В поисках смысла

Сегодня обсуждаем тему: в поисках смысла с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

В поисках смысла

Ты в поисках смысла, истинного предназначения
Звездного сечения, что непременного должно быть выжжено на пояснице,
Чтобы те, кто посмеет в твоей уникальности усомниться,
Склоняли лица и охали:
НЕВЕРОЯТНО!
Чтобы всем и каждому было понятно,
Что только ты один, среди маглов и простолюдин
Словно Гарри Поттер здесь в главной роли,
Несчастная доля, твоя бы воля,
Не катал бы эти страдальческие стихи,
Ты бы умер за человеческие грехи без всяких сомнений,
Но кто же тебя заменит?
Ты же особенный и потому себя береги
И пусть кто то другой раздаёт твои кармических долги.
Ты в думах о вечном с утра и до поздней ночи
Крайне сосредоточен, уверен точно
Что главное в жизни — практиковать медитацию
В любой ситуации не моргнув и глазом,
Потому что вселенский разум
Открывается далеко не всем, далеко не сразу,
А ты ведь, чем черт не шутит, сможешь потом просвещать человечество,
И отечество будет тобой гордиться.
Плевать, что нет никакого сечения на пояснице.

Где-то там седая старушка слепыми глазами тычется в телефон,
Ищет твой номер, а вот же, кажется, это он.
И хоть сердце ее болит, она не звонит.
Ждет момента удобного,
Чтобы тебя бесподобного от великих дел не отвлечь,
Тщательно составляет речь, ты же психанёшь, если не по делу,
Она бы тебе о рассаде своей хотела, о погоде и о больном колене,
О том, что к соседке Лене вчера приезжали внуки,
И что помирается ей от скуки, а ты ведь и не спешишь.
В общем, о той реальности, от которой не убежишь.

Ба, у меня очень много работы,
Давай созвонимся завтра, а лучше в субботу,
Да все в порядке, ну что ты,
Просто времени очень мало,
Если честно, я так устала,
Ба, бесконечно устала.

Седая старушка не подаёт и виду,
Что еле сдерживается от обиды.

«Береги себя» говорит, ей в ответ: «Мне не 5 лет, я всё знаю сам.»

Она делает шумный вдох, а за ним не менее шумный выдох
И понуро плетётся зерна кидать голубям.
(2016)

В поисках смысла

В ПОИСКАХ СМЫСЛА

Мой Прозаический* друг, Геннадий Шикунов предложил мне поучаствовать в рискованном проекте и вместе с ним, с его сотоварищами, отправиться в далёкое, нелёгкое, а откровенно говоря, авантюрное путешествие в надежде найти СМЫСЛ. Смысл жизни или чего, не знаю, да это и не важно – главное найти.

И прежде чем отправиться на поиски решил я прояснить первый вопрос: «А кто, собственно, вопрошает о смысле?» Если спрашивающий не знает доподлинно главного — кто он, что он, то какого смысла будет искать или от кого будет ждать ответа? Но нет, не стал я сразу перегружать лодку, чтобы не утонуть прямо у берега, так и не начав плыть – есть относительное «Я», есть конкретный человек, который позиционирует себя, как личностную единицу, как субъект, напрасно и всеми силами старающийся подчинить себе или избежать влияния объекта — вот от него, то есть от себя любимых и поплывём. А от кого же?

Лишь только я призадумался множество смыслов навалилось на меня и стал я записывать их палочкой на прибрежном песке, но набегающие волны смывали их. Так повторялось день за днём, снова и снова. «Что ж, — подумал я, — наверное, это знак судьбы и иного не дано — придётся нам плыть за горизонт — туда, где спрятаны от дурных и жадных глаз желанные, нерушимые скрижали Великого Вселенского Смысла.»

Чем отличается краснощёкий, крепкий здоровяк: любитель выпить, любитель симпатичных девушек и чужих жён, могущий без колебаний дать по морде несговорчивому оппоненту…, в общем, не обременённый сложными мыслями и поэтому живущий легко и весело, — от бледнолицего, неуверенного интеллигента, заблудившегося между трёх сосен – чего, как и почему? Тем, что один живет без рефлексии, полностью погружённый в жизнь, как она есть (хорошо ли, плохо ли), другой, сражённый экзистенциальным ужасом перед предполагаемой бессмысленностью предстоящей смерти, начинает упорно искать обоснования существования человека, смысл его жизни и вообще всего, а, в некотором роде, в своём «понимании» как бы и возвыситься над этой самой жизнью. Утвердившись в желании «интеллигентская» мысль стремиться сразу сигануть в бездну, раскусить смысл Абсолютного, видя в нём основания и скрытные значения человеческого бытия. Безусловно, есть здесь и несомненные плюсы для наиболее упорных и удачливых — избавление от страха смерти или судорожно инстинктивного проживания своего срока… Впрочем, это одна сторона медали. Не будем бросать тень на живущих просто и ясно и, тем более, на многих отважных мыслителей готовых жертвовать личным благополучием, идти до конца ради истины – это не про них.

