В поисках своего естественного ребенка

Сегодня обсуждаем тему: в поисках своего естественного ребенка с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Самостоятельное создание нового эго-состояния Ребёнка

Обесценивание эго–состояния Ребенка

В сильном желании быть полностью человеческим существом, найти смысл и цель в жизни и служить обществу и миру некоторые люди обесценивают эго-состояние Ребенка в себе и в других людях. Они могут преувеличивать или преуменьшать его.

Например, среди доброжелательных людей, посвящающих себя помощи другим людям, характерно недооценивать и ограничивать нужды своего собственного эго-состояния Ребенка. Ребенок в таких «помогающих» людях может страдать от неудовлетворенных базовых нужд – потребности играть, быть спонтанными, выражать позитивные эмоции, такие как радость и любовь, а также выражать негативные чувства, такие как гнев и страх. Такие люди могут быть холодными и критичными к самим себе и мало ценности находить в своих собственных чувствах, в то время как они продолжают симпатизировать чувствам других людей.

Другие люди неверно оценивают эго–состояние Ребенка, преувеличивая его. В таких людях, которых часто описывают как незрелых, эго–состояние Ребенка доминирует и часто не поддается контролю. Полностью занятые своими собственными чувствами, желаниями и мечтами они склонны жить почти всегда на эмоциональном уровне. Даже если их определенно просят дать разумный ответ, они отвечают только чувствами – обычно негативными – тревогой, возмущением или растерянностью.

Во всех случаях, когда эго–состояние Ребенка оценивается неправильно – преуменьшается или преувеличивается, полезно пройти процедуру речайлдинг — создание заново своего эго–состояния Ребенка.

Ребенок (Д) – важная часть личности и важный источник силы (энергии) в нас. Его благополучие очень важно в развитии нового Я. Большинство людей способны проявлять удивительную и живую личность — когда Ребенок чувствует себя хорошо.

Со здоровым Ребенком человек может быть привлекательным, восприимчивым, спонтанным, теплым, эмоциональным, радостным, легким на подъем и творческим. Это – положительные качества, по которым можно узнать здорового, счастливого Ребенка. Эти качества могут быть сильным благом для целеустремленного человека, который, например, хочет поделиться энтузиазмом о проекте или для человека, которому приходится много работать: они позволят расслабиться в периоды стресса и давления.

Три части эго–состояния Ребенка (Д)

Когда вы читаете эту главу, вспомните, что ваше эго–состояние Ребенок – это ребенок, которым вы когда-то были. Каким-то образом он уже изменился. В других аспектах ему еще нужно измениться, чтобы и ваша жизнь изменилась к лучшему.

Цель построения эго-состояния Ребенка заново – создать сбалансированную личность по всем трем эго-состояниям и внутри эго-состояния Ребенка, так что во всей личности каждая часть Ребенка могла бы быть использована целесообразно.

Лучше всего происходит репарентинг когда все три части эго-состояния Ребенка понимаются и способы их реакции определены.

  • Естественный Ребенок – импульсивный младенец во всех нас, который ищет комфорта и стремится избежать боли. Он хочет есть, когда он хочет есть, спать, когда хочет спать и т. д.
  • Маленький профессор – интуитивная и творческая часть личности, которая стремится манипулировать своим окружением, чтобы удовлетворить потребности. Методом проб и ошибок он учится плакать, чтобы привлечь внимание мамы.
  • Следующая часть – Адаптивный Ребенок – часть эго-состояния Ребенка которая реагирует на обучение, травмы и повседневный опыт. Детей учат приспосабливаться к ожиданиям других людей вскоре после рождения.

[3]

Наиболее частые реакции Адаптивного Ребёнка на обучение – бунт, подчинение и промедление. Эти реакции – техники выживания. Маленький Профессор экспериментирует с ними, пока не открывает то, что работает лучше всего в данной ситуации.

Графически, эго-состояние Ребенка складывается из Адаптивного Ребенка (АД), Маленького Профессора (МП) и Естественного Ребенка (ЕД).

Творческое действие

Речайлдинг – это творческое действие. Оно выявляет невоспринятую раньше часть ребенка – ЕД у которой есть жажда свободы, интуитивную часть Ребенка – МП у которой есть жажда связи с другими людьми и ту часть ребенка, благополучие которой зависит от того насколько она выполняет правила или ожидания – АД, и у нее есть жажда испытать свой собственный потенциал и потенциал своего окружения.

Узнавание своего внутреннего Ребенка – это процесс роста длиной во всю жизнь, который может добавлять новое значение вашему существованию и переживанию вашего нового Я.

