В мастерской у психолога работа с интроектом

Сегодня обсуждаем тему: в мастерской у психолога работа с интроектом с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Психотерапевтическая работа с защитными механизмами.

Большинство защит не снимают проблемы, адекватным способом выступает лишь сублимация. Поэтому существует необходимость психокоррекции. Работа с защитными механизмами предполагает, во-пер­вых, их выявление, опознание, а затем наработку при­емов по их преодолению. На первом этапе происходит сбор информации, которая не должна подвергаться критике или контролю со стороны психотерапевта. Должны отсутствовать любые нравственные оценки с любой стороны. Отмечать возникающие в процессе сопротивления. Важно, чтобы проговорены были все чувства, мысли, ассоциации. Если клиент не готов проговорить, можно предложить форму писем. Далее это становится объектом обсуждения как отстраненный от клиента материал.

Работа по преодолению вытеснения

В свое время Фрейд говорил о том, что «без какой-либо амнезии не бывает невротической истории болез­ни», другими словами: в основе невротического развития личности лежат вытеснения самых разных уров­ней. И если продолжить цитировать Фрейда, то можно сказать, что «задачей лечения является устранение амне­зии. Когда выполнены и выяс­нены все изъяны воспоминаний, становятся невозможны ни продолжение, ни новообразование болезни. Те же условия можно выразить иначе: необхо­димо устранить все вытеснения; в таком случае получает­ся то же психическое состояние, в котором выполнены все амнезии.

Итак, «устранить все вытеснения», «заполнить амне­зии». Как можно преодолевать, приостанавливать работу вытеснения, когда механизмы вытеснения и содержание того, что вытеснено, непос­редственно сознанию не даны? Как можно работать с тем, что фактом сознания не является?

Основная, профилактическая стратегия работы с пси­хологической защитой – это «выяснение всех загадоч­ных аффектов психической жизни», демистификация «таинственных» психических феноменов, что предпо­лагает знакомство с психоаналитической литературой, работами по психологии личности, т. е. повышение уров­ня своей научно-психологической осведомленности. «Бо­лезненные состояния не могут существовать, когда загадка их разрешается», «нескромные разъяснения» психоанализа и психологии отрезают пути бегства в не­вроз, уменьшают вероятность использования защиты. Полученные психологические знания и приобретенный психологический язык становятся инструментом обна­ружения, распознания и обозначения того, что влияло на состояние и развитие личности, но о чем личность не знала.

Профилактикой развития вытеснения является также разговор с другим человеком, кому можно поведать о своих же­ланиях, страхах и тревогах. Постоянная вербализация (проговаривание) не дает воз­можности этим желаниям и страхам «соскользнуть» в область бессознательного, где они будут продолжать разрушительную и энергоемкую работу и откуда их трудно вытащить. Со стороны видно то, что вы никак не можете видеть, что вы никак не хотите видеть, т. е. видно то, что вы вытесняете. Полу­чение обратной связи – не простая работа, она по край­ней мере требует привычки и следования некоторым правилам.

Во-первых, вы должны точно сказать, относительно каких сфер своего поведения вы хотите получить обрат­ную связь.

Во-вторых, перепроверьте то, что вы о себе услышали.

В-третьих, сообщите, как восприняли эту информацию о себе, что ощущали, что чувствовали, когда вам говорили о вашем поведении.

И, в-четвертых, главное: не оправдывайтесь, не защищайтесь, не спеши­те с объяснениями и оправданиями. Внимательно выслу­шайте информацию о себе.

Нужно помнить также о том, что между вытеснен­ным, «темным» бессознательным и сознанием глухой стены нет. Вытесненное иногда дает о себе знать в разного рода описках, оговорках, сновидениях, «глупых» и «бре­довых» мыслях, в немотивированных поступках, нео­жиданных забываниях, провалах памяти относительно самых элементарных вещей. И следующая работа с вытеснением как раз и состоит в сборе такого материала, в раскрытии смысла этих бессознательных посланий с тем, чтобы получить ответ: какую весть нам несет вытеснен­ное в этих своих прорывах к осознанию.

Работа с переносомдовольно проста. Требуется осоз­нания того, что избегается в реальном мире, чем я недоволен, насколько разнообразны мои интересы, пред­меты моих привязанностей, насколько я агрессивен и кто является объектом моей агрессии.

Осознанию замещения могут помочь вопросы: Что меня так не устраивает в этом мире, что я выстраиваю другие миры? Насколько мое «фантастическое» поведе­ние отличается от реального? Как правило, фантазия работает на то поведение, которого мне не хватает в ре­альности. Что можно из моих фантазий уже сейчас и здесь попробовать воплотить, реализовать? Мы пришли в этот прекрасный мир, что­бы реально и полно его пережить, а не нахо­дить в нем и вместо него какие-то замены и эрзацы, какими бы прекрасными они ни были.