Что же мы хотим найти под обозначенным словом «смысл» — или то, что доступно пониманию и что мы можем включить необходимым звеном в цепочку умозаключений, событий или фундаментальную сущность универсума, оправдывающую сам факт его существования?

Недостаточность логического подхода к решению вопросов бытия, жизни обусловлена тем, что он не применим для условий иррационального. А иррациональное составляет, как минимум, «50% Бесконечного». Но и противоположный ему чувственный подход, зажимающий смысл между страданием и наслаждением, не даст нам ответа, так как первое и второе находятся в безусловной зависимости друг от друга и никто не скажет: «Я наслаждаюсь!» — не испытав, не помня страдания.

Проблемы логики хорошо видны на примере индуистской концепции ЛИЛЫ. Индийские религиозные философы, мистики хорошо потрудились и вспахали поле смыслов…, но целины осталось… в общем, хватит всем. Не знаю, какое количество священной Сомы выпили древние провидцы риши, сколько тысяч изречённых ими мудрых мыслей напрасно исчезли в пустоте, прежде чем для них открылось — этот мир не что иное, как просто игра Бога, что творение его спонтанно, беспричинно, безначально, что проявленный мир это не имеющий значения преходящий процесс, он иллюзия – майя, но вот вечно творящая его трансцендентная энергия Брахмана есть истинная, извечная реальность. Так если мир ни с какой стороны не нужен Богу, то, решили они, он для Него, действительно, попросту игра – лила.

Читайте так же:  Что такое темперамент

Неутешительный вывод для европейского менталитета ищущего во всём значения. Но, клянусь вам, я не видел ни одного подавленного предполагаемой бесцельностью жизни йога с грустными, унылыми глазами. Наоборот! И по какой причине?

Когда человек начинает проявлять интерес к вопросу о смысле своей жизни – это признак серьёзной душевной озабоченности. Большинству, погруженному с головой в «реальную» жизнь такой вопрос кажется неуместным, даже праздным — ведь столько дел, которые надо успеть сделать, столько целей, которые надо достичь. Но они зря стараются обмануть самих себя – вопрос этот глубоко в подсознании каждого и тот, кто не хочет решить его в себе, будет водим по жизни принципами навязанными ему извне.

Точные науки не дают разъяснений ни о началах, ни о целях бытия. Они и не предназначены для этого. Ум не находит в них ответа и ему приходится признать локомотивом, тащащим человека вперёд энергию чувств, желаний, эмоций. Возможности химии, физики регулировать, чувственные, эмоциональные состояния никак не объясняют их природу. Не понимание рациональным умом приоритетного смысла существования человека заставляют его вести рискованные игры с эмоциями и желаниями. Не понимание главного ведёт к появлению множества маленьких сомнительных или извращённых смыслов и целей, как, например: «лучшие друзья девушек – это бриллианты»; если ты такой умный, почему такой бедный; я начальник – ты дурак, ты начальник — я дурак… и т. д. – эдаких мелких, малозаметных, но многочисленных и прожорливых монстриков, высасывающих чистую энергию души человека, замещая образовавшуюся пустоту своей грязью. Чего только стоит безграничная любовь к власти любой ценой – вожделенный и лелеемый ребёнок неравного брака слабого ума с сильной волей и неодолимым сверхжеланием.

В итоге результат таков – человек уклоняется от вложенного в него природой предназначения в угоду устоявшейся социальной иерархии ценностей, где мерилом успешности являются богатство, власть, слава. Это ещё не фатально — вложенные природой инстинкты, стремления и сама судьба тащат человечество в нужном направлении. Однако, не вполне понятно зачем ползти на брюхе, сбивая в кровь локти и колени, когда можно идти? Кому это выгодно?

Здесь следует отметить, что наши головы настолько задурманены бессмысленными соблазнами, принимаемыми нами за норму, что впору говорить о рыщущей по Земле в поисках прибыли и наслаждений алчности, как о главном катализаторе, ускорителе, двигателе прогресса. Впору возблагодарить редких сволочей – ведь они, жертвуя ради нас своим добрым именем, подобно «неправильно понятому Иуде», тянут этот прогресс вперёд во благо нашего с вами светлого будущего. Честно заглянув в себя мы вдруг с изумлением обнаруживаем, что и сами уже считаем праведную жизнь скучной и пресной, не давая отчёта – верно ли нами истолкована праведность? А если что и заставляет атеиста посматривать в сторону Бога, то это, скорее, тайная надежда не исчезнуть навсегда из бытия, но только не поначалу желанный, а в перспективе невыносимо нудный для него «санаторий» под названием «Рай».

Кто не знает — «будьте как дети, ибо таковых есть царство Небесное», но кто помнит в себе первые проблески различающего сознания, когда вязкое, туманное и ещё вполне цельное младенческое мировосприятие начинает прояснятся, фрагментироваться маленькими смыслами — вот то, что надо, а это то, что не надо; чтобы получить то имеет смысл сделать это. и т. д. Безусловные рефлексы и инстинкты начинают облекаться в одежды условности — ведь ходить обнажённым стыдно, не правда ли? Так кто же они, первые разрушители нерасчленённого на добро и зло сознания ребёнка? Любящие родители. И кому какое дело, что под покровами скрывающими тело и душу в мир входит искушение обманом. Здесь, воистину, «враги человеку домашние его».

