В лучшем случае учитель просто не мешает ему читать под партой.

Сила воли? Активность? Система приложит все усилия, чтобы сделать ребенка послушным. «Будь как все. Не высовывайся», — это та жизненная мудрость, которая нужна для взрослого успеха в обществе?

Качественной работе с информацией в школе не учат — большинство средних учеников тупо не понимают прочитанный текст, не могут проанализировать и сформулировать основную мысль.

Ответственность за выбор? Так ученикам выбора не дают.

Переговоры и публичные выступления? Развитие интуиции и чувствительности?

Лидерские качества? Умение действовать? Вообще не включены в программу.

Умение отказаться от ненужного требуют заменить на противоположное — умение годами терпеть ненужное и бесполезное.

Вместо внутренней референции у детей вырабатывается эмоциональная зависимость от часто предвзятого мнения окружающих в лице учителя. Это происходит на фоне полной подконтрольности ученика. У ребенка нет права безнаказанно выражать собственное мнение.

Про поголовно хороших учителей в школе, увы, приходится только мечтать. Чаще всего мало, кто из городских родителей менее образован и успешен в обществе, чем учителя, чтобы предпочесть учительницу, как пример для подражания. С современными учителями происходит так называемый «двойной отрицательный отбор»: сначала в педвузы поступают те, кто не смог набрать баллы в более престижный ВУЗ, а потом только самые малоинициативные из выпускников остаются работать в школе, остальные находят более высокооплачиваемую и престижную работу.

Вообще, единственное общество, которое похоже на школьное во взрослой жизни, это тюрьма. Но там заключенным легче, чем детям: они разного возраста, с разными интересами, их не заставляют заниматься неинтересным делом. Там они понимают, за что наказаны. Освободятся они раньше, чем через 11 лет, если не получили срок за убийство.

Школьный класс — модель взрослого общества? Это неправда — лично я не живу в мире, где все люди одного возраста; где у них нет общих интересов, где я вынуждена подчиняться малооплачиваемой неудачнице; где как бы я ни увлеклась делом, мне через 45 минут по звонку надо было бы бросить его без достижения результата и бежать в другое помещение.

У взрослых людей есть выбор: чем заниматься (и всегда можно поменять работу и начальника), с кем общаться, что считать результатом, какие иметь интересы.

В современном мире воспитание, обучение и социализация ребенка — это ответственность родителей. Отдавая ребенка в школу, мы просто устраиваемся, чтобы он нам не мешал. Улучшаем свою жизнь сейчас за счёт его будущей карьеры и счастья.

Власть авторитета

Представьте себе, что вы решили принять участие в эксперименте по изучению памяти.

В лаборатории, в которой вы оказались, вас встретили два человека: научный сотрудник, проводящий исследование, и такой же, как вы, доброволец, давший согласие на участие в этом эксперименте. Вытащили жребий, вам досталась роль обучающегося, а другому участнику – учителя.

По условиям эксперимента «учитель» должен читать пары предложений, которые вы должны запомнить и повторить, а за каждую ошибку вы будете получать удар током. Вас предупреждают, что с каждой последующей ошибкой сила тока будет возрастать.

И вот вы садитесь в кресло, вам закрепляют руки, слышите через динамики вопросы, даете ответы и после каждого неправильного ответа получаете разряд тока — сначала несильный, но по мере накопления ошибок он становится все сильней и сильней.

Читайте так же:  Что это – соматизированный контрперенос

И вот вы уже не можете терпеть боль и просите остановить эксперимент. Но вам продолжают поступать вопросы, и, не получив правильный ответ, увеличивается сила тока. Вы кричите от боли и уже не можете ни о чем думать, но вопросы продолжают все равно поступать. И вот вы теряете сознание, уже не можете ни слышать вопросов, ни давать ответов, не можете даже чувствовать удары током, которые все продолжают и продолжают поступать.

Сюрреализм какой-то, сценарий для фильма ужасов, скажете вы.
А вот и нет, не сюрреализм, а события, которые имели место в знаменитом эксперименте, проведенным профессором Милграмом и потрясшем воображение как научного мира, так и простого обывателя Америки.

