В ожидании кормящей груди использование наблюдения за младенцем для понимания работы тревоги и успок

Сегодня обсуждаем тему: в ожидании кормящей груди использование наблюдения за младенцем для понимания работы тревоги и успок с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Психологические плюсы грудного вскармливания

Содержание статьи

О пользе грудного вскармливания как для ребенка, так и для матери, в наши дни известно всем. Об этом снимают телепередачи, пишут в журналах и на стендах в женских консультациях.

Что может быть естественней и прекрасней? Однако, следует заметить, что многие будущие мамы слишком уповают на ествественность этого процесса, полагая, что природа сама подарит им с малышом «счастливые минуты». И бывают разочарованы…

Первые дни и недели (иногда месяцы) грудного вскармливания – самые тяжелые. Лактация еще только устанавливается – молока то много, то мало. Кого-то мучают болезненные застои, кому-то боль причиняют трещины на соске… Бесконечные тревоги – хватает ли малышу молока, стоит ли вводить прикорм, сцеживаться, кормить по часам или по требованию? А рядом бесконечные соблазны – реклама таких полезных и прекрасных смесей, симпатичных бутылочек, советы других мама, которые решили «не заморачиваться».

Как жаль, но нередки случаи, когда наплыв непредвиденных трудностей заставляет молодую маму, уставшую и напуганную навалившимися проблемами, оказываются от грудного вскармливания. Просто примите тот факт: если вы психологически готовы, если действительно настроены на грудное вскармливание – все проблему преодолимы! И они не будут вас сопровождать весь период кормления. Скоро все наладится, наберитесь терпения!

Психологические плюсы

С каждым днем к вам потихоньку возвращаются силы, ваша грудь становится выносливее, а младенец растет и крепнет. Но ведь наряду с этим существует и психологическая сторона вопроса, которой незаслуженно уделяется меньше внимания. Что же приобретают мама и их детишки, поддерживающие кормление грудью?

1. Ребенок получает возможность взаимодействовать с предметом (грудью).Только что появившийся на свет малыш интуитивно ползет и нащупывает мамину грудь. Становясь немного старше, он уже осваивает первые манипуляции: сосок можно взять – и отпустить, грудь можно поглаживать, похлопывать ладошкой, можно прижаться щекой или потереться носиком. И увидеть мамину реакцию на свои действия.

2. Ребенок, находящийся на грудном вскармливании, быстрее учится выражать свои желания и быть понятым. Сосание груди, как известно, не только утоляет голод. Оно успокаивает ребенка, помогает ему заснуть. Когда ребенок подрастет, он ползет, а затем бежит к маминой груди, чтобы найти успокоение и понимание. Это продолжается даже тогда, когда грудное вскармливание уже закончено. И не стоит бояться того, что в такой ситуации ребенок будет слишком избалован. По свидетельствам психологов, ребенок, недополучивший материнской нежности, будет требовать ее всю оставшуюся жизнь – канючить, выклянчивать, ныть по пустякам, иначе говоря – привлекать к себе внимание некорректными способами.

3. Возникает фундамент социальных взаимодействий. Кормление грудью позволят матери и ребенку установить друг с другом тесные, чуткие отношения, которые являются залогом того, что у ребенка впоследствии будут позитивные контакты с другими людьми.

4. Закладываются отношения младенца к окружающему миру. Если мама чутко и ласково ухаживает за грудничком, появляется сразу, откликаясь на его зов, дает грудь в ответ на его характерный поворот головы, то весь мир воспринимается ребенком, как доброжелательный. Такой малыш вырастет смелым, уверенным в себе, креативным, деятельным человеком.

5. С молоком матери грудничок осваивает эмоциональные реакции на мир. Находясь с мамой лицом к лицу, слыша ее сердцебиение и ощущая множество других, самых незаметных составляющих настроения, ребенок познает радость и печаль, веселье и гнев. Он, подрастая, подобно зеркалу перенимает мамины эмоциональные реакции – так же улыбается или хмурит брови. Отражая мамины реакции, малыш понимает: «что такое хорошо и что такое — плохо».

Плюсы для мамы

Маме грудное вскармливание тоже приносит свои бонусы.

1. Устойчивость к стрессам и профилактика депрессивных состояний. Гормоны, вырабатывающиеся при лактации, вызывают чувство удовлетворения, снижения тревоги и дают спокойствие. За счет этого кормящей матери всегда хватает душевных сил на преодоление бытовых неурядиц, и даже хронический недосып переносится ею гораздо легче. Женщины, кормящие грудью, реже встречаются с такой проблемой, как послеродовая депрессия.

2. Развитие материнской интуиции. Кормящие матери настраиваются на одну волну с малышом, быстрее начинают понимать его потребности. Многие женщины замечают, что им легко быть внимательными, заботливыми и отзывчивыми во время кормления грудью.

3. Приобретение «права на отдых». Кормление грудью, когда оно уже налажено и многие проблемы позади , дает женщине несколько минут «заслуженного отдыха». Только нужно действительно позволять себе в эти мгновения отрешиться от домашних дел и проблем. Будьте здесь и сейчас.