Аксиоматичная банальность — рождённому в этот мир человеком, как воздух нужны применимые навыки выживания в условиях предполагаемо агрессивной среды. Глупо отрицать, что милый ребёнок без воспитания и обучения, без умения абстрагироваться от целого — недееспособное существо. Но — «должно вам родиться от воды и Духа» в гармонии. Безусловно, это слишком вольная интерпретация, но если мы под «водой» подразумеваем материю, то именно в детском воспитании и начинается смысловой перекос в сторону материи, вернее извращённого восприятия её. А что Дух? Мир Духа для большинства из нас становится объектом недоказуемых догматов религиозных преданий от которых стоит отмахнуться, как от имеющих неочевидный смысл, или задвинуть их с глаз долой подальше в дальний угол, пыльный и тёмный, потому как лишь путаются под ногами, мешая делать «реальные» дела.

Как ни крутим, ни вертим мы алфавит, пытаясь втиснуть в него парадигму глобального смысла, беспокойная мысль уводит нас в высь и глубину запредельного, где человеческий интеллект благоговейно смолкает не в силах преступить очерченную ему эмпиризмом этого феноменального мира, границу охранного круга. Да и какая нужда толкает человека так далеко? Свободен ли он в своём стремлении или оно довлеет над ним? А сама свобода?

Свобода! Такое сладкое слово! Какой молодой философ, только что получивший университетский диплом, потирая руки и предвкушая удовольствие, не садится за письменный стол, чтобы, проникнув в самую суть её быстрым и горячим умом, донести пребывающему в неведении миру свои гениальные откровения о ней?

Какой зэк в краткие минуты душевного смятения, глядя с тоской в узкое окошко тюремной камеры на пролетающих в небесной синеве журавлей, не мечтает о свободе, как о долгожданной встрече с златокудрой, вожделенной любовницей?

Какой неизвестный несчастный, спутанный по рукам и ногам тяжкими жизненными обстоятельствами, не умоляет Всевышнего о ней?

И только боязливому не дорога свобода. С дрожью встречает он каждую набегающую волну жизни и с ужасом ожидая волну будущую ищет, кому бы поскорее отдать или выгодно продать опасную и непосильную ему свободу в обмен на обеспеченное, тихое, сытое и покорное существование.

Вот только влюблённому юноше зачем она, если наслаждается он сладким пленом похитившей его сердце кареглазой.

Зачем она и дураку, если радостно идет он ведомый кем угодно и куда угодно, потому что ленивая мысль его не желает подниматься выше уровня живота.

Впрочем, не имеет значения — по своей свободной воле или нет ищем мы смысл всего сущего, поиски из смутных областей абстрактного неизменно возвращаются к загадке главного смыслового вектора реальной жизни человека.

Читайте так же:  Душевные качества счастливой женщины

Я, пожалуй, позволю себе отступление от темы, на которое не решился вначале, а может в дополнение её. Задумываемся ли мы, когда изрекаем: «Моя рука, мои брови. мой мозг, мои мысли»? Кто и где этот «Я» — таинственный владелец тела и ума? Откуда приходит и куда уходит и что несомненно его? Воистину, говорить, как хозяин, может лишь Создавший тело. А разве «мы» его создатели — быть может, скорее, разрушители? В концепциях атеизма «личное Я» лишь функция, идея организующая работу организма, вокруг которой строится императив целеполагания текущей и перспективной деятельности человека. В пантеистическом и в его разновидности — материалистическом мировоззрении, где предполагается беспричинность, безначальность и бесконечность сущего естественно предполагается и отсутствие конечного ориентира, а значит разуму человека воспринимающему бытие, как никогда не завершаемый, а поэтому бессмысленный процесс, нелегко поймать его в ловчие сети математических клише, нелегко выстроить формализованным языком логики смысловую линию жизни.

Большая часть нового достаточно стара. В данном контексте иным из нас кажутся заслуживающими доверия взгляды главных постмодернистских теоретиков Новейшего Времени на бытие и становление снимающее ореол уникальности с человека, как ценностной форме бытия, определяющий его преходящим мигом круговорота событий, где и само бытие есть никому не нужный побочный эффект в абсолютизированном, непрерывном становлении и где это бытие всего лишь далёкое от реальности, никогда не совпадающее с ней представление — иллюзия живых существ. Следовательно, нет никакой меры, никакого внешнего сравнительного критерия для моральных установок, целей — всё это отдаётся на откуп временной личности, её ощущений и предпочтений учитывая, что и субъекта, как такового, как самосущностной единицы, в общем-то, и не существует. Это беспредельное становление почему-то именуется Прогрессом без внятных объяснений откуда, куда и зачем и как же этот Прогресс сопрягается с абсолютным и, как результат, в подобной мировозренческой парадигме появляется возможность размывания традиционных смыслов, а также возможность сделать очередной «разумный» шаг до объявления «устаревших» классических норм морали его тормозом.