Признание вашего неблагополучного (не ОК) Ребенка

«Теперь мне все равно…»

«День за днем я делаю глупости»

«Почему я не должен сердиться?»

«Я боюсь говорить то, что я думаю»

Многим людям нужна практика в распознавании реакций, которые исходят из разных частей эго-состояния Ребенка особенно негативных и защитных. Ваш внутренний Ребенок может чувствовать себя не ОК, а Взрослый может этого не замечать. Одна из стадий речайлдинга – распознавать вашего не благополучного Ребенка в действии.

Это – список негативных детских реакций. Проверьте, какие из них есть у вас.

Профилактика расставаний, или как излечить Внутреннего Ребёнка.

Что нужно сделать до того, как начинать отношения? Странный вопрос, скажете вы. Достаточно найти партнёра. Очередного. Тот, предыдущий, был недостаточно хорош. Успешен. Мил. Был ревнив. Женат. Инфантилен. Теперь всё будет по-другому. Теперь я буду внимателен(льна). С моим-то опытом.

Но, странное дело, в новых отношениях, тоже почему-то не клеится. Хотя стараемся изо всех сил. Отношения выясняем, ожидания озвучиваем, и, главное дело, любим. Ведь любим же! Ядовитой змеёй закрадывается мысль, что виноват второй — старается недостаточно. Или не так уж и любит. И вообще, все они одинаковые…

В психологии можно встретить понятие «психологический возраст». Который часто может не совпадать с физическим. Такое несовпадение может быть как временным, так и постоянным. В первом случае речь идёт о регрессии, во втором – об инфантилизме. Т.е., иначе говоря, либо Взрослый в отношениях становится Ребёнком (Э. Бёрн), либо изначально в эти отношения вступает не взрослый и не зрелый человек.

Каждый человек когда-то был ребенком, и этот образ мы несём с собой во взрослую жизнь. В различных источниках и теориях чаще всего можно встретиться с двумя видами внутреннего ребенка — Счастливым и Травмированным (или Естественным и Плачущим).

Читайте так же:  А вы умеете летать во сне

Счастливый (целостный) ребенок – это желанное дитя любящих, взрослых и психологически здоровых родителей. Такие родители принимали ребёнка, заботились о нём и поддерживали, уважали личность ребёнка и его право на самостоятельность. Такой ребёнок становится Взрослым естественным путём. Повзрослев, все эти функции он может осуществлять по отношению к себе сам. Другими словами, он насыщен (любовью и принятием) и научен экологичному и бережному обращению с собой. Сохраняя связь с таким Внутренним Ребёнком, человек подпитывается из этого состояния энергией, потому что в нём источник спонтанности, творчества, витальности, уверенно идёт по жизни, решает проблемы, принимает решения, делает выборы – потому что хорошо знает, чего он хочет. К сожалению, такое детство было не у многих из нас. А, значит, и не у многих наших родителей…

Травмированный (плачущий) ребенок – это ребёнок, подвергшийся различным видам травм либо насилия: в худшем случае – физического, в «лучшем» — психологического. Это может быть одинокий и отвергнутый, брошенный и забытый, оскорблённый, использованный, жертвующий собой ребёнок. Родители или были поглощены своими собственными горестями и проблемами (гипоопека), или чрезмерно вовлекали ребёнка в свою жизнь (гиперопека). В первом случае родители были холодные, пренебрегающие, эгоистичные, во втором – тревожные, контролирующие, сверхзаботливые. В результате ребёнок оказался переполнен эмоциональной болью и не отреагированными чувствами и состояниями — страхом, печалью, обидой, гневом, одиночеством, беспомощностью.

В детстве для защиты Плачущего и Травмированного ребёнка (как защитный механизм) на сцену может выйти ещё одна субличность – Контролирующий ребёнок . Для избавления от эмоциональной боли и невыносимого внутреннего напряжения он изыскивает различные средства. Одни из них — отвлекающие (работа, спорт, навязчивая забота о других, компьютерные игры) — более социально-приемлемые. Другие — обезболивающие (еда, алкоголь, медикаменты, секс, никотин, азартные игры) – осуждаемые обществом. На самом деле, и те и другие с большой вероятностью могут стать объектом патологического пристрастия. Здесь находятся корни всех зависимостей.

Поскольку потребности всё равно не удовлетворяются, и Контролирующий Ребёнок со своей задачей уже не справляется, может появиться ещё один персонаж – Разгневанный и Бунтующий Ребёнок (сочетание Плачущего и Контролирующего). Он сверх требовательный, открыто выражает враждебность.