4. Возможность заложить основы воспитания. При грудном вскармливании ребенок познает первые жизненные запреты. Например – «нельзя кусать грудь». Годовалым малышам свойственны частые перепады настроений. Но если он может прильнуть к маминой груди, ему легче успокоиться, а маме легче найти с ним общий язык, сохраняя мир и любовь в семье.

5. Мамы испытывают чувство гордости за то, что вскормили ребенка грудью, воплотив свою женскую сущность. Дали своему малышу все самое лучшее, что было задумано природой.

Вы думаете: кормить или не кормить грудью? Выше любящее сердце подскажет вам правильно решение!

Грудное вскармливание и кослипинг

На самом деле эта статья. вообще не должна была быть написана. Ибо кормление и обихаживание детей – это епархия как минимум педиатров, а не психотерапевтов. О грудном вскармливании и его продолжительности я сказал несколько слов в статье «Как вырастить личность», о кослипинге (иными словами – ситуации, когда дети спят в родительской постели) – в Виртуальных консультациях.
Но как выяснилось, «нескольких слов» на обе этих темы оказалось недостаточно. По пришедшим на сайт отзывам, большей частью чрезвычайно напряженным, стало ясно, что многие читательницы автора просто не поняли. То есть возникла необходимость некоторых уточнений.
Вот и пришлось писать отдельную статью на эту тему: уже с точки зрения психотерапевта.
Но прежде чем вы начнете ее читать – сделаю еще одно предупреждение: здесь тоже будет все написано для тех родителей, которые на самом деле хотят вырастить из своего ребенка самостоятельную и независимую личность. А родителям с иными целями я бы даже не рекомендовал дальше читать.

Часть 1.
Грудное вскармливание

Читайте так же:  Возможен ли плевок в душу

И завершить первую часть статьи хотелось бы упоминанием о пресловутых рекомендациях ВОЗ, о которых в отзывах писала чуть ли не каждая первая рассерженная читательница. Мол, Всемирная Организация Здравоохранения рекомендует кормить грудью до трех лет, не меньше! Уважаемые дамы забывают одну маленькую подробность, которая здесь существенно важна:

«В настоящее время ВОЗ и ЮНИСЕФ рекомендуют продолжать грудное вскармливание до 2 лет, а может быть и дольше. Данные, подтверждающие необходимость продолжать грудное вскармливание и после первого года жизни, наиболее убедительны в условиях низкого уровня гигиены и высокого уровня инфекций. Было установлено, что в таких условиях продолжение грудного вскармливания (до 2 или 3 лет) защищает от инфекционных болезней и положительно ассоциируется с выживанием детей. В промышленно развитых странах выгоды продолжительного грудного вскармливания менее очевидны.»

Конечно, любая мама вправе под формулировкой «низкий уровень гигиены и высокий уровень инфекций» все равно понимать что-то свое: например, что в доме не так стерильно, как в операционной. Однако в формулировке ВОЗ скорее подразумеваются так называемые «страны третьего мира», где в иных городах, к примеру, подчас нет даже элементарной канализации.
А еще, кстати, плюс к высокому уровню инфекций и низкому уровню гигиены — длительное грудное вскармливание показано среди тех слоев общества, где не самая лучшая обеспеченность обычным питанием и не самый высокий материальный уровень жизни. Вот там это тоже вполне оправдано и даже выгодно Тем более в таких условиях, как говорится, уже не до психологии разной.

…Подводя итог первой части данной статьи, хочу сформулировать кратко: кормление грудью, безусловно, хорошо для ребенка. Но, во-первых, не кормлением единым, что называется, а во-вторых, согласно известной поговорке – «много хорошо тоже нехорошо». Однако я тем не менее не даю ни одной маме однозначных рекомендаций. Тут и у коллег – неонатологов, педиатров и т.п. — могут быть самые разные мнения, и у каждого родителя наверняка есть своя голова, – так что все заинтересованные лица вправе решать этот вопрос по-своему. Я, как и во всей своей работе, могу предложить тому или иному клиенту самые разные доводы как ЗА то или иное его намерение, так и ПРОТИВ него, и все эти доводы обосновать. А он уже сам будет принимать свое собственное, взвешенное решение.

Часть 2
Кослипинг

Этим красивым иностранным словом сейчас модно называть явление, которое в Советском Союзе бытовало еще с давних лет: когда дети спят в одной постели с родителями.
Только раньше это делалось из-за откровенной нехватки спальных мест и жилого пространства, а сейчас – вроде как для комфорта ребенка.
Тоже: давайте подробнее разберемся.