Весь смысл работы с идентификацией состоит в фор­мировании внутренней диалогической установки по от­ношению к внутренним образам, правилам, сущностям, которые мы усвоили от других. Это должно быть не слияние, а диалог с ним. Это не означает низвержения авторитетов, это озна­чает, что наряду с другими авторитетами должно появить­ся и мое Я как авторитет. Диалогическое общение с авторитетом возможно, если в диалоге участвуют два ав­торитета, мой и твой. В противном случае, если авторитет один, то это всегда вытеснение другого, не авторитета, на периферию общения.

Работа с проекцией. Поскольку это один из самых бес­сознательных защитных механизмов, то и работа с ним чрезвычайно затруднена. Все борцы за справедливость, как правило, абсолютно не воспринимают информацию о том, что они слишком любят покритиковать, что они слишком требовательны к людям. Вероятность того, что человек занимаетесь проецированием, велика имен­но в тех случаях, когда он с маниакальным упорством обвиняет ближнего в каком-то грехе. Стоит при­задуматься: обвиняя кого-нибудь в нечестности, не прое­цируется ли на этого человека собственная нечестность или по крайней мере близкую вероятность ее проявления. Проецирование – это борьба со своими ошибками.

Работа с рационализациейподразумевает так же, как и в предыдущих случаях, три ступени: выявление, опознание и наработку приемов по преодолению. Рационализация, защитный механизм, который опознается в основном на вербальном материале в ситуациях затруднения. «Рациональ­ный» человек быстр в объяснениях (никакой останов­ки); так же легко рождаются оценки, охотно и без задержки раздает советы; это и понятно, ему сразу все становится ясно. Рациональный человек живет в ясном и одномерном мире. Помогают вопросы: «Насколько Вы быстры в объяснениях? Стремитесь ли выстраивать однозначные причинно-следственные связи? Стремитесь ли Вы раскрыть все тайны?». Рекомендуется больше уделять внимание чувствам, эмоциям, подождать с оценкой, воспринять сначала все как уникальное явление.

Читайте так же:  Что такое сопротивление в психотерапии

Работа с реактивными образованиями. Неадекватность, часто чрезмерность чувства, его подчеркнутость есть показатель реактивного образо­вания. Если проявляется такая же лавина чувств к началь­нику, что и к своим родным и близким, то это сигнал того, что это чрезмерное отношение к начальнику в ос­нове своей реактивно. Тут уместен вопрос: «Зачем я хочу так сильно полюбить начальника, какие негативные чув­ства скрыты за этим?». Или обратная ситуация: «Зачем я смотрю так иронично и холодно на человека, которого я люблю? Зачем я де­монстрирую дистанцию по отношению к нему? Зачем мне нужно скрывать и от себя свою симпатию, любовь к этому человеку? Что, какой стереотип удерживает меня в адекватном проявлении подлинных чувств? Так ли уж хорош этот стереотип, предписывающий мне проявле­ние дистанции к человеку, который мне симпатичен? Что я боюсь потерять, когда обнародую свои чувства перед этим человеком и перед собой?».

irinakras2016%%%’s блог

ЧТО ТАКОЕ ИНТРОЕКТ ? КАК С НИМ РАБОТАТЬ.

Запись опубликована irinakras2016%%% · 3 ноября 2015

1 705 просмотров

ЧТО ТАКОЕ ИНТРОЕКТ ? КАК С НИМ РАБОТАТЬ.

Интроекция — бессознательный психологический процесс, относимый к механизмам психологической защиты, включение человеком в свой внутренний мир воспринимаемых им от других людей взглядов, мотивов, установок и пр. (интроектов). Термин был предложен в 1909 году венгерским психологом Шандором Ференци.

Интроекция играет важную роль в процессе формирования личности, совести, привязанностей, особенно в детстве. Маленькие дети вбирают в себя взгляды, мотивы, особенности поведения и эмоциональных реакций значимых для них людей задолго до того, как сознательно решают «стать (или не становиться) похожими» на них.

Интроект ( правило, убеждение, установка) может нести как полезную защитную функцию, так и играть роль «устаревшего» стереотипа, который мешает реализации уже взрослого человека. Интроект может как помогать Вам жить, так и мешать.

Для того, чтобы самим принимать решение о том, быть этой установке в сознании или нет, предлагаем небольшую практику работы с интроектом.

ПРАКТИКА РАБОТЫ С ИНТРОЕКТОМ

1. Выпишите, точнее, постоянно выписывайте на лист бумаги списком все, что вам кажется каким-то правилом жизни. Например: мойте руки перед едой; надо получить высшее образование; деньги (друзья, семья, любовь, карьера и т.д.) в жизни самое главное; меньше знаешь-крепче спишь; все мужики… — все бабы…; воду надо пить только кипяченую… и т.д. Прописывайте это в виде утверждения

2. Когда утверждение написано на бумаге (или в телефон в Заметках), вы его внимательно «разглядываете», обдумываете, особо не вникая, откуда оно у вас — это второстепенно. Главное – понять, осознать, что установка есть, существует как факт и вы с ней живете

3. Постарайтесь осознать, как установка работает. Что она делать дает, а чему точно мешает. Что вы из-за нее не делаете.