Беспокойному и любопытному уму, балансирующему на краю пропасти непонимания, приходят на помощь религиозные концепции не дающие ему свалиться и сгинуть в бездне бессмысленного, опасно сбиться с курса прокладывая тропу среди непролазных джунглей доктрин: архаики, номинализма, прагматизма, модерна, постмодерна и т. д. В религиях, признающих чистое сознание безусловным фактором Абсолюта, признающих возможность проявления им личностных качеств, все фундаментальные смыслы выводятся в область трансцендентного, не доступного формулированию вербально, то есть в область интуиции, веры. но мы, как преданные слуги утилитарных задач упорно скачем и скачем быть может вперёд, а может не туда и не за тем, пришпоривая, подгоняя уже и так взмыленных лошадей Логики, пока они, загнанные, не падают вместе с нами.

Подобным образом можно рассуждать, говорить ещё долго и подробно, благоговейно цитировать классиков, но это затянувшийся повтор пройденного. Вознёсшеяся высоко, рванувшаяся вперёд мысль споткнувшись возвращается на круги своя и большинство уже не хочет заглядывать по ту сторону прозы дней, оставляя головную боль думания избранным. «Всё проходит, и это пройдёт», «всё созданное будет разрушено», «чему быть, того не миновать» — ну, и ладно. Обозначившийся кризис классической философии, когда старый инструментарий исчерпал свои возможности объяснения мира, заставляет искать новые подходы на стыке смежных наук. Нет, ветхий, «прабабушкин» философский сундук ещё не опустошён до дна, но чего-то несказанного ищет и жаждет душа.

Так думал я, садясь в снаряжённую лодку, вставляя вёсла в уключины, отбросив последние сомнения в успехе экспедиции.

Я мысленно послал его подальше, оттолкнулся от причала и приналёг на вёсла.

Примечания:
1. * — в значении — участник сайта Проза.ру, писатель-прозаик
2. ** — из песни Д. Ревякина

Сборник Человек в поисках смысла | Man’s Search for Ultimate Meaning | …trotzdem Ja zum Leben sagen: Ein Psychologe erlebt das Konzentrationslager

Если не работает, попробуйте выключить AdBlock

Вы должны быть зарегистрированы для использования закладок

Информация о книге

Новые цитаты из книги Человек в поисках смысла Всего: 27

Не существует ничего, что нельзя было бы облагородить поступком или страданием.

Чем менее способен человек определить цель своей жизни, тем более он ускоряет ее темп.

[3]

Единственный способ продлить жизнь — всегда иметь незавершенную задачу

В поисках смысла

Victor E. Frankl. Man’s Search for Meaning
Издание 1985 года.
Издательство: Washington Square Press
Перевод Маргариты Маркус, mmarkus(a)bgu.ac.il

От переводчика

Познакомившись с биографией Виктора Франкла и с этой книгой, я не могла
сдержать желания тут же перевести ее и познакомить с ней моих друзей. И уже
заканчивая перевод, я узнала, что в России недавно издана эта книга на
русском языке. Тем не менее я решила закончить работу, которую и предлагаю
вам, любезные мои читатели.
Так как все это не для печати, я позволила себе не соблюсти некоторые
строгие правила — в частности, тут нет библиографии. А замеченные вами
дилетантские огрехи вы, надеюсь, мне простите.
Рита Маркус.

Предисловие

Gordon W. Allport
Профессор психологии Гарвардского Университета. 1959г.

Предисловие к изданию 1984 г.

(Виктор Е. Франкл родился в 1905 г.; умер в 1997 г. -Р.М.)

ЖИЗНЬ В КОНЦЕНТРАЦИОНОМ ЛАГЕРЕ

Франкл Виктор. Человек в поисках смысла

Франкл Виктор Эмиль (1905-1997) — австрийский психиатр и психолог экзистенциальной ориентации; создатель логотерапии.
В. Франкл пытался ответить что есть экзистенциальные потребности человека, он считал:
«Человек не для того здесь, на этой планете, чтобы наблюдать и отражать самого себя, он здесь для того, чтобы, познавая себя, поступаться собой, чтобы, познавая и любя, отдавать себя».
Наряду с А. Маслоу, К. Роджерсом, Ш. Бюлером, Р. Мэйем, С. Джурарду, В. Франкл сформулировал методические позиции Гуманистической психологии в следующих посылках:
1. Человек целостен.
2. Ценны не только общие, но и индивидуальные случаи.
3. Главной психологической рреальностью являются переживания человека.
4. Человеческая жизнь — единый процесс.
5. Человек открыт к самореализации.
6. Человек не детерминирован только внешними ситуациями.
Смысл не субъективен, человек не изобретает его, а находит его в мире, в объективной действительности, при этом смысл требует своей реализации. Конечной причиной всегда является цель и смысл, и это утверждение должно в наше время обосновываться с научной позиции.

Литература:
1.Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник М.: Прогресс, 1900.