В итоге хочется еще раз повторить, что я, как психотерапевт, работающий в том числе и с семейными проблемами, ни в коей мере не против проявлений родительской любви к детям. Более того – детей можно и нужно брать на руки, уделять им время, внимание и душевное тепло. Но опять же буквально обязан предупредить, что иногда благими намерениями вымощена дорога совсем не к благим результатам. И бывает это обычно в том случае, когда взрослые люди забывают о своем логическом мышлении и на бессознательном уровне подменяют одним понятия и явления другими. В данном контексте — близкое общение подменяется кормлением, психологическая защищенность – совместным «слипингом», и так далее, и тому подобное. Но все-таки, как уже было сказано, я как консультативный психотерапевт могу только обозначить эти подводные камни, пусть довольно подробно (и не всегда «лицеприятно»), а каждый конкретный человек уже сам для себя принимает решение – будет он придерживаться тех или иных действий или нет. Особенно с учетом того, какие последствия могут быть у этих действий, и с учетом тех целей, которые он опять-таки ставит перед собой – в частности, в плане воспитания ребенка.

Психоаналитическое наблюдение за младенцами: что это и для чего оно нужно?

Проходя обучение по методу психоаналитического наблюдения за младенцами, я все больше сталкиваюсь с интересом и одновременно страхом родителей по отношению к этой теме.

Что же это такое? Наблюдение за младенцем — это определенный вид психоаналитической работы, который был разработан представительницей психоаналитической школы Эстер Бик в 1948 году и по сей день широко применяющийся и развивающийся во многих детских клиниках и психологических центрах Европы, в том числе в Клинике Тависток в Лондоне. Задачей такого наблюдения, проходящего в течении 2 лет с первого месяца жизни ребенка, является воссоздание картины его внутреннего и внешнего мира, его восприятия и взаимодействия с другими людьми. А так же обучение людей, работающих с детьми (психологов, психоаналитиков, социальных работников, педагогов), принципам психоаналитического мышления, тренировке наблюдательности, понимания как сознательных, так и бессознательных факторов, влияющих на развитие ребенка.

Наблюдатель посещает младенца или маленького ребенка дома, один раз в неделю, в одно и то же время, осуществляет наблюдение на протяжении одного часа за обыденной рутинной ситуацией общения ребенка с матерью и другими членами семьи. Наблюдение проводится непредвзято, без попыток теоретизировать или выдвигать гипотезы относительно того, что происходит. Тот факт, что наблюдатель не несет никакой ответственности за уход за ребенком, нейтрален, то есть просто наблюдает, имеет важное значение, потому что это означает, что он может в полной мере воспринимать эмоциональное воздействие ситуации, а это подразумевает подавление в себе импульса желания вмешаться и исправить ситуацию «экспертным» советом. Другими словами, всем нам хорошо известное желание заменить проживание и контенирование чувств действиями.

Одним из многочисленных результатов программы наблюдений стало возможным изучение материнских депрессивных тенденций после родов. А так же их влияния, оказываемое на самого ребенка, на членов семьи и даже на наблюдателя.

Нам известно, что с рождения ( и чем дальше, тем в большей мере еще до рождения, внутриутробно) факторы окружающей среды и характеристики ребенка (темперамент) влияют на то, как мир принимает ребенка и какова внутренняя картина мира, которая формируется у ребенка.
С самого начала можно видеть, какие потребности младенца позволяют ему выжить на физическом уровне. Это три базовые потребности – в еде, физическом контакте и в чистоте, – имеют психологические параллели.

Психологические потребности также важны для здоровья и выживания младенца, как и физиологические. Мир, который окружает ребенка, должен в достаточной мере предоставить эти три компонента ухода в определенном виде, а то, как именно ребенок воспользуется предоставленной заботой, зависит уже от особенностей конкретного младенца.

Читайте так же:  Тревожный прощальный вагон

Во — первых, очень важным компонентом жизнедеятельности младенца является еда, к тому же ребенок получает от матери намного больше, чем просто молоко, он вбирает в себя любовь и внимание, которые сопровождают ситуацию кормления, или, в случае менее благоприятной ситуации кормления – тревожность, враждебность или даже отвержение.

Ребенок, который получал удовольствие во время кормления, скорее всего, с энтузиазмом и доверием будет открывать свой ум новым отношениям и новым знаниям. Когда стимулируется его аппетит и активизируется любопытство, это приводит сначала к исследованию тела матери, а затем и к познанию постоянно расширяющегося окружающего мира. Для ребенка, родительское воспитание которого отличалось ненадежностью или депривацией, чувство беспомощности, вызванное незнанием/непониманием, может быть настолько непереносимым, что он не хочет учиться, поскольку считает, что все и так знает и не нуждается в других людях. Если в ранних отношениях при кормлении ребенка преобладали злость и боль, то процесс получения/принятия чего-либо извне может сопровождаться страхом, недоверием, отвержением или просто отсутствием аппетита при кормлении и интереса и удовольствия в обучении.

Вторая потребность – потребность в удерживании/холдинге и его психологическом эквиваленте. Ребенка требуется «держать в уме», иначе он не выживет. Ребенок может пострадать, если мать про него забудет, если его упустят или выпустят из головы, точно так же, как если его выпустят из рук, когда он сидит у мамы на коленях. Если дети не чувствуют надлежащего холдинга, их тело трясется, как будто они могут распасться на части. Мы можем видеть, как ребенок, потрясенный сильными телесными переживаниями голода, страха или возбуждения, может ощутить холдинг через голос матери, которая пытается понять ее потребности. Когда внимание матери не направлено на младенца или ребенка, если он не чувствуют поддержки и холдинга в материнской психике, ему приходится находить альтернативные пути поддержки целостности собственной психики.