4. Следующее очень важное понимание – это понимание того, что когда-то эта установка служила вам защитой. Это очень важно осознать. Ну чтобы так сразу не «выкидывать» ее из списка своих правил жизни. Посмотрите, вдруг и сейчас она выполняет свои функции защиты вдруг она вам и сейчас полезна.

5. Как обходиться с установками, полезность которых поставлена под сомнение? Попробуйте поменять механизм работы установки. Например, если у вас есть установка «никому ничего не говори о себе», то попробуйте начать говорить и смотрите, что с вами при этом происходит.

Дело в том, что, решив, что установка неправильная и убрав ее из своих жизненных правил, вы можете больше потерять, чем приобрести.

6. И только убедившись в том, что установка больше мешает вам, чем помогает, замените ее на другую, более подходящую. Вместо «никому ничего о себе не говори» — «Говори о себе только тогда, когда хочется, и только тому, кому хочется». На практике это будет выглядеть так: найдите тот круг людей, которым что-то говорить не очень опасно, — и говорите. Оставив за собой право молчать в тех случаях, когда особого доверия к людям нет.

О гештальте как науке и искусстве

Гештальт — это искусство в не меньшей мере, чем наука, и каждый может практиковать его в своем собственном стиле, в котором выражаются его личность, опыт и жизненная философия.

Еще это действенный способ психологической помощи. Интересно, что это не конкретный набор техник, хотя у этого направления на сегодня существует серьезная теоретическая база. Сессия, которая проходит в направлении гештальт-терапии — это сама жизнь! С присущей ей переживаниями и чувствами, эмоциями, проявлениями. Но в жизни мы часто, неосознанно или осознанно, перестаем испытывать многое из того, что в данный момент болезненно или просто не находит применения, вырабатывая привычный (порой дисфункциональный, ведущий больше к разрушению внутреннего мира) способ общения и взаимодействия с другими людьми. На сессиях же человек в безопасном пространстве при живом участии терапевта имеет возможность снова ощутить эти, возможно забытые или когда-то запрещенные чувства, прожить то, что когда-то не удалось завершить, и теперь мешает нормальной жизни.

Фриц Перлз – основатель гештальт-терапии в своей работе «Практика гештальттерапии» говорит о том, что при работе с интроектами задача состоит в обнаружении того, что не является подлинно своим. Нужно выработать избирательное и критическое отношение к тому, что человеку предлагается, а кроме того научиться «откусывать» и «жевать» опыт, чтобы извлекать из него то, что питательно для организма. На этом примере для лучшего понимания того, как работаетгештальт-терапия, показан один из видов нарушений, которые происходят в процессе развития личности. Важно также понимать, что в норме интроекты весьма полезны, благодаря им происходит любое научение.

Человек обычно восприимчив к процессам, происходящим в его теле: он замечает, к примеру, легкую боль. И эти телесные ощущения почувствовать легко, потому что большинство людей знают, что такое хорошее самочувствие. Но чувствительность к психическим процессам – вещь куда более трудная, так как многие никогда не видели человека, функционирующего и живущего оптимально. Они принимают за норму психическую жизнь своих родителей и близких или социальной группы, в которой рождены, но пока они сами не отличаются от них, то чувствуют себя нормально и не заинтересованы в каких-либо наблюдениях. Есть много людей, которые не видели, например, любящего человека или человека честного, отважного, сосредоточенного. Вполне очевидно, что чтобы стать восприимчивым к себе, надо иметь образ полной здоровой человеческой жизни. А как достичь такого переживания, если его не было ни в детстве, ни в дальнейшей жизни? Гештальт-терапия позволяет человеку получить все эти переживания непосредственно на терапевтической сессии.

Каждый человек, желающий обрести гармонию мыслей и действий, обязательно приходит к нужному результату!

[3]

Психолог в Томске

Индивидуальное консультирование, Психотерапия, Гештальт-терапия — 8 952 150 6622

Интроекция

При интроекции (следующий защитный механизм) человек пассивно принимает то, что предлагает среда — заглатывает без «переваривания» — моё — не моё. Он прилагает мало усилий, чтобы определить свои потребности и желания. В соответствии с перлзовской пищевой метафорой, он «проглотил» все ценности своих родителей, школы и среды и ждет, что дальше в жизни все будет, как было. Интроекции в «здоровом использовании» — это интериоризация «правил» жизни, полученных от главных заботящихся взрослых.

Читайте так же:  Воронка травмы как не попасться

При «нездоровом использовании» ценности, верования, отношения и т.д. «проглатываются целиком», не проверяясь. Внутренний конфликт развивается, когда ребенку не позволяют пробовать, сравнивать, опровергать, изменять и/или принимать систему верований его главных заботящихся о нем людей. Наш рост обеспечивается способностью различения, которая сама является функцией границы между “я” и другим. Мы что-то берем из среды и что-то ей возвращаем. Мы принимаем или отвергаем то, что среда может нам предложить.