[2]

При соединении Естественного, Контролирующего и Плачущего — на свет рождается Упрямый и Эгоистичный Ребёнок , он проявляет свою агрессию не явно, скрытно. Он манипулятор, интриган, часто мстительный и изобретательный. Живёт под лозунгами: «Я имею на это право», «Я буду делать только то, что мне нравится». Общими чертами этих субличностей являются: оправдание своего поведения, обвинение других, безрассудство, отказ от ответственности.

Что же происходит с этими Детьми? Они живут в нас — взрослых. Такие взрослые всегда психологически находятся в позиции ребенка – недокормленного, вечно жаждущего любви и внимания, нуждающегося, зависимого, требовательного к другим. Чувства эти по-прежнему актуальны, они энергетически заряжены, и эта энергия требует выхода. Обиды, недовольство, упреки, претензии такого взрослого ребенка изначально предназначены родителям, тем не менее, предъявляются чаще всего — партнерам. Как только в настоящей реальной взрослой жизни происходят ситуации, похожие на ситуации из детства, или как только мы встречаем кого-то, кто становится нам не безразличен, мы начинаем вести себя так, как будто другие люди что-то нам должны. Снова и снова наш Внутренний раненый ребенок проецирует на настоящее ситуацию травмы, заставляя нас реагировать так, как реагировал бы маленький ребенок. А именно – жалуется, требует, хнычет, требует, манипулирует и контролирует.

Где нет детства, нет и зрелости.

Эти субличности легко узнаются в ролях, которые играют уже взрослые люди. Например, Плачущий Ребёнок – явная Жертва. Для неё характерно: применение обезболивающих средств, химические зависимости (наркотики, алкоголь и т.д.), склонность к депрессиям, бегство от ответственности. Чаще это творческие люди – художники, музыканты, актёры, поэты.

Контролирующий Ребёнок – это, как правило, эмоционально-холодный и недоступный человек. Характерно: отвлекающие средства, перфекционизм, трудоголизм, супердостижения. Живут по правилам, ориентируются на образец. Ригидные, упрямые, педантичные. Берут на себя чужую ответственность — «жизнь для других» (Спасатель).

[3]

Эти полюса не жёсткие – человек в течении жизни может переходить из одного болезненного полюса в другой, а может сочетать в себе черты обоих. В результате непроработанности Плачущего Ребёнка, человек попадает в эмоциональную ловушку – так называемый треугольник Карпмана, где постоянно меняет роли – Спасателя, Жертвы и Агрессора.

Все эти состояния/субличности хороши, если появляются на сцене нашей жизни эпизодически. Когда же одна из них становится доминирующей частью взрослого человека – это приводит, безусловно, к разрушению отношений. Никто не в состоянии постоянно быть любящим и без конца принимающим родителем, излечивающим детские травмы партнёра . Особенно если в отношениях встречаются два таких травмированных ребёнка (а, как правило, так и происходит)… В результате – одиночество и бесконечное ожидание волшебства – встречи с человеком, который додаст то, что когда-то не додали нам родители: любовь, заботу, чувство безопасности и защищённости, признание того, что ты самый лучший.

Выход в исцелении, в первую очередь Плачущего Ребёнка, потому что именно эта часть порождает все остальные. Нужно помочь ему отреагировать море его боли, оплакать полученные раны. Важно и необходимо принять все свои части, потому что среди них нет плохих и хороших, все они в своё время помогли нам выжить и не разрушиться. Принять для восстановления своей целостности, а, значит, и психологического здоровья.

И только после работы с Внутренним Ребёнком начинать осторожно и бережно выращивать из него мудрого Взрослого — уверенного, поддерживающего, умеющего не только брать, но и давать, ответственного и принимающего решения. Который сможет выстроить полноценные и полные любви отношения с другим Взрослым. Чего вам от всей души желаю.

Читайте так же:  Картина маслом

(по материалам книги Мэрилин Мюррей «МЕТОД МЮРРЕЙ»)

Возможна консультация для иногородних по скайпу: логин ksenia.4_2013

Как понять призвание своего ребенка?

В пять лет мой ребенок мечтал стать дворником, в шесть грезил работой пожарного, перед самым выпуском из детского сада он заявил, что обязательно станет стоматологом, а в начальной школе задумался о карьере видеооператора! Я лишь умиляюсь поискам сына, подходя к выявлению его призвания по-своему.

Если исходить из того, что наше призвание является врожденным, то просто внимательно наблюдая за детьми в том возрасте, когда они еще спонтанно проявляют свои природные склонности, можно предположить, в чем заключаются их сильные стороны, которые мы должны лишь помочь или хотя бы не мешать им развивать. Причем обращать внимание стоит не только на то, что ребенку дается легко, в чем он может быть талантлив, но также учитывать его стойкие интересы к чему-либо и особенности его характера.