Третья потребность – это процесс «убирания за ребенком», контенировании и его жизненно важная психологическая параллель. У маленьких детей отсутствуют психические возможности для переработки потока приятной или болезненной и пугающей сенсорной информации, которая обрушивается на них и они полагаются на помощь взрослых для того, чтобы справиться с ним, или «контейнировать» этот поток, иногда содержащий ошеломляющие переживания. Если ребенок расстроен, он нуждается в контейнирующем взрослом, который сможет уделить ему внимание и воспринять те чувства, с которыми ребенок сам не может справиться. При этом важно, чтобы взрослый не поддался тревоге и смог удовлетворить потребности ребенка. Таким образом, у ребенка появляется опыт взаимодействия с матерью, которая может о нем думать и перерабатывать его чувства. Ребенок, во взаимодействия с вдумчивым и внимательным родителем, учится осмысливать собственные переживания и думать самостоятельно.

У него в уме появляется модель человека, который уделяет ему внимание, может интересоваться им и думать о нем – все эти характеристики, которые ребенок должен интернализовать, для того, чтобы мыслить символически, говорить, учиться и читать.

Психоаналитическое наблюдение за младенцем не только помогает выявить депрессивное состояние матери и его влияние на малыша. Больше того, своим присутствием, интересом к ребенку, постоянством (раз неделю в определенное время в течении двух лет), вниманием и безоценочностью наблюдатель может помочь контенировать (принять и переработать) переживания матери и найти ей в себе силы справляться с болезненным состоянием. Таким образом, станет возможным для нее увидеть, услышать и прочувствовать своего ребенка.

По материалам:
— Бик Э. «Заметки о наблюдении за младенцами как части психоаналитического обучения»
— Л. Эммануэль. «Применение навыков наблюдения за младенцами в работе с детьми до пяти лет» (Тавистокская клиника, Лондон)

«Диагноз»: тревожная мама

В этом мире самым надёжным развлечением являются для нас тревоги и страдания.

Тревожиться за ребенка мама начинает еще во время беременности, на этапе планирования беременности. Как будет протекать беременность? Какими будут роды? А уж с рождением малыша мысли «все ли с ним в порядке?» или «теперь с ним может что-то случиться!» уже не покидают материнскую голову. Это нормально и даже необходимо: родительская тревога – своеобразный защитный механизм, помогающий выжить весьма беспомощному, хрупкому и нуждающемуся в постоянной заботе новорожденному существу. Если с ребенком происходит «что-то не так», тревога мамы будет сигнализировать о том, что необходимо принять меры, чтобы избежать опасности. Но по мере взросления ребенка мамино беспокойство не только не уменьшается, а только возрастает. Первые болезни, первые зубки, первые шаги, первое «Я сам!», детский сад, школа, первая любовь… Список материнских тревог, связанных с новыми обстоятельствами жизни ребенка, можно продолжать до бесконечности. Даже народная пословица есть на эту тему: «Маленькие детки – маленькие бедки, большие детки – большие бедки». Как же выжить и не сойти с ума от тревоги в таком полном опасностей мире бедным мамам?

Как уже было сказано, тревога – это нормальная реакция мамы на возможную опасность. Когда причина беспокойства пропадает, тревога должна сойти на «нет». Это так, если тревога сопряжена с реальной угрозой. Например, ребенок выбежал на дорогу и может попасть под машину – мамина тревога мгновенно заставляет ее реагировать, чтобы убрать ребенка с дороги. Ситуация разрешилась – тревога ушла. Но обычно в жизни не бывает все так однозначно и понятно. Часто поводом для беспокойства становятся не только конкретные ситуации, но и надуманные – наши фантазии, домыслы, переживания Ведь мир полон опасностей, а неизвестное будущее может быть таким пугающим! Вспомните свои мысли, когда ребенок вовремя не оказался дома, и связаться с ним не было возможности. Такая тревога может никогда не заканчиваться, переходить в страх, панику, в отчаяние или даже в болезни (тахикардия, проблемы с желудком, навязчивые состояния, панические атаки и др.). Это уже неконструктивная, невротическая, «плохая» тревога.

А ребенок растет, развиваются его способности к самостоятельности, он уже сам может справляться с некоторыми проблемами. Мамина роль в жизни ребенка и смысл контроля над тем, как он растет, живет и действует, начинают ослабевать. Тут бы маме выдохнуть и порадоваться. Ан нет! Наоборот, материнская тревога только увеличивается – ведь она уже не может все сделать сама за ребенка или проконтролировать, как он это сделал. Чем больше неизвестности, тем больше страхов. От тревоги мама начинает «закручивать гайки» — запрещать, ограничивать действия ребенка, следить за ним. Это отнимает кучу сил и энергии. Мозг задерганной, находящейся в постоянном напряжении, не выспавшейся, уставшей от тревог мамы, подогреваемый страшными рассказами и картинками из СМИ, продуцирует еще бОльшие картины страхов за дитя («У страха глаза велики»). Патологический круг тревоги замыкается. Такое чрезмерное беспокойство, конечно же, не приносит пользы ни матери, ни ребенку. Та забота и защита от опасностей внешнего мира, которую дает мама новорожденному малышу, уже становится «удушающей» для подростка и разрушающей для выросшего ребенка.