Если же мы не критически, целиком принимаем что-то на веру, потому что кто-то так сказал, или потому что это модно, или безопасно, или соответствует традиции, или, наоборот, потому что это не в моде, опасно или революционно, — все это откладывается в нас тяжелым грузом. Это несъедобно, это чужеродные тела, хотя мы и дали им место в своем уме. Интроектор хочет, чтобы ему все разжевывали и клали в рот. Он ждет сверхпростых и легких задач.

Человек не производит никакого отбора, никакой ассимиляции, не критично присваивает чужие убеждения и установки, в результате чего тормозится процесс формирования его собственной личности. Отличительные слова данного механизма — «надо», «я должен», «мне следует». Нереалистические ожидания от себя и других. Факт — непринятие необходимой агрессии. Когда в процессе терапии интроективный клиент мобилизует свою агрессию, он начинает остро чувствовать накопленную горечь.

И это понятно, ведь он проглотил много из того, что было для него несъедобным. Для многих это позиция жертвы. Человек, в процессе терапии постепенно начинает осознавать «что» он не хочет и «от чего» хочет избавиться. И только потом, через бунт нежелания, научившись протестовать и освободившись от неприемлемого и чужеродного, приходит к осознанию желания.

При интроекции человек пассивно принимает то, что предлагает среда. Он прилагает мало усилий, чтобы определить свои потребности и желания. Это выражается в том, что он некритичен к происходящему или живет в благоприятной для себя среде. Когда окружающая среда к нему враждебна, он направляет всю свою энергию на то, чтобы сохранить удовлетворение сложившимися обстоятельствами.

Человек, который «проглотил» все ценности своих родителей, школы, среды, ждет, что в жизни и дальше будет так, как было . Когда мир вокруг него начинает изменяться, он легко пугается и принимается защищаться. Свою энергию он использует так, чтобы поддерживать интроецированные ценности. В то же время он всеми возможными способами пытается интегрировать свое поведение и полученное от других представление о том, что правильно, а что нет. Даже когда интроекция успешна, то есть между ней и реальной жизнью царит согласие, он все-таки платит высокую цену, потому что утрачивает чувство свободы выбора.

[3]

Борьба между взаимоисключающими интроектами: «Необходимо добросовестно трудиться» и «Дураков работа любит»; «Алкоголь вреден для здоровья» и «Алкоголь снимает напряжение»; «Относись к людям по доброму» и «Человек человеку волк»; «Муж не должен изменять жене» и «Все мужчины одинаковы».

[2]

Борьба между неассимилированными интроектами и собственными чувствами, потребностями. «Я должна быть покорной, подчиняться мужу, старшим родственника» и желанием протеста против униженности и унижения; «Семья должна быть нерушимой» и желанием развестись; «Надо уважать отца» и презрением к проявлениям его личностных особенностей; «Надо заслужить уважение людей» и собственным негативным отношением к тем, чье уважение «надо заслуживать».

Насильственное кормление, насильственное образование, насильственная мораль, насильственные отождествления с родителями и братьями или сестрами – все это оставляет буквально тысячи неусвоенных обрывков того и сего, вклинивающихся в психосоматический организм в качестве интроектов. Они не переварены, и, как интроекты, не перевариваемы. А люди, давно привыкшие смирятся с тем, как «обстоят вещи», продолжают закрывать носы, десенситизировать вкус, и проглатывать все больше.

Основная сложность освобождения от интроекции заключается в том, что у каждого из нас есть своя долгая история интроецирования, так как это общепринятый способ обучения и воспитания. Ребенок учится, впитывая в себя окружающий мир. Ребенок ходит как отец, даже не стараясь специально ему подражать. Языки и диалекты, чувство юмора – все это приходит как будто само. Ребенок просто воспринимает многие аспекты жизни по принципу «все как оно есть» ,и процесс обучения для него такой же естественный, как движение крови по жилам или дыхание. Восприятие вещей ‘как оно есть’ обладает свежестью, которая с трудом восстанавливается позже при осознанном обучении.

К сожалению, обучение с помощью интроекции требует несуществующей в реальности среды, которая полностью соответствовала бы потребностям человека. А раз такое полное соответствие недостижимо, человек должен не только выбирать, чего же он хочет и с чем готов идентифицироваться, но и сопротивляться давлению и внешнему влиянию, чего порой не хочется. В этот момент и начинается борьба. Каждый раз по чуть – чуть, но, ВЫБИРАТЬ(прим)

Борьба резко усиливается в два года, а потом в юности. Подросток так сильно возмущается вторжением извне, что готов пожертвовать чем угодно, лишь бы настоять на своем. Он совершенно интуитивно осознает, что в данный момент не чужая мудрость, а собственный выбор дает ему преимущество. На первом плане ‘я сам’, а мое ‘благополучие’ на втором, – считает он. В два года он просто говорит ‘нет’, а в юности готов скорее уйти из школы, чем подчиниться чужим требованиям.