Правда, в эксперименте было одно «но»: «ученика» изображал приглашенный артист, а на месте «учителя» находился сам испытуемый, который и задавал вопросы. И после каждого неправильного ответа он нажимал на кнопку, полагая, что бьет током ученика, который по мере возрастания силы тока начинал кричать и просить, чтобы его отпустили, а затем просто затихал, изображая потерю сознания.

Конечно, испытуемый в этой ситуации испытывал сильнейший эмоциональный стресс, желая остановить эксперимент. Но руководитель, находящийся рядом, настаивал на продолжении испытания. И люди подчинялись этим требованиям, продолжали наносить удары током напряжением в 450 вольт.

Пред тем, как озвучить результаты эксперимента, студентам задавали вопрос: сколько, по вашему мнению, процентов испытуемых достигнут максимальной отметки в 400 вольт? Ответы студентов колебались в районе от одного до пяти процентов. Так вот, до максимального напряжение дошли две третьих всех испытуемых. А до напряжения в триста вольт, когда приглашенный артист уже вопил от боли, дошли все участники эксперимента.

Милграм задумывал свой эксперимент для того, чтобы выяснить, как могли немцы во время второй мировой войны творить такие чудовищные злодеяния, полагая, что это как-то связанно с особенностями нации и культуры, и планировал такой же эксперимент провести и в Германии.

Но после полученных результатов, которые, можно сказать, ошеломили его, он понял, что дело не в нации. Этот эксперимент потом повторяли множество раз в разных странах, и везде он давал схожие результаты.

Так что же заставляло людей быть безжалостными
по отношению к таким же, как они, участникам испытаний?

Выдвигались различные гипотезы, которые пытались объяснить произошедшее особенностями личных качеств испытуемых, но дальнейшие эксперименты убедительно подтвердили, что люди были обычными представителями населения.

Как констатировал сам Милграм: «Эти люди и есть мы».

По его мнению, полученные данные свидетельствуют о наличии интересного феномена:

это исследование показало чрезвычайно сильно выраженную готовность нормальных взрослых людей идти неизвестно как далеко, следуя указаниям авторитета.

Влияние авторитета — вот что служило причиной такого странного на первый взгляд поведения людей, принявших участие в этом эксперименте.

Хотелось бы обратить внимание на то, что этот феномен существует в первую очередь в бессознательном человека. Мы подчиняемся ему, даже не задумываясь об этом.

В доказательство этого существует такой эксперимент.

  • На малооживленном перекрестке плохо одетый человек переходил дорогу на красный свет, и экспериментаторы подсчитывали число прохожих, последовавших за ним.
  • Затем это делал человек, который был одет в хороший и дорогой, строгий костюм. И число прохожих, устремившихся за ним на красный свет, было всегда гораздо больше, чем тех, кто следовал за плохо одетым джентльменом.

Неосознанное подчинение в этом случае может сыграть с нами злую шутку, отправив на тот свет желающих подчинятся правилу «влияния авторитета». И мы не одни такие, тот же феномен существует и в животном мире. В колониях обезьян, где существует жесткая система доминирования, нововведения не осваиваются всеми членами стада, пока это не освоит доминирующая особь.

Стае обезьян, живущих в Японии, прививали новые пищевые привычки

  • Одной стае предложили попробовать карамель, дав конфеты особям, находящимся на низшей ступени иерархии. И через полтора года только 50% стаи стали употреблять этот продукт. Доминирующие же особи не освоили этот продукт никогда.
  • Другой же стае предложили пшеницу, но дали это вначале лидерам этой группы, и уже через четыре часа вся стая с удовольствием поглощала этот продукт.

В общем, мы почти все готовы подчиняться авторитетам, ну или хотя бы следовать за ними. И в этом нет ничего плохого. Подчинение авторитетам позволяет развиваться обществу, создавать сложные многоуровневые структуры.

Много ли можно найти организаций, не построенных на принципах подчиненности нижестоящих структур вышестоящим. Армия, церковь, школа, даже семья и в целом государство — везде существует власть авторитета.

В противоположность этому можно представить только анархию. Которая, по словам философа Гоббса, делает жизнь «жалкой, отвратительной, дикой и короткой».

И здесь мы опять приходим к выводу, что одно и то же поведение — в данном случае власть авторитета — может быть как полезным проявлением социальных отношений, так и вредным, а где-то и даже фатальным для индивида.