Читайте так же:  Когда хочет убить маму обычный ребенок - что с ним

Откуда «ноги растут»

Психологи отмечают, что современные матери значительно более тревожные и беспокойные, чем представительницы старшего поколения. Это неудивительно: наши бабушки жили в довольно «однозначном» мире со сложившимися устоями и традициями воспитания детей, а при нынешнем обилии информации очень непросто ориентироваться во всем многообразии идей и подходов к развитию и воспитанию ребенка. Мамам постоянно приходится делать выбор, брать на себя ответственность: кормить грудью или из бутылочки, воспитывать по Споку или по Гиппенрейтер, развивать по Зайцеву или по Монтессори. Это рождает тревогу за «правильность» выбора. Ведь сейчас нет четких инструкций и ограничений – все отдается на откуп самих родителей.

Изначально природой молодой маме уже дано достаточно знаний, умений, мудрости, любви, чтобы ухаживать за своим ребенком (иначе люди просто не выжили бы в те времена, когда не было книг, врачей и благ цивилизации). Но обилие информации, а также психологическое давление бабушек, подруг, многочисленных «советчиков», вызывают у мамы немалую тревогу, которая, в свою очередь, подавляет ее врожденный материнский инстинкт, заглушает интуицию, эмоциональный контакт с ребенком, чувствительность, веру в ребенка, в то, что он сам способен справиться.

Еще один фактор, влияющий на тревожность мамы – порядок рождения ребенка. Помните это выражение?: «Первый ребенок — все стираем, гладим, кипятим. Второй ребенок — стираем, иногда гладим, смотрим чтобы не ел из миски кота! Третий ребенок — если ребенок поел из миски кота, то это проблемы кота. » Конечно, опыт, приобретенный с первым ребенком, уже накладывает отпечаток на более спокойное отношение матери к развитию последующих детей.

Повышенная тревога может иметь и объективные причины – произошедшие тяжелые ситуации, связанные с рождением детей (тяжелые роды, серьезные проблемы со здоровьем ребенка, трагические случаи, произошедшие в семье или у знакомых и т.п.).

То, каким было детство мамы, и в какой семье она росла, также накладывает отпечаток на уровень ее тревожности. Если мама сама росла в трудных условиях, терпела большие лишения и унижения и жестокость в детстве, ее мама была эмоционально холодной, властной и категоричной – особенно это касается первого года жизни, когда закладывается базовое доверие к миру – тревожность могла стать естественной чертой ее личности. Для нее в принципе весь мир небезопасен. Также если родители обладали повышенной тревожностью по отношении к своей дочери, то, скорее всего, и дочь будет слишком тревожна по отношению к своим детям.

Хроническая усталость, недосыпание, неумение мамы заботиться о себе, слышать свои потребности, отдыхать – все это тоже провоцирует повышенную тревожность.

Быть ребенком тревожной матери тоже очень нелегко. Дети безошибочно чувствуют такое состояние родительницы и могут откликаться на него самыми разными проявлениями:

повышенной тревожностью, недоверием к миру, страхами, психосоматическими заболеваниями (энурез, проблемы со сном и т.п.);

апатией, состоянием «я ничего не хочу» (зачем хотеть, если мама за меня хочет?);

неуверенностью, низкой самооценкой. Тревожная мама чаще акцентирует внимание на недостатках и проблемах, нежели на возможностях ребенка.

инфантильностью, несамостоятельностью, – ведь мама из-за тревоги все делает за ребенка;

— недостаточным физическим развитием – из-за постоянных запретов на проявление активности («не лезь на горку, дерево, лестницу»).

— болезненностью. Укутывание, контроль температуры воды и воздуха, стерильность ослабляют иммунитет ребенка.

— коммуникативными проблемами. Запреты на самостоятельные прогулки, на встречи с друзьями разрывают социальные связи ребенка, а насмешки сверстников из-за чрезмерной опеки могут привести к комплексам, замкнутости.

— отсутствием эмоциональной связи с родителями. Чадо, устав от назойливой заботы, будет стараться избегать контакта с матерью.

Излишней опекой вы не только не убережете дитя от опасностей, но и оттолкнете от себя. Часто в подростковом возрасте дети стараются избежать излишнего внимания взрослых замалчиванием своих проблем, ложью. Чрезмерная тревога разрушает вас и ваших детей.