Начать можно с того, чтобы определить, к какому типу деятельности у ребенка больше склонностей (в древней славянской ведической культуре их называли варнами) — интеллектуальному, управленческому, торговому или ремесленному. Если вашему малышу еще от 6 месяцев до 1 года, выяснить это можно следующим образом. На одном расстоянии от него положите четыре предмета — книгу, оружие (игрушечную саблю или пистолетик), горсть монет и какой-то знакомый для ребенка инструмент (например, молоток). По направлению к какому предмету ребенок начнет ползти, к тому типу он, соответственно, и относится. Чтобы проверить точность своего предположения, этот эксперимент можно повторить еще несколько раз — через неделю, 15 дней и месяц.

Фото: Степан Патрышев

К сожалению, когда мой ребенок был в этом возрасте, я о таком способе еще не знала. Но, оглядываясь назад, я вспоминаю, что мой сын чаще всего просил купить ему очередное оружие или машинку, целой армадой которых он обожал управлять по полдня, регулируя движение, создавая происшествия на «дорогах» и наказывая их «виновников». Прислушиваясь к его разговорам на детских площадках, я часто замечала, что он старается показать другим, как надо играть «правильно», как будет справедливо рассудить того или иного «нарушителя» игры. Он не раз отказывался играть с другими «не по правилам», несоблюдение которых доводило его буквально до слез! Наблюдая за проявлениями характера своего сына, я видела, что он довольно самодостаточен и вынослив, что также указывает на то, что мой ребенок, скорей всего, относится к типу управленцев, из которых получаются прекрасные руководители, менеджеры, политики, военные.

Другой ребенок, девочка, с которой мой сын сначала ходил в детский сад, а потом в начальную школу — типичная мастерица, то есть она относится к ремесленному типу. Сколько ее знаю, она всегда что-то делает своими руками, пробуя себя то в плетении из бисера, то в валянии из шерсти, то в макраме, то в шитье мягких игрушек. По словам ее мамы, их дом уже ломится от ее поделок! И пусть учиться в школе ей не всегда легко, трудолюбия ей не занимать! И рукоделие, скорей всего, будет ее основным «хлебом».

Есть также дети, которые с самого детства неравнодушны к торгово-денежным отношениям — то они зачаровано играют в «магазинчик», то пытаются обменяться вещами с одноклассниками, то заводят новую копилку, то увлеченно играют в монополию или находят еще одну идею для очередной коллекции! Это те, кто относятся к торговому типу, из кого получаются хорошие бизнесмены, продавцы и фермеры.

Если самая любимая «игрушка» ребенка — книга, а любимая игра — «в школу», если он рано научился читать и писать, его полки ломятся от всевозможных энциклопедий и развивающих игр, а сам он любит побыть один для «подумать» — то он, скорей всего, интеллектуал. Люди, относящиеся к такому типу — хорошие учителя, психологи, ученые, врачи, первооткрыватели.

Хотя нельзя сказать, что тот или иной тип деятельности обязательно напрямую определяет конкретную сферу его применения, скорее, он лишь задает направление реализации того или иного специалиста. Так, врачом может стать человек, относящийся к управленческому типу, и в этом случае он, прежде всего, будет стремиться стать заведующим больницы, врач-интеллектуал может остаться в ординатуре медакадемии и стать ученым, для врача-торговца самым важным будет получить прибыль, например, открыв частную клинику, а врач-ремесленник с удовольствием будет делать операции в крупной клинике или поднатореет в каком-то узком направлении, например, в гомеопатии.

Как же узнать склонности ребенка к той или иной области профессиональной деятельности после того, как вы определитесь с ее типом? По сути, здесь все как у взрослых — нужно выявить главное увлечение ребенка, определить его таланты и на их стыке найти призвание пока еще маленького человечка. Впрочем, у детей увлечения часто тесно связаны с их талантами, так как им, как правило, нравится заниматься именно тем, что у них хорошо получается делать, к чему у них есть способности.

Фото: Елена Приходько

Чтобы понять предпочтения и склонности своего ребенка, я с самого раннего возраста старалась создать такие условия, в которых они могли бы проявиться в полной мере. До года я проводила с сыном ежедневные занятия, целью которых было не столько научить его чему-то, сколько удивить хоть чем-нибудь (даже если это будет шарик, скомканный на его глазах из шуршащей фольги), а еще дать ему возможность в чем-то творчески проявить себя (пусть даже после этого я буду отмывать стены ванны от гуаши всю ночь).