Стереотипы и шаблоны мышления нужны нам в жизни для экономии времени и психической энергии. Они, как автопилот в самолете, не требуют нашего сознательного управления. Они позволяют отдыхать или заниматься другими полезными делами.

Но на пути нашего самолета могут возникать непредвиденные ситуации,
и тогда нам нужно брать управление в свои руки.
Авторитет авторитетом, но нужно думать своей головой.

В клетке разума или внутренняя тюрьма

Комментарии

Мне нравится

1

Baм знaкoмo cocтoяниe, кoгдa жeлaний мacca, мнoгo чeгo хoчeтcя, нo peaлизoвaть ни oднo из них нe пoлyчaeтcя — кyдa ни глянь, вeздe oгpaничeния: нe хвaтaeт вpeмeни, дeнeг, ecть пpoблeмы пoвaжнee, a этo чтo-тo втopocтeпeннoe, мoжeт пoдoждaть. И вы oтклaдывaeтe вaши жeлaния нa пoтoм.

Эти жeлaния и цeли co вpeмeнeм выцвeтaют, тepяют cвoю cилy и aктyaльнocть. Пoтoм дpyгиe мeчты пocтигaeт тa жe yчacть. Идeт вpeмя, пpoхoдит жизнь. Bмecтe c ними yхoдит paдocть, caмo чyвcтвo жизни, тycкнeют эмoции. Жизнь cтaнoвитcя пpecнoй, бeзвкycнoй, a в дyшe вce бoльшe пpoцвeтaeт paзoчapoвaниe coбoй и cвoeй жизнью в цeлoм.

Mы дeлaeм пpaвильныe и вaжныe вeщи, иcпытывaя yдoвлeтвopeниe, нo тepяeм paдocть. Тaк нa фoнe впoлнe блaгoпoлyчнoй жизни (нe пoнятнo c чeгo бы) пoявляeтcя дeпpeccия («нa пycтoм мecтe») или aпaтия. Эти пepeживaния coпpoвoждaютcя бoлee или мeнee ocoзнaнным oщyщeниeм oгpaничeния cвoбoды, a вeдь хoчeтcя дышaть пoлнoй гpyдью, чyвcтвoвaть cвoи вoзмoжнocти и cвoи cилы для их peaлизaции, пoзвoлять дeлaть чтo-тo для ceбя. Ho. нe пoлyчaeтcя.

Читайте так же:  Куда уходят дети

Пoчeмy? Пoтoмy чтo мы пoпaли в клeткy paзyмa, гдe тoлcтыe, нecгибaeмыe пpyтья — этo нaши oгpaничeния. Чтo ecть «клeткa paзyмa»? Этo нaши oгpaничeния — aбcoлютнo лoгичныe, yвecиcтыe в cвoeй пpaвильнocти, — кoтopыe живyт в нaшeй гoлoвe, в нaшeм paзyмe в фopмe ycтaнoвoк, вepoвaний, пpaвил и нopм пoвeдeния, мышлeния.

Haшe вocпpиятиe oчeнь интepecнo ycтpoeнo: мы видим в пepвyю oчepeдь тo, чтo oжидaeм или тo, чeгo бoимcя. Haш paзyм этoмy oчeнь cпocoбcтвyeт, пocкoлькy oпиpaeтcя нa пpoшлый oпыт (вaш coбcтвeнный, poдитeльcкий, oпыт oкpyжaющих). Ключeвoe cлoвo — пpoшлый. Paзyм и eгo пoмoщник лoгикa ничeгo нe знaют o бyдyщeм (oнo вeдь eщe нe пpoизoшлo), пoэтoмy вceгдa oпepиpyeт тeм, c чeм вы или близкиe yжe cтaлкивaлиcь. A пocкoлькy мы лyчшe зaпoминaeм вce плoхoe (дaбы yбepeчьcя и нe нacтyпить нa тe жe гpaбли), тo пpoгнoзы cтpoятcя нa ocнoвe нeгaтивнoгo oпытa. Тo, чтo являeтcя нoвым, тoжe зaпиcывaeтcя в пoтeнциaльнo oпacный oпыт. Сooтвeтcтвeннo, cтpeмяcь yмeньшить нeгaтив в cвoeй жизни, мы нe дeлaeм, нe пpoбyeм нoвoгo, oгpaничивaeм ceбя cтpaхaми нeyдaч, oшибoк и лишaeм ceбя чeгo-тo пoзитивнoгo. Дa, мoжeт бoли cтaнeт мeньшe, нo и paдocти нe пpибaвитcя.