Как избавиться от навязчивого страха за детей

Любой родитель имеет право на свою тревогу. Важно, чтобы тревога не поглощала вас полностью, не мешала вам и вашему ребенку полноценно жить и наслаждаться жизнью. Чем больше мы тревожимся о будущем, тем меньше мы находимся в настоящем, тем меньше уделяем реального времени, сил и энергии своему ребенку для его полноценного развития. Тревоги можно избежать или значительно уменьшить, если:

— признать свою тревожность и тот факт, что вы не обязаны быть совершенством. Можно быть просто «достаточно хорошей мамой» — делать все, что возможно, исходя из потребностей ребенка и своих возможностей.

— научиться опираться на свою интуицию, верить самому себе и в природную мудрость вашего ребенка.Если в вашей семье есть люди, которые способны приводить вас в состояние паники, лучше воздержаться от тесного контакта с ними (дать им задание, не вступайте с ними в диалог) или научиться четко и ясно отстаивать свою позицию. Чаще всего такую роль играют бабушки, которые своими «страшилками» могут усиливать мамины тревожные мысли.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

— искать информационную поддержку. Помните, что тревогу рождает неизвестность. Если вы не понимаете, что происходит с вашим ребенком, не стесняйтесь спрашивать, консультироваться у разных специалистов, читать, узнавать. Благо сейчас существует множество он-лайн форм взаимодействия. Только полная информация о том, что происходит с вашим ребенком, поможет избежать надуманных проблем.

— снабдить ребенка знаниями и навыками безопасного поведения в различных ситуациях соответственно его возрасту (что делать, если потерялся в магазине, на улице, когда остается один дома, как проложить безопасный маршрут от школы до дома, рассказать про безопасный секс и т.п.).

— найти кого-то в своём окружении, кто растит детей успешно, легко и без тревоги – чтобы посмотреть, как это бывает, и поучиться разумным навыкам. Не бойтесь просить помощи, совета.

[2]

— проанализировать ситуацию и понять, что именно вызывает тревогу. Например, вас может пугать не сама болезнь ребенка, а перспектива ходить по поликлиникам, стоять в очередях. Осознав это, вы можете продумать альтернативный план действий на любой случай.

— осознать, что ваш ребенок не всегда сможет быть под вашим пристальным вниманием и ему в любом случае придется жить самостоятельно, сталкиваться с проблемами, поэтому ему важно научиться решать их самому. Чем меньше свободы вы даете малышу, тем сложнее ему будет выжить во взрослом мире.

[3]

— ребенок не должен быть единственным смыслом вашей жизни. Иначе тревога ваша будет питаться страхом «уйдет ребенок – незачем будет жить». Найдите другие интересы и смыслы в жизни. Займитесь собой или своим мужем. Забота о себе – один из основных факторов успешных детско-родительских отношений.

Читайте так же:  Отпусти негативный семейный сценарий!

Если вы чувствуете, что тревоги слишком много, вы не выдерживаете, она отнимает слишком много ресурсов и мешает жить, обращайтесь за психологической помощью. Ведь ребенку для нормальных отношений и развития нужна спокойная благополучная и счастливая мама.

Статья в сокращенном варианте опубликована в журнале «Кудесница», №11, 2017

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ ПОМОЩИ МАТЕРИ ПРИ ГРУДНОМ ВСКАРМЛИВАНИИ.

Матери желающие кормить своих младенцев грудью, часто полагаются на советы медицинских работников о грудном вскармливании. Поэтому знания медицинских работников и их отношение к этому вопросу могут повлиять на успех или неудачу грудного вскармливания.

Каждая медицинская сестра понимает и знает на практике, что все зависит от ребенка, состояния его здоровья, уровня развития и, особенно, от состояния матери, ее питания и, следовательно, от состава грудного молока.

Организационная работы медсестры поощрение и поддержка практики грудного вскармливания» позволит существенно повысить распространенность грудного вскармливания и тем самым дают возможность закладывать основы поддерживающие здоровье детей.

Медицинский персонал (акушерка, медицинская сестра) помогает матери начать грудное вскармливание в течение часа после рождения. Раннее прикладывание к груди не выполняет функции питания. Среднее количество молозива, поступающего к ребёнку, составляет около 2 мл. Однако даже это количество играет важную роль в стимуляции лактогенеза, обеспечении его успешности (длительности), в становлении иммунологической защиты снижении заболеваемости новорожденных, а также способствует лучшей и более быстрой адаптации новорожденных к условиям внеутробной жизни (в частности, более раннему заселению кишечника и кожи бифидобактериями и уменьшению длительности фазы транзиторного дисбактериоза кишечника).

Первое прикладывание новорожденного к груди матери в родильном доме осуществляется одновременно с процедурой кожного контакта после отдаления ребенка от матери и перевязки пуповины, обработки пуповинного остатка. Считается, что ранний телесный контакт ребенка с матерью («кожа к коже») в течение 30 мин после рождения и прикладывания к груди способствует более быстрому успокоению матери и исчезновению у неё стрессового гормонального фона, усилению чувства материнства, лучшей послеродовой инволюции матки, а такжестимулирует развитие психики ребенка и установление психологического контакта матери и ребенка, увеличивает число детей, вскармливаемых грудью до 4 мес. При удовлетворительном состоянии матери и ребенка оптимально положить полностью раздетого ребенка на живот обнаженной матери, и через некоторое время новорожденный приползет к груди матери и присосется к соску. Длительность первого кормления должна быть около 20 мин.