Читайте так же:  Мой взгляд на женственность

Жизнь — это гораздо больше, чем просто счастье: Виктор Франкл о поисках смысла

Karina Papp

Проявляя заботу о других людям, мы привносим в нашу жизнь смысл — однако это совсем не обязательно делает нас счастливыми. В то же время, именно в обретении смысла психологи видят путь к исцелению от депрессии. T&P перевели статью из журнала The Atlantic о том, почему полезно иметь цель в жизни и как поиск счастья может мешает самому счастью.

Видео (кликните для воспроизведения).

В сентябре 1942 года Виктор Франкл, знаменитый еврейский психиатр и невролог, был арестован и вместе со своей женой и родителями отправлен в нацистский концентрационный лагерь. Когда лагерь был освобожден через три года, большинство его родственников врача погибли, включая его беременную жену. Однако он — заключенный номер 119104 — выжил. Книгу о своей жизни в концлагере «Человек в поисках смысла», мгновенно ставшую бестселлером, Виктор Франкл написал за 9 дней. Размышляя о судьбах заключенных, автор пришел к вывод, что разница между теми, кто выжил и тем, кто нет, заключалась в одном — стремлении к Смыслу.

Согласно наблюдениям Виктора Франкла за узниками концлагеря, люди, которые сумели обрести смысл даже при самых ужасающих обстоятельствах, оказались гораздо более стойкими, чем остальные. «У человека можно отнять все, кроме одной вещи», — писал Франкл в своей известной книге, — «последняя из человеческих свобод — это возможность самостоятельно выбирать, как относится к тем или иным обстоятельствам».

В книге «Человек в поисках смысла» Франкл описывает пример с двумя заключенными, у которых прослеживалось суицидальное поведение. Как и многие другие в лагере, эти мужчины потеряли надежду, перестали видеть смысл в жизни. «В обоих случаях важно было дать им понять, что их еще что-то ждет в жизни, что у них есть будущее». Для одного мужчины таким лучом надежды стал младший ребенок, живший тогда заграницей. Для другого — ученого — эту роль сыграла серия книг, которую он должен был завершить. Франкл писал: «Эта уникальность и исключительность, которая выделяет каждую личность и придает смысл ее существованию, имеет отношение к творчеству настолько же, насколько и к человеческой любви. Когда выясняется, что невозможно заменить одного человека другим, в полной мере проявляется ответственность человека за свое существование и его продолжение. Человек, осознавший свою ответственность перед другим человеческим существом, которое страстно его ждет, или перед незаконченной работой, уже не сможет бросаться своей жизнью. Он знает, «зачем» ему жить, и будет способен вынести почти любое «как».

Кажется, что сегодня идеи, представленные в сочинении Франкла — акцентирование на смысле, значимость страданий и ответственность не только перед самим собой, но перед бóльшим — расходятся с принципами современности, когда человек более заинтересован личным счастьем, нежели поиском смысла. Автор замечает: «В глазах европейцев важной характеристикой американской культуры является императив: опять и опять приказывается и предписывается “быть счастливым». Но счастье не может быть объектом стремления, погони; оно должно быть результатом чего-то другого. Надо иметь основание «быть счастливым”».

Согласно данным Gallup, наличие цели и смысла в жизни увеличивает уровень благополучия и довольства жизнью, улучшает душевное и физическое здоровье, повышает выносливость и уверенность в себе, а также снижает вероятность депрессии. А человек, находящийся исключительно в поиске счастья, оказывается, чувствует себя менее счастливыми. Это же отмечает Франкл, когда говорит, что «поиск счастья мешает самому счастью».

Во время проведения психологического исследовательских 400 американцев в возрасте от 18 до 78 лет ответили на вопрос, есть ли в их жизни смысл и/или счастье. На основе данных, полученных от респондентов — уровне стресса, их финансовых возможностях и наличии детей — ученые пришли к выводу, что жизнь, наделенная смыслом и счастливая жизнь в определенной степени пересекаются, но по сути очень различны. Счастливая жизнь, заявили психологи-исследователи, ассоциируется со способностью брать, в то время как жизнь осмысленная — со способностью давать.

«Счастье без смысла характеризует довольно поверхностную, сконцентрированную только на самом себе, даже эгоистичную жизнь, в которой все идет хорошо, потребности и желания легко удовлетворяются, а сложностей стараются избегать»

«Счастье без смысла характеризует довольно поверхностную, сконцентрированную только на самом себе, даже эгоистичную жизнь, в которой все идет хорошо, потребности и желания легко удовлетворяются, а сложностей стараются избегать», — пишут авторы статьи. Психологи утверждают, что счастье — это ничто иное, как удовлетворение желания. Элементарный пример: вы чувствуете себя счастливым, утолив голод. Другими словами, люди становятся счастливыми, когда получают то, что хотят. Но не только люди способны на подобные чувства — животные тоже имеют потребности и желания, и удовлетворив их, они в равной степени чувствуют себя счастливыми.