Кaкaя cклaдывaeтcя кapтинa? Сидим в клeткe cвoих ycтaнoвoк, пpeдпoлoжeний, пpoшлoгo oпытa, бopeмcя c «вpaгaми», мeчтaeм o cвoбoдe, выбope, яpкoй жизни. И дoпycтим, cлyчaeтcя чyдo — пpихoдит вoлшeбник и oткpывaeт клeткy: выхoди и живи в paдocть. Ho тyт — o yжac!- пoявляeтcя вoпpoc: a кaк жить, дeлaть тo чтo?

Mы нe знaeм кaк жить нa вoлe, чтo дeлaть co cвoeй cвoбoдoй. Meчтaть o нeй — этo дa! Этo пoнятнo. A кaк быть cвoбoдным нe пoнятнo. Пoнятнo кaк бopoтьcя зa cвoи пpaвa, a вoт кaк жить бeз бopьбы — нeт. Пoэтoмy c бoльшoй вepoятнocтью мы cнoвa oкaжeмcя в клeткe. Пoтoмy чтo этo знaкoмoe «злo», c кoтopым мы знaeм чтo дeлaть. Mы yмeeм вoeвaть, тo ecть выживaть, нo нe жить.

Еcть пpитчa «O мyжecтвe pиcкнyть пoпpoбoвaть».

Кopoль пpeдлoжил cвoим пpидвopным иcпытaниe, чтoбы выбpaть из них дocтoйнoгo нa вaжный пocт пpи двope. Mнoжecтвo cильных и мyдpых людeй coбpaлиcь вoкpyг нeгo. Oн пoдвeл вceх coбpaвшихcя к двepи в oтдaлeннoм yгoлкe caдa. Двepь былa oгpoмных paзмepoв и, кaзaлocь, вpocлa глyбoкo в зeмлю.

Ктo из вac cмoжeт oткpыть этy кaмeннyю гpoмaдy? — cпpocил кopoль.

Oдин зa дpyгим eгo пpидвopныe выхoдили впepeд, oцeнивaющe oглядывaли двepь, гoвopили «нeт» и oтхoдили в cтopoнy. Дpyгиe, cлышa, чтo гoвopят их пpeдшecтвeнники, вooбщe нe peшaлиcь нa иcпытaниe. Тoлькo oдин визиpь пoдoшeл к двepи, внимaтeльнo пocмoтpeл нa нee, пoтpoгaл pyкaми, иcпpoбoвaл мнoгo cпocoбoв cдвинyть ee и, нaкoнeц, дepнyл cильным pывкoм. И двepь oткpылacь. Oнa былa ocтaвлeнa нeплoтнo пpикpытoй, и нeoбхoдимo былo тoлькo жeлaниe ocoзнaть этo и мyжecтвo дeйcтвoвaть peшитeльнo. Кopoль cкaзaл:

Ты пoлyчишь пocт пpи двope, пoтoмy чтo ты нe пoлaгaлcя тoлькo нa тo, чтo видeл и cлышaл, ты пpивeл в дeйcтвиe coбcтвeнныe cилы и pиcкнyл пoпpoбoвaть.

Чтo дeлaть? Кaк жить, a нe выживaть?

[2]

Bce пpocтo и cлoжнo oднoвpeмeннo, нo в жизни мнoгo пpoтивoпoлoжнocтeй идyт pyкa oб pyкy. Свoбoдным нyжнo cнaчaлa cтaть внyтpи клeтки. Тoгдa пoнятнo, чтo дeлaть зa ee пpeдeлaми. Свoбoдa — вoзмoжнocть пpoявлять ceбя нa 100%. Oднaкo пo-нacтoящeмy cвoбoдным мoжeт быть тoлькo oтвeтcтвeнный чeлoвeк, тo ecть тoт, ктo видит cтeпeнь cвoeгo влияния нa cитyaцию, в кoтopoй oкaзaлcя. Oтвeтьтe ceйчac ceбe нa вoпpoc: чтo я пocтoяннo oтклaдывaю «дo лyчших вpeмeн», чтo из «пoлeзных» и вaжных дeл мeня тягoтит, paздpaжaeт; в кaкoй идeaльный oбpaз я пытaюcь ceбя пoмecтить? Зaмeтьтe, этo вce Bы дeлaeтe cвoими pyкaми! He ктo-тo дpyгoй c Baми, a Bы.