В год мы пошли на занятия по Монтессори, после чего я зонировала детскую комнату, в которой сын мог в любой момент и порисовать чем угодно, и «поиграть» на каком-то инструменте — там-таме, синтезаторе, гитаре или флейте, и пособирать пазлы или поскладывать головоломки, и порассматривать географические карты, и полистать книги, и послушать обучающие диски на английском-французском-немецком, и поиграть в любые игрушки. Каждый месяц я закупала очередную порцию наглядного материала и развивающих пособий и обновляла комнату то тут, то там.

Читайте так же:  Лабиринт проблем выход есть всегда!

С четырех лет к нам начал приходить педагог по рисованию, и вот уже сын перерисовал «Золотую осень» Левитана, с шести я пригласила на дом преподавателя игры на синтезаторе, и вскоре уже наслаждалась «Лунной сонатой» в исполнении своего ребенка. Потом я стала водить сына во всевозможные кружки — каратэ, брэйк-данс, шахматы, английский язык, актерское мастерство, игра на гитаре, теннис, фотодело, информатика. Как только он терял интерес к одному из них, у нас освобождалось время для другого. У меня не было цели добиться от ребенка каких-то значимых достижений в той или иной области, мне хотелось, чтобы он попробовал себя в как можно большем количестве различных дел, прочувствовал на опыте все многообразие своих «Я могу!» и, возможно, в итоге остановился на том, что действительно является его страстным увлечением.

Фото: Маша Бубнова

Сейчас моему ребенку почти одиннадцать лет. Он с отличием закончил начальную школу, показав особые успехи в точных науках. Он поигрывает на синтезаторе и гитаре, ходит на руках, играет в тенис, порой увлеченно фотографирует, с интересом осваивает компьютерные программы, такие как PowerPoint, Pаint, за границей помогает мне с переводом на английский. Но его самым большим талантом я считаю умение устанавливать контакт, договориться и организовывать какую-либо деятельность среди своих сверстников, а его главным увлечением на данный момент являются операторская работа и компьютерные игры. Таким образом, призвание своего сына на сегодняшний день я вижу в руководстве людьми, работающими на стыке творчества и цифровых технологий.

Фото: Степан Патрышев

Вначале я, как и многие родители, пыталась бороться с его главным пристрастием — компьютерными играми, а затем, увидев, как он собирает в соцсетях группы своих единомышленников, создает для них обучающие видео по играм и делает обзоры лучших геймеров и летсплейщиков, я поняла, что мне стоит поддержать и это его увлечение, в котором так гармонично соединилось все то, что я в него вкладывала с самого детства: работа с образами, звуковым рядом, координация движений, отсутствие языкового барьера. В следующем учебном году я запишу его на курсы программирования компьютерных игр, помогу написать сценарий для его собственной игры и куплю все необходимое, чтобы он мог творить свои игровые миры дома. Но даже если сын наиграется и в это, через три года вдруг увлекшись темой космоса или балетом, я буду его верным проводником и в эти сферы. Ведь самое главное для меня — чтобы в его глазах не угас этот страстный интерес к жизни и другим людям. Именно в этом, на мой взгляд, и заключается настоящее призвание каждого из нас, именно это мы и должны поддерживать в своих детях!

Фото: Степан Патрышев

Таким образом, мой опыт поиска призвания своего ребенка привел меня к выводу о том, что не стоит придавать особого значения ранним заявлениям своего малыша о том, кем он хочет стать (как правило, они являются слишком ситуативными и случайными, хотя здесь могут быть и исключения). По крайней мере, мой ребенок никогда не держал в руках метлы, не играл в стоматолога и не выказал бурного восторга на экскурсии по пожарной станции, несмотря на свои детские мечты стать дворником, стоматологом или пожарным. Гораздо полезнее создать для ребенка полноценную развивающую среду, в которой его призвание сможет проявиться естественным образом. И с самого начала постараться определить тот тип деятельности, к которому малыш предрасположен в большей степени: интеллектуальной (И), управленческой (У), торговой (Т) или ремесленной (Р). Для этого нужно обратить внимание на то:

  • в какую сюжетно-ролевую игру чаще всего играет ваш ребенок — в школу (И), в войнушку или командование чем-(кем-) либо (У), магазинчик (Т) или предпочитает вместо игр что-то делать своими руками (Р).
  • какие черты характера он ярче всего проявляет — дружелюбность и честность (И), выносливость и справедливость (У), запасливость и щедрость (Т), терпение и трудолюбие (Р).
  • каким героям мультфильмов и детских фильмов стремится подражать — умным, как Василиса Премудрая или Знайка (И), сильным как Илья Муромец или Зена (У), запасливым, как Скрудж МакДак или Царевна-Лебедь (Т), умелым, как Данила-мастер или Марья-искусница (Р).
  • на что обращает внимание в других людях, с какой стороны их обычно характеризует: умный — глупый (И), честный — не честный (У), богатый — бедный (Т), умелый или нет (Р).
  • какой его ведущий мотив в развитии — узнать что-то новое (И), чем-то (кем-то) управлять, кого-то защищать (У), получить что-то материальное (Т), что-то сделать самому (Р).
  • о чем он мечтает — стать самым умным (И), самым главным (У), самым богатым (Т) или самым умелым (Р).