Отличает же людей от животных вовсе не поиски счастья, но преследование смысла — исключительной особенности человека. Это заключил Рой Баумайстер, написавший в соавторстве с Джоном Тирни книгу «Сила воли: Заново открывая величайшую силу человека». Мартин Селигман — другой известный ученый-психолог наших дней — описал осмысленную жизнь как «использование ваших сильных сторон и талантов на пользу чему-то большему, чем ваше эго. К примеру, обретение смысла жизни связывают с такими простыми поступками, как покупка подарков другим людям или заботой о детях. Люди, которые обладают высоким уровнем осмысленности жизни, часто продолжают поиски смысла, даже понимая, что это будет во вред их счастью. «Мы проявляем заботу о других людям, посвящаем им себя. Это привносит в нашу жизнь смысл, однако совсем не обязательно делает нас счастливыми», — приходит к выводу Баумайстер.

Возвращаясь к жизни еврейского психотерапевта, важно рассказать об эпизоде, который произошел до его заключения в концентрационный лагерь. Эпизоде, определяющем разницу между поиском смысла и поиском счастья в жизни. Франкл был успешным психологом с международным именем. Еще 16-летним юношей он вступил в переписку с Зигмундом Фрейдом и получал от великого ученого восхищенные комментарии. Во время обучения в медицинской школе он не только основал центр по предотвращению самоубийств среди подростков, но также начал развивать логотерапию — собственную методику в клинической психологии, направленную на преодоление депрессии при помощи поиска личного смысла жизни.

К 1941 году теории Виктора Франкла уже являются достоянием мировой общественности, он работает начальником неврологического отделения в венском госпитале Ротшильда, где, рискуя собственной жизнью и карьерой, ставит ложные диагнозы душевнобольным пациентам, чтобы спасти их от эвтаназии по нацистской программе. В том же году известный врач принимает решение, изменившее всю его жизнь.

Читайте так же:  Контролируй эмоции

Достигнув определенных карьерных высот и осознавая опасность нацистского режима, Франкл запросил визу в Америку и получил ее как раз в 1941 году. В то время нацисты уже начали отправлять евреев в концлагеря, забирая в первую очередь стариков. С одной стороны, Франул понимал, что момента, когда нагрянут в дом его родителей, не придется ждать долго. Также он понимал, что как только это случится, он должен будет отправиться в заключение вместе с ними, чтобы помочь им справиться с ужасами лагерной жизни. С другой стороны, он недавно сам стал мужем, и свежая американская виза соблазняла возможностью оказаться в безопасности и спокойно продолжить успешно начатую карьеру. Виктор Франкл решил пренебречь личными целями, чтобы остаться с семьей и помогать им, а позже и другим узниками в концентрационном лагере.

Истина, извлеченная еврейским доктором из тех невообразимых страданий, через которые ему пришлось пройти в заключении, актуально и сегодня: «Бытие человека всегда направлено к или кому-то иному, чем он сам — будь это смысл, который надо осуществить, или другой человек, с которым надо встретиться. Чем больше человек забывает себя — отдавая себя служению важному делу или любви к другому человеческому существу — тем более он человечен и тем более он реализует себя».

[2]

«Если мы рассматриваем человека таким, какой он есть, мы делаем его хуже»: Виктор Франкл о гуманизме

Баумайстер и его коллеги согласятся, что поиск смысла и есть то единственное, что делает человека человеком. Отставляя в сторону свои эгоистичные желания и посвящая себя другим, мы не только проявляем гуманность, но и осознаем, что хорошая жизнь заключается в большем, нежели погоне за простым счастьем.

В поисках смысла

Общение и флуд
2 дня 11 час 10 мин назад

Админу
9 дней 11 час 21 мин назад

JAR и JAD
12 дней 5 час 44 мин назад

Говорим по-русски
13 дней 15 час 37 мин назад

[3]

[1]

Отзывы:
    Юнона о книге: Жанна Долгова — Оберег для невидимки
    Увлекательно, но затянуто, на 1 раз. Обоснуя мало, образы ГГни, Лео, тетки вот вообще не сложились при чтении, мир только отдельными крупными мазками подан. Финал предсказуемый, даже дочитывать не стала, как и оставлять книгу в читалке.

Arlette о книге: Алина Углицкая — Призванная для Дракона
А вот мне книга,увы, не понравилась. Начало было интересным, плюс, в этом куске текста, у героини был неплохой потенциал для раскрытия характера и личностного роста. К сожалению, этого не случилось, герои скоренько опробовали друг друга, поэтому далее пошло повествование в духе незабвенной Бертрис Смолл, и остальную часть текста заняли: секс, страдания и выяснения отношений, логика при этом откатилась к минимальному уровню. В общем, скоротать пару часов, не подключая при этом мозг, сия книга подойдёт.

merry))) о книге: Алиса Ардова — Господин моих ночей. Книга 2
Очень интересно и захватывающее, за двое скток спала лишь 2 часа, но прочла обе части. Автору большое спасибо. Совсем неожиданный враг и повороты судьбы, однако эмоционально захватила книга лишь отчасти. Интересно было бы узнать судьбу Талима и Рейса.