Читайте так же:  Когда в жизни женщины всё идет не так

Чтобы преодолеть интроекцию, бунт необходим. Он напоминает рвоту, в прямом или переносном смысле, потому что человек освобождается от неприемлемого и чужеродного. Такой шаг нужно сделать обязательно, даже если в течение многих лет казалось, что это неотъемлемая часть личности. Открытие того, что ‘данность’ совсем не является ‘неизбежностью’ – это опыт, который может стать поворотным моментом для самоопределения человека. Он перестает воспринимать свое существование как нечто заданное и неизменное, а начинает создавать его сам.

Работа с защитными механизмами личности

1. Понятие защитных механизмов личностибыло введено в психо­логию 3. Фрейдоми впервые рассматривалось в психоаналити­ческой концепции личности. Защитные механизмы личности определяются как средства, направленные на устранение или сведение к минимуму неприятного воздействия на индивида раз­личных негативных, травмирующих переживаний, основанных на внутренних или внешних конфликтах, состоянии тревожно­сти, страха или дискомфорта и т. п.

Механизмы психологической защиты имеют следующие особенности:

• имеют бессознательную природу, то есть индивид не осознает их действия и влияния;

• искажают действительность, препятствуя нормальной адапта­ции и функционированию индивида;

• могут быть как полезными, так и вредными для общей адапта­ции личности;

• могут иметь следующие источники:

— внутренние, то есть конфликты противоречивых тенденций внутри личности;

— внешние, которые обусловлены несоответствием поступающей извне информации и сложившейся субъективной картины мира индивида и его образа Я.

Механизмы психологической зашиты выполняют следующие функиии:

• обеспечивают бессознательную компенсацию неспособности че­ловека эффективно контролировать некоторые жизненные си­туации;

• обеспечивают чаще воображаемое достижение потребности;

• ослабляют стресс и тревогу, вызванные неспособностью инди­вида контролировать и приспосабливаться к жизненным си­туациям;

• направлены на сохранение стабильности самооценки личности, ее образа Я и картины мира в целом через устранение из соз­нания или трансформацию источников конфликтных пережи­ваний;

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

• могут нести позитивную функцию, так как помогают индивиду бороться с тревогой до тех пор, пока не будет найден более ра­циональный и адаптивный способ разрешения проблемы или конфликта, или сами по себе являются приемлемым способом выражения негативных, подавленных побуждений и импульсов, как, например, сублимация.

2. Личность имеет целый набор защитных механизмов, и кон­сультанту для обеспечения высокой продуктивности консуль­тирования необходимо знать их характеристики и уметь с ни­ми работать.

Выделяются следующие защитные механизмы лич­ности:

• вытеснение,которое понимается как процесс непроизвольного устранения в бессознательное мыслей, чувств, событий и т. п., которые индивид не желает осознавать, так как они причиня­ют угрозу психологической стабильности его личности. Суще­ственной характеристикой вытеснения выступает активное за­бывание каких-либо вещей, мыслей, событий, действий и т. п.;

• реактивное обучениепонимается как принятие человеком мыс­лей и чувств, противоположных тем, что были вытеснены, с це­лью еще большего их подавления. Защита строится из двух шагов: вначале происходит вытеснение в бессознательное нежелатель­ных аспектов личности и поведения, а затем в сознании форми­руются ярко выраженные противоположные тенденции характе­ра, поведения и т. п.;

• регрессияопределяется как неосознанный отход личности в поведении, мыслях и т. п. на более ранние и безопасные для него стадии развития для снижения уровня тревоги или удовлетво­рения насущной потребности;

• отрицаниепонимается как отвержение, отказ от осознания нежелательных мыслей и чувств и построение своего поведения вопреки существующей проблеме, чувству, эмоции и т. п. Этот механизм часто используется личностью при возникновении серьезных кризисных ситуаций, например болезни, смерти близкого человека, а также в ситуации разрыва с партнером, когда другой партнер отрицает факт того, что его бросили;

• сублимацияпонимается как замещение подавленных неприемле­мых импульсов и побуждений на более приемлемые для личности и среды формы поведения и установки, приносящие личности реальное удовлетворение и не вызывающие внутренних кон­фликтов;

• замещениепонимается как механизм, при котором происходит замена недостижимой цели или потребности, которую индивид не может достигнуть или удовлетворить по разным причинам, на такие потребности или цели, удовлетворение которых пред­ставляется возможным’,

• проекциясостоит в бессознательном наделении других людей соб­ственными чувствами, мыслями, эмоциями, мотивами или уста­новками, которые неприемлемы для индивида с точки зрения ста­бильности его образа Я и отвергаются им на сознательном уровне;