После того, как вы выясните тип деятельности своего ребенка, постарайтесь создать все необходимые условия для того, чтобы он мог развиваться в соответствии со своей природой.

Интеллектуалу обеспечьте доступ к информации, относитесь к его мыслям с пониманием и уважением, воспитывайте в нем чувство прекрасного, станьте для малыша настоящим другом.

Ребенка-управленца хорошо отдать в какой-то спорт (лучше всего, на боевые искусства), который научит его дисциплине и поможет развить в нем нравственность, объясните ему принципы лидерства на основе любви и уважения к другим людям, станьте для него хорошим учителем.

Фото: Степан Патрышев

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Ребенка-торговца обязательно обеспечьте карманными деньгами и научите его ими пользоваться с умом, воспитывайте в нем доброту и щедрость, станьте его персональным финансовым советником.

Ребенок-ремесленник нуждается во всем необходимом для своего творчества, привейте ему любовь к труду, не заставляя постигать сложные науки, а взяв его в свои подмастерья.

Попробуйте создать благодатную почву для взращивания призвания вашего ребенка и его первые ростки не заставят вас долго ждать!

Читайте так же:  Глубинные чувства

Естественное воспитание

Как воспитать естественного ребёнка.

Воспитание естественного ребёнка — это то, что в наши дни интересует многих родителей. Некоторые родители слышали о «естественной жизни» или имеют смутное представление о том, что они должны быть «более естественными» в своих домах, но не уверены, смогут ли это сделать. Воспитание естественного ребёнка может начаться с небольших шагов и перейти к общему естественному образу жизни. Вот несколько советов.

Воспитание интереса к природе

Большинство детей, естественно, любят быть на природе. Другие может быть растут в среде с малым влиянием природы и могут не иметь непосредственного интереса к ней. В любом случае, приобщение своих детей к природе может помочь воспитать естественного ребёнка. Чтобы сделать это, попробуйте выполнить некоторые из следующих действий.

  • Поощряйте природное коллекционирование, например, сосновые шишки, перья, камни или орехи. Осенняя подборка кленовых листьев позволит сделать весёлый вихрь, когда вы выпустите их с балкона или лоджии и будете наблюдать за их движением вниз.
  • Отправляйте своих детей на улицу, когда они скучают или мешаются под ногами в доме. Это поможет научить их обращаться к природе, когда они не знают, чем заняться.
  • Гуляйте и путешествуйте вместе, как семья, вместо того, чтобы ходить в кино, смотреть телевизор или играть в компьютерные игры.
  • Ремесла, основанные на природных материалах, могут открыть глаза вашим детям в окружающий их художественный мир. Они могут собирать веточки для плетения рам для картин или собирать жёлуди для украшения различных предметов. Они могут собирать цветы в веночки или строить хижины из палок.

Поищите в библиотеке или Интернете больше идей для природных ремёсел.

Естественное родительство

Многие считают, что такое воспитание является самой естественной формой воспитания. Основной идеей таких методов воспитания является удовлетворение врождённых потребностей в ласке, тепле, пище и безопасности. В этом случае внимание обращено на природные, животные или биологические истоки человека, игнорируя современный технический подход ко всем областям жизни человека. Для воспитания естественного ребёнка в значительной степени избегают использования искусственных инвентарей, таких как пустышки, бутылки, упругие сиденья и даже шпаргалки.

Естественное воспитание может начинаться до рождения с естественной беременности и следовать естественному рождению.

Питание

Естественная пища — это, конечно, способ связать своего ребёнка с природой. Домашнее детское питание, блюда и закуски для малышей помогут пройти долгий путь в воспитании признательности за еду и окружающую природу. Подумайте о том, как выращивать сад, по крайней мере, для некоторых из ваших продуктов, и пусть ваш ребёнок поможет в садоводстве и уборке урожая. Вы могли бы подумать о том, чтобы завести несколько цыплят. Ваши дети будут знать больше, чем большинство детей о том, откуда приходит еда!

Приспосабливающийся. Бунтующий. Естественный. Как научиться лучше понимать своего ребенка?

Автор транзакционного анализа Эрик Берн выделил три Эго-состояния: Родитель, Взрослый и Ребёнок. Каждый из нас в тех или иных обстоятельствах находиться в одном из этих состояний, в том числе и дети.