Vikontik о книге: Алайна Салах — Новый босс [СИ]
Ув. Автор! Даже если аннотация не Ваша, вам что, религия не позволяет её изменить? Даже начинать не буду. Удаляю.

alesh.nat о книге: Анна Артуровна Стриковская — Девушка с конфетной коробки. Часть 1
Открывая книгу была в предвкушении чуда,прекрасно помня бурю эмоций захвативших меня читая другие книги автора.Какое же разочарование получила читая эту книгу!Жаль!

Виктор Франкл — Человек в поисках смысла

99 Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания.

Скачивание начинается. Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Описание книги «Человек в поисках смысла»

Описание и краткое содержание «Человек в поисках смысла» читать бесплатно онлайн.

Виктор Франкл. Человек в поисках смысла

Я видел смысл своей жизни в том, чтобы помогать другим увидеть смысл в своей жизни.

Широко известно суждение Зигмунда Фрейда, которое он высказал в письме к своей последовательнице и поклоннице Марии Бонапарт: «Если человек задумался о смысле жизни, значит, он серьезно болен». Не менее известно и другое его высказывание: «В своих исследованиях огромного здания человеческой психики я остановился в подвале». Попытки его последователей подняться на «верхние этажи» неизбежно приводили к критической переоценке классического наследия.

Виктор Франкл, увлекшись психоанализом еще в юности, не удовольствовался блужданиями по «подвалу» и создал в итоге собственную теорию, собственную школу, диаметрально противостоящую фрейдистской. В отличие от скептической позиции венского патриарха, именно поиск смысла жизни Франкл назвал путем к душевному здоровью, а утрату смысла — главной причиной не только нездоровья, но и множества иных человеческих бед. Самая известная книга Франкла так и называется «Человек в поисках смысла». Наверное, именно так можно было бы охарактеризовать и ее автора.

Между Фрейдом и Адлером

Виктор Эмиль Франкл родился 26 марта 1905 года в Вене, где уже в ту пору на квартире доктора Фрейда собирался по средам психологический кружок — прообраз Венского психоаналитического общества. Членов кружка еще можно было пересчитать по пальцам, но в него уже входил ироничный скептик Альфред Адлер, который 6 лет спустя со скандалом покинет ряды фрейдистов, чтобы основать собственную школу. Уже было издано «Толкование сновидений», но почти половина первого тиража еще пылилась на прилавках невостребованной, а в адрес Фрейда и его последователей сыпались критические стрелы.

Впрочем, к тому времени, когда Франкл достиг юношеского возраста и перед ним остро встали проблемы профессионального и личностного самоопределения, психоанализ уже оформился во влиятельное течение и получил широкое признание. Еще школьником Франкл заинтересовался идеями Фрейда, вступил с ним в личную переписку. Фрейд благоволил к юноше, по его протекции статья 19-летнего Виктора Франкла была в 1924 году опубликована в «Международном журнале психоанализа». Однако молодого человека в не меньшей мере интересовали идеи «отступника» Адлера, создавшего Вторую венскую школу психотерапии (первой по праву считалась фрейдистская).

Еще не получив законченного образования, Франкл примкнул к адлерианцам. Этот этап его научной биографии был отмечен публикацией в «Международном журнале индивидуальной психологии». Впрочем, сотрудничество длилось недолго. В 1927 году на почве очевидных разногласий с коллегами Франкл покинул Общество индивидуальной психологии. Однако эти годы не прошли бесследно. Они наложили отпечаток на все последующее творчество Франкла: практически во всех его трудах присутствуют и Фрейд, и Адлер — как явные и неявные оппоненты.

Читайте так же:  Как выжить женщине в этом мире

Фрейд и Адлер уже принадлежат истории, последующее развитие оставило их далеко позади… Штекель удачно определил положение дел, когда заметил, поясняя свое отношение к Фрейду, что карлик, стоящий на плечах гиганта, может видеть дальше, чем сам гигант. В конце концов, хотя индивид может восхищаться Гиппократом и Парацельсом, нет никакой необходимости, чтобы он следовал их предписаниям или методам хирургии.

Психоанализ говорит о принципе удовольствия, индивидуальная психология — о стремлении к статусу. Принцип удовольствия может быть обозначен как воля к удовольствию; стремление к статусу эквивалентно воле к власти. Но где же то, что является наиболее глубоко духовным в человеке, где врожденное желание человека придать своей жизни так много смысла, как только возможно, актуализировать так много ценностей, сколь это возможно, — где-то, что я назвал бы волей к смыслу?

Эта воля к смыслу — наиболее человеческий феномен, так как животное не бывает озабочено смыслом своего существования. Однако психотерапия превращает эту волю к смыслу в человеческую слабость, в невротический комплекс. Терапевт, который игнорирует духовную сторону человека и, следовательно, вынужден игнорировать волю к смыслу, отрицает одно из самых ценных его достоинств.

Пройдя Первую и Вторую венские школы психотерапии, Франкл встал на путь создания собственной — Третьей. Именно так впоследствии назовут созданное им учение. Но должны были пройти еще годы накопления опыта, годы тяжелейших жизненных испытаний, прежде чем юношеские идеи оформились в стройную концепцию.