• рационализациязаключается в поиске удобных причин для оправ­дания и объяснения совершенных или несовершенных действий и поступков или их приемлемости, в то время как они не яв­ляются таковыми. Рационализация помогает индивиду избе­жать чувства вины и ответственности, так как в основном для оправдания используются внешние источники;

[1]

• интеллектуализацияпредставляет собой активное и преувели­ченное использование индивидом когнитивных сфер своей лично­сти и применяется для подмены проживания чувств размышле­ниями о них с целью не испытывать те негативные ощущения и эмоции, которые могут нести отвергаемые чувства;

• интроекцияпонимается как интернализация индивидом опреде­ленных норм, ценностей, объектов или людей без предваритель­ного осмысления или анализа. То, что индивид считает частью своей личности, называется интроектом и может носить как позитивный, так и негативный оттенок. Например, носящее характер интроекции усвоение в раннем детстве общих норм по­ведения и ценностных ориентации формирует у ребенка свою систему ценностей и помогает его социальной адаптации, в то время как тотальное принятие личностью интроектов без ос­мысления того, насколько они для него подходящи, может привести к формированию невроза, и такая личность будет ха­рактеризоваться безапелляционностью суждений и жесткостью собственных установок, что может привести к трудностям адап­тации в среде;

• компенсацияпонимается как бессознательное стремление инди­вида преодолеть реальные или воображаемые недостатки физи­ческого или личностного уровня. В основе механизма компенсации лежит сформированное чувство или комплекс неполноценности по отношению к какой-то части или личности в целом, имеющее свои корни как в раннем детстве, так и во взрослом опыте индивида. Компенсация может быть:

— негативной,когда осуществляется с помощью неприемлемых с социальной или моральной точек зрения способов, например про­явление личностью грубости и агрессии как компенсации ка­кого-либо физического дефекта;

Читайте так же:  Два муравейника

— позитивной,когда преодоление недостатков осуществляется приемлемым, адаптивным способом, например высокие спор­тивные достижения как компенсация физического нездоровья в детстве.

3. Защитные механизмы личности часто проявляются в простран­стве психологического консультирования, и для повышения эф­фективности терапевтического процесса консультант не дол­жен их игнорировать.

Специфика работы с защитными меха­низмами личности зависит:

• от целей и временных ограничений консультирования;

• глубины консультативного процесса;

• пределов компетентности и профессиональной подготовки консультанта;

• готовности и наличия ресурсов для работы у клиента;

• качества, то есть адаптивности или дезадаптивности, и интен­сивности проявляющихся защитных механизмов.

Существуют следующие правила, на которые должен опираться консультант при работе с защитными механизмами личности:

• если цели консультирования ситуативны и сам процесс не но­сит глубинного характера, то консультант не должен тотально разрушать систему защиты клиента, так как создание новой системы защитных механизмов и полное изменение привычно­го функционирования личности требует больших временных затрат и определенной компетентности;

• консультант должен понимать, что если у клиента недостаточ­но ресурсов для работы со своими защитными механизмами и ре­организации всей системы, то не следует разрушать ее, не пре­доставив ничего взамен;

• консультант должен адекватно оценить свои возможности и браться за решение непосильных для него задач;

• вмешательство в систему защиты личности должно быть по­степенным, дозированным и оправданным, чтобы не усугубить и без того высокий уровень тревожности клиента;

• коррекция системы защиты личности предполагает работу на достаточно глубинных уровнях бессознательного, что невоз­можно без хорошего контакта с клиентом и его доверия к дейст­виям консультанта, а эти условия могут быть выполнены толь­ко в том случае, если консультант приложил все усилия для соз­дания атмосферы безопасности и у клиента есть мотивация на такую глубокую работу,

• не следует заниматься коррекцией защитной системы личности на первых этапах консультирования, даже если их влияние на поведение клиента очевидно и время и цели консультирования позволяют работать с глубинными уровнями личности. Консультант в работе с защитными механизмами личности ре­шает следующие терапевтические задачи:

• наблюдает, анализирует и устанавливает закономерности того, как действует система защиты клиента, какое влияние она ока­зывает на его поведение, как влияет на те затруднения, с ко­торыми обратился клиент;

• пытается понять и оценить, насколько дезадаптивна система защиты клиента;

• не разрушает систему защиты клиента, а подводит его к осозна­нию своих защитных механизмов и того, как они влияют на клиента, на его адаптацию в среде, на взаимодействие с окру­жающими людьми;

• помогает клиенту сформировать адаптивную систему защиты.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8596 —

| 7408 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

«Потерянные крылья»: психодрама и арт-терапия в работе с синдромом эмоционального выгорания

Автор — Екатерина Лесовая

Часть 4. © Материалы VIII Московской психодраматической конференции

Работа с выгорающей частью психики: ее творческое насыщение внутренними ресурсами. Материалы воркшопа. В заключение статьи расскажем о воркшопе «Потерянные крылья: психодрама и арт-методы в работе с эмоциональным выгоранием», проведенном нами в прошлом году на конференции. Этот семинар может быть проведен с любыми представителями выгорающих профессий (медиками, психологами, педагогами, администрацией и проч.), а также с родителями как особой выгорающей группой. Предварительные психологические знания о синдроме эмоционального выгорания не требуются.