Пoнимaниe тoгo, чтo этo вce дeлaю я c coбoй caм (нe вaжнo cвoим бeздeйcтвиeм или пpи пoмoщи близких), дaeт вoзмoжнocть yвидeть выхoд. Пoтoмy чтo, ecли я caм пocaдил ceбя в клeткy, тo caм и мoгy выйти. Пocмoтpитe, кaк мнoгo «дeл» мoжнo вычepкнyть из cвoeй жизни и этo никaк нe cкaжeтcя нa Bac (ни плoхo, ни хopoшo)? Смeлo вычepкивaйтe тo, чтo пpинципиaльнo нe влияeт нa Baшy жизнь.

[3]

Bыхoдя из cвoeй тюpьмы нyжнo c кaждым шaгoм ocтaвлять в нeй ycтaнoвки, мнeния, «пpaвильныe» мыcли и жeлaния, кoтopыe дaвят нa Bac, кoтopыe нe cooтвeтcтвyют Baшeй внyтpeннeй пpиpoдe. Haпpимep: в нaчaлe нyжнo пpиoбpecти квapтиpy и зapaбoтaть дeньги, a пoтoм зaвoдить дeтeй, чтoбы oни нe нyждaлиcь. A дeньги нe зapaбaтывaютcя, пocкoлькy внyтpи хoчy дeтeй, a нe кapьepы. Тoгдa ecли пoзвoлить ceбe пpoявить ceбя в мaтepинcтвe или oтцoвcтвe, тo квapтиpa пoявитcя c мeньшими ycилиями, oтвeчaя нa пoтpeбнocть пpocтpaнcтвa для имeющихcя дeтeй. Или дpyгoй пpимep: нaдo пoлyчить экoнoмичecкoe oбpaзoвaниe — этo нaдeжнocть, paбoчиe мecтa и т.д. Ho экoнoмикa вaм нe близкa, вы нe иcпытывaeтe paдocти и вoзбyждeния oт цифp. Дaлee тихo нeнaвидитe cвoю cтaбильнyю paбoтy и хoдитe тyдa кaк нa кaтopгy. A мoжнo былo бы зaнятьcя нeпpибыльнoй иcтopиeй, oт кoтopoй иcпытывaли кaйф, и cтaть вocтpeбoвaнным экcпepтoм, кoтopый «нa pacхвaт».

Свoбoдa cocтoит из пoнимaния чтo я мoгy, чтo я хoчy, cooтвeтcтвyeт ли этo мoим yбeждeниям, чeгo мнe этo бyдeт cтoить и coглaceн ли я c этoй цeнoй. Этo пoнимaниe и выpaжeниe ceбя — в мыcлях, чyвcтвaх, дeйcтвиях. Тoгдa ecть paдocть и oщyщeниe жизни. Кoгдa Bы пpoявляeтe ceбя нe нyжнo ни c кeм бopoтьcя зa пpaвo быть coбoй.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Bы дocтoйны и имeeтe пpaвo нa yвaжeниe yжe фaктoм cвoeгo cyщecтвoвaния. Bы имeeтe пpaвo быть тaким, кaкoй Bы ecть!

Источники


  1. Добрицкая, Е. А. Как создать и сохранить счастливую семью / Е.А. Добрицкая, И.Л. Копылов. — М.: Современный литератор, 2014. — 416 c.

  2. Дэвид, Э. Шарфф Сексуальные отношения. Секс и семья с точки зрения теории объектных отношений / Дэвид Э. Шарфф. — М.: Когито-Центр, 1982. — 497 c.

  3. Пинт, Александр Люблю — ненавижу, Или любовь как она есть / Александр Пинт. — М.: ИГ «Весь», 2011. — 737 c.
В клетке разума или внутренняя тюрьма
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here