Противопоказанием для кормления грудью ребенка, в том числе и сцеженным молоком, могут быть некоторые заболевания ребенка и матери

Процесс кормления

Женщина, родившая впервые, может не знать точно, как прикладывать ребенка к груди, и тогда ей требуется помощь. Медицинская сестра, консультируя маму о правильном прикладывании ребенка к груди, контролирует, таким образом, процесс кормления.

Правильное прикладывание к груди

• Ребенок всем корпусом повернут к матери и прижат к ней.

• Лицо ребенка находится близко от груди.

• Его подбородок прикасается к груди

• Рот широко открыт.

• Нижняя губа вывернута наружу.

• Над верхней губой ребенка виден больший участок ареолы, чем под нижней губой.

• Ребенок делает медленные, глубокие сосательные движения

Неправильное прикладывание к груди

• Ребенок сосет или «жует» губами, деснами или языком только сосок.

• Рот открыт не широко и губа втянута.

• Губы и десна прижаты к соску, а не к околососковому кружку.

• Язык расположен не правильно, препятствуя проникновению соска в рот ребенка.

Расположение тела ребенка

Слово «расположение» описывает, как тело ребенка располагается у материнского тела.

Правильное положение тела ребенка — это предпосылка правильного прикладывания рта.

1) Женщина должна сидеть удобно, с опорой за спиной, а не наклоняясь вперед. Важный принцип: подносите ребенка к груди, а не грудь к ребенку.

2) Ребенка нужно держать живот к животу, и тогда ему не надо будет поворачивать голову для кормления. Ребенка можно держать по диагонали, сбоку под рукой матери.

3) При прикладывании ребенка к груди его нос должен находиться на одном уровне с соском, при этом он отклоняет голову немного назад.

4) Мать может поддерживать ягодицы рукой. Голова лежит на материнском предплечье.

5) Если женщина чувствует необходимость поддерживать свою грудь, она может взять грудь снизу ладонью или просто положить руку всей ладонью на грудную клетку.

6) Ребенок сам должен придвинуться к груди, а не мать должна поднести грудь к нему. Следует избегать попыток вставить грудь в рот ребенка, как будто это бутылочка, так как это совершенно не принесет пользы.

7) При кормлении подбородок ребенка должен касаться груди матери.

При «классических» положениях при кормлении мать либо сидит прямо, поддерживая ребенка на коленях или бедрах, либо лежит с ребенком, который находится сбоку. Тем не менее существует много других положений кормления, и мать может попробовать любое из них.

Медицинская сестра поможет матери найти положения для кормления, которые наиболее удобны ей и ее ребенку. Горизонтальные положения позволяют ей отдохнуть во время кормления.

Сейчас точно известно, какие процессы происходят в организме женщины при кормлении грудью и как эти знания можно использовать для организации успешного вскармливания. Естественно, нельзя получить ответы на все вопросы, но если знать механизм кормления грудью, то можно определить, что происходит и почему.

Читайте так же:  Про страх быть сильной женщиной

Во время беременности гормональные изменения подготавливают молочную железу к выработке молока. Молочная железа развивается, грудь увеличивается. Во время сосания два гормона гипофиза стимулируют поступление молока в необходимом количестве и в нужное время. Первый гормон — пролактин — стимулирует выделение молока клетками молочной железы в ответ на стимуляцию ребенком соска. Пролактин подготавливает молоко для следующего кормления. Гипофиз выделяет больше пролактина ночью, поэтому ночное кормление поддерживает хорошее поступление молока. Пролактин подавляет активность яичников и препятствует наступлению новой беременности.

Второй гормон — окситоцин — также вырабатывается во время сосания груди. Он сокращает мышечные клетки и заставляет молоко выделяться в момент кормления. Рефлекс окситоцина более сложен, чем рефлекс пролактина. На него оказывают влияние мысли, чувства и эмоции матери. Если мать с любовью думает о своем ребенке, молоко прибывает хорошо, а ее волнения, сомнения уменьшают количества молока. Все это необходимо знать, чтобы суметь помочь матери советом.

В груди вырабатывается столько молока, сколько требует ребенок. Если мать хочет увеличить поступление молока, то лучший способ — кормить ребенка грудью дольше и чаще.

Всем кормящим матерям, вскоре после рождения ребенка, нужно освоить технику сцеживания. Своевременная помощь медицинской сестры (акушерки, врача-акушера-гинеколога) в организации сцеживания поможет матери сохранить грудное вскармливание. Предоставить информацию о различных видах молокоотсосов. Показать матери, как использовать и регулировать молокоотсос, и предоставить ей возможность самостоятельно решить вопрос о необходимости его применения.

Сцеживание грудного молока

Матери необходимо как можно раньше после родов начать сцеживание и производить его по 15-20 минут, по крайней мере, 7 раз в сутки. Можно помассировать грудь в направлении сосков за несколько минут до начала сцеживания, чтобы обеспечить ток молока.