Данный воркшоп был опробован на психологах, педагогах, директорах школ и включен в курс «Профилактика эмоционального выгорания».

Цели воркшопа:

  1. Работа с синдромом эмоционального выгорания при помощи арт-терапии и психодрамы.
  2. Выявление индивидуальных особенностей выгорания для каждого участника: преобладающей его стадии и сферы (семья, работа, хобби…).
  3. Нахождение образа для выгорающей части личности, его конкретизация.
  4. Налаживание интрапсихического контакта Эго и выгорающей части личности. Прояснение основных потребностей и нарушений баланса, которые провоцируют выгорание.
  5. Создание поля (карты) внутриличностных ресурсов участников, с помощью арт-методов. Интеграция выгоревшей части личности в поле ресурсов, нахождение способов ее «исцеления».
  6. Активизация творческого потенциала участников, усвоение принципа трансформации нересурсного состояния в ресурсное.

Сценарий воркшопа по выгоранию (июнь 2010 г.)

I. Введение в тему эмоционального выгорания

  1. Представление ведущего. Опыт работы. Почему ведущего интересует тема выгорания?
  2. Если группа маленькая — сбор ожиданий: чего лично я жду от группы, хотел бы поработать над собой?
  3. Участников просят 4 раза выстроиться в психодраматическую линейку, чтобы оценить свое состояние выгорания и позицию относительно других членов группы.
    1. Насколько часто вы оказываетесь в ситуациях повышенной активности, временного цейтнота, перегруженности информацией и работой? (начало линейки — минимальная перегруженность, конец линейки — максимальная перегруженность).
    2. Насколько сильно ваше ощущение усталости, потери сил, нехватки энергии в последнее время?
    3. Часто ли бывает так, что вы не хотите общаться со своими домашними, или клиентами?
    4. Часто ли вы обесцениваете важную для вас сферу деятельности, свои результаты? Комментарий ведущей: 4 психодраматические линейки — это 4 феномена и одновременно 4 стадии выгорания.
  4. Конкретизация сферы выгорания: Поднимите руки те, кто иногда испытывает выгорание в семье? В воспитании детей? В работе? В общении с коллегами? С начальством? В хобби? С друзьями?

II. Создание и конкретизация образа выгорающей части личности

1. Арт-терапевтическая часть.

Материалы: бумага, картон, клей, ножницы, мелкий хлам, пуговицы, нитки, киндер-сюрпризы, ленты, пластилин, вырезки из журналов для коллажа и проч. В процессе создания портрета, скульптуры и образа своей выгорающей части человек может шить, лепить, клеить, рисовать.
Инструкция: Создайте рисунок, маску, коллаж, скульптуру той части вас, которая выгорает сейчас или выгорала раньше. Используйте все имеющиеся материалы. В процессе создания найдите имя для вашей выгорающей части, услышьте ее послание, что главное она хочет вам сказать. Часто ли эта часть бывает обожжена? Хорошо ли вы ее знаете? Какие чувства к ней испытываете?

2. На общий круг

Погружение в роль своей выгорающей части и представление из ролей по кругу. Имя, характерный жест, главное качество персонажа. Снятие ролей.

Читайте так же:  Путь к мечте

3. В парах — соконсультирование (три части)

  • Интервью из роли: «что необходимо тебе, выгорающая часть, какой вид заботы, какое внимание? Какие у тебя потребности»?
  • Человек снимает с себя роль выгорающей части и становится самим собой (идентификация с взрослой частью личности). Вспомогательное «Я» передает пожелания и требования выгоревшей части.
  • От своего лица человек принимает решение — как он будет заботиться о выгоревшей части, как ей помогать — и говорит об этом выгоревшей части.

IV. Психодраматическая работа с образом выгоревшей части. Виньетки

  1. Диалог с выгоревшей частью, переговоры с «королем в голове», «центральным Я». Претензия выгоревшей части — ответ взрослой части — решение о взаимодействии и помощи выгоревшей части. Возможно — экологическая проверка.
  2. Ресурсная работа. Чего хочет выгоревшая часть, психодраматическая реализация желаний.
  3. Баланс «Хочу — надо». Для каждого «Надо» находится реальная компенсация для обеспечения отдыха, безопасности и реализации желаний (удовлетворения потребностей).

V. Авторская «карта ресурсов души»

Включение в карту ресурсов выгорающей части. Нахождение ей места, помощников, питательной среды, возможностей развития, безопасности, украшений и проч., исходя из имени и потребностей.

VI Заключительный шеринг

VII. Завершение. Теория

Общий круг.

Что происходит с выгорающим человеком?

  • а — усталость, истощение, психосоматика
  • б — редукция личных достижений
  • в — деперсонализация (обесценивание, эмоциональное отстранение).