Как научиться распозновать эти состояния и выбирать соответствующие им методы воспитания — читайте в авторской колонке Елены Дубовик, руководителя «Центра успешных отношений»

Источник фото: pexels.com

Эти знания помогут вам быть осознанными и находить лучший выход в трудных ситуациях, с которыми мы неизбежно сталкиваемся в жизни. Они универсальны, и вы можете применять их не только для того, чтобы достигнуть лучших результатов в воспитании ребенка, но и для выстраивания взаимоотношений с другими людьми, а также для понимания собственных состояний и реакций.

В Эго-состоянии Ребенка выделяют три разновидности: Естественный, Бунтующий (или Отчаявшийся) и Приспосабливающийся.

Отмечу, что не только ребенок по возрасту может находиться в этих состояниях, но и взрослый человек достаточно часто находится в состоянии, например, приспосабливающегося или бунтующего ребенка.

Родители могут научиться распознавать эти Эго-состояния в себе, в детях и в других людях.

Естественный ребенок

Естественный ребенок является проявлением индивидуальности, особенностей, способностей и иных индивидуальных характеристик (природных, биологических и психологических).

В этом состоянии человек открыт миру, он эмоционален, искренен, находится в контакте с телом и эмоциями, потребностями, полон творчества, убеждён в своей ценности. Он уверен, что его любят, его желания имеют ценность, они могут быть удовлетворены, что ему помогут, если возникнет сложность, позаботятся о нем.

Естественный ребенок находится в контакте со своими потребностями, может чувствовать себя беспомощным, однако не пытается это спрятать и смело обращается ко взрослым за помощью. Он существует в гармонии со своими чувствами и уверен, что имеет право на них.

В этом состоянии мы можем испытывать беспомощность, тревогу или гнев. Это законные чувства.

Отличие в том, что чувства и потребности признаются как имеющие право на существование, и есть устойчивое ожидание и надежда, что потребности будут удовлетворены.

Ребенок беспомощен без ухода, заботы и любви. Он погибнет без внимания и без воспитания не сможет стать взрослым. Естественный ребенок доверяет взрослому как защитнику и проводнику во взрослый мир.

Типичные фразы естественного ребенка:

«Я хочу…», «Я чувствую…», «Помоги мне…», «У меня не получается…».

Источник фото: pexels.com

Бунтующий ребенок

Бунтующий (Отчаявшийся) Ребенок долго (для него) и безуспешно нуждался, надеялся и не получал то, что ему нужно. Это заставило его испытать боль и разочарование.

Он настолько долго (для него) хотел быть любимым, защищённым и принятым, что не смог больше ждать и надеяться, отчаялся. Ему безопаснее быть уверенным в том, что его потребности, эмоции и желания никому не нужны.

Он даже научился получать выгоды из этого положения. Поскольку потребности, желания и эмоции — это очень большая энергия жизни, ему приходится расходовать их «нелегально». Теперь всё что он может делать, это шантажировать, манипулировать, делать наперекор и жалеть себя.

[1]

Такие фразы как «Вот замерзну (заболею) и умру, и вы будете потом жалеть и плакать», либо «Всё равно вы меня не любите», «Мне все равно» типичны для отчаявшегося Ребенка.

В таком состоянии Ребенок может делать что-то наперекор или назло, с ним нет сладу, он отказывается что-то понимать.

Читайте так же:  Жестокий я психоаналитическое понимание плохого отношения к себе

Взрослые зачастую практикуют состояние бунтующего Ребенка. Это не менее очевидно.

Источник фото: pexels.com

Когда мужчина говорит: «Вы меня не цените, поэтому я буду пить», или жена говорит мужу: «Ты меня не любишь, разведись со мной» подразумевая, что он будет ее разубеждать и обещать жить с ней долго и счастливо.

Реакция на безобидный комплимент: «Ты сегодня прекрасно выглядишь!»«А что, вчера выглядела плохо?» — это также проявление бунтующего ребенка.

Приспосабливающийся ребенок

Он ориентирован на мнение родителей и значимых лиц, хочет понравиться, предугадывая, какой именно ребенок нужен этим родителям, соблюдая установленные правила.

Для того, чтобы его любили, старается быть послушным, угодить, сделать все, чтобы его похвалили. Эта особенность является неотъемлемым условием, чтобы быть принятым в семье.

Такой ребенок на первое место ставит мнение о нём, он очень ориентирован на соблюдение норм и правил, зачастую в ущерб своим эмоциям, потребностям и индивидуальности. Он включает локатор, чтобы через него уловить настроение окружающих.

В поведении приспосабливающегося Ребенка нет ничего предосудительного, ведь это естественный механизм социализации. Без этого не могло бы существовать общество в целом.