Для усиления лактации показано сцеживать молоко, соблюдая специальную технику сцеживания.

1. Наклониться вперед и поддерживать грудь рукой.

2. Большой палец руки расположить на ореоле над соском, указательный и средний — под ареолой соска.

3. Несколько сдавить пальцами ареолу по направлению в сторону грудной клетки.

4. Осторожно нажать на молочные пазухи за соском, ниже ареолы.

5. Повторять эти движения до тех пор, пока молоко не начнет капать, а затем может брызнуть.

6. Передвигать пальцы вокруг ареолы, чтобы были задействованы все молочные пазухи.

7. Время от времени проводить массаж всей груди, мягко похлопывая по направлению к соску, проверяя твердость в груди.

[3]

8. Повторять движение до тех пор, пока грудь не станет мягкой.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современных условиях большинство высших медицинских учебных заведений при подготовке медицинских сестер обращают внимание преимущественно на работу с больными людьми, тогда как подготовка к профилактической работе отходит на второй план. Для того, чтобы медсестры могли проводить пропаганду здорового образа жизни, нужно изменить подходы ко всем этапам учебного процесса. И медицинская сестра, которая получит необходимые знания еще в процессе обучения, сможет понять важность профилактической работы и консультировать и обучать пациентов ценить свое здоровье не тогда, когда оно уже потеряно, а гораздо раньше.

Органам государственного управления здравоохранением необходимо: содействовать разработке научно обоснованной системы валеологического воспитания населения; знакомить общественность с принципами превентивной медицины, в частности через повышение роли участковой медицинской сестры, которая поможет в осуществлении поисков рационального решения возникающих проблем. Оптимальная оценка состояния новорожденного, обеспечение физиологического начала жизни и раннего грудного вскармливания с соблюдением современных перинатальных подходов к ведению раннего неонатального периода и детей первого года — является основой формирования здоровья и физиологического развития ребенка в последующие годы жизни.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Базовая помощь новорожденному — международный опыт / [Под ред. Н.Н. Володина, Г.Т. Сухих]. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. — 208 с.

2. Бисярина В.П.. Детские болезни й уход за детьми. — М.: Медицина, 2010.-464с.

3. Воронцов А.В., Мазурин А.В. Справочник по детской диететике. — Л.:Медицина, 2013. — 416 с.

4. Воронцов И.М. Справочник по детской диететике. – Л.: Медицина, 1990. — 414 с.

5. Гребешева И.И. Организация лечебно-профилактической помощи детям. — М.-2012.

6. Интенсивная терапия в педиатрии. Практическое руководство / Под ред. В.А. Михельсона. — М., 2013.

7. Мазурин А.В.. Общий уход за детьми. — М. Медицина, 2014.- 224с.

8. Мазурин А.В. Учебное пособие по питанию здорового ребенка. – М.: Медицина, 2010. – 180 с.

9. Мазурин А.В., Воронцов И.М. Пропедевтика детских болезней. – М.: Медицина. –2012.- 432 с.

10. Мазурин А.В., Запруднов А.М., Григорьев К.И. Общий уход за детьми. — М.: Медицина, 2011. — 192 с.

11. Майданник В.Г. Педиатрия: учебник. — К., 2012.

[1]

12. Мощич П.С., Жарикова З.Н., Левченко Л.Н., Борисенко М.И. Диспансерное наблюдение здоровых детей в условиях поликлиники. М., 2000.

13. Неонатология /под ред. В.В. Гаврюшова, К.А.Сотниковой. — М.: Медицина, 2011.-336 с.

14. Педиатрия: пер. с англ. доп.// гл. pед. Н.Н.Володин, В.П.Булатов. — М.:ГЕОТАР, 2010. — с. 205-235.

15. Сестринское дело / под ред. А.Ф.Краснова — Самара: Перспектива, 2010 — 365с.

16. Стефани Д.В., Вельтищев Ю.Е. Иммунология и иммунопатология детского возраста. — М.: Медицина, 2013. — 383 с.

17. Студеникин М.Я., Ладодо К.С. Питание детей раннего возраста. — Л.: Медицина,2011. — 176 с.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

18. 21. Шабалов Н.П. Неонатология/ Учебник для студентов педиатрических факультетов. — Санкт-Петербург: Специальная литература, 1997. — Т. 1. — 493с.

Источники


  1. Конфликтология. Ежеквартальный научно-практический журнал, №1, 2009. — М.: Фонд развития конфликтологии, 2009. — 252 c.

  2. Шеламова, Г. М. Деловая культура и психология общения / Г.М. Шеламова. — М.: Академия, 2013. — 192 c.

  3. Сытин, Георгий Освобождение от иллюзий. Мысли, творящие женское счастье. Мысли, творящие красоту и молодость женщины (комплект из 3 книг) / Георгий Сытин , Матвеева Наталья. — М.: ИГ «Весь», 2015. — 992 c.
В ожидании кормящей груди использование наблюдения за младенцем для понимания работы тревоги и успок
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here