Что сильнее всего мешает творчеству и нашим крыльям? (интроекты, негативные установки, неконструктивные модели поведения, неумение попросить помощь…

Выводы по выгоранию

  1. Выгорание сопровождает нехватка ресурсов, нарушение баланса «брать-давать»
  2. Выгорание бывает спровоцировано нарушением психологической безопасности
  3. Выгорание «заразно», так как выгоревшие люди мало отдают и много берут
  4. Выгорание — это психологическая защита в ответ на многочисленные стрессы

Выводы — с чем можно работать для снижения уровня выгорания: 1) с внешними факторами — организационно вплоть до смены окружения и работы, 2) с ложными и иррациональными убеждениями (мыслями) и над формированием позитивного мышления 3) со сферой фрустрированных потребностей и чувств 4) на уровне тела обеспечение отдыха, нормальной еды, сна и проч. 5) тренинг совпадающего (копингового) поведения и конструктивных способов реагирования на стресс.

VIII. Ответы на вопросы

Итак, мы описали некоторые общепсихологические особенности синдрома эмоционального выгорания. Мы полагаем, что творчество, тренинг ассертивного поведения и копинга и формирование позитивного мышления — наиболее важные способы предотвращения и снижения уровня выгорания. Особенно важным нам представляется работа над актуализацией и наращиванием «контейнера» внутриличностных ресурсов и навыков. С выгорающей частью личности можно проводить психодраматическую работу, аналогично работе с любой частью интрапсихической реальности.

Интроекция

Интроекция — это включение в собственную психологическую структуру «Я» внешних ценностей и стандартов, для того чтобы они перестали действовать как внешняя угроза.

Человек наделяет себя чертами, свойствами других людей. Например, человек берет на себя функции надоедливого наставника, поскольку проявление такой черты у других людей его раздражает или травмирует. С целью снять внутренний конфликт и избежать психологического дискомфорта, человек присваивает убеждения, ценности и установки других людей.

Интроекция — это тенденция присваивать убеждения, установки других людей без критики, без попыток изменить их и сделать своими собственными.

Интроекты — это отдельные убеждения, ценности, мысли, которые были приняты без анализа и переструктурирования.

По мнению З.Фрейда, интроекты — это нормальные образования (например, образцы поведения, с помощью которых формируется личность ребенка). Иными словами, интроекцию можно рассматривать не только как механизм психологической защиты, но и как механизм психического развития личности. Ведь усваивая определенные модели (образцы) поведения, ценности и установки, человек развивается как личность.

Наиболее ранним интроектом является родительское поучение, которое усваивается индивидуумом без критического осмысления его ценности.

Интроекции описаны Ф. Перлзом, который полагал, что интроектор делает то, что другие хотят, чтобы он сделал.

Ф.Перлз рассматривал интроекты как нежелательные, даже вредные образования, а саму интроекцию — как процесс механического присвоения внешних ценностей и стандартов, характерный для незрелой личности. Он указывал, что более совершенным механизмом, присущим развитой, зрелой личности, является не интроекция, а ассимиляция — превращение, «переваривание» того внешнего материала (норм поведения, социальных установок, знаний и т.п.), который предлагает и навязывает личности социальное окружение.

В качестве интроекций выступают «правила жизни», которые ребенок получает от родителей и окружающих, так как этот процесс, в понимании гештальтпсихологии, происходит как процесс имитации, импритинга, ролевого обучения. Ребенок к своим интроекциям обдуманно начинает относиться, начиная с подросткового возраста, добиваясь своей персональной автономии. Осмысление, переработка и принятие (отказ) содержания интроекций происходит в течение всей жизни человека.

Интроекции имеют следующие психосемантические проявления: «Я должен…», «Мне следует…». Они могут проявляться в нереалистических ожиданиях от других людей и от себя, в смене одних интроекций другими, стремлении жить по чужим правилам и др. Интроекции возникают в ситуациях, когда человек лишен возможности или желания анализировать, сравнивать, опровергать, сомневаться, доказывать, а предпочитает принимать на веру мнения, высказывания других людей.

Все выше перечисленное отличает механизм интроекции от проекции, при которой, наоборот, делается попытка придать внутреннюю форму всему внешнему миру. Иногда в литературе интроекцию называют «положительным перенесением», а проекцию – «отрицательным».

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источники


  1. Удилова, Ирина История реальной любви. Секреты счастливых отношений. Великолепные отношения (комплект из 3 книг) / Ирина Удилова и др. — М.: ИГ «Весь», 2015. — 608 c.

  2. Адизес Как преодолеть кризис менеджмента / Адизес, Ицхак. — М.: СПб: BestBusinessBoоks, 2017. — 286 c.

  3. Александр Свияш 5585 советов брачующимся, забракованным и страстно желающим забраковаться / Александр Свияш , Юлия Свияш. — М.: АСТ, Астрель, 2011. — 512 c.
В мастерской у психолога работа с интроектом
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here