Иммунитет против нигилизма

О своем юношеском мироощущении Франкл писал: «Будучи молодым человеком, я прошел через ад отчаяния, преодолевая очевидную бессмысленность жизни, через крайний нигилизм. Со временем я сумел выработать у себя иммунитет против нигилизма. Таким образом я создал логотерапию».

Термин «логотерапия» Франкл предложил еще в 20-е годы, впоследствии в качестве равноценного использовал термин «экзистенциальный анализ». «Логос» для Франкла — это не просто «слово», как это обычно понимается в отечественной традиции. (Так, основоположником отечественной психотерапии К.И. Платоновым термин «логотерапия» использовался в значении «лечение словом» — в противовес медикаментозному и хирургическому лечению, то есть как синоним психотерапии; в этом значении термин распространения не получил. В некоторых отечественных работах по коррекционной педагогике термином «логотерапия» обозначается совокупность психотерапевтических методов и приемов, направленных на преодоление речевых нарушений.)

Франкл опирается на более широкое понимание греческой основы: «логос» — это «слово» не просто как вербальный акт, а как квинтэссенция идеи, смысла, то есть это и есть сам смысл. Такая трактовка проясняет многие недоразумения при толковании евангельского текста: «В начале было слово…»

Получив в 1930 году степень доктора медицины, Франкл продолжил работать в области клинической психиатрии, и уже к концу 30-х годов в статьях, опубликованных им в разных медицинских журналах, можно найти формулировки всех основных идей, на основе которых впоследствии выросло здание его теории — логотерапии и экзистенциального анализа.

Еще в 1928 году Франкл основал Центр консультирования молодежи в Вене и возглавлял его до 1938 года. С 1930 по 1938 год он входил в штат Нейропсихиатрической университетской клиники. В практической сфере он с 1929 года разрабатывал технику «парадоксальной интенции» — психотерапевтического инверсионного метода, ориентированного на подкрепление опасений пациента и достижение лечебного эффекта по принципу «от противного». В 1933 году им было выполнено интересное исследование «невроза безработицы», имеющее (к сожалению!) непреходящее значение, однако упоминаемое ныне редко. «ЕСЛИ ЕСТЬ ЗАЧЕМ…»

Присоединение Австрии к нацистскому рейху для еврейской части населения страны (а к ней принадлежал и Франкл) означало верную гибель. Незадолго до аншлюса у него была возможность эмигрировать в США, однако он ее отверг: полученное из Америки приглашение не распространялось на его родных, а Франкл считал недопустимым их бросить. (Наверное, в науке о душе различия в мировоззрении сказываются во всех сферах: Зигмунд Фрейд, уехавший в эмиграцию с женой и дочерью, не проявил никакой заботы о своих родных сестрах, и все они сгинули в концлагерях.)

Фортуна дала Франклу несколько лет отсрочки. По счастливой случайности, гестаповец, оформлявший отправку Франкла в лагерь смерти, оказался его бывшим пациентом и вычеркнул его из списка. Но в 1942 году про доктора Франкла вспомнили снова. Да и как было не вспомнить про заведующего отделением Венской Ротшильдовской еврейской больницы! Печи Освенцима и Дахау требовали топлива, и Виктору Франклу предстояло стать одним из миллионов поленьев в их адском пламени.

Он, однако, выжил. Здесь сошлись и случайность, и закономерность. Случайность — что он не попал ни в одну из команд, направлявшихся на смерть (направлявшихся не по какой-то конкретной причине, а просто потому, что машину смерти нужно было кем-то питать). Закономерность — что он прошел через все это, сохранив себя, свою личность, свое «упрямство духа», как он называл способность человека не поддаваться, не ломаться под ударами, обрушивающимися на тело и душу. В концлагерях получил проверку и подтверждение его взгляд на человека, и вряд ли удастся найти хоть одну психологическую теорию личности, которая была бы в такой степени лично выстрадана и оплачена такой дорогой ценой.

Видео (кликните для воспроизведения).

Любая попытка восстановления внутренней силы узника предполагает в качестве важнейшего условия успеха отыскание некоторой цели в будущем. Слова Ницше: «Если есть Зачем жить, можно вынести почти любое Как» — могли бы стать девизом для любых психотерапевтических и психогигиенических усилий… Горе тому, кто не видел больше ни цели, ни смысла своего существования, а значит, терял всякую точку опоры. Вскоре он погибал.

Источники


  1. Добрицкая, Е. А. Как создать и сохранить счастливую семью / Е.А. Добрицкая, И.Л. Копылов. — М.: Современный литератор, 2014. — 416 c.

  2. Алексей, Анисимов Практикум по психологии общения / Анисимов Алексей. — М.: Речь, 2017. — 816 c.

  3. Геген, Николя Наука нравиться. Любовь и флирт в зеркале психологии / Николя Геген. — М.: Ломоносов, 2012. — 192 c.
В поисках смысла
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here