Источник фото: pexels.com

Проблемы начинаются, если приспособление наносит ущерб индивидуальности. Тогда формируется так называемое «мнимое Я», сопровождающееся чувством боли и предательства перед собой.

Каждый из нас должен ориентироваться как на общество, так и на свою индивидуальность, и находить баланс между ними. Только это даст возможность успешного проживания своей истории.

От теории – к жизни

Рассмотрим практическое использование этих знаний. Ведь от ваших подходов и реакций на проявления ребенка зависит успешность воспитания.

Оно должно быть основано на любви и уважении к индивидуальности, соответственно, на контакте с естественным ребенком.

Это значит, что родители должны уважать чувства и эмоции детей, знать, уважать и удовлетворять их потребности, помогать им справляться с трудностями, и постепенно приучать к самостоятельности, чтобы они научились быть взрослыми.

От умения быть в контакте с индивидуальностью ребенка зависит гармоничность воспитания и хорошее качество жизни ваших детей во взрослости.

Это предъявляет высокие требования к личности родителей.

Быть родителем для естественного ребенка очень приятно и легко, однако оставаться достаточно хорошим родителем, чтобы ребенок был в большей степени естественным, достаточно трудно.

Никто не застрахован, даже будучи достаточно хорошим родителем, от реакции отчаявшегося или бунтующего ребенка, однако внимание и любовь в достаточной мере обезопасит вас от этих реакций.

Когда ребенок бунтует

Когда ваш ребенок начинает бунтовать, вспомните — это означает, что он слишком долго надеялся на то, чтобы получить желаемое.

  • Ни в коем случае нельзя обращаться к бунтующей и отчаявшейся части напрямую, то есть нельзя говорить: «Иди, замерзай», или не принимать это всерьез, спорить с ним: «Глупости ты говоришь», или обращаться к его рациональной части: «Ну ты же умный мальчик, и этого не сделаешь».
  • Нужно обратиться к естественным потребностям, которые скрываются за отчаянием. А это всегда принятие, понимание и любовь. Удовлетворите потребность ребенка, и он перестанет бунтовать.
  • Необходимо признать право ребенка на его чувства и потребности, сказать: «Иди я тебя обниму, покормлю и уложу спать».

Если ваш ребенок бунтует много и давно, или это практикует подросток, ситуация является запущенной.

Не ждите, что она изменится сама собой, обращайтесь за помощью, читайте, меняйтесь сами, размышляя, какие именно его потребности вы не поняли и не удовлетворили.

Со взрослыми в состоянии бунтующего ребенка следует помнить, что в отличие от ваших детей, вы не должны удовлетворять их потребности. Они (взрослые) ответственны за это сами.

Источник фото: pexels.com

Если ребенок проявляет избыточную приспосабливаемость

Это может радовать вас, однако это чревато блокированием эмоций, плохим контактом с телом, снижением сопротивляемости к насилию и потерей интереса к жизни.

Такие дети вырастают во взрослых, которые не испытывают радости от жизни и повторяют, придя к психологу: «У меня вроде бы все есть, но меня ничего не радует, и я не знаю, чего хочу».

  • Чтобы этого не произошло, следуют пересмотреть ваши воспитательные подходы, укреплять мнение ребенка о себе и его чувство защищенности.
  • Ребенок нуждается в достаточной степени свободы, поддержки и принятия, для того чтобы иметь возможность стать независимым взрослым.

Источник фото: pexels.com

Поработайте над своими собственными тревогами и чувством зависимости, приобретите чувство безопасности. Примите, что хотеть, желать — это прекрасно.

Чаще спрашивайте детей: «Что ты хочешь?» «Что ты чувствуешь?» «В чем ты нуждаешься?».

Предоставьте возможность ребенку доверять вам.

Колонку ведет

Елена Дубовик — директор Центра Успешных отношений, специалист по личностному росту и развитию человека.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Центр успешных отношенийэто команда профессиональных психологов и консультантов , за плечами которых многолетний успешный опыт работы с самыми разнообразными проблемами и вопросами. В центре проводятся тренинги, тренинги личностного роста, программы для детей и подростков, проводятся консультации психологов (психологическая помощь взрослым, детям, подросткам и семьям).

Источники


  1. Рогов, Е. И. Психология общения / Е.И. Рогов. — М.: Владос, 2014. — 336 c.

  2. Культура семейных отношений. — М.: Знание, 2018. — 176 c.

  3. Регуляция репродуктивного поведения и репродуктивное здоровье / И.С. Морозова и др. — М.: Ленанд, 2015. — 240 c.
В поисках своего естественного ребенка
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here